Как составить конспект урока по информатике

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Передача информации»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Хайруллина Регина Михайловна

Место работы

МБОУ ООШ

Должность

Учитель информатики

Предмет

информатика

Класс

8

Тип урока

Урок-введение нового материала с использованием ИКТ

Тема и номер урока

«Передача информации»

Базовый учебник

Информатика 8 класс Н.Д. Угринович М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний

Цель урока:

  • Дать представление о процессе передачи информации;

  • Познакомить учащихся с современными способами передачи информации;

  • активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету;

  • развивать умение аргументировать собственное мнение, анализировать полученную информацию, логически мыслить.

Задачи:

  • Личностные:

– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
– сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности.

– сформировать понимание материала.

– целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

– формирование ответственного отношения к учению;

  • Метапредметные:

  • Познавательные:

– познакомить с понятиями;

– создать условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и соответственные возможности ее решения;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы;

– способствовать деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;

– узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности.

  • Регулятивные:

– продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации, обобщать;

– организовать деятельность по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции.

– соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.

  • Коммуникативные:

– развитие творческого и познавательного потенциала ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии;

– развитие ИКТ – компетентности, т.е. приобретение опыта создания, преобразования, представления информационных объектов.

– установление межпредметных связей;

– содействовать развитию умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный материал на практике.

  • Предметные:

– сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
– понимание роли информационных процессов в современном мире;
– представление о способах и видах передачи информации.

– знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Структура и ход урока

Этап урока

Использование ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

время

Формируемые действия

Познаватель-ные

Регулятив-ные

Коммуникатив-ные

Личностные

1

Организационный момент

Приветствует учащихся

Определяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Сообщают об отсутствующих

3мин

2

Актуализация

Слайд 1

Фронтальный опрос по материалу прошлого урока.

Организует обсуждение темы урока.

Отвечают на вопросы учителя.

3мин

Проговаривание правильного ответа

3

Изложение нового материала

Слайд 2-10

Объясняет новый материал, опираясь на презентацию.

Работают с источником информации, обсуждают. Записывают определения и рисуют схему в тетрадь.

15 мин

Работают с учебником

Перерабатывать полученную информацию

4

Физкультминутка и игра

Слайд 11

Организует проведение физкультминутки.

Физ. пауза для глаз: Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.

Повторите 3 раза.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз и улучшения мозгового кровообращения. Играют предложенную игру, отвечая на вопросы.

5 мин

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебному процессу.

5

Закрепление

Слайд 12-14

Решение задач. Задает вопросы учащимся, опираясь на представленный новый материал.

Отвечают на вопросы учителя Решают задачи устно и письменно, у доски.

15 мин

Обобщают полученную информацию

Формулируют выводы

Выводят итог урока

6

Домашнее задание

Слайд 15

Организует обсуждение итогов урока.

Знакомит учащихся с домашним заданием.

«Домашнее задание записано на экране»

Участвуют в обсуждении итогов урока

Обсуждают и фиксируют домашнее задание.

4 мин

Обсуждение задания

Фиксируют д.з

  1. Организационный момент.

Приветствует учащихся. Определяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

2. Актуализация.

Фронтальный опрос по материалу прошлого урока.

  1. Перечислите основные устройства ПК.

  1. системный блок (это, собственно, и есть компьютер или его «мозг»);

  2. монитор (осуществляет вывод информации на экран);

  3. клавиатура (служит для ввода символов и команд);

  4. манипулятор типа «мышь» (предназначен для ввода команд).

  1. На какие 2 группы можно разделить устройства ПК?

(Устройства компьютера бывают основные и дополнительные)

  1. Для чего необходим процессор?

  2. Что называют носителем информации?

  3. Перечислите носители информации?

    1. Изложение нового материала.

2)ребус

3)определение

-Люди с давних времён искали способы и средства для передачи информации.

– Какие вы знаете первые и современные средства передачи информации? (костёр, почта, телеграф, телефон, телевидение, интернет).

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети. Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи.

4)Общая схема (4 слайд)

5)Давайте рассмотрим процесс передачи информации между учителем и учениками. Кто в данном процессе является источником информации? Приемником? Каналом связи?

7 слайд)Источник – царица

Приёмник – царь Салтан

Каналы связи – гонец

Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха

6)Изучение единиц скорости передачи информации.(8 слайд)

Основная характеристика каналов – пропускная способность или скорость передачи информации.

Обратите внимание на определение: Пропускная способность канала (или скорость передачи информации) – это количество информации, которое может передаваться по каналу в единицу времени.  Запишите у себя в тетрадях это определение.

7)9 слайд

10 слайд(формула)

  • 5. Закрепление

   12-14слайды )   Решение задач

(устно)За 10 с по каналу связи передано 500 байт информации. Чему равна пропускная способность канала? (500/10=50 байт/с=400бит/с)

(устно)Какой объем информации можно передать по каналу с пропускной способностью 10 кбит/с за 1 минуту? (10 кбит/с*60 с = 600 кбит)  

(письменно и у доски) (ЕГЭ 2009 пособие Гусевой И. Ю. вариант 3 Задание В5) Информационное сообщение объемом 2,5 кбайт передается со скоростью 2560 бит/мин. За сколько минут будет передано данное сообщение?

(Решение: переведем 2,5 кбайт = 2,5*1024бит*8 = 20 480 бит

20480 бит/2560 бит/мин = 8 мин)

Какой объем информации можно передать за 10 мин по каналу с пропускной способностью 5 кбайт/с

Решение: 600 с * 5 кбайт/с = 3000 кбайт : 1024 = 2,9 Мбайт

  Приведите свои примеры передачи информации. Назовите источник и приемник информации.

1. Какой информационный процесс мы разбирали сегодня на уроке?

2. Назовите участников этого процесса?

3. Как называются средства передачи информации?

6.  Домашнее задание: п. 3.1, задание 3.1 с. 81

Кодирование числовой информации

 Цели: дать представление о способах кодирования числовой информации; научить переводить числа, представленные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; развитие познавательного интереса к предмету;

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Изучение нового материала

Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления. Алфавит системы счисления состоит из символов, которые называются цифрами.

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные. В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных — не зависит.

Непозиционные системы счисления. Как только люди начали считать, у них появилась потребность в записи чисел. Первоначально количество предметов отображали равным количеством каких-либо значков: зарубок, черточек, точек.

Такая система записи чисел называется единичной, так как любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу. Единичной системой счисления пользуются малыши, показывая на пальцах свой возраст или используя для этого счетные палочки.

Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить римская система счисления, которая начала применяться более двух с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме. В основе римской системы счисления лежат знаки I (один палец) для числа 1, V (раскрытая ладонь) для числа 5, X (две сложенные ладони) для числа 10, а для обозначения чисел 100, 500 и 1000 используются латинские буквы С, D и М.

В римской системе счисления количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в римском числе XXX (30) цифра X встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину — число 10, три раза по 10 в сумме дают 30.

Чтобы записать число в римской системе счисления, необходимо разложить его на сумму тысяч, полутысяч, сотен, полусотен, десятков, пятков, единиц. Например, десятичное число 28 представляется следующим образом:

XXVIII =10 + 10 + 5 + 1 + 1 + 1 (два десятка, пяток, три единицы).

При записи чисел в римской системе счисления применяется правило: каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него, в остальных случаях знаки складываются. Например, римское число IX обозначает 9 (-1 + 10), а XI обозначает 11 (10 + 1). Число 99 имеет следующее представление в римской системе счисления: XCIX = -10 + 100 – 1 + 10.

Позиционные системы счисления. Каждая позиционная система счисления имеет определенный алфавит цифр и основание. Основание системы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите.

В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры в числе называется разрядом. Разряды числа возрастают справа налево, от младших разрядов к старшим, причем значения одинаковых цифр, стоящих в соседних разрядах числа, различаются на величину основания.

В настоящее время наиболее распространенными позиционными системами счисления являются десятичная и двоичная. Десятичная система счисления имеет алфавит цифр, который состоит из десяти всем известных, так называемых арабских цифр {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}. Алфавит двоичной системы – две цифры {0, 1}

Десятичная система счисления. В десятичной системе счисления цифра в крайней справа позиции обозначает единицы, цифра, смещенная на одну позицию влево, обозначает десятки, еще левее – сотни, затем тысячи и т. д. Рассмотрим в качестве примера десятичное число 555. Цифра 5 встречается в числе трижды, причем самая правая обозначает пять единиц, вторая справа – пять десятков и, наконец, третья – пять сотен.

Выше десятичное число 555 было записано в привычной для нас свернутой форме. В развернутой форме записи числа умножение цифр числа на основание производится в явной форме. 55510 = 5 × 102 + 5 × 101 + 5 × 100.

Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания. Например, число 555,55 в развернутой форме будет записываться следующим образом:

555,5510 = 5 × 102 + 5 × 101 + 5 × 100 + 5 × 10-1 + 5 × 10-2.

Число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.

Умножение или деление десятичного числа на 10 (величину основания) приводит к перемещению запятой, отделяющей целую часть от дробной, на один разряд соответственно вправо или влево. Например:

555,5510 × 10 = 5555,510,

555,5510 : 10 = 55,55510.

Двоичная система счисления. Числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы ряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1.

Например, развернутая запись двоичного числа выглядит следующим образом:

А2 = 1 × 22 + 0 × 21 + 1 × 20 + 0 × 2-1 + 1 × 2-2.

Это же число в свернутой форме:

А2 = 101,012.

Умножение или деление двоичного числа на 2 (величину основания) приводит к перемещению запятой, отделяющей целую часть от дробной, на один разряд соответственно вправо или влево. Например:

101,012 × 2 = 1010,12,

101,012 : 2 = 10,1012.

В информатике широко используются восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. В восьмеричной системе основание равно 8 и алфавит состоит из восьми цифр {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7}. Запишем восьмеричное число 77 в свернутой и развернутой формах и переведем его в десятичную систему счисления:

778 = 7 × 81 + 7 × 80 = 6310.

В шестнадцатеричной системе основание равно 16 и алфавит состоит из шестнадцати цифр {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F}, причем первые десять цифр имеют общепринятое обозначение, а для записи остальных цифр {10, 11, 12, 13, 14, 15} используются первые шесть букв латинского алфавита. Запишем шестнадцатеричное число в свернутой и развернутой формах и переведем его в десятичную систему счисления:

ABCDEF16 = А × 165 + В × 164 + C × 163 + D × 162 + Е × 161 + F × 160 = 10 × 165 + 11 × 164 + 12 × 163 + 13 × 162 + 14 × 161 + 15 × 160 = 1125937510.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?

2. Каково основание десятичной системы счисления? Двоичной системы счисления?

3. Какие цифры входят в алфавит десятичной системы счисления? Двоичной системы счисления?

4. На какую величину в позиционных системах счисления различаются одинаковые цифры, стоящие в соседних разрядах числа?

5. Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы?

Задания для самостоятельного выполнения

4.1. Задание с кратким ответом. Запишите числа 3,1410 и 10,12 в развернутой форме.

4.2. Задание с кратким ответом. Во сколько раз увеличатся числа 10,110 и 10,12 при переносе запятой на один знак вправо?

4.3. Задание с кратким ответом. При переносе запятой на два знака вправо число 11,11x увеличилось в 4 раза. Чему равно основание системы счисления x?

4.4. Задание с кратким ответом. Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней записано число 11? Число 99?

4.5. Задание с кратким ответом. Запишите год, месяц и число своего рождения с помощью римских цифр.

  1. Д/з 3.1.1

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную систему счисления. Поэтому часто возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот.

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. Преобразование чисел из двоичной системы счисления в десятичную выполнить довольно легко. Для этого необходимо записать двоичное число в развернутой форме и вычислить его значение.

Возьмем любое двоичное число, например 10,112. Запишем его в развернутой форме и произведем вычисления:

10,112 = 1  21 + 0  20 + 1  2-1 + 1  2-2 = 1  2 + 0  1 + 1  1/2 + 1  1/4 = 2,7510.

Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Алгоритм перевода целого десятичного числа в двоичное следующий:

1) последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы счисления (на 2) до тех пор, пока частное от деления не окажется равным нулю;

2) получить искомое двоичное число, для чего записать полученные остатки в обратной последовательности.

В качестве примера рассмотрим перевод десятичного числа 1910 в двоичную систему счисления, записывая результаты в таблицу (табл. 4.2).

Таблица 4.2. Перевод целого числа из десятичной системы счисления в двоичную

В результате получаем двоичное число:

А2 = 100112.

Перевод десятичных дробей в двоичную систему счисления. Алгоритм перевода десятичной дроби в двоичную следующий:

1) последовательно выполнять умножение исходной десятичной дроби и получаемых дробей на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получим нулевую дробную часть или не будет достигнута требуемая точность вычислений;

2) получить искомую двоичную дробь, записав полученные целые части произведений в прямой последовательности.

В качестве примера рассмотрим перевод десятичной дроби 0,7510 в двоичную систему, записывая результаты в таблицу (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Перевод дробного числа из десятичной системы счисления в двоичную

В результате получаем двоичную дробь:

А2 = 0,112.

Перевод чисел, содержащих и целую, и дробную часть, производится в два этапа. Отдельно переводится по соответствующему алгоритму целая часть и отдельно – дробная. В итоговой записи полученного числа целая часть от дробной отделяется запятой.

Задания для самостоятельного выполнения

4.6. Задание с развернутым ответом. Переведите в десятичную систему двоичные числа: 1012, 1102, 1112

4.7. Задание с развернутым ответом. Переведите целое десятичное число 102 в двоичную систему счисления.

4.8. Задание с развернутым ответом. Переведите десятичную дробь 0,252 в двоичную систему счисления.

4.9. Задание с развернутым ответом. Переведите десятичное число 10,252 в двоичную систему счисления.

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным вам правилам.

Сложение. Рассмотрим сложение чисел в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел:

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1,

1 + 0 = 1,

1 + 1 = 10.

Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления, для двоичной системы счисления – большей или равной 2.

Сложение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей сложения с учетом возможных переносов из младших разрядов в старшие. В качестве примера сложим в столбик двоичные числа 1102 и 112.

Проверим правильность вычислений сложением в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем их сложим.

1102 = 1  22 + 1  21 + 0  20 = 610 

112 = 1  21 + 1  20 = 310 

610 + 310 = 910 

Теперь переведем результат двоичного сложения в десятичное число.

10012 = 1  23 + 0  22 + 0  21 + 1  20 = 910

Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно.

Вычитание. Рассмотрим вычитание двоичных чисел. В его основе лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел. При вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. В таблице заем обозначен 1 с чертой.

Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей вычитания с учетом возможных заемов из старших разрядов. В качестве примера произведем вычитание двоичных чисел 1102 и 112.

Умножение. В основе умножения лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел:

Умножение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей умножения по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя. В качестве примера произведем умножение двоичных чисел 1102 и 112.

Деление. Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления. В качестве примера произведем деление двоичного числа 1102 на 112.

Для проведения арифметических операций над числами, выраженными в различных системах счисления, необходимо предварительно перевести их в одну и ту же систему.

Задания для самостоятельного выполнения

4.10. Задание с развернутым ответом. Выполните сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел 10102 и 102.

Двоичное кодирование чисел в компьютере

Числа в компьютере хранятся и обрабатываются в двоичной системе счисления. Оперативная память компьютера состоит из ячеек, в каждой из которых может храниться 8 битов информации, т. е. 8 разрядов двоичного числа.

Целые числа в компьютере хранятся в памяти в формате с фиксированной запятой. В этом случае каждому разряду ячейки памяти соответствует всегда один и тот же разряд числа, а запятая находится справа после младшего разряда, т. е. вне разрядной сетки.

Для хранения целых неотрицательных чисел отводится одна ячейка памяти (8 битов). Например, число А2 = 111100002 будет храниться в ячейке памяти следующим образом:

Определим диапазон чисел, которые могут храниться в оперативной памяти в формате целого неотрицательного числа. Минимальное число записывается в восьми разрядах памяти восемью нулями и равно 0. Максимальное число записывается восемью единицами и равно:

А = 1  27 +1  26 +1  25 + 1  24 + 1  23 + 1  22 + 1  21 + 1  20 = 1  28 – 1 = 25510.

Таким образом, диапазон изменения целых неотрицательных чисел – от 0 до 255.

Для хранения целых чисел со знаком отводится две ячейки памяти (16 битов), причем старший (левый) разряд отводится под знак числа (если число положительное, то в знаковый разряд записывается 0, если число отрицательное, записывается 1).

Например, отрицательное число -200210 = 111110100102 будет представлено в 16-разрядном представлении следующим образом:

Максимальное положительное число (с учетом выделения одного разряда на знак) для данного формата представления равно:

А = 215 – 1 = 32 76710.

Достоинствами представления чисел в формате с фиксированной запятой являются простота и наглядность представления чисел, а также простота алгоритмов реализации арифметических операций. Недостатком является небольшой диапазон представления величин, недостаточный для решения математических, физических, экономических и других задач, в которых используются как очень малые дробные, так и очень большие числа.

Для представления чисел в диапазоне от очень маленьких дробей до очень больших чисел с высокой точностью используется формат с плавающей запятой. В этом случае положение запятой в записи числа может изменяться. Число в форме с плавающей запятой занимает в памяти компьютера 4 байта (число обычной точности) или 8 байтов (число двойной точности).

Обновлено: 19.05.2023

Как вести конспекты учат ещё в средней школе, но по-настоящему актуальными они становятся во время лекций в институте или университете. Правильно записанный конспект — это залог успешно сданного экзамена.

Как красиво иправильно писать конспект

Конспект— это краткое содержание лекции или произведение, вкотором выделено всё главное исущественное. Записывать информацию нужно коротко исодержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради— так легче найти нужную информацию.

Нестоит путать конспект спланом, ведь это понятие намного шире. Нообщее уних всё-таки есть— умение разделить беседу или произведение налогически связанные части.

Вконспекте обязательно используется рассмотрение примеров ицитирование. Последнее стоит делать повсем правилам— выделать кавычками иуказывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины ипонятия. Это поможет более эффективно запомнить исистематизировать информацию, полученную вовремя занятия. Кроме того, при подготовке кзачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное вкратчайшие сроки.

Для конспектирования беседы вам понадобится записать еётему, краткое содержание, все основные мысли итезисы. Главная ошибка введении записей— слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно никчему, ведь это будет занимать слишком много времени, ивыпопросту неуспеете залектором. Витоге вырискуете потратить драгоценные минуты намелочи, упустив при этом всё самое главное.

 data-mce-src=

Просмотреть примеры конспектов выможете винтернете, просто отправив запрос стемой насоответствующем сайте. Нонадеяться натакие подсказки нельзя— вовсемирной сети много неточных (аиногда иоткровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации иуточнения информации, анекак еёглавный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно вовремя лекций иотруки (вклейки ицитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).

Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было витоге интересно читать. Если выиспользуете втексте сокращения (аони иногда просто необходимы) незабудьте где-то записать ихрасшифровку. Это нужно для того, чтобы вответственный момент вынетратили время, чтобы понять, что значит таили иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.

Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты ивыписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко ипонятно. Посодержащейся вконспекте информации ихможно условно поделить наплановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки ицитаты) исвободные (есть признаки двух предыдущих видов).

Особенности написания конспекта порусскому языку илитературе

Написание конспекта— это, посути, логическая переработка исходного текста изапись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта порусскому языку очень важно обращать внимание направила ипримеры кним. Они должны иметь логическую связь— это необходимо для последующего восстановления информации вполном объеме. Тоесть конспект должен отвечать натри главных вопроса— очём говорится, что самое важное ичто сэтим следует делать.

 data-mce-src=

Конспект политературе пишется восновном покакому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется изаписывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать кконспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить внём основные моменты, написать подробный план итолько тогда можно заниматься собственно работой. Написание потексту должно быть кратким без ненужных мелочей иуточнений. Главное— выделение главных героев повествования, место ивремя действия, основные сюжетные линии исобытия. Авот имена второстепенных героев, каждую локацию иразговор упоминать нестоит— это будет совершенно бесполезная работа.

Особенности написания конспекта поФГОСу

Написание конспекта— это обязательное условие учебного процесса наоснове новых государственных стандартов отечественного образования. Согласноим, ученик должен уметь нетолько прочитать материал, ноитщательно его обработать, обобщить изаписать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально поистории ибиологии. Краткое содержание урока поэтим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной попараграфу всоответствующем учебнике. Приветствуются также иуточнения издругих источников (незабудьте сделать пометки где вынашли туили иную информацию).

При составлении конспекта пофизике, внего обязательно стоит включить все основные термины, правила ипримеры соответствующих задач. Наполях обязательно делайте пометки оразделе изучаемого предмета— это сделает поиск нужного материала намного легче.

Несмотря накажущуюся разницу, схожие правила написания имеет иконспект поанглийскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику играмматику нестоит— это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.

Особенности написания конспекта вшколе ивВУЗе

Как говорилось ранее, конспект вуниверситете— это, наверное, главный способ запоминания исистематизации информации. Авот конспектирование вшколе— это скорее подготовка кнормальному учебному процессу вунивере, чем жизненно важное инеобходимое условие (насамом деле она начинается намного раньше— изпересказов сказок вдетском саду).

Первые конспекты дети начинают писать в5классе. Наэтом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего впару строчек. В6классе записи становятся лишь чуть объемней— сказывается ивозраст учащихся идобавление новых предметов, которые также следует конспектировать.

 data-mce-src=

Авот самыми сложными поправу считаются 9— 10классы, вкоторых количество предметов достигает своего апогея. Аэто значит, что писать нужно много иправильное ведение записей— это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (даинаЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов итестирования просто необходимо вести подробные ипонятные записи начиная уже с7класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить ихвпамяти.

Почему необходимо научится писать конспекты икак это лучше всего сделать

Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное икратко это конспектировать. Проще всего это делать покниге— прочитавеё, выточно запомните все главные моменты, которые истоит записать. Это обязательно должны быть герои исобытия. Немаловажным будет место ивремя разворачивающихся вповествовании событий. Это ибудет опорный конспект, который обязательно пригодится вам внедалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, тонестоит доверять записям изинтернета— содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут ужстоит определиться— яхочу хорошо учиться или яхочу гулять. Третьего варианта просто недано. Именно поэтому ответ навопрос, нужноли писать конспект, однозначен— это просто необходимо для того, чтобы нормально иэффективно учиться.

Порядок ведения конспекта

Правильное икрасивое записывание главных тезисов любой информации— это путь квесьма успешному обучению вшколе ивинституте. Твёрдых правил ведения записей несуществует— каждый выбирает для себя теметоды, которые ему ближе ипроще. Способы эффективного выделение изапоминания материала укаждого также свои— кому-то помогают пометки наполях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, акто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.

 data-mce-src=

Технология написания конспекта достаточно проста— сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется икратко заносится втетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила итермины обязательно выделяются. Вкачестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только отпорядка изложения материала. Также при конспектировании нестоит забывать, что план— это основа записей, откоторой выбудете отталкиваться вбудущем.

Написание конспекта— это не сложно, если нелениться ибыть настроенным наинтенсивную работу. Поверьте, время, потраченное назаписывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей вовремя подготовки кЕГЭ или сессии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

с углубленным изучением английского языка Невского района

Санкт-Петербурга,

учитель информатики Лесбуридис Е.В.

Опорные конспекты по информатике

Шаталовым В.Ф., который предлагал записывать важную информацию с помощью ключевых слов, специальных символов. П редлагалось так же кодировать главное с помощью ряда графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Шаталов В.Ф. давал инструкции о том, как составить опорный конспект. Необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста. Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание. Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал. Разработать систему сигналов и знаков для записи. Используя разработанную систему, оформить опорный конспект. Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок. Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации. Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или маркеров.

Опорные конспекты не потеряли свою актуальность, как для преподавателей, так и для обучающихся и в наши дни.

Что же это – опорный конспект?

Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющий собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов части учебного материала. Опорный конспект как средство обучения широко используется на уроках информатики, так как целесообразен как для первичного изложения, так и для закрепления изученного.

Важно подчеркнуть, что опорный конспект:

2) По мере появления новых источников информации позволяет корректировать не весь курс, а отдельный конспект по определенным темам.

3) Четко структурировать уроки, используя поэтапное закрепление материала.

4) Определяет минимум необходимых теоретических знаний, необходимых умений, навыков, для осознания и применения на практике.

5) Удобен для работы с обучающимися, пропустившими уроки.

Опорные конспекты могут быть представлены в различных видах:

1) Опорный конспект – презентация.

2) Опорный конспект – документ.

3) Опорный конспект – веб-страница.

Одним из самых удобных способов представления информации является таблица и обработке таблиц посвящена отдельная категория программных продуктов – электронные таблицы (ЭТ).

ЭТ состоит из строк и столбцов, на пересечении которых находятся ячейки. Ячейка может хранить один из видов информации: текстовую, числовую, дату/время, формулу. Столбцы обозначаются буквами латинского алфавита, строки – числами. Для обозначения ячейки указывается имя столбца и номер строки – это адрес ячейки.

При копировании формул из одной ячейки в другую действует автоиндексация. Адреса ячеек при копировании будут изменены в соответствии с расстоянием, на которое осуществляется копирование. Перед элементами адреса, которые не должны измениться при копировании, ставится знак доллара. Это носит название абсолютная адресация. Отсутствие знака доллара в адресе называется относительной адресацией.

Запуск электронных таблиц: Пуск Программы Microsoft Excel

Выход из программы: Файл Выход.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умение аргументировать собственное мнение, анализировать полученную информацию, логически мыслить.

Личностные:

– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
– сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной деятельности.

– сформировать понимание материала.

– целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

– формирование ответственного отношения к учению;

Метапредметные:

Познавательные:

– познакомить с понятиями;

– создать условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и соответственные возможности ее решения;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы;

– способствовать деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;

– узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности.

– продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации, обобщать;

– организовать деятельность по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции.

– соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи.

– развитие творческого и познавательного потенциала ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии;

– развитие ИКТ – компетентности, т.е. приобретение опыта создания, преобразования, представления информационных объектов.

– установление межпредметных связей;

– содействовать развитию умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный материал на практике.

Предметные:

– сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
– понимание роли информационных процессов в современном мире;
– представление о способах и видах передачи информации.

– знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим.

Структура и ход урока

Использование ЭОР

Деятельность

Деятельность

Формируемые действия

Определяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

Сообщают об отсутствующих

Фронтальный опрос по материалу прошлого урока.

Организует обсуждение темы урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Проговаривание правильного ответа

Изложение нового материала

Объясняет новый материал, опираясь на презентацию.

Работают с источником информации, обсуждают. Записывают определения и рисуют схему в тетрадь.

Работают с учебником

Перерабатывать полученную информацию

Физкультминутка и игра

Организует проведение физкультминутки.

Физ. пауза для глаз: Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5.

Повторите 3 раза.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз и улучшения мозгового кровообращения. Играют предложенную игру, отвечая на вопросы.

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебному процессу.

Решение задач. Задает вопросы учащимся, опираясь на представленный новый материал.

Отвечают на вопросы учителя Решают задачи устно и письменно, у доски.

Обобщают полученную информацию

Выводят итог урока

Организует обсуждение итогов урока.

Знакомит учащихся с домашним заданием.

Участвуют в обсуждении итогов урока

Обсуждают и фиксируют домашнее задание.

Организационный момент.

Приветствует учащихся. Определяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих.

2. Актуализация.

Фронтальный опрос по материалу прошлого урока.

Перечислите основные устройства ПК.

монитор (осуществляет вывод информации на экран);

клавиатура (служит для ввода символов и команд);

На какие 2 группы можно разделить устройства ПК?

(Устройства компьютера бывают основные и дополнительные)

Для чего необходим процессор?

Что называют носителем информации?

Перечислите носители информации?

Изложение нового материала.

-Люди с давних времён искали способы и средства для передачи информации.

– Какие вы знаете первые и современные средства передачи информации? (костёр, почта, телеграф, телефон, телевидение, интернет).

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети. Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем.

Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи.

4)Общая схема (4 слайд)

5)Давайте рассмотрим процесс передачи информации между учителем и учениками. Кто в данном процессе является источником информации? Приемником? Каналом связи?

7 слайд)Источник – царица

Приёмник – царь Салтан

Каналы связи – гонец

Помехи – ткачиха, повариха, Бабариха

6)Изучение единиц скорости передачи информации.(8 слайд)

Основная характеристика каналов – пропускная способность или скорость передачи информации.

Обратите внимание на определение: Пропускная способность канала (или скорость передачи информации) – это количество информации, которое может передаваться по каналу в единицу времени. Запишите у себя в тетрадях это определение.

5. Закрепление

12-14слайды ) Решение задач

(устно)За 10 с по каналу связи передано 500 байт информации. Чему равна пропускная способность канала? (500/10=50 байт/с=400бит/с)

(устно)Какой объем информации можно передать по каналу с пропускной способностью 10 кбит/с за 1 минуту? (10 кбит/с*60 с = 600 кбит)

(Решение: переведем 2,5 кбайт = 2,5*1024бит*8 = 20 480 бит

20480 бит/2560 бит/мин = 8 мин)

Какой объем информации можно передать за 10 мин по каналу с пропускной способностью 5 кбайт/с

Решение: 600 с * 5 кбайт/с = 3000 кбайт : 1024 = 2,9 Мбайт

Приведите свои примеры передачи информации. Назовите источник и приемник информации.

Читайте также:

      

  • Новые иноязычные заимствования в современном русском языке конспект
  •   

  • В мире животных конспект урока 1 класс
  •   

  • Первый день алексин конспект урока
  •   

  • Дуня и минский анализ эпизода самсон вырин у минского конспект урока
  •   

  • Конспект классного часа в 3 классе на тему в мире природы

Раздел
долгосрочного плана:
 6.3 А

Как
разрабатываются компьютерные игры?

Дата:

 Учитель:
Комбарова Юлия Викторовна

Класс: 6

Количество
присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Определяем
идею

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке
(ссылка на учебную программу)

6.3.2.1 –
поэтапно разбирать решение задачи;

6.3.2.2 –  представлять алгоритм в виде
блок-схем

Цели урока

Все ученики
используют алгоритм блок схемы для поэтапного решения задач в среде
программирования
Scratch;

Большинство учеников различают виды
блок-схем в скриптах, определяет их последующие шаги, действия

Некоторые ученики
конструируют алгоритм скриптов, опираясь на блок-схемы алгоритма, используют
дополнительные блоки команд

Критерии оценивания

Учащиеся
применяют теоретические знания об алгоритме на практике, создают алгоритмы в
виде блок-схем для поэтапного решения задач.

Языковые цели

Для создания сценария проекта, учащиеся используют
терминологию:
Scratch,
Среда исполнителя, игровая среда, Поле программы, Исполнитель.

Могут описать для чего используется
игровая среда, из чего состоит и как запустить её.

Графическая
форма представления алгоритма. Виды алгоритмов

Привитие ценностей

Формирование
творческого подхода к решению проблем на основе критического мышления и
широкого спектра эксперементальных и практических навыков.
Сотрудничество, взаимоуважение.

Межпредметные связи

Математика,
ИЗО, Геометрия

Предварительные знания

Алгоритм,
словесный способ записи алгоритма. Типы и свойства алгоритма. Знакомство со
средой программирования Scratch. Интерфейс среды программирования Scratch:
основное меню; сцена; Спрайт; блоки команд; область скриптов

Ход урока

Заплани-

рованные

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало
урока

6
 мин.

1.
Организационный момент (2 мин)

Создание
благоприятной атмосферы в классе,эмоциональный настрой. Прием «Я рад тебя
видеть потому что…»

2. Мотивационный
этап. Прием «Пинг-понг» (4 мин)

Задача:
вспомнить все об алгоритмах, жанры компьютерных игр, среду программирования
Scratch.

Ученики
отвечают на заданные вопросы друг друга. Называют основные понятия, изученные
на предыдущих уроках.

Обратная
связь учащихся. Устное ФО: оценивается правильность ответа, его полнота,
наличие примеров.

Презентация

Основная
часть

30
мин

Задание 1.
Работа в паре (2 мин)

Задача:
определение цели урока

Инструкция:

1.      Составьте
предложение из предложенных слов: схемы, записи, Алгоритм, фигур, это,
способ, в виде, записанный, алгоритма, состоящей из, геометрических,
графических.

2.      Озвучте
предложение.

3.      Самооценка,проверка
по образцу:

«Алгоритм, записаный в виде схемы,
состоящей из геометрических фигур-это графический способ записи алгоритм»
(блок-схема)

Учащиеся рассуждают, подбирают, составляют предложения.

Как звучит сегодняшняя тема?

Какова цель урока?

2. Целеполагание (2 мин) 

Какова тема урока?

учащиеся озвучивают тему, ставят цели.

-Цель урока …

Отвечают на поставленные вопросы

Задание 2. (4 мин)

 Цель: найти и определить блок –схему для заданной команды скрипта.

Инструкция: Установите взаимосвязь скрипта в игровой среде программирования
Scratch и блок-схему.

Учащиеся устанавливают связь, сравнивают, анализируют, выполняют
задание, оценивают результат.

Дескриптор:

1.     
Различает блок –схему в
скриптах

2.     
Определяет этап
алгоритма

3.     
Находит соответствующую
к скрипту блок –схему

Разминка (2 мин)

Задание 3. (10 мин)

Деление на группы прием «Геометрические фигуры»

Цель: обмен учащимися
идеями, опытом, активное включение каждого ученика в процесс создания
проекта, развитие мышления учащихся

Инструкция: выбрать
одну из предложенных фигур (овал, ромб, прямоугольник ) и объединиться в
группы.

Работа в группе

Цель продумать идею
проекта, выбрать тему и жанр компьютерной игры. Составить и представить
алгоритм проекта в виде блок схем.

Задача: создание творческих
проектов компьютерной игры по спирали, виток которой состоит из 5 шагов.

Алгоритм
творчества

1.      Вообрази будущую компьютерную игру

А) Кто, когда и что будет делать
в проекте?

Б) Что будет делать пользователь?

2. Сделай эскиз проекта.

3. Испытай. Все ли получилось, как было задумано?

4. Поделись с другими. Что они говорят о проекте, как
оценивают?

5. Обдумай их оценки: можно ли что-то изменить,
улучшить, упростить? Что можно сделать еще?

Дескрипторы:   учащиеся
определяют идею, продумывают этапы решения задачи, создают блок –схему
алгоритма. Анализируют, оценивают результат своей деятельности.

Учитель наблюдает за ходом выполнения проекта,
составления блок –схем, консультирует по сложным вопросам, формативно
оценивает.

Презентация

Презентация

Ссылка на задание ..

Задание
4. Практическая работа (10 мин)

Цель:
реализовать программу, представленную в графическом алгоритме с реду
програмирования
Scratch.

Инструкция:

1.      Основываясь
на графический алгоритм задачи, реализуйте его в среде программирвания
Scratch и
соберите в скрипт.

Учащиеся
выполняют задание, перечисляют этапы решения задач.  Исходя из блок схем
создают скрипты, записывают в среде программирования
Scratch.

Дифференциация
по результату:
несмотря на то, что все учащиеся выполняют одно
задание, результаты бывают разными. Все учащиеся используют команды скрипта.
Большинство учащихся правильно определяют последовательность шагов алгоритма.
Некоторые ученики в точности связывают блок –схему в алгоритм скриптов,
используя дополнительные команды.

Конец
урока

4
 мин

V.Рефлексия

«Метод пяти пальцев»

Используя ладонь правой руки, по первым
буквам названия пальца вспоминаем параметры, на основании которых
осуществляется контроль.

«М»(мизинец)
–мысли, знания, информация.

-что нового я сегодня узнал?

– какие знания приобрел?

«Б» (безымянный) – близость к цели

-что я сегодня сделал?

«С»(средний)  – состояние духа

-Каким было мое насроение?

«У» (указательный) – услуга, помощь,
сотрудничество.

         
Чем я сегодня помог другим?

         
Что я сегодня сделал и чего достиг?

«Б» (большой) – бодрость, физическое 
состояние

         
Что я сегодня сделал для моего здоровья.

Загибая каждый палец, учащеся называют
параметры качества достижения цели.

Презентация

Дифференциация
– каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы
планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание
– как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье
и соблюдение техники безопасности

При работе в парах более сильному учащемуся
отводится ведущая роль.

При объяснении материала учитель
озвучивает действия и демонстрирует на экране.

Учитель проводит диагностическое
оценивание, наблюдение за работой учащихся.

Проводится формативное оценивание знаний
учащихся

Проведение с
учащимися разминки. Пункты, применяемые из Правил техники безопасности.  

Рефлексия по
уроку

Все
ли учащиеся достигли цели урока?

Если
нет, то почему?

Правильно
ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны
ли были этапы урока?

Какие
отступления были от плана урока и почему?

Общая
оценка

Какие
два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об
обучении)?

1:

2:

Что
могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и
об обучении)?

1:

2:

Что
я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных
учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Анисимова Елена Владимировна,

учитель информатики МБОУ «О(С)ОШ №2» ,

г. Братск, Иркутская область

План-конспект урока информатики нетрадиционной формы

Класс 9 (ФКГОС), 8 (ФГОС)

Раздел программы «Математические основы информатики».

Тема урока «Системы счисления».

Тип урока: урок применения знаний и умений

Цель урока: Обеспечить деятельностное освоение учащимися навыков работы в различных системах счисления посредством интеграции самостоятельной познавательной деятельности учащихся и информационно-коммуникационных технологий.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий систем счисления.

Задачи:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные обучающимися при изучении темы «Начала программирования».

  • расширить представления школьников о возможностях компьютера, в частности среды программирования для решения задач.

Планируемые результаты

  • Личностные:

  • формирование способности учащихся к саморазвитию и самообучению.

  • формирование способности увязать учебные знания с собственным жизненным опытом.

  • Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра в группе;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и донести свою позицию до других;

  • умение оформлять свою мысль и умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Предметные:

  • представление о различных системах счисления;

  • умение переводить числа из одной системы счисления в другую.

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, проектный, исследовательский.

Оборудование:

  • средства ИКТ: персональный компьютер учителя, персональный компьютер учащихся, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

  • программное обеспечение: презентация «Системы счисления», сервис

Список литературы:

– ФКГОС

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 9 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.

– ФГОС

  1. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 8 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.

  1. М.Н. Бородин. Информатика. УМК для основной школы: 5 – 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя. М. Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Интернет-ресурсы:

  • Л.Л. Босова. Авторская мастерская: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  • Сервисы построения карт знаний

  • Поисковые системы: http://www.yandex.ru/ или https://www.google.ru/

  • Сервисы Google: Google-форма

Ход урока

Этап урока

Продолжительность

I

Организационный момент

2

1

Прослушивание стихотворения А.Н. Старикова «Необыкновенная девочка»

Слайд 1

Приветствие учителя, объявление темы урока.

Слайд 2

Оценка готовности обучающихся к уроку, эмоционального настроя на урок

Самооценка и выставление баллов в расчетный лист (максимум 5 баллов).

2

Постановка перед обучающимися цели и задач урока.

Инструкция по работе в конструкторском бюро.

II

Анализ выполнения домашнего задания

1

3

Домашним заданием к уроку было:

  1. Оформить средствами графического редактора ребус на любой термин, имеющий отношение к системам счисления;

  2. Задания №15, 16 (учащиеся в парах проверяют правильность выполнения домашнего задания, выставляют баллы в расчетный лист).

Обратить внимание обучающихся на то, что у каждой группы на столах имеются ребусы, которые учащиеся составили дома и их можно попробовать разгадать, если они закончат выполнение практических заданий раньше остальных (и набрать дополнительные баллы).

III

Актуализация теоретических знаний по теме “Системы счисления»

5

4

“Домино-Системы счисления” – устный опрос по “цепочке” с анимационным сопровождением в презентации, в результате которого открываются карточки домино. Все участники получают по одной карточке домино и должны своевременно положить “костяшку” (приложение №1)

Обобщение учителя.

Самооценка и выставление баллов в расчетный лист (максимум 5 баллов)

Слайды 5-7

IV

Практическая работа “Поиск информации”

10

5

Работа в парах за компьютерами:

– Найдите ресурсы, отражающие историю систем счисления.

– Запишите в текстовом документе названия различных систем счисления, где они использовались, какие можно использовать в жизни.

– Укажите URL-адрес страницы-источника информации.

V

Гимнастика для глаз

1

6

Отвлекитесь от своей работы и выполните упражнения для глаз и спины.

VI

Разработка мини-проектов “Системы счисления”

15

7

Задание для групп: разработать и создать интеллект-карту, в которой отразить все имеющиеся у вас знания о системах счисления.

Работают в группах из 4 человек, распределив роли:

Конструктор – изучает возможности программ по составлению интеллект-карт (ментальных карт). Выбирает одну из программ и изучает ее возможности. Составляет электронный вариант, разработанной в группе, бумажной интеллект-карты. (Приложение №2)

Технолог – изучает историю систем счисления, повторяет теоретический материал и, в соответствии с требованиями к содержанию интеллект-карты, руководит работой группы по составлению бумажного варианта карты. (Собирает и анализирует материал, полученный на этапе поиска информации)

Расчетчик – решает предложенные задачи по теме «Системы счисления» и в составе группы помогает разрабатывать бумажный вариант интеллект-карты. (Приложение №3)

Чертежник – на координатной плоскости выполняет построение рисунка по точкам, координаты которых записаны в различных системах счисления и в составе группы помогает разрабатывать бумажный вариант интеллект-карты. (Приложение №4)

VII

Защита проектов. Оценивание работы группы и участников.

4

8

Выбор в группе ответственного за представление проекта классу.

Защита проекта. Ответы на вопросы учащихся или учителя. Проверка работ Расчетчика и Чертежника по эталону. Группа выставляет оценки каждому ученику, можно заработать дополнительный балл за дополнение или уточнение ответов.

Обучающиеся подсчитывают общее количество набранных баллов.

В соответствии со шкалой, которая приводится на слайде, обучающиеся оценивают свой результат (максимум 25 баллов): 21-25 баллов – проект может использоваться в дальнейшем. 16-20 баллов – необходимы корректировки проекта. 11-15 баллов – необходимо провести корректировки в проекте. Определяют свою отметку за урок.

Заключительное слово учителя

VIII

Домашнее задание

1

9

1. Ответить на вопросы теста в google-аккаунте;

2. Выделить преимущества и недостатки двоичной системы счисления по сравнению с десятичной, ответ оформить в виде таблицы.

IX

Рефлексия

1

10

Что нового для себя вы открыли на этом уроке?

Где вы можете применить полученные знания?

Кого бы вы отметили, как самого активного учащегося на уроке?

В расчетном листе приклеивают тот смайлик, который соответствует их настроению

Приложение 1

Домино–Системы счисления”

Разложи домино и впиши получившийся код в окно:

ОТВЕТ

2

1

3

4

5

6

9

8

7

12

11

10

13

14

Max- 5 баллов

Приложение 2

Интеллект карта, или карты ментальные (mind-maps) — это отображение эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

  • проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику.

  • удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам

  • позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты.

Предлагаем свежую подборку из 8 отличных программ для составления интеллект карт. Уверены, что эти программы помогут вам использовать технологию mind-mapping на все 100%. В подборке вы найдете много бесплатных приложений и сможете без труда выбрать наилучший для себя вариант.

1. Google — www.coggle.it

Coggle является бесплатным онлайн приложением, поддерживающим совместную работу над проектами. В этой программе вы можете разрабатывать удобные красивые ментальные карты. Интерфейс программы прост, но в тоже время имеет множество функций, которые делают процесс создания интеллект карты невероятно простым. Программа поддерживает использование изображений, индивидуальные цветовые схемы и возможность просмотра истории документа. Хранение истории изменений позволяет вам вернуться к ранним версиям созданной карты, если в текущей версии вы зашли в тупик. Mind-map, созданные в программе Coggle, могут экспортироваться в формате PNG или PDF.

2. Xmind — www.xmind.net 

XMind является популярной кросс-платформенной программой для составления ментальных карт, работает на платформах Windows / Mac / Linux. У программы есть несколько версий: бесплатная с урезанными возможностями и платная с расширенным функционалом. Одним из основным преимуществ программы является ее поддержка и совместимость с пакетом Microsoft Office. И приятным дополнением является возможность программы работать с диаграммами Ганта.

3. Freemind

Программа Freemind является открытым бесплатным приложением, которое работает на любой платформе, поддерживающей Java. В целом программа имеет весь необходимый набор функций для создания качественных mind maps. Единственный минус программы — несовременный дизайн интеллект карт.

4. MindNode — www.mindnode.com

MindNode — платное приложения для создания интеллект карт на Mac / IOS. Программа имеет современный минималистичный дизайн и очень проста в использовании. Она поддерживает интеграцию со всеми устройствами Apple, хорошо работает как на Ipad так и в мобильной версии. Приложение позволяет экспортировать созданные интеллект карты в форматы: JPG, PDF, TIFF, текстовые форматы, а также поддерживает экспорт mind map в формат конкурирующей программы Freemind.

Для незнакомых с программой пользователей доступна пробная версия программы с ограниченным набором функций MindNode Lite.

5. BubblUs — www.bubbl.us

Bubble.us — бесплатное веб-приложение для составления интеллект карт в режиме онлайн. Приложение позволяет составить простые mind-map и экспортировать их в формате изображений. Функционал программы в сравнении с простыми решениями MindNode и Coggle кажется немного навороченным, но все же программа решает поставленную и задачу и создает хорошие интеллект карты. Программа работает на flash и не будет работать на смартфонах.

 6. MindMeister – www.mindmeister.com

Программа MindMeister представляет собой платное онлайн-приложение для составления интеллект карт. Предусматривает несколько вариантов абонентской платы, а также предоставляет возможность бесплатного использования программы. На бесплатной основе вы сможете построить 3 mind -карты с ограниченными возможностями экспорта. Приложение имеет удобный интерфейс и весь необходимый набор функций, что позволяет понять всю простоту и удобство технологии интеллект карт. Минусом программы является возможность полноценного использования только при регулярной оплате, поэтому оно скорее подойдет тем, кто использует mind maps регулярно. Программа русифицирована.

7. Mapul — www.mapul.com

Mapul представляет собой платное онлайн-приложения для создания интеллект карт. Как и MindMeister, сервис Mapul работает на основе ежемесячной подписки. Программа выделяется среди всех других приложений своим причудливым дизайном mind — карт.

8. WiseMapping — www.wisemapping.com

Программа WiseMapping является бесплатным онлайн — приложением для создания интеллект карт, работающим на открытом коде HTML5. Программой можно пользоваться прямо на сайте разработчиков, а можно скачать открытый код программы и установить ее на собственный веб-сервер. Приложение имеет весь набор функций для работы с технологией интеллект — карт.

9. Mind42 – www.mind42.com

Бесплатная On-line программа (Beta). Есть также платный доступ

Преимущества:

– Несколько человек могут одновременно работать над картой.

– Возможно импортировать карты из других расширений: Mind42.com (*.m42), Freemind (*.mm), MindManager (*.mmap; *.xml).

– Интегрирован поиск по картинкам Googl, Yahoo, Flickr, он возможен доступен, если нажать на иконку для добавления картинки.

Особенности:

– Требуется регистрация перед доступом к ресурсу.

– Невозможно добавлять картинки из файлов, только в виде ссылки.

10.  Mindomo Basic — www.mindomo.com

Mindomo — сервис для создания и хранения концептуальных карт. Имеет две версии работы: бесплатный и платный. У бесплатной версии есть недостатки: ограничение на 3 активных карт, один проект, небольшое количество форматов для импорта и экспорта, а также заявлен показ рекламы. Помимо привычного размещения карты в виде ссылки в свободной версии пакета возможен и ее экспорт в виде картинки, или в форматы RTF и PDF.

Преимущества:

– Поддерживает большинство оперативных систем и браузеров.

– Поддержка нескольких языков

– Возможность импорта ментальных карт в других форматах.

Особенности:

– Невозможно убрать рекламные блоки со страницы, на которой создаётся карта.

– Максимальное количество карт, которые можно сохранить — 3.

  

Приложение 3

Задания для расчетчика:

  1. Какой знак (, E? 

  2. Переведите десятичное число 125 в двенадцатеричную систему счисления.

  3. Какое число записано римскими цифрами MCXLVII?

  4. В саду было 100 кустов смородины, из них 25 черной, 10 белой и 21 красной. В какой системе счисления посчитаны кусты? 

    1. в 9-й;

    2. в 7-й;

    3. в 5-й;

    4. в 6-й.

Приложение 4

Задание для чертежника:

№ точки

Координаты

1

(12,1012)

2

(28,1102)

3

(1012,1102)

4

(78,10012)

5

(10012,10012)

6

(1112,68)

7

(10102,616)

8

16,108)

9

16,108)

10

16,1002)

11

(1112,1002)

12

(10012,12)

13

(78,18)

14

(1012,1002)

15

(102,1002)

16

(12,1012)

Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в различных системах счисления.

Приложение 5

Приложение 6

РАСЧЕТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия Имя ___________________________________________

Класс 9__

Цель этапа:

Этапы урока

Самооценка

Оценка готовности к разработке проекта

Подготовка к разработке проекта

_____ из 5 баллов

Актуализация теоретических знаний по теме “Системы счисления”.

“Домино-Системы счисления

_____ из 5 баллов

Оценка умений создавать запросы в поисковых системах, анализировать, осуществлять отбор информации.

“Поиск информации”

_____ из 5 баллов

Разработка интеллект-карт «Системы счисления». (самооценка в группе)

“Конструкторское бюро”

_____ из 5 баллов

Умение представить свой проект, объяснить идею. (оценивание другими группами).

Защита проекта

_____ из 5 баллов

Дополнительные баллы

“Ребусы

_____ из 5 баллов

ИТОГО

СПАСИБО ЗА УРОК

_______ из 25 баллов

Оценка за проект _______________

Добавить комментарий