Рахимкулова Флюза Фаниловна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 1 г. Когалыма ХМАО – Югра.
Конспект открытого урока в 8 В классе.
Тема «Общение»
Цели урока:
- Образовательная: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека; познакомить с элементами культуры общения людей; научить элементарным приемам различных форм общения.
- Развивающая: содействовать формированию аналитических способностей у учащихся (умение выделять, обобщать).
- Воспитательная: продолжить формировать навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях, воспитание культуры общения.
Задачи урока:
- Формирование умения выполнять индивидуально задания как практического, так и творческого характера;
- развитие умения самостоятельно находить информацию, анализировать, преобразовывать;
- отработка приемов работы с рабочими листами;
- тренировка парной и групповой работы основанной на принципах сотрудничества;
- создание ситуации успеха на уроке.
Оборудование: презентация «Общение» (с фрагментом видеоурока и мультфильма),
« Рабочие листы №1, №2»
Место урока в образовательном процессе: Урок № 9. Глава 1 «Общество и человек»
Тип учебного занятия: комбинированный.
Методы обучения:
- системно – деятельностный;
- проблемно- поисковый.
Методы контроля:
- самоконтроль;
- взаимоконтроль;
- контроль учителя.
Планируемые результаты:
ПРЕДМЕТНЫЕ:- Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения.
- Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, в культурном общении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
- Развивать умения работать в группе.
- Представлять информацию в виде схемы, таблицы.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- Прогнозировать предстоящую работу.
- Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- Постановка вопросов;
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
ЛИЧНОСТНЫЕ: Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.
Формы работы познавательной деятельности:
- Фронтальная;
- Самостоятельная;
- Работа в группе.
Ход урока.
- Организационный момент Слайд1.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас с вами необычный урок. Именно поэтому для вас прозвучит необычный музыкальный, школьный звонок. Послушайте и настройтесь на работу.
Слайд 2. Присаживайтесь ребята. Я еще раз говорю всем добрый день, надеюсь, что для вас урок будет интересным и полезным. От каждого из вас будет, зависит успешность урока, поэтому прошу вас, принять активное участие.
Итак, мы начинаем наш урок. Сегодня мы с вами повторим изученный материал и рассмотрим новую тему.
- Актуализация знаний.
Ваня, (Петя) напомни нам, пожалуйста, какую тему мы изучили на прошлом уроке?
(Социализация и воспитание)
Слайд 3.
Что такое социализация, и какие стадии она проходит? (Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Стадии социализации – детство, юность, зрелость, старость).
А сейчас мы с вами определяем по рисункам стадии социализации.
Слайды 4-7.
Ребята кто у нас самый внимательный, какая ошибка была допущена? (После детства, идет юность, а в слайдах сначала была зрелость)
А на какой стадии социализации вы?
Сейчас ребята, вы самостоятельно проверите ваши знания по теме.
На столах у вас есть рабочие листы, это не просто листы, а распечатки электронных тетрадей. Если вы помните, мы с вами беседовали на счет такой инновации. Будем читать, что они у вас уже есть. Возьмите лист № 1подпишите их. Сначала рассмотрите и приступайте к выполнению заданий. Вам на все это дается, 5 минут.
Слайд 8.
Ребята, надеюсь, вы справились с заданиями. Давайте проверим, поменяйтесь, пожалуйста, «интерактивными тетрадями». Проверьте и посчитайте, кто, сколько баллов набрал.
А теперь переходим к последнему заданию.
Слайд11.
Какое понятие здесь зашифровано (самовоспитание), а что такое самовоспитание?
( Самовоспитание – воспитание себя, работа над своей личностью самоприказ, самоцель, самовнушение, самоодобрение, самоотчет)
Молодцы, надеюсь, все справились с заданиями.
3.Подготовка к восприятию нового материала:
А сейчас, закройте ваши рабочие листы, положите на край парты я их, потом соберу. Сядьте поудобней, немного расслабьтесь, я хочу вам рассказать одну притчу. Слушайте внимательно, а потом скажете о чем же это притча.
Слайд 12.
Итак, как бы вы закончили эту притчу? О чем это притча?
(У этого человека появилось желание с кем – нибудь поговорить, пообщаться. Притча про общение, что человек не может существовать без общения).
Ну что же загадка разгадана, верно, молодцы. Как вы уже догадались, тема нашего урока общение. Слайд 13.
Ребята, давайте вместе подумаем, какие цели, и задачи мы ставим перед собой?
Цели урока: познакомиться с понятием общение, изучить структуру общения.
Задачи урока:
рассмотреть виды, формы, способы общения; научиться извлекать и преобразовывать информацию; активно работать в группе; анализировать свое отношение к уроку, дать оценку другим.
Слайд 14.
- Восприятие нового материала.
Теперь мы с вами посмотрим видеофрагмент.
Вопрос после просмотра. Что такое общение? (Общение – это взаимодействие людей итд.)
Мы снова открываем наши «интерактивные» тетради, теперь рабочий лист № 2, не забудьте подписать, выполняем первое задание. Проверяем, какое объяснение вы нашли? (Определение)
Слайд 15.
Выполняем следующее задание. Вам нужно составить схему виды общения. Какие существуют виды общения.
Слайд 17. Виды общения бывают речевые и неречевые. Речевой вид общения это словесный, т.е. вербальный Язык – универсальное средство общения. Неречевой вид соответственно называется невербальный. Смотрим на слайд, какие есть невербальные средства общения.
Слайд 18.
Слайд 19. Ребята, вы не устали сидеть? А давайте немного постоим, (ребята стают) Мы будем приятное с полезным совмещать. Давайте поговорим на языке жестов, покажите мне на языке жестов. Как будет все хорошо, а если наоборот, а как будет окей или отлично. Сегодня хорошая погода? (кивают) У вас хорошее настроение?. Вы молодцы, похлопайте себе, аплодисменты тоже есть форма общения. А сейчас вы выполняете задание № 3. составить и заполнить таблицу «Формы общения»
Выполнив, это задание вы узнаете, какие существуют формы общения. Итак, проверяем себя, не забываем, заглянуть в листок к соседу по парте. Какие существуют формы общения, какую информацию вы нашли? (Формы общения бывают: бытовые, убеждающие (повседневные), деловые, ритуальные, межкультурные (межэтнические)). Молодцы, все формы названы, верно.
Слайд 21.Ребята, а давайте, пообщаемся в группе. Сейчас вы должны, выбрать вид общения, придумать пример, кто – то из вас должен будет нам озвучить или можете даже обыграть. На подготовку вам 2 минуты, если нужна консультация можете пригласить меня, в вашу группу, я с удовольствием с вами пообщаюсь. Надеюсь, что вы самостоятельно справитесь.
Итак, обсуждение прекращаем. Пожалуйста, вам слово. Какая группа будет у нас первой? Ребята, вы слушайте внимательно и не забудьте заполнить таблицу, слушаем и заполняем вторую строку в таблице.
Слайд 22. Ребята, я открою вам свою маленькую тайну. Знаете, я очень люблю мультики, правда, не все подряд, только если они со смыслом. А вы любите мультики, только честно? Любите я догадываюсь. Мы сейчас с вами перенесемся в стадию социализации под названием – «детство». Будем смотреть мультфильм «Как старик корову продавал».
Понравился мультфильм да, а теперь отвечаем на вопрос: Какие формы общения вы заметили? (Бытовое, убеждающее). Конечно, все это было немного с юмором, но здесь как говорится, сказка ложь, да в ней намек.
Ну что же вернемся в реальную стадию социализации в юность и продолжаем наш урок. Рассмотрим следующий вопрос: Роль общения в нашей жизни, в межличностных отношениях. Ребята, вы по ходу заполняете следующее задание № 4. Давайте, посмотрим, слайд не забывайте, мы пишем как? – тезисно, коротко и ясно).
Слайд 23. Перед вами слайд извлекаем нужную информацию. Ссылка в этом случае образец, у вас есть в интерактивных тетрадях. Если выполнили задание № 4, выполните, задание № 5 проверьте, как вы усвоили урок.
А сейчас мы с вами поговорим о будущей социализации. Ребята, я часто слышу, как вы общаетесь между собой, употребляете какие – то непонятные слова и выражения. Скажите, а почему? Для чего? Вам так интересно и удобно. Может быть, и так, допустим.
Молодежный сленг он как мода, часто меняется, одни слова устаревают, другие появляются. Некоторые молодые люди иногда слегка только употребляют эти слова, а некоторые не могут общаться без этих слов, иногда даже на уроке, отвечая на вопросы, вы употребляете эти слова. Но со стороны, если послушаешь очень некрасиво. А представьте себе, что будет через несколько лет, если все заговорят на сленговом языке. Тогда получится что ваши выражения «прикольно», «типа того», «не мороси» станут общепризнанной литературной речью, а что же будет с великим и могучим русским языком. Страшно подумать. Ребята, поэтому вы сейчас напишите памятку будущим школьникам «Как правильно общаться». Слайд 24.
Пообщайтесь в группе, потом вы мне расскажете, как следует общаться будущему поколению.
И так, я надеюсь, мы ваши памятки сохраним и передадим будущему поколению. Ну и вы сами, повзрослев, забудете этот язык, будете общаться красиво и правильно.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Ребята, наш урок подходит к концу, я прошу вас подвести итоги. Закончите предложение Сегодня на уроке я…. Слайд 25. Дайте оценку уроку. Слайд 27.
Слайд 26. Запишите домашнее задание: Написать эссе « Роль общения в жизни человека».
Наш необычный урок подходит к концу. Вы сегодня все молодцы, хорошо работали на уроке, особенно были активными…
Я всем выставлю оценки, проверю ваши рабочие листы №1, а на следующем уроке вы покажете рабочие листы №2.
Ну, вот и все, для вас прозвучит наш музыкальный звонок. Слайды 28-29.Всем спасибо за работу! До новых встреч.
Мини-лекция
Учитель. Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право. Сегодня на уроке пойдет речь об одном из элементов духовной сферы это мораль. Зачитывает эпиграф урока (слайд 2)
Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором – протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.
«Корзина идей»
Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль». Какие ассоциации у вас возникли? (Вывод: Мораль-правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах)
И сегодня на уроке мы должны будем узнать, какие правила регулируют поведение людей. А теперь, давайте сформулируем цель и задачи нашего урока: запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет.
Вариант возможных цели и задач:
-
Что такое «мораль»?
-
Что общего и отличительного морали с правом?
-
Какова связь морали с добром и злом?
План урока:
А теперь давайте спланируем нашу работу на уроке (слайд 3). Что мы должны будем сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи.
-
Мораль и нравственность.
-
Основные ценности и нормы морали.
-
Добро и зло.
Давайте раскроем содержание понятия «мораль»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.
– Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное). (Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)
– Давайте посмотрим, какое определение дается в словаре (слайд 4)
Мораль – Совокупность исторически обусловленных правил, норм, обычаев, принципов
существования и поведения людей, их отношений в процессе производства материальных и
духовных ценностей, которые определяют их обязанности одного перед другим, к
социальным группам, слоям, классам, к обществу, выполнение которых базируется на
общественной мысли.
(Записывают определение в тетради(слайд 5))Мораль-Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
А теперь задумаемся над вопросом: Каково происхождение морали?
Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
(Опираясь на текст учебника, докажите это. Работают с текстом учебника.)
– А сейчас давайте посмотрим были ли вы правы (слайды 6-7)
– Итак, рассмотрим пирамиду морали . Давайте ее запишем в тетрадь.
(Записывают в тетрадь пирамиду морали (слайд 8)
– Чему учит это правило? (Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)
– Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой
-Что необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя)
– А что же такое нравственность? (слайд 9)-Записывают в тетради определение
Это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, то есть выражение человеческого в человеке.
Учитель: А теперь давай те сделаем сравнение морали и нравственности. Посмотрите на слайд и давайте вместе обсудим (слайды 10-11)
Прием «Мозговой штурм»
– Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
А теперь давайте обратимся к определению немецко-французского философа, врача
А Швейцера: Зачитывает понятие добра и зла (слайд 12)
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ» |
Методическая разработка урока
по предмету «Обществознание»
по теме :
«Социальные интересы и формы социального взаимодействия»
Исполнитель: Костюкевич Валентина Владимировна
Москва 2016 год
Класс : 11
Дата: 11.12.2016
Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема урока: Социальные интересы и формы социального взаимодействия
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков обучающихся
Вид урока: практикум
Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки по определению социальных интересов различных групп, определять формы социального взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций; осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
-
Предметные
-
создать условия для усовершенствования умений и навыков решать практические задачи;
-
способствовать комплексному обобщению и закреплению основных методов решения поставленных задач.
-
Метапредметные:
-
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.
-
-
Направленные на развитие личности
-
содействовать развитию умений работы с информацией;
-
способствовать закреплению умения осуществлять обработку информации;
-
создать условия для формирования объективной самооценки;
-
содействовать накопления опыта совместной деятельности.
Методы обучения: работа со справочниками, интернет, упражнения (письменные, устные), компьютерный практикум.
Форма организации урока:
-
групповая, самостоятельная, проблемно-поисковый.
Оборудование:
-
ПК (ноутбуки)
-
Мультимедиа проектор
-
Интерактивная доска
-
Экран
-
Презентация
Время проведения: 1 урок (45 минут)
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Приветствие и вступительное слово преподавателя. Этап актуализации субъективного опыта учащихся Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Показывается видеоряд, где демонстрируются различные ситуации, профессии и поведение людей. «Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак — вход.» Губарев В. Как вы понимаете эти слова? Актуальность темы очевидна – каждый человек, в том числе и я , и каждый из вас, в той или иной степени оказываемся участниками различных социальных конфликтов. А вот знаем ли мы способы эффективного социального взаимодействия? Умеем ли ими пользоваться? Сегодня мы с вами будем работать в малых группах (4-5 чел.)Каждая группа совместно будет выполнять практические задания. После каждого задания, мы все вместе будем обсуждать полученные результаты, а свою работу в группе вы будете оценивать каждый самостоятельно – для этого у каждой группы есть Маршрутный лист с указанием этапов урока (заданий), Рейтинговая карта |
Обучающиеся просматривают видеоролик, и выдают ответы о своем восприятии. Предполагаемые ответы: – изучение, исследование различных объектов; реакция на быстро меняющуюся обстановку; умение правильно и эффективно разговаривать, взаимодействовать; -тот, кто постоянно инициирует конфликт и развивает его – теряет время; умный человек осознает причины конфликта и ищет способы его урегулирования |
Задание № 1 . «Социальные интересы» – 10 мин. |
Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой групп, устанавливая очередность высказываний; задает вопросы: У кого такие же результаты? У кого есть дополнения? Озвучьте свои примеры. |
Обучающиеся выполняют задание в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют рейтинговые карты и оценочные листы |
Задание № 2 . «Термины, определения, понятия» -5 мин. |
Для выполнения данного задания отводится 3 мин. Для обсуждения полученных результатов – 2 мин. Преподаватель зачитывает определения, команды поднимают листки с написанным на листе цветным маркером ответ. Преподаватель озвучивает правильный ответ. |
Обучающиеся выполняют задание в группе; пишут на отдельных листах цветным маркером ответ; когда преподаватель зачитывает определение – поднимают листок с ответом; заполняют рейтинговые карты и оценочные листы |
Задание № 3 «Работа с текстом» – 10 мин. |
Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой групп, устанавливая очередность высказываний; задает вопросы: У кого такие же результаты? У кого есть дополнения? Озвучьте свои примеры. |
Обучающиеся выполняют задание в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют рейтинговые карты и оценочные листы |
Задание № 4 . «Анализ социального конфликта» – 10 мин. |
Для выполнения данного задания отводится 5 мин. Для обсуждения полученных результатов – 5 мин. Преподаватель управляет работой групп, устанавливая очередность высказываний; задает вопросы: У кого есть дополнения? Озвучьте свои предложения. |
Обучающиеся выполняют задание в группе; обсуждают полученные результаты; заполняют рейтинговые карты и оценочные листы |
Подведение итогов – 3 мин. |
Хочется отметить плодотворную и качественную работу групп. Все справились с заданиями превосходно. Давайте оценим результаты нашей работы. Подсчитайте, пожалуйста, количество баллов в карте рейтингования. И поставьте себе отметку в соответствии с суммой баллов. |
Обучающиеся считают баллы, выставляют оценки. |
Этап информации о домашнем задании 2 мин. |
Домашнее задание записано в маршрутной карте урока. Открыли дневник и записали д/з § 7 учебника Составить таблицу «Стратегии поведения в конфликтной ситуации: плюсы и минусы» |
Записывают д/з |
Хочу поблагодарить вас за работу на уроке и закончить наш урок следующими словами Далай Ламы: «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас» |
Задание № 1 . «Социальные интересы»
Группа № ______________
-
Социальные интересы органически связаны с потребностями определенной социальной общности. Раскройте содержание этой связи. Подумайте, каковы потребности и социальные интересы каждой из перечисленных ниже социальных групп. Ответ запишите в таблицу.
-
Приведите примеры социальных конфликтов, в которых одной из сторон могут быть представители указанных социальных групп.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА |
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ |
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ |
Пример объекта социального конфликта |
Студенты |
|||
Пенсионеры |
|||
Предприниматели (малый бизнес) |
|||
Молодожены |
Задание № 2 . «Термины, определения, понятия»
Группа № ______________
Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был написан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже, впишите ответы в таблицу. Цветным маркером на отдельных листах напишите понятия, после того, как преподаватель прочитает определение, поднимите, по вашему мнению, правильный ответ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
ПОНЯТИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 3 «Работа с текстом» Группа № ______________
ТЕКСТ
Современный социолог А.В. Дмитриев о поддержании и развитии сотрудничества.
«Прежде чем вступить в противоборство, и соперники, вероятнее всего, находились в нейтральных отношениях, а возможно, и сотрудничали (сослуживцы, соседи, члены семьи. общественные организации, государства). Надежный путь предупреждения конфликта – налаживание и укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд принципов и методов поддержания и развития сотрудничества.
Согласие предполагает вовлечение возможного противника в совместную деятельность…
Практическая эмпатия предполагает «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, сочувствие и готовность помочь.
Сохранение репутации партнера предполагает уважительное отношение к нему, даже если интересы одного партнера расходятся с интересами другого.
Взаимное дополнение тех качеств партнера, которыми не обладает другой. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта.
Исключение социальной дискриминации предполагает запрещение подчеркивать свое превосходство над партнером(хотя оно, возможно. и имеется). «Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель»
Разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п.
Психологический настрой предполагает в конкретных проявлениях, например, своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним их последствий и т.п. В нашей действительности государственные руководители зачастую пренебрегают этим методом предупреждения конфликтов….
Психологическое «поглаживание» (синтон)предполагает поддерживание хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым препятствует возникновению конфликтной ситуации.
Названные методы и принципы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных, деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, противодействует развитию конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, помогает его разрешить»
Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное/А.В. Дмитриев – М., 2002.- с. 323-324
-
Какие виды сотрудничества упомянуты в тексте? Дополните список собственными примерами. Ответы впишите в таблицу.
-
Какой путь предупреждения конфликта автор считает самым надежным? Свой ответ объясните. Ответы впишите в таблицу.
№ п/п |
Виды сотрудничества |
Собственные примеры |
Самый надежный путь предупреждения конфликта и почему? |
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
-
В тексте приведены разработанные конфликтологами принципы и методы поддержания и развития сотрудничества. Что из перечисленного относится к принципам, а что к методам? Ответ впишите в таблицу в графу «№ п/п», обозначив буквам П – принцип, М – метод Чем принципы отличаются от методов? Ответ запишите.
Ответ: __________________________________________________
-
Подумайте, чем определяется предпочтение тех или иных методов в конкретной ситуации? Ответ запишите.
Ответ: __________________________________________________
______________________________________________________________________________
Задание № 4 . «Анализ социального конфликта»
Группа № ______________
Найдите в периодической печати описание социального конфликта по ссылке в сети Интернет : http://blogg51.ru/news-id-5878.html
ПРИМЕР
Финляндия усиливает охрану на границе с Мурманской областью
Опубликовано 23.05.2016 09:26:15
Финляндия выделит дополнительные ресурсы для охраны восточной границы, в результате чего на пограничных пунктах в Мурманской области появятся 160 новых сотрудников. Об этом сообщает ресурс YLE.
Усиление пограничной охраны прописано первым в истории Финляндии рапортом о внутренней безопасности, который был опубликован 19 мая. В местном МВД опасаются новых угроз для страны. Среди них — ухудшение отношений России и Запада, широкомасштабная нелегальная иммиграция, а также гибридные и киберугрозы.
В конце марта 2016 года Финляндия и Россия договорились о частичных запретах на пересечения границы. Инициатором стала финская сторона. Такие меры были введены в связи с наплывом мигрантов. Ограничения на въезд действуют с 10 апреля на КПП Салла и Рая-Йоосеппи на границе с Мурманской областью.
В марте 2016 года в городе Кандалакша Мурманской области мигранты устроили несанкционированный митинг с требованием выпустить их в Финляндию.
Европейские государства, в частности, Финляндия и Норвегия столкнулись с большим числом беженцев летом 2015 года. Многие мигранты из стран Ближнего Востока и Африки используют Мурманскую область для проникновения в страны Скандинавии.
lenta.ru
-
Укажите основных участников конфликта; объективно существующие противоречия, интересы, цели, а также способы поведения каждого из участников конфликта. Оформите ответы в таблицу.
Характеристики конфликта |
УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА |
||
№ 1 |
№ 2 |
№ N |
|
объективно существующие противоречия |
|||
интересы |
|||
цели |
|||
способы поведения |
|||
Что сделать, чтобы не допустить разрастания конфликта? |
|||
Эффективные способы разрешения конфликтной ситуации. |
-
Подумайте, можно ли было не допустить разрастания конфликта? Что для этого надо было сделать?
-
Можно ли было разрешить конфликтную ситуацию более эффективными способами? Какими?
-
Можно ли отнести данный конфликт к социальному? Почему?
Список использованных источников:
-
Двигалева А.А. Обществознание . Экзамен на пять, С.Пб, Victory, 2007
-
Ковалева О. 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации http://www.b17.ru/article/9910/
-
Обществознание 11 класс, учебник, профильный уровень под ред. Боголюбова Л.Н., М., «Просвещение», 2010
-
Обществознание 11 класс, практикум, профильный уровень под ред. Боголюбова Л.Н., М., «Просвещение», 2010
-
http://blogg51.ru/news-id-5878.html
ЭТАЛОННЫЙ ОТВЕТ
Задание № 1 . «Социальные интересы»
Группа № ______________
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА |
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ |
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ |
Пример объекта социального конфликта |
Студенты |
– хотят быть услышаны преподавателями, ректоратом, государством(учитывали их мнение); хотят занять нишу более высокого слоя общества; быть престижными, востребованными специалистами |
-хотят получать востребованные знания, практические навыки работы, хорошие отметки, уважение со стороны родителей, педагогов; достойную стипендию, чтобы посвящать время учебе |
Уличные шествия в Париже, где студенты требовали отмены 60 часовой рабочей недели. |
Пенсионеры |
– получать больше льгот (скидки на транспорт, лечение, услуги ЖКХ, организованный отдых) |
– хотят получать достойную пенсию, чтобы не экономить на питании, одежде |
Увеличение пенсионного возраста; отмена индексации работающим пенсионерам |
Предприниматели (малый бизнес) |
– получать больше налоговых льгот; наибольшую прибыль от своей деятельности |
– уверенность, востребованность, стабильность |
Увеличение налоговых ставок; введение экономических санкций |
Молодожены |
– хотят иметь отдельное благоустроенное жилье в районе с развитой инфраструктурой; хорошо оплачиваемую работу |
– быть уверенным в завтрашнем дне; быть востребованными как специалисты, обеспечив потребности своих детей |
Недостаток мест в детских садах |
ЭТАЛОННЫЙ ОТВЕТ
Задание № 2 . «Термины, определения, понятия»
Группа № ______________
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
ПОНЯТИЕ |
Систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. |
Социальные взаимодействия; социальные отношения |
Стратегия поведения людей, суть которой в упорном отстаивании субъектом своих интересов в ущерб интересам других. |
Конкуренция; соревнование |
Стремления людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение и т.п.) |
Социальные интересы; социальные потребности |
Столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. |
Конфликт |
Стратегия поведения, ориентированная на совместный поиск решений, удовлетворяющих интересы всех сторон. |
Компромисс |
ЭТАЛОННЫЙ ОТВЕТ
Задание № 3 «Работа с текстом» Группа № ______________
№ п/п |
Виды сотрудничества |
Собственные примеры |
Самый надежный путь предупреждения конфликта и почему? |
|
Согласие |
Обмен опытом |
Согласие – нужно найти общие интересы и на общей почве реализовывать их, учитывая интересы обеих сторон. |
|
Практическая эмпатия |
Взаимопомощь |
|
|
Сохранение репутации партнера |
Взаимозаменяемость |
|
|
Взаимное дополнение |
Выработка совместных норм и правил поведения |
|
|
Исключение социальной дискриминации |
||
|
Разделение заслуг. |
||
|
Психологический настрой |
||
|
Психологическое «поглаживание» |
Ответ: Метод – это действие, путь. Принцип – это критерий
Ответ: целью, что хотим получить в результате взаимодействия
ЭТАЛОННЫЙ ОТВЕТ
Задание № 4 . «Анализ социального конфликта»
Группа № ______________
Характеристики конфликта |
УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА |
||
№ 1 Россия |
№ 2 Финляндия |
№ N мигранты |
|
объективно существующие противоречия |
ухудшение отношений России и Запада, широкомасштабная нелегальная иммиграция, а также гибридные и киберугрозы |
||
интересы |
государственные |
государственные |
личные |
цели |
охрана западной границы |
охрана восточной границы |
проникновение в страны Скандинавии |
способы поведения |
Приспособление (улаживание) – «плюшевый мишка» |
Соревнование (конкуренция) – «акула» |
Соревнование (конкуренция) – «акула» |
Что сделать, чтобы не допустить разрастания конфликта? |
Закрыть все границы России для мигрантов |
Закрыть все границы Финляндии для мигрантов |
Обеспечить всех работой и обязать трудоспособных работать, а не жить на пособие мигранта Установить общественный контроль за поведением мигрантов |
Эффективные способы разрешения конфликтной ситуации. |
Переговоры, выработка совместных действий государств, совместных проектов в вопросах мигрантов. обеспечение мира в районах военных действий. |
Ответ: этот конфликт можно отнести к социальному, потому что затронуты интересы большого количества людей, в большей степени стран Скандинавии, т.к. неработающие мигранты мусорят(ухудшают экологическую обстановку), ведут себя аморально с гражданским населением(насилуют женщин),заходят в магазины и не расплачиваются за товар.
Рефлексия
Каждый обучающийся по очереди говорит оценку по 5ти бальной шкале по трем параметрам.
№ |
Ф.И. |
Ценность изученного на уроке (5 б) |
Оценка себе за работу на уроке (5 б) |
Оценка группы (5 б) |
|
Иванов Иван |
|||
|
Петров Петр |
|||
|
Сидоров Семн |
|||
|
Семенов Иван |
|||
|
Гладина Катя |
|||
|
Лебедева Света |
|||
|
Николаев Коля |
|||
|
Катина Катя |
|||
|
Светикова Света |
|||
|
Смирнов Саша |
|||
|
Александрова Лиза |
На интерактивную доску выводится диаграмма успешности урока из суммарного значения баллов учащихся. (файл *.xls)
Рейтинговая карта
Ф.И.________________________________________________________класс____________
Наименование этапа |
Наименование формы деятельности |
Критерии этапа |
Количество набранных баллов |
Задание № 1 . «Социальные интересы» – 10 мин. |
Работа в группе : по карточке – заполнение таблицы, приведение своих примеров |
(0-5) |
|
Задание № 2 . «Термины, определения, понятия» -5 мин. |
Работа по группам : пишут определение и поднимают с ответом, после того, как преподаватель зачитает определение. |
(0-5) |
|
Задание № 3 «Работа с текстом» – 10 мин. |
Работа по группам: выписываю из текста ответы на вопросы, приводят свои примеры |
(0-5) |
|
Задание № 4 . «Анализ социального конфликта» – 10 мин. |
Работа по группам: анализируют конфликтную ситуацию, обозначая субъектов и объекты конфликта, субъективную и объективную его сторону. |
(0-5) |
|
ИТОГО 20-17 баллов «5»; 16-14 баллов «4»; 12-10 баллов «3» |
Маршрутная карта урока
Название работы |
Указания |
Примечание |
|||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 1 . «Социальные интересы» – 5 мин. |
Социальные интересы органически связаны с потребностями определенной социальной общности. Раскройте содержание этой связи. Подумайте, каковы потребности и социальные интересы каждой из перечисленных ниже социальных групп. Ответ запишите в таблицу.Приведите примеры социальных конфликтов, в которых одной из сторон могут быть представители указанных социальных групп.
|
Не забудьте внести баллы в карту рейтингования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 2 . «Термины, определения, понятия» -2 мин. |
Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был написан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже, впишите ответы в таблицу. Цветным маркером на отдельных листах напишите понятия, после того, как преподаватель прочитает определение, поднимите, по вашему мнению, правильный ответ.
|
Не забудьте внести баллы в карту рейтингования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 3 «Работа с текстом» – 5 мин. |
Современный социолог А.В. Дмитриев о поддержании и развитии сотрудничества. ТЕКСТ «Прежде чем вступить в противоборство, и соперники, вероятнее всего, находились в нейтральных отношениях, а возможно, и сотрудничали (сослуживцы, соседи, члены семьи. общественные организации, государства). Надежный путь предупреждения конфликта – налаживание и укрепление сотрудничества. Конфликтологами разработан ряд принципов и методов поддержания и развития сотрудничества. Согласие предполагает вовлечение возможного противника в совместную деятельность… Практическая эмпатия предполагает «вхождение» в положение партнера, понимание его трудностей, сочувствие и готовность помочь. Сохранение репутации партнера предполагает уважительное отношение к нему, даже если интересы одного партнера расходятся с интересами другого. Взаимное дополнение тех качеств партнера, которыми не обладает другой. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать конфликта. Исключение социальной дискриминации предполагает запрещение подчеркивать свое превосходство над партнером(хотя оно, возможно. и имеется). «Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель» Разделение заслуг. Этим достигается взаимное уважение и снимаются такие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды и т.п. Психологический настрой предполагает в конкретных проявлениях, например, своевременное информирование партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним их последствий и т.п. В нашей действительности государственные руководители зачастую пренебрегают этим методом предупреждения конфликтов…. Психологическое «поглаживание» (синтон)предполагает поддерживание хорошего настроения, положительных эмоций по самым различным поводам, что снимает напряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым препятствует возникновению конфликтной ситуации. Названные методы и принципы поддержания и укрепления сотрудничества, конечно, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных, деловых отношений между людьми, укреплению их взаимного доверия и уважения, противодействует развитию конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, помогает его разрешить» Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное/А.В. Дмитриев – М., 2002.- с. 323-324 Какие виды сотрудничества упомянуты в тексте? Дополните список собственными примерами. Ответы впишите в таблицу. Какой путь предупреждения конфликта автор считает самым надежным? Свой ответ объясните. Ответы впишите в таблицу.
В тексте приведены разработанные конфликтологами принципы и методы поддержания и развития сотрудничества. Что из перечисленного относится к принципам, а что к методам? Ответ впишите в таблицу в графу «№ п/п», обозначив буквам П – принцип, М – метод Чем принципы отличаются от методов? Ответ запишите. Ответ: __________________________________________________ Подумайте, чем определяется предпочтение тех или иных методов в конкретной ситуации? Ответ запишите. Ответ: ______________________________________ |
Не забудьте внести баллы в карту рейтингования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 4 . «Анализ социального конфликта» – 5 мин. |
Найдите в периодической печати описание социального конфликта по ссылке в сети Интернет : http://blogg51.ru/news-id-5878.html Укажите основных участников конфликта; объективно существующие противоречия, интересы, цели, а также способы поведения каждого из участников конфликта. Оформите ответы в таблицу.
Подумайте, можно ли было не допустить разрастания конфликта? Что для этого надо было сделать? Можно ли было разрешить конфликтную ситуацию более эффективными способами? Какими? Можно ли отнести данный конфликт к социальному? Почему? |
Выйдите в интернет по данному адресу найдите статью в СМИ о социальном конфликте. Организуйте работу в группе Не забудьте внести баллы в карту рейтингования |
|||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов – 3 мин. |
Выполните самооценивание и взаимооценивание Внесите баллы в Оценочный лист |
Конспекты по предмету «Обществознание»
Изучение Обществознания шаг за шагом. Онлайн-учебник.
Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию
Кодификатор ОГЭ
ОНЛАЙН-ТЕСТЫ
Кодификатор ЕГЭ
1. Человек и общество
- Общество. Взаимодействие общества и природы
- Основные сферы общественной жизни
- Биологическое и социальное в человеке
- Личность. Особенности подросткового возраста
- Потребности, интересы и способности человека
- Деятельность человека
- Виды деятельности человека
- Общение: содержание, субъект, средства, виды
- Природное и общественное в человеке
- Мировоззрение
- Виды знаний
- Истина: критерии, структура, формы познания
- Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы
- Деятельность: структура и классификация
- Свобода и необходимость
- Системное строение общества
- Основные институты общества
- Межличностные конфликты
2. Сфера духовной жизни
3. Экономика
Финансовая грамотность
4. Социальная сфера
5. Политика
6. Право
ЕГЭ Задание 28 (образцы планов)
Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.
Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:
- Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9—11 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера».
- ОГЭ: Общeствознание универсальный справочник. / О.В. Кишенкова — М.: Эксмо.
- Обществoзнание в схемах и таблицах: 8-11 классы. ФГОС / Р.Н. Лебедева — М.: Издательство Экзамен.
- Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина — М.: Эксмо.
- Наглядный школьный курс по обществознанию (удобно и понятно) / С.М.Гришкевич — М.: Эксмо.
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Конспекты уроков по обществознанию
Семейное и гражданское право
Тема урока: Практическая работа по теме «Семейное и гражданское право». Цель: развитие навыки глубокого осмысления материала и критического отношения…
УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ
УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ. (урок обществознания в 10 классе). Цель:. учить умению разрешать конфликт и делать правильный выбор, вести диалог. …
Нации и межнациональные отношения
Нации и межнациональные отношения. 1.Этнические общности. Этническая (от греч. . Ethnos. – народ) общность. – это исторически сложившаяся на…
Межличностные отношения
Открытый урок. (разработан и проведен Стюбко Н.Н. ). Интерактивная игра. ( 7-8 классы). Тема: «Межличностные отношения». Цель:. дать представление…
Экология и общество
Тема: «Экология и общество». Класс: 8 . . Интегрированный урок по обществознанию. Цели урока. :. Образовательная. : актуализировать, обобщить…
Происхождение и развитие человека
Тип урока:. комбинированный. Цель урока:. познакомить учащихся с историческим процессом происхождения и развития человека, сего движущими силами….
Современная молодёжь, какая она?
Уроки. Молодежь в современном обществе (3ч). Тема: Современная молодёжь, какая она? Цели и задачи:. . .
Подвести к пониманию об особенностях…
Общение
Методическая разработка урока по учебной дисциплине. . « обществознание». . Тема урока: Общение. Тип урока: комбинированный. Цели урока:….
Жажда мудрости
. Конспект урока по обществознанию в 5 классе. Учитель. Половцева Алла Николаевна. Тема урока. :. Жажда мудрости. Цель урока. : определение…
Политическая деятельность
Урок обществознания в 10 классе. . Тема урока «Политическая деятельность». Цели урока:. -. Объяснить понятия и термины: «политика», «власть»,…
Молодежь в современном мире
Обществознание. 10 класс (базовый уровень). . . Учитель Селиверстова Е.Г. МОАУ СОШ №2. Тема: «Молодежь в современном мире». Форма урока. : дискуссия….
Профессия – ученик
Тема:. Профессия – ученик. Цели урока:. сформировать на доступном ученикам уровне представление о социальной роли ученика; подвести учащихся к осознанию…
Мы живем среди людей
Тема: Мы живем среди людей. Цель. :. развивать потребность в саморазвитии и самопознании;. -воспитывать уважительное отношение к людям, являющим…
Политические режимы
Урок по теме: «Политические режимы». Форма государства – это организация и устройство государственной власти, отражающие особенности исторического,…
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МУЗЕЯМ НАПИТКОВ
. МБОУ-СОШ № 50 г. Орла. Занятие. курса внеурочной деятельности. «Цветок здоровья». на тему:. «Путешествие по музеям…
Культура России
Классный час пресс – конференция. «Культура России». Провела Мальцева Светлана Романовна. . МБОУ «Порецкая СОШ». Цели:.
Знакомство с понятием…
Природные зоны холодного пояса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение. лицей № 155 Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Конспект открытого…
Родовые общины охотников и собирателей
Цель:. . 1. . Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей. 2. . Продолжить формирование умений самостоятельно…
Свобода в деятельности человека
Урок обществознания в 11-м классе по теме “Свобода в деятельности человека”. . Учитель Колованова Т.Н. Цели и задачи:. .
Обучающие:. ознакомить…
Безопасность – это важно!
Спортивно-развлекательное мероприятие.
. «Безопасность – это важно!» . . Цель. : формировать навыки безопасного поведения. Задачи:. -…
Викторина `Счастливый случай`
Цел и:.
способствовать формированию интереса к военному делу;. .
расширять кругозор детей, объясняя значение терминоввоенной лексики. .
….
В весеннем небе – салют Победы
Тема:. В весеннем небе – салют Победы. Основные цели и задачи урока:. . 1. Создавать условия для эмоционально-ценностного отношения учащихся…
Описание каталога конспектов уроков по обществознанию
Наш каталог конспектов уроков по обществознанию вмещает в себя большой ассортимент учебных материалов на множество тем, имеет удобное разбиение по классам и отлично подходит для подготовки к уроку обществознания как для учителей, так и для учеников. Кроме того, все конспекты Вы можете абсолютно бесплатно скачать. Благодаря возможности просмотреть содержимое каждой работы онлайн, Вы можете легко выбрать действительно подходящий вариант. Если найти подходящую работу не удается, то Вы можете воспользоваться удобным поиском по всей базе материалов.