Как составить конспект урока по окружающему миру

Обновлено: 22.05.2023

Обычно студенты еще в школе приобретают навыки составления конспекта. У тех же, кто в старших классах не выработал ценного умения быстро и систематизированно делать письменные заметки по существу, в первые месяцы учебы в вузе возникают проблемы: три-четыре полуторачасовые лекции в день или работа с источниками при подготовке к семинару превращаются в затяжную пытку. Оказывается, не всегда нужно записывать все, что говорит лектор, или копировать в тетрадь огромные фрагменты учебных материалов: правильно писать конспект – настоящее искусство, которому при желании можно быстро научиться.

Что такое конспект

Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.

Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.

Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:

Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.

Для разных целей и дисциплин подходят различные виды конспектов. Они отличаются структурой, объемом, техникой составления.

План-конспект

Схематический план

Конспект

Обычно используется для проработки текста, реже, чтобы кратко записать лекцию, если заранее известно ее содержание и преподаватель практически диктует. С его помощью удобно структурировать информацию и устанавливать взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала, что способствует его лучшему усвоению. Составляется план-схема в виде списка вопросов, на которые в ходе прочтения книги или прослушивания лекции даются ответы.

Текстуальный конспект

Составить такой конспект непросто, зато в результате получается реферативная запись, насыщенная тезисами и выдержками из первоисточника, целостно и развернуто отражающими его суть. Обычно он делается на основе плана, иногда вопросного, который дополняется точными фрагментами из текста. Такой конспект актуален для гуманитариев, например, изучающих литературу или философию, где авторские цитаты имеют большое значение.

Свободный

Может сочетать в себе все перечисленные выше варианты и состоять из выписок, цитат, плана, тезисов и прочего. Свободное конспектирование позволяет изложить материал максимально целостно и подходит для различных дисциплин.

Тематический конспект

Суть этого способа ведения записей в том, чтобы осветить изучаемый вопрос с различных точек зрения, используя не один, а несколько источников. Такой конспект максимально полно раскрывает тематику, однако больше подходит для самостоятельной работы с печатным текстом.

Графический

Чаще всего используется студентами, изучающими технические науки. В его основе – схематичные рисунки, графики, таблицы, которые лектор часто дает в мультимедийной презентации или просто на плакатах, развешенных на доске. Достаточно перенести их в тетрадь и сделать краткие пояснения к ним.

Как писать

Конспект

Хороший конспект сделать непросто, но никто и не обещал, что в вузе будет легко. Чтобы понять, правильно ли составлены записи, следует перечитать их через пару дней. Если без труда удалось восстановить в памяти важную информацию, значит, все в порядке. Если нет, придется потренироваться или сменить тактику, чтобы окончательно определиться, как делать конспект так, чтобы он был хорошим подспорьем в подготовке к занятиям и экзаменам, а через пару лет при необходимости смог послужить справочником.

Конспект лекций

Правила написания конспекта лекции весьма условны, но чтобы сделать его максимально полным и понятным, надо:

  1. Начинать запись только после осмысления сказанного преподавателем, не пытаясь законспектировать все дословно.
  2. Разработать систему стандартных сокращений.
  3. Выделять важные моменты (тему, термины, формулы) цветными ручками или маркерами.
  4. Логически структурировать информацию как минимум разбивкой на абзацы, а между ними оставлять пустыми по нескольку строчек – свободное место позже может пригодиться для уточнений, расшифровки незнакомых понятий, терминов.

Литературы

Прежде чем приступить к составлению конспекта литературного источника, стоит хотя бы один раз внимательно полностью прочитать текст. Это позволит выявить основные особенности материала, стиль и характер изложения, главную идею, разобраться с незнакомыми терминами.

Дальнейшая работа связана с анализом информации. На этом этапе следует отделить главное от второстепенного, структурировать материал, располагая его в логически правильном порядке.

Оформление конспекта

Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:

Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.

  • Избегать длинных и сложных предложений, отбрасывать второстепенные слова, не несущие смысловой нагрузки.

Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.

Необычные виды конспектирования

Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.

Майнд-карты

Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.

Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.

Метод Корнелла

Конспект

Этот метод пользуется большой популярностью у американских преподавателей и студентов. Конспект, составленный в такой технике, стимулирует к перечитке записей, их дополнению и переработке. Перед тем как начинать делать заметки, надо разделить страницу на две неравные колонки (левая меньше, правая больше) и оставить немного места вверху и внизу листа для заголовка, даты и подведения итогов.

Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.

Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Основы составления план-конспекта урока окружающего мира

“Окружающий мир” – это школьный предмет, который ставит своей целью знакомство учащихся с целостной картиной мира. Основной задачей предмета является формирование оценочного, эмоционального отношения к миру. Экология, темпы эмоционального и физического развития изменились и, в связи с этим, нынешние российские школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Однако, под влиянием СМИ знания детей оказываются не систематизированы и раздроблены. Круг общения ребенка включает всё больше предметов и явлений, с которыми человек в современном мире общается опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

Составление план-конспекта урока является важным и ответственным этапом подготовки к каждому занятию. Отлынивать от составления план-конспекта урока окружающего мира не стоит ни начинающим, ни опытным педагогам. Грамотно составленный план конспект урока окружающего мира позволит педагогу с достоинством выйти из любой нестандартной ситуации.

Уроки по предмету “Окружающий мир” должны быть красочные и запоминающиеся. План-конспект урока позволит внести продуманные творческие элементы, благодаря которым учащиеся начальной школы смогут запомнить яркие и важные элементы того, что их окружат. Благодаря талантливым педагогам, заранее готовящим план-конспект урока “Окружающий мир”, занятие может превратиться в незабываемое путешествие по миру неизученному.

В данной статье считаю необходимым расписать подробно порядок составления план-конспекта урока окружающий мир.

План-конспект урока окружающего мира

Составляющие элементы план-конспекта урока указаны на рисунке выше. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них. Итак, название темы урока чаще всего берется из календарно-тематического плана, а порядковый номер урока и его название выписываются из вашего поурочного планирования.

Типы урока определяются на основе целей и задач урока. Все виды урока актуальные для современной педагогики представлены на рисунке ниже. Несомненно существует еще много различных видов уроков, но мы представим самые основные.

План-конспект урока окружающего мира

Очень важно, чтобы в план-конспекте урока были четко обозначены цели урока.

I. Образовательные цели включают в себя развитие:

  1. знаний (понятий, явлений, величин, формул, законов, теорий и т. п.);
  2. навыков (умения, доведенные до автоматизма);
  3. специальных и общеучебных умений.

Специальные умения включают в себя:

  • решение задач,
  • проведение измерений и т.п.

Общеучебные умения включают в себя:

II. Воспитательные цели включают в себя развитие:

  1. нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения, исполнять законы;
  2. потребностей личности, мотивов социального поведения, деятельности, ценностей и ценностной ориентации, мировоззрения.

III. Развивающие цели связаны с:

  1. развитием речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей;
  2. активизацией умственной деятельности.

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: “Берегите воду!”

  • обобщить знания учащихся о свойствах воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека;
  • рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
  • познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие;
  • воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.
  • схема “Круговорот воды в природе”;
  • карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;
  • кроссворд;
  • “маячки” настроения у каждого учащегося для самооценки;
  • Компьютер, интерактивная доска, презентация

2. Актуализация опорных знаний.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

1) В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

2) Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3) На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что она –

Наша спутница всегда.

Ученики (вместе): Без меня вам не умыться,

Ни наесться, не напиться!

Учитель: Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить

Цель урока – обобщить наши знания о воде.

3. Проверка домашнего задания 3 класса

а) фронтальный опрос:

Вспомним, в каких 3 состояниях находится вода в природе?

Отгадайте загадки о трёх состояниях воды.

1. Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).

2. Ни в огне не горит,

Ни в огне не тонет. (Лёд).

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Стало видно далеко. (Туман).

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса).

– При каком условии образуется лёд? От чего он тает? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. Как происходит круговорот воды в природе?

б) индивидуальный опрос:

Объясни схему “Круговорот воды в природе”.

План-конспект урока окружающего мира

1,2,3 – различные состояния воды

4 – условие, при котором вода может менять состояние.

1 – жидкое;2 – твёрдое;3 – газообразное;4 – температура).

Причины различных состояний воды

  1. Твёрдое – температура ниже 0 градусов;
  2. Газообразное – температура выше 0 градусов, при температуре 100 градусов вода закипает;
  3. Жидкое – температура выше 0 градусов).

Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе?

(Ответ: Лёд находится на поверхности воды, не тонет и защищает водоёмы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь).

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами. Посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено. (На плакате речка). Что вы можете сказать про эту реку? (Ответы детей).

Так о чём же мы будем говорить сегодня? (Учитель обобщает ответы детей и открывает тему урока, записанную на доске: Берегите воду!)

Учитель: Ребята, наша речка просит вас о помощи, нужно выявить источники загрязнения воды и очистить её. Поможем ей?

Свидетельством того, что мы не потеряемся в речных просторах, будет служить маяк, который нам предстоит зажечь в конце урока. Светом маяка станут наши знания, которые мы добудем на уроке. Чтобы маяк загорелся, нам нужно быть находчивыми, внимательными, активными.

Итак, начинаем помогать нашей реке. Сегодня вы будете работать в роли учёных – экологов.

Теперь послушайте сказку “Жила-была – река” А.А. Рыжова.

Каждая группа должна будет ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске в 3 столбика).

  1. Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Видели ли вы такую реку?
  2. Какую пользу приносила река людям?
  3. Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?
  4. Что случилось с горожанами когда, река ушла?
  5. Правильно ли поступили люди в конце сказки?
  6. Что они ещё могли бы сделать для реки?
  7. А что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами?

Вывод: не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.

К речки быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой

6. Работа с учебником

Каждому из 3 класса даётся задание:

Прочитать и проанализировать статью стр. 57, записать источники загрязнения.

Прочитать статью на стр. 58. и записать, как охраняют воду от загрязнения.

Прочитать статью стр. 60. и записать, как нужно экономно расходовать воду.

Дети зачитывают ответы.

7. Решение экологических задач

Чтобы окончательно помочь нашей речке, каждый ученик должен решить экологическую задачу (Каждому ученику даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают.)

За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?

1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

8. Итог урока. Рефлексия

– Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?

Чем опасно загрязнение воды?

– Вам нужно, чтобы эти капли “упали” на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.

План-конспект урока окружающего мира

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

Экологи поработали неплохо. Очистили нашу речку. Вода в ней стала снова прозрачной. А теперь зажжём огонь маяка. Оцените свою работу, выберите и прикрепите нужный значок из предложенных. Мне бы хотелось отметить работу следующих экологов… (Выставление оценок).

9. Домашнее задание: 3 класс стр. 57-61. Подготовить ответы на вопросы.

По желанию нарисовать плакат “Берегите воду!”

2 класс стр.42-45 читать. Раб.тетрадь стр.18 задание №3

Жила – была река (Н. А. Рыжов)

Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. “Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?” – думала она.

Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой”. Позвала она на помощь своих жителей. “Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей”.

Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, – очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.

Правильно готовим конспект: окружающий мир

Конспект по окружающему миру может познакомить учащихся с миром вокруг нас

Ведь данная дисциплина изучает растения, животные, людей, окружение, страны, праздники и т.д. В общем все что вокруг нас. Также это дает начальные знания в области социальных, гуманитарных и естественных наук.

Сессия? Срочно нужна помощь с конспектом? Опытные преподаватели придут на помощь. Высокая уникальность и гарантия качества. Оформление по ГОСТу. Срок от 1 дня.

Конспект, в свою очередь – краткая и письменная фиксация основных понятий, данных, идей или определений. По которому в результате можно получить свое представление об изложенной теме. Чтобы его написать, необходимо сначала изучить информацию и источники по выбранной теме. Информация должна быть логически структурирована и разбита на абзацы.

  • план-конспект;
  • текстуальный;
  • тематический;
  • свободный.

План-конспект хорошо подходит для уроков, занятий, краткого содержания книги. Распределяет содержимое на тематические блоки и помогает понять общий смысл и логику. Текстуальный конспект записывает прямые высказывания лектора. Тематический конспект выполняется на выбранную тему.

Позволяет изучить тему со всех сторон. Свободный конспект включает в себя элементы из всех конспектов и использует сокращения. Часто в нем можно встретить чертежи, рисунки, таблицы, графики и т.д.

  • определить цель и задачи;
  • ознакомится с литературой и источниками информации;
  • выделить основные понятия и мысли;
  • составить конспект.

Конспекты по окружающему миру помогают учащимся сформировать целостную картину мира, а также определить в нем место для человека. Особенность данного предмета в том, что в нем заключаются сразу знания об обществе, природе, а также истории и науке. Если у вас нет времени на написание, а преподаватели требуют конспекты, вы всегда можете получить конспект на данном сервисе.

Узнать стоимость написания конспекта или оформить заявку удобно через форму заказа на сайте. Укажите предмет и необходимый объем. Приложите файлы с требованиями. Это поможет менеджерам правильнее оценить работу.

Выглянуло солнышко и заглянуло в класс к нам на урок. Улыбнемся ему все вместе. Поприветствуем друг друга. Тихо садимся и начинаем наше занятие.

II. Актуализация знаний

Солнышко не случайный наш гость. Где оно блещет?

(На лугу) (слайд 2)

-Кого оно согревает там своим теплом? (Цветы, насекомых. )

-Какие цветы вы знаете?

-Каких насекомых можно встретить на лугу?

-Важны ли они друг для друга?

– Какими должны быть ваши действия по отношению к ним?

(Мы не должны рвать цветов, ловить насекомых)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты,

И не будет красоты.

-Будем соблюдать правила поведения в природе, узнавать много нового и интересного.

(На экране проецируется слайд с загадкой)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Красоту увидишь в нем. (слайд 3)

-Это лес ( слайд 4)

2. Составление кластера

-В какой зеленый дом мы отправимся?

-Каким вы представляете себе лес?

-Кто может сказать, что такое лес?

(Дети высказывают свои предложения)

Давайте обобщим ваши высказывания, выделим главные слова в этом стихотворении и скажем, что же такое лес?

Всех богатств лесных не счесть.

Назовем все те, что есть.

Если мы в него пойдем,

То припасов там найдем.

Он излечит и накормит,

Свежестью своей напоит,

Жителей лесных покажет,

Дом для них устроит даже.

( На экране проецируется слайд с изображением кластера) (слайд 5)

Лес

Аптека Дом Кладовая

Прежде чем мы окажемся в лесу, услышим друг друга и все звуки, которые нас окружают в классе.

-Что для этого нужно? (Создать тишину)

-Предлагаю взять ее в лес. Скажите, зачем?

(Она тоже нужна в лесу)

-Чему будет посвящен наш урок? Давайте определим его тему.

(Дети высказывают свои предложения)

Зачем нужна тишина и нужна ли она вообще?

Тишина нужна вокруг,

Мы докажем это сами.

Наш урок не подведёт,

Ответ верный нам найдёт.

-Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

IV. Изучение нового материала.

А теперь закройте глаза. Представим, что мы на лесной поляне. Постарайтесь запомнить, что вы видите и слышите. Откройте глаза. Расскажите о своих представлениях.( Ответы детей)

2. (На экране проецируется картина леса, озвученная голосами птиц)(слайд 6)

-Сравните свои представления с реальной картиной.

-Вам удалось увидеть и услышать всю красоту природы.

– Каждый ли может это сделать? Что для этого необходимо?

(Нужно соблюдать тишину)

В лес пришёл ты не шути!

Тихо там себя веди!

3. Работа с учебником

Прочитаем в учебнике текст на стр. 49 найдем ответ на вопрос, сравним его с нашими предположениями.

– Мы оказались правы?

(Дети ищут ответ на вопрос, сравнивают со своими выводами).

V. Творческое восприятие усвоенных знаний.

-Люди бывают разные: кто-то любит и умеет петь. Кто-то рисует и фантазирует.

-Я предлагаю вам задание на выбор:

-Надо придумать для леса знаки, которые будут напоминать людям, чего нельзя делать.

-Кто будет рисовать? (3-4 пары)

-Кто любит петь и хочет быть птичкой? Мы организуем птичий хор:

Дети выходят к доске и выбирают себе роль.

– Я буду дирижером, буду руководить хором. Сначала каждая группа поет отдельно, а потом все вместе.

-Остальные будут насекомыми или животными. Вы должны подготовить обращение к людям или рассказ о себе (работа в парах).

Итоги групповой работы.

  1. Хор. (Аплодисменты)
  2. Обращение животных или насекомых.
  3. Запрещающие знаки.

-Молодцы, вы очень хорошо пели и справились с заданиями!

-Посмотрите на этих детей!

-Как вы думаете, к чему может привести такое поведение? (Дети у доски отвечают)

Обобщение читает учитель:

Насекомые, животные и птицы.

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они.

На планете мы останемся одни. (Слайд 8)

VI. Закрепление изученного материала (работа в парах)

-Надеюсь, что все участники нашего разговора запомнили как нужно вести себя в лесу детям и взрослым.

-Поднимите руку, кто сможет это объяснить друзьям, соседям, знакомым!

-Я составила такую логическую цепочку:






-Что вам понятно из этой цепочки и сможете ли вы объяснить?(ответы детей)

Объяснение учителем своей точки зрения.

-Лес-это не дом. Лес- это царство! Царство растений, животных, насекомых. Царство, в котором есть свои правители и подчиненные, свои праздники, радости и горести, в котором есть, наверное, бедные и богатые. Но природа или Всевышний создали лес без человека!

И если человек вступает в это царство, то он должен вести себя как гость.

Лес без человека может существовать, а человек без леса-нет! Поэтому надо очень бережно относиться к природе, которая нас окружает, которая для нас, людей, воздух, кладовая, дом, аптека и просто красота!

-За то время, что мы провели в лесу, наше солнышко немного прикрыла тучка. Вначале урока мы все улыбались ему.

-Сейчас встанут и подарят ему улыбку те, кому было интересно на уроке и все понятно, кто все задания выполнил правильно. Кому было неинтересно, тот встанет и нахмурится тучке.

Дом.задание: придумать и нарисовать знаки, которые будут напоминать людям о правилах поведения в природе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме “Про воздух”. Мастер-класс урока окружающего мира по теме “Про воздух”.

Одна из основных задач педагогов – разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е.

презентация к уроку окружающего мира “Как изучают окружающий мир” 1 класс УМК “Гармония”

презентация к уроку “Как изучают окружающий мир” 1 класс УМК “Гармония”.

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК “Планета знаний” Тема: “Как мы воспринимаем окружающий мир”

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК “Планета знаний” Тема: “Как мы воспринимаем окружающий мир”.

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру “Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира”

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков “Как ус.

Урок окружающего мира по теме “Если хочешь быть здоров” МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок – путешествие Программа: УМК “Перспективная начальная школа” Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира по теме “Если хочешь быть здоров”Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока.

Урок окружающего мира по теме “Если хочешь быть здоров” МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок – путешествие Программа: УМК “Перспективная начальная школа” Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира по теме “Если хочешь быть здоров”Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также:

      

  • Тема любви в творчестве маяковского конспект
  •   

  • Конспект урока конструирование фартука 5 класс фгос
  •   

  • Герои войск национальной гвардии российской федерации конспект урока
  •   

  • Конспект занятия по нравственному воспитанию в первой младшей группе
  •   

  • Конспект занятия по финансовой грамотности с использованием интерактивных технологий в 5 8 классах

Панкова Надежда Юрьевна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

по программе УМК «Школа России»

Тема: Что такое почва.

Цели:

Обучающие:

  • дать учащимся представление о почве как верхнем плодородном слое земли, познакомить их со строением почвы;

  • выявить основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы;

  • рассмотреть процессы образования и разрушения почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;

  • продолжить работу по формированию целостной картины мира у младших школьников;

развивающие:

  • развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес

  • развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения,

  • первоначальные умения практического исследования природных объектов.

воспитывающие:

  • воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве,

  • воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность,

  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе,

  • любовь к природе, родному краю.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тип обучения: с элементами проблемного обучения, исследовательской деятельности

Оборудование:

  • учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Мир вокруг нас» 3 класс в 2-х частях, рабочая тетрадь;

  • компьютер, проектор, интерактивная доска;

  • материал для практической работы (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупы); “Виды почв (таблица); презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

— Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений:

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;

  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

—Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

—О какой земле идёт речь? Каково её научное название?

– Почва.

– Да, это почва. Лишь на первый взгляд почва кажется однообразным и малоинтересным объектом. В действительности же её мир не менее разнообразен и удивителен, чем мир растений и животных. Почва представляет собой особое природное образование, обладающая только ей присущими строением, составом и свойствами.

Тема урока: Что такое почва?

II. —Задайте как можно больше вопросов для этого слова. Мозговой штурм

Проблемные вопросы по теме “Почва”

  1. Что такое почва?

  2. Как образуется почва?

  3. Кто участвует в образовании почвы?

  4. Какое основное свойство почвы?

  5. Где образуется почва?

  6. Где на Земле нет почвы?

  7. Что входит в состав почвы?

  8. Почему почву называют кормилицей?

  9. Что растения получают из почвы?

  10. Что произойдет, если исчезнет почва?

  11. Почему почвы разрушаются?

  12. Чего боится почва?

  13. Почва – это живое?

  14. Везде ли почвы одинаковые?

  15. Зачем человеку нужны знания о почве?

– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока: “Исследование почвы”

III, Практическая работа.

– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.) Результаты исследования будем фиксировать в рабочей тетради на стр.27 в задании № 1

Правила групповой работы ( Слайд № 2)

1.Внимательно слушать инструкции.

2.Чётко выполнять указания.

3.Быть наблюдательными.

4.Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

5.По наблюдениям сделать выводы.

Любое исследование предполагает различные методы изучения. Это, прежде всего метод наблюдения. Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

—Какого он цвета? Сделайте вывод.

—Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. (Слайд № 3)

– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?

Опыт 1.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

Опыт 2.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем. (на столе)
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)

Опыт 3.

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)

Опыт 4.

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.

Опыт 5.

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

IV.Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются и превращаются в перегной.  Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые  растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель).  А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

—Как образуется почва?

V. Рассказ учителя: Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же самые неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65. Прочитайте и ответьте на вопросы:

—Какое значение имеет почва для растений и животных?

—Какие животные живут в почве?

—Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов, зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения. Учёные установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей.

—Итак, кто участвует в образовании почвы?

Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы). (Слайд № 4)

— Что из этого необходимо растениям?

— Вы видели, что у многих растений корни уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берут воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли. Это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Солей в почве мало. Но их запас постепенно пополняется благодаря перегною. (Слайд № 5 )

– С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (Слайд № 6)

– Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

– Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы? Ответ на этот вопрос мы найдём учебнике на с. 67.

— Какие бывают почвы? (Слайды № 7 и 8)

Посмотрите на карту Костромской области. Какие почвы преобладают в нашей местности? (Слайд № 9)

—Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

VI. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся-

(туловище вправо, влево)

больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(покружиться)

VII. Сообщение о В.В.Докучаеве (Слайд № 10)

– Науку о почвах — почвоведение  создал русский ученый  почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.

– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему? (Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт? (Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)

VIII. Постановка проблемы.

К какой природе мы отнесем почву? Живой или неживой?

— Оказывается, этот вопрос волнует многих людей. Неживая и живая природа в почве как бы соединяются. И мы рассматриваем её как единое целое. (Слайд № 11)

Почва образуется очень медленно. Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров — за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться бережно. Но почва разрушается, как любые вещества.

— Неживая и живая природа в почве как бы соединяются. И мы рассматриваем её как единое целое.

— Какие силы природы могут разрушать почву? (Слайды № 12. 13, 14)

— Часто человек наносит вред почве. Во время испытания различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мертвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

— Как сохранить почву?

Чтение статьи учебника стр. 68

— Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрение, поливает (а где необходимо — осушает). Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

IX. Рефлексия.

1. – Давайте подведём итог.

– Что такое почва?

– Какая почва называется плодородной?

– Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)

2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная. Взаимопроверка.

(Слайды № 15 и 16)

– Перед вами 6 вопросов.

Вы читаете их и на листочках записываете ответ.

Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва)

  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы:

Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

  1. Основное свойство почвы. (плодородие)

  2. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)

  3. Самая богатая перегноем почва. (чернозём)

  4. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (перегной)

(Слайд № 17)

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

—Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

– Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

X. Оценки за урок.

XI. Домашнее задание.

Прочитать статью стр.65-70. Выполнить задания в «Рабочей тетради» стр. 28 № 2, 3 , 4

Ресурсы:

  • Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” М. Вако 2010.

  • Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение 2009.

  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. М.Просвещение 2007.

  • http://festival.1september.ru/articles/565751/

  • http://www.openclass.ru/lessons/186953

  • [email protected]

  • http://liceum-hlevnoe.my1.ru/load/3-1-0-3

Дата____________Урок№____________Класс
1-а  Ершова Е.В. Окр.мир

Тема
урока:__________________________________________________________________________________________________

Цель урока: работать над темой
урока, развивать познавательные умения и навыки, умения работать с учебником, 
,отвечать на вопросы и выполнять практические задания.

Планируемые результаты:

Предметные: ознакомить с темой,
вырабатывать практические умения и навыки, умения работать с научно-
познавательной литературой, фото и видеоматериалом.

Метапредметные: развивать умение
анализировать и синтезировать, устанавливать ход выполнения работы, работать в
парах (группах) по инструкции и наглядному примеру учителя, отвечать на
вопросы, коллективно заполнять таблицы (схемы, модели и прочее).

Личностные: воспитывать устойчивый
интерес к предмету «Окружающий мир», познавательный интерес, чувства
коллективизма, экологические и патриотические чувства.

Оборудование :учебник,
инструктивные карточки, тестовые и наглядные образцы для проверки теоретических
зун, образцы, материалы и инструменты, эл.приложение к учебнику.

                                                     
ХОД УРОКА:

I.Оргмомент.
Подготовка рабочего места и материалов.

II.АОЗ

Дидактическое
упражнение

Фронтальный
и индивидуальный опрос

Выполнение
карточек

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III.Постановка
темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

Исследовательское
задание

Дидактическая
сказка (игра)

IV.
Первичное усвоение новых знаний

Работа
с учебником

Рассказ
учителя с элементами демонстрации

Пр.работа

Подготовка
рабочего места и материалов

ТБ,
инструктаж

Работа
под руководством учителя

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа
с учебником

Работа
с эл.приложением

Ответы
у доски и с места

Творяеские
и научно- исследовательские задания в парах (группах)

Работа
в тетради

Работа
с календарем погоды

Иллюстрирование
материала урока

Составление
схем
,моделей

V
. Рефлексия

VI
. Итоги урока

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний, нетрадиционный урок – заочная прогулка по г. Серпухову.

Тема: Что это за листья?

Продолжительность: 35 минут

Класс: 1

Технологии:  здоровьесберегающая,  игровая, информационно-компьютерная, образовательная, проектная, групповая, дифференцированная

Цель урока: познакомить с разными деревьями и листьями деревьев.

Задачи урока:

  • учить детей распознавать листья наиболее распространнёных пород деревьев;
  • познакомить с отличительными признаками сложной и простой листовой пластинкой; с деревьями, растущими в парках родного города, возле школы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: первоклассники  научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:   

регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

 коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Учебные материалы: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?», осенние листья, иллюстрации с изображением деревьев, проекты детей «Деревья города Серпухова», солнышки, конверты для групповой работы: разрезные картинки с изображением листьев деревьев, правила работы в группе, изображения предметов для словарной работы, учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Словарная работа:

флейта – духовой музыкальный инструмент

кларнет – духовой музыкальный инструмент

паркет – натуральное напольное покрытие

брус — пиломатериал (делают из древесины) толщиной и шириной 100 мм и более

Ход урока

  1. Организационный момент

(слайд 1, 2)

– К нам на урок заглянуло солнышко. Выберете то, которое соответствует вашему настроению сегодня. Покажите.

– У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас все получится и урок будет интересным.

  1. Проверка домашнего задания

-Что изучали на прошлом уроке? (о комнатных и садовых растениях ,или о растениях, которые растут на клумбе и на подоконнике)

-Сейчас мы отгадаем загадки о цветах и заполним кроссворд. (слайд 3)

1.

к

а

л

е

н

д

у

л

а

2.

ф

и

а

л

к

а

3.

а

с

т

р

а

4.

к

а

к

т

у

с

5.

с

а

н

с

е

в

ь

е

р

а

6.

л

и

л

и

я

1) Семена, как коготки

    Желто-красные цветки.

    От горла помогают,

    Кто же их не знает. КАЛЕНДУЛА

2) На окне стоит горшок,

    В нем чудеснейший цветок,                        

    Фиолетовый, изящный

    Ароматом манящий. ФИАЛКА

3) Белая, желтая, красная,

    Холод переносит прекрасно,

    Сорок дней цветет и пахнет,

    И цветок зовется…. АСТРА

4) На окне, на полке

    Выросли иголки

    Да цветки атласные –

    Алые и красные. КАКТУС

                   ИЛИ

    Растение, которое похоже на зеленого ежика.

5) В народе его называют «щучий хвост» САНСЕВЬЕРА

6)  Этот цветок ароматен, душист,

    Стебель зелёный и узкий лист,

    Шесть лепесточков бутон распускает,

    Как подскажи, цветок называют? ЛИЛИЯ

-Как одним словом назвать все эти отгадки? (растения)

-На какие группы можно разделить  эти растения?

(растения, которые растут на подоконнике, растения, которые растут  на клумбе, т.е. комнатные растения и садовые)
-Назовите комнатные растения (фиалка, кактус, сансевьера)

-Назовите садовые растения (астра, лилия, календула)

-Ребята, как вы думаете, для чего люди выращивают цветы на клумбах и на подоконниках?

(для красоты, растения выделяют кислород, который необходим людям)

  1. Сообщение темы, актуализация знаний

-Прочитайте ключевое слово (листья)

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о листьях)

-Верно, тема урока «Что это за листья?» (слайд 4)

-Что вы знаете о листьях?

-Что бы вы хотели узнать о листьях?

(из чего состоит лист, от какого он дерева, чем различаются листья деревьев друг о друга, чем похожи)

-Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, мы с нашими героями учебника, с Муравьишкой-вопросником  и Мудрой Черепахой, отправимся на прогулку по паркам города Серпухова. Наш город является зеленым городом Подмосковья, т.к. в нем очень много парков.

  1. Изучение нового

-Первый парк, который мы посетим, называется парком имени Олега Степанова. (слайд 5)

Олег Степанов – советский офицер, участник Великой Отечественной войны, герой советского союза.

-Поднимите руку, кто из вас был в этом парке?

-Муравьишка-вопросник принес нам листья, которые собрал в этом парке.

-Эти  листья лежат у вас на партах (листья клена, березы, рябины, осины)

 -Рассмотрите их.

-Что общего у всех листьев?

(слайд 6 –строение листа)

-Поднимите руку, кто знает, как называется основная часть листа (показываю на листе на слайде)? (листовая пластинка)

-А как называется эта часть листа? (черешок)

-Подумайте на какие две группы можно их разделить? (листья, которые имеют одну листовую пластинку и листья, которые имеют несколько листовых пластинок)

-Правильно. Лист, который имеют одну листовую пластинку называют простым, а лист, который имеет несколько пластинок, называют сложным.

-Поднимите те листья, у которых листовая пластинка простая. (Дети показывают листья клена, березы, осины). 

-От какого дерева эти листья? (клен, береза, осина)

-Почему вы так решили? (т.к. у них одна листовая пластинка)

-Теперь поднимите лист, у которого сложная листовая пластинка (Дети показывают лист рябины)

-От какого дерева этот лист? (рябина)

-Почему вы так решили? (т.к. лист состоит из отдельных листовых пластинок, каждая из которых напоминает отдельный лист)

-Молодцы!

-Как вы думаете, по каким признакам можно разделить на группы все эти листья? (по цвету, форме, размеру)

-Ребята, как вы думаете, почему листья имеют разный  цвет? (окраска листьев меняется от  времени года: летом – зеленая, осенью – красная, желтая, багровая и т.д.)

-Молодцы! (выключаю проектор)

-Положите листья на центр стола.

Работа в группах

– У вас на партах лежат конверты. Найдите конверт № 1. Достаньте из него картинки. Что на них изображено? (деревья)

– Вам нужно разложить листья по группам, определив,  к какому дереву они относятся. Это задание вы будете выполнять в группах. А Даша, Полина, Степан, Дима будут работать около доски.

-Давайте вспомним правила работы в группе.

1) Слушать друг друга.

2) Выслушивать мнение каждого товарища в группе.

3) Вместе выбирать правильный ответ. (правила группы на доске)

-Приступили к выполнению задания.

(звучит музыка «Времена года. Осень»)

-Давайте проверим. Верно ли выполнили задание ребята, которые работали около доски?

-Просигнальте.

-На какие группы вы разделили все эти листья? (листья клена, березы, осины, рябины)

-Молодцы!

Работа в учебнике

-Откройте учебник на стр.28. Рассмотрите иллюстрацию.

-Какие листья деревьев здесь изображены? (листья клена, осины, березы)

-Сколько листьев клена? (2) Чем отличаются? (окраской)

-Сколько листьев березы? (5) Чем отличаются? (окраской, размером)

-Сколько листьев осины? (3) Чем отличаются? (окраской, размером)

-Молодцы!

-А сейчас Муравьишка-вопросник предлагает нам немного отдохнуть.

  1. Физминутка

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
(садятся на корточки)
Дунул ветер — полетели. (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(садятся на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(поднимаются, машут руками, кружатся)
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.
(садятся за парты)

  1. Продолжение работы над новой темой (включаю проектор, слайд 7)

-Продолжим нашу прогулку дальше. Мудрая Черепаха приглашает нас в Комсомольский парк (или Дино-парк).

Комсомол – молодежная организация, которая активно участвовала в общественной жизни.

-Поднимете руку, кто там был?

-Мудрая Черепаха увидела  в парке много деревьев. Но она не знает, как некоторые из них называются.

-Кто бы хотел помочь Мудрой Черепахе, поднимите руку.

-Я уверена, что вы сможете помочь Мудрой Черепахе, потому что дома работали над проектом «Деревья Комсомольского парка» .

(дети рисовали на альбомном листе дерево, приклеивали лист от него, подписывали название дерева и находили интересные сведения про данное дерево; собранный материал находится в папке, которая лежит на столах у детей; дети, им пользуются при обсуждении задания)

-У вас на столах лежат конверты № 2.  Откройте их и достаньте детали. Детям  1, 2, 3, 4 группы   нужно будет из этих деталей собрать лист, назвать дерево и выбрать из группы одного человека, который расскажет интересные сведения о данном дереве. Дети группы № 5 из предложенных картинок выберете  иллюстрации деревьев, которые растут возле нашей школы. Назовете их и поделитесь знаниями, которые получили дома, работая над проектом «Деревья, которые растут возле школы». Помним правила работы в группе.

-Приступили.

1 группа: осина(собирают из деталей)

2 группа: клен (собирают из деталей)

3 группа: дуб(собирают из деталей)

4 группа: каштан(собирают из деталей)

5 группа: липа, рябина, береза (выбирают из картинок с изображением дерева)

-Давайте проверим.

1 группа. –Лист какого дерева вы собрали? (осина) (слайд 8)

-Что вы можете рассказать про это дерево?

(Живёт 80—90, редко до 150 лет. Растёт очень быстро, но при этом страдает от заболеваний древесины. Древесина идёт на постройку домов. Молодая поросль осины является зимним кормом для оленей, лосей, зайцев и других зверей. Она служит для получения жёлтой и зелёной краски)

-Спасибо. Молодцы!

2 группа. –Лист какого дерева у вас получился? (клен) (слайд 9)

-Что вы можете рассказать про это дерево?

(У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Флейты, кларнеты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен очищает воздух, поглощая различные вредные вещества. В лечебных целях используют листья и побеги, сбор которых производят весной. Настой и отвар листьев клена оказывают противовоспалительное, обезболивающее и ранозаживляющее действие)

Словарная работа: флейта, кларнет (изображение)

-Спасибо. Молодцы!

3 группа. –Лист какого дерева собрали вы? (дуб) (слайд 10)

-Что вы можете рассказать про это дерево?

(Корни дуба уходят глубоко в землю, поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет. Если положить несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами – огурцы станут хрустящими, крепкими, вкусными)

-Спасибо. Молодцы!

4 группа. –Лист какого дерева собрали вы? (каштан) (слайд 11)

-Что вы можете рассказать про это дерево?

(Живет от 200 до 600 лет. В лечебных целях используется кора, листья, цветки, семена и плоды этого растения. Отвар каштана заживляет раны, обезболивает, снимает воспаления. Из древесины этого дерева делают паркет, брус для строительства домов)

Словарная работа:   силуэты 10 человек , 200 – 600 лет – много или мало? Если сравнить со средней продолжительностью жизни 1 человека, то человек живет 60 лет, 10 человек должны прожить столько лет.

-Спасибо. Молодцы! Мудрая Черепаха благодарит вас за помощь.

5 группа. –Какие деревья растут около школы? (рябина, береза, липа)(слайд 12)

-Что вы можете рассказать про эти деревья?

(Береза– живет по 150-320 лет. У нее есть очень много полезных свойств , к примеру, весной за день береза может выдать до 50 литров полезного и вкусного сока, который очень положительно влияет на наше с вами здоровье, почки березы в лечебных можно использовать целях. В русской бане применяются березовые веники, которые убирают все недуги в парилке. В народе существует даже народная песня – во поле береза стояла, эта песня очень старая, сочинили ее более двухсот лет назад, хотя она пользуется популярностью до сих пор. Из березы делают фанеру, лыжи, мебель)

(В рябине много витаминов, поэтому ее ягоды широко используют в народной медицине для борьбы с вирусными инфекциями. Цветы рябины любят пчелы, а мед, получаемый с рябины, обладает противовоспалительными свойствами и повышают иммунитет. Ягоды рябины можно употреблять в пищу. Из рябины делают компоты, варенья, кисели и др. Из листьев рябины получается хорошая коричнево-красная краска)

(Липа –  одно из лучших медоносов. Для лечебных целей используют все части: листья, цветы, почки, плоды, древесину, сок. Лечат при этом множество болезней. Из липы делают ложки, миски, скалки. Благодаря ее свойствам из липовой древесины делают различные поделки, особенно с резьбой. Делают из липы мочалки)

-Спасибо. Молодцы! (выключаю проектор)

-Ребята, а какой парк мы еще не посетили (он находится рядом с нашей школой)? (парк «Питомник»)

Ваша одноклассница подготовила проект на тему «Деревья парка «Питомник».

(рассказывает про деревья парка «Питомник»: тополь, клен американский (ясенелистый), ясень, рябина, клен, береза (перечисляет). На доске представлен проект)

-Спасибо.

-Итак, какие деревья растут в парке «Питомник»? (тополь, американский клен, ясень, рябина, береза и др.)

  1. Физминутка для глаз (включаю проектор, слайд 13)

-Наши глазки много трудились, давайте дадим им отдохнуть. Сядьте поудобнее, опустите руки, спина пусть касается спинки стула, расслабьтесь и только глазами наблюдайте за листьями.

  1. Закрепление изученного. Работа в тетради (выключаю проектор)

-Мы продолжаем нашу работу. Откройте тетради на стр. 17. Найдите задание № 3. Что нужно сделать? Прочитайте.

(Раскрасить листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней.)

-Давайте вспомним, что значит лист с простой листовой пластинкой? Со сложной листовой пластинкой?

-Девочки, раскрашивать будут листья с  простой листовой пластинкой, а мальчики – со сложной листовой пластинкой.

-Приступили к выполнению задания.

(звучит мелодия к песни «Падают, падают листья»)

-Давайте проверим.

-Девочки, листья каких деревьев вы раскрасили? (береза, клен, дуб)

-Мальчики, листья каких деревьев вы раскрасили? (каштан, рябина)

-Молодцы! Закройте свои тетради.

  1. Подведение итогов

-Наша прогулка по трем паркам г.Серпухова подходит к концу. Какие парки мы сегодня посетили?  Давайте вспомним, какие деревья встретились в парках нашего города.  Для этого Мудрая Черепаха и Муравей-вопросник предлагают выполнить следующее задание (интерактивный диск «Окружающий мир 1 класс») (включаю проектор, диск с заданием)

Задание 1. Нужно определить к какому дереву относятся эти листья (учитель называет дерево, а дети говорят под каким номером лист от этого дерева)

-Ребята, как вы думаете, что необходимо делать, чтобы эти деревья продолжали расти и радовать жителей нашего города? (не ломать ветки, ухаживать за больными деревьями)

-Молодцы!

  1. Рефлексия

-Ребята, на какие вопросы мы нашли ответ на нашем уроке?

-Какое задание показалось самым интересным?

-Что было трудно выполнить? Почему?

  1. Итог

-Наша прогулка закончилась и мы возвращаемся домой. Муравьишка-вопросник и Мудрая Черепаха благодарят вас за помощь и желают успехов в учебе.

-На столах у вас лежат солнышки. Покажите улыбающееся солнышко, если вы узнали что-то новое, что еще не знали, справились со всеми заданиями. А если вы не справились с заданиями,  то покажите грустное солнышко. (слайды 14, 15)

     -Всем спасибо за урок. Урок окончен! Молодцы!

                        План – конспект урока по окружающему миру.

Программа: Перспективная начальная школа

Класс : 1 класс

Тема урока: Насекомые – часть живой природы

Цель урока:  научить выявлять существенные признаки насекомых.

Задачи деятельности учителя: создать условия для уточнения представлений учащихся о насекомых, ознакомления с признаками живых организмов и выявления существенных признаков насекомых; содействовать развитию речевых навыков, мышления, внимания, воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознают многообразие и красоту мира насекомых.

Оборудование: учебник «Окружающий мир»; рабочая  тетрадь; хрестоматия «Окружающий мир»; презентация к уроку; компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организационный момент

Прозвенел у нас звонок начинаем наш урок.

Здравствуйте ребята, рада всех вас видеть.

Приветствуют учителя настраиваются на урок.

1 мин

2.Актуализация

знаний

– Отгадайте загадки:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, –

Он вспорхнул и улетел.

 -Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног –  без копыт,

Летит – воет,

Сядет – землю роет.

– Что объединяет  слова – отгадки?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и красотой насекомых.

Отгадывают загадки

        (Бабочка)

        (Муха)

(Жук)

(Это насекомые)

5 мин

3.Открытие нового знания

(работа  по учебнику)

– Откройте учебник на

 стр. 16.

Рассмотрите рисунок. Как можно узнать насекомых?

– Рассмотрите изображение пчелы. Сколько ног у пчелы?

– Сколько частей тела?

-Какие насекомые изображены на центральном рисунке?

– Пересчитайте у них количество ног и количество частей тела.

– обратите внимание, что насекомых зовут еще членистоногими, так как ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, тоже состоит из отдельных сегментов, разделенных насечками

 (своеобразный «скелет» насекомого).

Учитель демонстрирует рисунки с изображением насекомых и рассказывает об их жизни.

Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

                  (К. Чуковский)

– Вы знаете это стихотворение?

– Кто был в гостях у Мухи?

– Почему Муха не пригласила в гости зайца, аиста или медведя?

Учащиеся оказываются в затруднении, так как большинству из них не известен общий признак насекомых – шесть ног.

(6 ног.)

(3 – голова, грудь, брюшко).

Отвечают: стрекоза, комар, водомерка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик).

Дети пересчитывают и делают вывод: у всех насекомых – 6 ног.

(Она пригласила только насекомых)

10 мин

4.Физкультминутка

Давайте отдохнём встанем из- за парт и сделаем упражнения.

Выполняют вместе с учителем упражнения.

2 мин

5.Продолжение работы по учебнику

– откройте учебник на странице 17. Рассмотрите изображения паука. Как вы думаете, а паук – это насекомое?

– Сколько ног у паука?

-Сколько частей тела?

-У него 2 части тела – головогрудь и брюшко, а не три как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело.

Пауки –  не насекомые

Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз – целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая  застывает на воздухе в виде нити – паутины.

Учитель читает рассказ «Как узнать насекомых» (хрестоматия).

(8 ног)

Учащиеся затрудняются в ответе.

15 мин

6.Закрепление изученного материала.

(Работа в печатной тетради)

– На свете существует много разных насекомых. Это жуки, бабочки, муравьи, пчелы, мухи, стрекозы, комары. Все они имеют тело, состоящее из трех частей, и три пары ног.

(слайд) внимательно рассмотрите изображение фантастического животного. из частей каких насекомых оно составлено?

Смотрят слайд, отвечают на вопрос учителя.

10 мин

7. Итог урока. Рефлексия.

– каких насекомых относят к животным?

– назовите насекомых нашего края.

– о чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

Подводят итог урока отвечая на вопрос учителя.

2 мин

Просмотр содержимого документа

«План – конспект урока по окружающему миру. »

Добавить комментарий