Как составить конспект урока в виде таблицы

Методический материал

по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов.

   
    Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение
учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить,
выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

       
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной
(графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться
оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать
с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна
строиться на уроке при работе с текстом.

      
С помощью  графических схем можно обобщить и систематизировать учебный
материал,  графика помогает наглядно и понятно представить логику
изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации
запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

      
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом,
следующие умения:

выделять
ключевые слова;

систематизировать
необходимую информацию;

анализировать,
сравнивать и обобщать информацию;

развивать
 монологическую речь.

          
Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования
информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной
информации в более компактную и визуально удобную)

         
Конечный результат деятельности учеников – адекватное
восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

      
Существуют различные приемы  представления  информации  из
сплошного текста в не сплошной текст  с помощью   
схемно-знаковых моделей .

Прием «Кластеры»

Прием
«Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и
графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» –
графический прием систематизации материала. Правила их составления очень
просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники.
Звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы.
Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.  
Каковы этапы работы при составлении кластера?
    1 этап – посередине чистого листа  пишется ключевое
слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
     2 этап – учащиеся записывает все то, что вспомнилось
им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или
словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «хаос»).
    3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи
объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает
то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
    4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются
прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь
тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге
получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной темы.
       В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила: 
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
       Предметная область не ограничена,
использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы
работы учащихся с кластерами:


Составление нового кластера.


Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов,
входящих в состав кластера.


Коррекция и совершенствование готового кластера.


Анализ и завершение неполного кластера:

– 
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение
этого главного термина;

– 
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих
терминов.

Формы
работы с кластерами


  Самостоятельно при выполнении домашней работы

– 
Самостоятельно на практическом занятии

– В
составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по
заданному преподавателем главному термину

– В
составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве
ведущего, помогающего группе составить кластер

– При
выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по
кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества
использования кластера:

 
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать
понимание учащимися темы.

Для
самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и
увидеть связи между идеями и понятиями

Кластер
– это  отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как
работает наш мозг. (Особенно у современных детей с “клиповым
сознанием”)

Работа
с кластером – письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого
не любит.

Кластер
даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых
идей.

В
групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт
возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый
из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной
информации.

Кластер
создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени,
с одной стороны, с другой – свободное индивидуальное распределение времени
каждого при работе над кластером.

Памятка по составлению кластера.

    
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда
выделяются смысловые единицы текста.

    
Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает 
развитию речи, мышления, воображения.

       
Для создания кластера нужно:

1) 
Ознакомиться  с текстом;

2)
Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между
понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены
одинаковым цветом.

3)
Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение,
которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

 4)
Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи,
факты, образы,  подходящие для данной темы;

 
5)  Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым
словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

 6)
Схема кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать
словари, энциклопедии, интернет.

 7) 
В итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления. 

Прием
«Таблицы»

       
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми
распространенными являются таблицы. Данный способ удобен при изучении различных
событий, фактов, их последствий и причин.

Происходит
систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

       
При представлении информации из сплошного текста в таблицу можно использовать
приемы:

Таблица
«Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З –
знаем    Х – хотим узнать     У – узнаем

       
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. В
колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы,
возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст,
пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста
предлагается  заполнить колонку «Узнал». Располагаем  ответы напротив
поставленных вопросов. Далее обучающимся сравнивают, что они знали раньше, с
информацией, полученной из текста.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим
узнать

У – что мы
узнали, и что нам осталось узнать

«Концептуальная
таблица»

      
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по
нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается
то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по
которым это сравнение происходит.

Категория сравнения

Категория
сравнения

Категория
сравнения

Факты

Факты

 «Сводная
таблица»

       
Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями,
событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется
“линией сравнения”. В ней перечислены те категории, по которым
предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки,
расположенные по обе стороны от “линии сравнения”, заносится
информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1

Тема 2

Линия
сравнения

Тема 3

Тема 4

    
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные
признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Памятка по составлению  таблиц.

Существует
множество способов графической организации материала. Среди них самыми
распространенными являются таблицы.

Происходит
систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

Для 
составления таблицы:

1)                       Прочитайте 
текст

2)                       Сформируйте 
структуру  таблицы для систематизации информации из предложенного текста

3)                       Определите 
заголовки столбцов и строк таблицы

4)                       Заполните
таблицу, извлекая  информацию  из сплошного текста в соответствии со
структурой таблицы.

Прием
«Опорный конспект»

     
Опорный конспект
 – это сокращенная символическая
запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам
визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены
основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы
повышения мнемонического эффекта.

     
Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал,
структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

       
Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ,
слово или знак отражают лишь самое главное.

       
Составление опорного  конспекта – это сжатие полной информации до очень
малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с
выделением главного.

            
Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые
термины целесообразно записывать полностью.

         
При составлении опорного конспекта используется

http://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image001.gifТРИ
ЦВЕТА:                      
–  теоретический материал

http://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image002.gifhttp://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image003.gif    
                                
          –  самое
главное

                                   
 –  примеры

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно
прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых
частей текста;

-Кратко
изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать
черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать
записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить
сигналы в блоки;

-Обособить
блоки контурами  и графически отобразить связи между ними;

-Выделить
значимые элементы цветом (при необходимости).

             
                 Основные
требования к содержанию опорного конспекта:

1.
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2.
Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи
опорного конспекта:

1.  Лаконичность. 
ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

    
воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно
один

                              
полный лист.

2. Структурность.  Весь
материал должен располагаться малыми логическими

    
блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов,
обозначенных

            
номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование. 
Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную 

    
идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным

    
расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При
составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

    
условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета

5. Автономия. 
Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

    
остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно

    
оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК
должен быть оригинален по форме, структуре,

    
графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти.
Он

   
должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст
ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда
выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с
обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение,
способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у
учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является
педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.
Кластер — один из его методов (приемов).

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/47384420.jpg

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

·                 
вызов,

·                 
осмысление,

·                 
рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников
коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по
данной теме, формирование ассоциативного ряда и 
постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется
работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.
На 
стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой
деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

·                 
На этапе вызова дети
высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и
ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности
школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

·                 
На стадии осмысления
использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

·                 
На стадии рефлексии метод
кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде
общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети
фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в
схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный
прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и
анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли,
факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»
центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,
более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь
конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов,
содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть
оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать
разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить
некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая
процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его
создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже
если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или
неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело
дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не
закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых
единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В
процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при
изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно
любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости
от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо
перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет
индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный
кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения
пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на
уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть
использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего
задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его
составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке
обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся
высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и
ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх,
единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из
учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема
дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел.
Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или
неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

·                 
он позволяет охватить большой
объем информации;

·                 
вовлекает всех участников
коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

·                 
дети активны и открыты, потому
что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

·                 
умение ставить вопросы;

·                 
выделять главное;

·                 
устанавливать
причинно-следственные связи и строить умозаключения;

·                 
переходить от частностей к
общему, понимая проблему в целом;

·                 
сравнивать и анализировать;

·                 
проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей
систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения,
учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании
наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного
рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке
информации.

Выводы. Уроки с применением
метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение
вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные
технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию
учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство
собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (1-2 минуты)
  1. Актуализация знаний

(4-5 минут)

  1. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
  1. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

  1. Первичное закрепление

(4-5 минут)

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

  1. Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

  1. Рефлексия      деятельности.
  1. (Итог урока 2-3 минуты)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование  у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель:  формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному  с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет____________________________

Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока:  Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных  понятий и алгоритмов

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Предъявление контролируемого варианта
  1. Написание варианта контрольной работы
  1. Сопоставление  с объективно обоснованным эталонам выполнения работы
  1. Оценка результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями

Обновлено: 19.05.2023

Таблицы-шаблоны для составления собственных планов – конспектов в соответствии с ФГОС.

Вложение Размер
таблица – шаблон плана – конспекта урока 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

знания в систему знаний и повторение.

Тип урока: Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Тип урока: Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Первостепенной задачей при обучении русскому языку является повышение уровня орфографической и пунктуационной грамотности. Необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать “автоматическую грамотность”, которая должна стать подсознательным навыком. Следует помнить, что грамотное письмо – одно из условий формирования коммуникативной компетентности, т. е. умения правильно, логично и связно выразить свою мысль.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности активной, инициативной, творческой. Высокое качество образование не сводится лишь к получению знаний и умений, но непосредственно связано с воспитанием, умением ориентироваться в мире, а также с такими понятиями, как “самореализация”, “самосовершенствование”, “самовыражение”. Поэтому необходимо создать такие условия на уроке, которые бы позволили получить наилучшие результаты.

Какие же методы преподавания являются наиболее эффективными: словесные, наглядные или практические?

Так, словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они способствуют развитию абстрактного мышления школьников. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала детьми с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны для формирования умений и навыков обучаемых.

Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.

Неоспорима также роль практических методов обучения в формировании практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой. Но вместе с тем эти методы также не могут решить всего круга задач обучения, так как они не обеспечивают систематического и глубокого усвоения теоретических знаний, развития логической речи, абстрактного мышления.

Одним из наиболее интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, а вместе с тем, и развития школьника как личности, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера, опорных схем. Такой способ подачи материала удобен:

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.

Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. При формулировке правила по схеме работают два вида памяти – зрительная и слуховая, кроме того, как было уже сказано выше, развивается умение логически мыслить.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих ребят приводит к тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал. Следовательно, развивается речь учащихся. Сначала с таким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые. Одним из путей повышения грамотности является сведения ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Особенно актуальна такая подача материала при повторении в старших классах.

Методика использования опорных конспектов имеет свою долгую историю.

В 1954 году Б.Ф.Скиннер сделал доклад, в котором изложил концепцию программированного обучения. Создатель линейного программирования, он опирался на бихевиористическую психологию, согласно которой обучение идет по принципу “стимул – реакция – подкрепление”, что означает: ученику предъявляется материал, он производит познавательные действия с ним, действия тут же получают оценку. В качестве психолого-педагогической основы обучения психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина (“Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий”). Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся.

Как показали исследования психологов Д.Н.Богоявленского и Л.Н.Проколиенко, использование схем, таблиц, алгоритмов не только способствует целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся при овладении языковыми категориями, но позволяет обеспечить ученику прочные знания и умения.

Изложение материала большими блоками (тема, раздел), успешно используемое такими учителями, как В.Ф.Шаталов, Ю.С.Меженко, позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные правила, параграфы.

В методике В.Ф.Шаталова такую возможность даёт использование опорных сигналов, которые представляют собой наглядную схему, в которой закодировано основное содержание подлежащих усвоению знаний.

Ознакомившись со статьями Ю.А.Поташкиной, К.И.Прохоренко, А.Г.иленко, С.И.Львовой, Т.. роловой, я пришла к выводу, что данная работа перспективна.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах.

Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Опорный конспект может выглядеть по-разному: в виде таблицы, схемы, алгоритма. Выбор формы зависит от содержания.

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для их демонстрации не требуются сложные дополнительные приспособления). Таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.

Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т.п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методический материал

по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов.

Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

выделять ключевые слова;

систематизировать необходимую информацию;

анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

развивать монологическую речь.

Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную)

Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Существуют различные приемы представления информации из сплошного текста в не сплошной текст с помощью схемно-знаковых моделей .

Способы работы учащихся с кластерами:

– Составление нового кластера.

– Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

– Коррекция и совершенствование готового кластера.

– Анализ и завершение неполного кластера:

– без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

– без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

– Самостоятельно при выполнении домашней работы

– Самостоятельно на практическом занятии

– В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

– В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

– При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества использования кластера:

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.

Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями

Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с “клиповым сознанием”)

Работа с кластером – письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой – свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.

Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Данный способ удобен при изучении различных событий, фактов, их последствий и причин.

Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

При представлении информации из сплошного текста в таблицу можно использовать приемы:

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется “линией сравнения”. В ней перечислены те категории, по которым предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от “линии сравнения”, заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Линия сравнения

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Памятка по составлению таблиц.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы.

Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

Для составления таблицы:

1) Прочитайте текст

2) Сформируйте структуру таблицы для систематизации информации из предложенного текста

3) Определите заголовки столбцов и строк таблицы

4) Заполните таблицу, извлекая информацию из сплошного текста в соответствии со структурой таблицы.

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.

Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное.

Составление опорного конспекта – это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

При составлении опорного конспекта используется

ТРИ ЦВЕТА: – теоретический материал

– самое главное

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

-Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить сигналы в блоки;

-Обособить блоки контурами и графически отобразить связи между ними;

-Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими

блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных

номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную

идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным

расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно

оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он

должен быть наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов , на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

· На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

· На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

· На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

· он позволяет охватить большой объем информации;

· вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

· дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

· умение ставить вопросы;

· устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

· переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

· сравнивать и анализировать;

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы . Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного.Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такаяработа становится средством развития способности выделять самое главное,существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

 Ø Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основныепонятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.

Действия при составлении конспекта — схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

Синтаксическое особенности научного стиля

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного.Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такаяработа становится средством развития способности выделять самое главное,существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

 Ø Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основныепонятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.

Действия при составлении конспекта — схемы могут быть такими:

1. Подберите факты для составления схемы.

2. Выделите среди них основные, обще понятия.

3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного

4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.

5. Дайте название выделенным группам.

6. Заполните схему данными.

Синтаксическое особенности научного стиля

Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

Читайте также:

      

  • Конспект урока по литературному чтению 2 класс плутишка кот
  •   

  • Опытно экспериментальная деятельность в доу конспекты занятий
  •   

  • Смысл действия сложения 4 класс конспект урока
  •   

  • Электрический ток в электролитах конспект
  •   

  • Конспект занятия конструирование колосок

Шаблон конспекта урока в соответствии с ФГОС

10.06.2021 10:39

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шаблон создан в виде таблицы, которую учитель заполняет самостоятельно приподготовке к своему уроку. Этот конспект рассчитан на новую тему.

Просмотр содержимого документа

«Шаблон конспекта урока в соответствии с ФГОС»

Четверть: ____ Дата: ____. ____. ________.

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ТИП

ХОД УРОКА

ОРГ. МОМЕНТ

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Гусаревич Ирина Валерьевна

irina-gusarevich@mail.ru

кафедра 0-219

соответствие изложения материала нормам литературного русского

языка;

специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.

Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Абзацный отступ –

1,25 см от левого поля текста и должен быть неизменным во всем тексте кон-

спекта урока.

Во всем конспекте урока текст выравнивается по ширине рабочего поля листа и переносится по правилам орфографии русского языка (по слогам). Не допускается перенос на новую строку или оставление на предыдущей строке одной буквы слова, в том числе, если это отдельный слог, состоящий из одной гласной буквы.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Заголовки разделов основной части должны быть краткими и соответ-

ствовать содержанию. Все разделы работы располагаются в порядке, указан-

ном в содержании.

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяю-

щую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и нагляд-

ность информации.

Все таблицы должны иметь названия, заголовки строк и граф точно и кратко отражающие содержание:

название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзац-

ного отступа в одну строку с ее номером через тире. Название (заголовок) таб-

лицы пишут с прописной буквы, не подчеркивая;

37

Гусаревич Ирина Валерьевна irina-gusarevich@mail.ru кафедра 0-219

Таблица 1 – Название таблицы

Заголовок граф 1

Заголовок граф 2

Головка

Подзаголовок

Подзаголовок

Подзаголовок

Подзаголовок

граф 1.1

граф 1.2

граф 2.1

граф 2.2

Строка (горизон-

Графа (ко-

Графа (ко-

Графа (ко-

Графа (ко-

тальный ряд) 1

лонка)

лонка)

лонка)

лонка)

Строка (горизон-

Графа (ко-

Графа (ко-

Графа (ко-

Графа (ко-

тальный ряд) 2

лонка)

лонка)

лонка)

лонка)

заголовки строк и граф пишут с прописной буквы; подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе. Заголовки граф записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Диагональное деление головки таблицы не допускается;

Таблица … – …………………………….

Наименование

Наименование

Наименование

Наименование

1

2

3

4

не рекомендуется располагать две или несколько таблиц одну за другой, их надо разделять текстом (за исключением таблиц, приведенных в приложении). Таблицы, как и иллюстрации, располагают так, чтобы их можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. Графу «№ п/п»

втаблицу не включают;

таблицу помещают после первого упоминания о ней в тексте. В таблице должны быть указаны единицы измерения всех показателей и период времени, к которому относятся данные. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают

взаголовке каждой графы, если в одной и той же единице (например: в мм), то сокращенное обозначение единицы физической величины помещают над таблицей;

38

Гусаревич Ирина Валерьевна

irina-gusarevich@mail.ru

кафедра 0-219

если в таблице повторяющийся текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками, если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками. Нельзя ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, математических и химических символов. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней необходимо ставить прочерк;

на все таблицы должны быть ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Содержимое таблиц, как и их

заголовки, набираются шрифтом 12-го кегля;

межстрочный интервал при оформлении иллюстративного матери-

ала (таблицы, заголовки рисунков) – одинарный.

5.4Требования к оформлению иллюстраций в конспекте урока

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы и прочее) именуются ри-

сунками. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, со-

держащуюся в курсовой работе. Правила оформления иллюстраций:

все рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию,

сквозную для всего текста конспекта урока;

на все иллюстрации должны быть ссылки;

иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в кото-

ром они упоминаются впервые;

иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные

(подрисуночный текст). Подрисуночный текст допускается оформлять шриф-

том 12-го кегля. Слово «Рисунок» и наименование помещают после поясни-

тельных данных и располагают следующим образом:

Пример: Рисунок 1 – Основные элементы литниковой системы: 1 – питатель, 2 – шлакоуловитель, 3 – стояк

39

Гусаревич Ирина Валерьевна

irina-gusarevich@mail.ru

кафедра 0-219

6 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

6.1 Требования к содержанию методических указаний для

студентов по проведению лабораторных работ

В рамках разработки лабораторной работы создайте руководство поль-

зователя1 для освоения практических действий по теме не вошедшей в лабора-

торные работы по дисциплине «Информационные технологии в экономике».

Методические указания для студентов по проведению лабораторных ра-

бот практических занятий выполняются по нижеприведенной схеме:

1.Указание номера лабораторной работы.

2.Тема лабораторной работы.

3.Цель лабораторной работы.

4.Правила выполнения лабораторных работ и практических занятий.

5.Пояснения к работе.

6.Содержание лабораторной работы.

7.Контрольные вопросы и задания для самоконтроля.

8.Список литературы.

Цель работы

Определение цели работы является наиболее трудным и ответственным этапом в разработке методических указаний. В конечном итоге, цель работы определяет в известной степени требования к умениям студентов применять полученные знания на практике, которые должны соответствовать требова-

ниям Государственного образовательного стандарта на уровне выпускника.

1 Руководство пользователя (англ. user guide или user manual), руководство по эксплуатации, руководство оператора – документ, назначение которого – предоставить людям помощь в использовании некоторой системы.

40

Гусаревич Ирина Валерьевна

irina-gusarevich@mail.ru

кафедра 0-219

При невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных единой логической направ-

ленностью.

Формулировка цели работы не должна повторять ее название. Цели за-

нятия в терминах достижений студентов.

Правила выполнения лабораторных работ и практических занятий

Здесь следует указать, что студент должен:

строго выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих лабораторных работ и практических занятий;

знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка го-

товности студента, которая производится преподавателем;

знать, что после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

В разделе указываются также требования и процедура выставления окончательной оценки студенту по работе и порядок выполнения пропущен-

ных работ по уважительным и неуважительным причинам.

Пояснения к работе

В пояснениях к лабораторной работе нужно указать какие умения дол-

жен получить студент при выполнении работы.

В пояснениях к лабораторной работе нужно отразить краткие теорети-

ческие сведения по предлагаемой студенту лабораторной работе на основе ми-

нимума содержания по заданному разделу дисциплины и с учетом требований

китогам его усвоения, определяемых ФГОС СПО.

Вэтом разделе излагается краткое теоретическое описание изучае-

мого в работе явления или процесса, приводятся также необходимые рас-

четные формулы. Материал раздела не должен копировать содержание ме-

тодического пособия или учебника по данной теме, а ограничивается изло-

41

Гусаревич Ирина Валерьевна

irina-gusarevich@mail.ru

кафедра 0-219

жением основных понятий и законов, расчетных формул, таблиц, требую-

щихся для дальнейшей обработки полученных экспериментальных резуль-

татов.

Краткие теоретические сведения должны обязательно сопровождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами, рисунками и т.п. необходи-

мых закономерностей (без вывода), а также конкретным числовым примером.

Содержание работы

Лабораторная работа должна содержать разделы, пошагово описываю-

щие, как работать с функциями программы, сопровождаемые скриншотами2.

Содержание отчета

В содержании отчета указывается состав и форма отчета о проделанной работе.

Контрольные вопросы и задания для самоконтроля

Формулируются вопросы и здания, позволяющие оценить выполнение требований Государственного образовательного стандарта к уровню знаний студентов по заданному разделу дисциплины. Количество и содержание во-

просов и зданий определяется составителем рекомендаций и должно быть до-

статочным для проверки знаний, в том числе и на этапе допуска к работе.

Критерии оценки качества выполнения заданий

Приводятся критерии по которым преподавателем буде производиться оценка качества выполнения лабораторных работ.

Литература

Список литературы (желательно с указанием конкретных страниц), не-

обходимый для целенаправленной работы обучающихся в ходе подготовки к занятию. Литература указывается в соответствии с действующими нормами для научно-технической литературы.

2 Сни́мок экра́на (скри́ншот, скрин ли скриншот, англ. screenshot) – изображение, полученное компьютером и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране монитора или другого визуального устройства вывода.

42

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий