МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ПЛАНА-КОНСПЕКТА
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данные
методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования
Крыма с целью четкого определения специфики составления плана-конспекта занятия
и технологической карты занятия.
В
данных методических рекомендациях представлен материал, касающийся составления
плана-конспекта занятия, дана краткая характеристика типов учебных занятий, а
также структура занятия. Кроме того, представлен образец составления
плана-конспекта учебного занятия. Также дано определение технологической карты
занятия, основные информационные блоки технологической карты занятия педагога.
Педагог
дополнительного образования может составлять либо
план-конспект занятия, либо технологическую карту. Обычно
план-конспект составляют педагоги, имеющие стаж работы от трех лет. А
технологическую карту составляют молодые специалисты с учетом того, что карта
включает в себя больше информации о проведении занятия.
Каждый
педагог самостоятельно принимает решение о том, какой вид документа составлять
перед проведением занятия.
Необходимо
учитывать тот факт, что наличие плана-конспекта или технологической карты
занятия является обязательным в соответствии
с Приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым № 3341 от 27.09.2016 года (приложение к приказу «Инструкция по
делопроизводству в учреждениях дополнительного образования детей в Республике
Крым» – стр. 39). В приказе, в частности, предусмотрено следующее: «На каждое
занятие руководитель учебного объединения составляет отдельный план, записывает
тему, содержание и методы работы».
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПЕДАГОГА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ходе планирования педагог самостоятельно
разрабатывает модель учебного занятия.
Модель занятия представляет собой
последовательность реализации определенных этапов в процессе усвоения знаний
учащимися, построенных на смене видов учебной деятельности.
При составлении плана педагог внимательно изучает
учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, определяет тип,
вид, структуру занятия, тему, цель, задачи, определяет взаимосвязь содержания
предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Педагогом
продумывается специфика занятия, логика занятия, логика построения,
определяется объём образовательного компонента учебного материала.
Прежде чем рассматривать специфику составления
плана-конспекта занятия, необходимо четко определить, что такое план-конспект
занятия.
План-конспект занятия – документ педагога дополнительного образования
для проведения конкретного занятия по определенной теме.
Форма плана-конспекта, как и его содержание,
методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от
содержания занятия, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих
работ, организации упражнений.
План-конспект занятия должен быть грамматически и
стилистически правильно выраженным, так как хорошо составленный конспект
помогает вести занятие на высоком уровне. И хотя стандартных форм нет,
структура плана-конспекта занятия должна быть соблюдена.
Основными
требованиями к планированию и проведению учебных занятий являются:
– ориентация на актуальный
социальный запрос в контексте предоставления образовательных услуг;
– вовлечение обучающихся
в активную учебную деятельность, поддержание высокого уровня мотивации к
обучению у детей;
– целесообразное
расходование материально-технических средств, времени учебного занятия и т.п.;
– применение современных
и разнообразных средств и методов обучения;
– поддержание высокого
уровня развития и использования коммуникативных компетенций в процессе
межличностного взаимодействия между педагогом и обучающимися;
– высокий уровень
практической значимости приобретенных в ходе обучения знаний и умений.
Как
при составлении технологической карты, так и в ходе написания плана-конспекта
занятия педагога дополнительного образования каждому педагогу необходимо четко
определить для себя тип учебного занятия, методы и приемы, используемые в ходе
образовательного процесса на занятии.
Для
определения типа учебного занятия ниже приведена таблица, в которой кратко
обозначены типы занятий с соответствующими им дидактическими целями, а также с
описанием нетрадиционных форм проведения определенных типов занятий. Кроме
того, в этом разделе предложена структура учебного занятия, в которой
представлены основные этапы проведения занятия.
Перед тем как
начать составление плана-конспекта занятия, необходимо обдумать то, какие формы
работы будут уместными в образовательной деятельности с учетом специфики цели и
актуальных задач конкретного занятия. Ниже приведены основные традиционные и
нетрадиционные формы занятия для обучающихся, которые выборочно можно
использовать при планировании, организации и проведении занятий.
Традиционные формы
организации учебной деятельности детей:
·лекция – устное
изложение темы занятия, развивающее мыслительную и творческую деятельность
обучающихся;
·семинар –
групповое занятие в виде обсуждения подготовленных обучающимися информационных
сообщений и докладов по определенной тематике под руководством педагога (такая
форма работы позволяет формировать аналитическое мышление, позволяет оценить
уровень и интенсивность самостоятельной работы обучающихся, развивает навыки
публичных выступлений;
·дискуссия –
публичное обсуждение актуальных вопросов по определенной тематике. Такая форма
позволяет расширить область знаний обучающихся в рамках конкретной темы, также
позволяет развить навыки критического мышления. Кроме того, позволяет развивать
у обучающихся специфические компетенции в ходе отстаивания спикером своей точки
зрения в публичном формате;
·конференция –
публичное совещание для обсуждения и решения актуальных вопросов;
·экскурсия –
групповой поход или поездка с целью знакомства с какой-либо
достопримечательностью;
·экспедиция –
поездка группы со специальной учебной целью и задачами;
·туристический
поход – передвижение группы детей с определенной целью;
·учебная игра – вид
учебной деятельности, который имеет определенные правила и служит для познания
нового, отдыха и удовольствия. Важная характеристика учебной игры –
моделирование жизненных процессов в условиях динамичной ситуации;
·утренник –
организационно-массовое мероприятие, которое проводится в соответствии с целями
воспитательной работы, а также в соответствии с «календарем мероприятий»
учреждения дополнительного образования.
Нетрадиционные формы организации учебной
деятельности обучающихся (с учетом реализации воспитательных задач):
·презентация
предмета, явления;
·социодрама –
сюжетно-ролевая игра, в которой предопределены позиции главных героев;
·защита проекта;
·философский стол –
коллективная интеллектуально-поисковая работа обучающихся и педагогов в
направлении поиска социального значения и личностного смысла жизненных явлений;
· чаепитие – форма
работы, при которой у группы обучающихся и педагога есть возможность обсудить
актуальные вопросы, обменяться мнениями на разные темы в дружеской, комфортной
обстановке;
·конверт вопросов –
свободный обмен мнениями на различные темы;
·уроки творчества –
межпредметные и внутрикурсовые занятия одновременно по двум направлениям, для
детей разных возрастов.
Ниже приведен пример
структуры плана-конспекта занятия педагога дополнительного образования.
План-конспект
учебного занятия в группе кружка____________________________________________________
Дата_____________________________________________________________
Тема: ____________________________________________________________
Цель (соответствует теме и программе):
_________________________________________________________________
Задачи (соответствуют цели
занятия):_________________________________
Форма занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная):
__________________________________________________________________
Оборудование (материально-техническая
база): __________________________________________________________________
План
занятия:
1.Организационная часть.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Освоение нового материала.
4.Закрепление новой темы.
5.Рефлексия.
6.Подведение итогов занятия.
Ход
занятия:
1.
Орг.часть______________________________________________________________________________________________________________________
2.
Теоретическая часть _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.
Практическая часть _________________________________________________________________
4.
Закрепление новой темы и рефлексия
_________________________________________________________________
5.
Подведение итогов занятия _________________________________________________________________
________________
_______________________
Подпись
(Ф.И.О. педагога)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Технологическая
карта – современная форма планирования,
проектирования взаимодействия педагога и обучающихся на занятии с целью
формирования конструктивной образовательной среды.
Основная
задача технологической карты – описание деятельностной составляющей занятия. В
карте отражаются действия педагога и ожидаемые действия обучающихся.
Технологическая карта позволяет описать весь процесс деятельности педагога и
обучающихся с указанием ожидаемого результата образовательной деятельности.
Кроме того, есть возможность максимально четко обозначить все учебные операции,
составные части занятия с максимально полным описанием их последовательности. В
ходе составления карты у педагога есть возможность рассчитать время на
выполнение той или иной педагогической операции.
Основные
информационные блоки технологической карты занятия педагога дополнительного
образования:
1.
Пояснительная записка, которая включает в
себя: название темы; цель и задачи занятия (цель занятия носит триединый
характер следующих аспектов: развивающего, воспитывающего и обучающего);
обозначение группы; место темы занятия в программе; краткую
психолого-педагогическую характеристику особенностей обучающихся, влияющую на
выбор методики преподавания и реализацию этого занятия; актуальность темы
занятия; вид используемых на занятии средств ИКТ.
2.
Заполнение таблицы, отражающей
содержательную часть занятия. Здесь должны быть отражены следующие этапы:
распределение времени; выполнение правил техники безопасности;
санитарно-гигиенических норм; подробная схема занятия (с указанием возможных
отклонений в содержании и временных рамках определенного периода занятия);
организационная форма работы педагога на занятии; средства обучения – плакаты,
стенды, обучающие программы; система вопросов, упражнений и задач по конкретной
теме.
3.
Список литературы.
Технологическая карта занятия
может иметь следующую структуру:
1.
Ф.И.О. педагога: _________________________________________
2.
Год обучения: ___________________________________________
3.
Дата: ___________________________________________________
4.
Творческое объединение:
___________________________________
5.
Тема занятия:
____________________________________________
6.
Тип занятия: _____________________________________________
7.
Форма организации
образовательного процесса: ________________
8.
Форма организации деятельности
обучающихся: ________________ ______________________________________________________________
9.
Место и роль занятия в изучаемой
теме: _______________________________________________________________
10.
Цель занятия: _______________________________________________________________
11.
Задачи занятия:
– Образовательные
– Развивающие
– Воспитательные
Планируемые результаты:
___________________________________
12.
Этапы занятия_____________________________________________
13.
Время____________________________________________________
14.
Содержание_______________________________________________
15.
Действия
педагога__________________________________________
16.
Действия
обучающихся______________________________________
17.
Формы и
методы____________________________________________
18.
Материалы и
оборудование___________________________________
Основные
составляющие структуры технологической карты представлены в виде таблицы, в
которой можно компактно и доступно представить большой объём информации о
занятии.
Технологическая карта является
максимально детализированной формой планирования и/или проектирования, в
которой указывается более полное функциональное наполнение всех элементов
образовательного процесса на занятии с указанием четких временных периодов
разных этапов занятия. В большинстве случаев карту составляют в виде таблицы.
СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фамилия, имя. отчество педагога |
Керженцев Антон Алексеевич |
Наименование образовательного учреждения, район (город) |
ГБОУ ЦДЮТТ «Пилот» Г. Москва |
Программа ( указать название программы, тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям : образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.) |
Картинг, спортивно-техническая, образовательная, срок реализации 3 года, общая. |
Тема занятия |
Общее устройство карта |
Возраст обучающихся |
9-18 |
Тип занятия |
Комбинированное |
Цели и задачи занятия |
Цель: Знакомство с конструкцией, видами и типами картов. Задачи: воспитательные: воспитание навыков командной работы. развивающие: развитие технического мышления, интереса к техническому творчеству, самообучению; обучающие: получение знаний о видах шасси и их компоновки. |
Форма занятия |
Лекция, коллективная (групповая). |
Методы |
метод демонстрации, деятельностный метод обучения. |
Дидактические средства |
Макет картов в сборе, плакаты технологических узлов, макеты отдельных узлов, таких как рулевая система, тормозная система, топливная т.д. |
Использованная литература |
Т. Рихтер ; Перевод с польского Д. И. Юренкова; Под ред. А. С. |
Этапы занятия |
|
1. Организационный этап Данный этап предполагает: 1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной); 1.2 определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия; 1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог) |
1.1 Знать правила техники безопасности при работе в мастерской; уметь пользоваться различными инструментами; владеть общей технологией постройки микроавтомобиля карт. 1.2 Цель занятия: подготовить объяснения по устройству элементов карта. Задачи: – подготовка лекции по устройству шасси картов, – подготовка наглядных пособий. Разработка критериев оценки теоретических и практических знаний. 1.3 Приготовление макетов шасси картов, отдельных сборочных узлов; подбор видео роликов к изучаемому материалу; приготовление не большой лекции по истории первых картов. |
2. Изучение нового материала Данный этап предполагает: 2.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия); 2.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; 2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; 2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; 2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог; 2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; 2.7 описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала |
2.1 Изучить все виды шасси картов и компоненты из которых состоит карт (даются основные понятия по теории работы ДВС, история, виды, устройство, а так же термины и понятия) 2.2 цель занятия: объяснить из чего состоит карт. Задачи: – лекция по устройству двигателя, шасси и компонентов. – работа с наглядными пособиями. Критерии оценки: – по окончании лекции задаются вопросы обучающимся, – по окончании работы с наглядными пособиями проводится проверка правильности сборки элементов двигателя. Оценка знаний производится по 10-ти бальной шкале: 0-3 – обучающийся не понял тему, 4-6 – обучающийся усвоил тему не полностью, 7-10 – обучающийся полностью усвоил тему. 2.3 основные положения: считается, что картинг придумали военные в США после Второй мировой войны. Они устраивали гонки по лётному полю, на тележках для подвоза авиабомб. Но это хобби было распространено лишь в узких кругах, пока за дело не взялся Арт Инглс, бывший пилот, механик отделения фирмы «Кёртис крафт компани» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили. Он в августе 1995 г. на автогонках в Помоне представил публике несложный карт. Машину назвали тележкой. (источник http://ru.wikipedia.org/) 2. Виды картов: карты бывают прокатного и спортивного типа. 3.Характеристика применяемого на картах двигателя: Двигатель можно перемещать вперёд-назад (чтобы обеспечить нужное натяжение цепи). 4.Комплектация шасси: На раме расположены сиденье, рулевое управление и двигатель. В спортивных картах двигатель обычно располагается справа от водителя (таким образом, для езды на таком карте требуется теплоизоляционная накладка на рукаве комбинезона); в прокатных картах — сзади, так что можно ездить даже без защитной одежды, не рискуя обжечься. Вес полностью снаряжённого спортивного карта 70—90 кг. 5) Трансмиссия: а картах встречаются три варианта трансмиссии: – на спортивных картах низших классов (в основном детских) роль трансмиссии играет цепная передача. Такой карт не может стоять на месте с работающим мотором; двигатель заводится «с толкача», а старт даётся с ходу. – на прокатных и некоторых спортивных картах автоматическое центробежное сцепление и цепная передача. Если не нажимать одновременно на газ и на тормоз, нет риска заглушить двигатель. – на большинстве спортивных картов: коробка передач со сцеплением. Вращение на заднюю ось также передаётся через цепную передачу. В зависимости от класса, разрешается от двух до шести передач. Сцепление управляется рычагом, расположенным слева под рулём; рычаг переключения передач расположен справа от сиденья. 6) ходовая часть: Упругой подвески на карте нет; роль амортизаторов играют шины и рама. Передние колёса, как правило, меньше задних подиаметру. Есть несколько типов резины: слики, промежуточные, дождевые и зимние. Дифференциала в карте нет, поэтому упругость рамы рассчитывается так, что в повороте внутреннее заднее колесо оказывается в воздухе. Из-за отсутствия подвески картинг требует очень ровного асфальта; практически незаметные бугры на трассе приводят к сильной тряске. 7) Рулевое управление: Рулевое управление на карте простейшего типа: рулевая колонка соединена тягами с управляемыми колёсами. Поэтому руль карта чрезвычайно жёсткий, с поворотом около 45° в каждую сторону. Другие типы рулевого управления в картинге запрещены. 8) Тормозная система: В зависимости от класса, на картах бывают: – механические тормоза на заднюю ось (встречается в дешёвых прокатных картах; также разрешено в некоторых детских классах) – гидравлические тормоза на заднюю ось (в картах без коробки передач); – гидравлические тормоза на все колёса (в картах с коробкой передач — приводятся в действие педалью; в бескоробочных классах (kf1/kf2) передний контур выведен на ручку под рулём). |
3. Закрепление нового материала предполагающее: 3.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия); 3.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; 3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; 3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся; 3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»; 3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. |
3.1 С помощью опросного листа сделать контрольный срез знаний (Знать правила техники безопасности при работе в мастерской и использовании инструмента, применять полученные знания на практике при создании и эксплуатации карта, знать основы устройства шасси карта и существующие виды). 3.2 Проверка усвоения полученных знаний в теоретической и практической частях занятия. 3.3 Проверка знаний проводится следующим образом: – в теоретической части – с помощью опросного листа, – в практической части – правильность сборки элементов шасси. 3.4 Разбивка учащихся на группы для поочередной сборки и разборки макетов шасси картов. 3.5 Результатом проведенной теоретической части занятия должны быть правильные ответы на контрольные вопросы. Результатом практической части занятия является правильная сборка/разборка элементов шасси. 3.6 Более детально рассмотреть те или иные узлы конструкции, по которым имеются вопросы у обучающихся. Давая высказаться тем учащимся, которые плохо освоили учебный материал. |
4. Задание на дом, включающее: 4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); 4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; 4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. |
4.1 Поиск в Интернете шасси картов (их отдельных элементов) и их реальную стоимость с последующими записями в блокнот для педагога (для проведения мониторинга по стоимости на российских рынках). 4.2 Запоминание всех отдельных элементов шасси карта. 4.3 Критерием успешного выполнения домашнего задания является полнота содержания и выявление не достающих комплектующих. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Фамилия, имя. отчество педагога |
Керженцев Антон Алексеевич |
Наименование образовательного учреждения, район (город) |
ГБОУ ЦДЮТТ «Пилот» Г. Москва |
Программа ( указать название программы, тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям : образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.) |
Картинг, спортивно-техническая, образовательная, срок реализации 3 года, общая. |
Тема занятия |
Общее устройство карта |
Возраст обучающихся |
9-18 |
Тип занятия |
Комбинированное |
Цели и задачи занятия |
Цель: Знакомство с конструкцией, видами и типами картов. Задачи: воспитательные: воспитание навыков командной работы. развивающие: развитие технического мышления, интереса к техническому творчеству, самообучению; обучающие: получение знаний о видах шасси и их компоновки. |
Форма занятия |
Лекция, коллективная (групповая). |
Методы |
метод демонстрации, деятельностный метод обучения. |
Дидактические средства |
Макет картов в сборе, плакаты технологических узлов, макеты отдельных узлов, таких как рулевая система, тормозная система, топливная т.д. |
Использованная литература |
Т. Рихтер ; Перевод с польского Д. И. Юренкова; Под ред. А. С. |
Этапы занятия |
|
1. Организационный этап Данный этап предполагает: 1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной); 1.2 определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия; 1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог) |
1.1 Знать правила техники безопасности при работе в мастерской; уметь пользоваться различными инструментами; владеть общей технологией постройки микроавтомобиля карт. 1.2 Цель занятия: подготовить объяснения по устройству элементов карта. Задачи: – подготовка лекции по устройству шасси картов, – подготовка наглядных пособий. Разработка критериев оценки теоретических и практических знаний. 1.3 Приготовление макетов шасси картов, отдельных сборочных узлов; подбор видео роликов к изучаемому материалу; приготовление не большой лекции по истории первых картов. |
2. Изучение нового материала Данный этап предполагает: 2.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия); 2.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; 2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; 2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; 2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог; 2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; 2.7 описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала |
2.1 Изучить все виды шасси картов и компоненты из которых состоит карт (даются основные понятия по теории работы ДВС, история, виды, устройство, а так же термины и понятия) 2.2 цель занятия: объяснить из чего состоит карт. Задачи: – лекция по устройству двигателя, шасси и компонентов. – работа с наглядными пособиями. Критерии оценки: – по окончании лекции задаются вопросы обучающимся, – по окончании работы с наглядными пособиями проводится проверка правильности сборки элементов двигателя. Оценка знаний производится по 10-ти бальной шкале: 0-3 – обучающийся не понял тему, 4-6 – обучающийся усвоил тему не полностью, 7-10 – обучающийся полностью усвоил тему. 2.3 основные положения: считается, что картинг придумали военные лётчики в США после Второй мировой войны. Они устраивали гонки по лётному полю, на тележках для подвоза авиабомб. Но это хобби было распространено лишь в узких кругах, пока за дело не взялся Арт Инглс, бывший пилот, механик отделения фирмы «Кёртис крафт компани» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили. Он в августе 1956 г. на автогонках в Помоне представил публике несложный карт. Машину назвали тележкой (англ. cart). (источник http://ru.wikipedia.org/) 2. Виды картов: карты бывают прокатного и спортивного типа. 3.Характеристика применяемого на картах двигателя: Двигатель можно перемещать вперёд-назад (чтобы обеспечить нужное натяжение цепи). 4.Комплектация шасси: На раме расположены сиденье, рулевое управление и двигатель. В спортивных картах двигатель обычно располагается справа от водителя (таким образом, для езды на таком карте требуется теплоизоляционная накладка на рукаве комбинезона); в прокатных картах — сзади, так что можно ездить даже без защитной одежды, не рискуя обжечься. Вес полностью снаряжённого спортивного карта 70—90 кг. 5) Трансмиссия: а картах встречаются три варианта трансмиссии: – на спортивных картах низших классов (в основном детских) роль трансмиссии играет цепная передача. Такой карт не может стоять на месте с работающим мотором; двигатель заводится «с толкача», а старт даётся с ходу. – на прокатных и некоторых спортивных картах автоматическое центробежное сцепление и цепная передача. Если не нажимать одновременно на газ и на тормоз, нет риска заглушить двигатель. – на большинстве спортивных картов: коробка передач со сцеплением. Вращение на заднюю ось также передаётся через цепную передачу. В зависимости от класса, разрешается от двух до шести передач. Сцепление управляется рычагом, расположенным слева под рулём; рычаг переключения передач расположен справа от сиденья. 6) ходовая часть: Упругой подвески на карте нет; роль амортизаторов играют шины и рама. Передние колёса, как правило, меньше задних подиаметру. Есть несколько типов резины: слики, промежуточные, дождевые и зимние. Дифференциала в карте нет, поэтому упругость рамы рассчитывается так, что в повороте внутреннее заднее колесо оказывается в воздухе. Из-за отсутствия подвески картинг требует очень ровного асфальта; практически незаметные бугры на трассе приводят к сильной тряске. 7) Рулевое управление: Рулевое управление на карте простейшего типа: рулевая колонка соединена тягами с управляемыми колёсами. Поэтому руль карта чрезвычайно жёсткий, с поворотом около 45° в каждую сторону. Другие типы рулевого управления в картинге запрещены. 8) Тормозная система: В зависимости от класса, на картах бывают: – механические тормоза на заднюю ось (встречается в дешёвых прокатных картах; также разрешено в некоторых детских классах) – гидравлические тормоза на заднюю ось (в картах без коробки передач); – гидравлические тормоза на все колёса (в картах с коробкой передач — приводятся в действие педалью; в бескоробочных классах (kf1/kf2) передний контур выведен на ручку под рулём). |
3. Закрепление нового материала предполагающее: 3.1 постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия); 3.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; 3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; 3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся; 3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»; 3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. |
3.1 С помощью опросного листа сделать контрольный срез знаний (Знать правила техники безопасности при работе в мастерской и использовании инструмента, применять полученные знания на практике при создании и эксплуатации карта, знать основы устройства шасси карта и существующие виды). 3.2 Проверка усвоения полученных знаний в теоретической и практической частях занятия. 3.3 Проверка знаний проводится следующим образом: – в теоретической части – с помощью опросного листа, – в практической части – правильность сборки элементов шасси. 3.4 Разбивка учащихся на группы для поочередной сборки и разборки макетов шасси картов. 3.5 Результатом проведенной теоретической части занятия должны быть правильные ответы на контрольные вопросы. Результатом практической части занятия является правильная сборка/разборка элементов шасси. 3.6 Более детально рассмотреть те или иные узлы конструкции, по которым имеются вопросы у обучающихся. Давая высказаться тем учащимся, которые плохо освоили учебный материал. |
4. Задание на дом, включающее: 4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); 4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; 4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. |
4.1 Поиск в Интернете шасси картов (их отдельных элементов) и их реальную стоимость с последующими записями в блокнот для педагога (для проведения мониторинга по стоимости на российских рынках). 4.2 Запоминание всех отдельных элементов шасси карта. 4.3 Критерием успешного выполнения домашнего задания является полнота содержания и выявление не достающих комплектующих. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Практика разработки конспекта открытого занятия в дополнительном образовании на примере технологической карты
Технологическая карта – относительно новый инструмент планирования занятий в сфере общего образования (см., например, Громова В.И).
Как правило, технологическая карта формируется в виде таблицы, структурированной в соответствии с выбранными педагогом параметрами.
Важно отметить, что в дополнительном образовании, ввиду отсутствия предметных («цеховых») стандартов, по-другому, чем на уровне общего образования, формулируются и задачи, и планируемые результаты конкретного занятия. Предложенные в системе общего и дошкольного образования методические рекомендации по постановке задач обучения (личностные, УУД, предметные) – не являются актуальными для дополнительного образования, где отсутствуют стандарты планирования ожидаемых результатов. Кроме того, УУД – стандарт мыслительной (когнитивной) деятельности, а работа с информацией – мыслительная (когнитивная) деятельность, тогда как в ДО, в среднем, не более 30% деятельности имеют когнитивный характер, а в некоторых дисциплинах (физкультурно-спортивной и художественной направленности: мини-футбол, танец, академический вокал, например), когнитивные ресурсы составляют не более 10% запланированного времени всех занятий в целом. Остальное время – исполнительская (мышечно-координационная) деятельность, на которую, подчеркнем еще раз, не распространяются когнитивные стандарты УУД*. *УУД (1.личностные, 2. академические (общеучебные действия) и метапредметные (конкретные для каждого предмета и межпредметные), 3.коммуникативные, 4.регулятивные).
В связи с данными условиями обучения, в дополнительном образовании задачи в технологической карте требуют иной формулировки – как система учебных, развивающих и воспитательных функций, что более всего соответствует практике дополнительного образования.
Параметрами технологической карты по планированию темы занятия будут 5 разделов– см.Приложение “Пример технологической карты”:
1.этапы занятия;
2.-3. содержание педагогического взаимодействия (с двумя подразделами 2. деятельность педагога, 3. деятельность ученика);
4.тип планируемых результатов – предметные, личностные, метапредметные в системе задач (обучающие; развивающие, воспитательные);
5. формы, методы, приемы деятельности.
Характеристика видов и форм деятельности педагога зависит от года обучения (стартовый, базовый или продвинутый уровень), индивидуального образовательного маршрута (развития индивидуальных способностей), критериев успешности обучения и оригинальности стиля педагогической деятельности преподавателя.
При конструировании системы занятий в процессе реализации дополнительной программы прогнозируемые (ожидаемые) результаты, должны учитывать:
– структурные компоненты темы – связь занятий теоретической и практической (мышечно-координационной) направленности;
– межпредметные связи выбранной темы и связи с другими темами курса;
– возраст обучающихся и этап обучения;
– тип задач: обучающие; развивающие; личностные; метапредметные (академические) – при работе с информацией; исполнительские предметные (координационно-мышечные автоматизмы); воспитательные и т.д.;
– систему критериев успешности обучения;
– системные и предметные технологии, дидактические средства достижения планируемых результатов;
– психолого-педагогическое методическое обеспечение сопровождения темы занятий.
При освоении разделов программы обучения разделяем занятия по теоретико-информационной (когнитивной) направленности и практической (исполнительской) направленности. Психолого-педагогическое сопровождение обучения по тематическим разделам обучения может включать большое разнообразие системных и предметно-ориентированных методов.
Перечислим основные из них.
Теоретические когнитивные методы:
1. Анализ. На уроках применяются различные виды анализа:
1.1 логический анализ (логика понимания смысла собственной деятельности, особенно – при проведении вводных занятий детей и родителей);
1.2 ретроспективный анализ;
1.3 сравнительный анализ (постоянно, на всех занятиях по теме, на конкретном материале, ведущее значение имеет при изучении раздела темы – «Терминология»);
1.4 структурный анализ;
1.5 функциональный анализ;
1.6 структурно-функциональный анализ.
2. Синтез – установление причинно-следственных связей.
3. Метод формализации – активно применяется при целеполагании, овладении теоретической информацией.
4. Методы систематизации – используется при систематизации теоретических знаний (например, терминологии).
Эмпирические когнитивные методы:
5. Наблюдение – описание естественного опыта в протоколе.
6. Беседа – словесный метод передачи информации и неявного опроса
обучающихся на уроке.
7. Дискуссия – метод активного обмена и оценки информации.
8. Тестирование – метод оценки знаний на основе специального опроса
обучающихся.
9. Экспертиза (экспертная оценка, диагностика) – применяется для комплексной оценки предметных (промежуточная аттестация, технический зачет) исполнительских навыков или психологических личностных качеств
(например, рисуночные тесты).
10.Методы и технологии контроля и самоконтроля
11. Метод активации самосознания на основе психологического механизма
понимания смысла собственной деятельности (Зинченко В.П., Сорокоумовой Е.А.)
12. Рефлексия – метод самоанализа собственного опыта.
13. Методы практического психологического воздействия (интроекция, сравнение себя с другими – социальная норма; сравнение своих новых достижений с предыдущими собственными – индивидуальная норма).
Критерии оценки запланированных достижений обучающихся должны быть разработаны в соответствии с возрастными особенностями детей, целью занятия, (индивидуальной траекторией развития), психологическими особенностями обучаемых.
При конструировании темы открытого занятия в первую очередь опираемся на структурные особенности, о которых мы написали выше. В соответствии с представленной структурой целей, при работе над темой, применяются следующие типы занятий:
– учебное занятие;
– тестирование предметных способностей детей (3 раза в год-начальное, промежуточное, итоговое);
– практика развития технических автоматизмов;
– иные типы деятельности (например, демонстрационной: контрольное занятие, выставка, соревнование, тренировочное, концерт, конкурс, занятие-практикум, занятие-конференция, занятие-зачёт).
– по этапам реализации программы обучения в системе занятий можно привести следующую классификацию: вводное (организационное), разные типы деятельности (на этапе основной деятельности), итоговое занятие.
Итогом данной темы представим следующую методическую разработку для педагогов “Научно-методическое обоснование структуры открытого занятия в дополнительном образовании» (методист МБУДО ДДТ «Родник»).
Пояснительная записка
Грамотно составленный конспект занятия (открытого занятия) является одним из основных профессиональных умений педагога.
В ДО нет стандартов по структуре и форме конспекта занятия. Проанализировав литературу по данной теме, можно отметить следующие компоненты структуры занятия:
– титульный лист с аннотацией;
– цели, задачи, тип (вид) занятия, форма проведения, материалы и оборудование;
– ход занятия в виде описания основных этапов хода занятия или технологической карты (ТК) (отличаются друг от друга тем, что в ТК целеполагание разбито на 2 части: цель педагога и цель учащегося (-ихся) с соответствующими задачами для обеих сторон. Еще одним важным структурным компонентом ТК является описание по ходу занятия применяемых методов и технологий. Эти разделы делают конспект в виде ТК методически более насыщенным и конкретным, а не формальным);
– список литературы, оформленный в соответствии с применяемыми технологиями.
!Педагогу ДО важно помнить, что он решает дидактическую проблему: «что? Как? Почему?»
I. Научное психолого-педагогическое обоснование применяемых на занятии технологий
Методы и приёмы (технологии) соответствуют каждому этапу ТК; либо используются на основе ссылок на литературу, либо на 2 странице перед содержанием конспекта занятия.
Структура психолого-педагогического сопровождения в ДО (т.е., что делает педагог):
1.Мотивационный компонент (среда ребенок);
2.Деятельностный компонент (педагог ребенок);
3.Компонент волевой саморегуляции (ребенок педагог).
В деятельностном компоненте работа педагога предусматривает использование методов воздействия на когнитивную сферу, с учётом общеразвивающих знаний и умений (УУД), и предметно-профессиональных (умения, навыки, исполнительские автоматизмы).
Главным психологическим механизмом в структуре психолого-педагогического сопровождения в ДО служит механизм понимания смысла собственной деятельности, как активации личностных смыслов, основанных на принципе: цель педагога должна стать целью ребенка (В.Шадриков, Н.Ансимова, Н.Зимняя).
II. Структура занятия и нормирование времени в ходе занятия
Части занятия (нормирование времени – по среднестатическим нормам):
Организационная – по времени не больше 12-15%;
Основной этап
занятия (ход занятия) – примерно 75%;
Итоговая часть занятия – 20-23
%.
Два основных структурных вида плана занятия:
-технологическая карта (структурирование целеполагания педагога и обучающегося);
-содержательное описание деятельности и применение дидактических средств на каждом этапе работы.
Можно рекомендовать:
– ТК – для исполнительских дисциплин и смешанных типов (тематические занятия (объединение одной темой), интегрирование по содержанию (осваивается содержание по функциям, например: состав слова в русском языке; работа над одним мышечным комплексом в хореографии; работа над дыханием в вокале).
– содержательное описание – для объединений, программы которых разработаны на основе утвержденных ФГОС.
Педагог должен помнить, что главная его задача – развить ребенка на основе задач, критериев и психолого-педагогического сопровождения данного ребенка (группы детей) объединения, а также – учитывать, что задачи и критерии зависят от трех типов деятельности, основанных на:
знаниях
когнитивные критерии (основанные только на продуктивном мышлении – результате мыслительной деятельности)
умениях(основанных только на понимании)
исполнительских
автоматизмах (техника и координация)
критерии, как развитие мышечных комплексов
Симбиоз умение+автоматизмы=>интегральная компетентность (например, музыкальный слух) – на уровне владения. Например, слух может быть хорошо развит, но человек не может петь, значит певческие автоматизмы – на уровне готовности, а не на уровне владения. Знания и умения могут иметь не только предпрофессиональный характер, но и общеразвивающий характер.
Список литературы:
Ансимова
.П. Диссертация на соискание степени доктора психологических
наук “ПСИХОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ”. – М, 2008, 432с.
Громова В.И., Основные принципы составления технологической карты урока
[
Электронный ресурс
]
// Режим доступа:
http
://
www
.
openclass
.
ru
/
node
/364582
Зимняя И.А. Педагогическая психология, М: Логос. -2000. -384с.
Сорокоумова Е.А., Шатская О.В. Структура психолого-педагогического личностно-ориентированного обучения вокалу в системе дополнительного образования // журнал
ВАК
Известия Самарского НЦ РАН. Том. 15. № Том. 15. № 2(4). – 2013.- с.981-985.
Шатская О.В. Бондарчук Т.П. Почему не работают ФГОС в дополнительном образовании? // Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования» №86, Июнь 2022 (Часть 8) – Изд. Научный центр «LJournal», Самара, 2022 – 164-171 с.. // doi: 10.18411/trnio-06-2022-p8
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. – М.: Логос, 1998. – 320 с.
Приложение «Пример технологической карты»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Родник»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
занятия: «Ознакомление с Тирольским танцем и его элементами» (06.12.21)
Педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ “Родник”
Мокроусова Анастасия Ивановна
Технологическая карта занятия
Программа
«Хореографический коллектив «Настроение»»
Педагог
Мокроусова Анастасия Ивановна
Тема занятия
«Ознакомление с Тирольским танцем и его элементами»
Дата занятия
06.12.2021
Цель занятия
Содействовать формированию интереса к танцевальному искусству
Задачи занятия
обучающие
развивающие
воспитательные
-изучение технических элементов движений (работа по освоению ритма и технических задач на репертуаре австрийской польки -Тирольского танца); –дать понятие о базовых танцевальных терминах (ритм, пластика и др.);
-развитие чувства ритма;
-развитие музыкальной памяти и произвольного внимания;
-развитие художественного и эстетического вкуса
–содействие формированию мотивации и интереса к танцевальному искусству, как культурно-эстетическим компонентам воспитания школьников
Оснащение занятия
Кабинет, зал (без парт, с ровными полами), стулья, магнитофон; детям (иметь с собой) мягкую обувь, лосины, футболки
Продолжительность занятия
30 минут
Наполняемость группы
7-12 человек
Планирование занятия
1.Организационная часть (7-9 мин); 2.Основной этап занятия (18-20 мин); 3.Итоговая часть занятия (3-5 мин)
Структура занятия
Содержание учебного материала
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Методы и формы
деятельности
Планируемые результаты
Метапредметные
Предметные
1.Организационный этап занятия (7-9 мин)
Организаци–онный момент (2-3 мин)
Надеть каждому ученику авторский бэйдж
Педагог приветствует детей и представляется; рассаживает детей полукругом на стулья; предлагает детям подписать свои бэйджи и надеть на себя
Учащиеся отвечают на приветствие педагога; рассаживаются на стулья; вписывают свои имена на бэйджи и надевают их на себя
Форма групповая
Создание благоприятных условий (погружение) для практической деятельности на занятии по хореографии на основе осуществления межличностных коммуникаций
Подготовка к коммуникационному взаимодействию по предмету хореография
Знакомство (2-3 мин)
Беседа «Кем ты хочешь стать»
Педагог обращается к каждому по имени с вопросом, кем бы хотел стать, какую профессию выбрал
Учащиеся по кругу сообщают педагогу о предполагаемой будущей профессии
Опрос
Метод межличностных коммуникаций
Создание предметной установки для непроизвольного сравнения профессий, выбранных учащимися, и профессией хореографа
Презентация (3-5 мин)
Рассказ: – о профессии «танцор», «хореограф»;
– о многообразии танцев; – о Тирольском танце.
Педагог говорит еще об одной профессии – профессии танцора;
демонстрирует маленькую экспозицию элементов танцевальных костюмов (атрибутов);
включает презентацию с разными танцами и демонстрирует танцевальные движения под музыку этих танцев;
после каждого танца спрашивает у аудитории: «Какой танец был представлен?”, «Покажите атрибут этого танца”; педагог рассказывает краткую историю возникновения австрийской польки (Тирольского танца)
Учащиеся слушают рассказ педагога и смотрят презентацию;
отвечают на вопрос педагога.
Лекция; беседа; методы – ассоциативный и наглядно-образный метод
Формирование зрительской культуры и коммуникативных навыков беседы на основе непроизвольного анализа
Практика формирования начальных представлений об искусстве (на примере хореографии)
2.Основной этап занятия (18-20 мин)
Деятельность по решению задач занятия
Показ педагога и ритмическая
разминка (8-10 мин)
— Изучение Тирольского танца: элементов танцевальных движений
Педагог показывает основные движения Тирольского танца; предлагает подняться со стульев; организует ритмическую разминку на освоение ритма танца; исправляет типичные ритмические ошибки детей
Учащиеся выполняют ритмическую разминку стоя, вместе с педагогом
Метод практического освоения элементов танца (тренинг);
Анализ движений и на его основе –формирование понимания смысла собственной деятельности;
форма групповая; метод контроля
Формирование механизма понимания смысла собственной деятельности
Настройка произвольного внимания (на основе алгоритмизации ритмических движений); практика освоения технических элементов танца
Практическая деятельность (тренинг) (8-10 мин)
по Практическое освоение танцевальных движений (2-4 элемента)
Педагог организует деятельность по освоению ритмическо-танцевальных движений (с отдельными учащимися и мини-группами), без музыки и под музыку; педагог комментирует (считает, указывает на достоинства и недостатки танцующих);
Педагог предлагает повторить танцевальные элементы всем вместе, часть элементов – без музыки и частично – под музыку, в конце – поклон
Учащиеся повторяют движения под руководством педагога;
исправляют ошибки и следят за синхронностью выполнения движений; выполняют часть движений без музыки и часть –под музыку, выполняют поклон
Метод практического освоения элементов танца (тренинг);
Анализ движений и на его основе –формирование понимания смысла собственной деятельности; индивидуальный подход; групповая форма; методы контроля и самоконтроля
Формирование навыка совместной творческой деятельности
Тренировка произвольного внимания и памяти; дифференциация представлений о методе понимания смысла собственной деятельности (на основе практического сравнения предметной деятельности); формирование художественного и эстетического вкуса
3.Итоговая часть занятия (3-5 мин)
Рефлексия
Подведение итогов
Педагог предлагает встать полукругом и обращается к детям: Давайте подведём итоги!
Опрашивает учащихся об их впечатлениях от занятия, от тренировки. Желает успехов в учёбе и во всех полезных начинаниях; предлагает еще раз поблагодарить гостей на занятии поклоном и вручает памятные подарки. «Ребята, спасибо за работу!»
Ответы детей; поклон
Беседа; «безоценочное интервью»; групповая работа в круге
Опыт самооценки; опыт безоценочной рефлексии
Формирование практических представлений о профессии танцора и хореографа
Обращение с речью к членам жюри.
Литература:
Александров Ю. И. Психофизиология, учебник для ВУЗОв, М:ИНФРА, 1997. – 349 с.
Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа:
Учебное пособие. / Г.А. Безуглая. – М.: Лань, Планета музыки,
2015. – 750 c.
3. Борисова Вера. Гимнастика. Основы хореографии / Вера Борисова. – М.:
Бибком, 2011. – 101 c.
4. Шатская О.В. Исполнительство как особый тип компетентности в дополнительном образовании // Материалы 14 МНПК «Наука России: Цели и задачи». – Екатеринбург.- 10.04. – 2019
5.Шатская О.В., Войтик И.А. Структурирование исполнительской (координационно-мышечной) специфики дисциплин дополнительного образования на примере академического вокала //Материалы 21 МНПК «Научный диалог: Молодой ученый», Санкт-Петербург: Центр научных публикаций МОАН. – 22 ноября 2018.-с.24-30.doi:10.18411/spc-22-11-2018-07.idsp–spub-22-11-2018-07 (conf.sciencepublic.ru>wp…2018/12/spc22.11/2018/pdf
6. J. S. Pollock. La Terpsichore Moderne, (33 схемы танцев), ротапринтное издание, London. – 1828, 42 p
7. Цацулин П. Растяжка расслаблением.- 2008
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Рекомендации
для педагогов дополнительного образования по оформлению
плана-конспекта занятия творческого объединения
Методист Коротких М.В.
Донецк 2020
1. Оформление титульного листа плана-конспекта.
Титульный лист включает в себя:
– полное название учреждения согласно его уставу;
– название методической разработки (конспект, мастер-класс);
– название темы занятия;
– название дополнительной образовательной программы;
– год обучения;
– ФИО автора (полное имя, отчество), должность;
– год составления, город.
На втором листе прописывается:
2. Тип занятия:
Комбинированное занятие (проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике).
Занятие усвоения новых знаний (изложение нового материала и закрепление его).
Занятие повторения и обобщения полученных знаний (постановка проблем и выдача заданий; выполнение обучающимися заданий и решения задач; анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок; подведение итогов).
Занятие применения знаний, умений и навыков на практике (определение и разъяснение целей занятия; установление связи с ранее изученным материалом; инструктаж по выполнению работы; самостоятельная работа обучающихся, оценка ее результатов).
3. Реализуемые педагогические технологии.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
– развивающее обучение;
– проблемное обучение;
– разноуровневое обучение;
– коллективную систему обучения;
– технологию изучения изобретательских задач;
– исследовательские методы в обучении;
– проектные методы обучения;
– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
– информационно-коммуникационные технологии;
– здоровье сберегающие технологии и др.
4. Цель и задачи занятия.
Цель должна быть: четко сформулированной, понятной, достижимой, проверяемой, конкретной. Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы.
Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования. Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение. В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.). Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников. На занятии решаются такие виды задач:
– обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.
– воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности .
– развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.
5. Формы организации занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Фронтальная форма предусматривает работу педагога одновременно со всей группой обучающихся: спрашивать всех, беседовать со всеми, контролировать всех.
Групповая форма – разделение обучаемых на группы для выполнения определенных заданий; ее можно использовать.
Индивидуальная форма – углубленная индивидуализация обучения, когда каждому обучающемуся дается самостоятельное задание.
6. Методы и приёмы, используемые на занятии.
Методы организации занятия дополнительного образования являются:
– репродуктивный – способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками;
– словесные методы обучения – лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;
– методы практической работы;
– метод наблюдения – запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото -, видеосъемка, проведение замеров;
– исследовательские методы – проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке;
– методы проблемного обучения – эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
– проектно-конструкторские методы – создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
– метод игры – игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные,
народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
– наглядный метод обучения – картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
– использование на занятиях активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
7. Оборудование для обучающихся и педагога
Материально-техническая база: станки, машины;·инструменты, приспособления (ножницы, спицы, иглы, кисти и т.д.),·материалы (нитки, леска, клей, краски, т.д.), компьютер, принтер, проектор, Flash-накопитель и т.д.
Дидактическое обеспечение:·учебное пособие; рабочая тетрадь, сборник заданий; справочники; дидактические (настольные) игры; плакаты , таблицы ; материалы для контроля знаний обучающихся (карточки-задания, тесты)
8. Ожидаемый результат.
9. План занятия
Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:
– организационный этап,
– проверочный этап,
– подготовительный этап,
– этап актуализации имеющихся у обучающихся знаний,
– этап работы по новому материалу,
– этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,
– этап повторения изученного материала,
– этап обобщения пройденного материала,
– этап закрепления новых знаний, умений и навыков,
– физкультминутка или этап релаксации,
– контрольный этап,
– итоговый этап,
– этап рефлексии,
– информационный этап.
10.Ход занятия – это подробно прописанный сценарий занятия.
11. Список литературы, оформленный в алфавитном порядке.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/430592-rekomendacii-dlja-pedagogov-dopolnitelnogo-ob