Контекстные задачи как средство развития функциональной грамотности обучающихся
Автор: Воронова Наталья Владимировна
Организация: БОУ «Гимназия № 1»
Населенный пункт: Омская область, г. Калачинск
Контекстная задача – это задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, связанная с имеющимися у обучающихся знаниями и опытом. Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Выделяют следующие типы контекстных задач:
-предметные контекстные задачи: в условии описана предметная ситуация для разрешения которой требуется установление и использование широкого спектра связей математического содержания, изучаемого в различных разделах математики;
-межпредметные контекстные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области;
-практические контекстные задачи: в условии описана практическая ситуация для разрешения которой нужно применять знания не только из разных предметных областей, но и из повседневного опыта обучающихся.
Рассмотрим алгоритм разработки контекстной задачи.
1.Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.
2.Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.
3.Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
4.Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно – значимой проблемы.
5.Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно – значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
6.Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.
7.Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.
Сюжет задачи можно взять из реальной жизни, учебника, интернет-источников, можно придумать, и, конечно же, можно использовать банк заданий ВПР, ОГЭ, ЕГЭ для составления контекстных задач.
Из чего состоит контекстная задача? Условие контекстной задачи может содержать небольшой текст (фразу), информацию в виде таблицы, диаграммы, а также к задаче должны быть сформулированы вопросы, задания.
Приведу примеры контекстных задач, которые были составлены для уроков математики.
Задача 1. (5 класс, тема «Сравнение натуральных чисел»)
На интернет-сайтах погоды можно встретить подобные таблицы. Изучи прогноз погоды на трое суток.
Вопросы к задаче.
1.В какой день влажность воздуха достигла максимального значения?
2.Определите максимальную температуру воздуха в течение трех дней.
3.Какое направление ветра ожидается 27 мая?
4.Найдите среднее значение влажности воздуха в четверг.
5.Как меняется температура воздуха днем в течение трех дней?
Материалы для этой задачи я взяла из банка заданий ВПР по окружающему миру, 4 класс. Также можно воспользоваться материалами ВПР по географии для 7 класса. Изменив данные в таблице, можно составить контекст для учащихся 6 класса по теме «Целые числа».
Задача 2. (6 класс, тема «Действия с десятичными дробями)
Потребность человека в энергии, которая содержится в продуктах – важный фактор существования всего организма в целом. Жизнь людей невозможна без энергозатрат, а чтобы восполнить силы необходим набор основных питательных веществ. Основные источники энергии, находящиеся в любой пище – белки, углеводы и жиры. Правильное сочетание этих питательных веществ поможет поддерживать высокий уровень работы организма. Каши, приготавливаемые из различных сортов круп, служат прекрасным источником сложных углеводов, затем растительного белка и жира.
Название крупы |
Содержание в % на 100 грамм сухого продукта |
Стоимость каши, руб. |
|||
Белки |
Жиры |
Углеводы |
Ккал |
||
Крупа гречневая ядрица |
12,6 |
3,3 |
62,1 |
335 |
58 |
Крупа манная |
10,3 |
1 |
67,7 |
328 |
27 |
Пшено |
11,5 |
3,3 |
66,5 |
348 |
32 |
Геркулес (овсяные хлопья) |
11,9 |
7,2 |
69,3 |
366 |
29 |
Вопросы и задания к задаче.
1.Определите наиболее калорийную крупу.
2.Рассчитайте стоимость каши на завтрак для группы из 7 человек.
3.Сравните процентное содержание жиров в крупах.
4.Употребляя в течение недели пшенную кашу, рассчитайте полученные килокалории.
5.Сравните манную и геркулесовую каши по суммарному количеству питательных веществ.
Разрабатывая данную задачу, я подобрала текстовую информацию из интернет-источников, таблицу взяла из банка заданий ВПР по биологии для 6 класса, далее составила вопросы по теме урока. Вопросы и задания для контекста могут составить, придумать учащиеся на уроке.
Задача 3. (6 класс, тема «Округление десятичных дробей»)
16 октября, в эфире Первого канала состоялась трансляция третьего выпуска популярного проекта о фигурном катании «Ледниковый период».
По итогам третьего выпуска были объявлены первые номинанты на выбывание из проекта. Таковыми стали две пары: Ксения Бородина и Дмитрий Соловьев, Аглая Шиловская и Максим Шабалин. Решение о том, кто останется на проекте, будет приниматься по итогам зрительского голосования.
Полностью турнирная таблица «Ледникового периода» после третьего выпуска выглядит следующим образом:
Вопросы и задания к задаче.
1.Между какими десятичными дробями находится результат пары № 8?
2.На сколько количество баллов лидирующей пары больше результата пары, набравшей наименьшее количество баллов?
3.Найдите сумму баллов лидирующей тройки проекта. Результат округлите до разряда десятков целой части.
4.Найдите разницу между баллами участников под № 6 и 10. Результат округлите до разряда десятых дробной части.
5.Округлите результаты участников, набравших меньше 35 баллов до разряда единиц целой части.
При составлении контекстной задачи необходимо опираться на жизненный опыт свой или ребенка. Тогда задача будет для ребенка личностно значимой, что повысит познавательный интерес и ученик, с удовольствием решая такую задачу, лучше усвоит учебный материал. Задачи такого вида направлены на развитие математической, читательской и естественнонаучной грамотности.
Список интернет ресурсов
1.https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnye-zadachi-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya/viewer – статья по теме «Контекстные задачи как средство развития функциональной грамотности обучающихся»
2.https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-matematicheskih-znaniy-s-ispolzovaniem-kontekstnyh-zadach/viewer – статья по теме «Повышение уровня математических знаний с использованием контекстных задач»
3.https://pandia.ru/text/78/300/43999.php – статья по теме «Контекстные задачи как средство формирования и оценивания ключевых и предметных компетенций учащихся»
Приложения:
- file0.doc.. 305,0 КБ
Опубликовано: 15.11.2021
Районный семинар по теме: «Составление и решение контекстных задач на уроках и внеурочных занятиях»
25.11.2020
Рыжова Елена Вячеславовна
Поделюсь опытом работы на занятиях кружка «Одарённый ребёнок». Чем меня заинтересовали контекстные задачи?
Слайд 1
Актуальность нашей работы заключается в том, что в жизни перед людьми стоит много практических задач, многие из которых математические.
Новизной работы является составление таких задач, которых нет ни в одном учебнике, сборнике или дидактическом материале.
Практическая значимость состоит в том, чтобы расширить кругозор ребят и учить ориентироваться в окружающей действительности.
Я выстроила свою деятельность в двух направлениях.
- Сначала надо было объяснить ребятам, что такое контекстная задача.
- Научить составлять и решать такие задачи.
Представляю вашему вниманию две задачи. Определите, какая из них контекстная.
Слайд 2
В магазине имеются коробки конфет трёх видов: за 200р., 250р. и 280р. В коробке за 200рублей- 15 штук конфет, за 250 рублей- 16 штук, а за 280 рублей – 18 штук. Оля ждёт в гости двух подруг. Коробку конфет какого вида ей следует купить, чтобы можно было разделить все конфеты поровну, если у неё имеются две купюры по 100рублей и 6 монет по 10 рублей? |
Лена договорилась встретиться с подругой в половине шестого вечера. В 16ч 40мин начинаются мультфильмы: 3 мультфильма по 9минут каждый. Успеет ли Лена прийти на встречу вовремя, если ей очень хочется посмотреть все мультфильмы? |
Слайд 3 ( дети решают)
Сначала мы решили первую задачу, затем вторую и выяснили, что контексту удовлетворяет вторая задача, потому что она:
– практико-ориентированная;
– в ней есть конкретная жизненная ситуация;
– она личностно значимая;
– не содержит всех математических данных.
Далее мы с ребятами рассмотрели задачу такого вида
- Вы собираетесь с папой и мамой поехать в Сочи и вернуться через 2 недели. Какой способ передвижения будет более выгодным для вашей семьи и почему?
МАШИНА Расстояние от Москвы до Сочи 1600км |
ПОЕЗД |
САМОЛЁТ |
Бензин – 45 руб/л Расход топлива – 10л на 100км Остановка в мотеле (12ч) – 1000р за номер Питание – 500р на человека |
Плацкарт – 3000р за 1 билет Время в пути – 40ч Питание. Путь от вокзала до места назначения. |
Цена билета эконом-класса – 5000р Путь от аэропорта до места назначения. |
Приведу пример контекстной задачи патриотической направленности . Перед 9Мая совместно с юнармейцами нашей школы мы приняли участие в акции «Письмо с фронта» (фото) и в смотре проектов ко Дню Победы (фото)
2020 год- это год 75-летнего юбилея Победы. По традиции в школе проходит встреча ветеранов. В связи с этим у нас появилась задача, связанная с праздником.
В нашу школу на праздник Победы придут 25 ветеранов Великой Отечественной войны. На поздравление каждого обществом ветеранов выделено 500 рублей. Нашему классу поручено подготовить подарочные наборы. В случае экономии есть возможность пригласить исполнителя военных песен или организовать чаепитие. Рассчитайте наиболее рациональный способ поздравления.
При решении задачи возникает много вопросов, так как есть недостающие данные, например:
– из чего может состоять праздничный набор?
– какие есть обязательные траты? (составление самого праздничного набора)
– необязательные траты? (чаепитие или приглашение артиста)
Эта задача не имеет однозначного решения. К тому же у учителя есть возможность установления метапредметных связей.
- Кого мы называем ветеранами?
- Сколько лет может быть ветеранам? (Это тоже задача, которая имеет разные решения и связана с краеведением, историей, математикой)
- Сколько ветеранов осталось в нашем городе? Где это можно узнать?
- Какие бы вы вопросы задали ветеранам?
На партах у ребят появляется лист-помогалочка к решению задачи.
СУВЕНИРЫ |
ЦЕНА |
Кружка Блокнот Фонари |
95р 50р 90р |
КОНФЕТЫ |
ЦЕНА |
Птичье молоко Подмосковные вечера Вдохновение Родные просторы |
90р 160р 219р 70р |
ЦВЕТЫ |
ЦЕНА |
Хризантема Гвоздика Роза |
70р 50р 110р-160р |
ЧАЙ |
ЦЕНА |
Весенний букет Гринфилд ВЕТА |
45р 75р 87р |
Надо исследовать эти данные и рассчитать наиболее рациональный способ поздравления.
В результате каждый ученик представил и защитил свой способ решения.
Контекстные задачи могут быть и краеведческой направленности.
Задача для учителей.
Вашим ученикам выделены деньги на однодневную поездку в город Переславль-Залесский. Составьте маршрутный лист с учётом посещения музеев и комплексного обеда.
Что необходимо учесть?
Например: стоимость проезда, цену билета в разные музеи, цену комплексного обеда, количество выделенных денег на поездку и т.д.
Попробуйте на этой основе составить с ребятами контекстную задачу, целью которой может быть установление более выгодной поездки на экскурсию.
Ребятам нравится работать с такими задачами. Надеюсь, и вы тоже увлечётесь подобной работой с детьми.
«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы
познания, здесь приобретаемые, были достаточными для
обыкновенных потребностей в жизни»
Лазар Карно
2 года назад мне и моим коллегам предложили поучаствовать в
проекте по составлению контекстных задач.
Наша начальная школа состоит из 21 класса, 17 из которых
работают по учебно-методическому комплекту «Школа России». В
учебных пособиях УМК «Школа России» мало нестандартных задач, а
контекстные отсутствуют вообще. 2 класса учатся по УМК «Планета
Знаний». В учебниках математики УМК «Планета Знаний»
встречаются нестандартные задачи, ориентированные на жизненные
ситуации, но контекстных задач среди них крайне мало. И 2
класса обучаются по методике Владимира Ивановича Жохова. Данная
методика дает возможность получить более глубокие знания по
математике, но она ограничена жёстким регламентом. Учителя
работают на уроках строго с тем учебным материалом, который
предлагает автор.
А математику нельзя выучить, её надо понять! А как понять
предмет, если он кажется скучным, уроки однообразными? Умение
увлечь математикой – дело непростое. Как сформировать интерес к
предмету? Как сделать учение интересным для учащихся? Как
выработать у ученика стремление работать над собой, стремление
к творчеству? Конечно же, через самостоятельность и активность,
через поисковую деятельность учащихся, через создание
проблемных ситуаций.
Чтобы ускорить творческий поиск, важно иметь в виду, что
создаваемая учителем на уроке проблемная ситуация должна
«вырастать» не из академической задачи, а из противоречий и
проблем реальной жизни ребенка, его личного опыта, которые
составляют контекст учения и в которых всегда отражается в той
или иной форме опыт общественный, социокультурный.
Такие проблемные ситуации и даны в контекстных задачах. Чем эти
задачи отличаются от обычных стандартных, которые мы решаем изо
дня в день на своих уроках с учениками? Чем они могут
заинтересовать ребят? Повысить их мотивацию к обучению?
Контекстная задача – это задача, в условии
которой известным, или данным, является описание конкретной
жизненной ситуации, связанной с имеющимися у ребят знаниями и
опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация
этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной
ситуации или для выбора способа действия в ней. А результатом
ее решения становится встреча с учебной проблемой, то есть
осознание неполноты, недостаточности своих знаний и
одновременно с этим – понимание их ценности для эффективной
дальнейшей деятельности.
Контекстные задачи должны отвечать ряду требований:
- контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у
учащихся жизненный опыт, представления, знания, взгляды, мнения
и т. д.; - контекстная задача нестандартна, оригинальна. Эта ее
особенность обеспечивает эффект новизны, вызывает интерес; - в содержании контекстной задачи должны отражаться
математические и нематематические проблемы и их взаимная связь; - задача должна соответствовать программе курса, служить
достижению цели обучения; - контекст задачи может быть представлен в различных формах
(таблицы, графики, текст, диаграммы); - существует математическая модель описанной в задаче
ситуации, которая соответствует уровню подготовленности
школьника; - сюжет задачи должен развиваться в соответствии с
последовательностью поставленных в ней вопросов; - контекстная задача – это задача- «ловушка», в ней в
неявном, свернутом виде заключена проблема, которая
соответствует основной идее учебного занятия, его сверхзадаче.
Исходя из этого, мы с коллегами осознавали, что в рамках только
учебной деятельности заниматься составлением контекстных задач
будет сложно. И в большей степени ориентировались на внеурочную
деятельность.
Работа по составлению и решению контекстных задач у нас ведётся
по следующим направлениям внеурочной деятельности:
-
обще-интеллектуальное – на занятиях кружков
«Одарённый ребёнок», «Юный исследователь» и «Информатика»; -
социальное направление представлено
экологическим кружком, финансовой грамотностью и клубом
«Безопасное колесо»; -
духовно-нравственное направление
представлено кружком «Краеведение».
Наша задача заключается в том, чтобы мотивировать детей на
изучение математики, показав важность интеграции этого предмета
в различные отрасли жизни человека: здоровье, безопасность,
профессиональную деятельность, финансы, отдых и путешествия.
Например, уже в первом классе на занятиях клуба «Безопасное
колесо» дети составляют план безопасного пути в школу, где
ребята учатся рассчитывать оптимальное расстояние, время с
учетом правил дорожного движения. Разве это не
социально-значимая для каждого ребёнка задача? Позднее на
практических занятиях в авто-вело-городке ребята, пользуясь
разными транспортными средствами (самокатом, велосипедом) или
пешком добираются из точки А в точку В разными маршрутами. На
основе этого составляется задача по расчету времени в пути.
Полученные знания потом применяются при составлении задач
туристическо-краеведческой направленности. Мы живем в центре
православной культуры. Сергиев Посад входит в состав Золотого
кольца России. Также мы находимся вблизи других городов,
исторических и культурных центров: Москва, Ярославль, Дмитров,
Переславль-Залесский. Наши учащиеся часто путешествуют как в
коллективах, так и с семьями.
Поэтому большинство задач у наших учеников туристической
тематики.
Конечно, на этих кружках собирается материал для создания
задач.
Непосредственная работа по составлению задачи ведется на
кружках «Юный исследователь» и «Одарённый ребенок». И, как
правило, это групповая работа.
Презентация
Как рождаются контекстные задачи?
Очевидно, что каждая из них – это плод творческой фантазии
учителя, помноженной на знание предмета. Но можно
предложить и «алгоритмизированный» вариант творческого
поиска:
- Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой
теме ученикам уже может быть известно. - Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.
- Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость
тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем
уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему
я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих
знаний? Какой интерес они могут представлять для них? - Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно –
в виде личностно-значимой проблемы. Ее формулировка также будет
иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица
учеников. - Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию,
анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут
осознать и сформулировать ту личностно-значимую проблему,
которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую
тему. - Составьте текст-описание данной ситуации, то есть опишите
условие контекстной задачи. - Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или
осуществления соответствующих ситуации действий.
Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной
контекстной задачи с двух позиций:
- во-первых, способствует ли она встрече с проблемой,
соответствующей программной теме урока; - во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для
получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости
новых знаний и умений.
В прошлом году у меня был 4 класс. Ребята уже были знакомы с
понятиями скорость, время, расстояние; цена, количество,
стоимость. Поэтому при составлении контекстных задач ставили
вопросы, связанные с рациональным расходом времени или денег.
Конечно, интерес и любознательность тоже берутся в расчет.
В октябре прошлого года мы с ребятами ездили в музей танка
Т-34, который находится в Дмитровском районе, в деревне
Шолохово. Ехали мы туда через Москву и по пути заезжали в
Океанариум, который находится в ТРК «РИО». После поездки я
предложила составить задачу о ней.
Вот получившиеся задачи.
Через Москву
На автомобиле до ТРК «РИО» 71 км,
время в пути 1ч 20 минут, от ТРК «РИО» до музея танка Т-34 18
км за 20 минут, обратно в Сергиев Посад за 1 ч 20 минут по
прямой 83 км. Расход бензина на 100 км-10 л по цене
45рублей.
На городском транспорте (автобусе)
до ТРК «РИО» время в пути 2 часа. Стоимость билета на
автобус 200 рублей, на метро 50 рублей. От ТРК «РИО» до музея
танка Т-34 1 час 30 минут. Стоимость проезда 150 рублей.
Обратный путь тот же.
Рассчитать стоимость проезда и время в пути на автомобиле и
городском транспорте для семьи из двух человек. Какой проезд
выгоднее и на сколько рублей? Быстрее и на сколько минут?
Через Дмитров
На автомобиле из Сергиева Посада
до Дмитрова ехать 47 км. Время в пути 50 минут. Из Дмитрова до
д. Шолохово, где находится музей танка Т-34, расстояние 39 км
автомобиль проезжает за 40 минут. Обратно в Сергиев Посад за 1
ч 20 минут по прямой 83 км. Расход бензина на 100 км-10 л по
цене 45рублей.
На городском транспорте. На
электричке из Сергиева Посада до Дмитрова ехать 1ч 20 минут.
Стоимость билета 110 рублей. Из Дмитрова на автобусе до музея
танка Т-34 ехать около 2-х часов. Приблизительная стоимость
проезда 170 рублей. Обратно возвращаемся той же дорогой.
Рассчитать стоимость проезда и время в пути на автомобиле и
городском транспорте для семьи из двух человек. Какой проезд
выгоднее и на сколько рублей? Быстрее и на сколько минут?
На осенних каникулах в прошлом учебном году ребята
путешествовали вместе со своими семьями. Вот такие задачи
получились.
Поездка в зоопарк.
Мы решили съездить в зоопарк. Есть 2 способа. Первый – на
электричке и метро. Второй – на автобусе и метро. Первый
способ: на одного человека в одну сторону стоимость билета на
электричке 184 рубля и 50 рублей на метро. Время в пути на
электричке 1 ч 25 мин, на метро 11 минут и 20 минут пешком.
Второй способ: на одного человека стоимость билета на автобусе
200 рублей. Время в пути: 1 час на автобусе, на метро 15 минут
и 15 минут пешком. Рассчитайте время и стоимость поездки в
зоопарк на семью из 3-х человек разными способами. Каким
способом можно сэкономить время и деньги?
Автор Ефимова Валентина
Поездка в Ярославль.
Задача 1. Семья из четырёх
человек собирается поехать из Сергиева Посада в Ярославль.
Добраться до Ярославля можно на поезде или машине. Билет на
поезд для одного пассажира стоит 812 рублей. Автомобиль
расходует 10 литров бензина на 100 км пути. Цена бензина – 44
рубля 50 копеек за 1 литр. Расстояние от Сергиева Посада до
Ярославля – 200 км. Сколько рублей семья потратит на наиболее
дешевую поездку?
Задача 2. Семья из четырёх
человек приехала в Ярославль и поселилась в гостинице,
запланировав посетить планетарий, кафе, цирк, и вернуться в
гостиницу. Добираться до объектов можно на такси, а можно на
трамвае. Стоимость поездки на трамвае 26 рублей для одного
пассажира. Добираясь от гостиницы до планетария на трамвае
семья должна сделать одну пересадку, от планетария до кафе –
без пересадок, от кафе до цирка – без пересадок, от цирка до
гостиницы – одну пересадку. Стоимость поездки на такси от
гостиницы до планетария 82 рубля, от планетария до кафе – 78
рублей, от кафе до цирка – 89 рублей, от цирка до гостиницы –
112 рублей. Какой вид транспорта необходимо выбрать семье,
чтобы сэкономить? Какую сумму может сэкономить семья?
Автор Глазунов Михаил
Решаем контекстные задачи на различных конкурсах и олимпиадах,
квестах, которые проводятся у нас на предметной математической
неделе.
Применение контекстных задач в обучении
способствует
- изменению организационных форм учебного процесса, структуры
образовательного процесса в целом; - формированию навыков продуктивной деятельности: добыванию
знаний непосредственно из реальной действительности; - овладению приемами действий в нестандартных ситуациях,
эвристическими методами решения проблем; - адекватному применению знаний для решения возникающих
проблем в повседневной жизни; - изменению форм и методов оценивания (введению новых
критериев оценки, расширению того, что оценивается, и т.д.); - формированию способности работать с информационными
источниками, навыков работы в группе, умений планировать
деятельность по достижению результата, выполнить программу и
представить результаты своей деятельности.
Методические
рекомендации по составлению контекстных задач и их использованию на уроках
русского языка
Контекстная задача на уроках русского языка – это один из способов
пробуждения у школьников познавательного «аппетита», они ненавязчиво подводят учеников
к теме урока, интересны детям, помимо формирования познавательного интереса
выполняют ещё одну немаловажную задачу – позволяют продемонстрировать ученикам
связь изучаемого предмета с жизнью, наполняют учебную деятельность практической
значимостью.
Контекстная задача
– это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная
жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся;
требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор
способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной
проблемой и осознание ее личностной значимости.
Каждая контекстная задача – это плод творчества учителя.
Как придумать подобную задачу для своего урока? Суть его заключается в том, что
учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную
ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него
знания и опыт
Важно
иметь в виду, что создаваемая учителем проблемная ситуация должна «вырастать»
из противоречий и проблем реальной жизни ребенка, его личного опыта, которые
составляют контекст учения.
Как
учителю на уроке сконструировать контекстную задачу. Остановимся только на
самых важных моментах.
Как
было уже сказано, в контекстной задаче встречаются личный (ученика) и
общественный интересы, требования стандарта и потребности познающего субъекта.
При
составлении контекстной задачи можно опираться на уже произошедшее событие или
предложить ситуацию, которая может произойти, а также желательно учитывать
актуальные проблемы современности (например, экология), интересные факты и
события, индивидуальные интересы учащихся.
Для
таких задач допустимы нестандартная формулировка и структура.
Важными
отличительными особенностями контекстных задач являются:
– значимость
(познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого
результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
– условие
задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для
разрешения которой необходимо использовать знания (из разных разделов основного
предмета – математики, из другого предмета или из жизни) на которые нет явного
указания в тексте задачи;
– информация
и данные в задаче могут быть представлены в различной форме
(рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует
распознавания объектов;
– указание
(явное или неявное) области применения результата, полученного при
решении задачи;
– по
структуре эти задачи – нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны
некоторые из ее компонентов;
–
наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи,
что приводит к объемной формулировке условия;
–
наличие нескольких способов решения (различная степень рациональности), причем
данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется
сконструировать.
Существуют
разные способы создания таких задач. Этот алгоритм мне предложили на кусах
повышения квалификации. Делюсь им.
1.
Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже
может быть известно.
2.
Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.
3.
Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых
знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте
для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся
приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?
4. Сформулируйте
ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой
проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже
заданного как бы от лица учеников.
5. Вспомните
или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или
действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно
значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в
новую тему.
6. Составьте
текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной
задачи.
7. Сформулируйте
задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих
ситуации действий.
8. Оцените
качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с
двух позиций:
–
во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной
теме урока;
–
во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа
на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.
Копилка контекстных задач
собирается по крупицам. Что может помочь при составлении контекстных задач?
Языковые игры, занимательные задания, уроки радионяни, или какой-то другой материал, но результат, как
правило, радует и учителя, и ученика.
Такие задачи можно
составлять по любому предмету, то есть этот опыт ценен не только для учителей
русского языка.
Во примеры таких
задач:
Класс: 7
Тема: Знаки
препинания при причастном обороте
Урок комплексного
применения новых знаний
Известно:
Причастный оборот
– синтаксическая конструкция, представляющая собой причастие с зависимыми
словами.
Причастия могут
иметь при себе группу слов, в целом обозначающих один признак предмета по
действию. Такую группу слов называют причастным оборотом и выделяют
интонационно при произношении и запятыми на письме.
Новое:
В русском языке
использование знаков препинания при причастном обороте зависит от его позиции
по отношению к определяемому слову в предложении.
Личная значимость: Зачем нужны
знаки препинания? Они выполняют в письменном тексте функции разделения и
выделения смысловых частей, а также указывают на отношения между элементами
текста, их завершенность, эмоциональную окраску. Знаки препинания делают текст
более четким и понятным при чтении.
Ситуация:
Один древний правитель
оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чащу
держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребует всего оставленного
отцом золота. Как быть? Не нарушать же завет отца? Исполнение воли отца привело
сыновей к спору.
Задача: Чем был вызван
спор сыновей? Что поможет выполнить волю отца? Найдите
такое решение, чтобы наследники не разорились.
Класс: 7
Тема.
Правописание не с причастиями
Урок комплексного
применения новых знаний
Известно: Причастия – особая
форма глагола, выражающая значение признака по действию. Поскольку причастия
имеют грамматические признаки глаголов и прилагательных, то при их написании
допускается немало ошибок.
Новое: В русском языке
выделяют слитное и раздельное написание не с причастиями. Особенности
употребления частицы не определяются формой причастия и наличием у него
зависимых слов.
Личная значимость: Осознание того,
что при выборе некоторых профессий нужно учитывать и свой уровень грамотности.
Желание получить профессию, требующую грамотность.
Ситуация:
После уроков Ксюшу пригласила к себе в гости одноклассница. В
квартире у Кати на самом видном месте лежал листок бумаги, на нем было
написано: «Мама! Я торопилась, собиралась в школу, поэтому кровать не
застеленная, посуда еще невымытая, пыль невытерта. Приду из школы, все будет
сделано. Катя». Ксюша прочла эту записку и возмутилась: «Катя, тебе нельзя идти
в журналисты!» Катя обиделась и не хочет даже разговаривать с Ксюшей.
Задача: А вы, ребята,
поняли, что именно возмутило Ксюшу? Объясните Кате, в чём причина такого
поведения Ксюши и что обижаться не надо.
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
- Сейчас обучается 124 человека из 40 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Контекстные задачи
задачи, целью решения которых является разрешение стандартной или нестандартной ситуации (предметной, межпредметной или практической по описанному в ней содержанию) посредством нахождения соответствующего способа решения с обязательным использованием математических знаний
-
2 слайд
Отличительные особенности контекстных задач
от стандартных математических
значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания (из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни) на которые нет явного указания в тексте задачи
информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов
указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи -
3 слайд
Примеры контекстных задач
-
4 слайд
Примеры контекстных задач
Плата за парковку машины на автостоянке начисляется следующим образом: за первый час берётся 20 р., а за каждый следующий час (полный или неполный)автовладелец платит 12 р. Заполните таблицу и запишите формулу, по которой можно вычислить плату за n часов.Сколько должен заплатить автовладелец за парковку, если он оставит автомобиль на стоянке на 20ч.40 мин.? На 10 суток?
(алгебра 9, Г.В. Дорофеев) -
5 слайд
Примеры контекстных задач
В среднем гражданин А. в дневное время расходует 120 кВт электроэнергии в месяц, а в ночное время — 185 кВт электроэнергии. Раньше у А. в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,40 руб. за кВт. Год назад А. установил двухтарифный счётчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,40 руб. за кВт, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,60 руб. за кВт.
В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы А. за этот период, если бы не поменялся счетчик? Ответ дайте в рублях.
(открытый банк заданий по математике ЕГЭ) -
6 слайд
Примеры контекстных задач
Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
(открытый банк заданий по математике ЕГЭ 2014) -
7 слайд
Принципы разработки контекстных задач
– задание должно иметь личностную значимость для ученика, поскольку рассматривает проблемы, которые могут возникать в обыденной жизни или связаны с будущей профессиональной деятельностью;
– контекст задачи не должен содержать подсказки, направленной на решение поставленной проблемы;
– задача может иметь несколько вариантов решения, из которых хотя бы один не отвечает условиям заданной ситуации;
– ситуация, описанная в задании, должна обеспечивать возможность комплексной проверки уровня подготовленности учащихся -
8 слайд
Метод интеллект-карт
Свойства интеллект – карт:
Наглядность
Привлекательность
Запоминаемость
Своевременность
Творчество
Возможность пересмотраПреимущества интеллект – карт перед другими методами:
экономия 50% времени на конспект
концентрация информации на важных моментах
визуально четкие ассоциации
улучшение запоминания -
9 слайд
Метод интеллект – карт можно использовать на разных типах и формах урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
подготовка проекта, презентации
конспектирование -
10 слайд
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями -
-
12 слайд
Делимость
на:
0и5
число оканчивается
02468
сумма цифр
: на 3
оканчивается на 0
сумма цифр
: на 3
* * * * * *
Делятся на 4
* * * * * *
одновременно
: на 2 и 3 -
13 слайд
Сколько осей
симметрии
имеет рисунок?
(провести) -
14 слайд
Множество
чисел
N
Z
R
Q
предметов
При счёте
1
2
3…
N +
+0
противоположные
обыкновенные дроби
Z +
Иррациональные
иррациональные
Q+ -
-
16 слайд
ПРОГРЕССИИ
Арифметическая
Геометическая
Определение:…
Определение:…
Пример…
Пример…
Формула n-ого члена…
Сумма…
Формула n-ого члена…
Сумма…
Среднее геометрическое…
Среднее арифметическое… -
-
-
19 слайд
Хороший проект должен:
иметь практическую ценность
предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении
быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения
предполагать возможность решения актуальных проблем
давать учащемуся возможность учиться в соответствии с его способностями
содействовать проявлению способностей учащихся при решении задач более широкого спектра
способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися» -
20 слайд
Темы проектов
«Старинные меры»
«Человек и координаты»
«Мир колеса»
«Ремонт в детском саду»
«Образовательный кредит»Преимущества технологии:
проекты позволяют ученику быть успешным;
высокая мотивация;
связь полученных знаний с реальной жизнью;
развитие научной пытливости;
лучшая закреплённость знаний;
воспитание настойчивости в достижении цели.Золотое сечение.ppt
Теория вероятностей.ppt -
21 слайд
Примеры здоровьесберегающей технологии
1. Упражнение выполняется стоя. Учитель произносит или показывает аналитическую запись функции. Школьники должны изобразить руками вид графика: например, при изучении параболы они могут изображать параболу с ветвями, направленными вверх или вниз. При изучении преобразований графиков параллельный перенос вверх показывают, вставая на цыпочки, вниз — приседая, влево и вправо — делая соответствующий поворот или шаг в нужную сторону. Растяжение и сжатие графика показывается разведением рук в стороны или сближением их
2. Предназначено для пальцев рук и является альтернативой пальчиковой гимнастике для начальных классов типа «мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Предлагается поставить руки ладошками к учителю. Учитель читает числа. Если они делятся на – 5, то школьники сжимают ладошки в кулак, если нет — держат ладошки раскрытыми
-
22 слайд
3. «Буратино» не более 3–4-х минут урока. Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал, как у Буратино, и, «обмакнув нос в чернильницу», написать, например, слово «параллелограмм». Кроме физического упражнения включается двигательная память, которая позволяет запомнить правописание математических терминов.
Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко
1.Вверх-вниз, влево – вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево – вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний.
4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей -
23 слайд
Мозговой штурм.docx
Обратный мозговой штурм.docx
Упражнения.docx
Принцип перехода в другое измерение.docx
Отрицание или взгляд со стороны.docx
Переход в надсистему.docx
Переход в подсистему.docx -
24 слайд
фрейм «Солнышко»
На лучиках весёлого солнышка напишите, чему вы сегодня на уроке научились, а на лучиках грустного – что вам осталось непонятно, что у вас не получилось, т.е. над чем вам ещё предстоит поработать.
-
25 слайд
Таким образом, современные образовательные технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решать стоящие перед образовательной организацией задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности
-
26 слайд
Спасибо за внимание
Краткое описание документа:
Задачи:
Предметные:
- Учить записывать краткое условие задачи;
- Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание
Метапредметные:
- Учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
- Развивать коммуникативные навыки при работе в парах
- Развивать навыки самооценки
Личностные:
- Помочь осознать личностное значение изучения темы
- Содействовать учащимся использовать научные методы познания
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач
- Проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики;
- Имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
- Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Планируют собственные действия по устранению пробелов в знаниях;
- Планируют собственную вычислительную деятельность
Коммуникативные:
- Учитывают разные мнения и интересы, представляют собственную позицию;
- Умеют аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности;
- Умеют осуществлять адекватную самооценку и принимать решение в ситуации выбора;
- Рассуждают, выбирая ключевые слова при составлении краткой записи условия задачи;
- Отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное;
- Участвуют в учебных играх, при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения
Познавательные:
- Выделяют существенное и несущественное в условии задачи;
- Составляют краткую запись условия задачи;
- Выбирают задания из вариативной части в соответствии с заданным условием;
- Решают логические задачи;
- Сопоставляют условие задачи с числовым выражением
Предметные результаты:
- Умеют составлять краткую запись к задаче, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, складывать и вычитать числа с переходом через десяток разными способами, сравнивать результаты вычислений, составлять выражение по условию задачи
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 175 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Математика 5класс: Решение задач на части
- Учебник: «Математика. Арифметика. Геометрия», Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др.
- Тема: Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях
- 18.04.2018
- 1002
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
-
Курс повышения квалификации «Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инженерная графика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»