Как составить контент анализ

Как сделать контент-анализ

Контент-анализ является одним из самых важных методов научной работы. Любая, более-менее серьезная научная работа всегда будет включать в себя этот метод. Успешное проведение контент-анализа гарантирует успешность всей научной работы в целом.

Как сделать контент-анализ

Вам понадобится

  • Источники исследования

Инструкция

Контент-анализ – один из самых продуктивных и недорогих методов. Он применяется в сфере политики, СМИ, науки, медицины, психологии. Благодаря ему получаются информативные результаты, которым присуща объективность.Контент-анализ это своего рода исследование различных материалов для определения собственного вывода. Это будет вывод о содержании какой-либо публикации, или ее статистика. По целям анализа выделяются два типа – количественный или качественный контент-анализ. Количественным анализом будет являться подсчет каких-либо данных по публикации, сбор статистики (количество слов, таблиц, фраз и других параметров текста). Качественным анализом будет являться подсчет каких-либо данных, фактов, важных для исследователя и его работы.

Любой контент-анализ состоит из 3 этапов:-определение объекта анализа;-количественный подсчет упоминаний об объекте исследования, выявление взаимозависимостей и связей;-интерпретация и оценка полученных данных, выявление перспектив исследования или изучаемого объекта.

Контент-анализ направлен на изучение очевидных материалов и на выявление действительного смысла в тексте. Помимо обычных вычислений активно используются сложные статистические приемы (например, корреляция).
Исследуя определенную проблему для анализа, следует выбирать работы не только какого-то конкретного автора. Следует находить другие источники по теме и проводить так же их анализ и применять сравнительный метод исследования.Также следует принимать во внимание то, что анализ опирается на суждения конкретного исследователя, потому не всегда можно говорить об объективности исследования. Чем больше исследователей, проводящих анализ одного источника, тем больше вероятность получения высокого уровня объективности исследования. Это благодаря тому, что в итоге больше людей приходит к консенсусу.

Обратите внимание

Для проведения контент-анализа самым важным является учет контекстуального содержимого объекта исследования.

Источники:

  • качественный контент анализ

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

тьюториал Александры Гончаровой и Александры Кейдия

что такое контент-анализ?

Если вкратце, контент-анализ (далее К-А) — это анализ формы и содержания текстов и информационных источников: их обработка, оценка и интерпретация. Он позволяет исследовать объекты, явления, процессы и свойства социальной реальности, которые представлены в этих текстах.

Анализировать можно любые источники информации, например, новости в СМИ на определённую тему, учебники, архивные документы, исследовательские интервью, программы политических партий, посты в социальных сетях и т. д.

Ваша задача — читая тексты, найти в них интересные и релевантные теме вашего исследования детали. Иногда контент-анализ позволяет понимать и контекст, иногда — учитывает только количественные показатели.

Чем больше изучаемая база материалов, тем меньше чувствительность к контексту. Это иногда пытаются наверстать за счёт лингвистических методов, когда соотносят между собой слова, имея в виду их морфологию, части речи, связь друг с другом на уровне языка. Например, можно выявлять сходные конструкции в статьях Википедии и делать на основе этого открытия об их содержании, даже не зная языка. Это сделали в своём исследовании Борис Орехов и Кирилл Решетников и обнаружили гонку в национальных Википедиях: горные и луговые марийцы состязались в том, у кого больше вики-раздел на национальном языке. Но мы будем говорить о более традиционном для социальных наук контент-анализе на примерах анализа СМИ.

Контент-анализ позволяет учитывать, в частности:

  • упоминание определённых элементов текста и частоту их упоминания;
  • обобщённые эмоциональные оценки (позитивный/негативный);
  • структуру текста (деление на предложения/абзацы, смысловое содержание — что именно упоминается, а что, возможно, нет);
  • динамику развития ситуаций (например, как изменяется освещение разными СМИ одного и того же события с течением времени).

Примеры исследовательских вопросов для К-А:

  • Как соотносятся, чем отличаются друг от друга материалы офлайн-газет и онлайн-СМИ или блогов при освещении темы мигрантов в Москве?

  • Как партия «Feminist Initiative» в Швеции включает различные социальные группы в проект феминистской политики? Что или кто конструируется как антагонист этой политики? (по материалам исследования)

  • Есть ли связь между половой принадлежностью пользователя MySpace и типами его самопрезентации (например, количеством текста в разделе «About me», в различных категориях «Interest», в невербальном поведении на фото в профиле)? (по материалам исследования)

как проводить контент-анализ?

Рассмотрим процесс контент-анализа на примере гипотетического исследования о том, как материалы СМИ представляют взаимодействие государства с другими акторами по вопросам технического обеспечения инфраструктуры интернета. Изначально мы не знаем, с кем государство взаимодействует, а также берём тяжеловесное и общее описание «технического обеспечения инфраструктуры интернета», чтобы на выходе получить понятный результат. Вопрос исследования будет: с кем и как государство взаимодействует, чтобы контролировать и создавать технологии, составляющие интернет?

С чего начинается анализ? В первую очередь, с подготовки базы данных и принятия решения о том, как мы будем её анализировать. Мы составляем план и собираем в единую систему то, что будем искать в источниках.

Как подготовить базу данных?

  • Сохранить все материалы в едином формате — особенно если это важно при работе с онлайн-контентом. Лучше всего скачать материалы так, чтобы не возвращаться к оригинальному сайту — чтобы нужная вам информация не потерялась из-за обновлений сайта. Единообразие должно заключаться в том, какие элементы текстов будут у вас в базах. Например, это могут быть полные тексты статей, с заголовками и лидами. Наконец, если вы, скажем, взялись за инстаграм, стоит определить: будете ли вы анализировать только картинки, или также подписи и хэштеги. Принимать такие решения всегда непросто, но нужно ориентироваться на задачу: сможете вы с помощью того или иного инструмента её решить или нет.
  • Понять, насколько большим будет ваш материал. Это поможет вам определиться с инструментом, увидеть, сможете вы его обработать вашу базу вручную или понадобятся компьютерные методы.
  • В любом случае, вам скорее всего пригодится таблица (для перечисления и структуризации элементов анализа) и текстовые документы. Нужно принять решение, будете вы работать в Office/Open Office или онлайновых редакторах вроде Google Docs. Последние удобны тем, что в них удобно работать коллективно. Но в них меньше возможности форматирования, чем в офлайновых офисных пакетах.

Затем нужно выделить категории анализа.

    Категории анализа — это исследовательские проблемы, идеи или темы. Такими категориями могут стать, например: упоминание в тексте, черты исследуемых явлений и характеристики самого текста (его объём, структура, эмоциональная окраска и т. п.).

    Например, основываясь на нашем исследовательском вопросе, можно выделить следующие категории:

    • упоминание государств как действующих лиц (акторов);
    • упоминание других акторов;
    • упоминание терминов, связанных с инфраструктурой интернета;
    • характеристика возможных действий акторов с интернетом.

    Далее выделим единицы анализа.

      Единица анализа — это та часть текста/источника, которая принадлежит к какой-либо выделенной вами категории.

      В зависимости от категории, единицы анализа могут быть разными, например:

      • термины, понятия, обозначения;
      • темы и инфоповоды, например: события в период блокировки Telegram;
      • имена значимых персон (или групп);
      • названия государств, компаний, организаций, территорий, социальных и культурных объектов;
      • общественные события, факты, социальные ситуации;
      • подтекст и оценка (Что пытаются донести авторы новостей и материалов до читателей? Имеется ли ещё что-либо кроме информирования, например, позитивная или негативная оценка явлений или действий значимых персон?).

      Можно не задавать единицы анализа заранее, а определить их в процессе работы с текстом. В таком случае вы можете отмечать те части в тексте, которые кажутся вам подходящими и релевантными интересующей вас теме. Это может быть, например:

      • то, что неоднократно повторяется в тексте;
      • то, что обращает на себя внимание, наводит на мысль, кажется удивительным;
      • то, что информант (или автор текста) отмечает как важное;
      • то, с чем вы уже сталкивались в ходе изучения вашей темы (в том числе связанное с теорией, определениями).

      Единицы анализа надо выбирать так, чтобы их было легко обнаружить. В категории должно быть больше одной единицы анализа, иначе в табличке все ячейки будут заполнены одинаково. Например, категория — упоминание государств, единица анализа — названия этих государств (Россия, США, Великобритания и т. п.)

      Единицы анализа иногда нужно не только найти, но и сосчитать. Для этого вводим единицу счёта. анализа должны быть легко обнаружимы. А одна категория не может характеризоваться одной единицей анализа: их должно быть столько, чтобы из них можно было выбирать.

      Единицы анализа важно не только найти, но и сосчитать. Для этого вводим единицу счёта.

      Единица счёта — это мера количества повторений, проявлений, упоминаний и т. п. интересующей нас части текста/источника. Такой единицей может быть слово, словосочетание, предложение, абзац, строка или статья.

      Например, для категории «упоминание государств» единицами анализа являются названия государств, единицами счёта — слова.

      В каких случаях единицей счёта может стать большой объём текста (например, абзац или статья)? Чаще всего, в ситуациях, когда вам нужно дать какую-то характеристику этому тексту (определить тип материала, эмоциональную окраску, отметить наличие или отсутствие каких-либо элементов и т. п.).

      Для удобства в дальнейшей работе единицам анализа можно присвоить свои коды — числовые или буквенные. Это может выглядеть так:

      Подготовка

      Прежде чем приступать к кодировке всего массива данных, нужно сделать пилотаж — пробную кодировку небольшого количества текстов. Так вы сможете проверить, не упустили ли вы чего-либо при составлении системы анализа — возможно, ваши категории или единицы анализа стоит дополнить. Еще делают так: два кодировщика кодируют один и тот же массив и потом оценивается процент совпадений. Обычно в публикациях в части методологии даже указывают этот процент, например 80%.

      Если вы кодируете вручную, проще всего составить таблицу, где в «шапке» столбцов будут перечислены все ваши единицы анализа, а строки будут соответствовать источникам (статьям, главам, параграфам и т. п.).

      Но можно делать это и не вручную.

      Какие программы могут пригодиться вам для контент-анализа?

      • Excel (а также родственные ей Numbers и Spreadsheets) — отличная базовая программа. С её помощью можно и кодировать, и анализировать полученные данные.
      • Обрабатывать данные можно в статистических программах, например, в SPSS.

      • Также можно пользоваться различными программами, созданными специально. Например: QDA Miner, CATPAC, Yoshikoder, TextAnalyst. Здесь можно почитать про них подробнее: http://content-analysis.ru/

      Пример кодировки нескольких статей одного СМИ (по схеме выше):

      Вот пример анализа одной из статей на тему взаимодействия государства и других акторов (стейкхолдеров) по вопросам техобеспечения интернета.

      Для наглядности разными цветами подчёркнуты единицы анализа разных категорий: упоминание государств, упоминание других акторов, интернет-термины, действия акторов по отношению к интернету.

      Кодировка интересующих нас категорий анализа в этой статье дала следующие результаты (единица счёта — слово):

      Можно заметить, что в нашем примере в некоторых случаях также хорошо подошло бы использование словосочетаний в качестве единиц счёта (чтобы лучше учитывать и понимать используемые термины и описываемые действия).

      Возможны два способа создания системы анализа (кодов и категорий):

      • в случае bottom-up кодирования вы находите коды и категории, релевантные вашим исследовательским задачам, формируете их список в ходе анализа текстов. Система анализа не задана заранее, а создаётся и дополняется, когда вы изучаете текст;
      • в случае top-down кодирования вы заранее формируете список кодов и категорий и сразу применяете его к текстам. Систему анализа также можно дополнять в ходе исследования, но она существует заранее.

      В ходе исследования вы занимаетесь поиском и изучением определённых концептов.

      Концепт «первого порядка» — это код: понятийное обозначение смысловых единиц, «ярлык», который объединяет одинаковые по сути слова и фрагменты. При этом коду необязательно быть коротким или числовым, как в количественном анализе. Им могут быть обобщающее слово, фраза или термин.

      Концепт «второго порядка» — это категория: обобщающее понятие, включающее в себя несколько кодов по одной тематике.

      Как соотносятся коды и категории? Коды отражают возможные варианты проявления какой-либо категории в анализируемом тексте. Категории, таким образом, состоят из кодов. В похожем отношении находятся категории и единицы анализа в количественном анализе.

      Например: категория — политические взгляды, коды — «либеральные», «консервативные» и т. п.

      что делать дальше?
      анализ полученных данных

      Можно сравнить данные количественно:

      • сколько раз упоминается объект?
      • какова динамика? например, увеличивается ли частота упоминаний со временем?

      Дальше можно перейти к выявлению связей между объектами:

      • связаны ли упоминания объектов? (например, встречаются ли вместе слова интернет и зависимость?)
      • есть ли решительные несовпадения между упоминаниями разных объектов? например, когда в один период времени объекты встречаются всегда вместе, а в другой — нет?

      зачем проводить контент-анализ?

      С помощью базовых приёмов контент-анализа из большого количества источников и крупных массивов текста можно извлечь связанные и структурированные понятия. Уже по этим первым извлечённым данным можно сделать некоторые выводы. Например, по количеству упоминаний можно судить о распространённости информации о событии. Если сравнить упоминания двух событий, мы поймём, какое из них популярней.

      Если идти глубже, можно понять общие закономерности высказываний: какие элементы текста используются вместе, а какие — никогда, какие имена и оценочные высказывания связаны друг с другом в материалах, которые вы изучаете.

      построенных на контент-анализе

      1. Media profiles of living and dead public intellectuals on the Internet and in traditional media (Danowski & Park, 2009)
      2. Campaign information as unmediated messages on candidate web sites(Druckman et al., 2010; Druckman, Kifer, & Parkin, 2010)
      3. New forum comments on TV and newspaper web sites (Hoffman, 2015)
      4. Nonverbal displays of self-presentation on MySpace (Kane et al., 2009)
      5. Facebook pages dedicated to moms (Kaufmann & Buckner, 2014)

      ещё тексты, откуда можно взять примеры исследовательских вопросов

      1. Filimonov, K., & Svensson, J. (2016). (re) Articulating Feminism. Nordicom Review, 37(2), 51-66. URL: http://www.nordicom.gu.se/sites/default/files/kapitel-pdf/10.1515_nor-2016-0017.pdf
      2. Filimonov, K., Russmann, U., & Svensson, J. (2016). Picturing the party: Instagram and party campaigning in the 2014 Swedish elections. Social Media+ Society, 2(3). URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/2056305116662179
      3. Paulussen, S., & D’heer, E. (2013). Using citizens for community journalism: Findings from a hyperlocal media project. Journalism Practice, 7(5), 588-603.

      что еще можно почитать о методологии контент-анализа?

      1. Neuendorf, Kimberly A. The content analysis guidebook / Kimberly A. Neuendorf, Cleveland State University, USA. Description: Los Angeles : SAGE, [2017]
      2. J. Hunsinger, M. Allen, & L. Klastrup (Eds.), The International Handbook of InternetResearch. Springer Verlag. / Web Content Analysis: Expanding the Paradigm Content Analysis of Online Discussion in an Applied Educational Psychology / Noriko Hara, Curtis J. Bonk, & Charoula Angeli, November 20, 1998
      3. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010..

      Добавил:

      Upload

      Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

      Вуз:

      Предмет:

      Файл:

      контент-анализ.doc

      Скачиваний:

      32

      Добавлен:

      12.03.2016

      Размер:

      104.45 Кб

      Скачать

      Методика проведения контент-анализа

      1. Первый этап в
        подготовке к применению методики
        контент-анализа имеет две составляющие.

        1. Формулируется
          социальная проблема
          ,
          к изучению которой приступает
          исследователь. Это может быть новое
          социальное явление, распространенность
          и характеристики которого неизвестны
          обществу и до сих пор не исследовались;
          это может быть и уже известное, но
          неизученное явление; это также может
          быть известное и изучавшееся ранее
          явление, но нуждающееся в повторном
          или дополнительном исследовании, так
          как изменились обстоятельства, требуется
          другая направленность исследования
          и т.д. На этом этапе описывается явление
          как проблема, т.е. имеющиеся противоречия
          между тем, как должно быть, и тем, что
          происходит в реальности, что приводит
          негативному влиянию на действительность,
          отношения и т.д. и вызывает
          неудовлетворенность субъектов,
          включенных в данную ситуацию или
          испытывающих на себе последствия
          нерешенности описываемой проблемы.
          Результатом описания проблемы должно
          стать определение категории анализа
          как емкое и лаконичное выражение
          социальной проблемы (категорию анализа
          условно можно характеризовать как
          тему исследования). В
          примере
          с
          палестино-израильским конфликтом
          категорией анализа выступает значимость
          мирного урегулирования для сторон,
          участвующих в данном конфликте.

        2. Определяется
          совокупность
          сообщений
          ,
          которая будет изучаться. Совокупность
          выделяется с помощью набора критериев,
          которым должно соответствовать каждое
          сообщение. Среди используемых критериев
          чаще
          всего встречаются:

          1. тип сообщения
            (например, при изучении значимости
            мирного урегулирования палестино-израильского
            конфликта это могут быть интервью в
            газетах или на телевидении, официальные
            заявления, сделанные представителями
            сторон – участников конфликта, тексты
            законов или других нормативных актов
            и т.д.);

          2. автор сообщения
            (например, выступление палестинского
            лидера на заседании правительства,
            информация пресс-секретаря А.Шарона,
            официальное заявление партии или
            парламентской группы, выступление
            экспертов-аналитиков и т.д.);

          3. время сообщения
            – изучаемый временной период, в течение
            которого делались сообщения (за 2004
            год или за период с 1949 по 2004 года и
            т.д.).

      1. На втором этапе
        проводится конструирование категориальной
        сетки или классификация, группировка
        семантического пространства категории
        анализа. Для этого необходимо определить
        единицу анализа, единицу счета и единицу
        контекста.

        1. Единица
          анализа
          – это признак сообщения
          или отдельный фрагмент текста, который
          необходимо изучить Единица анализа
          должна соответствовать ряду требований:
          она должна быть достаточно большой,
          чтобы выражать определенное смысловое
          значение; достаточно малой, чтобы не
          выражать множество значений; свободно
          идентифицироваться (иметь четкие
          границы). Выделяют две разновидности
          единиц анализа:

          1. Единицей анализа
            может выступать признак материала,
            который характеризует его в целом. К
            таким признакам можно отнести
            оперативность как период времени, в
            течение которого событие выступает
            информационным поводом (как быстро
            информация о происшедшем событии
            появляется в СМИ); функциональную
            принадлежность материала (например,
            информационная, развлекательная,
            учебная, утилитарная и др.); источник
            информации (пресс-служба, неопределенный
            источник, например, из источников в …
            нам стало известно; определенная
            персона и т.д.).

          2. Единицей анализа
            может выступать отдельный фрагмент
            текста
            : слово, словосочетание,
            персонаж, суждение, абзац или нечетко
            фиксируемый отрезок текста, совпадающий
            с определенной темой.

      Слово. Пример 1.В исследовании телемостов СССР – США
      категорией анализа выступала «степень
      объединительных тенденций у участников
      телемостов». Данная категория анализа
      выражалась в единице анализа – слове
      «мы», которое могло употребляться в
      четырех ипостасях: «мы» – американский
      и советский народ в совокупности;
      американские и советские участники
      телемоста в совокупности; только
      американский или только советский
      народ; только американские или только
      советские участники телемоста.

      Суждение. Пример
      2.
      В исследовании отношения экспертов
      к политике привлечения прямы иностранных
      инвестиций в экономику России (категория
      анализа) в качестве единицы анализа
      выступали положительные и отрицательные
      суждения о теоретических и фактических
      последствиях привлечения прямых
      иностранных инвестиций в экономику
      России.

      Нечетко фиксируемый
      фрагмент текста. Пример 3.При
      исследовании телемоста «Ленинград –
      Сиетл» с участием советской и американской
      аудиторий в качестве категории анализа
      выступало отношение (оценка), проявляющееся
      в задаваемых вопросах и поступающих
      ответах. Единицей анализа был избран
      фрагмент текста, в котором вопросу
      предшествовала или не предшествовала
      негативная информация о стране-адресате.

        1. Определяется
          единица счета– количественный
          показатель фиксации единицы анализа.
          В качестве единицы счета могут выступать:

      • общее количество
        упоминаний
        каждого слова из выделенных
        единиц анализа (в примере 1 единицей
        счета выступает местоимение «мы» по
        каждой смысловой нагрузке из 4 единиц
        анализа). В качестве слова как единицы
        счета может выступать и фамилия
        персонажа, например, как часто в своих
        выступлениях определенный политик
        будет ссылаться на Президента Путина
        В.В. (слово – Путин или президент);

      • количество
        предложений, абзацев, к
        оторые содержат
        единицу анализа – словосочетание,
        суждение или комплексный признак
        материала (в примере 2 единицей счета
        выступали предложения, где отражалось
        позитивное или негативное отношение
        к привлечению прямых инвестиций);

      • число материалов(статей, заметок, номеров журналов и
        др.), в которых хотя бы раз встречалась
        единица анализа (например, при проведении
        контент-анализа значимости мирного
        урегулирования палестино-израильского
        конфликта единицей счета может выступить
        статья-интервью или телевизионное
        выступление официальных представителей
        Израиля и Палестинской автономии);

      • сумма законченных
        «оформленных» площадей
        с нужной
        единицей анализа (в сантиметрах,
        дециметрах, минутах и т.д.).Пример 4.В исследовании использования
        художественных фильмов в качестве
        рекламы товаров (модели автомобиля,
        марка пива и др.) в качестве единицы
        анализа выступили слова и словосочетания
        – названия товаров, а единицей счета
        – количество секунд, в течение которых
        на экране демонстрировался данный
        товар.

        1. Единица
          контекста
          (абзац, статья, заметка,
          объявление и т.д.)- отдельный фрагмент
          текста, оказывающий смысловое влияние
          на восприятие категории анализа.Пример
          5
          . При анализе восприятия имиджевых
          материалов о проведении «Дня города»
          в качестве единицы контекста
          использовались заметки, которые могли
          препятствовать формированию позитивного
          имиджа города (например, о мусоре в
          оврагах рядом с частным сектором,
          который не вывозиться больше года) и
          способствовать формированию позитивного
          имиджа города (заметка о победе команды
          по волейболу во всероссийских
          соревнованиях).

      1. Третий этап
        применения методики контент-анализа
        предусматривает непосредственно саму
        процедуру
        подсчета
        или
        квантификацию текстового материала.
        Кроме обычной процедуры подсчета
        (определение в абсолютных величинах
        или % и т.д.) существуют и специальные,
        например, коэффициент Яниса, предназначенный
        для определения соотношения между
        благоприятными и неблагоприятными
        оценками, суждениями. Используются и
        современными автоматизированные
        программы для проведения контент-анализа.
        В качестве примера можно привести
        автоматическую систему Oasis,
        которая
        используется для поиска оперативной
        информации среди огромного количества
        страниц документов, в радио- и телепередачах
        на различных языках. При помощи такой
        системы поиск ведется как по
        систематизированным источникам, так
        и по случайным; объектами поиска являются
        тексты в печатных и электронных изданиях,
        графические изображения, аудиоинформация
        на 35 языках. При сортировке информации
        система распознает человеческую речь
        и превращает ее в текст. При этом
        технология позволяет отделять мужские
        голоса от женских, а также голоса,
        принадлежащие разным людям.

      2. Четвертый этап
        состоит в содержательной
        интерпретации результатов
        .
        Он заключается в выявлении и оценке
        таких характеристик текстового
        материала, которые позволяют определить
        намерения авторов текста в отношении
        адресатов, особенности влияния текстов
        на их потребителей и т.д. Существуют
        следующие способы интерпретации
        количественных результатов, полученных
        в ходе проведения контент-анализа:

        1. Сравнение
          характеристик текстов разных каналов

          (например, газет федерального,
          регионального и муниципального уровней
          или разных телевизионных каналов: ОРТ,
          РТР, НТВ). Такой подход к интерпретации
          результатов позволяет в том числе и
          сделать выводы о редакционной политике
          исследуемых средств массовой информации.

      Пример 6.
      В США проводилось исследование специфики
      рекламы, транслируемой по трем коммерческим
      телесетям: ABC,
      NBC, CBS. Были
      проанализированы все рекламные ролики,
      демонстрировавшиеся в течение недели,
      что составило 653 рекламных сообщения.
      Анализ содержания этих сообщений
      проводился по ряду характеристик, в том
      числе и определение приоритетных
      рекламируемых товаров и услуг, что
      демонстрирует возможности интерпретации
      результатов контент-анализа при сравнении
      характеристик текстов разных каналов.

      Таблица 1

      Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #

      Здравствуйте, уважаемые читатели блога о контент-анализе!

      Сегодня микропост — очень общий, но для начинающих может оказаться полезным. Да и в принципе — алгоритм работы  проведения контент-анализа стоит любому исследователю всегда держать в голове (это перевод небольшой статьи о контент-анализе).

      Сам алгоритм следующий:

      ca

      Шаг 1. Определите исследовательские задачи. Контент-анализ может быть очень времязатратной процедурой, включающей в себя чтение и перечитывание больших объемов текстов (или других материалов). Понимание того, чего вы хотите достигнуть в ходе исследования, поможет вам сфокусироваться на решении именно этих — актуальных задач. Например, вы планируете сравнить объемы публикуемых материалов о нескольких кандидатах в президенты в канун выборов.

      Шаг 2. Определите выборку, с которой будете проводить работу. Это тот массив материала, который вы будете читать и перечитывать, сокращать и приводить в формат более удобный для анализа в частности посредством метода категоризации. Например, это могут быть все публикации за месяц в 10 ведущих федеральных СМИ.

      Шаг 3. Прочтите часть материалов входящих в вашу выборку. Перед началом качественного или количественного анализа данных важно предварительно ознакомиться с данными в общем, определить их пригодность для дальнейшего анализа. Контент-анализ не является исключением.

      Шаг 4. Определите единицы анализа и систему категорий. Единицами анализа могут быть отдельные слова, предложения, абзацы, целые статьи. Например, единицами анализа могут быть специфические слова, которые в нашем примере с кандидатами отражают негативную или позитивную тональность. Безусловно, для такой работы может потребоваться специализированный словарь слов и выражений, показывающих тональность описания объекта. В данном случае категориальный аппарат представляет собой группы схожих слов и/или выражений для тональностей (или, например, для каких-либо тематик).

      Шаг 5. Закодируйте тексты вашего массива, выделяя графически или иным способом слова из вашего словаря и категории, их включающие. Удобно будет использовать разные цвета для маркирования каждой из категорий. Достаточно важно сделать процесс кодирования максимально удобным для вас, так как он может показаться весьма утомительным. Лучше использовать специализированный софт для этой работы. На блоге описаны различные программы для кодирования и интерпретации контента (посмотрите в сайдбаре справа ссылки на программное обеспечение).

      Как уже было сказано, возможно, вам потребуется прочитать тексты более одного раза, чтобы обнаружить всю актуальную лексику и маркировать ее. Далее нужно подсчитать встречаемость лексики из каждой категории, используемого вами категориального аппарата.

      Шаг 6. Последний этап — интерпретация выявленных частотных распределений представленности категорий и отдельных кодов. Контент-анализ материалов может быть качественным и/или количественным. В зависимости от ваших задач можете прибегнуть к одному из этих подходов или к обоим сразу в рамках интерпретации результатов. На блоге они описаны достаточно подробно.

      Спасибо! Успехов в проведении ваших исследований методом контент-анализа

      Print Friendly, PDF & Email

      Что такое контент-анализ в курсовой работе

      Контент-анализ – это формализованный метод, заключающийся в выявлении с помощью строгих процедур в изучаемой информации количественных показателей и их статистической обработке.

      Контент-анализ − это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик. Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта.

      Существуют определенные принципы контент-анализа:

      • объективность, т. е. проводимый анализ должен подчиняться ясным и точным правилам;
      • систематичность, т. е. содержание анализируемого материала должно быть упорядочено и интегрировано в категориях;
      • измеримость, т. е. возможность подсчета частоты встречаемости значимых элементов.

      В практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как будут сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа, т. е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

      Для чего нужен контент-анализ

      Контент-анализ широко применяется не только в научных исследованиях, но и в курсовых, выпускных квалификационных работах. Это обусловлено тем, что данный метод можно использовать как с количественными, так и с качественными данными. Корректное использование контент-анализа позволяет получить объективные результаты исследования.

      В первую очередь, контент-анализ благодаря возможности применения современных компьютерных технологий для подсчета данных, позволяет получить интересные и содержательные выводы об изучаемых явлениях и процессах.

      Виды контент-анализа

      Структурный контент-анализ предполагает исследование того, каким образом проводится исследование.

      Количественный контент-анализ направлен на числовую фиксацию определенных показателей, значимых для исследования.

      Качественный контент-анализ ориентируется не на количественное измерение, а учитывает соотношение количественных и качественных показателей, роль предварительных гипотез сведена до минимума, результат анализа заранее неизвестен.

      Когда актуально использовать метод контент-анализа

      Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования и параллельного, т. е. в сочетании с другими методами, а также вспомогательного или контрольного.

      Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения в печати, на радио, телевидении, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т. д., а также данные из свободных интервью и открытых анкет.

      Считается, что с помощью этого метода можно более объективно исследовать происходящие явления и процессы.

      Плюсы и минусы метода

      Плюсы контент-анализа:

      • отсутствие влияния исследователя на изучаемый объект;
      • надежность получения данных;
      • последовательная и систематическая регистрация данных;
      • воспроизводимость процедур;
      • возможность перепроверки;
      • возможность изучения в историческом контексте;
      • возможность прогнозирования;
      • применение как самостоятельно, так и с другими методами.

      Минусы контент-анализа:

    • сложность процедуры;
    • отсутствие необходимых показателей;
    • субъективизм информации;
    • ограниченность формализованного анализа;
    • интерпретация в зависимости от определенной теоретической концепции.
    • Как оформить метод контент-анализа курсовой работе

      Контент-анализ, как и любое количественное исследование, начинается с качественного анализа исследуемой социальной ситуации – с теоретического анализа. И на стадии интерпретации результатов количественное исследование завершается написанием качественного описания выявленных связей и закономерностей.

      Метод контент-анализа в курсовой работе обычно оформляют в практической части, в рамках описания эксперимента.

      Пример оформления контент-анализа в курсовой работе

      Рисунок 1. Пример оформления контент-анализа в курсовой работе

      Ответы на вопросы

      Каковы ключевые принципы метода контент-анализа

      Объективность, систематичность и измеримость.

      Какие возможности дает применение контент-анализа в курсовой работе?

      Контент-анализ благодаря возможности применения современных компьютерных технологий для подсчета данных, позволяет получить интересные и содержательные выводы об изучаемых явлениях и процессах..

      Каким образом можно использовать метод контент-анализа?

      Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования и параллельного, т.е. в сочетании с другими методами, а также вспомогательного или контрольного.

      Добавить комментарий