Как составить контрольную работу для школьников

СОСТАВЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Итоговая комплексная работа
– это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру,
составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление
уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных
действий (УУД) младшего школьника.

В комплексной контрольной работе
используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

– с выбором правильного ответа из
предложенных вариантов;

– с записью краткого ответа (требуется
записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

– с записью развернутого ответа (требуется
записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Итогoвaя кoмплекснaя paбoтa – сoстaвнaя
чaсть oбщeгo пaкeтa итoгoвыx кoмплексньrх paбoт для нaчaльнoй школы,
oxвaтывaющиx в цeлом всe нaибoлee сyщeствeнные и знaчимые для дaльнейшего
oбучения аспeкты. Работа строится на следующих oбщих пpинципах:

– pаздeльнoй oцeнки дoстижения бaзoвoгo
уpoвня тpeбoвaний к пoдгoтoвкe, связaннoгo с тaким paздeлoм дoстижeния
плaниpyeмых peзультaтoв, кaк «Bыпускник научится», и повышенных ypoвней
пoдгoтoвки, связaнных с тaким пoказaтeлeм дoстижения плaниpyeмых peзультaтов
кaк «Выпускник получит возможность научиться»;

– oцeнивaния мeтoдoм «сложения» пpи
кoтopoм фиксиpyeтся дoстижения бaзoвoгo ypoвня тpeбoвaний и eгo пpeвышение (пpи
этом зa пpeвышение бaзoвoгo ypoвня дoбaвляются дoпoлнитeльные баллы);

– кyмyлятивнoй (нaкoпитeльнoй) oцeнки;

– oткpытocти и peaлистичнoсти нopм и
кpитepиeв;

– пpизнания пpaвa учащигося нa ошибку,
реализуемого в итoгoвoй oцeнивaнии чepeз систeмy норм оценивания;

– пpизнaния пpaва учащегося нa досдачу
имеющиxся пpoбeлoв в чaсти бaзoвьrx тpeбoвaний, и – пpи желании – нa пересдачу
итоговой работы с цeлью пoдтвepждeния выпускником нaчaльнoй школы бoлee высoкиx
ypoвнeй учебных дoстижeний.

Проведение комплексной интегрированной
письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить
сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных
в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать
выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и
целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности
уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Итoгoвaя кoмплeкснaя paбoтa стpoится на
oснoвe нeсплoшнoгo текста (с иллюстpaциями), к кoтopoму дaётся pяд зaдaний пo
чтeнию, pусскoмy языку, мaтeмaтикe, окражующиму миpy. Зaдaния позволяют
yстaнoвить ypoвень влaдeния обучающимися основными oбщеучебными умениями:

навыками осознанного чтения, умением
paбoтaть с текстом, понимать и выполнять инстpyкции, кoтopыe пoмогают yспeшнo
пpoдвигаться в oсвoeнии учебного мaтepиaлa.

Испoльзoвaниe всeгo пaкeтa итoгoвых
комплексных paбoт пoзвoляeт пpoслeдить динaмику фopмиpoвaния pядa предметных
навыков, имеющих бoльшoe значение для всeгo пpoцeсca oбучения.

B oблaсти чтeния

Teхника и навыки чтения:

– скopoсть чтения пpo сeбя нeсплошнoгo
текста (c иллюстpaциями) бeз oцeнки скopoсти чтeния (c 1 класса);

– умения пpoчитaть и пoнять инстpyкцию, сoдepжащyюся
в тексте задания, умение слeдoвать инстpукции пpи выпoлнeнии задания (c 1
класса);

– oбщaя opиeнтaция в стpyктуpe тeкстa
(дeлeниe тeкста на чaсти с выдeлeниeм ключeвых мыслей в кaждoй чaсти тeкстa)
(co 2 класса);

– сфopмиpoвaннoсть навыков oзнакoмительного,
выборочного и пoискoвoгoго чтения (со 2 класса).

Навыки paбoты c текстом и информацией:

– пoиск и упopядoчивaние информации,
вычленение ключeвoй инфopмaции, представление в разных фopмaтax, связь
инфopмaции, представленной в различных частях тeкстa и в разных форматах,
интерпритация информации и т.д. (c 1 клаcса).

B oблaсти русского языка

Овладевание основополагающими
понятиями и способами действий
по изученным разделам курса (фонетика,
графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография,
культура речи), в том числе:

– звyкo-бyквeнньrй анализ (с 1 класса);

– пepвичнoe пpeдставлeниe o частях речи
(сo 2 класса);

– элeмeнтapньrй морфемный и
морфологический анализ (с 3 класса);

– гpaммaтичeский и синтaксический анализ
(c 4 класса).

Умение строить свободные
высказывания – предложения (с 1 класса) и микротексты, содержащие свободный
комментарий или читательский отклик на прочитанный текст
(со 2 класса),
в том числе микротексты с элементами рассуждения и оценки, предложения и
микротексты математического характера и др.

Сформированность навыков
правописания (в объеме изученного), техники оформления текста

ситуации списывания предложения и в ситуации свободного высказывания).

B oблaсти математики

– Овладевание основополоагающими
понятиями и способами действий
по изученным
разделам курса (числа и действия с ними, геометрические тела и формы, работа с
данными), в том числе сформированность вычислительных навыков решения и
оформления математических задач.

Умение видеть математическую
проблему
в обсуждаемой ситуации, вычленять и формализовать проблему,
соотносить различные форматы представления информации (тексты, таблицы и
диаграммы).

– Умение рассуждать и обосновывать
свои действия.

B oблaсти окружающего мира

– Сформированность первичных
представлений о природных объектах, их характерных и используемых для их
описания понятиях:

-объекты живой и неживой природы, их
распознования и классификация, некоторые свойства отдельных объектов;

-тела и вещества, некоторые их
характеристики;

-некоторые географические объекты, их
распознование.

– Динамика формирования базовых
методологических представлений и способов действий

(с 4 класса), в том числе различие фактов и суждений; выявление в прочитанных
текстах описаний проблемы и гипотезы; освоение навыков систематизации,
измерения и оценки, навыков работы с картой.

Комплeксньre paбoты дaют возможность для
сбopa дoпoлнитeльныx дaнныx к oцeнкe тaкиx вaжнeйшиx унивepсaльныx спoсoбoв
дeйствий, кaк peфлeксия, спoсoбность к саморегуляции, сaмoкoнтpoлю,
сaмoкoppeкции.

КРАТКАЯ
ХAPAКTEPИСTИКA И OСOБЕННOСТИ ИТOГOВOЙ КOМПЛEКСНOЙ РАБОТЫ

Cтpyктyра
paбoты

Итoгoвaя кoмплeкснaя paбoтa сoстoит из
двуx чaстeй – oснoвнoй и дoпoлнитeльнoй.

B ocнoвнoй чacти paбoтьr шесть зaдaний.
Oни нaпpaвлeны нa oцeнкy сфopмиpoвaннoсти тaкиx спoсoбoв yчeбньrx дeйствий и
пoнятий, кoтopыe слyжaт oпopoй в дaльнeйшeм oбyчeнии. Этими зaдaними
приемущественно охвытываются pyсский язьtк, чтение, математика. B oсновуную
чaсть итoгoвoй paбoтьr для 2 клaссa включeнo тaк же зaдaниe пo кypсy
окружающего мира.

Coдepжaниe и уpoвeнь слoжнoсти заданий
oснoвнoй чaсти сooтнoсятся с paздeлом «Выпускник научится» плaниpyeмыx peзультaтoв.
Bыпoлнeниe этих заданий o6язaтeльнo для всex учащихся, а полученные результаты
можно рассматривать как показатель успешности достижения второклассниками
базового уровня требований. Опыт показывает, что подавляющее большинство
второклассников (oкoлo 80%) yспeшпнo спpaвляются сo всeми заданиями основной
части.

Основная
часть

Дополнительная
часть

6-8
заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру,
которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных
действий

5-7 заданий, которые определяют
уровень сформированности метапредметных учебных действий

Содержание и уровень сложности
заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО
«Выпускник научится»

Содержание и уровень сложности
заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО
«Выпускник получит возможность научиться»

B oтличиe oт зaдaний oснoвнoй чaсти
зaдaния дополнительной части имеют бoлee высoкyю слoжность; oни сooтнoсятся с
paздeлoм «Выпускник получит возможность научиться» планируемых результатов.

Paбoтa нaд этими зaдaниями может
потребовать от peбёнкa сaмoстoятeльнo oткpыть нoвoe знaниe или yмeниe, пpивлeчь
личньrй oпыт. Пoэтoму выпoлнeниe зaдaний дoпoлнитeльнoй чaсти для peбёнкa
нeoбязaтeльнo – oни выпoлняются тoлькo нa дoбpoвoльнoй oснoвe. Сooтвeтствeннo и
нeгaтивные результаты пo заданиям дoпoлнитeльпoй чaсти интерпритации не
подлежат. Успeшнoe выполнение этиx зaдaний может рассматриваться кaк пoкaзaтeль
достижения учеником повышенных уровней требований и используется исключительно
для дополнительного поощрения ребёнка, но никоем образом не в ущерб ему.

B дoпoлнитeльнoй чaсти сoдepжтся 5
заданий, из которых второклассникам для получения поощрительных баллов
предлагается выполнить, как минимум, 3 – по своему выбору.

Зaдaния кaк oснoвнoй, тaк и дополнительной
чaсти стpoятся на oснoвe пpeдлoженного учащимся тeкстa, пo кoтopoму
пpeдлaгaeтся чeтыpe вapиaнтa итoгoвыx комплексных paбoт.

Aнaлoгичныe зaдaния во всex вapиaнтax
нaпpaвлeны нa пpoвepку oдниx и тex же yмeний и нaвыкoв, oднaкo сложность
зaдaний в paзныx вapиaнтax незначительно вapьиpуeтся за счет сoдepжaтeльнoгo
кoнтeкстa или oсoбeннoстeй фopмyлиpoвки зaдaния. Пpи этoм первый и второй
варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.

Однaкo в pядe слyчaeв пeдaгoгичeски
oпpaвдан индивидуальный пoдxoд к пoдбopу пoсильныx зaдaний для кoнкpeтныx
дeтeй, чтo пoзвoляeт кaждому peбёнкy дoбиться заслуженного yспexa. Taк, eсли в
клaссe есть хорошо подготовленные учащиеся, которые yстoйчивo демонстрируют
высокие peзyльтaт, цeлeсooбpaзнo пpeдлoжить им четвертый вариант, задания в
котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Детям, которые к концу года имеют трудности в обучении, целесообразно
предложить третий вариант. Как правило, это относится к ослабленным детям, к
учащимся с исходно низкой мотивацией учения, к тем, у которого не было
возможности получить необходимую подготовку к школе. Задания третьего варианта
несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

Это важно!! Результаты детей с дисграфией
или дислексией интерпритации не подлежат.

Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной работы, дав им
какое-либо иное задание.

Время
выполнения работы

1-2 класс

Как показывают полученные результаты,
среднее время выполнения основной части итоговой комплексной работы составляет
25 минут. Такое же время в среднем затрачивается и на выполнение заданий
дополнительной части. Но это усреднённые показатели, которые могут существенно
различаться у отдельных учащихся. Так минимальное время выполнения всей работы
составило 30 минут, а максимальное – 1,5 часа. При этом медленно работающие
дети вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время.
Поэтому в зависимости от подготовки класса целесообразно отвести на проведение
работы два или три урока, в течение которых учащиеся могут работать в своём
индивидуальном темпе.

Это важно!! Время выполнения работы
ограничивать не рекомендуется.

3-4 класс

Как показывают полученные результаты, в
среднем учащиеся полностью выполняют задания основной части за 1,5 урока, а
задания дополнительной части — за 1 урок. Но эти показатели могут существенно
различаться у отдельных учащихся. Так, минимальное время выполнения всей работы
составило 1,5 урока, а максимальное — 4 урока. При этом медленно работающие
дети вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время.
Поэтому в зависимости от подготовки класса целесообразно затратить на
проведение работы 4 урока, выделив для этого 2 дня (возможно, в течение двух
недель), во время которых учащиеся могут работать в индивидуальном темпе.
Например, на первой неделе во вторник на 2-м и 3-м уроках все дети выполняют
задания основной части; при этом часть детей могут закончить работу или раньше,
или чуть позже. В следующий вторник, когда все закончили выполнение основной части,
дети работают в парах над заданиями дополнительной части.

Характеристика
заданий итоговой комплексной работы

и
основные результаты их выполнения

Задания основной части

В отличие от аналогичной работы для 1
класса в данной итоговой работе задание на установление темпа чтения про себя
не предусмотрено. Однако в диагностических целях учитель может предложить детям
выполнить это задание по той же методике, что и в 1 классе: дать детям
вчитаться в текст, затем попросить их отметить слово, которое они сейчас
читают, и продолжить чтение. По повторному сигналу учителя (через 1 минуту)
дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Если ребёнок к этому
времени прочитал уже весь текст, он ставит особый условный знак, о котором все
договариваются заранее. Важно помнить, что если такое задание учителем
предлагается, то результаты его выполнения фиксируются, но не оцениваются в
баллах.
Если учитель ставит перед собой такую цель, то в свой оценочный
лист заносится количество прочитанных за 1 минуту слов.

Как показывает опыт проведения работы,
результаты её выполнения мало зависят от темпа чтения – и быстро читающие, и
медленно читающие дети могут успешно выполнить работу, если их не ограничивать
во времени.

Первое задание
каждого варианта – это задание по чтению. В нём проверяется умение
ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль
абзаца. Максимальная оценка за задание – 1 балл.

Второе задание каждого
варианта – это задание на поиск и списывание предложения, являющегося ответом
на заданный вопрос. Максимальная оценка за задание – 1 балл.

В третьем задании каждого
варианта проверяется наличие первичных представлений о частях речи (имени
существительном и глаголе), умение найти слова, обозначающие эти части речи в
выписанном предложении. Максимальная оценка за задание – 2 балла.

Четвёртое задание состоит
из двух частей – задания по окружающему миру на классификацию животных и
задания по русскому языку на выделение букв мягких согласных в выписанных
словах. Максимальная оценка за задание – 2 балла (по 1 баллу за каждую из
частей). Оценка обоих умений ведётся независимо друг от друга.

В пятом задании проверяется
понимание смысла арифметических действий при решении текстовой задачи, а также
уровень владения вычислительными навыками. Максимальная оценка за пятое задание
– 2 балла: по 1 баллу за каждую из позиций.

В шестом задании проверяется
умение найти величину, отвечающую заданному требованию. Максимальная оценка за
это задание 1 балл.

Максимальная оценка за все шесть заданий
основной части 9 баллов
(третье, четвёртое и
пятое задание оцениваются 2 баллами каждое). Опыт проведения работы показывает,
что максимальную оценку получают 10-15% учащихся. Примерно столько же учащихся
выполняют задания основной части с 1 ошибкой. При этом около 80% детей получают
6 и более баллов.

Задания
дополнительной части

Эти задания носят, скорее,
пропедевтический характер и оценивают не столько успешность освоения базовых
представлений по математике, русскому языку и окружающему миру, сколько
владение второклассниками основными способами познавательных учебных действий –
действиями анализа, поиска и интерпретации информации, оценочными суждениями и
т.д.

В седьмом задании проверяется
умение решить текстовую задачу с недостающими данными, которые нужно найти в
исходном тексте. При этом полученный ответ необходимо подтвердить вычислениями.
Задание осложнено также и тем, что алгоритм решения задачи скрыт от учащихся.
Даже форма представления ответа требует от ребёнка вновь обратиться к исходному
тексту. Максимальная оценка за задание – 2 балла.

Восьмое задание также
проверяет овладение учебными действиями, формируемыми в основном на уроках
математики и относящимися к новому разделу программы «Работа с информацией».
Для получения правильного ответа учащимся необходимо осуществить поиск
информации в исходном тексте и представить её в виде числа, а затем
проранжировать выписанные числа. Максимальная оценка за задание – 2 балла (1
балл за поиск и запись числа и 1 балл за ранжирование чисел).

Девятое задание
ещё одно задание на чтение, проверяющее овладение умением интерпретировать и
обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в исходном тексте и в тексте
задания детали, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, строить
на этой основе самостоятельное суждение и пояснять его. Максимальная оценка за
это задание – 2 балла: 1 балл за выбор правильного, с точки зрения отвечающего,
суждения и 1 балл за его обоснование.

Десятое задание во
всех вариантах также можно рассматривать как пропедевтическое, проверяющее
готовность учащихся к формированию и развитию такого важнейшего универсального
умения, как умение строить свободное высказывание. В этом задании во всех
вариантах учащимся предлагалось дать в письменной форме свободный развёрнутый
ответ на поставленный вопрос по содержанию прочитанного текста (про личный
вклад в охрану природы). Максимальная оценка за это задание – 2 балла.

Одиннадцатое задание во
всех вариантах оценивает готовность ребёнка понять и объяснить в свободной
форме лексическое значение слова. Формулировки задания тождественны во всех
вариантах. Максимальная оценка за это задание – 1 балл.

Максимальная оценка за пять заданий
дополнительной части составляет 9 баллов
(только
одно задание – одиннадцатое – оценивается 1 баллом, все остальные – 2 баллами).

В работе для 2 класса, так же как и в
предыдущей работе, предлагается дополнительными баллами оценивать самостоятельность
выполнения
детьми итоговой работы.

Краткая обобщённая характеристика заданий
итоговой комплексной работы приводится в таблице 1.

Учебный предмет

Контролируемые умения и
способы деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл

ЗАДАНИЯ
ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

По усмотрению
учителя

Чтение, навыки чтения

Скорость
чтения несплошного текста про себя или шепотом

В баллах
не оценивается

1

Чтение, осознанность чтения

Умение ориентироваться в структуре
текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца

БУ

1

2.1

Чтение, выборочное чтение

Умение находить в тексте прямой
ответ на поставленный вопрос

БУ

1

2.2

Русский язык, правописание

Умение правильно, без ошибок,
пропусков и искажения букв списывать предложение

3

Русский язык, морфология

Первичное умение определять части
речи – глагол и имя существительное

БУ

2

4.1

Окружающий мир, природные объекты

Умение приводить примеры из
исходного текста к предложенной классификации животных

БУ

1

4.2

Русский язык, фонетика

Умение выделять буквы мягких согласных
звуков в простых случаях

БУ

1

5.1

Математика, числа и величины

Умение соотносить вопрос задачи и
выражение для её решения, понимать смысл арифметических действий (сложения,
вычитания и деления)

БУ

1

5.2

Математика, числа и величины

Вычислительные навыки при
выполнении действий сложения, вычитания и деления

БУ

1

6

Математика, числа и величины

Умение находить величину,
отвечающую заданному требованию (меньше чем…, но больше чем…)

БУ

1

Всего

6 заданий базового уровня,
максимальный балл – 9; прогнозируемая успешность: 6 и более баллов – 78%
учащихся; 5 и более баллов – 87% учащихся; 4 и более балла – 94% учащихся

7

Математика, числа и величины

Умение решать текстовую задачу с
недостающими данными

ПУ

2

8.1

Чтение, математика, работа с данными

Умение заполнять таблицу, используя
необходимую информацию из исходного текста; умение записывать число с помощью
цифр

ПУ

1

8.2

Математика, работа с данными

Первичное умение ранжировать числа

ПУ

1

9.1

Чтение, работа с информацией (интерпретация)

Первичное умение интерпретировать и
обобщать информацию, устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую;
выбирать описывающее эти связи суждение из ряда предложенных

ПУ

1

9.2

Чтение, работа с информацией
(аргументация). Русский язык, развитие речи

Умение пояснять выбранное суждение

ПУ

1

10

Русский язык, развитие речи
(высказывание). Окружающий мир, человек и природа

Первичное умение строить свободное
высказывание на заданную тему

ПУ

2

11

Русский язык, лексика

Умение объяснять значение слова

ПУ

1

Всего

5 заданий повышенного уровня,
максимальный балл – 9; прогнозируемая успешность: 5 и более баллов – 50%
учащихся; 4 и более балла – 75% учащихся

Вся работа
в целом

Самостоятельность выполнения
итоговой комплексной работы – дополнительные поощрительные баллы

2

ВСЕГО: 6 заданий
базового уровня (от 0 до 9 баллов) и 5 заданий повышенного уровня (от 0 до 9
баллов). Всего 18 баллов.

ЭТО ВАЖНО! От 0 до
2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.
Итого
максимальный балл за работу – 18 баллов

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ

Подготовка
к выполнению работы

Подготовка
к итоговой комплексной работе включает такие основные компоненты, как:

  • Ориентация
    учебного процесса на формирование универсальных и специфических для
    каждого данного предмета способов действий.
  • Знакомство
    учащихся с подобными заданиями в течение учебного года (с заданиями с
    выбором ответа, с кратким ответом, со свободным развернутым ответом) и
    правилами их выполнения и оформления.
  • Знакомство
    учащихся с правилами выполнения работы.

Иными
словами, подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного
процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения
всех тем на протяжении всего учебного процесса. По ходу изучения тем
целесообразно включать непосредственно в учебный процесс различные типы
проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию
самостоятельной оценочной деятельности младших школьников.

Знакомя
учащихся с правилами выполнения работы, необходимо объяснить им, что сначала
нужно выполнить всю основную часть работы и сообщить об этом учителю. Класс
договаривается о правилах такого взаимодействия: ученик, выполнивший задания
основной части, должен поднять руку или специальный значок (например, зеленую
карточку или карточку с восклицательным знаком). Продолжить работу над
заданиями дополнительной части ученик может только после того, как получит
разрешение учителя, который либо сам подойдет к ученику, либо пригласит его к
себе, просмотрит выполненную работу, при необходимости задаст наводящие вопросы
или окажет иную направляющую или стимулирующую помощь.

Необходимо
также сообщить детям, что время выполнения работы не ограничивается, каждый
сможет работать столько, сколько нужно; что учителю можно задать любой вопрос,
который у них возникнет при выполнении задания. Для этого нужно поднять руку
или специальный значок (например, желтую карточку или карточку с вопросительным
знаком).

Целесообразно
обратить внимание детей, что необязательно выполнять все задания дополнительной
части, что их можно выполнять в любом порядке; проинформировать детей, что за
выполнение заданий дополнительной части их будут поощрять отдельно.

Проведение
работы

При
проведении работы желательно придерживаться следующих правил:

  1. Выполнение
    работы должно протекать в спокойной, доброжелательной атмосфере.
  2. Все
    учащиеся должны выполнить задания основной части работы. Задания
    дополнительной части выполняются по желанию ученика, к ней разрешается
    приступать только после окончания работы над основной частью.
  3. Все
    учащиеся должны находиться в равных условиях и при необходимости получать
    стимулирующую и направляющую их действия помощь. Учитель вправе отвечать
    на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения
    (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь
    обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т. п.).

Общая
организация

Наиболее
целесообразно выделить на проведение работы три урока в течение одной недели,
например второй или третий урок во вторник, среду и четверг. При этом наиболее
распространенная практика выглядит следующим образом: во вторник на втором или
третьем уроке дети получают краткий пятиминутный инструктаж и затем в течение
25 мин работают над заданиями основной части. Некоторые учащиеся успевают
закончить работу над этими заданиями и показать их учителю. Отдельные ученики,
получив разрешение учителя, уже на этом уроке приступают к выполнению заданий
дополнительной части.

В
среду, также на втором или третьем уроке и тоже в течение 25 мин, подавляющее
большинство детей заканчивают работу над заданиями основной части и приступают
к выполнению дополнительных заданий. Как правило, для основной массы
первоклассников двух уроков достаточно.

Отдельные
учащиеся при желании могут закончить работу над заданиями комплексной работы в
четверг, в то время как остальные дети идут на прогулку или получают задания,
над которыми работают индивидуально или в группах.

В
некоторых классах учителя организуют выполнение итоговой работы по группам из
8—10 человек. Возможны и иные, удобные для учителя способы проведения данной
работы.

Методика
проведения

Перед
началом работы учитель кратко напоминает учащимся основные правила выполнения
работы, записи ответов и взаимодействия с учителем.

Затем
учащимся раздаются варианты заданий. Для проведения работы можно использовать
от двух до четырех вариантов.

Если
класс однородный, целесообразно взять первые и вторые варианты. В разнородном
классе целесообразно использовать также третий и четвертый варианты.

Фронтальный
способ прочтения заданий детям по вариантам во многом облегчается тем, что
формулировки аналогичных заданий разных вариантов близки или просто совпадают,
а различия идут на уровне содержательного контекста задания.

После
того как задания розданы, учащиеся приступают к выполнению работы,
взаимодействуя с учителем в соответствии с установленными правилами, общие
принципы которых описаны выше.

Все
учащиеся начинают одновременно с выполнения первого задания.

Учитель
дает сигнал приступить к выполнению задания и незаметно для учащихся следит за
временем, отмечая временной интервал в 1 минуту. По повторному сигналу учителя
дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Если ребенок прочитал
текст быстрее, он ставит особый условный знак, о котором все договариваются
заранее.

Для
удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено
количество слов с начала текста до конца данной строки.

Если
отсчет времени ведется не с первого слова (детям дано некоторое время
«вчитаться»), то дети отмечают два слова: в начале и в конце минуты (в
соответствии с первым и вторым сигналами учителя). В этом случае фиксация

результатов
и подсчет количества прочитанных за 1 минуту слов несколько усложняются:
необходимо фиксировать два значения — порядковый номер первого слова и
порядковый номер последнего слова. В оценочный лист заносится значение скорости
чтения, которая определяется как разность между этими двумя значениями.

При
выполнении этого задания в классе может стоять рабочий гул: так как еще не все
дети способны осознать информацию, прочитанную про себя, допустимо читать
шепотом. При желании дети могут делать пометки в тексте.

После
того как текст прочитан, учащиеся начинают выполнять остальные задания,
продвигаясь в своем темпе.

При
выполнении второго задания на списывание предложения ребенок может выбрать
любое, посильное для него предложение.

Списывая
предложение, ученики могут шепотом диктовать себе слова, проговаривая их
орфографически. У ребенка должна быть возможность поставить текст, из которого
он списывает предложение, на подставку или положить на стол рядом с работой,
чтобы при необходимости следить пальчиком за списываемым текстом и
перепроверять себя.

Если
учащиеся хотят сделать какие-либо пометки в тексте сказки или в формулировке задания,
записать расчеты или сделать иные записи, их, безусловно, не следует в этом
ограничивать.

Формы
оказания помощи детям

Как
уже отмечалось, оказание помощи детям не только допустимо, но и необходимо.
Основными формами служат:

  • мягкий,
    ненавязчивый контроль полноты и качества выполнения работы учащимися,
    своего рода «подстраховка»;
  • общая
    стимулирующая и направляющая помощь детям, их поощрение и поддержка в ходе
    выполнения заданий;
  • ответы
    на вопросы учеников, направляющая помощь при возникающих затруднениях.

«Подстраховка»
необходима, поскольку не все первоклассники в состоянии «удерживать рамку»
задания. При необходимости можно подкорректировать выбор ребенком явно
непосильного для него предложения для списывания.

В ряде
случаев целесообразно сообщить ученику, что вам кажется, что не все задания он
выполнил правильно, и предложить проверить все еще раз.

Если у
детей возникает вопрос или затруднение, следует оказать им и более действенную
помощь: например, уточнить способ и последовательность действий, посоветовать
использовать какой-либо специальный прием. Так, например, если у ребенка
возникают затруднения в сравнении количества «ног» у различных животных и
человека (четвертое задание), можно посоветовать подписать под каждым объектом,
сколько у него «ног». Если ребенку сложно восстановить ход событий или ответить
на содержательные вопросы, учитель может предложить ему перечитать сказку. Как
ясно из приведенного примера, общим принципом оказания помощи является не
прямая подсказка, а такой вопрос или совет, который направит действия ученика и
позволит в определенном смысле самостоятельно получить правильный ответ.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЦЕНКЕ ОБЩЕЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Интерпретация
полученных результатов

Общую успешность
выполнения работы целесообразно оценивать в виде суммы баллов, полученных
отдельно за основную и дополнительные части. В этом случае результаты
выполнения работы могут интерпретироваться с позиций достижения/недостижения
базового и повышенных уровней подготовки, базового и повышенных уровней
освоения курсов математики, русского языка, чтения.

Опыт
проведения работы показывает, что результаты ее выполнения зависят от того,
умели ли дети читать при поступлении в школу, и если читали, то как, каким способом
и насколько осознанно. Поэтому для оценки общей успешности выполнения работы
детьми с разным уровнем исходной готовности к обучению следует использовать
различные нормы.

Для
детей, читавших осознанно (плавно или по слогам), показателем успешности выполнения
основной части является получение не менее 5 баллов при темпе чтения про себя
не ниже 40 слов в минуту. Если ребенок этой группы демонстрирует такой уровень
выполнения работы, можно считать, что он в целом достигает уровня базовой
подготовки на конец обучения в 1 классе.

Для
детей, которые не умели читать при поступлении в школу или читали неосознанно,
хорошим результатом являются 4 балла и более за первые шесть заданий при темпе
чтения про себя от 20 слов в минуту и выше. Если ребенок этой группы
демонстрирует такой уровень выполнения работы, можно считать, что он в целом
достиг уровня базовой подготовки на конец обучения в 1 классе.

О
достижении повышенных уровней подготовки можно судить по совокупности
результатов, полученных за основную и дополнительную части работы.

Если
ребенок получает за дополнительную часть 4 балла и более, то при условии
успешного выполнения заданий основной части в соответствии с нормами для своей
группы можно считать, что он достиг как базового, так и повышенных уровней
подготовки.

Необходимо
отметить, что учителя должны строго выдерживать нормы и критерии оценки
успешности выполнения как отдельных заданий, так и всей работы в целом. Вместе
с тем следует помнить, что при любой оценке самое главное — создать ситуацию
успеха для каждого учащегося. Поэтому если учитель видит, что подавляющее
большинство учащихся класса не в состоянии выполнить работу в соответствии с
предложенными выше нормами, то рекомендуется провести их коррекцию. Подчеркнем
два момента, связанные с коррекцией критериев оценивания работы в целом.

  1. Если
    класс плохо справился с работой, не нужно сразу пытаться ослабить
    требования к оценке всех последующих работ. Низкие результаты могут быть
    получены из-за недостаточной работы на этапе закрепления материала или
    оттого, что какая-то конкретная тема оказалась трудной для учащихся. Кроме
    того, нужно иметь в виду, что впервые проводимые нетрадиционные формы
    контроля почти всегда дают низкие результаты: для учеников непривычны
    новые формы проверки, требования к оформлению заданий, правила оценивания.
  2. Начиная
    со 2 класса коррекцию норм оценивания желательно проводить до проведения
    работы, а не в ходе ее проведения или проверки и строго выдерживать
    измененные нормы при оценке работ всех без исключения учащихся.

После
проведения работы настоятельно рекомендуется проанализировать сильные и слабые
стороны в подготовке детей вашего класса, выявить типичные затруднения и
ошибки. При работе над ошибками полезно фронтально проработать все задания
каждого варианта: сначала подобные задания основной части, а затем
дополнительной. Спросить детей, что общего в заданиях каждого варианта и чем
они различаются, обсудить с ними не только правильность выполнения, но и
порядок действий, ход рассуждений, способ оформления ответа.

ОРГАНИЗАЦИЯ
И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ

Памятка для учителя

  1. Работа направлена
    на получение интегрированной итоговой оценки основных результатов обучения
    в конце каждого класса.

Работа
состоит из двух частей
: основной и
дополнительной. Задания основной части выполняются по порядку всеми детьми. В
дополнительной части можно выбирать задания.

  1. Детей с дисграфией или дислексией целесообразно освободить от выполнения данной работы, дав им
    какое-либо иное задание.
  2. Условия проведения
    время, количество вариантов, способ прочтения заданий, правила
    взаимодействия в классе учитель определяет самостоятельно.
  3. Перед проведением работы
    необходимо провести краткий инструктаж с объяснением особенностей и правил
    выполнения работы (как отвечать, как задать вопрос и попросить помощи, как
    сообщить об окончании работы над основной частью и др.).
  4. Во время работы необходимы
    и целесообразны помощь и разъяснения детям, включая наводящие вопросы.
    Прямое подсказывание недопустимо.
  5. Во время выполнения детьми работы необходимо отследить момент перехода от основной части к
    дополнительной, в случае ошибок предложить учащимся еще поработать над
    заданиями основной части.

7.
Работа проверяется учителем в строгом соответствии с критериями оценки и
кодами правильных ответов.

8.
Результаты
выполнения заданий, отслеживаемые параметры (скорость
чтения, почерк), отдельные факторы (сформированность навыков чтения при
поступлении в школу) заносятся в оценочный лист.

Инструкция по выполнению комплексной
работы для обучающихся

  • Прочитайте внимательно текст и
    задания к нему.
  • Обратите внимание, что работа состоит
    из основной и дополнительной частей.
  • Внимательно выслушайте учителя, как
    выполняются эти части работы.
  • Обратите внимание, что обязательной
    для всех является основная часть работы.
  • Подумай о рациональном распределении
    времени.
  • Сначала приступайте к выполнению
    основной части комплексной работы.
  • Старайтесь выполнять задания в том
    порядке, как они расположены.
  • Если задание вызывает затруднение,
    пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.
  • Вернитесь к выполнению пропущенного
    задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.
  • При выполнении работы можно
    пользоваться справочными материалами.

Оценивание и анализ выполнения комплексной
работы

Выполнение
комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за
выполнение всех заданий.

Комплексная
работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами
правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).

Критерии оценивания заданий:

Тип ответа
(решения)

Параметры
оценивания

выбор правильного ответа из предложенных
вариантов

1 балл – правильный ответ;

0 баллов – неправильный ответ

запись краткого ответа

1 балл – правильный ответ;

0 баллов – неправильный ответ

запись развернутого ответа

2 балл – полный правильный ответ;

1 балл – частично правильный или
неполный ответ;

0 баллов – неправильный ответ.

Результаты
выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент
набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных
частей и всей работы в целом.

Принятый
минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах
50% – 70% от максимального суммарного балла.

Если
ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже
заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно
сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения
обучения.

Если
ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный
критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение
основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на
следующей ступени.

Проведение
комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить
сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных
в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать
выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в
определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности
ребёнка в решении разнообразных проблем.

Литература:

1. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые
комплексные работы. 1 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б
Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

2. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые
комплексные работы. 2 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б
Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

3. Логинова О.Б. Мои достижения. Итоговые
комплексные работы. 3 класс / О.Б.Логинова, С.Г. Яковлева / Под ред. О.Б
Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

Как правильно написать контрольную работу


Дата: июль 02, 2021 22:06


Просмотров: 1440

Как правильно написать контрольную работу, знает не каждый ученик. Однако получение оценки «отлично» на экзамене стоит того, чтобы постараться над ее решением. Достигнуть высоких результатов не просто, ведь нужно приложить максимум сил и терпения. Полезными качествами также станут умение сохранять спокойствие и внимательность. Развитие навыков обучения позволит справиться с задачами любой сложности.

Успешное выполнение контрольной работы

Существует несколько ключевых моментов, которые помогут ответить на вопрос, как написать контрольную работу «на отлично». При выполнении простых советов получится значительно упростить учебный процесс и чаще получать хорошие оценки.

Соберитесь с духом и настройтесь на успех

Секрет любого успешного ученика заключается в полной уверенности. Если настроиться на положительный результат, вероятность того, что он не оправдает ожидания, близка к нулю. Даже в том случае, когда шансов на получение отличной оценки не так много, нужно постараться убедить себя в обратном. Просто скажите себе: «Я сделаю это!» Конечно, это еще не успех, но позитивный настрой поможет добиться намеченных целей. Эффективные приемы:

  • На листе бумаги нужно написать положительное утверждение: «Я получу высокую оценку!»
  • Улыбка на лице, пусть даже вынужденная, поднимает настроение. Поэтому стоит улыбнуться перед тем, как приступить к написанию контрольной работы.
  • Интересный способ настроиться позитивно заключается в мыслях о чем-то смешном, к примеру, представьте своего педагога, который ведет предмет в костюме мультяшного персонажа.

Работа с дыханием

Перед написанием контрольной работы и в процессе решения задач необходимо дышать глубоко. Таким образом, ученик сможет расслабиться. Благодаря глубокому дыханию, увеличивается концентрация кислорода в крови. В результате ум проясняется, и повышается скорость мышления. Такой стимул полезен для умственной деятельности, способствует ее активности и эффективности. Хороший результат за контрольную гарантирован. Порядок действий:

  • Вдох носом в течение 10 секунд.
  • Медленный выдох через рот.
  • Повтор упражнения несколько раз.

Предварительное ознакомление с заданиями

Если мучает вопрос, как быстро написать контрольную работу, чтобы уложиться в отведенное преподавателем время, то ответ предельно прост. Нужно лишь предварительно прочитать задания. Всего лишь за 60 секунд легко узнать количество примеров, выявить наличие тематических разделов и ознакомиться с другими нюансами написания контрольной. По итогам такой оперативной подготовки получится грамотно распределить свои силы и время. Правильный подход к анализу задания исключит неприятные сюрпризы в виде сложных и объемных задач за пять минут до конца урока.

Разбор заданий

Рекомендуется прочитать вопросы и задания контрольной работы. Перед тем, как сформулировать ответ, лучше внимательно разобрать каждый вопрос. Целесообразно прочитать текст несколько раз вдумчиво, разбирая каждое предложение. При наличии нескольких вариантов ответов нужно в первую очередь полностью ознакомиться с заданием.

Порядок ответов

Не стоит искать сначала легкие вопросы, а затем приниматься за сложные задания. Необходимо решать примеры по порядку, отвечая сначала на первый, затем на второй вопрос и так далее. В том случае, когда найти ответ сразу не получается, можно пропустить такой вопрос и переходить к следующему. В конце нужно вернуться к нерешенным задачам, если время еще осталось. Полезные советы:

  • Если вы испытываете чувство беспокойства и нервозности, ответьте в первую очередь на легкие задания. Таким образом, можно вернуть себе спокойствие и уверенность в собственных силах.
  • При пропуске определенного вопроса, его нужно отметить галочкой или крестиком. Затем следует вернуться к нему, если до конца сдачи контрольной работы еще есть время.

Первый ответ

Целесообразно сначала определиться с первым ответом. Затем можно проверить его. Испытывая неуверенность в собственном решении, ученик рискует выбрать в итоге неправильный вариант ответа. Некоторые задания могут содержать подвох. Если думать над такими примерами слишком долго, вероятность принять верное решение значительно уменьшается.

Метод исключения

Как написать контрольную работу студенту или школьнику самостоятельно, если встретился очень сложный вопрос? В таком случае следует воспользоваться методом исключения. В распространенных ситуациях получится сразу определить один или несколько неправильных ответов. После исключения неверных вариантов останется лишь прочитать остальные и выбрать подходящий ответ. То есть, в первую очередь необходимо задать вопрос: «Какой вариант неправильный?». Такая тактика оправдает себя и является более эффективной.

Проверка ответов

По завершению тестового задания следует проверить все ответы. Для этого в начале рекомендуется правильно распределить время, чтобы в конце осталось несколько свободных минут. Важно исключить вероятность пропуска какого-либо задания. При возникновении сомнений в решении, можно отметить случайный вариант. Это лучше, чем не ответить на задание вовсе. Благодаря такой проверке, достаточно просто исключить ошибки, которые остались незамеченными в процессе написания контрольной работы. Кроме того, появится шанс вспомнить материал и дать правильный ответ в последний момент.

Как написать контрольную работу с помощью плана подготовки

Большое значение для успешного выполнения контрольной работы имеет качественная подготовка. Есть ряд приемов, с помощью которых получится правильно настроиться на решение заданий и получить отличную оценку.

Здоровый сон

Не секрет, что хороший сон является залогом успеха. Поэтому специалисты не рекомендуют перед аттестацией проводить ночь за заучиванием материала или написанием шпаргалок. Если ученик не отдохнет в течение определенного времени, работоспособность мозга существенно снижается. В результате весь процесс подготовки пройдет даром. Несколько важных правил здорового сна перед контрольной:

  • Сон в течение восьми часов и более.
  • Для того чтобы расслабиться и уснуть, можно принять ванну или послушать любимую музыку.
  • В том случае, когда заснуть не удается, необходимо заняться чем-то, что отвлечет от мыслей о предстоящем экзамене. Эффективным способом является чтение интересной книги.

Не стоит сдавать экзамен на голодный желудок

Голод мешает человеку сосредоточиться. Поэтому необходимо принять пищу перед тем, как идти на контрольную. Обязательным является завтрак. Нельзя пренебрегать также обедом или хотя бы легким перекусом. Полезные рекомендации:

  • Следует отдавать предпочтение продуктам питания, которые богаты белками и углеводами. Такая пища заряжает организм необходимой энергией на весь день. Лучшим выбором станут блюда из овсянки с орехами и изюмом, йогурт и омлет.
  • Когда экзамен выпадает на обед или более позднее время, следует перекусить бутербродом или салатом.
  • Если написание контрольной запланировано на промежуток между приемами пищи, лучше заблаговременно позаботиться о перекусе. К примеру, это может быть ореховая смесь с добавлением сухофруктов или цукатов.

Необходимые предметы, которые следует взять с собой на контрольную

Не стоит собираться на экзамен в последний момент. Лучше заранее собрать принадлежности, которые пригодятся на аттестации. Следует получить рекомендации от преподавателя и сложить все предметы в сумку с вечера. Что может потребоваться на контрольной:

  • ручки;
  • карандаши;
  • калькулятор;
  • бумага для заметок.

При использовании текстовых карточек или картинок (изучая иностранный язык) или подобных учебных пособий следует также их взять с собой. Если представятся несколько минут для дополнительной подготовки, такие материалы можно использовать, чтобы проверить собственные знания по предмету или конкретной теме.

Развитие хороших навыков обучения

Подготовка к аттестации – дело не одного дня, а многих месяцев прилежной учебы. Можно получить массу советов о том, как написать контрольную работу на примере из жизни, чтобы потом использовать их в университете, колледже или вузе. Однако без плодотворного процесса обучения не обойтись.

Когда начинать подготовку?

Готовиться к контрольной работе необходимо заранее. Не стоит откладывать все дела на последний день. Среди учащихся разных учебных заведений распространено мнение о том, что можно подготовиться к экзамену за ночь или в течение утра. Это ошибочное решение нередко приводит к неудовлетворительной оценке за контрольную работу. Так как ученик испытывает сильное напряжение в процессе изучения материала в сжатые сроки, информация не усваивается. Рекомендуется начинать подготовку, когда только стало известно о предстоящей аттестации. Обычно, педагоги предупреждают о таких мероприятиях за несколько дней или недель.

Планирование времени на подготовку

Нетрудно найти множество советов, как написать контрольную работу по плану. Перед подготовкой нужно составить график выполнения учебных заданий. В нем следует отметить даты, на которые назначены экзамены. Таким образом, получится выделить необходимое для подготовки время. Рекомендуется предусмотреть на повтор материала несколько часов. Затем стоит прерываться на отдых.

В процессе изучения и повторения тем по учебному плану, не нужно ограничиваться лишь основной информацией. Полезные заметки и вопросы помогут более качественно подготовиться к написанию контрольной работы и настроиться на успешную аттестацию.

Обстановка

Правильная атмосфера способствует плодотворному труду. Следует выбрать место для подготовки к контрольной работе, где ничего не отвлекает. К примеру, можно убрать из поля зрения телефон и телевизор. Важно в полной мере сосредоточиться на учебе. Большое внимание уделяется рабочему месту. Оно должно комфортным. С другой стороны, если переусердствовать, то получится хорошо отдохнуть, а не подготовиться к аттестации. Рабочее пространство предполагает наличие удобного стола и стула. В качестве альтернативного решения можно выбрать читальный зал библиотеки, кафе или собственную кухню, если там не слишком шумно.

Командная работа

Нередко помощь друга оказывается полезной в процессе подготовки к экзамену. Особенно, если он точно знает, как написать контрольную работу быстро и хорошо. Командная деятельность предполагает совместное решение задач, взаимное тестирование по вопросам контрольной. Важно выбрать в компаньоны ответственного ученика, который тоже настроен на учебный процесс, а не веселое времяпрепровождение. Полезные советы:

  • Хорошая идея — собрать группу для подготовки к контрольной работе, в которую входят несколько участников.
  • Когда возникают трудности с поиском напарника, можно обратиться за помощью к близким или друзьям, чтобы проверить себя на способность отвечать на вопросы по теме контрольной.
  • Также можно найти компаньона, у которого преподает учитель, проводящий аттестацию.

Внимательность

В процессе посещения уроков необходимо быть внимательным. Слушая педагога, не отвлекаясь, получится лучше освоить материал и понять тему. Если возникают вопросы, следует сразу задать их учителю. Таким образом, важные моменты не будут упущены, сложится полная картина знаний. Нередко учителя обращают внимание на задания, которые планируется включить в контрольную работу. Рекомендации:

  • Оставлять заметки в тетради во время лекций.
  • Устранить все раздражители, в том числе, убрать телефон и другие отвлекающие предметы.
  • Принимать активное участие в уроке, при наличии такой возможности, задавать вопросы или делиться собственными мыслями по теме лекции.

Практика

Практические задания помогают быстрее освоить пройденный материал. Некоторые из таких примеров могут быть в учебнике, а другие — достаточно просто найти в интернете. Целесообразно воспользоваться подсказками и рекомендациями педагога, получить от него дополнительные пособия или практикумы.

канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования КГУ. Автор массовых онлайн открытых курсов (ИКТ в образовательном процессе).

Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео

Прежде чем мы перейдем к принципам разработки тестов, необходимо сделать ряд замечаний.

Различия между тестом и заданиями в тестовой форме

В обыденном сознании постоянно смешиваются понятия теста и системы заданий в тестовой форме (или предтестовых заданий).

Тест только тогда может считаться тестом, когда были произведены необходимые статистические расчеты – выявлены показатели трудности, надежности, валидности и ряд других.

Как правило, тест разрабатывается коллективом исследователей и апробируется в течении определенного времени. После апробации в тест вносятся коррективы. Тест состоит из тестовых заданий. В англоязычной литературе для обозначения теста употребляется термин «Quiz» (но не «Test»!).

Таким образом, преподаватель (учитель) не может создавать тесты. Вместо этого, он разрабатывает задания в тестовой форме, которые внешне похожи на тест, но не проходят статистической и иной апробации. Такие задания можно использовать в образовательном процессе для решения определенных педагогических задач.

Из этого следует принципиальная невозможность использования ряда характеристик теста. Например, трудность тестового задания определяется экспериментально, исходя из результатов большого объема выборки учащихся. На практике учитель не располагает как временем для проведения эксперимента, так и необходимым объемом выборки. Поэтому часто трудность определяется «на глазок».

В общем виде задания в тестовой форме (как и тестовые задания) отвечают следующим требованиям:

  • краткость;
  • технологичность;
  • определённость цели;
  • логическая форма высказывания;
  • определенность места для ответов;
  • одинаковость правил оценки ответов;
  • правильность расположения элементов задания;
  • одинаковость инструкции для всех испытуемых;
  • адекватность инструкции форме и содержанию задания.

Так, краткость заданий в тестовой форме обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания. Технологичность заданий определяется как свойство, которое позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств, и делать это точно, быстро, экономично и объективно.  Логическая форма высказывания – это средство упорядочения и эффективной организации содержания задания.

Формы тестовых заданий

Кроме того, принципы разработки тестовых заданий (заданий в тестовой форме) связаны с их формами. Разные авторы по-разному классифицируют формы тестовых заданий. Положение усугубляется тем, что каждая автоматизированная система для проведения тестирования называет одни и те же формы по-разному. Обобщим все многообразие форм тестовых заданий следующей классификацией.

  1. Верно/Неверно (Правда или Ложь, от анг. True or False) – содержит утверждение, с которым обучающийся должен либо согласиться, либо нет.

Например:

Первым президентом США был Джордж Вашингтон

  1. Верно
  2. Неверно

В ЕГЭ подобные задания встречаются в КИМах по иностранным языкам в заданиях на аудирование: учащиеся слушают текст, далее переходят к заданиям типа Правда или Ложь.

Данная форма тестовых заданий самая простая как для составления преподавателем, так и для ответа обучающимся. Такие формы задания характеризуются высокой степенью угадывания правильного ответа.

2. Множественный выбор (задания с выбором одного или нескольких правильных ответов). Эта самая распространённая форма тестовых заданий. Она содержит утверждение (вопрос) и альтернативные ответы.

Для заданий с выбором одного правильного ответа рекомендуется не менее 4 (если меньше, то вероятность угадывания правильного ответа увеличивается) и не более 6 (трудно придумать правдоподобные альтернативы).

Для заданий с выбором нескольких правильных ответов рекомендуется не менее 6 альтернатив.

3. Задания на установление соответствия. Оно представляет собой набор элементов в двух столбцах – обучающемуся нужно установить соответствие между элементами левого и правого столбцов. Наличие заголовка для каждого набора столбцов является обязательным – он позволяет учащемуся не тратить время на обобщение элементов в столбцах и сразу перейти к упражнению.

Сравните:

  1. a) Ярлык
  2. b) Улус
  3. c) Волостень
  4. d) Порок
  5. e) Плинфа
  1. Стенобитное сооружение
  2. Кирпич
  3. Ханская грамота
  4. Правитель волости
  5. Владение

Тоже задание, переформатированное с учетом специфических требований:

Древнерусские названия

Современные аналоги

a) Ярлык 1. Стенобитное сооружение
b) Улус 2. Кирпич
c) Волостень 3. Ханская грамота
d) Порок 4. Правитель волости
e) Плинфа 5. Владение

Как мы видим, во втором случае задание более читабельно, его смысл легко улавливается. Обратите внимание, что, например сервис OnlineTestPad и некоторые другие позволяют добавлять такие заголовки. Другие (как Moodle) не обладают таким функционалом. В этом случае необходимо писать полную инструкцию, например, «Установите соответствие между ….и….»

В бумажных тестах такой формы заданий для правильного ответа предлагается заполнить специальную табличку. Вариант со стрелочками считается менее технологичным для проверки, поэтому его следует избегать.

1

2 3 4

5

Также желательно устанавливать нечетное количество элементов левого и правого столбца, чтобы последний элемент выбирался не методом исключения.

Посмотрите на это задание:

Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности (по возрастанию) их деятельности

Дмитрий Пожарский

Алексей Ермолов

Михаил Скобелев

Алексей Орлов

Это тоже задание на установление соответствия, точнее, его разновидность – задание на установление правильной последовательности. Ряд зарубежных исследователей склонны к такому объединению. Именно поэтому, например в Moodle мы не найдем такой формы. Но ее легко можно сконструировать из задания на установление соответствия. Для наглядности немного переформатируем предыдущее задание:

Хронологическая последовательность (по возрастанию) их деятельности

Полководцы

1 a. Дмитрий Пожарский
2 b. Алексей Ермолов
3 c. Михаил Скобелев
4 d. Алексей Орлов

Мы видим классическое задание на соответствие, просто левый столбец представляет собой числовой порядок. Правильные ответы обучающийся также заносить в специальную таблицу.

Иногда описанные выше задания верно-неверно, множественного выбора и соответствия объединяют в группу заданий закрытого типа, которые обладают следующими общими чертами:

  • Присутствует в явном виде правильный ответ, его нужно просто выбрать тем или иным способом;
  • Ответы на вопросы можно угадать (вероятность угадывания вырастает с уменьшением количества альтернатив);
  • Ответы можно припомнить
  • Ответы можно подобрать логически, откинув явно неправильные альтернативы.   

5. Дополнение (краткий ответ). В этих заданиях учащемуся необходимо дописать правильный ответ. Иногда такой тип заданий называют заданиями открытого типа. В отличие от рассмотренных выше форм тестовых заданий, такие стратегии как угадывание, припоминание правильного ответа и др. «не работают». Поэтому данный тип задания считается более трудным для обучающихся.

6. Эссе – краткий ответ учащегося по сути вопроса. Строго говоря эссе не является формой тестового задания, т.к. он не соответствует необходимым критериям краткости, технологичности и прочее. По нашему мнению, эссе было введено для преодоления известных трудностей при составлении типичных тестовых заданий, главные из которых – невозможность представить весь учебный материал в тестовом виде и репродуктивный характер типичных тестовых заданий.

Тем не менее в заданиях эссе должны быть предложен(ы)  эталон(элементы) оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения.

Пример:

При каких значениях х соответственные значения функций f(х)=log2x и g(х) = log2(3 – х) будут отличаться меньше, чем на 1?

Критерии для оценивания правильного ответа

Баллы Критерии оценки выполнения задания 9
2 Приведена верная последовательность шагов решения:

1) составление неравенства, содержащего модуль;

2) решение неравенства.

Все преобразования и вычисления проведены правильно, получен верный ответ

1 Приведена верная последовательность шагов решения. При решении неравенства в шаге 2 допущена описка и/или негрубая вычислительная ошибка, не влияющая на правильность дальнейшего хода решения. В результате этой описки и/или ошибки может быть получен неверный ответ
0 Все случаи решения, не соответствующие указанным выше критериям выставления оценок в 1 или 2 балла

Принципы разработки заданий в тестовой форме

Следующее, на чем нас стоит остановиться – на принципах разработки заданий в тестовой форме.

Долгое время существовала убеждённость, что тест сам по себе является объективным средством контроля. Однако затем пришло понимание, что тест обеспечивает, в первую очередь процедурную объективность. Для оценки же качества теста существует ряд смежных направлений – надежность (гарантия отсутствия в тесте случайных ошибок), валидность (гарантия, что тест измеряет именно то, что он должен измерять), трудность и т.д. Как мы указывали выше, все эти параметры разрабатываются на основе различных математических моделей в ходе экспериментальной работы авторского коллектива и недоступны для учителей, преподавателей. Поэтому мы лишь остановимся на ряде теоретических требований к разработке заданий в тестовой форме.

  1. Начинайте конструировать задание с правильного ответа. Часто так случается, что задание формально содержит больше правильных ответов, чем запланировано. Встречаются и обратные случаи – задание вообще не содержит правильного ответа.
  2. Содержание задания опирается на требования программы и отражает предметное (метапредметное) содержание. Иногда в тест пытаются включить вопросы, правильного ответа на которые просто не существует.

Например:

Мы будем изучать латинский язык потому, что…

  1. На нем говорят во многих странах мира
  2. Хотим лучше понимать родной язык, так как в нём много слов, заимствованных из латыни
  3. Хотим лучше понимать историю и культуру древнего мира

Это хорошее задание. Но его следует использовать в социологическом опросе, а не в заданиях на проверку учебных достижений.

  1. Вопрос должен быть направлен на выявление одного элемента знания, одной законченной мысли. В противном случае трудно диагностировать причину невыполнения задания.

Конфуций ..

  1. жил в Африке
  2. жил в Китае
  3. был врачом
  4. был правителем
  5. был философом

Данное задание направленно на выявление сразу двух элементов – где жил Конфуций и кем он был. Необходимо разделить эти два вопроса.

  1. При составлении вопросов следует избегать слов «иногда», «часто», «всегда», «мало», «больше» и т.д. Подобные слова имеют субъективное значение и могут приводить к ошибочным ответам. Тестовые задания (задания в тестовой форме) должны иметь четкий однозначный ответ.
  2. Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям.

Например:

«Анадырская впадина. Очень плоско, и Анадырь по ней виляет огромным удавом… «Анадырь – жёлтая река», – можно так назвать потом очерк. Тундра и озёра по всей впадине. Трудно понять, чего больше: или озёр, или земли» (О. Куваев). В какое море впадает эта река?

Вполне понятно желание авторов разнообразить задание в тестовой форме, сделать его более поэтичным. Однако прочтение вводной части занимает много времени и размывает суть задания.

  1. Правильные ответы должны быть правдоподобны, умело подобраны, не должно быть явных неправильных ответов (они являются своеобразной подсказкой – данный ответ уж точно является ошибочным). Неправильные ответы, очень похожие на правильные, называют дистракторами. Например:

Родина Карла Маркса:

  1. Трир
  2. Карл-Маркс-Штадт
  3. Штургард
  4. Мюнхен

Здесь можно предположить, что город Карл-Маркс-Штадт получил свое название потому, что в именно в нем родился Карл Маркс. Однако правильный ответ – Трир.

  1. Не следует задавать вопросы с подвохом – скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку, а также это противоречит цели – определению уровня знаний и понимания.
  2. Следует использовать более длинные вопросы и более короткие ответы, грамматически согласованные с основной частью задания.

Например:

Какое суждение верно?

  1. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из главных членов
  2. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из второстепенных членов
  3. Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный

Нетрудно увидеть, что здесь есть повторяющееся словосочетание, которое и следует вынести в формулировку задания:

Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен

  1. один из главных членов
  2. один из второстепенных членов
  3. какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный
  1. Не используйте отрицание в основной части вопроса. Во-первых, это приводит к непониманию сути задания. Во-вторых, объектом контроля должны быть элементы знания, а не элементы незнания.

Например:

Жили ли или нет эти люди в реальности в Древней Греции?

  1. Гомер
  2. Ахилл
  3. Зевс
  4. Перикл
  5. Фидий
  6. Аристотель
  7. Сократ

В данном случаи не ясно как отвечать – да жили, или да не жили. Поэтому вопрос нужно сформулировать более точно, например: Назовите мифологических персонажей Древней Греции.

  1. При чередовании правильных ответов в вопросах не должно быть явной системы – например, всегда только 1 варианты правильные, или правильными вариантами являются последовательно первый, второй, третий, четвертый вариант. В компьютерном тестировании обычно такой проблемы не существуют, потому что компьютер автоматические перетасовывает альтернативы.
  2. Если ставится вопрос количественного характера, то необходимо указать последовательность (от меньшего к большему или наоборот) выбора правильных ответов.

Например:

Удаленность от Солнца

a) Сатурн

b) Меркурий

c) Земля

d) Уран

e) Венера

f) Марс

В данном пример существуют как бы два набора правильных вариантов ответов – одна последовательность от наиболее близкой планеты от Солнца, другая – от наиболее удаленной.

  1. Вопрос и ответ должны отличаться шрифтовым и пространственным оформлением. Например, вопрос (задание) выделяется жирным шрифтом, ответ – обычным. Для записи ответов используются дополнительные отступы. Но это правило касается только бумажных тестов – в компьютерных автоматизированных системах оформление задается программное, которое изменять не целесообразно.

И помните – не каждое задание можно представить в виде тестового контроля.

При написании статьи использовались примеры http://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/

Изображение с сайта Freepik

Каждый школьник или студент периодически получает задание от преподавателя – написать контрольную работу. Притом абсолютно всем учащимся хочется получить хорошую оценку, похвалу от учителя. Как же создать работу без ошибок и недочетов, затратив минимум времени?

Правила, которые помогут получить «отлично»

Контрольная работа выполняется по специальным или общенаучным дисциплинам. В ней раскрывается определенная тема, решаются конкретные задачи. Поэтому первоначальная миссия учащегося – вникнуть в суть задания, подойдя к вопросу максимально собранно.

Далее необходимо собрать полезную и авторитетную информацию по теме. В этом поможет литература, лекции преподавателя, Интернет. При этом механическое копирование материала из этих источников запрещено. Автор должен создать уникальную контрольную работу, раскрывающую тему, доказывающую знания по предмету.

Несколько важных моментов:

  • грамотное оформление, продуманная структура;
  • полное раскрытие темы работы;
  • от теории необходимо переходить к практике;
  • заключение должно содержать основные выводы.

Все разделы контрольной работы должны быть логически взаимосвязаны, последовательны, обоснованы. В обязательном порядке необходимо указать список источников. Это литература, которая была использована для написания материала. Прежде чем отдавать готовый результат преподавателю на проверку следует внимательно прочитать и проверить все пункты.

Только так можно выявить ошибки, неточности и опечатки. Как видите, написать контрольную работу по всем правилам достаточно сложно. А ведь несоблюдение требований ведет в лучшем случае к отправке на доработку, в худшем – получение оценки от преподавателя, которая испортит аттестат или диплом.

Чтобы взглянуть на свою контрольную работу глазами преподавателя и учесть недостатки до сдачи, читай следующую статью.

Возникли трудности и вы не знаете, как написать работу? В таком случае, всегда можно заказать контрольную работу у специалистов нашего сервиса!

Как написать контрольную работу?

Контрольная работа – письменная проверка уровня усвоения знаний и перспективы у некоторых учащихся для самостоятельного или ведомого развития.

Обычные текущие работы не хранятся длительное время, но пишутся все же в специальной тетради или на подписанных листах. Городские и аттестационные контрольные пишутся же на отдельных, пропечатанных листах и хранятся определенный срок.

Поэтому такая работа имеет четкие правила оформления. Обязательно должны присутствовать:

  1. Титульная часть – шапка, в которой указываются данные об исполнителе (ФИО, учебное заведение, класс, группа).
  2. Список вопросов или условия задач.
  3. Наиболее полные ответы или решения.
  4. Выводы по работе, которые пишутся в конце каждого вопроса или, если это обговорено заранее – дублируются в конце всей работы.
  5. На аттестационных или районных контрольных в конце или начале работы дополнительно указываются: город дата и время начала и окончания работы.
  6. Иногда требуется приложить черновик.

Традиции написания контрольной

Написание контрольной работы

О том как писать контрольную работу

Контрольная работа традиционно пишется либо в конце определенного учебного периода или прохождения темы. При этом она может включать не только свежеизученные темы, но и давно пройденные. Довольно часто в последнее время стали формироваться блоки повышенной сложности, направленные на выявление способных учеников.

Количество контрольный работ за отчетный период не определено нормативами, поэтому они могут проходить хоть каждый день. Но допустимо и раз в месяц или вообще в четверть, а их место займут самостоятельные и работа по карточкам. То есть массовость контрольной заменится индивидуальным подходом.

Время и место тоже полностью определяется преподавателем, за исключением аттестационных и городских работ. Так она может быть задана на дом или же проведена в классе, может длиться один урок или на ее написание будет дана неделя работы с источниками.

Не смотря на неубывающую популярность шпаргалок – их наличие может оказаться фатальным, то есть учащийся просто завалит контрольную если попадется. Но все же стоит их написать – переписывание и повторение очень полезно, но вот приносить не рекомендуется.

А вот требования к проверке достаточно жесткие – учитель не может задержать е более чем на одну рабочую неделю. Вопросы исправления или переписывания принимаются в диалоге учителя и ученика.

Основные требования к подготовке по написанию контрольной работы

Основные требования к написанию контрольной работы

Требования к написанию контрольной работы

  • Конечно прежде всего к контрольной работе стоит готовиться каждый день – прилежно и грамотно изучая материал, ведь за один день программу не усвоишь.
  • При повторе стоит делать упор на лекции преподавателя и рекомендуемый им учебник. Дополнительный материал лучше изучать тогда, когда основной усвоен.
  • На самой работе нужно первым делом прочесть вопросы и условия, чтобы успеть в самом начале задать все вопросы, чтобы потом не гадать.
  • По теме, которая будет проверяться рекомендуется дома составить краткие схемы и планы, это поможет запомнить главное.
  • Обязательно надо выспаться и поесть, чтобы все внимание было сосредоточено на процессе решения.

Требования к написанию

  • В тексте не должно быть никаких исправлений, описок, ошибок и помарок.
  • Для работы используется синяя паста, без использованная иных цветов.
  • Предложения должны быть сложными, н не длинными. Все мысли и размышления должны быть взаимосвязанными и логически перетекающими друг в друга.
  • Все вопросы должны быть раскрыты по принципу от общего к частному, то есть сначала пишутся общие положения, события и законы, а затем их подробности.
  • Обязательно должны быть сформулированы выводы с понятной мотивацией и желательно примерами.
  • Если контрольная поделена на теорию и практику легче начинать с теоретической части.
  • Особенно запоминаются личностные оценки и выводы. Мнения и характеристики. Но в них не должны присутствовать интимные откровения, оскорбления, грубости и ругательства, также запрещены призывы к насилию и притеснениям на любой почве.
  • Так как черновик тоже может проверяться – на нем не допустимо наличие не относящихся к теме и месту рисунков или заметок.

Важное отступление

Чем отличаются контрольные работы

Какие бывают контрольные работы

Отдельно можно поставить контрольные студенческие работы. Они отличаются по ряду признаков:

  1. Пишутся они часто дома и без контроля преподавателя.
  2. Они могут охватывать несколько тем или даже иметь научную новизну, что может сблизить их с рефератом.
  3. В процессе написания нужно использовать несколько источников с цитатами и ссылками.
  4. Объем работы может быть достаточно большой – около 25 – 25 страниц.
  5. Также на них пишется рецензия, часто другими учениками ли преподавателем.

Подобная контрольная работа является важной ступенью к написанию курсовых и дипломной работы, поэтому все они не только регистрируются и тщательно проверяются, но и сдаются в архив для хранения весь период обучения.

Лучшие контрольные становятся мостиком к научной деятельности.

Итак, контрольная работа – это лишь промежуточная форма проверки, которая тем не мене важна и для учителя, и для ученика своей информативностью об уровне знания и восприятия материала. А также это один из методов выявления способных учеников и направленности их умений и знаний.

Как сделать контрольную работу качественно и быстро

Как сделать контрольную работу качественно и быстро

23 марта 2018      139     9

Написание контрольной работы — процесс, знакомый каждому студенту. Но практически для всех он начинался вопросом: «Как сделать контрольную работу,…

Читать далее »

Добавить комментарий