Биология — один из основных предметов для студентов, которые выбрали специальность, связанную с естественными науками. Её учат будущие медики, ветеринары, химики, а также некоторые инженеры. Чтобы получить за эту дисциплину высокую оценку, нужно вовремя выполнять задания преподавателей и хорошо писать контрольные. Мы дадим несколько советов, о том, как написать контрольную работу по биологии на отлично.
Этими и другими не менее полезными советами мы с радостью делимся с нашими подписчиками в специальном телеграм-канале. А специальная группа понравится тем, кто любит акции и выгодные предложения.
Виды контрольных работ по биологии
Контрольная работа — одна из форм проверки знаний, которую преподаватели проводят во время занятия или задают учащимся для самостоятельной подготовки дома.
Работа может быть нескольких видов:
- тестовые задания;
- открытые вопросы с кратким ответом;
- теоретические вопросы, предусматривающие развернутый ответ.
Эксперименты обычно проводят на лабораторных работах, во время контрольных учителя редко дают задания, связанные с опытами и требующие специального оборудования.
Как подготовиться к контрольной по биологии
Залог хорошо написанной работы — систематическая подготовка:
- Сразу уточните у преподавателя вид контрольной работы и темы, которые на ней будут.
- Если работа будет в тестовой форме или требует кратких ответов, не помешает найти работы на похожие темы в интернете и потренироваться на них. Прорешав несколько тестов, можно привыкнуть к такому формату и запомнить ответы на самые распространённые вопросы.
- Если контрольная состоит из нескольких теоретических вопросов, необходимо заранее подобрать и изучить соответствующую литературу. Это поможет освежить в памяти пройденную информацию и привыкнуть к её научному изложению.
- Обратите внимание на иллюстрации, не пролистывайте схемы и рисунки: они дают наглядное представление о сложных биологических процессах.
При подготовке пригодятся и современные ресурсы: в YouTube много образовательных каналов, где собраны лекции лучших преподавателей на самые разные темы. Возможно, вы найдёте как раз тот материал, по которому предстоит проверочная работа.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как написать контрольную по биологии
Получить хорошую оценку за контрольную работу можно, если соблюдать несложные правила:
- не спешить;
- не пользоваться непроверенными источниками;
- не пытаться списать в присутствии учителя.
Если вы готовите контрольную дома, выделите на это достаточно времени. Вряд ли получится ответить на несколько теоретических вопросов меньше, чем за 40 минут, а если вопросы сложные, то понадобится и 1-2 часа.
Начинайте с самых простых и понятных вопросов, постепенно переходя к более сложной части. При подготовке работы сразу отмечайте цитаты и указывайте ссылку на первоисточник, чтобы преподаватель не обвинил вас в плагиате. Не пытайтесь найти ответы в сетевых энциклопедиях или сайтах готовых работ, лучше воспользоваться специализированной литературой.
При написании контрольной работы в аудитории у студентов часто возникает желание списать у соседа или поискать ответы в интернете. Это не самое удачное решение: если преподаватель заметит такие попытки, студента могут удалить с контрольной без права пересдачи (особенно обидно, если это произойдёт на экзамене). Лучше ориентироваться на собственные знания (тем более у соседа может оказаться другой вариант).
Как оформить контрольную работу по биологии
Оформление контрольной также зависит от её вида:
- Ответы на тесты обычно можно отмечать сразу в бланках, которые раздал преподаватель.
- Краткие ответы можно писать на тетрадном или альбомном листе. Как правило, объём таких ответов небольшой (3-5 предложений).
- Работу с развёрнутыми ответами чаще всего готовят дома. Оформляйте документ по стандартным правилам (шрифт Times New Roman размера 14 пт, полуторный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзацный отступ — 1.25 см).
При подготовке работы дома также не забудьте про все структурные элементы:
- титульный лист;
- оглавление;
- ответы на вопросы.
- список использованной литературы.
А чтобы преподаватель не сомневался, что студент действительно работал с источниками, в тексте работы обязательно должны быть ссылки на них.
Если у студентов совсем нет времени готовиться к контрольной, её написание всегда можно доверить экспертам образовательного сервиса. Там работают профессионалы, которые помогут на отлично подготовить любую учебную работу: от лабораторной до дипломного проекта.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Методические рекомендации
по составлению
контрольных тестов
по биологии
Спецификация теста
Педагогические цели тестирования:
– выявление результатов обучения при изучении определённых разделов;
– установление уровня подготовки каждого учащихся относительно требований программы и оценить знания всех элементов содержания предмета;
– установить умения ориентироваться в понятиях и определениях данного раздела.
Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание теста:
1. Рабочие программы Биология 5 – 9 классы. Программа основного общего образования.
Биология 5 – 9 классы – Вертикаль – Авторы – Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.
– М.: «Дрофа», 2016 – с.259 – 273.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. – Вертикаль – М.: «Дрофа», 2013.
Содержание теста:
Раздел № 2. «Жизнь растений (размножение)» – 4 учебных часа.
Раздел № 3. «Классификация растений» – 6 учебных часов.
Применяемый подход к разработке и интерпретации теста:
критериально ориентированный тест
Элементы содержания предмета, включенные в тест:
Способы размножения растений. Размножение споровых и семенных растений. Отличие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Вегетативное размножение. Основы систематики растений. Особенности растений семейств Крестоцветные, Паслёновые, Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаковые.
Требования к уровню подготовки респондента: базовый уровень.
Структура теста: с расположением заданий в основном согласно логике изучаемого предмета.
Доминирующая деятельность испытуемого: письменный ответ на вопросы.
Форма предъявления: бланковые тесты
Количество вариантов теста: 4.
Количество заданий в одном варианте: 14
Количество форм заданий в варианте теста:
– закрытые тестовые задания с выбором одного ответа из четырёх предложенных (10);
– задание с выбором трёх ответов из шести предложенных (1);
– открытое задание на знание ключевых понятий темы (1);
– задание на определение верного утверждения (1);
– задание со свободным ответом (1).
Общее время выполнения теста: 45 минут.
№ задания |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
В1 |
В2 |
В3 |
С1 |
Итого |
Кол-во баллов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
18 баллов |
Критерии оценки: Максимальный балл – 18. Проверка и оценивание:
Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу
«5» – 17 – 18 баллов;
«4» – 12 – 16 баллов;
«3» – 7 – 11 баллов;
«2» – 6 баллов и ниже.
Оптимальный уровень – 94% – 100% правильно выполненных заданий.
Допустимый уровень – 67% – 89% правильно выполненных заданий.
Критический уровень – 39% – 61% правильно выполненных заданий.
Недопустимый уровень – менее 33% правильно выполненных заданий.
6 класс РАЗМНОЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
- вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
А1. Из проросшей споры мха образуется тонкая зелёная нить:
а) зигота; б) заросток; в) предросток; г) зооспора.
А2. Могут размножаться отводками:
а) смородина, тополь; в) одуванчик, малина;
б) осина, иван-чай; г) крыжовник, яблоня.
А3. Могут размножаться листовыми черенками:
а) сансевьера, сенполия; в) земляника, клюква;
б) ландыш, пырей; г) нарцисс, тюльпан.
А4. Могут размножаться клубнями:
а) яблоня, груша; в) топинамбур, картофель;
б) орхидея, жень-шень; г) роза, ива.
А5. Формула цветка растений семейства Лилейные:
а) *О3+3Т3+3 П1 б) *Ч4Л4Т4+2П1 в) *Ч5Л5Т∞П∞ г) *Ч(5)Л(5)Т5П1
А6. Формула цветка растений семейства Бобовых:
а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 в) нет верного ответа
б) 1 О(2)+2Т3П1 г) *Ч5Л5Т ∞ П1
А7. Ядовитые вещества содержатся в различных частях растений семейства:
а) Сложноцветные; б) Лилейные; в) Паслёновые; г) Злаковые.
А8. Соцветие корзинка имеется у растений семейства:
а) Злаковые; б) Сложноцветные; в) Крестоцветные; г) Бобовые.
А9. Представителями семейства Крестоцветных являются растения:
а) шиповник, яблоня, абрикос; в) василёк, подсолнечник, астра;
б) горчица, капуста, редька; г) ландыш, лук, чеснок.
А10. Представителями семейства Розоцветных являются растения:
а) люпин, горох, чечевица; в) вишня, рябина, земляника;
б) рис, овёс, кукуруза; г) баклажан, томат, белена.
Часть 2.
В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.
Особенностями растений семейства Розоцветных является:
А) двойной околоцветник;
Б) некоторые растения образуют корнеплоды;
В) на корнях образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии;
Г) плоды – стручки или стручочки;
Д) плоды – костянка, яблоко, многоорешек;
Е) в цветках может быть много тычинок и пестиков;
Ж) растения содержат ядовитые вещества.
В2. Вставьте пропущенные слова:
1. Половое размножение происходит при помощи половых клеток – …., при слиянии
которых образуется …. .
2. В семенах растений имеется ткань, которая содержит запас питательных веществ и
называется …. .
3. Пыльцевое зерно, попадая на рыльце пестика, прорастает, превращаясь в ….. ….. .
4. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называется …. .
5. Пыльца цветков насекомоопыляемых растений ….., ….., ….. .
В3. Выберите верные утверждения.
1. В систематике растений виды объединяются в роды, роды – в семейства, а семейства
объединяются в классы.
2. Для процесса оплодотворения споровых растений необходима капельно-жидкая вода.
3. Плодом голосеменных растений является сложно устроенная шишка.
4. У цветковых растений мужские гаметы крупнее женских.
5. Самоопыление чаще всего происходит в ещё не раскрывшемся цветке.
Часть 3. Задание со свободным ответом.
С1. В чём преимущества полового размножения над бесполым? Ответ обоснуйте.
6 класс РАЗМНОЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
2 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
А1. При слиянии половых клеток образуется:
а) зигота; б) заросток; в) предросток; г) зооспора.
А2. Могут размножаться корневыми отпрысками:
а) смородина, тополь; в) одуванчик, малина;
б) осина, иван-чай; г) крыжовник, яблоня.
А3. Могут размножаться с помощью ползучих побегов – усов:
а) сансевьера, сенполия; в) земляника, клюква;
б) ландыш, пырей; г) нарцисс, тюльпан.
А4. Могут размножаться стеблевыми черенками:
а) яблоня, груша; в) топинамбур, картофель;
б) орхидея, жень-шень; г) роза, ива.
А5. Формула цветка растений семейства Розоцветные:
а) *О3+3Т3+3 П1 б) *Ч4Л4Т4+2П1 в) *Ч5Л5Т∞П∞ г) *Ч(5)Л(5)Т5П1
А6. Формула цветка растений семейства Сложноцветных:
а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 б) 1 О(2)+2Т3П1 в) нет верного ответа г) *Ч5Л5Т∞П1
А7. Длинные листья имеют влагалища, охватывающие стебель у растений
семейства:
а) Сложноцветные; б) Лилейные; в) Паслёновые; г) Злаковые.
А8. Корнеплоды могут образовывать некоторые у растения семейства:
а) Злаковые; б) Сложноцветные; в) Крестоцветные; г) Бобовые.
А9. Представителями семейства Лилейных являются растения:
а) шиповник, яблоня, абрикос; в) василёк, подсолнечник, астра;
б) ландыш, лук, чеснок; г) горчица, капуста, редька.
А10. Представителями семейства Бобовых являются растения:
а) люпин, горох, чечевица; в) вишня, рябина, земляника;
б) рис, овёс, кукуруза; г) баклажан, томат, белена.
Часть 2.
В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.
Особенностями растений семейства Паслёновых является:
А) некоторые элементы цветка срослись;
Б) растения богаты белками;
В) цветок правильный;
Г) плод – боб;
Д) растения содержат ядовитые вещества;
Е) цветок неправильный;
Ж) плоды – ягоды или коробочки.
В2. Вставьте пропущенные слова:
1. При слиянии половых клеток происходит …… и образуется ….. .
2. На каждой чешуе красноватых шишек сосны развиваются ….. …. …. .
3. В пыльниках тычинок образуются ….. ….. .
4. При …… опылении пыльца из тычинок попадает на рыльце пестика того же самого
цветка.
5. Пыльца цветков ветроопыляемых растений ….., ….., ….. .
В3. Выберите верные утверждения.
1. Научные названия растений даются на английском языке.
2. У мха кукушкина льна мужские гаметы развиваются на одних растениях, женские – на
других.
3. Вегетативное размножение у голосеменных растений встречается очень редко.
4. Число семязачатков в завязях разных растений одинаково.
5. Аромат и нектар имеется в цветках насекомоопыляемых растений в отличие от
ветроопыляемых.
Часть 3. Задание со свободным ответом.
С1. В чём преимущества спорового размножения над вегетативным? Ответ обоснуйте.
6 класс РАЗМНОЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
3 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
А1. При бесполом размножении хламидомонады в результате деления образуется
2 – 8 клеток, каждая их которых называется:
а) зигота; б) заросток; в) предросток; г) зооспора.
А2. Могут размножаться стеблевыми черенками:
а) смородина, тополь; б) осина, иван-чай; в) одуванчик, малина; г) крыжовник, яблоня.
А3. Могут размножаться корневищами:
а) сансевьера, сенполия; в) земляника, клюква;
б) ландыш, пырей; г) нарцисс, тюльпан.
А4. Могут размножаться культурой тканей:
а) яблоня, груша; в) орхидея, жень-шень;
б) топинамбур, картофель; г) роза, ива.
А5. Формула цветка растений семейства Крестоцветные:
а) *О3+3Т3+3 П1 б) *Ч4Л4Т4+2П1 в) *Ч5Л5Т∞П∞ г) *Ч(5)Л(5)Т5П1
А6. Формула цветка растений семейства Розоцветных:
а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 б) 1 О(2)+2Т3П1 в) нет верного ответа г) *Ч5Л5Т∞П1
А7. Имеют видоизменённый стебель в виде корневища или луковицы растения
семейства:
а) Лилейные; б) Сложноцветные; в) Паслёновые; г) Злаковые.
А8. Трубчатые, воронковидные и язычковые цветки имеется у растений семейства:
а) Злаковые; б) Сложноцветные; в) Крестоцветные; г) Бобовые.
А9. Представителями семейства Паслёновых являются растения:
а) шиповник, яблоня, абрикос; в) василёк, подсолнечник, астра;
б) дурман, картофель, табак; г) горчица, капуста, редька.
А10. Представителями семейства Злаковых являются растения:
а) люпин, горох, чечевица; в) вишня, рябина, земляника;
б) баклажан, томат, белена; г) рис, овёс, кукуруза.
Часть 2.
В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.
Особенностями растений семейства Крестоцветных является:
А) двойной околоцветник;
Б) некоторые растения образуют корнеплоды;
В) на корнях образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии;
Г) плоды – стручки или стручочки;
Д) плоды – костянка, яблоко, многоорешек;
Е) в цветках может быть много тычинок и пестиков;
Ж) листья могут быть собраны в прикорневую розетку.
В2. Вставьте пропущенные слова:
1. Бесполое размножение делят на …. и …. .
2. На каждой чешуе зеленоватых шишек сосны развиваются ….. …. …. .
3. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке формируется …. .
4. При …… опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльца
пестиков цветка другого растения.
5. У ветроопыляемых растений цветки ….., ….., ….. .
В3. Выберите верные утверждения.
1. Основной единицей систематики является подвид.
2. Папоротники опыляются при помощи ветра.
3. Семена сосны состоят из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.
4. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.
5. Некоторые растения могут опыляться только определёнными насекомыми.
Часть 3. Задание со свободным ответом.
С1. В чём преимущество семенного размножения над споровым? Ответ обоснуйте.
6 класс РАЗМНОЖЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
4 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.
А1. Из проросшей споры папоротника образуется маленькая зелёная пластинка:
а) зигота; б) заросток; в) предросток; г) зооспора.
А2. Могут размножаться корневыми черенками:
а) смородина, тополь; в) одуванчик, малина;
б) осина, иван-чай; г) крыжовник, яблоня.
А3. Могут размножаться луковицами:
а) сансевьера, сенполия; в) земляника, клюква;
б) ландыш, пырей; г) нарцисс, тюльпан.
А4. Могут размножаться прививкой:
а) яблоня, груша; в) топинамбур, картофель;
б) орхидея, жень-шень; г) роза, тюльпан.
А5. Формула цветка растений семейства Паслёновые:
а) *О3+3Т3+3 П1 б) *Ч4Л4Т4+2П1 в) *Ч5Л5Т∞П∞ г) *Ч(5)Л(5)Т5П1
А6. Формула цветка растений семейства Злаковых:
а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 б) 1 О(2)+2Т3П1 в) нет верного ответа г) *Ч5Л5Т∞П1
А7. Имеют плод семянку с приспособлениями для распространения ветром растения
семейства:
а) Сложноцветные; б) Лилейные; в) Паслёновые; г) Злаковые.
А8. Тройчатые, перистые и пальчатые листья имеется у растений семейства:
а) Злаковые; б) Сложноцветные; в) Крестоцветные; г) Бобовые.
А9. Представителями семейства Розоцветных являются растения:
а) шиповник, яблоня, абрикос; в) василёк, подсолнечник, астра;
б) ландыш, лук, чеснок; г) горчица, капуста, редька.
А10. Представителями семейства Лилейных являются растения:
а) люпин, горох, чечевица; в) спаржа, тюльпан, гиацинт;
б) рис, овёс, кукуруза; г) баклажан, томат, белена.
Часть 2.
В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.
Особенностями растений семейства Бобовых является:
А) некоторые элементы цветка срослись;
Б) растения богаты белками;
В) цветок правильный;
Г) плод – боб;
Д) растения содержат ядовитые вещества;
Е) цветок неправильный;
Ж) плоды – ягоды или коробочки.
В2. Вставьте пропущенные слова:
1. Мужские половые клетки называются ….., женские – ….. .
2. Попав на женские шишки сосны, пыльца прорастает и образует …. …. .
3. На вершине семязачатка имеется узкий канал – …. .
4. Опыление растений, которое производит человек, называется ….. .
5. У насекомоопыляемых растений цветки ….., ….., ….. .
В3. Выберите верные утверждения.
1. Сорт – это группа растений одного вида, созданная человеком, с определенными
признаками и свойствами.
2. Споры у мхов образуются в спорангиях на нижней стороне листьев.
3. Голосеменные растения плодов не образуют.
4. Все цветковые растения способны к самоопылению.
5. У некоторых растений в образовании плода принимают участие кроме завязи и другие
части цветка.
Часть 3. Задание со свободным ответом.
С1. В чём преимущество вегетативного размножения над семенным? Ответ обоснуйте.
Ответы к заданиям КР №2 6 класс
Размножение и классификация покрытосеменных растений
№п/п |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Баллы |
Часть 1 |
|||||
А1 |
В |
А |
Г |
А |
1 |
А2 |
Г |
Б |
А |
В |
1 |
А3 |
А |
В |
Б |
Г |
1 |
А4 |
В |
Г |
В |
А |
1 |
А5 |
А |
В |
Б |
Г |
1 |
А6 |
А |
В |
Г |
Б |
1 |
А7 |
В |
Г |
А |
А |
1 |
А8 |
Б |
В |
Б |
Г |
1 |
А9 |
Б |
Б |
Б |
А |
1 |
А10 |
В |
А |
Г |
В |
1 |
Часть 2 |
|||||
В1 |
А,Д,Е |
А,В,Д,Ж |
А,Б,Г,Ж |
А,Б,Г,Е |
2 |
В2 |
1 – гамет, зигота 2 – эндосперм 3 – пыльцевую трубку 4 – опыление 5 – крупная, лип- кая, шерохова- тая |
1 – оплодотворе- ние, зигота 2 – по 2 семяза- чатка 3 – пыльцевые зёрна (пыльца) 4 – при само- опылении 5 – мелкая, лёг- кая, сухая |
1 – бесполое (спорообразование) и вегетативное 2 – по 2 пыльцевых мешочка 3 – зародышевый мешок 4 – перекрёст ном 5 –невзрачные, без нектара и запаха, мелкие |
1 – спермии, яйцеклетки 2 – пыльцевую трубку 3 – пыльцевход 4 – искусственное 5 – крупные, яр-кие или мелкие в соцветиях, с аро-матом и нектаром |
2 |
В3 |
1,2,5 |
2,3,5 |
3,4,5 |
1,3,5 |
2 |
Часть 3 |
|||||
С1 |
При ПР новый орга-низм образуется в результате слияния мужской и женской гамет, каждый роди-тель имеет свои на-следственные приз-наки. При их пере-комбинации могут появиться новые свойства, которые помогут приспосо-биться к условиям окр. среды и повы-шают шансы на вы-живание вида. |
ВР: новая особь на-следует признаки материнского орга-низма. Количество потомков ограни-чено его размерами. СР: одно растение может дать тысячи и миллионы специа-лизированных кле-ток-спор, которые разносятся далеко от материнской особи. |
Спора – специализи-рованная клетка. Про-растание зависит от окр. среды, поэтому их образуется много – тратятся ресурсы ор-ганизма. Семя – мно-гоклеточное, защище-но кожурой, содержит запас пит. веществ и зачаток нового расте-ния. Прорастает быстрее, больше шансов на выживание. |
Вегетативное раз-множение: расте-ния быстро расселя-ются и растут. Не-которые растения (земляника, сныть), растущие в тени, почти не цветут и не образуют пло-дов. Опыление мо-жет быть осложне-но погодными ус-ловиями. |
2 |
РАЗРАБОТКА
ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ ПО БИОЛОГИИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС.
Ганиева
Эндже Радиковна, учитель биологии МБОУ “Березкинская основная общеобразовательная
школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
ФГОС устанавливают требования к
образовательным результатам, среди которых выделяют личностные, метапредметные и
предметные образовательные результаты.
Слайд 2
Для оценки качества образовательного
процесса и обеспечения индивидуального подхода учителю необходимо анализировать
динамику образовательных результатов, достигнутых учащимися, что требует
проведения мониторинга образовательных результатов.
Слайд3
Мониторинг- это , прежде всего,
инструмент , помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на
индивидуальные возможности каждого ученика, создать для нее оптимальные условия
для достижения качественного образовательного результата. Основным принципом
мониторинга качества образования является систематичность
в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость
в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый,
тематический и “одного урока”.
Слайд4
Целью проведения
мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем
выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Поэтому, я для себя,
как учитель – предметник поставила следующие задачи:
определение достижений учащихся по темам изучаемого курса биологии; реализация
индивидуальных возможностей учащихся; отслеживание результатов учебной
деятельности по предмету. Для решения поставленных задач и для эффективной
организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания
результатов учебной деятельности учащихся:
Подготовка и проведение тестов, контрольных работ .
Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
Определение уровня учебных достижений учащихся.
Определение задач по коррекции ЗУН.
Проведение коррекционной работы.
Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков .
Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
Слайд5
Мониторинг предполагает наличие достоверных
и надёжных инструментов оценивания, которые должны обеспечивать:
оценку
образовательных результатов, основанную на описании уровней достижений;
подходы
к оценке учебных достижений, объективные, понятные всем обучающимся;
оценку,
отражающую положительную динамику развития каждого ученика, улучшение учебных
достижений;
оценку,
развивающую способность учащихся к самооценке процесса и результатов обучения,побуждающую
к постановке конкретных задач в дальнейшем обучении.
Слайд6При
оценке образовательных достижений учащихся возникает проблема, которая
заключается в том, что контрольные работы, составленные в традиционной форме,
не могут дать учителю полную информацию о том, какие коррективы необходимо
вносить в организацию учебного процесса для повышения качества образовательных
результатов, поскольку анализируемым объектом чаще всего выступает отметка,
полученная учащимся. Учитель может «изучать динамику», сравнивая, например,
средние отметки за контрольные работы, полученные за первое и второе полугодие,
в товремя как причины, по которым конкретный учащийся получил «3» или «5», чаще
всего выпадают из сферы анализа. ФГОС предусматривает предъявление учащимся
планируемых результатов по каждой теме учебного предмета. Решением данной
проблемы может стать разработка системы единого критериального оценивания для
каждого метапредметного результата. В структуре и содержании тематической
контрольной работы, разработанной в формате ФГОС, должны находить отражение
четыре критерия (они же — разделы контрольной работы), по которым проводят
оценивание образовательных результатов:
Слайд 7
1. Предметные знания — знание и понимание предметного
материала.
В разделе «Уровень предметных знаний» формулируются
вопросы и задания на знание правил, терминов, фактов по данному учебному
предмету.
Слайд 8
2. Познавательные УУД — мышление: использование
приёмов критического и креативного мышления, планирование умений (обобщение идей,
сбор информации, организация информации), реализация умений (интерпретация, анализ,
синтез).
В разделе «Уровень познавательных УУД» формулируются
задания, позволяющие выявить у учащихся:
умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-
ровать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое
обоснование, умозаключение и делать
выводы;
уровень
смыслового чтения.
Виды заданий на выявление
уровня познавательных УУД:
найди
соответствие между понятием и определением;
классифицируй
список понятий, группу рисунков, символов с указанием критериев классификации;
сверни
текст в опорный конспект и другие.
Слайд 9
3. Коммуникативные УУД — передача знаний
через разные формы текста.
В разделе «Уровень коммуникативных УУД» формулируются
задания, в которых учащимся необходимо проявить умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.
Слайд 10
4. Компетентностные задачи + регулятивные
УУД — использование знаний и умений для установления
связей внутри контекста и между ними.
В разделе «Компетентностные задачи +
уровень регулятивных УУД» формулируются задания, которые побуждают учащихся
выполнить следу-
ющие действия:
самостоятельная
постановка целей, самоанализ мотивов;
выбор
путей достижения целей;
самоконтроль
и коррекция в процессе достижения цели;
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора.
Разработка компетентностных задач, проверяющих
способность использовать знания в жизни, требует особого внимания. Решение
таких задач требует от учащихся достаточно высокого уровня развития
регулятивных УУД.
Слайд 11.
Слайд 12.
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд
16
Слайд
17
Для
ученика важным является понимание требований стандарта к образовательным
результатам, что находит отражение в содержании уровневых дескрипторов
(описания уровней качества выполнения, т.е. степень приближения к данной цели),
которые «запускают» мотивационные механизмы, дают установку на осознание личной
ответственности за образовательные результаты и превращают возможность
«ситуации успеха» в реальность. Подводя итоги, можно отметить, что разработка
контрольных работ в формате критериального оценивания представляется
перспективным направлением и предполагает в дальнейшем выполнение следующих
задач:
1.
Разработать варианты заданий и описание уровневых дескрипторов к ним по каждому
учебному модулю предмета.
2.
Совершенствовать систему мониторинга образовательных результатов.
3.
На основании анализа качества выполнения каждого из четырёх разделов
тематической контрольной работы, полученных в ходе мониторинга, разработать
систему мер по обеспечению индивидуализации образовательного процесса для
достижения каждым учащимся оптимального уровня образовательных результатов.
Слайд
18 (последний )
Приложения:
1. Сравнительная
характеристика метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы начального и основного общего образования в соответствии с ФГОС
2. Структура
и содержание тематической контрольной работы, соответствующие требованиям ФГОС
НОО к предметным и метапредметным образовательным результатам
3. Структура
и содержание тематической контрольной работы, соответствующие требованиям ФГОС
ООО к предметным и метапредметным образовательным результатам.
4. Диагностическая
работа по биологии в 8 классе.
Литература:
1. Галеева Н.Л. Модернизация системы внутришкольного контроля
качества образовательного процесса для реализации требований ФГОС и НСОТ.
(лекции 1-4) М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012год.
2. Панарина Л. В. Мониторинг качества процесса обучения в
деятельности учителя-предметника, учителя начальных классов. http://festival.1september.ru/articles/637700/
Приложение
1.
Сравнительная
характеристика метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы начального и основного общего образования в соответствии с ФГОС
начального общего образования |
основного общего |
1) овладение |
1) |
2) освоение |
2) умение |
3) формирование |
3) умение |
4) формирование |
4) |
5) |
5) владение |
6) использование |
6) умение |
7) активное |
11) формирование |
8) использование |
|
9) овладение |
8) смысловое |
10)овладение |
7) |
11)готовность |
10) умение |
12)определение |
9) умение |
13)готовность |
|
14)овладение |
12) |
15)овладение |
|
16)умение |
Примечание : цифры перед описанием
каждого УУД соответствуют номеру УУД в перечне ФГОС
Приложение
2 . Структура и содержание тематической контрольной работы, соответствующие
требованиям ФГОС НОО к предметным и метапредметным образовательным результатам
Раздел тематической контрольной работы |
Универсальные учебные действия, уровень |
Предметные знания |
Вопросы и задания на знание формулировок |
Уровень познавательных УУД |
6. Использование знаково-символических 14.Овладение начальными сведениями о 9.Смысловое чтение. 10.Овладение логическими действиями 15.Овладение базовыми предметными и |
Уровень коммуникативных УУД |
11.Готовность слушать собеседника и 8.Использовать различные способы поиска 7. Активное использование речевых |
Способность решать компетентностные |
1.Овладение способностью принимать и 2)Освоение 3)формирование формирование умения 5)Освоение начальных форм познавательной 12) Определение общей цели и путей 13)Готовность 14) |
Приложение
3 . Структура и содержание тематической контрольной работы, соответствующие
требованиям ФГОС ООО к предметным и метапредметным образовательным
результатам.
Раздел тематической контрольной работы |
Универсальные учебные действия, уровень |
Предметные знания |
Вопросы и задания на знание формулировок |
Уровень познавательных УУД |
6) умение 7) 8) смысловое 12) |
Уровень коммуникативных УУД |
9) умение 10) умение 11) формирование |
Способность решать компетентностные |
1) 2) умение 3) умение 4) 5) владение |
Приложение
4. Диагностическая работа по биологии в 8 классе.
Курс : Биологии 8 класса. Человек и его
здоровье.
Тема учебного курса: «Внутренняя среда
организма. Иммунитет»
Разделы |
|
Уровневые |
||
Оптимальный уровень (5 |
Достаточный уровень (4 |
Критический уровень (3 |
||
1. |
1. А) кровь Б) В) кровь 2. Кровь А) Б) В) Г) 3. А) Иван Б) Илья В) Иван 4. К А) Б) В) 5. А) Б) В) 6. А) белые Б) В) 7. А) от Б) к В) к 8. Обмен А) в Б) в В) в 9.Кровообращение А) Б) В) 10. А) Б) дает В) дает |
100%-правильных (10заданий |
81-90% ( 8-9 |
60- 79% ( 6-7 |
2. развития УУД на |
1.Как
2.Используя
2. – В чем – В – Какое |
При |
При |
При |
При При |
||||
3. развития ных УУД темы |
Выполните (инструкция Результаты |
Использование Готовность |
||
4. развития УУД на |
Сравните |
Оценка Владение Освоение Умение Умение |
«Подсчет пульса до и после
дозированной нагрузки»
Оборудование: часы с секундной стрелкой
Цель работы:
1) Научиться
подсчитывать пульс.
2) С
помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать
выводы об особенностях его работы в разных условиях.
Порядок работы:
1. Ответьте
на вопросы:
Что такое пульс? Где его можно
обнаружить? Почему?
2. Найдите
пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его
подсчитывать.
3. Подсчитайте
пульс за 1 минуту в положении сидя, стоя, после 10 приседаний.
4. Выполните
отчет о проделанной работе:
– запишите в тетрадь, что такое
пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов;
-заполните таблицу «Изменение пульса
при мышечной нагрузке»
|
||
|
|
|
в |
в |
|
Сравните
полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и
при нагрузке.
5. Сравните
полученные результаты с результатами соседа.
Пояснительная записка
к итоговой контрольной работе по биологии
9 класс
Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 9 классе:
– биология как наука;
– эволюция живого мира;
– структурно-функциональная организация организмов;
– размножение и индивидуальное развитие организмов;
– наследственность и изменчивость организмов;
– основы экологии.
В тестах представлены разнообразные задания по темам:
Часть А содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.
Часть В содержит 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.
В1, В2 – умение проводить множественный выбор;
В3, В4 – умение устанавливать соответствие;
В5 – умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.
На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.
Критерии оценивания:
«5» 85% – 100%
«4» 75% – 84%
«3» 51% – 74%
Ответы:
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Вариант – 1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
1 |
4 |
4 |
3 |
Вариант – 2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
2 |
4 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
В |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||||||||||
Вариант – 1 |
145 |
234 |
211122 |
122112 |
ДГВАБ |
|||||||||||||||
Вариант – 2 |
126 |
124 |
212112 |
121212 |
БАГВД |
Элементы содержания.
№ задания |
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности |
Макс балл |
Время выполнения |
Часть А |
||||
1 |
Биология как наука |
Б |
1 |
1 |
2 |
Признаки живых организмов |
Б |
1 |
1 |
3 |
Методы изучения живых объектов |
Б |
1 |
1 |
4 |
Уровни организации живой материи |
Б |
1 |
1 |
5 |
Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов |
Б |
1 |
1 |
6 |
Разнообразие организмов. Вирусы |
Б |
1 |
1 |
7 |
Клеточная теория |
Б |
1 |
1 |
8 |
Деление клетки |
Б |
1 |
1 |
9 |
Химический состав клетки. Функции органических веществ |
Б |
1 |
1 |
10 |
Структурная организация клетки |
Б |
1 |
1 |
11 |
Основные понятия генетики |
Б |
1 |
1 |
12 |
Изменчивость организмов |
Б |
1 |
1 |
13 |
Основы эволюционной теории |
Б |
1 |
1 |
14 |
Движущие факторы эволюции |
Б |
1 |
1 |
15 |
Взаимоотношения организмов |
Б |
1 |
1 |
16 |
Экологические факторы. |
Б |
1 |
1 |
17 |
Природные сообщества |
Б |
1 |
1 |
18 |
Компоненты экосистемы |
Б |
1 |
1 |
19 |
Цепи питания |
Б |
1 |
1 |
20 |
Биосфера. Круговорот веществ в природе |
Б |
1 |
1 |
Итого часть А |
Б |
20 |
20 |
|
Часть В |
||||
В1 |
Система и многообразие живой природы |
П |
2 |
5 |
В2 |
Приспособленность организмов |
П |
2 |
5 |
В3 |
Клеточный метаболизм |
П |
2 |
5 |
В4 |
Способы использования энергии организмами |
П |
2 |
5 |
В5 |
Усложнение растений и животных в эволюции |
П |
2 |
5 |
Итого часть В |
П |
10 |
25 |
|
Итого |
30 |
45 |
Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс
Вариант – 1
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?
5. Митохондрии отсутствуют в клетках
6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они
7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что
8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?
9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
10. К эукариотам относятся
|
11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?
12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость
13. Учение о движущих силах эволюции создал
14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между
16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?
18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?
19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?
|
ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.
В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что
-
они способны питаться только готовыми органическими веществами
-
они растут в течении всей своей жизни
-
в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
-
в клетках содержится хитин
-
в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты
-
они размножаются спорами
В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:
-
листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.
-
Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.
-
Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.
-
Листопад осенью.
-
Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.
-
Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.
В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.
|
|
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
|
|
В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.
А) голосеменные
Б) цветковые
В) папоротникообразные
Г) псилофиты
Д) водоросли
Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс
Вариант – 2
ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.
1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?
3. Появление электронной микроскопии позволило ученым увидеть в клетке
4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?
5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью
6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют
7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица
8. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате
9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются
10. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят
11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?
|
12. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость
13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит
14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека
15. Конкуренция в сообществах возникает между
16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных
18. К редуцентам, как правило, относятся
19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?
20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,
|
ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.
В1. В чем проявляется сходство растений и грибов
-
растут в течение всей жизни
-
всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела
-
растут только в начале своего индивидуального развития
-
питаются готовыми органическими веществами
-
являются производителями в экосистемах
-
имеют клеточное строение
В2. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:
-
яркая окраска божьих коровок
-
чередование ярких полос у шмеля
-
чередование темных и светлых полосу зебры
-
яркие пятна ядовитых змей
-
окраска жирафа
-
внешнее сходство мух с осами
В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.
|
|
В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
|
|
В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.
-
Членистоногие
-
Кишечнополостные
-
Земноводные
-
Рыбы
-
Птицы
Как составить проверочные тесты по биологии
Для оценки знаний учащихся педагоги используют проверочные тесты. Именно на основе тестирования можно сделать вывод о подготовке учеников к годовым экзаменам, а также узнать «пробелы» в знаниях у группы людей. Подготовка самих вопросов очень важна, ведь именно они дадут четкую картину успеваемости класса. Например, проверочные тесты по биологии.
Инструкция
Тесты бывают разноуровневыми. Например, для одной группы людей определенные вопросы будут достаточно простыми. Тогда как для других этот тест покажется очень сложным и непонятным. Поэтому очень важно выявить способность коллектива к усваиванию информации, которую вы им доносите. Это делается достаточно легко: в процессе работы с коллективом вы оцениваете их возможности, то есть при диалоге или практических занятиях способности людей будут очевидны.
При составлении проверочных тестов, вы должны знать, каким временем вы располагаете. Например, достаточно сложно будет сориентироваться учащимися, если тест будет состоять из 100 сложных вопросов, рассчитанных на 45 минут.
Составьте вопросы по биологии, исходя из пройденного материала. Например, если вы не проходили строение микроскопа, то спрашивать, что находится в нижней части тубуса – нецелесообразно. Помните, что ученики неохотно изучают материал самостоятельно.
Составьте вопросы в достаточно легкой и понятной форме, не стоит нагружать их сложными понятиями и тяжелыми для восприятия оборотами. Ответа на вопрос может быть несколько, но это только усложнит задачу для учащихся, поэтому такие проверочные тесты лучше проводить для группы людей, которые углубленно изучают биологию.
Если вы в ходе обучения проводили с коллективом какие-либо опыты (например, с горохом), то можете включить вопросы, касающиеся этих экспериментов. Включите вопросы из всех пройденных разделов. Также вы можете сформулировать вопросы, на которые ученики должны ответить, включив логику. Например, какие нижеперечисленные растения имеют вьющийся стебель? Ответы: земляника, вьюнок, пшеница, яблоня, тополь.
Включите в проверочный тест и определения. Например, реснички – это органы передвижения.… И далее идут ответы: хламидомонады, вольвокса, эвглены зеленой, инфузории-туфельки, арцеллы.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.