Как составить контрольную работу по биологии

Биология — один из основных предметов для студентов, которые выбрали специальность, связанную с естественными науками. Её учат будущие медики, ветеринары, химики, а также некоторые инженеры. Чтобы получить за эту дисциплину высокую оценку, нужно вовремя выполнять задания преподавателей и хорошо писать контрольные. Мы дадим несколько советов, о том, как написать контрольную работу по биологии на отлично.

Этими и другими не менее полезными советами мы с радостью делимся с нашими подписчиками в специальном телеграм-канале. А специальная группа понравится тем, кто любит акции и выгодные предложения.

Виды контрольных работ по биологии

Контрольная работа — одна из форм проверки знаний, которую преподаватели проводят во время занятия или задают учащимся для самостоятельной подготовки дома.

Работа может быть нескольких видов:

  • тестовые задания;
  • открытые вопросы с кратким ответом;
  • теоретические вопросы, предусматривающие развернутый ответ.

Эксперименты обычно проводят на лабораторных работах, во время контрольных учителя редко дают задания, связанные с опытами и требующие специального оборудования.

Как подготовиться к контрольной по биологии

Залог хорошо написанной работы — систематическая подготовка:

  1. Сразу уточните у преподавателя вид контрольной работы и темы, которые на ней будут.
  2. Если работа будет в тестовой форме или требует кратких ответов, не помешает найти работы на похожие темы в интернете и потренироваться на них. Прорешав несколько тестов, можно привыкнуть к такому формату и запомнить ответы на самые распространённые вопросы.
  3. Если контрольная состоит из нескольких теоретических вопросов, необходимо заранее подобрать и изучить соответствующую литературу. Это поможет освежить в памяти пройденную информацию и привыкнуть к её научному изложению.
  4. Обратите внимание на иллюстрации, не пролистывайте схемы и рисунки: они дают наглядное представление о сложных биологических процессах.

Как подготовиться к контрольной по биологии

Во время итогового контроля обычно дают задания разных уровней: от простых к более сложным

При подготовке пригодятся и современные ресурсы: в YouTube много образовательных каналов, где собраны лекции лучших преподавателей на самые разные темы. Возможно, вы найдёте как раз тот материал, по которому предстоит проверочная работа.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как написать контрольную по биологии

Получить хорошую оценку за контрольную работу можно, если соблюдать несложные правила:

  • не спешить;
  • не пользоваться непроверенными источниками;
  • не пытаться списать в присутствии учителя.

Если вы готовите контрольную дома, выделите на это достаточно времени. Вряд ли получится ответить на несколько теоретических вопросов меньше, чем за 40 минут, а если вопросы сложные, то понадобится и 1-2 часа.

Начинайте с самых простых и понятных вопросов, постепенно переходя к более сложной части. При подготовке работы сразу отмечайте цитаты и указывайте ссылку на первоисточник, чтобы преподаватель не обвинил вас в плагиате. Не пытайтесь найти ответы в сетевых энциклопедиях или сайтах готовых работ, лучше воспользоваться специализированной литературой.

При написании контрольной работы в аудитории у студентов часто возникает желание списать у соседа или поискать ответы в интернете. Это не самое удачное решение: если преподаватель заметит такие попытки, студента могут удалить с контрольной без права пересдачи (особенно обидно, если это произойдёт на экзамене). Лучше ориентироваться на собственные знания (тем более у соседа может оказаться другой вариант).

Как оформить контрольную работу по биологии

Оформление контрольной также зависит от её вида:

  1. Ответы на тесты обычно можно отмечать сразу в бланках, которые раздал преподаватель.
  2. Краткие ответы можно писать на тетрадном или альбомном листе. Как правило, объём таких ответов небольшой (3-5 предложений).
  3. Работу с развёрнутыми ответами чаще всего готовят дома. Оформляйте документ по стандартным правилам (шрифт Times New Roman размера 14 пт, полуторный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзацный отступ — 1.25 см).

При подготовке работы дома также не забудьте про все структурные элементы:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • ответы на вопросы.
  • список использованной литературы.

А чтобы преподаватель не сомневался, что студент действительно работал с источниками, в тексте работы обязательно должны быть ссылки на них.

Если у студентов совсем нет времени готовиться к контрольной, её написание всегда можно доверить экспертам образовательного сервиса. Там работают профессионалы, которые помогут на отлично подготовить любую учебную работу: от лабораторной до дипломного проекта.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Методические  рекомендации

по составлению

контрольных тестов

по  биологии

Спецификация теста

Педагогические цели тестирования:

– выявление результатов обучения при изучении определённых разделов;

– установление уровня подготовки каждого учащихся относительно требований программы и оценить знания всех элементов содержания предмета;

– установить умения ориентироваться в понятиях и определениях данного раздела.

Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание теста:

1. Рабочие программы  Биология  5 – 9 классы. Программа основного общего образования.

    Биология  5 – 9 классы – Вертикаль –  Авторы  –  Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.  

    –  М.: «Дрофа», 2016 – с.259 – 273.

  1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. – Вертикаль – М.: «Дрофа», 2013.

Содержание теста:

 Раздел  № 2. «Жизнь растений (размножение)» – 4 учебных часа.

 Раздел  № 3. «Классификация растений» – 6 учебных часов.

 Применяемый подход к разработке и интерпретации теста:

   критериально  ориентированный тест

Элементы содержания предмета, включенные в тест:

Способы размножения растений. Размножение споровых и семенных растений. Отличие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Вегетативное размножение. Основы систематики растений. Особенности растений семейств Крестоцветные, Паслёновые, Розоцветные, Бобовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаковые.

Требования к уровню подготовки респондента:     базовый уровень.

Структура теста: с расположением заданий в основном согласно логике изучаемого  предмета.

Доминирующая деятельность испытуемого:      письменный ответ на вопросы.

Форма предъявления:  бланковые тесты

Количество вариантов теста:      4.

Количество заданий в одном варианте:      14

Количество форм заданий в варианте теста:

– закрытые тестовые задания с выбором одного ответа из четырёх предложенных (10);

– задание с выбором трёх ответов из шести предложенных (1);

– открытое задание на знание ключевых понятий темы (1);  

– задание на определение верного утверждения (1);

– задание со свободным ответом (1).

Общее время выполнения теста:      45 минут.

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

С1

Итого

Кол-во баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

18

баллов

Критерии оценки:              Максимальный балл – 18.      Проверка и оценивание:

  Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу

«5»  – 17 – 18  баллов;

«4»  – 12 – 16  баллов;

«3»  –  7 – 11  баллов;

«2»  –  6  баллов и ниже.

Оптимальный уровень   –  94% – 100% правильно выполненных заданий.

Допустимый уровень  –    67% – 89% правильно выполненных заданий.

Критический уровень  –   39% – 61% правильно выполненных заданий.

Недопустимый уровень – менее 33% правильно выполненных заданий.

6  класс           РАЗМНОЖЕНИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ

  1. вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

А1. Из проросшей споры мха образуется тонкая зелёная нить:

а) зигота;               б) заросток;                    в) предросток;                    г) зооспора.

А2. Могут размножаться отводками:

а) смородина, тополь;                                 в) одуванчик, малина;

б) осина, иван-чай;                                      г) крыжовник, яблоня.    

А3. Могут размножаться листовыми черенками:

а) сансевьера, сенполия;                              в) земляника, клюква;

б) ландыш, пырей;                                       г) нарцисс, тюльпан.

А4. Могут размножаться клубнями:

а) яблоня, груша;                                            в) топинамбур, картофель;

б) орхидея, жень-шень;                                  г) роза, ива.

А5. Формула цветка растений семейства Лилейные:

а) 3+3Т3+3 П1               б) 4Л4Т4+2П1             в) 5Л5ТП              г) (5)Л(5)Т5П1

А6. Формула цветка растений семейства Бобовых:

а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1                                               в) нет верного ответа

б) 1 О(2)+2Т3П1                                                                   г) 5Л5Т  П1

А7. Ядовитые вещества содержатся в различных частях растений семейства:

а) Сложноцветные;              б) Лилейные;               в) Паслёновые;            г) Злаковые.

А8. Соцветие корзинка имеется у растений семейства:

а) Злаковые;           б) Сложноцветные;             в) Крестоцветные;           г) Бобовые.

А9. Представителями семейства Крестоцветных являются растения:

а) шиповник, яблоня, абрикос;                            в) василёк, подсолнечник, астра;

б) горчица, капуста, редька;                                г) ландыш, лук, чеснок.

А10. Представителями семейства Розоцветных являются растения:

а) люпин, горох, чечевица;                                    в) вишня, рябина, земляника;

б) рис, овёс, кукуруза;                                            г) баклажан, томат, белена.

Часть 2.

В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.

   Особенностями растений семейства Розоцветных является:

А) двойной околоцветник;

Б) некоторые растения образуют корнеплоды;

В) на корнях образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии;

Г) плоды – стручки или стручочки;

Д) плоды – костянка, яблоко, многоорешек;

Е) в цветках может быть много тычинок и пестиков;

Ж) растения содержат ядовитые вещества.

В2. Вставьте пропущенные слова:

1. Половое размножение происходит при помощи половых клеток – …., при слиянии

    которых образуется  …. .

2. В семенах растений имеется ткань, которая содержит запас питательных веществ и

   называется  …. .

3. Пыльцевое зерно, попадая на рыльце пестика, прорастает, превращаясь в  …..  ….. .

4. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называется  …. .

5. Пыльца цветков насекомоопыляемых растений ….., ….., ….. .

В3. Выберите верные утверждения.

1. В систематике растений виды объединяются в роды, роды – в семейства, а семейства

    объединяются в классы.

2. Для процесса оплодотворения споровых растений необходима капельно-жидкая вода.

3. Плодом голосеменных растений является сложно устроенная шишка.

4. У цветковых растений мужские гаметы крупнее женских.

5. Самоопыление чаще всего происходит в ещё не раскрывшемся цветке.

Часть  3. Задание со свободным ответом.

С1. В чём преимущества полового размножения над бесполым? Ответ обоснуйте.

6  класс           РАЗМНОЖЕНИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ

2   вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

А1. При слиянии половых клеток образуется:

а) зигота;               б) заросток;                    в) предросток;                    г) зооспора.

А2. Могут размножаться корневыми отпрысками:

а) смородина, тополь;                               в) одуванчик, малина;

б) осина, иван-чай;                                    г) крыжовник, яблоня.  

А3. Могут размножаться с помощью ползучих побегов – усов:

а) сансевьера, сенполия;                              в) земляника, клюква;

б) ландыш, пырей;                                       г) нарцисс, тюльпан.

А4. Могут размножаться стеблевыми черенками:

а) яблоня, груша;                                            в) топинамбур, картофель;

б) орхидея, жень-шень;                                  г) роза, ива.

А5. Формула цветка растений семейства Розоцветные:

а) 3+3Т3+3 П1               б) 4Л4Т4+2П1             в) 5Л5ТП              г) (5)Л(5)Т5П1

А6. Формула цветка растений семейства Сложноцветных:

а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1          б) 1 О(2)+2Т3П1           в) нет верного ответа            г) 5Л5ТП1

А7. Длинные листья имеют влагалища, охватывающие стебель у растений

       семейства:

а) Сложноцветные;              б) Лилейные;               в) Паслёновые;            г) Злаковые.

А8. Корнеплоды могут образовывать некоторые у растения семейства:

а) Злаковые;            б) Сложноцветные;             в) Крестоцветные;            г) Бобовые.

А9. Представителями семейства Лилейных являются растения:

а) шиповник, яблоня, абрикос;                            в) василёк, подсолнечник, астра;

б) ландыш, лук, чеснок;                                        г) горчица, капуста, редька.

А10. Представителями семейства Бобовых являются растения:

а) люпин, горох, чечевица;                                    в) вишня, рябина, земляника;

б) рис, овёс, кукуруза;                                            г) баклажан, томат, белена.

Часть 2.

В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.

   Особенностями растений семейства  Паслёновых является:

А) некоторые элементы цветка срослись;

Б) растения богаты белками;
В) цветок правильный;

Г) плод – боб;
Д) растения содержат ядовитые вещества;
Е) цветок неправильный;
Ж) плоды – ягоды или коробочки.

В2. Вставьте пропущенные слова:

1. При слиянии половых клеток происходит ……  и  образуется  ….. .

2. На каждой чешуе красноватых шишек сосны развиваются ….. …. …. .

3. В пыльниках тычинок образуются  …..  ….. .

4. При  …… опылении пыльца из тычинок попадает на рыльце пестика того же самого

    цветка.

5. Пыльца цветков ветроопыляемых растений ….., ….., ….. .

В3. Выберите верные утверждения.

1. Научные названия растений даются на английском языке.

2. У мха кукушкина льна мужские гаметы развиваются на одних растениях, женские – на

    других.

3. Вегетативное размножение у голосеменных растений встречается очень редко.

4. Число семязачатков в завязях разных растений одинаково.

5. Аромат и нектар имеется в цветках насекомоопыляемых растений в отличие от

     ветроопыляемых.

Часть  3. Задание со свободным ответом.

С1. В чём преимущества спорового размножения над вегетативным? Ответ обоснуйте.

6  класс           РАЗМНОЖЕНИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ

3   вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

А1. При бесполом размножении хламидомонады  в результате деления образуется

       2 – 8 клеток, каждая их которых называется:

а) зигота;               б) заросток;                    в) предросток;                    г) зооспора.

А2. Могут размножаться стеблевыми черенками:

а) смородина, тополь;   б) осина, иван-чай;    в) одуванчик, малина;  г) крыжовник, яблоня.    

А3. Могут размножаться корневищами:

а) сансевьера, сенполия;                              в) земляника, клюква;

б) ландыш, пырей;                                       г) нарцисс, тюльпан.

А4. Могут размножаться культурой тканей:

а) яблоня, груша;                                            в) орхидея, жень-шень;

б) топинамбур, картофель;                            г) роза, ива.

А5. Формула цветка растений семейства Крестоцветные:

а) 3+3Т3+3 П1               б) 4Л4Т4+2П1             в) 5Л5ТП              г) (5)Л(5)Т5П1

А6. Формула цветка растений семейства Розоцветных:

а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1            б) 1 О(2)+2Т3П1              в) нет верного ответа     г) 5Л5ТП1

А7. Имеют видоизменённый стебель в виде корневища или луковицы растения

       семейства:

а) Лилейные;              б) Сложноцветные;               в) Паслёновые;            г) Злаковые.

А8. Трубчатые, воронковидные и язычковые цветки имеется у растений семейства:

а) Злаковые;            б) Сложноцветные;             в) Крестоцветные;            г) Бобовые.

А9. Представителями семейства Паслёновых являются растения:

а) шиповник, яблоня, абрикос;                              в) василёк, подсолнечник, астра;

б) дурман, картофель, табак;                                 г) горчица, капуста, редька.

А10. Представителями семейства Злаковых являются растения:

а) люпин, горох, чечевица;                                    в) вишня, рябина, земляника;

б) баклажан, томат, белена;                                   г) рис, овёс, кукуруза.

Часть 2.

В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.

   Особенностями растений семейства  Крестоцветных является:

А) двойной околоцветник;

Б) некоторые растения образуют корнеплоды;

В) на корнях образуются клубеньки, в которых поселяются бактерии;

Г) плоды – стручки или стручочки;

Д) плоды – костянка, яблоко, многоорешек;

Е) в цветках может быть много тычинок и пестиков;

Ж) листья могут быть собраны в прикорневую розетку.

В2. Вставьте пропущенные слова:

1. Бесполое размножение делят на ….   и  …. .

2. На каждой чешуе зеленоватых шишек сосны развиваются ….. …. …. .

3. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке формируется  …. .

4. При  ……  опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльца

    пестиков цветка другого растения.

5. У ветроопыляемых растений цветки  ….., ….., ….. .

В3. Выберите верные утверждения.

1. Основной единицей систематики является подвид.

2. Папоротники опыляются при помощи ветра.

3. Семена сосны состоят из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

4. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.

5. Некоторые растения могут опыляться только определёнными насекомыми.

Часть  3. Задание со свободным ответом.

С1. В чём преимущество семенного размножения над споровым? Ответ обоснуйте.

6  класс           РАЗМНОЖЕНИЕ  И  КЛАССИФИКАЦИЯ  ЦВЕТКОВЫХ  РАСТЕНИЙ

4   вариант

Часть 1. Выберите один правильный ответ из предложенных.

А1. Из проросшей споры папоротника образуется маленькая зелёная пластинка:

а) зигота;               б) заросток;                    в) предросток;                    г) зооспора.

А2. Могут размножаться корневыми черенками:

а) смородина, тополь;                               в) одуванчик, малина;

б) осина, иван-чай;                                    г) крыжовник, яблоня.        

А3. Могут размножаться луковицами:

а) сансевьера, сенполия;                              в) земляника, клюква;

б) ландыш, пырей;                                       г) нарцисс, тюльпан.

А4. Могут размножаться прививкой:

а) яблоня, груша;                                            в) топинамбур, картофель;

б) орхидея, жень-шень;                                  г) роза, тюльпан.

А5. Формула цветка растений семейства Паслёновые:

а) 3+3Т3+3 П1               б) 4Л4Т4+2П1             в) 5Л5ТП              г) (5)Л(5)Т5П1

А6. Формула цветка растений семейства Злаковых:

а) 1 Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1         б) 1 О(2)+2Т3П1             в) нет верного ответа         г) 5Л5ТП1

А7. Имеют плод семянку с приспособлениями для распространения ветром растения

     семейства:

а) Сложноцветные;              б) Лилейные;               в) Паслёновые;            г) Злаковые.

А8. Тройчатые, перистые и пальчатые листья имеется у растений семейства:

а) Злаковые;            б) Сложноцветные;             в) Крестоцветные;            г) Бобовые.

А9. Представителями семейства Розоцветных являются растения:

а) шиповник, яблоня, абрикос;                            в) василёк, подсолнечник, астра;

б) ландыш, лук, чеснок;                                        г) горчица, капуста, редька.

А10. Представителями семейства Лилейных являются растения:

а) люпин, горох, чечевица;                                    в) спаржа, тюльпан, гиацинт;

б) рис, овёс, кукуруза;                                            г) баклажан, томат, белена.

Часть 2.

В1. Выберите несколько правильных ответов из числа предложенных.

   Особенностями растений семейства  Бобовых является:

А) некоторые элементы цветка срослись;

Б) растения богаты белками;
В) цветок правильный;

Г) плод – боб;
Д) растения содержат ядовитые вещества;
Е) цветок неправильный;
Ж) плоды – ягоды или коробочки.

В2. Вставьте пропущенные слова:

1. Мужские половые клетки называются ….., женские – ….. .

2. Попав на женские шишки сосны, пыльца прорастает и образует  …. …. .

3. На вершине семязачатка имеется узкий канал – …. .

4. Опыление растений, которое производит человек, называется  ….. .

5. У насекомоопыляемых растений цветки  ….., ….., ….. .

В3. Выберите верные утверждения.

1. Сорт – это группа растений одного вида, созданная человеком, с определенными

    признаками и свойствами.

2. Споры у мхов образуются в спорангиях на нижней стороне листьев.

3. Голосеменные растения плодов не образуют.

4. Все цветковые растения способны к самоопылению.

5. У некоторых растений в образовании плода принимают участие кроме завязи и другие

    части цветка.

Часть  3. Задание со свободным ответом.

С1. В чём преимущество вегетативного размножения над семенным? Ответ обоснуйте.

Ответы к заданиям  КР №2            6  класс

Размножение и классификация покрытосеменных растений

№п/п

Вариант  1

Вариант  2

Вариант  3

Вариант  4

Баллы

Часть 1

А1

В

А

Г

А

1

А2

Г

Б

А

В

1

А3

А

В

Б

Г

1

А4

В

Г

В

А

1

А5

А

В

Б

Г

1

А6

А

В

Г

Б

1

А7

В

Г

А

А

1

А8

Б

В

Б

Г

1

А9

Б

Б

Б

А

1

А10

В

А

Г

В

1

Часть 2

В1

А,Д,Е

А,В,Д,Ж

А,Б,Г,Ж

А,Б,Г,Е

2

В2

1 – гамет, зигота

2 – эндосперм

3 – пыльцевую

    трубку

4 – опыление

5 – крупная, лип-

   кая, шерохова-

   тая

1 – оплодотворе-

    ние, зигота

2 – по 2 семяза-

  чатка

3 – пыльцевые

   зёрна (пыльца)

4 – при само-

     опылении

5 – мелкая, лёг-

     кая, сухая

1 – бесполое (спорообразование) и вегетативное

2 – по 2 пыльцевых

  мешочка

3 – зародышевый

   мешок

4 – перекрёст ном

5 –невзрачные, без

   нектара и запаха,

   мелкие

1 – спермии,

    яйцеклетки

2 – пыльцевую

   трубку

3 – пыльцевход

4 – искусственное

5 – крупные, яр-кие или мелкие в соцветиях, с аро-матом и нектаром

2

В3

1,2,5

2,3,5

3,4,5

1,3,5

2

Часть 3

С1

При ПР новый орга-низм образуется в результате слияния мужской и женской гамет, каждый роди-тель имеет свои на-следственные приз-наки. При их пере-комбинации могут появиться новые свойства, которые помогут приспосо-биться к условиям окр. среды и повы-шают шансы на вы-живание вида.

ВР: новая особь на-следует признаки материнского орга-низма. Количество потомков ограни-чено его размерами.

СР: одно растение может дать тысячи

и миллионы специа-лизированных кле-ток-спор, которые разносятся далеко

от материнской особи.

Спора – специализи-рованная клетка. Про-растание зависит от окр. среды, поэтому

их образуется много – тратятся ресурсы ор-ганизма. Семя – мно-гоклеточное, защище-но кожурой, содержит запас пит. веществ и зачаток нового расте-ния. Прорастает быстрее, больше шансов на выживание.

Вегетативное раз-множение: расте-ния быстро расселя-ются и растут. Не-которые растения (земляника, сныть), растущие в тени, почти не цветут и не образуют пло-дов. Опыление мо-жет быть осложне-но погодными ус-ловиями.

2

 РАЗРАБОТКА
ТЕМАТИЧЕСКИХ
КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ
ПО БИОЛОГИИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
.

                                                  Ганиева
Эндже Радиковна, учитель биологии МБОУ “Березкинская основная общеобразовательная
школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

ФГОС устанавливают требования к
образовательным результатам, среди которых выделяют личностные, метапредметные  и
предметные образовательные результаты.

Слайд 2

Для оценки качества образовательного
процесса и обеспечения индивидуального подхода учителю необходимо анализировать
динамику образовательных результатов, достигнутых учащимися, что требует
проведения мониторинга образовательных результатов.

Слайд3

 Мониторинг- это , прежде всего,
инструмент , помогающий самому педагогу «настроить» учебный  процесс на
индивидуальные возможности каждого ученика, создать для нее оптимальные условия
для достижения качественного образовательного результата.
Основным принципом
мониторинга
качества образования является систематичность
в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость
в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый,
тематический и “одного урока”.

Слайд4

Целью проведения
мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем
выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы. Поэтому, я для себя,
как учитель – предметник поставила следующие задачи:
определение достижений учащихся по темам изучаемого курса биологии; реализация
индивидуальных возможностей учащихся; отслеживание результатов учебной
деятельности по предмету. Для решения поставленных задач и для эффективной
организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания
результатов учебной деятельности учащихся:

 
Подготовка и проведение тестов, контрольных работ .

 
Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.

 
Определение уровня учебных достижений учащихся.

 
Определение задач по коррекции ЗУН.

 
Проведение коррекционной работы.

 
Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков .

 
Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.

 
Итоговое оценивание уровня учебных достижений.

 
Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.

 
Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.

Слайд5

Мониторинг предполагает наличие достоверных
и надёжных инструментов оценивания, которые должны обеспечивать:

􀁹 оценку
образовательных результатов, основанную на описании уровней достижений;

􀁹 подходы
к оценке учебных достижений, объективные, понятные всем обучающимся;

􀁹 оценку,
отражающую положительную динамику развития каждого ученика, улучшение учебных
достижений;

􀁹 оценку,
развивающую способность учащихся к самооценке процесса и результатов обучения,побуждающую
к постановке конкретных задач в дальнейшем обучении.

Слайд6При
оценке образовательных достижений учащихся возникает проблема, которая
заключается в том, что контрольные работы, составленные в традиционной форме,
не могут дать учителю полную информацию о том, какие коррективы необходимо
вносить в организацию учебного процесса для повышения качества образовательных
результатов, поскольку анализируемым объектом чаще всего выступает отметка,
полученная учащимся. Учитель может «изучать динамику», сравнивая, например,
средние отметки за контрольные работы, полученные за первое и второе полугодие,
в товремя как причины, по которым конкретный учащийся получил «3» или «5», чаще
всего выпадают из сферы анализа. ФГОС предусматривает предъявление учащимся
планируемых результатов по каждой теме учебного предмета. Решением данной
проблемы может стать разработка системы единого критериального оценивания для
каждого метапредметного результата. В структуре и содержании тематической
контрольной работы, разработанной в формате ФГОС, должны находить отражение
четыре критерия (они же — разделы контрольной работы), по которым проводят
оценивание образовательных результатов:

Слайд 7

1. Предметные знания — знание и понимание предметного
материала.

В разделе «Уровень предметных знаний» формулируются
вопросы и задания на знание правил, терминов, фактов по данному учебному
предмету.

Слайд 8

2. Познавательные УУД — мышление: использование
приёмов критического и креативного мышления, планирование умений (обобщение идей,
сбор информации, организация информации), реализация умений (интерпретация, анализ,
синтез).

В разделе «Уровень познавательных УУД» формулируются
задания, позволяющие выявить у учащихся:

􀁹 умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-

ровать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать

причинно-следственные связи, строить логическое
обоснование, умозаключение и делать

выводы;

􀁹 уровень
смыслового чтения.

Виды заданий на выявление
уровня познавательных УУД:

􀁹 найди
соответствие между понятием и определением;

􀁹 классифицируй
список понятий, группу рисунков, символов с указанием критериев классификации;

􀁹 сверни
текст в опорный конспект и другие.

Слайд 9

3. Коммуникативные УУД — передача знаний
через разные формы текста.

В разделе «Уровень коммуникативных УУД» формулируются
задания, в которых учащимся необходимо проявить умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.

Слайд 10

4. Компетентностные задачи + регулятивные

УУД — использование знаний и умений для установления
связей внутри контекста и между ними.

В разделе «Компетентностные задачи +
уровень регулятивных УУД» формулируются задания, которые побуждают учащихся
выполнить следу-

ющие действия:

􀁹 самостоятельная
постановка целей, самоанализ мотивов;

􀁹 выбор
путей достижения целей;

􀁹 самоконтроль
и коррекция в процессе достижения цели;

􀁹 владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора.

Разработка компетентностных задач, проверяющих
способность использовать знания в жизни, требует особого внимания. Решение
таких задач требует от учащихся достаточно высокого уровня развития
регулятивных УУД.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд
16

Слайд
17

Для
ученика важным является понимание требований стандарта к образовательным
результатам, что находит отражение в содержании уровневых дескрипторов
(описания уровней качества выполнения, т.е. степень приближения к данной цели),
которые «запускают» мотивационные механизмы, дают установку на осознание личной
ответственности за образовательные результаты и превращают возможность
«ситуации успеха» в реальность. Подводя итоги, можно отметить, что разработка
контрольных работ в формате критериального оценивания представляется
перспективным направлением и предполагает в дальнейшем выполнение следующих
задач:

1.
Разработать варианты заданий и описание уровневых дескрипторов к ним по каждому
учебному модулю предмета.

2.
Совершенствовать систему мониторинга образовательных результатов.

3.
На основании анализа качества выполнения каждого из четырёх разделов
тематической контрольной работы, полученных в ходе мониторинга, разработать
систему мер по обеспечению индивидуализации образовательного процесса для
достижения каждым учащимся оптимального уровня образовательных результатов.

Слайд
18 (последний ) 

Приложения:

1.     Сравнительная
характеристика метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы  начального и основного общего образования  в соответствии с ФГОС

2.     Структура
и содержание тематической контрольной работы,  соответствующие требованиям ФГОС
НОО к предметным и метапредметным образовательным результатам

3.     Структура
и содержание тематической контрольной работы, соответствующие требованиям ФГОС
ООО к  предметным и метапредметным образовательным результатам.

4.     Диагностическая 
работа по биологии в 8 классе.

Литература:

1. Галеева Н.Л. Модернизация системы внутришкольного контроля
качества образовательного процесса для реализации требований ФГОС и НСОТ.
(лекции 1-4) М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012год.

2. Панарина Л. В. Мониторинг качества процесса обучения в
деятельности учителя-предметника, учителя начальных классов.
http://festival.1september.ru/articles/637700/

Приложение
1.

Сравнительная
характеристика метапредметных результатов освоения основной образовательной
программы  начального и основного общего образования  в соответствии с ФГОС

начального общего образования

основного общего
образования

1)    овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;

1) 
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;

2)    освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) умение
самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе
альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

3)    формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

3) умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы 
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)    формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные
возможности её решения;

5)   
освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;

5) владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)      использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) умение 
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить 
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по
аналогии) и делать выводы;

7)    активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

11) формирование
и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

8)      использование
различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;

9)    овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

8) смысловое
чтение;

10)овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

11)готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

12)определение
общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;

9) умение
организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

13)готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;

14)овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

15)овладение
базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами;

16)умение
работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.

Примечание : цифры перед описанием
каждого УУД соответствуют номеру УУД в перечне ФГОС

Приложение
2 . Структура и содержание тематической контрольной работы,  соответствующие
требованиям ФГОС НОО к предметным и метапредметным образовательным результатам

Раздел тематической контрольной работы
по любому предмету

Универсальные учебные действия, уровень
развития которых может быть проверен в данном разделе контрольной работы

Предметные знания

Вопросы и задания на знание формулировок
законов, правил, терминов, фактов, дат, имен ученых, авторов произведений,
подробностей исторических событий.

Уровень познавательных УУД

6. Использование знаково-символических
средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач

14.Овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием предмета.

9.Смысловое чтение.

10.Овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.

15.Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями,  отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

Уровень коммуникативных УУД

11.Готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий.

8.Использовать различные способы поиска
( в справочниках , открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора
, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
сответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; фиксировать свои результаты в цифровой форме, анализ
звуков, изображения, готовить свои выступления с аудио, видео, графическим
сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета.

7. Активное использование речевых
средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач.

Способность решать компетентностные
задачи+уровень регулятивных УУД

1.Овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
.

2)Освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера.

3)формирование
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)Освоение начальных форм познавательной
и личностной рефлексии;

12)  Определение общей цели и путей
ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;

13)Готовность
конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;

14)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Приложение
3 . Структура и содержание тематической контрольной работы, соответствующие
требованиям ФГОС ООО к  предметным и метапредметным образовательным
результатам.

Раздел тематической контрольной работы
по любому предмету

Универсальные учебные действия, уровень
развития которых может быть проверен в данном разделе контрольной работы

Предметные знания

Вопросы и задания на знание формулировок
законов, правил, терминов, фактов, дат, имен ученых, авторов произведений,
подробностей исторических событий.

Уровень познавательных УУД

6) умение 
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить 
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по
аналогии) и делать выводы;

7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое
чтение;

12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

Уровень коммуникативных УУД

 9) умение
организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

11) формирование
и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Способность решать компетентностные
задачи+уровень регулятивных УУД

1) 
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение
самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе
альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

3) умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы 
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные
возможности её решения;

5) владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Приложение
4. Диагностическая  работа по биологии в 8 классе.

Курс : Биологии 8 класса. Человек и его
здоровье. 

Тема учебного курса: «Внутренняя среда
организма. Иммунитет»

Разделы
работы

                           
Текст задания

Уровневые
дескрипторы оценки      ( для  ученика)

Оптимальный

уровень

(5
баллов)

Достаточный

уровень

(4
балла)

Критический

уровень

(3
балла)

1.
Предметные знания: вопросы и задания на знание формулировок законов,  правил,
терминов, фактов, дат, имен ученых, авторов произведений, подробностей
исторических событий.

1.
Внутреннюю среду организма образуют:

А) кровь
и лимфа

Б)
кровь, лимфа, межклеточное вещество

В) кровь
и  межклеточное вещество

2. Кровь
это:

А)
соединительная ткань

Б)
мышечная ткань

В)
нервная ткань

 Г)
эпителиальная ткань

3.
Основателем фагоцитарной теории иммунитета является:

А) Иван
Михайлович Сеченов

Б) Илья
Ильич Мечников

В) Иван
Петрович Павлов

4. К
органическим веществам плазмы относятся:

А)
белки, жиры и углеводы

Б)
витамины

В)
белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков.

5.
Иммунитет это:

А)
способность организма защищать себя от вирусов;

Б)
способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а
также от инородных тел и веществ;

В)
способность организма защищать себя от инородных тел и веществ.

6.
Защитную функцию в нашем организме выполняют :

А) белые
кровяные клетки-фагоциты и лимфоциты;

Б)
красные кровяные клетки-эритроциты;

В)
кровяные пластинки-тромбоциты.

7.
Артерии это сосуды, по которым кровь течет:

А) от
сердца

Б) к
сердцу

В) к
легким.

8. Обмен
жидкостями, питательными веществами и газами между кровью и тканями
происходит:

А) в
венах

Б) в
капиллярах

В) в
артериях

9.Кровообращение
это:

А)
непрерывное движение кислорода по сосудам

Б)
непрерывное движение углекислого газа по сосудам

В)
непрерывное движение крови по сосудам.

10. 
Донор это человек, который:

А)
принимает чужую кровь

Б) дает
кровь для переливания всем кому это необходимо

В) дает
кровь для переливания человеку, чья группа соответствует группе крови того
человека, которому её переливают.

100%-правильных
ответов

(10заданий
из 10)

81-90%
правиль-ных ответов

( 8-9
заданий выполнено правильно из 10)

60- 79%
правильных ответов

( 6-7
заданий выполнено правильно из 10)

2.
Диагностика уровня

развития
познавательных

УУД на
материале темы

1.Как
изменяется строение сердца у представителей различных классов типа
позвоночных животных ( рыб,  земноводных, пресмыкающихся и 
млекопитающихся). 

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=60538392-58-72&n=21

2.Используя
схему строения сердца человека составьте схему большого и малого круга
кровообращения человека.

http://alp.org.ua/wp-content/uploads/2011/11/heart1.jpg

2.
Используя свои знания по физике ответьте на вопрос:

–  В чем
заключается работа сердца как насоса?

– В
каких сосудах самое высокое давление, в каких самое низкое?

– Какое
значение играет разница в давлении на разных сосудах?

При
правильном ответе на все вопросы. (1-3)

При
правиль-ном ответе на 1-2 вопрос)

При
правильном ответе на 1 вопрос и частично на 2 вопрос.

При
выполнении задания 1 -2 проверяется использование знаково-символических
средств представления информации и моделей для составления схем решения
учебных задач. (6). Также при выполнении 1-3 задания проверяется овладение
логическими действиями сравнения, обобщения, установления
причинно-следственных связей. (10).

При
выполнении 3 задания проверяется овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами. (давление крови, создаваемого сердцем во время его
сокращения, зависимость движения крови от давления).

3.
Диагностика уровня

развития
коммуникатив-

ных УУД
на материале

темы

Выполните
практическую работу «Подсчет пульса до и после    дозированной нагрузки».

(инструкция
к работе )

 Результаты
оформите в виде таблицы.

Использование
различных способов поиска информации ( что такое пульс, как его измерить,
записывать результаты измеряемые величины  в цифровой форме и анализировать
результаты.(8)

Готовность
слушать собеседника и вести диалог. (11)

4.
Диагностика способности решать компе-тентностные задачи и уровня

развития
регулятивных

УУД на
материале темы.

Сравните
результаты с результатами соседа. Сделайте выводы о проделанной работе.

Оценка
результатов собственной деятельности.

 Владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера.

Умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.

Умение 
понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

«Подсчет пульса до и после
дозированной нагрузки»

Оборудование: часы с секундной стрелкой

Цель работы:

1)      Научиться
подсчитывать пульс.

2)      С
помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать
выводы об особенностях его работы в разных условиях.

Порядок работы:

1.      Ответьте
на вопросы:

Что такое пульс? Где его можно
обнаружить? Почему?

2.      Найдите
пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его
подсчитывать.

3.      Подсчитайте
пульс за 1 минуту в положении сидя, стоя, после 10 приседаний.

4.      Выполните
отчет о проделанной работе:

– запишите в тетрадь, что такое
пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов;

-заполните таблицу «Изменение пульса
при мышечной нагрузке»

                                                  
Число пульсовых ударов в 1 минуту

                                                      
в покое

      
После 10 приседаний

  в
положении сидя

в
положении стоя

Сравните
полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и
при нагрузке.

5.      Сравните
полученные результаты с результатами соседа. 

Пояснительная записка

к итоговой контрольной работе по биологии

9 класс

Контрольная работа в двух вариантах составлена в виде тестовых заданий, соответствующих темам, изучаемым в 9 классе:

– биология как наука;

– эволюция живого мира;

– структурно-функциональная организация организмов;

– размножение и индивидуальное развитие организмов;

– наследственность и изменчивость организмов;

– основы экологии.

В тестах представлены разнообразные задания по темам:

Часть А содержит 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового уровня сложности.

Часть В содержит 5 заданий с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.

В1, В2 – умение проводить множественный выбор;

В3, В4 – умение устанавливать соответствие;

В5 – умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия.

На выполнение теста рекомендуется выделить 45 минут.

Критерии оценивания:

«5» 85% – 100%

«4» 75% – 84%

«3» 51% – 74%

Ответы:

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вариант – 1

4

3

3

3

4

3

4

2

4

2

2

3

1

3

4

2

1

4

4

3

Вариант – 2

2

4

1

4

2

4

3

1

3

1

3

2

4

3

4

3

3

3

2

4

В

1

2

3

4

5

Вариант – 1

145

234

211122

122112

ДГВАБ

Вариант – 2

126

124

212112

121212

БАГВД

Элементы содержания.

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс балл

Время выполнения

Часть А

1

Биология как наука

Б

1

1

2

Признаки живых организмов

Б

1

1

3

Методы изучения живых объектов

Б

1

1

4

Уровни организации живой материи

Б

1

1

5

Клетка – единица строения, жизнедеятельности и развития организмов

Б

1

1

6

Разнообразие организмов. Вирусы

Б

1

1

7

Клеточная теория

Б

1

1

8

Деление клетки

Б

1

1

9

Химический состав клетки. Функции органических веществ

Б

1

1

10

Структурная организация клетки

Б

1

1

11

Основные понятия генетики

Б

1

1

12

Изменчивость организмов

Б

1

1

13

Основы эволюционной теории

Б

1

1

14

Движущие факторы эволюции

Б

1

1

15

Взаимоотношения организмов

Б

1

1

16

Экологические факторы.

Б

1

1

17

Природные сообщества

Б

1

1

18

Компоненты экосистемы

Б

1

1

19

Цепи питания

Б

1

1

20

Биосфера. Круговорот веществ в природе

Б

1

1

Итого часть А

Б

20

20

Часть В

В1

Система и многообразие живой природы

П

2

5

В2

Приспособленность организмов

П

2

5

В3

Клеточный метаболизм

П

2

5

В4

Способы использования энергии организмами

П

2

5

В5

Усложнение растений и животных в эволюции

П

2

5

Итого часть В

П

10

25

Итого

30

45


Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант – 1

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

  1. систематика

  2. эмбриология

  1. генетика

  2. палеонтология

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. ритмичность

  2. движение

  1. раздражимость

  2. рост

3. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

  1. наблюдение

  2. описательный

  1. экспериментальный

  2. моделирование

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма?

  1. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

  2. Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

  3. Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

  4. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

5. Митохондрии отсутствуют в клетках

  1. рыбы-попугая

  2. городской ласточки

  3. мха кукушкина льна

  4. бактерии стафилококка

6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

  1. вступают в симбиоз с растениями

  2. находятся вне клетки

  3. паразитируют внутри кишечной палочки

  4. превращаются в зиготу

7. Одно из положений клеточной теории заключается в том, что

  1. растительные организмы состоят из клеток

  2. животные организмы состоят из клеток

  3. все низшие высшие организмы состоят из клеток

  4. клетки организмов одинаковы по своему строению и функциям

8. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

  1. 12

  2. 24

  1. 36

  2. 48

9. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

  1. защиты от антител

  2. катализатор реакции

  1. транспорта веществ

  2. аккумулятора энергии

10. К эукариотам относятся

  1. кишечная палочка

  2. амеба

  3. холерный вибрион

  4. стрептококк

11. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

  1. Аллельные

  2. Доминантные

  3. Рецессивные

  4. сцепленные

12. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

  1. мутационная

  2. генотипическая

  3. модификационная

  4. комбинативная

13. Учение о движущих силах эволюции создал

  1. Жан Батист Ламарк

  2. Карл Линей

  1. Чарлз Дарвин

  2. Жорж Бюффон

14. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

  1. свойства живой природы

  2. результаты эволюции

  3. движущие силы эволюции

  4. основные направления эволюции

15. Примером взаимоотношений паразит-хозяин служат отношения между

  1. лишайником и березой

  2. лягушкой и комаром

  3. раком-отшельником и актинией

  4. человеческой аскаридой и человеком

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса

  2. соленость грунтовых вод

  3. многообразие птиц в лесу

  4. образование торфяных болот

17. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

  1. березовая роща

  2. крона берез

  1. отдельная береза в лесу

  2. пашня

18. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

  1. паразитируют на корнях растений

  2. устанавливают симбиотические связи с растениями

  3. синтезируют органические вещества из неорганических

  4. превращают органические вещества в минеральные

19. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

  1. пеночка-трещотка→жук-листоед→растение→ястреб

  2. жук-листоед→растение→пеночка-трещотка→ястреб

  3. пеночка-трещотка→ястреб→растение→жук-листоед

  4. растение→жук-листоед→пеночка трещотка→ястреб

20. Какова роль грибов в круговороте веществ в биосфере?

  1. синтезируют кислород атмосферы

  2. синтезируют первичные органические вещества из углекислого газа

  3. участвуют в разложении органических веществ

  4. участвуют в уменьшении запасов азота в атмосфере

ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. Сходство грибов и животных состоит в том, что

  1. они способны питаться только готовыми органическими веществами

  2. они растут в течении всей своей жизни

  3. в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

  4. в клетках содержится хитин

  5. в их клетках отсутствуют специализированные органоиды – хлоропласты

  6. они размножаются спорами

В2. Среди приведенных ниже описаний приспособленности организмов к условиям внешней среды найдите те из них, которые способствуют перенесению недостатка влаги:

  1. листья крупные, содержат много устьиц, расположенных на верхней поверхности листа.

  2. Наличие горбов, заполненных жиром у верблюдов, или отложения жира в хвостовой части у курдючных овец.

  3. Превращение листьев в колючки и сильное утолщение стебля, содержащего много воды.

  4. Листопад осенью.

  5. Наличие на листьях опушения, светлый цвет у листьев.

  6. Превращение части стебля в «ловчий аппарат» у растений, питающихся насекомыми.

В3. Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена веществ.

  1. Поглощение света

  2. Окисление пировиноградной кислоты

  3. Выделение углекислого газа и воды

  4. Синтез молекул АТФ за счет химической энергии

  5. Синтез молекул АТФ за счет энергии света

  6. Синтез углеводов из углекислого газа

  1. Энергетический обмен

  2. Фотосинтез

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

  2. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

  3. Использование только готовых органических веществ

  4. Синтез органических веществ из неорганических

  5. Выделение кислорода в процессе обмена веществ

  6. Грибы

  1. Автотрофы

  2. Гетеротрофы

В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

А) голосеменные

Б) цветковые

В) папоротникообразные

Г) псилофиты

Д) водоросли

Итоговая контрольная работа по биологии. 9 класс

Вариант – 2

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

  1. экология

  2. цитология

  1. физиология

  2. анатомия

2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

  1. ритмичность

  2. движение

  1. рост

  2. обмен веществ и энергии

3. Появление электронной микроскопии позволило ученым увидеть в клетке

  1. рибосому

  2. ядро

  1. пластиду

  2. цитоплазму

4. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

  1. Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

  2. Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

  3. Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

  4. Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

  1. аппарата Гольджи

  2. лизосом

  1. эндоплазматической сети

  2. рибосом

6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

  1. одноклеточные водоросли

  2. вирусы

  3. одноклеточные животные

  4. бактерии

7. Согласно клеточной теории, клетка – это единица

  1. искусственного отбора

  2. естественного отбора

  3. строения организмов

  4. мутаций организма

8. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате

  1. митоза

  2. мейоза

  1. оплодотворения

  2. деления цитоплазмы

9. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

  1. пигментами

  2. тормозами

  1. ферментами

  2. витаминами

10. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят

  1. сыроежку

  2. вирус кори

  1. сенную палочку

  2. возбудителя туберкулеза

11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

  1. гетерозиготными

  2. гомозиготными

  3. рецессивными

  4. доминантными

12. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость

  1. мутационная

  2. модификационная

  3. генотипическая

  4. комбинативная

13. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит

  1. приспособленность организмов к условиям среды

  2. способность к неограниченному размножению

  3. единовременный акт творения

  4. наследственная изменчивость и естественный отбор

14. Социальные факторы эволюции сыграли важную роль в формировании у человека

  1. уплощенной грудной клетки

  2. прямохождения

  3. членораздельной речи

  4. S-образных изгибов позвоночника

15. Конкуренция в сообществах возникает между

  1. хищниками и жертвами

  2. паразитами и хозяевами

  3. видами, извлекающими пользу из связи друг с другом

  4. видами со сходными потребностями в ресурсах

16. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

  1. выборочная вырубка леса

  2. многообразие птиц в лесу

  3. соленость грунтовых вод

  4. образование торфяных болот

17. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных

  1. организмов одного вида

  2. животных одной популяции

  3. компонентов живой и неживой природы

  4. совместно обитающих организмов разных видов

18. К редуцентам, как правило, относятся

  1. низшие растения

  2. беспозвоночные животные

  3. грибы и бактерии

  4. вирусы

19. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

  1. лисица→дождевой червь→землеройка→листовой опад

  2. листовой опад→дождевой червь→землеройка→ лисица

  3. землеройка→дождевой червь→листовой опад→ лисица

  4. землеройка→лисица→дождевой червь→листовой опад

20. Бактерии гниения, живущие в почве Земли,

  1. образуют органические вещества из неорганических

  2. питаются органическими веществами живых организмов

  3. способствуют нейтрализации ядов в почве

  4. разлагают мертвые остатки растений и животных до перегноя

ЧАСТЬ B. Задания с выбором нескольких верных ответов.

В1. В чем проявляется сходство растений и грибов

  1. растут в течение всей жизни

  2. всасывают воду и минеральные вещества поверхностью тела

  3. растут только в начале своего индивидуального развития

  4. питаются готовыми органическими веществами

  5. являются производителями в экосистемах

  6. имеют клеточное строение

В2. Среди приведенных ниже приспособлений организмов выберите предупреждающую окраску:

  1. яркая окраска божьих коровок

  2. чередование ярких полос у шмеля

  3. чередование темных и светлых полосу зебры

  4. яркие пятна ядовитых змей

  5. окраска жирафа

  6. внешнее сходство мух с осами

В3. Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

  1. Вещества окисляются

  2. Вещества синтезируются

  3. Энергия запасается в молекулах АТФ

  4. Энергия расходуется

  5. В процессе участвуют рибосомы

  6. В процессе участвуют митохондрии

  1. Пластический обмен

  2. Энергетический обмен

В4. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.

  1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

  2. Использование только готовых органических веществ

  3. Выделение кислорода в процессе обмена веществ

  4. Использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ

  5. Синтез органических веществ из неорганических

  6. Грибы

  1. Автотрофы

  2. Гетеротрофы

В5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы животных на Земле.

  1. Членистоногие

  2. Кишечнополостные

  3. Земноводные

  4. Рыбы

  5. Птицы

Как составить проверочные тесты по биологии

Для оценки знаний учащихся педагоги используют проверочные тесты. Именно на основе тестирования можно сделать вывод о подготовке учеников к годовым экзаменам, а также узнать «пробелы» в знаниях у группы людей. Подготовка самих вопросов очень важна, ведь именно они дадут четкую картину успеваемости класса. Например, проверочные тесты по биологии.

Как составить проверочные тесты по биологии

Инструкция

Тесты бывают разноуровневыми. Например, для одной группы людей определенные вопросы будут достаточно простыми. Тогда как для других этот тест покажется очень сложным и непонятным. Поэтому очень важно выявить способность коллектива к усваиванию информации, которую вы им доносите. Это делается достаточно легко: в процессе работы с коллективом вы оцениваете их возможности, то есть при диалоге или практических занятиях способности людей будут очевидны.

При составлении проверочных тестов, вы должны знать, каким временем вы располагаете. Например, достаточно сложно будет сориентироваться учащимися, если тест будет состоять из 100 сложных вопросов, рассчитанных на 45 минут.

Составьте вопросы по биологии, исходя из пройденного материала. Например, если вы не проходили строение микроскопа, то спрашивать, что находится в нижней части тубуса – нецелесообразно. Помните, что ученики неохотно изучают материал самостоятельно.

Составьте вопросы в достаточно легкой и понятной форме, не стоит нагружать их сложными понятиями и тяжелыми для восприятия оборотами. Ответа на вопрос может быть несколько, но это только усложнит задачу для учащихся, поэтому такие проверочные тесты лучше проводить для группы людей, которые углубленно изучают биологию.

Если вы в ходе обучения проводили с коллективом какие-либо опыты (например, с горохом), то можете включить вопросы, касающиеся этих экспериментов. Включите вопросы из всех пройденных разделов. Также вы можете сформулировать вопросы, на которые ученики должны ответить, включив логику. Например, какие нижеперечисленные растения имеют вьющийся стебель? Ответы: земляника, вьюнок, пшеница, яблоня, тополь.

Включите в проверочный тест и определения. Например, реснички – это органы передвижения.… И далее идут ответы: хламидомонады, вольвокса, эвглены зеленой, инфузории-туфельки, арцеллы.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Добавить комментарий