На протяжении всей школьной жизни ребятам приходится писать сочинения. А иногда очень много. И каждый раз кому-то сложно не только выразить свою мысль, но и создать особое речевое оформление. Тогда и приходится часто слышать про бедность речи и однообразие синтаксических конструкций.
Но есть и те, кому удаётся каждый раз писать много, щедро сдабривая сочинение обилием замысловатых конструкций. И всё бы хорошо, если б не грамматические и речевые ошибки, коих в таких текстах не счесть.
Возникает резонный вопрос: как писать, чтобы минимизировать все риски?
Бесспорно, есть счастливчики, кому “дано”, как принято говорить. Им вряд ли помогут рекомендации, с которыми я и предлагаю ознакомиться. ⤵️
📍Попробуйте изложить мысль максимально кратко и точно, помня о том, что даже грамматическая основа способна справиться с этой задачей. Запишите в черновике “голый факт”. Убедитесь в том, что СУТЬ вашей мысли отражена в написанном. Попробуйте таким же образом изложить все ваши мысли по теме.
📍Перечитайте то, что получилось. Вы смогли сказать ПО СУЩЕСТВУ? Нет ли фактических ошибок? Есть ли последовательность в изложении мыслей? Обозначены ли микротемы (абзацы)?… Если с основной задачей справились, то самое время поработать над речью. При этом делать это придётся аккуратно, строго дозируя возможную “красоту”. 😄 Те, кто с трудом справился и с первозадачей , смогут алгоритмично поработать над расширением речевого материала своего текста.
Итак, без чего трудно представить хорошую работу?
➡️ 1. Конечно же, это причастные обороты. Они лучше всего справляются с задачей “дорисовать”.
Теоретически к ЛЮБОМУ ПРЕДМЕТУ в предложении может быть подобран причастный оборот. Подумайте, о чём вам хотелось бы сказать подробнее.
Сравним!
▪️Облака плыли по небу. (2 предмета; к одному из них подберём причастный оборот)
▪️Облака, напоминающие сахарную вату, плыли по небу.
▪️Облака плыли по небу, шатром раскинувшемуся над рекой.
➡️ 2. Деепричастный оборот “дорисовывает” сказуемое, является добавочный действием при основном. Обособляется всегда!
Сравним!
▪️Лодка стояла у берега.
▪️Лодка стояла у берега, мечтая о новых путешествиях.
➡️ 3. Однородные члены предложения (любимое всеми “перечисление”) почти всегда кстати. 😉
Сравним!
▪️В зеркале реки отражаются облака.
▪️В зеркале реки отражаются облака, лес и маленькие домики.
➡️ 4. Нельзя не вспомнить и о вводных словах (**экзаменационное сочинение-рассуждение без них писать непросто)
Сравним!
▪️От реки тянет приятной прохладой.
▪️Кажется, от реки тянет приятной прохладой.
➡️ 5. В ряде случаев возникает необходимость в сложном предложении. ***При отсутствии союзов и союзных слов смысловая связь отражена в знаках препинания.
▪️По небу плывут кучевые облака. Вечером будет дождь. ▶️ Перестраиваем!
[По небу плывут кучевые облака] – [вечером будет дождь] .
Или
[По небу плывут кучевые облака] – [быть дождю].
Или
[Вечером будет дождь] , (потому что по небу плывут кучевые облака).
Или
[Природа готовится к дождю] : [по небу плывут кучевые облака] , [в воздухе влага].
➡️ 6. Сравнительный оборот, бесспорно, украсит даже самое скромное предложение.
Сравним! ⤵️
▪️Синие горы упираются в небо.
▪️Синие горы, как шапки на голове великана, упираются в небо.
➡️ 7. Иногда не обойтись без уточняющих членов предложения.
Сравним!
▪️Вдалеке уютно устроились домики.
▪️Вдалеке, на другом берегу, уютно устроились домики.
➡️ 8. Стоит помнить и об обстоятельстве с предлогом несмотря на. Данное сочетание слов имеет уступительное значение и на письме всегда выделяется запятыми.
Срвавним!
▪️Мы решили доплыть до противоположного берега.
▪️Несмотря на усталость, мы решили доплыть до противоположного берега.
➡️ 9. При умелом использовании украшением вашей творческой работы станут цитаты.
“Господь соединил хребты и воды… и нас с тобой, мой друг, соединил”, – писал Ю. Визбор.
_________________
Кроме того, хочется дать совет: перечитывая написанное, вспоминайте золотое правило:
КТО ЯСНО МЫСЛИТ, ТОТ ЯСНО ИЗЛАГАЕТ. 😉
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно строить предложения в русском языке в устной речи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Слушая речь собеседника, человек сразу может определить: красивая это речь или же нет. Этот вывод основывается на субъективных суждениях и общепринятых “негласных” правилах. Слова неосязаемы. Их невозможно определить взглядом, и поэтому собеседники полагаются исключительно на слух.
Что такое грамотная речь
Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.
Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».
Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.
Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.
Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.
Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.
Хорошо «поставленный» голос нужен не только актерам, музыкантам и представителям других творческих профессий, но и тем людям, которые хотят научиться красиво разговаривать и четко излагать свои мысли.
Чтобы стать обладателем голоса, имеющего идеальную силу, диапазон и тембр, необходимо систематически заниматься его тренировками. Улучшить силу голоса поможет четкая и громкая декламация стихотворений, стихов в прозе, элегий, басней или любых других текстов, вызывающих у вас положительные эмоции.
Чтобы расширить и «настроить» диапазон голоса, каждый день выполняйте на самых низких или самых высоких тонах специальные текстовые упражнения. В зависимости от поставленной цели ваш голос должен становится ниже или выше.
Тембр голоса зависит от добавочного тона (обертонов). Добавочный тон своим звучанием напоминает своеобразное эхо. Добавочный тон появляется тогда, когда звук вашего голоса отражается от гортани, черепа, грудной полости или поверхности любого другого естественного резонатора.
Как научиться грамотно разговаривать на русском языке
- Если вы хотите научиться разговаривать грамотно и красиво возьмите в привычку читать хотя бы 15 минут в день. Отлично подойдет классика, поскольку она яркий образец художественной речи. Это поможет вам расширить словарный запас, обогатит вашу речь и научит ясно излагать мысли. Вы невольно запомните некоторые слова и выражение, которые потом сможете без труда воспроизвести.
- Изучайте синонимы, они позволят вам удивительно разнообразить вашу речь и избежать частых повторений, а так же слов-паразитов и междометий, которые коверкают речь, делая ее малопонятной и раздражающей.
- Не используйте незнакомые слова. Учите новые словами, это поможет вам увеличить запас слов и правильно расставить ударения в словах.
- Говорите чаще и как можно дольше. Если в эту минуту нет подходящих собеседников, включите телевизор и постарайтесь воспроизвести речь диктора. В результате этих упражнений вы научитесь правильно расставлять интонационные паузы, и ваш лексический запас пополнится новыми формами. Помните, говорить нужно обязательно вслух.
- Следите за «чистотой» речи: искореняйте слова, не несущие никакой смысловой нагрузки.
- Рассказывайте о просмотренном фильме или прочитанной книге кому-нибудь. Попытайтесь сделать вашу речь интересной для слушателя.
- Отсутствие длинных пауз и общая связность речи добавит вашему повествованию благозвучности и красоты.
- Не все умеют красиво и грамотно преподносить информацию, но для этого есть упражнение. Называется «разговор ни о чем». Выбираете любой предмет и в течении пяти минут много и вдохновенно описываете его, потом переключаетесь на другой. Это научит вас легко говорить обо всем на свете.
- Избегайте жаргонных, нецензурных слов, а так же понятный одному вам слэнг и научные термины. Старайтесь обойтись без шаблонных фраз.
- Одного словарного запаса будет недостаточно, чтобы строить предложения грамотно. Нужно еще умение четко и лаконично выражать свои мысли, умение правильно строить предложения. Для развития этих навыков попробуйте к любому слову подобрать определение. Или пишите слова и пробуйте составить из них предложения. Чем больше получится – тем лучше.
- Добивайтесь совершенства речи, рассказывая самому себе, как прошел ваш день. Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь, следя за жестами и мимикой.
Корректная, правильная речь создаст вам имидж человека умного и образованного. Учитесь владеть вашей речью, все в ваших руках!
Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.
Упражнения для тренировки
Если все условия, чтобы говорить красиво и чётко, имеются, а язык всё равно «заплетается», нужно тренировать речь. В тренировке нуждаются не только мышцы языка, но и нижняя челюсть, и губы, и дыхательные органы. Чтобы научиться говорить грамотно, красиво и долго, советуем чаще использовать упражнения, составленные для разработки «речевого дыхания»:
- Для диафрагмы: займите любую удобную исходную позицию (лёжа, сидя, стоя), приложите одну руку к области живота, другую – к груди. Сделайте носом вдох, стараясь максимально «раздуть» живот и грудную клетку. Неспешный выдох носом – живот и грудная клетка «втягиваются» обратно.
- Быстрый носовой вдох, задержка дыхания на пару секунд и плавный выдох через рот. Повторить 2 раза.
- Быстрый вдох широко открытым ртом. Медленный выдох с произношением любого гласного звука. Повторить со всеми гласными.
- Ровный вдох носом. Медленный выдох со счётом до 5. Если до 5 – легко, считать до 10, если и до 10 легко, считать обратно – 10, 9, 8 и т.д.
- Плотно сомкните губы, произнесите звук «м» и протягивайте его как можно дольше, произнося с разной интонацией голоса.
- То же упражнение сделайте для звука «р» с разомкнутыми губами.
Органам, участвующим в разговоре, необходимо «научиться» быть подвижными, чтобы говорить красиво. Натренировать их помогут такие упражнения:
- стоя у зеркала, тянуться языком как можно дальше вперёд, повторять 5-10 раз;
- поочерёдно дотрагиваться кончиком языка то правой, то левой поверхности щеки изнутри в течение 5-7 минут;
- при сомкнутых губах «полировать» языком заднюю сторону зубного ряда круговыми движениями по 10-15 раз в разных направлениях (справа налево и обратно);
- делать круговые движения высунутым вперёд языком по 15 раз по часовой и против часовой стрелки (упражнение не так просто, как может показаться);
- в течение 5-7 минут то собирать губы в трубочку, то растягивать их в улыбку;
- надув щёки, гонять воздух во рту сначала по часовой стрелке, затем – в обратном направлении.
Научитесь правильно дышать
Часто причиной вашей несвязной речи может быть волнение и неуверенность в себе. Расслабиться и снизить уровень накопившегося стресса позволяет правильное дыхание. Поэтому я всегда начинаю свои занятия с его постановки.
Ваша задача научиться дышать нижней частью тела. При правильном вдохе верх живота немного должен выступать вперёд, а на выдохе диафрагма должна сокращаться (живот уходит вглубь, как будто стремится к позвоночнику). Вдох необходимо делать через нос, а выдох — через рот. Выдох должен быть амплитудным, звучным и всегда в два раза длиннее вдоха.
Рекомендую попробовать такое упражнение. Лягте спиной на относительно твёрдую поверхность. Одну руку положите на область диафрагмы (её условную границу можно провести по нижнему краю рёбер), а вторую — на грудную клетку. Следите за тем, какая из них приподнимается на вдохе. Ваша задача приподнять ту, что лежит на животе.
Далее перевернитесь, лягте на живот и положите руки под голову. Постарайтесь на вдохе словно оттолкнуться рёбрами от поверхности, на которой лежите. Будет чувство, что нижняя часть тела надувается, как шарик. Выполняйте эти упражнение 5–10 минут в день — так вы будете формировать у себя новую дыхательную привычку.
Для чего нужна грамотность?
Сегодня, когда правила языка упрощаются, а люди потихоньку забывают, что такое чтение и письмо ручкой, грамотность остается показателем культуры. Она выступает основой, на которой строится развитие личности. Многие книги и учебники открывают доступ к сокровищнице знаний, созданной предыдущими поколениями.
Как показывает история, грамотность использовали партии и правящие круги для пропаганды идей и достижения целей. Грамотность начала распространяться одновременно с распространением христианства. В те времена в церковных обрядах участвовали только люди, способные читать.
В начале прошлого века власти предпринимали шаги, направленные на образование населения. В тот момент страна нуждалась в образованных людях и специалистах. Революция положила начало процесса упрощения языка, интенсивность которого сегодня достигла пика. Всему виной развитие средств связи, что приводит к отмиранию традиционных аналогов. На первый взгляд покажется, что этот процесс безобиден. Однако, упрощение правил правописания и грамматики рано или поздно приведет к упрощению мышления.
В XXI веке неграмотность носит общечеловеческий характер. Грамотной речью владеют даже не все политики и высокопоставленные чиновники. Что говорить о простом народе. И это на фоне того, что в основе единства нации лежит единый язык, на котором строится национальное самоопределение.
Каким бы ни был богатым человек, деньги не сделают его культурным. Лишь грамотность – критерий, определяющий уровень культуры и образования. Впрочем, даже эти понятия не пропагандируются.
Что такое обратный порядок слов в предложении?
Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.
Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.
Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.
Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.
Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.
Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.
Для чего нужна хорошая дикция
Сначала разберемся, что же такое дикция и почему нам следует о ней позаботиться.
Дикция – четкое, ясное произношение, когда человек произносит слова и фразы понятно и разборчиво. Человек с хорошей речью не “страдает” шепелявостью, гнусавостью, заиканием.
Хорошая дикция – это не требование только к телеведущим и учителям. Она нужна в жизни и обиходе всем. Мы все устраиваемся на работу, общаемся среди своего круга знакомых, мы не знаем, в конце концов, куда нас “занесет”, где и с кем будем взаимодействовать.
Очень яркий пример человека с “хорошей” дикцией был с 2021 до 2019 года в Верховном Совете Украины – А. В. Парубий. С его речи смеялись все, кто мог, ведь не часто СПИКЕРА (от слова “говорить”) совета страны услышишь с такой дикцией! Это я как раз к тому, что нужно уже сейчас заботиться об улучшении качества речи, учиться красиво говорить, чтобы потом не смешить народ…
Как говорить прямо, когда это трудно
Разумеется, сохранять уверенность в некоторых разговорах бывает сложно. Одно дело — сказать подруге правду о ее новой стрижке, и совсем другое — откровенно поговорить с коллегой о том, что он присваивает себе ваши достижения. Для начала смиритесь с тем, что вам будет неловко.
«Трудные разговоры всегда бывают неприятными, тем более, если вы не привыкли держаться уверенно, — утверждает Берд. — Если вы будете ждать, пока окончательно не избавитесь от тревоги и дискомфорта, разговор может никогда не состояться».
Чем чаще вы будете говорить с людьми откровенно, тем вам будет проще. Начать лучше всего с мелочей. Потренируйтесь на вопросах, которые не имеют большого значения.
- Когда приятельница спрашивает, где вам будет удобнее встретиться, скажите, что хотите пойти в ваше любимое кафе в центре города, и не начинайте перебрасываться бесконечными: «Мне все равно! Как тебе будет удобнее!».
- Когда официант спрашивает, подходит ли вам столик, скажите ему, что предпочли бы сидеть у окна.
Людям, у которых нет проблем с уверенностью в себе, такие упражнения могут показаться немного странными. Однако если вы не привыкли говорить прямо, это — хорошая тренировка перед переходом на следующий уровень.
Умеете ли вы строить предложения
Даже если человек знает много разных слов, но с трудом строит предложения, то слушать его скучно и неинтересно.
Чтобы научиться строить предложения, чаще пересказывайте фильмы и книги друзьям или самому себе. Следите за речевыми оборотами, не лейте воду, говорите кратко, но доходчиво.
Добавьте эмоций, последите за реакцией друзей. Если рассказываете плохо, неинтересно, то на их лицах сразу отразится отношение к вашему рассказу.
Чтобы стать интересным собеседником поможет такая техника: в дневник записывайте впечатления от увиденного фильма, прочитанного рассказа. Делайте это как можно чаще, пока вам не понравятся те предложения, которыми излагаете свои мысли. Следите, чтобы слова-паразиты: «типа», «это», «так сказать» навсегда исчезли из вашего лексикона.
Для начала проделайте разминку с речевым аппаратом. Все эти упражнения выполняйте 5-7 раз.
- Рот закрываем и расслабляем. Проговорите звук «У» пару раз, вытягивая уууууу. Теперь А, раскрывая медленно рот вертикально, не более, чем на 3 сантиметра.
- Покажите зубы. Сожмите челюсти и в неестественной улыбке растяните губы.
- Губы сложите трубочкой, челюсти сомкнуты. Делайте круговые движения губами вверх и вниз, слева на право . Кончиком языка дотрагиваемся до нижнего ряда зубов, рот открываем не шире 3-х см. Теперь поднимите его к верхнему нёбу, после к щекам левой-правой.
Теперь можно заняться артикулярной гимнастикой.
- Проговорите на одном выдохе гласные, стараясь использовать все мышцы: И-Э-А-О-У-Ы. Постепенно наращивайте скорость произношения и вкладывайте в один выдох несколько связок. После того, как освоите эту связку, начинайте экспериментировать с другими.
- То же самое проделайте и с гласными звуками, подставляя к ним согласные. Пример: Би, ба, бо…. , би-би…, би-би-би.., бип, бэп…, далее со звуком П, ТД, КГ, ФВ, М, Н, Л, Р. Гбди.., Бдги.., Фтки.., Ми-ми.., Мрли… То же самое проделываете со свистящими и с шипящими звуками С, З, Ж, Ш, Щ: Си-зис.., Зисси.., Зди.., Сти.. и т.д. Соединяя их в группы и совмещая. А так же читайте как можно больше скороговорок, они прекрасно помогут вам отработать речевой аппарат.
Диагностика ваших умений
В ходе общения люди оказывают сильное влияние на личности друг друга. Не исключено, что у вас общение не складывается из-за нетерпимости к критике, так как в результате общения всегда видоизменяются притязания и намерения сторон, их мысли, эмоции и чувства. Предлагаю вам оценить себя как собеседника.
Советую пройти тест на коммуникативную компетентность (автор В. Е. Левкин), чтобы вы знали, с чем имеете дело. Попрошу вас максимально честно ответить на 5 вопросов. Помните, что завышенные результаты так же плохи, как заниженные. В первом случае вы рискуете неадекватно воспринимать себя и мир, а во втором – обзавестись неуверенностью и стать пассивными. Так что ответьте честно на каждый вопрос в баллах от 1 до 7 (насколько у вас выражена каждая шкала).
Как научиться правильно и грамотно говорить на русском?
#1
Чтение. Хорошая речь – это часть имиджа, поскольку она составляет порядка 25% от общего впечатления о собеседнике. Вот почему нужно повысить ее грамотность, красоту, а также дикцию и голос.
Начать следует именно с грамотности, поэтому следует взять себе за привычку читать классическую литературу каждый день, хотя бы по несколько страниц. Таким образом, можно будет еще, и почерпнуть слова и фразы, которые будет уместно использовать в обществе.
Со временем человек и не заметит, как сможет свободно излагать свои мысли, используя свой новый словарный запах. Кроме этого классическая литература поможет обогатить речь и избавит от слов-паразитов, междометий и связок.
В результате чего она станет более связанной и красивой, а значит, на собеседника будет легче произвести хорошее впечатление.
#2
Пример для подражания. Так как научиться правильно и грамотно говорить за один день просто невозможно, но можно облегчить себе участь, нужно выбрать себе пример для подражания. Для этого подойдут дикторы телевидения, ведущие программ.
Главное в этом случае, чтобы человек нравился, и у него была красивая и правильная речь. После этого следует записать для себя все его программы и каждый день слушать их. В этом случае удастся научиться грамотной речи намного быстрее.
Если есть возможность, то следует переконвертировать в формат мр3 программы и закинуть в мобильный телефон, чтобы можно было слушать диктора по дороге на работу или учебу.
Как правило, через несколько недель человек уже начинает говорить такими же фразами, как и его, пример для подражания, причем он и сам может этого не заметить.
#3
Общение. Размышляя над тем, как грамотно разговаривать, следует найти себе несколько собеседников, чья речь кажется грамотной и красивой. Можно договориться встречаться с ними по определенным дням и обсуждать различные темы.
В результате удастся впитать их манеру говорить и словарный запас. Конечно, не многие согласятся на это в виду сильной занятости, однако отчаиваться не стоит, так как можно вступить в дебатный клуб.
Там будет с кем поговорить и обсудить самые разные темы, и через некоторое время удастся добиться своей цели, сделав свою речь более грамотной. Если на это нет свободного времени, то следует быть более активным на встречах, праздниках и торжествах.
Нужно подходить к людям и завязывать с ними разговор, так можно будет увеличить свой запас и количество друзей, которые будут рады помочь сделать речь красивой и грамотной.
#4
Тренировка перед зеркалом. Так как правильно научиться разговаривать, можно только приложив к этому усилия, следует ежедневно выполнять несложное упражнение. Для него потребуется зеркало, перед которым потребуется встать и вести светскую беседу.
В итоге человек будет видеть себя со стороны, а значит, сможет устранить ошибки в мимике, жестах и речи. Конечно, первые несколько занятий будет одолевать странное ощущение, но от него можно избавиться, достаточно просто вообразить себя актером, репетирующим новую роль.
В итоге удастся проконтролировать сою мимику и избавиться от лишних жестов. А чтобы задействовать еще и речь, следует взять книгу и читать ее вслух. Для этого хорошо подойдут произведения с большим количеством диалогов.
А для каждого действующего лица лучше выбирать соответствующую интонацию и жесты.
#5
Диктофон. Наверняка, каждому человеку интересно знать, как его речь воспринимают собеседники. Ответ на этот вопрос можно узнать довольно легко, нужно только записать свой разговор с кем-нибудь на диктофон.
Дальше нужно будет только прослушать его и найти в своей речи ошибки, а при подробном анализе можно будет найти слова-паразиты, и впоследствии искоренить их.
Ведь зачастую человек не вникает в то, какие словоформы он употребляет и постоянно повторяет одни и те же фразы, которые не всегда к месту.
А когда он услышит свой разговор, то они будут резать ему слух, и вполне естественно, что впоследствии он забудет о них, выкинув из своего лексикона. Кроме этого удастся поставить свой голоси дикцию, особенно, если проводить такие экзамены регулярно. Вот почему следует время от времени записывать свою речь и разбирать ее по полочкам.
#6
Творчество. Для того чтобы научится говорить на русском языке грамотно и без ошибок, следует заняться творчеством, а именно написанием стихом, поэм, рассказов.
Конечно, первое время будет трудно, но впоследствии удастся не только забыть про свою безграмотность, но и удивлять друзей и близких литературными шедеврами. Чтобы помочь себе совершенствоваться, следует давать читать свое творчество разным людям.
Не лишним будет создать свой блог или выкладывать свои стихи на различных форумах. Там пользователи будут комментировать их давать советы в том, что следует изменить, а также укажут на основные ошибки и подскажут, как их исправить.
Это очень хорошая практика, которая вскоре даст свои плоды. Грамотная речь – это кропотливый труд, но результат того стоит, поэтому не следует терять время зря, лучше заняться ей сейчас, чтобы завтра не было за себя стыдно.
Похожие записи:
15
1 ответ:
0
0
Про осень
<span>Климченко Виктор <span>Мастер (1244)</span> 3 года назад<span>1. Серые осенние тучи, нахмурившись, вдруг заплакали крупными прозрачными каплями.
2. На улице, еще царствовала поздняя осень, мешавшая стать солнцу по-настоящему весенним, рождающим жизнь.
3. Осень – волшебное время, которое вдохновляет многих поэтов и прозаиков писать лучшие стихи и рассказы.
4. Осеннее небо потихоньку сереет и только березы, как девушки в золотых платьях, танцуют с дубами.
5. Красота-то какая: деревья пестрые ,а листья , словно монеты золотые, дождь, как алмазы невиданные!
6. Я думаю, что осень – это девица, которая ходит по лесу в лиственном платье, кормит белочек, раскрашивает деревья.
7. Осень пришла врасплох и завладела землёй — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами.лочек и собирает грибы, яблоки, которые созрели за лето.
8. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей…</span></span>
Читайте также
Что за стихотворение?
Пямять серца-сердце может помнить.
<span>1) Вы разве не слышите,что плачет ребенок?
2) Но оказалось,что он был прав.
3) Удивляюсь тому,что он пришел вовремя.
4) Было слышно что делают соседи.</span>
Родина, культура, общение, литература
сорок это по составу разобрать новернека
Посмотрите на любой текст, который вам интересно и приятно читать. Проанализируйте порядок слов в предложениях. Вы увидите, что у каждого автора свои представления о порядке слов, и все имеют право на существование. Я не верю, что какая‑то правильная структура подойдет для любой ситуации.
В самом простом случае повествовательное предложение действительно начинается с подлежащего и сказуемого:
Дизайн‑бюро Артёма Горбунова занимается дизайном информационных сайтов и интранетов, проектированием пользовательских интерфейсов компьютерных программ, приборов и предметов.
Но пять таких предложений подряд — скучно. Структуру и длину предложений стоит варьировать:
Нет
Напишите пять предложений по пять слов. Раз, два, три, четыре, пять. Пять слов — хорошая, годная длина. В пять слов помещается почти всё. Вчера мы с друзьями провожали каникулы. Завтра мы радостно пойдем в школу. Вся жизнь аккуратно разложена по полочкам. Предложения по пять слов безопасные, простые. Но поставьте их несколько подряд. Это ведь уныло, скучно до зевоты.
Да
А теперь будем варьировать. Сначала пара коротких предложений, чтобы задать ритм. Хорошо. Дальше несколько длинных, и можно даже разбить их коротким для большего контраста, но это необязательно. Главное — варьировать. Уверенно ведите читателя по длинному предложению, показывайте достопримечательности, дайте его разуму отправиться в свободное плавание. Даже два длинных предложения не будут вам помехой, если не вдаваться в сложные параллельные перечисления.
В художественном или публицистическом тексте в начале предложения логично задать место и время действия, то есть начать с обстоятельства:
Утром 1 января Марина начала новую жизнь.
Чтобы сделать текст напряжённее, писатель нагородит обстоятельств и сложноподчинённых конструкций до того, как сдаст подлежащее и сказуемое:
Задолго до того, как его комнату перевернут вверх дном агенты «Креста», задолго до его шествия через рыночную площадь, когда его, побитого и опустошённого, с цепями на руках, проведут под вой грязной толпы, задолго до его прощальной речи перед расстрелом, и тем более задолго до того, как картинку с его казни расхватают все телеканалы, Саава проснётся ярким солнечным утром под белой, всё ещё хрустящей простынёй, и попросит апельсинового сока.
То же, но из Маркеса, и проще:
Пройдёт много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд.
В новостной журналистике принято после заголовка и введения давать суть новости. Это может быть подлежащее, дополнение или обстоятельство. Причём начало статьи сразу отвечает на вопрос, который возникает у читателя после заголовка и введения:
Пенсии воровали еноты
В Перми найдены виновники махинаций со счетами Пенсионного фонда.
Двенадцать енотов‑полоскунов задержала пермская полиция вчера утром в зоопарке по подозрению в финансовых махинациях и хищении пенсий на сумму 14 миллиардов рублей.
Думайте о функции предложения. В разделе «Решение проблем» какой‑нибудь инструкции читатель будет искать свою проблему, поэтому формулировку проблемы ставим в начало:
Нет
Нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется, чтобы открыть дверцу машинки во время стирки.
Да
Чтобы открыть дверцу машинки во время стирки, нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется.
Но уже следующее предложение придётся начать с главной части:
Нет
Чтобы не повредить ручку и барабан, не пытайтесь открыть дверцу силой, пока она не разгерметизируется.
Да
Не пытайтесь открыть дверцу силой, пока она не разгерметизируется, чтобы не повредить ручку и барабан.
Опытные писатели (в примере — Ильф и Петров) разрывают привычный порядок слов вводными конструкциями, чтобы развлечь читателя и поиграть масштабом:
Смахнув с седых (волосок к волоску) усов оставшиеся
после умывания росинки, Ипполит Матвеевич
зверски пошевелил усами, в нерешительности попробовал
шероховатый подбородок, провел щеткой по коротко остриженным
алюминиевым волосам пять раз левой и восемь
раз правой рукой ото лба к затылку и, учтиво улыбаясь,
двинулся навстречу входившей в комнату тёще — Клавдии
Ивановне.
Порядок слов — не набор формальных правил, а инструмент редактора.
Какие существуют правила построения предложений в русском языке?
Содержание:
Синтаксис учит правильному построению предложения. От этого зависит понятность высказывания адресату.
Характерная для русского языка структура предложения впервые была описана Н. М. Карамзиным. Ученый и историк выделил две традиционные формулы конструкции основы:
- Солнце встало. Птицы защебетали. — Препозитивное подлежащее. Модель свойственна повествованию, передает динамику действия.
- Сверкнула молния. Прекрасна летняя гроза! — Препозитивное сказуемое. Встречается в описательных текстах. Характерно для вопросительных и восклицательных конструкций.
Обе конструкции иллюстрируют прямой порядок слов в русском языке.
Что такое прямой порядок слов в русском языке?
Правила построения предложений в русском языке предполагают расположение синтагм, обусловленное законами синтаксиса, семантики и условиями функционального стиля.
Порядок слов несет стилистическую нагрузку. Слово, поставленное в несвойственную позицию в предложении, приобретает особый смысл.
Прямой порядок слов — это традиционное для русского синтаксиса расположение элементов фразы.
Как правильно составлять предложения в русском языке? Структура предложения
Правильное построение предложений в русском языке состоит в следующем:
- Подлежащее стоит перед сказуемым: Лес зашумел.
- Управляемый элемент следует за управляющим: Ученик ответит на вопрос.
- Согласованное определение препозитивно: Солнечный лучосветил комнату.
- Несогласованное определение стоит в постпозиции: Дом справаказался необитаемым.
- Обстоятельства образа действия, времени и места стоят перед сказуемым: Как быстро пролетело время!
- Обстоятельства других значений имеют свободное место в конструкции.
Рекомендации, как правильно составлять предложения в русском языке, относятся и к словосочетаниям, входящим в состав высказывания:
- В словосочетаниях со схемой сущ. + сущ. зависимое, как правило, в постпозиции: вопрос учителя, слезы ребенка.
- При опорном прилагательном наречие предшествует: абсолютно невозможный, слегка кривой.
- В модели глагол + наречие зависимое слово стоит за главным, если наречие акцентируется: пела она замечательно.
Как строится предложение в русском языке, если в нем есть однородные члены? При включении в конструкцию ряда однородных определений на первое место ставится наименование более важного признака: По расхлябанной осенней лесной дороге передвигался рессорный экипаж.
Структура предложения с инфинитивом в русском языке предполагает его постпозицию: Поедем учиться в Москву.
Что такое обратный порядок слов в предложении?
Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.
Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.
Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.
Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.
Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.
Порядок слов связан с актуальным членением предложения на тему (известное) и рему (новое). Как правило, тема связана с подлежащим, рема — со сказуемым. Синтаксическое место их не закреплено: Афанасий Иванович тяжело дышал. Вихрями скручивались синие облака в вышине.
Какой порядок слов в предложении в русском языке: особенности и правила
В тексте обособленной мыслью или завершенной является предложение. Оно представляет собой сочетание слов, которые грамматически и интонационно оформлены. Так они выступают в роли высказывания или исчерпавшей себя мысли. В русском языке порядок слов в предложении поможет правильно поставит вопрос, побудить к действию, просто информировать. Интонация произношения укажет на необходимость расстановки знаков препинания.
Что представляет собой единица языка
Главной единицей русского языка является предложение, так как она коммуникативная. Построение происходит по определенному принципу. Предложение состоит из слов, каждое из которых при отдельном употреблении теряет языковую сущность. Их считают синтаксическими составляющими, которые впоследствии становятся членами и связываются составными частями.
Независимо от того, составляют текст письменно или используют в разговоре, придерживаются определенного порядка слов в предложении в русском языке. Если этого не сделать, собеседник или слушатель не сможет понять, о чем хотят рассказать. В некоторых ситуациях возникает двоякое значение.
Подлежащее и сказуемое
В предложении присутствуют главные и второстепенные члены. Без главных единица языка существовать не может. Второстепенные могут отсутствовать. Подлежащее необходимо для называния предмета или явления. Выступает любой частью речи, которая отвечает на вопрос «кто?» или «что?».
- Я гуляю в парке. (Подлежащее выражено местоимением.)
- Деревья стоят в золоте. (Существительное.)
- Учиться – наша задача. (Глагол.)
- Так прошло несколько минут. (Словосочетание.)
Односоставное назывное предложение включает подлежащее, указывающее на наличие явлений. Однако чаще рядом с ним стоит сказуемое. Это вторая составляющая главных членов. Часть необходима для обозначения действия предмета: «Солнце взошло». В некоторых случаях указывает на признак: «Хлеб был теплым». Чаще всего сказуемое выступает глаголом. Если он присутствует в предложении одним словом, называется простым глагольным сказуемым, состоящее из двух слов – составным глагольным сказуемым.
Простое предложение
В зависимости от количества грамматических основ, предложение может быть простым и сложным. Второстепенные члены имеются или отсутствуют, что указывает на такую характеристику, как распространенность и не распространенность. Простое состоит из одного или двух главных членов. Односоставное – простое предложение с одним словом.
Есть несколько разновидностей:
- Неопределенно-личное: «Его попросили выйти».
- Обобщенно-личное: «Шила в мешке не утаишь».
- Безличное: «В воздухе пахнет весной».
- Определенно-личное: «Стою и думаю».
- Инфинитивное: «Стоять! Нужно подумать».
- Назывное: «Весна!».
Порядок слов в простом предложении – это определенное расположение членов в обычном виде или обратном, которое называется инверсией. Первый вид чаще всего используется в деловой речи, в научных статьях. Второй необходим для литературно-художественных произведений, в разговорной речи.
В двусоставном простом предложении варианты такие же. В нем есть подлежащее и сказуемое, второстепенные члены в виде дополнения, определения и обстоятельства. «Мы говорим о новой книге. Солнце вышло из-за тучи. Завтра я поеду в отпуск».
Сложное предложение
В составе сложного предложения находится два и более простых. Они связаны интонационно и по смыслу. Это означает, что грамматических основ будет столько, сколько предложений. Они соединяются знаками препинания и союзами. Отсюда и название бессоюзные.
Бывают двух видов:
- Сложносочиненные. Состоят из нескольких частей, которые являются самостоятельными и грамматически связанными. Соединяются с помощью союзов а, да, но, и, однако, зато. Сюда же относят сложные союзы ни…, ни…; то…, то…; не то…, не то… «Он уехал, я и расстроился. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу. То мама тихо шепчет, то папа громко зовет».
- Сложноподчиненные. Два простых предложения соединяются подчинительными союзами. Среди них одна часть подчиняется другой в грамматическом и смысловом отношении. В русском языке порядок слов в предложении такой же, как и при первом виде. Отличается использованием подчинительных союзов если, когда, поэтому. Употребляют со сложными союзными словами вследствие того, что; благодаря тому, что. «Я смогу помочь, если ты мне все расскажешь. Мы справились быстро, благодаря тому что нам помогли».
Есть вид предложений, в которых части соединяются с помощью знаков препинания. В бессоюзной форме они самостоятельны грамматически, но неравноправны по смыслу. Здесь нет союзов и союзных слов: «Солнце грело, птицы пели. Я говорил, она молчала».
Как составить слова в единое целое
Порядок слов в предложении – это определенное расположение частей речи, которые связаны грамматически. Он считается свободным, то есть закрепленного места за каждым из членов предложения нет. «Повар вчера долго украшал торт» — слова можно переставлять несколько раз, что позволит получить разные варианты построения.
Прямой и обратный порядок слов зависит от структуры предложения, употребления членов в контексте. Обратный – инверсия – необходим в художественном тексте. Следует отличать его от разговорного языка, в котором особые предложение строят по специальным правилам. Деловой и официальный стиль подразумевает использование прямого порядка. Передача идеи другому человеку должна соответствовать написанному, чтобы не искажались факты.
Постановка подлежащего и сказуемого
Порядок слов в предложении, интонация отличается при выборе стилистического направления текста. Имеют значение главные члены. Подлежащее указывает на то, кто самый важный, сказуемое – что он делает. Их ставят в произвольном порядке. Важно не нарушать и не искажать передаваемые данные.
В повествовательных предложениях первым чаще стоит подлежащее. «Мама сказала, что собирается на встречу с одноклассниками». Возможна и другая постановка: «Сначала посмотрела мама, а затем решил убедиться папа».
Написание сказуемого, а далее подлежащего может происходить в нескольких случаях:
- В авторских словах при прямой речи. «Идем в кино!» — решительно сказал папа.
- Когда подлежащее – это явление природы, а сказуемое – бытие, течение действия. «Наступила осень. Была солнечная погода».
- В рассказе при использовании описания. «Танцуют листья, подмигивает луна».
- В качестве инверсии. «Трудна работа спасателя».
- Если вначале, употребляют обстоятельственное слово. «С Кавказа приехали гости».
В вопросительных предложениях сначала ставят сказуемое: «Спасет ли он меня?». Побудительные выделяются наличием приказа, совета, поэтому они категоричны. Сначала ставят подлежащее. В обратном случае смягчают тон. «Ты закончи перебирать овощи сегодня. Закончи ты перебирать овощи сегодня». В разговорной речи связку именного сказуемого используют перед подлежащим: «Был я нетерпеливым, своенравным».
Определение и его постановка
Какой порядок слов в предложении в русском языке необходимо знать, так как второстепенные члены также имеют свое значение для передачи информации. Согласованное определение стоит перед связанным существительным: проверенные данные, неприступные горы. Если их несколько, порядок зависит от морфологии.
На первый план попадает местоимение: в этот радостный день, ваши дальнейшие действия. Сюда же относятся качественные прилагательные: ранняя светлая весна. Несогласованные определения ставят после определяемого слова. Когда личное местоимение имеет притяжательное значение, пишется перед главным словом: «Его возражения никто не услышал».
Дополнение в предложении
Среди второстепенных членов важное место занимает дополнение. Оно представлено местоимением, именем существительным. При написании ставят после управляющего слова: посмотреть телевизор, готов к диалогу. Важно обращать внимание на передачу определенных сведений.
Предложение может быть написано в нескольких вариантах.
- Мне понравилась работа.
- Мне работа понравилась.
- Работа мне понравилась.
- Работа понравилась мне.
- Понравилась мне работа.
В безличных предложениях дополнение ставится перед управляющим словом. «Ему придется выходить на улицу в дождь. Девочке нездоровится». Если дополнений несколько, все они относятся к одному управляющему слову. В русском языке порядок слов в предложении предполагает несколько вариантов. Сначала стоит прямой вид: «Объясните свое поведение всем присутствующим». Косвенный вариант в дательном падеже, наоборот, пишут перед прямым: «Сообщите нам свои пожелания относительно праздника».
Постановка других членов предложения
Перед сказуемым употребляют наречие на – о и – е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».
Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.
Составлять предложения несложно, так как разрешается свободное выражение мысли. Определение понятия «порядок слов в предложении» необходимо знать, чтобы передавать конкретный смысл. Изменение и неправильное построение приводит к искажению фактов, поэтому слушатель может не понять, о чем ему сообщают.
Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
I. Гласные после шипящих и Ц
Орфография
I. Гласные после шипящих и Ц
§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.
Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).
§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о вцы и овц ы ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.
§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.
§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:
1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
а) имен существительных:
-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;
-онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
-онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
б) имен прилагательных:
-ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
-он- (с беглым -о-), например: смешон;
в) наречий, например: свежо, горячо, общо.
3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.
4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopa (и зажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом.
Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.
Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:
1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.
2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.
3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.
4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.
5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.
6. В словах, в корне которых под ударением произносится -о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).
7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем 1 .
§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: гор о шек (ср. петуш о к), ст о рожем (ср. чиж о м), б о льшего (ср. больш о го), р ы жего (ср. чуж о го). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жок е й, шокол а д.
§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:
1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.
2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).
При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.
В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пал а ццо, ск е рцо.
1 Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.
I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному
Пунктуация
I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному
§ 136. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и. и, ни. ни, или. или и т. п., например:
- И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах.
§ 137. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством союзов и, да (в значении «и»), да и, или, либо, а также союзов а и да (в значении «но») (о точке и о точке с запятой перед этими союзами см. §§ 127 и 131, п. 2), например:
- Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно.
Примечание. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение. Наличие общего второстепенного члена или общего придаточного предложения тесно связывает такие предложения в одно целое, например:
- По улицам двигались грузовики и мчались легковые машины.
От пристани каждое утро отходил катер или отплывала лодка.
Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крылу домика в Васильевском.
§ 138. Запятая ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное без помощи союзов или посредством союзов но, однако, все же, тем не менее, лишь в тех случаях, когда такие предложения тесно связаны между собой по смыслу (о точке с запятой перед этими союзами см. § 131, п. 1), например:
- Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
§ 139. Запятая ставится между придаточными предложениями, относящимися к одному главному.
- Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.
Если такие придаточные предложения соединены посредством одиночных союзов и, да (в значении «и»), то между ними никакого знака препинания не ставится, например:
- Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубечне и какая это будет интересная жизнь.
I. Общие правила
Орфография
I. Общие правила
§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший(высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка).
В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф –штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый.
Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом.
Примечание. Cлово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать.
§ 50. Правило § 49 относится также к приставкам, например: входить (влезать), надколоть(надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать(отучить), сделать (суметь), сбросить.
В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф,
х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п.
§ 51. Правило § 49 относится к т, д перед с, ц и ч в начале суффиксов, например: детство(дети), блюдце (блюдо), корытце (корыто), молодчик (молодой), попутчик (пути). Буква т перед ч пишется и в тех случаях, когда суффиксы -чик, -чин-, -чат- и т. п. присоединяются к основе, оканчивающейся на -к, -ц, -ч, причем буквой т заменяется конечная согласная основы, например: кабатчик (кабак), черепитчатый (черепица), кpyпитчатый (крупица), таблитчатый (таблица), реснитчатый (ресница), картотетчик (картотека), добытчик (добыча).
Примечание. В глаголах перед -ся сохраняется написание той формы, к которой -ся присоединяется, например: носиться, носится, забыться.
§ 52. Следует отличать прилагательные на -ц-кий (-ц-кой) от прилагательных на -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской):
1) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на -ц или -к, -ч (если они в этих случаях меняются на ц), то пишется -ц-кий (-ц-кой), например: немецкий(немец), рыбацкий (рыбак), ткацкий (ткач), галицкий (Галич; есть также форма галичский).
2) если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на -д или -т, то пишется соответственно -д-ский (-д-ской) или -т-ский (-т-ской), например: шведский (швед), городской (город), советский (coвет), марксистский (марксист).
В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен (географических наименований), оканчивающихся на -ц с предшествующей согласной, кроме -ц, пишется -ц-ский, например: пфальцский (Пфальц), констанцский (Констанца), майнцский (Майнц).
В прилагательных, образованных от иноязычных собственных имен, оканчивающихся на -ц, с предшествующей гласной, а также на -цц-, обычно пишется -ц-кий, причем двойное ц основы сохраняется, например: суэцкий (Суэц), горицкий (Горица), дворжецкий (Дворжец), ниццкий (Ницца), абруццкий (Абруццо).
§ 53. В группе согласных (например, стн, стл, здн и т. д.) один из согласных может не произноситься. Для правильного написания надо изменить слово или подобрать другое слово с тем же корнем так, чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: честный (честен), костный (кости), но: косный (косен); хлестнуть (хлестать), стлать (стелю), но: слать (посылать), пастбище (пастух), здравствуй (здравый), сердце (сердечный), солнце (солнечный).
Однако пишется блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), склянка (хотя стекло), лестница (хотя лесенка).
§ 54. Чтобы знать, в каких случаях следует писать щ, а в каких шч, или жч, или сч, или зч, или стч, или здч, надо уяснить себе состав слова.
Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щетка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый; расщепить (ср. щепать), площе (ср. плоско), погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).
Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.
1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд, корня, например: перебежчик (ср. перебежишь), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);
2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк, если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч, например: резче (резкий), хлестче (хлесткий), веснушчатый (веснушки).
Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.
§ 55. В числительных от 11 до 30 перед ц пишется д, например: одиннадцать, двенадцать, двадцать.
§ 56. В словах, произведенных от основ на -к, -ч, -ц, перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): печной, печник (печь), стрелочник, гречневый (греча), лоточник (лоток), прачечная (прачка), скворечник, скворечня (скворец), балалаечный, горчичный (горчица), справочник (справка), перечница (перец), крошечный (крошка), конечно (конец), пустячный (пустяк), скучно (скука), но: лотошник (играющий в лото).
Так жe пишутся женские отчества, произведенные от мужских отчеств на -ич, например: Ильинична, Саввична. В словах, произведенных от основ на -х, перед суффиксом -н- пишется ш, например: золотушный (золотуха), суматошный (суматоха), наушник (ухо).
Примечание. В отдельных случаях пишется сочетание шн: двурушник, городошник.
§ 57. В род. пад. ед. ч. прилагательных и местоимений мужского и среднего рода в окончании перед гласными пишется буква г (хотя произносится в), например: доброго, синего, его, того, всего, моего.
I. Общие правила
Орфография
I. Общие правила
§ 76. Пишутся слитно:
1. Все сложносокращенные слова, например: колхоз, эсминец, профсоюз, автотракторный.
2. Слова с приставками (включая вне-, nосле-, сверх-, а-, анти-, архи-, инфра-, контр-, ультра- и др.), а также с начальными составными частями пан-, квази-, псевдо- и др., например: довоенный, внеплановый, подотдел, аморальный, сверхприбыль, архинелепый, инфракрасный, контрудар, ультрафиолетовый, междуведомственный, панамериканизм, квазиученый, псевдоклассический.
Если приставка присоединяется к имени собственному, она пишется через дефис, например: Анти-Дюринг.
О написании с дефисом обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс- см. § 79, п. 13.
3. Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом которых является числительное, написанное буквами, например: пятилетка, трехтонка, полуторагодовалый, двенадцатибалльный, двухсотполовинный, троекратно.
Написание слитное и через дефис сложных иноязычных слов устанавливаются в словарном порядке.
О написании через дефис собственных имен см. § 79, п. 6.
§ 77. Пишутся через дефис:
1. Лексические образования, представляющие coбoй:
а) повторение того же самого слова, например: маленький-маленький, еле-еле, чуть-чуть, постояли-постояли и разошлись (значение ограниченности по времени);
б) повторение того же слова или той же основы, но с разными окончаниями или приставками, например: день-деньской, рад-радехонек, один-одинешенек, давным-давно, черным-черно, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, крест-накрест, толстый-претолстый, как-никак, волей-неволей, также один-единственный;
в) сочетание двух синонимических слов, например: нежданно-негаданно, тихо-смирно.
О постановке запятой (а не дефиса) при повторении слова см. § 149.
Примечание. Два одинаковых cyществительныx в усилительном сочетании, из которых одно стоит в им. пад., а другое в твор. пад., пишутся раздельно, например: чудак чудаком, честь честью и т. п.
2. Графические буквенные сокращения сложных прилагательных, пишущихся слитно, для отличия от сокращенно написанных словосочетаний из прилагательного и существительного, например: ж.-д. – железнодорожный, но: ж. д. – железная дорога, с.-х. – сельскохозяй-ственный, но: с. х. – сельское хозяйство.
Дефис сохраняется в графических буквенных сокращениях слов, пишущихся через дефис, например: с.-д. – социал-демократ и социал-демократический, Ж.-Ж. Руссо – Жан-Жак Руссо.
3. Сложные слова, первым элементом которых является числительное (см. § 76, п. 3), если это числительное написано цифрами, например: 25-процентный, 10-летний, 35-летие.
4. Сложные порядковые числительные, если первая часть их написана цифрами, например: 183-миллионный, 5-тысячный.
5. Порядковые числительные, если они написаны цифрами с грамматическим окончанием, например: 15-й, 127-го.
6. Специальные термины и наименования, в том числе и аббревиатуры, в состав которых входит отдельная буква алфавита, например β-лучи (бета-лучи), или числительное, написанное цифрами и стоящее на втором месте, например ТУ-104, но: 4000 М (автопогрузчик с ковшом).
II. Гласные Ы и И после приставок
Орфография
II. Гласные Ы и И после приставок
§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория.
Но пишется и:
1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный.
2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр- и т. п., например: панисламизм, субинспектор, Трансиордания, контригра.
II. Двойные согласные
Орфография
II. Двойные согласные
§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.
§ 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.
§ 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:
с суффиксом -н-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);
с суффиксом -ск-, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);
с суффиксом -ств-: искусство (ср. искусный).
Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на -с с возвратной частицей -ся, например: спасся, несся.
Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать.
§ 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн-, -онн- прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.
Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).
Прилагательные с суффиксом -ян- (-ан-), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный. Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.
С одним н пишется суффикс -ин- в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.
§ 62. Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.
§ 63. Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жеваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлеченный вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребенок, корчеванный участок.
Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени (в том числе и сложные, см. § 80, п. 2), если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: ученые труды, раненые пограничники, рваная одежда, копченая колбаса, кипяченое молоко, вяленая рыба, гашеная известь, соленые огурцы, моченые яблоки, пареный картофель, гладкокрашеная ткань.
Слова желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный и некоторое другие, определяемые в словарном порядке, пишутся с двумя н.
§ 64. Двойное н пишется в наречиях на -о и в существительных с суффиксами -ик, -иц-, -ость, образованных от прилагательных, если последние пишутся с двумя н, например: нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитательница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).
Если же прилагательное имеет одно н, то и образованные от него наречия и cyществительные пишутся с одним н, например: путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).
§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.
Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.
§ 66. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, можжевельник, жужжать и в производных от них, а также в некоторых образованиях от глагола жечь, например: жжешь, жжет, жженый, жжение, жженка.
При наличии чередования зг – зж, зд – зж следует писать не двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг), приезжать (приезд), позже (стар. поздо, соврем. поздно), загромозжу (загромоздить), а также брезжить (ср. стар. брезг – «рассвет»).
§ 67. Не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось, составом слова, например: рассориться (рас + ссориться), одесский (одесс + ский), прусский (прусс + ский), пятитонный (пятитонн + ный).
§ 68. Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.
§ 69. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, например: группа – группка, группочка; программа – программка, программный, киловатт – киловаттный, Калькутта – калькуттский; класс – классный, гунн – гуннский, балл (единица меры оценки) – пятибалльный; галл – галльский; либретто – либреттист.
Но пишется: кристальный (хотя кристалл), финка, финский (хотя финн), колонки (хотя колонна), пятитонка (хотя тонна), оперетка (хотя оперетта).
Примечание. В первой части сложносокращенных слов, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грамзапись, групком.
источники:
http://fb.ru/article/402806/kakoy-poryadok-slov-v-predlojenii-v-russkom-yazyike-osobennosti-i-pravila
http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/23-spravka/rules