Как составить краткий конспект по биологии

Конспекты по предмету «БИОЛОГИЯ»

Предмет «Биология». Изучение Биологии шаг за шагом. Онлайн-учебник.

Кодификатор ОГЭ
  Проверить знания
  Кодификатор ЕГЭ

Часть 1. КОНСПЕКТЫ для 6-9 классов


Ботаника.


Зоология.


Анатомия и физиология человека.

Кодификатор ОГЭ
  Анализ заданий ОГЭ
  Справочник ОГЭ

Часть 2. КОНСПЕКТЫ для 10-11 классов

Часть 3. ЭКОЛОГИЯ

Кодификатор ЕГЭ
  Анализ заданий ЕГЭ
  Справочник ЕГЭ


Биoлогия — наука о живой природе. Термин «биолoгия» был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга.

Задачи биологии: изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытие сущности жизни; систематизация многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований. Современная биология располагает широким набором методов исследования. Основными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Метод измерений использует измерения характеристик объектов. Сравнительный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуемого объекта. Метод эксперимента даёт возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.

Связь биологии с другими науками. Биoлoгия тесно связана с фун­даментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и принадлежит к комплексу естественных наук, то есть наук о природе.

Значение биологии. Биолoгия является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО БИОЛОГИИ


Источники идей и источники цитат для конспектов по «Биологии»:

  • ОГЭ. Биология : Универсальный справочник / Д.А. Шабанов, М.А. Кравченко. — Москва : Эксмо, 2015
  • Биология / А.Ю.Ионцева — М.: Эксмо, 2018 (Весь школьный курс в схемах и таблицах)
  • Биология. Весь школьный курс в таблицах / Л.В. Ёлкина — Минск: Кузьма: Принтбук, 2017
  • Биология: пособие-репетитор, учебное пособие / С.И. Колесников — М.: КНОРУС, 2014
  • УМК: «Биология», В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, изд. «Вентана-Граф»
  • Биология. Справочник в таблицах. ООО «Издательство АЙРИС-пресс», 2015.
  • Биология в схемах, таблицах, рисунках. — М: Лист, 1998.
  • Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9) Издательство Дрофа-Вентана.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).  

Структурированный конспект по биологии как одна из  форм
работы с учебной информацией

В современных условиях
развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня
грамотности населения нашей страны
[1].  Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника,
личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших
проблем современности, к дальнейшему самообразованию  у обучающихся. Осознание
обучающимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных
потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного
образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку
творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта
деятельности на протяжении всей жизни.
В связи с этим перед
школой стоит задача  компетентностного обучения.

Такие компетенции как – образовательная,
исследовательская, социальная, личностная и др. – складываются из четырех
“кирпичиков”. Это информационная (готовность к работе с информацией),
коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), кооперативная
(готовность к сотрудничеству с другими людьми), проблемная (готовность к
решению проблем). В данной работе имеет смысл остановиться на информационной
компетенции.

Информационная компетенция выражается в
умении самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически
оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи,
делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при
планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации,
структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на
различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Как следует из
составляющих характеристики информационной компетенции, одним из ее элементов
является умение “структурировать имеющуюся информацию, представлять ее
в различных формах”
[1]. В процессе предметного изучения биологии
данный элемент информационной компетенции можно формировать при организации
деятельности обучающихся с учебным текстом по сворачиванию и разворачиванию
информации.

Основными
формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для
записи в тетради являются:

Особенности учебного материала, представляемого в виде
структурированного конспекта и подходы к организации работы с ним:

1.   
В
виде структурированного конспекта (СК) хорошо представляется (сворачивается)
текстовая информация, включающая большое количество понятий, между которыми
существуют отношения: родовое понятие – видовое понятие, видовое – родовое,
видовое – видовое, общее – частное, частное – общее и для понимания и
запоминания которой необходимо установление логических связей.

2.   
Для
структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной
учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному
усвоению.

3.   
Объем
учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен
соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем
стимулировать их развитие.

4.   
При
планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием
заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать
состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть
типичные затруднения обучающихся.

5.   
Учебные
задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для
выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение все более высоких
ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности
школьников.

6.   
Задания
по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть
подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.

7.   
Необходимо
предусмотреть проверку уровня овладения умениями осуществлять данную работу с
учебным текстом к началу обучения и текущую проверку в процессе их
формирования. Нужно также довести до сведения обучающихся, какие именно умения
и навыки формируются при выполнении данной работы и информировать о достигнутых
успехах, с тем чтобы вызвать у них нужную мотивацию – стимул к дальнейшему
совершенствованию данных умений и навыков.

8.   
Система
учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку
умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных
дисциплин.

Целесообразно
работу по обучению обучающихся заполнению и составлению структурированного
конспекта начинать в 5,6 классе (на начальном этапе изучения предмета) при
изучении природоведения и биологии. Эта работа позволяет при использовании
учебника включать обучающихся в преобразующую деятельность, для которой
характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее
полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных
приемов на решение новых учебных практических задач – работа со СК.

Благодаря
работе со структурированным конспектом изменяется не только характер работы
обучающегося, но и изменяется характер взаимоотношений «учитель-ученик» в
сторону сотрудничества.

Обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых форм работы,
которые определяются оптимально подобранным темпом обучения и индивидуальным
подходом, поэтому в пределах одного класса алгоритм работы со  структурируемым
конспектом  будет различный (таблица 1), что позволит усваивать учебный
материал исходя из  индивидуальной способности обучающегося.
    

Таблица 1

Алгоритмы
составления структурируемого конспекта

Алгоритм
составления структурируемого конспекта   с помощью текста                 
(для 1 группы)

Алгоритм
составления  структурируемого конспекта    с помощью текста                
(для 2 группы)

Алгоритм
составления структурируемого конспекта    с помощью текста                 
(для 3 группы)

         
Внимательно
прочитайте текст.

         
Возьмите
карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова.

         
Прочитайте
еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.

         
Среди
выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.

         
Ответьте
на вопрос: «О  чем говорится в тексте?». Ответом и будет  главное слово.

         
Найдите
несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут
слова № 2.

         
Оставшиеся
слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять
слово № 2.

         
Помните,
что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.

         
Прочтите
конспект.

         
Прочитайте
текст, выделите основную мысль текста.

         
Выделите
главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.

         
Выделите
главные и второстепенные  факты и явления, выпишите их.

         
Установите
логические связи между  явлениями.

         
Прочтите
конспект.

         
Прочитайте
текст, выделите основную мысль текста.

         
Обозначьте
основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.

         
Согласно
проблеме выделите главные и второстепенные  явления, разбейте их на группы.

         
Составьте
схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.

         
Проверьте,
отражает ли конспект основную проблему, изложенную в тексте.

При использовании структурированного
конспекта  можно дифференцировать подход в организации учебно-познавательной
деятельности учащихся при освоении учебного содержания. Наличие в шаблоне СК
разного количества заполненных элементов (для 1 группы обучающихся – упрощенный
СК представлен на рисунке 1)

1.   
Структурирование части учебного материала, а другую часть
учащимся необходимо структурировать самостоятельно (для 2 группы обучающимся –
средний СК)

2.   
Заполнение дополнительной части СК с использованием
информационных источников справочного и научно-популярного характера   (для 3
группы обучающихся – усложненный СК).

Следует отметить
положительные стороны использования структурированного конспекта как приема
организации работы обучающихся с учебной информацией:

1.   
Продуманная
краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может
быть использована как справочный материал.

2.   
Разнообразит
формы записи, особенно в старших классах.

3.   
Обеспечивает
дифференцированный подход.

4.   
Удобен
для проверки учителем.

5.   
Позволяет
проконтролировать умения обучающихся анализировать, классифицировать и
приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.

6.   
Удобен
для подготовки домашнего задания.

7.   
Обеспечивает
рациональное распределение  учебного времени.

Практика работы показала,
что многие обучающиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают
структурированному конспекту. При изучении различных тем,   большая часть 
обучающихся (более половины) выбирают структурированный конспект, многие
старшеклассники используют его элементы в сочетании с другими формами.

Список литературы:

1.   
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный
подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.:
АРКТИ, 2007

2.   
Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках
биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию. –
http://som.fsio.ru./getblob.asp?id=10002984

3.   
Программы профилактики трудностей в учебе / авт. сост. Е.М.
Меттус, А.В. Литвина. – Волгоград: Учитель, 2007

4.   
Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление
школой. «Первое сентября» – 2011. – № 9. – С.14-15

На какую тему нужен конспект?

5 класс

  • Биологические знания в жизни человека
  • Водоросли. Их значение
  • Грибы. Способы питания грибов
  • Деление клетки
  • Жизнедеятельность клетки
  • Значение водорослей
  • Значение растений
  • Лишайники. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники
  • Методы изучения биологии
  • Многообразие и значение грибов
  • Низшие и высшие растения
  • Папоротники
  • Пластиды и химический состав клетки
  • Покрытосеменные растения
  • Происхождение растений
  • Строение и жизнедеятельность бактерий
  • Строение клетки
  • Структура биологии
  • Ткани растений
  • Форма бактерий, роль бактерий в природе и жизни человека
  • Функции неорганических веществ (воды и минеральных солей)
  • Царства живых организмов. Их среда обитания
  • Экологические факторы и их влияние на организмы. Увеличительные приборы

6 класс

  • Вегетативное размножение покрытосеменных растений
  • Видоизменение побегов
  • Виды корней
  • Классификация растений
  • Клеточное строение листа
  • Корневая система
  • Мхи
  • Плоды
  • Произрастание семян
  • Размножение голосеменных растений
  • Размножение споровых растений
  • Семейства крестоцветные и розоцветные
  • Семейство злаки
  • Семейство лилейные
  • Семейство мотыльковые (бобовые)
  • Семейство паслёновые
  • Семейство сложноцветные
  • Соцветия
  • Способы размножения растений
  • Строение стебля
  • Условия произрастания корней
  • Цветок
  • Части растения

7 класс

  • Внешнее строение млекопитающих
  • Внутреннее строение млекопитающих
  • Высшие или плацентарные звери
  • Годовой жизненный цикл птиц. Размножение
  • Жгутиконосцы растительные
  • Животные и окружающая среда
  • Значение и охрана птиц
  • Значение пресмыкающихся
  • Значение птиц. Разнообразие
  • Класс брюхоногие моллюски
  • Класс двухстворчатые моллюски и головоногие моллюски
  • Класс Костные рыбы
  • Класс насекомые
  • Класс Нематоды
  • Класс паукообразные
  • Класс птицы. Общая характеристика
  • Клетки. Строение
  • Кольчатые черви. Многощетинковые черви
  • Ленточные черви
  • Малощетинковые черви
  • Моллюски
  • Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека
  • Основные систематические группы рыб
  • Особенности размножения рыб
  • Подцарство Простейшие. Саркодовые и жгутиконосцы
  • Пресмыкающиеся
  • Разнообразие кишечнополостных
  • Семейства млекопитающих
  • Сосальщики и цепни, разнообразие плоских червей
  • Тип Кишечнополостные
  • Тип хордовые. Бесчерепные рыбы
  • Тип Членистоногие
  • Типы развития насекомых
  • Ткани, органы, системы органов
  • Черви, ресничные и плоские
  • Черепные, позвоночные рыбы
  • Эвглена зеленая

8 класс

  • Артериальное давление
  • Биологические ритмы. Сон и его значение
  • Борьба организма с инфекцией. Иммунитет
  • Виды иммунитета
  • Витамины
  • Вклад учёных в учение о Высшей Нервной Деятельности
  • Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты среды
  • Воля и эмоции. Внимание
  • Всасывание. Роль печени
  • Выделение
  • Гигиена дыхания
  • Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней
  • Гигиена кожи
  • Головной мозг
  • Движение крови по сосудам
  • Движение лимфы
  • Добавочный скелет. Соединение костей
  • Дыхательная система
  • Железы внешней, внутренней и смешанной секреции
  • Значение и строение опорно-двигательной системы
  • Значение нервной системы
  • Значение, строение и функционирование нервной системы
  • Зрение
  • Иммунитет
  • Клетка
  • Клеточное строение организма
  • Круги кровообращения
  • Лёгкие и механизм дыхания
  • Мышцы
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата
  • Нарушение осанки и плоскостопие
  • Наследственные и врождённые заболевания
  • Науки, изучающие человека
  • Нервная система человека
  • Нервы
  • Нефрон
  • Нормы питания
  • Обмен веществ
  • Обмен веществ в организме
  • Обменные процессы в пищеварении
  • Общий обзор человека
  • Опорно-двигательный аппарат
  • Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы
  • Органы слуха
  • Осанка и плоскостопие
  • Осевой скелет
  • Основные признаки животных
  • Особенности высшей нервной деятельности человека
  • Особенность ВНД человека. Познавательные процессы
  • Первая помощь при кровотечении
  • Первая помощь при поражении органов дыхания
  • Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
  • Перетяжка пальца
  • Пищеварение в желудке
  • Пищеварительная система
  • Пищеварительная система. Значение пищи и её состав
  • Поведение и психика человека
  • Покровы тела
  • Правильное потребление воды
  • Программы поведения и фазы сна
  • Процессы памяти
  • Работа мышц
  • Работоспособность. Режим дня
  • Развитие анатомии как науки
  • Размножение. Половая система
  • Расы человека. Среда обитания
  • Регуляция дыхания
  • Регуляция пищеварения
  • Рефлекторная регуляция
  • Систематическое положение человека и развитие организма
  • Системы дыхания
  • Слуховой анализатор
  • Слуховой аппарат
  • Соматический и вегетативный отделы нервной системы
  • Строение глаза
  • Строение головного мозга
  • Строение зубов
  • Строение и работа сердца
  • Строение кожи
  • Строение лёгких
  • Строение мышц
  • Структура тела человека
  • Ткани человека
  • Тонкая кишка
  • Транспортные системы организма
  • Третий закон Менделя. Закон независимого наследования
  • Уровни организации организма
  • Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе
  • Формы естественного отбора
  • Фотосинтез
  • Функциональные возможности системы дыхания
  • Химическая организация клетки
  • Центральная нервная система. Спинной мозг
  • Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка
  • Эмоции. Внимание
  • Энергетический обмен
  • Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты
  • Эукариотическая клетка

9 класс

  • Антропогенез
  • АТФ и другие органические соединения клетки
  • Бесполое размножение организмов
  • Биология как наука. Методы исследования в биологии
  • Биология – наука о живом мире
  • Биосинтез белка
  • Борьба за существование и естественный отбор
  • Введение в генетику
  • Введение в общую биологию
  • Введение. Многообразие живого мира
  • Вид, его критерии и структура
  • Вид, популяция, экологические факторы
  • Видообразование
  • Видообразование. Микро- и макроэволюция
  • Вирусы. Методы цитологии. Клеточная теория
  • Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни
  • Генетика
  • Генетика пола
  • Деление клетки. Митоз
  • ДНК и РНК. Нуклеиновые кислоты. Сходства и различия
  • Животный организм и его особенности
  • Жиры
  • Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание
  • Изменчивость
  • Изолирующие механизмы
  • Кожа
  • Комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды
  • Макроэволюция
  • Метаболизм. Энергетический обмен
  • Методы изучения природы
  • Методы научного познания
  • Методы селекции. Гибридизация и отбор
  • Многообразие растений
  • Многообразие форм живых организмов
  • Наследование групп крови
  • Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина
  • Начальные этапы развития жизни
  • Нервная регуляция
  • Обеспечение клеток энергией
  • Общие закономерности биологической эволюции
  • Общие свойства живого
  • Онтогенез
  • Оплодотворение
  • Опорно-двигательная система
  • Организм. Примитивные организмы
  • Органоид
  • Основные закономерности эволюции
  • Основные понятия генетики
  • Отличительные особенности растительного организма
  • Первый и второй законы Менделя
  • Пластический обмен. Биосинтез белков
  • Половое размножение
  • Популяция как единица эволюции
  • Постэмбриональное развитие
  • Приспособленные особенности строения, окраски тела и поведения животных
  • Происхождение человека
  • Развитие биологии в додарвинский период
  • Размножение живых организмов
  • Растительный организм и его особенности
  • Саморазвитие экосистемы
  • Свойства генетического кода
  • Свойства живых организмов
  • Свойства живых организмов и уровни организации
  • Синтез белка
  • Синтез белков в клетке
  • Состав и строение белков
  • Способы питания, размножение клетки
  • Сравнение клеток прокариот и эукариот
  • Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере
  • Становление науки биологии
  • Типы питания клеток и живых организмов
  • Транспорт ионов. Рибосомы. ЭПС
  • Углеводы
  • Углеводы
  • Фотосинтез
  • Характеристика бактерий. Строение бактерий
  • Химический состав клетки
  • Царство Грибы. Лишайники
  • Эволюционная роль мутации
  • Эволюция
  • Экологическое сообщество. Биогеоценоз. Экосистема
  • Энергетический обмен
  • Энергический обмен в клетке

10 класс

  • Автотрофное питание. Фотосинтез.
  • Анализирующее и дигибридное скрещивания
  • Антропогенез. Основные теории происхождения человека
  • Аппарат Гольджи
  • АТФ и другие органические соединения клетки
  • Белки
  • Биологические науки
  • Вирусы и бактериофаги. Неклеточные формы жизни
  • Вода
  • Возникновение жизни на Земле
  • Возникновение и развитие эволюционных представлений
  • Гаметогенез
  • Гаметогенез и оплодотворение
  • Генетика
  • Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
  • Закономерности наследования, сцепленного с полом
  • Законы Менделя
  • Изменчивость
  • История изучения биологии
  • Клетка. Строение эукариотической клетки
  • Клеточная мембрана
  • Клеточные включения и вакуоль
  • Клеточный центр
  • Лизосомы
  • Липиды
  • Мейоз
  • Мембрана и органоиды
  • Методы исследования биологии. Уровни организации
  • Минеральные вещества и их роль в клетке
  • Митохондрии
  • Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов
  • Нуклеиновые кислоты
  • Обмен веществ и энергии в клетках
  • Овуляция, подготовка к имплантации зародыша, менструация
  • Оплодотворение
  • Органоиды клетки
  • Основные критерии живого
  • Половое размножение. Гаметогенез
  • Приспособленность как фактор жизни
  • Размножение живых организмов
  • Сравнение ДНК и РНК
  • Теория эволюции Дарвина
  • Типы яйцеклеток
  • Углеводы
  • Цитоплазма
  • Этапы развития жизни на Земле
  • Ядро

11 класс

  • Основные направления развития современной биологии
  • Основы цитологии. Клеточная теория
  • Особенности химического состава клетки
  • Развитие биологии в Эпоху Возрождения
  • Строение животной и растительной клетки
  • Строение клетки. Лизосомы
  • Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения
  • Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи
  • Строение клеточной мембраны
  • Строение хлоропласта и митохондрии
  • Уровни организации живой материи

Конспектирование — удобная и эффективная, с точки зрения организации и проверки процесса освоения знаний, форма работы. Она позволяет существенно упростить и ускорить процесс систематизации и запоминания даже больших объемов информации. Именно на конспектировании, как основе, строится послешкольный образовательный процесс — в колледжах, ВУЗах и техникумах. Поэтому эта технология, освоенная еще в школьный период, позволит быстрее адаптироваться к особенностям преподавания, с которыми подросток столкнется впоследствии. Удобные и понятные конспекты уроков по всем предметам позволят в кратчайшие сроки повторить всю необходимую информацию перед проверочной, контрольной, коллоквиумом, экзаменом и пр. Если повторение по учебникам и практикумам заняло бы дни, недели, то законспектированный материал позволит сделать это за считанные часы. Но только в том случае, если оно выполнено грамотно и профессионально. Научиться составлять собственные материалы-конспекты возможно, а в качестве образца многие эксперты и педагоги рекомендуют готовые, представленные на платформе Еуроки.

Кому пригодятся конспекты уроков по различным предметам?

Актуальные и практичные в применении конспекты для классных записей, приведенные на указанной выше площадке, будут полезны:

  • школьникам, активно интересующимся той или иной наукой. С их помощью они смогут ознакомиться с учебным материалом, изложенным в разных программах, УМК по выбранной ими дисциплине. Тем самым, расширится их кругозор, знания станут более полными и глубокими;
  • подросткам, испытывающим те или иные трудности с освоением курса определенных школьных программ. Законспектированные понятия, законы, термины, их взаимосвязи помогут быстрее запомнить базовые, ключевые моменты из учебного материала школьных предметов. Спустя непродолжительное время учащиеся смогут заметить улучшение результатов — более высокие оценки, глубокие знания, интерес к познанию в целом;
  • тем учащимся, которые часто по тем или иным причинам пропускают уроки в школе. Например, ездят на соревнования, спортивные сборы, творческие конкурсы, часто болеют или проходят долгую и сложную реабилитацию. С помощью законспектированных данных они смогут, не тратя много времени на подготовку, быть в курсе того, что в данный момент изучается в школе их одноклассниками.

Есть ли толк от готовых конспектов по различным предметам?

Полезные материалы площадки оценили многие, но не все. Например, некоторые родители и школьные педагоги с предубеждением относятся к различным платформам. Возможно, их точка зрения изменится, если они оценят все те преимущества, которыми располагает краткая запись параграфов учебника по школьным дисциплинам:

  • наглядность. Вся информация представлена в сжатой форме, а значит можно, бегло изучив ее, быстро найти все необходимое для ответа, выполнения задания учителя;
  • удобство применения. Заниматься по этому источнику можно в любое время и в любом месте, удобном пользователю. Можно составить свой собственный план работы, учитывающий все индивидуальные задачи и особенности обучения;
  • быстрота запоминания. Краткие тезисы, основные мысли запомнить намного проще, чем обширный материал учебников, особенно по ряду дисциплин.

Еще одно важное преимущество, которое отмечают практически все пользователи, в том числе — педагоги и эксперты. Занимаясь по готовым законспектированным материалам, школьники постепенно обретают и закрепляют навыки самостоятельного грамотного конспектирования. Главное, чтобы эта работа велась системно и регулярно. И тогда уже в школе столь ценное умение, которое обязательно пригодится впоследствии, будет приобретено и отработано. Это актуально, полезно и выгодно для семейного бюджета.

План – конспект – краток, прост, быстро составляется и запоминается, учит выбирать главное и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления.

Однако работать с ним через некоторое время трудно, т.к. плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Этапы работы:

    Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.

    Разъясни кратко  и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

    Сформулируй и запиши выводы.

Рекомендации по составлению опорного конспекта

  1. Вдумайтесь в название темы конспекта, вспомните материал, изученный на уроках по этой теме.
  2. Изучите текст соответствующего параграфа  учебника, прочитайте дополнительную литературу по этой теме, выделите основные понятия и термины.
  3. Составьте план конспекта
  4. придумайте символику опорных схем
  5. Приступайте к графическому изображению опорных сигналов
  6. Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе опорный конспект будет громоздким и трудным для запоминания.
  7. Составляйте конспект сначала простым карандашом, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию, помните о смысловой нагрузке цвета.

Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.

Похожее

Автор публикации


100

“человек это часть пазла в общей картине мира”

Комментарии: 14Публикации: 604Регистрация: 30-11–0001

Добавить комментарий