Как составить краткий план урока

«Как  правильно
составить план-конспект урока»

План – конспект
это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей,
деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и
действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это
функция, одним из аргументов которой является время.

Основные
принципы планирования

Еще А. Файоль
определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами
хорошей программы действий.

1.  Принцип
единства
предполагает, что планирование в организации должно иметь
системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных
элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие
цели.

Элементами
планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и
отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип
участия
тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что
каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо
от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен
привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование,
основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип
непрерывности
предполагает, что:

  • процесс
    планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках
    установленного цикла;
  • разработанные
    планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену
    первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий
непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом –
компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания
процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части
года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип
гибкости
связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и
процессу планирования способности менять свою направленность в связи с
возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления
принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить
изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы
обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют
определенные пределы резервов планирования:

  • резервы,
    заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы
    окажутся неточными;
  • низкие
    резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры
    деятельности фирмы.

5.  Принцип
точности
означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью
точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами,
планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой
позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект
урока 
это отражение творческой мысли
учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение
основ знаний.

Содержание
уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные
принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы
должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать
в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала.
Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе
конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание
каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно
пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый
конспект.
Все пункты схематически-планового
конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны
дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3
предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и
отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и
терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть
там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта –
задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая
цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую
информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все
остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты,
тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом
используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете
глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных
сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы
переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление
плана-конспекта урока, как основа  деятельности педагога. Подробный,
развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит
время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура
урока помогает  удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план
отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов
урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для
самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования
предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг  1.
Тема урока

Тема урока всегда обозначена в
поурочном годовом плане и  переносится из тематических планов, должна быть
конкретная, ясная и  определенная.

Шаг  II.
Цели урока

Современная методика не требует
разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым
учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить
цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это
могут быть такие цели, как:

– дать представление о…;

– обобщить и систематизировать
знания о….;

– познакомить учащихся с (понятием,
правилом, фактами, законом и т.д.)

– выработать навыки (например,
анализа лирического текста).

Воспитательные:

– воспитывать в учащихся чувство
патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус,
этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь
указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию,
мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность.
Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной
развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою
точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг  III.
Планируемые задачи

Обозначается  минимум тех знаний и
умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи
стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые
обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV.
Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но
для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или
вы нацелены провести нестандартный/комбинированный  урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым
материалом.

Формы: беседа, проблемный урок,
лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН,
путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний
и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков
закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие
мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и
систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по
желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные
работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги
или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном
уроке.

Шаг  V.
Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет
использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции
картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI.
Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание
учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это
помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить
классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные
уроки.

3. Актуализация знаний учащихся
по теме.
Этот этап не обязателен, но весьма популярен
в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на
восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на
уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели
урока.

Например, прослушивание композиции
П. Чайковского “Времена года” активизирует фантазию, настраивает
учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей
урока.
Учитель может сам обозначить тем и цели урока.
А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления
кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в
зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к
сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для
учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми,
какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может
выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В
последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов.
В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на
конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока.
Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или
выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание,
что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего
задания.

Современная методика рекомендует
помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного
уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не
просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по
теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать
“изюминку”. Это может быть интересный факт, нестандартное задание,
необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет
способствовать заинтересованности учащихся.

Методические рекомендации

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1.  Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2.  Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

3.  Принцип непрерывности предполагает, что:

  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4.  Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5.  Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока – это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

– дать представление о…;

– обобщить и систематизировать знания о….;

– познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

– выработать навыки (например, анализа лирического текста).

• Воспитательные:

– воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского “Времена года” активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать “изюминку”. Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Полезная информация:

 https://videouroki.net/razrabotki/triebovaniia-k-oformlieniiu-konspiektov-po-fgos.html 

https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления)

План урока – это краткое описание учебного занятия с указанием его тематики, целей, хода проведения и возможных форм педагогического контроля. 

План урока составляется педагогом заранее до проведения занятия и может быть проверен представителями администрации учебного заведения (директором либо его заместителем по учебной работе) как непосредственно по окончании или перед началом урока, так и заблаговременно. В некоторых учебных заведениях существует практика составления планов проводимых педагогом занятий на определенный период заранее (например, на последующий семестр). Это позволяет администрации и методистам заблаговременно выявить уязвимые места в учебном процессе и указать на них педагогу с тем, чтобы он провел работу по их устранению и, тем самым, изменил структуру урока. Правда, отметим, что в любом учебном заведении существует рабочая программа, а в школе составляется специальный календарный план, т.е. своего рода «расписание», где подробно указано, когда, на какую тему и в каком количестве будут проводиться уроки по данному предмету.

Однако с понятием «план урока» любой педагог впервые сталкивается в вузе, изучая такие дисциплины, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания» (в последнем случае речь идет о преподавании конкретно взятого предмета, например, английского языка, и структура, цели и характер контроля сформированности навыков и умений могут варьироваться). План урока, в частности, должен написать каждый студент-практикант, проходящий обучающую и государственную практику; план урока нередко является одной из составляющей курсовой, выпускной квалификационной работы и даже диссертации в области педагогики и методики преподавания.

В то же время, даже некоторые педагоги сами не всегда могут ответить на вопрос: «Каким именно должен быть план урока?», что он собой представляет или, точнее сказать, должен представлять, каким его хотели бы увидеть директор или завуч школы?

План урока состоит из нескольких частей:

  • Формулировки темы урока,
  • Целей урока,
  • Указания средств обучения,
  • Хода урока,
  • Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).

Остановимся на каждой из них подробнее.

Тема урока

Это выражение говорит само за себя: педагог как автор урока (неслучайно многие ученые-педагоги называют урок одной из форм педагогического искусства, а в науке успешно прижились такие термины, как «авторская методика» и «авторская школа») должен лаконично и недвусмысленно указать, чему именно посвящен урок. Например, тема урока может быть сформулирована таким образом: «Степени сравнения имен прилагательных».

Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.

Цель урока

Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:

  • Образовательную,
  • Развивающую и
  • Воспитательную.

Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.

Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».

Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».

Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».

Ход урока

Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):

  1. Приветствие (1 минута).
  2. Речевая разминка (5 минут).
  3. Проверка правильности выполнения домашнего задания (6 минут).
  4. Фронтальный опрос (4 минуты).
  5. Объяснение нового материала (десять минут).
  6. Фронтальный опрос по новому материалу (пять минут).
  7. Выполнение упражнения у доски (десять минут).
  8. Подведение итогов урока (3 минуты).
  9. Объявление домашнего задания и пояснения к нему (1 минута).

Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).

Домашнее задание

Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.

Выше мы рассмотрели, из чего именно состоит урок. Надеемся, что эта информация поможет учителю грамотно спланировать предстоящий урок, хотя, по нашему мнению, здесь нет и не может быть некоего универсального «рецепта»: все зависит от рассмотренных особенностей занятия, преподаваемой дисциплины и… творческой фантазии педагога.

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное – не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Главной задачей преподавателя, лектора или руководителя традиционного, дистанционного или смешанного обучения является правильное и своевременное составление плана урока, а также разработка конспекта урока. План урока имеет значение не только с точки зрения отчетности, но и для правильной организации учебного процесса. Подготовив план урока или его конспект, лектору будет проще ориентироваться в потоке информации, которую необходимо донести до аудитории, а также четко и полноценно проработать во время урока все поставленные задачи. 

В зависимости от возрастной категории аудитории, а также целей обучения, вида его организации, а также сущности предмета, требования к конспекту могут разниться и разрабатываются они в соответствии с требованиями конкретной учебной программы. План-конспект любого урока должен иметь тему, соответствовать поставленным задачам и иметь точную структуру. Согласно поставленным целям урока, план урока может классифицировать на следующие подпункты: 

  • Ознакомление с новой темой, 
  • Закрепление пройденного материала, 
  • Повторение, 
  • Структурирование навыков и знаний.

На сегодняшний день ввиду распространенности дистанционного и смешанного вида обучения, план урока или его конспект может быть откорректирован с учетом видео и аудио возможностей, предоставляемых платформами для обучения, а также функциями использования презентаций, вебинаров. 

В следующей статье рассматриваются:

Как составить план урока

Как составить план конспекта

Общая характеристика планирования урок

Виды планов-конспектов урока

Как составить план урока

Независимо от предмета, цели урока, а также вида его проведения и длительности основная структура плана-конспекта урока остается неизменным. В полноценном плане-конспекте урока всегда есть:

  1. шапка урока
  2. описание целей и задач урока
  3. мотивационная часть урока
  4. заключение и результат пройденного
  5. также домашнее задание, которое может присутствовать или отсутствовать в зависимости от вышеперечисленных параметров.

Как составить план урока

Шапка конспекта включает в себя наиболее важные пункты, это каркас по которому строится вся система урока, в шапке урока должно быть прописана тема урока, которая подразумевает обучение, любой урок начинается с описания темы и предмета, обобщения понятий и структурирования знаний, далее необходимо полученную информацию закрепить, отработать навыки. Необходимо иметь четкое представление о минимальном количестве знаний, которое аудитория должно получить и освоить на уроке. После обобщения и подведения итогов, следует дать установку на следующий урок, закрепить тему и начертить дальнейшие действия. 

Как составить план конспекта

В план конспекта также могут входить дополнительные элементы урока, такие как:

  • организационные составляющие (приветствие, перекличка, сверка времени и даты, прощание)
  • беседа с аудиторией (актуализация темы, шутки, привлечение коротких игр, загадки, ребусы, индивидуальный подход)

Урок должен заинтересовать, тема должна привлечь внимание, поэтому желательно задействовать в уроке

  • какие-либо презентации, видеофайлы (закрепление пройденного материала или представление информации визуальным способом, рассказ об интересных фактах)
  • дополнительную литературу для более обширного знакомства с темой
  • вспомогательное оборудование (показ фильмов, клипов на актуальную тему, музыкальное сопровождение, изображения и диаграммы, графики и схемы)

Как составить план конспекта

Закрепить поданный материал помогут различные тесты или опросы. Необходимость сдачи теста в конце урока или лекции может стать дополнительной мотивацией для аудитории, так как мысль о сдаче теста сделает слушателей более внимательными к представляемой информации и мелочам. Контроль знаний в конце урока можно также организовать в виде вопросов-ответов.

Общая характеристика планирования урока 

Системность. Планирование урока должно подразумевать системный характер, единство взаимно вытекающих элементов, преследующих одни и те же поставленные цели.

Вовлеченность. Участие каждого присутствующего в процессе является необходимым условиям эффективного планирования, правильной организации урока.

Непрерывность. В ходе подготовки конспекта урока необходимо учесть такой фактор, как непрерывность. Урок должен состоять из различного рода занятий, взаимно и плавно вытекающих друг из друга, связанных друг с другом одной логической цепочкой. Необходимо исключить монотонность, однообразность процесса.

Общая характеристика планирования урока

Импровизация. Разработанный план не должен становиться истиной в последней инстанции. При грамотном подходе к образовательному процессу стоит учитывать возможное возникновение непредвиденных обстоятельств, не игнорировать их, а вовлекать в процесс. При соблюдении выше отмеченных пунктов необходимо помнить, что упорядоченный порядок не должен превращаться в роботизацию. Правильный настрой, наличие мотивации у двух сторон диалога, а также наличие необходимых резервов позволяют на любом уровне организовать эффективный процесс познания.

Виды планов-конспектов урока 

В зависимости от аудитории, а также предмета и поставленных лектором целей, план урока может отличаться, однако в целом конспекты урока подразделяются на несколько типов.

Первый тип – это плановый конспект. Наиболее простой план, который составляется на основе готового материала, подразделяется на разделы и части. Каждый раздел имеет заголовок и подзаголовки, обобщающие описанную в нем тему. Первый тип плана-конспекта наиболее удобен при подготовке к лекции или семинару. 

Второй тип конспектирования – это схематический план. Все темы, подлежащие представлению аудитории, должны быть приведены в виде вопросительных предложений, что позволяет четко подчеркнуть наиболее актуальные части темы. Каждая тема представлена достаточно кратко – всего около двух-трех предложений.

Третий тип – это текстуальный конспект. Текстуальный конспект наиболее удобен для составления плана такого урока, где текстовая составляющая является превалирующей, в частности это могут быть гуманитарные предметы, уроки литературной направленности, где значимую роль играют цитаты и афоризмы авторов. 

1. Предмет плана урока

Предмет и тема урока должны быть расписаны в общей программе обучения. 

Виды планов-конспектов урока

2. Задачи плана урока

Задачи урока могут быть обучающими, воспитательными, развивающими. Обучающими задачами являются общее описание предмета, систематизация знаний, проработка навыков. Воспитательными задачами являются развитие интереса к знаниям, предмету, самоорганизованность, высокое чувство ответственности, моральные качества, правильную дисциплину. Развивающими задачами являются развитие аналитических навыков, способность работать в коллективе, участие в коллегиальных семинарах.

3. Поставленные цели

В плане-конспекте урока должны быть поставлены цели, а именно результат, который должен быть достигнут к ходе проведения урока, то есть минимальное количество знаний, которые в среднем получат все присутствующие.

4. Вид плана урока

В плане-конспекте необходимо учитывать вид проведения урока, будет ли это стандартный урок с личным общением, или дистанционный формат обучения.    

    5. Техническое обеспечение

В этот пункт должны быть включены все техническое обеспечение, которое может быть задействовано как дополнительное средство, к примеру: подготовленные по теме презентации, аудиоматериалы и видеоматериалы и т.д.

6. Последовательность 

Урок должен быть разбит на несколько этапов действий, это поможет привлечь внимание, держать темп, определить уровень подготовки слушателей. Повтор пройденного материала в виде диалога вопросов-ответов. Определение темы и предварительно поставленные задачи. Обобщение урока может быть в виде подведения итогов или задачи вопросов. Домашнее задание, выдается для закрепления пройденного материала.   

    Современная методика обучение советует акцентировать внимание на самостоятельной работе учеников,  помимо стандартного урока, необходимо предлагать различные новые, более высокие уровни раскрытия пройденной темы. Такой подход позволяет раскрыть творческий потенциал, развить способность к самостоятельной работе, а также аналитические, когнитивные и дискуссионные навыки. Наиболее эффективным способом может быть визуализация пройденного материала в виде создания коллажа или презентации, записи короткого ролика с рассказом личного опыта. 

Добавить комментарий