Как составить краткое содержание сказки

Содержание

  1. Краткое содержание произведений, краткое изложение, краткий пересказ
  2. Краткое содержание произведений
  3. Краткий пересказ
  4. Краткое изложение
  5. Народный Брифли:Руководство
  6. Содержание
  7. Общие принципы
  8. Краткость
  9. Связность
  10. Безучастность
  11. Увлекательность
  12. Оригинальность
  13. Публицистический стиль
  14. Техника
  15. Композиционные особенности
  16. Имена персонажей
  17. Другие имена собственные
  18. Использование редких слов
  19. Алгоритм
  20. Критерии значимости
  21. Что такое пересказ, и каким он должен быть
  22. Краткое содержание Чернышевский Что делать?
  23. Сейчас читают
  24. Краткое содержание Шукшин Одни для читательского дневника
  25. Шукшин. Краткие содержания произведений
  26. Картинка или рисунок Одни
  27. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Краткое содержание произведений, краткое изложение, краткий пересказ

Краткое содержание или как научиться писать краткое изложение в школе, сумев превратить краткий пересказ в привлекательное зрелище

Краткое содержание произведений

Краткое содержание литературного произведения подразумевает под собой четко структурированный текст, передающий не только смысл произведения в целом, но и, выделяя отдельные главы и части романа, повести, указывая на характеристики героев и их внутренний мир.

Зачастую, чтобы пересказать краткое содержание повести, стихотворения или романа нам необходимо разделить его на части, чтобы рассказ получился логичным, и мы не перескакивали с места на место.

Краткий пересказ

Краткий пересказ требует от ученика особой подготовки. Обязательно, перед тем, как выступить с кратким пересказом, нужно потренироваться заранее. Этот метод не новый и его используют не только при кратком пересказе произведения, но и перед докладом или публичным выступлением. Мы рекомендуем составить план краткого пересказа и если, у вас трудности при публичном выступлении, то напишите его на листке бумаги и возьмите с собой. Многие выдающиеся деятели всегда имели с собой такую «шпаргалку». Со временем, усвоив основные методы краткого пересказа, вы с легкостью будете выступать не только перед своим классом, но и более обширной аудиторией.

Краткое изложение

Чтобы уверенно освоить краткое изложение не только литературных произведений, но и выступлений, проходящих в культурно-значимых местах, нужно тренировать свою память. Тренировка памяти – это не нудный процесс. Скорее это игра, в которую можно играть самому без посторонней помощи.

Краткий пересказ изложения будет неполным, если вы пропустите кульминацию – это один из самых важных аспектов. Конечно, следите за ошибками не только орфографическими, но и стилистическими. Учитывайте, что краткое содержание произведения останется в вашей памяти на долгое время и грамотная речь – это не только украшение человека, это возможность находить общий язык, свободно общаться не только со своими друзьями, но посторонними людьми. Грамотная речь – это ёмкое, краткое по содержанию изложение не только собственных мыслей, но вещей другого порядка, которые насыщают нашу жизнь.

Подведем итог. Чтобы научиться краткому пересказу и краткому изложению, знаний правил русского языка недостаточно – необходимо тренироваться в публичном выступлении, тренировать свой мозг на запоминание. Лучший способ тренировки на запоминание – это учить стихи наизусть. Помимо тренировки мозга, запоминание стихов будет полезно: вы сможете рассказать стихотворение при любом удобном случае: в компании друзей, на дне рождения, на свидании или прогулке с любимым человеком.

В качестве пособия мы приводим краткие содержания произведений русской литературы:

Источник

Народный Брифли:Руководство

Пересказ — это сжатое изложение произведения, передающее авторский замысел.

Содержание

Общие принципы

Краткость

Во-первых, надо уловить в тексте основную нить и излагать лишь те факты, которые составляют её основу. Во-вторых — понять ключевые эпизоды произведения и в соответствии с ними выбрать текстовые фрагменты для цитирования.

Надо помнить, что краткими изложениями пользуются люди, которые скорее всего не читали произведения полностью, поэтому необходимо дать им как можно более полное представление о данном произведении.

Связность

Чтобы сохранить логическую целостность произведения, следует описывать не только основные действия, но и мотивы, которые побуждают персонажей к этим действиям.

Каждое предложение должно быть связано с соседними по смыслу. Пример бессвязного текста:

Мама Сьюзи не терпела опозданий. Дома вся семья собралась за столом. Младший брат страдал из-за количества шпината в его тарелке. Его оставили Сьюзи в качестве штрафа. Полиция обходила соседей. Мистер Гарви, верно? Да, проходите. Мужчина винил себя в том, что ничего не слышал.

Безучастность

Избегайте анализа. Пересказ отражает только содержание произведения и не включает в себя позицию пересказчика, литературных критиков, Википедии или кого-либо ещё.

Увлекательность

Хорошее краткое содержание заинтересовывает читателя и побуждает его прочесть произведение целиком. Избегайте сухости, канцеляризмов и слишком длинных предложений. Для более полного раскрытия образа героев можно использовать яркие цитаты психологического или внешнего портретов основных персонажей. Например:

…точеный маленький нос, и слегка выпирающие скулы, и широкий овал лица, и прямые длинные брови. Тем не менее всё в целом лицо гармонично. Её даже красавицей можно назвать. Проблема в другом: на этом лице отсутствовало какое бы то ни было выражение. По упрямо поджатым губам, пока того не требовала ситуация, не пробегало ни тени улыбки.

Уместно вставленная цитата, помогающая раскрыть характер героев, сделает текст живее:

Случилось так, что в своей хрустальной карете с фазаном на козлах и золотым жуком на запятках город Керпес посетил доктор Проспер Альпанус — маг, странствующий инкогнито.

Оригинальность

Пожалуйста, не копируйте целиком чужие краткие пересказы книг. Пересказы могут быть объектом авторского права. Копируя их, вы навредите «Брифли».

Исключение — Википедия. Статьи там доступны по открытой лицензии. Если копируете текст оттуда, не забудьте указать это под пересказом.

Публицистический стиль

Пересказы пишутся на современном русском языке, в нейтральном публицистическом стиле.

Если оригинал обладает ярко выраженными стилевыми особенностями, не старайтесь имитировать их. Вместо этого сделайте две вещи:

1. Кратко опишите эти особенности во введении к пересказу. Примеры:

2. Подберите одну или несколько цитат, наиболее ярко демонстрирующих стилевые особенности.

Техника

Композиционные особенности

Если произведение имеет композиционные особенности, необходимо обратить на это внимание читателя, добавив абзац в начале.

В романе чередуются две сюжетные линии через главу. В ходе развития событий становится ясно, что обе линии связаны между собой. В обеих частях повествование ведётся от первого лица.

Если произведение не было закончено автором, то об этом тоже стоит упомянуть, добавив абзац в конце.

Имена персонажей

Включайте в пересказ только имена главных героев. Второстепенных героев можно упомянуть, если без них не раскрывается идея произведения. Если имя героя в пересказе упоминается лишь несколько раз, попробуйте обойтись вообще без упоминания имени (например, пишите «высокий пограничник» вместо «Володя Денищик»).

Если известны фамилия, имя и отчество героя, то при первом упоминании персонажа дайте его полное имя, а затем выберите одну короткую форму обращения — либо по фамилии, либо по имени — и придерживайтесь только её.

При первом упоминании персонажа сначала дайте его характеристику, помогите нарисовать в голове у читателя его портрет, и только затем называйте его имя.

Неправильно Правильно
У доктора Гаспара Арнери, самого известного учёного в городе, выдался беспокойный день. У самого известного учёного в городе, доктора Гаспара Арнери, выдался беспокойный день.

Другие имена собственные

Старайтесь избегать незначительных деталей, особенно если это малоизвестные имена собственные. Например, вместо «приграничным украинским городком на берегу Збруча» без потери смысла можно написать «приграничным украинским городком на берегу реки».

Использование редких слов

Чтобы определить, является ли слово редким, можно воспользоваться частотным словарём. Если слово не входит в 20 тыс. самых распространённых, то скорее всего, большинство читателей с ним не знакомо.

Чем больше в пересказе непонятных слов, тем меньше людей его дочитает. Поэтому рекомендуем редкие слова исключать, заменять на более распространённые или же объяснять их значение.

Помните, что пересказ могут читать люди, для которых русский язык не является родным.

Алгоритм

Критерии значимости

Постарайтесь избегать произведений, представленных только в виде электронной книги — такой самиздат неизвестен и поэтому ваши пересказы не будут востребованы. Рекомендуем пересказывать то, что прошло отбор в издательствах и имеет бумажный аналог.

Источник

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный,близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

План работы над пересказом

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

На данном этапе важно выделить смысловые части.

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Источник

Краткое содержание Чернышевский Что делать?

В утро находки на одной из дач Каменного острова, вышивает молоденькая дама по имени Вера Павловна. У нее хорошее настроение, она поет песню об освобождении рабочих.Но в один момент состояние ее меняется, когда служанка приносит письмо. Вера Павловна плачет, закрывая лицо. Входит молодой мужчина и бросается успокаивать Веру. Но женщина отталкивает его, срывается на крик:» Ты в его крови!» В письме говорится о том, что его автор уходит с жизненного пути обоих, дорогих ему людей.

Так начинается их совместная жизнь, которая кажется не совсем обычной, так молодые люди спят в отдельных комнатах, стучатся, перед тем, как войти друг к другу, стучатся, перед встречей одеваются. Вера вполне комфортно себя чувствует в семейной жизни, и даже открывает свою швейную мастерскую, набрав в нее женщин, получающий процент от дохода мастерской. Жизнь безмятежно течет и семейная пара «обрастает» друзьями.

К ним часто захаживает друг Лопухова- Кирсанов Дмитрий. Он очень сближается с Верой, но понимая, что влюблен, начинает отказываться от прихода в гости. Вера чувствует то же самое и в подтверждении тому ей снится сон, где она читает дневник, в нем написано, что к Дмитрию она испытывает только благодарность.

Понимая, что он лишний, Лопухов инсценирует самоубийство, а сам отправляется в Америку для обучения и заработка. Узнав,о том, что страшное событие всего лишь постановка, Вера успокаивается и выходит замуж за Кирсанова.

Лопухов, через некоторое время возвращается в Россию под псевдонимом Бьюмонта. Тут он удачно женится. Бьюмонты и Кирсановы дружат семьями.

На первый взгляд роман Чернышевского имеет под собой только любовную линию. Но это не так. Он отражает грядущие перемены в экономике, философии, социальных взглядах и является предвестником революции. Современники находили в героях романа себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

В последнее время в городах очень быстро меняются начальники, один не успел еще полностью ознакомиться со своими обязанностями, как его уже заменяют другим. В обществе растут требования в чиновникам

В повести «Антон-Горемыка», созданной русским писателем Дмитрием Васильевичем Григоровичем, рассказывается о жизни крепостных крестьян в России.

Сергей Тимофеевич Аксаков – русских писателей и переводчик. Но этот разносторонний человек ограничивался не только литературной деятельностью: он был и цензором, и чиновником, и критиком.

Банку некоего Общества взаимного кредита предстоит годовщина – пятнадцать лет. Сотрудники банка нарядно одеты, а вокруг обстановка праздника и роскоши.

В книге рассказывается о нелегкой жизни молодого музыканта Кристофа Крафта. Мальчик родился в семье музыкантов и имел прирожденный талант к музыке.

Источник

Краткое содержание Шукшин Одни для читательского дневника

Антип Калачиков и его жена Марфа прожили вместе 40 лет, родили 18 детей, из которых выжили и выросли 12. Антип всю жизнь работал шорником, изготавливал уздечки, сбруи, хомуты, седелки. Работал Антип прямо на дому, сидя справа от печки, где у него был обустроен свой рабочий уголок. В доме всегда пахло выделанной кожей, варом и дегтем.

Но Марфа привыкла трястись над деньгами. Она следила, чтобы муж не тратил драгоценное время на пустое, как ей казалось, развлечение. Он должен был шить, шить и шить, чтобы заработать побольше денег, – и это все! За все долгие совместно прожитые годы между супругами так и не возникло настоящего взаимопонимания.

Однажды из-за пристрастия Антипа к игре на балалайке у них произошел нешуточный конфликт. Марфа «догадалась» схватить балалайку и бросить ее в печь. Балалайка сгорела у Антипа на глазах. Тот выскочил на двор и порубил топором все изготовленные им изделия. После пошел пить и пил целую неделю. А потом он принес и повесил в своем уголке новую балалайку.

Осенний вечер. Антип сидит за работой, Марфа вяжет. Больше никого в доме нет: дети давно разъехались. Супруги молчат, но вот Антип спрашивает Марфу, о чем та задумалась, не о деньгах ли опять. Так и возникает у них, вроде как ни с того ни сего, разговор о смысле жизни. Марфа считает, что жизнь им была дана для детей, а Антип – что не только для детей, но и для себя. Если бы он жил для себя, то пошел бы, возможно, в музыканты. Марфе не нравится эта тема, она хочет говорить про детей. Она даже просит мужа оторваться от работы. Тогда Антип говорит, что сможет развеять ее тоску, если сыграет ей на балалайке. Марфа неожиданно соглашается.

Антип начинает готовиться к выступлению. Он встает, умывается, причесывается, надевает новую рубаху, потом берет в руки свою балалайку и начинает концерт. Шуточные и лирические песни и плясовые, которые играет Антип, пробуждают в супругах воспоминания об их молодости. Они поют, пляшут, разговаривают. Некоторые песни трогают Марфу до слез. В конце супруги приходят к полному примирению и даже просят друг у друга прощения за невольные обиды.

И вот Марфа вдруг предлагает Антипу взять четвертинку водки в магазине и идет к сундуку, чтобы достать деньги. Тогда обрадованный Антип говорит жене, что ему еще нужны деньги на новую балалайку, т.к. старая уже потрескалась, дребезжит, а в магазине как раз есть, только вчера привезли.

Марфе очень не хотелось давать деньги на балалайку, но Антип все-таки выпросил. С сердитым видом Марфа протянула Антипу 6 рублей. Тот, схватил эти деньги и побыстрее вышел из дома, чтобы жена не успела передумать.

Рассказ учит тому, что счастье и все самые лучшие моменты в жизни купить за деньги невозможно, и в погоне за деньгами, люди, наоборот, не могут себя реализовать и многого лишаются.

Читать краткое содержание Одни. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шукшин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Одни

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Произошло это в далекой стране. Жило там бесстрашное и сильное племя, в котором мужчины после удачной охоты радовались, веселились, и всячески развлекались

Сочинение по политической теории, его часто называют книга переход от средневековой идеологии к современной политической мысли. Это основа становления либеральной идеологической парадигмы.

Рим, 1800 г. Наполеон под стенами города, решается судьба Итальянской республики. Бежавший из заключения республиканец Цезаре Анджелотти прячется в церкви, где работает художник Марио Каварадосси. Марио узнает

Источник

  • Конёк-горбунок

    Петр Ершов

    Краткое содержание сказки «Конек-Горбунок» повествует о крутых переменах в жизни крестьянского сына Ивана. Они начинаются после того, как Иван поймал кобылицу на поле своего отца. Ваню в любой беде не оставляет верный друг Конек-Горбунок.

  • Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    Александр Пушкин

    Из краткого содержания Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях читатели узнают красивую историю любви царевны и королевича Елисея. Прекрасная царевна нашла верных друзей – семи богатырей и преодолела козни злой мачехи…

  • Аленький Цветочек

    Сергей Тимофеевич Аксаков

    В кратком содержании сказки «Аленький цветочек» купец привозит для младшей дочери прекрасный цветок. Он срывает его в садах ужасного чудовища. Взамен похищенного цветка хозяин сада требует, чтобы купец остался с ним сам…

  • Сказка о царе Салтане

    Александр Пушкин

    Краткое содержание сказки А. С. Пушкина о царе Салтане рассказывает о семье, которая сумела преодолеть множество препятствий на своем пути и воссоединиться после долгих дней разлуки. Произведение также говорит о зависти…

  • Илья-Муромец и Соловей-Разбойник

    Русские былины и легенды

    Из краткого содержания сказки «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» читатели узнают о могучей богатырской сил и отваге, славящейся с давних времён. Илья-Муромец не испугался смерти и избавил русский народ от злого Соловья-Разбойника…

  • Гадкий утёнок

    Ганс Христиан Андерсен

    Краткое содержание сказки «Гадкий утенок» для читательского дневника рассказывает о том, как некрасивый утенок, пережив немало насмешек и злоключений, превратился в прекрасного лебедя.

  • Русалочка

    Ганс Христиан Андерсен

    Краткое содержание сказки «Русалочка» повествует о первой и единственной любви в жизни младшей дочери Морского царя. Русалочка полюбила прекрасного принца и дважды спасла возлюбленному жизнь, ничего не требуя для себя от принца взамен.

  • Двенадцать месяцев

    Самуил Маршак

    Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» рассказывает, как девочка, отправившись в лес по приказу мачехи найти подснежники в январе, встречает двенадцать месяцев, которые выполняют ее желание и предоставляют возможность собрать цветы.

  • Волшебное слово

    Валентина Осеева

    Краткое содержание рассказа «Волшебное слово» для читательского дневника рассказывает, как мудрый старичок дал полезный совет мальчику Павлику, который помог ему поладить с членами его семьи.

  • Летучий корабль

    Русские народные

    Из краткого содержания сказки читатели узнают о путешествии Ивана-дурака, как он построил летучий корабль и женился на королевской дочери. Не сладко пришлось дурню, выполняя сложные поручения короля, хорошо на помощь ему…

  • Как муравьишка домой спешил

    Виталий Бианки

    Краткое содержание сказки «Как муравьишка домой спешил» – это удивительные приключения маленького насекомого, который случайно потерялся. Дорога домой оказалась долгой и полной препятствий. Юные читатели узнают, как благодаря…

  • Кот в сапогах

    Шарль Перро

    «Кот в сапогах» для читательского дневника показывает, как даже самое незатейливое наследство может обернуться подлинной удачей и позволит войти в царскую семью.

  • Снежная королева

    Ганс Христиан Андерсен

    Краткое содержание сказки «Снежная королева» для читательского дневника рассказывает о том, как девочка Герда искала своего друга Кая, которого похитила Снежная королева и заперла в своем ледяном дворце.

  • Сказка о рыбаке и рыбке

    Александр Пушкин

    В кратком содержание Сказки о рыбаке и рыбке речь идёт о бедном старике, который всю жизнь ловил неводом рыбу и жил со своей старухой в ветхой землянке. Поймал однажды дед золотую рыбку – ради свободы готова она была исполнить…

  • Цветик-семицветик

    Валентин Катаев

    «Цветик-семицветик» для читательского дневника представляет, как девочка Женя получает от старушки уникальное растение. Цветок может исполнить все, что пожелаешь. Спустя некоторое время Женя понимает, что не все желания достойны внимания.

  • Золотой ключик, или приключения Буратино

    Алексей Толстой

    Краткое содержание сказки «Золотой ключик..» повествует о приключениях озорного деревянного мальчика Буратино. Он встречает на своем пути друзей и врагов, учится их различать на собственных ошибках. Так Буратино понимает…

  • Дюймовочка

    Ганс Христиан Андерсен

    Краткое содержание сказки «Дюймовочка» описывает удивительный мир крошечной девочки. С ней происходит много приключений. Она хорошо переносит невзгоды, не теряет веры в добро. В конце сказки Дюймовочка вознаграждается за…

  • Волшебник Изумрудного города

    Александр Волков

    Из краткого содержания сказки “Волшебник Изумрудного города” читатели узнают о приключениях доброй девочки Элли со своими новыми друзьями, как взаимовыручка помогла им преодолеть многочисленные трудности. «Волшебник Изумрудного…

  • Маленький Мук

    Вильгельм Гауф

    В кратком содержании сказки “Маленький мук” говорится о маленьком мальчике, который прошёл немало жизненных испытаний. Маленький Мук от рождения был карликом, а его полное имя Мукра. На захватывающих приключениях доброго…

  • Царевна-лягушка

    Русские народные

    Краткое содержание сказки «Царевна-Лягушка» показывает, как порой случай вмешивается в нашу жизнь. В этом убедился Иван-царевич, которому пришлось жениться на лягушке, а после обрести свое счастье благодаря своей настойчивости и преданности.

Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

Содержание

  • Зачем вести читательский дневник?
  • Образец оформления
  • Пример правильного заполнения
  • Готовый читательский дневник
  • Краткое содержание произведений
    • Полезное видео

Зачем вести читательский дневник?

Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

011

Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

  • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
  • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
  • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
  • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
  • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

Раздел Описание
Титульный лист Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы.

 
Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».

 
Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки

Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

022

033

044

055

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.

 
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

066

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты.

 
Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась

«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью.

 
Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть

«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты.

 
Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса

«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр.

 
Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка

«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках.

 
По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее

«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков.

 
В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина

«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья.

 
Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем

«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим.

 
Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным

«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались?

 
Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными

«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок.

 
Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола

«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Полезное видео

Читательский дневник 5 класс, краткое содержание 10 произведений-как написать?

Читательский дневник 5 класс, краткое содержание для 10-ти-12-ти произведений-как написать?

Краткое содержание произведений в читательский дневник для 5 класса-как написать?

Читательский дневник 5 класс, краткое содержание для десяти-двенадцати произведений-как написать

И. А. Куприн «Чудесный доктор», «Тапер», «Скворцы»

А. Платонов «Никита»

П. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», сказы (по выбору учеников)

В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе»

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Обвал»

В. Гаршин «Сигнал»

Л. Андреев «Кусака»

А. Куприн «Белый пудель»

К. Паустовский «Мещёрская сторона»

Е. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась»

В. Шукшин «Жатва»

Ю. Казаков «Тихое утро»

В. Солоухин «Мститель»

Мифы Древних славян

Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова

В. Жуковский «Лесной царь»

В. Катаев «Белеет парус одинокий»

М.Пришвин «Кладовая солнца»

А.Чехов «Каштанка»

М. Зощенко «Великие путешественники»

Е. Носов «Трудный хлеб»

В. Белов «Скворцы»

А. Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день»

Д. Кедрин «Зодчие»

Т. Габбе «Город Мастеров или Сказка о двух горбунах»

А. Толстой «Иван да Марья»

Б. Шергин «Волшебное кольцо»

А. Куприн «Синяя звезда»

М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки («Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве»)

А. Платонов «Волшебное кольцо», «Никита», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка»

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», «Об Иване-царевиче и сером волке»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В. Астафьев «Белогрудка»

Зарубежная литература для чтения в 5 классе

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна»

Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда»

Ш. Перро «Золушка»

Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»

Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»

Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»

Ж. Верн «Таинственный остров»

А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», «Пеппи Длинныйчулок»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

Д. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

Р. Брэдбери «Мальчик-невидимка», «Каникулы», «Зеленое утро»

О. Уайльд «Кентервильское привидение»

Т. Х. Уайт «Свеча на ветру»

М. Метерлинк «Синяя птица»

Э. По «Лягушонок»

Р. Саути «Суд Божий над епископом»

Ф. Шиллер «Перчатка»

О. Уайльд «Счастливый принц»

Н. Готорн «Снегурочка»

А. Экзюпери «Маленький принц»

Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес»

Р. Киплинг «Маугли»

И. В. Гёте «Рейнеке-лис»

Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Зоопарк в моём багаже»

Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»

Э.С. Томпсон Рассказы о животных

Читательский дневник — краткое содержание произведений и образец оформления для всех классов

В этом разделе представлен читательский дневник, образец оформления и краткое содержание произведений по литературе для школьников всех классов.

Школьная программа по чтению и литературе включает огромное количество произведений, написанных самыми разными авторами. Для того чтобы сделать процесс запоминания и анализа содержания этих книг еще более творческим и увлекательным, предлагается вести специальный дневник.

Читательский дневник: пустая трата времени, или творческий процесс?

К ведению дневника школьники, родители и даже сами учителя относятся по-разному. Одни считают этот процесс совершенно бессмысленным, а другие наоборот культивируют и вменяют ребенку в обязанность. Вероятно, истина, как это часто бывает, находится посередине.

Пустая трата времени

Существует мнение о том, что читательский дневник школьнику не нужен, потому что вполне достаточно того, что книга прочитана. Однако это утверждение 100% можно применить только к литературе, которая читается вне школьной программы. А вот знание произведений, которое будет оцениваться на экзамене, желательно все-таки зафиксировать. Это очень сэкономит время в процессе подготовки. К тому же школьник, который ведет аналитические записи, формирует навык грамотного изложения мыслей, поэтому называть записи в дневнике читателя пустой тратой времени несправедливо.

Обязанность

К сожалению, нередки случаи, когда школьник ведет такой дневник только для того, чтобы не получить плохую оценку. Грустно, когда такой замечательный творческий процесс, как ведение дневника прочитанной литературы становится неприятной обязанностью. И возможно, не стоит под угрозой низкого балла вменять ученикам эту работу, которая должна быть дополнительной и выполняться по собственному желанию. Однако школьная практика показывает, что так происходит далеко не всегда.

Инструмент самоорганизации

Невнимательным читателям ведение дневника поможет сконцентрировать внимание на прочитанном произведении. Ведь школьник, который ведет дневник, знает, что потом нужно будет изложить эту информацию в сжатом виде. Кроме того, дневник помогает сразу оценить, сколько книг прочитано из списка, заданного на лето, особенно если заранее перенести весь список в содержание.

Записи о прочитанных книгах помогут быстро освежить в памяти прочитанные произведения и сэкономить время при подготовке к сочинениям, проверочным работам и экзаменам. Даже если ребенок не демонстрирует наклонности к гуманитарным предметам, ему все равно придется показывать свои знания на сдаче ОГЭ, ЕГЭ, а также других итоговых, или текущих тестированиях.

Творческий процесс

Ведение дневника поможет не только организовать время школьника, но и реализовать его творческий потенциал, ведь оформить такой дневник можно в соответствии со своим вкусом. Оформление дневника — бескрайний простор для детской фантазии! Можно обводить слова в рамочки, выделять абзацы и важные мысли, используя ручки разных цветов. Отлично дополнят текст иллюстрации, выполненные в разной технике. Любители рисования могут сделать полноценное иллюстрированное приложение к своему дневнику. А самые лучшие иллюстрации и фото самого дневника могут занять свое достойное место среди фото в инстаграме, или другой социальной сети.

Как вести дневник читателя?

Для начала стоит выделить для дневника отдельную тетрадь, или блокнот. Младшим школьникам настоятельно рекомендуется вести записи от руки, так как письмо развивает мелкую моторику, стимулирует творческое начало и развивает аналитические способности. Старшеклассники, которые ведут дневники прочитанной литературы с целью подготовки к экзаменам, вполне могут использовать специальные компьютерные программы, или даже фиксировать свои записи в интернет блоге.

Структура дневника может быть самой разной. Некоторые педагоги рекомендуют своим ученикам придерживаться какой-то определенной формы ведения литературного дневника. Однако стандартный вариант дневника прочитанных книг обязательно включает в себя следующие пункты:

  • название книги, автор
  • главные действующие лица
  • сюжет
  • что понравилось

Таким образом, образец оформления для всех классов может отличаться, однако в карточке книги обязательно должен фигурировать автор, название, главные герои, сюжет и пара предложений личного отзыва о прочитанном. По собственному усмотрению можно добавить еще целый ряд пунктов. Это может быть дата начала и окончания чтения, рейтинг в звездочках, какая-нибудь цитата, которая показалась наиболее значимой.

Как написать краткое содержание для читательского дневника?

Вариантов ведения и структурирования данных о книге может быть много самых разных. Однако основу любого дневника читателя составляет максимально сжатое содержание произведения и краткое мнение о прочитанной литературе.

Композиция краткого содержания может быть самой разной. Главное — отразить правильное понимание логики происходящих событий. Изложение конспекта книги при его прочитывании должно не восстанавливать в памяти хронологию происходящих в сюжете событий. Если текст краткого содержания не выполняет этой функции, а наоборот запутывает читателя, то стоит сделать выводы и пересмотреть технику его написания.

Как написать отзыв о прочитанной книге?

Это самая важная часть творческого процесса составления карточки о прочитанной книге. Ведь нужно проанализировать все свои впечатления, и выделить самый яркий фактор, который вызывал отклик в душе. Сформулировать собственные эмоции в одном-трех предложениях, это достаточно сложно, особенно когда книга действительно произвела сильное впечатление.

Возможно, этот раздел читательского дневника будет получаться не сразу, но ведь это и не главное. Важно, чтобы постоянно развивался навык анализа своей интеллектуальной реакции на прочитанное произведение.

Дневник читателя — полезный и приятный элемент образования:

  1. инструмент самоорганизации
  2. экономия времени при подготовке к экзамену
  3. творческий процесс, который дает высказаться и проявить индивидуальность.

Читать далее

Добавить комментарий