Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.
Содержание
- Что такое рецензия
- Как писать
- Структура
- Особенности содержания
- Оформление
- Пример рецензии на эссе
- Видео по теме
- Комментарии
Что такое рецензия
Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.
Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.
Формально рецензия может представлять собой:
- развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
- критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
- эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
- обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.
Как писать
Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.
Структура
Приблизительный план написания рецензии:
- Данные об авторе, названии и т. д.
- Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
- Отзыв-впечатление о прочитанном.
- Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
- Аргументированная оценка всего произведения.
Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:
- Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
- Основная часть:
- оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
- анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
- соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
- степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
- Достоинства и недочеты.
- Научная и практическая ценность работы.
- Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
- Рекомендации:
- по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
- о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
- о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
- Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.
Особенности содержания
Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.
При написании следует:
- Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
- Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
- Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.
Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.
Оформление
При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.
Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ
на эссе Васильевой Н. Н.
на тему «_____________»
Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.
Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.
Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.
Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.
Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.
Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.
Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.
Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
Что такое рецензия, кто такой рецензент, как написать и оформить рецензию. Обо всем расскажем в нашей статье. Покажем, какие бывают планы рецензий и примеры написания. Поделимся языковыми клише.
Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.
Виды рецензий
Классификация | Название | Особенности |
---|---|---|
По объему текста | Гранд-рецензии | Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц |
Мини-рецензии | Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 | |
По рецензенту | Читательские | Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные | Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями | |
Заказные | Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару | |
По количественному критерию | Моно-рецензии | Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии | Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме | |
По объекту | Литературные | Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4 |
Кинорецензии | ||
Научные | ||
Театральные | ||
Отклики на компьютерные игры и программы | ||
По стилю речи | Научные | Характерны для рецензий экспертов |
Публицистические | Характерны для рецензий прессы |
Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Подробнее
Типовой план рецензии
- ФИО автора, название работы.
- Краткий пересказ содержания.
- Оценка актуальности.
- Анализ содержания.
- Достоинства и недостатки работы.
- Выводы и рекомендации рецензента.
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
Примеры планов рецензий на разные типы работы
Речевые шаблоны и клише
При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.
- Тема выпускной квалификационной работы …
- Дипломный проект выполнен … по теме…
- Актуальность темы привлекает внимание …
- Очевидна важность предложенной теории для …
- Подробно описывается проблематика …
- На практическом материале демонстрируется…
- Тщательный анализ теоретических данных позволяет сделать выводы о том, что…
- … удалось четко аргументировать собственную точку зрения на …
- Значительное внимание уделяется проблемам…
- Как важный факт можно отметить то, что…
- … отмечает необходимость апробации выводов …
- Вопросы, рассматриваемые в дипломной работе, актуальны потому …
- Значимость темы подтверждена …
- В … главе речь идет о…
- Теоретическая глава посвящена изучению ….
- В … части … раскрывает и анализирует практические аспекты по …
- Материал изложен с использованием …
- Автор проанализировал следующие теории …
- … определил следующие проблемы…
- … разработал практические рекомендации, и апробировал их в …
- Мы разделяем мнение …
- Мы согласны с автором в вопросах …
- Нельзя безоговорочно принять утверждение о …
- Следует отметить недостатки аргументации по …
- Следует отметить, что … показал себя как профессионал в сфере …
- … показал способность формулировать свое мнение по результатам …
- Отличительной особенностью является …
- В проекте присутствуют несущественные замечания, которые мало влияют на уровень исследования по теме.
- Недочетом можно считать неполное изыскание в области …
- Дипломный проект соответствует требованиям, рекомендован к защите, заслуживает оценки …
- Выводы сформулированы на основе результатов многостороннего анализа…
- Особый интерес представляют выводы о…
- Предложен совершенно новый подход к проблеме…
- Отражена оригинальная концепция…
- … нуждается в дополнительном редактировании, потому что …
- Книга … рекомендуется для … круга читателей, потому что …
- … полезна как для …, так и для …
Что включает процесс рецензирования
Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Он включает:
Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.
Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.
Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.
Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.
Оформление рецензии
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.
Общие требования к оформлению
- шрифт Times New Roman 12 или 14;
- интервал – полуторный;
- отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
- Объём работы – до 2-х листов формата А4.
- Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.
Пример оформленной рецензии
Пример оформления рецензии
ТОП-5 ошибок в рецензировании
Ошибки | Советы |
Развернутый пересказ | Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали. |
Разговорный стиль, жаргонные выражения | Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический |
Оскорбительные высказывания, грубая критика | Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно |
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность | Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами |
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента | Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст |
Примеры рецензий
Заключение
Рецензия – это отзыв о работе.
Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.
Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.
Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.
Рецензия – жанр научной и художественной критики, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п. Рецензия информирует о новом литературном произведении, содержит его краткий анализ и оценку.
Термин пришел к нам из латыни «recensio», что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо», поэтому рецензия содержит оценку работы, указывает на её достоинства и недостатки, требующие устранения.
Содержание
- Цели и задачи рецензии
- Основные виды рецензии
- Языковые особенности
- План и оформление рецензии
- Как написать рецензию на книгу
- Особенности научной рецензии
- Плохая и хорошая рецензия – примеры
- Пример рецензии на эссе
- Топ ошибок при написании рецензии
Цели и задачи рецензии
Рецензии — это критические оценки, опубликованные либо в Интернете, либо в газете или журнале. Традиционно обзор был о книге, концерте, фильме или, возможно, телешоу. Однако теперь они все чаще используются в Интернете для гораздо большего числа целей, включая рейтинг и оценку покупок, ресторанов, мест проведения мероприятий и мероприятий.
- Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
- Задача рецензии – дать отзыв, который другие люди считают полезным при принятии решения о покупке, просмотре, прочтении или посещении. В нем объясняется, что вы должны включить, тон, которого вы должны достичь, а также то, что вы должны исключить.
- Цель рецензии — посоветовать другим посетить/купить/посмотреть/читать/иным образом взаимодействовать с предметом вашего обзора. Он также может быть использован предприятиями, чтобы увидеть, как они могут улучшить.
- Тезис – главная мысль рецензии, вокруг которой строится доказательная база. Тезисом может служить оценка произведения. Тема – конкретное произведение науки или искусства, чаще всего новое, популярное или скандальное.
Из этого следует, что хорошая рецензия— это отзыв, который другие люди считают полезным для принятия решения или который помогает улучшить бизнес. Поэтому при написании рецензии вы должны учитывать, какая информация нужна людям для принятия такого решения.
Основные виды рецензии
Существует много видов и типов рецензий, отличающихся по теме, объему, рецензенту и т.д. Простая Талица Основных типов рецензий поможет кратко оценить разновидности и особенности данных критических работ.
Таблица Основные типы рецензий |
||
Классификация |
Название |
Особенности |
По объему текста |
Гранд-рецензии |
Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2‑х печатных страниц |
Мини-рецензии |
Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 |
|
По рецензенту |
Читательские |
Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные |
Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями |
|
Заказные |
Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару |
|
По количественному критерию |
Моно-рецензии |
Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии |
Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме |
|
По объекту |
Литературные |
Классификация постоянно расширяется. Рецензии пишутся специалистами. Форма написания – свободная. Объем – от 1 страницы А4 |
Кинорецензии |
||
Научные |
||
Театральные |
||
Отклики на компьютерные игры и программы |
||
По стилю речи |
Научные |
Характерны для рецензий экспертов |
Публицистические |
Характерны для рецензий прессы |
Таким образом, каждый тип имеет свою цель и область применения.
Языковые особенности
Язык рецензии сочетает в себе противоположные качества: простоту и доступность с одной стороны, а также глубину и авторитетность с другой. Поверхностным мыслям в рецензии (а в идеале и в журналистике) места нет, однако аудитория должна понимать мысли автора.
Иногда рецензии создаются для специалистов, там анализ должен быть максимально подробным, профессиональным, а также могут использоваться специальные термины. Но рецензии для широкой аудитории требуют большей простоты и гибкости языка.
Язык рецензии может быть образным, не стоит себя в этом ограничивать. Самое частое средство выразительности – сравнение, так как вряд ли анализируемое произведение первое в своем роде. Также могут быть использованы яркие метафоры, которые позволят сделать рецензию запоминающейся и цитируемой.
План и оформление рецензии
Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Типовой план рецензии:
- ФИО автора, название работы.
- Краткий пересказ содержания.
- Оценка актуальности.
- Анализ содержания.
- Достоинства и недостатки работы.
- Выводы и рекомендации рецензента.
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32–2001.
Общие требования к оформлению:
- шрифт Times New Roman 12 или 14;
- интервал – полуторный;
- отступ справа – 10 мм, слева – 30 мм, верхний – 15 мм, нижний – 20 мм;
- Объём работы – до 2‑х листов формата А4.
- Текст должен быть разбит на абзацы, иметь нумерованные или маркированные списки.
Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Как написать рецензию на книгу
Написание рецензии на книгу — отличный способ сообщить другим читателям о новой захватывающей книге, перевернувшей страницы, или предупредить, что книга может не оправдать ожиданий.
Вот что нужно включить в рецензию на книгу:
- Крючок
- Основная информация о книге
- Основная сводка сюжета
- Ваша похвала и критика
- Ваша рекомендация
- Ваш рейтинг.
Если вы хотите, чтобы ваш обзор был информативным и полезным для вашей аудитории. Ознакомьтесь с нашими важными советами о том, как написать интересный обзор книги.
- Крючок. «Крючок» — это строка, которая привлекает внимание вашей аудитории и пробуждает их интерес, поэтому они будут продолжать читать ваш обзор, а не пролистывать его.
Ваша зацепка может быть убедительным или провокационным заявлением:
Подрывной талант Виктора Пелевина сияет новым и неожиданным образом в этом шедевре.
Или даже вопрос:
Вы когда-нибудь задумывались, как будет выглядеть дитя Сумерек и Автостопом по Галактике?
- Основная информация о книге. Поделитесь любой общей информацией о книге, которую важно знать читателям. Название и автор — очевидный выбор. Год издания книги может иметь значение, если она вышла 10+ лет назад. Не забудьте указать, является ли книга частью серии и необходимо ли читать другие книги этой серии перед этой книгой.
- Основная сводка сюжета. Поделитесь кратким изложением сюжета, чтобы ваша аудитория поняла суть истории. Лучшая практика — опустить кульминацию или концовку книги и не разглашать спойлеры, чтобы не испортить историю для своей аудитории.
Всегда лучше перестраховаться и сказать, что в сюжете есть «неожиданный поворот», чем раскрыть «злодей — отец главного героя!» Если вы должны включить спойлер, некоторые обзорные сайты позволят вам скрыть спойлерные предложения, чтобы ваша аудитория могла выбирать, хотят ли они ее читать или нет.
- Ваша похвала и критика. Этот раздел является наиболее важной частью вашего обзора и должен быть самым длинным. Любой может пересказать сюжет, но каков ваш уникальный взгляд на эту книгу?
Просто сказать, что книга «хорошая» или «плохая», или что она вам понравилась или нет, бесполезно. Сообщите вашей аудитории, почему вы считаете, что это отличное чтение, или почему вы нашли его разочаровывающим. Обмен этими подробностями поможет вашей аудитории составить собственное мнение о том, понравится ли им читать книгу.
Например:
Яркий язык мгновенно перенес меня в мир, но было несколько огромных сюжетных дыр, которые не имели смысла.
Лично мне не нравился главный герой; язвительный антигеройский трюк через некоторое время устарел.
Написание было грубым, с особенно неуклюжими диалогами, но я думаю, что предпосылка истории была блестящей.
- Ваша рекомендация. Поделившись своей похвалой и критикой, сообщите аудитории о своих выводах. Как вы думаете, кому понравится эта книга? Вам лично это не нравилось из-за парадоксов путешествий во времени, но вы думаете, что людям, которым нравится хорошая космическая опера, это понравится? Это 14‑я книга в серии, которая начала устаревать, и вы были приятно удивлены некоторыми новыми персонажами?
- Ваш рейтинг. Большинство обзорных сайтов предоставляют рейтинговую систему. Сообщите аудитории, почему вы выбрали тот или иной рейтинг. Если вы рецензируете книгу в своем личном блоге и используете собственную рейтинговую систему, обязательно объясните и это.
И напоследок – обращайте внимание на длину и учитывайте каждое слово. Длинные, бессвязные рецензии сбивают с толку и требуют много времени для чтения. Не забывайте проверять: убедитесь, что ваше правописание и грамматика в порядке.
Не будьте злыми: помните, что вы рецензируете книгу, в которую другой человек вложил свое сердце и душу, чтобы написать ее. Выскажите свое честное мнение, но не злословьте об этом. Представьте, если бы рецензировали вашу книгу, как бы вы хотели, чтобы читатель выразил свою критику.
Особенности научной рецензии
Рецензия в академическом издании – один из центральных жанров научного текста, рецензия публично информирует, предоставляет краткий анализ и помещает актуальную или классическую работу в пространство научной коммуникации.
Задачи научной рецензии:
- Информационная (рецензии в краткой и доступной форме сообщают о выходе новых работ и информируют мировое научное сообщество о том, что происходит в различных его частях);
- Аналитическая (рецензия проводит анализ и даёт квалифицированную оценку проделанной работе);
- Коммуникативная (рецензии являются формой развития науки и научного общения, устанавливают связь центр-периферия, позволяют преодолеть замкнутость отдельных групп глобального научного сообщества).
Жанр рецензии в мировой практике выступает как начальный и тренировочный на научном пути молодого исследователя, а публикация рецензии предполагает совокупность навыков и компетенций, необходимых для научной работы.
Написание введения
Во введении следует:
- Определите или обозначьте общую тему, проблему или проблемную область, тем самым предоставив соответствующий контекст для рецензии научной работы.
- Укажите общие тенденции в том, что было опубликовано по теме; или конфликты в теории, методологии, доказательствах и выводах; или пробелы в исследованиях и научных исследованиях; или единственная проблема или новая перспектива, представляющая непосредственный интерес.
- Объясните критерии, которые будут использоваться при анализе и сравнении работ, и организацию обзора (последовательность); и, при необходимости, указать, почему определенные исследования включены или не включены (объем).
Написание тела
В теле следует:
- Сгруппируйте исследования и другие виды литературы (обзоры, теоретические статьи, тематические исследования и т. д.) в соответствии с общими знаменателями, такими как качественный и количественный подходы, выводы авторов, конкретная цель или задача, хронология и т. д.
- Резюмируйте отдельные исследования или статьи с таким количеством или меньшим количеством деталей, какое заслуживает каждое из них, в зависимости от его сравнительной важности в исследовании.
- Предоставьте читателю сильные «зонтичные» предложения в начале абзацев, «указатели» по всему тексту и краткие обобщающие предложения «ну и что» в промежуточных точках обзора, чтобы облегчить понимание сравнений и анализов.
Написание заключения
В заключении следует:
- Обобщите основные вклады значительных исследований и статей в рассматриваемую совокупность знаний, сохраняя акцент, установленный во введении.
- Оцените текущее «состояние исследования» для рассматриваемой совокупности знаний, указав основные методологические недостатки или пробелы в исследованиях, несоответствия в теории и выводах, а также области или вопросы, относящиеся к будущему изучению.
- В заключение дайте некоторое представление о взаимосвязи между центральной темой научной рецензии и более широкой областью исследования, такой как дисциплина, научная деятельность или профессия.
Рецензия, таким образом, – это микро-модель научной работы. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
Плохая и хорошая рецензия – примеры
Пример плохой рецензии на книгу
Разбираем плохой пример рецензии на третью книгу о Гарри Поттере — Узник Азкабана. Кликните по картинке для увеличения.
Посмотрите, сколько словесного мусора во втором предложении: Эта книга, лично для меня, особенно примечательна тем…
Местоимение лучше опускать, так как это сорняк. «Лично для меня» — тут и так понятно, кто автор и что это для него.
Помимо огромного количества грамматических ошибок, мы видим попытку пересказа сюжета. Вообще, книга была не про это. То есть даже сюжет пересказать не удалось.
Тут есть знакомство с новыми героями, которые появляются в третьей книге. Есть краткий пересказ сюжета. Также имеются эмоции: Он был прекрасен… Эта книга, как и предыдущие, наполнена добротой, замечательной атмосферой и приключениями. Книга наполнена добротой!
Ну конечно. Что это за доброта такая, где половину героев убили? Да, приключения там есть. Атмосфера тоже есть. Но она далеко не замечательная.
Чего нет?
Нет оценки книги. Не по ее выразительности. Не в контексте других книг о Поттере. Попытка была, но она не удалась. Но это не самое главное.
Что автор этой книги хотел нам сказать? Для чего он ее написал? Почему эти события происходят с Гарри Поттером на третьем курсе? К чему все это было сделано? Какую роль занимает данная книга во всей серии? На эти вопросы не даны ответы.
Пример хорошей рецензии на книгу
Давайте посмотрим на хороший пример рецензии. Это высший пилотаж. Это не значит, что, прочитав ее рецензии, мы обидимся и ничего писать не будем. Нет! Но почитать все же стоит.
Хороший пример рецензии на книгу А. Марининой «Седьмая жертва»:
В начале можно заметить оценку в контексте. Оценку не только произведений Марининой. Там также идет ссылка на фильм «Семь» и живопись Босха. Это еще раз доказывает подкованность и начитанность критика.
Конечно же, получилась очень ехидная статья.
Возможно, что некоторые не согласятся с автором. Но читать такую рецензию интересно. Любуешься еще и языком рецензента. И сразу интересно, что там Маринина написала. Возникает желание прочитать.
Здесь нет пересказа сюжета. Но есть намеки на него. Есть оценка в контексте, а также характеров героев. Присутствует оценка языка (средств выразительности). Есть вопросы и ответы на них. Поэтому это интересно.
Как и у всех грамотных, начитанных и интеллигентных людей, у автора очень странный язык. Оценки часто резкие. Но это не значит, что вам нужно писать именно в таком стиле.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги. Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ
на эссе Васильевой Н. Н. на тему «_____________»
Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.
Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.
Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.
Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.
Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.
Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.
Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.
Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию.
Топ ошибок при написании рецензии
Несмотря на то, что рецензия не требует каких-то особых знаний, рецензенты часто допускают ошибки. Самыми популярными считаются следующие:
- слишком подробный пересказ: выделите только самые важные тезисы из произведения и отталкивайтесь от них;
- обилие жаргона и разговорный стиль: рецензия относится к публицистическому жанру, поэтому стоит придерживаться именно этого стиля;
- излишняя эмоциональность и пространные рассуждения: лаконичность и сдержанность – это верные друзья рецензии, используйте аргументы для доказательства своих мыслей;
- грамматические, смысловые, фактические и пунктуационные ошибки: внимательно перечитайте текст перед отправкой и прогоните его через проверку на ошибки, если не уверены в своих знаниях.
Если вы избежите этих ошибок, то рецензия получится не только полная смысла, но и будет легко восприниматься читателем.
Читайте также: Рассказ в литературе – определение и примеры.
Таким образом, рецензия – это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Источники:
- Козлова М. М. //История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие. Ульяновск 2000.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
- Тертычный А. А. // Жанры периодической печати. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Рецензия, рецензент… Это звучит гордо и серьезно. Некоторые веб-авторы почему-то думают, что только ученые, публицисты и литературоведы знают, как правильно составить рецензию на книгу, фильм, научную статью. И что со сферой веб-райтинга этот жанр никак не соотносится, потому что предполагает академический стиль речи и строгие правила написания.
Пощелкав мышкой по закоулкам интернета, райтер-новичок приходит к мысли: «Стоп. А как же рецензии на сериалы, спектакли, публикации, музыку? Вон их сколько. И написаны по-человечески. И делают это отнюдь не только академики, литературные критики и маститые журналисты, но и обычные пользователи. А раз так, то чего тут уметь? И я смогу. Раз, и готово. Или все-таки это будет отзыв? Тогда как создать рецензию?»
Актуальные и отнюдь не праздные для веб-райтера вопросы. Правила по написанию рецензий действительно существуют. Да и умение работать с интересным форматом приходит не с потолка — этому возможно научиться. Хотите узнать, в чем заключается суть рецензии и как ее написать? Читайте дальше.
Рецензия или отзыв?
В основе рецензии лежит отзыв. При этом не всякий отзыв называется рецензией.
Задумались? Путаница вокруг этих понятий возникает регулярно. На самом деле все просто.
Рецензия — статья о произведении искусства, культуры, науки, публицистики. Да не простая, а аналитическая: с информационным обзором, критическим разбором, аргументированной оценкой.
Опирается на авторитетность и экспертность. Нужна, чтобы:
- создать предварительное впечатление у читателей, зрителей, слушателей
- пробудить у них интерес — это самое произведение искусства попробовать на вкус
Отзыв — отклик о чем угодно, без аргументации, с минимальным количеством фактов. В отличие от своей «старшей сестры» лишен аналитической составляющей. Это эмоциональное мнение на уровне «хороший/плохой», «нравится/не нравится». Разовые оценочно-личные впечатления, которые не претендуют на «оружие массового поражения».
Рецензия, подобно даме из высшего общества, достаточно сдержана в эмоциях. Ее репутация — беспристрастная законодательница мод. Нравится/не нравится не столь прямолинейно, как в отзыве. Оно словно проступает сквозь глубокий, доказательный анализ.
Человека, который пишет рецензии, называют рецензентом.
Быть рецензентом ответственно. Нужно укладываться в узкие границы жанра. Акцентировать внимание на самом важном. Знать, как и что писать. Языком отлично владеть. С логикой дружить. Нормы оформления соблюдать.
Зачастую, чтобы составить краткую рецензию на прочитанный текст, необходимо осилить огромный том. Или даже несколько огромных томов. Труд рецензента не так прост, как кажется.
Хотя по сути рецензионная статья — штука критическая, в ней анализируются не только недостатки, но и достоинства произведения. Объективность — важнейшее качество рецензента-профи, показатель его уровня экспертности.
Традиционная, излюбленная цель рецензентов — новинки. Свеженькие, с пылу-жару. Устойчивое мнение о которых у широкого круга слушателей, зрителей, читателей еще не сложилось, потому что их еще толком не смотрели, не слушали, не читали. Как только они появляются, рецензионная братия берется за дело. Во-первых, обозревает, разбирает, оценивает. Во-вторых, рассматривает новые произведения в контексте современности, насущности, злободневности. Поэтому еще один важный атрибут рецензии — ее актуальность.
Из истории жанра
Термин «рецензия» ведет античную родословную от латинского recensio — рассмотрение, исследование, оценка.
Как жанр «рецензия» довольно молода. В России ее отцом-основателем считают писателя и журналиста Николая Михайловича Карамзина. Правда, его книжные рецензии были больше похожи на аннотации с нотациями. Карамзин рассматривал их главное назначение в поучении и никогда не упускал случая ввернуть пару назиданий для почтеннейшей публики.
*Николай Михайлович страстно желал, чтобы люди писали легко и складно. И нещадно гнал из русского языка старославянизмы типа поелику, колико, понеже, бяху. «Девушка, имеющая вкус, не может ни сказать, ни написать в письме «колико», — ругал он неуклюжего переводчика в рецензии на роман Ричардсона о Клариссе и Ловеласе. Заодно, между прочим, и к девушкам-читательницам обращался. Ничего не напоминает? Ну конечно! Главное правило веб-автора «Пиши, как говоришь» имеет карамзинские истоки.
Тогда же появилась и первая методичка по составлению литературно-критических отзывов. В далеком 1804 году некто Евстафий Станевич, скучавший в отставке провинциальный чиновник, издал книгу с громким названием «Собрание сочинений в стихах и прозе». Сочинениями оказались переводы с французского, небольшие рассказы, басни, стихи литератора-новичка. Все бы хорошо, да бедный Евстафий попал под раздачу маститых авторов. Их вердикт на издание был беспощаден, краток, суров: «Пиит сей поэтического дарования лишен вовсе».
Страшно разобидевшийся Станевич собраний сочинений больше не печатал. Но через четыре года злопамятно и мстительно опубликовал элегантный «ответ Чемберлену» — небольшую брошюру «Способ рассматривать книги и судить о них». Это первое в литературной истории России пособие с подробной теорией и даже этикой рецензирования. Спасибо Евстафию. На сердитых воду возят да писать учат.
Методичка Станевича потомкам не пригодилась. Эталоном для них стали труды Виссариона Григорьевича Белинского. Именно он в 19 веке сделал жанр рецензии уважаемым в литературе и журналистике, обозначив его характерные отличительные особенности.
Одна историческая эпоха сменялась другой. Признаки и требования к жанру неминуемо подвергались метаморфозам.
Так, в СССР не только пропускали произведение и его автора сквозь призму культурной критики, но и проверяли на соответствие советской идеологии. И для творческих людей в то время это было еще убийственнее и страшнее, чем для Станевича. Короткий вердикт критика мог сломать им и карьеру, и жизнь.
Клеймо «антисоветский» в рецензиях получили писатели, без которых теперь немыслима отечественная литература. Замятин, Булгаков, Пастернак, Эренбург, Гроссман. Сейчас-то мы читаем их совершенно свободно и беспрепятственно. А еще слушаем Хачатуряна, Прокофьева, Шостаковича. Хотя в сталинские времена официальные критики посчитали их музыку «антинародной». По их мнению, она была слишком сложна и недоступна для понимания широкими массами. Произведения великих композиторов перестали исполнять на концертах. Шостаковича отстранили от преподавания в консерватории…
К счастью, время расставило все на свои места. Ныне рецензия перестала быть таким грозным оружием, каким она была в Советском Союзе.
В нашей перенасыщенной информацией жизни рецензия — скорее, своеобразный компас. Он ориентирует нас в бурном культурном потоке, создает представление о произведении, да и просто обращает внимание на то, что оно появилось.
Типы рецензий
Современная рецензия — жанр малый по форме, но многоликий по содержанию.
Тематически, по объекту анализа, рецензионные статьи делятся на:
- литературные
- театральные
- музыкальные
- кино и ТВ
- научные
Первые четыре разновидности анализируют произведения культуры и искусства. А искусство порождает чувства и ощущения. Поэтому в таких рецензиях допускаются умеренные эмоции и даже некоторая субъективность оценки. Конечно, без ущерба объективности.
Рецензии на научный текст — отдельное, крайне узкое направление. С определенной структурой и жесткими правилами. Пишутся специалистами не для широкой аудитории, а исключительно для научного сообщества, в научных целях, по строгим шаблонам и клише.
«Автора давай, автора!» — скажете вы и не ошибетесь. Различать рецензии можно не только по объекту, но и по субъекту — рецензенту. Тут все просто:
экспертная (профессиональная) статья составляется дипломированным специалистом: литератором, кинокритиком, музыковедом, театральным критиком, научным руководителем
любительская (потребительская, читательская) — создается непосредственно читателем, зрителем, слушателем — в общем, тем самым представителем широкой аудитории, для которой произведение и предназначено
Когда оперируют размерами, говорят про мини-рецензии и гранд-рецензии. «Малютка» имеет информационную подоплеку, кратко обращает внимание на произведение.
«Грандесса» скрупулезно разбирает новинку по косточкам, дает полную оценку.
В веб-райтинге оптимальной по объему считается рецензия от 3 до 8 тысяч знаков.
Если имеют в виду количество анализируемых объектов, то говорят о монорецензии и полирецензии. В первом случае рецензент разбирает одно произведение. Во втором — два и больше.
Наконец, рецензии бывают независимыми и заказными. Первые, честные, писаны хоть и за деньги, но «не корысти ради», а во имя искусства, науки или самовыражения. Вторые — рекламная разновидность. Иногда — инструмент недобросовестной конкуренции.
Стиль и язык рецензии
Рецензия говорит на одном языке с тем, кому она адресована.
Рецензенты-эксперты подают свои детальные профессиональные разборы под соусом официального или научного стиля. Такие «блюда» готовятся для авторов новинок, заинтересованных специалистов, издательств. Первым они помогают совершенствовать мастерство и статус. Вторым дают повод обсудить аспекты современного культурного процесса. Третьи мониторят отзывы на творчество популярных и начинающих авторов в своих издательских интересах.
Публикуются такие рецензии на профильных сайтах: Лиterraтура, Горький, BabyBooker, LivLib, Музыкальные рецензии, ПрофиСинема. Или в специализированных печатных изданиях: например, Вестник рецензента, Вестник РАН, Новый мир, Литературная газета.
Столь глубокое изложение материала неинтересно и непонятно широкой публике. Она не хочет стоять в стороне и сама не прочь попробовать на вкус новинки кино, музыки или литературы. Поэтому идет за информацией в родную стихию веб-райтера — интернет.
Вот поэтому-то, работая над рецензией, критик всегда должен представлять и помнить, для кого пишет. Главное здесь — уметь говорить о сложном просто, чтобы быть на одной волне со своей аудиторией. Использовать пластичность, живость, языковые особенности публицистического стиля. Употреблять стилистические приемы, средства художественной выразительности.
Подготовка к рецензированию
Как театр начинается с вешалки, так создание любой рецензии — с подготовки. На первом этапе следует познакомиться с произведением, которое вы будете разбирать. Знакомство не должно быть шапочным.
Прочитать рассказ, повесть, стихотворение, посмотреть кинофильм, мультфильм или сериал, послушать песню или оперу нужно не один раз, а несколько. Сначала это делается в режиме обычного читателя, зрителя, слушателя. Первые впечатления — самые ценные. Они и разбираются дальше, при повторном прочтении, просмотре, прослушивании, но уже с позиции аналитика.
В блокнот или файл вносятся предварительные пометки, тезисы, схемы, которые понадобятся для анализа. Если рецензируется напечатанное произведение, в качестве маячков по содержанию, цитатам, фразам, эпизодам удобны бумажные закладки или стикеры.
Структура и логика рецензии
В веб-райтинге построение рецензии не отличается от традиционных статей. В основе лежат классические элементы:
- заголовок — емкий, броский, по теме
- лид (вступление) — зацепка, введение в тему
- основная часть — обзор и анализ произведения
- вывод — подведение итогов
Такая композиция выстраивает рассуждения четко и ясно. Три логических «кита», на которые при этом опирается рецензент, — вопросы:
- что содержит произведение
- как это сделано
- зачем это сделано
План рецензии
«Есть ли у вас план, мистер Фикс?» Увы, у сыщика из известного советского мультфильма плана никогда не было. Быть может, поэтому бедолага бесславно провалил свою миссию.
Составление примерного плана — второй этап работы над рецензией. Он помогает разложить подготовленные впечатления и пометки по нужным полочкам аналитики.
Профессор Литературного института им. Горького Мария Владимировна Зоркая не только преподает основы рецензирования будущим редакторам и критикам, но еще учит этому всех желающих. На мастер-классах проекта «Университетские субботы» она рекомендует, чтобы в плане присутствовали хотя бы такие пункты:
- Название и автор
- Жанр
- Основная мысль произведения
- Время и место действия
- Герои
- Сюжет
- Композиция
- Замысел автора
- Воплощение замысла
- Качество исполнения: плюсы, минусы
- Авторские удачи, неудачи
- Цель и задача автора
- Кому предназначено произведение
- Выполняет ли оно свою функцию, роль
Эти компоненты, как считает Зоркая, могут меняться по расположению и в самом плане, и в базовой структуре. Предмет разбора, название, автора, другие выходные данные можно обозначить как в лиде, так и в начале основной части. Авторский замысел идет не только в аналитический блок, но вполне ложится в лид или заголовок.
Логический стержень при этом остается неизменным: шагая по плану, выстраивать анализ произведения нужно задаваясь тремя составляющими: что, как, зачем. Такой план совершенно универсален. Он удобен как для разбора книги или статьи, так для оценки фильма, сериала, музыки.
Критерии анализа
Разобравшись с примерной моделью статьи, можно приступать к написанию.
Чтобы оценка была убедительной, важно подружить авторское «я» с беспристрастным анализом. Доказать, почему вы считаете так, а не иначе.
Давайте посмотрим, из каких кирпичиков можно строится оценочная часть — что должно быть отражено в рецензии.
В аналитический фокус рецензента обычно попадают такие моменты:
Общее впечатление от произведения — личные мысли, чувства, ощущения.
Сюжет — главная тема, линии, логика, динамика, композиционное решение, последовательность, предсказуемость, соответствие жанру произведения.
Проблематика — идеи и внутренний смысл произведения.
Достоверность — соответствие концепции и деталей описанному времени.
Герои — главные, второстепенные, положительные, отрицательные.
Психология отношений — характеристика, мотивация, поступки персонажей, последствия, взаимодействие психологической и фактологической линии в произведении.
Стилистика и воплощение — авторские (режиссерские, актерские, операторские, музыкальные) находки, просчеты, ошибки, ляпы.
Отображение — оригинальность, полнота раскрытия, завершенность авторского замысла, художественное своеобразие текста.
Актуальность — общественная значимость, востребованность для современного читателя, зрителя, слушателя.
Дополнительное значение — внежанровые достоинства, ценность иной полезной информации (исторической, географической, культурологической, просветительской).
Нет надобности включать в аналитический пласт рецензии все перечисленные разделы. За основу берутся наиболее важные, подходящие в конкретном случае критерии и при необходимости добавляются дополнительные.
Разумеется, для качественного анализа рецензенту необходимы элементарные теоретические знания в тех сферах искусства и культуры, с которыми он имеет дело.
Принципы и этика рецензирования
Профессор Зоркая утверждает, что коли уж рецензия — литературно-публицистический жанр, она просто не имеет права быть скучной. Рецензент работает, чтобы заинтересовать потенциального читателя или зрителя, побудить его к прочтению и просмотру.
На этом основывается важнейший принцип рецензирования: ни в коем случае нельзя пересказывать содержание книги или фильма. Крайне важно обойтись без спойлеров, но сохранять тайну и загадку. Иначе лишенный интриги и удовольствия пользователь не захочет это читать или смотреть. А зачем? Он уже все узнал. Подмена анализа банальным пересказом снижает ценность рецензионной статьи.
Еще один принципиальный момент: избегать в работе пространных примеров из личной жизни. Никаких лирических отступлений. Читателя интересует объект рецензии, а не ее автор.
Чем короче рецензия, тем лаконичней должны быть ваши мысли. Не нужно размазывать кашу по тарелке. Иначе ваш труд не дочитают до конца.
Назвался груздем — полезай в кузов. Необходимо отлично владеть не только теорией и источником, но и русским языком. Глупо, некрасиво выискивать ляпы и ошибки в произведении, но при этом писать «рассказ» и «режиссер» через одну С, путаться в словах «эффектный»/«эффективный», игнорировать запятые там, где они должны стоять. Нужно выработать иммунитет к канцеляриту, обзавестись привычкой проверять факты, цифры, названия, имена.
Недопустимо унижать или оскорблять автора. Анализируется и критикуется произведение, а не его создатель. Нельзя переходить на личности, превращать текст в дуэльный пистолет. Тон рецензента всегда нейтрален и спокоен.
Оценка — дело тонкое. Тот, кто претендует называться рецензентом, должен уметь объективно обосновать свое мнение, не подменять оценку эмоциями. Иначе он напишет не рецензию, а всего-навсего отзыв или комментарий — хвалебный или ругательный.
Избегать безапелляционности в высказываниях — ценное качество автора-аналитика. Логика и хладнокровие помогут не утонуть в эмоциях, не навешать ярлыков, обосновать негативные моменты. Причем чем сильнее критика, тем больше аргументов она требует.
Не стоит прибегать к аналитическому многоточию. Без заключения с обобщением и подведением итогов статья выглядит незаконченной, логически незавершенной. В финале непременно даются выводы, рекомендации будущим читателям или зрителям.
***
Написать и оформить рецензию без специальной подготовки непросто. Но этому можно и нужно учиться. Веб-райтеру такое знание пойдет только на пользу: отточит мастерство, перо, логику; повысит уровень профессионализма, востребованности, экспертности.
Вот что говорит об этом Денис Блинов, выпускник и куратор Школы копимаркетинга Сергея Трубадура:
Статейный автор должен владеть всеми форматами информационных текстов, в том числе знать, как составить и оформить рецензию.
Для меня путь в веб-райтинге начался именно с этого жанра. Я научился структурировано выражать свои впечатления после просмотра фильма, сериала, прослушивания музыки. Узнал, как правильно начать и закончить рецензию, как сделать ее интересной. Теперь это помогает мне в работе с любым текстом.
Навык писать рецензии будет полезным не только для веб-райтеров, но и для тех, кто любит выражать свое мнение и хочет делать это правильно.
Кто хочет стать рецензентом? Вы? Тогда приходите в Школу Трубадура и учитесь этому сейчас в программе«Кузница бизнес-авторов» Будет интересно! Вы освоите 6 основных статейных форматов и не только.
А если хотите писать продающие тексты, то ждем вас в «Цехе копимаркетологов»
Ну а для полных новичков мы приготовили бесплатный курс.
Автор: Кощеева Ольга
The following two tabs change content below.
- Об авторе статьи
- Последние материалы
Журналист. Филолог. Жена. Мать.
Жизненное кредо — цитата Тео Хатчкрафта: «Займитесь своим телом, своим образованием, саморазвитием, станьте лучше для себя, а потом будет и всё остальное».
Как написать рецензию: пошаговый план, советы, примеры
- Рецензия
- это короткий текст нон-фикшн, в котором автор оценивает произведение: например, фильм или книгу. Раньше это был жанр для печатных изданий, куда писали признанные критики. В нашу эпоху рецензии пишут все, и к жанру можно отнести даже развернутые комментарии зрителей на «Кинопоиске» и посты букблогеров.
–
Зачем это начинающему писателю или сценаристу? Во-первых — отточить свое писательское мастерство в написании короткой публицистической формы. Во-вторых — показать экспертность, продвинуть свое видение и привлечь внимание читателей к собственному творчеству.
В статье мы рассмотрим, как писать рецензию на произведение, все этапы от подготовки до публикации, приведем пример плана (структуры) текста и расскажем, чем вдохновляться и кого можно взять за образец, если хотите составить компанию профессиональным критикам.
Какие бывают рецензии
По жанру. Есть рецензии на научные сочинения, а есть — на художественные произведения. В первом случае эксперты анализируют и дают объективную оценку дипломной работе, монографии, диссертации. Их мы касаться не будем.
По поджанру. Художественные произведения тоже бывают разными: это сериалы, кино, книги, музыкальные альбомы, спектакли. Классификация распространяется и на сами рецензии, поэтому говорят про театральную или кинорецензию как отдельные поджанры.
По объему. Тут все понятно: тексты бывают большими и маленькими. Но обычно объем составляет не более 4000 знаков — если размер больше, правильно говорить уже о критической статье.
По количеству рецензируемых произведений. Текст может быть посвящен одной работе (так чаще всего и бывает), но их пишут и на несколько — например, на ряд книг одного автора или даже разных, которые рецензент решил составить в единый обзор.
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
По рецензенту. По этому критерию выделяют потребительские и экспертные рецензии, они отличаются между собой по качеству оценки. В первом случае автор — потребитель, который оценивает произведение как полученный товар или услугу (вроде отзыва на купленный смартфон или на посещение барбершопа). Во втором случае автор — эксперт, который может продемонстрировать обстоятельный анализ.
В типологии по рецензенту часто выделяют еще третий тип — заказные отзывы. Но их тоже можно написать на уровне потребителя или эксперта.
В этой статье мы показываем, как составить рецензию экспертного типа.
Как писать рецензию: советы и пошаговый план
Автору важно с самого начала внимательно отнестись к исходному материалу, подготовиться к написанию текста и позаботиться о его структуре: потребуется уделить время, чтобы конечный результат получился интересным.
Шаг 1. Готовимся
Еще перед началом нужно понимать, где будет публиковаться текст. Если рецензент уже знает, куда и зачем он собирается писать, это определит:
Объем текста
Есть ли на площадке ограничения по размеру? Instagram, например, не пропускает больше 2200 символов — нужно иметь в виду, что рецензию длиннее лимита придется или сокращать, или резать на куски и последние размещать в карусели или комментариях.
Тон, стиль, язык
Какая аудитория прочитает текст? Как лучше общаться с ней — профессиональными терминами, попроще? Правильно будет оперировать фактами или показывать больше личного отношения? Если автор хочет быть услышан, ему стоит задуматься о читателях и их ожиданиях. Скажем, если автор привык писать смачно, эмоционально и с обсценной лексикой в личный блог — такое может быть уместно на личной странице, но рецензию вряд ли возьмут в толстый олдскульный литературный журнал.
Если же автор плохо знаком с площадкой (например, он хочет писать кинорецензии на Кинопоиск, но сам не постоянный его посетитель) площадку сначала нужно изучить: ее формальные правила, что там публикуется и какие рецензии наиболее популярны.
Просмотреть несколько десятков страниц будет хорошей практикой: так можно будет изучить, какие подходы уже используют авторы, какая там аудитория, что для нее правильно, что недопустимо.
Это не значит, что вы должны писать только так, как делают другие комментаторы. Скорее предварительный анализ площадки — это разведка, чтобы составить план местности, изучить неписаные правила, которые вы сможете осознанно соблюдать или нарушать.
Шаг 2. Изучаем произведение
Вдумчиво изучить то, чему будет посвящен текст, — это очевидное условие, но необходимое. Перед тем как написать рецензию на книгу, ее нужно прочитать полностью и внимательно, если на прочитанную давно — правильно будет ее перечитать. Фильм стоит посмотреть минимум дважды: один раз просто как зритель, второй раз — анализируя, подмечая детали, раньше упущенные.
Независимо от того, что вы собираетесь рецензировать, полезно взять блокнот и отмечать все мелочи, которые кажутся значимыми, все говорящие цитаты. Сюда же можно написать собственные мысли, которые возникают в процессе.
Важно не замыкаться на одном виде фактуры — скажем, только персонажах и диалогах или сюжете и языке. Постарайтесь охватить всё: в кино — цвет, свет, звук, игру актеров, ракурсы… в книге — структуру повествования, слова, которые выбирает автор… Все детали не войдут в рецензию, но важны для анализа.
Задавайте произведению и себе вопросы. Почему в кино использовали «дрожащую камеру»? Длинные планы? Почему герой романа постоянно курит? Как это влияет на восприятие зрителя или читателя?
Шаг 3. Собираем материал
Нет единственного верного ответа на вопрос, как правильно писать рецензии — основываясь в первую очередь на личных эмоциях или сухих фактах. Но знание предмета для хорошего рецензента обязательно, поэтому полезно будет изучить бэкграунд произведения. Значит — узнать о его создателе (или создателях) и обстоятельствах творческого процесса.
Это позволит посмотреть на объект системно, в более общем контексте. Например, можно оценивать «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика отдельно от книги Энтони Бёрджесса, но если рецензент их сравнит — это добавит его голосу веса, а рецензию сделает глубже.
Будет правильно изучить критику, опубликованную о произведении раньше. Если оно вышло давно, тем интереснее: узнайте, какие отзывы преобладали сначала и какие — сейчас.
Упомянутый «Заводной апельсин» ужаснул маститых критиков, когда вышел на экраны, в следующем году номинировался на «Оскар» (безуспешно), а теперь его считают классикой киноискусства. Можно составить краткий обзор разных отзывов, сравнить их между собой.
Это тоже динамика, тоже сюжет, который рецензент может проанализировать — сюжет не самого кинофильма, а его восприятия аудиторией.
Что еще почитать по этой теме:
Шаг 4. Продумываем структуру
Перед тем как начать писать рецензию на книгу или любое другое произведение, будет правильно составить план.
Здесь нет единственно верной и обязательной структуры. Главное — исходить из целей: что вы хотите сообщить читателям? И что они захотят узнать?
Однако существует типичная структура. Ее стоит использовать не как образец, а скорее как основу, которая в ходе написания может поменяться:
Общее описание
Название произведения, имя создателя или имена основных создателей (в случае кино — режиссера, исполнителей главных ролей). Если речь о книге, можно упомянуть издательство и другие характеристики издания, для музыкального альбома — лейбл.
Пересказ содержания
Здесь можно описать главную тему, без раскрытия определяющих сюжетных поворотов — некоторые читатели могут не простить спойлеров.
Личные впечатления и общая оценка
Переход к центральной части плана — автор дает от себя общую характеристику.
Анализ
Рецензент иллюстрирует конкретными примерами сказанное выше, анализирует произведение и аргументирует свою точку зрения.
Описание преимуществ и недостатков
Даже если рецензия исключительно положительная или негативная, правильно будет взглянуть и под иным углом — добавить ложку дегтя или меда.
Выводы
Можно подытожить рекомендациями: кого может заинтересовать это произведение и что о нем нужно знать.
Эта классическая структура кажется логичной, но недостаточно гибкой, временами даже устаревшей. Поэтому план можно модернизировать и составить новый на его основе.
Например, если вы размещаете рецензию на LiveLib, нет нужды повторять автора и название книги в теле текста. И даже в соцсетях этого можно избежать — просто разместив фотографию.
А что мешает рассказать о главных преимуществах и недостатках вместе с оценкой, а затем написать о них подробнее, с примерами и аргументами?
Можно даже начинать с личных впечатлений: если вы хотите со старта зарядить и заинтриговать читателей эмоциями или рассказать личную историю, которая связана с книгой или фильмом, — почему не поэкспериментировать?
Шаг 5. Пишем
Итак, время превратить черновики из блокнота, всю скопившиеся мысли и собранную фактуру в текст. Сначала можно — и это даже будет правильно — писать не редактируя, отступая от плана, как пишется.
Закончив, отложить — потом вернуться, посмотреть свежим взглядом и поправить неудачные места. Может быть, составить текст по новой структуре или добавить что-то упущенное из первоначального плана.
Чего не должно быть в готовой рецензии:
Фактических ошибок
Все факты, упомянутые в тексте, нужно проверить.
Ошибок правописания
Поверхностную проверку можно провести даже в обычном Word или онлайн-редакторе, существуют и специальные сервисы.
Предвзятости
Так, не стоит смешивать личное отношение к автору с оценкой рецензируемого произведения, не стоит ссылаться на опыт чтения других его работ как аргумент в пользу того, что и нынешняя книга плоха.
Общих оценочных фраз без аргументов
Оценка должна присутствовать, но ее тоже нужно аргументировать. Не просто «проработанные персонажи», а «персонажи детально проработаны, потому что каждый показан в своей внутренней противоречивости, например…»
Если вы посмотрели текст глазами редактора и просто стороннего читателя, которому интересно составить мнение о произведении, и остались довольны, все факты приведены правильно, ошибок нет — можно публиковать.
Курс «Как писать нон-фикшн» научит переводить личный опыт и экспертные знания в текст. После него вы сможете:
– писать легко, с интересом, чувством, драйвом;
– создавать личный бренд в социальных сетях и медиа;
– писать и редактировать тексты, которые будут влиять на людей.
Где размещать рецензии
На своих страницах в соцсетях. Даже если на них подписаны только друзья, они могут заинтересоваться вашим мнением о произведении. Но если у вас в планах вести блог в Instagram, канал в Telegram или Яндекс.Дзен, где вы будете публиковать рецензии и обзоры — это перспективная идея.
На специальных площадках. Для кино это, в первую очередь, «Кинопоиск», «Афиша» и IMDb (для англоязычных пользователей). Можно пойти на форумы сценаристов, самый посещаемый в рунете — Сценарист.ру. Есть тематические сообщества в соцсетях, куда предлагают отправлять отзывы для публикации, например, «Достойные фильмы» во «ВКонтакте».
У того, чтобы размещаться в профессиональных комьюнити, есть еще преимущество — у коллег всегда можно чему-то научиться.
Чем вдохновиться: примеры хороших рецензий
Перед тем как писать рецензию на книгу или кино, стоит прочитать статьи о них у профессиональных критиков — понять, не упустили ли вы важные факты. Но у экспертов можно читать вообще всё — чтобы учиться мастерству и вдохновляться.
Профессиональные рецензии на книги, например, публикует сайт «Горький». Одна из самых популярных сегодня критиков — Галина Юзефович, и у нее можно прочитать и книги, и размещенные в интернете тексты. Другой известный автор — Дмитрий Быков, зачастую более резкий и пристрастный в суждениях. У него можно посмотреть серию лекций о литературе ХХ века и отдельную книгу — о советской литературе.
Если же говорить об известных кинокритиках, то рекомендуем публицистику Антона Долина — в том числе его книги. Печатный журнал «Искусство кино» также публикует профессиональные рецензии, и вы можете увидеть их на сайте.
Писать рецензии можно научиться, если учиться, практиковаться — и гореть тем, о чем пишешь.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.