Как составить краткую запись к задаче 2 класс схема

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

№ 55 имени АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» г. Курска

ПАМЯТКА

ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОСТЫХ И СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

(программа «Школа России)

                                                                              Составила:

преподаватель начальных классов

Э.С. Бобрышева

КУРСК  2016 г.

            Простые задачи

1. В одной коробке 10 карандашей, а в другой – 6 карандашей. Сколько всего карандашей в двух коробках?      

 

 Ιк.–10 к.                

 ΙΙк.–6 к.

10+6=16(к.)

Ответ: 16 карандашей в двух коробках.

2. У Саши было 12 марок. Он подарил другу 3 марки. Сколько марок осталось у Саши?

Было – 12м.

Подарили–3м.                                            

Осталось – ?м.    

12-3=9 (м.)

Ответ: 9 марок осталось у Саши.

3. В одной коробке 10 карандашей, а в другой – 6 карандашей. На сколько больше карандашей в первой коробке, чем во второй?

Ιк.-10 к.  

ΙΙк.–6 к.

10-6=4 (к.)

Ответ: на 4 карандаша больше в первой коробке, чем во второй.

4. На прогулку вышли 7 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков вышло на прогулку?

Девочек – 7 ч.                                      

Мальчиков-  

7+2= 9 (м.)

Ответ: 9 мальчиков вышло на прогулку.

5. На прогулку вышли 7 девочек, а мальчиков на 2 меньше. Сколько мальчиков вышло на прогулку?

Девочек 7 ч.                                                            

Мальчиков –         

7-2=5 (м.)

Ответ: 5 мальчиков вышло на прогулку.

6. На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке сначала?

Было – ? м.  

Уехали – 3 м.

Осталось – 6 м.                        

3+6=9 (м.)

Ответ: 9 машин было на стоянке сначала.

7. В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли?

Было – 10 к.

Взяли – ? к.  

Осталось – 6 к.                            

10-6=4 (к.)

Ответ: 4 карандаша взяли.

8. На стоянке стояло 12 машин, из них 5 машин грузовых. Сколько легковых машин стояло на стоянке?

Грузовые – 5 м.

                                   12 м.

Легковые -? м.  

12-5=7 (м.)

Ответ: 7 легковых машин стояло на стоянке.

9. У Димы 5 тетрадей в клетку и столько же в линейку. Сколько всего тетрадей у Димы?

В клетку – 5 т.

                               

В линейку – 5 т.             

5+5=10 (т.)

Ответ: 10 тетрадей у Димы.

10. На полке стояло несколько книг, когда поставили ещё 3 книги, на полке стало 12 книг. Сколько книг было на полке сначала?

Было-

Поставили – 3 кн.

Стало – 12 кн.        

12-3=9 (кн.)

Ответ: 9 книг было на полке сначала.

Составные задачи.

1. На одной полке 10 книг, а на второй на 4 книги больше. Сколько всего книг на двух полках?

Ι п. – 10 кн.

                                 

ΙΙ п. – ? кн., на 4 кн. >        

1) 10+4=14 (кн.) – на второй полке

2) 10+14=24 (кн.)

     10+(10+4)=24 (кн.)

Ответ: 24 книги на двух полках.

2. В гараже 12 грузовых машин, а легковых на 4 машины меньше. Сколько всего машин в гараже?

Грузовые – 12 м.    

Легковые – ? м., на 4 м. <  

 1)12-4=8(м)– легковые                        

 2)12+8=20(м.)        

                                Гр.

            8

12+(12-4)=20 (м.)

Ответ: 20 машин в гараже.

3. В зоомагазине было 10 волнистых попугайчиков, канареек на 4 больше, чем попугайчиков, а черепах на 6 меньше, чем канареек. Сколько было черепах?

Попугайчики-10 шт.

Канарейки -? к.,  на     4 к.  >          

Черепахи –             ,  на 6 ч.       <              

1) 10+4=14 (к.) – было в зоомагазине.

2) 14-6=8 (ч.)

      14

(10+4)-6=8 (ч.)

Ответ: 8 черепах было в зоомагазине.

4. В одном ящике 5 кг печенья, а в другом  – 8 кг До обеда продали 9 кг печенья. Сколько кг  печенья осталось продать?

Было – 5 кг и 8 кг -? кг    

Продали – 9 кг

Осталось –                

1) 5+8=13 (кг) – печенья было.

2) 13-9=4 (кг)  

   13

(5+8)-9=4 (кг)

Ответ: 4 кг печенья осталось продать.

5. Во время каникул Витя сделал 18 фотографий. Он подарил 6 фотографий бабушке и 4 фотографии другу. Сколько фотографий осталось у Вити?

Было – 18 ф.

Подарил – 6 ф. и 4 ф.  – ?ф.    

Осталось –

1) 6+4=10 (ф.) – Витя подарил.

2) 18-10=8 (ф.)

          10

18 – (6+4)=8 (ф.)

Ответ: 8 фотографий осталось у Вити.

6. К празднику купили 14 красных воздушных шариков, зелёных на 2 больше, чем красных, а синих столько, сколько красных и зелёных вместе. Сколько синих шариков купили к празднику?

Красные – 14 ш.

Зелёные – ? ш., на 2 ш. >    

           

Синие –                

                                                                                                   

 (Можно)

Красных 14 ш.                            

                  С –            

Зелёных – ? ш., на 2 ш.  >

1) 14+2=16 (ш.) – зелёных.

2) 14+16=30 (ш.)

          16

14+(14+2)=30 (ш.)

Ответ: 30 синих шариков купили к празднику.

Решение обратных задач

Прямая задача

1. На рябине сидело 8 снегирей и 12 соек. Сколько всего птиц сидело на рябине?

 Снегирей –  8 шт.      ? пт.

 Соек – 12 шт.              

                                                                 

8+12=20 (пт.) 

Ответ: 20 птиц сидело на рябине.  

Обратные задачи

1. На рябине было 20 птиц. Из них 8 снегирей, остальные сойки. Сколько соек сидело на рябине?

Снегири – 8 шт.

Сойки – ? шт.                20 пт.

20-8=12 (с.)

Ответ: 12 соек сидело на рябине.

 2. На рябине сидело 20 птиц. Из них 12 соек, остальные снегири. Сколько снегирей сидело на рябине?

Сойки – 12 шт.

Снегири – ? шт.          20 пт.

20-12=8 (с.)

Ответ: 8 снегирей сидело на рябине.

Периметр  геометрических фигур

1.  Найди периметр треугольника со сторонами

7 см, 4 см, 3 см.

a = 7 см.

в = 4 см.

с = 3 см.

РΔ = а + в +с  

 7+4+3=14 см

Ответ: 14 см.

2. Найди периметр прямоугольника со сторонами 3см и 2 см.

а = 3 см

в = 2см

Р     =а+в+а+в

3+2+3+2=10 см

Ответ: 10см

3. Найди периметр квадрата со стороной 4 см.

 а=4 см

Р    =а+а+а+а

4+4+4+4=16 см

Ответ: 16 см

Периметр –  это сумма длин всех сторон.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЖЕЛАЮ  УДАЧИ

И

ВЕРНОГО РЕШЕНИЯ .

Образцы оформления задачи

 

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше«

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии «на … меньше«

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «БылоСтало…»

В вопросе «Сколько добавили

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «БылоОсталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «УбралиОсталось…»

В вопросе «Сколько было сначала   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по их условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Выберите страницу:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке          Количество коробок          Всего камней
    ? к.                            3 к.                                18 к.

— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте           Количество конвертов             Всего приглашений
     2 пр.                                     ? к.                             8 пр.

— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег      Количество чел.       Всего денег
  поровну                      3 чел.                    60 руб.

— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в  ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было — 20 л и 20 л
Выпили — 12 л
Осталось — ? л

— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м 
Израсходовали — 10 м 
Осталось — 7 к. по ? м

— Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было — ? гр.
Полили — 5 гр. и 3 гр.
Осталось — 4 гр.

— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было — 33 к.
Посадили — ? кл. по 6 к.
Осталось — 15 к.

— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было — 12 р. 
Пришли — 3 д. и 4 м. 
Стало — ? р.

— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было — 6 н.
Подарил — 2 н.
Купил — 5 н.
Стало — ? н.

— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по математике для начальной школы
  4. Задачи
  5. Образцы оформления задачи

В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе «Сколько … осталось?»

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?


3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии «на … больше»

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?


В условии «на … меньше»

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?


4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе «На сколько больше…?»

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  «На сколько меньше…?»

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?


5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии «Было…Стало…»

В вопросе «Сколько добавили?»

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?


6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии «Было… Осталось…»

В вопросе «Сколько уехало?»

                  «Сколько человек вышло?»

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии «Убрали… Осталось…»

В вопросе «Сколько было сначала?»   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?


Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором — на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?


Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?


Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?


Задачи с составлением таблиц по из условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?


II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?


Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?


Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Обратные задачи

Цена. Количество. Стоимость

Скорость, время, расстояние

Задачи


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 24,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 25,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Учебник, часть 2

Страница 5,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 6,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

2 класс

Страница 4,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 64,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 14,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 51,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 61,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 68,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 83,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 9,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 70,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Страница 33. Вариант 2. № 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 48,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 58,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 77,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 96,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 13,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 17,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 65,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 78,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 41,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 52,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 65,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 74,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 1

Страница 8. Вариант 1. Проверочная работа 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 13,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 46,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 92,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 102,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 79,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Номер 166,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 293,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 383,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 464,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 465,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 481,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 487,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 496,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 497,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 500,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 362,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 365,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 383,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 385,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 390,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 430,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 434,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 447,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 449,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 452,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник


Математика, 2 класс

Урок № 11. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертёж

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как составить краткую запись и схематический чертеж к задаче?
  2. Как различать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и на нахождение неизвестного вычитаемого?

Глоссарий по теме:

Компоненты вычитания — уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Задача на нахождение неизвестного вычитаемого, в этой задаче находится вычитаемое (из уменьшаемого отнять разность)

Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого, в этой задаче находится уменьшаемое (к разности прибавить вычитаемое)

Краткая запись — это коротко записанное условие задачи, последним в краткой записи пишется вопрос к задаче.

Схематический чертеж к задаче — это чертеж «в отрезках», схематическое изображение отношений между данными и искомым

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.28-29

2. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А.Д.-М.: Просвещение, 2017, с. 18, 19

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Научимся решать новые виды задач. Задача первая. На ветке было несколько птиц. Когда пять птиц улетели, на ветке осталось семь птиц. Сколько птиц было на ветке?

Сделаем краткую запись задачи. Было- ? Улетели- 5 пт. Осталось- 7 пт.

Сделаем схематический чертеж к задаче.

Начертим отрезок, который показывает, сколько птиц осталось, подпишем 7 птиц. Причертим к концу отрезка еще один отрезок, обозначающий улетевших птиц, подпишем 5 птиц. Сколько было птиц на ветке, неизвестно, поставим знак вопроса.

Рассмотрим краткую запись и чертёж к задаче

Каким действием будем решать задачу?

Правильно, чертёж нам подсказывает, что задача решается сложением, так как надо найти сумму отрезков.

Часть птиц улетели и часть осталось. Значит, мы находим уменьшаемое. А уменьшаемое находится действием сложением.

Запишем решение задачи.

7+5=12(пт.)

Ответ: 12 птиц.

Этот вид задачи называется на нахождение неизвестного уменьшаемого. Так как в этой задаче находим уменьшаемое.

Решим вторую задачу.

На клумбе было одиннадцать тюльпанов. Когда несколько тюльпанов завяло, то осталось шесть тюльпанов. Сколько тюльпанов завяло?

Сделаем краткую запись условия задачи и чертёж.

Было-11т. Завяло-? Осталось-6т.

Сделаем схематический чертеж.

6т. ?

11 т.

Начертим отрезок, обозначающий все тюльпаны. Подпишем его 11 тюльпанов. Отложим на отрезке отрезок равный оставшимся тюльпанам, подпишем 6 тюльпанов. Другой отрезок, обозначает, сколько тюльпанов завяло, это неизвестно, ставим знак вопроса.

Решим задачу. Узнать сколько тюльпанов завяло, значит надо узнать, на сколько тюльпанов стало меньше. Задача решается вычитанием. По чертежу видно, что неизвестна разность отрезков. Как называется число 11? Уменьшаемое. Как называется число 6? Разность. Неизвестно в задаче вычитаемое. Как найти вычитаемое? Из уменьшаемого вычесть разность.

11-6=5 (т.)

Ответ: 5 тюльпанов завяло.

Такой вид задач называется “на нахождение неизвестного вычитаемого”.Так как в этой задаче находим вычитаемое.

Сделаем вывод: правильно составленная краткая запись задачи подсказывает, каким компонентом является каждое число в задаче: уменьшаемым или вычитаемым. Правильно начерченный схематический чертеж подсказывает, каким действием решать задачу. По чертежу видно, что находим сумму или разность отрезков.

Тренировочные задания.

1. Решите задачу, выберите правильное решение

На стоянке было несколько машин. Когда уехало 8 машин, то осталось 7 машин. Сколько машин было на стоянке?

Варианты ответов:

1. 8-7=1 (м.)

2. 8+7=16 (м.)

3. 8+7=15 (м.)

Правильный вариант:

3. 8+7=15 (м.)

2. Вставьте подходящие слова в предложения

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ______ вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное __________, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо ________вычесть разность

Правильный вариант:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

  Памятка по оформлению  краткой записи к задачам  1-2 класс    Выполнила: учитель начальных классов Долгополова М.И.

Памятка по оформлению краткой записи к задачам 1-2 класс

Выполнила:

учитель начальных классов

Долгополова М.И.

Задача №7 Дед Мазай вёз на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал ещё несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал дед Мазай? Было – 5 з. Подобрал – ? з. Стало – 8 з. 8 – 5 = 3 (з.) Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай.

Задача №7

Дед Мазай вёз на своей лодке 5 зайцев. Он подобрал ещё несколько зайцев, и их стало 8. Сколько зайцев подобрал дед Мазай?

Было – 5 з.

Подобрал – ? з.

Стало – 8 з.

8 – 5 = 3 (з.)

Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай.

Задача № 8 На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели. Сколько ворон осталось? Было – 9 в.  Улетели – 5 в.  Осталось – ? в. 9 – 5 = 4 (в.) Ответ: 4 вороны осталось.

Задача № 8

На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели. Сколько ворон осталось?

Было – 9 в. Улетели – 5 в. Осталось – ? в.

9 – 5 = 4 (в.)

Ответ: 4 вороны осталось.

Задача № 10 В зоопарке несколько медведей. Когда трёх медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6 медведей. Сколько медведей было в зоопарке первоначально? Было – ? м.  Перевезли – 3 м.  Осталось – 6 м. 3 + 6 = 9 (м.) Ответ: 9 медведей было в зоопарке первоначально.

Задача № 10

В зоопарке несколько медведей. Когда трёх медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6 медведей. Сколько медведей было в зоопарке первоначально?

Было – ? м. Перевезли – 3 м. Осталось – 6 м.

3 + 6 = 9 (м.)

Ответ: 9 медведей было в зоопарке первоначально.

Задача № 11 Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3 краба. На сколько крабов первый мальчик поймал больше второго? I м. – 8 к.  на ск. б . ? II м. – 3 к. 8 – 3 = 5 (к.) Ответ: на 5 крабов первый мальчик поймал больше, чем второй.

Задача № 11

Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3 краба. На сколько крабов первый мальчик поймал больше второго?

I м. – 8 к.

на ск. б . ?

II м. – 3 к.

8 – 3 = 5 (к.)

Ответ: на 5 крабов первый мальчик поймал больше, чем второй.

Задача № 12 Один арбуз весит 5 кг, а другой 8 кг. На сколько килограммов один арбуз легче другого? I ар. – 5 кг  на ск. м. ? II ар. – 8 кг 8 – 5 = 3 (кг) Ответ: на 3 кг один арбуз легче другого.

Задача № 12

Один арбуз весит 5 кг, а другой 8 кг. На сколько килограммов один арбуз легче другого?

I ар. – 5 кг

на ск. м. ?

II ар. – 8 кг

8 – 5 = 3 (кг)

Ответ: на 3 кг один арбуз легче другого.

Задача № 13 На пришкольном участке 6 берёз, а лип на 4 меньше. Сколько всего деревьев на пришкольном участке? Берёз – 6 д.  ? д. Лип – ? на 4 д. м. 1) 6 – 4 = 2 (д.) – лип 2) 6 + 2 = 8 (д.) Ответ: 8 деревьев всего на пришкольном участке .

Задача № 13

На пришкольном участке 6 берёз, а лип на 4 меньше. Сколько всего деревьев на пришкольном участке?

Берёз – 6 д.

? д.

Лип – ? на 4 д. м.

1) 6 – 4 = 2 (д.) – лип

2) 6 + 2 = 8 (д.)

Ответ: 8 деревьев всего на пришкольном участке .

Задача № 14 В шкафу стоят 2 кастрюли, сковородок на 3 больше, а ваз столько, сколько кастрюль и сковородок вместе. Сколько ваз стоит в шкафу? Кастрюли – 2 шт.  Сковородки – ? на 3 шт. б.  Вазы – ?_______________________________ 1) 2 + 3 = 5 (шт.) – сковородок 2) 2 + 5 = 7 (шт.) Ответ: 7 ваз стоит в шкафу .

Задача № 14

В шкафу стоят 2 кастрюли, сковородок на 3 больше, а ваз столько, сколько кастрюль и сковородок вместе. Сколько ваз стоит в шкафу?

Кастрюли – 2 шт. Сковородки – ? на 3 шт. б. Вазы – ?_______________________________

1) 2 + 3 = 5 (шт.) – сковородок

2) 2 + 5 = 7 (шт.)

Ответ: 7 ваз стоит в шкафу .

Задача № 15 У Тани 3 яблока, груш на 2 больше, чем яблок, а персиков на 4 меньше, чем груш. Сколько всего фруктов у Тани? Яблоки – 3 шт.  Груши – ? шт., на 2 шт. б . ? шт.  Персики – ? шт., на 4 шт. м. 1) 3 + 2 = 5 (шт.) – груш 2) 5 – 4 = 1 (шт.) – персиков 3) 3 + 5 = 7 (шт.) – яблок и груш вместе 4) 7 + 1 = 8 (шт.) Ответ: 8 фруктов всего у Тани .

Задача № 15

У Тани 3 яблока, груш на 2 больше, чем яблок, а персиков на 4 меньше, чем груш. Сколько всего фруктов у Тани?

Яблоки – 3 шт. Груши – ? шт., на 2 шт. б . ? шт. Персики – ? шт., на 4 шт. м.

1) 3 + 2 = 5 (шт.) – груш

2) 5 – 4 = 1 (шт.) – персиков

3) 3 + 5 = 7 (шт.) – яблок и груш вместе

4) 7 + 1 = 8 (шт.)

Ответ: 8 фруктов всего у Тани .

Задача № 16 В коробке 17 жёлтых кубиков, зелёных на 6 меньше, чем жёлтых, а красных на 12 больше, чем зелёных и жёлтых кубиков вместе. Сколько всего кубиков в коробке? Жёлтых – 17 к.  Зелёных – ? к., на 6 к. м .  ? к.  Красных – ? к., на 12 к. б . 1) 17 – 6 = 11 (к.) – зелёных 2) 17 + 11 = 28 (к.) – жёлтых и зелёных вместе 3) 28 + 12 = 40 (к.) – красных 4) 28 + 40 = 68 (к.) Ответ: 68 кубиков всего в коробке .

Задача № 16

В коробке 17 жёлтых кубиков, зелёных на 6 меньше, чем жёлтых, а красных на 12 больше, чем зелёных и жёлтых кубиков вместе. Сколько всего кубиков в коробке?

Жёлтых – 17 к. Зелёных – ? к., на 6 к. м . ? к. Красных – ? к., на 12 к. б .

1) 17 – 6 = 11 (к.) – зелёных

2) 17 + 11 = 28 (к.) – жёлтых и зелёных вместе

3) 28 + 12 = 40 (к.) – красных

4) 28 + 40 = 68 (к.)

Ответ: 68 кубиков всего в коробке .

Задача № 17 Нашли 4 белых гриба и 6 подосиновиков. 8 грибов пошло на суп. Сколько грибов осталось? Было – ? 4 г. и 6 г. Израсходовали – 8 г.  Осталось – ? г. 1) 4 + 6 = 10 (г.) – было 2) 10 – 8 = 2 (г.) Ответ: 2 гриба осталось .

Задача № 17

Нашли 4 белых гриба и 6 подосиновиков. 8 грибов пошло на суп. Сколько грибов осталось?

Было – ? 4 г. и 6 г.

Израсходовали – 8 г. Осталось – ? г.

1) 4 + 6 = 10 (г.) – было

2) 10 – 8 = 2 (г.)

Ответ: 2 гриба осталось .

Задача № 18 У Феди в аквариуме плавали 23 рыбки. Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось в аквариуме у Феди? Было – 23 р. Подарил – ? 6 р. и 4 р.  Осталось – ? р. 1) 6 + 4 = 10 (р.) – подарил 2) 23 – 10 = 13 (р.) Ответ: 13 рыбок осталось в аквариуме у Феди .

Задача № 18

У Феди в аквариуме плавали 23 рыбки. Мальчик подарил 6 рыбок Ване и 4 рыбки Максиму. Сколько рыбок осталось в аквариуме у Феди?

Было – 23 р.

Подарил – ? 6 р. и 4 р. Осталось – ? р.

1) 6 + 4 = 10 (р.) – подарил

2) 23 – 10 = 13 (р.)

Ответ: 13 рыбок осталось в аквариуме у Феди .

Задача № 19 На поле сидело 22 воробья и 13 синичек. Когда прилетело ещё несколько птиц, их стало 49. Сколько птиц прилетело? Было – ? 22 п. и 13 п. Прилетело – ? п.  Стало – 49 п. 1) 22 + 13 = 35 (п.) – было 2) 49 – 35 = 14 (п.) Ответ: 14 птиц прилетело .

Задача № 19

На поле сидело 22 воробья и 13 синичек. Когда прилетело ещё несколько птиц, их стало 49. Сколько птиц прилетело?

Было – ? 22 п. и 13 п.

Прилетело – ? п. Стало – 49 п.

1) 22 + 13 = 35 (п.) – было

2) 49 – 35 = 14 (п.)

Ответ: 14 птиц прилетело .

Задача № 20 У причала стояло 6 катеров. Утром причалило 3 катера и несколько катеров причалило вечером, и после этого у причала стало 19 катеров. Сколько катеров причалило вечером? Было – 6 к. Причалило – ? 3 к. и ? к.  Стало – 19 к. 1) 19 – 6 = 13 (к.) – причалило всего 2) 13 – 3 = 10 (к.) Ответ: 10 катеров причалило вечером .

Задача № 20

У причала стояло 6 катеров. Утром причалило 3 катера и несколько катеров причалило вечером, и после этого у причала стало 19 катеров. Сколько катеров причалило вечером?

Было – 6 к.

Причалило – ? 3 к. и ? к. Стало – 19 к.

1) 19 – 6 = 13 (к.) – причалило всего

2) 13 – 3 = 10 (к.)

Ответ: 10 катеров причалило вечером .

Задача № 21 Маша увидела 7 белых и 3 пёстрых бабочек. Когда несколько бабочек улетело, их осталось 5. Сколько бабочек улетело? Было –? 7 б. и 3 б. Улетело –? б.  Осталось – 5 б. 1) 7 + 3 = 10 (б.) – было 2) 10 – 5 = 5 (б.) Ответ: 5 бабочек улетело .

Задача № 21

Маша увидела 7 белых и 3 пёстрых бабочек. Когда несколько бабочек улетело, их осталось 5. Сколько бабочек улетело?

Было –? 7 б. и 3 б.

Улетело –? б. Осталось – 5 б.

1) 7 + 3 = 10 (б.) – было

2) 10 – 5 = 5 (б.)

Ответ: 5 бабочек улетело .

Задача № 22 На аэродроме было 20 вертолётов. Утром улетело 10 вертолётов. Сколько вертолётов улетело днём, если к вечеру их осталось 6? Было – 20 в. Улетели – 10 в. и ? в.  Осталось – 6 в. 1) 20 – 6 = 14 (в.) – улетели всего 2) 14 – 10 = 4 (в.) Ответ: 4 вертолёта улетело днём .

Задача № 22

На аэродроме было 20 вертолётов. Утром улетело 10 вертолётов. Сколько вертолётов улетело днём, если к вечеру их осталось 6?

Было – 20 в.

Улетели – 10 в. и ? в. Осталось – 6 в.

1) 20 – 6 = 14 (в.) – улетели всего

2) 14 – 10 = 4 (в.)

Ответ: 4 вертолёта улетело днём .

Задача № 23 В букете было 9 гвоздик. Когда несколько гвоздик завяли, остались 2 красные и 3 розовые гвоздики. Сколько гвоздик завяло? Было – 9 г. Завяли – ? г.  Осталось – ? 2 г. и 3 г. 1) 2 + 3 = 5 (г.) – осталось 2) 9 – 5 = 4 (г.) Ответ: 4 гвоздики завяло .

Задача № 23

В букете было 9 гвоздик. Когда несколько гвоздик завяли, остались 2 красные и 3 розовые гвоздики. Сколько гвоздик завяло?

Было – 9 г.

Завяли – ? г. Осталось – ? 2 г. и 3 г.

1) 2 + 3 = 5 (г.) – осталось

2) 9 – 5 = 4 (г.)

Ответ: 4 гвоздики завяло .

Задача № 24 В трёх классах на окнах стоят 35 горшков с цветками. В первом классе 11 горшков, во втором 13. Сколько горшков с цветками стоит в третьем классе? I к. – 11 г.. II к. – 13 г. 35 г. III к. – ? г. 1)11 + 13 = 24(г.) – в I и II классах 2)35 – 24 = 11(г.) Ответ: 11 горшков с цветками стоят в третьем классе.

Задача № 24

В трёх классах на окнах стоят 35 горшков с цветками. В первом классе 11 горшков, во втором 13. Сколько горшков с цветками стоит в третьем классе?

I к. – 11 г..

II к. – 13 г. 35 г.

III к. – ? г.

1)11 + 13 = 24(г.) – в I и II классах

2)35 – 24 = 11(г.)

Ответ: 11 горшков с цветками стоят в третьем классе.

Задача № 25 Бабушка испекла блины. Папа съел 15 блинов, мама 10. Сколько всего блинов испекла бабушка, если осталось 22 блина? Было – ? б. Съели – ?15 б. и 10 б.  Осталось – 22 б. 1)15 + 10 = 25(б.) – съели 2)25 + 22 = 47 (б.) Ответ: 47 блинов всего испекла бабушка.

Задача № 25

Бабушка испекла блины. Папа съел 15 блинов, мама 10. Сколько всего блинов испекла бабушка, если осталось 22 блина?

Было – ? б.

Съели – ?15 б. и 10 б. Осталось – 22 б.

1)15 + 10 = 25(б.) – съели

2)25 + 22 = 47 (б.)

Ответ: 47 блинов всего испекла бабушка.

Задача № 26 В пенале лежали карандаши. Когда туда положили ещё 3 простых и 7 цветных карандашей, их стало 22. Сколько карандашей лежало в пенале сначала? Было – ? к. Положили – ? 3 к. и 7 к.  Стало – 22 к. 1)3 + 7 = 10 (к.) – положили 2)22 – 10 = 12 (к.) Ответ: 12 карандашей лежало в пенале сначала.

Задача № 26

В пенале лежали карандаши. Когда туда положили ещё 3 простых и 7 цветных карандашей, их стало 22. Сколько карандашей лежало в пенале сначала?

Было – ? к.

Положили – ? 3 к. и 7 к. Стало – 22 к.

1)3 + 7 = 10 (к.) – положили

2)22 – 10 = 12 (к.)

Ответ: 12 карандашей лежало в пенале сначала.

Задача № 27 В зале музея 18 картин. Из них 6 пейзажей, а остальные портреты. На сколько больше портретов, чем пейзажей? Пейзажи – 6 к.  18 к. на ? б.  Портреты – ? к. 1) 18 – 6 = 12 (к.) – портреты 2)12 – 6 = 6 (к.) Ответ: портретов на 6 больше, чем пейзажей.

Задача № 27

В зале музея 18 картин. Из них 6 пейзажей, а остальные портреты. На сколько больше портретов, чем пейзажей?

Пейзажи – 6 к.

18 к. на ? б.

Портреты – ? к.

1) 18 – 6 = 12 (к.) – портреты

2)12 – 6 = 6 (к.)

Ответ: портретов на 6 больше, чем пейзажей.

Задача № 28 В саду 15 кустов малины, кустов крыжовника на 3 меньше, чем малины, а кустов смородины на 11 больше, чем малины. На сколько меньше кустов смородины, чем крыжовника и малины вместе? Малина – 15 к. Крыжовник – ? на 3 к. м. на ? м. Смородина – ? на 11 к. б . 1) 15 – 3 = 12 (к.) – крыжовника 2) 15 + 11 = 26 (к.) – смородины 3) 15 + 12 = 27 (к.) – малины и крыжовника вместе 4) 27 – 26 = 1 (к.) Ответ: на 1 куст меньше смородины, чем крыжовника и малины вместе.

Задача № 28

В саду 15 кустов малины, кустов крыжовника на 3 меньше, чем малины, а кустов смородины на 11 больше, чем малины. На сколько меньше кустов смородины, чем крыжовника и малины вместе?

Малина – 15 к.

Крыжовник – ? на 3 к. м. на ? м.

Смородина – ? на 11 к. б .

1) 15 – 3 = 12 (к.) – крыжовника

2) 15 + 11 = 26 (к.) – смородины

3) 15 + 12 = 27 (к.) – малины и крыжовника вместе

4) 27 – 26 = 1 (к.)

Ответ: на 1 куст меньше смородины, чем крыжовника и малины вместе.

Задача № 29 Над полянкой кружились 8 пчёл и 11 стрекоз. 15 из них сели на цветы. На сколько больше насекомых село на цветы, чем продолжало кружиться? Было – ? 8 н. и 11 н. Сели – 15 н. Осталось – ? н. на ? б. 1) 8 + 11 = 19 (н.) – было 2) 19 – 15 = 4 (н.) – осталось 3) 15 – 4 = 11 (н.) Ответ: на 11 насекомых больше село на цветы, чем продолжало кружиться.

Задача № 29

Над полянкой кружились 8 пчёл и 11 стрекоз. 15 из них сели на цветы. На сколько больше насекомых село на цветы, чем продолжало кружиться?

Было – ? 8 н. и 11 н.

Сели – 15 н.

Осталось – ? н.

на ? б.

1) 8 + 11 = 19 (н.) – было

2) 19 – 15 = 4 (н.) – осталось

3) 15 – 4 = 11 (н.)

Ответ: на 11 насекомых больше село на цветы, чем продолжало кружиться.

Математика, 2 класс

Урок № 11. Модели задачи: краткая запись задачи, схематический чертёж

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Как составить краткую запись и схематический чертеж к задаче?
  2. Как различать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и на нахождение неизвестного вычитаемого?

Глоссарий по теме:

Компоненты вычитания – уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Задача на нахождение неизвестного вычитаемого, в этой задаче находится вычитаемое (из уменьшаемого отнять разность)

Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого, в этой задаче находится уменьшаемое (к разности прибавить вычитаемое)

Краткая запись – это коротко записанное условие задачи, последним в краткой записи пишется вопрос к задаче.

Схематический чертеж к задаче – это чертеж «в отрезках», схематическое изображение отношений между данными и искомым

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. –8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.28-29

2. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А.Д.-М.: Просвещение, 2017, с. 18, 19

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Научимся решать новые виды задач. Задача первая. На ветке было несколько птиц. Когда пять птиц улетели, на ветке осталось семь птиц. Сколько птиц было на ветке?

Сделаем краткую запись задачи. Было- ? Улетели- 5 пт. Осталось- 7 пт.

Сделаем схематический чертеж к задаче.

Начертим отрезок, который показывает, сколько птиц осталось, подпишем 7 птиц. Причертим к концу отрезка еще один отрезок, обозначающий улетевших птиц, подпишем 5 птиц. Сколько было птиц на ветке, неизвестно, поставим знак вопроса.

Рассмотрим краткую запись и чертёж к задаче

Каким действием будем решать задачу?

Правильно, чертёж нам подсказывает, что задача решается сложением, так как надо найти сумму отрезков.

Часть птиц улетели и часть осталось. Значит, мы находим уменьшаемое. А уменьшаемое находится действием сложением.

Запишем решение задачи.

7+5=12(пт.)

Ответ: 12 птиц.

Этот вид задачи называется на нахождение неизвестного уменьшаемого. Так как в этой задаче находим уменьшаемое.

Решим вторую задачу.

На клумбе было одиннадцать тюльпанов. Когда несколько тюльпанов завяло, то осталось шесть тюльпанов. Сколько тюльпанов завяло?

Сделаем краткую запись условия задачи и чертёж.

Было-11т. Завяло-? Осталось-6т.

Сделаем схематический чертеж.

6т. ?

11 т.

Начертим отрезок, обозначающий все тюльпаны. Подпишем его 11 тюльпанов. Отложим на отрезке отрезок равный оставшимся тюльпанам, подпишем 6 тюльпанов. Другой отрезок, обозначает, сколько тюльпанов завяло, это неизвестно, ставим знак вопроса.

Решим задачу. Узнать сколько тюльпанов завяло, значит надо узнать, на сколько тюльпанов стало меньше. Задача решается вычитанием. По чертежу видно, что неизвестна разность отрезков. Как называется число 11? Уменьшаемое. Как называется число 6? Разность. Неизвестно в задаче вычитаемое. Как найти вычитаемое? Из уменьшаемого вычесть разность.

11-6=5 (т.)

Ответ: 5 тюльпанов завяло.

Такой вид задач называется “на нахождение неизвестного вычитаемого”.Так как в этой задаче находим вычитаемое.

Сделаем вывод: правильно составленная краткая запись задачи подсказывает, каким компонентом является каждое число в задаче: уменьшаемым или вычитаемым. Правильно начерченный схематический чертеж подсказывает, каким действием решать задачу. По чертежу видно, что находим сумму или разность отрезков.

Тренировочные задания.

1. Решите задачу, выберите правильное решение

На стоянке было несколько машин. Когда уехало 8 машин, то осталось 7 машин. Сколько машин было на стоянке?

Варианты ответов:

1. 8-7=1 (м.)

2. 8+7=16 (м.)

3. 8+7=15 (м.)

Правильный вариант:

3. 8+7=15 (м.)

2. Вставьте подходящие слова в предложения

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ______ вычесть известное слагаемое. Чтобы найти неизвестное __________, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо ________вычесть разность

Правильный вариант:

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.


Охо-хо-хо-хо… И куда этот Плюс подевался? Я один с этим заданием не справлюсь.
Ну, царица! Каждый раз какое-нибудь новенькое задание подкинет.


Добрый день, Минус! Прости, я задержался – на природу загляделся. Уж такой
сегодня день красивый! Я набрал целую охапку листьев – здесь листья клёна и
каштана.


А что ты с ними делать собираешься?


Как что – составлю осенний букет. А еще, они помогут нам разобраться в том
задании, которое дала нам царица-Математика – научиться выполнять краткую запись задачи и её схематический чертёж.


Давай скорее начнём, а то ты и так опоздал.


Ну что же, приступим. Вот смотри – у меня несколько листьев клёна. 5 из них я
поставлю в вазу и осталось ещё 4 листа.


Да-да, я знаю. Если задать вопрос, то получится вот такая задача:

Плюс
собрал несколько листьев клёна. 5 из них он поставил в вазу. После этого
осталось ещё 4 листа. Сколько всего листьев собрал Плюс?

Ну,
и что дальше?


А дальше составляем краткую запись.


И как мы это сделаем?


Выбираем главные, опорные слова. Что происходило в задаче?


Сначала ты собрал листья, а потом 5 из них поставил в вазу. И у тебя остались 4
листа.


Вот именно – собрал, поставил, осталось. Вот они, опорные слова. Запишем их:


Да, но, сколько собрал, в задаче неизвестно. В ней сказано, что собрал
несколько листьев.


Ну, раз неизвестно, мы поставили вопросительный знак. Ведь именно это и надо
узнать в задаче. Её вопрос звучит так: «Сколько всего листьев собрал Плюс?» А,
чтобы не писать полностью слово листьев, мы поставим только первую букву л.
Ведь, если вместо слова ставится одна или, допустим, две буквы, то говорят, что
слово сократили, и подсказывает нам это маленькая точка.

Ну,
вот. У нас получилась краткая запись задачи. Глядя на неё мы можем
вспомнить всё условие задачи.


Но ведь нам еще надо сделать и схематический чертёж!


Ну что же. В этом нам помогут отрезки. Мы ведь их уже отлично рисовать
научились. Итак, вот первый отрезок.

Он
показывает, сколько листьев я поставил в вазу. Второй отрезок мы начнем
рисовать от той точки, которая является концом первого отрезка.

Этот
отрезок показывает, сколько листьев у меня осталось. То есть, нам известна та
часть листьев, которую я поставил в вазу и та часть листьев, которая осталась. А
вот, если объединить все листья вместе, то получится уже не часть, а все
листья, то есть целое.

Когда
мы объединяем, то есть собираем что-то вместе, находим целое, то,
конечно, используем действие сложения. И без меня, Плюса, здесь не
обойтись!

Записываю
ответ задачи: Плюс собрал 9 листьев клёна.


Так, отлично, с этой задачей мы справились. Но ведь есть и ещё одна задача.


Что еще за задача?


А вот она: На лесной поляне росло 7 мухоморов. Несколько мухоморов съел лось.
После этого на поляне осталось 2 мухомора. Сколько мухоморов съел лось?

Теперь
моя очередь составлять краткое условие и схематический чертёж. Итак, выделяю числа
и опорные слова. Что в задаче происходило? Росло 7 мухоморов. Несколько
мухоморов съел лось. Раз несколько, значит, мы не знаем сколько. Дальше
написано, что осталось 2 мухомора.

Ну
вот, с кратким условием я справился. Так ведь, Плюсик?


Да, молодец!


Теперь надо выполнить схематический чертёж.

Росло
7 мухоморов. Рисуем отрезок:

Лось
съел, это неизвестно. Пока рисовать не буду, осталось 2 мухомора. Как мне их
нарисовать? Откуда начинать? С конца первого отрезка?

Не-е-ет.
Ведь семь – это все мухоморы, то есть целое, а два – это часть этих
семи. Поэтому откладываем отрезок, обозначающий эти два мухомора от начала
первого отрезка. Мы как бы отделим оставшиеся мухоморы от съеденных. А вот тот
отрезок, который является второй частью целого отрезка и будет съеденными
мухоморами.

Как
известно, часть чего-то целого находим действием вычитания. Так что,
теперь моя очередь встать в действие:

Ответ:
5 мухоморов съел лось.


Это у тебя отлично получилось, Минус. Лихо ты справился с такой трудной
задачей.


И ничего трудного тут нет. Чтобы решить любую задачу, надо сначала представить
себе все, что в ней происходит. Затем составить краткое условие, выделив
опорные слова, которые нам подскажут, что именно происходит в задаче. А
потом нарисовать схематический чертёж. Только надо очень внимательно
разобраться, что в задаче целое, а что части.


Если мы находим наибольшее число, то есть целое, из известных частей, то
отрезки рисуем так: сначала первый отрезок, затем второй. При этом, конец
первого отрезка одновременно является началом второго отрезка. И такую задачу
решаем действием сложения. То есть используем знак плюс.


А если в задаче надо узнать часть чего либо, то сначала рисуем отрезок,
обозначающий самое большое число, то есть целое. Затем от начала первого
отрезка рисуем второй отрезок, обозначающий меньшее известное число. Мы как бы
разрезаем больший отрезок на части, одна из которых известна, а вторую нужно
узнать. И, конечно, если надо узнать часть, то задачу решаем действием вычитания.
То есть используем знак минус.


Ну что, пойдем к царице сдавать задание?


Ну да! Побежали! Урра!

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Выберите страницу:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

– Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке          Количество коробок          Всего камней
    ? к.                            3 к.                                18 к.

– 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте           Количество конвертов             Всего приглашений
     2 пр.                                     ? к.                             8 пр.

– Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег      Количество чел.       Всего денег
  поровну                      3 чел.                    60 руб.

– Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

– Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в  ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

– В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было – 20 л и 20 л
Выпили – 12 л
Осталось – ? л

– В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м 
Израсходовали – 10 м 
Осталось – 7 к. по ? м

– Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было – ? гр.
Полили – 5 гр. и 3 гр.
Осталось – 4 гр.

– В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было – 33 к.
Посадили – ? кл. по 6 к.
Осталось – 15 к.

– В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было – 12 р. 
Пришли – 3 д. и 4 м. 
Стало – ? р.

– У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было – 6 н.
Подарил – 2 н.
Купил – 5 н.
Стало – ? н.

– На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

– В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

– На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

Добавить комментарий