Как составить краткую запись по математике 1 класс часть 2

  1. Главная

  2. ГДЗ

  3. 1 класс
  4. Математика
  5. Моро учебник

  6. Табличное вычитание
  7. Страница 88. Часть 2

Вернуться к содержанию учебника

Табличное вычитание

Вопрос

Объясни, как из числа 17 вычесть 8.

Подсказка

Ответ

Вопрос

1. 

16 – 7  14 – 7 11 – 8 14 – 4 + 8
16 – 8  15 – 9  11 – 7 17 – 7 – 8
16 – 9  13 – 6  11 – 6 19 – 9 + 6

Подсказка

Ответ

Вопрос

2. Составь по краткой записи задачу и реши её.

Подсказка

Ответ

Вопрос

3. На первой полке было 10 книг, а на вто­рой — 8.

На сколько больше книг было на первой полке?

Подсказка

Ответ

Вопрос

4. За зиму Боря прочитал 8 книг, а Ди­ма — на 5 книг больше.

Сколько книг прочитал Дима за эту зиму?

Подсказка

Ответ

Вопрос

5. 

Подсказка

Ответ

Вопрос

Подсказка

Ответ

Вопрос

Подсказка

Ответ

Вернуться к содержанию учебника


Краткая запись при решении задач очень помогает. Она содержит основную информацию из задачи. Опираясь на краткую запись, задачу легко решить. Но часто дети не понимают, как составить краткую запись. В этой статье я расскажу, как помочь ребенку научиться составлять краткую запись.

Первое, что должны сделать родители – запастись терпением и настроиться на то, что вы много раз будете повторять одни и те же вопросы. Если ребенок не может ответить на какой-то вопрос при составлении краткой записи, просите посмотреть в задаче. Только так можно научить ребенка видеть условие задачи.

Составляем краткую запись к задачам в одно действие

Задача 1

У Пети 2 жëлтых мячика и 3 красных. Сколько всего мячиков у Пети?

После того, как ребенок прочитал задачу, спрашиваем, о чем идёт речь в задаче (о мячиках). Мячики каких цветов были у Пети? (красные и желтые). Красные и жёлтые – опорные слова в задаче. Это те слова, которые будут в краткой записи. Сколько у Пети желтых мячиков? (2). Записываем в краткой записи. Сколько у Пети красных мячиков? (3). Записываем в краткой записи.

При каждом ответе: “Не знаю” просим ребенка найти ответ на этот вопрос в условии задачи (просим прочитать, что нам известно только про красные или только про желтые мячики).

Просим ребенка прочитать вопрос задачи. (Сколько всего кубиков у Пети?). “Сколько всего?” обозначается в краткой записи фигурной скобочкой.

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 2

У Пети 10 мячиков. Из них 4 жëлтые, а остальные – красные. Сколько красных мячиков у Пети?

Вопросы к задаче:

О чем речь в задаче?

Какие были мячики ( красные и желтые)

Красные и желтые – опорные слова.

Сколько было желтых мячиков?

Сколько было красных мячиков?

Сколько мячиков всего?

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 3

У Маши 3 ручки, а у Кати на 4 ручки больше. Сколько ручек у Кати?

Вопросы к задаче:

О чем задача? ( о ручках)

У кого были ручки? ( у Маши и у Кати)

Сколько ручек у Маши?

Сколько ручек у Кати( мы не знаем, но знаем, что их на 4 больше) .

Читать нам нужно узнать?

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 4

У Кати 3 флажка, у Жени 4 флажка. А у Марины столько флажков, сколько у Кати и Жени вместе. Сколько флажков у Марины?

Вопросы к задаче:

О чем эта задача?

У кого были флажки ( у Кати, у Жени, у Марины).

Имена девочек – опорные слова.

Сколько флажков у Кати?

Сколько флажков у Жени?

Сколько флажков у Марины? (неизвестно, но мы знаем, что у нее столько же флажков, сколько у Кати и Жени вместе).

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 5

На тарелке было 15 пирожков. 5 пирожков съели. Сколько пирожков осталось на тарелке?

Вопросы к задаче:

О чем эта задача?

Что мы знаем про пирожки? (что они были, потом их съели, сколько-то осталось).

Было, съели, осталось – опорные слова.

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

Задача 6

На детской площадке 7 мальчиков и 4 девочки. На сколько мальчиков больше, чем девочек?

Вопросы к задаче:

О ком эта задача?

Сколько мальчиков на детской площадке?

Сколько девочек на площадке?

Что нам нужно узнать?

Как научить ребенка составлять краткую запись к простым задачам на сложение и вычитание

О том, как научить ребенка составлять чертëж к задачам на сложение и вычитание, можно прочитать здесь.

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

Образцы оформления задачи

 

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть Сколько всего?”

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе “Сколько … осталось?”

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии на … больше

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии на … меньше

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе На сколько больше…?”

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  “На сколько меньше…?”

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии “БылоСтало…”

В вопросе Сколько добавили?”

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии “БылоОсталось…”

В вопросе “Сколько уехало?”

                  “Сколько человек вышло?”

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии “УбралиОсталось…”

В вопросе “Сколько было сначала?”   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором – на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по их условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

Многие родители не знают, как правильно записывать краткую запись к условию задачи. Хочу предложить памятку по краткой записи задач в словесной форме

в 1 классе.

1. Задачи на нахождение суммы

В вопросе задач такого типа всегда есть “Сколько всего?”

На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.

Сколько всего деревьев посадили ребята?

2. Задачи на нахождение остатка

В вопросе “Сколько … осталось?”

Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.

Сколько кустов смородины осталось полить?

3. Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц

В условии “на … больше”

Папа с Володей собирали грибы. Папа нашёл 8 грибов, а Володя на 3 гриба больше.

Сколько грибов нашёл Володя?

В условии “на … меньше”

У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше. 

Сколько денег было у Оли?

4. Задачи на разностное сравнение

В вопросе “На сколько больше…?”

Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.

На сколько рублей краски дороже альбома?

                  “На сколько меньше…?”

Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.

На сколько кг дыня легче арбуза?

5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В условии “Было…Стало…”

В вопросе “Сколько добавили?”

У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.

Сколько карандашей купили Саше?

6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В условии “Было… Осталось…”

В вопросе “Сколько уехало?”

                  “Сколько человек вышло?”

В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.

Сколько машин уехало?

7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В условии “Убрали… Осталось…”

В вопросе “Сколько было сначала?”   

После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.

Сколько машинок было у Димы сначала?

Задачи в 2 и 3 действия

Первый вид

Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.

Сколько всего пончиков испекла бабушка?

Второй вид

В классе два маленьких аквариума. В первом аквариуме 4 рыбки, а во втором – на 2 рыбки больше.

Сколько рыбок в двух аквариумах?

Третий вид

У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради. 

На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?

Четвёртый вид

У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.

Сколько палочек у него осталось?

или

У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.

Сколько рублей осталось у Вани?

Задачи с составлением таблиц по их условию:

I тип:

 На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?

II тип:

В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?

Задачи с составлением рисунка по условию:

 Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Основные виды краткой записи в начальной школе

Краткая запись

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Выберите страницу:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

– Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке          Количество коробок          Всего камней
    ? к.                            3 к.                                18 к.

– 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте           Количество конвертов             Всего приглашений
     2 пр.                                     ? к.                             8 пр.

– Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег      Количество чел.       Всего денег
  поровну                      3 чел.                    60 руб.

– Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

– Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в  ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

– В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было – 20 л и 20 л
Выпили – 12 л
Осталось – ? л

– В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м 
Израсходовали – 10 м 
Осталось – 7 к. по ? м

– Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было – ? гр.
Полили – 5 гр. и 3 гр.
Осталось – 4 гр.

– В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было – 33 к.
Посадили – ? кл. по 6 к.
Осталось – 15 к.

– В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было – 12 р. 
Пришли – 3 д. и 4 м. 
Стало – ? р.

– У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было – 6 н.
Подарил – 2 н.
Купил – 5 н.
Стало – ? н.

– На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

– В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

– На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

Добавить комментарий