Автор – Филатова Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково, Ивановской области.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одной из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию.
ФГОС дошкольного образования в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности.
Новый стандарт поставил перед нами одну из важных задач – приобщение детей дошкольного возраста к социальному миру. Вот почему одним из ключевых направлений моей деятельности стало создание условий для полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Так как традиционные подходы к проблеме адаптации ребенка в обществе в современных условиях не удовлетворяют социальные запросы, появилась необходимость поиска современных технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Одной из таких технологий является технология «Кроссенс».
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.
В этике существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Сказка — одно из важнейших социально — педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым. И базируется на народно — этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно — педагогическим потенциалом.
При подготовке занятий задумываешься о том, как вызвать у детей желание добывать информацию. Обучение должно быть интересным. А как привлечь внимание? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют образовательный процесс сделать немного увлекательнее. Совсем недавно я и познакомилась с новой технологией Кроссенс. Хотелось бы познакомить и вас с ней.
Идея – гениальна и проста. КРОССЕНС – это загадка, головоломка, ребус. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.
Метод «КРОССЕНС» был разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые КРОССЕНС был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Слово «КРОССЕНС» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СМЫСЛОВ».
КРОССЕНС представляет собой ассоциативную цепочку картинок, замкнутых в стандартное поле, как для игры в «крестики-нолики». Восемь картинок (изображений) расставлены таким образом, что каждая имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная, девятая, объединяет их все по смыслу.
Суть метода. Нужно разгадать КРОССЕНС, т.е. составить рассказ, используя ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
КРОССЕНС рекомендуется читать сверху вниз и слева направо. Далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном девятом квадрате, Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Хотя можно начинать с любой узнаваемой картинки.
Чтобы разгадать кроссворд детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых.
Поняв смысл и суть, дети сами могут разгадывать КРОССЕНСЫ, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
При создании КРОССЕНСА можно воспользоваться следующим алгоритмом:
1.Определяем тематику (общую идею).
2.Выбираем 8-9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
3.Находим связь между элементами.
4.Определяем последовательность элементов по типу связи «крест» и «основа».
5.Сконцентрируем смысл в центральном элементе.
6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.
8. Построение ассоциативной связи.
9.Выход на новый уровень.
Применение КРОССЕНСА разнообразно:
• при формулировке темы и цели занятия;
• при изучении нового материала;
• при закреплении и обобщении изученного материала;
• в индивидуальной работе;
• в качестве творческого домашнего задания.
Работа с интерактивным кроссенсом отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы. Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развиваются коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому материалу. То есть кроссенсы:
- учат: – думать;- творить;- высказывать свою точку зрения; – обрабатывать информацию,
- развивают: – зрительную память;- связную речь;- коммуникативные способности;- навыки работы с источниками информации;
- повышают:- мотивацию;- самооценку.
А используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе.
Краткое описание документа:
Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников.
Задачи:
1. Раскрыть значимость и актуальность технологии КРОССЕНС в процессе обучения связной речи детей дошкольного возраста.
2. Обогатить опыт педагогов эффективными методами и приемами, направленных на реализацию технологии «Кроссенс».
3. Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» в практику своей работы.
Оборудование:
Ход мастер-класса:
Добрый день! Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на мастер-классе.
Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении. Актуальным становится содержание логопедических занятий.
СЛАЙД 1 Тема моего мастер-класса «Технология КРОССЕНС как средство развития связной речи детей дошкольного возраста».
Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике?(Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…
СЛАЙД 2 Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. Впервые кроссенс был опубликован в 2002 году в журнале “Наука и жизнь”.
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)
СЛАЙД 3 Так что же такое кроссенс?
Слово “кроссенс” придумано авторами по аналогии со словом “кроссворд“, которое в переводе с английского означает “пересечение слов”, а кроссенс – означает “пересечение смыслов”.
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Кроссенс – это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.
Кроссенс – это именно картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям.
Кроссенс – это отличное упражнение для развития связной речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями.
Я же с технологией кроссенс познакомилась недавно, предложила её детям. У ребят появился интерес.
СЛАЙД 4 Картинка – еж, елка.
– Как вы думаете, как между собой связаны эти картинки? (У обоих есть иголки).
СЛАЙД 5 Следующая картинка рыба и приложенная к губам палец. (Молчание.)
(Ответы участников)
Это простой вариант чтения кроссенса. Он предлагается детям, которые только начинают работать по этой технологии.
СЛАЙД 6 Итак, представляю вашему вниманию кроссенс. Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?
СЛАЙД 7Правильно. (Лиса).
СЛАЙД 8 На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов, в нашем случае знание сказок. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.
СЛАЙД 9Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития связной речи, логического и творческого мышления. Попробуем?
СЛАЙД 10 Наша задача – найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам только вперед по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате.
«Улыбка» – результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Собачку тоже зовут Шарик.Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)
О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.
СЛАЙД 11 А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? ( Вездевстречается цифра «7»).
Я предлагаю нашим командам приступить к выполнению задания. Ваша задача: отгадать, выбрать картинку, направление, в котором вы будете двигаться, и начать составлять рассказ (логической последовательности так, чтоб смыслы их пересекались.)
Участники мастер-класса выполняют задание в команде. А зрителям предложена игра «Эмоциональный кубик».
– Бросаем кубик по очереди, изображаем выпавшую на кубике эмоцию, остальные отгадывают её. Давайте придумаем сказку о персонаже в соответствии с выпавшей эмоцией.
– Какая команда готова озвучить своё решение кроссенса? Было трудно? Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.
Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
СЛАЙД 12. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…
– Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.
– Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.
– Найти связи между элементами, определить последовательность.
– Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
– Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.
– Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).
СЛАЙД 13 Эти этапы отображены на слайде:
– на стадии определения темы занятия,
– для определения и постановки проблемы,
– для закрепления материала,
– как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
– как творческое домашнее задание и т. д.
СЛАЙД14 Как вы поступите с информацией, полученной сегодня? (Ответы)
Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!
В настоящее время неотъемлемой частью педагогической деятельности является умение творчески решать возникающие повседневные задачи. Инновационное образование актуализирует запрос на раскрытие творческого потенциала каждого педагога. Креативность, мобильность, инициативность требуются от каждого.
Практически ни один человек не может жить без окружающего его социума. Каждый день нам приходится общаться с десятками людей, и чтобы нас понимали и слушали, нужно обладать грамотной и четкой речью, однако есть люди, у которых речь нарушена, и её исправлением и занимается логопед.
В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносит неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребёнка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, накопление и активация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа , и, конечно, коррекция произношения.
А как развивать речь ребёнка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Ответ один использовать инновационные педагогические технологии.
Предлагаем рассмотреть развивающий метод «Кроссенс», который можно назвать головоломкой нового поколения, соединяющей в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Технология «Кроссенс» позволяет:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- развивать зрительное восприятие;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать логику;
- развивать образное мышление;
- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- учить определять в речи предложно-падежные конструкции;
- учить детей связно мыслить, составлять рассказы;
- развивать смекалку, тренировать внимание.
Чем отличается кроссенс от кроссворда? В кроссворде все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками.
Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы.
Наша задача – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития речи, логического и творческого мышления.
Существует три способа решения кроссенса.
Первый способ – это чтение кроссенса слева направо, двигаясь только вперёд по часовой стрелке и заканчивая на центральном квадрате.
Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.
Во втором варианте центральное изображение со всеми картинками.
В третьем случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, основываясь на идее метода, можно предложить детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем – из четырёх квадратиков. Сути метода и его педагогическое значение это не меняет.
Такого рода игры – хороший способ тренировки памяти. И когда хочется понять, на каком уровне находится ребёнок, это задание помогает быстро выяснить, каков его словарный запас, как он умеет строить фразы, способен ли фантазировать.
Использование данной технологии вызывает интерес не только у педагогов и детей, но и у родителей воспитанников, которые помогают логопеду создать кроссенсы, делая это вместе со своими детьми. Данная работа показывает, что использовать интернет возможно не только для скачивания игр и просмотра мультфильмов, но и для создания интересных загадок, головоломок, ребусов, размещённых в таблицах, которые будут использоваться при проведении НОД. Родители становятся участниками проведения НОД, что в значительной мере повышает их родительскую компетентность и умение заниматься со своими детьми продуктивной деятельностью. Родители больше уделяют времени и внимания своему ребёнку. Их общение становится продуктивным, интересным, развивающим, творческим. Родители также могут увидеть трудности ребёнка в обучении, понять причины, помочь педагогу в своевременном их устранении.
Рассмотрим алгоритм создания кроссенса:
- необходимо определить тематику, общую идею;
- подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее;
- найти связи между элементами, определить последовательность;
- сконцентрировать смысл в одном элементе(центр);
- подобрать картинки, иллюстрирующие элементы;
При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:
- Конкретность образов – чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов;
- Всеобщность – чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;
- Полнота решения – все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;
- Краткость – нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;
Таким образом, «Кроссенс» – это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей…
Использование данной технологии дополняет привычные педагогические, коррекционные методы и технологии, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, педагога и родителей; тем самым ускоряет процесс работы над речью, процесс творческого роста.
Задумка, замысел, осмысление и решение любого кроссенса развивает и совершенствует креативные качества педагога, воспитанника и родителя, приводит участников педагогического процесса к плодотворному общению, взаимопониманию и сотрудничеству. Мы становимся творцами, авторами.
Всё это способствует оптимизации логопедического взаимодействия, превращает занятия с детьми из трудного в интересное и полезное, способствует развитию умственных и речевых способностей дошкольников.
Список литературы
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г.
- Гомзяк О.С. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма «Я буду писать правильно» Приложение к учебно-методическому комплекту «Говорим правильно. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» ООО «Издательство Гном» 2014
- Киселева Л.С., Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, – М.: АРКТИ, 2003.
- Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3-7 лет. «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015.
- Нищева Н.В., Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.
- Сыпченко Е.А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.
«Кроссенсы» – как средство для
формирования интеллектуальных
способностей старших дошкольников
Автор: Мильденберг Марина Викторовна
Организация: МБДОУ Полтавский детский сад «Родничок»
Населенный пункт: Омская область, р.п. Полтавка
«Кроссенсы» – как средство
для формирования интеллектуальных способностей
старших дошкольников»
«Чтобы совершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать».
Рене Декарта
Модернизация системы дошкольного образования, его целей и задач содействует развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников. На необходимость реализации данного направления указывает и ФГОС дошкольного образования, предъявляющий высокие требования к педагогическим технологиям и методам, призванным стимулировать интеллектуально – познавательный потенциал дошкольников.
Работая с детьми, я часто задавала себе вопрос: Как развивать речь ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня в практике работы, мы встречаем всё больше инновационных педагогических технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией.
Моей педагогической находкой стали «кроссенсы». Почему кроссенсы? Кроссенс – развивающая инновационная технология, ассоциативная головоломка, которая развивает критическое мышление, интеллектуальные способности, способствует формированию креативности дошкольников. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией. Очень важно научить детей думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации и осмысливать её.
В теории дошкольной педагогики сложилось несколько направлений изучения вопроса интеллектуального развития личности дошкольника: методы и формы развития интеллектуальных умений детей (А.Г. Асмолов, Л.А. Венгер), методы активизации познавательного развития детей (Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева).
Данная технология разработана нашими соотечественниками: Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Сергей Федин – Кандидат физико-математических наук. Член Союза литераторов России Владимиром Бусленко – ученый, доктор наук, философ и художник. Автор, печатных работ в области моделирования систем ЭВМ. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом “кроссворд”, которое в переводе с английского означает “пересечение слов”. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале “Наука и жизнь”. Авторами утверждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления – память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления.
Исходя из вышеизложенного я определила цель своей деятельности:
Внедрение инновационной технологии «кроссенс» в образовательный процесс по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- Изучить современную технологию «кроссенсы», и применить в образовательный процесс.
- Выявить и создать условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у старших дошкольников к «кроссенсам», для развития познавательных способностей.
- Разработать и внедрить игровые методы и приёмы технологии «кроссенс» в образовательный процесс с использованием картотеки по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
- Развивать у детей интерес к «кроссенсам», умение находить ассициативную связь между картинками, символами, делать выводы, умозаключение в совместной и самостоятельной деятельности детей.
- Уметь пользоваться приёмами «кроссенса» в режимных моментах, в образовательной деятельности.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с использованием инновационной технологии «кроссенс», через организацию активных форм взаимодействия.
- Проследить динамику развития интеллектуальных способностей дошкольников, в результате применения кроссенса.
- Способствовать распространению данного опыта среди коллег.
Ожидаемые результаты моей деятельности:
– Обеспечение каждому ребёнку равных стартовых возможностей в развитии познавательных способностей.
Остальные вы видите на слайде.
– Увеличение числа детей, активно использующих головоломки, ребусы, «кроссенсы» в самостоятельной и непрерывно – образовательной деятельности.
– Разработка картотеки по развитию интеллектуальных способностей, для эффективной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
– У старших дошкольников будет сформировано умение обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий, умение находить неординарные решения.
– Повышение уровня компетенции родителей в вопросах по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством кроссенсов.
Риски вы сможете посмотреть на слайде.
Для определения у детей дошкольного возраста уровней развития интеллектуальных способностей, мною была проведена предварительная диагностика на основе методики Л.А. Венгера. Результаты вы видите на слайде
Результаты предварительной диагностики дошкольников показали, что высокий уровень продемонстрировали 2% воспитанников, Средний уровень – 15%; Низкий – 83%;
Проанализировав результаты диагностики и моих педагогических наблюдений, я убедилась в том, что данную технологию я выбрала не зря, так как результаты диагностирования были недостаточно высокими.
Моя задача состоит в том, чтобы посредством «кроссенсов» развивать интеллектуальные способности старших дошкольников. Понимая, что работа по технологии «кроссенс» трудна, но интересна – передо мной встал вопрос – как подготовить детей к разгадыванию «кроссенса»?
В работе с детьми по развитию интеллектуальных способностей я использую ребусы, кроссворды, «кроссенсы», которые были разработаны и апробированы мною на практике. Я создаю разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, от простого к более сложному.
В работе со своими детьми начала применять апробируемые мною варианты, используя следующие методы и приемы:
- Ассоциативный куст
- Прогнозирование с помощью открытых вопросов
- Логические цепочки
- Неполный и полные «кроссенсы» (4,6, 9 картинов)
Приём ассоциативный куст. Один из основных приёмов работы с информацией – ассоциативный куст. Предлагала детям картинку с ключевым словом темы на центральном квадрате, дети подбирали на картинках вокруг него все возможные ассоциации.
Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов».
Выбирается детское произведение. Показываю книгу детям и задаю вопрос «Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе?», «О ком или о чём пойдёт речь в рассказе?» Читая произведение, во время каждой остановки спрашиваем у детей: «Как вы думаете, что будет дальше?», «Почему вы так думаете?» Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать. Чем больше ребенок беседует, спорит, доказывает свою точку зрения, тем более развитой становится его речь. Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, объясняет, почему он думает именно так. Вопросы, которые стимулировали креативное мышление детей, умение выполнять анализ, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать собственную позицию по отношению к информации.
Логические цепочки – следующий приём, который способствует усвоению логики составления рассказа. Это путь от вопроса к решению, выраженный в кодированном виде посредством соединенных между собой звеньев.
Полные и Неполные кроссенсы Есть в группе дети, которым ещё трудно даются «кроссенсы» с 9 квадратами, поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенсы с полем из двух, а затем – из четырех квадратов. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой. Применение методов и приемов «кроссенс» технологии позволяет создать ситуацию успеха.
Чтобы детям было интересно работать с «кроссенсами», применяю такие формы как:
1.Индивидуальная работа.
2.Совместная деятельность с детьми.
3.Игровые ситуации, просмотр презентаций, беседы.
Все представленные формы работы способствуют развитию самостоятельности в добывании нового знания – одного из важнейших результатов работы.
Технологию кроссенс применяю при проведении образовательной деятельности:
-при формулировке темы и цели образовательной деяельности.
-при мотивации
-при изучении нового материала
-для закрепления и обобщения изученного материала
-при рефлексии
В режимных моментах, дети самостоятельно разгадывают «кроссенсы» и составляют ассоциативную цепочку из картинок. Так же дети могут составить «кроссенс» самостоятельно из предложенных картинок, символов. Такие творческие задания, повышают, интеллектуальные способности, развивают критическое мышление, воображение. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.
С целью повысить психолого – педагогическую компетентность родителей в области новой технологии, широко использую свой сайт. Разместила сайте информацию для родителей «Что такое «кроссенсы?», в которой были продемонстрированы формы и приёмы работы с «кроссенсами». Создала копилку дидактических игр по развитию интеллектуальных способностей детей с использованием кроссенсов, ребусов, головоломок.
Для повышения интереса родителей к инновационной технологии «Кроссенсы», планирую через организацию активных форм взаимодействия:
- защита детско-родительских проектов с использованием кроссенса.
- участие в олимпиадах, фестивалях, конкурсах направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.
- организовать конкурс «Придумай кроссенс»
- провести совместно с детьми и родителями «Брейн-Ринг»
После проделанной мной работы была проведена промежуточная диагностика.
Подводя итог, можно сделать вывод, что главными результатами по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников является то, что дети могут:
Достигнутые результаты:
- овладели методами и приемами технологии «кроссенс» в образовательной деятельности.
- дети научились самостоятельно составлять «кроссенсы», и анализировать ацициативную цепочку из картинок и символов.
- умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения, при рассматривании «кроссенсов», устанавливать причинно-следственные связи.
- у детей развит интерес к «кроссенсам», умеют находить ассициативную связь между картинками, символами, делать выводы, умозаключение в совместной и самостоятельной деятельности.
- проделанной мной работы была проведена промежуточная диагностика. Могу уверенно сказать, что использование всех приемов, средств и методов «кроссенса» привело к положительной динамике по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников. Проводимая систематическая работа с кроссенсами повысила эффективность работы и дала возможность добиться положительных результатов. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни.
Результаты первого диагностирования и промежуточной диагностики вы можете посмотреть на слайде.
В заключении хочется отметить, что инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Таким образом, используя в своей деятельности «кроссенсы», я поняла, что это уникальный и простой метод запоминания информации и положительно влияют на развитие интеллектуальных способностей у детей старшего возраста.
Хочу сказать что работа педагогов дошкольного образования в этом направлении очень актуальна и достойна внимания.
В заключении хотелось бы сказать такие слова:
КРОССЕНС – это ценный клад.
С ним работать каждый рад!
Кроссенсы всем интересны,
А дошкольникам полезны!
Приложения:
- file0.docx.. 37,5 КБ
Опубликовано: 17.11.2022
Обновлено: 14.05.2023
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи не перестает быть актуальной и значимой. На сегодняшний день ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление редкое.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Я, предлагаю вам разгадать кроссворд.
Начнем, первый вопрос:
- К – Графический знак, символ используемый при письменности (Буква)
- Р – Предметная, сюжетная, ролевая, что это? (Игра).
- О – передача информации в устной форме, от одного человека другому (общение)
- С – Этот документ содержит: название, тему, цель, задачи, оборудование, ход и т.д. что это? (Конспект)
- С – оценка уровня квалификации педагогического работника (Аттестация)
- Е – Средство общения (Речь).
- Н – форма организации обучения детей, осуществляемая под руководством педагога в точно установленное время? (Занятие)
- С – группа людей живущих вместе родственников: муж, жена, дети? (Семья)
Из этого следует, что тема моего мастер-класса: “Технология Кроссенс, как средство развития речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста”.
Несомненно, речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, а при нарушениях речевой функции возникают проблемы в речевом общении. Актуальным становится содержание логопедических занятий.
Как не дать устать или заскучать ребенку от полезного, но трудного занятия? Как рутинные задания по обогащению активного словаря сделать увлекательными? Как сформировать позитивное отношение к окружающему миру на основе речевого общения? Ответы на эти вопросы мы будем искать в технологии “Кроссенс”.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста с ТНР через применение технологии Кроссенс.
Данная технология разработана нашими соотечественниками: Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Сергей Федин – Кандидат физико-математических наук. Член Союза литераторов России. Владимиром Бусленко – ученый, доктор наук, философ и художник. Автор, печатных работ в области моделирования систем ЭВМ. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале “Наука и жизнь”.
Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратов с картинками. Картинки размещены в ячейки, в центре таблицы квадрат со знаком вопроса.
Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в центральном квадрате
Задача детей – объяснить Кроссенс посредством взаимосвязи изображений. Связи могут быть как поверхностные, так и глубинные. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.
Кроссенс можно “читать” несколькими способами:
В первом варианте двигаться необходимо только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая по типу “улитки”. Во втором случае устанавливается связь всех картинок с центральной. Третий способ чтения Кроссенсов, самый сложный.
Эта технология заинтересовала меня, но, к сожалению, информации о нем практически нет. Это дало толчок саморазвитию, к развитию своих творческих способностей и поиску решений.
Технологию Кроссенс в своей работе, я начала применять в работе с детьми 5-6 лет, с адаптированных ее вариантов. На начальном этапе применения данной технологии, возможно составление Кроссенса из 2 – 4 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений. Затем количество картинок увеличивается, и постепенно дети переходят непосредственно к решению из 9 ячеек.
Для удобства работы Кроссенсамми, я использую прозрачную папку-уголок, на которой в центре имеется липучка со знаком вопроса. Разгадав Кроссенс, ребенок может себя проверить самостоятельно, убрав знак вопроса.
Уважаемая фокус – группа я, предлагаю вам, познакомиться с кроссенсами поближе. Ваша задача – найти связи между картинками, и затем назвать ключевую картинку, спрятанную в центре. Гостям моего мастер-класса, предлагаю обратиться к кроссенсу на экране. Как я уже говорила, на начальном этапе мы выполняем простые задания, назовите связь между 2 предметами.
Что общее у Почтальона Печкина и кенгуру?
Что общее у Почтальона Печкина и кенгуру?
Следующий вариант состоит из 4-х картинок. Скажите что общего у этих картинок?
Кто догадался, какая картинка спряталась за знаком вопроса? (Участники рассказывают и объясняют взаимосвязи картинок)
Какая картинка спряталась за знаком вопроса?
Фокус-группа, я вижу, что вы уже готовы, проговорите взаимосвязь картинок и дайте ответ: какая картинка прячется за знаком вопроса. Отлично, все справились с заданием. А мы продолжаем, теперь я вам даю минуту для подготовки работы в паре, предлагаю каждой паре выбрать один из имеющихся кроссенсов, для составления логически связного рассказа.
Составьте логически связный рассказ по картинкам
Логопед может составить кроссенс сам, а может предложить составить его детям. Создание детьми собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей. Нужно заранее подобрать необходимые картинки, а детям нужно составить связи и дополнить Кроссенс выбранными картинками.
Работая над речевым развитием ребенка-дошкольника технология Кроссенс мне помогает:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- развивать логику и образное мышление;
- учить детей связно мыслить, составлять рассказы.
В своей практике я использую Кроссенс:
- при формулировке темы занятия;
- при изучении нового материала, как мотивация;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на занятии, как рефлексия;
- в индивидуальной работе;
- как творческая совместная работа родителей с детьми;
- НОД можно полностью построить в форме Кроссенса, то есть элементы Кроссенса могут представлять собой его структуру.
Данная технология приемлема для использования в работе логопеда, дефектолога, психолога, музыкального руководителя, инструктора физической культуры.
В заключении хочется отметить, что инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Сейчас я хочу поблагодарить участников фокус-группы за активность! Благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!
“Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
– Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
– Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
– Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
– Что это вы всё спорите?
– Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
– В вас обоих есть польза, – уверенно ответил Разум.
– Без кого же из нас человек не может обойтись?
– Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
– Может ли торговец обойтись без логики?
– Эээ. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. – Но как, же жить? Опираясь на ЛОГИКУ или на ИНТУИЦИЮ?
– Опираясь на РАЗУМ. “
А в вашей работе что важнее всего, коллеги? ЛОГИКА важна не в меньшей степени как и ИНТУИЦИЯ и РАЗУМ? Ведь новые федеральные стандарты требует включать и логику и разум и интуицию
Данную технологию можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.
Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.
Слайд 3 Составляется таблица из 9 клеток
Слай 4 АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:
1. Определяем тему
2. Выделяем 9 элементов (картинок)
3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность
4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате
5. Подобрать изображения
Читать кроссенс можно одним из следующих способов: слайд 5,6 (Тематика ПУШКИН А. С.)
слайд 7,8 начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе; (тематика цифра 7)
слайд 9,10 обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5. (Тематика буква “О”)
слайд 11 был представлен педагогам по теме ФГОС.
На каждую группу участников были представлены картинки и схема сборки кроссенса и алгоритм составления.
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК
Перезвоните мне
Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса.
Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей
Что такое КРОССЕНС?
КРОССЕНС – ассоциативная головоломка нового поколения.
Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса.
Кроссенс представляет собой серию картинок, символов, каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат.
Из истории……
Варианты КРОССЕНСОВ
1
2
3
Технология КРОССЕНС позволяет:
-упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
– учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
– развивать зрительное восприятие;
– учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
– учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
– учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
– развивать образное мышление;
– учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
– развивать смекалку, тренировать внимание;
Решить кроссенс – это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате.
Варианты КРОССЕНСОВ
1
2
3
1
2
Задание: выбери любую картинки, направление в котором ты будешь двигаться. И соединяя картинки красивыми предложениями у тебя получится рассказ про детский сад.
2. Направление технологии развивающего обучения в развитии интеллектуальных способностей.
3.1. Характеристики возрастных особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
3.2. Классификация интеллектуальных способностей.
4. Список литературы.
В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения. Задача технологии развивающего обучения дошкольников была актуальна во все времена, однако на современном этапе данный вопрос приобрел особую значимость в свете обозначенной направленности на формирование общей культуры, а также развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности дошкольников в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Как показывают психолого-педагогические наблюдения и исследования, в принципе любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей психических процессов, личности. Если психическое развитие в принципе может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. Действительно, в общетеоретическом плане дело обстоит именно таким образом, и любое обучение и воспитание можно назвать “развивающим”. Но все проблемы заключаются в том, чтό конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека.
Основоположником развивающего обучения, по праву считается И.Г.Песталоцци. Он считал, что основной целью развивающего обучения является умственное развитие ребенка:
– это возбуждение ума детей к активной деятельности
– это развитие познавательных способностей
– выработка у детей умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий.
Недооценка периода дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности является неоправданной, поскольку как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для интеллектуального развития детей, а возраст 5-7 лет особо важен в плане развития способности к логическому мышлению и осмыслению причинно – следственных связей. Наиболее сензитивным периодом развития интеллектуальных способностей личности является время дошкольного детства.
В теории дошкольной педагогики сложилось несколько направлений изучения вопроса интеллектуального развития личности дошкольника: способы теоретического, категориального мышления детей (И.Б. Котова, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и другие), методы активизации познавательного развития детей (Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Н.Н. Поддьяков), методы и формы развития интеллектуальных умений детей (А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, А.З. Зак, А.М. Матюшкин, В.А. Сластенин).
Развитие логического, творческого мышления и познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ.
Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
– умение выделять существенные признаки из второстепенных,
– умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,
– устанавливать причинно-следственные связи,
– развивать нестандартность, креативность мышления.
Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников.
Новизна заключается в том, что метод кроссенса впервые применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель использования кроссенса в практике: создание условий для максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Направление технологии развивающего обучения в развитии интеллектуальных способностей.
Модернизация системы дошкольного образования, его целей и задач содействует развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников. На необходимость реализации данного направления указывает и ФГОС дошкольного образования, предъявляющий высокие требования к развивающей специфике содержания образования, а также к педагогическим технологиям и методам, призванным стимулировать интеллектуально – познавательный потенциал дошкольников.
Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. По мнению Л.С. Выготского принцип обучения должен осуществляться на высоком уровне трудностей, от трудного к еще более трудному, от абстрактного к еще более конкретному, т.е. обучение должно быть ориентировано не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В связи с этим возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и дошкольников на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности дошкольников. Технологии развивающего обучения позволяют воспитателю посмотреть на идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. На первый план выдвигается становление ребенка как субъекта разнообразных видов человеческой деятельности. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Своеобразие процесса развития интеллектуальных способностей заключается в том, что это полимотивированная деятельность, которая одновременно отвечает внутренним познавательным и внешним социальным мотивам деятельности ребенка – субъекта. В связи с этим организацию процесса развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет необходимо вести не только лишь в зоне ближайшего развития с опорой на достигнутый, актуальный уровень сформированности интеллектуальных способностей, а пытаться приподнять завесу зону более отдаленного развития, благодаря чему и происходит саморазвитие интеллектуально-творческой деятельности ребенка.
3.1. Характеристики возрастных особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Освещение данного направления начинается с характеристики возрастных особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Изучение и анализ психолого – физиологической и педагогической литературы, а также опыт работы с детьми данного возраста позволили определить следующие особенности интеллектуального развития детей 5 – 7 лет:
– опосредованность установления некоторых отношений между предметами, основанная на обобщении своего прежнего опыта;
– наметившийся процесс упорядочивания информации (имеющейся и поступающей), протекающий на основе совершенствования психических процессов;
– растущая результативность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению, к плавному восприятию предметов и явлений, к целенаправленному решению познавательных и практических задач;
– период развития знакового опосредования;
– возросшая познавательная активность: направленный стойкий интерес к отдельному объекту или явлению, стремление к получению знаний;
– полное овладение системой родного языка;
– проявление дифференцированного отбора языковых средств в высказываниях в зависимости от ситуации и участников общения;
– появление и дальнейшее совершенствование внеситуативно – познавательной формы общения со взрослыми и сверстниками;
– элементы самостоятельности в интеллектуально – игровой деятельности;
– возникновение мотива демонстрации своих знаний, осведомленности;
– установление причинно – следственных связей.
3.2. Классификация интеллектуальных способностей
Неоднозначность подхода многих исследователей к структуре и видам интеллектуальных способностей привело к необходимости четкой структуризации и классификации интеллектуальных способностей:
мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование);
решение элементарных интеллектуальных задач;
оперативная память (способность запоминания и воспроизведения информации: конкретной, символической, семантической, поведенческой);
символическое опосредование (отношение одного понятия к другому, познаваемое через третье);
гибкость мыслительных действий;
креативность (творческое воображение);
система когнитивных параметров;
логические операции (логическое оперирование в вербальном плане; относительность понятий; выделение логических отношений между понятиями).
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному.
Естественно, дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем – из четырех квадратиков. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группой.
– сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, малышам трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;
– направление решения кроссенса: кроссенс можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).
Способы чтения кроссенса:
Алгоритм создания кроссенса для дошкольников:
1. Определение тематики, общей идеи.
2. Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.
3. Нахождение связей между элементами, определение
4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:
конкретность образов – чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;
всеобщность – чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;
полнота решения — все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;
краткость — нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;
красота решения — тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.
Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми:
• на стадии определения темы образовательной деятельности;
• для определения и постановки проблемы;
• для закрепления материала;
• как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений);
• как творческая совместная работа родителей с детьми.
– упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
– учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
– развивать зрительное восприятие;
– учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
– учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
– учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
– развивать образное мышление;
– учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
– развивать смекалку, тренировать внимание.
Предполагаемый результат применения технологии:
– сформированность у детей обобщений, ассоциативных связей, соответствующих возрасту;
– сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно – падежные конструкции;
– коррекция лексико – грамматического строя речи, автоматизация поставленных звуков в свободной речи детей;
– сформированность мелкой моторики, зрительно – пространственных ориентировок, соответствующих возрасту детей;
– выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.
Кроссенс – хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.
4. Яфаева В.Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программ – руководство. Уфа: БИРО. – 65 с.
5. Забордина Н.А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014. № 11 – 63-67 с.
6. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 2012 – 217с.
7. Москвина Т.В. Психолого – педагогические основы проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2015. № 1-85-89 с.
8. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Академия, 2013 -329 с.
Цель: формировать умения детей анализировать, вычленять части, объединять в пары; упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.
Педагог предлагает детям отгадать время года и объяснить свое решение.
1-2 – дождевые тучи закрывают солнышко – идет дождь.
2-3 – Люди гуляют с зонтами в парке или лесу.
З-4 – в лесу растут грибы – люди собирают грибы в лесу.
Решение кроссенса: время года – осень.
Цель: Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия.
1-2 – трава зеленая, как арбуз, а он еще и круглый, как мяч.
2-3 – мячом можно играть в воде.
3-6 – в воде можно поставить ворота(водное поло).
6-9 – у бабушки в руках клюка (клюшка), ворота есть в хоккее.
9-8 – в хоккей играют на льду.
Читайте также:
- План уроков по английскому языку 7 класс биболетова
- Как образуются социальные нормы кратко
- Применение абис при инвентаризации фондов школьных библиотек и ибц проект
- Какие явления мы наблюдаем в современном музыкальном искусстве кратко
- В чем суть идентификации опасностей обж кратко