Как составить кроссенс по литературе

Мастер-класс

«Кроссенс как инновационный прием обучения школьников на уроках русского языка и литературы». (слайд 1)

   Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри! Я, Деревянко Светлана Сергеевна, работаю учителем русского языка и литературы в школе в течение 5 лет. На своем мастер-классе хочу представить Вашему вниманию часто используемый мною приём, который может быть применен на любом уроке. Возможно, кто-то из Вас возьмет его себе на заметку. Бернард Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

    Посмотрите на экран. Что общего между представленными здесь картинками? Что нужно, чтобы разобраться в них? (слайд 2)

 16_Detskiy_Krossvord-klassicheskiy.jpgSUDOKU.jpggkM6wKW9o1m6i50n_KycW0PaLYqyuaZv5F1JRlZq7lk_U003d-1562370403232.jpg

   Чтобы их разгадать, нужно размышлять, строить логические цепочки, включить своё творческое воображение.

   Благодаря ассоциациям и нашему мышлению мы можем ответить на многие вопросы, взглянув на привычные вещи с другой стороны. В профессии учителя это ценно, потому что каждым словом, каждым делом мы должны учить и вопитывать наших детей. А так как они живут в мире современных технологий, то все знания, которые мы им преподносим, тоже должны подаваться современно, креативно, интересно.

   Сегодня я хочу познакомить вас с приёмом, который будет учить детей творить и развивать их креативное мышление. Его название вы сможете сказать, разгадав ребус (слайд 3)

1.Что же такое кроссенс?

   Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. (слайд 4)

   Этот прием был разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом “кроссворд”, которое в переводе с английского означает “пересечение слов”. Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале “Наука и жизнь”. (слайд 5)

   Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из 8-9 картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». (слайд 6)

    Изображения расставлены таким образом, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. (слайд 7) Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.

2.Как решать кроссенс?

   Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

   Центральным в кроссенсе является квадрат под номеров 5. (слайд 8)

   Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, – это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку — кто или что изображено на каждой картинке, и задание — найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу. (слайд 9)

3.Существует  3 способа чтения кроссенса. (слайд 10)

  1 кроссенс нужно читать с первого квадрата. Дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате.

   Во втором варианте кроссенс можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями.

   И 3 способ чтения – можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

4.При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом: (слайд 11)

1.Определить тематику, общую идею.

2.Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме или идее.

3.Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

4.Выделить отличительные черты каждого элемента.

5.Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

6.Заменить прямые образы символическими.

7.Построить ассоциативную связь между образами.

8.Кроссенс готов.

5.Как вы думаете, на каких этапах урока можно использовать кроссенс? (слайд 12)

1.Проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной схемы).

2.Формулировка темы урока, постановски цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать). На проведенном мной уроке на этом этапе и был представлен кроссенс учащимся, когда они нашли связь между изображениями и определили тему урока.

3.Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах).

4.Обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появились в ходе урока на разных этапах, обучающиеся по ним обобщают материал и делают вывод).

5.Организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).

6.Творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде). Кроссенс учащегося полезнее, чем составленный учителем, потому что отражает глубину понимания обучающимся темы.

Вот примеры кроссенсов, кторые можно использовать на уроке русского языка (слайд 13).

А вот на уроке литературы (слайды 14-15).

   Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между предметами? Что это? (Зубная щетка и зубы. Корень –зуб-.) (слайд 16)

-А что общего может быть между ёжиком и Кощеем Бессмертным? (Игла) (слайд 17)

   А вот более сложный пример: что общего между Николаем Васильевичем Гоголем и мопсом? Приходит что-то в голову?… Пушкин, восхищавшийся произведениями Гоголя, подарил ему мопса. Когда собака умерла, писатель очень горевал, ведь ближе этого мопса у него никого не было. Вот такая между ними связь. (слайд 18)

   А теперь, перейдем к практике. Сейчас я попрошу вас объединиться в группы. Вам нужно составить кроссенс из готовых картинок, определить тему и объяснить его.         

   А пока коллеги работают в группах, предлагаю решить следующие кроссенсы и определить, на какие темы они составлены (слайды 19-28).

А теперь очень сложный кроссенс.

Вот что у нас получилось:

1 – «Улыбка» – результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

8–собака – друг человека.

9 – у человека тоже есть друг.

-О чем же идет речь? (о дружбе)

   Спасибо за ваши ответы, все молодцы. А теперь, возьмите, пожалуйста, листочки, на которых мы сейчас составим синквейн по теме мастер-класса. Синквейн состоит из пяти строчек, на первой мы пишем тему нашего мастер-класса Кроссенс. (слайд 29)

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Прошу вас зачитать, у кого что получилось. Благодарю Вас за работу.

А вот мой кроссенс (слайд 30):

Кроссенс

Эффективный, интересный

Развивает, интригует, формирует

Помогает строить логические цепочки.

Головоломка

6.Подведение итогов.

То есть кроссенсы учат (слайд 31):

– думать;

– творить;

– высказывать свою точку зрения;

– обрабатывать информацию.

развивают:

– зрительную память;

– связную речь;

– коммуникативные способности;

– навыки работы с источниками информации.

повышают:

– мотивацию;

– самооценку.

   Уважаемые коллеги, ФГОС требует от учителя научить своих учеников самостоятельно добывать знания, но как же этого добиться? Конечно, благодаря использованию разнообразных приемов, технологий, методов. Кроссенс как методический прием помогает в этом. Работа с ним способствует развитию логического и ассоциативного мышления, проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения.

  Кроссенс – это универсальный приём, который можно использовать на любом уроке в начальной школе и старших классах, на классном часе, во внеурочной деятельности. Он позволяет на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей. А составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие!

   А закончить своё выступление мне хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». (слайд 32) Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Спасибо за внимание, и как гласит кроссенс: «Будьте счастливы!» (слайд 33)

   Если у Вас есть вопросы, я готова на них ответить.

Метод «Кроссенс» на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы встречает всё больше технологий, которые позволяют сделать учебный процесс интересным для учащихся.

Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией.

Метод развивающей технологии «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Слово “кроссенс” означает “пересечение смыслов” и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача – объяснить кроссенс, сотавив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперёд и заканчивать на центральном пятом квадрате. Таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с другой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора. Он может быть связан со всеми изображениями в кроссенсе.

Применение кроссенса

Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

– проверка домашнего задания ( с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

– формулировка темы урока, постановка цели урока ( найдите связь между изображениями и определите тему урока);

– раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);

– обобщение материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);

– организация групповой работы ( составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

– творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

– построение структуры урока ( девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).

Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, картами, диаграммами.

Такой прием позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную тему, на второй – решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени – находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на червёртой – определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой – создают свой кроссенс.

Можно убрать элементы из кроссенса и предложить учащимся самим решить, что должно быть в 5 квадрате.

Конечно, не у всех учащихся получится составить самостоятельно кроссенс с первого раза, особенно, если у ребёнка слабо развито логическое мышление, если возникают трудности понимания причинно – следственных связей понятия и образа или ассоциации с ним. Но, несмотря на это, даже слабые ребята с удовольствием включаются в работу.

Пример кроссенса «слабого» учащегося.

Работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимися изучаемой темы. Его применение на уроках способствует:

развитию логического, образного, ассоциативного мышления, воображения;

проявлению креативности;

развитию коммуникативных и регулятивных умений;

формированию навыков работы с информацией;

повышению интереса к предмету.

Таким образом, кроссенс – методический приём, который позволяет на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

Предлагаю с помощью кроссенса определить тему нашей сегодняшней совместной работы. Кроссенс – это один из активных приемов, которые можно использовать на уроках литературы. Кроссенс – (от англ. cross sense) – «пересечение смыслов», «крестосмыслица». Есть правила прочтения кроссенса. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Читать кроссенс нужно сверху направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вниз и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».

Слайд

Итак, слово этого кроссенса – ЧТЕНИЕ.

Тема мастер-класса – Приемы формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературы в условиях реализации ФГОС.

Чтение – основной вид учебной деятельности в школе. У обучающихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Это качество формируется на всех предметах (является метапредметным).

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Цель современного образования заключается в формировании функционально грамотного человека.

Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую, естественно-научную, компьютерную, юридическую, экономическую, экологическую грамотность.

Однако именно читательская грамотность является центром функциональной грамотности.

Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

В процессе работы с текстом у ребенка формируется 3 группы умений:

Группа 1. Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2. Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3. Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Следует отметить, что уроки литературы предполагают несколько иную работу с текстом, что обусловлено особенностями художественных текстов.

Каковы задачи учебного предмета Литература, прописанные во ФГОС?

Литература. Родная литература

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  2. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Таким образом, уроки литературы играют особую роль в формировании личности ребенка. Это уроки, которые не только знакомят с произведениями литературы, но и формируют характер, воспитывают нравственность, эмоции. Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий. Литературу почти невозможно изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это явление искусства.

Тема мастер-класса – Приемы формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературы.

Что означает понятие КОМПЕТЕНТНОСТЬ?

Предлагаю составить ассоциативный ряд к этому слову (запись на доске)

(знание, понимание, умение, владение)

Таким образом, сегодня мы поговорим о таких приемах работы с текстом на уроках литературы, которые позволят дать детям знания, научат понимать текст, соотносить идеи произведения с проблемами современной жизни, умение общаться с книгой, как с живым человеком, исключительно для себя, а не выполняя чьи-то требования.

Именно это умение – быть вдумчивым, критичным, выражать свою точку зрения – развито у грамотного читателя.

Книга не заключена в себе, в эпохе, в этапе… Она принципиально разомкнута. Всеми страницами открыта живой душе и современна каждой эпохе и каждому в ней. Поэтому на художественное произведение необходимо и возможно взглянуть ещё как на арсенал нравственных идей, созвучных времени. Книга тогда – не просто объект изучения, а источник, откуда мы черпаем эти идеи.

Ещё одна особенность художественного текста – в эмоциональной составляющей, необходимой для понимания смысла. Это качество – эмоциональное восприятие текста- также необходимо формировать на уроках.

Уровень развития у ребят в классе разный. Поэтому перед учителем стоит еще одна непростая задача: найти такие способы организации работы, такой «язык урока», чтобы каждый ребенок чувствовал свою значимость в обсуждении прочитанного материала.

Итак, новые подходы в преподавании литературы основаны на следующих принципах:

1. Мотивация.

Создание атмосферы взаимной заинтересованности: ученика – в постижении нового, учителя – в успехе ученика.

2. Творчество.

Учить образному видению и логическому осмыслению виденного.

3. Переживание.

Учить пониманию себя и других, осознавать свое место среди людей.

4. Диффренциация.

Создание условий для развития каждого ребенка.

5. Интеграция.

Осуществлять связь с другими предметами: история, обществознание, МХК, музыкой и др.

6. Сотрудничество.

Умение быть интересным собеседником для ребят, уметь помочь им, понять.

Предлагаю отметить суждения, с которыми вы согласны. (Распечатка).

Предлагаю отметить суждения, которые вызывают сомнение.

  1. Читатель – это член общества книголюбов.
  2. Читатель отождествляет себя с героем или с героиней литературного произведения.
  3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
  4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
  5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой.
  6. Читатель должен быть начинающим автором.
  7. У читателя должно быть развито воображение.
  8. Читателю необходима память.
  9. У читателя должен быть богатый лексикон.
  10. Читатель не может быть чужд искусству.
  11. Работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка.
  12. На уроках литературы можно применять такие же приемы работы с текстом, как на других уроках.
  13. На уроках литературы изучаются только художественные тексты.
  14. Приемы технологии «критическое мышление» на уроках литературы использовать нецелесообразно.
  15. В основе изучения литературного текста лежит эмоциональное восприятие.
  16. В основе изучения литературного текста лежит понимание лексического материала.
  17. В основе изучения литературного текста лежит понимание фактологического материала.

Обсуждение работы.

  1. Для чего используется этот прием? Для создания проблемной ситуации.
  2. В центре нашего внимания – приемы формирования читательской компетентности на уроках литературы.
  3. Весь процесс чтения, знакомства с произведением можно разбить на 4 этапа (стадии).

Практикум (в течение всего мастер-класса)

У вас на столах лежат листы «Приемы работы с текстом» Предлагаю в ходе моего представления этих методов распределить их в таблице по этапам работы.

I этап – Мотивация. (Первичное знакомство с текстом)

Цель: вызвать интерес учащихся к произведению, изучаемому материалу.

Перед чтением текста необходимо провести подготовительную работу. Эта работа способствует мотивации и открывает привлекательность и ясность произведения, так как главный вопрос, который задают ребята: «Зачем мне это нужно читать? Что лично для себя я найду в этом произведении?».

Приемы, которые можно использовать при первичном знакомстве с текстом.

Чтение заголовка, прогноз содержания.

Обратить внимание на фамилию автора. О чем он писал? Какие его произведения известны?

Одним из условий успешной организации деятельности на этом этапе является обеспечение свободы выбора материала для обсуждения. Этому способствует использование следующих приемов.

Прием «чистый лист».

За две недели до начала изучения произведения повесить в уголок чистый лист, предложив учащимся обозначить вопросы, проблемы, которые хотелось бы обсудить. Вопросы можно задавать автору, герою, друг другу, учителю. В заполнении чистого листа может принять участие и учитель.

Перед обсуждением комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова (но после прочтения) учащиеся задали такие вопросы (См. слайд)

На основе анализа этих вопросов учитель строит систему уроков по изучению произведения.

Если этот прием не сработает (учащиеся не прочли книгу, не поняли её содержания), можно использовать такую форму урока, как «Бенефис книги», где учитель сам представит основные достоинства произведения, поделится с учениками чувствами, мыслями, возникшими входе чтения. Задача – заинтересовать учащихся в чтении.

Анкетирование учащихся, сочинение-миниатюра «Моя первая встреча с книгой, произведением, героем» помогут обозначить круг вопросов для обсуждения на уроке.

Вызывает интерес учащихся к произведению организация работы по ключевым словам. Учитель предлагает ребятам, используя ключевые слова (взятые из произведения), составить рассказ, спрогнозировать, о чем данное произведение. Этот прием способствует формированию творческой активности учащихся, развитию речевых навыков. Пример использования этого приема на уроке внеклассного чтения по рассказу К.Г.Паустовского «Снег» (См.слайд)

Следующее условие организации деятельности на I этапе знакомства с произведением – погружение в атмосферу эпохи. Для этого необходимо создавать зрительный, звуковой фон данного времени. Можно организовать конкурс поисковых групп «Что я знаю об эпохе?» Возможные группы: искусствоведы, социолог, биографы, литературные критики, современники, литературоведы.

II этап – Нахождение и извлечение информации

Без чего не бывает понимания текста?

Без внимания к слову. Какие слова нуждаются во внимании читателя?

Слайд: Слова-незнакомцы, слова-ключики, слова-образы.

Эта работа, кроме того, что объясняет смысл текста, имеет мотивационное значение. Детям всегда интересны какие-то новые сведения. Нужно поддерживать этот интерес, удивлять детей.

Ромашка (Блума) из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый вид вопросов:

  1. Простые вопросы (Где происходит действие рассказа? Кто главный герой? и т.д)
  2. Уточняющие вопросы (То есть, ты говоришь, что Герасим не умел говорить и не слышал? Если я правильно понял, барыня не приказывала убить собачку? )
  3. Вопросы- интерпретации (Почему Герасим утопил Муму? Почему Герасим ушёл от барыни?)
  4. Оценивающие вопросы (Какое чувство вызвал у вас поступок Герасима? )
  5. Творческие вопросы (Что изменилось бы, если бы Герасим не утопил Муму? Что будет, если Герасим не уйдёт от барыни?)
  6. Практические вопросы. (Как бы вы поступили на месте героя рассказа? Где в нашей жизни можно наблюдать похожую ситуацию?)

III этап – стадия осмысления материала

Происходит более глубокое знакомство с текстом, его чтение.

Следует отметить особенности осмысления художественного текста. В основе понимания литературного текста лежит вычитывание информации различного типа. В художественном тексте есть фактуальная информация (описание героев, событий, места, времени действия, движения сюжета, рассуждения автора); подтекстовая информация (не выражена напрямую в словах, содержится в средствах выразительности); концептуальная информация (система взглядов, мыслей и чувств автора).

В процессе изучения произведения необходимо активизировать внимание учащихся, развивать их логическое мышление, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения.

На данном этапе решить поставленные задачи можно, используя следующие приемы:

Прием «Лесенка героев». Учащиеся распределяют на ступеньках лесенки героев в порядке убывания их значимости в произведении. Например, героев пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» ученики 9 класса расположили по-разному (См.слайд)

Учащиеся обосновывают такое расположение героев на «лесенке». Эта работа позволит актуализировать видение ребятами образной системы произведения, наметить дальнейшие пути его анализа.

Обратить внимание учащихся на проблемы, поставленные в тексте помогут экспресс-дебаты. Две группы учащихся (или два ученика) высказывают различные точки зрения на вопрос, возникший при чтении произведения. «Как жить? Чувствами или по расчету? (по роману Гончарова «Обыкновенная история»), «На дне» – устаревшая пьеса» (по произведению Горького), «Раскольников не заслуживает оправдания» (по роману Достоевского «Преступление и наказание») – эти темы позволяют прямо на уроке, опираясь на тексты произведений, обозначить различные взгляды, вызвать полемику, приблизиться к истине.

Особой сложностью отличается работа по анализу художественных особенностей произведения. Привить учащимся навыки литературоведческой деятельности помогает использование такого вида работ, как ведение двухчастного дневника. Читая какой-либо текст (фрагмент, этюд), ребята выполняют задание: выписать отдельные слова, фразы, привлекшие их внимание. Попутно заполняется вторая часть «дневника», в которой отражаются те впечатления, ощущения, мысли, которые вызвал этот материал. Так формируется чутье читателя, воспитывается уважение к слову. (См.слайд)

Повышению мотивации обучения способствует такие нетрадиционные формы уроков, как ролевые игры. Чтобы сыграть определенную роль, ученик должен не только выстроить свою речь с точки зрения логики, но и наполнить ее конкретным текстовым или литературоведческим содержанием, материалом. Интересно проходят уроки-суды, где готовятся речи адвоката, прокурора, свидетелей. Перекрестные вопросы защиты и обвинения, сравнение присяжными позиций сторон – все эти элементы позволяют сделать урок ярким, запоминающимся. В 8 классе в процессе изучения повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, можно провести урок-суд над Пугачевым, в 9 классе – над Печориным (по «Герою нашего времени» М.Ю.Лермонтова); в 10 классе – над Раскольниковым (по «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского). Чтобы привлечь внимание ребят к позициям разных сторон, можно провести урок-митинг. При изучении разнообразных литературных направлений в литературе начала 20 века учащиеся готовят речи в защиту взглядов акмеистов, футуристов, символистов. Создаются группы поддержки, которые помогают создать атмосферу того времени, поддерживают своего лидера.

При изучении небольшого по объему текста (рассказа, сказки) или эпизода произведения можно использовать такой прием, как «чтение со стопами». Текст читаем с учащимися вместе, а в определенных местах учитель говорит: «Стоп!» – и ставит ребятам вопрос, активизирующий их мышление и творческие способности. Это вопросы типа «Зачем автор изображает это?», «Что будет дальше с героем?», «Почему именно так показывает автор героя?» и т.д.

IV этап – Оценка и применение

На этом этапе работы учащиеся размышляют о прочитанном, делают выводы об актуальности произведения, об уроках, которые можно извлечь из общения с текстом.

Учитель может обеспечить учащимся свободу тем и жанров письменных работ. Так, можно предложить учащимся такие жанры, как изложение эпизода – при выполнении этой работы (репродуктивный уровень) учащиеся показывают знание текста; анализ эпизода – выявляет умение анализировать текст, владение литературоведческими понятиями; сочинение разных жанров – это творческо-поисковая работа (аналитический уровень) с текстом; способность к личностной оценке произведения; к исследованию.

После прочтения произведения, знакомства с автором можно провести урок-пресс-конференцию, где в роли автора произведения выступит подготовленный ученик, а остальные ребята смогут задать ему вопросы, касающиеся как проблематики произведения, гак и биографии самого писателя (поэта).

Интересна еще одна форма творческой рефлексии – синквейн. Это стихотворение, которое пишется по определенным правилам. В первой строчке существительное, обозначающее явление, понятие, о котором ученик размышляет. Вторая строка – два прилагательных – определения этого понятия. Третья – три глагола, обозначающие действия данного явления (понятия). Четвертая – афоризм (строчка из с/х, песни), выражающей суть явления. Пятая – существительное – синоним первого слова. Схема синквейна такова:

Интересно бывает наблюдать, какие разные образы создают ребята в синквейнах на одну тему. Примеры синквейнов (с урока по теме: «Н.А.Некрасов. Личность поэта» в 7 классе):

Некрасов!

Думающий, страдающий

Сочувствует, переживает, обличает.

«Гражданином быть обязан».

Поэт.

Николай Некрасов!

Чуткий, отзывчивый.

Воспитывает, сочувствует, страдает.

«Раненое сердце».

Человек!

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны, посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»)

Одним из приёмов на этом этапе будет Приём «Эссе» – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» – когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

На всех этапах урока: Связь с живописью и музыкой

Ж.Ж.Руссо писал: «Чтобы язык ума сделался понятен, заставьте его проходить через сердце».

Иллюстрация – своего рода изобразительный комментарий литературного произведения, она зависима от художественного текста в отличие от живописного полотна. Иллюстрации способны обогатить литературное произведение, но могут и обеднить его, если ослабляют впечатление от него или дают ему другую трактовку. Они имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания детей.

Картина является самостоятельным произведением искусства. Сопоставляя картину и произведение писателя, ученик устанавливает их тематическую близость, отличает особенности изображения героев, интерьера, пейзажа, анализирует композицию и цветовой строй (колорит) полотна. Это в свою очередь ведет школьников к более глубокому проникновению в мир художественных образов писателя.

Музыка. Звучит спокойная лирическая мелодия – одному представилось море, другому – лес, третий погрузился в грезы любви, а кто-то просто наслаждается красотой звучания и покоем в душе… Все это действительно «трепет отзвучавшего» в нашем личном представлении, такой ценный для каждого из нас и такой разный. Но вместе с ним наше восприятие музыки в основе, глубине движения своего едино, так как подчинено авторскому и исполнительскому замыслу – «воле к звучанию».

Работа с музыкальными произведениями:

  1. Музыкальное произведение как иллюстрация.
  2. Ассоциативная связь литературного и музыкального произведений.
  3. Тема музыки в художественном произведении.
  4. Музыкально-литературные жанры: песня, романс.

Особо следует отметить эффективность применения в преподавании такой технологии, как формирование критического мышления. Очень интересный эффект эта технология дает в работе с биографическим материалом.

В течение всего урока действует механизм «ЗХУ»: «Знаю»-«Хочу узнать»-«Узнал».

Кроме того, в работе с текстами разного характера эффективным является применение таких приемов, как Фишбоун, Кластер, Ромашка Блума, Двухчастный дневник.

Данные подходы к изучению художественного текста имеют большой творческий потенциал, возможности для вариативного использования, для дальнейшего усовершенствования и развития, способствует профессиональному росту учителя и духовному развитию ребенка.

Критериями, по которым можно оценить эффективность, результативность данных методов обучения, можно считать следующие:

  • интерес ребенка к произведению, его желание не просто прочесть текст, а понять его;
  • способность ребенка взять из прочитанного для себя полезное и важное;
  • умение работать в группе, понимать и ценить другую точку зрения;
  • развитие у ребенка таких качеств личности, как эмпатия, рефлексия, толерантность.

Практическая работа

  1. Заполнение таблицы «Приемы работы с текстом». Обсуждение.
  2. Работа в группах.

Предлагаю для анализа стихотворение Н.Рыленкова «Все в тающей дымке…»

  • 1 группа предлагает возможные приемы для организации работы на этапе «Мотивация. Нахождение информации»
  • 2 группа – Приемы для организации работы на этапе «Осмысление»
  • 3 группа – Приемы для организации работы на этапе «Оценка. Применение».
  • Обсуждение работы. Представление группами своих проектов.

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

  • БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в
  • своей деятельности.
  • СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
  • БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
  • МИЗИНЕЦ – данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Презентация

Кроссенс – метод развивающей технологии на уроках русского языка и литературы.

Кроссенс –
метод
развивающей технологии
на уроках русского языка и литературы Сазанковой Татьяны Владимировны.
МАОУ СОШ №8

Как сделать так, чтобы образы, возникающие перед глазами учащихся, вызывали определенные знания детей и помогали в учебе и жизни?

Использование развивающего метода “кроссенс” способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности и коммуникации, повышению мотивации к изучению предмета, развивает наглядно-образное мышление, формирует навыки работы с информацией, способствует достижению планируемых результатов

Название “кроссенс” означает  “пересечение смыслов” и придумано по аналогии со словом “кроссворд”,  которое в переводе с английского означает “пересечение слов”

Авторы
писатель,
педагог и математик
Сергей Федин

доктор технических наук,
художник и философ
Владимир Бусленко

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Способы чтения кроссенса

«базовый» кроссенс
(связи между картинками поверхностные, задача ученика – объяснить кроссенс)
кроссенс
«высокого уровня»
(связи между картинками глубинные на основе замены прямых образов косвенными, символическими, за­дача ученика – разгадать кроссенс)

Формулировка темы урока, постановка цели
Творческое домашнее задание
Построение структуры
Раскрытие информационного блока темы
Организация групповой работы
Обобщение и закрепление материала
Проверка
домашнего задания
Как работает кроссенс учителя

Пример использования кроссенса на уроке русского языка
Тема: Общение устное и письменное (5 класс)

Тема урока в 5 классе:
О-Е после шипящих и Ц в окончании существительного
Пример использования кроссенса на уроке русского языка

Отражает глубину понимания темы
Способствует развитию образного и логического мышления
Повышает мотивацию
Развивает способность самовыражения
Повышает инициативность
Проявляют нестандартное мышление
Повышает уровень собственной эрудиции
Развивает креативность и воображение
Как работает кроссенс ученика

Разгадайте
русскую пословицу

e_wi2j Подготовила: Теляшова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Китовская СШ

e_wi2j

Подготовила:

Теляшова Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Китовская СШ

Игра «3 вопроса»

Игра «3 вопроса»

Молоко? Почему?

Молоко? Почему?

Кроссенс

  • Кроссенс

 Технология «Кроссенс»    Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

Технология «Кроссенс»

Кроссенсассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

1 2 3 8 9 4 4 7 5 6 7

1

2

3

8

9

4

4

7

5

6

7

 Алгоритм создания кроссенса :   Определить тематику, общую идею. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме или идее. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр). Выделить отличительные черты каждого элемента. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы. Замена прямых образов символическими. Построить ассоциативную связь между образами. Кроссенс готов.

Алгоритм создания кроссенса :

  • Определить тематику, общую идею.
  • Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме или идее.
  • Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
  • Выделить отличительные черты каждого элемента.
  • Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
  • Замена прямых образов символическими.
  • Построить ассоциативную связь между образами.
  • Кроссенс готов.

 Применение кроссенс на уроках литературы

Применение кроссенс на уроках литературы

Применение кроссенс на уроках русского языка фразеологизмы

Применение кроссенс на уроках русского языка

фразеологизмы

Л.Н.Толстой : «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Л.Н.Толстой : «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Добавить комментарий