Как составит кроссворд для школьников

Методические рекомендации

 “Как составить предметный кроссворд”

Почему учащимся важно учиться составлять кроссворды

Составление кроссвордов учащимися – одна из часто используемых форм работы с учебным материалом, которая позволяет эффективно решать многие дидактические задачи:
1) 
достижение личностных результатов учебной деятельности
а) развитие мотивации к изучению учебного предмета; 
б) использование для создания кроссворда личностно значимой информации; 
в) расширение кругозора.
2) 
достижение метапредметных результатов учебной деятельности
а) регулятивных умений (целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, оценка);
б) коммуникативных умений (сотрудничество с учителем, постановка вопросов); 
в) эффективных приёмов информационного поиска и оформления его результатов (выбор источников информации, анализ и оценка найденной информации, чёткое изложение мыслей, презентация кроссворда и др.).
3)
 достижение предметных результатов учебной деятельности
а) закрепление понятий темы, по которой составляется кроссворд; 
б) более глубокое изучение учащимися материала.

Этапы создания предметного кроссворда

Работа по созданию предметного кроссворда включает пять этапов.
1. Формирование информационной потребности. 
Необходимо предлагать учащимся составлять кроссворды по темам, которые позволяют 
2. Формулировка и уточнение информационного запроса, определение круга источников информации.
Для создания кроссворда необходимо рекомендовать учащимся использовать различные информационные источники: учебник; дополнительная литература, в которой рассматриваются изучаемые вопросы; интернет (для уточнения некоторых формулировок, поиска иллюстративного материала). 
3. Составление кроссворда.
На данном этапе учащимся предлагается использовать следующий алгоритм.
1. Составьте перечень слов по выбранной теме. Проанализируйте соответствующие теме параграфы учебника. При необходимости используйте дополнительные источники (книги, журналы, интернет). 
Примечания. 
1. В традиционных кроссвордах не используются прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова.
2. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.
3. В тематических кроссвордах, этими правилами можно пренебречь (при необходимости).
2. Составьте к каждому слову текстовое определение.
Оно должно в описательной или вопросительной форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом. 
Определения должны содержать достаточно информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной стороны, а также должны быть верными, лаконичными, исключающими двоякое толкование. 
3. Составьте сетку кроссворда.
Способ 1. Составьте сетку кроссворда, используя бумагу в клетку. 
Способ 2. Составьте сетку кроссворда, вычерчивая и заполняя таблицу в приложении Excel или Word. 
Способ 3. Используйте специальные программы, например, сайты «Cross: составь свой кроссворд онлайн» (http://cross.highcat.org); «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com).
Примечания.
1. В каждую клетку кроссворда вписывается одна букв.
2. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем фигуры.
3. Слова должны быть записаны в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
4. Пронумеруйте сетку кроссворда.
Номера расставляйте, двигаясь по сетке кроссворда сверху вниз, слева направо. Номер записывайте в той клетке, с которой начинается слово.
5. Продумайте и выполните оформление кроссворда.
Способ 1. Раскрасьте кроссворд, выделив в его сетке определённые клетки каким-либо цветом, или изобразите линии сетки цветом.
Способ 2. «Наложите» сетку кроссворда на изображение (рисунок, фотографию), которое будет фоном.
Способ 3. Поместите различные изображения (фотографии, рисунки, формулы и т. п.) в оставшиеся между сеткой кроссворда места и вокруг неё.
6. Напишите (напечатайте) текстовые определения.
Укажите слова, которые располагаются по горизонтали и по вертикали. 
При наличии в кроссворде ключевого слова, составьте и укажите его текстовое определение. 
7. Проверьте правильность кроссворда и исправьте ошибки (при необходимости).
Проверьте: 
1) правильность написания слов (орфография) в сетке и текстовых определениях; 2) соответствие текстовых определений и ответов на них в сетке (для этого нужно решить кроссворд, не заглядывая в ответы).
8. Предложите решить кроссворд одноклассникам или родителям.
4. Проверка и оценка составленного кроссворда учителем. 
При оценке предметного кроссворда важно учитывать следующие критерии:
1) соответствие слов в кроссворде заданной или выбранной теме;
2) правильность и точность текстовых определений;
3) соблюдение правил составления кроссвордов, указанных в алгоритме;
4) оформление кроссворда.
5. Использование составленного кроссворда в учебной деятельности.
Кроссворды, составленные учащимся не должны ложиться “мёртвым грузом” в папках у учителя. Их необходимо использовать при проведении уроков и во внеурочной деятельности (при проведении внеклассных мероприятий, предметных олимпиад, подготовке газет и т. п.).

Пример работы, созданной учащимися

Материалы сайта http://ped-kopilka.ru/ 

Учим учащихся начальных классов

составлять кроссворды.

    Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.

    Решение кроссвордов – это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка – необходимая часть воспитания разносторонней личности.

Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:

1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение

и чувство радости – ” Я могу!”

2. Это неплохо развивает эрудицию;

3. Тренирует внимательность;

4. Совершенствует аккуратность;

5. Оттачивает навыки составления вопросов;

6. Формирует умение давать определения понятиям.

    Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?

Из опыта работы.

       На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:

Кроссворд «Школьный»

Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.

1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.

2. Вы в него заходите каждое утро.

3. Решив задачу, вы пишите….

4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…

5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.

Ответы:

1

ш

к

о

л

ь

н

и

к

2

к

а

б

и

н

е

т

3

о

т

в

е

т

4

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

5

а

л

ф

а

в

и

т

Главное слово: ШКОЛА.

Кроссворд «Зимний»

Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.

1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…

2. Прилетает к нас зимой..

3. В году их двенадцать, а один…

4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.

Ответы:

1

М

О

Р

О

З

2

С

Н

Е

Г

И

Р

Ь

3

М

Е

С

Я

Ц

4

К

А

Н

И

К

У

Л

Ы

Главное слово: ЗИМА.

Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.

Кроссворд «Весенний»

По горизонтали:

1. Растёт на земле, зелёная.

2. Они маленькие и их легко раздавить

3. Второй месяц весны

По вертикали:

1. Это вода, которая стекает с сосулек.

2. Время года, наступающее после зимы

3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.

4. Они растут на поляне.

5. Есть озеро и есть …

Ответы:

4

Ц

3

В

1

2

Я

Е

5

К

В

Г

1

Т

Р

А

В

А

2

Н

А

С

Е

К

О

М

Ы

Е

П

С

Д

К

Е

Н

Ы

3

А

П

Р

Е

Л

Ь

Л

А

Ь

На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:

1. Разделиться на команды.

2. Выбрать тему для кроссворда.

3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).

4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)

5. Выбрать самое длинное слово.

6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.

7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».

8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.

9. Красочно оформить кроссворд.

Памятка для детей по составлению кроссворда.

” Учимся составлять кроссворды!”

1. Подберите 5 – 9 (можно больше!) на любую выбранную вами тему, например: ” Домашние животные”, ” Природа” и т.д.

2. Для выбранных слов надо найти пояснения, не используя однокоренных слов (найти можно в словаре, или придумать самому).Например:

Будка собаки – ответ КОНУРА (выбранное слово)

3. Выберете слово, которое является самым длинным (по количеству букв!)

4.Именно с него вы и начнёте построение своего кроссворда.

4. Разместите его на клетчатой бумаге (лучше клеточки нарисовать самим, размер 1см2)

5. Оставшиеся слова, разместите так, чтобы они совпадали с ГЛАВНЫМ

(самым длинным) по одной букве.(Слова лучше писать простым карандашом!)

ВЫ СОСТАВИЛИ КРОССВОРД! ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его нужно оформить! Обвести клеточки фломастером, ответы удалить.

Важно! Слова – ответы должны быть существительными в единственном числе.

 Работы ребят.

f1647171852.JPG

Кроссворд ” Профессии”

k1647171824.JPG

j1647171807.JPG

q1647171774.JPG

 Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.

Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе – предложите им составить их на сайте:

“Фабрика кроссвордов”

http://puzzlecup.com/crosswordru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДОВ

Составление кроссвордов – это
разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний
по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения
материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума.

Составление кроссвордов рассматривается
как вид аудиторной или внеаудиторной самостоятельной работы и требует от
студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании
кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть
различны по форме и объёму слов.

Затраты времени на составление кроссвордов
зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов
– 1 ч.

Алгоритм самостоятельной работы по
составлению кроссворда:

1.    внимательно прочитайте учебный
материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники);

2.    определите круг понятий по
изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд;

3.    составьте вопросы к выбранным
понятиям (каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование);

4.    продумайте дизайн кроссворда, его
эстетическое оформление;

5.    начертите кроссворд и оформите
список вопросов к нему;

6.    оформите ответы на кроссворд на
отдельном листе;

7.    проверьте правильность выполненной
работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации,
количество соответствующих ячеек).

Общие правила составления кроссвордов:

·        
загаданные
слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов,
которые не имеют единственного числа;

·        
не
используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно – ласкательную
окраску;

·        
не
используются аббревиатуры и сокращения;

·        
в каждую белую
клетку кроссворда вписывается одна буква;

·        
каждое слово
начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается
чёрной клеткой или краем фигуры;

·        
имён
собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов;

·        
не следует
применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные
эмоции, жаргонные и нецензурные слова;

·        
не желательно
при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и
вышедшие из обихода слова;

·        
начинать
составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.

Правила оформления кроссвордов:

·        
кроссворд
может быть оформлен от руки на листах формата А 4 или набран на компьютере с
использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на
принтере;

·        
при
составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы
типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые
сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранён на
электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в
электронном виде;

·        
рисунок
кроссворда должен быть чётким;

·        
сетка
кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:

1-й экземпляр – с заполненными словами;

2-й экземпляр – пустая сетка только с
цифрами позиций.

·        
толкования
слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их
пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную
информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов;

·        
каждому слову
в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются
последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней;

·        
ответы на
кроссворд оформляются на отдельном листе.

·        
готовая работа
предоставляется на контроль в установленный срок.

Примечание: интересные и оригинальные кроссворды могут
быть рекомендованы к использованию в учебных целях для тестирования.

КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА

Оценка «5» (отлично) выставляется, если термины и определения написаны
грамотно, допускается 1 ошибка; в содержан кроссворда используются термины по
изучаемой теме; определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений;
определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта;
кроссворд содержит не менее 15-10 слов информации; эстетически, аккуратно и
точно оформлен в соответствии с правилами оформления; кроссворд оформлен
иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлен; при
оформлении кроссворда использовано специальное программное
обеспечение; содержание соответствует теме; грамотная формулировка
вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если содержание материала в
таблице соответствует заданной теме, но есть недочёты: ячейки таблицы
заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные
пояснения и многословный текст; кроссворд содержит не менее 10 слов
информации; не достаточно грамотная формулировка вопросов; в
оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая
небрежность; эстетически оформлен; представлен на контроль в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент работу не
выполнил в полном объёме: кроссворд содержит менее 8 – 9 слов информации;
содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме; имеются не заполненные
ячейки; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не
точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на
контроль в срок.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Кроссворды и другие интеллектуальные игры способны обеспечить несчетное количество часов веселья и являются отличной зарядкой для мозгов. Они представляют собой замечательные образовательные инструменты, позволяя увлечь учеников и способствуя запоминанию связей между термином и определением. Некоторым людям нравится составлять кроссворды не меньше, чем решать их. В зависимости от уровня вашего интереса, этот процесс может быть как очень простым, так и достаточно многоуровневым.

  1. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 1

    1

    Определитесь с размером сетки. Если вы хотите составить обычный, стандартный кроссворд, то вам следует придерживаться конкретных размеров. Если же вы составляете более свободный кроссворд, то размер может быть любым.

    • Используя онлайн-инструмент для создания кроссвордов или специальную программу, вы можете быть ограничены рядом конкретных размеров. При составлении кроссворда от руки все зависит только от вашей фантазии.[1]
      [2]
  2. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 2

    2

    Составьте список слов для своего кроссворда. Обычно слова следует подбирать в соответствии с заданной темой.[3]
    Тема или намек на нее может выступать заголовком кроссворда. Среди общепринятых тем можно назвать известные места или языки, слова определенного периода времени, знаменитостей или спорт.

  3. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 3

    3

    Расположите слова в формате сетки. Эта часть задачи по сложности сопоставима собственно с решением кроссворда. Завершив расположение слов, заштрихуйте все неиспользованные клетки.

    • В кроссвордах американского типа не принято использование «подвешенных слов», которые не соединяются с другими словами. Каждая буква должна соответствовать горизонтальному и вертикальному слову для обеспечения полного пересечения.[4]
      В кроссвордах британского типа допускается использование подвешенных слов.
    • Если ответом на вопрос выступает фраза, а не одно слово, то составляющие ее слова должны идти без пробелов.
    • Не нужно переживать о написании имен собственных с большой буквы, поскольку кроссворды обычно заполняются большими печатными буквами. Также в ответах не должно быть знаков пунктуации.
    • Многие программы по созданию кроссвордов готовы автоматически расположить слова вместо вас. Вам нужно лишь указать размер кроссворда, а также задать список слов и вопросов к ним.[5]
      [6]
  4. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 4

    4

    Пронумеруйте первую клетку каждого слова. Начинайте с левого верхнего угла кроссворда и разделяйте слова согласно расположению по вертикали или горизонтали, чтобы у вас получалось «1 по вертикали», «1 по горизонтали» и так далее. Такая задача может оказаться весьма непростой, поэтому многие предпочитают использовать программы, а не делать все вручную.

    • При использовании программы-помощника она пронумерует слова автоматически.[7]
      [8]
  5. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 5

    5

    Сделайте копию кроссворда. В этот раз первые клетки каждого слова должны быть пронумерованы, но оставаться незаполненными. При создании кроссворда вручную это потребует дополнительных усилий, но программа все сделает за вас. Отложите заполненную сетку, чтобы использовать ее в качестве ключа. Сделайте столько копий незаполненных сеток, сколько вам нужно.

    Реклама

  1. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 6

    1

    Начните с простых вопросов. Их обычно называют «быстрыми» или «простыми» вопросами, которые проще всего решить. Например: «Ездовое животное» = КОНЬ.

    • Если ваш кроссворд задуман как образовательный инструмент или вы просто не хотите ничего усложнять, то можно обойтись одними быстрыми вопросами, но при создании более сложного кроссворда такие вопросы лучше опустить или не использовать слишком часто.[9]
  2. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 7

    2

    Повысьте уровень сложности косвенными вопросами. Обычно в них присутствует определенная метафора или требуется нестандартное мышление. Пример: «Половина танца» = ЧА или КАН (от Ча-ча или Канкан).

    • Обычно такие вопросы составители кроссвордов начинают словами «возможно», «вероятно» или вопросительным знаком в конце.
  3. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 8

    3

    Используйте зашифрованные вопросы. Они более всего распространены в Великобритании. Такие вопросы часто встречаются в специальных «криптических кроссвордах», а в обычных кроссвордах обозначаются вопросительным знаком в конце. Они основаны на игре слов и обычно задействуют несколько уровней решения. В категории криптических вопросов существует множество подвидов.[10]

    • Полностью криптические вопросы обычно представляют собой каламбуры. Например, «Множественная личность или ячейка общества» = СЕМЬЯ, так как слово можно разделить на два: «семь» и «я».[11]
    • Инверсионные вопросы требуют перевернутого ответа. Например, «Вечный город без войны» = МИР. Рим называют вечным городом, который превращается из «Рим» в «мир». Обратите внимание, что вторая часть вопроса также является подсказкой, «без войны».[12]
    • Палиндромы часто требуют поиска анаграммы, которая станет решением всего вопроса. Например, “Отверстие и громкий звук из него как элемент двигателя» = РОТОР, поскольку отверстием выступает «рот», из которого раздается громкий крик – «ор», а вместе получается часть двигателя «ротор», при этом слово одинаково читается в обоих направлениях.[13]
  4. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 9

    4

    Организуйте вопросы в форме списка. Пронумеруйте их согласно расположению ответов в сетке кроссворда. Объедините вопросы для ответов по горизонтали в отдельный блок, расположив их в порядке возрастания номера, а затем проделайте то же самое с вопросами для ответов по вертикали.[14]
    [15]

    Реклама

  1. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 10

    1

    Используйте сетки стандартных размеров. Издательский дом «Simon & Schuster» является одним из первых издателей кроссвордов, который ввел в обиход принятые стандарты для профессиональных составителей кроссвордов. Среди прочего, стандарты предусматривают один из пяти размеров сетки: 15×15, 17×17, 19×19, 21×21 или 23×23 клетки.[16]
    Чем крупнее сетка, тем сложнее кроссворд.[17]

  2. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 11

    2

    Схема кроссворда должна обладать осевой симметрией на 180 градусов. Под «схемой» следует понимать расположение заштрихованных клеток в вашей сетке. Их нужно расположить таким образом, чтобы при отражении схемы заштрихованные клетки оставались на тех же местах.[18]

  3. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 12

    3

    Старайтесь не использовать короткие слова. Двухбуквенные слова вообще не используются, а слова из трех букв лучше задействовать как можно реже.[19]
    [20]
    Если не получается придумать длинное слово, то всегда можно использовать целую фразу.[21]

  4. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 13

    4

    Используйте слова, упоминаемые в официальных источниках. За редкими исключениями, слова в кроссвордах должны быть такими, которые можно найти в словаре, атласе, художественном произведении, учебнике или справочнике.[22]
    Некоторые тематические кроссворды могут требовать отступления от данного правила, но не нужно переусердствовать.[23]

  5. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 14

    5

    Одно слово может использоваться только один раз. Если в кроссворде встречается фраза «Северное море», то не следует использовать фразу «Северное сияние». Опять же, некоторые тематические кроссворды допускают определенную степень гибкости, но во всем важна умеренность.[24]

  6. Изображение с названием Make Crossword Puzzles Step 15

    6

    Длинные слова должны иметь важное значение. Фирменным признаком грамотного кроссворда будет максимальная привязка длинных слов в ключевой теме. [25]
    Не все кроссворды являются тематическими, но лучшие образцы всегда имеют центральную тему.[26]

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 86 965 раз.

Была ли эта статья полезной?

Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, учитель-логопед, лингвист-эксперт, преподаватель РКИ взрослым и детям-билингвам, автор книг и пособий для детей с дислексией

Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии

Наиболее эффективным и удобным в использовании для формирования терминологической грамотности обучающихся является кроссворд. Какие кроссворды бывают и как можно организовать с ними работу на занятии. Три сервиса по созданию учебных кроссвордов для тех, кто обучает дистанционно. 

Кроссворд – это  игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.

Каждый учебный предмет выдвигает свою классификацию кроссвордов, и это вытекает из своеобразия данной учебной дисциплины. Поэтому проще за основу взять главную обучающую цель занятия.

Кроссворд помогает:

  • организовать самостоятельную работу;
  • вызвать интерес к изучаемой теме;
  • формированию терминологической грамотности, то есть более прочному усвоению терминологический аппарата учебной дисциплины.

Виды кроссвордов

Классический кроссворд
Филворд
Сканворд
Японский кроссворд

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

Правила составления кроссворда

  1. Не допускается наличие “плашек” (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
  2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
  3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
  4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
  5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
  6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
  7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

Преимущества кроссворда как метода обучения

  1. Позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины.
  2. В кроссворде, отгадываемые единицы (термины), должны быть однозначными, лаконичными и конкретными. За счет этого и обеспечивается быстрое запоминание термина и его значения.
  3. Активизируется внимание, память, логическое мышление, речь.

Формы работы с кроссвордом:

  1. Организация самостоятельной внеурочной деятельности обучающихся.

Это способствует развитию умения самостоятельно и быстро ориентироваться в учебном материале. правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда и необходимость его применения именно к этой теме, создавать кроссворд в печатном и электронном виде, а так же способствует развитию творческих способностей личности.

2. Организация работы на занятии.

На этапе повторения материала: пятиминутные проверочные работы.

На этапе проверки знаний: работа с терминами и понятиями учебной дисциплины по конкретной теме.

На этапе изучения нового материала: предвосхищение будущего результата.

Этапы составления учебных кроссвордов

  1. Выбираем вид крссворда: лучше использовать ассиметричные, нестандартные, со свободным расположением слов.
  2. Составляем список терминов (в зависимости от типа занятия и его целей). Старайтесь включить в кроссворд как общенауные термины, так и специальные.
  3. Составляем вопросы к выбраным терминам.
  4. Нумеруем поле и вопросы.
  5. Печатаем кроссворд (при необходимости).

Критерии оценивания результата

Несомненно, критерии зависят от многих факторов и должны определяться преподавателем индивидуально, можно лишь выделить отдельные базовые пункты:

  • доля отгаданных слов;
  • доля ключевых терминов;
  • точность и однозначность формулировок вопросов.

Составление кроссвордов в Microsoft Office

Создание кроссвордов с применением Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.

Достоинства: доступность использования (предустановленное ПО); не нужно время для освоения программ.

Недостатки: не предназначены для составления кроссвордов, поэтому потребуется много времени и усилий, чтобы получить достойный вариант; нет возможности “поделиться” кроссвордом виртуально; невозможность автоматической проверки; часто приходиться дорабатывать кроссворд в ручную, на бумаге.

Специальные он-лайн сервисы для создания кроссвордов

Фабрика кроссвордов

Можно составить кроссворд по выбранным словам, а потом распечатать его. Так же можно дать ссылку на разгадывание этого кроссворда, что порадует тех, кто занимается с обучающимися в дистанционном режиме.

Online Test Pad

На сервисе представлены все виды кроссвордов по различным учебным тематикам. Так же имеется конструктор кроссвордов, в котором можно сделать не только классический кроссворд, но и филворд, японский кроссворд, сканводр. На сайте быстрая публикация в общий доступ с указанием тематики и категории.

Cross

Введите слова, задайте размер и получите заполненный кроссворд, которй можно скачать в формате Word. Для использования кроссворда на уроке вам нужно будет только ввести вопросы в шаблон кроссворда, который скачивается в Word, распечатать нужное количество экземпляров, а также распечатать себе один экземпляр, чтобы можно было легко проверять.

Hot potatoes – Программа для создания кроссвордов. Данное приложение интегрируется, а то и по умолчанию стоит в СДО Мудл.Имеется инструкция по работе на русском языке – Инструкция по созданию кроссворда в Hot Potatoes.

Пример генерации кроссворда

Пример кроссворда с использованием общенаучных и специальных терминов по специальности “Пожарная безопасность”.

Генерация кроссворда по словам

Полезные ресурсы по теме:

Мастерская для учителей биологии — здесь вы найдете готовые кроссворды для всех классов по основным темам и сможете создать свой кроссворд в режиме он-лайн.

Цветные и черно-белые кроссворды — этот сайт полностью посвящен японским кроссвордам. Любой из них можно распечатать или решать в режиме он-лайн. А для зарегистрированных пользователей доступна возможность сохранения кроссвордов.

Играемся — сервис для детей, где вы найдете не только классические кроссворды, но и сложные сканворды, которые помогают в развитии ассоциативного мышления ребенка.

Учимся играя — представлены кроссворды, викторины, ребусы, головоломки  по всем школьным предметам.

Сочетание кроссворда с другими методами арт-педагогики (коллаж, глоги, интеллект-карта, инфографика, эссе, инсценировки) позволяет расширить возможности метода и задействовать разные типы восприятия информации (зрительная, слуховая и т.д.).

Добавить комментарий