По горизонтали
3. Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
6. предмет, которым пользуются все школьники, в нем носят учебники
7. Наука о правописании
10. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и обозначающий предмет
12. Изменение имён существительных и прилагательных по числам и падежам
17. Передача звуков речи в слове на письме
21. Как называются новые слова, возникающие в языке
24. особенности диалектов, говоров, не соответствующие нормам литературного язык вкрапление в русский литературный язык
По вертикали
1. Слова, совпадающие в отдельных формах
2. Слова, противоположные по лексическому значению
4. перенос наименования по сходству
5. Слова с различным написанием и схожим звучанием.
8. Наука, изучающая фразеологизмы
9. Значение слова, прямое значение и …
11. То же, что и радость
13. Устойчивые выражения
14. Слова, имеющие несколько значений
15. Образное, устойчивое сочетание слов, построенное на переносном значении
16. Слова, пришедшие в русский язык из других языков
18. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.
19. Звуки речи, состоящие из голоса и шума или только из шума
20. Словообразующая морфема, стоящая перед корнемасть
22. Какой раздел науки изучает, из каких значимых частей состоит слово
23. Слово, имеющее одно лексическое значение
25. Наука о языке
Кроссворд
по русскому языку на тему “Лексика и фонетика” 6 класс
По
горизонтали
1.
Часть слова в которой содержится его лексическое значение и которая остается,
если отнять окончание и формообразующий суффикс
4.
Слово, имеющее противоположное значения
5.
Фонетический… .. .слова
7.
Как называются звуки обозначаемые буквами м, н, л, п, р и т.д
9.
Один из второстепенных членов предложения
10.
Один из главных членов предложения
11.
В этих согласных голос преобладает над шумом
13.
Раздел науки о языке, изучающий начертания букв и их видов
14.
Близкое или тождественное по своему значению слово, выражающее одно и то же
понятие, но различающееся или оттенками значения, или стилистической окраской,
или и тем и другим
По
вертикали
2.
Значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их
свойств, явлений, отношений и т.д., а также обладающая совокупностью
фонетических, грамматических и семантических признаков
3.
Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова
4.
Разные по значению слова называются…
6.
Раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка
8.
Изменение имен существительных по падежам
12.
Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения
в словах
13.
Как называются звуки обозначаемые буквами а, о, у, ы, э
Кроссворд на тему «Лексика. Фразеология»
Цель: систематизировать знания учащихся по темам «Лексика. Фразеология».
Задачи:
1. Образовательные:
обобщение сведений о лексике как разделе лингвистики.
2. Воспитательные:
воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в решении задач.
3. Развивающие:
развитие ключевых компетенций учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение; развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса.
Аудитория: 1 курс (10 класс)
Вопросы:
По горизонтали:
1. раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
5. основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.
6. устаревшее слово, заменившееся синонимом в связи с изменениями в языке.
8. слова, пришедшие из других языков.
10. слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко.
16. слово с противоположным значением.
18. к какой лексике относится выделенное слово из стихотворения С. Есенина?
…Только вот с эфтой силой
В душу свою не лезь.
19. устаревшее слово, исчезнувшее из языка в связи с исчезновением понятия, которое оно обозначало.
20. слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
По вертикали:
2. слово, употребляемое жителями той или иной местности.
3. слова, одинаковые по написанию, произношению, но с разным лексическим значением.
4. слово, недавно вошедшее в язык.
7. раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые и неделимые словосочетания, цельные по своему значению.
9. слова и выражения, употребляемые определенной социальной группой; то же что жаргон.
11. слово со сходным значением.
12. слово, употребляемое людьми определенной профессии.
13. устойчивое сочетание слов с переносным значением.
14. слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах (лечу (от лететь) — лечу (от лечить).
15. совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
17. слово, придуманное одним автором.
Ответы:
По горизонтали:
1. Лексикология 5. Слово 6. Архаизм 8. Заимствования 10. Устаревшие 16. Антоним 18. Просторечная 19. Историзм 20. Паронимы
По вертикали:
2. Диалектизм 3. Омонимы 4. Неологизм 7. Фразеология 9. Сленг 11. Синоним 12. Профессионализм 13. Фразеологизм 14. Омоформы 15. Лексика 17. Окказионализм
/data/files/x1562839408.png (0x0)
Перейти к контенту
1. Подберите синоним к слову «молния».
2. Звуки речи, который состоит из голоса и шума или только из шума.
3. Данное значение слова прямо указывает на предмет, явление, действие.
4. Данные слова являются одной и той же частью речи, имеют различное звучание и написание, но у них схожее лексическое значение.
5. Название передачи звуков речи в слове на письме.
6. Данная часть речи обозначает предмет.
7. Как называются слова, которые употребляются в определенной местности?
8. Это четырёхугольная сумка с застёжкой и ручкой, в которой носят книги, тетради, деловые бумаги.
9. Это часть слова без окончания.
10. Укажите форму вежливого отношения к женщине.
11. Название слов, которые имеют противоположное значение.
12. Этот человек возглавляет племя или родовую общину.
13. Данные слова пришли в русский язык из других языков.
14. Данные устаревшие слова обозначают существующие предметы, явления.
15. Данный раздел лингвистики изучает буквы и их звуковое значение.
16. Какое слово имеет значение «не имеющий недостатков и изъянов, совершенный»?
17. Это устройство предназначено для печати.
18. Это направленность зрения на кого-то.
19. Данное животное живет в Антарктиде и является земноводным.
20. Данные слова одинаково пишутся и произносятся, но их лексическое значение не совпадает.
-
Показать ответы на кроссворд
Кроссворд по теме «Лексика» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление (прямое). 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства (переносное). 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение (однозначное). 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению (синонимы). 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению (антонимы). 8. Словарный состав языка (лексика).
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений (многозначное). 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает) (значение). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы).
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Задания к кроссворду:
По горизонтали: 1. Разновидность лексического значения слова, которая представляет собой непосредственное понятие, явление. 3. Разновидность лексического значения слова, основанная на переносе наименования на основе сходства. 5. Слово, имеющее только одно лексическое значение. 6. Слова, разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению. 7. Слова, противоположные по своему лексическому значению. 8. Словарный состав языка.
По вертикали: 2. Слово, имеющее несколько лексических значений. 4. Понятие, которое называет слово (то, что слово обозначает). 5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Кроссворд по русскому языку по теме «Лексика», 6 класс
материал по русскому языку (6 класс) на тему
Кроссворд по русскому языку по теме «Лексика» для 6 класса с ответами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krossvord_leksika.docx | 20.66 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
- Раздел науки, изучающий значение слов, их происхождение, отношения между словами.
- Слова, близкие по значению, но отличаются оттенками лексического значения.
- Слова, одинаковые по написанию и произношению, но разные по лексическому значению.
- Раздел науки, изучающий устойчивые выражения.
- Новые слова.
- Слова, вышедшие из употребления.
- Троп, основанный на сравнении (скрытое сравнение).
- Слова, употребляемые жителями определенной местности.
- Слова с противоположным лексическим значением.
Терминологические кроссворды по теме
«Лексика и фразеология»
6-й класс
Работа со словарями
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из ряда пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Такое определение кроссворда дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Согласны ли вы с этим определением? Ответ обоснуйте. Выпишите определение слова кроссворд из словаря иностранных слов. Сравните оба определения. Чем они различаются?
1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. 2. Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более). 3. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 4. Совокупность слов языка, какого-либо произведения, диалекта и др. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Жаргонные слова или выражения. 7. Слова, которые пришли к нам из других языков. 8. Особая группа слов, которые называют понятия разных наук. 9. Новые слова, возникающие в языке. 10. Устойчивые выражения с самостоятельным значением. 11. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. 2. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 3. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 4. Слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. 5. Слова, известные всему народу и употребляемые всеми. 6. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
источники:
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/11/05/krossvord-po-russkomu-yazyku-po-teme-leksika-6-klass
http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200500409