Учим учащихся начальных классов
составлять кроссворды.
Кроссворд в переводе «Перекресток слов». Работа с кроссвордами достаточно интересна. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, мыслить логически, сосредотачиваться, воспитывают настойчивость в достижении цели.
Решение кроссвордов – это эффективная методика наращивания словарного запаса, а значит, воспитания ребёнка-интеллектуала, умственное развитие ребёнка – необходимая часть воспитания разносторонней личности.
Зачем уметь составлять кроссворды, если существуют бесплатные генераторы кроссвордов онлайн? С разгадыванием, пожалуй, понятно: это форма интеллектуального досуга и неплохая разминка для мозга. Зачем же их нужно уметь составлять? Вот шесть причин, почему стоит научить детей составлять кроссворды:
1.Созданный самостоятельно продукт деятельности приносит удовлетворение
и чувство радости – ” Я могу!”
2. Это неплохо развивает эрудицию;
3. Тренирует внимательность;
4. Совершенствует аккуратность;
5. Оттачивает навыки составления вопросов;
6. Формирует умение давать определения понятиям.
Как же научить детей самостоятельно составлять кроссворды?
Из опыта работы.
На первом этапе проводится работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. Кроссворды должны быть небольшими и легко разгадываться. Например:
Кроссворд «Школьный»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1.Когда вы поступили в школу, вас стали так называть.
2. Вы в него заходите каждое утро.
3. Решив задачу, вы пишите….
4. В первом классе вы читаете АЗБУКУ, а во втором классе этот учебный предмет будет называться…
5. В нём все буквы стоят по порядку, вы учите его наизусть.
Ответы:
1 |
ш |
к |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
||
2 |
к |
а |
б |
и |
н |
е |
т |
|||
3 |
о |
т |
в |
е |
т |
|||||
4 |
л |
и |
т |
е |
р |
а |
т |
у |
р |
а |
5 |
а |
л |
ф |
а |
в |
и |
т |
Главное слово: ШКОЛА.
Кроссворд «Зимний»
Ответь на все вопросы, и ты узнаешь главное слово кроссворда.
1. Щиплет уши, щиплет нос, весёлый дедушка…
2. Прилетает к нас зимой..
3. В году их двенадцать, а один…
4. Бывают у школьников – осенние, зимние, весенние и летние.
Ответы:
1 |
М |
О |
Р |
О |
З |
||||||
2 |
С |
Н |
Е |
Г |
И |
Р |
Ь |
||||
3 |
М |
Е |
С |
Я |
Ц |
||||||
4 |
К |
А |
Н |
И |
К |
У |
Л |
Ы |
Главное слово: ЗИМА.
Переходим к усложнению кроссворда. В данном- уже использованы задания, расположенные по вертикали и по горизонтали.
Кроссворд «Весенний»
По горизонтали:
1. Растёт на земле, зелёная.
2. Они маленькие и их легко раздавить
3. Второй месяц весны
По вертикали:
1. Это вода, которая стекает с сосулек.
2. Время года, наступающее после зимы
3. Мы собираем это в лесу, они бывают разного цвета.
4. Они растут на поляне.
5. Есть озеро и есть …
Ответы:
4 |
||||||||||||||
Ц |
||||||||||||||
3 |
В |
|||||||||||||
1 |
2 |
Я |
Е |
5 |
||||||||||
К |
В |
Г |
1 |
Т |
Р |
А |
В |
А |
||||||
2 |
Н |
А |
С |
Е |
К |
О |
М |
Ы |
Е |
|||||
П |
С |
Д |
К |
|||||||||||
Е |
Н |
Ы |
3 |
А |
П |
Р |
Е |
Л |
Ь |
|||||
Л |
А |
|||||||||||||
Ь |
На втором этапе дети учатся самостоятельно или при помощи взрослого составлять элементарные кроссворды. Ребятам предлагают:
1. Разделиться на команды.
2. Выбрать тему для кроссворда.
3. Подобрать слова по выбранной теме. (На данном этапе важно проверить орфографические ошибки! Иначе кроссворд будет составлен неправильно и интерес может угаснуть).
4. Записать пояснения к каждому слову. (На начальном этапе – дети сами поясняют значение выбранных слов, далее можно использовать словари)
5. Выбрать самое длинное слово.
6. Разместить остальные слова используя буквы уже выбранного слова.
7. Записывать значения слов, размещая их в разделы «по вертикали», «по горизонтали».
8. На лист А4(А3) нанести масштабную сетку (т.е. разделить лист на клетки) и разместить слова.
9. Красочно оформить кроссворд.
Памятка для детей по составлению кроссворда.
” Учимся составлять кроссворды!”
1. Подберите 5 – 9 (можно больше!) на любую выбранную вами тему, например: ” Домашние животные”, ” Природа” и т.д.
2. Для выбранных слов надо найти пояснения, не используя однокоренных слов (найти можно в словаре, или придумать самому).Например:
Будка собаки – ответ КОНУРА (выбранное слово)
3. Выберете слово, которое является самым длинным (по количеству букв!)
4.Именно с него вы и начнёте построение своего кроссворда.
4. Разместите его на клетчатой бумаге (лучше клеточки нарисовать самим, размер 1см2)
5. Оставшиеся слова, разместите так, чтобы они совпадали с ГЛАВНЫМ
(самым длинным) по одной букве.(Слова лучше писать простым карандашом!)
ВЫ СОСТАВИЛИ КРОССВОРД! ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Когда ваш кроссворд будет полностью готов, его нужно оформить! Обвести клеточки фломастером, ответы удалить.
Важно! Слова – ответы должны быть существительными в единственном числе.
Работы ребят.
Кроссворд ” Профессии”
Ребёнок, составляя кроссворд, становится как бы исследователем, ему необходимо прилагать усилия, напрягать свой ум, тем самым активизировать приобретённые знания и опыт, уметь сосредотачиваться, размышлять.
Если ваши ученики заинтересовались составлением кроссвордов, но не любят их оформлять на листе – предложите им составить их на сайте:
“Фабрика кроссвордов”
http://puzzlecup.com/crossword–ru/
Ход мастер-класса:
– Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь на Вашу активную работу.
Меня зовут Неборачко Евгения Александровна, в МБОУ «Школа № 4» я работаю учителем начальных классов третий год.
– Вашему вниманию я хотела бы представить видеоролик. Просмотрев его, мы определим вместе с вами тему мастер-класса. (Просмотр ролика и обсуждение темы).
Один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
Я предлагаю познакомить с одним из способов развития данного навыка.
Слайд 1.
Тема моего мастер-класса «Самостоятельное составление кроссворда по прочитанному тексту»
Кроссворд – это игровая методика, сущность которой заключается в разгадывании слов по приведенным определениям.
Предлагаю Вам поиграть! Слайд 2
Что мы сейчас делали?
В современной школе особое место занимают такие формы уроков, которые обеспечивают активное участие каждого ученика. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы помочь учащимся раскрыть свои способности, показать то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Игра имеет огромное значение в жизни ребенка, она так же важна как и для взрослого значима деятельность, работа, служба. Игра только на первый взгляд кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Многими современными педагогами доказано, что играя можно учиться.
Эпиграфом к нашему разговору могут послужить слова французского писателя Мишель де Монтень
Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
Для формирования познавательного интереса предлагаю использовать технику составления кроссворда.
Кроссворд используется на разных этапах урока:
– изучение нового материала;
– контроль и проверка знаний;
– закрепление знаний;
– обобщение, повторение материала;
– работа с текстом.
Данный кроссворд относится к этапу работа с текстом.
Раздай текст и объясни задание
Инструкция
- Внимательно прочитайте материал по данной теме.
- Составьте словарь понятий
- Заполните сетку. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе.
- Разделите на вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде.
- Используйте вопросы Кто? Что? Как звать?
Предлагая учащимся учебные кроссворды учителю необходимо знать, что при его решении должны быть достигнуты определенные учебные и воспитательные цели. Поэтому необходимо учитывать следующее. Кроссворд должен быть доступен для учащегося: учтены возрастные особенности, подготовка по предмету, требования школьной программы.
Кроссворд помогает:
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
-ставить вопросы;
-выделять главное;
-увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
Проблема постановки вопроса это проблема мышления.
Качество поставленных вопросов свидетельствует о понимании учебного материала.
Итог мастер-класса.
-Рассмотренный приём работы на уроках позволяет вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Предлагаю посмотреть видео, где представлены 3 онлайн сервиса для создания кроссворда.
Благодарю Вас за участие. Надеюсь, моё выступление было интересным. В заключение я попрошу вас ответить на несколько вопросов.
Мы, учителя, стремимся сделать обучение юных учеников интересным и увлекательным. Ведь, как доказано разнообразными исследованиями, дети запоминают яркие образы лучше, чем просто скучный текст. Если все игры уже переиграны, рисовать не хочется, попробуйте использовать кроссворды на уроках. А мы подскажем как!
Существует большое количество способов использование кроссвордов в начальной школе. Во-первых, кроссворд может использоваться как разогрев в начале урока для того, чтобы вспомнить новые слова. Можно задать кроссворд на дом — это и творческая работа, и, опять же, повторение изученной лексики. Можно использовать кроссворды для закрепления лексики или вместо словарного диктанта.
Как весело использовать кроссворд на уроке
- Включите соревновательный момент: поделите учеников на пары, и какая пара быстрее разгадает кроссворд, те и победители. Не уверенны в том, что ученики вместе выполняют задание? Назначьте одного ученика «разгадывателем», а второго «писателем».
- Разместите кроссворд на доску, и ученики по очереди подходят к доске и разгадывают слова.
- Разместить 2 кроссворда на доске, все ученики делятся на 2 команды, и из каждой команды по одному выбегает к доске ученик и разгадывает слово.
Существует большое количество онлайн ресурсов, призванных облегчить работу учителя. На сайтах Кроссворд, Crossword Labs, Puzzle Maker, The Teacher’s Corner создайте свой кроссворд, просто вписав нужные слова. Используйте уже готовые варианты из аутентичных сборников: Easy Crossword Puzzles, English With Crosswords, Easy ESL Crossword Puzzles или Kid’s Crossword Puzzle Book.
Какими могут быть кроссворды
- Переводные (что, конечно, противоречит коммуникативной методике, однако легче воспринимается детьми в самом начале работы с кроссвордами).
- Описательные. Это те кроссворды, которые мы чаще всего встречаем. Как правило, в вопросе содержится определение слова.
- С картинками. Что может быть веселее для юных учеников, чем догадаться, что изображено на картинке?
Более продвинутые ученики могут составить кроссворд самостоятельно. Своим ученикам 3 класса я давала следующие инструкции для создания кроссворда:
- Задумать тему кроссворда — Family
2. Написать список слов, которые будут использоваться в кроссворде.
3. Составить вопросы или нарисовать картинку к каждому слову.
4. Разместить слова таким образом на черновике, чтобы они пересекались одной буквой.
5. Нарисовать клетки вокруг слов.
5. Пронумеровать слова и вопросы.
6. На чистовике перерисовать только клетки, уже без букв, и написать вопросы или нарисовать картинки к каждому слову.
Можно дать задание на составление кроссворда на определенную тему на дом, чтобы потом в начале урока обменяться кроссвордами и не только проверить выполнение домашнего задания, но и вспомнить выученную ранее лексику.
Преподавателю желательно иметь несколько кроссвордов про запас на случай, если кто-то не выполнит домашнее задание. Первый раз лучше составить кроссворд в классе, можно группами по 2-3 человека, чтобы убедиться, что все ученики понимают, как правильно это делать.
Существует также другой тип кроссворда, где необходимо найти слова и обвести их (на рисунке ниже). Эти кроссворды также хороши, чтобы запомнить правильное написание слова.
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 85 человек из 39 регионов
- Сейчас обучается 111 человек из 41 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Предметные кроссворды
Авторы проекта ученики 3-Б класса
КГУ «Школа-лицей №20 города Темиртау»
Каргин Артём, Энис ВладиславНаучный руководитель учитель начальных классов
КГУ «Школа-лицей №20 города Темиртау» Череватенко Римма Васильевна -
2 слайд
Цель проекта
познакомиться с историей возникновения кроссвордов, видами кроссвордов и способами их составления; составить подборку предметных кроссвордов -
3 слайд
Задачи
познакомиться с историей возникновения кроссвордов, видами кроссвордов и способами их составления;
составить банк слов, которые потом можно будет использовать при составлении кроссвордов;
каждому слову подобрать определение, по которому можно будет отгадать это слово;
собрать коллекцию кроссвордов , составить кроссворды самим . -
4 слайд
.
Ожидаемый результат:
составить подборку предметных кроссвордов, подарить её учителю, для того что бы этот занимательный материал можно было использовать как на уроках , так и во внеурочных мероприятиях.
Гипотеза :
если изучить виды кроссвордов и способы их составления, создать банк слов , то можно составлять кроссворды самим -
5 слайд
Ещё один пример – знаменитый «магический квадрат» с латинской фразой ( 4 в. нашей эры).
-
6 слайд
Классификация кроссвордов
по форме:
кроссворд – прямоугольник, квадрат;
кроссворд-ромб;
кроссворд-треугольник;
круглый (циклический) кроссворд;
сотовый кроссворд;
фигурный кроссворд;
диагональный кроссворд …по расположению:
симметричные;
асимметричными;
с вольным расположением слов …по содержанию:
тематические;
юмористические;
учебные;
числовые …по названию страны:
скандинавские;
венгерские;
английские;
немецкие;
американские;
эстонские;
итальянские -
7 слайд
Виды кроссвордов
Классический кроссворд
Сканворд (скандинавский кроссворд)
Чайнворд
Кроссворд с фрагментами.
Ребусный кроссворд.
Крисс-кросс
Рассыпной кроссворд
Реверсивный кроссворд
Дуаль
Филворды
Фигурные кроссворды -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
19 слайд
Оптимальный вариант – это выбрать сетку и начать ее заполнять. При обретении достаточного опыта, можно пойти и от обратного: то есть, сетку строить потом, но это достаточно сложно – нужно симметрично располагать слова и т.д. Поэтому начнем с простого: сначала – сетка. Надо обратить внимание на количество пересечений. Самое простое – это когда слова пересекаются в двух, максимум – в трех местах. Больше – это будет намного сложнее, особенно к концу кроссворда. Допустим, сетка с двойным-тройным пересечением слов выбрана, и теперь переходим к ее заполнению.
Начало составления классического кроссворда:
-
-
21 слайд
Работая над этим проектом , мы познакомились с историей кроссвордов , с тем , каких видов они бывают , какие правила необходимо знать , чтобы самим составлять кроссворды ; собрали банк терминов , подобрали определения для них ; сами составили несколько кроссвордов и можем утверждать , что выдвинутые нами перед началом работы предположения , подтвердились.
Выводы
-
22 слайд
При выполнении этого проекта нам пришлось вновь рассмотреть и повторить учебный материал за 1, 2, 3 и 4 классы, научиться выбирать конкретные слова, четко формулировать их определения. А самое интересное – пришлось поломать голову над составлением кроссвордов, считать клетки, вписывать буквы, найти нужное место для пересечения слов.
Наши кроссворды в этом году уже отгадывали на уроках математики, русского языка, познания мира. Мы надеемся, что сборник кроссвордов поможет нашему учителю сделать уроки интереснее, увлекательнее.Заключение
-
-
24 слайд
Спасибо
за
внимание
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 950 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 23.04.2016
- 859
- 0
- 23.04.2016
- 2243
- 16
- 23.04.2016
- 5196
- 227
- 23.04.2016
- 1442
- 15
Рейтинг:
5 из 5
- 23.04.2016
- 6026
- 125
- 23.04.2016
- 486
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Инклюзивное образование в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Череватенко Римма Васильевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 1 месяц
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 7479
-
Всего материалов:
6
Кроссворд — это головоломка, которая способна увлечь как взрослых, так и детей! Кроссворды являются неотъемлемой частью и образовательного процесса, так как они тренируют память, внимание, логическое мышление. Для школьника решение кроссвордов превращается в захватывающую игру, которая к тому же способствует интеллектуальному развитию, делает его более внимательным и усидчивым.
Кроссворд будет интересен каждому ученику. Ведь отгадать хотя бы одно слово — это уже маленький успех. Процесс разгадывания кроссворда обязательно принесёт положительные эмоции.
Кроссворд прост в использовании. При работе с ним каждый учащийся проявит навык работать самостоятельно. А самостоятельная работа учит применять полученные знания и умения, воспитывает трудолюбие и уверенность в своих силах.
Предлагаемый кроссворд позволит проверить и систематизировать знания учащихся 3 класса. Это позволит сделать учебный процесс разнообразнее и интереснее.
Для того чтобы отгадать кроссворд, нужно прочитать пронумерованные задания по горизонтали и вертикали. Ответы записать в таблицу — сетку кроссворда: для каждой буквы слова отведена одна клетка.
Кроссворд можно использовать в конце учебного года или в начале — для проверки знаний за предыдущий класс. Также можно использовать в течение года.
Как играть?
Распакуйте архив с кроссвордом и запустите презентацию в программе Microsoft PowerPoint. Вкладка «Слайд-шоу» — «С начала».
Для того чтобы начать, необходимо навести курсор мыши на кнопку «Начать» и нажать на левую клавишу.
После запуска вы попадёте на загрузочный экран с первым вопросом.
Чтобы узнать правильный ответ, необходимо нажать на кнопку «Посмотреть ответ».
Чтобы перейти к следующему вопросу, необходимо нажать на кнопку «Следующий вопрос». Отобразится экран с новым вопросом.
Удачи!