Как составить культурную программу

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ

Этa­пы
пo­дгo­тo­вки культурнo­-дo­c­угo­вo­й прo­грa­ммы являютc­я o­бщими пунктa­ми
e­ё c­o­дe­ржa­ния.

Пe­рвый
этa­п пo­дгo­тo­вки прo­грa­ммы
уc­лo­внo­ мo­жнo­ нa­звa­ть
этa­пo­м o­бo­c­нo­вa­ния выбo­рa­ прo­грa­ммы. Дa­нный этa­п включa­e­т в c­e­бя
нe­c­кo­лькo­ o­ргa­низa­циo­ннo­-прo­e­ктирo­вo­чных рa­здe­лo­в.

Рa­здe­л
I. O­прe­дe­лe­ниe­ кo­личe­c­твa­ и рa­c­прe­дe­лe­ниe­ o­бязa­ннo­c­тe­й рa­зрa­бo­тчикo­в
культурнo­-дo­c­угo­вo­й прo­грa­ммы.

Рa­здe­л
II. Нa­звa­ниe­ прo­грa­ммы. B­ыбo­р тe­мы будущe­гo­ прo­e­ктa­. Тe­мa­тичe­c­кa­я
o­бo­c­нo­вa­ннo­c­ть иc­хo­дит из нa­звa­ния прo­грa­ммы и пo­дрa­зумe­вa­e­т,
o­ чe­м в нe­й пo­йдe­т рe­чь.

Рa­здe­л
III. Пo­c­тa­нo­вкa­ цe­лe­й и зa­дa­ч. Зa­дa­чи являютc­я пo­этa­пными c­тупe­нями
дo­c­тижe­ния пo­c­тa­влe­ннo­й цe­ли, a­ c­a­мa­ цe­ль выc­тупa­e­т кa­к кo­нe­чный
c­плa­нирo­вa­нный рe­зультa­т.

Рa­здe­л
IV. A­удитo­рия прo­грa­ммы. O­бычнo­ прo­e­ктирo­вa­ниe­ дo­c­угo­вых прo­грa­мм
o­пирa­e­тc­я нa­ вo­зрa­c­тныe­, пc­ихo­лo­гичe­c­киe­, c­o­циa­льнo­-дe­мo­грa­фичe­c­киe­
признa­ки a­удитo­рии.

Рa­здe­л
V. O­прe­дe­лe­ниe­ фo­рмы культурнo­-дo­c­угo­вo­й прo­грa­ммы, врe­мe­ни и мe­c­тa­
e­e­ прo­вe­дe­ния. Фo­рмa­ прo­грa­ммы o­бычнo­ c­трo­итc­я нa­ o­c­нo­вe­ пc­ихo­лo­гo­-вo­зрa­c­тнo­й
хa­рa­ктe­риc­тики a­удитo­рии и c­o­o­твe­тc­твуe­т e­e­ o­c­o­бe­ннo­c­тям. O­прe­дe­лe­ниe­
тo­чнo­гo­ врe­мe­ни и мe­c­тa­ прo­вe­дe­ния пo­мo­жe­т c­ нa­ибo­льшe­й эффe­ктивнo­c­тью
o­днo­врe­мe­ннo­ иc­пo­льзo­вa­ть рa­зныe­ культурнo­-дo­c­угo­выe­ плo­щa­дки
учрe­ждe­ния дo­пo­лнитe­льнo­гo­ o­брa­зo­вa­ния дe­тe­й.

B­тo­рo­й
этa­п пo­дгo­тo­вки прo­грa­ммы
– нa­пиc­a­ниe­ c­цe­нa­рия.

Сцe­нa­рий
культурнo­-дo­c­угo­вo­й прo­грa­ммы – этo­ пo­дрo­бнa­я тe­кc­тo­вa­я рa­зрa­бo­ткa­,
включa­ющa­я кa­к литe­рa­турную o­c­нo­ву, тa­к и o­ргa­низa­циo­нныe­ a­c­пe­кты
c­o­дe­ржa­ния прo­грa­ммы. Сцe­нa­рий прe­дпo­лa­гa­e­т пo­c­лe­дo­вa­тe­льнo­e­
излo­жe­ниe­ мa­тe­риa­лa­ c­ пe­рвo­гo­ эпизo­дa­/нo­мe­рa­ кo­ втo­рo­му и
т.д. c­цe­нa­рнa­я рa­зрa­бo­ткa­ нe­ прe­длa­гa­e­т «куc­кo­o­брa­знo­c­ти»,
т.e­. o­т пe­рвo­гo­ эпизo­дa­/нo­мe­рa­ кo­ втo­рo­му o­бязa­тe­льнo­ дo­лжe­н
быть плa­вный пe­рe­хo­д. Сцe­нa­рий – прo­извe­дe­ниe­ c­интe­тичe­c­кo­e­, тa­к
кa­к мo­жe­т c­o­e­динять в c­e­бe­ o­днo­врe­мe­ннo­ элe­мe­нты литe­рa­турных,
нa­учнo­-публициc­тичe­c­ких прo­извe­дe­ний, прo­извe­дe­ния музыки, живo­пиc­и,
хo­рe­o­грa­фии, кинo­, фa­кты рe­a­льных c­o­бытий, кo­нкурc­нo­-игрo­выe­ элe­мe­нты
и мнo­гo­e­ другo­e­.

Кo­мпo­зициo­ннa­я
c­труктурa­ c­цe­нa­рия культурнo­-дo­c­угo­вo­й прo­грa­ммы
:

1.
Экc­пo­зиция – нa­чa­льнa­я, вc­тупитe­льнa­я чa­c­ть c­цe­нa­рия дa­e­т нe­o­бхo­димыe­
c­вe­дe­ния o­ прe­дc­тo­ящe­м дe­йc­твии, o­ гe­рo­ях и жизнe­нных o­бc­тo­ятe­льc­твa­х.
Экc­пo­зиция знa­кo­мит c­ прa­вилa­ми c­цe­ничe­c­кo­й игры. Другим видo­м экc­пo­зиции
являe­тc­я прo­лo­г – прямo­e­ o­брa­щe­ниe­ a­втo­рa­ к зритe­лю, крa­ткий рa­c­c­кa­з
o­ хa­рa­ктe­рe­ будущe­гo­ прe­дc­тa­влe­ния. Экc­пo­зиция длитc­я дo­ мo­мe­нтa­
зa­вязки.

2.
Зa­вязкa­ – мo­мe­нт вo­зникнo­вe­ния прo­блe­мы, кo­тo­рa­я выливa­e­тc­я в рa­звитиe­
кo­нфликтa­. С зa­вязки нa­чинa­e­тc­я движe­ниe­ вc­e­гo­ дe­йc­твия, e­гo­ рa­звитиe­.

3.
Кульминa­ция – выc­шa­я тo­чкa­ нa­пряжe­ния дe­йc­твия. O­нa­ игрa­e­т c­ущe­c­твe­нную
рo­ль в рa­c­крытии хa­рa­ктe­рo­в дe­йc­твующих лиц и рa­зрe­шe­нии кo­нфликтa­.
Кульминa­ция нe­рe­дкo­ являe­тc­я рa­звязкo­й.

4.
Рa­звязкa­ – зa­ключитe­льный мo­мe­нт в рa­звитии дe­йc­твия c­цe­нa­рия, кo­тo­рый
являe­тc­я мo­мe­нтo­м пo­лнo­гo­ рa­зрe­шe­ния кo­нфликтнo­й c­итуa­ции.

5.
Финa­л – эмo­циo­нa­льнo­-c­мыc­лo­вo­e­ зa­вe­ршe­ниe­ прo­извe­дe­ния. Свo­e­o­брa­знo­й
фo­рмo­й финa­лa­, в кo­тo­рo­м пo­двo­дитc­я итo­г вc­e­гo­ дe­йc­твия, являe­тc­я
эпилo­г. Эпилo­г a­нa­лo­гичe­н прo­лo­гу, т.e­., e­c­ли в нa­чa­лe­ c­цe­нa­рия
a­втo­р ввo­дит зритe­ля в мир гe­рo­e­в, знa­кo­мит c­ хa­рa­ктe­рo­м дe­йc­твия,
тo­ финa­л пo­двo­дит o­прe­дe­лe­нныe­ итo­ги, дa­e­т o­цe­нку зa­вe­ршившe­муc­я
дe­йc­твию. Кa­к виднo­, кo­мпo­зиция c­цe­нa­рия клa­c­c­ичe­c­кo­й фo­рмы c­трo­итc­я
нa­ зa­рo­ждe­нии, рa­звитии и рa­зрe­шe­нии кo­нфликтa­. O­днa­кo­ c­цe­нa­рии
кo­нцe­ртнo­-зрe­лищных, кo­нкурc­нo­-игрo­вых прo­грa­мм нe­ прe­дпo­лa­гa­ют
кo­нфликтных c­итуa­ций при c­o­хрa­нe­нии экc­пo­зиции, зa­вязки, кульминa­ции
и финa­лa­.

O­фo­рмлe­ниe­
культурнo­-дo­c­угo­вo­й прo­грa­ммы.

Пo­
c­вo­e­й c­труктурe­ и o­фo­рмлe­нию o­днa­ чa­c­ть тa­кo­гo­ рo­дa­ прo­грa­мм
знa­читe­льнo­ o­тличa­e­тc­я o­т дo­пo­лнитe­льных o­брa­зo­вa­тe­льных прo­грa­мм,
другa­я их чa­c­ть имe­e­т мнo­гo­ c­хo­жих c­ o­брa­зo­вa­тe­льнo­й прo­грa­ммo­й
кo­мпo­нe­нтo­в. Пe­дa­гo­гу, приc­тупa­ющe­му к рa­зрa­бo­ткe­ культурнo­-дo­c­угo­вo­й
прo­грa­ммы, вa­жнo­ знa­ть o­ c­пe­цификe­ e­e­ цe­лe­й и зa­дa­ч, c­o­дe­ржa­ния,
фo­рм и мe­тo­дo­в рe­a­лизa­ции.

O­бщиe­
рe­кo­мe­ндa­ции пo­ рa­зрa­бo­ткe­ культурнo­-дo­c­угo­вых прo­грa­мм
.

O­c­o­бe­ннo­c­ти
цe­лe­й и зa­дa­чкультурнo­-дo­c­угo­вых прo­грa­мм:

Цe­ли
тa­ких прo­грa­мм c­вязa­ны, прe­ждe­ вc­e­гo­, c­ c­o­здa­ниe­м уc­лo­вий для
рa­звития o­бщe­й культуры o­бучa­ющихc­я, рa­c­крытия их твo­рчe­c­кo­й
индивидуa­льнo­c­ти, фo­рмирo­вa­ния пo­лo­житe­льнo­й «Я»-кo­нцe­пции.

Эти
цe­ли мo­гут дo­c­тигa­тьc­я чe­рe­з кo­мплe­кc­ примe­рнo­ c­лe­дующих зa­дa­ч:
рa­звитиe­ твo­рчe­c­ких c­пo­c­o­бнo­c­тe­й и эмo­циo­нa­льнo­й c­фe­ры дe­тe­й;
приo­бщe­ниe­ к o­c­нo­вa­м худo­жe­c­твe­ннo­й, кo­ммуникa­тивнo­й, a­ртиc­тичe­c­кo­й
культуры; фo­рмирo­вa­ниe­ o­пытa­ c­o­циa­льнo­гo­ взa­имo­дe­йc­твия, вe­ры в
c­вo­и вo­змo­жнo­c­ти; укрe­плe­ниe­ здo­рo­вья дe­тe­й; фo­рмирo­вa­ниe­ o­пытa­
o­ргa­низa­ции c­o­дe­ржa­тe­льнo­гo­ дo­c­угa­.

Сo­дe­ржa­ниe­
культурнo­-дo­c­угo­вo­й прo­грa­ммы c­вязa­нo­ c­: приo­бщe­ниe­м дe­тe­й к
культурe­, и бo­лe­e­ вc­e­гo­ к худo­жe­c­твe­ннo­й; o­влa­дe­ниe­м ими пe­рвo­нa­чa­льными
o­c­нo­вa­ми культуры иc­пo­лнe­ния и культуры вo­c­приятия; рa­звитиe­м у дe­тe­й
твo­рчe­c­кo­гo­ мышлe­ния, интe­ллe­ктуa­льных, худo­жe­c­твe­нных и c­пe­циa­льных
c­пo­c­o­бнo­c­тe­й; пo­c­тижe­ниe­м иc­куc­c­твa­ o­бщe­ния, пo­вe­дe­ния,
культуры рe­чи; вo­c­питa­ниe­м гумa­ннo­c­ти, тo­лe­рa­нтнo­c­ти; фo­рмирo­вa­ниe­м
нa­выкo­в c­o­циa­льнo­ приe­млe­мых c­пo­c­o­бo­в o­ргa­низa­ции c­o­бc­твe­ннo­гo­
дo­c­угa­ и дo­c­угa­ c­вe­рc­тникo­в; o­c­вo­e­ниe­м шкo­льникa­ми o­c­нo­в
культуры бытa­ (o­c­o­бe­ннo­ в уc­лo­виях c­o­вмe­c­тнo­й жизнe­дe­ятe­льнo­c­ти
в пe­риo­д лe­тних лa­гe­рe­й, экc­пe­диций, мнo­гo­днe­вных экc­курc­ий, выe­здo­в
нa­ фe­c­тивa­ли, кo­нкурc­ы, c­o­рe­внo­вa­ния).

Тo­
или инo­e­ c­o­чe­тa­ниe­ вa­риa­тивных блo­кo­в, c­o­o­твe­тc­твующих пe­рe­чиc­лe­нным
вышe­ нa­прa­влe­ниям, мo­жe­т c­o­c­тa­влять c­o­дe­ржa­ниe­ культурнo­-дo­c­угo­вых
прo­грa­мм.


c­o­дe­ржa­нии любo­й из них мo­жe­т быть вычлe­нe­нo­, пo­ мe­ньшe­й мe­рe­,
чe­тырe­ рa­здe­лa­, c­вязa­нных c­: приo­бщe­ниe­м дe­тe­й к худo­жe­c­твe­ннo­й
культурe­; вo­c­питa­ниe­м у них культуры o­бщe­ния; фo­рмирo­вa­ниe­м культуры
o­ргa­низa­ции дo­c­угa­; o­бучe­ниe­м их o­c­нo­вa­м культуры бытa­.

O­c­o­бый
рa­здe­л культурнo­-дo­c­угo­вo­й прo­грa­ммы c­o­c­тa­вляe­т хa­рa­ктe­риc­тикa­
кo­нкрe­тных фo­рм e­e­ рe­a­лизa­ции – мe­рo­приятий, чe­рe­з кo­тo­рыe­ прo­грa­ммa­
вo­плo­щa­e­тc­я в жизнь.

O­c­нo­вa­ниe­м
o­днo­й из клa­c­c­ификa­ций мe­рo­приятий являe­тc­я мa­c­штa­б мe­рo­приятия,
фa­ктичe­c­ки o­прe­дe­ляe­мый кo­личe­c­твo­м учa­c­тникo­в.Кa­ждo­e­ из мe­рo­приятий,
иc­хo­дя из o­бщe­й цe­ли и зa­дa­ч прo­грa­ммы, дo­лжнo­ имe­ть c­вo­ю кo­нкрe­тную
(чa­c­тную) цe­ль, рe­шa­ть кo­нкрe­тныe­ зa­дa­чи, быть o­риe­нтирo­вa­нo­ нa­
дo­c­тижe­ниe­ o­прe­дe­лe­нных рe­зультa­тo­в. Другa­я клa­c­c­ификa­ция мe­рo­приятий,
чe­рe­з кo­тo­рыe­ рe­a­лизуютc­я культурнo­-дo­c­угo­выe­ прo­грa­ммы, c­трo­итc­я
в c­o­o­твe­тc­твии c­ трe­мя o­c­нo­вными этa­пa­ми рa­звития личнo­c­ти рe­бe­нкa­
шкo­льнo­гo­ вo­зрa­c­тa­, нa­ кa­ждo­м из кo­тo­рых дo­лжны иc­пo­льзo­вa­тьc­я
прe­имущe­c­твe­ннo­ тe­ или иныe­ фo­рмы дo­c­угo­вых мe­рo­приятий, мa­кc­имa­льнo­
пo­дхo­дящиe­ вo­зрa­c­ту дe­тe­й.

Плa­нируя
любo­e­ дe­лo­, прe­длa­гa­я дe­тям тe­ или иныe­ прo­e­кты, c­лe­дуe­т o­риe­нтирo­вa­тьc­я
нa­ o­бъe­ктивныe­ прo­цe­c­c­ы в c­тa­нo­влe­нии личнo­c­ти. Этo­ пo­мo­жe­т
уйти o­т прo­c­тo­й o­пe­ки нa­д дe­тьми и c­o­здa­ть нe­o­бхo­димыe­ уc­лo­вия
для рa­звития личнo­c­ти рe­бe­нкa­. Принципы, кo­тo­рыe­ дo­лжны быть пo­лo­жe­ны
в o­c­нo­ву мa­c­c­o­вых мe­рo­приятий c­ дe­тьми: инфo­рмa­циo­ннo­й нa­c­ыщe­ннo­c­ти,
эмo­циo­нa­льнo­c­ти, мa­c­c­o­вo­c­ти, a­ктивнo­c­ти, c­a­мo­c­тo­ятe­льнo­c­ти,
диa­лo­гичнo­c­ти, кo­мплe­кc­нo­c­ти, диффe­рe­нцирo­вa­ннo­гo­ пo­дхo­дa­,
прe­e­мc­твe­ннo­c­ти и пo­c­лe­дo­вa­тe­льнo­c­ти приo­бщe­ния дe­тe­й к цe­ннo­c­тям
культуры, мнo­гo­o­брa­зия и вa­риa­тивнo­c­ти вo­c­питa­тe­льнo­гo­ влияния
культурнo­-дo­c­угo­вo­й дe­ятe­льнo­c­ти, фo­рмирo­вa­ния у них o­пытa­ c­o­циa­льнo­гo­
взa­имo­дe­йc­твия, взa­имo­дe­йc­твия рукo­вo­дитe­ля и учa­c­тникo­в.

M­e­тo­ды
o­c­ущe­c­твлe­ния культурнo­-дo­c­угo­вых прo­грa­мм дo­c­тa­тo­чнo­ мнo­гo­o­брa­зны.
B­ зa­виc­имo­c­ти o­т типa­ и c­o­дe­ржa­ния прo­грa­ммы мo­жнo­ иc­пo­льзo­вa­ть:
игрo­выe­ мe­тo­ды; упрa­жнe­ния; o­бc­уждe­ния, c­o­здa­ниe­, прo­игрывa­ниe­
и a­нa­лиз c­итуa­ций; твo­рчe­c­киe­ зa­дa­ния (нa­ внимa­ниe­, лo­вкo­c­ть, c­o­o­брa­зитe­льнo­c­ть,
быc­трo­ту рe­a­кции, лo­гику, эрудицию и т.д.); тe­a­трa­лизa­ции.

Любa­я
культурнo­-дo­c­угo­вa­я прo­грa­ммa­ дo­лжнa­ быть o­риe­нтирo­вa­нa­ нa­ дo­c­тижe­ниe­
o­прe­дe­лe­ннo­гo­ рe­зультa­тa­. B­ кa­чe­c­твe­ o­жидa­e­мых рe­зультa­тo­в
мo­жe­т быть зa­плa­нирo­вa­нo­: o­c­мыc­лe­ниe­ дe­тьми (в рa­мкa­х c­вo­e­гo­
вo­зрa­c­тa­) дo­c­угa­ кa­к цe­ннo­c­ти, e­гo­ знa­чимo­c­ти для рa­звития и c­a­мo­рe­a­лизa­ции
личнo­c­ти; o­c­o­знa­ниe­ дe­тьми c­вo­их вo­змo­жнo­c­тe­й и c­пo­c­o­бнo­c­тe­й,
путe­й и c­пo­c­o­бo­в их рe­a­лизa­ции в c­вo­бo­днo­e­ o­т учe­бы врe­мя;
измe­нe­ниe­ уc­тa­нo­вo­к дe­тe­й нa­ c­пo­c­o­бы и фo­рмы прo­вe­дe­ния c­вo­e­гo­
дo­c­угa­; приo­брe­тe­ниe­ дe­тьми прa­ктичe­c­ких нa­выкo­в o­ргa­низa­ции дo­c­угo­вых
дe­л, умe­ния c­o­дe­ржa­тe­льнo­ и рa­знo­o­брa­знo­ прo­вo­дить c­вo­бo­днo­e­
врe­мя; o­c­вo­e­ниe­ дe­тьми o­c­нo­вных c­рe­дc­тв o­бщe­ния, o­c­нo­в зритe­льc­кo­й
культуры; пo­вышe­ниe­ культуры взa­имo­o­тнo­шe­ний дe­тe­й и их пo­вe­дe­ния
вo­ взa­имo­дe­йc­твии c­o­ c­вe­рc­тникa­ми и взрo­c­лыми; измe­нe­ниe­ a­тмo­c­фe­ры
в клa­c­c­e­, дe­тc­кo­м o­бъe­динe­нии, учрe­ждe­нии в цe­лo­м нa­ o­c­нo­вe­
мa­c­c­o­вo­гo­ учa­c­тия дe­тe­й в c­o­вмe­c­тных дo­c­угo­вых мe­рo­приятиях;
фo­рмирo­вa­ниe­ трa­диций o­брa­зo­вa­тe­льнo­гo­ учрe­ждe­ния.

O­тc­лe­живa­ниe­
рe­зультa­тo­в рe­a­лизa­ции культурнo­-дo­c­угo­вых прo­грa­мм мo­жнo­ o­c­ущe­c­твлять
c­ пo­мo­щью: c­иc­тe­мa­тичe­c­ких нa­блюдe­ний зa­ дe­тьми и фикc­a­ции прo­иc­хo­дящих
в них измe­нe­ний; прo­вe­дe­ния c­o­циo­лo­гичe­c­ких o­прo­c­o­в дe­тe­й и рo­дитe­лe­й;
и т.д.

Тa­ким
o­брa­зo­м, прa­вильнo­ рa­зрa­бo­тa­ннa­я и пo­лнo­цe­ннo­ рe­a­лизo­вa­ннa­я
культурнo­-дo­c­угo­вa­я прo­грa­ммa­ мo­жe­т c­o­дe­йc­твo­вa­ть ввe­дe­нию дe­тe­й
в мир культуры, рa­звитию их твo­рчe­c­кo­гo­ мышлe­ния, приo­брe­тe­нию o­пытa­
c­a­мo­рe­a­лизa­ции в c­o­вмe­c­тнo­й c­o­ c­вe­рc­тникa­ми твo­рчe­c­кo­й д.

Драматургия
культурно-досуговой программы предполагает
дифференцированный подход к аудитории,
изучение ее культурных интересов и
запросов, так как сценарий пишется для
конкретного зрителя. Организация общения
также “закладывается” в структуру
сценария, органично используя приемы
активизации участников программы, где
он, зритель, становится одним из
действующих лиц. И, наконец, еще одна
особенность, занимающая одно из ведущих
мест в ряду особенностей драматургии
культурно – досуговой программы – ее
педагогическая, направленность.
Ориентированный на конкретную аудиторию,
сценарист ставит перед собой определенные
цели и задачи, которые и раскрывает в
формах,
присущих
культурно – досуговой программе. Поэтому
сценарий культурно – досуговой программы
рассматривают как программу педагогического
влияния на аудиторию, формирующую
общественные настроения и сознание
участников.

Можно
выделить и еще одну немаловажную
особенность драматургии культурно –
досуговой программы, когда сценарист
вплетает в драматургическую ткань
организационные моменты, связанные с
вопросами ее подготовки и проведения.
Описывая подробно такие рекомендации,
автор решает целый ряд педагогических
и художественных задач, формируя и
стимулируя интерес к предстоящей
программе, раскрывая возможности и
условия для духовной деятельности и
социального творчества участников и
зрителей.

Любое
массовое зрелище или камерная программа
эстрадное представление или отдельный
номер начинаются с творческого замысла,
в
котором в образной, художественной
форме находят отражение глубоко
осмысленные автором (сценаристом,
режиссером, исполнителем) отдельные
факты или целые явления социальной и
частной жизни человека и общества. На
значимость работы над замыслом
указывал
великий немецкий поэт
и
философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший,
что в любом произведении искусства,
великом или малом, все до последних
мелочей зависит от замысла.

Именно
замысел становится движущей пружиной
в отборе фактов, событий, выразительных
средств, он несет в себе логику сценария
будущего шоу, отдельного номера. Здесь
должны быть отчетливо видны как общий
смысл – тема, идея, содержание, форма, то
есть каркас
сценария, так и его отдельные структурные
составляющие – действующие материализованную
авторскую мысль воздействует на
восприятие зри­телей и уже опосредованно
влияет на реальный мир.

Подчеркивая
решающее значение замысла в творческом
процессе создания сценария, его нередко
сравнивают с архитектурным проектом в
строительстве, в котором предусматривается
целостный образ всего сооружения и
соотношение его отдельных частей,
расчеты его “несущих” конструкций.

В
основе сценарного замысла культурно –
досуговой программы, прежде всего, лежит
правильное определение темы, то
есть тот круг вопросов, о чем автор хочет
поведать, рассказать зрителю. Работая
над замыслом культурно – досуговой
программы, из всего многообразия
окружавших автора жизненных явлений и
всего многообразия свойств каждого из
них он выбирает лишь некоторые. Этот
выбор определяется тем, что сценарист
считает наиболее интересным и важным,
те жизнен­ные явления, которые наиболее
адекватно отражают его мировоззре­ние,
те явления и связи, которые он считает
наиболее важными и ха­рактерными.
Поэтому выбор явления, отображение
связей, в которые они вступают с другими
явлениями, глубоко личностны и
индивидуаль­ны, они зависят от оценки
автора, его мировоззренческой позиции.

Однако,
изображая ту или иную сторону жизни,
тот или иной человеческий характер,
сценарист – заставляет своих героев
действовать

так,
чтобы
в их поступках выявились черты наиболее
существенные и

важные. Через тему
автор доносит главную мысль сценария
до зрителей, поднимая целый ряд вопросов,
волнующих аудиторию, отвечающих ее
интересам, поскольку сценарий культурно
– досуговой программы не пишется
абстрактно, а всегда рассчитан на
определенную

конкретную аудиторию.
Автор обычно знакомится с рейтингом
популярности тех или иных программ,
изучает ее культурные запросы и интересы,
возрастные, образовательные,
профессиональные особенности

аудитории.
Вечные темы смысла жизни и смерти, любви
и ненависти,

войны и мира, власти и
капитала и т.д. становятся основой
творческого

замысла сценаристов, а
раскрытие их носит глубоко
индивидуализированный, авторский
характер.

Определенность
и ясность выбранной темы культурно –
досуговой программы неразрывно тре­бующей
ответа на вопрос “что я хочу сказать
зрителям?!’, “к
каким
общениям он придет,
побывав
на предполагаемой программе? какое
отношение
у него (зрителя) сформируется от
увиденного и услышанного?,
то
есть,
ради чего и с какой целью раскрывается
автором тема и ка­ково будет её
воздействие на зрителя?

Структура
досуговой программы:


Кому адресована программа, какие
потребности удовлетворяет.


Целевое назначение программы, её задачи.


Какие виды досуговой деятельности
включает.


Краткое содержание предлагаемой
досуговой деятельности.


Предлагаемые формы деятельности.


Возможные варианты участия детей в
программе.


Продолжительность программы.


Условия, необходимые для реализации
программы.


Участники – организаторы досуговой
деятельности.


Литература, необходимая для освоения
программы.


Ожидаемые результаты реализации
программы.

Методика
подготовки:

Создание
постановочной группы:

Сценарист
– режиссер;

Художник;

Музыкальный
руководитель;

Осветитель.

Создание
сценария:

1
вариант – социальный заказ;

2
вариант – плановое мероприятие;

Определение
темы (О чем?);

Определение
сверхзадачи (Ради чего?)

Подбор
и исследование материала (художественного
или документального);

Выбор
формы воплощения замысла (концерт, шоу
– программа, конкурсная программа и
др.);

Написание
сценария;

Подбор
выразительных средств (музыка, свет,
костюмы, декорации);

Составление
сметы расходов.

Постановка
мероприятия:

Распределение
обязанностей среди членов постановочной
группы;

Подготовка
декорационного и музыкального оформления,
костюмов;

Реклама
мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные
билеты);

Репетиционный
период (подбор участников и распределение
ролей, расписание репетиций, постановка
концертных номеров).

Проведение
мероприятия (с фиксированием на
видеопленку).

Анализ
мероприятия с использованием отзывов
и видеоматериала.

Этапы
работы над образом ведущего досуговых
программ

Ключевой
фигурой любой досуговой программы, будь
то сюжетная игровая программа,
игра-спектакль или встреча с интересным
человеком, является ведущий. От него
зависит, насколько, данное действо
станет для зрителя ярким, зрелищным,
запоминающимся событием. Ведущий игровой
программы для детей и подростков –
прежде всего педагог. Он формулирует
для себя педагогическую задачу праздника
и реализует её в ходе всей программы. В
этом ведущему помогает образ, который
он создаёт для данной программы.

В
работе над созданием образа прослеживается
несколько этапов:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

D:UsersuserDesktopАттестация педработниковПоляков20191 002.jpg

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств»

Заслушано                                                                 Утверждаю:

на заседании преподавателей                                        И. о. директора

отделения № 2                                                                МБУДО «Сафоновская ДШИ»

МБУДО «Сафоновская ДШИ»                                      ____________ Л. Н. Новикова

Протокол № 1 от 27 августа 2019 г.                              «    »                               2019 г.

                 Согласовано:

Заведующий отделением № 2

МБУДО «Сафоновская ДШИ»

_____________ А. А. Поляков

«     »  августа  2019 г.

ПРОГРАММА

КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составители:

Полякова Е. А., преподаватель,

Поляков А. А., преподаватель

2019 г.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств»

Отделение № 2

Программа  

культурно-досуговой деятельности

Срок реализации программы: длительная

Составители:

Полякова Елена Анатольевна, преподаватель,

Поляков Анатолий Александрович, преподаватель

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи
  3. Ожидаемые результаты и способы их проверки
  4. Современные технологии, формы и методы в работе с детьми
  5. Содержание Программы
  6. Условия реализации Программы
  7. Литература
  8. Приложение 1.
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, с целью обеспечения высокого качества образования, привлекательности его для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности,  образовательное учреждение должно создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность творческой деятельности обучающихся.

Эта деятельность в большой степени реализуется за рамками учебного процесса в свободное от занятий время, тем самым органично включаясь в деятельность досуговую  и реализуясь в различного рода досуговых мероприятиях –  праздниках, концертах, конкурсах, театрализованных представлениях, тематических мероприятиях.

По определению досуг – часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей и отдых,  и дальнейшее развитие личности. Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.

Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время обучающихся видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на их индивидуальность, способствовали здоровому образу жизни. Однако, стоит учитывать, что свободное время, используемое для реализации общественно важных, социально-значимых проектов оказывает и не менее важное воспитательное воздействие на развитие личности. С этой точки зрения формат  культурно-досуговой деятельности определяется исходя из содержания тех или иных мероприятий и их полезности для обучающихся.

В связи с этим проблема  организации свободного времени детей может быть решена в процессе целенаправленной деятельности, неразрывно связанной с воспитанием и  образованием, что возможно при наличии соответствующей Программы, тем самым определяя её актуальность.

Данная Программа предназначена для детей от 6,5 до 17 лет и позволяет организовать досуговую деятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, интеллектуальные и физические способности, самостоятельность. Активное привлечение в досуговую деятельность родителей (законных представителей) позволяет развить и укрепить внутрисемейные связи и традиции. Через познание, просвещение и общение –  формировать направленность личности на социально-значимые нормы и нравственные ценности. 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: 

– создание условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания.

Задачи:

– развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального взаимодействия и ответственности, уверенности в своих возможностях;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

Решение этих задач осуществляется с учетом интересов детей, их уровня развития, возрастных и психолого-педагогических особенностей.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Данная досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата.

Ожидаемые результаты:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел;

– умение содержательно и разнообразно проводить свободное время, использовать свои способности с пользой для себя и для общества;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– формирование традиций образовательного учреждения.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Отслеживание результатов реализации Программы можно осуществлять с помощью:

– систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений;

– проведения опросов детей и родителей;

– бесед с родителями;

– организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике);

– анализа творческих работ учащихся;

– количественных показателей (количество проведённых мероприятий, участников мероприятий, зрителей).

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

В процессе культурно-досуговой деятельности для решения поставленных задач в процессе работы с детьми используются  различные технологии:

– личностно-ориентированные,

– дифференцированного подхода,

– коллективно-творческие,

– здоровьесберегающие,

– информационно-коммуникативные.

В рамках Программы культурно-досуговая деятельность организовывается в форме мероприятий.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации. По определению Е. В. Титовой, характерными признаками такого типа форм являются  – созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Такие мероприятия проводятся как:

– конкурсы (творческих работ, зрительских симпатий)

– концерты (тематические, праздничные)

– экскурсии;

– тематические классные часы

– беседы,

– викторины;

– театрализованные мероприятия

– совместный просмотр с обсуждением (документальных, художественных фильмов, концертов, лекций).

По количеству участников эти мероприятия преимущественно бывают массовыми и групповыми.

В процессе подготовки и проведения мероприятий, обучающиеся, как правило, включаются в различные виды деятельности в зависимости от своих возможностей и уровня сложности мероприятия:

– коммуникативную,

 – познавательную,

– творческую,

         – социально продуктивную,

Обмен мнениями и впечатлениями в процессе подготовки мероприятия и после его окончания происходит в атмосфере сотрудничества, сотворчества, что позволяет активизировать творческие способности обучающихся  и закрепить новые знания.

Подготовка и проведение  культурно-досуговых мероприятий, в зависимости от их формы и содержания осуществляется с использованием определённых методов:

– метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);

– соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);

– метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);

– интерактивные методы (театрализованное представление, сюжетно-ролевая игра – используется для активизации зрителей на праздничных концертах);

– метод импровизации.

Неотделимой частью организованной и спланированной культурно-досуговой деятельности является процесс воспитания. Тактика этого процесса в основе своей имеет ряд ценностных ориентиров, обозначаемых как принципы воспитания. Наиболее значимыми в данном случае являются:

– Принцип информационной насыщенности  обеспечивает приобретение знаний и практических навыков.

– Принцип массовости предусматривает участие в культурно-досуговых мероприятиях всех желающих.

– Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие и объединение общей идеей педагогов и учащихся в подготовке и реализации досуговых мероприятий.

– Принцип общественной направленности воспитания связывает задачи воспитания с процессом обретения  социально значимых качеств. 

– Принцип дифференцированного подхода учитывает возраст,  психологические особенности, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения  личности.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание Программы культурно-досуговой деятельности связано в первую очередь с теми её видами, которые способствуют реализации поставленной цели.  

Э.В. Соколов классифицирует их по группам:

          – праздники – сочетание отдыха и развлечения.

Праздник связывает прошлое и настоящее путем торжественного преображения действительности. Эмоционально насыщенная атмосфера. Возможность открытого выражения чувств.

самообразование – направлено на приобщение к ценностям культуры.

Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.

         – творчество – потребность в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.

Все виды культурно-досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции. Другие –  исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга.

Содержание Программы позволяет в процессе самостоятельной работы вне занятий во взаимодействии обучающихся с взрослыми, друг с другом в досуговое время овладевать предусмотренными в ней знаниями, умениями и навыками:

– приобщением детей к культуре;

– овладением детьми основами культуры исполнения и культуры восприятия;

– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных и специальных способностей;

– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

– формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

         – использованием досуга для реализации социально-значимых проектов;

– освоением основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в многодневных экскурсиях, выездах на фестивали, конкурсы).

Содержание Программы культурно-досуговой деятельности обучающихся реализуется в процессе подготовки и проведения досуговых мероприятий.

Подготовка мероприятия начинается с определения его тематики, актуальности, значимости, цели и задач,  выбора аудитории.

         Следующим этапом является планирование и подготовка сценария.

Количество участников, распределение тематического материала, время репетиций, участие родителей, переговоры с представителями различных организаций с целью сотрудничества, оповещение приглашённых,  иногда поиск спонсоров, а также решение вопросов, возникающих в процессе подготовки – всё это сплачивает коллектив, обучающихся, их родителей, позволяет устанавливать партнёрские отношения с учреждениями образования и культуры.

Этот этап позволяет свободное время наполнить содержанием, смыслом, представить осуществление задуманного, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Успех мероприятия будет зависеть как от совместных усилий, так  и от мотивации и ответственности каждого участника.

Результатом всей подготовительной работы становится не только проведённое мероприятие, но и отзывы гостей, и что не менее важно, мнения самих участников. Обсуждение, обмен эмоциями, впечатлениями, замечаниями создают такую атмосферу причастности и соучастия, которая и формирует привычку наполнять досуг содержанием, сплачивает вокруг общей цели.

Источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами культурно-досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами обучающиеся и их родители. Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведению мероприятий увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом.

3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся

В ходе реализации Программы каждый обучающийся может освоить новые для себя роли – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, оператор, ведущий, член жюри и др.

               Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

– духовно-нравственное

– гражданско-патриотическое

– художественно-эстетическое

– организация каникулярного времени

– работа с родителями.

Все направления деятельности в рамках Программы представляют собой единый комплекс мероприятий для обучающихся и их родителей (законных представителей), среди которых традиционными являются:

– Праздничные концерты (Новогодний, Весенний и Отчётный концерт (с подготовкой сценариев, распределением ролей, элементами театрализации, игр)

– «Культурные каникулы» (просмотр с последующим обсуждением документальных и художественных фильмов, лекций, концертов, мастер-классов).

Помимо традиционных мероприятий в рамках Программы планируются и реализуются социально значимые проекты:

– Концерты (концерты-лекции, концерты-беседы, тематические концерты с подготовкой сценариев), носят просветительский характер, проводятся  с целью пропагандирования музыкального и исполнительского искусства среди детского и взрослого населения – учащиеся и педагоги средней общеобразовательной школы, воспитанники  и воспитатели ДОУ, работники библиотеки, пожилые люди, представители администрации.

– Экскурсии (музеи, видео-экскурсии, викторины-экскурсии), осуществляются с целью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся и предназначены как для обучающихся, так и для целевой аудитории.

– Беседы для детей и взрослых позволяют осуществлять просветительскую, популяризаторскую деятельность, способствуют формированию нравственных ценностей и общности интересов между детьми и взрослыми.

Программа культурно-досуговой деятельности не ограничена конкретными сроками, поэтому в процессе её реализации возможны изменения и корректировки относительно количества проводимых мероприятий.

Эти мероприятия включаются в Календарный план (Приложение 1), который утверждается в начале учебного года.

Таким образом, длительная Программа культурно-досуговой деятельности:

– носит выраженный образовательный и социально-ориентированный характер,

– способствует развитию умений и навыков у детей,

– способствует социальной адаптации и социальной активность детей,

– предоставляет им возможность для самореализации в различных областях творчества в совместном со взрослыми проведении досуга.

  1. ЛИТЕРАТУРА 
  1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. – № 4, 6.
  2. Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51.
  3. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема //Образование и общество. – 2007. – №2. (Интернет-ресурс: education.recom.ru)
  4. Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ // Ключ к успеху. Сборник № 10, с. 276-277.
  5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Периодические издания:

– Журнал «Поем, танцуем, рисуем» –  ежегодная подписка.

– Журнал «Юный художник» – ежегодная подписка.

Приложение 1.

Календарный план

Мероприятие

Цель

Задачи

Количество участников

Период  подготовки и проведения

Концерт  Новогодний

Воспитание культуры использования свободного времени

– развитие познавательной  и творческой активности

– формирование умения выступать в разных ролях

– воспитание бережного отношения к природе

массовое

декабрь

Концерт  Весенний

Создание условий для формирования внутрисемейных связей и традиций

– развитие навыков культуры общения

– развитие уважительного отношения к маме

– воспитание бережного отношения к природе

массовое

февраль-март

Концерт  Отчётный

– развитие творческого потенциала

–  развитие культуры исполнения и культуры восприятия

массовое

апрель-май

«Культурные каникулы»

Формирование кругозора в области искусства

– развитие культуры речи в процессе общения

– развитие навыка формирования собственной позиции

групповое

март

Экскурсии

Создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития личности

– развитие интереса к истории свой страны

– развитие познавательной  активности

массовое

октябрь

Концерты

тематические

Пропагандиро

вание музыкального и исполнительского искусства

– развитие общественной активности

– развитие навыка публичных выступлений перед разной аудиторией

массовое

в течение года по согласованию

Беседы

Формирование общих интересов и нравственных ценностей между детьми и взрослыми

– развитие эстетического чувства

– развитие познавательной потребности по отношению к музыкальному искусству

массовое

II полугодие

Что считать массовым мероприятием

Закон не устанавливает, какие мероприятия относятся к категории массовых. Исходя из практики мероприятие считают массовым, если оно адресовано и доступно неопределенному числу граждан. Общепринято, что массовое мероприятие — это организованная, активная форма деятельности или отдыха большого количества людей в общественных местах, способ удовлетворить политические, культурные, религиозные и другие потребности граждан. Поэтому признаками массового мероприятия можно считать:

— наличие цели;

— большое количество людей;

— организованность действий.

Понятие «массовый отдых» встречается в Законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ. В п. 15 ст. 14 Закона № 131-ФЗ сказано, что условия для массового отдыха жителей поселения создают местные органы власти. Они же обустраивают места массового отдыха. Исходя из положений закона стоит обратиться к местному законодательству, чтобы определить, что относить к категории массовых мероприятий в вашем регионе.

Например, распоряжением мэра Москвы от 05.10.2000 № 1054-РМ «Об утверждении временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве» установлено, что массовое мероприятие — это требующее согласования с органами исполнительной власти разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 08:00 до 23:00 в стационарных или временных спортивных и культурно-зрелищных сооружениях, в парках, садах, скверах, на бульварах, улицах, площадях и водоемах.

Внимание! Проведение массового мероприятия в некоторых случаях следует согласовать с уполномоченным органом исполнительной власти. Проверьте это требование в вашем региональном законодательстве.

Какие бывают культурно-массовые мероприятия

Условно массовые мероприятия делят на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Их отличают назначение, характер, структура, место проведения, у них разная степень влияния на охраняемые законом общественные отношения.

Общественно-политические мероприятия (митинги, шествия, пикетирования, публичные мероприятия, собрания, демонстрации) регулирует Закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ. Порядок проведения религиозных мероприятий (религиозных праздников, траурных процессий, богослужений) предусмотрен Законом от 19.09.1997 № 125-ФЗ. Но в рамках этой статьи мы рассмотрим только организацию культурно-массовых мероприятий.

Культурно-массовые мероприятия можно поделить на культурно-досуговые и информационно-просветительские. Формы мероприятий разнообразны. Наиболее используемые из них представлены в таблице.

Культурно-досуговые мероприятия Информационно-просветительские мероприятия
Праздник — государственный, национальный, традиционный, профессиональный, семейный, города, микрорайона, села, улицы, фольклорный, спортивный Гостиная — литературно-музыкальная, поэтическая, видеогостиная
Вечер — тематический, чествования, отдыха, знакомств, встречи, выпускной, литературный, поэзии, музыкальный, песни Встреча с деятелями культуры, науки, литературы, лидерами общественных организаций
Концерт — тематический, театрализованный, отчетный, сольный Форум
Программа — игровая, шоу, развлекательная, познавательная Конференция
Фестиваль — искусств, кино, народного творчества, национальностей, дружбы Симпозиум, съезд, собрание, круглый стол
Конкурс, смотр — профессиональный, игровой, творческих коллективов Семинар, семинар-практикум, мастер-класс
Бал — выпускной, костюмированный, новогодний, маскарад Лекционное мероприятие, лекторий — тематический, кино-, видеолекторий
Карнавал, шествие, парад, митинг, манифестация Дискуссия, беседа
Народное гулянье, обряд, ритуал в соответствии с местными обычаями и традициями — национальными, семейными, гражданскими Вебинар, видеолекция, курсы дистанционного обучения
Выставка — авторская, художественная, прикладного творчества, фото, народных промыслов, садоводов-огородников, цветов, животных
Ярмарка — традиционная, ремесел, вакансий
Презентация, викторина, лотерея, аукцион
Спектакль Вебинар, видеолекция, курсы дистанционного обучения
Дископрограмма — танцевальная, тематическая, ретро
Демонстрация кинофильмов, видеопрограмм, мультимедийных проектов
Спортивно-оздоровительное мероприятие
Протокольное, корпоративное мероприятие — торжественные приемы, презентации
Представление — театрализованное, цирковое, новогоднее

Перечень форм культурно-массовых мероприятий вы можете самостоятельно расширить или сократить в зависимости от вида учреждения, спроса населения на подобные услуги, вашего государственного (муниципального) задания и от того, какие специалисты есть у вас в учреждении.

При этом помните: если ваше учреждение получает субсидию, в выборе форм мероприятий вы опираетесь на базовый перечень, который содержит гораздо меньше видов работ и услуг. В этом случае вам придется выбирать то, что включено в реестр и что финансирует учредитель. Другими словами, если учредителем выделены деньги на фестиваль, вы можете провести только фестиваль.

С чего начать готовить мероприятие

Соберите рабочую группу. Если за проведение мероприятия отвечает только ваше учреждение, скорее всего, состав рабочей группы либо уже определен внутренними локальными актами, например Положением о художественном совете, либо зависит от разовых поручений наиболее опытным сотрудникам. Как правило, в рабочую группу входят ответственные за:

— подготовку сценария или программы;

— приглашение артистов или других участников;

— рекламу и информационное обеспечение;

— техническое обеспечение;

— создание оформления, костюмов, грима;

— закупку материалов, призов;

— безопасность.

Если в мероприятии участвуют несколько учреждений, определите, за что будет отвечать каждый участник и какие ресурсы предоставит.

На первом заседании рабочей группы уточните цель мероприятия. Подумайте, что будет итогом: финансовая прибыль, увеличение числа посетителей, заинтересованность властей и общественности в деятельности учреждения и т.д. Это поможет вам наполнить мероприятие содержанием и правильно сориентировать ответственных исполнителей. Соотнесите сделанные выводы с целями и задачами учреждения, определенными в Уставе учреждения или Концепции развития.

На основании решений рабочей группы оформите поручение или издайте приказ в случае, если мероприятие является целевым и вы предполагаете, что его посетят 5000 и более человек. В изданном документе закрепите за каждым сотрудником обязанности и сроки выполнения поставленных задач. Предусмотрите ведение протокола заседаний рабочей группы по подготовке мероприятия.

Важно! Поручите сотрудникам сбор документов по мероприятию в отдельную папку: протоколов заседаний рабочей группы, приказов, распоряжений, договоров, инструкций, актов и т.д. Если нет возможности изъять из дела оригиналы нужных документов, поместите в папку копии. Так удобнее контролировать выполнение задач, оценить затраты на подготовку мероприятия — документы будут всегда под рукой. Расформировать папку лучше после того, как мероприятие состоится.

Что учесть на этапе подготовки сценария мероприятия

Распорядитесь, чтобы перед написанием подробного сценария сотрудник предоставил вам сценарный план. Из структуры плана вы поймете, потребуются ли дополнительные ресурсы: кадровые, финансовые, материальные и т.д. Предварительно определите, к кому будете обращаться за дополнительной помощью, на каких условиях вы согласны сотрудничать. Чтобы решать вопросы более детально, дождитесь готового сценария.

На этом этапе начните работу по обеспечению безопасности на мероприятии:

— пожарной;

— антитеррористической;

— физической.

Параллельно займитесь рекламой и приглашением специальных гостей.

Как уведомить органы исполнительной власти

Если мероприятие требует согласования с уполномоченным органом исполнительной власти, действуйте в рамках вашего регионального законодательства.

В каждом регионе установлены свои требования к порядку проведения массовых мероприятий. Обратитесь к распоряжению или постановлению о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий, изданному в вашем регионе.

Правила и порядок уведомления о намерении провести массовое мероприятие в каждом регионе различаются. Вам важно понимать, кому направить такое уведомление и в какие сроки.

В уведомлении обычно указывают следующие сведения:

— название и цель мероприятия;

— форма его проведения;

— объект проведения массового мероприятия (вы указываете конкретные границы территории или адреса проведения мероприятия);

— дата, время начала и окончания;

— предполагаемое количество участников;

— какими формами и методами собираетесь обеспечить общественный порядок, противопожарную безопасности, организовать медицинскую помощь;

— как будете контролировать входящих и выходящих участников и предметы, которые они имеют при себе;

— какие звукоусиливающие технические средства будете использовать на мероприятии;

— как организуете работу стационарных или временных пунктов питания, торговлю сувенирами и другими товарами.

В уведомлении укажите ваши данные как организатора — фамилию, имя, отчество либо наименование организатора, номера телефонов. Укажите дату подачи уведомления и поставьте подпись.

Как рекламировать мероприятие

Даже хорошо подготовленное мероприятие может потерпеть фиаско, если на него не придут посетители. Поэтому, как только будет готов сценарный план, начинайте заниматься рекламой, а правильнее — информационным обеспечением мероприятия.

В учреждениях культуры, как правило, есть специалисты по рекламе или по связям с общественностью или те, кому эта работа вменяется в обязанность. Распорядитесь, чтобы ответственный сотрудник предоставил вам план рекламной кампании или медиаплан. Из плана вам будет понятно, какие потребуются средства, какие рекламные мероприятия вам лучше провести за счет партнеров или волонтеров.

Перед планированием рекламных действий сотрудники должны понимать категорию посетителей мероприятия. Это нужно как для эффективной адресной рекламы, так и для правильной маркировки рекламных материалов знаком информационной продукции.

Информационную продукцию закон определяет как продукцию СМИ, включая интернет-СМИ и сетевые издания, печатные издания,аудиовизуальную продукцию, информацию, распространяемую во время зрелищных мероприятий (п. 5 ст. 2 Закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Учитывайте, что Закон № 436-ФЗ делит информацию на две группы:

— информацию «не для детей» — 18+, в формулировке закона — «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей»;

— информацию, которую можно преподносить «не всем детям» — информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

Всю информационную продукцию нужно маркировать специальным знаком: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Размер знака — не менее 5% площади афиши или объявления. Обратите внимание, что такой же знак надо поместить на входном билете, приглашении, программах, объявлениях на сайте и т.д. (ст. 12 Закона № 436-ФЗ).

Внимание! За нарушение Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию, вас могут оштрафовать на сумму до 30 тыс. руб. (ст. 6.17 КоАП РФ).

От точности понимания своей аудитории зависит и эффективность информационного сообщения. Поэтому ответственные за информационное обеспечение сотрудники должны описать вашего посетителя как можно полнее: где живет, пол, семейное положение, возраст, уровень дохода, чем занимается, его потребности и желания. Дайте задание свести все данные в удобную таблицу. Таблица поможет распределить рекламу по группам аудитории, определить приоритетные каналы коммуникации, доступные большинству потенциальных посетителей.

Используйте все имеющиеся у вас каналы коммуникации:

— информационное сообщение в виде новости, виджета, ссылки и т.п. на сайте учреждения с возможностью забронировать или купить билет;

— информирование в социальных сетях — «Инстаграм», «Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассники», в том числе с возможностью платных сервисов (рекламы);

— e-mail и SMS-рассылки;

— флаеры, афиши, баннеры;

— промоутеры и распространители билетов и пр.;

— объявления в СМИ.

Отнеситесь к расходам на рекламу разумно, ведь она лишь один из многих факторов, влияющих на популярность мероприятия. Чтобы рассчитать рекламный бюджет, прикиньте приблизительный доход от мероприятия и определите, какой процент от каждого рубля дохода вы готовы истратить на рекламу. На практике расходы должны составить не более 5%, иначе мероприятие будет неэффективным.

Планируя работу с аудиторией, не упустите приглашения представителей СМИ и ВИП-персон. Составьте список заранее и передайте его ответственному по связям с общественностью.

Если собираетесь привлечь информационных партнеров, договоритесь с ними, до какого срока необходимо передать к публикации пресс-релизы, как представить информационного партнера на самом мероприятии.

Одновременно дайте задание специалисту обеспечить фото- и видеосъемку мероприятия. Это очень важно, поскольку за более крупными заботами часто упускают такой момент, как формирование архива.

Как обеспечить пожарную безопасность на мероприятии

Проверьте приказы о назначении ответственного за пожарную безопасность. Обычно в учреждении культуры таким ответственным назначают одного из руководителей структурного подразделения. Об этом сказано в п. 1.6 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры РФ (ВППБ 13-01-94), утвержденных приказом Минкультуры России от 01.11.1994 № 736 (далее — Правила). Это может быть заместитель руководителя по хозяйственным вопросам или заместитель по охране труда и безопасности в учреждении.

Поручите ответственному за пожарную безопасность проверить наличие и актуальность необходимой документации:

— инструкции о мерах пожарной безопасности;

— плана эвакуации людей и ценностей.

И план, и инструкция должны размещаться на видном месте (п. 1.16 Правил).

Если ваше учреждение — это музей, картинная галерея или цирк, у вас должен быть план эвакуации экспонатов, животных и других ценностей (п. 1.17 Правил). Мероприятия в этом случае вы можете проводить только в специальном оборудованном помещении (п. 1.18 Правил).

Вместе с ответственным за пожарную безопасность разработайте план мероприятий. Проконтролируйте, чтобы план включал:

— инструктаж с билетерами и гардеробщиками по эвакуации зрителей в случае пожара;

— инструктаж с ответственными и участниками мероприятия;

— проверку помещений, проводки, огнетушителей, системы оповещения о пожаре и т.д.

Если предполагаете использовать готовые декорации, проверьте документы о противопожарной пропитке. Поручите сделать с них копии и поместить в специальную папку с документами о мероприятии.

Если декорации будут изготавливаться специально к событию, организуйте их пропитку противопожарными средствами. Это требование содержит п. 1.25 Правил. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, у которой есть лицензия на деятельность по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений. Выбирайте организации, у которых есть опыт проведения нужных вам работ. Не лишним будет посоветоваться с коллегами — руководителями учреждений культуры: возможно, они уже имели опыт сотрудничества с такими фирмами.

Организуйте пожарный пост на время репетиций и проведения мероприятия: обратитесь с письмом в местный орган противопожарной безопасности (п. 1.25 Правил). В письме укажите точный промежуток времени пребывания поста. Это необходимо для расчета стоимости услуг.

Предупредите ответственного за пожарную безопасность, чтобы пути эвакуации были расчищены, а запасные выходы в случае необходимости легко открывались.

Убедитесь лично, что пожарная безопасность обеспечена по всем требованиям Правил. Сделайте дополнительный контрольный осмотр здания непосредственно перед мероприятием.

Окончание в следующем номере

Добавить комментарий