Фонд культурных проектов «Четверг” рассказывает, как пошагово запустить свой проект в сфере культуры и искусства. Какие вопросы нужно задать себе на этапе планирования, зачем проекту миссия и что такое “поцелуй» — рассказываем с помощью кейса выставки АРТ-ПАМЯТЬ.
Проект начинается с идеи
Это простая, но важная мысль: для хорошего проекта нужна не просто хорошая идея, а идея, на которую вам будет не жалко потратить свое время, энергию и другие ресурсы. Задайте себе вопрос: «Стал бы я делать это бесплатно?» Если ответ — да, значит, вы двигаетесь в верном направлении. Конечно, работать бесплатно не стоит, но такой ответ — это показатель вашей осознанности.
Многие проекты в сфере культуры и искусства — это некоммерческие проекты, их цель не состоит в получении прибыли. Как вы будете привлекать аудиторию, сотрудников и инвесторов, если деньги не являются основной мотивацией для участия в проекте? Для этого нужна яркая идея — уникальная, интересная и в то же время понятная концепция, которая ведет автора и команду проекта в едином направлении. Например, недавно в интервью Юрию Дудю актер Антон Лапенко, звезда социальных сетей и создатель сериала «Внутри Лапенко», рассказал, как получил финансирование от креативного продюсера телеканала ТНТ Вячеслава Дусмухаметова. Он прокомментировал, почему продюсера заинтересовало сотрудничество: «Я увидел в нем человека творческого. Он работает не только за деньги, но еще и за идею».
Идея — первый шаг в работе над проектом. Чтобы продвинуться дальше, нужно трансформировать ее в проект.
Идея есть, что дальше?
Главная задача автора — это превратить свою идею в проект. Он должен соответствовать трем основным свойствам:
1. Иметь определенный временной срок. Проект может длиться три часа, три дня или три месяца. Главное — он должен иметь завершение.
2. Быть уникальным. Что-то должно отличать его от проектов, которые уже существуют, пусть даже небольшая часть.
3. Иметь критерии успеха или неуспеха. Их нужно определить на этапе планирования проекта, чтобы впоследствии вы могли оценить полученный результат.
Как начать работу над культурным проектом?
Первый шаг — это инициирование, то есть создание проекта. В 2019 году Фонд запустил социокультурный проект АРТ-память, в рамках которого мы хотели соединить художников и людей, проживающих в домах престарелых. Такая нестандартная связка стала концептуальным ядром проекта. Нас давно интересовала тема индивидуальной и коллективной памяти, а особенно отражение этой темы в искусстве. Тогда мы столкнулись с вопросом: как именно работать с исторической памятью? И решили связаться с одним из московских домов престарелых, чтобы пообщаться с людьми-свидетелями совсем другого мира и образа жизни.
Мы сразу поставили перед собой задачу — перевести истории этих людей на язык художественного высказывания. Для этого мы пригласили к сотрудничеству художников, работающих с разными медиумами (фотография, инсталляция, графика, видео). На этом же этапе мы определили, какого результата хотим достичь: провести выставку АРТ-память, где будут экспонироваться работы художников. Чтобы добиться поставленной цели, нам нужно было ответить еще на несколько вопросов:
О чем, зачем и для кого проект? АРТ-память — социокультурный проект. Это значит, что центр тяжести, суть проекта, находится между культурной и социальной составляющей. Нашей главной задачей было найти баланс между ними. АРТ-память — это проект, который:
а) исследует феномен памяти через работу с менее социально защищенной группой
б) пытается найти новый художественный язык для такого высказывания.
В этом заключается специфика проекта и его главный вызов. Мы стремились сохранить равновесие: не превратиться в благотворительный проект, но в то же время не заниматься «искусством ради искусства». Как сохранить этот баланс? Во-первых, с помощью позиционирования: на всех платформах Фонда проект обозначен как социокультурный. Мы четко артикулировали, что художники и люди, живущие в доме престарелых, — это равноправные участники проекта. Для названия проекта мы использовали сложносоставное слово, чтобы сразу показать, что АРТ-память — это история про взаимовыгодное сочетание культурного и социального. Финал АРТ-памяти, выставка работ, тоже стал совместным опытом: художники и жители дома престарелых обсуждали экспонаты выставки и делились впечатлениями от проекта.
Мы решили провести еще одну выставку, но уже в культурном пространстве, поэтому договорились о проведении мероприятия на одной из музейных площадок Москвы. Чтобы не отбрасывать в сторону социальную составляющую проекта, мы предложили сотрудничество благотворительному Фонду, который будет представлен на выставке. Тогда посетители смогут не только увидеть произведения искусства, но и включиться в работу над решением социальной проблемы напрямую (например, подписаться на пожертвования или стать волонтером).
Важно:
На этом этапе вы разрабатываете миссию и визию проекта. Миссия — предназначение проекта. Это те пути изменения, которые вы хотите привнести в мир с помощью своей инициативы. Это ответ на вопрос «зачем?». Визия — глобальное видение проекта, то как вы собираетесь менять окружающий мир. Миссия проекта АРТ-память — это исследование феномена исторической памяти через художественные концепты. Визия — сделать это с помощью живой коммуникации с людьми-свидетелями, чтобы создать культурное поле для обмена смыслами.
Каковы цели и предполагаемые результаты вашего проекта? Цель проекта — это то, какие задачи решает ваш проект. Особенность проекта АРТ-память в том, что проект имеет сразу две цели. Первая, художественная, заключается в том, чтобы показать, как искусство работает с темой памяти. Вторая, социальная, состоит в привлечении внимания к теме одиночества жителей домов престарелых и их вынужденной социальной депривации.
Какова базовая концепция проекта в одном предложении? Этот прием позволяет быстро и четко объяснить, зачем вы инициируете проект. Например, для проекта АРТ-память мы сформулировали следующие концепцию: память нуждается в посреднике, этот посредник — искусство. Такая короткая и емкая формулировка помогает определить для себя основной посыл проекта.
Лайфхак:
Пропишите 5 причин для осуществления проекта — в будущем вам будет проще вести коммуникацию и проводить питчинги и презентации проекта. Попробуйте придумать секретный ингредиент проекта. Секретный ингредиент — это элемент проекта, который делает его более интересным, привлекательным и может быть вашим тузом в рукаве во время PR-кампании. Например, в рамках резиденции для художников АРТ-памяти мы провели музыкальный мастер-класс по игре на барабанах. Это позволило участникам найти общий ритм и начать слушать друг друга. Такое мероприятие — интересный и нестандартный инфоповод, который привлек внимание к проекту в наших социальных сетях, а также стал отличительной чертой арт-резиденции.
Еще один полезный прием — подумать о каком-нибудь приятном и неожиданном бонусе, который участники проекта могут получить в знак признательности. Команда Фонда называет этот ход «поцелуем». Так вы демонстрируете внимание и заботу по отношению к вашей команде и другим участникам проекта. Участники АРТ-памяти получили в подарок от Фонда значок в форме голубого троллейбуса — неофициального символа 60-х. Этот значок — мерч АРТ-памяти, который работает как офлайн-ссылка и наружная реклама проекта.
В чем особенность работы над проектом в сфере культуры и искусства?
Создавая культурный проект, вы занимаетесь формированием среды. Одна из главных целей такого проекта — это формирование единого культурного поля и создание в нем новых связей. Как это осуществить? Занимайтесь формированием среды на каждом этапе создания проекта: чем больше таких мини-сред сформировано, тем больше вероятность создать общее высказывание, а значит — тем выше качество всего культурного проекта. Например, в рамках АРТ-памяти мы провели резиденцию для художников, закрытую выставку их работ в доме престарелых и запланировали открытую выставку с параллельной программой — каждое из этих мероприятий само по себе формирует среду, а также решает задачу формирования культурного поля проекта в целом.
Если вы хотите качественно изменить культурную среду своего района, города или региона — расскажите о своей инициативе Фонду «Четверг». Фонд запустил «Акселератор культурных проектов» — это возможность для людей с любым опытом со всех регионов России превратить свою идею в полноценный проект и получить всестороннюю поддержку Фонда. Подача заявок завершится 17 мая, отправить заявку можно по ссылке.
В «Акселератор культурных проектов” входит бесплатная обучающая онлайн-программа, всероссийский конкурс проектов и очная летняя школа для победителей. Они соберутся в Москве, чтобы развивать свои проекты вместе с экспертами в области культурного менеджмента и командой Фонда. Школа “Акселератора» — это недельный цикл лекций и мастер-классов, а также возможность представить свои проекты инвесторам и потенциальным спонсорам.
Как создать социокультурный проект в учреждении культуры
Исследование аудитории, «умная» постановка целей, волонтеры и точечное продвижение – о чем важно помнить при создании социокультурного проекта.
Сегодня организации культуры все чаще включают в свою работу создание социокультурных проектов. Однако не всегда результаты этих проектов соответствуют ожиданиям. Где-то не хватает компетенций, ведь здесь важен опыт проектной деятельности, где-то не хватает ресурсов, а где-то становится важна отчетность, а не полученный эффект.
В этом тексте сформулированы некоторые важные этапы, на которые стоит обратить внимание при создании социокультурного проекта и которые могут помочь тем, у кого мало опыта.
Провести исследование и определить «боль» аудитории
Социокультурный проект обычно направлен на решение какой-либо социальной задачи посредством культуры, поэтому в самом начале важно выявить и сформулировать ту проблему, «боль» конкретной аудитории, которую проект будет решать.
Для этого важно провести исследование или анализ аудитории. Поговорить с посетителями организации, с представителями местного сообщества.
Понять, кто эти люди, чем они живут, что их интересует, что волнует, в чем они нуждаются.
На основе проведенного исследования можно определить и подробно описать целевую аудиторию – для кого будет создаваться проект. Чем конкретнее будет сформулирована эта аудитория – тем лучше. Например, проект создается для трудных подростков, или для пожилых, или для людей с инвалидностью, или для семей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Можно обратиться в некоммерческие организации, которые работают с выбранной аудиторией. Кстати, сотрудники таких организаций тоже могут рассказать полезное о потребностях их подопечных, а им самим об этом проекте.
Сформулировать четкие цели и задачи, чтобы получить лучшие результаты
«Умная» постановка целей не только упростит процесс реализации проекта, но и впоследствии поможет для оценки результатов. К тому же понадобится для защиты проекта на конкурсах грантов или на презентациях для потенциальных партнеров. Целей может быть несколько, и они могут быть связаны в том числе с имиджевыми задачами организации, с привлечением новой аудитории или партнеров.
Для эффективной постановки целей существуют разные методы, информацию о которых можно найти в интернете.
Один из самых популярных – метод S.M.A.R.T., при котором цели расписываются подробно по определенным критериям: конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность по времени. Этот метод позволяет реальнее взглянуть на ресурсы и конкретнее просчитать результаты.
Фото: Afif Kusuma / Unsplash
Продумать формат проекта так, чтобы аудитории было комфортно и интересно
На этапе разработке концепции проекта важно найти форматы и инструменты, которые лучше подойдут для решения поставленных задач и будут удобны и привлекательны для аудитории. Поэтому здесь нужно опираться не только на ресурсы организации, но и на потребности самой аудитории (поможет начальное исследование).
Например, если это инклюзивная лаборатория, направленная на социализацию детей с инвалидностью, — как ее организовать так, чтобы участникам было комфортно и интересно. Здесь нужно подумать и про доступную среду, и про методику (что и как участники будут делать), и про компетентность сотрудников, задействованных в проекте.
Марина Захаренко
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодежи
Социокультурный проект всегда направлен на достижение конкретной цели, он имеет чёткую протяжённость во времени, то есть у него есть начало и окончание, а все действия по реализации должны быть взаимосвязаны между собой.
Практика разработки и реализации социокультурных проектов у Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ) имеет длинную историю. И со временем мы заметили одну проблему — зачастую в библиотеках проектом называют любое направление деятельности или новую форму работы. Именно поэтому в программу учебных курсов нашего методического центра мы включили лекции по проектной деятельности.
Составить подробный план и рассчитать ресурсы
Следующий важный этап – составление плана со сроками и затратами. Как показывает практика, чем подробнее план, тем меньше непредвиденных обстоятельств. Каждый большой пункт должен быть расписан на маленькие подпункты.
Необходимо рассчитать сколько понадобится людей для реализации, какие материалы будут нужны, какое помещения, какие будут траты на продвижение. Что из этого учреждение может взять из собственных ресурсов, а что нужно найти.
После составления плана и проведения расчетов, концепция проекта может видоизменится. Не стоит этого пугаться и держаться за первоначальные идеи, это нормальный процесс корректировки, которая, скорее всего, будет еще не раз.
Найти дополнительные ресурсы: привлечение партнеров, волонтеров, участие в грантовых конкурсах
Существуют грантовые конкурсы, в которых могут участвовать учреждения культуры. Например, такие проводят фонд Александра Светакова «Свет», фонд «Искусство, наука и спорт», фонд Потанина, фонд Тимченко, Президентский фонд культурных инициатив. Если проект проводится совместно с благотворительной организацией, то она может подать заявку на грант для НКО.
Ольга Самсонова
заместитель исполнительного директора по внешним коммуникациям и спецпроектам фонда Александра Светакова «Свет»
Самое важное, на что мы в фонде делаем акцент – исследования. Прежде чем приступать к проектированию, важно понять социальную проблему, с которой организация планирует работать, собрать данные о контексте из открытых источников, изучить целевую аудиторию.
Много ошибок заявители традиционно допускают в самой логике проекта. Цель, задачи, мероприятия проекта, ожидаемые результаты должны быть взаимосвязаны.
Пристальное внимание мы рекомендуем уделять формированию бюджета. Он должен быть не только подробным, но и обоснованным, то есть с подкрепленными коммерческими предложениями, ссылками на сайты поставщиков и другими источниками.
Описывая свои идеи и планы, советуем использовать корректную, дружелюбную лексику, ведь то, как мы говорим, влияет на то, как мы думаем и поступаем.
Сейчас также распространена практика сбора средств через краудфандинговые площадки, например на Planeta.ru, если у данной организации есть такая возможность.
Еще отличный ресурс – это волонтеры. Волонтеры бывают с разным опытом и компетенциями и могут помочь в различной деятельности. Сегодня все больше организаций стараются создавать вокруг себя волонтерские сообщества.
Партнером может быть как крупная компания, так и соседняя организация на районе. Важно понимать, чем они могут быть полезны проекту, а участие в нем — им самим.
Партнеры могут профинансировать как весь проект, так и его часть, за рекламу или в качестве собственной программы по корпоративной социальной ответственности.
Они могут помочь не только финансово, но и другими ресурсами: специалистами, материалами, технологиями, продвижением – все зависит от потребностей проекта. В кризисных условиях кооперация становится настоящей движущей силой.
Фото: Egor Myznik / Unsplash
Полезно будет договариваться с партнерами и об информационной поддержке. Например, если это кафе или фитнес-центр, они могут разместить информацию о проекте на своей площадке и онлайн ресурсах.
Не забыть про продвижение
Немаловажный этап — продвижение проекта. Ресурсы учреждений культуры часто ограничены и не позволяют иметь в штате отделы маркетинга, рекламы и пиара. Как же тогда рассказать о проекте?
Основной лайфхак – работать «точечно». Важно четко ответить на вопрос: что нужно от продвижения и куда нужно идти, чтобы решить именно эту задачу.
Например, если нужно, чтобы целевая аудитория узнала о нем. Тогда нужно искать площадки (офлайн и онлайн), где эта аудитория «обитает». Это могут быть те же некоммерческие организации, учебные заведения, группы в социальных сетях, тематические чаты, партнеры, блогеры, инфлюэнсеры. Здесь также поможет начальное исследование.
Информация о проекте должна быть и на всех внутренних ресурсах учреждения: сайт, социальные сети, афиши, доски объявлений.
К продвижению можно привлекать тех же волонтеров, например, с опытом работы в SMM, медиа, PR, волонтеров фотографов и видеографов.
Частая ошибка – когда организаторы пытаются во чтобы то не стало пробиться в СМИ. Однако во многих случаях это бесполезно, даже если публикация выйдет, потому что может не решить нужную задачу.
Собрать обратную связь и быть готовым доработать проект
После того, как проект запустится, будут первые результаты — отзывы участников. Важно правильно реагировать на обратную связь, даже если она негативная.
Да, скорее всего, уже было потрачено много сил и ресурсов организации, но даже при всем этом результат может быть не таким, как хотелось. К этому нужно быть готовым, сохранять хладнокровие и «гибкость», внимательно отнестись к конструктивной критике, провести анализ и доработать проект, чтобы в конце концов получить положительный эффект.
Фото: Ilya P / Unsplash
Жизнь культуры своим непостоянством напоминает поверхность моря. Волнение возникает внезапно, и полный штиль сменяется чередой бегущих барашков, которые появляются и исчезают буквально на глазах. Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называют проектами, то есть брошенными вперед.
Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе. Откуда берется эта врожденная демонстративность? Суть дела состоит в том, что культурная практика складывается отнюдь не из одних проектов, и не им отводится главное место в государственной культурной политике.
В поле зрения органов управления находится, прежде всего, рутинный процесс культурного производства. Он включает ежедневную текущую работу учреждений культуры и складывается из повторяющихся в определенной последовательности операций: охрана и реставрация памятников, формирование музейных собраний и библиотечных фондов, музейно-экскурсионное обслуживание посетителей, прокат концертов и спектаклей и т.п.
Здесь и открывается простор для всевозможных инструкций, нормативов, форм описания и отчетности. Процесс деятельности учреждений культуры состоит из набора заранее известных процедур и поддается администрированию. Поэтому
ПРОЕКТ В КУЛЬТУРЕ ЯВЛЯЕТСЯ АНТИПОДОМ РУТИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Из оппозиции проект – рутинная деятельность проистекает “революционная” сущность проектов. Они ломают установившийся порядок вещей, давно сложившиеся и освященные традицией процедуры культурной деятельности. Без волн-проектов море культуры превратилось бы в стоячее болото.
Жизнь культурных инициатив и проектов коротка, но именно они отвечают за модернизацию и развитие.
Под определенным углом зрения собственно культурой следует считать только то, что находится на острие, постоянно рождается, а не преподносится в готовом виде. Проекты принадлежат культуре производящей, а не культуре воспроизводящей образцы, нормы, ценности, а, следовательно, стереотипы и стандарты. В любом случае
ПРОЕКТЫ – ЭТО РАСТУЩИЙ СЛОЙ КЛЕТОК КУЛЬТУРЫ.
Если рутинная деятельность фиксирует нижнюю границу проектного слоя культуры, то за пределами верхней границы мы встречаемся с тем, что обозначается словом прожекты. В русском языке не случайно закрепилась антитеза проекты-прожекты. Прожекты – это как бы пародии на проекты, они сохранили форму своих прототипов, но утратили связь с реальностью или заведомо пренебрегли ею. Тем самым прожекты оказались лишенными основания, а точнее обоснования. Итак,
ПРОЕКТ – ЭТО НЕЧТО НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ, НО НЕ НЕСБЫТОЧНОЕ.
Необходимость указанных ограничений продиктована тем, что сегодня само понятие “проект” стало предельно размытым. В угоду моде проектом называют любое телодвижение в культуре, что превратило понятие в подобие товарной марки. Хочешь выгодно продать вещь, – назови ее проектом.
Сетовать по поводу неграмотного употребления понятия вряд ли разумно. В постоянно меняющемся мире, где изменения остались единственной константой, колоссально вырос спрос именно на проекты. Таким образом,
ПРОЕКТ ЕСТЬ РЕАКЦИЯ КУЛЬТУРЫ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
Понятие “проект”, еще недавно подразумевавшее фиксацию основных идей, средств и плана деятельности, заметно расширилось. Дистанция между культурным проектом и его реализацией предельно сократилась, а в ряде случаев вообще исчезла. Проектные начала проникли в саму деятельность, и их слиянию в немалой степени способствовала эфемерная, бумажная, нематериальная природа культурного продукта.
Культура бесцеремонно отняла у техники и сферы производства слово, прежде ассоциировавшееся с точными расчетами. Свою лепту в эту “кражу конца века” внесли и СМИ, упорно именующие проектами любой новый творческий продукт, и шоу-бизнес, выставляющий в качестве проектов готовящиеся в глубокой тайне эстрадные программы, и художники, обретшие, наконец, универсальное определение для своей деятельности в сфере современного искусства. Надо смириться и признать, что
ПРОЕКТ СТАЛ СПОСОБОМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АВТОРА.
Слово переиначили, наделили новыми смыслами, но врожденные признаки проекта остались почти неприкосновенными. Именно они внесли элементы порядка в изначальный хаос свободной, то есть нестандартизированной сферы культурной практики.
К признакам проекта, отличающим его от рутинной деятельности и прожектов, относятся:
- целенаправленность
- целостность
- ограниченность во времени
- инновационность
- коммуникативность
- адаптированность к внешним условиям
Тем, кто всерьез собирается заняться составлением проектов, полезно было бы начать с чтения “Сказки о царе Салтане”, представляющей собой, помимо прочего, великолепное пособие по проектированию. Уже в первых строках пушкинской сказки каждая из трех сестер в невинном разговоре за прялкой представила свой проектный замысел.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, – Первый проект
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир”.
– “Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, – Второй проект
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
– “Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, – Третий проект
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.
Зная события, последовавшие за неосторожно высказанными вслух мыслями, мы можем сделать ряд выводов, касающихся характера постановки цели в проектах.
Первый: цель должна стоить того, чтобы к ней стремиться.
Второй: определение цели является предпосылкой успеха, но не гарантирует его.
Третий: успех зависит от способа достижения цели.
Четвертый: цель должна соотноситься с направлением деятельности и потенциалом, то есть быть реальной.
Пятый: цель и этапы ее осуществления должны быть выстроены в определенной последовательности.
Шестой: достигаемый, в конечном счете, результат должен быть способен развиваться самостоятельно и порождать новые типы деятельности.
Цель у всех сестер была одна – стать царицей, но старшие предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, — никак не соотнесенные с целью.
Фантазия сестер-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню.
Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющую неженатому Салтану решить свои проблемы и непосредственно связанную с царским бракосочетанием.
Все проекты похожи на лестницу, но это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки. Венчание – честной пир – кровать слоновой кости – зачатие – рождение богатыря.
ПРОЕКТ ВСЕГДА СИСТЕМЕН И СОСТОИТ ИЗ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
В нашем примере царь Салтан и не заметил, как сам стал составной частью проекта. Вот почему его отъезд на войну повлек за собой далеко идущие последствия и едва не поставил под вопрос осуществление задуманного.
Фактор ограничения во времени важен не только сам по себе. Он является показателем планируемости работы по осуществлению проекта, дает возможность реализовывать его поэтапно и просчитать сроки “грядущих родин”. Изготовление “полотна на весь мир”, напротив, представляло собой рутинную деятельность в чистом виде. “Пир на весь мир” имел временные границы, но был не более чем одноразовой акцией, после которой, рано или поздно, все снова бы проголодались.
Настоящий проект, хотя и является ответом на внешний запрос, может считаться относительно независимым и самодостаточным, по крайней мере, на стадии реализации.
Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к бесспорным характеристикам проектной деятельности. В действительности все обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, или новым вообще, то есть уникальным. Факт рождения сына в законном браке не представлял собой ничего необычного, а вот появление на свет наследника престола, да к тому же богатыря, содержало ярко выраженный элемент инновационности. На что и купился царь Салтан.
Новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению. Именно этим и занялись позднее родственники князя Гвидона по материнской линии, высмеивавшие смелые начинания на пустынном прежде острове:
“Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызёт…”
Или:
“Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!”
Иными словами, очень многое при определении степени инновационности зависит от интерпретации проектной идеи. К тому же,
ЧЕМ НЕОРДИНАРНЕЕ ПРОЕКТ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТЕПЕНЬ РИСКА.
Поэтому, куда важнее новизны творческий характер замысла. Проектная деятельность пронизана творчеством. Увидеть проблему — искусство, красиво выразить ее словами — тоже искусство, а если еще сформулировать решение проблемы — проект появится на свет сам собой.
Как уже говорилось, проект всегда к кому-то обращен: к руководству, властям, общественности, благотворительным фондам. Эта врожденная коммуникативность объясняется постоянно возрастающим значением внешних факторов и непрерывно усложняющимся социальным контекстом проектирования.
Времена, когда творец создавал нетленные ценности в башне из слоновой кости, давно миновали. Поэтому даже самый некоммерческий проект создается как бы на продажу. На лбу у любой проектной инициативы прямо под сияющей звездой написано:
РЕШИВ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ, Я РЕШУ И СВОИ.
Отсюда проистекает важность для проектов техники коммуникации и партнерских технологий. Подстрелив “злого коршуна”, будущий князь Гвидон кардинальным образом решил для себя проблему обустройства на необитаемом острове. Однако главная его цель – воссоединение семьи – вряд ли была бы достигнута, если бы не корабельщики (доставка информации и продвижение проекта), царевна-Лебедь (главный ресурс и средства реализации) и даже ткачиха с поварихой (сбор и распространение информации о мировом опыте).
Коль скоро главные предпосылки успеха лежат во внешней среде, проект вынужден к ней приспосабливаться. Адаптивность предполагает умение вписываться в определенные рамки, встраиваться в заданный контекст. Самый блестящий проект, игнорирующий это условие, обречен, а его автор наверняка попадет пальцем в небо.
Рамки – это ни что иное, как современные тенденции в развитии общества, обуславливающие, в свою очередь, эволюцию культурных запросов. Становление рынка, развитие гражданского общества, формирование единого информационного пространства – все это не только рамки, но и каналы возможного финансирования проектов.
Князь Гвидон тоже старался привлечь внимание Салтана, действуя поочередно в сферах: градостроительства (“новый город со дворцом”), финансовой политике (белка с золотыми орешками), обороны (“тридцать витязей прекрасных”). Преуспел наш герой, однако, лишь благодаря удачному выбору невесты.
Проектам на роду написана короткая, но славная жизнь. Обычно выделяют четыре фазы полного проектного цикла:
- замысел
- планирование и оформление
- реализация
- завершение.
Конечно, не всем инициативам удается пройти весь путь. Какие-то из них застревают на стадии эмбриона. Встречаются проекты-малолетки, проекты-подростки, с присущими им трудностями переходного возраста. Зрелые проекты часто забывают о своем происхождении, но есть и проекты-матки или метапроекты, порождающие массу себе подобных.
Управиться с разновеликими проектами не просто, и менеджер проекта – фигура на редкость несчастная. Ему надо управлять тем, чего еще нет, и действовать в обстановке непрерывных рисков и неопределенности. Мало того, по мере реализации проект утрачивает свои проектные качества, перестает быть самим собой.
Даже при наличии всех “проектных” признаков культурной инициативе не дано достигнуть четкости проекта технического. Менеджер работает в достаточно расплывчатом поле и имеет дело с постоянно “расползающимся” объектом. Поневоле ему приходится все время оглядываться по сторонам, чтобы понять, какую фазу жизненного цикла проходит “его подопечный”.
Между тем, собрать воедино мысли и действия абсолютно необходимо. Вот почему культурные проекты уже в силу своей аморфной природы предназначены для внедрения информационных технологий.
ИНФОРМАЦИЯ ДАЕТ В РУКИ МЕНЕДЖЕРА ВЛАСТЬ.
Именно власти не хватает менеджеру проектов, поскольку он действует вне системы администрирования. С помощью информации можно управлять проектом, а можно управиться и даже расправиться с ним. Не случайно большая часть сказки о Царе Салтане посвящена усилиям героев, направленным на получение и распространение информации. Им приходится прибегать к разного рода ухищрениям, перехватывать гонца, подменять грамоты, превращаться в муху или комара – и все для того, чтобы войти во всемирную сеть коммуникаций, тогда именовавшуюся молвой.
Сегодня есть кому ответить: “Это чудо знаю я”. Роль Царевны-Лебедь принимает на себя интернет, хотя вопрос: “Но, быть может, люди врут”, – остается.
Область информационных технологий проектна на 90 процентов. Однако значение и роль их не одинаковы в различных культурных инициативах. Если оставить в стороне чисто информационные проекты от баз данных до произведений медиа искусства, то речь должна идти об информационной составляющей культурных инициатив.
Однако информационная составляющая не тождественна информационному сопровождению проектов и не сводится к проявлениям разного рода PR-активности. Подготовка проекта на современном уровне предполагает постоянную компьютерную рефлексию. Поэтому сегодня
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЬ СРЕДСТВО КОНКРЕТИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАГОТОВОК.
В культурных проектах эти технологии обеспечивают:
- доступ к информации;
- взаимодействие партнеров;
- расширение базы проектирования;
- создание новых ресурсов и т.д.
Но, прежде всего, компьютерное обеспечение означает создание пространства проектной коммуникации.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА СЛОЖНОСТИ ПРОЕКТА.
На стадии замысла или формулирования основной идеи особенно велика роль человека творческого, способного угадать проектную потребность, увидеть привычную ситуацию в новом свете, найти нужные слова и мысленно представить еще не существующее как реальность.
Но один ум хорошо, а два – лучше. Поэтому, при разработке проектной идеи, идеальным средством организации деятельности является создание общедоступного сайта. Он позволяет ориентироваться в проблемном поле, собрать и провести ревизию идей, бытующих в рамках определенного социума. Но есть и противоречие:
ИНФОРМАЦИЯ ФИКСИРУЕТ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, А ПРОЕКТ – ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ.
Уже на стадии планирования крайне желательно приступить к разработке компьютерной модели проекта. Компьютерный двойник появляется на свет вместе с самим проектом и должен отражать существенные стороны проектной работы.
Параллельный рост продолжается на стадии реализации, но здесь информационный двойник начинает жить уже самостоятельной жизнью. Он фиксирует результаты и как бы подтверждает значимость каждого проектного действия.
Компьютерный двойник (информационная составляющая) доступен не только участникам проекта. Он растет в полном смысле слова на глазах у заинтересованной части интернет-аудитории. У будущего потребителя возникает чувство сопричастности акту созидания нового культурного продукта. Впрочем, иногда речь может идти и о реальном участии.
Когда проект вступает в стадию реализации, не вредно задаться вопросами, то ли мы делаем и туда ли мы идем. Культурные проекты всегда нетипичны, и для того, чтобы проект незаметно не переродился, необходимо постоянно следить за его исполнением.
С этой целью осуществляется компьютерный мониторинг проекта, включающий контроль и оценку деятельности по его реализации. Информация, постоянно поступающая от всех участников проекта, порой разделенных большими расстояниями, собирается и анализируется менеджером. Анализ информации позволяет отслеживать движение проекта, прокладывать и корректировать проектный курс.
Завершение – очень ответственный момент в жизни проекта, поскольку закончить его гораздо труднее, чем начать. Все интересное, творческое осталось позади, хочется заняться новым делом, а надо доводить проект до ума и “вбивать последние гвозди”.
Преодолеть проектную инерцию помогает перенесение деятельности по совершенствованию на будущее. В рамках поддержки проектов вполне найдется время для коррекции ошибок и разрешения проблем, связанных с функционированием проекта уже как факта культурной реальности.
Однако на выходе, благодаря компьютерной рефлексии проекта, мы получаем уже не один, а два культурных продукта – реальный и виртуальный.
Итак, особое место в жизни проекта принадлежит информационной составляющей. Она должна сопровождать все фазы его развития, но информационный двойник растет быстрее самого проекта и порой норовит стать кукушонком, выбрасывающим из гнезда “родных птенцов”.
Важным в такой ситуации будет не то, чем является проект на самом деле, а то, как он представлен в информационных сетях. Виртуальная реализация культурных инициатив стала сегодня едва ли не главным искушением для авторов проектов.
На межпроектном уровне значение информационных технологий необычайно возрастает. Они обеспечивают дистанционный доступ к культурным ресурсам, позволяют осуществлять мониторинг социокультурной ситуации и, тем самым, содействуют расширению сферы культурного проектирования. Так формируется проектная политика, которую проводят на уровне регионов ресурсные центры, опирающиеся на авторитет и полномочия держателей информации.
Необходимость подобного внешнего или косвенного управления связана с тем, что очень часто проекты высасываются из пальца, выдумываются на пустом месте. На другом полюсе лежат инициативы, представляющие собой позиции годового плана учреждения. Они преподносятся под проектным соусом, но от этого суть дела не меняется.
НАСТОЯЩИЕ ПРОЕКТЫ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ СОЦИУМОМ.
Практика показала, что для проектной деятельности идеально приспособлены саморазвивающиеся структуры, не сопротивляющиеся воздействиям внешней среды, а эволюционирующие вместе с ней. Это могут быть творческие группы, временные коллективы, небольшие фирмы, объединения волонтеров, ассоциации и тому подобное. Этот неинституциональный слой культуры и является средой, порождающей огромное большинство проектов.
Сегодня, во многом благодаря информационным технологиям, одинаковый по ценности культурный продукт производится порой огромными организациями и крошечными группами единомышленников. Культурные инициативы вообще строятся на неиерархическом типе отношений между людьми. Недостающие ресурсы участники проекта черпают извне, выстраивая различные цепочки партнерских отношений.
Выгодно ли заниматься проектной деятельностью в культуре? Всякий руководитель знает, что ничего кроме головной боли и седых волос некоммерческий проект ему не сулит. И все-таки выход есть.
Если разумный проект грамотно реализован, то одним из его результатов будет создание новых ресурсов. Перефразируя известную пословицу можно сказать:
“ОДИН ПРОЕКТ – НЕ ПРОЕКТ, ДВА ПРОЕКТА – ПОЛПРОЕКТА,
ТРИ ПРОЕКТА – ПРОЕКТ”.
Для того чтобы затраченные усилия не пропали даром, необходимо выйти на проектный режим и научиться в нем работать. Это значит последовательно идти от анализа ситуации к целям, от целей к задачам и стратегии, от стратегии – к планам осуществления.
Источник: http://www.future.museum.ru/part01/010301.htm
Роман Викторович Трофимов
Эксперт по предмету «Социальная работа»
Задать вопрос автору статьи
Проектная деятельность в учреждениях культурной сферы – это организационно-управленческая активность субъектов культурной политики, которая направлена на разработку мероприятий, способствующих решению актуальных проблем культуры в условиях определенных временных рамок.
Понятие социально-культурного проекта
В сфере культуры и искусства принято выделять следующие виды деятельности:
- художественное творчество. Сюда входят: литературное творчество, исполнительское искусство, изобразительное и прикладное искусство;
- клубная и развлекательная деятельность: шоу-бизнес, клубная деятельность, аттракционы;
- сохранение культурного наследия: музейное дело, охрана и реставрация недвижимых памятников культуры и истории, библиотечное дело, архивное дело;
- массовое создание и распространение культурных благ: книгоиздание, пресса, телевидение, радио, интернет.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Все учреждения культуры функционируют как соицокультурная деятельность, задача которой сбалансировать деятельность общества и человека благодаря гармонизации и актуализации человеческих взаимоотношений, сохранению профессионального, духовного, научного потенциала.
Управление в социокультурном учреждении – это многосвязное и разноаспектное управление, которое требует координации управленческих решений на разных направлениях деятельности. При этом большая часть управляемых процессов начинается в учреждении и заканчивается за его пределами. Управление учреждением социально-культурной сферы – это управление с обратной связью, обычно через внешнюю среду, где проявляются результаты деятельности этого учреждения, складывается его авторитет и формируется имидж.
Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на эффективность системы управления, является корпоративная культура, которая должна совпадать с общей целью организации.
Поэтому современные менеджеры рассматривают корпоративную культуру в качестве сильного стратегического инструмента, позволяющего направлять усилия всех отделов и каждого сотрудника на общие цели, мотивировать работников на проявление инициативы, обеспечивать хорошую связь с сотрудниками. Традиции организации – один из факторов, формирующих корпоративную культуру. Для того, чтобы эти традиции нашли воплощение, менеджеры разрабатывают график проведения определенных мероприятий. Эти мероприятия называются социокультурными проектами. Они способствуют формированию положительного имиджа учреждения, росту его престижа в обществе. В качестве таких мероприятий выступают: фестивали, выставки, реконструкции исторических событий, торжественные церемонии, театрализованные представления, выпускные балы, PR-акции, тематические вечера и т. д. Главное условие – оригинальность авторской идеи, которая реализуется в соответствии с заявленными целями и задачами.
«Социально-культурный проект» 👇
Замечание 1
Социокультурное проектирование является современным способом развития учреждений культуры.
Проектная культура является результатом творческого и интеллектуального труда, направленного на сохранение и совершенствование отрасли и имеющего конкретное воплощение.
Задачи проектной деятельности
Проектная деятельность – это специфическая форма регулирования социокультурных процессов. Она является способом организации, выявления, увеличения ресурсного потенциала сферы культуры и средством взаимодействия с общественностью, партнерами, органами власти.
Отличительные особенности творческих мероприятий:
- уникальность;
- актуальность;
- новизна;
- адекватность задач сформулированным целям;
- соответствие задач целевой аудитории.
Многие социокультурные проекты имеют форму стратегической программы, которая действует на территории всей страны. Но успешно существуют и самостоятельные проекты, которые реализуются по какому-либо одному направлению из общей программы развития социально-культурной деятельности.
Являясь особой формой организации социально-культурной деятельности, проект является и эффективной современной моделью управления в сфере культуры. Успешно реализованный проект при условии грамотного подхода к информационному содержанию и оформлению может выполнять функцию рекламного инструмента и быть визитной карточкой учреждения. Управление проектами дополняет форму управления организациями и позволяет субъектам культурной политики в ходе сотрудничества воплощать разнообразные творческие идеи.
Управление проектами в социокультурной деятельности
В социокультурной сфере управление проектами является одним из ключевых элементов теории и практики современной социально-культурной деятельности. Как особый вид деятельности социально-культурное проектирование выделяется во второй половине 20 века. Главной причиной этого было широкое использование проектов в коммерческой деятельности, что доказало эффективность в условиях активно развивающейся конкуренции производителей товаров и услуг. Однако в социально-культурной деятельности проекты осуществлялись в отрыве теории от практики и были менее масштабными. Это связано с тем, что коммерческие проекты оценивались только по показателям экономической эффективности, а в социально-культурной деятельности такой подход применялся редко.
Выделению социально-культурного проектирования в самостоятельную сферу деятельности способствовало осознание мировым сообществом глобальных проблем современности. Ранее проектной деятельности была характерна установка на немедленную реализацию проекта. А ведущими факторами успеха считались скорость выполнения работ, наличие материально-вещественных и кадровых ресурсов. В современных условиях успех как достижение цели является недостаточной характеристикой эффективности проекта. Внимание стало уделяться в первую очередь самой постановке цели. Так сложилась новая модель проектирования и новая технология в определении целей проекта: они должны устанавливаться после изучения последствий инноваций для ценностного мира, в рамках которого проект будет реализовываться. Социокультурный проект не должен нарушать равновесие в системе «человек – природа». Этим обусловливается стремление к оптимизации социально-культурной проектной деятельности и постановке ее под контроль не столько государства, сколько общественности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме