Написать 7 квартетов!
Пример : Иванушки интернешенл, MBAND, и т д.
На этой странице находится ответ на вопрос Написать 7 квартетов?, из категории
Музыка, соответствующий программе для 1 – 4 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Музыка. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.
Большинство из нас наивно полагает, что им достоверно известно, что такое квартет. Так ли это на самом деле или мы можем ошибаться? Давайте узнаем достоверное значение данного термина, а кроме того, рассмотрим самые известные в истории музыкальные квартеты.
Что означает “квартет”?
Данное существительное имеет не одно, а сразу несколько трактовок.
Главная из них – тип музыкального произведения, написанного для исполнения на четырех инструментах или четырьмя певцами.
Да, да, именно это и есть правильный ответ на вопрос: “Что значит квартет?”. А более известное всем толкование его, как название вида музыкального ансамбля из четырех человек – является вторичным, образованным от первого. Оно возникло позже, а столь широкую популярность получило с массовым распространением поп-музыки.
Кстати, доказательством того, что значение слова “квартет” (как типа музыкального произведения) первично, служит известная со школьной скамьи басня Ивана Андреевича Крылова “Квартет”. В самом ее начале говорится, что звери “…затеяли сыграть квартет…”.
Происхождение слова
Рассмотрев оба способа толкования того, что такое квартет, стоит обратить внимание на этимологию данного существительного. Итак, как и большинство музыкальных терминов, этот пришел из итальянского языка.
Он был образован от благозвучного слова quartetto, которое, в свою очередь, было заимствовано из латыни (quartus), и переводится как “четвертый”.
В дальнейшем данный термин распространился в других языках, претерпев минимальные изменения.
Например, в английском это quartet, в немецком – Quartett, во французском – quatuor, в польском – kwartet, в чешком – kvartet и т.п.
Виды
Разобравшись с тем, что такое квартет, и узнав этимологию данного существительного, стоит рассмотреть его разновидности.
Если речь идет о типе музыкального произведения, то выделяются такие его виды.
Однородные. Такие пьесы предназначены для исполнения инструментами одного типа. В теории их может быть много. Однако на практике чаще всего музыкальные произведения создаются для таких сочетаний:
- Струнный квартет. Он состоит из двух скрипок, виолончели и альта. Кстати, именно его намеривались сыграть персонажи вышеупомянутой басни.
- Квартет для духовых инструментов. Распространено сочетание – фагот, гобой, флейта и кларнет.
- Саксофонный квартет. Возник сравнительно недавно. В отличие от вышеупомянутых однородных видов, он полностью состоит из саксофонов, правда разного строя. Чаще всего это: сопрано, альт, тенор и баритон. Хотя встречаются и другие комбинации.
Смешанные. Как понятно из названия, такие квартеты исполняются музыкальными инструментами разного типа:
- Одно из самых известных сочетаний – это фортепиано, виолончель, альт и скрипка (называется “фортепианный”).
- Если же в таком же составе место пианино занимает флейта, такой смешанный квартет и именуется “флейтовым”.
- Менее распространенный – гобойный квартет. В нем главную партию исполняет гобой, а три скрипки служат ему поддержкой.
- В джазовых ансамблях чаще всего квартетные произведения рассчитываются на саксофон, фортепиано, контрабас и какой-то из ударных инструментов.
- Что касается рока и поп-музыки, то большинство их песен предназначены для сочетания трех инструментов (гитара, бас-гитара и ударные), а также вокала.
Стоит обратить внимание, что вокальное исполнение в квартете приравнивается к одному инструменту (так как для него в партитуре предусмотрена отдельная партия). И если один из исполнителей не только поет, но и одновременно играет на чем-то, то такое произведение – это уже квинтет (пять партий), несмотря на участие в нем четырех человек.
Самые известные квартеты
Мы разобрались, что такое квартет и каковы его разновидности (как музыкального произведения), давайте теперь рассмотрим самые известные музыкальные коллективы такого рода.
Прежде всего, это легендарная “Ливерпульская четверка”, которая подарила миру лучшую песню ХХ в. – Yesterday. Речь идет о британской группе The Beatles, в которой играли Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр.
Еще один культовый ансамбль – это Queen с фронтменом Фредди Меркьюри. Стоит отметить, что в разные годы вместе с этой группой играли различные музыканты, поэтому далеко не всегда она являлась квартетом.
Как это ни странно звучит, но судя по всему в ХХ в. именно Великобритания была родиной самых известных рок-ансамблей. Ведь помимо перечисленных, еще одной культовой британской четверкой является группа Led Zeppelin. Она прославились не сколько текстами (как предыдущие две), сколько своей музыкой, став фактически прародителем такого направления, как хэви-метал.
А вот шведский квартет ABBA (Агнета Фэльтског, Анни-Фрид Лингстад, Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон), наоборот, получил известность благодаря мелодичным композициям и трогательным текстам на английском языке.
Российский комический Театр “Квартет И”
Рассматриваемое существительное также входит в название популярного московского театра “Квартет И”. Хотя сегодня его состав значительно больше, начиналось все именно с четверки артистов – Ростислава Хаита, Леонида Бараца, Камиля Ларина и Александра Демидова.
Особую популярность они приобрели благодаря целой серии остроумных пьес, на основе которых снято несколько известных кинофильмов.
Самые успешные из них это “День выборов”, “День радио”, “О чем говорят мужчины”, “О чем еще говорят мужчины” и минисериал “Квартет И по Амстелу”.
Кстати, в феврале 2018 г. планируется выход еще одной ленты с участием зажигательной четверки – “О чем говорят мужчины. Продолжение”. Будет ли она так же хороша, как предыдущие их проекты? Скоро узнаем.
Что такое «Квартет»?
Не исключено, что многие из вас знают
слово «Квартет» только из басни Крылова. Но, между прочим, для тех, кто
по-настоящему любознателен, это даже не очень мало. Что можно узнать, прочитав
басню?
Во-первых, что квартет – это какой-то коллектив
из четырёх участников. Ведь пятое действующее лицо басни – Соловей – не
принимает участия в музыкальных упражнениях собравшихся «на лужке под липками».
Об этом же нам говорит и само название: латинское слово «кварта» означает
«четыре».
Во-вторых, ясно, что эти четверо – музыканты, вернее, они воображают себя
музыкантами. Значит, это музыкальный коллектив. Но и это ещё не всё.
Давайте-ка вспомним, при помощи каких музыкальных инструментов собирались
незадачливые музыканты «пленять своим искусством свет»?
Достали нот, баса, альта, две скрипки…
Две скрипки – это совсем понятно. Альт –
это та же скрипка, только побольше, и звук у альта несколько другой – более
матовый, более тусклый. Остаётся узнать, что такое бас. Ну, тут вы должны мне
поверить, что так Крылов называет виолончель, а вовсе не контрабас, как думают
некоторые. Хотя действительно этот громоздкий, большой инструмент, с низким и
каким-то медлительным, неповоротливым звуком очень подошёл бы неуклюжему Мишке,
но контрабас никогда в состав струнного квартета не входит. Басом же Крылов
называет виолончель потому, что в квартете – это самый низкий, басовый
инструмент.
Добавить остаётся только то, что такой вид
квартета музыканты называют струнным, в отличие от других, которые можно
составить, например, из медных или деревянных духовых инструментов.
Кроме того, существуют ещё квартеты
вокальные, то есть состоящие из четырёх певцов, с разными по высоте голосами:
два высоких голоса (например, два тенора), один – пониже (баритон) и, наконец,
самый низкий – бас. Видите, сколько мы уже узнали, прочитав только начало
басни. Не найдём ли мы в ней ещё чего-нибудь для нас интересного.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка:
«Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».
Очевидно, пронырливая и любопытная
Мартышка слышала краем уха, что рассаживаться нужно как-то по-особому. Вот и
предложила:
«Ты с басом, Мишенька, садись против
альта,
Я, прима, сяду против вторы», – и конечно, всё перепутала.
Настоящий струнный квартет обычно
располагается так: «прима и втора» (то есть первая и вторая скрипки) помещаются
рядом; альт против первой скрипки, а рядом с ним – виолончель. При таком
расположении инструментов и квартет звучит лучше всего, и музыканты хорошо
слышат друг друга, а это очень важно для хорошего исполнения музыки.
Вполне вероятно, что при «раздорах и
спорах» горе-квартета кем-нибудь был предложен и правильный вариант, но у
Крылова об этом ничего не сказано, да это и не важно – всё равно бы не помогло.
Зато сказано другое, и это уже очень существенно:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Да, так отчитать невежд мог только
настоящий музыкант. И этим музыкантом был… Думаете, Соловей? В том-то и дело,
что не только Соловей. Сам Крылов. Великий баснописец был очень хорошим
музыкантом и, что особенно для нас важно, больше всего любил играть в квартете.
Современники вспоминают, что обычно он
брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным,
ведущим в этом составе, всё же именно Крылов часто оказывался как бы
руководителем квартета. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не
прислушаться, его тонкому музыкальному вкусу нельзя было не доверять.
Теперь вы, конечно, понимаете, что
сведениям о струнном квартете, которые мы получили, прочитав басню, тоже нельзя
не верить. Перед тем как перейти к музыке, мне бы хотелось сказать вам ещё
одно.
Помните, в нашем первом разговоре о
камерной музыке я сказала, что так называется музыка, написанная для небольшого
количества исполнителей. До сих пор мы знакомились только с камерными
произведениями, которые исполняет один человек (пианист) или два (певец и
аккомпаниатор). Теперь настало время познакомить вас с выражением «камерный
ансамбль».
Слово «ансамбль» – французское. Буквально
оно переводится так: «вместе». Иными словами, оно означает как раз не то, что
получалось у участников крыловского квартета. Они-то вряд ли составляли
ансамбль. Ну, поскольку вы знаете, что такое квартет, вы легко догадаетесь, что
такое трио, и слово «дуэт» вас тоже, наверное, не испугает. Так вот, квартет,
трио, дуэты – всё это называется камерными ансамблями.
Существуют также квинтеты, секстеты (от
слова «квинта» – «пять», и «секста» – «шесть») и другие ансамбли с большим
количеством участников и различным составом инструментов или голосов.
Александр Бородин. Квартет № 2
Камерно-инструментальное творчество
Бородина невелико по объёму, как и романсное. Однако и ему композитор придавал
немалое значение. «Я глубоко убеждён, – писал он в период работы над первым
квартетом, – что камерная музыка представляет одно из самых могучих средств для
развития музыкального вкуса и понимания».
Для самого Бородина камерные
инструментальные пьесы и ансамбли в годы юности явились хорошей школой, в
которой вырабатывались его музыкальный стиль и композиторская техника. Занятия
камерной музыкой отвечали интересам Бородина к классическим музыкальным жанрам
и формам. Вернувшись к этой области музыки в зрелом периоде, он создал
произведения, которые стоят в одном ряду с лучшими образцами его творчества.
Таковы, прежде всего его два квартета и «Маленькая сюита» для фортепиано.
Жемчужиной русской камерной классики XIX
в. является Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина – вдохновенное лирическое
высказывание. Чувства, выраженные музыкой, поражают чистотой и возвышенностью.
Лирике Бородина, при её мягкости и задушевности, свойствен светлый,
жизнерадостный колорит. Квартет посвящён жене композитора – чуткому и
отзывчивому другу, помощнику, прекрасной пианистке – Екатерине Сергеевне
Бородиной.
Итак… В центре сцены стоит четыре пюпитра
и четыре стула для музыкантов.
Два скрипача сели рядом. Против первой
скрипки – альтист, против второй – виолончелист. Пробуют, проверяют в последний
раз перед началом свои инструменты.
Итак, перед нами квартет. Это нам уже
понятно. Но вот дальше уже начинается непонятное. Произведение, которое они
будут исполнять, тоже называется «Квартет». Просто квартет и ничего больше.
Значит, название и на этот раз нам не поможет. Даже если я скажу, что будет
исполнен Второй квартет композитора Бородина, яснее вам от этого не станет.
Снова придётся слушать так же, как прелюдии Шопена, не зная, о чём будет
рассказывать музыка. Впрочем, погодите…
Заглянув в программу концерта, мы увидим,
что квартет состоит из четырёх частей. Первая часть никак не называется. Вместо
названия стоит просто указание темпа – аллегро модерато, то есть не особенно
быстро. Вторая часть называется «скерцо», третья – «ноктюрн», четвертая – снова
без названия. Обычно называют последнюю часть финалом.
«Скерцо»- это значит «шутка», а
«ноктюрном» называется произведение, музыка которого создаёт образы ночи,
«ночная музыка». Вот видите,- значит, всё-таки хотя бы о двух частях мы с вами
что-то знаем. Смотрите, музыканты подняли смычки. Начинается Второй квартет
Бородина.
…Мягко запела виолончель. Сколько
обаяния, сколько изящества в этой песенной, полной грациозного движения
мелодии! Бережно, любовно приняла от виолончели эту мелодию скрипка, и музыка
зазвучала светло и прозрачно. Затем снова, но уже низким, бархатным голосом её
пропела виолончель и опять подхватила, понесла по залу звонкая скрипка. Голоса
скрипки и виолончели пока ещё нигде не сливаются, они, словно соревнуются друг
с другом, кто красивее разовьёт, распоёт эту мелодию. И трудно отдать кому-то
предпочтение: каждый голос хорош по-своему. Вторая скрипка и альт аккомпанируют
– мягко вплетают свои голоса, словно боятся каким-то неосторожно взятым звуком
нарушить очарование пленительной мелодии. Это первая тема, первый музыкальный
образ квартета.
Вторую тему начинает скрипка. Музыка более
живая, чуть кокетливая, словно украшенная изящными орнаментами. Эта тема так же
песенна, как и первая. Та же мелодичность, то же обаяние. Вся музыка первой
части наполнена ласковой радостью, светом. То одну, то другую тему поют голоса
скрипок, альта, виолончели. Они звучат по отдельности, сливаются в дуэте, в
трио… Но вот последний раз скрипка и виолончель пропели вторую тему – и
вступает альт. Он как бы останавливает это грациозное движение музыки. Тема
альта – словно сказанная кем-то фраза. Не спетая, а именно сказанная. Ещё раз
промелькнули кусочки, отрывочки первой темы… и всё кончилось. Удивительно
жалко расставаться с этой прелестной музыкой!
Но начинается вторая часть, и мы уже в
плену у новых музыкальных образов. Музыка шутливая, однако такая же изящная и
нежная, как в первой части. Шаловливо, словно подтанцовывая, бежит лёгкая живая
мелодия. Ведёт первая скрипка, остальные инструменты вплетают в этот лёгкий бег
свои голоса.
Новый образ – чудесный вальс. Гибкая
мелодия словно покачивается на волнах аккомпанемента, она движется более
медленно, более плавно, чем первая. А первая, кажется, снова начинает свой
шаловливый бег. Так и есть, мы снова слышим первую тему, первую мелодию скерцо.
Скерцо – шутка. И действительно, вся
музыка этой части – это милая и добрая шутка, светлая, радостная шалость. Так
радуются и шутят только очень юные, очень чистые и хорошие люди. Исполнители
опустили смычки, скерцо кончилось.
Сегодня на уроке мы продолжим рассматривать тему четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Мы уже говорили на прошлых уроках, что без музыки не было бы многих сказок, рассказов, стихотворений. Но музыка звучит не только в сказках, но и в баснях.
-
Что такое басня?
-
Что такое «эзопов язык»?
-
Зачем нужен в басне эзопов язык?
-
Каких баснописцев вы знаете?
-
Какие вы знаете басни, где музыка – главное действующее лицо?
(Отрывки из басен: учитель читает, а дети угадывают, из какой басни отрывок. Последним звучит отрывок из басни «Квартет»)
ОТРЫВКИ ИЗ БАСЕН.
Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!
(ВОРОНА И ЛИСИЦА)
Сосед соседа звал откушать; но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил и заманил к себе соседа певчих слушать.
Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова, и у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало и закружилась голова.
«Помилуй ты меня, – сказал он с удивленьем, –
Чем любоваться тут? Твой хор горланит вздор!» –
«То правда, – отвечал хозяин с умиленьем, –
Они немножечко дерут; зато уж в рот хмельного не берут,
И все с прекрасным поведеньем.»
А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей.
(МУЗЫКАНТЫ)
Осел увидел Соловья и говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал
Защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал и томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
(ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ)
Какой-то смолоду Скворец так петь щегленком научился,
Как будто бы щегленком сам родился.
Игривым голоском весь лес он веселил,
И всякий Скворушку хвалил.
Иной бы был такой доволен частью;
Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, –
А Скворушка завистлив был к несчастью, –
И думает: «Постойте же, друзья, спою не хуже я и соловьиным ладом».
И подлинно запел, да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел, то верещал козленком,
То не путем мяукал он котенком.
И, словом, разогнал всех птиц своим пеньём.
Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том?
Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем.
(СКВОРЕЦ)
Поймала Кошка Соловья, в бедняжку когти запустила,
И, ласково его сжимая, говорила:
«Соловушка, душа моя! Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
Хотела б очень я сама тебя послушать.
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;
Не бойся, не хочу совсем тебя я кушать».
Меж тем мой бедный Соловей едва-едва дышал в когтях у ней.
«Ну, что же? – продолжает Кошка, – пропой, дружок, хотя б немножко».
Но наш певец не пел, а только что пищал.
«Так этим – то леса ты восхищал! –
Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:
Посмотрим, на зубах каков ты будешь вкусен».
Сказать ли на ушко яснее мысль мою?
Худые песни Соловью в когтях у Кошки!
(КОШКА И СОЛОВЕЙ)
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» –
«А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» –
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова». –
«А ты, красавица, божусь, лишь только замолчишь,
То жду я, не дождусь, чтоб начала ты снова…
Тут Воробей, случась, промолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, –
Всё ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
(КУКУШКА И ПЕТУХ)
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!»
(КВАРТЕТ)
А ведь квартет – это музыкальное слово.
-
Как вы думаете, что такое квартет?
Слово квартет произошло от латинского слова «квартус» – четвертый. Но у слова квартет несколько понятий. Прежде всего, квартет – это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре музыканта. Бывает струнный квартет, где все инструменты – струнные; фортепианный квартет – для скрипки, альта, виолончели и фортепиано; бывают квартеты для духовых инструментов. Остальные сочетания инструментов встречаются реже.
Давайте и мы сейчас попробуем создать квартет.
(На столе у учителя несколько музыкальных инструментов, дети выбирают по четыре инструмента и пробуют играть).
Но квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре музыканта, а у нас музыка не получается.
– Почему?
Послушайте, как русский баснописец Крылов описывает такую ситуацию, как у нас, в своей басне «Квартет».
-
Какие инструменты участвуют в этом квартете?
Звучит басня «Квартет» в записи.
-
О каких музыкальных инструментах говорил в своей басне Крылов?
Совершенно верно. Именно для таких струнных квартетов, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель, композиторы часто сочиняли музыку и в прежние времена, и в наши дни. Струнные квартеты сочиняли Моцарт, Бетховен, Шуберт, Григ, Глинка, Бородин, Чайковский.
Но квартет – это не только музыкальное произведение для четырех исполнителей, это еще и название самого произведения. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент «Квартета» русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.
Звучит мелодия «Квартета» Александра Порфирьевича Бородина.
-
Для каких музыкальных инструментов написан «Квартет» Бородина?
-
На что похожа музыка «Квартета» Александра Порфирьевича Бородина? О чём она рассказывает?
-
А как вы думаете, четыре певца – это квартет или нет?
Давайте посмотрим мультфильм про четырёх лягушат, которые решили стать музыкантами.
Просмотр мультфильма «Квартет «Ква-ква»
http://mults.spb.ru/mults/?id=2408#cook
Сегодня мы с вами разучим песню, которая так и называется «Квартет лягушек». (Ноты песни ниже в конспекте урока)
(Учитель раздает слова песни и разучивает её с детьми)
КВАРТЕТ ЛЯГУШЕК.
(из кинофильма «Золотой цыпленок»)
Музыка Е. Крылатова, слова В. Орлова
-
Взобрались четыре лягушки на кочку
И каждая пела себе в одиночку.
Ква-ква, ква-ква…
-
Ах, как хорошо бы нам петь было хором,
Сейчас я попробую стать дирижером.
Ква-ква, ква-ква…
-
Теперь мы поем и танцуем квартетом
И наше «ква-ква» повторяем при этом.
Ква-ква, ква-ква…
-
Побывав сегодня на уроке музыки, как вы ответите на вопрос: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Итог урока, оценки.
Спасибо за внимание. До следующей встречи.
Урок
26
Тема.
Квартет. Урок обобщения знаний.
Цели.
Ознайомит, и с особенностями жанра квартета и его характерными признаками как
жанра камерно-инструментальной музыки, рассмотреть разницу между жанром
квартета и музыкальными произведениями, что выполняется инструментальным
квартетом, ознакомить учащихся с авторами и исполнителями квартетов, обобщить
знания учащихся по теме «Камерно-инструментальные жанры».
Развивать
умение учащихся внимательно слушать камерно-инструментальную музыку и находить
на слух характерные признаки жанра квартета, давать характеристику средствам
музыкальной выразительности произведения, развивать умение выражать свои
музыкальные впечатления от прослушанного произведения, развивать умение
исполнять песни, в ходе конкурса на лучшее исполнение произведений и умения
учащихся определять музыкальные произведения с музыкальными темами, различать
песни по вступлению.
Воспитывать
интерес к слушанию классической камерно-инструментальной музыки и исполнения
детских песен украинских композиторов.
Тип
урока: комбинированный, урок обобщения знаний по теме.
Оборудование:
музыкальный инструмент, проигрыватель, мультимедийная доска, иллюстрации к
музыкальному произведению и песне или мультимедийная презентация, портреты
композиторов Б. Лятошинского и И. Штрауса.
Основные
понятия для усвоения: характерные признаки жанра квартета, история развития
жанра, композиционное строение (форма) квартета.
Произведения,
изучаемые на уроке:
•
Б. Лятошинский. Квартет №2 для двух скрипок, альта и виолончели, тв. 4, 4.
Allegro molto.
*
Й. Штраус. Полька «Гром и молния» в исполнении струнного квартета.
Ход
урока
1.
Вход под музыку Б. Лятошинского. Организационный момент. Мотивация к обучению.
2.
Музыкальное восприятие. Б. Лятошинский. Квартет №2 для двух скрипок, альта и
виолончели, тв. 4, 4. Allegro molto.
3.
Анализ музыкального произведения.
1.
Расскажите об особенностях звучания квартета. Опишите характер музыки.
2.
В исполнении каких музыкальных инструментов прозвучало произведение?
3.
Назовите тип квартета как ансамбля исполнителей.
4.
Какие средства выразительности произведения вам удалось распознать?
5.
Расскажите о своих впечатлениях от произведения.
4.
Беседа об истории развития жанра квартета.
Вспомним,
как зависит название исполнителей любого музыкального произведения в
соответствии с количеством музыкантов-исполнителей.
Вы
уже знаете, что ансамбль из двух исполнителей (вокалистов или
инструменталистов), — это дуэт, трое исполнителей образуют трио, а четверо —
квартет. Камерный ансамбль из пяти исполнителей традиционно называют квинтетом,
из шести — секстетом, из семи — септетом, из восьми — октетом. Такие же
названия имеют и музыкальные произведения, написанные для соответствующего
количества исполнителей.
Поскольку
мы только что слушали квартет, рассмотрим его как музыкальное произведение для
четырех инструментов подробнее.
Среди
жанров камерных ансамблей преобладает струнный квартет, во второй половине
XVIII в. заменивший господствующую тогда трио-сонату. Выдающиеся произведения
этого жанра написали венские классики — Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен.
их квартеты созданы в форме сонатного цикла, которая впоследствии стала
традиционной. В романтическую эпоху следует особо отметить квартеты Ф. Шуберта.
В
конце XIX-начале XX в. в струнных квартетах используют лейтмотивный принцип
(одна тема является главной в произведении), важное значение придают
красочности, образности, колористической гармонии (П. Чайковский, С. Танеев, Э.
Григ, К. Дебюсси). Глубокий психологизм, напряженная экспрессия, проявление
новых возможностей инструментов и их сочетаний присущи квартетам Д. Шостаковича
и Б. Бартока.
Жанр
фортепианного квартета был самым популярным в классическую эпоху (В. А.
Моцарт), позже композиторы обращались к этому жанру редко.
В
украинской музыке самые известные произведения этого жанра принадлежат Б.
Лятошинскому (пиять квартетов), В. Сильвесгрову («квартет-пик – коло»), Ю.
Ищенко.
5.
Новый материал для усвоения. Беседа с учениками о композиторе-авторе
украинского квартета.
Борис
Николаевич Лятошинский (1894-1968)
Украинский
композитор, дирижер и педагог, один из основоположников модерного направления в
украинской музыке. Неоднократный член жюри международных конкурсов и активный
участник руководящих органов Союза композиторов Украины и Киевской
консерватории. Автор опер, сочинений для хора с оркестром, сочинений для
симфонического оркестра, пьес для духового оркестра, фортепиано с оркестром и
т.
Музыкальный
словарик
Квартет
— музыкальное произведение для четырех инструментов или вокальных голосов,
обычно написанное в сонатной форме.
6.
Музыкальное восприятие. И. Штраус. Полька «Гром и молния» в исполнении
струнного квартета.
7.
Анализ музыкального произведения.
1.
Опишите характер прослушанной музыки.
2.
В исполнении каких музыкальных инструментов прозвучало произведение?
3.
Сравните произведение И. Штрауса с произведением Бы. Лятошинского. Подумайте, в
чем заключается разница между жанром квартета и исполнением любого произведения
инструментальным квартетом.
8.
Проведение викторины «Подбери мелодию».
По
представленным иллюстрациям узнайте музыкальные произведения, которые мы
слушали на уроках, и назовите фамилии их авторов. (Созерцание иллюстраций к
музыкальным произведениям, которые дети слушали в течение четверти).
9.
Проведение конкурса «Лучший исполнитель».
По
иллюстрациям вспомните песни, которые мы изучали на уроках, и выполните их под
фонограмму вместе с друзьями. Посоревнуйтесь, кто из вас споет самое лучшее.
10.
Проведение конкурса «Знатоки музыкального искусства».
Ответьте
на разноуровневые вопросы:
2
баллы
• Музыкальное произведение циклической формы (обычно из трех или четырех
частей) для одного или нескольких инстру-ментов — это: а) соната; б) этюд; в)
скерцо.
*
Музыкальная форма, в которой неоднократное (не менее трех) проведение главной
темы (рефрена) чередуется с отличными друг от друга эпизодами, — это: а)
скерцо; б) рондо; в) ноктюрн.
*
Лирическая напевная пьеса, содержание которой связано с ху-дожными образами
ночи, — это:
а)
рондо; б) ноктюрн в) соната.
•
Часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом,
стремительном темпе — это: а) рондо; б) скерцо в) ноктюрн.
*
Небольшое музыкальное произведение виртуозного характера или пьеса учебного
характера, в которой применяют определенный технический прием игры, — это:
а)
этюд; б) скерцо в) рондо.
3
баллы
• Музыкальное произведение, в котором основная тема постепенно претерпевает
разнообразных (мелодических, ладовых, ритмических, гармонических изменений —
это: а) вариации; б) рондо; в) соната.
•
Вид музыкального искусства, созданный для исполнения на инструментах сольно или
малым составом исполнителей, — это: а) камерно-инструментальная музыка; б)
камерно-вокальная музыка; в) симфоническая музыка.
*
Небольшое вступление импровизационного характера перед основным
произведением-фугой или сюитой, или самостоятельная музыкальная пьеса
свободного слога — это: а) рондо; б) прелюдия; в) вариации.
4
баллы
• Небольшой по объему сольный или ансамблевый завершен музыкальное произведение
— это: а) пьеса б) прелюдия в) соната.
•
Инструментальная пьеса свободной формы в блестящем, виртуозном стиле, созданная
без предварительной подготовки, — это: а) вариации; б) импровизация; в) этюд.
•
Современный композитор, аранжировщик и продюсер, основатель итальянского
коллектива «Rondo Veneziano» — это: а) К. Дебюсси; б) Ж.-П. Ревербери; в) А.
Шнитке.
или
ответьте на тестовые вопросы:
Вопросы
к теме «Жанры камерно-инструментальной музыки»
1.
Музыкальная форма, которая содержит несколько частей, которые являются
измененной первой частью (темой):
*
вариационная
*
сонатная
•
рондо
2.
Вид музыкального искусства, созданный для исполнения на инструментах сольно или
небольшим составом исполнителей:
•
камерно-инструментальная
•
вокально-инструментальная
*
симфоническая
3.
Распространенное название музыкальных композиций, преимущественно
инструментальных, содержание которых связан с художественными образами ночи:
• Ноктюрн
• Романс
• рапсодия
4.
Музыкальное произведение циклической формы (обычно из трех или четырех частей)
для одного или нескольких инструментов имеет название:
• соната
• этюд
• скерцо
5.
Явление в искусстве, при котором ассоциации между зрительными и слуховыми
впечатлениями связываются воедино:
• импровизация
*
синопсия
• аранжировка
6.
Небольшое вступление импровизационного характера перед основным произведением —
фугой или сюитой, или самостоятельная музыкальная пьеса свободного склада:
• рондо
•
прелюдия
• вариация
7.
Музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее трех) проведения главной
темы (рефрена) чередуются с отличающимися между собой эпизодами:
• скерцо
• ноктюрн
• рондо
8.
Упражнение для развития исполнительской (преимущественно инструментальной)
техники:
• скерцо
• этюд
• рондо
9.
Название произведения, в котором первый эпизод произведения («часть») написан в
тональности фа-мажор, а второй эпизод («часть С»), значительно мрачнее,
завершается возвращением к основной теме:
*
»Патетический этюд”
•
«К Элизе»
*
»Маленькая ночная музыка”
10.
Часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в
стремительном темпе игривого характера:
• Скерцо
• Рондо
• Этюд
11.
Автор рондо-сонаты:
•
Й. Гайдн
•
Е. Григ
*
Л. ван Бетховен
12.
Композитор, аранжировщик и продюсер итальянских современных артистов,
основатель коллектива исполнителей:
*
К. Дебюсси
*
Ж. Ревербери
*
Ф. Бургмюллер
Сколько
правильных ответов? Это ваши настоящие достижения в стране музыки!
Поставьте
себе оценку: ( )
11.
Выход из класса под музыку Бы. Лятошинского.
12.
Для любознательных — исполнение музыкального проекта. Проект “Моя
фонотека” (продолжение)
Цель:
научиться находить фонограммы музыкальных произведений и сохранять их в формате
мрЗ.
Ожидаемый
результат: диск с любимыми произведениями разных жанров.
План
создания:
Внимание!
Этот проект является продолжением первого проекта.
1.
Найдите с друзьями музыкальные произведения и их современные обработки,
написанные в жанрах камерно-инструментальной музыки, которые слушали на уроках.
Сохраните их в формате мрЗ в отдельную папку на компьютере.
2.
Составьте список записанных фонограмм. Запишите их на диск.
3.
Оформте обложку диска с названием «Моя фонотека».