Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Исторический лабиринт
-
-
3 слайд
Историческая цепочка
1.*ЕМФИ*
2 .Ф*Р*ОН
3.*Р*ФМЕТ*КА
4.П*РАМ*Д*
5.*С*ИРИЯ
6.К*Л*НД*РЬ
7.**ОПС
8.Ш*Д*Ф
9.**ПИ*УС
10. В*ЛЬМ*Ж*
11.ТРО**Н**
1.*ИВЫ
2.*РХ*ТЕКТОР
3.П*П*РУС
4.**ЗИС
5.*СИРИС
6.*СТР*Н*М*Я
7.*Р*НДАТ*Р
8.К*Л*СН*ЦА
9.Ш*Л*
10.К*Л**ИЯ
11Ф*Н*КИ* -
4 слайд
Конкурс капитанов
-
5 слайд
Отгадай (Знание исторических личностей)
Осирис
Задание: Назовите Имя. О Ком Идёт Речь?
1.Это Один Из Самых Любимых Богов Египтян.Именно Он Научил Египтян Выращивать Зерно И Виноград,печь Хлеб.Но Его Младший Брат Сет Ненавидел Его И Решил Погубить. -
6 слайд
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня ?
Хаммурапи
-
7 слайд
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной
Моисей
-
8 слайд
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания
Ашшурбанапал
-
9 слайд
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу ?
Кир
-
10 слайд
Задание: Назовите имя.
О ком идёт речь?Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона
Тутанхамон
-
11 слайд
Зал «Картово»
1.Покажите на карте эту страну, в которой древности, жители которой подчинялись богу Амону
2.Около 4 тысяч лет назад царствовал здесь царь Хаммурапи.
3.Это страна была держава великого «царя всех народов и стран»
4.На этой стране основали первый алфавит -
-
Внеклассное мероприятие для 5х классов
«Исторический лабиринт» по теме Древний Восток
Цель игры: закрепить знания учащихся по теме Древний Восток.
УУД:
-предметные: Работать с картой в малых группах по единому заданию.
– метапредметные: Уметь выбирать эффективные способы решения задач, анализировать и обобщать факты, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.
– личностные
: Уметь сотрудничать со сверстниками; высказывать свое мнение; осмысливать социальный опыт предшествующих поколений; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Оборудование: мультимедийная презентация «Древний Восток»; карточки с заданиями по конкурсам, карты «Древний Восток», «Древний Египет IV-I тыс.до н.э.», «Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности».
Место проведения: класс или актовый зал.
Ход мероприятия:
Вед: Дорогие ребята! Сегодня вы пришли в гости к хозяйке прошлого – богине Истории Клио. Исторический лабиринт очень коварен и запутан. И чтобы не потеряться в многочисленных залах прошлого нам поможет путеводная нить – это ваши знания! Сегодня в исторический лабиринт входят две команды – (Названия команд)
Пока происходит жеребьевка, я хочу представить вам наше самое справедливое жюри. /ведущий представляет членов жюри./ Перед входом в лабиринт необходимо оставить свой след, я предлагаю командам представиться.
(проводится жеребьевка, приглашается первая команда)
-
Приветствие.
Вед: А вот и первые испытания, чтобы перейти на другой уровень, необходимо дать правильный ответ на вопрос. Отвечает та команда, участники которой первыми поднимут руку.
-
Разминка :
1. Когда появился человек на Земле?
а) 2 млн. лет назад б) 100 тыс. лет назад в) 10 тыс. лет назад
2. Из чего первобытные люди делали первую одежду?
а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка.
3. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) медь б) бронза в) железо.
4. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
а) собирательство
б) изобретение металлических орудий труда
в) овладение огнем.
5. Выберите причину появления религии:
а) неумение человеком объяснять явления природы
б) боязнь человека перед стихией природы
в) желание человека отличаться от животных.
6. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.
а) рельеф б) оазис в) шадуф
7. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта? Амон-Ра
8. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?
а) с засухой б) с разливом Нила в) с землетрясением
9. «Жилище» для богов в Древнем Египте: а) саркофаг б) пирамида в) храм
10. Служители богов в Древнем Египте: а) фараоны б) жрецы в) вельможи
11. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:
а) Междуречье б) Египет в) Финикия
12. Письменность в Древнем Двуречье: а)линейное письмо б) иероглифы в)клинопись
13 Письменность в Древнем Египте: а)линейное письмо б) иероглифы в)клинопись
14. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов ? а) Сфинкс б) Апис в) Хеопс
Вед : Слово предоставляется жюри для подведения итогов.( выступление члена жюри).
Мы с вами попали на следующий уровень лабиринта – это зал «Картово». Сейчас, я приглашаю по одному знатоку от команды, чтобы он смог вывести свою команду из этого лабиринта. ( карты по истории Древнего мира прикреплены к магнитной доске)
-
«Картово»
1. Покажите и назовите материк, на котором найдены:
а) кости и орудия труда древнейших людей. (Африка)
б) покажите предполагаемую область прародины человечества. (Вост. Африка)
в) покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия)
г) древнее государство, где впервые были записаны законы страны
2. «Знаешь ли ты где находится…»
* Египет
* Первая столица Древнего Египта
* Месопатамия
* Территории, куда совершали свои походы фараоны Египта
Вед: Мы благополучно перешли в следующую зону «Задачкино»
Задача 1
Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)
Задача 2
Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудия труда, рисунки на стенах пещеры.)
Вед.: Слово предоставляется жюри:
-
С каждым шагом наше продвижение в глубь времен становится все труднее и труднее, поэтому в следующем зале я жду капитанов команд.
Конкурс капитанов.
-
Впиши недостающие слова:
Первые земледельцы вскапывали землю деревянной _____________(мотыгой).
Колосья срезали__________(серпом).
Растирали зерна на_____________________(зернотерках).
Рубили деревья____________________(деревянным топором).
Земледелие и скотоводство возникли в Западной____________(Азии).
Из глины научились делать___________(посуду).
-
Замените одним словом следующие выражения:
Знак на теле раба —_________{клеймо).
Древняя часть Библии —_________________(Ветхий Завет).
Правила, данные богом Яхве, по которым должны были жить евреи,________________(заповеди).
Враги израильтян —___________________(филистимляне)
каменные доски, на которых были написаны заповеди —___________(скрижали).
Вера в одного бога ____________________(единобожие)
Вед: Слово предоставляется нашему жюри. Сейчас конкурс для всей команды «Решение кроссворда» на это задание дается 3 минуты. А пока команды разгадывают кроссворд конкурс для болельщиков «Щелкунчики».
-
Конкурс « Исторический кроссворд»
— Решение кроссворда «Сумей прочитать».
1 |
|||||||
2 |
|||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
|||||||
7 |
|||||||
8 |
|||||||
9 |
|||||||
10 |
1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий человека. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5—6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.
Ответы: 1, Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.
-
Конкурс « Щелкунчики» / в орешках или в коробочках от киндер-сюрприза спрятаны даты, события и другие исторические вопросы , болельщикам необходимо назвать эти события/
Что вывозили торговцы из Финикии?( строительный лес)
Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир? (Финикия)
Гибкий прут, стянутый тетивой.
Первый металл, открытый человеком.
Связанные вместе бревна (для передвижения на воде).
В долине какой реки поселились евреи в XIII в. до н. э.? (в долине реки Иордан).
Где берет свое начало река Иордан? (в Ливанских горах).
Подневольный человек.
Сплав меди и олова.
Ученый, который изучает звездное небо.
Столица Египта.
Египетская гробница.
Греческий историк, который описал историю Египта.
Стенобитный снаряд.
Сборы в пользу государства.
Предмет, которым герой библейских сказаний сокрушил вражеское войско —_(ослиная челюсть)__
Юный израильский пастух, с которым сразился Голиаф —
Столица царства при Давиде —
Оружие Давида в битве с Голиафом (праща)
Вед. Вот и преодолели вы лабиринт. В этом вам помогли ваши знания, а ученым историкам в изучении прошлого помогают ряд наук, одна из которых – Капитаны, назовите пожалуйста – археология.
/Жюри подсчитывает баллы и подводит итоги всего конкурса. Происходит награждение команд. /
Обновлено: 18.05.2023
Греки появились на берегах Средиземного моря только в (III) тысячелетии до н. э. На самом крупном острове Эгейского моря — Крите — проживало коренное население. Этот народ называли минойцами , по имени легендарного царя Миноса , при котором государство достигло наивысшего расцвета. О нём мы знаем из древнегреческого мифа.
Царь Минос покорил Афины и вынудил жителей платить дань — каждые девять лет они должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их отдавали на съедение свирепому чудовищу Минотавру .
Минотавр — чудовище с туловищем человека и головой быка. Был сыном царя Миноса, обитал на острове Крит в подземном лабиринте, питался людьми.
Миф о победе Тесея над Минотавром является очень популярным сюжетом, он вдохновлял многие поколения художников. Персонажей этого мифа можно встретить на картинах, мозаиках, вазах, скульптурах и даже в фильмах и компьютерных играх.
Немногие тайны и мифы Древнего Мира так притягивают внимание людей, как Минотавр и его лабиринт. Мифический лабиринт Минотавра и его история – это не что иное, как источник происхождения названия самого Эгейского моря.
Где находится Лабиринт Минотавра?
Говорят, что Лабиринт Минотавра находился в самой глубине Кносского дворца – главного дворца Минойцев, славной цивилизации Бронзового века Крита.
Откуда произошло слово Лабиринт?
Любителям этимологии будет приятно представить, что лабиринт Минотавра – это не “лабиринт”, а скорее “лабиринт” – происхождение самого слова. Во время раскопок Кносского дворца были обнаружены изображения топора с двойным лезвием – лабриса – священного символа минойской культуры. Символ лабриса можно увидеть в образцах линейного письма Б. В соответствии с таким толкованием, предложенным сэром Артуром Эвансом – археологом, раскопавшим среди прочего Кноссос, слово “лабиринт” должно обозначать “дворец двустороннего топора”.
Это одна из теорий происхождения этого слова. Другое предположение – это слово “лавра”, которое означает “узкая улица”. В классическом понимании под словом “лабиринт” понимают подземный комплекс сложных запутанных проходов. Сэр Артур Эванс при раскопках дворца обнаружил, что комплекс чрезвычайно сложен, и высказал предположение что первоначальный лабиринт и был самим дворцом. Любители Греческого искусства знакомы с изображением лабиринта, так как узор “Греческий ключ”, повторяющийся в древнейшем орнаменте Меандре, является его упрощенной версией. Более сложные изображения лабиринта из семи проходов можно увидеть на монетах.
Почему Минотавр был заключен в Лабиринт?
Как мы уже упоминали выше, Минотавр был страшным чудовищем. Наполовину бык, наполовину человек он не смог жить среди людей, об этом мы расскажем ниже.
Находясь в заточении в лабиринте, он не был опасен для других жителей дворца.
История Лабиринта
Когда Минотавр родился, то его вскормила его мать – Пасифая, супруга царя Миноса. Однако, по мере того, как он рос, он становился ненасытным. Поскольку он был неестественным существом, гибридом человека и зверя, у него не было естественной пищи и он стал питаться людьми. Царь Минос, от имени которого и был назван Минотавр (Бык Миноса), – муж Пасифаи – посоветовался с оракулом (некоторые говорят в Дельфах), чтобы принять решение, что делать со зверем. Оракул посоветовал создать лабиринт. Дедал – тот самый мастер-ремесленник и инженер, который сконструировал хитроумное приспособление из-за которого был зачат Минотавр, и который позже создал крылья для себя и своего сына Икара, придумал сложный лабиринт, в котором можно было безопасно спрятать чудовище.
Миф об Андрогеосе
Андрогеос, имя которого происходит от слов “мужчина” (андрас) и “земля” (геос) был сыном царя Миноса. Он был опытным атлетом и это его погубило. Он принимал участие в Панафинейских спортивных играх и одержал победу, после чего был убит. Существует много версий относительно этого происшествия. Он мог попасть в засаду, устроенную его потенциальными соперниками по пути в Фивы, где ему предстояло принять участие в следующих соревнованиях. Другая версия заключалась в том, что он мог быть убит в схватке с марафонским быком на конкурсе, организованном Эгеем – царем Афин. Еще одна версия – он был убит афинянами и мегарцами. В любом случае царь Минос возложил ответственность на афинян, и цена за смерть его сына для Афин была высокой.
Афины были обязаны высылать 7 юношей и 7 девушек каждые 7 или 9 лет (а по некоторым источникам и ежегодно). Эти молодые люди отправлялись безоружными в лабиринт на съедение Минотавру, или чтобы заблудиться и погибнуть в глубинах лабиринта.
Кем был Тесей?
Тесей был сыном Эгея, исконного царя Афин и Эфры, дочери Петфея – царя Трезена на северо-востоке Пелопоннеса. Тесей был зачат после пророчества Дельфийского оракула, к которому обратился за советом бездетный Эгей.
Проведя ночь с Эгеем и оставив его спящим, Эфра – по указанию богини Афины – отправилась вброд на остров, где в ночи ею овладел Посейдон. Таким образом жизнь Тесею дали 2 отца – смертный и божественный. И это обстоятельство наделило его огромной силой. Эфра вернулась в Трезен, а Эгей готовился вернуться в Афины. Перед отъездом он спрятал под камнем свой меч и сандалии и сказал Эфре, что когда младенец окрепнет, то он сдвинет камень и найдет доказательство своего царского происхождения. Затем он отбыл в Афины. На своем пути, как и все герои, он столкнулся со многими трудностями и победил некоторых великих мифологических зверей.
В конце концов – в тот момент, когда он должен был быть отравлен своей женой Медеей, которая хотела, чтобы на трон взошел ее собственный сын – Эгей узнал сандалии и меч Тесея, и понял, что пришел его наследник.
Тесей и Минотавр в Лабиринте
Отважный Тесей решил раз и навсегда покончить с варварской данью, которую требовал Крит от афинян. Чтобы сделать это он отправился на Крит в составе 7 юношей и 7 девушек, посланных в жертву. Таким образом, он попал в Кноссос, о чем не было известно царю Миносу. Целью Тесея было войти в лабиринт, найти Минотавра и уничтожить его.
Ариадна – дочь царя Миноса – влюбилась в Тесея с первого взгляда. Он посвятил ее в свои планы, и она обратилась за консультацией к Дедалу – автору лабиринта. Он дал рекомендации Тесею идти только прямо и вниз, чтобы достичь сердца лабиринта, где обитал Минотавр. Чтобы найти дорогу обратно из лабиринта, Ариадна дала ему клубок ниток. Он привязал конец нити к дверному косяку у входа в лабиринт и распутывал его по пути своего следования. Отправляясь в путь, он пообещал Ариадне, что если он вернется с победой, то возьмет ее с собой, когда покинет Кноссос.
Победа над Минотавром
Юноши и девушки должны были войти в лабиринт безоружными, чтобы стать легкой добычей Минотавра. Однако Тесей спрятал кинжал под своей туникой. По некоторым сведениям он нашел Минотавра спящим, но тем не менее борьба была ожесточенная. Тесей одержал победу, и все юноши и девушки невредимыми вышли из лабиринта вместе с ним. Затем он бежал вместе со всеми, а также с Ариадной и ее младшей сестрой Федрой.
Казалось, он устал от Ариадны, потому что он оставил ее на острове Наксос. Но мы не должны жалеть ее, потому на острове ее встретил бог виноделия Дионис и женился на ней. По некоторым сведениям, оправдывающим поступок Тесея, Дионис потребовал оставить Ариадну на Наксосе для него. По другой версии Афина велела Тесею оставить Ариадну на острове. В любом случае, отъезд Тесея с Наксоса был поспешным. И в спешке он забыл одну важную деталь.
Горе царя Эгея
Перед отправлением в героическое путешествие к лабиринту, Тесей договорился со своим отцом-царем о сигнале. Корабль отправился в плавание под черными парусами. В случае победы, нужно было заменить паруса на белые. Покидая Наксос, Тесей забыл об этом уговоре.
Царь Эгей изучал горизонт на мысе Сунион, где сейчас находится храм Посейдона. Когда показался корабль с черными парусами, Эгей решил, что Тесей мертв. Охваченный горем, он бросился в море и утонул. Именно так Эгейское море получило свое название.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Историческая цепочка 1.*ЕМФИ* 2 .Ф*Р*ОН 3.*Р*ФМЕТ*КА 4.П*РАМ*Д* 5.*С*ИРИЯ 6.К*Л*НД*РЬ 7.**ОПС 8.Ш*Д*Ф 9.**ПИ*УС 10. В*ЛЬМ*Ж* 11.ТРО**Н** 1.*ИВЫ 2.*РХ*ТЕКТОР 3.П*П*РУС 4.**ЗИС 5.*СИРИС 6.*СТР*Н*М*Я 7.*Р*НДАТ*Р 8.К*Л*СН*ЦА 9.Ш*Л* 10.К*Л**ИЯ 11Ф*Н*КИ*
Отгадай (Знание исторических личностей) Осирис Задание: Назовите Имя. О Ком Идёт Речь? 1.Это Один Из Самых Любимых Богов Египтян.Именно Он Научил Египтян Выращивать Зерно И Виноград,печь Хлеб.Но Его Младший Брат Сет Ненавидел Его И Решил Погубить.
Задание: Назовите имя. О ком идёт речь? Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной Моисей
Задание: Назовите имя. О ком идёт речь? Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания Ашшурбанапал
Задание: Назовите имя. О ком идёт речь? Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу ? Кир
Задание: Назовите имя. О ком идёт речь? Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона Тутанхамон
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 395 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 21.12.2015 874
- PPTX 4.9 мбайт
- 1 скачивание
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Шакаева Айгуль Махмудиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 2 минуты
Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов
Время чтения: 3 минуты
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
На уроках истории нам рассказывали о лабиринте на острове Крит, а на уроках наглядной геометрии мы рассматривали игровые лабиринты. Меня заинтересовала эта тема. Я задумался, а нет ли таких лабиринтов, из которых нельзя найти выход? Лабиринт – это труднопроходимый и неясный путь, на котором легко затеряться, все лабиринты разные по своему строению. Нужно проверить гипотезу: безвыходных лабиринтов нет.
2. Основная часть
1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первоначально в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].
2. (Переносное значение) Сложное, запутанное расположение, сочетание чего-нибудь, запутанные отношения, положения, из которых трудно найти выход (лабиринт улиц, лабиринт мыслей, лабиринт противоречий).
3 (Специальное значение в анатомии). Внутреннее ухо позвоночных животных и человека, выполняющее функции органа слуха и равновесия.
2.2. Из истории лабиринтов
История лабиринтов длинна, сложна и запутанна. Как и жизнь человека. К акую дорогу выбрать, чтобы достигнуть поставленной цели?
Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Простое изображение лабиринта с петляющими дорожками было знакомо многим культурам. Неизвестно, какой народ придумал лабиринт первым. Где бы ни жил человек, он представляет один образ: путаные дорожки, ложные ходы и тупики, возможно долгожданный выход.
Возраст глиняной таблички с рисунком из семи концентрических линий, которая найдена на греческом острове Пилос, а также сирийской глиняной посуды, украшенной изображением классического лабиринта – 3,5-3,2 тысячи лет. Глиняные таблички найдены в греческом городе Пиносе, возраст которых 3000 лет.
Рисунки семикольцевых лабиринтов встречаются также на стенах пещер в Испании и на севере Италии. Их же можно найти на территории Перу, Бразилии, Мексике, США.
Примитивные формы лабиринта нередко выкладывались из камней или прорезались в торфе. Эта традиция жива и поныне.
Первый известный символ лабиринта, названный классическим лабиринтом, имеет семь концентрических дорожек, расположенных вокруг центрального ядра. Он был обнаружен еще в доисторическую эпоху в районе береговой линии Средиземного моря и на Пиренейском полуострове. На территории целых областей в разных точках земного шара, за редкими исключениями, встречается одна и та же модель лабиринта.
2.3. Фаюмский египетский лабиринт
У многих путешественников и просто любителей древности Египет ассоциируется с пирамидами, однако первый рассказ о лабиринте находим в “Истории” древнегреческого историка и путешественника Геродота (около 484-425 до н.э.). В центре Фаюмской области, (к западу от реки Нил – в 80 километрах к югу от современного города Каира) один из правителей XVIII династии египетских фараонов Аменемхет III (около 1456-1419 до н.э.) возвел пирамиду и заупокойный храм, которой был построен в виде лабиринта. По всей видимости, это был поминальный храмовый комплекс, его строительство продолжила дочь Аменемхета III Птахнефру — царица Себекнефру, а потом достраивали другие властители Египта, в том числе Птолемеи. В разное время в строительстве принимали участие фараоны из всех 12 административных округов Египта
2.4. Дворец царя Миноса
На острове Крит величайший афинский художник, скульптор и зодчий Дедал и выстроил для царя Миноса знаменитый дворец Лабиринт (II тыс. до н.э.) с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, никто уже не мог найти выход. В этом Лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи, которая, воспылав страстью к священному белому быку, родила чудовище Минотавра – получеловека-полубыка.
Многие исследователи считают его чудом света, хотя в те времена, когда греки начали писать свою историю, Лабиринт уже давно перестал существовать.
Дворец царя Миноса многократно перестраивался и расширялся. Поздний дворец был длиной 150 и шириной 100 метров. С западной и с восточной стороны от центрального двора располагались крылья дворца с лестницами, достигавшими высоты четырехэтажного дома, световыми колодцами, внутренними двориками, коридорами, залами и жилыми комнатами
Вскоре лабиринты появились у греков и римлян.
2.5. Лабиринт в Клузиуме ( Италия)
Ещё дин большой лабиринт — так называемый надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии — огромный курган 250 м в окружности, включающий в себя целую сеть погребальных склепов и переходов из одного в другой. В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., находилось, по крайней мере, два декоративных лабиринта. Один из них, Дом с лабиринтом, известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром. Считается, что это “аллегорическое изображение жизни человека и трудностей, которые должна преодолеть душа в этом мире и в мире ином перед тем, как достичь благословенного состояния бессмертия”.
2.6. Лабиринты в истории разных стран
Лабиринты играли большую роль не только в религиозной жизни страны, но и служили средством выносливости.
Римская империя. В Римской империя мальчики играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет — станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была ещё та!
Китай. В Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от злых духов. Демоны могут летать только по прямой и, если построить вход в дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.
Португалия. Прекрасную мозаику – лабиринт оставили после себя римляне в древнем Конимбриге (1 век н.э.).
2.7. Современные живые лабиринты
Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристических маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.
Для устройства лабиринта потребовалось высадить 16 000 деревьев английского тиса, зато этот лабиринт стал самым длинным в мире. Его создал дизайнер Грег Брайт, в 1975 году. Лабиринт занимает площадь в 0.6 гектара, при этом длина всех ходов составляет 2.7 километра. Но этот лабиринт, в отличии от большинства подобных сооружений, является трехмерным, так как внутри лабиринта находятся шесть деревянных мостиков, взобравшись на которые, можно осмотреться и оценить маршрут. Целью блуждания в лабиринте, является смотровая башня, которая находится в самом центре сооружения. Отсюда открывается прекрасный вид на весь комплекс.
Франция, Reignac-sur-IndreMaze
Сооружен в 1996 году, этот лабиринт является самым большим по площади в мире. Он занимает 4 гектара. Лабиринт расположен во Франции в Турине. Ежедневно около 85 000 туристов посещают это сооружение, и долго блуждают по его многочисленным переходам. Еще одной примечательностью этого лабиринта является то, что он каждый год разный. Это достигается за счет использования для устройства лабиринта подсолнухов и кукурузы. Эти растения высаживают весной, и летом лабиринт принимает туристов, а в конце августа еще и дает урожай.
Англия, YorkMaze
Лабиринт создан в честь 40-летнего юбилея картины Стар Трек неким Tom Pearcy. На его устройство пошло 1 500 000 деревьев, высадка которых осуществлялась при помощи современных технологий спутникового позиционирования.
Англия, SnakeMaze
Неподалеку от Рочестера на ферме GoreFarm 62-летний садовник Michael Blee (Майкл Бли) создал этот удивительный лабиринт. Основным строительным материалом послужили трехметровые живые изгороди. Примечательно, что это уже десятый лабиринт созданный мистером Бли. Поэтому Майкл очень надеется, что попадет в книгу рекордов Гиннеса, по количеству созданных им растительных лабиринтов.
Австралия, AshcombeMaze
Лабиринт, расположенный на востоке австралийского штата Виктория в городе Shoreham, не может похвастаться длиной переходов или своим размером, но это самый старый классический лабиринт. Часть лабиринта устроена из 1200 розовых кустов, поэтому он особенно красив во время их цветения.
Самый сложный лабиринт в мире находится в Италии
Этот лабиринт находится в городе Stra неподалеку от Венеции и он является самым сложным лабиринтом среди всех существующих в мире. Он был создан в 18 веке. Говорят, что здесь заблудился сам Наполеон, решив как-то прогуляться в 1807 году.
2.8. Основные типы лабиринтов и универсальные способы прохождения лабиринтов
Лабиринты бывают разных типов. Самые простые – это круглые или квадратные спирали. В более сложных лабиринтах имеются извилистые дорожки, сообщающиеся между собой и ведущие к единому центру. Также бывают такие лабиринты, в которых есть тупики.
Существует несколько основных типов лабиринтов:
классический Критский лабиринт;
Простейший лабиринт существовал во многих модификациях. Внося небольшие изменения в технику создания базовой модели, его автор легко увеличивал или уменьшал количество дорожек, делал лабиринт квадратным, прямоугольным, получал различные варианты центрального ядра. Однако все эти модификации происходили из классического образца, который был широко распространен по всему свету и оставался неизменным на протяжении тысячелетий, просуществовав в своем первозданном виде вплоть до Средних веков и эпохи Возрождения.
2.9. Лабиринты вокруг нас
Лабиринты широко применяются в науке и технике. Психологи с их помощью изучают поведение людей и животных в повторяющихся или экстремальных ситуациях. Кибернетикам лабиринты помогают конструировать ЭВМ, в частности роботов, которые способны к самообучению. Такие эксперименты первым провел американский математик Клод Шеннон (род. 1916г.): кибернетические мыши ученого по определенным алгоритмам могли выбираться из самых запутанных лабиринтов. По принципу лабиринта изготавливают глушители в двигателях внутреннего сгорания, заполняют части деталей под высоким давлением.
Посмотрим на план любого города. Все улицы – проходы лабиринта, а
Все городские коммуникации построены по принципу лабиринта: водопровод, канализация, газопровод, электричество.
Лабиринты используются в архитектуре и строительстве. В подземных лабиринтах Московского метро можно легко заблудиться, а от переходов между станциями дух захватывает. Общая длина его дорог 650 км.
При помощи автодорог мы можем проложить любые маршруты поездок. Но ведь это тоже лабиринт. Из любых точек страны по автодорогам мы можем доехать до одного места, даже из одного места разными дорогами доедем до одного и того же места. А современные разъезды на автодорогах – это образец лабиринта.
В мире нет аналога самому длинному техническому лабиринту, такому как Российские железные дороги. В 1993 году эксплуатационная длина их составила 158,1 тыс. км.
В основе электронных схем, компьютерных программ, схем алгоритмов лежит лабиринт. Если мы внимательно посмотрим вокруг, то заметим, что лабиринты окружают нас везде.
Способы выхода из лабиринта. Геометрия лабиринта
Способы решения лабиринтов (поиск универсальных правил)
Первый способ – метод проб и ошибок.
Второй способ – метод зачеркивания тупиков.
Третий способ – правило одной руки. Четвертый способ – универсальный метод (правило Тремо).
1. Метод проб и ошибок
Выбираем любой путь, а если он заведет нас в тупик, то возвращаемся назад и начинаем все сначала.
Поэтому попробую решить задачу другим методом, используя пометку пройденных ходов.
Только методом проб и ошибок дети и решают лабиринты. Синий, зеленый и красный маршруты – неудачные пробы. Чтобы уменьшить количество неудач, можно попробовать идти от конца лабиринта к началу.
2. Метод зачеркивания тупиков
Надо последовательно зачеркивать тупики, т.е. маршруты, не имеющие ответвлений и заканчивающиеся перегородкой.
Универсальный алгоритм прохождения любых лабиринтов был описан в книге французского математика Эдуарда Люка в 1882 году. Применив этот алгоритм, американский инженер и математик Клод Шеннон (1916 – 2001 гг) построил одного из первых самообучающихся роботов, который сначала обследовал весь лабиринт, а затем (во второй раз) проходил весь путь значительно быстрее, избегая участков, пройденных дважды.
3. Правило одной руки
Но для всех ли типов лабиринтов это правило применимо? Зачем разработан второй метод, если есть такое простое правило. Оказывается, правило руки применимо только к так называемым односвязным лабиринтам. Односвязный лабиринт – это лабиринт, не содержащий замкнутых маршрутов, т.е. таких, которые образуют замкнутую петлю.
А вот в своей квартире, пользуясь правилом правой руки, я дошел от входа до намеченной цели (до балкона и до входа) без проблем. Ведь наша квартира – это односвязный лабиринт.
4. Правило Тремо . Для прохождения лабиринтов-путаниц (мейзов) необходимо использовать лишь универсальный метод. Начало решения задачи о многосвязных лабиринтах (лабиринтах-путаницах) положено выдающимся математиком XVIII века Леонардом Эйлером (1707 – 1783). Эйлер полагал, что выход из любого лабиринта может быть найден, и притом сравнительно простым путем с помощью теории графов. Алгоритм Люка-Тремо
Универсальный алгоритм прохождения любых лабиринтов был описан в книге французского математика Э. Люка. Интересно, что Люка при описании алгоритма указал на первенство другого французского математика М. Тремо. Таким образом, алгоритм стал известен как алгоритм Люка-Тремо.
Тремо предлагает следующие правила:
1. Если подошли к перекрестку, на котором ни разу небыли, то дальше идем по любому коридору (рис. 1), если же попали в тупик – идем обратно (рис. 2).
2. Если подошли к перекрестку, где уже побывали, и подошли к нему по такой дороге, по которой мы идем в первый раз, то немедленно отправляемся обратно (рис. 3).
3. Если подошли к перекрестку таким путем, по которому уже дважды шли, то далее, если есть коридоры, по которым ещё ни разу не ходили, идем по любому из них (рис. 4).
4. Если же таких коридоров нет, то идем по любому пройденному один раз.
Лабиринты бывают разные. В одних извилистые дорожки сообщаются между собой и ведут к единому центру. В других – наряду с проходами могут быть и тупики, и для идущего по нему задача состоит в том, чтобы, минуя тупики, найти выход в противоположном конце лабиринта. Лабиринты могут запутывать, пугать и даже доводить до отчаяния тех, кто в них попадает.
Метод проб и ошибок.
Правила правой и левой руки
Одним из самых простых правил для прохождения лабиринта является правило “одной руки”: двигаясь по лабиринту, надо все время касаться правой или левой рукой его стены. Этот алгоритм, вероятно, был известен еще древним грекам. Придется пройти долгий путь, заходя во все тупики, но в итоге цель будет достигнута.
Если известно, что у лабиринта нет отдельно стоящих стенок, то есть нет замкнутых маршрутов, по которым можно возвращаться в исходную точку, то такой лабиринт называют односвязным и его всегда можно обойти полностью, применив правило “одной руки”. Если же лабиринт содержит отдельно стоящие стенки, то, применяя правило “одной руки”, не всегда можно пройти все коридоры и тупики.
Метод зачеркивания тупиков.
Лабиринты с отдельно стоящими стенками и с замкнутыми маршрутами называются многосвязными.
В многосвязных лабиринтах правило “одной руки” не работает и, применяя его, достичь цели невозможно. Но и эти лабиринты можно пройти, полагаясь на точный алгоритм. Исследованием этого алгоритма я намерен заняться в следующем году.
Односвязный (слева) и многосвязный (справа) лабиринты.
1991 год в Великобритании был провозглашен. Годом Лабиринта. Лабиринтов во владениях Ее Величества Английской королевы так много и они столь любимы. В течение всего года практически каждый уик-энд англичане и туристы могли совершенно бесплатно бродить по аллеям Хэмптон Корта, Лидса, Хивера и прочих “головоломок”. Удивительно, но независимо от эпохи и места основная схема претерпела лишь незначительные изменения. За последние 500 лет рисунок лабиринта эволюционировал от традиционной единственной линии к более усложненным формам. Начиная с XIX в. под влиянием развития математики основной узор стал еще более запутанным – в результате повсеместно появились хитроумные лабиринты-головоломки в парках, на площадках для игр и занятий спортом. В XX столетии мотив лабиринта используется в рекламе, компьютерных играх и фильмах. Таким образом, лабиринт прошел с нами – от бронзового века к веку компьютерному.
Лабиринт — это мир, Вселенная, непостижимость, движение. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение.
Лабиринт как символ Пути выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности. Прохождение через лабиринт — это обновление, преображение, новое рождение. История лабиринтов длинна, сложна и запутанна. Как и жизнь человека.
Ситуации в жизни возникают тоже разные: односвязные и многосвязные, как и лабиринты. И возникающие жизненные проблемы, иногда кажущиеся нам тупиковыми, мы можем решать однозначно, практически автоматически, или многозначно, то есть размышляя, привлекая помощь других людей. В каждом задании, представленном в форме лабиринта, тесно переплетаются логика, творчество, интеллект. Многие считают решение занимательных задач, таких как лабиринты, средством для приятного времяпрепровождения, отдыха, но если вдуматься, то становится ясной их гораздо более важная роль.
В результате проведенной исследовательской работы я узнал универсальный способ прохождения любого лабиринта. Теперь я точно знаю, что найду выход из любой пещеры, из любого дернового или ледового лабиринта, которые часто строят для забавы.
Кто может спокойно пройти лабиринт, тот может также спокойно преодолевать трудности в различных жизненных ситуациях, требующих смекалки, напористости, вдумчивости и терпения. Безвыходных лабиринтов не бывает! Но проведя исследование по заявленной теме, могу утверждать следующее: как из лабиринта, так и из любого жизненного тупика всегда есть выход!
Список используемой литературы
2.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1989г.
Читайте также:
- Сообщение о братьях райт кратко
- Сообщение конкурсы классической музыки за рубежом
- Охрана подземных вод сообщение 6 класс
- Сообщение на тему семейные праздники
- Сообщение о шелке 5 класс
Содержание
- Вопросы и задания первой рубрики
- Проверьте себя
- Поработайте с картой «Древнейшая Греция» (см. с. 117):
- Подумайте
Параграф 24. Греки и критяне
Вопросы и задания первой рубрики
Объясните значение слов: световой колодец, нить Ариадны, лабиринт.
Световой колодец – отверстия в крыше, которые вместо окон делали в своих жилищах жители Древнего Крита.
Нить Ариадны – клубок ниток, с помощью которого афинский царевич Тесей сумел выбраться из Лабиринта, после победы над Минотавром.
Лабиринт – огромное здание со множеством запутанных ходов и помещений, в котором жил Минотавр.
Проверьте себя
1. Что помогало царям Крита властвовать на всём Эгейском море?
Царям Крита помогало властвовать на всём Эгейском море благодаря многочисленному военному флоту.
2. Какую дань, согласно мифам, цари Крита требовали с жителей Афин?
Согласно мифам, цари Крита требовали с жителей Афин ежегодно семь юношей и семь девушек для съедения Минотавру.
3. Что представляли собой игры с быком во дворе критского дворца? Откуда мы знаем об этих играх?
Суть игры с быком состояла в том, что в большой и просторный двор запускали разъяренного быка. За его рога ухватывалась девушка или юноша. Потом они делали на спине стойку и спрыгивали на землю. Об этих опасных играх мы знаем благодаря настенным росписям во дворце в Кноссе.
Поработайте с картой «Древнейшая Греция» (см. с. 117):
1. Найдите Эгейское море и вспомните, как греки объясняли его название.
Эгейское море находится на востоке от Балканского полуострова. Своё название море получило от имени афинского царя Эгея, который покончил жизнь самоубийством, сбросившись со скалы в бурлящие волны.
2. Определите, каким знаком отмечены древнейшие города греков. Как они назывались?
Древнейшие города греков отмечены на карте красными точками. Они назывались: Афины, Фивы, Микены, Тиринф, Пилос.
3. Найдите острова Крит и Фера. Какая природная катастрофа произошла в XV (15-м) веке до н. э.? К каким последствиям она привела?
Крит расположен к югу от Балканского полуострова, Фера – немного севернее, чем Крит. В XV (15-м) веке до н. э. на острове Фера произошло сильное землетрясение, которое сопровождалось извержением вулкана. На Крит обрушились волны и тучи раскалённого пепла. В результате данного катаклизма, большинство зданий на Крите было разрушено, а население – бежало с острова.
Стр. 120
Вопросы и задания второй рубрики
Подумайте
1. Что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре? Что могло соответствовать исторической действительности?
В мифе о Тесее и Минотавре сказочным является сам факт существования Минотавра. Всё остальное могло соответствовать действительности – нить Ариадны, самоубийство Эгея, существование Лабиринта. Вполне возможно, Афины действительно отправляли на Крит юношей и девушек для каких-то жертвоприношений.
2. Почему поселения на Древнем Крите не имели оборонительных стен?
Поселения на Древнем Крите не имели оборонительных стен, потому что в этом не было никакой необходимости. Крит находился под защитой мощного военного флота, который делал невозможной любую вражескую атаку на остров.
-
December 3 2019, 18:18
- Дети
- Cancel
Как придумать лабиринт
Мы недавно проводили урок про лабиринты, причём делали разные варианты задач, попроще и посложнее, в зависимости от возраста детей.
Третий класс не только собирал лабиринты,
но и научился рисовать критские лабиринты по всем правилам!
Лабиринты из палочек собирать не так уж просто.
И надо договориться, где оставить проход, а где – перекрыть
Второй класс делал лабиринты поменьше
А потом каждый рисовал лабиринты в тетрадке
А про критские лабиринты был когда-то в школе “Квантика” урок, Татьяна Петровна Зорина рассказывала.
В центре доски рисуем крест.
Потом ставим ещё точки по углам квадрата и нумеруем по часовой стрелке.
А после этого начинаем соединять.
Начинаем с любой пары соседних точек.
Вот мы соединили 1 и 2.
В следующий раз соединяем, как бы “обнимая” линией предыдущую, теперь точки 8 и 3.
В следующий раз – снова с той же стороны – соединяем уже точки 7 и 4.
Потом – 6 и 5, но по длинной стороне, не напрямую.
Это – самый простой вариант лабиринта.
Для большого – крест в центре увеличиваем.
Добавляем внутренние уголки
но принцип обхода тот же самый
можно добавлять по пути закоулки
и нарисовать лабиринт на целый лист
Некоторые мне на следующий урок принесли мега-лабиринты на 4 страницы!
А у нас, кстати, появилось 2 места в группе для 3 класса по четвергам в ЦДО.
И три места для шестилеток там же.
А вы с детьми пробовали придумывать свои лабиринты?