Определение
Мини-лекция это инструмент тренера для передачи участникам тренинга новой информации в интересной и понятной форме.
Как следует из названия, мини-лекции должны быть краткими. Наш мозг хоть и «искатель новинок», но в формате слушания его активность начинает снижаться через 10-15 минут. И у вас есть только это время, чтобы высказать свою точку зрения.
Подготовка к мини-лекции
Тщательная подготовка к мини-лекциям, повысит вашу уверенность в себе, улучшит ваш стиль выступления и повысит эффективность вашей презентации. Сосредоточьтесь на следующем:
- Определитесь с целью мини-лекции. Что участники тренинга должны узнать, понять и принять?
- Подготовьте содержание мини-лекции с перечнем ключевых моментов, примеров или иллюстраций.
- Подготовьте короткое заключение, которое свяжет вместе мини-лекции и поместит эту мини-лекцию в более широкий контекст тренинга.
Проведение мини-лекции
Вам не нужно быть харизматичным шоуменом, чтобы хорошо провести мини-лекцию. Достаточно владения базовыми навыками презентации:
Язык и речь
- Используйте простой и понятный язык.
- Объясняйте сокращения.
- Избегайте жаргона и ненужного повторения, но не забывайте подчеркивать важные моменты.
Язык тела
- Поддерживайте регулярный зрительный контакт с аудиторией. Тем самым вы создаете связь с ними, можете оценивать их вовлеченность и предотвращать непродуктивное поведение.
- Старайтесь надолго не отворачиваться от участников тренинга, когда говорите.
- Избегайте чрезмерных жестов, которые могут отвлекать.
- Если возможно, перемещайтесь по аудитории. Но так, чтобы не отвлекать участников тренинга.
Голос
- Используйте интонации и модуляции голоса, чтобы избежать монотонности речи.
- Делайте паузы, чтобы дать группе время для усвоения информации.
Методы вовлечения аудитории
Чем активнее тренер взаимодействует с аудиторией во время мини-лекции, тем эффективнее будет обучение. Вот несколько приемов вовлечения аудитории:
- Начните мини-лекцию с привлечения внимания участников тренинга. Используйте для этого притчу, историю, анекдот, цитату, факт, цепляющее изображение или другой подобный материал относящийся к теме тренинга.
- Рассказывайте истории, приводите примеры. Они обеспечивают контекст для идей, которые вы демонстрируете. Хорошая история также может аккуратно связать теорию с практикой. И главное, люди хорошо запоминают истории.
- Интегрируйте в мини-лекцию визуальные эффекты: слайды, инфографику, флип-чарт другие мультимедиа. Но помните, наглядные пособия должны быть поддержкой, а не содержанием вашей мини-лекции. Они не должны заменять ваше личное общение с участниками тренинга.
- Используйте раздаточные материалы, которые будут заполняться группой во время мини-лекции.
- Задавайте вопросы и не бойтесь молчания. Дайте участникам тренинга 5-10 секунд, чтобы подумать и сформулировать ответ. Если прошло 10-15 секунд и никто не вызвался отвечать, перефразируйте ваш вопрос. Не поддавайтесь искушению ответить на свои собственные вопросы. Терпение является ключевым фактором; не бойся тишины. Чем дольше вы ждете ответов, тем более вдумчивыми и сложными будут их ответы. Но и в допрос, задавание вопросов не нужно превращать.
- Используйте жесты, зрительный контакт и движение по аудитории, чтобы привлечь внимание участников тренинга.
- Поддерживайте зрительный контакт со всеми, а не только с теми участниками, которые регулярно отвечают на ваши вопросы и кажутся вам заинтересованными.
- Обращайтесь к участникам тренинга по именам.
- Поощряйте участников делать заметки. Не конспекты, а заметки по которым они могут восстановить в голове содержание мини-лекции. Для этого мини-лекция должна имеет четкую структуру.
- Демонстрируйте энтузиазм относительно темы обучения. Помните, что вы воспринимаетесь как эксперт, а иногда участники видят в вас модель поведения.
Завершение вашей лекции
Участники тренинга должны знать, что у того, что они изучают, есть практическая цель. Завершите мини-лекцию кратким резюме и расскажите, как полученная информация может быть применена на практике.
Так как мини-лекция это только один из компонентов тренинга и за ней будет следовать следующий компонент тренинга (ролевая игра, тест, мозговой штурм и т.п.), важно сделать смысловой мостик между мини-лекцией и следующей активностью.
После тренинга
Каждый раз, когда вы проводите тренинг, у вас появляются идеи, как можно еще улучшить представление материала, в том числе и мини-лекций. Новые вопросы, истории, иллюстрации, активности и т.д. Делайте пометки в дизайне тренинга, чтобы они были легко доступны, когда вы будете проводить этот тренинг снова или будете его править.
Метод тренинга: Мини лекция. Пример мини лекции: Вступление в контакт с клиентом в торговом зале
Опубликовано 07.12.2010 в категории Блог 6141
Устное представление одной конкретной темы. Мини – лекция составляется по всем законам жанра, на основе композиции выступления, состоит из трех частей: Вступление, Главная часть, Заключение. Используйте графику для изложения материала. Рисуйте схемы, метафоры, образы.
Как это выглядит:
1. Вступление: Интеллектуальный Апперетив для слушателей. Цель – настройка и подготовка слушателей к восприятию данной темы. Во вступлении может быть использована цитата, вопрос к аудитории,первые слова должны “зацепить” внимание аудитории.
- Обращение – устанавливает первичный контакт с аудиторией, главное – привлечь внимание.
- Обозначение ТЕМЫ – акцент на актуальности темы, ее значении для данной аудитории
- Повествование – формулируется цель выступления, кратко основные моменты, история вопроса
2. Главная часть: изложение основного материала, донесение именно той мысли, которая была заявлена как тема.
- Описание – описывается принцип действия, структура, алгоритм. Главное создать полный и ясный образ, без противоречий.
- Доказательство – мысли тренера, как это не странно, нуждаются в доказательстве, т.к. участники могут иметь другую точку зрения по излагаемому вами вопросу. Методы доказательства не изменились со времен Сократа: факты, статистика, описание прецедента, ссылка на авторитеты, обращение к опыту участников.
- Опровержение – метод от обратного. “ А может и не надо нам обучать руководителей мотивированию? Зачем? У каждого свой богатый жизненный опыт!”. Принцип – доказательство от обратного, смена рамки, рефрейминг.
- Воззвание – шанс попробовать себя в роли мотивационного спикера. Самая эмоциональная часть выступления, как писал Р. Бренсон “К черту все, бери и делай”. Как — то так вообщем!
3. Заключение: помним эффект края, (который открыл немецкий психолог Г. Эббингауз) запоминается начало и конец выступления. Так что главное – красиво уйти! Нужно красивое заключение, вывод, красиво собранный Кубик Рубика из заявленной темы.
Влияние на групповую динамику:
Повышает динамику, если тема актуальная, лекция интерактивная, тренер владеет аудиторией, чередует формы донесения информации: рисунки на флип-чарте, разбор видео фрагментов, демонстрационные упражнения с привлечением участников.
Снижает: демонстрация 100 слайдов в темноте под тревожный шепот тренера.
Количество участников: не ограниченно
Пример мини – лекции: “Вступление в контакт с клиентом в торговом зале: три стартовые ситуации”. ( фрагмент мини — лекции).
Фасилитация: Представьте, что вы сейчас клиент, вы заходите в магазин, например, бытовой техники. Как вы себя ведете, когда заходит в магазин?
Тренер проводит фасилитацию, записывает ответы участников на флип – чарт.
Исходя из поведения посетителей магазина, какие типы клиентов мы можем выделить? Один клиент сразу вступает с нами в контакт,он обычно разговорчивый, и нам с ним легко общаться. Есть другой тип – который никак не реагирует на действия продавца, не вступает в контакт, молчит, отводит взгляд, дает нам понять “не трогайте меня”. Или иногда так и говорит “Не надо, я сам посмотрю”. Такой тип клиента самый трудный для нас. Ведь нам надо вступить в контакт, а он блокирует все действия продавца. А есть еще вот такой тип клиента – он приходит с распечатанной страницей – и говорит “Мне вот такую надо модель, синего цвета”. Ему продавец нужен исключительно как посредник. Он пришел конкретно за определенным товаром.
Итак, исходя из вышеизложеннего, мы можем говорит, что в продажах существуют Три стартовые ситуации:
1. Ситуация “ТОВАР”. Клиент интересуется о товаре явно или неявно, просит информации о товаре, или запрашивает наличие товара.
2. Ситуация “КОММУНИКАЦИЯ”. Клиент общается, сообщает о своих потребностях, просит помощи продавца, демонстрирует интерес к продавцу, проявляет любопытство.
3. Ситуация “САМ” Клиент блокирует все действия продавца, не вступает в контакт.
Какой самый сложный случай? Конечно же, когда клиент блокирует попытку продавца вступить с ним в контакт. Что делать? Часто продавцы говорят, что такого клиента “не разговорить”. Оправдания продавцов крадут продажи из магазина. Когда клиент говорит: «Спасибо я просто смотрю”. Именно это фраза приводит к потерям. Продавцы воспринимают, как будто клиенту не нужна помощь. Клиент всего лишь говорит: «Я хочу купить, но не продавайте мне» и «помоги мне». Запомните “ Я просто смотрю” – это сигнал не к бегству от клиента, а сигнал к “наступлению”. Но не напором, а “присоединением”, это специальные приемы для установления контакта с таким клиентом.
Мы используем стратегию ПРИСОЕДИНЕНИЯ, метод “Зацепись за взгляд”.
Метод «Зацепись за взгляд». Если Вы не смогли вовремя заговорить с покупателем или он продемонстрировал, что сам разберется (просто смотрит, возникнут вопросы — спросит) воспользуйтесь этим методом. Он позволит:
1. Завязать диалог с покупателем;
2. Вызвать у покупателя желание узнать больше о товаре.
Такой подход не напрягает клиента, ведь он ни к чему его не обязывает, потому что продавец не налетает с расспросами, а просто дает полезную информацию.
Суть метода: Вы внимательно следите за взглядом осматривающегося покупателя в магазине. Как только он где – то остановится, вы подходите через несколько секунд, говорите о том, на что он смотрит как бы невзначай. При этом не важно, слушает он вас или нет. Он Вас слышит. Если его зацепило, он задаст дополнительный вопрос. Так завяжется диалог, который может привести к покупке. Дело за малым, что же нужно сказать «как бы для себя», чтобы покупатель отреагировал. Этими “зацепками” могут быть ключевые идеи модели.
Тренер фиксирует структуру действий на флипчарте:
1. Покупатель осматривается.
2. Продавец подходит через несколько секунд.
3. Продавец называет ключевую идею модели ( за что покупают) или другие приемы присоединения.
4. Покупатель заинтересовался, первым задает вопрос – так завязался диалог.
Суть метода в том, что вы позволяете такому типу клиента “как бы” лидировать в ситуации. Ведь это он задал вопрос первым, значит, власть в его в руках.
Примеры фраз — присоединений:
- Это новые модели …
- Здесь представлены последние новинки серии Х…
- В этом ряду ботинки классического стиля…
- На этом ноутбуке можно работать без подзарядки до 11 часов.
Автор Надежда Бондаренко
В феврале мы выясняли секреты крутого митапа. В этот раз попросили поделиться советами трех хорошо знакомых Хабру лекторов (Кирилла Анастасина, Вячеслава Уточкина и Евгения Жданова). За их плечами сотни публичных выступлений, и им есть чем поделиться.
Говорили про выбор времени, длительность, контент, подстраховку и прочие важные вещи. В итоге у нас опять набралось 16 пунктов.
Кто делился с нами опытом
Кирилл Анастасин, создатель одноименной cтудии, отдела презентаций Яндекса, комиксов Komikaki и мема про ногу Акинфеева. Кирилл не первый год тренирует спикеров для крупнейших IT-конференций, много выступает сам, а также ведет несколько каналов в Telegram и соцсетях.
Вячеслав Уточкин, директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Через нашу платформу при его непосредственном участии регулярно проводятся технологические лекции и митапы по геймдеву и разработке, куда приглашаются интересные спикеры.
Евгений Жданов, ведущий эксперт Управления научных исследований и инноваций ЯрГУ. Только через наш Leader-ID он провел более двух сотен общественных лекций.
Онлайн / офлайн
Прежде чем говорить о конкретике, определимся с фокусом. Наши советы применимы как к онлайн-, так и к офлайн-мероприятиям. Но в сложившихся условиях мы сделали акцент именно на онлайне — на вебинарах.
На фоне классических лекций вебинары имеют ряд особенностей. С одной стороны, на них могут приходить люди из других регионов, которые иначе физически не смогли бы присутствовать. А с другой стороны, спикерам сложнее читать лекцию в пустоту. Во время привычных аудиторных мероприятий они мгновенно получают обратную связь, здесь же и ощущения, и формат подготовки совсем иные. Есть различия и в так называемом нетворкинге. Офлайновые мероприятия часто обслуживаются кейтерингом, чтобы за кофе или другим напитком люди, заинтересованные в тематике лекции, общались между собой, расширяли свой круг контактов. Увы, в онлайне доступны лишь общие чатики.
Несмотря на различия, есть у этих форм выступлений перед аудиторией и общие черты. Поэтому далее, если нет оговорки о формате, будем считать, что совет относится к обеим ситуациям.
Совет 1. Определите цель и аудиторию
Сначала отметим пару капитанских вещей, которые нужны для полноты картины.
Любая лекция, как в офлайне, так и в онлайне, должна иметь цель, правда, совершенно не обязательно с коммерческими корнями. Возможно, это обучение, и в этом случае корректнее будет говорить не о цели как таковой, а о том, какую задачу поможет решить изложенный в лекции материал (какими знаниями и навыками должен будет обладать слушатель по итогу). Успех мероприятия можно будет оценить по тому, достигнута ли эта цель в конечном итоге.
Цель во многом определяет аудиторию, перед которой предстоит распинаться. Лучше, если у аудитории будет приблизительно одинаковый уровень подготовки. Иначе может возникнуть неприятная ситуация, когда трети слушателей лекция непонятна, а еще треть считают время потраченным впустую, поскольку излагаются очевидные вещи.
Кирилл Анастасин:
«Ты не сможешь одинаково интересно рассказывать и для выпускника детского сада, и для кандидата наук одновременно. Группа должна быть цельная — с одинаковым уровнем знаний и понимания. Можно и входное тестирование делать, если речь идет о целом обучающем курсе. Но ради одной лекции это вряд ли имеет смысл».
Совет 2. Про контент
Люди тратят свое время, чтобы узнать что-то полезное для себя. Поэтому при подготовке на контенте следует сосредоточиться по максимуму.
Если в подготовке лекции участвует несколько человек, на этом этапе важно обсудить ожидания — не просто тему, о которой будет рассказывать спикер, а то, как организаторы и спикер видят весь процесс. Надо определить основные пункты, которые предполагается раскрыть, ведь хороший контент надо еще правильно подать.
Евгений Жданов:
«Спикер может быть глубоким профессионалом в своей области, но если он неинтересно рассказывает, аудитории лекция не понравится. Нужно ориентироваться на интересы и уровень слушателей, а также на ораторские навыки спикера».
Совет 3. Про время
Грамотно выбранное время проведения мероприятия, конечно, не обеспечит успех, но защитит от возможного провала.
Кирилл Анастасин:
«Неправильно подобранная дата погубит мероприятие. Однажды я пытался провести занятие перед майскими праздниками. Не учел, что многие люди уезжали в отпуска заранее. В итоге пришлось все отменить, потому что количество желающих прийти было невелико».
До того как объявлять дату, рекомендуем узнать, не проходит ли в это же время каких-то крупных отраслевых мероприятий. С массовым переходом в онлайн конференции и форумы стали растягиваться на несколько дней и даже недели. Такое наслоение по датам может отвлечь аудиторию от вашего рассказа, даже если по времени вы не совпадаете. Сложно послушать несколько осмысленных лекций за один день.
В выборе удобного времени суток для проведения лекции лучше положиться на собственные знания о слушателях.
Вячеслав Уточкин:
«По моим наблюдениям, с утра на лекции приходит меньше народу, чем вечером. Но тут все зависит от целевой аудитории».
Совет 4. Про длительность
Вячеслав Уточкин:
«Считается, что оптимальная длительность — как на TED: до получаса вместе с вопросами. Но наши лекции отличаются по формату, они более специализированные. Я вообще не любитель поверхностных лекций. Мне кажется, они должны нести какую-то понятную пользу человеку, который выделяет на нее время, структурированный пакет знаний. Поэтому я стараюсь делать доклады на 45 минут, предусматривая еще 15 минут вопросов и ответов».
Если материала много, лучше запланировать цикл лекций. Конечно, организовать его сложнее, зато, если цикл получится интересным, это поможет упростить привлечение аудитории ко второй и последующим лекциям.
Евгений Жданов:
«Серийные лекции формируют определенное сообщество. Если собрать весь материал в один рассказ на 2–3 часа, то люди начнут выходить из зала или отключаться (если мы, конечно, не говорим о каких-то стратегических сессиях и проектной работе, где люди взаимодействуют в команде заинтересованных коллег). А в серии лекций есть возможность разбить материал на комфортные 45-минутные лекции, снизив нагрузку, и аудитория уже знает, чего ждать».
Совет 5. Про выбор площадки для офлайновой лекции
Формула хорошей площадки описана уже не раз.
Вячеслав Уточкин:
«Она должна соответствовать целям, которые вы ставите перед своей лекцией. Например, если вы выступаете перед какой-то элитной закрытой аудиторией, то и площадка — ее оформление, расположение и т.п. — должна соответствовать заявленной планке».
Не забудьте про:
- удобные кресла;
- проветривание;
- нормальный звук;
- отсутствие засветки изображения с проектора.
Лекция в одной из Точек. Фото: Евгений Жданов
Совет 6. Позаботьтесь о технической платформе для вебинара
Говоря о выборе платформы для вебинаров, обычно сравнивают функционал. Но гораздо важнее, что техническая платформа должна быть удобна целевой аудитории и учитывать ее особенности. Грубо говоря, если все используют iPhone, то и платформа должна работать под iPhone. А если аудитория — это персонал компании с серьезной системой безопасности, то платформа как минимум не должна этой безопасностью блокироваться.
Вячеслав Уточкин:
«Для выбора платформы вебинаров мы проводили опрос целевой аудитории, каким из вариантов им было бы удобнее пользоваться. Исходя из их ответов, мы приобрели подписку на Zoom для проведения небольших вебинаров. А вот большую аудиторию — порядка 1000 человек — удобнее подключать к трансляции на YouTube. В этом случае во встрече Zoom участвуют только спикеры и поток данных автоматически отправляется на YouTube. В теории можно параллельно стримить на Facebook и другие площадки, но я придерживаюсь мнения, что лучше, когда все собрано в одном месте».
Даже если запись вебинара не планируется никуда выкладывать, ее стоит вести средствами платформы, чтобы потом просмотреть и подумать над ошибками: где можно было мысль раскрыть глубже или, наоборот, не отвлекаться на примеры. Это тоже разновидность обратной связи.
Трансляции и ретрансляции вебинаров в сторонние сервисы — это самостоятельный процесс, за которым в идеале должен следить отдельный человек, чтобы спикер не отвлекался. Хотя, конечно, подготовить простой вебинар можно и в одиночку.
Совет 7. Не тащите принципы организации офлайновой лекции в онлайн
Мы привыкли воспринимать офлайновые лекции в комплекте с презентациями из слайдов. Со статичного слайда с несколькими текстовыми буллетами мы переводим взгляд на спикера, который зажигает своей харизмой, так что лекция не кажется скучной. Многие ведущие вебинаров переносят практику презентаций со скучными слайдами и на онлайн. Но прямая попытка копировать здесь работает не лучшим образом, поскольку спикер в маленьком окне уже не так завораживает.
Кирилл Анастасин:
«Много ли вы знаете популярных видеоблогеров, которые бы пользовались слайдами? Я считаю, стоит учиться у тех, кто действительно давно живет в онлайне и уже научился взаимодействовать со своей аудиторией. Не надо переносить в онлайн стандартные парадигмы, по которым мы работаем в офлайне. Онлайн — это другая среда, которая может решать ту же задачу, но иными инструментами. Здесь мы не можем вживую работать с аудиторией. Поэтому онлайн должен быть более динамичным, более развлекательным и интерактивным».
Совет 8. Про картинку и звук у спикера
Фактически картинка и звук в вебинаре — это те же звук и свет у доски в лектории, но со своими техническими особенностями.
Чтобы спикера было нормально слышно, предусмотрите наушники и микрофон. Лучше использовать проводные, поскольку Bluetooth-подключение начинает отваливаться в самый неподходящий момент. Уровень звука и настройки микрофона стоит проверить заранее.
Чтобы спикера было хорошо видно, лучше раздобыть дополнительный свет и обеспечить какой-то задний фон — без помойки и свисающих с потолка маек. Также спикеру лучше не садиться так, чтобы свет бил в камеру из-за спины, иначе аудитория будет вынуждена час смотреть на черный силуэт. Антураж можно сделать даже из подручных средств, сидя на самоизоляции. Можно оформить уголок, в котором будет не стыдно показаться на камеру.
Одежда спикера должна соответствовать ситуации.
Кирилл Анастасин:
«Чтобы чувствовать себя в тонусе, я бы рекомендовал одеться полностью, как на офлайновое выступление, то есть не ограничиваться только рубашкой по принципу «ниже пояса все равно будет не видно». Такие полумеры расхолаживают. И вдруг вам придется встать перед камерой? Трусы в кадре будут выглядеть не очень хорошо. Кстати, некоторые спикеры предпочитают работать стоя, поскольку так голос звучит по-другому, да и жестикуляция отличается. Формат вебинара этого не запрещает. Достаточно поставить ноутбук на любую подставку — да хоть на стопку книг — и отойти на метр».
Совет 9. Иногда лучше в записи
Кирилл Анастасин:
«Когда люди пытаются делать все только живьем — это однобокий подход. Онлайн предоставляет массу альтернативных вариантов, и ими нужно пользоваться. Нет смысла гоняться за живыми трансляциями, поскольку аудитория все равно смотрит вебинар не совсем вживую. Можно заранее распространить какой-то лекционный материал, подав его в форме видеомонолога со стороны спикера или даже в виде текстовых статей, а вебинары устраивать по накопленным вопросам. Так на них точно придут только те, у кого эти вопросы имеются».
Если вы сделаете запись лекции и выложите ее на YouTube, возможно, ваша аудитория воспримет ее лучше?
Совет 10. Позаботьтесь о рассылках и уведомлениях
В преддверии мероприятия нужно подогревать к нему интерес, отсчитывая назад время до выбранной даты. Первый раз говорить о планах стоит за 3–6 недель. Однако в этот момент реакция на уведомления будет скорее пассивная. Чем ближе к делу, тем больше стоит добавлять огонька в своей маркетинговой активности. А основную атаку по всем фронтам можно начать дней за 10–14. Менее чем за 5 дней активно анонсировать уже бессмысленно — для молодой аудитории это минимальный срок построения планов.
Евгений Жданов:
«По нашей практике, если на очную лекцию записалось 40 человек, то без напоминания на нее придет в лучшем случае 17. Если напомнить, то до лекции дойдет уже 25–29 человек».
Если это вебинар, то лучше напомнить также в день трансляции (и непосредственно перед ее началом, выслав ссылку для подключения минут за 5 до старта).
Кирилл Анастасин:
«Я сейчас провожу с родителями и детьми уроки рисования. Накануне я напоминаю им о том, как мы будем проводить занятия и что надо иметь при себе для участия».
Если лекция или вебинар формируют серию для одной и той же аудитории, то такой масштабной маркетинговой атаки не требуется — начинать рассылать напоминания можно и за 3 дня.
Евгений Жданов:
«Рассылая уведомления, надо постоянно следить за наполняемостью мероприятия (в сравнении с ожидаемой). Это важно как в коммерческих, так и к некоммерческих проектах. К примеру, мы договариваемся со спикерами бесплатно. Одна из составляющих хорошей коммуникации с ними — это аудитория, и вряд ли у нас получится выстроить плодотворные и долгосрочные взаимоотношения со спикером, если на его вебинар зарегистрируются только полтора человека. Поэтому за количеством регистраций надо следить с самого начала и усиливать работу, если видим, что не добираем».
Совет 11. Репетируйте несколько раз
Чтобы предусмотреть возможные проблемы, лучше заранее протестировать лекцию. Это касается как тестового прогона очной лекции, так и пробного включения вебинара. В онлайн-версии, кстати, стоит провести репетицию со спикером в то же время суток, когда запланирован сам вебинар. И настоятельно рекомендуется использовать те же самые устройства, с которых потом будет идти трансляция.
Наши эксперты рекомендуют начинать трансляцию пораньше на ограниченный круг людей. Это позволяет выявить проблемы с настройками и т.п. К примеру, можно обнаружить, что звук спикера много тише, чем ожидалось (и это было незаметно на созвонах тет-а-тет).
Кирилл Анастасин:
«Включение в эфир заранее — очень хорошая практика. Иногда подключение может занять больше, чем ожидалось. Возможно, придется перегрузиться или даже обновиться, перезайти с помощью другого браузера, чтобы заработали все функции платформы, перезагрузить модем. Для себя я оставляю как минимум 15 минут на решение подобных проблем, но новичкам, а также тем, кто переходит на какие-то новые инструменты, я бы рекомендовал закладывать минут 25–30. Если все работает, заполнить пустоту в эфире можно заставкой, на которой указано, во сколько начнется вебинар».
Тестовое включение перед вебинаром. Фото: Анна Соколова
Совет 12. Подготовьте технический план Б на случай мелких неувязок
Жалобы слушателей на технические сложности по итогам проведенного вебинара встречаются довольно часто. Изображение спикера может быть засвечено, его может быть плохо слышно или сам спикер говорит: «Ой, я не понимаю, как это сделать». Все это отвлекает внимание зрителей от основной темы. Следует продумать, как себя вести в подобных ситуациях, откуда взять резервную презентацию или даже резервного спикера.
Евгений Жданов:
«Если что-то идет не так, организаторам стоит брать инициативу на себя и искать альтернативы. Не стоит допускать, чтобы спикер краснел и говорил, что презентация отвалилась, поэтому лекции не будет. Нужно сообщить аудитории, что есть технические сложности, представить спикера и, например, предложить ему начать рассказ в другом формате».
Совет 13. Предусмотрите глобальный факап
Бывают ситуации, когда падает все — например, отрубается электричество у организатора. И тогда остается только надеяться на лучшее, если, конечно, вы и к этому не подготовитесь заранее. Вот несколько лайфхаков, как к вебинарному апокалипсису готовятся наши эксперты.
Вячеслав Уточкин:
«Я всегда договариваюсь с кем-то, чтобы при отключении интернета у меня дома человек мог подхватить трансляцию. Это значит, что ему заранее надо предоставить все доступы».
Кирилл Анастасин:
«Разумно предусмотреть напарника, который займет аудиторию, пока ты решаешь проблемы выхода на связь. Его задача — объяснить аудитории, что произошло, и продолжить тему, если это возможно. Удобно, когда лекция проводится вдвоем и напарник может рассказать свою часть, пока микрофон свободен. Для аудитории это, конечно, выглядит как некое нарушение логики, но зато трибуна не пустует — все равно будет интересно».
Желательно иметь резервный канал связи, чтобы предупредить напарника или аудиторию о том, что что-то пошло не так. О том, кто должен быть на другом конце резервного канала, стоит подумать заранее. Не всегда ваши широковещательные сообщения должна читать вся аудитория. Возможно, стоит организовать два чата — только с организаторами, если их несколько, и со всей аудиторией. Так можно управлять ожиданиями как первых, так и вторых. Первый чат будет полезен для озвучивания мыслей, которые не стоит открывать на всех.
Кирилл Анастасин:
«Наличие чата для всех участников подстрахует на случай отказа самой платформы — можно будет быстро перейти на альтернативный инструмент, удобный аудитории. У меня был такой случай несколько лет назад, когда мы всех переключили с Zoom на трансляцию в YouTube. При регистрации всех участников через почту оперативно такие вопросы решить не получится. Никому просто в голову не придет лезть проверять ящик при обрыве соединения. Также полезно иметь отдельный чат для организаторов и спикеров».
В том же канале, кстати, можно напомнить и про основные вехи тайминга — начало лекции, начало и конец перерыва, если он предусмотрен.
Подстраховку вещания можно организовать без посторонней помощи через телефон. Можно просто позвонить на тот же вебинар, выключив камеру и звук. При необходимости можно будет быстро включиться и заполнить эфир.
Кирилл Анастасин:
«Можно даже заготовить какие-то шутки, чтобы аудитория понимала, что происходит, и осознавала, что ты что-то делаешь для исправления ситуации. Параллельно с перезагрузкой подвисшего компьютера можно продолжать через телефон читать свою лекцию».
Совет 14. Продумайте перерывы
Если хочется уместить в одну лекцию много информации и ее никак нельзя дробить, лучше предусмотреть перерывы.
В онлайне перерывы надо оформить так, чтобы в процессе люди не продолжали болтать в основной «комнате» — чтобы не было желания проигнорировать перерыв.
Кирилл Анастасин:
«Перерыв должен быть явным и четким. Я рекомендую выключать камеру и звук, объяснив людям, что перерыв надо использовать по назначению. Налейте себе кофе и порекомендуйте аудитории сделать то же самое. Так вы избежите кулуарных разговоров. В самих разговорах нет ничего плохого, даже наоборот. Но если этот разговор начнется в основном потоке, он не даст многим уйти на перерыв. Люди продолжат слушать, развернется дискуссия… На офлайновых лекциях это обычно компенсируется тем, что те, кому надо, собираются вокруг спикера, а остальные свободно выходят из аудитории. В онлайне же это так не воспринимается. Также рекомендую включать на экране таймер, чтобы люди видели, сколько осталось до конца перерыва».
Совет 15. Предусмотрите секцию вопросов и ответов
Вопросы оживляют лекцию, добавляют ощущения реального времени для онлайна.
Кому-то нравится поддерживать общение с аудиторией во время доклада, да и самой аудитории удобно получить ответы на самые актуальные вопросы, как говорится, не отходя от кассы. В этом случае можно предупредить аудиторию о том, как удобнее прервать спикера.
Кирилл Анастасин:
«Если вы разбиваете лекцию дискуссией с аудиторией и ответами на вопросы, ставьте жесткий лимит и следите за временем. Иначе проболтаете половину лекции. Например, заранее запланируйте 5 минут в середине лекции на вопросы по первой части».
Если в середине лекции нет места для вопросов из зала, можно запланировать другой интерактив — пару вопросов залу от спикера. Так аудитория лучше слушает, участвует в процессе. Короткие вставки позволяют вернуть рассеявшееся внимание.
Евгений Жданов:
«В онлайне у спикера есть соблазн занять весь эфир собой, особенно если он знает и любит то, о чем говорит. Поэтому мы прорабатываем с выступающим механику вовлечения аудитории в лекцию и предоставляем инструменты для этого. Например, Mentimeter, что позволяет собирать обратную связь в онлайн-режиме, или Miro, что также стимулирует групповое вовлечение».
Вячеслав Уточкин:
«Как спикеру, мне нравится взаимодействовать с аудиторией, поэтому во время лекции я обычно задаю вопросы в зал или делаю небольшое голосование (например, прошу поднять руку или поставить плюс тех, кто занимается разработкой игр)».
В офлайновой лекции спикер с вопросами может справиться самостоятельно. Это проще простого: люди поднимают руки и озвучивают вопросы. А для секции вопросов в вебинаре полезно иметь ассистента, который промодерирует комментарии из чата и выберет наиболее интересные вопросы.
Ассистирование в офлайне тоже не будет лишним. На фото Вячеслав Уточкин с Ричардом Греем (Levelord)
Кирилл Анастасин:
«Когда вы объявите начало секции вопросов и ответов и полезете читать чат, вы скорее всего потеряете внимание аудитории. Мало кто умеет грамотно задавать вопросы в чатах. Вы можете начать зачитывать вопрос, а он окажется комментарием или вообще какой-то ерундой. Желательно, чтобы ассистент проводил какую-то премодерацию, в том числе подбирая 1–2 вопроса для обсуждения в середине лекции».
Кстати, практика подарков за самый интересный вопрос — неоднозначна. Когда есть подарки, вопросов всегда много — за это можно не беспокоиться. Однако…
Кирилл Анастасин:
«Я считаю такую практику ущербной. На мой взгляд, если приходится мотивировать задавать вопросы, значит, для этой аудитории у вас нет контента, потому что человек совершает действие не ради самого контента, а ради условного блокнотика. Человек с действительно интересным контентом всегда удержит аудиторию и спровоцирует ее на вопросы».
Совет 16. Не забудьте про фидбэк
Вячеслав Уточкин:
«Это плохая метрика, особенно когда вопросы задаются в рамках розыгрыша. В онлайн-мероприятии обычно фидбэк появляется сразу же в чате — либо пишут, что все было круто, либо что это инфобизнес и потраченное время. Я раньше по итогам каждой лекции проводил опросы — просил заполнить короткую анкету о том, что понравилось, а что не понравилось, какие есть пожелания на будущее. Только так со временем формируется подлинное видение того, что нужно нашей целевой аудитории».
Оценивать проведенное мероприятие можно по обратной связи со стороны слушателей. Можно у случайной выборки в неформальном общении спрашивать, что понравилось, а что нет. Альтернативный путь — заполнение анкет по итогам.
Евгений Жданов:
«Для очных лекций мы смотрели на повторную посещаемость. Город у нас небольшой, экспертов по каждому из вопросов не так много. Поэтому мы постоянно анализируем, кто нравится аудитории, и стараемся привлекать их повторно, исключая из списка спикеров с плохим фидбэком».
И помните, у вас все получится.
Евгений Жданов:
«Залог хорошего мероприятия — несколько провальных. Если вы будете ошибаться, но анализировать, почему все пошло не так и что бы вы могли изменить, вы сможете поднять свои лекции и вебинары на классный уровень. У нас принято спрашивать: а почему было принято именно такое решение при подготовке? Это позволяет глубже взглянуть на сам процесс, на факторы, которые на это решение повлияли».
Кирилл Анастасин:
«Настоящий фидбэк вы получите спустя полгода или даже больше. Так как за это время люди применят полученные знания и напишут вам письма с благодарностью».
Предыдущая часть:
— Как собрать крутой митап: 16 советов от трех «серийных митаперов». Leader-IT events #1
�����: ������-�������: ��� ��� ��������
������ �������� ����� �� �������� ������� ��������. ��� ������� � ���, ��� � ����� �������� ���� ����� ��� ������������� ����� ���������� ��� ��������� ����������� ���������.
�������� ������ ��������������� ������������ � �������� ���������� ���������, ����������� ������ ������������ �������� ���������� 20 �����. ������ ��� ����� ��������� �� 40 ����� ����������� ��������� �����, ����� ��� ������ ������������� ����������. �������� ����� ������� ����� � ��������� ��������� ��� ������� �� ������� ��� ��������������� ������������ ��������� � ���������� � ���. ������� � ������������� �������� ���� ���� ������ � ����-������� (������������������ �� ����� 15�20 �����) � �������� �� �������.
����� ������� ������ ����� �����-������� � ������������� �������� ����������� ������ �������������. ��� �� ��������. ���� �� ���� ����� ������������� � ��������� �������� ����������� � ����� ������, ����������� ���� � ��������� ���������. ��������� ���� �������ࠖ ��������� ���������������� ��������� ����������, ��� ���� ����� ��������� ��, ������������ �� � ��������� ����� ������������. ����� ������������� ����� ������������� � ��������� � ���������� �����, ����������� �������� ���������, ��������� �� ��������������. ������� ���� �������� ���������: �� ���� �������� ������ �����������. ����� ��� ������: ������� �������. � ������-�������� ��� ��� ��������� � � ����-�������. ��� ������ ���� �� ������ ���������������, �� � �� ������� ����� ������ ����������� ��� ���������.
����-������ � ������-�������� ������������ ���������� ������. ��-������, ����� ������ ������������ �����-�� ��������. ��-������, ����� ������� ���������� ����������, ����������, ������� ���� ������� ���������� �������� ����� ����������. � ����� ������ �� ��������� �� � �������������� � ���������������� ����������� � ������ �����, � ���, �� ����, ����-������.
�������, ���� ���� ������ ����� ���� � ������� 5 ����� �������� �����, �� ������������� ���������� ���� ������ �����������. ��� ���� � �� ����������, � �� ����� ������ ���� ����������� �����������, ��������� �������� � ���������� ���������� �����������.
������� ��� ����-������� � ���� ����� ������� �������� ����� ���������� ��������������� � ����������������� ��������� ���������� �� �������.
����� �� ������ ����� �����-������� � ������������� ����� �������������� ����������� � �������� ���������. ��� ����������� ���, ��� � ������-�������� ����-������ �������� �� �������, ��������� � ����������� �����������.
��� ���� ������ ����� ������������� � ����-������ � ������������� ������� ������-�������ࠖ ������. � ����������� �������, ���� �� �������� ������������� ������� ������� � ����������, ����-������ � �����������, ��� �������, �������� ��� ������.
4.5.1. ���� ����-������ � �����������
������ ����� ����� ����� ���������� ����, ������� ������ ����� ������� � ������� ����-������/�����������. � ����������� �� ��� �������� ���������� � ���������� � �������� ���������� ����-������ � �����������.
����� �������� ������ ���� �����������.
��������� ����� � ��������������� ���������� ����-������ � ����������� ����� ��� ������������� ��������. ���������� ����, ��� ������ ����� �������� ������������� ����������, ������ ����-������ ������ � ����� �������������� �����, ������ ������� ����������� �������������. ���� � ���������� ���� ������ (� ��� ���, ����� �� ������ �� ������ ��������� �� �������������), ��� � ������� ������������ ��������� ��� ���. � ������ �� ����� ������. � ������� � ���� ������ ��������� ��������� � ������ �� ����� ������, �������� �� ����������������� � ������������������, ��� ����� ������������� ������� �� ����� ���������� ��������� ����� �����.
����� ��������� ��� ���� ��� ����������� � ����-������, ����� ������� �� ����������. ���� ����� ���� ����������, ����� ������� �� ������ ��������, �� ���������� ���� ����������, ��� ��������� ������ �����, ����������� � ������ � ���������� ����-������. ��������, ���� �������������� ����������� ����� ���� �����: �� ���������� ��������� ���������� ������������� � ���, ��� ����-������ � ����������� ������ ������� ����� � ���������� �� ����� �����, ���������� � �������� ������ ���������. ��������� ���������� ������������� � ���, ����� ����, ���������� � ������ ������ ��������� ������������� ������� �� ����� ����-������ � �����������.
4.5.2. ��� ���������� ������� ������� ��� ��������� ������������� ����-������
�������� ������� ������ ����-������ � �����������:
��������� ������ ����;
������������ ������� � ����������;
�������� ��������, �������������� ������� � ��������������� �������.
����� ��������� �� ���������� ������ � �������, � ������ �� ���������� ���������, � ������� ������ � ����������� ����������.
���� �� �������� ������� �������⠖ ���������� �������� � ����������. ����� ������������� ������ ��������� ��������������� � ����������� ��������.
�������� ���, ����� ����-������ �������� ������������, �������� � ��������� ���������. ����-������/����������� ������� ������ ��������������� ��������蠖 ���� �����������:
����������������� ��������� ��������� (�� ����������);
����������������� ��������� �� �����;
����������������� ��������� �� ����� (�� ������� ������� ����������� � ������������� ���� ���������� �����).
������� �� ����� ��������� �������� ��������� ��� ��, ��� �� ����� � ��������, ������ ������, ��� ��� ������� ��� ������ � ����������. ���������� ����-������ ������ ���� ���������� ������ �� ������� ����� �������� � �������� ��������� ���������. ���������� ����� �������� �� ������� ������ �� ���������� � � ����� ������, ������� ���������� ��� ������� ����� � ����� ���� ������������ � �� ������������ ������������.
���� ������� ���������� � ����-������ ����� ������� ������, ���� ������������ ���� ������� ��������������� ��������� ��������� � ������������ �������� �� ��������. ���� ������ ������� � ���� ����������� ������� ������������ ����������, ��� ������� ������������� ���������� � ����� ����� � ����������� ���������� ������ �� ��������, ����� �������� � ���������� ������ � ��������� ���� ���������� �� ����������.
�������, ��-������, ����� ���������� ������� ����������, ������� ������ ����� ������. ������� ��� �� ��� �����, ��� ������� �� ������ ������. ������� � ���, ��� � �������� ��������� ����� ����� ��������� ����� ������������� ����������, ��� ��������� ����������� � ���� ����� ������� ��� �����������. ������ ��������� �������� ���������� ������ ���������� ���� �� �����: ������ ����� ����������� ���������� ��������, ��������� � �����������; ������� ���������������� ����������� � ������������� ���������� ����� ����� ����������� �����������.
��-������, ������ ������ ������ ����������� ���������� � ��������� ������ ������. �� ����������� ������� �������� ��������� � ���������������� ���������. � ���������, ����� ����������� ������� ����������, ������� �������� ��������� �� ��������. ������ ����-�����蠖 ������������������ ������ � ������������� ����������, � �� ��������� �� ���������� � ����� � ���, ��� ��� ����-�� �� ��������.
������ ���������, ����� ���������� ���������� ������, �� �� �������� �������� ����, ��� �� ����������� �������� ������ �� ������. ���� ������ ������ ������ �����, ����� �������, ��� �� ��� �������. ����� ����� ���� �� ����� ���������, ����� ����������������� ������������, ������� ��� �������.
���� ������ ������ ������ �� ��������� ��������� ����������, ��� ������ ����������� ��� ������: ����� �������� �� � ���������� ����������, ���� �������� �� ������ �������. ��� ����� ������ ������ ����� ������������, ��� � ������ ������ ��������� ������������ ��������, ����� ������������� � ������� �������� ���������� � ������. ����� �� �� ������ ��������� ������ ���������.
��� �������� ��������� �������-��������� �� �������� ������������� ������� ����������� ������. � ��� ��������� ������� ��������� ����, ������� ����� � ���������� ��������������� �����������. ����� �� ������ ����� ���� ������� ���������� �� ���������� �������� � ����������� ������ � ���, ��� ��� ������������ �������������, � ��� ����� �� ����� � ��� ���������� � ����� � ���� ������. ��� ���� ��������, ��������� � ��������-��������� ��������� ������� ����� � �� �����������. � ���� �������� ����� �� ������������ ����������� ���� 5-�������� ����-������, ���������� ������� ��������:
������� � ���, ��� � ���������� ���� ��� ������������: ������� �������� ������ ��� ���,�� � ������ ������� ����� �������;
��������� ������ ����, ��� ���� ����������� �� ������� �������� � ������ ��� �������������� � ������� (�������� ����� � ���, ��� ����������� ����� ������� ���������: ���������, ������� ������� �������� � ������������ ��������. ���� �� ����� �������, �� ����� ����������� �������������. � ��������� ����� ����������� �� ���, ��� ���������, ��������� ��-������ �������� ���� ���������);
������� � ���, ��� � ���������� ���� ��������, � ��� ���������� ���������. ����� ����, ��������� �� ��� ����� ���� ������ �������������;
��������� ������ ��������� �������� � ���������� ����������� � ���������� ��������� ������� (��� ������� � �������� ����� ��� ��������, ������� �� ������ ���� ��������� �� ������������ � ���, ��� ���� ������� ������, �� ����� ���������� �������� ��� ������������ ��������� �������);
�������� � ���, ������, �������� �� ������� ��������, ������� ������ ��� ����� ��������, ������� �� ������ ���������� ������ � �� ������ ��������� ������� (������ �������� ���� ��������� ��������);
������� � ���, ��� ����� ������� �������� ������ ��� ��� �������� �� ����������. �� �� ��� ��������� �� �������� ���� (� ��� ����� �����������) ����� �����, ����� ����� �� ������;
�������� � �������, ��� �������� ������� ������ ���� ������������ ����� (�� ���� ��� ������ �������� ���������� ������������ � ��������� ����������� � ������).
��� ����� �� ���������� ����-������, ��� ��������� �� ������ ������������ ������������� ������� � �������� � ��� �������� � ���, ������ �� ��� ��������� ������ � ��������� �������.
�������, �������, ��� ���������� ����-������ ������ ��������, � ����� �������, ��������� ���������, � �����頖 ������� �������� (� ��������� ��������������), � ������頖 �������������� ������ ������� � ������ ��������.
����������� ����������� ������ ��� ��������� ���������� � �������� ����������� ����������.
���������� �������� �� ���.
���������������� ���������
���������� ����� ������ ��������� ������� ������������ ������� ���������� ���������. ��������� ��������� ����� ���� ���������� (��������, �� ������ � �������� ��� �� �������� � ������: ������� �������������, ����� ����������, �� ��� ����������, ��� ��������), �� �� ����� ������ ����������� ��������������� ���������.
����� �������, �����, ����� ������ ��������� ��������� ���� ������� ���������.
����� ������ ������� � ������� ����������� ���������. �� ������ ������������� �������� ���������� � �������� ������������ ������������. ������������, ��� ������� ������������ ������ ������� � ����-���� ������ �������.
������ �� ���������������� ���������:
��� ������ ������ ���������� ���������� ������ ����������� ��������� ���������;
������ �������� ����� �� ������, ������������� ������� ��� �� ����� � ����� ������ ������ ����� ��� �������� � ����������;
���� ����������� ��������� � ����������� ��������堖 �������� ������ ������ ��������� � �������;
���������� � ��������� ���������� ����� ��������� ������, �������� ������ � �����������
��������� ��������� � ��������� ���������
������� ��������� ������������ �������� � ��� ����� �� ���� ������������ ������ ����������� ���������. �������� ����-������ ����� ���� ������� �����������:
����������������� ������� (����������� � ��� ����� �� ���� ������������ ������������);
���������������� �������, ���������� � ������ ��������� ���������.
������� ��������, ������� ����� ������� �� �������� ������������� ���������. ���� ��� ����� ������������ ���������� ������������� �������� ��������, �� ����� ���������� �� ����� � ��� �� ��������
�������
���� �� ���������� � ������ � ��� �������� ����������� �������� ����������� �������� �������� ������������ �������. ��� �������, ���������� � ����� �� �������� �����, � ������� ����� ����������.
������� ������������ �������, ������ ����� ��������� ����� ��� ���� �� ��� ������. ������� ����� ��������: ����������� �� ��� ����������� � ������������� ����������, ������������� ������? ����� ������� ������ ��� ������ ����� ���������?�, ����� �� ��������, ����� ������ ������� ���������? ��� �� ����������� � ���� ������?�, ������� �� �� �����-��������, ������ ��� �� ���������, �������
����� ������� ����������� ������� ���������� ��������: � ���������� ���������� �������� ������� �� ����� ������� � ����� ��������� �������. ���� ������������ ������ ���������, �� �� �������� ���� � ��� �������, ����� � ���������� ��� ����������� ����� �������� ���� ������.
������� �������� � ����� ��������, ����� ���� ������ �� ��� ��������� ���������� � �������� �������. ������ ����� �������������� ��� ��������� ��������� ��������� ������������ ��������. ������ ������� � ���, ����� �������������� ����� ���������� ��������� � ������� �������. ������, ��������, ������������, ��� ������ ������� ����� ������������� ������� ����������, � �� ���������� ����� ����������� �� ���� ������� ����� �����������.
������ ��������� �������� ������ � ��������, ����� ���������� ��������� ����������. � ���� ������ ������������ ������� �������� ���, ����� ��������� � ����� ��������� ������� ������������ ������ ����������. ����� ������ ���������� �� � ���� ���� ���������, ������������ �� �� ���������������.
������������ ��������� �� ������������ ����� ��������, ������� ������������ �� ����� ������ ������. ������ ����� � ����� ������ �������� ������� � �������� �������� ���������, ����� ��������� ������� � ������� ������
���������� ���������
�������� �������� ������� � ������ ��������� ��������� �� ��������� ��� ������������� ���� �������������� �����������頖 ������������ ������������ ����������� ����-������
�������
������ ��������� �������� ��������� ���������� ����������� �����, ���� ��� ����������� �������� ���������. ��������� ��, �������, ���:
�������� �� ����� ��������� � �������� ��������������, �� ������ ������� ������������ � ���������� �����;
�������� ������ ���� � ����;
���� ������� ���������� ����� �������;
�������� ������ ������ ����� ��������;
�������������� (�����������) ������ ���������� ������� �����������
������ �� ����������
������ �� ���������� ������� � ����-������ � ��������� ������� �� ������. ����� �������� ��������� ���� �����������: ������ �������, ������������ ������, ����������� �������� ���. � �������� ������������� ������ ����� ��������������� ����������, ������, ��������� ���� ����������, ������ �� ��, ��� ������ ������.
������������� ��������� ������� ������������� ������������ ������ ��� �������������:
���� ���������� ���������� �� ���� ��������� (��������� �������), ��������� � �������������� ���������� ������� � �������� �� ����������� ��������;
������������ �� ����������� ����������;
���� ���������� �� ����������, ���������� ������������� ���������;
�������� �� �������� ������ ���� ������
4.5.3. ���������� ����-������ � �����������
4.5.3. Подготовка мини-лекций и презентаций
Как правило, у тренера есть время заранее подготовиться к мини-лекции, даже если речь идет об обобщении итогов обсуждения упражнения или ролевой игры. Конечно, в этом случае ему важно быть ситуативным и использовать в своей речи-обобщении содержание предшествующего обсуждения этого упражнения участниками тренинга. Но поскольку тренеру заранее известны цели, которых он стремится достичь, включая упражнение или ролевую игру в программу, у него есть возможность сделать заготовки тех выводов, которые он хотел бы получить по итогам проведения и обсуждения. Поэтому рекомендуется заранее готовиться к мини-лекциям и презентациям. Далее представлены основные шаги подготовки.
Шаг 1. Определение результатов, которые должны быть достигнуты с помощью лекции/презентации. По сути, речь идет об определении конкретных задач презентации, поскольку цель – всегда образ результата, который мы хотим получить. Она должна стать «призмой», через которую мы будем проводить анализ аудитории, и критерием, по которому вы будете проверять, что заслуживает включения в вашу презентацию.
Обычно общий ответ типа «цель лекции – повысить компетентность участников в вопросах продаж» и даже более детальный: что она состоит в том, чтобы «дать участникам развернутые представления о пяти этапах продаж: установлении контакта, выявлении потребностей, предложении товара, работе с возражениями, завершении покупки», – не может служить таким критерием.
Цель всегда связана с конкретной ситуацией участников. Какова она? Они вообще не знают о схеме пяти этапов продаж? Знают, но не используют в своей практике? Они считают, что эти пять этапов продаж необязательны? Они уверены, что повлиять на решение о покупке невозможно и чем активнее продавец общается с клиентом, тем меньше шансов, что тот купит товар?
Чем больше подобных вопросов будет задано на этом этапе, тем более явной станет для тренера цель презентации в целом. В итоге ее можно будет сформулировать в виде конкретного образа планируемого результата. Например: «Участники получат развернутые представления о пяти этапах продаж, задачах и действиях продавца на каждом из них, критериях успешного прохождения этапов продаж и последствий их неэффективной отработки. Участники будут уверены, что данная схема эффективно работает для товаров, которые они продают, и мотивированы к овладению соответствующими навыками в рамках тренинга, которые позволят им эффективно пользоваться схемой пяти этапов».
Шаг 2. Анализ аудитории. Основная цель этого шага – выделить ключевые характеристики аудитории, которые важно учесть в разработке мини-лекции или презентации. Для этого надо постараться поставить себя на место участников, которые будут слушать, что тренер им скажет; попытаться взглянуть их глазами на предмет, вопросы, ситуацию, через призму ожидаемых результатов мини-лекции. Мы хотим убедить участников в чем-то? Тогда почему они сейчас не убеждены? Каковы их представления в настоящий момент? Почему они именно такие? Что важно для участников?
На самом деле этапы анализа аудитории и постановки целей реализуются параллельно: чтобы сформулировать конкретную цель, надо проанализировать ситуацию аудитории. Но если предыдущий раздел ставит вопрос: «Что мы стремимся сообщить?» (иными словами, какие представления сформировать), то данный – «Кому мы стремимся это сообщить?» (то есть какие характеристики аудитории мы должны учесть). Для этого тренеру важно понять аудиторию. В ситуации бизнес-тренинга это значит, что нужно ответить на следующие вопросы:
• Насколько они осведомлены о предмете мини-лекции?
• Что они думают по поводу этого предмета?
• Насколько и как он связан с их практикой в настоящее время?
• Почему сейчас они думают и действуют так, как думают и действуют?
• Что для аудитории важно и ценно применительно к предмету мини-лекции?
• Есть ли у аудитории ожидания от мини-лекции? Какие?
Например, при разработке мини-лекции по теме «Определение конфликта и стратегии поведения в конфликте» в рамках тренинга по разрешению конфликтов вопросы будут звучать следующим образом:
• Есть ли у участников осознанные представления об определении конфликта и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях? Как они воспринимают конфликты?
• Как часто участники попадают в конфликтные ситуации?
• Как они относятся к конфликтным ситуациям? Какие действия они предпринимают? Почему?
• Почему участникам может быть важно повысить эффективность в разрешении конфликтов? Что для них главное? Эффективность компании? Атмосфера в коллективе? Внутренняя гармония? Предсказуемость ситуации?
• Каковы их ожидания от тренинга в целом и лекции в частности?
Все это стоит обдумать так же тщательно, как и цель. Если есть серьезные основания считать, что информации недостаточно, целесообразно найти возможность побеседовать с кем-нибудь из будущих слушателей, чтобы выяснить у них степень интереса, информированности, понимания, опыта, сопротивления и предрассудков. Можно изначально планировать мини-лекцию в виде беседы, постепенно, шаг за шагом продвигаясь по логической структуре, выясняя мнения участников и корректируя содержание.
Шаг 3. Формулировка ключевых идей и поддерживающих тезисов. Подберите главные идеи для будущей мини-лекции (презентации). На первом этапе можно набирать максимальное число идей, чтобы на втором сгруппировать их, отобрать 3–5 основных тезисов и определить их логическую последовательность.
Как производить отбор? У вас уже есть четкие критерии: цели, ожидаемые результаты и анализ аудитории. Поэтому выбрать стоит те тезисы, которые позволяют реализовать вашу цель с данной аудиторией.
После определения основных тезисов нужно дополнить их поддерживающими тезисами, которые раскроют и обоснуют ключевые пункты мини-лекции.
Иногда полезно дать приоритеты всем идеям, тезисам:
А – обязательно включить;
В – включить по возможности;
С – стоит упомянуть, если останется время.
Это особенно полезно, когда время презентации четко не определено и может существенно меняться. Приоритезация позволит быстрее сориентироваться и отбросить или расширить аргументацию.
Шаг 4. Формирование структуры и внутренней логики мини-лекции/презентации. Структура мини-лекции и презентации в бизнес-тренинге включает:
• вступление;
• «мост»;
• основную часть;
• заключение;
• ответы на вопросы и обсуждение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
2. «Разбор полета». Причины провала презентаций
2. «Разбор полета». Причины провала презентаций
«Неудача – мать гения».
Наполеон
Вспомните, сколько раз Вам приходилось делать презентацию? Как Вы сами оцениваете свой успех? Что говорили Ваши коллеги и друзья? Как приняли Вашу презентацию Ваши оппоненты? Почему Ваша
2.1. Профессиональная подготовка. Цели переговоров. Определение областей совпадения и расхождения интересов. Предмет переговоров. Кто Ваши партнеры? Понимание мотивации и интересов партнера. Подготовка плана переговоров
2.1. Профессиональная подготовка. Цели переговоров. Определение областей совпадения и расхождения интересов. Предмет переговоров. Кто Ваши партнеры? Понимание мотивации и интересов партнера. Подготовка плана переговоров
Стадия подготовки переговоров включает
2.3. Подготовка Вашей команды. Выбор членов команды, психологическая подготовка команды. Ролевая подготовка
2.3. Подготовка Вашей команды. Выбор членов команды, психологическая подготовка команды. Ролевая подготовка
Один в поле не воин, или Выбор команды.Участники и роли.
Если Вы – глава команды на предстоящих переговорах, Вам предстоит набрать и вышколить Вашу команду так,
4.5.1. Цели мини-лекций и презентаций
4.5.1. Цели мини-лекций и презентаций
Прежде всего важно четко осознавать цели, которых тренер хочет достичь с помощью мини-лекции/презентации. В зависимости от них меняются требования к содержанию и способам построения мини-лекций и презентаций.Можно выделить четыре типа
Глава 11 ПОДГОТОВКА, ПОДГОТОВКА И ЕЩЕ РАЗ ПОДГОТОВКА
Глава 11
ПОДГОТОВКА, ПОДГОТОВКА И ЕЩЕ РАЗ ПОДГОТОВКА
«Неудачник импровизирует, победитель готовится!» Здесь больше нечего
Глава 3 Подготовка к подбору сотрудника. Отсутствие подготовки это подготовка к провалу
Глава 3
Подготовка к подбору сотрудника. Отсутствие подготовки это подготовка к провалу
Давайте говорить о тех инструментах, которые вам потребуются, для того, чтобы качественно перейти к решению вышеописанных задач и результативно оценивать кандидатов в рамках вашего
Мини-кейс 7.3
Мини-кейс 7.3
Какими бы заманчивыми ни были рекламы зарубежных кондитерских товаров и их красивые упаковки, реальный вкус этих продуктов питания можно определить, только купив и съев их. В этой и сходных ситуациях покупатель часто предпочитает не рисковать и даже
Глава 46 Восемь презентаций в день
Глава 46
Восемь презентаций в день
Причина и следствие
На протяжении сорока лет Американская ассоциация электроники при содействии TechAmerica ежегодно проводит Классическую финансовую конференцию (Classic Financial Conference), среди ее участников – более 1800 ИТ-компаний и 6 тысяч
Поколение презентаций
Поколение презентаций
Умение провести потрясающую презентацию, которая никого в зале не оставит равнодушным, в наши дни важно, как никогда. Кто-то однажды сказал, что сейчас царствует «поколение презентаций». Способность говорить увлеченно, понятно и образно сегодня
Метод № 3: откажитесь от заранее отрепетированных презентаций
Метод № 3: откажитесь от заранее отрепетированных презентаций
Многие считают заранее отрепетированную презентацию верным средством от множества проблем. Вы слишком нервничаете, выступая перед публикой? С нервами можно справиться, заучив свою речь так, чтобы быть в
Глава 6 Мастерство ведения презентаций и переговоров в малых группах
Глава 6
Мастерство ведения презентаций и переговоров в малых группах
Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого человека, – это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные.
Бенджамин Дизраэли
Большинство