Как составить лекторий

Корпоративный лекторий. Как организовать и сделать его полезным

После перехода на гибридный формат работы коллеги стали меньше встречаться. Для поддержания здоровой атмосферы нужны небольшие события, ради которых сотрудники могут собраться и пообщаться вживую. Поэтому популярность набирают корпоративные лектории. Рассказываем, как его организовать и каких ошибок можно избежать.

Меня зовут Рома, я работаю в Talent Rocks. Несколько лет я был одним из организаторов волонтёрского просветительского лектория «15×4». Сам выступал с научно-популярными лекциями, а также консультировал HR и специалистов по внутренним коммуникациям по вопросам организации собственного корпоративного лектория. За это время у меня накопился опыт и немало историй. Имя я поделюсь в этой статье, а ещё оставлю полезные чек-листы, которые мы в проекте выработали на практике.

  1. Зачем нужен корпоративный лекторий?
  2. Форматы лекториев и продолжительность
  3. Где провести лекторий
  4. Где найти лектора?
  5. К чему нужно быть готовым
  6. Нужно ли платить лекторам?
  7. Оповещения о выступлениях
  8. Чек-лист 1. Проводим лекторий без сбоев
  9. Чек-лист 2. За 15 минут до мероприятия
  10. Чек-лист 3. Что делать после лекции
  11. Как сохранить эффект от лекций

Зачем нужен корпоративный лекторий?

Сложно сказать, какая компания первой стала приглашать лекторов в свои офисы. Можно даже говорить, что любые курсы повышения квалификации с приходящим спикером — это лекторий. Ещё в СССР было общество «Знание», участники которого приезжали на предприятия и рассказывали о достижениях науки и техники, политике.

Сегодня лектории стали незаменимой частью корпоративной культуры и обучения. Например, в «Лаборатории Касперского» есть Eggucation — цикл лекций о том, чем занимается компания.

Яндекс устраивает для сотрудников встречи с журналистами и представителями других IT-компаний. Часто это узкопрофильные разговоры о технологиях и разработке, но записи некоторых встреч Яндекс выкладывает в открытый доступ.

Если вы решили собрать сотрудников на лекторий, решите с какой целью будет эта встреча.

Фото unsplash.com

Обучение

Самый распространённый вариант. Вы хотите дать сотрудникам новые знания, навыки и приглашаете профессионала из нужной области.
Хорошо, если новая информация будет актуальна не только в ближайший месяц. Например, бухгалтерам можно рассказать про особенности налогообложения, а HR поведать об успешном кейсе.
Такие лекции можно проводить очно и записать на видео. В последнем случае из лекций можно собрать корпоративную видеотеку для обучения или онбординга.

Технологии онбординга: какие диджитал-решения помогут сделать адаптацию эффективней

Факт: 28% россиян увольняются почти сразу после трудоустройства. Как решить проблему?

Talent Manager Blog

Другой пример обучающих лекториев, которые направлены на внутреннюю и внешнюю аудиторию — различные митапы. По сути, это тоже лектории, но практики в них больше. Так, разработчик приложений Mercury Development регулярно проводит серию митапов по IT-тематике. На них программисты и аналитики компании делятся опытом, проводят практические занятия. Подобные мероприятия заодно помогают в рекрутинге.

Такой формат популярен не только среди айтишников. Есть митапы про образование, финансы, туризм.

Фото из группы Mercury Вконтакте

Развлечение

Лекторий как развлекательно-позновательный ивент — довольно популярный формат. Количество лекториев последние годы росло, научпоп-ролики и блогеры собирают на YouTube собирают сотни тысяч просмотров. Так что спрос на развлекательные лектории есть, а тематика их простирается от геометрии до лингвистики.

Развлекательные лекции объединяет сотрудников, а если компания большая, то и знакомит, у них появляются общие темы для разговора. Плюс расширение кругозора и ощущение заботы со стороны компании.

Так, компания «Тольяттиазот» сделала открытый городской лекторий «Химия слова». Разумеется, посетить его могут и сотрудники. Но в Тольятти «Химия слова» оказалась одной из первых подобных площадок. С 2017 года у них успели выступить многие знаковые люди: Евгения Тимонова, Александр Панчин, Алексей Водовозов и россыпь локальных экспертов.

Все лекции потом попадают на ютуб-канал, так что приобщиться к ним может любой. Сам корпоративный лекторий получил награду «Лучшие социальные проекты России» и помогает в поддержании имиджа социально ответственной компании.

Популярные темы развлекательных лекториев: история, искусство, медицина, рассказы простым языком о сложном вроде химии или антропологии.

Хорошо заходят рассказы представителей редких профессий или увлечений, людей с уникальным опытом. Понятно, что космонавта не каждый может пригласить, но капитан подводной лодки или машинист метро тоже может рассказать немало о своей работе.

Помню большим успехом у нас пользовалась лекция про амбротипию — старинный метод фотографирования. Лектор принёс камеру, показал рамки со стеклом, на которых появляется изображение, свои фотографии. Процесс этот сложный, но публику захватил.

Пример современной амбротипии

Well-being

Направление близкое к развлекательному контенту, но более практическое, нацеленное на повышение качества жизни сотрудников.

Компании приглашают экспертов, которые рассказывают о борьбе со стрессом, заботе о здоровье, йоге, правильном питании, воспитании детей. Большим успехом пользуются лекции о беге и фитнесе, тренировках дома. Ещё актуальны темы экологии: раздельный сбор мусора, этичное потребление и так далее.

Well-being — больше, чем печеньки и уютный офис

Компаниям выгодно вкладываться в благополучие сотрудников, но иногда результат может разочаровать. Что делать?

Talent Manager Blog

Важно! При выборе темы лекции для развлечения или в рамках well-being программ нужно быть осторожным. Есть темы, которые вызывают горячие споры и отторжение, особенно в разновозрастном коллективе. Иногда антинаучные воззрения успешно маскируются под серьёзные исследования.

При выборе темы лучше всего посмотреть, что про неё пишут и принимать решение. Иначе есть вариант рассказать сотрудникам о пользе волчьей ягоды в борьбе со стрессом.

По своему опыту скажу, что отсеять сомнительное содержание бывает не всегда просто. Помню одного лектора, который пришёл на репетицию с темой «Как победить лень» и очень эмоционально пересказал лучшие цитаты Тони Роббинса. Мы его завернули, потому что мотивационные речи — не имеют отношения к просветительской деятельности.

Форматы лекториев и продолжительность

Базовых формата два: одна большая лекция или несколько маленьких подряд. Одиночная лекция должна укладываться в час плюс время на вопросы.

Несколько небольших лекций стоит ограничить 15-20 минутами каждую (и 10-15 минут на вопросы). Если мини-лекций больше трёх, сделайте дополнительный перерыв на 15 минут в середине.

Где провести лекторий

Если у вас нет отдельной зоны или помещения для неформальных встреч в офисе, подойдёт большая переговорка или конференц-зал. В крайнем случае можно снять площадку в кафе поблизости.

Можно организовать трансляцию или видеозапись лекции для тех, кто работает удаленно, будет в командировке или отпуске. Многие компании выкладывают видео из корпоративного лектория публично в своих аккаунтах в социальных сетях. Это хороший способ привлечь внимание к бренду работодателя, показать высокий уровень профессионализма сотрудников или подчеркнуть позиционирование компании.

Стулья — важнейшая часть мероприятия. Фото «15×4»

Где найти лектора?

Выбор лектора зависит от выбранной темы. мена экспертов так или иначе на слуху, но иногда нужно осветить специфичную тему или поместиться в бюджет.

Личные контакты

Первое, чем стоит воспользоваться. У вас или коллег могут быть знакомые, у них свои знакомые, которые могут рассказать что-то интересное и полезное.

База клиентов, партнеров, подрядчиков

Среди них могут быть не только эксперты по актуальным для вас вопросам, но и просто интересные люди. Есть и очень харизматичные владельцы бизнеса, которые с удовольствием поведают о таких странных вещах как продажа спортзалов под ключ или переработка бумаги.

Профильные сообщества

В социальных сетях много групп, где специалисты и энтузиасты обсуждают насущные вопросы. Можно зайти в комментарии или предложить пост, а дальше уже договариваться о времени проведения лекции с тем, кто отозвался.

Можно обратиться в социальные сети самих лекториев, посмотреть на списки выступавших и написать напрямую.

Блоги

Некоторые профи ведут тематические блоги, которые собирают много комментариев и лайков. Среди таких блогеров много хороших спикеров, которые держат аудиторию и рассказывают без лишнего занудства.

ВУЗы, клиники, школы, музеи

Преподаватели часто выступают на сторонних площадках причем не только с темами, которые преподают. Один пишет фэнтези-романы, другой реставрирует машины. Как правило о таких хобби известно из их соцесетей.

Вы даже представить не можете как много людей записались на лекцию «Экономика Вестероса с точки зрения учёного».

Врачи расскажут, как защитить себя в отпуске, а ветеринары о правильном питании кошечек-собачек. Такие лекторы, могут попросить разрешения оставить свои визитки или флаеры, не стоит им отказывать.

Сами сотрудники

Внутренние лекторы самые благодарные! Заодно в команде появляется обстановка открытости. Многие работники чем-то серьёзно увлекаются, а может сами ведут тематические блоги и выступают с лекциями.

А если лекторий посвящён рабочим вопросам и обмену опытом, то включаются механизмы наставничества и социального обучения.

Фото unsplash.com

К чему нужно быть готовым

Хороший специалист, к сожалению, не всегда отличный спикер. Проблемы с дикцией, страх сцены, неопрятный внешний вид — бывает разное.

На моей практике был случай, когда лектор отлично знала материал, но отчитывала механически, как голос в гугл-переводчике. Тогда мы пригласили актёра, который немного поработал с ней, и лектор отлично выступила. А на секции вопросов-ответов раскрылась как специалист на 150%.

Поэтому при возможности ознакомьтесь с видео лекторов и отзывами.

Яркое выступление может запросто перекрыть непричёсанную голову или другие особенности.

Ещё нужно заранее договориться со спикером о том, будет ли он освещать выступление в своих социальных сетях и как он это будет делать. Если этого не предусмотреть, приглашенный лектор вполне может двусмысленно пошутить про бренд, рассказать, как ему не понравилась аудитория или организация.

Чтобы решить эту проблему есть радикальный способ — запретить спикеру рассказывать о лекции в соцсетях.

Нужно ли платить лекторам?

Абсолютно бесплатных спикеров не бывает. Но мотивация у всех разная:

  1. Заработок
  2. Приятное дополнение к зарплате
  3. Самореклама или продвижение своей компании
  4. Продвижение личного бренда, любовь к просветительству и публичным выступлениям
  5. Убеждения, которые нужно распространить

И даже если приглашенный лектор не говорит о деньгах, потратить их всё равно придётся:

  • Проезд и проживание иногороднего спикера. А ещё он обедает и ужинает.
  • Чай-кофе-вода.
  • Приятный и полезный сувенир (не ежедневник).
  • Возможно такси «Комфорт» до дома или гостиницы.

Даже если лектор будет вещать из дома, отблагодарить его всё равно стоит. Например, подпиской на какой-нибудь полезный сервис или карточкой в онлайн-магазин.

Фото unsplash.com

Оповещения о выступлениях

Итак, у вас место, тема и лектор. Настало время рассказать о самом выступлении.

Используйте самый популярный у вас канал связи. Если сотрудники читают портал, выкладывайте афишу туда. Добавляйте новость о нём в рассылки, пишите в чаты. Даже просто плакат формата А3 на двери хорошо работает.

Чек-лист 1. Проводим лекторий без сбоев

Возьмём идеальную ситуацию: лектор местный, у него есть презентация, а всё событие происходит в офисе. Также спикер не против распространения материалов лекции.

Необходимое оборудование:

  • Проектор и экран или плазма
  • Ноутбук или моноблок
  • Головной микрофон, если зал достаточно большой. Некоторые лекторы любят активно ходить по сцене, а одна рука у них всегда занята кликером. Кстати, хорошо, если звук с микрофона будет записываться отдельно на стороннее устройство.
  • Если усиливать голос не надо, нужен диктофон и микрофон-петличка
  • Кликер (переключатель слайдов)
  • Некоторым спикерам нужен флипчарт
  • Камера, которая записывает выступление
  • Камера, которая ведет трансляцию в интернет
  • Фотоаппарат (опционально, можно заменить на смартфон)

Кстати, презентации лучше всего принимать в формате Power Point (.pptx). В крайнем случае — pdf.

Отдельный шик — заставка для рабочего стола с вашими цветами, именем и фото выступающего.

По возможности избегайте спикеров со своими ноутбуками. Лектор может забыть зарядку, или у ноутбука не будет выхода HDMI, чем грешат Macbook. В итоге придётся быстро перекидывать лекцию или искать переходники.

Чек-лист 2. За 15 минут до мероприятия

Настало время проверить все системы перед запуском:

  1. Проектор и или телевизор работают, заставка выводится.
  2. Микрофон усиливает голос, диктофон записывает.
  3. Презентация проигрывается.
  4. На камерах достаточно места для записи видео.
  5. Прямая трансляция работает.
  6. На столе стоит бутылка воды без газа.
  7. Лектор в офисе или хотя бы будет через минуту.

Чек-лист 3. Что делать после лекции

  1. Забрать презентацию и выложить её в pdf.
  2. Вырезать из видео лишние фрагменты, добавить заставку, наложить звук.
  3. Обработать фото.
  4. Собрать обратную связь от присутствовавших: что понравилось, какие проблемы с организацией, что интересно было бы ещё узнать.
  5. Выложить пост с итогами лекции в социальные сети и отметить лектора.
  6. Поделиться материалами с коллегами.

Поздравляем, вы великолепны!

Фото unsplash.com

Как сохранить эффект от лекций

Лекторий теряет всякий смысл, если он проходит только здесь и сейчас. Сотрудники могут уйти после работы по своим делам. Но с удовольствием посмотрят запись через пару дней. Не стоит лишать их этого удовольствия.

Выкладывать ролик на YouTube получается не всегда — конфиденциальность, просьба самого лектора не распространять ролик дальше стен компании.

Поэтому нужно пространство, которое существует только внутри компании.

Если вы планируете проводить лекции регулярно, сделайте на корпоративном портале отдельный раздел и подгружайте туда все материалы.

Но мы уже рассказывали, какие сложности бывают при использовании внутреннего портала.

Поэтому вам необходимо найти площадку, которая бы сочетала сразу несколько возможностей: анонсы, прямые трансляции, хранение презентаций и записей видео.

Мессенджеры с такой задачей не справятся, корпоративный портал тоже не потянет всех требований. Поэтому остается специальное приложение, в котором лекторий получил бы свою отдельную вкладку.

Мы можем даже подсказать сценарий как использовать нашу платформу для проведения лекториев.

  1. Все сотрудники объединяются в тематические группы: юристы, дизайнеры, кладовщики и так далее.
  2. Если лекция узкотематическая, то можно сделать анонс только в профильной группе. Сотрудники других отделов оценят, что их не побеспокоили лишним уведомлением.
  3. Прислать уведомление о начале лекции, если сотрудник подключается с удаленки.
  4. После лекции добавляем её запись на платформу и сообщаем, что в таком-то разделе появилась запись и дополнительные материалы.

В итоге все, кто должен увидеть лекцию либо подключаться к прямому эфиру, либо посмотрят на выходных.

Формат лекториев себя нисколько не изжил и продолжает пользоваться спросом. Но выросли требования к спикеру и контенту. Так что ищите, выбирайте, приглашайте, а мы предоставим вам удобную площадку для трансляций и сохранения бесценной информации.

Скачать чек-лист

Кинопрогулки по Москве, культура Нидерландов, лекции по культуре Древнего Востока и средневековой Европы, а также экономия ресурсов на «Флаконе» — во второй части материала, в рамках которого «Теории и практики» поговорили с людьми, которые решили, что хотят сами предлагать иной формат получения знаний.

Проект «ПрогулКино»

Больше двух лет в Москве существует проект с экскурсиями по городу, на которых можно увидеть, где снимались любимые фильмы, сравнить, как выглядело то или иное место, с тем, что оно представляет из себя сегодня, и послушать «киношные» истории. Ходят на них в основном сами москвичи: студенты и люди среднего возраста, которых объединяет одно — любовь к советскому кинематографу. У организаторов проекта в планах два новых прогулочных маршрута и диафильм-сеансы в парках.

Татьяна Воронцова, москвовед, куратор проекта «ПрогулКино»

«Все началось достаточно давно: как обычно бывает, проект вырос из увлечения. Больше 10 лет я интересуюсь историей нашего города. Все это время я много гуляла, фотографировала, а потом приходила домой и пыталась осмыслить увиденное. Я начала задумываться о том, каким образом выглядело то или иное место, к примеру, 50 лет назад, начались поиски старых фотографий. Выяснилось, что неплохим источником визуальной информации является художественное кино. Город буквально выступал в качестве живой декорации. Достаточно любопытно стало распознавать знакомые, любимые, а теперь уже и редкие какие-то фильмы по местам их съемок. Так и появилась идея организовать сообщество, посвященное исключительно Москве в кино: с покадровым разборов фильмов, описанием знаковых мест, какой-то исторической справкой и привязкой интересных историй, которые в этих местах происходили. Сегодня у нас в сообществе больше 100 фильмов таким образом уже разобрано, и существует 8 маршрутов прогулок.

На прогулках мы говорим не только о кино, оно лишь служит яркой и доступной всем иллюстрацией, отправной точкой. Также говорим об архитектурных особенностях, о жителях Москвы. На каждый маршрут предусмотрен визуальный материал — целая папка распечаток с кадрами из фильмов для сопоставления «тогда и сейчас», фрагменты старых карт, старые фотографии. Обычно выбирается какой-то конкретный район, и в течение 2-2,5 часов, постепенно, передвигаясь от здания к зданию, мы вспоминаем и изучаем какие-то исторические моменты, архитектурные детали. К примеру, бывают такие занятные факты, когда Москва исполняла роль заграничных городов, даже инопланетных цивилизаций. Многие с удивлением узнают, что большинство сцен из «17 мгновений весны» были сняты в Москве, хотя известно, что все снималось в ГДР и бывшей Прибалтике. Москва всегда была этаким слоеным пирогом, где можно найти архитектурные сооружения практические любого стиля, она похожа на любой европейский город. Эти места до сих пор сохранились и выступают своеобразными маркерами времени. Российский современный кинематограф у нас разбирается поверхностно на этих прогулках. Больше внимания мы уделяем советским хитам — «Служебный роман», «Покровские ворота», «Иван Васильевич меняет профессию».

Почему мы изначально взялись за тематику кино?! В тот момент, когда мы начинали, обзорных прогулок по городу было много. Хотелось внести в этот поток что-то особенное, чем-то отличаться. По сути, у нас те же москвоведческие экскурсии, но в каждой из которых обязательно затрагивается тема кино. Наверное, это и было главной сложностью — выделиться на фоне остальных. Плюс постоянно испытываешь нехватку времени. Так получилось, что практически всей подготовительной частью занимаюсь я — это и составление маршрутов, и проведение экскурсий и ведение блога, что превращается в такой каждодневный 24-часовой рабочий день. А ведь все время нужно придумывать что-то новое. Но, в общем, если проект по-настоящему тебе интересен, то глобальных проблем и трудностей на пути не встретишь.

У меня много друзей в москвоведческой среде, в том числе и среди экскурсоводов. Они часто к нам присоединяются, проводят экскурсии. Мы делаем все по собственному желанию на безвозмездной основе. Я думаю, что такого рода проекты всегда будут интересны публике. Кино — это особый мир, жизнь в котором всегда привлекает. Во время наших прогулок кино переходит в реальную жизнь, и таким образом публика становится к фильму ближе».

Интеллектуальный клуб «Позитивный лекторий»

Проект запущен в ноябре 2012 года. «ПоЛе» — интеллектуальный клуб для людей, у которых есть свободное время по вечерам и желание проводить его с пользой для собственного развития, расширения круга общения и сферы интересов. В дальнейшем организаторы планируют открыть больше курсов узкой направленности.

Khac But Chi

Khac But Chi

Алина Рождественская, организатор проекта «ПоЛе»

«Мне давно хотелось, чтобы в Москве появилось такое место, которое было бы не образовательным учреждением в строгом смысле этого слова, но и не какой-то площадкой, где проходят разовые лекции. Хотелось, чтобы человек мог выделить 2-3 месяца в своем графике и посвятить их изучению интересующего его направления без каких-либо обязательств. Таким образом родилась идея с «Позитивным лекторием». Здесь мы затрагиваем практически все гуманитарные направления — религию и религиоведение, психологию, искусство, психологию, историю, философию, даже астрономию. По каждому направлению у нас разработан небольшой курс лекций научно-популярного формата, рассчитанных примерно на месяц. При этом курс не требует от участника специального образования или подготовки. В течение двух часов люди не только получают знания, но и имеют возможность пообщаться с преподавателем, задать ему вопросы — своеобразная интерактивная обратная связь. В конце лекций выдаются рекомендательные домашние задания: что почитать, что посмотреть, чтобы на следующем занятии была возможность обсудить это с преподавателем.

В качестве лекторов мы привлекли опытных преподавателей, которые специально для нашего проекта разработали индивидуальную программу. Мы по-прежнему открыты к сотрудничеству, но предъявляем к выступающим высокие требования: с одной стороны, профессионализм, опыт работы с взрослой аудиторией, но в то же время человек должен быть сам по себе интересным, любить свой предмет. Сегодня я могу утверждать, что у нас очень сильный преподавательский состав.

На первые курсы к нам пришли люди довольно молодые, которые уже получили высшее образование, но хотят развиваться дальше. Когда мы только прогнозировали свою аудиторию, все-таки думали, что она будет постарше. На мой взгляд, люди выбирают такое полезное времяпрепровождение из-за потребности в саморазвитии. Сегодня принято в приличном обществе ходить на лекции, слушать интересных людей, более требовательно подходить к выбору своего досуга. Это прекрасный тренд.

Люди получают дополнительное образование по большей части для себя, а не для продвижений по карьерной лестнице. То дополнительное образование, которое сегодня предлагают университеты, оно абсолютно негибкое, не подстроено под людей, под их график и ритм жизни. К тому же оно достаточно дорого обходится. В противовес этому — разовые лекции, которые проходят на различных площадках. Мы включаем программные лекции в определенный курс, что дает некую системность. Можно записаться сразу на весь курс или на одну лекцию, чтобы составить о курсе общее представление, и уже после ее посещения решить — посещать этот курс или выбрать что-то другое.

Существуют определенные сложности, связанные с запуском собственного проекта, — все просчитать невозможно. К примеру, на лекцию приходит не столько людей, сколько рассчитывали, и уже все процессы логистики нужно переделывать. Еще одним разочарованием для начинающих может стать момент отдачи — несмотря на то что формат открытых знаний популярен и ярко выражен в Москве, проблема с привлечением аудитории все-таки существует. Людям достаточно сложно выбрать между всеми предложениями, которые сегодня существуют».

Центр экономии ресурсов на «Флаконе»

Центр работает с сентября 2012 года и занимается вопросами просвещения в сфере экологических проблем. За тем, чтобы узнать о биоразлагаемом пластике и экологии быта, посмотреть документальные фильмы или поучаствовать в мастер-классе, приходят не только люди, всерьез интересующиеся экологическими вопросами, но и те, кто об этом пока ничего не слышал.

Алина Кольовская, руководитель «Центра экономии ресурсов»

«Изначально мы — это организация «PRO Отходы», которая на протяжении двух лет занимается решением различных экологических проблем, связанных с отходами. Нам важно, чтобы люди меньше мусорили, чтобы повсеместно внедрялся раздельный сбор, чтобы сложившаяся ситуация менялась к лучшему. В связи с этим мы развиваем несколько направлений, одно из которых — просвещение. Ведя различные экологические проекты, постепенно осознали, что материал, который уже накоплен, не позволяет нам скитаться с места на место. Так родилась идея создать центр, в котором мы будем проводить наши мероприятия, рассказывать москвичам об экологической проблеме, связанной с мусором, и в то же время это будет постоянное место нашей локации. Сейчас нас в команде всего трое, и мы буквально круглые сутки занимаемся этим проектом.

Сфера проблем экологии очень широкая, поэтому мы расширили диапазон своих тематических занятий: говорим не только о мусоре, а также касаемся других экологических проблем и путей их решения. Темы лекций выбираем самостоятельно, стараемся затрагивать актуальные вопросы, но и учитываем мнение гостей: участники могут вписать свои пожелания в специальную форму.

Мне кажется, что у большинства людей к сбору мусора немного неправильное отношение, присутствует некий стереотип, что люди, занимающиеся вопросами охраны природы, не совсем нормальные. На самом деле это просто обычные люди, которые осознали, что существуют определенные проблемы в окружающей среде, на которые мы в своей повседневной жизни влияем. Поэтому они и стараются минимизировать свое отрицательное воздействие. Чтобы разрушить этот стереотип, мы в качестве своей площадки выбрали «Флакон» — одно из популярных и интересных мест в Москве. Тем самым мы хотим изменить отношение к «зеленым».

В Москве чаще всего сталкиваешься с тем, что мероприятия делаются «для своих», мы же хотим сформировать досуговую, экопознавательную площадку для обычных людей, не связанных с экологичным образом жизни. Мы стараемся, чтобы все мероприятия были экспертными: если мы достаточно изучили материал, то можем сами донести его до аудитории, если есть другой специалист по теме, то договариваемся с ним о проведении публичной лекции, все зависит от темы. У нас существует обязательная планка — каждое мероприятие должно быть идеальным. Иначе зачем тогда начинать что-то делать?! В Москве сегодня много действительно интересных мероприятий, поэтому достаточно сложно привлечь к себе людей. Каждый человек стремится к развитию. Для этого недостаточно, к примеру, ходить на концерты, необходимо выходить на новый уровень, получать новые знания».

Клуб Much Dutch

Проект существует с апреля 2012 года и был создан для тех, кто интересуется нидерландским языком и культурой Нидерландов и Бельгии. Встречи проходят в различных местах Москвы и представляют собой обсуждение актуальных тем из жизни голландского общества, разбор примеров из оригинальных текстов, фильмов, музыки и обмен мнений, в том числе и на нидерландском языке. В дальнейшем планируется добавить больше языковой составляющей, запустить разговорно-языковые классы.

Ольга Зотова, руководитель проекта Much Dutch, нидерландист

«Мы закончили МГУ по специальности «Нидерландский язык». В какой-то момент захотелось свои знания где-то применять. Изначально идея была собрать тех, кто изучает язык, хочет практиковать его, обсуждать какие-то интересные случаи его употребления. Но мы столкнулись с тем, что таких, как мы, оказалось немного, большинство людей интересуется культурой страны, ее особенностями. Мы стали подстраиваться под аудиторию, придумывать какие-то иные темы и рассказывать их на русском языке.

Мы не ограничиваемся лишь собственными знаниями: если не специализируемся в какой-либо области, но хотим о ней рассказать, то приглашаем людей, которые профессионально этим занимаются. К примеру, у нас проводилась лекция по ландшафтному дизайну в Нидерландах, и читал ее специалист по этой теме.

Форматы для своих мероприятий мы подбираем разные: лекции, мастер-классы, встречи и обсуждения, проводили даже открытый урок. Изначально мы думали реализовывать различные форматы в различных местах: с новой темой люди узнавали бы новое место. Так, лекция про ландшафтный дизайн проходила в парке Кусково именно потому, что там находится Голландский домик и была возможность организовать еще и экскурсию. Стараемся приурочить каждое место к тематике встречи. Мы поняли, что для людей, которые приходят к нам, это действительно важно.

Вначале мы планировали, что наши мероприятия будут интерактивного формата взаимодействия с аудиторией. После университета, в котором мы привыкли по большей части к пассивной роли, к большой дистанции между преподавателем и студентом, нам хотелось это преодолеть, начать больше общаться с людьми. Проект оказался востребован потому, что у людей существует аналогичная потребность. Мы привыкли, что университет — это 90% теории, боязнь задавать вопросы, устаревающие кадры, отсюда и старый формат подачи информации. Нам хочется больше соответствовать современному миру, современным медиа».

Евгения Ксензова, руководитель проекта Much Dutch, нидерландист

«Идея организовать собственный проект пришла спонтанно, после прослушивания передачи Talk to English на BBC, где собираются преподаватели английского языка, студенты, писатели и обсуждают различные сложности, которые возникают или могут возникнуть при его изучении. Тогда я подумала, а почему бы не попробовать делать то же самое. К тому моменту уже были преподаватели, знание языка, нидерландисты и захотелось создать такой проект, который бы объединил людей, интересующихся языком и культурой, но не знающих, куда за знаниями идти. Остальные языки изучаются более активно в различных клубах, сообществах, а вот про нидерландский в Москве не слышно ничего.

Как правило, спикеров для мероприятий мы находим случайно. Иногда встречаем их на собственных встречах, а иногда приходим на другие события похожей тематики и знакомимся с людьми, которые потом участвуют в наших проектах. В команде нас всего трое. Хотя мы и разделили обязанности, но все решения принимаем в совместных обсуждениях.

Чаще всего к нам приходят люди, которым интересна сама страна, потому как они когда-то там побывали, или же те, кто хочет узнать про Нидерланды как можно больше. По большому счету, это люди, открытые всему новому. Сейчас уже вырисовывается прослойка людей, заинтересовавшихся культурой и особенностями страны и готовая перейти на следующий этап — освоить язык или практиковать его.

Радует, что в Москве проходит множество подобных нашему мероприятий. Я на них с удовольствием хожу, мне приятно там находиться, потому как те знания, которые я в итоге получаю, легко ложатся на мою общую парадигму. Несмотря на то что эти знания поверхностные, на основе своего опыта я буду знать, где и что посмотреть по данному вопросу. Хороший студент ведь тот, кто хорошо ищет. К тому же сегодня не во всех образовательных учреждениях можно получить действительно хорошие знания, и поэтому люди вынуждены искать их где-то еще. Меняются методики, форматы взаимодействия с аудиторией, в то время как в университетах дают в основном много информации, а студенты уже сами должны разбираться, что с ней делать и как это все понимать. Поэтому, в частности, для нас проект является отличной практикой — обновить свои знания, заново или по-другому их структурировать. Получается такой полезный двухсторонний процесс».

Гуманитарный центр «Пунктум»

Лекции по культуре Древнего Востока и средневековой Европы, древним цивилизациям, современной архитектуре и другим областям знаний проводятся с осени 2011 года. Выйдя за рамки академической среды, организаторы распространяют идею свободного образования, доступного всем и каждому. Публика приходит за просвещением, общением и знаниями без границ.

Дарья Дмитриева, автор и директор центра «Пунктум»

«Проект начался со стремления выйти за границы университета. Мы с Валерией культурологи, работаем в РГГУ, и в определенный момент нам обеим стало тесно находиться в рамках академической среды. К тому же мы поняли, что университетское знание в принципе недоступно людям. В России, в Москве в частности, существовал интерес не только к естественнонаучным дисциплинам, но гуманитарных лекций было не столь много. Мы подумали, что нужно попытаться вынести знания за пределы университетов, нужно создать свободный доступ к ним. Именно так родилась идея открыть изначально гуманитарный, сегодня уже культурный центр «Пунктум», который не просто занимается просвещением, но и создает живой культурный процесс внутри себя. Сегодня здесь есть мастерская для художников, выставочный зал, пространство для людей, занимающихся писательством и эссеистикой.

Информационное поле вокруг человека достаточно избыточно, но необходимо и наличие связующих элементов. Наши лекции восполняют пробелы в этих связях. Все лекции мы сопровождаем визуальным материалом, организуем нечто вроде выставок молодых, даже малоизвестных художников. Таким образом, человек, приходя к нам на лекцию, полностью погружается в культурную среду.

Мы ориентированы на естественную человеческую потребность в самосовершенствовании, в развитии в себе этического, рационального. Это такие тонкие материи, с которыми академическое образование обращается грубо, закрывает на них глаза, хотя это очень важный момент. Впоследствии у многих пропадает желание обучаться. Наша деятельность направлена на то, чтобы пробудить это стремление в человеке».

Валерия Косякова, автор и директор центра «Пунктум»

«Когда мы начинали, мы долго сомневались, будет ли наш проект востребован. Поэтому было удивительно, когда на лекции начали записываться за несколько дней. Нам это дало уверенность в необходимости того, что мы делаем. Университет — это такая монолитная структура: людям, не причастным к ней, сложно попасть внутрь. Там невозможно пропагандировать свободное знание, так как это будет сокрушать университетскую систему как таковую. К тому же не все именитые специалисты готовы заниматься популярными лекциями, говорить компетентно, но ненаучным языком. Мы сами столкнулись с этой проблемой — пришлось долго составлять программу, приглашать преподавателей и совместными усилиями преодолевать ситуацию «узкого языка», чтобы можно было об актуальном говорить понятно.

Есть открытые знания вроде Википедии: каждый может зайти на сайт, прочитать энциклопедическую статью, но он не сможет увязать полученные знания в глубокую культурную парадигму, поэтому одно из наших требований к выступающим — не просто предоставление энциклопедических знаний, но и встраивание материала в культурный контекст. Наша аудитория — это люди читающие, получившие высшее образование, но отчужденные от возможности реализации своей профессии, заинтересованные в дальнейшем развитии. Мы этот интерес всегда пытаемся поддерживать.

Мы существуем вне парадигмы московской монополизации, не придерживаемся политики галерей. Мы не хотели создавать очередной полузакрытый центр для определенного круга людей, поэтому представляем собой открытое, свободное пространство. Несмотря на то что лекционный блок реализуется на коммерческой основе, культурный блок бесплатный. Это и поэтические чтения, и презентации книг, и выставки.

При открытии своего проекта нужно быть готовым к постоянным сомнениям — получится или нет, продолжится ли дальше. Свобода всегда оборачивается собственным страхом. Вторая проблема — подбор лекторов. Мы ориентированы на молодых специалистов, поэтому опасались того, что лектор не будет соответствовать формату. Что касается московской ситуации, то мне кажется, что открытых мест, где люди могли бы свободно получать знания, недостаточно. Казалось бы, много всего происходит, но большинство оказывается либо эзотерикой, либо болтовней, либо элементом какой-то тусовки».

Читайте также: «Как создать свой лекторий: 4 успешные инициативы. Часть 1»

Теги

Если основную прибыль компании приносит интеллект сотрудников, закономерно желание удержать этих сотрудников. Яркий пример – сфера IT.

Программисты и продавцы софта избалованы столовыми, спортзалами, кинотеатрами и библиотеками на рабочем месте. Что еще можно сделать, чтобы сотрудники стали счастливыми и эффективными?

Как насчет лектория? Площадки, на которой смогут выступать приглашенные лекторы, популяризаторы наук или внутренние спикеры, сотрудники компании, которым есть, что рассказать остальным.

Недавно мы запустили проект – Лекторий Важно знать – который помогает организовать лекции прямо у вас в офисе, и решили поделиться опытом который накопили, работая с нашими клиентами.

Зачем на работе лекторий?

Это не тренинг, не профильное обучение, зачем нужен лекторий в офисе?

Это повод наконец познакомиться работникам разных отделов, лучше узнать друг друга тем, кто работает вместе каждый день, легкий способ найти тему для общего разговора.

Лекции на рабочем месте могут стать фишкой вашей компании, если ее главная ценность – интеллект сотрудников.

Для работодателя это и способ выявить тех, кто не на словах стремится прокачивать свой интеллект, лидеров мнений. Это повышение ценности HR-бренда, создание имиджа умной передовой компании.

Как организовать лекторий в офисе?

В двух словах. План организации

Помещение

В качестве лектория подойдет любая ваша переговорная. Если компания большая и планируется организация лекции более, чем на 40 человек, то понадобится микрофон.

Можно попробовать вынести лекторий за пределы офиса, но это расходы, связанные с арендой. К тому же нужно организовать доставку сотрудников к месту лекций. Словом, это не лучшая идея для формата корпоративных лекций.

Убедитесь, что выбранная площадка свободна в запланированные под лекторий даты.

На площадке должны быть:

● Вентиляция/кондиционирование воздуха.

● Проектор и регулировка яркости света.

● Доска и маркеры для рисования.

● Вода.

Где найти лекторов?

Способ бесплатный: внутренний спикер

Возможно, у вас в компании уже есть звезда, человек, обладающий интересными практическими знаниями или историями. Внутренний спикер замотивирован проявить себя, потренироваться выступать перед публикой.

Как выявить такого человека – это тема для отдельной статьи. В двух словах – это вдохновляющая идея и для самого внутреннего спикера и для сотрудников компании.

Ведь это здорово – почувствовать себя в роли лектора на TEDx.

Это будет запоминающийся опыт для сотрудника, прорыв, который он будет ассоциировать с вашей компанией.

Цена: бесплатно.

Способ простой, но более затратный

Откройте сайты лекториев, которые занимаются организацией публичных лекций, выберите лектора с интересными темами, найдите его в соцсетях и договоритесь о гонораре и выступлении. Такие лекторы имеют опыт выступлений, у них есть ролики в интернете с примерами их работ. У некоторых есть собственный сайт.

Цена вопроса от 15 000 до 700 000 (уровень Андрей Курпатов)

Способ сложный, но бюджетный.

Поищите лекторов в ВУЗах. Это профессиональные преподаватели с богатым опытом чтения лекций.

К тому же их финансовые запросы обычно скромнее, чем у профессиональных лекторов, популяризаторов науки, у которых есть райдеры и установленные тарифы.

Но здесь есть риск услышать скучную лекцию, не адаптированную под уставших взрослых людей после работы, которым не надо будет сдавать зачет после “занятия”.

Цена: от 3000 руб.

Как организовать эффективную систему оповещения

Создать сообщество для сотрудников в мессенджере – хорошая идея.

Сообщество позволит решить такие вопросы как:

● Кто хочет присутствовать на лекции? На сколько человек рассчитывать?

● В какой день, где и во сколько будет проходить лекция? И донести это до всех желающих.

● Собрать обратную связь: понравилось – не понравилось? Что хотелось бы услышать еще? Может быть, есть конкретные темы и лекторы, которых хочется послушать в рамках корпоративного лектория?

В целом пошаговая организация оповещения выглядит следующим образом:

1. Сделайте рассылку по почте и в других средствах коммуникаций о запуске лектория.

2. Создайте канал в телеграме для анонсов и прочей информации, добавьте туда тех, кто касается этой темы – начальников отдела, например.

3. Попросите ключевых сотрудников, лидеров мнений, рекомендовать канал для получения информации о лекциях.

4. Разработайте формат постов об анонсах и придерживайтесь этой концепции.

У каждого в жизни были мероприятия, которые он хотел бы посетить, но заматывался и забывал. Если вы хотите, чтобы на лекцию пришло максимум сотрудников, сделайте для этого все необходимое.

Надежная система рассылок выглядит так:

● За день до мероприятия напомните о нем на канале анонсов.

● В день мероприятия обойдите лично каждого руководителя отдела и попросите оповестить своих подчиненных.

● За полчаса до начала лекции напомните о ней на канале анонсов.

Организация лекции

Убедитесь, что ваш лектор подготовил презентацию. Это нужно проконтролировать как минимум за 2 дня до мероприятия.

Организационные моменты в день лекции:

1. Перед началом необходимо проверить работу проектора.

2. Настроить съемку видео.

3. Организовать дополнительные посадочные места при необходимости.

4. Представить спикера и тему, передать ему слово.

5. Модерировать сессию “вопрос-ответ”.

Что следует сделать после лекции:

1. Выгрузить видео в общий доступ, запостить в канал анонсов.

2. Запустить опрос для сбора обратной связи по прошедшему мероприятию и пожеланий к следующему.

3. Выбрать из списка спикеров следующего выступающего, согласовать с ним тему, собрать тезисы.

4. Сделать анонс следующего мероприятия, посмотреть обратную связь по предложенному дню/времени и скорректировать дату при необходимости.

5. Повесить в канале ссылку на опрос, какую тему и какого спикера хотят послушать сотрудники.

Перед вами полный план организации лектория. Никто не застрахован от форс-мажоров, но если следовать нашим рекомендациям, вам удастся качественно провести это мероприятие.

Лекции на отвлеченные темы обязательно дадут результат, которого вы и не ожидали: сплочение умных сотрудников, вдохновение для работы, новые бизнес-идеи, на первый взгляд, не связанные с услышанным материалом.

Если же вам нравится идея лектория в офисе, но некогда заниматься организацией этого процесса, предоставьте это нам. Мы полностью возьмем на себя все организационные вопросы и форс-мажоры.

В 2014 году Настя развивала бизнес в Интерфаксе, а потом ушла в декрет и открыла образовательный лекторий «Левел-ван».

Сегодня он проводит 100 лекций по искусству, архитектуре и музыке в месяц.

Для Тинькофф-журнала я расспросила Настю, как она запускала лекторий и через какие ошибки прошла.

Идея и формат

Во время декрета у Насти появилось свободное время. Девушка хотела потестировать нишу экскурсионного бизнеса. Она подготовила 30-минутный рассказ о площади перед Большим театром и бесплатно прочитала лекцию незнакомым людям.

Скоро Настя поняла, что экскурсии ограничены по темам и времени проведения. Она предложила одному сайту о путешествиях опубликовать курс лекций по архитектуре. Она придумала 6 тем: о стилях, инженерии, профессии архитектора, культурном контексте и экспериментах в архитектуре. О проведении лекций Настя договорилась с разными площадками — музеями, культурными пространствами и лофтами. Курс стоил 5000 рублей — дороже большинства экскурсий по архитектуре. Зато позволял выйти на окупаемость, если окажется востребованным.

Настя отправила пресс-релизы о курсе в крупные городские медиа, контакты просто взяла на их сайтах. Перед Новым годом «Зе-вилладж» опубликовал новость о запуске курса по архитектуре, а в январе о курсе написала «Афиша». Настя сделала репост записи и настроила таргетированную рекламу. За январь на курс записались 160 человек. Он существует до сих пор.

На чужой платформе возникли ограничения: там не получалось переносить лекции, дарить сертификаты или покупать по промокодам. Настя решила расширять число лекций и создавать свою компанию.

Запуск

В сентябре 2015 года Настя зарегистрировала ИП с упрощенной системой налогообложения.

ИП, которые регистрировались после 2012 года, получали налоговые каникулы на два календарных года. Большой ошибкой было зарегистрировать ИП в сентябре и запуститься в декабре: из-за этого пропал целый год каникул. С 2017 года «Левел-ван» платит 6% налога с выручки.

Среди знакомых Настя нашла разработчиков. На запуск первой версии потребовалось три месяца и 200 тысяч рублей из личных сбережений.

Первые восемь месяцев проект рос благодаря сарафанному радио и рекламе на Фейсбуке. В декабре 2015 года на таргетированную рекламу Настя потратила 275 тысяч рублей. Деньги она взяла из оборота.

Настя сэкономила на дизайне, макетах и техническом задании к сайту — этим всем она занималась самостоятельно

Лекции

Самая популярная тема лекций — искусство. После экспериментального курса по архитектуре Настя выяснила, что людей привлекают курсы про живопись. Неожиданно хорошо запустился курс про иконы.

Не пользовались популярностью темы для узких аудиторий. Например, история косметики или техники живописи.

Настя старалась отталкиваться от лектора. Если ей удавалось найти спикера, который интересен широкой аудитории и собирает отличные отзывы, лекцию включали в программу и повторяли.

Одна лекция в Москве стоит 900 рублей. В среднем приходит 30 посетителей. Выручка — 27 000 рублей за лекцию.

Расходы на одну лекцию: 12 347 Р

Гонорар лектора и НДФЛ 5517 Р
Аренда помещения 4000 Р
Налог на выручку 6% 1620 Р
Комиссия «Яндекс-кассы» 3% 810 Р
Зарплата координатора 400 Р

Гонорар лектора и НДФЛ

5517 Р

Налог на выручку 6%

1620 Р

Комиссия «Яндекс-кассы» 3%

810 Р

Зарплата координатора

400 Р

Сотрудники

Первый год Настя наполняла сайт, отвечала на звонки, искала партнеров и вела бухучет самостоятельно.

В начале 2016 года она взяла на работу Ольгу, которая занялась организационными вопросами. На каждую лекцию начали привлекать координаторов — для этого размещали вакансии на сайтах. Координаторы готовили помещение к приходу участников, решали технические проблемы и проверяли билеты. Координатор получает 400 рублей за выезд на лекцию.

Сейчас в штате шесть сотрудников: Настя, менеджер по работе с клиентами, куратор образовательных программ (по совместительству HR), менеджер по работе с корпоративными клиентами и спецпроектам, маркетолог и редактор. Сдельно работают дизайнер и разработчики.

С разработчиками оказалось сложнее всего. При запуске первой версии сайта Настя решила, что зря искала разработчиков среди знакомых. Запланированные полтора месяца работы превратились в три, а любое ускорение давалось с трудом. За два следующих года Настя сменила четыре команды и поняла, что первая была лучше остальных: разработчики хотя бы никуда не пропадали и с первого раза понимали постановку задачи.

Бухучет Настя ведет сама.

Лекция по вину в лектории «Левел-ван»

Лекторы

Основа бизнеса коммерческого лектория — лекторы. Хорошие лекторы оставляют после мероприятия приятные ощущения, и люди хотят вернуться на новые лекции.

При знакомстве оценить уровень лектора сложно. Человек может быть обаятельным в личном общении, но терять харизму при работе с аудиторией.

«Левел-ван» проводит бесплатные пробные лекции для незнакомой аудитории, чтобы принять решение о сотрудничестве с лектором. Важны два показателя: отсутствие отрицательных отзывов и общее количество отзывов после лекции. Если отзывов мало, это настораживает — первая лекция должна вызывать восторг, иначе нет смысла запускать платный вариант.

Еще отзывы помогают слушателям выбрать лекцию. Сейчас на сайте 9 тысяч отзывов, средняя оценка лекций — 4,9 из 5.

Больше всего отзывов собрал курс «Как разбираться в классической музыке»

За подбор лекторов отвечает куратор образовательных программ. Он следит за мероприятиями в сфере культуры и науки, обрабатывает заявки от новых лекторов, иногда размещает вакансии для спикеров. Если лектору подходит гонорар 4000 рублей за лекцию, он глубоко разбирается в теме и не боится повторять лекции регулярно, то происходит первая встреча. Куратор обсуждает с лектором цели, структуру и основные тезисы лекции. После назначается пробная лекция, и куратор решает, сотрудничать с лектором дальше или нет.

На гонорар лектора не влияет размер группы или популярность. Оплата оформляется по договорам подряда. Сверх гонорара Настя платит 13% НДФЛ и страховые взносы — на это уходит еще примерно половина гонорара.

Встреча лекторов, на которой они делятся друг с другом методиками

Помещение

Постоянное помещение для лекций сначала решили не арендовать. Вместо этого договорились о почасовой аренде с библиотеками, музеями и другими пространствами. Так минимизировали риски на старте — не было ежемесячной аренды, которую нужно отбивать. Стоимость почасовой аренды разная — от 1000 до 2500 рублей в зависимости от площадки.

Если читать лекции на разных площадках, можно запускать несколько мероприятий в день одновременно.

Арендовать офис для команды в первые два года Настя тоже не стала. Сотрудники работали из дома или в коворкингах. Рабочее место в коворкинге обходилось в 15—20 тысяч рублей на человека в месяц. Стоимость зависела от того, закрепляется ли рабочее место, нужен ли шкафчик, как часто используется переговорка. Это удобно, когда размер команды небольшой.

На сторонних площадках оказалось сложно контролировать качество. Арендодатели сдавали зал в последний момент более выгодному клиенту, организовывали шумную вечеринку в соседнем помещении или могли просто закрыться. Какие-то площадки так хорошо спрятаны, что участники терялись по пути от метро.

В мае 2018 года Настя решила арендовать помещение под лекторий. Это было спонтанное решение, но деньги нашлись — Настя взяла их из оборота.

Планировка лектория
Днем в зоне отдыха встречается команда, а по вечерам посетители пьют кофе в ожидании лекции

Площадку искали на 100 м²: 80 м² — под лекционный зал и 20 м² — под офис. Транспортная доступность тоже была важна — внутри кольцевой ветки, не дальше 10 минут пешком от метро. Помещения в плохом состоянии не рассматривали, чтобы не рисковать. Бывает, что арендатор вкладывается в ремонт, а с ним расторгают договор.

Через месяц нашли площадку на 113 м² на Грузинском валу. Аренда обходится в 175 тысяч рублей в месяц, столько же отдали на депозит. Лекторий открыли в середине мая, после того как поставили проектор, завезли стулья и оформили входную зону.

В новый офис переехала команда. Здесь пробуют новые образовательные форматы и проводят часть лекций. Большая часть по-прежнему будет проходить на сторонних площадках, так как каждый день несколько лекций проходит параллельно.

Обустройство лектория — 840 000 Р

Мебель
Стулья в лекционный зал (60 шт.) 247 000 Р
Стеллажи, цветы, посуда и прочая мелочь в Икее 100 000 Р
Мебель для зон отдыха 70 000 Р
Стойка ресепшен 32 000 Р
Фрезеровка объемных логотипов 29 000 Р
Флипчарт и прочие мелочи в «Комусе» 18 000 Р
Шторы на мансардные окна 15 000 Р
Стойка лектора 11 000 Р
Итого 522 000 Р
Техника
Проектор подвесной, экран, стереосистема, монтаж 115 000 Р
Холодильник и посудомойка 33 000 Р
Кофемашина 22 000 Р
Ноутбук 20 000 Р
Принтер 20 000 Р
Домофон 15 000 Р
Залог за кулер 6000 Р
Роутер 6000 Р
Микшер 3000 Р
Микроволновка 3000 Р
Программное обеспечение для ноутбука 2000 Р
Кликер 1000 Р
Итого 246 000 Р
Ремонт и дизайн
Ремонт лектория 37 000 Р
Дизайн интерьера 35 000 Р
Итого 72 000 Р

Стулья в лекционный зал (60 шт.)

247 000 Р

Стеллажи, цветы, посуда и прочая мелочь в Икее

100 000 Р

Мебель для зон отдыха

70 000 Р

Фрезеровка объемных логотипов

29 000 Р

Флипчарт и прочие мелочи в «Комусе»

18 000 Р

Шторы на мансардные окна

15 000 Р

Проектор подвесной, экран, стереосистема, монтаж

115 000 Р

Холодильник и посудомойка

33 000 Р

Программное обеспечение для ноутбука

2000 Р

Ремонт и дизайн — 72 000 Р

Дизайн интерьера

35 000 Р

Сложности

В 2017 году Настя решила обновить сайт и добавить больше возможностей для посетителей: фильтры и сортировку лекций по темам, рейтингу, лекторам, посещаемости или дням недели.

Запуск сайта растянулся на несколько попыток: первая версия не удалась и стоила 400 тысяч рублей. По совету друзей Настя договорилась о сотрудничестве со студией, у которой маленький опыт разработки сайтов, но сильное портфолио других проектов. Когда спустя три месяца согласовали цвета и кнопочки, оказалось, что верстку студии невозможно «натянуть» на текущий сайт — нужно переписывать все с нуля. Полгода ушло на подбор фронтенд-специалиста, который смог внедрить новый дизайн и функционал.

Но к этому моменту и новый дизайн уже устарел. Весной 2017 года студия Артемия Лебедева анонсировала новый продукт для небольших компаний — экспресс-дизайн фирменного стиля за 100 тысяч рублей без возможности обсудить финальный результат. Настя рискнула и получила вместо прежнего шрифтового логотипа яркую молнию. Потом Настя нашла дизайнера. С ним и новым фронтенд-разработчиком за несколько месяцев они перезапустили сайт в мае 2018 года.

Редизайн и обновленный функционал обошлись в 500 тысяч рублей.

Еще одно разочарование произошло, когда Настя решила выйти на рынок Санкт-Петербурга. Маркетинг запускали по московской модели — анонсировали запуск в городских медиа и набирали аудиторию через платное продвижение в соцсетях. Стоимость поставили ниже, чем в Москве, — 700 рублей за двухчасовую лекцию.

С лекторами и площадками проблем не было. Но собрать людей не получилось. Даже когда Настя решила провести конкурсы и раздать билеты на мероприятия бесплатно, это оказалось непросто. Люди не участвовали в конкурсах, а если участвовали — то не забирали билеты, если забирали — то не доходили до лекций. Эксперимент с Петербургом решили не продолжать.

В «Левел-ван» регулярно появляются новые лекции

Запуск интернет-практикумов

В апреле 2018 года Настя решила выходить на рынок интернет-образования. Начали с практикума по голландской живописи золотого века. На идею натолкнул инфоповод: в Пушкинском музее открылась выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера».

За основу взяли идею «задачника по культуре»: интерактивные занятия с теорией и большим количеством заданий. Благодаря новому формату можно отработать навык и закрепить теорию на практике. Интернет-образование дает выйти за пределы московской аудитории.

Онлайн-курс целиком стоит 200 Р, а один блок курса — 50 Р

На создание концепции нового продукта, разработку платформы и наполнение потратили 200 тысяч рублей. Пройти практикум на сайте стоит 200 рублей. Низкая стоимость компенсируется большим количеством участников, так что инвестиции окупятся, если выбрать востребованную тему.

Запуск интернет-практикумов, 2018 год — 200 000 Р

Бэкэнд 60 000 Р
Фронтэнд 60 000 Р
Контент 35 000 Р
Дизайн 30 000 Р
Редактура 15 000 Р

Результаты

Каждый месяц «Левел-ван» проводит 100 мероприятий и сотрудничает с 40 лекторами на постоянной основе. На одной лекции в среднем 30 участников, 40% из них возвращаются снова.

Ежемесячная выручка варьируется от 2,5 до 3,5 млн рублей. Спрогнозировать ее сложно: запуск новых продуктов изменяет структуру доходов за месяц. Прибыль за июнь 2018 года — 500 тысяч рублей.

Выводы Насти

Важно определиться на старте, кто и почему будет покупать ваш образовательный продукт. Дальше — сделать так, чтобы люди вам доверяли: собирать публичные отзывы, выбирать проверенных спикеров и задавать стандарты.

Чтобы стартовать и сэкономить, можно создать страницу на Фейсбуке, разместить мероприятие, закинуть несколько тысяч в рекламу и посмотреть на отклик. Либо организовать одну лекцию бесплатно, собрать аудиторию и обратную связь.

Вначале не стоит вкладывать большой бюджет в аренду — пусть сотрудники работают удаленно, а площадку предоставят партнеры.

Полезно собирать обратную связь — через анкетирование или пост-рассылку с просьбой оставить отзыв. Так можно понять, в какую сторону развивать бизнес дальше.

Сколько стоило запустить образовательный проект

Запуск, 2015 год — 475 000 Р

Таргетированная реклама в Фейсбуке 275 000 Р
Первый сайт 200 000 Р

Таргетированная реклама в Фейсбуке

275 000 Р

Развитие, 2017—2018 — 1,9 млн Р

Открытие лектория 840 000 Р
Редизайн и расширение функционала сайта 400 000 Р — первая версия
500 000 Р — вторая версия
Запуск онлайн-программ 200 000 Р

Открытие лектория

840 000 Р

Редизайн и расширение функционала сайта

400 000 Р — первая версия

500 000 Р — вторая версия

Запуск онлайн-программ

200 000 Р

Операционные расходы, июнь 2018 года — 2,3 млн Р

Гонорары лекторов, НДФЛ и страховые взносы 690 000 Р
Зарплаты сотрудников, комиссии, коворкинг, накладные расходы 650 000 Р
Аренда всех площадок 400 000 Р
Продвижение 350 000 Р
Налог на доходы 170 000 Р
Комиссии «Яндекс-кассы» (за прием платежей пользователей) и банков 90 000 Р

Гонорары лекторов, НДФЛ и страховые взносы

690 000 Р

Зарплаты сотрудников, комиссии, коворкинг, накладные расходы

650 000 Р

Аренда всех площадок

400 000 Р

Налог на доходы

170 000 Р

Комиссии «Яндекс-кассы» (за прием платежей пользователей) и банков

90 000 Р

Прибыль в июне 2018 года

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

С началом летнего сезона в столичных парках и на других открытых площадках начинают работу публичные лектории. Многие из них организуются вузами, в частности площадку в Парке Горького делят несколько вузов. Редакция портала «Российское образование» пообщалась с одним из лекторов, доктором исторических наук, профессором, руководителем Школы Востоковедения факультета МЭиМП НИУ ВШЭ Алексеем Масловым и узнала об особенностях таких лекций.

Алексей Александрович, что такое лекторий? 

Классический  публичный лекторий, на мой взгляд, это, когда профессиональный человек пытается в простом виде передать несколько меньшим профессионалам какие-то очень специфические знания. Вот это как раз суть лектория: сочетание того, что, во-первых,  лектор должен быть максимальным профессионалом, второе – все это должно подаваться максимально просто и доступно, и, третий момент, чтобы тема увлекала сама по себе. 

Когда-то в одном из моих лекторских опытов, я читал лекции в программе «Академия» на телеканале «Культура». Я с интересом узнал, что главное – это, прежде всего,  хорошее название и, затем, хорошее продолжение в виде лекции. 

В чем, по Вашему мнению, сложность такого лектория?

Всегда присутствует смешанная аудитория, часть которой очень хорошие профессионалы, другая же не знает ничего. Профессионал мог бы сказать, что вы говорите чепуху и для меня это слишком просто, а непрофессионалы скажут, что мы ничего не поняли, и поэтому воздействие идет не только качеством материала, а в том числе и подачей этого материала. Всегда надо даже в скучной теме развернуть вопрос так, чтобы либо никто до тебя так не говорил, либо никто так не думал. Лекция в этом плане должна быть провокационной, потому что лекторий, который можно было бы провести лет 20 назад, до эпохи активной Википедии, и сегодня – это разные лектории. Вы не поразите публику ни объемом знаний, ни количеством фактов, ни новым рассказом. Вы можете поразить только тем, как вы это подали и что вы рассказали. 

Современный лекторий – это мини-спектакль, и, если человек не умеет играть – не может выстроить мизансцену, не может выстроить паузы, не может сделать логические отбивки, считайте, что лекторий пролетел. Этим он отличается от цикла лекций в университете, где у меня есть достаточно много времени, и я могу поэтапно рассказать сложные вещи, подвести человека к самостоятельным выводам. 

Можно ли сравнивать лекции в аудитории и открытый лекторий?

Логика лекций в аудитории университета и на площадке публичного лектория не просто разная, она отличается приблизительно так же, как сериал от тизера или мини-клипа. Поэтому, когда люди, которые являются блестящими специалистами, выходят на такой лекторий и пытаются донести что-то до аудитории, они часто проваливаются и воспринимаются очень скучными. Я знаю такие случаи, когда блестящие ученые просто с треском проваливались. И при этом знаю другие случаи, когда не самые великие ученые очень увлекательно все рассказывали. Но не знаю ни одного случая, когда такой лекторий пытался бы успешно провести человек, который далек от какой-нибудь науки. В этом и есть суть научно-популярного лектория:  я даю научную тему, но при этом использую популярную подачу и необычный разворот. 

В чем секрет успеха лекториев? 

Лекторий живет, потому что есть определенное количество харизматичных лекторов, которые несут очень профессиональные знания и не «воспроизводимы» в большом количестве – они «штучный товар». Лекторий – это то, что практически отсутствует в пространстве телевидения. Возникла потребность общества в том, чтобы послушать таких людей. Вы не увидите сейчас нигде на телевидении или на радио цельное изложение часовой лекции. Нет такого формата, динамичное телевидение вам не простит его. 

Если вы вдруг посмотрите на лекции, которые размещаются на  публичной он-лайн площадке Курсера, они нарезаны отрывками по 10-15 минут. Это понятно: человек едет, например, в метро и прослушивает один отрывок. Это как раз сделано для быстрого получения знаний. 

Публичная лекция – это продолжение театра. Если телевизор вы включили, и вам не понравилось, то вы его просто выключили, а вот в театр вы собираетесь. Вы четко знаете, какой спектакль будет, вы готовитесь, вы приблизительно знаете содержание. Вы даже можете пойти на спектакль, сюжет которого вы знаете с детства. И вы смотрите не на содержание, а на подачу материала. Вот это и есть лекторий. 

Думаю, в обществе возникла очень большая потребность полноценного и полноформатного интеллектуального общения: не 10-15 минут, а вот такого прямого общения. Кстати, эти лектории стали развиваться сейчас не только в России. Например, что в Европе, что в США есть целые фирмы, которые ищут публичных лекторов. На Западе есть позиция «публичный лектор», которого постоянно приглашают на разные мероприятия. В России это не является профессией и даже приработком, в основном это бесплатные лекции. В США и в Азии это платные лекции, это профессия. 

Почему именно вы принимаете участие в таком лектории? 

Мне интересен новый формат и хочется пообщаться с людьми – не специалистами. Студент – он все-таки немного уже специалист. Важно получить фидбек от неспециалистов и одновременно критиков. Лекция – не всегда такая гладенькая, когда тебя все слушают и все соглашаются. Кто-то скажет: «Нет, это не так». И это нормально.  У тебя всегда есть оппонент. 

Это всегда возможность донести некоторые твои фундаментальные научные идеи до широкой публики. Мало людей, к сожалению, читают научные книги, кроме специалистов. А вот послушать они могут, потому что формат восприятия изменился. 20-30 лет назад вся университетская традиция – это была традиция книги. Человек должен был прочитать, скажем,  пять книг и сдать экзамен. Такая традиция сохранилась в фундаментальных британских университетах. Но, в целом, эта традиция уже отходит, потому что люди не могут читать много книг. Студент получает знания из Фейсбука, Интернета, Википедии и считает их научными, хотя чаще всего это не так.  

Интеллектуальный уровень общества в мире (в отличие от информационного)  резко упал, потому что информация стала доступной и нет вариативности между научной и не научной, мошеннической и реальной. А тут есть возможность лично рассказать, отреагировав на публику, над чем работает наука, над чем работаешь ты лично. Твои мысли могут быть ошибочны, не всегда твоя концепция уже прошла глубокую научную верификацию, на какой-то момент она может быть «хулиганско-научна», о чем открыто следует говорить на лекции. Но, по крайней мере, у тебя есть определенный уровень подготовки, и ты можешь последовательно объяснить свои взгляды. От хорошей аудитории всегда хорошая энергетика. 

Способны ли лекции сформировать какую-то компетенцию? 

Не знаю ни одного человека, который после лекции стал бы считать себя компетентным в этой области. После лекции пересказывается то, что запомнилось. Важно подавать материал так, чтобы запомнились ключевые вещи, чтобы не было каких-то обрывочных знаний. Лектор не должен развлекать публику, он должен передать какой-то объем информации. 

Обычно человек после лекции считает, что он как раз недостаточно компетентен, так как есть человек более компетентный, и он только что видел его. Человек понимает, что он  – «номер два». С другой стороны, он станет пересказывать в обществе грамотную информацию, которую запомнил. И если он пересказывает правильно, значит и лекция была построена грамотно. У человека остается слой достоверной информации, который каждый должен знать по этой теме.  Лекция – это  способ показать 5-6 реперных точек, которые стоит всегда держать в голове по отдельно взятой теме. 

Полную версию интервью читайте в рубрике “От первого лица”.

Беседовала Евгения Махалова.

Добавить комментарий