Как составить ленту событий по истории

Содержание статьи

  • Лента времени – что это?
  • Для чего нужна?
  • Как рисовать и использовать?
  • Примеры лент для школьников младших классов
  • Примеры исторических лент времени для 5 класса
  • Вопрос-ответ
  • Какой век, если дата – двухзначное число?
  • Как отмечать года и века по левую сторону от «РХ»?
  • Что было раньше, 3 в. до н. э. или 100 в. до н. э.?

Выполнение с заданий, связанных с лентой времени по истории в 5 классе, может поначалу вызывать у школьников вопросы. Для начала стоит дать ей определение. Мы выясним, что показывает лента времени, для чего нужна, и как решаются задачи с датами.

Лента времени для детей

Лента времени – что это?

Путь человека и всего человечества можно представить в виде дороги, по которой он идет. Дорога или линия или лента отображает время. И если расстояние исчисляется в метрах и километрах, вес – в граммах и килограммах, то время мы измеряем в часах, днях, месяцах, годах.

Понять, что было раньше, а что потом нам помогает хронология – вспомогательная историческая дисциплина, определяющая даты важных событий и последовательность.

Обычно исторические даты записываются по порядку в таблицы, где в первой колонке указывается число, месяц и год (года), а во второй коротко описывается событие.

Основные даты в истории компьютеров

Лента времени – это графическое обозначение времени, временная шкала, на которой наглядно показано, что было раньше, а что случилось позже.

Лента времени

Для чего нужна?

Нехитрые приспособления в виде лент с датами помогают лучше ориентироваться во времени. Еще в древности люди вели счет времени, чтобы знать, когда наступит весна, зима, лето. Нужно было заблаговременно посеять семена, вовремя убрать урожай, пока не наступили холода или не разлились реки, способные погубить всходы. Люди придумали календари. В основном они были круглыми, обозначая цикличность: зима сменяется весной, весна – летом, лето – осенью, и снова наступает зима.

Нехитрые приспособления в виде лент с датами

Началом года у многих народов открывала весна. Весной нужно возделывать землю, чтобы получить урожай. От его богатства зависело выживание в зимний период, когда раздобыть еду становилось почти невозможно. Хозяйственная деятельность в древние времена была первоочередной. Но не единственной. Разные народы отмечали важные для них события. Если представить эти события в виде картинок, и расположить их в хронологической последовательности, мы получим подобие ленты времени.

У каждой такой ленты есть точка отсчета. Древние египтяне вели счет лет в период правления каждого из фараонов. Древние греки взяли за точку отсчета дату олимпийских игр – важнейшего события в Древней Греции. Народы, исповедующие ислам, вели летоисчисление от даты переселения Мухаммеда в Медину, древние римлянине – от года основания Рима.

Нехитрые приспособления в виде лент с датами

Счет по памятным событиям понятен и прост. Но он не дает полного представления о времени. Сегодня человечество использует для этого григорианский и юлианский календари.

Лента времени – это вспомогательный инструмент, который нужен для того, чтобы мы могли быстро узнать порядок важных событий и их даты.

Видео урок по теме:

Как рисовать и использовать?

Для проекта, доклада, демонстрационных стендов ленты времени оформляются красочно и ярко: с фотографиями, рисунками, выделениями цветом.

Лента стенд

Но сперва детям нужно научиться рисовать и работать с простой схемой. Задача заключается в следующем:

  1. Нужно на листочке в клеточке поставить точку слева. Это точка отсчета.
  2. Начертить прямую линию от точки вправо.
  3. Нарисовать на конце линии стрелку, обозначающую, что время непрерывно движется вперед.
  4. В рамках задания по истории середина исторической ленты разделяется вертикальной чертой с надписью «РХ» – Рождение Христа.
  5. С левой стороны от черты показан временной период до нашей эры, с правой стороны – нашей эры (0 – 2022 гг.).

Ученикам потребуется отмечать на линии даты событий, указанные в учебнике. Если нужно отвечать на вопросы по типу «сколько лет прошло?» (от основания города, выигранной битвы и т. д), следует отметить текущий год. Посчитать количество лет не составит труда, зная, что «РХ» обозначает 0 г.

Даты событий

Разъяснение, как выполняется задание по работе с лентой времени в 5 классе:

Примеры лент для школьников младших классов

По сути, любой отрезок времени (день, год, месяц) мы можем изобразить в виде ленты. Попробуй нарисовать свою ленту времени с событиями, которые случились сегодня или вчера:

  1. Вспомни, что с тобой происходило. Например, проснулся, встретился с другом, позавтракал, сходил в кино, сделал домашнее задание, получил пятерку. Напиши список.
  2. Теперь начерти линию. Она соответствует одному дню.
  3. Как мы знаем, в одном дне 24 часа. Поставь на линии 24 точки на равном расстоянии друг от друга (можно воспользоваться листочком в клеточку).
  4. Начальная точка с левой стороны – это 0:00. В это время ты, скорее всего, спал. Найди на ленте точку, соответствующую времени, когда ты проснулся. Например, 7:00 – это 7 точка. Начерти от нее вертикальную линию вниз или вверх и нарисуй будильник.
  5. Вспомни, когда примерно произошли другие события из составленного тобой списка. Нужно сделать соответствующие пометки и нарисовать небольшие рисунки к ним. Постарайся вспомнить, какие другие события произошли, чтобы заполнить всю ленту.

А это пример, как можно графически изобразить историю жизни:

Лента времени для детей история жизни человека

Лента школы, показывающая ее развитие и достижения:

Лента школы, показывающая ее развитие и достижения

На следующем рисунке схема жизни дерева:

На следующем рисунке схема жизни дерева

А эта лента демонстрирует историю появления и совершенствования конструктора «Лего»:

На следующем рисунке схема жизни дерева

Выполни простое задание:

На следующем рисунке схема жизни дерева

Доступное объяснение, что такое лента времени (разбор понятия с примерами из истории России для школьников):

Примеры исторических лент времени для 5 класса

Чтобы успешно выполнить домашнее задание в 5 классе, нужно знать:

  1. Самый главный отрезок времени в исторической хронологии – это год.
  2. Счет лет ведется годами, десятилетиями (10 лет), столетиями или веками (100 лет), тысячелетиями (1000 лет).
  3. Чтобы определить век по году, в котором произошло событие, нужно закрыть два крайних числа справа и прибавить к оставшемуся числу один. Примеры: 489 год (4+1) – это 5 век, 1893 год (18+1) – 19 век, 2022 год (20+1) – 21 век.

Все это, а также умение записывать века римскими цифрами, потребуется для успешной сдачи теста по теме «Лента времени».

Пример из ГДЗ, как решается задача, в которой нужно составить ленту времени:

Пример из ГДЗ, как решается задача, в которой нужно составить ленту времени

Лента с историческими событиями середины 17 века – первой половины 18 века:

Как нарисовать ленту времени в 5 классе? 

Еще примеры схем:

Примеры схем ленты времени 1

Примеры схем ленты времени 2

Примеры схем ленты времени 3

Презентация по теме:

Вопрос-ответ

Какой век, если дата – двухзначное число?

Все даты, где год указан двумя цифрами (49, 23, 99) относятся к 1 веку.

Как отмечать года и века по левую сторону от «РХ»?

Все, что находится слева от разделительной черты, относится к периоду до нашей эры. «РХ» является своеобразной точкой отсчета. От нее влево отсчитывается сначала 1 год, 2 год…1 век, 2 век до н. э. Время словно движется в обратном порядке.

Что было раньше, 3 в. до н. э. или 100 в. до н. э.?

Раньше был 100 в. до н. э. Он располагается дальше от разделительной линии.

Благодаря лентам времени дети и взрослые могут лучше представлять себе историю. Это прекрасный инструмент для изучения истории древнего мира, истории России, родного города. Простой рисунок ленты или схема с датами помогут составить из разрозненных фактов одну целостную картину.

Лента времени по истории. Все события, произошедшие до нашей и нашей эры нужно расположить на временной шкале, за точку отсчета взять рождение Иисуса Христа, это середина Ленты времени. Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа, потому что с возникновением христианства появилась единая система отсчета времени. Смотрите образец Лента времени с датами.

Хронология событий до нашей эры и в период нашей эры, на линии отрезков ставите большую красную точку и пишите событие, которое повлияло на развитие истории. Исторический период объединить в один отрезок и обозначить одним цветом

Внизу указываем сколько лет обозначает один отрезок.

На шкале , обозначающей нашу эру ставим точки отсчета I век II, век, III век,

На шкале до нашей эры обозначаем

Проблема формирования хронологических представлений у обучающихся

Большинству учителей истории очевидна проблема формирования хронологических представлений у обучающихся, которые не могут: соотнести события с веком (частью века); соотнести события Всемирной и Отечественной истории; соотнести даты правления государственных деятелей разных стран; выстроить верную хронологию событий и т.д. В помощь учителю приходит замечательный наглядный инструмент – линия времени (таймлайн).

Линия времени (таймлайн) – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события.

Линия времени нужна учителю истории для:

  • формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы;
  • проработки фундаментальных событий мировой истории;
  • выработки целостного интегрированного взгляда на развитие общества.

Преимущества

Преимуществ в работе с линией времени очень много:

– чёткая наглядная периодизация;

– при работе со Всемирной/Отечественной историей делать синхронистические линии времени;

– делает учебный процесс творческим, развивает фантазию;

– использование разных цветов и картинок помогает лучше запоминать события и легче их воспринимать;

– ребёнок, работая самостоятельно, повторяет материал, закрепляет его перерабатывая

– развивает логическое мышление, эмоциональную, образную и зрительную память, моторику рук, что и является основой формирования памяти долговременной;

– при работе, биографией личности отобразить её в системе событий в стране и в мире.

Линия времени "Правление Ивана IV"
Линия времени “Правление Ивана IV”

Проблемы

Инструмент для формирования хронологических представлений у обучающихся просто замечательный, однако у него есть и свои минусы. Вот какие я нашёл в своей работе:

Самая главная проблема, которую я никак на данный момент не могу решить без усложнения, это как отмечать год окончания события. Сейчас поясню о чём я. Если событие заканчивается 1812 г. (допустим, Отечественная война), а следующее начинается 1813 г. (Заграничные походы), то получается разрыв в 1 год на линии времени. Да, это мы знаем, что конец войны приходится на конец года и можем перенести окончание события к концу 1812 г., но что делать с другими событиями, для которых не так принципиальны месяцы? Сейчас я пробую отмечать окончание началом следующего года, но тогда получается путаница (но это если не знать, как это работает).

Вот пример проблемы окончания события. Заканчивается 1937 годом, но по линии времени 1938 год отмечен
Вот пример проблемы окончания события. Заканчивается 1937 годом, но по линии времени 1938 год отмечен

Следующая проблема — это выбор правильного масштаба. То есть необходимо предварительно линию времени сделать самому и выбрать оптимальный масштаб, чтобы не было нагромождения событий. Если для Александра I спокойно подходит горизонтальное использование листа А4, то для 1917 г. нужно брать масштаб с февраля по октябрь и не больше.

Сначала в своей работе я просил детей разворачивать горизонтально тетрадь и расчерчивать линию самостоятельно. Но быстро столкнулся с тем, что на это уходит слишком много времени и абсолютно непродуктивно, как и попытки выдавать листы А4 и расчерчивать их самостоятельно. Я долго думал, как быстро наладить работу с шаблонированием линии времени и нашёл замечательный инструмент – Excel. В нём получается быстро расчертить нужный масштаб, подписать и сделать основную работу для шаблона. Я распечатываю на черновиках А4 шаблоны и получается не очень затратно по чернилам, но немного существенно по бумаге, особенно когда сразу несколько классов в параллели.

И кажется, что это прекрасный вариант для работы, но как вы все знаете, большинство этих листочков не доживают и до следующего урока.

Правила оформления

Теперь перейдём к правилам оформления, которые я использую в своей работе.

1. У каждой линии времени есть название/заголовок. Это может быть что угодно, период правления (Александр I), развитие общественных движений и т.д.

Пример заголовка линии времени
Пример заголовка линии времени

2. Событие, которое имеет одну конкретную дату отмечаем точкой. Сверху, сокращая апострофом повторяющиеся цифры, записываем дату в нужном формате (только год, год и месяц или полная дата). Снизу подписываем максимально кратко и понятно название события.

Пример оформления точки события
Пример оформления точки события

3. Событие, которое имеет продолжительность отмечаем отрезком. Сверху, на концах отрезка, так же записываем дату в нужном формате (только год, год и месяц или полная дата). Если отрезок позволяет, помещаем сверху на самом отрезке название события, если нет – снизу.

Пример оформления отрезка
Пример оформления отрезка

4. Разграничение внутренней и внешней политики (при необходимости). Верхнюю часть использую для внешней политики, а нижнюю для внутренней. И, как уже говорилось, предусматриваю передвижение горизонтали выше, если внешнеполитические события не в таком большом количестве.

Слева обозначаю уровни внешней и внутренней политики
Слева обозначаю уровни внешней и внутренней политики

5. Отмечаю правления личностей вертикальными линиями во весь лист и на самом верху на горизонтальной планке подписываю личность, а по краям даты начала и конца правления. Горизонтальные планки от личности к личности я располагаю не в одну горизонталь, чтобы это всё не смешивать, а на разных высотах. Так добиваюсь большей наглядности. Так же можно использовать цвет и закрашивать периоды правления (но к этому я ещё не подошёл).

Сверху можете видеть оформленных и подписанных правителей Ирака
Сверху можете видеть оформленных и подписанных правителей Ирака

Мои особенности в работе с линией времени

В работе с линией времени я выработал определённые особенности её оформления.

В обязательном порядке линия времени разбивается на внутреннюю и внешнюю политику (если рассматривается история в рамках одного государства). Как правило, внешнеполитических событий для большинства линий времени не очень много, поэтому горизонталь линии переносится выше середины листа, чтобы было больше простора для работы с внутриполитическими процессами.

Если рассматривается большой отрезок времени, в который помещаются несколько правителей периода, обязательно наверху отмечаются периоды их правления.

Если необходимо отметить деятельность каких-либо значимых личностей (кроме правителей), так же стараюсь отметить их на линии времени.

В чём организовать работу с линией времени?

Как уже говорилось выше, линии времени можно делать по-разному:

– самостоятельно в тетради;

– распечатывать шаблонами;

– использовать интерактивные сервисы.

Интерактивных сервисов для создания линии времени сейчас достаточно. Зачем они нужны? Я считаю здесь есть 2 причины: сэкономить время и предоставить очень важный функционал – возможность добавления медиа (фото, видео).

Линия времени по периоду Древнерусское государство
Линия времени по периоду Древнерусское государство

https://time.graphics/ru/ – богатый функционал, красивый и удобный интерфейс. Есть русский язык. В бесплатной версии можно создать только 2 линии времени, 18 событий и добавить 7 медиа.

https://www.tiki-toki.com – интерфейс менее дружелюбный. Как я понял только на английском языке. Можно переключать режим с 2D на 3D, когда читатель двигается по хронологии в глубь экрана, настраивать внешний вид всей ленты и отдельных таймпоинтов. Все прелести доступны в бесплатной версии с одним ограничением — создать можно только одну ленту времени.

Вот вам несколько очень полезных уже готовых линий времени по истории России:

https://time.graphics/ru/line/136

https://runivers.ru/timeline/

https://arzamas.academy/university/timeline

https://histrf.ru/timeline

Как использовать линию времени

Таким образом для учителя истории использование линии времени будет полезным в формировании хронологических представлений обучающихся следующим образом:

– провести итоговое обобщение по теме на уроке;

– выдать домашнее задание на заполнение линии времени по теме;

– обобщать и наглядно представлять хронологию для повторения к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

На сегодняшний день для меня это самый лучший инструмент в любой момент. От личного использования и понимания сложных периодов истории до сдачи экзаменов.

Какие принципы работы с линией времени используете вы? Как организуете работу?

Для меня сейчас важным пунктом стоит систематическое использование линий времени в работе. На данный момент работа с ней носит эпизодический характер. Ещё я очень люблю использовать этот инструмент в личных целях, разбирая интересующие меня сложные периоды истории (использовал для изучения истории Ирака XX в.).

План урока:

Единицы измерения времени

Летоисчисление в Древности

Историческая лента времени

Исторические задачи

Единицы измерения времени

Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?

В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.

В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.

Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).

Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.

Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.

Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.

Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время

 В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.– «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.

Как люди в далеком прошлом располагали какие-либофакты по хронологии? Издревле в каждом государстве было свое летоисчисление, в Древнем Египте было принято считать за точку отсчета год правления фараона, когда тот умирал и начинал править другой фараон, то именно с его даты правления и начинался отсчет времени. Счет лет в истории в Древнем Риме начинался с 753 г. – дата основания древнего города. Мусульмане датировали начальный год таким событием как Хиджра – переселение пророка Мухаммеда и мусульман из Мекки в Медину. В Израиле именноот сотворения мира велся отсчет времени. В древности на Руси историческое летоисчисление претерпевало значительные изменения, до Крещения Руси люди вели счет времени по 4 сезонам. После христианизации Руси в 988 г. летоисчисление было принято по «византийскому образцу» – от сотворения мира, а началом года у древних славян считалось 1 марта. И только в 1700 г. указом известного императора Петра I летоисчисление начиналось с Рождества Христова, а Новый год отмечался с 1 января.

Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)

Историческая лента времени

С целью наглядного рассмотрения временных промежутков применяют хронологическую ленту времени.

Как нарисовать ленту времени? Ее представляют в виде прямой, на ней обозначаются различные события, подкрепленные датами: год, век, период, эра. Все события на данной линии изображают по хронологии – слева направо.

t1

Отрезки времени, изображаемые на ленте времени, представляют 5 крупных периодов, происходивших в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди пытались только осознать временное пространство.

Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года, даты идут в строгой последовательности – от более раннего события к более позднему. До Рождества Иисуса Христа время идет в противоположную сторону.Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и т.д.

t2

Таким образом, историческая лента времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилось какое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.

Исторические задачи

Чтобы узнать,как пользоваться лентой времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала необходимо нарисовать линию времени, затем отметить на ней необходимые временные промежутки.

1) Сколько лет тому назад произошло Крещение Руси?

Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре, чтобы узнать сколько лет прошло от 988 г. до 2018 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2018-988 = 1030.

t3

2) Город Санкт-Петербург был заложен в 1703 г., а город Рим – в 753 г. до н.э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?

Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно 753 г. до н.э. был раньше, чем 1703 г. н.э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга – к периоду нашей эры. Оба события находятся в различных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703+753=2456.

t4

3) Определите век: А. 1875 г. н.э.; Б. 1700 г. н.э.; В. 56 г. до н.э.

Решение: для определения века, необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.

А. 1875 г. – здесь 2 последние цифры не являются нулями, поэтому к оставшемуся числу – 18, мы прибавляем 1: 18+1= 19. Получается в 1875 г. прошло 18 веков и 75 лет, поэтому идет XIX в.

Во втором примере Б. две последние цифры являются нулями – 1700 г., соответственно здесь не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1, в 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века еще не наступил, следовательно, идет XVII в.

В примере В. мы должны вспомнить, что 1 век составляет 100 лет, поэтому 56 г. относится к I веку, ведь он еще идет.

Ответ: А. 1875 г. – XIX в; Б. 1700 г. – XVII в.; В. 56 г. – I в.

4) В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события?

Решение: 1240+1000 = 2240.

Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.

Решение исторических задач помогают лучше ориентироваться во времени, здесь происходит объединение двух великих наук: математики и истории. Благодаря первой науке мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее понимания невозможно понять историческую науку.

       Подведем итог: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Историческая наука состоит из определенных фактов, событий и явлений, которые обозначаются на линии времени по хронологии (от более раннего события к более позднему). Расположение дат в такой последовательности позволяет людям лучше понять историю, наглядно представить, что собой представляет данная наука. Если не знать когда происходили те или иные явления, невозможно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем времени.

Введение

Изучение истории, раскрывает пред нами, учениками, исторический процесс и его закономерности, дает возможность получить знания о развитии человеческого общества и о формах человеческого сознания.

Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. В связи с этим, первая и непроизвольная ассоциация истории, как учебного предмета прочно связана с датами, ведь, локализация фактов во времени, безусловно, требует от учеников знания хронологии.

Лента времени – замечательный образовательный инструмент, она помогает школьнику не утонуть в каше из дат, имен и событий мировой истории, помогает визуализировать такое абстрактное понятие, как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом, и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды. «Лента времени» – это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

Актуальность: данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, вызывает интерес у учащихся, проект направлен на активизацию познавательной деятельности, способствует развитию творческих и коммуникативных качеств.

Цель проектной работы – создать дидактический материал – панно «Лента времени».

Задачи проектной работы:

1. систематизировать и расширить знания об измерении времени в истории;

2. показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени;

3. привлечь внимание к предмету история, пониманию измерения времени;

4. подобрать фактический и теоретический материал для изготовления продукта проектной работы.

4. оформить ленту времени.

Объект проектной работы – лента времени.

Предмет проектной работы – хронология.

Продукт проектной работы – панно «Лента времени».

Методы и приемы работы над проектом: проект состоит из нескольких частей, логически связанных между собой, включающих ознакомление с художественной литературой исторического содержания, просматривание художественных и документальных фильмов о городах воинской славы, работу с интернет ресурсами, чтение источников исторического содержания, организация самостоятельной работы по умению составлять переносное панно.

1. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, она устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность.

Хронология является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий: год, число, месяц; определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.

1.1. Единицы счета времени.

 Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Все основные выработанные человечеством единицы счета времени – сутки, месяц и год – определяются астрономическими факторами: сутки – периодом обращения Земли вокруг своей оси, месяц – периодом обращения Луны вокруг Земли, год – периодом обращения Земли вокруг Солнца.

Различаются звездные и солнечные сутки. Звездные сутки равны временному интервалу между двумя последовательными положениями в одной и той же точке неба определенной звезды, которая не имеет собственного видимого движения. Солнечные сутки определяются аналогичным положением Солнца. Так как Солнце движется относительно звезд в одном направлении с Землей, звездные сутки короче солнечных примерно на 4 минуты. За год между ними накапливается разница около суток. Однако Земля движется вокруг Солнца с различной скоростью, следовательно, и солнечные сутки не являются величиной постоянной. Для облегчения исчисления времени введено фиктивное понятие среднее солнце, т. е. движение Солнца принято условно считать равномерным. Средние солнечные сутки – главная единица счета времени.

В основе месячного счета времени лежат наблюдения над фазами движения Луны. Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями получил название месяца, или синодического месяца (от греческого слова синодос – сближение, схождение), так как в момент новолуния Солнце и Луна «сближаются». Продолжительность синодического месяца составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды.

Наблюдения над периодической сменой времен года (сезонов), связанной с видимым движением Солнца (фактически с движением Земли вокруг Солнца), привели к фиксированию самой крупной единицы счета времени – астрономическому, или тропическому, году. Два раза в году Солнце и Земля находятся в таком взаимном положении, при котором солнечные лучи равномерно освещают земные полушария и день равен ночи на всей планете. Эти дни получили названия дней весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия. Интервал времени между последовательными положениями центра диска Солнца в точке весеннего равноденствия называется тропическим годом. Его продолжительность равна 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам.

Средние сутки несоизмеримы с тропическим годом и синодическим месяцем, который, в свою очередь, несоизмерим с тропическим годом. Основываясь на этих единицах, создать абсолютно точную систему счета времени невозможно. Перед человечеством стояла сложная задача – выработать такие системы времясчисления, которые максимально приближали бы какой-то условный год к истинному тропическому году. Вся история создания различных календарных систем счета времени наглядно иллюстрирует ход решения этой задачи.

В результате условного согласования суток и месяца была создана лунная система счета времени, которая считается древнейшей. Согласуя между собой сутки и год, человечество создало солнечную систему времясчисления. Комбинирование этих двух систем привело к образованию лунно-солнечной календарной системы, в которой сутки и месяцы согласуются с годами. Возникновение более мелких единиц измерения времени – часов, минут, секунд – связывают с древневавилонской двенадцатеричной системой счета.

1.2. Календарь.

Название «календарь» происходит от латинского слова «календариум», означающего «долговая книжка». Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца – календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах.

Календарь – это система отсчета больших промежутков времени.
Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.

У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному для нас календарю.
В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год – это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час. При составлении календаря невозможно совершенно точно учесть эту маленькую добавочную частичку «примерно 1 час». Из-за этого даже современный календарь за столетия накапливает небольшую неточность в измерении времени. Не случайно сейчас предлагают ввести новый, более точный всемирный календарь.

Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова.

1.3. Лента времени.

Лента времени замечательный образовательный инструмент. Она помогает школьнику не утонуть в каше из дат, имен и событий мировой истории. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды, как они сменялись и из-за чего. Но только для того, чтобы лента действительно работала и помогала ребенку хорошо ориентироваться в истории, ему нужно самому принимать участие в создании и ведении ленты времени.

Работая над переносным панно, я принимала во внимание то, что дети должны включиться в процесс создания данного наглядного пособия и оставила место для отображения событий, которых нет на моей ленте времени. Также с обратной стороны имеются файловые карманы для дополнительного материала, туда можно вкладывать интересные факты о событиях, которые имеют отношение к важным историческим датам.

С помощью ленты времени выясняется место исторического события во времени, место относительно других событий. Наконец, встречающиеся даты позволяют закончить изучение системы летоисчисления.

Время можно сравнить с длинной дорогой, по которой идет человечество: когда-то, в прошлом, наши далекие предки начали свой путь по этой дороге, сейчас, в настоящем, по ней идем мы, а после нас, в будущем, пойдут наши потомки.

Историки выделяют четыре периода: Древний мир (в него входят периоды первобытности и древних цивилизаций), история Средних веков, история Нового времени, Новейшая история. Именно эти периоды отражены на моей ленте времени, кроме того она разбита на отрезки по 100 лет – века. Длинной вертикальной чертой на линии времени обозначено начало нашей эры. Справа – наша эра. Здесь годы исчисляются слева направо, т.е.  вперед, один за другим: первый, второй, третий и так до нынешнего года. По левую сторону разделительной черты – до нашей эры – время движется как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. За ним, левее, будет 2 год до н.э., затем – 3 год до н.э., и так далее.

2020 год в России объявлен Годом памяти и славы, в честь величайшей Победы в истории человечества – победы над нацизмом, годовщины победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В настоящее время обращение к страницам прошлого России и особой роли страны в истории человечества особенно актуально.  Именно Советский Союз, именно наш народ обеспечил решающий вклад в победу над нацизмом, вынес на своих плечах основную тяжесть Второй мировой войны. Именно нашему народу выпало стать хранителем памяти о Великой Победе. Это исторический долг сегодняшнего поколения граждан страны, это святая обязанность всех будущих поколений граждан России. И поэтому принципиально важно, чтобы каждый гражданин и все российское общество не теряли живую память о Великой Отечественной войне, не забывали о страницах истории своей семьи, своего города, своего региона, связанных с Великой Победой.

Именно поэтому особое место в моем проекте отведено тем памятным событиям. На ленте времени отображены все основные даты той страшной войны. Мой прадедушка, Кочкин Иван Васильевич, с 6 октября 1942 года по 31 ноября 1944 года проходил службу при 86 армейской артиллерийской дивизии в должности разведчика. Во время очередной операции он был ранен и потерял руку, в результате чего был освобожден от воинской обязанности, получив инвалидность 1 группы. Он неоднократно награжден орденами и медалями. Прабабушка, Кочкина Екатерина Андреевна, была тружеником тыла. Она работала швеей и шила солдатам на фронт такую необходимую одежду. Я никогда не видела своего прадедушку и прабабушку, но каждый год, с гордостью, иду с их фотографиями в «Бессмертном полку». Поэтому для меня было принципиально важно сделать отдельный лист на ленте времени, посвященный Великой отечественной войне.

На смену одним поколениям приходят другие, уходят живые свидетели той эпохи… Но время не в силах вытеснить из памяти человечества всех тех, кто сражался во имя своего народа, во имя своей Родины! Именно наша память не дает порваться той нити жизни, которая связывает нас со всеми живущими и ушедшими от нас, героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Наш святой долг помнить и чтить подвиг своих предков!

2. Изготовление панно «Лента времени».

В сентябре 2020 года я начала работу над проектом.

Первый этап состоял в выборе темы. Мне хотелось сделать наглядность, которая помогала бы впоследствии, моему классному руководителю и учителю истории Эповой Анастасии Олеговне. В условиях пандемии, когда учитель вынужден перемещаться из класса в класс, очень удобно брать с собой, на очередной урок такое наглядное пособие. Идея сделать историческое переносное панно раскладку возникла сразу, меня заинтересовала лента времени. Существует масса вариантов оформления такой наглядности, я остановилась на переносной раскладке, где каждый исторический период будет размещен на отдельном листе с отображением важнейших событий той эпохи. На таком панно легко наблюдать линейное движение исторического времени.

Я разработала требования и придерживалась их при оформлении своего переносного панно:

– каждая составляющая часть ленты времени должна иметь заголовок, соответствующий эпохе;

– исторические факты должны быть оформлены и размещены так, чтобы даты было видно со значительного расстояния;

– дизайн должен привлекать внимание учеников и быть им интересен;

– рядом с датами необходимо расположить картинку с изображением событий, соответствующих данной дате;

– продумать размеры панно и удобное соединение частей между собой.

Когда я определилась с материалом, размерами и формой панно, началась работа с интернет ресурсами, историческими справочниками и учебниками истории по нахождению исторических дат и изображений к ним. Я работала с каждой эпохой поочередно. Процесс можно в полной мере назвать творческим, так как не сразу все получалось, приходилось пробовать разные варианты, и размещения, и крепления, учитывая то, что данная наглядность должна прослужить не один год. Так, чтобы избежать деформации бумаги при использовании клея, я решила крепить готовые изображения на двух сторонний скотч.  

Когда я дошла до нового времени у меня возникла идея вынести даты, связанные с Великой отечественной войной на отдельный лист, так как данные события представляют для меня огромную ценность и являются гордостью за свою страну и народ, который смог выстоять и победить в этой страшной войне. В каждой семье есть свой герой приближавший победу, и наша семья не исключение. Мы бережно храним память о моих прабабушке и прадедушке, которые были ее участниками.

Далее предстояло решить, каким образом листы будут скреплены между собой. Я рассмотрела несколько вариантов и остановилась на брошюровании. Также предстояло решить вопрос хранения ленты времени.

Для того чтобы листы не потеряли форму по краям я проклеила скотчем листы по контуру.

В процессе работы возникла идея оформить файловые карманы с обратной стороны панно, для дополнительного материала.

Я учитывала такой важный аспект как желание учеников участвовать в процессе оформления ленты времени и оставляла место для того, чтобы каждый желающий мог вклеить изготовленную своими руками карточку с датой и иллюстрацией к ней. Также каждый может распечатать и вложить в файловый карман заинтересовавшую информацию по истории, интересный факты, мнения историков и так далее.

Заключение

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства. Они обеспечивают восприятие исторических событий через «живое созерцание». Надеюсь, что таким «живым созерцанием» на уроках истории и помощником учителей будет являться мое панно «Лента времени».

Список литературы и источников

1. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Уколова В.И. – М.: Просвещение, Сферы, 2018.

2. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.

3. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.2; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.

4. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.

5. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.2; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.

6. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.

7. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.2; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.

8. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.1; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.

9. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях. Ч.2; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018г.

10. История России. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. В 2 частях. Часть I. В.А. Никонов, С.В. Девятов; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН С.П. Карпова. – М.: Русское слово, 2018г. 

11. История России. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. В 2 частях. Часть II. В.А. Никонов, С.В. Девятов; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН С.П. Карпова. – М.: Русское слово, 2018г.

12. Каменцева Е. И. Хронология. Учебное пособие. – М., 2003.

13.https://www.academia.edu/37516926/Вспомогательные_исторические_дисциплины_хронология_палеография – статья «Вспомогательные исторические дисциплины: хронология, палеографии» В. Шевцов.

Добавить комментарий