Как составить личный финансовый план для обществознания

Как составить личный финансовый план?

reshalka.com

ГДЗ учебник по обществознанию 7 класс Боголюбов. К главе I. Номер №15

Решение

Для составления личного финансового плана необходимо:
1. определить, какую финансовую цель человек или семья может перед собой поставить;
2. определить, сколько денег потребуется для её реализации;
3. решить, на каких затратах может экономить, из каких источников будут формироваться доходы;
4. сколько времени потребуется на достижение поставленной цели.
Личный финансовый план также может предусматривать “подушку безопасности” − запас денежный средств на на случай непредвиденной ситуации.

Было у раджи три сына, но по законам рода только один мог стать
наследником. Старый раджа был сказочно богат и перед смертью задумался, кому
оставить своё богатство.

Раджа решил испытать сыновей. Он велел выкопать три самых ценных чайных
куста, дал каждому сыну по одному и отправил путешествовать.

Старший сын подумал: «Отец накопил огромное богатство и хочет,
чтобы дети его ни в чём не нуждались». Он взял самые нежные листочки и заварил
ароматный чай. Постепенно он использовал все чайные листья и домой вернулся
самым первым, с пустыми руками.

Средний сын подумал: «Отец всегда был бережлив и заботился о
завтрашнем дне». Он сделал себе чай из верхних листочков, а остальные как
следует просушил и сохранил про запас. Запаса чая хватило надолго, но однажды он
кончился. Домой средний сын тоже вернулся ни с чем.

Младший сын подумал: «Отец всю жизнь посвятил приумножению своего
богатства. Я посажу этот куст и начну выращивать чай. Но перед этим я возьму
несколько листьев и заварю чай на сегодня, чтобы были силы. А ещё несколько
листьев я высушу про запас, ведь я рискую, высадив куст». Так он и сделал. А
когда вернулся домой, сказал отцу: «Оставь богатство кому-то из старших
братьев. Мне не нужно. Я и сам смогу стать богатым».

Наверное, кто-то, послушав эту притчу, подумал: «Зачем мне это
надо? Строить планы на будущее — это не для меня. Ведь я слишком молод, чтобы
забивать голову всем этим. Моих доходов, хоть и маленьких, хватает на жизнь, а
что будет потом — поживём — увидим».
Однако вынуждены вас разочаровать. Многие люди точно так же не задумываются о
своём финансовом положении, пока не оказываются не только финансово, но
физически беспомощными. И осознают необходимость финансового планирования лишь
в преклонном возрасте, когда предпринять что-либо уже поздно.

Притча показывает нам, что планированием можно заниматься, даже не
имея большого состояния. Ведь раджа дал своим сыновьям лишь по маленькому
чайному кусту. Поэтому, независимо от вашего текущего дохода (это может быть и
тысяча рублей, и миллион), организацией личных финансов нужно заняться уже
сейчас.

Ведь грамотное ведение семейного бюджета даёт правдивое
представление о текущем положении собственных финансов. Проанализировав свои
расходы и доходы, а также активы и пассивы, вы можете понять, как лучше
распорядиться своими деньгами: на чём-то сэкономить, а на что-то, наоборот,
накопить деньги. Однако для достижения успеха в личных финансах недостаточно
сводить воедино расходы и доходы в течение месяца и знать размер своего
капитала. Нужно ещё подумать о защите от рисков, которые угрожают вашим
финансам.

Каким бы детальным ни был бюджет, вы всё равно не сможете
предусмотреть все возможные траты. И даже если вы оставите какую-то сумму на
непредвиденные расходы, её может не хватить. Жизнь постоянно преподносит
сюрпризы: то сломается мобильный телефон, то приходится срочно покупать новую
обувь, то нужно собрать деньги на школьное мероприятие. Всё это и многое другое
может сильно повлиять на ваш бюджет, увеличив расходы или уменьшив доходы.
Выход один: надо регулярно откладывать часть дохода, чтобы накопить достаточный
резерв на чёрный день, или использовать финансовые инструменты (кредитную
карту, страховку и так далее).

Но и этого мало для успешного управления личными финансами.
Большинство людей имеют лишь один источник дохода. У кого-то это зарплата, а у
кого-то прибыль от своего бизнеса. Если с этим источником что-то случится
(например, вас уволят, а бизнес разорится), то ваши доходы резко упадут. Чтобы
снизить зависимость от основного заработка, имеет смысл задуматься о дополнительных
источниках дохода. Дополнительный доход могут дать ваши собственные деньги,
если заставить их работать на вас. Регулярно инвестируя часть своего дохода в
прибыльные инструменты, можно накопить существенный капитал. И тогда доход от
ваших инвестиций даст неплохую прибавку к вашему бюджету. А со временем, когда
вы уже не сможете или не захотите работать, ваши накопления дадут возможность
не зависеть от государственной пенсии.

Оказывается, управлять своими личными финансами совсем непросто. Чтобы
делать это эффективно, нужно научиться составлять личный финансовый план
на нужный вам горизонт — на 1 год, 3 года, 5 лет, а в идеале — на всю жизнь.

План описывает финансовые цели, которые вы хотите достичь за
данный срок, и конкретные шаги, которые помогут вам в этом.

Как и при принятии любого решения, написание такого плана включает
три этапа:

· Определение
личных финансовых целей: например, купить через год горный велосипед стоимостью
не более 15 000 рублей.

· Подбор
альтернативных способов достижения целей: например, сэкономить на газированных
напитках, отказаться от покупки нового телефона, найти подработку летом,
использовать денежный подарок на день рождения, договориться с родителями о
награде за хорошую учёбу и так далее.

· Выбор
стратегии достижения целей: например, ежемесячно сберегать 500 рублей,
заработать 6000 рублей, а недостающую сумму попросить у родителей.

Самое сложное в составлении личного финансового плана — не просто
обдумать пути достижения какой-то конкретной цели, а согласовать разные цели
между собой и продумать, как вы распорядитесь своими доходами. Если потратить
все накопления на покупку велосипеда, то на другие цели денег может не хватить.
Такой анализ требует серьёзного отношения и тщательной проработки деталей. Для
этого недостаточно поразмышлять вслух и… забыть об этом через три дня.
Желательно записывать свои соображения. После многочисленных исправлений и
переписываний у вас должен получиться документ, который позволит вам достичь
своих жизненных целей.

Отправной точкой для составления плана является анализ своей
текущей финансовой ситуации. Его мы уже обсуждали в предыдущем разделе. Если вы
знаете свои активы и пассивы, размер и структуру своих доходов и расходов, вам
будет гораздо легче спланировать свои доходы и расходы на несколько лет вперёд.

Но даже с краткосрочными целями не так просто разобраться. А если
речь идёт о сроке в 5—10 лет, то это ещё сложнее. Как же разобраться во всём
многообразии долгосрочных целей и выбрать из них те, которые подходят именно
вам?

Для этого можно воспользоваться опытом, накопленным многими
поколениями людей. Все мы проходим через определённый жизненный цикл и решаем
похожие финансовые задачи. Жизнь человека можно условно разделить на четыре
периода в зависимости от того, как соотносятся уровни его доходов и
потребления, то есть расходов.
Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека можно представить в
виде следующего графика.

Первый период: детство и юность. В
детстве нас полностью содержат родители или те люди, которые о нас заботятся.
Учась в старших классах школы, многие начинают подрабатывать. Однако этого
дохода не хватает для покрытия наших расходов, которые с возрастом становятся
выше. Разницу опять же покрывают родители. В этом периоде основная цель — выбор
профессии и получение знаний, необходимых для успешной карьеры.
Второй период: молодость. Окончив школу, мы начинаем вести
самостоятельную жизнь. Многие поступают в университет, другие идут работать, а
кто-то совмещает и то и другое. Со временем мы обзаводимся семьёй, появляются
дети. Наши доходы постепенно растут, но по-прежнему отстают от расходов. Именно
в этот период мы совершаем крупные траты на получение образования, поездки по
миру, воспитание детей, приобретение основных активов — личного транспорта,
жилья и многого другого. Личных доходов на это, как правило, не хватает, и
разрыв приходится финансировать либо за счёт родителей, либо занимая деньги у
друзей, либо используя банковские кредиты. В любом случае у нас возникают
определённые финансовые обязательства, которые рано или поздно придётся
выполнять.
Третий период: зрелость. Мы твёрдо стоим на ногах. Благодаря
приобретённому опыту и квалификации мы получаем высокий доход. Наше потребление
неуклонно растёт, и всё же уровень доходов позволяет делать сбережения. Именно
в этот период происходит наиболее активное накопление средств, которые в
будущем позволят профинансировать стратегические цели: оплату образования детей
и обеспечение личной пенсии.

Четвёртый период: старость. Мы перестаём
работать в полную силу, и наш доход существенно сокращается. Расходы тоже
падают, но в меньшей степени. Государственной и корпоративной пенсий, помощи от
детей и родственников вряд ли хватит для поддержания необходимого уровня
потребления. Единственный надёжный способ поддерживать достойный уровень жизни
— использовать собственные сбережения, сделанные в период зрелости.
Исходя из жизненного цикла человека можно выделить три основные группы личных
финансовых целей.

Первая группа целей — осуществление текущих трат на еду,
коммунальные услуги, транспорт и так далее. Тот, кто ограничивается этой группой
целей, живёт лишь сегодняшним днём, не задумываясь о дне завтрашнем.

Вторая группа целей — защита от наиболее важных рисков, которые
угрожают личному финансовому благополучию. Вы стремитесь быть готовым к
неожиданному падению доходов или вынужденному росту расходов. В этом могут
помочь наличие денежного резерва, страховые продукты и некоторые финансовые
инструменты (например, кредитная карта).

И наконец, третья группа целей — формирование накоплений, за счёт
которых можно совершать крупные покупки (машина, квартира) или осуществлять
важные расходы, растянутые во времени (на поддержку родителей, образование
детей, собственную пенсию). Для этого нужно делать сбережения и инвестировать
их в разные инструменты: недвижимость, собственный бизнес, ценные бумаги и так
далее.

Какие конкретные цели надо ставить перед собой? Готового ответа на
этот вопрос вам никто не даст. Вы должны сами его найти. Кому-то важно купить
последнюю модель мобильного телефона, кто-то поставит себе цель стать
миллионером, а кто-то захочет обеспечивать стабильный доход своей семье.
Понимание жизненного цикла личных финансов поможет вам определить то, что для
вас действительно важно. И не только сегодня, но и на перспективу, причём с
учётом потребностей ваших близких.

Начнём с простой ситуации, когда у вас есть лишь одна цель,
которая чётко сформулирована, имеет определённый горизонт и денежное выражение.
Допустим, вы хотите накопить через два года 100 000 рублей, чтобы оплатить
первый год обучения в выбранном вами вузе.

Как же достичь этой цели? Ведь родители дают совсем немного денег,
а больших сбережений у вас никогда не было. Если так будет продолжаться, то
никаких существенных накоплений у вас точно не появится.
Какие у вас есть альтернативы? Во-первых, можно сократить расходы, например на 500 рублей в месяц. Если складывать их в
копилку, то через год накопится 6 тысяч, а через 2 года — 12 000 рублей. Это не
такая уж маленькая сумма, но всё же гораздо меньше, чем нужно. Не говоря уже о
том, что от многих приятных вещей придётся отказаться.
Второй путь — увеличение доходов. Предположим, что вы сможете подрабатывать без
ущерба для учёбы в течение десяти месяцев в году. Дохода в 4000 рублей в месяц
вполне хватит для накопления 80 000 рублей в конце второго года.
Кажется, цель близка. Добавив к сэкономленным 12 000 рублей заработанные 80
тысяч, вы получите 92 000 рублей. Найти недостающие деньги поможет третий путь
— использование финансовых инструментов. Если вы будете размещать свои
сбережения на банковском депозите, то доход по депозиту может увеличить
накопления до желаемой суммы в 100 000 рублей.

И всё же подбор вариантов на этом не исчерпывается. Ведь если ваша
конечная цель — учёба в выбранном вами вузе, то поступление на платное
отделение за 100 000 рублей в год — не единственное решение. Например, можно
постараться поступить на бюджетное место, тогда учёба будет бесплатной. Правда,
для этого придётся много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ или получить
призовое место на профильной олимпиаде.

Если целей много, то планировать становится сложнее. Например,
если вы захотите купить в ближайший год велосипед, то вам придётся отщипнуть
кругленькую сумму от своих накоплений. И тогда пострадает ваша первая цель.
Нужно выбирать, что для вас важнее — покататься пару лет на новеньком велосипеде
или поступить в хороший вуз.

Вариантов всегда много, и не надо стесняться выходить за рамки
привычных решений. Для этого нужно использовать максимум информации, которую вы
можете найти — например, советы друзей и близких, статьи и блоги в Интернете и
так далее. И не нужно бояться, что при анализе вариантов вы будете
пересматривать свои цели. Это абсолютно нормально. Ваши цели будут становиться
всё более реалистичными и близкими к тому, что вы действительно хотите и можете
себе позволить.

Финансовый план похож на
дорожную карту, на которой вы фиксируете текущее местоположение, выбираете
пункт назначения, анализируете разные пути к нему и выбираете наилучший путь с
учётом всех факторов. Ну а если вам что-то помешало, и вы сбились с пути, то
маршрут придётся скорректировать. Так и в личных финансах: никакой план не
рассчитан на то, чтобы оставаться не именным всё время. План лишь показывает
главное направление, в котором нужно продвигаться к выполнению своих целей. Как
сказал однажды президент США генерал Дуайт Эйзенхауэр, выигравший немало сражений во Второй
мировой войне, «план — ничто, планирование — всё».

Проверять выполнение плана
нужно не реже, чем один раз в месяц, вместе с анализом бюджета за прошлый
месяц. Сравнив фактический бюджет с запланированным, вы сможете понять, по
каким статьям потратили сверх плана, а на чём удалось сэкономить. Это поможет
вам скорректировать свои текущие цели и более точно спланировать свой бюджет на
следующий месяц. С учётом новой информации вы сможете ещё раз пересмотреть все
этапы составления личного финансового плана. Возможно, за прошедший месяц вы
изменили свои предпочтения и хотите исправить список целей. Может быть, вам
подсказали альтернативный способ решения проблемы. Или же вы узнали о новых
инструментах, которые войдут в вашу стратегию. План нужно постоянно
анализировать, проверять и совершенствовать, чтобы он оставался актуальным.

Личный финансовый план — это
навигатор, ведущий вас по выбранному пути к заданной цели. Как и любой сложный
инструмент, он требует правильного отношения и постоянной настройки. Конечно,
вначале без ошибок не обойтись. Но с каждым месяцем, по мере накопления опыта,
вам будет всё легче использовать свой финансовый план. Постепенно вы освоите
этот инструмент и увидите первые плоды: контроль за своими средствами и
выстраивание своих долгосрочных целей.

В конце нашего урока давайте
попробуем ответить на следующие вопросы.

1. Какие жизненные задачи помогает решать
личный финансовый план?

2. Как определить свои финансовые цели?

3. Как соотносятся доходы и расходы человека
в молодости, в зрелости и в старости?

4. Как подобрать альтернативные способы
достижения своих финансовых целей?

5. Что делать после составления личного
финансового плана?

Мой первый финансовый план

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Ворошнин И.Д. 1


1МАОУ “Лицей №97 г. Челябинска”

Игнатович Н.А. 1


1МАОУ Лицей №97


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

Мы все с вами учимся в школе. Мы получаем знания, которые нужны нам в жизни, а также пригодятся в наших будущих профессиях. На математике мы изучаем цифры, учимся их складывать, умножать, вычитать, делить, а также учимся систематизировать полученные знания. На уроках русского языка, мы погружаемся в изучение родного языка, языка на котором говорили великие русские писатели и ученые. Русский язык – это язык, на котором мы говорим, читаем и пишем каждый день. На уроках окружающего мира, мы познаем мир, узнаем о законах природы, о том какие растения, кустарники и деревья растут в нашем крае, а также как нужно беречь природу, потому что это наше богатство. Художественное чтение интересный предмет, погружает нас в мир литературных героев, поучительных историй, удивительных приключений. Все эти знания очень пригождаются нам каждый день, общаемся ли мы с родителями и друзьями, едем ли мы на природу, собираемся ли на выставку или в театр везде и всюду нам необходимы знания. Во время карантина, оказалось, что мне крайне необходим компьютер, для того чтобы продолжать получать знания дистанционно. У родителей был ноутбук, но я очень хотел свой личный. Проще всего было бы попросить у родителей, но они предложили свой вариант. Ноутбук можно было купить, но для этого я должен был овладеть новыми знаниями, эти знания помогли бы мне стать финансово грамотным, правильно копить и тратить деньги и исполнить свою мечту, купить свой личный ноутбук. Деньги – важная часть жизнь любого человека, а человек, который умеет правильно расходовать и деньги считается финансового грамотным. Я решил узнать более подробно, что такое деньги, что такое карманные деньги и как грамотно с ними обращаться, что значит быть финансово грамотным и возможно ли с помощью этих знаний накопить на мечту?

Цель работы: накопить деньги на покупку ноутбука, используя личный финансовый план.

Задачи:

Получить знания о деньгах и истории их происхождения.

Узнать об основных этапах составления личного финансового плана.

Составить личный финансовый план и с помощью него накопить на мечту.

Сделать вывод о проделанной работе и дать рекомендации.

Гипотеза: финансовая грамотность дает возможность накопить на мечту даже ребенку.

Методы исследования:

Анализ и обобщение литературы по данной теме

Эксперимент

1. Основанная часть. Составление финансового плана, как основа

1.1. Что такое деньги. Откуда появились деньги

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги. Давным-давно у людей не было денег. Они обменивали то, что у них было, на то, в чем испытывали нехватку. Так, если садовнику был нужен хлеб, он шел к пекарю и обменивал мешок яблок на несколько булок хлеба. Такой обмен назывался «бартером» (Приложение А, рис.1). Это был самый просто обмен, но самое главное было определить, что чему равно. При обмене были неизбежны споры и людям пришлось установить соответствие между товарами. Эквивалент (с лат. – равноценный) – товар, в котором все другие товары выражают свою стоимость (Приложение А, рис.3). Так сложилось, что почти всегда товаром, который выражал стоимость других товаров, был домашний скот. По существу, скот – это уже были деньги. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других местах деньгами служили птичьи перья, зерно, соль, табак, сушенная рыба. В Мексике это были какао-бобы, в Канаде – шкуры зверей. В России деньгами служили скот, шкуры животных, чаще всего белки, соболя, куницы, а также раковины каури или попросту ракушки, их завезли купцы, которые торговали с Новгородом и Псковом. Первые деньги в виде монет появились в VIII веке и долгое время с VIII по ХVIII, целую тысячу лет, люди на Руси пользовались монетами. С развитием обмена и торговли, появились металлические деньги, но не свои. Это были дирхемы – монеты Арабского халифата, назывались не дирхемом, а куной. Куной называли и римский денарий, и европейский динарий, это слово и обозначало слово «деньги». При Иване Грозном была создана единая система денег, которая распространилась на всю Русь. На деньгах чеканились сцены из сражений. Появилась монета, которую назвали «копейкой», она стала государственной. При Петре I монеты начали изготавливать в Москве и Санкт-Петербурге на монетном дворе (Приложение А, рис.4). Они были правильной круглой формы и одинаковой толщины. Лицевая сторона монеты называется – аверс, на ней чеканится герб, изображение героя номинал, оборотная сторона называется реверс, на реверсе указывается номинал. Монеты были очень тяжелые и тогда появились первые бумажные деньги (Приложение А, рис.2). Они появились в конце XVIII века. Тогда еще они не назывались рублями и даже деньгами, это были государственные ассигнации. Ассигнации выпускались в 25, 50, 75 и 100 рублей (Приложение А, рис.5,6). С ними стало легче и быстрее проводить расчеты и сделки. В 1914 году появились первые деньги, которые стали называться рублями.

1.2. Карманные деньги и способы их накопления

В разных культурах по-разному относятся к теме карманных денег у детей. Где-то не принято выдавать деньги на карманные расходы, где-то государство рекомендует родителям, когда и сколько нужно давать детям. В России единого подхода нет. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью. При грамотном подходе карманные деньги становятся не развлечением, а инструментом, который может научить финансовой грамотности. Это навык не менее важный для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.

В нашей стране нет закона, по которому родители обязаны выдавать детям карманные деньги. Для примера, в Германии Государство рекомендует родителям, сколько евро в месяц выдавать детям разного возраста. В Японии начиная с 6 лет, детям на праздники дарят деньги. В Америке дети могут сами работать с 12 лет, например, разносить газеты, сидеть с малышами, таким образом получать деньги себе на расходы. В Нидерландах государство также рекомендует родителям выдавать детям деньги на карманные расходы, суммы зависят от возраста, например, детям в возрасте 6-8 лет рекомендуют давать 1-2 евро в неделю, 12-13 летним подросткам- 15-20 евро в месяц. Получается, что правильному отношению к деньгам могут научить только родители.

Чем карманные деньги могут быть полезны:

Помогают понять цену деньгам, научится сберегать и тратить с умом;

Помогают научится ставить и достигать финансовые цели;

Помогают понять, что такое финансовая независимость;

Помогают научится пользоваться наличными, а также освоить современные средства платежа (банковскую карту, электронный кошелек);

Какие необходимо соблюдать правила, при обращении с карманными деньгами:

Родители определяют, какие суммы могут выделить;

Важно выбрать какой инструмент поможет накопить деньги (конверт, копилка или банковская карта);

Составить финансовый план, в соответствии с жизненной ситуацией и желанием купить ту или иную вещь;

Придерживаться правил, если все деньги потрачены, то необходимо ждать следующего месяца.

Способы накопления денег.

Копилка

Классическая запаянная копилка, которая есть у каждого, с нее проще всего начать копить деньги, но она не всегда удобна, так как невозможно понять, сколько в ней уже накопилось денег. Возникает желание ее разбить и посчитать сколько в ней денег и сколько осталось накопить.

«Карта желаний» и «список желаний»

Можно нарисовать рисунок или составить список желаний, повесить рисунок на видное место и прикрепить конверт, в этот конверт можно складывать деньги и собирать нужную сумму. Это самый простой способ, он очень помогает сконцентрироваться на цели.

Банковская карта

Это более продвинутый способ, но завести карту придется взрослому. Можно следить за своим балансом с помощью приложения на телефоне или запросить его по СМС. Делая накопления, можно видеть, сколько денег уже есть и сколько осталось до цели — а это мотивирует копить дальше.

1.3. Личный финансовый план.

При любом финансовом решении, необходим план. Финансовый план состоит из нескольких этапов:

– первый этап, это понять какие есть источники дохода, например, карманные деньги, подарки, подработка.

– второй этап, поставить цель, правильно ее сформулировать, это должна быть достижимая цель, надо указать все параметры этой цели.

– третий этап, составить таблицу, в которой указать поступления доходов и расходов и составить маршрут достижения цели.

– четвертый этап, выбор способа накопления денег.

Получается, что личный финансовый план – это план достижения цели к определенному времени с учетом ваших доходов и расходов.

1.4. Экспериментальная часть. Составление личного финансового плана с целью накопить деньги на покупку ноутбука.

Первый этап. Понять, какие у меня есть источники дохода, и какие есть расходы.

Родители дают мне 500 рублей ежемесячно, я трачу их на подарки друзьям, когда хожу к ним на дни рождения. Также на эти деньги я покупаю: мороженное, конфеты, журналы и прочие приятные мне вещи. На день рождения в июне бабушка с дедушкой и родственники обычно дарят мне деньги — примерно 8000 рублей. Эта сумма тоже пойдет в накопления.

Мои доходы:

карманные деньги,

деньги, подаренные на день рождения.

Мои расходы: подарки на дни рождения друзьям, сладости и иные приятные покупки.

Второй этап. Постановка цели.

Она должна быть реалистичной и иметь конкретную цену. Я очень хочу, чтобы у меня был ноутбук к следующему учебному году. Я решил накопить сам. С родителями мы посмотрели какие нужны характеристики. Получилось следующее:

Модель: Ноутбук Irbis NB244, характеристики: операционная система Windows 10 Pro, жесткий диск 64 ГБ, диагональ/разрешение 14″/1920×1080 пикс, есть веб-камера, микрофон, поддержка Wi-fi, цена 14 990 рублей (Приложение В, фото 1).

Итог второго этапа: цель – покупка ноутбука к сентябрю 2020 года стоимостью 14 990 руб.

Третий этап: составление личного финансового плана (маршрута достижения цели). Чтобы узнать, сколько денег нужно откладывать в месяц, мы должны разделить стоимость финансовой цели на время до ее покупки. Если мы разделим стоимость нашей цели на количество лет, которые у нас есть до покупки, то узнаем, сколько денег откладывать в год. Если результат мы разделим на 12, то узнаем, сколько нужно откладывать в месяц, а если на 365, то в день. Получается, чтобы накопить за год на ноутбук я должен откладывать в месяц 14 990 : 12 = 1 250 рублей. До сентября оставалось 8 месяцев, значит надо 14 990 : 8 = 1874 рублей необходимо откладывать мне в месяц. Из первой части, мы уже знаем, что мой доход – это карманные деньги и деньги подаренные на день рождения. Я составил таблицу и у меня получился ЛФП — личный финансовый план, учет доходов и расходов, который поможет достичь финансовой цели (Приложение Б.табл.1). Составляя ЛФП, я понял, что мне не хватает 3 790 рублей. Можно было: увеличить срок накоплений или найти ноутбук дешевле, но я решил не покупать более дешевую модель, а копить дальше. Родители предложили: разобрать мои игрушки, рассортировать их на части, и ту часть игрушек, которыми я уже не играю, но они в хорошем состоянии можно продать на сайте. Всего объявлений было выставлено на 2200 рублей, продать получилось на 1300 рублей. Также на работе у мамы был объявлен конкурс, те дети, которые заканчивали учебный год на пятерки получали сертификат на 5000 рублей, я, конечно, решил участвовать, но эта сумма была под вопросом.

Итог третьего этапа: окончательный финансовый план был составлен с корректировками.

Четвертый этап. Выбор способа накопления.

На тот момент у меня была копилка и сейф (Приложение В, фото 2), но родители предложили открыть мне банковскую карту и не выдавать мне наличные деньги, а делать переводы (Приложение В, фото 3). В приложении на телефоне я всегда мог посмотреть сколько денег я накопил, это было очень удобно.

Итог четвертого этапа: выбран способ – открытие банковской карты.

Пятый этап. Выполнение плана, сложности и изменения.

Все было сделано, оставалось только следовать финансовому плану и вести учет. Так как была пандемия и все мероприятия были запрещены, то на дни рождения к друзьям я не ходил. Деньги оставались на карте, а я в приложении на телефоне у родителей, всегда мог проследить сколько денег я накопил, а сколько еще осталось накопить. Иногда я очень хотел потратить все деньги на какую-нибудь игрушку и начать копить заново, но вспоминал, что у меня есть цель и мне надо к ней стремиться. А также, что нужно соблюдать финансовые правила.

Учебный год я закончил на пятерки, в связи с этим маме на работе подарили сертификат на 5000 рублей для меня, но в июле приехала двоюродная сестра и я потратил ей на подарок 1000 рублей. Цифры в моем плане изменились, потому что план – это живой организм и в нем могут происходить изменения, главное, что к сентябрю 2020 года моя цель была достигнута.

Заключение.

В начале своего исследования я изучил литературу, из которой узнал, что такое деньги, когда они появились, и какие они были раньше. Мне удалось узнать о карманных деньгах, зачем они нужны и как с ними нужно обращаться. Также я узнал, что такое личный финансовый план, как его составить, и каких результатов можно достичь, если поставить себе цель и соблюдать все правила финансового плана. Знания, которые я получил, могут мне пригодится, как на уроках окружающего мира, так в обыденной жизни, так как жизненно важно знать, как правильно обращаться с деньгами. Задачи, которые я решал, помогут людям, которые хотят научиться правильно расходовать деньги, ставить финансовые цели и достигать их. По результатам моей работы, я бы рекомендовал людям становится финансового грамотным, учить этому детей, так как это позволит быть успешными людьми, накапливать и сохранять заработанные деньги. Для моего эксперимента, я определили точную цель, установил параметры у этой цели, моя цель была – купить ноутбук, который стоит 14 990 тысяч рублей к 1 сентября 2020 года. Далее я составил личный финансовый план, для этого я проанализировал свои возможные доходы и расходы, родители давали мне деньги на карманные расходы, это позволило мне сформировать доход. Далее я составил таблицу и указал в ней все суммы доходов и расходов. Затем вместе с родителями я выбрал способ накопления, родители завели мне банковскую карту, куда перечисляли карманные деньги, которые во время эксперимента я снимал только один раз в месяц на покупку сладостей. Мой эксперимент начался с 1 февраля, ежемесячно я сверял свои доходы и расходы. Во время эксперимента произошли непредвиденные события, я закончил второй класс на пятерки и маме на работе подарили сертификат, а также ко мне приехала сестра, и я купил ей в подарок книгу, которая стоила 1000 рублей. В результате эксперимента были решены следующие задачи:

1. Я получил новые знания о деньгах, об их истории возникновения, значении в жизни человека и способах их накопления.

2. Научился поэтапно составлять личный финансовый план для достижения своей финансовой цели.

3. На примере личного финансового плана, провел опыт по накоплению на свою мечту, а именно: ноутбук.

Целью моей работы было выяснить, можно ли с помощью знаний о деньгах и финансовой грамотности достичь свою цель и исполнить свою мечту? С учетом того, что деньги были накоплены за 8 месяцев, считаю цель работы достигнутой.

Таким образом, считаю, что гипотеза: финансовая грамотность дает возможность накопить на мечту даже ребенку, подтверждена.

4. Список литературы.

1. История денег. П.Федоренко, Л.Хайлов. – Москва: Издательство «Малыш» 1995 г.

2. Первый банки в Москве: 1754-1860 гг. А.В. Бугров/Приложение к журналу «Банки и технологии». – М.: Спецкнига, 2007. – 152 с.

3. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Евгения Блискавка. – М.: ОК Пресс, 2019. – 80 с.

4. Удивительный приключения в стране экономика: для детей мл. и сред. школьного возраста. И.В. Липсиц – М.:1992. – 336 с.

5. [Электронный ресурс]. www.fincult.info

6. [Электронный ресурс]. www.cbr.ru

КонПриложение А

Приложение А

Рисунок 1.Бартер. Схема обмена товара на товар.

Рисунок 2. Какие бывают деньги.

Банкноты Монеты

Рисунок 3.

Схема обмена товара на деньги

Рисунок 4. Монеты при Иване IV (Грозном) и Петре 1.

Рисунок 5. Первый прообраз бумажных купюр, вторая половина XVIII века.

Рисунок 6.Первые двуцветные купюры 1887 г.

Приложение Б

Таблица 1. Личный финансовый план (первая редакция).

Месяц

Доходы

Расходы

Накопления

 

Карманные деньги

Подарки

   

Февраль 2020

500

 

100

400

Март 2020

500

 

100

400

Апрель 2020

500

 

100

400

Май 2020

500

 

100

400

Июнь 2020

500

8000

100

8400

Июль 2020

500

 

100

400

Август 2020

500

 

100

400

Сентябрь 2020

500

 

100

400

ИТОГО:

4 000

8 000

800

11 200

Таблица 2. Личный финансовый план (окончательная редакция).

Месяц

Доходы

Расходы

Накопления

 

Карманные деньги

Подарки/

другое

   

Февраль 2020

500

 

100

400

Март 2020

500

 

100

400

Апрель 2020

500

1300 (продажа игрушек)

100

1700

Май 2020

500

5 000

100

5400

Июнь 2020

500

7 000

100

7400

Июль 2020

500

 

1100

– 600

Август 2020

500

 

100

400

Сентябрь 2020

500

 

100

400

ИТОГО:

4 000

13 300

1800

15 500

Приложение В

Фото 1. Цель – покупка ноутбука к сентябрю 2020 года стоимостью 14 990 руб.

Фото 2. Выбор способа накопления: копилка и сейф?

Приложение В

Фото 3. Способ накопления выбран – открытие банковской карты

Просмотров работы: 2396

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 04.05.2023 21:17

Питиримова Наталья Сергеевна

учитель истории и обществознания

42 года

рейтинг584
место65 982

Презентация на тему Личное финансовое планирование.

12.04.2022 18:29

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Презентация на тему Личное финансовое планирование.»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Методическая разработка урока по обществознанию

7 класс по теме

«Составляем личный финансовый план»

(Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы:

материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014)

Автор:

Камбердиева Инесса Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОМШ № 44 им. В. Кудзоева

г. Владикавказ

Тема. Составляем личный финансовый план.

Цели урока:

Понятия и знания: финансовое планирование; знание возможных норм

сбережения по этапам жизненного цикла.

Умения: определять приоритеты необходимых покупок; определять суммы,

необходимые для крупных покупок.

Понимание: вариантов использования сбережения и инвестирования на

разных стадиях жизненного цикла семьи.

Компетенции: составлять долгосрочный финансовый план; выбирать

рациональные схемы инвестирования для обеспечения крупных расходов.

Форма занятия: практикум.

Средства обучения: материалы для учащихся, медиапрезентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с проектом Банка России

«Основы финансовой грамотности» и попробуем составить личный

финансовый план и бюджет.

Актуализация знаний.

(Слайд 2)

Ребята, вы уже знаете, что такое семейный бюджет. Обратите внимание

на экран и выберите правильный ответ. (Предполагаемый ответ

обучающихся: совокупный план доходов и расходов семьи)

(Слайд 3)

На прошлом занятии мы с вами обсуждали возможный бюджет

семьи, и вы получили домашнее задание, надо было выполнить кейс: при

известных данных составить годовой бюджет семьи. Давайте проверим, как

вы справились с данным заданием.

(Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

(Слайд 7)

(Слайд 8)

Работа с презентацией: подсчет семейного бюджета.

Что такое «дефицит бюджета»? (Предполагаемый ответ

(Слайд 9)

обучающихся: ситуация, при которой расходы превышают доходы).

(Слайд 10)

В чём смысл «правила 10%»? (Предполагаемый ответ обучающихся:

При планировании своих расходов сначала необходимо отложить 10% от

зарплаты, а затем распределять остальные деньги).

(Слайд 11)

Выполняет ли данная семья «правило 10%?» ( Предполагаемый ответ

обучающихся: доходы семьи за год составили 1613000р; 10 %= 161300р, а у

них отложено 183000 р, значит выполняется).

(Слайд12)

Вам предлагалось обсудить с родителями вопрос «Почему нужно

планировать семейный бюджет?» и написать эссе. Давайте послушаем

желающих.

Итак, вывод: Ничего предосудительного в том, чтобы скрупулёзно

подсчитывать деньги и тщательно планировать бюджет, нет. Напротив,

для того чтобы жить по средствам необходимо заниматься семейной

экономикой.

Изучение нового учебного материала.

Тема нашего сегодняшнего урока «Составляем личный финансовый

план». Какую цель мы можем определить для нашего урока?

(Предполагаемый ответ обучающихся: научиться планировать

соотношение доходов и расходов, определять приоритеты необходимых

покупок).

Для достижения нашей цели мы рассмотрим следующие вопросы.

1. Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла.

2. Формирование умения определять приоритеты необходимых покупок и

суммы для крупных покупок.

3. Формирование компетенции составлять долгосрочный финансовый

план.

1. Освоение знания возможных норм сбережения по этапам жизненного

цикла

(Слайд 13)

Давайте обсудим, откуда получают средства и на что их тратят люди

разных возрастов.

(Слайд14)

В возрасте 16–25 лет большинство людей почти ничего не сберегают,

так как нет денег и расходы очень значительные на создание семьи.

Но после достижения 25–30 лет пора начинать понемногу деньги

сберегать, потому что на горизонте начало семейной жизни и рождение

детей, а это требует больших расходов.

В возрасте 45–59 лет большинство финансово разумных людей

сберегают очень активно, так как существенно возрастают (вместе с

квалификацией и опытом) заработки и осознаётся необходимость иметь

финансовый резерв на старость, а также на случай болезни или для оплаты

высшего образования детей. В этом возрасте люди активно вкладывают

деньги в различные финансовые инструменты (депозиты, ПИФы и т. п.),

чтобы нарастить накопленное богатство.

После 60 лет доля сбережений в доходах обычно начинает снижаться,

потому что возраст не позволяет работать так интенсивно, как прежде, и

заработки уменьшаются. В этом возрасте люди, как правило, сокращают свои

вложения в различные финансовые инструменты и переводят их в форму,

удобную для текущего оперативного использования (чаще всего это

банковский депозит).

В пенсионном возрасте люди практически уже ничего не сберегают, а

только тратят накопленные ранее сбережения.

2. Формирование умения определять приоритеты необходимых покупок

и суммы для крупных покупок.

(Слайд 15)

А теперь давайте попробуем смоделировать практическую ситуацию

вашей будущей жизни (представьте себя на месте героя Алексея, 25 лет) и:

1. Напишите на бумаге всё, что вы хотите (или что вам необходимо)

приобрести в ближайшие 5 лет. Это может быть покупка компьютера,

холодильника, автомобиля, драгоценностей, квартиры, выполнение ремонта,

приобретение земельного участка и дачи и организация большой (или

небольшой) свадьбы, оплата свадебного путешествия и др.

2. Проранжируйте желаемые покупки. В результате у вас должен появиться

список, в котором на первом месте стоит самое для вас необходимое, на

втором менее и т. д. То есть от самого необходимого до самого

ненеобходимого.

3. Запишите приблизительную цену каждого пункта списка.

(Слайд 16)

(Слайд17)

Теперь попробуем определить, какие суммы могут пойти на желаемые

покупки. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

1. Спрогнозировать (достаточно пессимистично, т. е. без преувеличения)

свои будущие доходы на период планирования (например, 5 лет).

(Слайд18)

2. Рассчитать сумму, достаточную для покрытия текущих необходимых

расходов (квартплата, питание, лекарства и др.).

3. От ваших доходов отнять сумму необходимых расходов.

(Слайд19)

4. От этого остатка отнять 10% (минимум) от дохода, которые пойдут на

сбережения.

(Слайд20)

5. Рассчитать, какая сумма остаётся в вашем распоряжении.

3. Формирование компетенции составлять долгосрочный финансовый

план.

Финансовый план может иметь и долгосрочный характер. Прежде чем

принять решение, необходимо просчитать различные варианты

использования денежных средств. Но в том случае, если эти денежные

средства предназначены для будущих покупок, следует выбирать варианты с

наименьшим риском. Иначе можно лишиться покупки.

Закрепление учебного материала.

Итак, чему мы сегодня научились? (Предполагаемый ответ

обучающихся: составлять личный финансовый план).

Что нужно сделать, прежде чем принять решение об использовании

денежных средств? (Предполагаемый ответ обучающихся: просчитать

различные варианты, выбрать оптимальный).

Комментирование ответов. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Задание на рабочем листе.

Представьте, что ваша семья ва взрослых члена и два ребёнка)

планирует бюджет на следующий месяц. Доходы вашей семьи составляют 50

тыс. руб. На семейном совете вами был составлен список всего желаемого и

обнаружилось, что именно в следующем месяце предстоит очень много

дополнительных трат (этот список оказался на 60 тыс. р.). Что из

перечисленного вы оставите как приоритетные траты, а чем можно

пожертвовать в следующем месяце?

Расходы:

Коммунальные услуги – 4 тыс. р.

Продукты питания – 11 тыс. р.

Оплата кредита – 6 тыс. р.

Покупка сезонной одежды – 6 тыс. р.

Закупки для школы – 1 тыс. р.

Посещение кинотеатра и кафе семьёй – 2 тыс. р.

Оплата бассейна для детей – 2 тыс. р.

Покупка нового чайника – 1 тыс. р.

Карманные деньги для детей – 3 тыс. р.

Покупка проездных карт – 2200 р.

Празднование дня рождения папы – 6 тыс. р.

Поездка на экскурсию с классом в другой город – 1 тыс. р.

Покупка предметов личной гигиены и бытовой химии 1800 р.

Ремонт автомобиля – 4 тыс. р.

Покупка нового шкафа – 4 тыс. р.

Текущие мелочи – 5 тыс. р.

Подарок на свадьбу двоюродной сестры – 5 тыс. р.

Почему сделаете именно такой выбор? Свой ответ обоснуйте.

Ответить на вопрос: На какой срок лучше всего осуществлять

долгосрочное планирование семейных финансов?

По итогам урока прошу поделиться вашими впечатлениями.

Утверждения рефлексии:

У меня были трудности, не все успел (а).

Было много нового, у меня многое получилось.

Мне было интересно и все получилось, хочу знать больше.

Литература

Вигдорчик, Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для

учителя. 57 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю.

Н. Корлюгова. М.: ВИТАПРЕСС, 2015. 64 c.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные

материалы.5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А.

Вигдорчик, И. В. Липсиц. М.: ВИТАПРЕСС, 2014. 32 c.

Добавить комментарий