Как составить личный учебный план

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Самостоятельная учеба — это отличная возможность углубить свои знания в определенной области, но она требующая тщательного планирования и самодисциплины. Для того, чтобы получить максимальную отдачу от самостоятельного освоения знаний, вам необходимо разработать эффективный учебный план, который будет помогать вам управлять своим временем и усилиями.

Зачем составлять учебный план?

Многие могут организовать себя самостоятельно, занимаясь самообучением, готовясь к экзаменам или при написании научных работ. Однако для этого необходимо уметь работать с большим количеством информации. Составление учебного плана поможет вам структурировать изучаемый материал. Вы сможете распределить его по уровням сложности, построить логическую последовательность изучения тем. Среди навыков, которые пригодятся при самообучении: самодисциплина, самомотивация, тайм-менеджмент, логическое мышление, скорочтение, целеполагание и планирование.

Шаг 1. Поставьте цель, составьте список: какими знаниями или навыками вы собираетесь овладеть. Ваш план должен представлять собой стратегию достижения цели, должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и промежуточные этапы для оценки прогресса. Что вы хотите достичь, изучая данный предмет? Какую информацию вы хотели бы получить?

Шаг 2. Определите общее количество времени, которое уйдет на всё обучение (например, 3 месяца). Используйте приложения (например, Google Календарь или Notion), чтобы определить конкретное время, в которое вы сможете заниматься. Не пытайтесь учиться каждый день, важно уделять время отдыху, но помните, что от количества времени, которое отводится на изучение материала, будет зависеть и объем полученной информации. Обязательно включайте в учебный план перерывы и выходные, учитывайте свое расписание и другие обязательства.

Шаг 3. Создайте блоки для каждой темы: воспользуйтесь учебником или методичкой, а затем распределите разделы по датам, которые выделены для занятий. Внесите их в план, обращая внимание на объем материала. Для удобства укажите в плане номера тем или страницы учебников.

Шаг 4. Определите методы изучения информации: установите, какие источники, устройства и инструменты будут использоваться в процессе обучения.

Шаг 5. Составьте график повторений материала, добавьте тесты и упражнения — это поможет не только проверить себя, но и лучше запомнить информацию.

Шаг 6. Постоянно сверяйтесь с планом. Не забывайте корректировать его, если что-то идёт не так. При обращении к плану, даже отвлекшись на несколько дней, вы сразу сможете увидеть, на каком этапе вы находитесь и что нужно делать дальше.

Шаг 7. После того, как ваш план будет готов, начинайте основной этап — его выполнение.

Таким образом, составление учебного плана при самообучении является важным этапом, который помогает определить цели и задачи самообучения, структурировать материал, контролировать прогресс и мотивироваться. Кроме того, учебный план позволяет экономить время и не пропускать важные темы и информацию. Поэтому, если вы решили заняться самообучением, не забудьте составить учебный план, который станет надежным помощником в достижении ваших целей.

Составляете ли вы для себя учебный план при самостоятельной учебе? Какими инструментами для этого вы пользуетесь?

Обычно люди считают, что у преподавателей курсов есть какая-то эксклюзивная инфа, которую в другом месте не найдешь.

Нет, это неправда процентов на 80. У препода могут быть какие-то личные наработки, кейсы, мысли и творческие методы. А могут и не быть. И курс от этого не пострадает.

У курсов с наставником совсем другое полезное действие: они здорово экономят время, помогают преобразовать теорию в практику, дают знаниям объективную оценку.

Самостоятельно учиться тоже можно, но это дольше, сложнее и напряжнее.

Любой курс состоит из шести частей:

  • цель,
  • структура,
  • информация,
  • учеба,
  • практика,
  • оценка знаний,
  • мотивация.

Есть еще пункт семь:

  • диплом или сертификат.

Но его самостоятельно точно не получишь, к сожалению, зато все остальное вполне себе реализуемо.

Цель

Если хочешь учиться – пойми сначала зачем.

Хочу стать профессиональным интернет-маркетологом – цель.

Хочу защитить диссертацию по маркетингу – цель.

Хочу подтянуть свои знания по маркетингу – не цель. Куда именно их подтягивать? В сторону диссертации или в сторону практической работы? Путь к ним разный. Одному придется штурмовать историю и философию маркетинга и учиться в уме проводить маркетинговый анализ. Второму нужен учебник по «Яндекс.Метрике» и SEO.

Хочу научиться читать по-китайски.

Хочу научиться готовить блюда высокой кухни.

Хочу изучить философию постмодерна.

А вы чего хотите? Конкретизируйте.

Структура

Нагуглить можно что угодно. Главное, знать, что искать.

И это самая большая подстава. Как узнать, что мне нужно искать список ключей китайских иероглифов, если я не знаю о существовании этих самых ключей?

Короче, структура – это учебный план. Список тем, которые нужно освоить, чтобы получить знание о предмете.

Понятно, что их можно освоить хуже, можно лучше. Можно углублять до бесконечности, а можно просто пройти по верхам.

Но структура нужна, без нее вы так никогда и не поймете, освоили вы дисциплину или нет. Можете упустить важную тему или потратить месяцы на изучение необязательной ерунды.

Где взять структуру? Украсть у того, кто ее уже создал.

Есть два варианта: найдите учебник по предмету и спишите с него оглавление или найдите платный курс и спишите с него учебный план.

Учебный план обычно выглядит как-то так:

Тема 1: Введение в предмет.

Тема 2: …

Тема 3: …

Как найти учебник или платный курс? Погуглите. Если это не какая-то сверхэкзотика, то учебник или курс наверняка найдется в поиске.

Особенное внимание обратите на учебники для начинающих типа «История философии за 2 часа». Они очень хорошо дают полное представление о том, куда двигаться дальше.

Возможно, придется гуглить на английском, потому что в рунете информацию не найдешь. Обязательно ищите информацию на английском, даже если вы плохо им владеете: переводчик «Гугла» в последнее время очень хорошо работает. Можно понять смысл даже очень сложных материалов.

Встроенные переводчики в браузере очень удобны. Они сами предлагают перевести содержимое страницы на иностранном языке. Такие переводчики есть в Google Chrome и «Яндекс.Браузере». Особой разницы в качестве перевода нет, хотя и используются разные сервисы.

Не забудьте сообщить «Гуглу», что хотите видеть результаты на английском языке, иначе он будет отдавать предпочтение русскоязычным результатам, даже если вы ищете на английском. Делается это так:

Зайдите на главную «Гугла» и перейдите в свой аккаунт

Зайдите на главную «Гугла» и перейдите в свой аккаунт
Зайдите в раздел «Настройки аккаунта и выберите пункт «Язык и способы ввода»
Зайдите в раздел «Настройки аккаунта и выберите пункт «Язык и способы ввода»
Перейдите в раздел «Язык»

Перейдите в раздел «Язык»

Перейдите в раздел «Язык»
Нажмите «Добавить язык» и выберите английский язык из списка. Вам еще предложат выбрать страну из списка. Это не имеет значения. Можете оставить Германию, которая идет первой, или выбрать США
Нажмите «Добавить язык» и выберите английский язык из списка. Вам еще предложат выбрать страну из списка. Это не имеет значения. Можете оставить Германию, которая идет первой, или выбрать США

Информация

Большинство информации вы найдете в «Гугле». Соберите подборку материалов. Просто вбейте в поиск название каждой темы и сохраните ссылки в закладки или в отдельном файле.

Где еще поискать.

  • В социальных сетях. Наберите в поиске хэштег с названием вашей специальности. Например: #китайскийязык или #Chinese. Ищите и в «Фейсбуке», и в «Твиттере» и в «Инстаграме», и во «ВКонтакте». Даже если вы не найдете там полезных образовательных материалов, то можете обнаружить единомышленников, что тоже ценно. Особенно, если вы учите иностранный язык.
  • На «Ютубе». Правила те же. Ищите и на русском и на английском.
  • На тематических форумах. Они все еще существуют и почти всегда можно найти залежи полезной информации и подборки материалов по теме.
  • На сайтах онлайн-университетов. Их слишком много, чтобы перечислить все, но там часто можно найти бесплатные или недорогие курсы по теме. Начните с Coursera – этот сайт самый крупный, и там есть курсы примерно по всему на свете.
  • Еще раз во «ВКонтакте». Там есть малоизвестный функционал – поиск по документам. Если вы хотите какую-то книгу, но не можете ее найти, вбейте там ее название. С большой долей вероятности книга найдется.

Поиск по документам во «ВКонтакте»

Поиск по документам во «ВКонтакте»

Исключение. Про личный опыт

Единственная информация, которую в интернете найти нельзя – это личный опыт спикера.

Есть смысл учиться у людей, которые много лет занимались чем-то, добились успеха, что-то про это поняли и теперь хотят поделиться знаниями.

Обычно личный опыт очень важен в творческих специальностях, где успеха можно добиться разными способами: в дизайне, маркетинге, бизнесе, живописи, кулинарии.

Учим

Это Петя. Петя собрал подборку материалов по теме, но читать ее не стал. Очень глупый поступок. Не будь как Петя.

Это Петя. Петя собрал подборку материалов по теме, но читать ее не стал. Очень глупый поступок. Не будь как Петя.

Нет, реально, все обычно сливаются именно на этом этапе. Собирают подборку, а потом забывают и не читают.

Про мотивацию я рассказываю ниже, а пока немного полезностей для тех, кто все же решил учиться:

Курс «Learning How to Learn» – самый известный и полезный курс для тех, кто учится. Рассказывает о полезных техниках обучения и помогает лучше структурировать и запоминать информацию.

Статьи:

  • Как научиться понимать и запоминать информацию. Немного о фрагментировании
  • Что мешает вам учиться
  • Как запоминать числа, даты и формулы. Техники мнемоники

Лайфхак. В интернете полно бесполезных, глупых и просто ненужных статей. Чтобы не тратить лишнее время на чтение макулатуры, сначала просмотрите материал по диагонали, чтобы оценить, действительно ли он содержит полезную информацию, или там пустая болтовня.

Выучил – примени

Выбейте это правило в граните. Теория, которую вы сразу же не применили на практике, забывается мгновенно.

После каждой новой темы придумывайте себе практические задания и выполняйте. Это самый важный пункт. Учить теорию, а потом не выполнять практических заданий – это как стоять в многодневной очереди за китайским айфоном.

Прочитал – придумай себе практическое задание и примени. Это обязательно. Без практики все остальное не работает.

Оценка знаний

Вот это самая большая проблема самообучения. Нет способа объективно и самостоятельно оценить свои знания. Насколько вы круты? Что получается, а что нет? Насколько вы лучше или хуже других? А вы себе не врете?

Оценивать знания обычно помогают контрольные и тесты. Причем лучше всего групповые – это когда вы видите свой результат в столбике результатов других учеников. Вы набрали 58 баллов из 100. 48 человек из 80 оказались лучше вас. Очень обидно, но честно и объективно.

Можно сколько угодно раз ругаться на экзамены и тесты, но ничего лучше пока не придумали. Относитесь к ним спокойно. Они существуют не для того, чтобы навсегда уронить вашу самооценку. Цель – спокойно оценить, что ты понял, а что нет из изученного материала.

Проще всего себя протестировать в школьных и академических дисциплинах. Найдите методичку по теме, да пройдите тест.

А вот с неакадемическими дисциплинами, вроде SMM, сложнее. Такие дисциплины можно проверить только на практике.

Единственный вариант – попробуйте найти специалиста в интернете и попросите его оценить ваши работы. Не факт, что он согласится, но это вполне возможно. Но будьте готовы к тому, что вас проигнорируют или пошлют лесом. Такова жизнь.

Мотивация

Платные курсы здорово мотивируют. Если отдашь за них всю свою зарплату, то ходить будешь любой ценой.

А еще в самообразовании нет никакого насилия. Вас не отчислят за опоздание и непосещение. Не снизят балл за неправильный ответ. Не обзовут лузером за двойку. Это хорошо с точки зрения общечеловеческих ценностей, но здорово расхолаживает.

Есть дурацкий, но эффективный способ немного поднять себе мотивацию. Каждый день задавайте себе вопросы из списка.

  • Я сегодня чему-то учился? Сколько времени ушло? Что было сделано?
  • Что я узнал?
  • Прогресс есть?
  • Можно в ближайшую пару дней эти знания применить?
  • Сегодня я что-то применил на практике?
  • Какие учебные планы на завтра?

Только действительно задавайте, а не думайте, что неплохо было бы об этом подумать, но можно сделать это завтра. Нельзя. Сделайте сегодня.

Вам еще может помочь статья Пара слов о мотивации, или Как побороть лень.

Что вынести из этой статьи

  • Структурируйте. Без учебного плана учиться тяжело и довольно бессмысленно.
  • Гуглите в поисках знаний.
  • Не забывайте о мотивационных техниках. Они глупые, но работают. Все лучше, чем бросить свое самообразование после недели занятий.

Существует мнение, что школьное образование исключает возможность персональной «настройки» обучения, но в реальности существуют опции, благодаря которым учебный процесс можно подстроить под конкретного ученика. Подробнее разбираемся в вопросе вместе с редакцией ИнтернетУрока.

Что такое индивидуальный учебный план?

Индивидуальный учебный план (или сокращённо ИУП) — программа, которую школа составляет для ребёнка на основе его потребностей и которая содержит список предметов, последовательность их изучения, пожелания родителей или ученика к обучению. В индивидуальном учебном плане могут прописываться различные детали: от углублённого изучения предметов, перезачёта дисциплин, дополнительных предметов до занятий с тьютором — главное, чтобы программа оставалась в рамках ФГОС.

Право на обучение по индивидуальному плану есть у разных категорий школьников: оно может быть основано на более быстром или медленном освоении учеником программы, длительном лечении, при котором невозможно придерживаться общего расписания, невозможности посещать школу по причине профессиональных занятий спортом или творческой деятельности.

Какие особенности есть у ИУП?

Важно понимать, что индивидуальный учебный план — это не программа, составленная под ребёнка с нуля. ИУП базируется на стандартном учебном плане, который есть у каждой школы.

В ИУП указывают:

  • список изучаемых предметов, их последовательность;
  • сложность программы;
  • причину перехода ребёнка на ИУП;
  • формы аттестации;
  • пожелания родителей и обучающегося к учебному плану.

Основания для перехода на ИУП

Есть категории детей, которые могут учиться по индивидуальному плану, — они определяются законом и локальными актами школы.

1. Желание учиться в другом темпе. Например, если ребёнок хочет и может осваивать программу быстрее, то с учётом этого пожелания можно составить ИУП. Принцип работает и в обратную сторону: если ребёнку нужен более размеренный темп обучения, это можно учесть в индивидуальном плане.

2. Наличие академической задолженности. В этом случае ИУП содержит занятия, которые помогут ребёнку наверстать программу и успешно сдать экзамены.

3. Состояние здоровья. В этом случае он учится в больнице или дома, а ИУП составляется с учётом этих условий и состояния здоровья ребёнка.

4. Трудности с освоением программы или адаптацией к школе. В таких случаях в программу встраиваются занятия с наставником или педагогом-психологом, часы по самоопределению и развитию потенциала ребёнка.

5. Плотное расписание, из-за которого не получается посещать школу. Есть дети, которые часто переезжают, профессионально занимаются спортом, музыкой или искусством. В этих случаях также необходим ИУП, чтобы адаптировать обучение под насыщенный график.

Важно! Если для вас важно персональное обучение, то придётся найти школу, в которой локальными актами предусмотрен переход на ИУП. Без них индивидуальный учебный план будет возможен только при наличии академической задолженности, а в программу получится включить только меры компенсации по предметам с задолженностью. Эти нюансы всегда можно уточнить у администрации школы.

Что должен включать в себя индивидуальный план

Содержание ИУП вариативно, так как план ориентируется на каждого конкретного ученика. Но также есть и общие правила, которые установлены законодательством.

  • Федеральный компонент: обязательные базовые и профильные предметы из программы.
  • Региональный компонент: предметы, которые нужно учить в конкретном регионе РФ (например, язык).
  • Компонент образовательного учреждения: дисциплины, которые обязательны в определённой школе. Это могут быть факультативы или особые уроки, которые проводятся на усмотрение руководства.

Что должна предоставить школа

  • По требованию обучающегося изменить порядок и длительность периодов обучения. Например, вместо того чтобы параллельно изучать несколько предметов, ребёнок может сначала пройти «блок» русского языка. Потом — математики, географии и так далее.
  • Право самостоятельного и/или углублённого изучения предметов. Даже если ребёнок учится по техническому профилю, но хочет углублённо изучать языки, никто не вправе ему это запретить.
  • Элективная дисциплина — если ребёнок будет изучать её самостоятельно.

Что ещё может содержаться в ИУП

  • Другие предметы из Федерального базисного учебного плана. Если хочется изучать какой-то предмет, но его нет в программе школы, то индивидуальный план поможет это исправить.
  • Увеличение/уменьшение часов занятий по другим предметам.
  • Время для самоопределения учащегося.
  • Консультирование с педагогом-психологом, наставником, руководителями образовательной организации.
  • Другая внеурочная деятельность, которая отвечает индивидуальным потребностям ученика.
  • Предметы, разработанные под нужды ученика (с учётом возможностей организации), в том числе этнокультурные.
  • В ряде случаев возможна дистанционная учёба и аттестации.
  • Зачёт результатов обучения в другой образовательной организации: в музыкальной школе, секции, на курсах английского языка. Это экономит время ученика: можно не проходить аттестацию по дисциплинам, которые уже освоены.

Стоит подчеркнуть, что учебное заведение не всегда может предоставить ребёнку тьютора, дистанционное обучение или учителя по редкой дисциплине. Тогда администрация предлагает альтернативу, чтобы индивидуальный план в школе соответствовал запросам обучающегося.

Как разработать индивидуальный план обучения

Индивидуальная программа обучения составляется исходя из потребностей учащегося. Поэтому чётких правил, как именно его разработать, нет. Но мы предлагаем алгоритм, который поможет определить, что необходимо ребёнку и как отразить это в программе.

1. Обозначьте цель перехода на ИУП. Для этого родителям и администрации нужно побеседовать с ребёнком — только так возможно выявить его потребности.

2. Определите уровень знаний и навыков ребёнка. Это можно сделать как с помощью тестов и контрольных, так и свободной беседы с учителем или анализа предыдущих работ/отметок.

3. Проанализируйте учебные дисциплины, которые есть в Федеральном базисном и школьном учебном плане.

4. Оцените возможности школы: наличие педагогов и тьюторов, базы для дистанционного обучения, специально разработанных учебных дисциплин.

5. После анализа этих данных и разговора с ребёнком — переходите к составлению ИУП.

Кто составляет индивидуальный учебный план на разных формах обучения

Это зависит от того, на какой форме обучения находится ребёнок.

  • При очном, очно-заочном и заочном обучении в школе ИУП составляется учителями и администрацией. В идеале к этому процессу подключаются родители и ребёнок. Так составляется план, который отвечает потребностям ребёнка.
  • На семейном обучении ИУП составляют родители. Но это не значит, что проработка такого большого документа должна ложиться на их плечи.

В ИнтернетУроке каждый ребёнок учится по собственному образовательному маршруту — индивидуальное обучение предусмотрено форматом нашей онлайн-школы. Вы сами составляете программу и учитесь так, как удобно.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как оформить переход на ИУП

Если у школы есть локальные акты о переводе учеников на ИУП, то вы можете подать заявление на имя директора школы. Но даже если локальных актов нет, любая школа может обеспечить ИУП для устранения академической задолженности.

Порядок перехода на ИУП в школе

1. Сначала вы пишете заявление. Если ребёнок несовершеннолетний, то заявление пишут родители (законные представители), если ученик совершеннолетний — то он сам. Если есть академическая задолженность, то заявление могут написать только родители.

Образец заявления для перехода на индивидуальный план можно скачать тут.

2. Что должно быть в заявлении:

— Срок реализации ИУП. Обычно план составляется на один учебный год, а обучение по нему начинается со следующего учебного года. Но сроки могут быть и другими.

— Пожелания родителей и обучающегося к плану обучения. По индивидуализации программы, введению дополнительных предметов, сокращению сроков обучения по отдельным дисциплинам. Если пожеланий нет, прописывать их не обязательно.

3. В течение двух недель после подачи заявления образовательная организация разрабатывает ИУП (если ребёнок находится на длительном лечении, то разработка — до 5 рабочих дней). Если родители не согласны с получившимся планом, они имеют право предложить изменения.

4. Родители и школа подписывают договор об обучении по ИУП.

5. Директор издаёт приказ о переводе обучающегося на ИУП.

Порядок перехода на ИУП на семейном обучении (СО)

1. Сначала вы должны уведомить органы местного самоуправления о переходе на СО. О том, как перейти на СО, мы подробнее писали здесь.

2. Затем — выбор школы для прикрепления. Это должна быть школа, которая выпустила локальные акты по переходу учеников на ИУП. Уточнить это можно у администрации.

3. Завершение перехода на СО: необходимо заключить со школой договор об аттестациях и приложить к нему составленный ИУП.

Редакция

Новый ученик — новый индивидуальный учебный план. Составить такой не всегда просто: он объемный, занимает много времени и требует детального подхода. Хотите облегчить задачу? Сегодня расскажем о том, на какие пять моментов обратить внимание при составлении оптимального учебного плана.

Цели

Определитесь с целью занятий и обсудите детали вместе с учеником. Студенты часто ставят абстрактные цели. Работать с такими целями сложно: нет ощущения прогресса. Чтобы поставить конкретную цель, попробуйте методику SMART.

  • S — Specific. Цель должна быть конкретной.
  • M — Measurable. Цель должна быть измеримой.
  • A — Achievable. Цель должна быть достижимой.
  • R — Relevant or Result-oriented. Цель должна быть значимой для студента.
  • T — Time-bound. У цели должны быть сроки.

Сравните:

  • Хочу выучить английский.

Хочу сдать IELTS General на 7.0 overall к декабрю следующего года.

  • Нужен английский для интервью.

Нужен английский, чтобы через полгода пройти интервью на позицию Senior Software Engineer в Google.

Спросите ученика, какого результата он хочет достичь и когда. Оцените его уровень, чтобы понять, реальна ли такая цель. В статье Как определить уровень знаний на первом уроке вы найдете разные способы определения уровня и несколько тестов. Продумайте этапы достижения цели. Больше примеров правильной постановки целей по методике SMART в статье Постановка учебных целей.

Интересы

Помимо основной цели, у каждого студента есть темы, на которые он говорит с удовольствием и те, которые он избегает. Полезно узнать об этом заранее, чтобы уроки точно шли по плану.

Для того чтобы выяснить интересы и предпочтения, можно до начала занятий отправить студенту ссылку на гугл-форму с небольшим опросом. Попросите отметить в списке наиболее интересные темы, а потом перечислить две-три, о которых говорить не нравится.

Индивидуальный учебный план: на какие 5 моментов обратить внимание при его составлении

Если у вас занятия с ребенком, попробуйте разузнать о его любимых фильмах, играх и хобби. После этого вам будет легче сделать подборку материалов, которая наверняка заинтересует ученика и будет ему полезна.

Материалы и ресурсы

Материалы во многом определяют, будет ли ученику интересно. Обсудите предпочтения заранее. Некоторые студенты не любят учебники, потому что тексты в них быстро устаревают. Другим нужны материалы, созданные специально для них, с учетом их целей. 

Предложите студенту отметить утверждения, с которыми они согласны, а потом объяснить, почему:

I’d like to use a coursebook in our lessons.
I like it when I spend most of the lesson speaking.
I want to read and listen to authentic texts.
I learn better when I watch videos.
I like working with a lot of different materials in one lesson.
I prefer to focus on one text or topic in a lesson.
I think that doing tests is very important if you are preparing for an exam.

Если ученик только начинает изучать язык, вопросы стоит перевести на русский.

Преподаватель должен понимать, сколько времени займет у него подготовка к занятиям: будет ли это поиск одного-двух дополнительных упражнений, адаптация аутентичных видео или создание планов уроков с нуля. 

Когда вопрос с материалами решен, подберите три-пять онлайн-ресурсов с учетом потребностей студента. Важно, чтобы он мог пользоваться ими самостоятельно и лучше всего — бесплатно. Вот для чего нужны такие ресурсы:

  • повторение лексики — Quizlet, Memrise, Anki;
  • работа с грамматикой — LearnEnglish Grammar;
  • тренировка аудирования с подкастами — 6 Minute English, 6 Minute Vocabulary, Amateur Traveler про путешествия или Naked Scientists про науку;
  • знакомство с актуальной разговорной лексикой — Reddit, социальная сеть с обсуждениями абсолютно любых тем;
  • проверка знаний — Quzizz и Google Forms для тестов и опросов.

Время

Следующий важный момент — количество времени, которое ученик готов уделить занятиям. Вот что стоит учитывать:

  • сколько занятий в неделю он готов посещать;
  • есть ли время на домашние задания;
  • есть ли хобби и интересы, связанные с английским;
  • как часто ученик пользуется английским в обычной жизни.

Эти вопросы можно задать ученику прямо на занятии или включить в гугл-форму:

Do you usually have time for homework? If you do, how much a week?
Do you usually do homework at the weekend or during the week?
How many lessons a week would you like to have?
Do you read, write or watch anything in English in your everyday life?
Do you sometimes talk to people in English? If yes, what do you usually discuss?

Если студент приходит на два занятия в неделю, но при этом готов заниматься самостоятельно в свободные дни, можно задействовать формат flipped classroom. В этом случае домашним заданием может быть видео с разбором грамматики или чтение статьи по теме следующего занятия. На уроке вы обсудите возможные вопросы и выведете материал в речь.

Оценивание

Ученик чувствует прогресс, если вы регулярно проводите тестирования и оцениваете, чего удалось достичь. Включите промежуточные проверки в ваш учебный план. 

Если занимаетесь по учебнику, это могут быть тесты после каждого юнита. При подготовке к экзаменам полезно писать пробные тесты, чтобы понять, над какими навыками нужно больше работать. Если задачи у студента практические, дайте подобное задание в качестве теста. Например, предложите написать письмо с вопросами в отель, если работаете над английским для путешествий.

Создавать и хранить планы удобно с помощью цифровых инструментов, например, Notion. Это поможет вам всегда иметь доступ к личной базе и быстро адаптировать материалы для новых учеников. Больше про Notion читайте в статье Приложение Notion для учителей: как выжать максимум пользы?

Надеемся, что теперь у вас есть все необходимые инструменты, чтобы составить учебный план для нового ученика легко и эффективно. А значит — достичь поставленных целей.

Добавить комментарий