Содержание
- Линейный алгоритм
- Структура программы на языке Паскаль
- Заголовок программы
- Раздел описания переменных
- Тело программы
- Команды в Паскаль для ввода и вывода данных
- Команда Read
- Команда Write
- Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы
Линейный алгоритм
Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на паскале разберем основные правила записи кода, основные команды и операторы Паскаль.
Структура программы на языке Паскаль
Прежде чем самостоятельно писать программы, разберем ее структуру на примере. Ниже приведен код программы, которая вычисляет сумму двух чисел и выводит ее на экран.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } х := 3; { установка значения х } у := 5; { установка значения у } z := х + у; { вычисление суммы } write(z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Заголовок программы
Текст программы начинается со слова program. После него записывается имя программы. Данная строка носит информативный характер и ее можно не писать.
Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.
Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, меток, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний меток, констант и др. могут отсутствовать.
Раздел описания переменных
Раздел программы, обозначенный служебным словом var, содержит описание переменных с указанием их типов. Они используются для хранения исходных данных, результатов вычисления и промежуточных результатов.
Комментарии в программе можно записывать внутри фигурных скобок. Они игнорируются во время выполнения программы. Эти пояснения вы пишите только для себя.
В нашем примере переменные с именами X и Y используются для хранения исходных данных. Переменная с именем Z используется для хранения результата вычислений.
Имя переменной может записываться большими или маленькими латинскими буквами. Имя может содержать цифры, знак подчеркивания и не должно начинаться с цифры. Прописные и строчные символы считаются одинаковыми. В качестве имени нельзя использовать служебное слово языка Pascal.
Переменные одного типа можно указать в одной строке через запятую. После ставится двоеточие и указывается тип, к которому принадлежат переменные. Тип определяет допустимый диапазон значений.
Принадлежность переменной к типу integer означает, что она может хранить только целые числа. Если требуется хранить действительные (дробные) числа, тогда используется тип real.
Тело программы
Все что находится между служебными словами Begin и end — тело программы. Здесь записываются основные команды.
Оператор присваивания значений переменным имеет следующую структуру: переменная := выражение
Значок : = (двоеточие, равно) читается как «присвоить».
Умножение обозначается символом * (звездочка), деление — символом / (слеш).
Вывод результата выполняет команда write или print.
Каждая строка содержащая команду на языке Паскаль обязательно заканчивается символом «точка с запятой«.
Команды в Паскаль для ввода и вывода данных
Команда Read
В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда read, которая позволяет ввести текстовые или числовые данные с клавиатуры.
Модифицируем код программы из примера выше.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } read(x,y); { ввод значений х и y с клавиатуры } z := х + у; { вычисление суммы } write(z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Теперь ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.
При работающей программе в системе программирования PascalABC появится строка ввода данных. Там и пишутся значения переменных.
Команда Write
В предыдущем примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду Write.
program primer1; var х,у,z:integer; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление суммы двух чисел'); write('Введите два целых числа через пробел'); readln(x,y); { ввод значений х и y с клавиатуры } z := х + у; { вычисление суммы } write('Сумма = ',z); {вывод результата вычисления на экран } end. { конец программы }
Теперь посмотрите, как добавленные строки повлияли на работу программы.
У нас появились подсказки. Посмотрите на команду write. В качестве ее аргумента был использован текст, заключенный в апострофы. И еще, появилось окончание ln у оператора write. Именно оно заставляет последующий вывод информации делать с новой строки. Это же окончание можно использовать совместно с оператором read.
Readln и Writeln в паскале — это модифицированные команды Read и Write. В командах добавлено окончание ln (line new — новая строка). Такая форма операторов делает последующий вывод информации, при работе программы, с новой строки.
Также поменялся вывод результата. Здесь тоже появилась подсказка.
Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы
Задание 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.
Решение:
program zadanie1; var х,у,k,z,p:integer; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление суммы и произведения трех чисел'); write('Введите три целых числа через пробел'); readln(x,y,k); { ввод значений х,y,k с клавиатуры } z := x + y + k; { вычисление суммы } p := x * y * k; { вычисление произведения } write('Сумма = ',z); {вывод результата сложения на экран } write('Произведение = ',p); {вывод результата произведения на экран } end. { конец программы }
Задание 2. Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a3 и площадь его поверхности S=6a2.
Решение:
program zadanie2; var a,v,s:real; { описание переменных } begin { начало программы } writeln('Вычисление объема и площади поверхности куба'); write('Введите длину ребра куба'); readln(a); { ввод значения a с клавиатуры } v := a * a * a; { вычисление объема } s := 6 * a * a; { вычисление площади } write('Объем куба = ',v); {вывод результата объем куба } write('Площадь поверхности = ',s); {вывод результата площадь поверхности } end. { конец программы }
Посмотрите еще примеры линейных алгоритмов.
Дополнительные задания:
Lin1 Введите значения для двух переменных. Обменяйте их значения, используя третью (буферную) переменную.
Хотите подробнее узнать о системе PascalABC и начать писать в ней свои первые программы, тогда статья «Знакомство с PascalABC» для вас.
Следующая тема для изучения Условный оператор
Тест “Линейный алгоритм”
Проверь свои знания по теме «Линейный алгоритм»
Раздел статьи: “Алгоритмизация и
программирование”.
Тип урока: закрепление полученных знаний и
изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок.
Технология: личностно-ориентированная.
Цель урока:
- повторение темы ввод и вывод данных
- повторение оператор присваивания
- составление программ, реализующих линейные
алгоритмы, - стимулирование интереса учащихся к данной теме
и предмету в целом - воспитание у учащихся самостоятельности,
коллективизма, ответственности за себя и других - развитие логического и аналитического мышления
Задачи урока:
- Образовательная: актуализировать и закрепить
ранее изученный материал, научиться составлять
линейные алгоритмы и программы на языке
программирования Паскаль; - Развивающая: развитие алгоритмического
мышления, памяти, внимательности, умения
применять полученные знания при решении задач
различной направленности; - Воспитательная: развитие познавательного
интереса, логического мышления,
организованности, ответственности, повысить
интерес обучающихся к данной теме.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
исследовательский, практический.
Оборудование и программное обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- операционная система;
- презентация;
- язык программирования Паскаль.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Актуализация начальных знаний учащихся.
- Тест.
- Изучение нового материала.
- Создание проблемной ситуации.
- Закрепление пройденного материала. Решение
задач. - Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, ознакомление учащихся с
целями и задачами урока.
2. Актуализация начальных знаний учащихся
(презентация).
Оператор присваивания
Вопрос. Какова цель оператора
присваивания?
Ответ. Задание переменной некоторого
значения.
Вопрос. Как записывается оператор
присваивания?
Ответ. переменная := выражение;
Вопрос. Как выполняется оператор
присваивания?
Ответ.
1. вычисляется значение выражения в правой
части,
2. это значение присваивается переменной,
указанной в левой части. После этого старое
значение переменной пропадает (“стирается”)
Вопрос. Допустимо ли присваивание
переменной вещественного типа значения
выражения целого типа?
Ответ. Да.
Вопрос. Допустимо ли присваивание
переменной целого типа значения выражения
вещественного типа?
Ответ. Нет.
Примеры.
Var
a, b, c: integer;
r, d: real;
a:=5; b:=20; c:=-7;
d:=2.5;
r := a+(4*b+c)*d;
a:= a+4;
d:=a*7;
Вопрос. Чему равны значения переменных r, a,
d?
Ответ. r = 187.5; a = 9; d = 45.0
Вопрос. Можно ли выполнить оператор a:=d;
Ответ. Нет.
Процедура вывода.
Вопрос. С помощью каких стандартных
процедур осуществляется вывод на экран монитора?
Ответ. Write (перечисляем все, что выводим через
запятую),
Writeln (перечисляем все, что выводим через
запятую)
Вопрос. Чем отличаются действия процедур
Write и Writeln?
Ответ. Write – после вывода, курсор остается
после последнего выведенного значения, Writeln –
после вывода, курсор переходит на новую строку.
Вопрос. В чем состоит действие процедуры
Writeln без параметров?
Ответ. Пропуск пустой строки.
Вопрос. Что мы можем выводить на экран и как
это сделать?
Ответ.
1) Константы
- символьные – заключаем их в апострофы.
Writeln(‘Привет!’);
На экране увидим
Привет!
И курсор перейдет на новую строку.
- Константы числовые – Write (1,2); Write (3, ‘ ‘,56); (числа
выводятся без дополнительных пробелов)
На экране
123 56
И курсор будет стоять после цифры 6.
2) Значения переменных – надо написать имя
переменной.
a:= 4; writeln(a); a := 2*a; writeln(a);
На экране увидим
4
8
3) Значение выражения – пишем выражение
a:= 4; writeln(2 * a);
На экране увидим
8
4) Комбинированный вывод
a := 4; writeln(‘Значение а = ‘, а, ‘, а 2*а = ‘, 2*а);
На экране увидим
Значение а = 4, а 2*а = 8
Вопрос. Что будет на экране, в результате
работы последовательности команд
r := 715.432; writeln (r);
r1 := -567.986; writeln(r1/2);
На экране увидим (числа в экспоненциальном
виде).
7.1543200000E+02
-2/839930000E+02
Вопрос. Можем ли мы изменить такой вывод?
Ответ. Да. Надо использовать форматы вывода.
Вопрос. Что увидим на экране, после
выполнения следующего фрагмента?
r := 715.432; writeln (r:8:3);
r1 := -567.946; writeln(r1:10:1);
writeln(r1:10:2);
На экране увидим (
обозначаем пробел)
715.432
-567.9
-567.95
Процедура ввода.
Вопрос. Как можно ввести информацию в
переменные?
Ответ. Для ввода исходных данных
используются стандартные процедур ввода:
1) Readln (список переменных через запятую);
2) Read (список переменных через запятую);
Вопрос. Сколько переменных можно писать в
этих процедурах?
Ответ. Одну и более.
Вопрос. Как набираются на клавиатуре
значения переменных?
Ответ. На клавиатуре данные набираются через
пробел. В конце набора надо нажать клавишу ENTER.
Вопрос. Может ли быть пустым список ввода,
т.е. ReadLn;
Ответ. Да. Программа ждет нажатия клавиши Enter.
3. Тест. (приложение1).
Учащиеся выполняют тест. Затем меняются
тетрадями, проверяют тест и выставляют оценки.
4. Объяснение нового материала.
Сегодня мы рассмотрим с вами, как изученные
ранее операторы используются для реализации
линейных алгоритмов на языке программирования.
Вспомним, какие алгоритмы называются линейными?
Учащиеся отвечают. (в которых действия
выполняются последовательно одно за другим)
Решение задачи на компьютере – это процесс
автоматического преобразования исходных данных
в искомый результат в соответствии с заданным
алгоритмом.
Поэтому перед решением задачи на компьютере,
она должна пройти некоторые этапы подготовки.
Этапы решения задач на компьютере.
1) Постановка задачи – необходимо четко
определить цель задачи, дать словесное описание
содержания задачи, выделить исходные данные для
ее решения. Предложить общий подход к её решению,
определиться какие результаты и в каком виде
должны быть получены.
2) Построение математической модели –
представление ее в виде формул, уравнений,
соотношений, которые могут быть реализованы в
компьютере.
3) Алгоритмизация – построение алгоритма.
4) Составление сценария работы на
компьютере (этот этап мы пока будем опускать).
5) Написание задачи на языке программирования.
Программа должна быть универсальной (не
зависящей от конкретного набора данных).
Необходимо предусмотреть контроль вводимых
данных. Необходимо повысить эффективность
программы, т. е. уменьшить количество выполняемых
операций и время работы программы.
6) Отладка и тестирование программы.
На этом этапе происходят выполнение алгоритма
с помощью компьютера, поиск и исключение ошибок.
При этом программисту приходится выполнять
рутинную работу по проверке работы программы,
поиску и исключению ошибок, и поэтому для сложных
программ этот часто требует гораздо больше
времени и сил, чем написание первоначального
текста программы.
Программист должен составить тест – это
специально подобранные исходные данные, в
совокупности с результатами, которые должны
получиться.
Отладка – это исправление ошибок – сложный и
нестандартный процесс. Исходный план отладки
заключается в том, чтобы оттестировать программу
на составленных контрольных тестах.
7) Анализ полученных результатов.
Рассмотрим эти этапы на примере следующей
задачи.
Задача. “Покупка в мазазине”
Человек делает в магазине покупки. Определите
сколько денег у него останется после покупки в
магазине перчаток стоимостью А руб., портфеля
стоимостью B руб. и галстука стоимостью D руб. Все
исходные данные задаются с клавиатуры.
1 этап. Постановка задачи
Исходные данные.
a – стоимость перчаток;
b – стоимость портфеля;
d – стоимост галстука;
dengi – количество денег у человека.
Все эти переменные будут вещественного типа.
Результат.
ostatok – количество денег, которое останется у
человек (вещественный тип).
2 этап. Построение математической модели
(метод решения)
ostatok = dengi – a – b – d
3 этап. Алгоритмизация.
5 этап. Написание программы.
Uses crt;
Var
a, b, d, den: real;
ostatok: real;
begin
clrscr;
write (‘введите стоимость перчаток, портфеля и
галстука ‘);
readln (a, b, d);
write (‘введите количество имеющихся у вас денег ‘);
readln (den);
oststok := den – a – b – c;
writeln (‘после покупки у вас останется ‘, ostatok:5:2,
‘руб. ‘);
readln;
end.
6 этап. Тест.
a = 500; b = 450; d = 320
den = 1700
ostatok = 1700 – 500 – 450 – 320 = 430
Набираем программу на компьютере и запускаем с
данными заданными в тесте.
7 этап. Анализируем результат.
5. Создание проблемной ситуации.
Закрепление знаний.
Учащиеся делятся на группы по 4 человека,
выбираю ответственного за работу. Каждой группе
выдаются 4 задачи.
Задания дифференцированные, задача 1 – слабым
учащимся, задача 4 – сильным ученикам.
Задача №1. В пяти тестовых опросах мальчик
получил оценки. Составьте алгоритм и программу,
которая определит среднее значение оценок,
полученных мальчиком в пяти опросах.
Задача №2. Имеется садовый участок, имеющий
форму прямоугольника со сторонами А метров и В
метров. Составьте алгоритм и программу, которая
определит сколько досок надо купить, чтобы
поставить сплошной забор. Ширина одной доски 10
см.
Задача №3. В магазине продается костюмная
ткань. Ее цена В руб. за квадратный метр.
Составьте алгоритм и программу, которая
подсчитает и выведет на экран стоимость куска
этой ткани длиной Х метров и шириной 80 см.
Задача №4. Хозяин хочет оклеить обоями
длинную стену в своем доме. Длина этой стены
равна А метров, а высота – В метров. Рулон обоев
имеет длину 12 метров и ширину K см. Составьте
алгоритм и программу, которая определит
стоимость обоев для всей стены, если цена одного
рулона К руб.
Учащиеся готовят задачи для решения на
компьютере вместе, а затем распределяются, кто
какую задачу набирает на компьютере.
Как только все задания выполнены, ответсвенный
сообщает об этом.
По окончании работы, ответственные (жюри)
проверяют работу программ и оцениваю.
6. Подведение итогов урока.
Группа, которая первая правильно решила все
задачи получает пять, вторая группа получает
четыре.
7. Домашнее задание.
Фруктовый магазин продает яблоки по А руб. за
кг., груши по В руб. за кг., апельсины по С руб. за
кг. В первые два дня недели продано: понедельник
– Х кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. апельсинов; вторник
– X кг. яблок, Y кг. груш, Z кг. Апельсинов (X, Y, Z –
принимают разные значения в понедельник и во
вторник). Напишите программу, которая будет
вычислять, на какую сумму продал магазин фруктов
в каждый из этих дней и за оба дня вместе.
8. Рефлексия.
Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы
повторили оператор присваивания и процедуры
ввода/вывода и успешно применили свои знания по
решению линейных задач в практических ситуациях.
А теперь оцените свою работу на уроке,
используя смайлики. Нарисуйте на листочках такое
настроение, которое сейчас у вас.
Ребята, мне приятно было работать с вами на
уроке, надеюсь, что это взаимно.
До свидания. Желаю вам успехов.
Используемая литература.
- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников. – Москва,
Финансы и статистика, 1999 г. - Сэм А. Аболрус. Программирование на Pascal. –
Санкт-Петербург – Москва, 2003 г. - Л. Залогова и др. Задачник – практикум. – Москва,
Лаборатория БазовыхЗнаний, 1999 г. - Алексеева Е.Р., Чеснокова О.В. Турбо Паскаль 7.0. –
Москва, NT Press, 2006 г.
Линейными
называют
алгоритмы, в которых операции выполняются
последовательно одна за другой, в
естественном и единственном порядке.
Рассмотрим
реализацию простейшего линейного
алгоритма и приведем полный текст
программы на языке Рascal.
В таких алгоритмах все блоки имеют
последовательное соединение логической
связью передачи информационных потоков.
В них могут использоваться все блоки,
за исключением блоков проверки условия
и модификации. Линейные алгоритмы, как
правило, являются составной частью
любого алгоритмического процесса.
Пример
3
Вычислить значение
функции
Очевидно,
что функцию Y
целесообразно
вычислять
в такой последовательности:
предварительно введя исходные данные
a,
b, c
и присвоив
значение переменной
х, вначале
найдем значение выражения, которое
обозначим переменной z,
и далее определим выражение Y.
Используя общепринятые символы блоков
(рисунок 1),
изобразим схему разрабатываемого
алгоритма (рисунок 2) и составим программу
при
значении аргумента x=1.5
и произвольных значениях переменных
a,
b,
c.
|
Program
Var a,x,y,z:real; BEGIN
Writeln(’ВВЕДИТЕ Readln(a,b,c); x:=1.5; z:=(a*x*x+b)/c; y:=Arctan(Sqrt(Z)+Ln(z)); Writeln(’Y=’,y:8:4); END. |
Рисунок 2 – Схема |
После
запуска программы на выполнение вводим
численные значения исходных данных a,
b, c
с клавиатуры,
разделяя числа пробелами. После выполнения
программы на экране появится результат
вычислений. Результат выполнения
программы представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результат
выполнения Примера3
Рассмотрим
реализацию простейшего линейного
алгоритма на языке Pascal
и приведем
полный текст программы.
Пример 4
Вычислить
значение функции Y
по формуле
для
заданных переменных a,
x,
b
(a
= 1.5, x
= 2, b
= 5).
|
Program
Var a,Y:real; BEGIN
Writeln(’ВВЕДИТЕ Readln(a,b,x); Y:=Sin(a*a)+4*a*x*x*x+Abs(a-b); Writeln(’Y=’,Y:8:4); END. |
Рисунок |
После
запуска программы на выполнение вводим
численные значения исходных данных a,
b,
x
с клавиатуры, разделяя числа пробелами.
Результат выполнения программы
представлен на рисунке 5.
Рисунок
5 – Результат
выполнения Примера 5
2. Индивидуальные задания
-
Составить
схемы алгоритмов решения задач (используя
графический способ описания алгоритма).
Записать пояснения к схемам алгоритмов. -
Составить
программы на языке Turbo
Pascal. -
Проверить
выполнение составленных программ на
конкретном примере, приняв упрощенные
значения исходных данных по своему
усмотрению.
Наиболее наглядным
способом составления алгоритма является
графический, т.е. изображение алгоритма
решения задачи в виде схемы. При
составлении алгоритмов разветвляющейся
структуры необходимо указать дальнейшее
направление вычислительного процесса
по одному из нескольких заранее
определённых направлений в зависимости
от выполнения некоторого логического
условия.
При составлении
схем алгоритма:
-
четко определите
для себя, что является исходными данными
и в каком виде должен получиться
результат решения задачи; -
попытайтесь
словесно сформулировать действия,
которые на ваш взгляд необходимо
выполнить для получения результата
решения задачи, а потом запишите
последовательность действий с помощью
блоков в виде схемы алгоритма.
Вариант
1
-
Составить
схему алгоритма и программу для
вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
4.2,
y
= 3.1, z
=
6 результат вычисления D
= 3.837.
2.
Для уборки зерна используется D
комбайнов производительностью R
га/час.
Определить, какую площадь S
(га)
уберут комбайны за 16 часов.
Вариант
2
-
Составить
схему алгоритма и программу для
вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
1.5,
y
= 4.7, z
=
0.3 результат вычисления V
= 0.3542.
2.
Прямоугольный участок со стороной B
м
и длиной X
м
надо
огородить сеткой. Определить, сколько
метров сетки для этого потребуется,
если на участке имеется калитка шириной
C
м.
Вариант 3
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
0.3,
y
= 9, z
=
2.2 результат вычисления Q
= 3.7341.
2.
Ферма содержит в хозяйстве M
коров и N
телят. Суточное потребление сена коровой
составляет A
кг, теленка – в 2 раза меньше. Определить,
сколько килограммов сена необходимо
для коров и телят на 30 дней.
Вариант 4
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
0.5,
y
= 1.8, z
=
4 результат вычисления W
= 9.0105.
2.
Лесное
озеро имеет форму круга. Лесник обходит
периметр озера со средней скоростью X
км/ч за T
часов. Определить площадь озера.
Вариант 5
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
8.4,
y
= 9, z
=
12 результат вычисления P
= 6.8121.
2.
За один день грузовой автомобиль
проезжает по городу N
км, а по трассе – Z
км. Средний расход топлива по городу
составляет 22 литра на 100 км, по трассе –
18 литров на 100 км. Определить, сколько
топлива расходует грузовой автомобиль
за рабочую неделю.
Вариант 6
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x= 6,
y
= 5.5, z
=
2 результат вычисления S
= -2.0175.
2.
Ячменем засеяна площадь S
га. Урожайность этой культуры составляет
N
ц/га. Для доставки зерна на элеватор
используются автомобили грузоподъемностью
M
тонн. Определить, сколько автомобилей
требуется для доставки на элеватор
всего ячменя. 1
т = 10 ц.
Вариант 7
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
6.3,
y
= 4, z
=
0.25 результат вычисления H
= -0.5817.
2.
Автохозяйство имеет M
грузовых автомобилей. Плановый пробег
за месяц эксплуатации одного автомобиля
составляет L
км. Норма расхода дизтоплива для грузового
автомобиля составляет 22 литра на 100 км.
Определить годовую потребность P
автохозяйства
в топливе в литрах.
Вариант
8
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
2.1,
y
= 4.6, z
=
3.7 результат вычисления R
= 1.3462.
2.
Для уборки зерна используется R
комбайнов производительностью W
га/час. Продолжительность рабочего дня
комбайнов составляет K
часов.
Определить, какую площадь S
га уберут комбайны за 5 дней.
Вариант
9
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
0.6,
y
= -3.2, z
=
4 результат вычисления F
= -0.3484.
2.
Садовый участок имеет форму прямоугольника,
ширина которого A
м, длина – B
м. Участок по периметру огорожен забором,
высота которого 1,8 м. Определить, сколько
килограммов краски потребуется для
окрашивания забора. Расход краски
составляет
P
грамм
на 1 м2.
Вариант
10
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x= 12,
y
= 6, z
=
0.37 результат вычисления D
= -1.2917.
2.
Поле имеет форму квадрат со стороной C
м. На ручной уборке картофеля задействована
группа из 25 студентов. Скорость уборки
картофеля одним студентом составляет
R
м2
за 1 час. Определить, сколько дней D
необходимо запланировать на уборку
поля, если продолжительность рабочего
дня составляет 8 часов.
Вариант
11
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x=
0.2,
y
= 4.1, z
=
6.7 результат вычисления C
= 8.089.
2.
На молочно-товарной ферме 200 коров. Удой
каждой коровы составляет Z
литров в сутки. При охлаждении молока
на каждый литр расходуется 6 литров
холодной воды. Определить, сколько
литров L
воды
будет израсходовано за месяц.
Вариант
12
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x= –
0.5, y
= 1.8, z
=
2 результат вычисления T
= 0.3496.
2.
Комнату, ширина которой составляет A
м, длина – L
м,
необходимо отклеить обоями. Высота
потолков в комнате – В
м.
Определить, сколько потребуется трубок
обоев. Длина трубки обоев – 10,5
м,
ширина трубки – X
см.
Вариант
13
1.
Составить схему алгоритма и программу
для вычисления выражения
Убедиться,
что при заданных численных значениях
исходных данных x= –
0.2, y
= 1.7, z
=
4 результат вычисления U
= -0.6832.
2.
Участок имеет форму прямоугольника.
Ширина участка составляет R
метров, площадь участка – S
м2.
Определить, сколько потребуется пролетов
забора для ограждения участка, если
длина одного пролета составляет 3 метра.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В разделе описаний наиболее
важная часть начинается после служебного слова var
(сокращ. от англ. variable
переменная), именно здесь указываются типы переменных в Паскале. Любая
переменная в PascalABC.NET имеет определённый тип. Каждый тип, используется для
определённых целей и имеет свои уникальные возможности.
Типы
данных языка Паскаль integer – целочисленный тип,
любое число от
–147483648
до 2147483647. real –
вещественный тип, любое число от –1.8∙10308 до 1.8∙10308. string
–
строковый тип, содержит произвольное количество символов. boolean –
логический тип, принимает значения: Истина (True) и Ложь (False).
Переменная –
это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может
быть изменено во время работы программы. Данные хранятся в переменных, которые
имеют свои идентификаторы (имена), например,
идентификаторы X или Y, или более длинные идентификаторы переменных
number1, counter и т.п. Идентификаторы состоят из буквы, за которой могут
следовать буквы, цифры или символ подчеркивания.
Чтобы задать
переменной какое-либо значение используется оператор присваивания.
Оператор присваивания в Паскале обозначается как :=, выполняет правую
часть выражения и присваивает результат переменной, расположенной в левой части
выражения:
Технология
работы:
Пример
1. Вычислить
сумму двух заданных чисел и вывести результат на экран.
program primer1;
var х,у,z:integer; {
описание переменных целого типа } begin {
начало программы } х := 3; {
установка значения х } у := 5; {
установка значения у } z := х + у; { вычисление суммы }
write(z); {вывод
результата вычисления на экран } end. {
конец программы }
Оператор write
(от англ. write)
написать или writeln (от англ. write line
написать строку) оператор
вывода в Паскале, т.е. служит для вывода на экран каких-либо данных (просто
текста, результатов выполнения программы, значений переменных и т.п.).
Часто в программе
необходимо запрашивать данные (т.е. вводить значения переменных с клавиатуры, а
затем использовать эти значения для решения поставленной задачи). Для ввода
данных используется оператор ввода read или readln.
Пример
2. Вычислить
сумму двух любых чисел и вывести результат на экран.
В первом примере мы присвоили значения
переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для
решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во
время ее работы. Для этого применяется команда, которая позволяет ввести данные
с клавиатуры. Модифицируем код программы из примера выше.
program primer1;
var x,y,z:integer; {
описание переменных целого типа } begin {
начало программы } read(x,y); { ввод значений х и y с
клавиатуры } z := x + y; { вычисление суммы }
write(z); {вывод
результата вычисления на экран } end. {
конец программы }
Ввод значений переменных Х и У будет
осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с
клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы
продолжить выполнение программы.
Пример
3. Изменить
программу так, чтобы на экране появились подсказки для ввода и вывода
значений.
В примере, при работе программы, не совсем
понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению
работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился
минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам
команду write.
program primer1;
var x,y,z:integer; {
описание переменных целого типа } begin {
начало программы }
writeln(‘Вычисление
суммы двух чисел’); writeln (‘Введите два целых числа
через пробел’); readln(x,y); { ввод значений х и y с
клавиатуры } z := x + y; { вычисление суммы }
write(‘Сумма
= ‘,z);
{вывод результата вычисления на экран } end. {
конец программы }
Важно!
• Выводимый
текст заключается в одиночные кавычки (апострофы).
•
Для
вывода значений переменных кавычки использовать нельзя, указывается
просто идентификатор (имени переменной).
•
Если
необходимо после вывода перейти на другую строку, то используется writeln
().
Задача
1. Модифицировать
программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение
трех целых чисел.
program zadacha1;
var x,y,k,z,p:integer; {
описание переменных целого типа } begin {
начало программы }
writeln(‘Вычисление
суммы и произведения трех чисел’); write(‘Введите
три целых числа через пробел’); readln(x,y,k); {
ввод значений х,y,k с клавиатуры } z := x + y + k; {
вычисление суммы } p := x * y * k; { вычисление
произведения }
writeln(‘Сумма
= ‘,z);
{вывод результата сложения на экран } writeln(‘Произведение
= ‘,p);{вывод
результата произведения на экран } end. {
конец программы }
Задача
2.
Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a3 и площадь его
поверхности S=6a2 .
program zadacha2;
var a,v,s:real; {
описание переменных вещественного типа } begin {
начало программы } writeln(‘Вычисление объема и
площади поверхности куба’); write(‘Введите длину ребра
куба’);
readln(a); { ввод значения a с клавиатуры } v := a * a
* a; { вычисление объема } s := 6 * a * a; {
вычисление площади }
writeln(‘Объем
куба = ‘,v);
{ вывод результата объем куба } writeln(‘Площадь
поверхности = ‘,s); { вывод результата
площадь поверхности }
end. {
конец программы }
Задача
3.
Даны две переменные с некоторыми значениями. Поменять местами значения этих
переменных.
Program zadacha3;
var a,b,c: integer;
{ описание переменных целого типа } begin
writeln (‘Поменять
местами значения переменных’); write (‘введите число а=’);
readln
(a); { ввод значения a с клавиатуры } write (‘введите
число b=’);
read
(b); { ввод значения b с клавиатуры } c:=a;
{ промежуточная переменная с } a:=b; { обмен значениями } b:=c;
{ обмен значениями }
writeln(‘a=’,a); { вывод нового значения переменной
a }
writeln(‘b=’,b); { вывод нового значения переменной
b }
end.
Самостоятельно:
Составьте блок-схему линейного алгоритма.
Напишите программу на языке Паскаль для вычислений по данным формулам. Установите
имена переменным, их тип: все переменные считайте вещественными (real).
Включите в программу подсказки для ввода исходных данных и вывода результата
вычислений.
Алгоритм
решения задачи:
1)
Определить имена переменных.
2)
Установить
тип переменных.
3)
Задать
(ввести) значения переменных.
4)
Выполнить
вычисления по формулам.
5)
Вывести
результат решения задачи.
program имя программы; { название программы }
var {
описание переменных } begin { начало программы } оператор 1{ вывод подсказок } оператор 2{ ввод исходных данных } …………………… { вычисления по формулам } оператор n { вывод результата вычислений } end. { конец программы }
Внимание! Для правильного оформления задачи изучите
примеры, рассмотренные в данной работе.
Решите
задачи согласно своему варианту:
1.
Найти
объем шарового слоя по формуле, если известны r1 и r2 –
радиусы, h – высота.
3 1 (r12 r22)
h
V h
2
2.
По
заданному значению радиуса R определить площадь поверхности сферы по формуле: 𝑃
= 4𝜋𝑅2
3.
По
заданному значению радиуса R определить объем сферы по формуле:
4.
Определить
путь, пройденный телом при равноускоренном движении по формуле:
, где a = 9,81 м/с2;
v0 = 10 м/с
5.
Вычислить
площадь кольца с внешним диаметром D1 и внутренним диаметром D2
по формуле:
6.
Определить
объем шарового сегмента по формуле:
7.
Вычислить
общее сопротивление при параллельном соединении проводников по формуле:
8.
Вычислить
площадь трапеции по длине основания и высоте по формуле:
9.
Вычислить
значение функции y при любых значениях переменной x:
𝑦 = 4𝑥2 +7𝑥
− 1
10.
Определить
площадь S и периметр P прямоугольника со сторонами a и b.
11.
Найдите
гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам a и b по формуле:
12.
Найдите
площадь треугольника со сторонами a=11, b=13, c=20 по формуле Герона:
13.
Определить
объем цилиндра с радиусом основания R и высотой H, площади его боковой и полной
поверхности по формулам:
𝑉 = 𝜋𝑅3𝐻; 𝑆бок = 2𝜋𝑅𝐻; 𝑆пол = 2𝜋𝑅𝐻
+2𝜋𝑅2
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 124 человека из 42 регионов
- Сейчас обучается 47 человек из 24 регионов
- Сейчас обучается 97 человек из 41 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Линейные алгоритмы
Паскаль АВС. -
2 слайд
Написать на языке Паскаль программу ввода четырёх целых чисел и вычисления их среднего арифметического.
Program srednee_arif;
Var a,b,c,d:integer;
s:real;
Begin
Write(‘a,b,c,d=‘); readln(a,b,c,d);
S:=a+b+c+d;
S:=s/4;
Writeln(‘среднее арифметическое=’,s);
End.
Линейные алгоритмы -
3 слайд
Написать программу для вычисления дискриминанта d квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0. Разработать тесты проверки правильности работы программы для вариантов, когда d>0, d=0 и d<0.
Program diskriminant;
Var a,b,c,d:integer;
Begin
Write(‘a,b,c=’);readln(a,b,c);
D:=sqr(b)-4*a*c;
Writeln(‘d=‘,d);
End.
Линейные алгоритмы -
4 слайд
Из железной полосы длиной L метров нужно изготовить обруч. На соединение концов уходит D метров полосы. Написать программу для вычисления радиуса R обруча. Протестировать программу для а) L=5.8, D=0.2, б) L=3.25, D=0.1
Program obru4;
Var L,D,R:real;
Begin
Write(‘L,D=‘); readln(L,D);
L:=abs(L-D);
R:=L/(2*pi);
Writeln(‘R=’,R);
End.
Линейные алгоритмы -
5 слайд
Линейные алгоритмы
program kolzo;
var r1,r2:integer;
s,s1,s2:real;
begin
write (‘ r1=‘) ; readln (r1);
write (‘ r2=‘) ; readln (r2);
s1:=pi*sqr(r1);
s2:=pi*sqr(r2);
s:= abs(s1-s2);
writeln(‘s=’,s);
end.
По двум заданным радиусам подсчитать площадь кольца. -
6 слайд
Линейные алгоритмы
program dwe_to4ki;
var x1,y1,x2,y2: integer;
c1,c2,R: real;
begin
write(‘x1,y1’);
read(x1,y1);
write(‘x2,y2’);
read(x2,y2);
c1:=abs (x1-x2);
c2:= abs (y1-y2);
R:=sqrt (sqr (c1) + sqr (c2))
Writeln( ‘расстояние между 2-мя точками=‘, R)
end.
Вычислить расстояние между двумя точками с координатами (X1,Y1) и (X2,Y2). Доказать правильность работы программы на трёх различных тестах. -
7 слайд
Написать на языке Паскаль программу для вычисления выражения:
S= (2x+y)(x-y) . Значения Х и У вводятся с клавиатуры.Program vi4islenie1;
Var x,y,s:integer;
Begin
readln(x,y);
s:=(2*x+y)*(x-y);
writeln(‘s=’,s);
End. -
8 слайд
Дано натуральное число Х. Вычислить Y = X5. Разрешается использовать только три операции умножения. Протестировать программу для X=-2 и X=3.
Program vi4islenie2;
Var x,y:integer;
Begin
readln(x);
y:=x*x;
y:=y*y;
y:=y*x;
Writeln(‘y=’,y);
End. -
9 слайд
Дано натуральное число Х. Вычислить Y = 1 – 2X + 3X2 – 4X3. Разрешается использовать не более 8 арифметических операций. Допустимы: операции сложение, вычитание, умножение. Протестировать программу для X=0, X=1, X=-2.
Program vi4islenie3;
Var x,y:integer;
Begin
readln(x);
y:=x*x;
y:=3*y-4*y*x;
y:=1-2*x+y;
Writeln(‘y=‘,y);
End. -
10 слайд
program kol_zifr;
var a, ost, sum, proiz : integer;
begin
write(‘число=’); readln(a);
sum:=0; proiz:=1;
ost:=a mod 10;
sum:=sum+ost; proiz:=proiz*ost;
a:=a div 10;
ost:=a mod 10;
sum:=sum+ost; proiz:=proiz*ost;
a:=a div 10;
ost:=a mod 10;
sum:=sum+ost; proiz:=proiz*ost;
a:=a div 10;
ost:=a mod 10;
sum:=sum+ost; proiz:=proiz*ost;
writeln (‘sum=’,sum,’ proiz=’, proiz);
end.
Линейные алгоритмы
С клавиатуры вводится четырехзначное число.
Подсчитать сумму и произведение цифр числа.
Краткое описание документа:
При изучении темы “Линейные алгоритмы на языке Паскаль” в 9 классе по программе автора учебника И.Г. Семакин, после объяснения что такое линейный алгоритм и операторов присваивания, ввода и вывода данных, в качестве домашнего задания дается написание программ и эта презентация составлена как раз для проверки правильности написания программ учениками.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 258 290 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 26.03.2019
- 768
- 9
- 23.03.2019
- 518
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Информационные технологии в деятельности учителя физики»
-
Курс повышения квалификации «Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Введение в программирование на языке С (СИ)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление в сфере информационных технологий в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания дисциплины «Информационные технологии» в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Современные языки программирования интегрированной оболочки Microsoft Visual Studio C# NET., C++. NET, VB.NET. с использованием структурного и объектно-ориентированного методов разработки корпоративных систем»