Как составить литературоведческую статью

Как написать статью: Структура, этапы и полезные советы начинающим авторам

Как написать статью? О, это непросто. Нужно обладать талантом писателя, разбираться во всем на свете, следить за последними веяниями и посещать дорогущие курсы копирайтинга.

Прочитали? А теперь забудьте. После прочтения этого материала вы сможете самостоятельно написать классный материал.

Мы не стали разделять авторов по направлениям на блогеров, копирайтеров, корреспондентов – статья будет одинаково полезна для всех. Готовы? Поехали!

Какие бывают статьи

Есть несколько типов материалов, которые различаются по способу написания, и вы их прекрасно знаете. Вспоминаем уроки русского языка в школе – так будет гораздо проще.

Полный плагиат. Помните школьные диктанты? Вот это как раз плагиат. Это когда вы находите статью в интернете и размещаете ее у себя на сайте или в блоге. Даже рассматривать не будем этот позор.

Рерайт. Аналог школьного изложения, когда вы писали кусок литературного произведения своими словами. То есть исходный текст, который мы переделываем. Меняем слова местами, формулируем мысли своим языком. Все это делается для того, чтобы сделать текст уникальным. К понятию уникальности вернемся чуть позже.

Копирайт. Это уже более высокий уровень. Если опять обратиться к примеру – это изложение с элементами сочинения. Для создания статьи автор использует не один, а несколько источников, добавляет свои мысли.

Авторский текст. Сочинение на тему “Как я провел лето”, которое писал каждый, – классический пример авторского текста. Никаких источников – только личный опыт. Если применить это к статьям, то авторский труд – это интервью, обзоры, аналитика, экспертные статьи, статьи-эксперименты.

Принципиальная разница в том, что рерайт и копирайт не несут в себе никакой новой информации. Это переработка того, что уже сто раз было писано-переписано.

Наверное, каждый замечал, что читая статьи на какую-то тему в интернете, создается ощущение, что каждый раз имеешь дело с одной и той же статьей, только переписанной другими словами? Вот это как раз работа копирайтеров, которые переписывают один и тот же источник.

Тем не менее копирайтинг – основной метод наполнения сайтов текстами. Зачем изобретать велосипед и писать авторский труд на тему, например, “достоинства шуб из искусственного меха”? Все это легко найти на просторах сети и донести до читателя доступным языком.

Рерайт, копирайт и авторский текст – скорее методы написания текста. А видов материалов, которые приходится писать авторам, – великое множество. Это продающие тексты, карточки товаров для интернет-магазинов, коммерческие предложения, рекламные статьи, посты в соцсетях и много чего еще.

Техническое задание

Любая, подчеркиваем: любая статья пишется по ТЗ. Обычно его дает заказчик. Если такового нет и вы пишете для себя, надо составить ТЗ самостоятельно и работать по нему в дальнейшем.

Даже когда вы пишете в свой собственный блог – все равно сформулируйте для себя техническое задание и работайте по нему. ТЗ включает в себя:Ваша кредитная карта ждет вас!Финансовые услуги оказывает: АО «Тинькофф Банк», АО «Тинькофф Страхование»Зарабатывай удаленно, работая 2-3 ч.

  • тему статьи;
  • объем статьи (измеряется в количестве символов с пробелами или без);
  • требования к материалу: уровень уникальности, параметры SEO (водность, спам), количество баллов по различным сервисам проверки текстов;
  • требования к оформлению;
  • стиль письма (информационный, деловой, литературный и так далее);
  • срок выполнения.

Если текст пишется для сайта – скорее всего, вас попросят вставить ключевые слова – чтобы по ним статья находилась в поисковых системах. В этом случае ТЗ может выглядеть так:

Пример ТЗ (технического задания) для статьи на медицинскую тематику

Эти пункты включает в себя любое стандартное ТЗ. Как видно, этого недостаточно для того, чтобы приступить к работе. Обязательно понимание целевой аудитории – тех людей, для которых пишется материал. Одну и туже статью можно написать с разным уровнем экспертности. Приведем пример.

Ядерный реактор работает на основе цепной реакции деления ядер. В качестве топлива используются изотопы урана 235 и урана 238 с периодом полураспада 3,75(2)·10 лет. Выделяющаяся тепловая кинетическая энергия преобразуется в пар, вращающий вал турбины, соединенной с валом турбогенератора.

И второй текст:

На атомных станциях ядерное топливо превращается в электричество. Это происходит в реакторе. По проводам электроэнергия поступает в наши дома, делая их светлыми и теплыми.

Сравните эти примеры. Первый написан языком специалистов и для специалистов. Его никогда не поймет гуманитарий.

Второй пример понятен любому обывателю, но вызовет улыбку у профессионала. Вот почему важно определить целевую аудиторию и понимать, для кого пишется текст.

Чем подробнее ТЗ – тем лучше. Хорошее задание часто занимает несколько страниц и содержит исчерпывающую информацию по статье. А вот пример плохого ТЗ:

Нужно написать статью “О нас” на главную страницу сайта. Информацию взять с нашего сайта. Как писать, посмотрите у конкурентов.

Такое ТЗ — ни о чем. А подобных очень много. В этом случае нужно связаться с заказчиком и выяснить максимум подробностей, о которых мы писали выше.

Этапы работы над статьей

Любой материал пишется в несколько этапов. Потом, когда вы станете опытнее, многие стадии можно объединить, но вначале лучше придерживаться алгоритма:

  • сбор и анализ материала;
  • оформление структуры;
  • написание текста;
  • редактура, прогон по сервисам;
  • согласование. Внесение правок.Курс «Копирайтинг от А до Я»18+Обучаем профессии «Копирайтер»

Этап 1. Сбор и анализ материала

Итак, у нас есть техническое задание, в котором определена тема статьи. Предположим, вы ничего о ней не знаете.

Нужно найти информацию, переработать ее и превратить в уникальный текст. Самый простой способ – поиск материалов в интернете. Именно так пишется большинство статей.

Запускаем поисковик и набираем в строке поиска тему статьи. Находим несколько статей из ТОП-10 выдачи, открываем все во вкладках.

Самое лучшее на этом этапе – ознакомиться с темой, прочитав несколько материалов. Так вы узнаете, о чем идет речь.

Максимально вникните в предмет разговора. Хороший копирайтер может написать абсолютно обо всем – не пугайтесь сложной терминологии и непонятных слов – на деле окажется, что все не так сложно.

Полезный совет. При сборе материала пользуйтесь авторитетными и проверенными источниками. Если пишете статью об автомобилях – ищите информацию на сайтах типа “За рулем”, “Колеса.ру” и им подобным. Всегда предпочитайте информацию с официальных сайтов.

Описываете преимущества нового айфона – берите данные с официального сайта Apple. Почему? Да потому, что неверной и откровенно фейковой информации в интернете навалом. Больше того – она может растиражтроваться как снежный ком и занять первые страницы поиска. Если статья держится в ТОПе – это не значит, что там все правильно.

Итак, у нас есть несколько источников, с которых мы будем писать статью. С темой мы ознакомились, все более или менее понятно.

Открываем текстовый редактор и копируем туда информацию с источников. Прямо целыми кусками, которые будут использоваться при работе. Одновременно с этим в голове должна зарождаться примерная структура будущей статьи.

Этап 2. Оформление структуры

Любой материал должен быть разбит на логические блоки. Так информация легче воспринимается читателем и дает возможность не читать статью целиком, а сразу перейти к интересующему разделу.

Опять вспоминаем школьные уроки. Любое литературное произведение состоит из введения, завязки, кульминации и развязки. Со статьями то же самое. Вот план стандартного текста.

Введение

В этом блоке мы вводим читателя в курс дела. Пишем, о чем пойдет речь в статье. Самая важная задача введения – с первых же строк убедить читателя, что эту статью он просто обязан прочитать до конца. Иначе много потеряет, ничему не научится и ничего не узнает. Для этого есть несколько приемов, которые будут приведены чуть позже.Как научиться разрабатывать сайты?Русские премиум шаблоны WordPress

Основной информационный блок

Главная часть статьи. Здесь мы раскрываем тему материала и даем исчерпывающие ответы касательно предмета статьи.

Заключение

Подводим итоги написанного, напоминаем про важность предмета разговора. Если это продающий материал – в заключении размещаем призыв к действию: “купите”, “закажите”, “позвоните”.

Сноски

Большие материалы хорошо разбавлять лирическими отступлениями. Они оформляются в виде сносок в формате “Важно знать”, “Обратите внимание!”, “Полезный совет”. Например, если вы пишете о зимних шинах для автомобилей, можно сделать такую сноску:

А знаете ли вы, что первые зимние шины появились в Америке в начале прошлого века? Именно тогда погонщик лошадей Джон Смит придумал вбивать гвозди в колеса своей кареты, тем самым улучшая их сцепление с ледяной дорогой.

Полезный совет. Как и обещали, приводим несколько способов привлечь внимание читателя с самого начала статьи. Первый – это банальный кликбейт, где все заточено под то, чтобы читатель кликнул по ссылке.

Например, “Чтобы вернуть мужскую силу, достаточно купить в аптеке простой советский…” или еще круче: “Ученые скрывают правду! На самом деле египетские пирамиды построили….”.

Мы ни в коем случае не советуем пользоваться столь наглыми и пошлыми методами захвата внимания, а приводим их для понимания сути идеи. Она в следующем: нужно сформулировать проблему и показать, что в статье читатель найдет ее решение. И что это самое решение ему очень нужно. Вот неплохой пример:

Мы знаем, как трудно найти информацию о путешествии в Грузию на машине. Поэтому мы сели в автомобиль, погрузили багаж и двинули в сторону Тбилиси. Отчет о путешествии со всеми подробностями, ценами и нюансами вы прочитаете в нашей статье.

Этап 3. Написание текста

Начинайте писать с того блока, с которого удобно. Если у вас уже есть прекрасная мысль для заключения – напишите сначала его.

Вполне возможно, что в процессе написания заключительной части придут несколько мыслей для других разделов. Вообще, распространенная ошибка – это полдня ходить и формулировать одну мысль или предложение. О чем пишется, то и пишите – а там втянетесь.

У каждого автора своя модель работы. Кто-то полдня читает материал, вникает, а потом садится и выдает статью с чистого листа.

Другие берут куски текста и переписывают их своим языком, переделывая формулировки и тезисы. Третьи меняют пару слов в предложении и в последующем подгоняют уникальность.Копирайтеру!Курс «Нейронные сети для новичков»

В общем, садитесь и пишите. Другого не дано. Не стоит ждать вдохновения, музы и прочего. В конце концов, это такая же работа, как и другие – если вы, конечно, не пишете высокохудожественное литературное произведение.

Написание текстов – это такая же работа

Просто начните записывать поток мыслей – сначала тех, которые есть в голове. А вдохновение, как и аппетит, приходит во время работы.

Да, бывает, что не пишется. Ну никак. Ну и сделайте перерыв, если дедлайн не поджимает. Переключитесь на что-то другое.

Но как только появится первая мысль (а она обязательно появится) – бегом за компьютер. Со временем придет навык писать без исходных мыслей вообще. Вы просто садитесь и работаете.

Полезный совет! Пользуйтесь текстовыми редакторами, работающими в режиме онлайн, например, “Гугл-документами”. Почти написанная статья не пропадет потому, что на ноутбуке села батарея или отключили свет – документ автоматически сохраняется в облаке после каждого изменения. К тому же, такими документами проще обмениваться и вносить правки – все делается в онлайн-режиме.

Этап 4. Редактура, прогон по сервисам

Написанную статью нужно вычитать. Текст вычитывается минимум 2 раза. Первый раз – на предмет орфографических и пунктуационных ошибок.

Просто читаем материал медленно, проверяя каждый символ. Текстовые редакторы видят далеко не все ошибки, и полагаться на них не стоит.

Далее читаем материал еще раз, но на этот раз ищем корявые формулировки, неудачные слова и фразы. Все это переписываем и исправляем.

Теперь о сервисах проверки качества текста. Сейчас модно проверять все тексты на предмет стоп-слов, заспамленности, воды и прочей тошноты. Вот несколько годных:

“Главред”. Позволяет избавить текст от словесного мусора, стоп-слов, канцеляризмов и слабых глаголов.

“Адвего”. Проверка академической и классической тошноты — слов и словосочетаний, которые в переизбытке встречаются в статье;

“Текст.ру”. Проверка уникальности, орфографии, воды и заспамленности. Еще есть любопытный параметр – “вода”. Если в тексте будет много слов ни о чем – это она и есть.

Вот, например, результаты проверки на “Текст.ру” этой самой статьи. Показатели отличные!Обучение WordPress – от 90 р/мес!SEO продвижение. 1—месяц в подарок!

Теперь подробнее о понятии уникальности. Из названия понятно, что оно определяет уровень плагиата в тексте. Если не стараться, менять пару слов в предложении и переработать источники поверхностно, уровень уникальности будет низким.

Чтобы добиться хорошей уникальности, надо как можно глубже переработать исходные материалы — а еще лучше писать своими словами. Хорошей считается уникальность не менее 90 % по сервису “Текст.ру”.

Этап 5. Согласование, внесение правок

Если вы пишете статью для себя, на этом работа над материалом заканчивается. В случае, когда текст заказной, его согласовывают с заказчиком.

Ему может не понравиться то, что вы написали. Это нормально. В этом случае вас просят внести правки. Ничего страшного в этом нет – не всегда с первого раза получается угадать, что нужно человеку.

Самое важное, чтобы правки были по делу. Всегда просите конкретики, а то часто бывает, что заказчик сам не знает, что ему нужно.

Бывает и другая крайность, когда редактор напротив каждого предложения пишет подробную инструкцию, как было нужно. Однако и то и другое – редкость.

Обычно правки ограничиваются небольшой коррекцией некоторых моментов. В любом случае, к этому нужно относиться спокойно и выполнять просьбу заказчика.

Большую роль тут играет интуиция. Из технического задания и общения с человеком важно понять, что ему нужно. Угадали – никаких проблем при сдаче текста не будет.

Только восторги, хорошие отзывы и плюсы к карме. Это приходит с опытом, когда будут написаны десятки и сотни текстов и появится практика работы с разными заказчиками.

5 лайфхаков начинающим авторам

Лайфхак №1

Придумываем заголовок. Скажем банальность: заголовок должен цеплять и побуждать желание прочитать статью. Часть читателей принимают решение ознакомиться с материалом именно на основании заголовка.

Сравните 2 примера: “Как открыть ИП” и “Регистрируемся в качестве ИП. Пошаговая инструкция, советы, лайфхаки — личный опыт.” Какую статью прочитали бы вы? Скорее всего, вторую.

Как придумать такой заголовок? Лучше всего – по ходу написания текста. Сначала озаглавьте материал рабочим заголовком – чтобы был. А походу работы выудите из материала мысль, которую и поставите в заглавии.

Лайфхак №2

Подогревайте интерес на протяжении всей статьи. Жизнь сейчас быстрая. Многие пользователи готовы уделить внимание только коротенькому мему в соцсетях, а когда видят портянку на несколько страниц сразу идут на другой сайт.

Как сделать, чтобы этого не случилось? Очень просто. Во-первых, используйте лирические отступления. Это позволяет отдохнуть, переключиться и с новыми силами приступить к чтению.Фриланс биржа KworkЗаработок в интернете на дому

Во-вторых, отсылайте к следующим разделам текста. Вот вам пример. На данный момент вы прочитали около 12 400 знаков без пробелов. Это довольно много. А все потому, что мы подогревали ваш интерес на протяжении всей статьи.

Например, вот так: “Все это делается для того, чтобы сделать текст уникальным. К понятию уникальности мы вернемся чуть позже”. Или так: “Самая важная задача введения – с первых же строк убедить читателя, что эту статью он просто обязан прочитать до конца. Иначе много потеряет, ничему не научится и ничего не узнает. Для этого есть несколько приемов, которые будут приведены ниже.”

Поняли, о чем речь? Подогревать интерес читателя и вызывать желание дойти до того самого раздела — рабочий способ заставить его дочитать большой материал до конца.

Виртуозы копирайтинга вообще вставляют в текст ссылки на другие свои статьи – так читатель может бродить по сайту часами.

Лайфхак №3

Не креативьте слишком много. Если вы послушаете опытных авторов, посетите курсы копирайтинга или почитаете книги, то вам там расскажут, что “Ни для кого не секрет”, “Мы молодая, динамично развивающаяся компания”, “Стоит отметить” и прочие штампы употреблять ни в коем случае нельзя.

Это так, но запрос на такие стандартные формулировки все еще высок, и заказчикам это нравится. Поэтому если вас просят написать стандартный текст для сайта – не увлекайтесь креативом – могут не понять.

Переубеждать бесполезно. Вам скажут, что нас читают серьезные люди, а вы тут непонятно что написали. Такова жизнь.

Лайфхак №4

Читайте книги по основам копирайтинга. Это позволит постоянно развиваться и быть в курсе последних трендов.

Лайфхак №5

Будьте собой. Не пытайтесь писать как именитые авторы. Во-первых, все равно не получится. Во-вторых, так вы не сможете выработать свой уникальный авторский стиль.

А именно авторский почерк ценится сейчас больше всего. Он заключается в умении написать так, как не напишет больше никто.

Заключение

Итак, придумываем тему, составляем ТЗ, собираем материал, продумываем структуру, пишем и прогоняем по сервисам.

Надеемся, наша статья поможет вам сделать первые шаги в качестве автора текстов. Напоследок дадим главный совет – не бойтесь начать.

Писать может практически каждый. Закончим словами Стивена Кинга: “Для того чтобы хорошо писать, нужно много писать и много читать”. Воспользуйтесь советом мастера и откройте писательский талант. Успехов

🎈 Понравилась статья, поддержите ее лайком 👍 (ПАЛЕЦ ВВЕРХ). Это поможет другим людям узнать о ней

⚡ Будем признательны, если вы поделитесь статьей в соцсетях со своими друзьями!

✅ Подпишитесь на нас, чтобы получать новые статьи наших авторов первыми!

Оригинал статьи вы найдете здесь: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fsergeysmirnovblog.ru%2Fblogging%2Fkak-napisat-statyu.html

Новость, интервью, репортаж – информационные жанры журналистики. Статья – аналитический жанр. В статье журналист не просто излагает факты и приводит мнения, он их обобщает, вскрывает закономерности, делает выводы и прогнозы.

Парадокс, но «статьи» писал каждый, хотя этот жанр труднее большинства других. Я имею в виду школьные сочинения. Тут вам и факты, и мнения, и анализ, и выводы. Правда, тематика сочинений, как правило, ограничивается литературой. Работая как журналист, вы можете написать статью на любую, в том числе жгуче актуальную тему, или ту, в которой вы дока.

Главное – структура

Писатель Ш. сетовал: «Должен написать для журнала рассказ, а вдохновения нет. Придется мастерством брать».

Вот и мы будем «брать мастерством». Пошаговый план написания статьи включает в себя пять очевидных последовательных этапов:

1) нахождение темы
2) сбор фактов
3) анализ фактов и составление плана статьи
4) написание черновика
5) переработка и отделка текста

У начинающих эти этапы должны следовать один за другим, и автор должен знать, на каком этапе он находится в данный момент.


Шаг 1. Нахождение темы

В школе проще: там темы пишут на доске, остается выбрать. В журналистике бывает двояко:

Жизнь диктует тему.Могли ли спортивные журналисты проигнорировать недавний позорный провал российской молодежной сборной по футболу? Нет, не могли. Большинство изданий дали не только репортажи, но и статьи с анализом причин, почему наш молодой футбол дошел до жизни такой (избаловались!).

Журналист специально ищет тему, на которой еще не отметились коллеги-конкуренты, притом такую, чтобы заинтересовала читателей.Помощь в поисках темы может оказать «маркетинговое исследование» интересов аудитории. Это и анализ статистики запросов в поисковых системах Интернета, и анализ тематики блогов.

Просмотр подшивок с одной стороны может тему подсказать, с другой, напротив, предостеречь от обращения к избитой теме.
Есть еще креативные методы, например, «мозговой штурм», технологии которого мы посвятим отдельный выпуск.

В любом случае действуют универсальные требования к любому журналистскому материалу: он должен сообщать новое, важное, интересное.

Предположим, вы заинтересовались рынком контента для сотовых телефонов: рингтонов (звонков), картинок-заставок, игр. Рекламы много, обзорные статьи тоже есть, но ситуация меняется едва ли не каждый квартал, так что свежий материал лишним не будет. Да и интерес аудитории большой.


Шаг 2. Сбор фактов

С чего начать? Конечно, с цифр. Компания J’son & Partners, ведущее исследовательско-аналитическое агентство в сфере телекоммуникаций, наверняка знает, сколько денег мы потратили на рингтоны в 2004 году. Точно, знает: $300 млн. До $450 млн. потратим в 2005-м. Это больше рынка кинопроката.

Конечно, надо полистать журналы с рекламой рингтонов. Они печатают рейтинги популярности мелодий.

Нужно взять интервью у представителей контент-провайдеров, которые телефонный контент «выпекают». Как минимум, у двух-трех. Спросить, откуда берутся мелодии и картинки, какой процент они платят авторам, на какой возраст потребителей ориентируются.

Не лишним будет набраться личных впечатлений. Ну, с этим проще: разнообразные звонки звучат со всех сторон, не хочешь – услышишь. Главное зафиксировать, чтоб не забыть.

Таким образом, при сборе фактов для статьи используются все три источника, о которых мы говорили в прошлых выпусках: документы, интервью, личные наблюдения.

Часто срабатывает «закон коллекционера»: трудно найти первые экземпляры, затем, коллекция сама начинает «притягивать» вещи, которые обнаруживаются в самых невероятных местах. Сходная динамика ожидает добросовестного журналиста при сборе фактов.

На этом этапе вы еще не знаете, какие факты войдут в окончательный текст. Поэтому фактов и мнений нужно собрать как можно больше. Если в статью войдут все факты из вашего блокнота, значит, вы их недобрали.

Шаг 3. Анализ фактов и составление плана статьи

План статьи – это логика изложения материала. Никакой особой логики вам не требовалось при написании новости. Логика интервью – это логика живой беседы по канве заготовленного списка вопросов. «План» репортажа задается хронологией происходящего. В статье вы сами выстраиваете логику.

Как правило, уже на этапе сбора фактов в голове журналиста складывается примерный порядок их компоновки. Наступает момент, когда надо сесть за стол или за компьютер и зафиксировать план будущей статьи на «твердом носителе».

Полезно спросить себя: «В чем будет заключаться квинтэссенция моей статьи?» «О чем она?». «Что нового, важного, интересного я сообщаю аудитории?» Можно сформулировать суть статьи в одном предложении. Кстати, из такого предложения после отбрасывания необязательных слов может получиться неплохой заголовок.

Новички делают две ошибки. Они пытаются втиснуть в статью все факты, которые собрали. И они разбрасывают однородные факты по все статье, тогда как их следует сгруппировать и подавать смысловыми блоками.

Некоторые журналисты, начиная работать, разбивают собранные факты на две группы: те, которые обязательно должны войти в статью и – все остальные. Это облегчает отбор фактуры и помогает оптимизировать объем материала.

Ваш план может походить на план школьного сочинения: вначале вы приводите существующие взгляды на предмет, затем выдвигаете свое суждение, аргументируете его, делаете вывод. (Принципиальное отличие: если в школе план вы пишете «для галочки» или для учителя, то при написании статьи хороший план – ключевое условие успеха.)

Весьма часто применима «перевернутая пирамида»: самые важные факты и суждения сконцентрированы в лиде, аргументация и вся остальная информация расположена последовательно по мере убывания значимости.

Не менее часто используется обратная схема: вначале приводятся наблюдения, суждения, факты, затем они фокусируются в определенном выводе. При такой структуре важно помнить, что читатель не любит ждать. Мысль, ради которой вы пишете статью, не стоит откладывать на самый финал. Советуют формулировать ее не позднее пятого абзаца. Такой абзац называется «абзац-орех». Затем можете продолжить свою аргументацию.

Составляя логический план статьи, вы можете обнаружить, что какой-то информации не хватает. Тогда вы совершаете звонки вашим информаторам или снова встречаетесь с ними.

Так, например, планируя статью о рингтонах, вы понимаете, что не спросили у контент-провайдеров, почему они так любят пошлости – все эти груди, задницы, звуковые сигналы типа «Эй, мудила, бери мобилу». Спросили. Получили ответ: «Чтобы картинка хорошо продавалась, она должны быть одновременно прикольной и пошлой» (Сергей Мацук, Plastic Media). Отсюда неутешительный вывод всей статьи: «Рингтоны (и заставки – И.Б.) сегодня – самый объективный показатель того, что хочет слышать и на что хочет смотреть отечественный потребитель».

(В примере с рингтонами я попытался реконструировать возможный ход работы над материалом молодой журналистки Аллы Гераскиной. Ее большая статья «Правила дурного рингтона» опубликована в «Новой газете» № 83 от 7 ноября 2005 года.)


Шаг 4. Написание черновика

Если не знаете с чего начать, напишите хоть что-нибудь. Распишетесь – само пойдет. Только держите план перед глазами!

Помните, вы не гравируете золотом на мраморе. Скомкать и закинуть в корзину три-пять вариантов текста – это нормально.

Если пишете на компьютере, не удаляйте забракованные абзацы – лучше откиньте их в конец материала. Быть может, вы еще захотите их вернуть.

На этапе написания первоначального текста могут открыться недостатки плана. Не «консервируйте» несовершенный план, вернитесь к этапу 3, внесите в план коррективы. Это сэкономит вам время в дальнейшем.

Шаг 5. Переработка и отделка текста

Когда вы ставите последнюю точку, ваш текст кажется вам совершенным. Однако, скорее всего, это не так. Просто вы привыкли к тексту, ваш глаз «замылен».

Журналисты советуют «заморозить» статью, «отпустить» ее от себя, например, до следующего дня. Наутро вы сможете увидеть в статье недостатки, незамеченные накануне.

Практика выработала ряд конкретных требований (принципов, признаков) к журналистскому тексту. Приведем их по «Справочнику для журналистов Центральной и Восточной Европы». Авторы рекомендаций – опытные американские репортеры Малькольм Ф. Мэллет, Джеймс Дж. Килпатрик, Дон Мюррей.


Признаки хорошего стиля

1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный.

2. Полагайтесь в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают «картинку» в воображении читателя.Например, не «Машина сбила дерево», а «Желтый фольксваген врезался в огромный дуб». Глагол во втором варианте более выразителен, характерные черты машины и дерева также способствуют созданию картинки.

3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение.

4. Пользуйтесь простыми, короткими словами.

5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.

6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль – одно предложение. Средняя длина предложения – не более 18 слов.Исследования показывают, что понимание читателем текста растет по мере сокращения количества слов в предложениях. Не обязательно каждое предложение должно быть коротким, но сложных, длинных предложений лучше избегать вообще. Если же вы пользуетесь такими предложениями, поищите подходящие союзы – лучше всего «и» и «но». Сложноподчиненные предложения лучше трансформировать в сложносочиненные.

7. Проверяйте согласование времен глаголов.

8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы.

9. Используйте особенные, «повествующие» детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.

10. Дайте необходимую предысторию. Каждый материал должен «стоять на собственных ногах».

11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям.

12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.

13. Если вы знакомите читателя с кем-то в начале статьи, сделайте это еще раз при повторном упоминании этого человека, например: «Джонс, бухгалтер».

14. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы.

15. Не делайте голословных утверждений. Например, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример.

16. В драматических материалах соблюдайте сдержанный тон.

17. Показывайте, а не рассказывайте. Не «Он гневался», а – «Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали».

18. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале и конце.

19. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Приводите цитаты только в том случае, если что-то было сказано в своеобразной манере или есть необходимость привести фразу точно. Обычно пересказ экономит слова.

20. Перед приведением цитаты укажите ее источник.

21. Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль – краток.

22. Не растягивайте материал. Большинство тем нуждаются в простом и кратком изложении.

23. При переходе от одной части материала к другой используйте связующие слова и предложения.

24. Прочитайте статью вслух – так легче обнаружить неуклюжие места.

Если вы будете следовать этим советам, ваша проза, которая была тяжеловесной, многословной и запутанной, приобретет точность, краткость и ясность – эти три краеугольных камня журналистики. (Правда, перед этим вы составили крепкий логичный план и следовали ему.)


(с) Игорь Борисов
http://www.chernila.org.ua/?p=211#more-211

Обзор литературы по теме исследования – это важная и обязательная часть каждой научной работы. Литературный обзор помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования. Обзор литературы может быть включен во введение или стать самостоятельной главой научной работы ученого.

Литературный обзор для научной статьи

При подготовке публикаций для научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.

Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.

В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.

Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.

Качество библиографического поиска во многом определяет содержание статьи автора: чем эффективнее исследователь умеет работать с массивами документов и базами данных, тем точнее он сформулирует тему своей будущей публикации.

Для чего нужен обзор литературы в исследовании?

Обзор литературы в научной работе необходим для того, чтобы показать опыт предшественников автора и установить пробелы в изучении выбранной темы. Кроме того, цель обзора литературы заключается в том, чтобы автор не провел напрасную работу, повторив исследование других ученых, а смог внести вклад и преумножить научное знание по актуальной проблеме. Научный обзор литературы по теме исследования необходим, чтобы:

  • проанализировать имеющиеся материалы и сформировать новый подход к проблеме;
  • верифицировать результаты и выводы по итогам собственного исследования;
  • продемонстрировать отличие исследования автора от уже напечатанных трудов, т.е. продемонстрировать научную новизну и научный вклад;
  • сформулировать актуальность проводимого исследования;
  • обосновать значимость проблемы;
  • овладеть терминологией по соответствующей проблематике;
  • выявить основные методы исследования, применявшиеся для изучения проблемы.

При составлении литобзора стоит различать вид материалов. К литературе относятся работы, в которых другие исследователи рассматривают ту же или схожую проблематику. Не стоит путать литературу и категорию «источники», к которой относятся архивные материалы, официальные документы, фотографии, карты, видеозаписи и художественные репродукции.

Кроме того, в эту же группу можно отнести интервью, личные дневники и прочее. С развитием современных технологий в перечень источников стали включать и страницы веб-сайтов, и содержание телепередач – правила описания этих ресурсов отражены в отдельных разделах отраслевых ГОСТов 7.1-2003, 7.82-2001 и Р 7.0.100-2018.

К литературе относятся все материалы, в которых рассматривается или анализируется тема исследования. Научная литература может быть представлена монографиями, статьями, материалами конференций, диссертациями и авторефератами к ним.

Литература и источники приводятся по правилам оформления библиографических списков и с соблюдением правил цитирования.

Анализ литературных источников как метод исследования

Обзор литературы по конкретному вопросу может стать и самостоятельной темой научной работы – подобного рода исследования проводятся тогда, когда тема очень обширна, сложна для изучения и имеются сложности в систематизации источников или литературы по теме, напротив, очень мало.

Литературный обзор по теме исследования может строиться как ретроспектива, в которой рассматриваются основные теоретические работы по теме исследования, описываются основные школы, направления и течения, а также главные труды представителей этих школ.

Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.

Как писать литобзор?

К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:

  • уметь пользоваться традиционными каталогами библиотеки и базами данных, а также осуществлять онлайн-поиск;
  • обладать способностью анализировать и систематизировать материал;
  • правильно оформлять цитирование.

Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:

  • изучите массив литературы по выбранной проблеме;
  • выделите основные труды ученых-предшественников;
  • сопоставьте несколько воззрений на одну проблему, сравнив мнения представителей различных научных школ и течений;
  • определите недостатки и пробелы в существующей теории;
  • оцените необходимость и значимость собственного труда;
  • оформите текст, используя актуальные правила цитирования.

С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования.

Пример литературного обзора

Предлагаем вам ознакомиться с примером написания обзора литературы.

При написании научно-исследовательского труда автор должен не только строго соблюсти предусмотренную ГОСТом структуру, но и включить в каждый из разделов определенную информацию. К таким обязательным элементам относится обзор использованной литературы. Не стоит недооценивать сложность выполнения этой задачи. Если при выполнении диплома или другого типа работ студент использовал большое количество первоисточников, ему придется коротко, но емко описать каждую книгу, журнал, статью. Чтобы готовый научный труд соответствовал установленным нормам, давайте разберемся, как написать литературный обзор, какие функции он выполняет и что необходимо учесть при изложении материала.

Литобзор: общее понятие и отличия от других разделов научного труда

Прежде чем разобраться, как правильно написать литературный обзор, давайте выясним, что обозначает этот термин.

Под литобзором подразумевают элемент диссертации, диплома или другого вида НИР, в котором читателей ближе знакомят с материалами, на основании которых были проведены научные изыскания. Автор должен обосновать, почему для своих исследований он выбрал конкретные источники. Материал преподносится в виде систематизированной информации, описывающей источники, применяемые при работе над научным трудом.

Не стоит путать литературный обзор с библиографическим списком или рецензией. Это совершенно разные элементы НИР.

Библиография является простым перечнем первоисточников, представленным в виде нумерованного списка с информацией об авторе и наименовании книги, монографии или статьи. Что касается литературного обзора, то здесь перечислить наименования источников не достаточно. Автор:

  • проводит параллели между использованными материалами;
  • определяет отличия во взглядах на изучаемый вопрос;
  • анализирует представленные точки зрения и выражает собственное мнение о них.

Правильно выполненный анализ обращает внимание читателя на то, что студент всесторонне изучил выбранную тему.

Отличается литобзор и от рецензии. Во втором случае не требуется проведения параллелей и выполнения сравнительного анализа. Автор коротко описывает содержание публикации. Обязательное условие – выражение собственного мнения о прочитанном.

Литобзор может быть вынесен в отдельную главу или оформлен в качестве части раздела «Введение». Во вступительной главе обычно не описывают детально каждый источник, а только те, которые имели наибольшее влияние на результаты исследований. Это могут быть материалы, озвучивающие противоположный взгляд на суть проблемы. Объем такого анализа в среднем не превышает 3 тысячи знаков.

У студентов возникает вполне разумный вопрос – для чего же нужен литобзор, если существует библиографический список и рецензия? Ответ прост. Проводя анализ использованной литературы, автор демонстрирует, насколько глубоко он изучил тему и как результаты его исследований могут повлиять на мнение общественности по данному вопросу.

Как написать литературный обзор?

Обзор, как отдельная глава исследовательской работы

Как пишется литературный обзор, если речь идет об отдельном разделе? Его объем не должен превышать 30% НИР. Строгих ограничений по количеству страниц (знаков) нет. «Краткость – сестра таланта!» Именно эту старую добрую истину следует вспомнить при написании обзора. Не нужно «лить воду», материал должен быть изложен четко, без лишних слов и доступным языком.

Существует несколько негласных правил, позволяющих качественно изложить материал:

  1. Не стоит описывать все использованные первоисточники. Достаточно проанализировать книги (статьи), которые оказали наибольшее влияние на формирование собственного мнения у автора, помогли ему достичь полученных результатов.
  2. Следует использовать только уместные, имеющие отношение к теме актуальные источники. При поиске исходного материала лучше использовать проверенные сервисы, публикующие научную литературу. Информацию о них можно получить на кафедре ВУЗа.
  3. Нельзя включать в литературный обзор материалы, косвенно касающиеся темы исследования. Источник должен быть посвящен изучаемому вопросу и содержать интересную, актуальную информацию по теме. Использовать материалы для увеличения объема текста не стоит. Рецензент обязательно обратит на это внимание, что может привести к снижению итоговой оценки.
  4. Анализ литературы – не школьное изложение. Большинство членов комиссии знакомы с профильной литературой, поэтому пересказывать содержание источников не нужно. В обзоре излагается только анализ основных тезисов.
  5. Наличие логической связи между книгами и статьями поможет справиться с задачей на «отлично». Материалы можно объединить в группы по позиции авторов, периоду создания или другим признакам.

Не существует норматива, определяющего структуру литературного обзора. Студент может проводить анализ:

  • опираясь на точку зрения авторов на изучаемый вопрос;
  • выбрать основной источник, сделать его детальный обзор, дополнив его несколькими словами о менее важных публикациях;
  • проанализировать только современные материалы, упустив работы исследователей прошлых лет.

Какой вариант выбрать? Все зависит от желания автора, особенности его направления и темы научного труда.

Основная функция литобзора

Литературный обзор выполняет определенные функции. Автор демонстрирует, что детально изучил ранее опубликованные изыскания и определил, какие проблемы существуют по данной проблеме. Анализ помогает подчеркнуть новизну результатов проведенных исследований, подтверждая, что в ранее опубликованных материалах полученных данных нет.

Для чего пишут литобзор?

Обзор помогает исследователю:

  • провести анализ существующих публикаций и определить свой нестандартный подход и изучению вопроса;
  • продемонстрировать новизну собственных изысканий и их отличие от ранее опубликованных трудов;
  • обосновать значимость проблемы и предложенного способа ее решения;
  • провести верификацию полученных в результате проведенных изысканий результатов;
  • определить основные методы исследования, которые будут использоваться при написании научного труда.

Формируя обзор нужно понимать, какие источники относятся к категории «Литература». Это книги и другие материалы, написанные исследователями, изучающими ту или иную тему.

Источники описываются по правилам оформления библиографий. Нельзя забывать о существующих правилах цитирования.

Архивные и другие документы, видеозаписи, фотографии, карты при написании обзора не используются.

Написание литобзора

Навыки эффективного поиска и обработки информации помогают исследователям написать грамотный обзор. Чтобы справиться с задачей автор должен уметь:

  • пользоваться простыми и онлайн-библиотеками;
  • проводить анализ и систематизацию данных;
  • оформлять цитаты.

Мы уже говорили о том, пересказывать содержание изученных работ предшественников. Их труды исследователь использует в качестве вектора собственных изысканий. Чтобы правильно выполнить анализ литературы нужно:

  • изучить имеющиеся по теме НИР материалы;
  • выделить печатные издания, в которых представлены интересные взгляды ученых на проблему;
  • выбрать несколько разнообразных мнений ученых, сравнить взгляды представителей различных школ и направлений;
  • выявить недостатки в ранее изложенных теориях;
  • дать оценку значимости собственных изысканий;
  • оформить материал в соответствии с установленными требованиями.

Специалисты рекомендуют начинать написание научно-исследовательского труда именно с обзора литературы. Это поможет определить рамки работы, получить четкое понимание того, что описать в НИР.

Составление плана и общие рекомендации по написанию

План – это отличный помощник при написании текстов различной сложности и стиля. Благодаря ему автор сможет создать структурированный текст, части которого связаны друг с другом. Так как литературный обзор может быть построен по-разному, в зависимости от предпочтений автора, предлагаем вниманию читателей приблизительный вариант:

  1. Формулировка темы научного труда (это поможет определить круг поиска необходимых материалов).
  2. Количество источников (если в методических рекомендациях ВУЗа этого нет, нужно обязательно согласовать с научным руководителем).
  3. Применяемые способы анализа литературы (обычно используют сравнительный и аналитический, но нельзя забывать о собственном мнении).
  4. Обзор выбранных материалов (мы уже говорили о том, что анализ должен быть кратким, без «воды).
  5. Обоснование актуальности проведенных изысканий.

После составления плана нужно определить объем раздела.

Анализ должен начинаться с небольшого вступления. Достаточно написать несколько предложений, которые плавно «подведут» читателя к первому пункту. Глава должна быть разделена на подразделы. Это не только сделает работу визуально привлекательной, но и упростит знакомство с материалом. В тексте должны использоваться тезисы автора, опровергнуть или подтвердить которые нужно цитатами из ранее опубликованных работ.

Коротко об оформлении

Литобзор должен быть не только грамотно написан, но и правильно оформлен. Научные руководители к этому относятся очень строго, и нарушение требований может стать причиной возврата НИР на доработку.

Для набора текста следует использовать шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Обзор делится на подразделы, логически (или хронологически) связанные между собой.

При написании анализа исследователю не обойтись без ссылок, сносок и цитат. Их оформляют с учетом требований ГОСТа Р 7.0.5-2008.

Страницы раздела должны быть пронумерованы.

Как написать литературоведческую статью “Сказ” с примерами?

Иоанна1982
[24.7K]

6 лет назад 

Zolot­ynka
[551K]

6 лет назад 

  1. Дать определение понятия “сказ” (подробно написано в этом вопросе)
  2. Самые известные сказы собраны П.Бажовым на Урале и представляют собой сборник небольших историй, в которых переплелись религиозные верования и многовековой опыт народа, с давних времен населяющего эти края.
  3. Художественная образность сказов: написаны простым понятным языком, но в них встречается множество диалектных слов и афоризмов. Использование разного рода тропов придает сказам местный колорит.
  4. В качестве примера можно рассмотреть, например, “Малахитовую шкатулку”, какой смысловой посыл несет в себе эта история: почему, богатство не вегда является синонимом счастья ? В чем заключается глубокая мудрость уральских сказов?
  5. Закончить статью можно, упомянув о том, что уральские сказы – не только с интересом читают дети и взрослые, но они – неиссякаемый источник вдохновения для художников. Например, сказы – одна из самых любимых тем палехских художников (подробнее можно почитать в этом вопросе).

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Смотрите также:

Кто и почему сказал: “Не хило нас кейс триггернул”? Как перевести?

Бажов Уральские сказы, какое краткое содержание, герои?

Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха: презентация, что писать?

Что в сказе волшебного и что реального? Похож ли он на сказку?

Гений в одном, гениален во всём?

“Левша”. Ответы на вопросы в учебнике литературы 6 кл Коровина – где найти?

Открытка бабушке, смс Поздравление с рождением внуков, что писать, пример?

Как оригинально ответить на фразы: “Трудно сказать”, “Не могу сказать”?

Что сказать парню, чтобы он влюбился, фразы словами, в переписке какие?

Что сказать девушке, чтобы она вернулась, своими словами, в сообщении?

Добавить комментарий