Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Построение логографов.
Подготовка к итоговому сочинению.
Консультация № 4.
«Работа над экзаменационным сочинением
по литературе в 11 классе». -
2 слайд
Что такое логограф?
Логограф –логическая
схема
доказательств
основной мысли.
-
3 слайд
Структура логографа
сочинения – рассуждения.
Тезис
1 аргумент
2 аргумент
пример
мини – вывод
пример
мини – вывод
Общий вывод -
4 слайд
Тезис
Тезис – это основная мысль, требующая доказательств.
Тезис – утверждение, истинность которого, надо доказать.
В тезисе все слова должны быть понятны, в прямом значении, однозначные.
Тезис лучше формулировать простым предложением. -
5 слайд
Аргументы
Аргументы – суждения, используемые для доказательства истинности тезиса / основной мысли.
Доводы – это такие суждения, которые считаем верными. Они должны убеждать нас в истинности тезиса. -
6 слайд
Пример
Пример – конкретное явление (показательный частный случай), приводимое для объяснения чего – нибудь, в доказательство, в подтверждение своей мысли.Пример из литературы – действия определенного героя в той или иной ситуации, служащие иллюстрацией к сформулированному аргументу.
Примеры должны соответствовать тезису.
-
7 слайд
Вывод
Вывод – полезное знание, полученное с помощью текста.
Заключение обязательно должно быть связано с тезисом. -
8 слайд
Логограф – помощник
в написании сочинения
Критерий № 1. «Соответствие теме».
Помогает написать сочинение на предложенную тему, раскрыть ее, не потерять главной мысли.
Критерий № 2 «Аргументация».
Помогает привлечению литературного материала (аргументы и примеры).
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Четкая структура позволяет композиционно и логически правильно выстроить сочинение.
Таким образом, составление логографа будущего сочинения помогает написать текст, соответствующий всем необходимым критериям. -
9 слайд
Подготовка к сочинению.
Составляем логограф и пишем сочинения по всем направлениям.
Желательно с выбором темы (направлением) определиться заранее.
Как выбирать тему?
Нравится, понятна, могу легко подобрать примеры.
Выбираем два направления, которые больше нравятся и проще писать. Детально к ним готовимся. -
10 слайд
Работа над выбранной темой (направлением)
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций
Родителей и детей
Мужчины и женщины
Человека и окружающего его мира.
Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах. -
11 слайд
Что такое ЛЮБОВЬ?
Это чувство глубокой привязанности к другому человеку, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу, человеку.
Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности. (А. С. Макаренко) -
12 слайд
Родители и дети
Взаимоотношения детей и родителей
Любовь к детям
Материнская любовь
Отцовская любовь
Любовь к родителям -
13 слайд
P.S. Помните, что вам надо раскрыть
светлые и трагические стороны. -
14 слайд
Самая сильная любовь – любовь матери к ребенку
-
15 слайд
О любви к родителям
Цените своих родителей – они единственные, кто не оставит вас в любой сложившейся ситуации.
(Омар Хайям)
Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына.
(В. Г. Белинский)
Любовь к родителям – основа всех добродетелей.
(Цицерон) -
16 слайд
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред.
(В. А. Сухомлинский)
О любви к родителям. -
17 слайд
Любовь мужчины и женщины
-
18 слайд
О любви
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (Первое послание ап. Павла к Коринфянам гл. 13). -
19 слайд
О любви
Земная жизнь дана человеку для того, чтобы он принес ее в жертву любви. Если же человек не смог при жизни на земле испытать счастье любви, которая вся строится на самоотдаче, то в своем посмертном бытии ему остается только мука от невозможности любить.
(Ф.М. Достоевский) -
20 слайд
Алгоритм работы
над сочинением
Напишите тему, поразмышляйте над формулировкой.
Сформулируйте основную мысль (тезис), которую впоследствии будете раскрывать.
Подберите аргументы к тезису.
Подберите примеры к аргументам из литературы.
Сформулируйте мини – выводы.
Составьте логограф, запишите в него.
Сформулируйте вывод и запишите.
Посмотрите полученный логограф. Проверьте, получилось ли логично раскрыть выбранную тему.
Приступите к написанию сочинения в черновике (придайте каждой части художественную форму).
Прочитайте свой черновой вариант. Дополните, исправьте.
Переписывайте на чистовик. -
21 слайд
Помните
Всё формулируйте предложениями.
Логограф отражает абзацы.
Второй и третий абзацы (основная часть) оформляются как мини – сочинения (вступление, основная часть, заключение).
Аргументы и примеры относятся к тезису, раскрывают основную мысль сочинения. -
22 слайд
Домашнее задание
Составьте логограф по направлению «ДОМ».
Какие трудности возникли при составлении логографа?
Нужны ли логографы для подготовки к сочинению? -
23 слайд
Связана ли судьба человека с его воспитанием?
Значит судьба человека тесно связана с его воспитанием и данным ему обществом, а это в большинстве зависит от родителей или учителей, наставников. Клочихин Павел -
24 слайд
Как отношения в отчем доме влияют на человека?
Научиться уважать человека и любить близких можно только в дружной семье.
В романе Л. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых добрые отношения между членами семьи. Всё семейство Ростовых-это воплощенная любовь. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети чувствуют родительскую нежность и ласку.
Если ребенка не любят в отчем доме, он не может вырасти счастливым.
Совсем другая атмосфера в семье Курагиных. Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Между членами семьи нет духовных связей, только кровные. Курагин воспитанием своих детей не занимается .Здесь царит одиночество, каждый живет своей жизнью.
Значит, в хорошей и дружной семье человек вырастет добрым, с хорошими качествами. В плохой же семье , наоборот, он будет несчастным, не познавший любви и радости.
Шмелёвой А. -
25 слайд
Как отношения в отчем доме влияют на человека?
Холодные семейные отношения формируют в человеке отрицательные черты характера. Например в произведении Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» каждый член семьи существует обособленно, каждый руководствуется своими интересами, каждый занят лишь собой. Это приводит к семейному разладу, что в свою очередь развивает в людях такие отрицательные качества как злость, наглость, лицемерие, эгоизм, жестокость. Вспомним Настю, те ужасные, жуткие эпизоды произведения, где она безжалостно и жестоко ругала своих кукол , корчила рожи перед зеркалом, как она относилась к семье и родителям.
Светлая, добрая домашняя атмосфера положительно влияет на характер человека. Если в семье царит понимание, спокойствие, радость, то это качества обязательно найдут отражение в душах людей. Ярким примером является семья Ростовых из произведения Л. Н. Толстого «Война и Мир». Родители безгранично любят своих детей, уделяют им внимание, заботятся о них. Дети отвечают им взаимностью. Они поддерживают своих родителей, в трудные жизненные периоды поддерживают их, помогают справится с трудностями.Значит, можно смело утверждать, что отношения в отчем доме очень сильно влияют на характер человека, формируют его личность. Справедливо говорят: « Что посеешь, то и пожнешь».
Коновалова Е. -
26 слайд
Потеря дома – большое несчастье в жизни человека.
Теряя родной дом, человек разрывает связь с прошлым, теряет опору.
Любовь Раневская, героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», из-за собственного безволия и неприспособленности к жизни оказалась не в состоянии отстоять свой родной дом, бывший ее крепостью и гаванью, дом, в котором жили ее предки. После потери вишневого сада ее ожидает неопределенное, смутное будущее.
Что делать человеку, которого не ждут дома?
Васька, главный герой повести В.Г Короленко «В дурном обществе», имея родной дом, чувствовал себя чужим – после смерти матери он рос, как сорная трава, – отец не смог найти в своем сердце любви к сыну(любил он лишь дочь, похожую на его покойную жену). Мальчик был лишен домашней, семейной атмосферы – дома его никто не ждал.
Значит, в жизни человека огромное значение имеет не только дом в материальном смысле, но и в духовном – семья, тепло, ощущение преемственности поколений. Потеря всего этого делает человека несчастным.
Бельды В. -
27 слайд
Ресурсы
Вебинар Д. И. Архаровой на сайте «Могу писать» -
28 слайд
МКОУ СОШ им. Героя Российской Федерации М. Пассара Найхинского с/п
Учитель русского языка и литературы Мироненко Е.П.
Октябрь 2015
Краткое описание документа:
Презентация “Построение логографов. Подготовка к итоговому сочинению” составлена мною в октябре 2015 после вебинарных занятий на сайте “Могу писать”, проводимых Д. И. Архаровой. (Дина Ивановна Архарова, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», кандидат филологических наук, автор множества учебных пособий по развитию письменной речи и подготовке к ЕГЭ, эксперт ЕГЭ, ежегодно проверяющий сотни сочинений).
Надеюсь, что данная презентация поможет учителям и одиннадцатиклассникам подготовиться к итоговому сочинению по литературе.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 900 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 14.10.2016
- 288
- 0
- 14.10.2016
- 241
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 14.10.2016
- 15370
- 20
- 14.10.2016
- 2864
- 11
- 14.10.2016
- 2706
- 7
- 14.10.2016
- 552
- 0
- 14.10.2016
- 356
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
На уроках обучения сочинению мы часто говорим о
том, что необходимо научиться излагать свои
мысли. Письменные работы – прекрасная
тренировка и для пятиклассников и для
одиннадцатиклассников.
Иногда учащиеся считают, что для написания
сочинения достаточно знать содержание и
проблемы художественного произведения. Конечно,
это необходимое условие для создания творческой
работы, но этого совершенно недостаточно! За этим
стоит целый список ошибок в умении оформлять
свои мысли: неточное или неполное раскрытие темы,
отсутствие логики, повторы, «плохой» стиль,
неоригинальность. Таким образом, второе условие
написания сочинения – умение четко, интересно
выстроить ответ, изложить мысли по-своему и не
уйти от темы.
Работа по расположению материала для учащихся,
по-прежнему, остается сложным вопросом. В
методической литературе представлены различные
формы работы над сочинением, но разновидность
данного материала приводит к невозможности
выделить что-то одно, действительно подходящее
для всех без исключения.
Хотелось бы поделиться небольшим опытом работы
по изобретению содержания текста на уроках. Взяв
за основу методические рекомендации,
предложенные авторским коллективом кафедры
лингвистики ИРРО (Екатеринбург) Д.И.Архаровой,
Т.А. Долининой, Н.А.Юшковой, на занятиях русского
языка, литературы и риторики при работе над
созданием текста я использую логограф. Логограф
– это схема доказательств основной мысли только
к основной части работы (вступление – логограф –
заключение).
Если говорить о технологии, то формы и методы
работы, основанные на принципах педагогики
взаимодействия: групповая и коллективная, в
основе которых лежат субъект-субъектные
отношения, способны пробудить к творчеству даже
самого ленивого.
Сдвиги в обучении происходят только благодаря
технологии интерактивного обучения!
Итак, учащиеся делятся на группы (иногда
учитель сам формирует их, разумеется, без ведома
детей), далее идет обсуждение темы сочинения
согласно плану урока. После идет работа в группе
по составлению логографа, а уж потом каждый
учащийся творит, опираясь на предложенный план.
Учитель предлагает свою помощь по мере
необходимости. В старших классах учащиеся уже
составляют логические схемы самостоятельно.
Прежде, чем построить логограф, учащиеся должны
четко разграничивать типы речи (Приложение 1).
Методика обучения была встречена моими
учениками неоднозначно. Кому-то такая форма
показалась трудной, «слишком заумной»,
непонятной. Другие увидели в ней множество
преимуществ по сравнению с традиционным планом
написания сочинения.
Шестиклассники приняли данную методику на ура
и радуются каждому занятию, на котором строим
логограф. Особенно им нравится выполнять такую
работу в группах или парах: логограф чертят
вместе, а по нему уже пишут сочинение
самостоятельно. Итог великолепный! Даже
безнадежные двоечники, подключившись к работе и
увидев собственный результат, искренне
удивлялись: я, оказывается, тоже умею писать
сочинение! На мой вопрос, разве вы написали бы
по-другому по обычному плану, слышу: конечно, нет!
Нужно отметить, что после работы в группах по
логографу начали говорить и те, кто привык
отмалчиваться на уроках. Дети учатся видеть свои
и чужие успехи и промахи. Равнодушных на всех
этапах работы не бывает. Интересно, что те
учащиеся, письменные работы которых были не
совсем удачными, активно работают в группах,
хорошо отвечают устно. Наблюдение за подобной
работой дает мне богатый материал для дальнейшей
педагогической деятельности. Добавлю, что
творческие работы и сочинения стараемся писать в
классе, чтобы исключить списывание чужих мыслей
и (иногда неудачную) помощь взрослых. На мой
взгляд, после знакомства с подобной формой
работы у детей исчезает боязнь чистого листа
бумаги, и они, в большинстве своем, легко и
непринужденно творят свое произведение.
Старшеклассники к методике использования
логографа отнеслись критически, несерьезно,
безразлично. Я долго доказывала выгодность этой
формы работы, и вот уже через месяц пятеро все же
поменяли гнев на милость и по-новому взглянули на
«скучные, ненужные схемы». Путем проб и ошибок,
путем горячих споров и открытий мы на
факультативе движемся к заветной цели: к
выпускному сочинению! Остальные упрямо
конспектируют чужие труды из бестселлера «200
лучших». Что ж, каждый выбирает по себе.
В, целом, я считаю, что особых затруднений
построение логографа не вызывает. Сильная
сторона работ учащихся – умение держать
основную мысль на протяжении всего текста.
Ребята четко усвоили структуру: если уходишь от
темы, логограф получается «скособоченным».
Школьники умеют приводить в качестве примеров
достаточно значимые аргументы, чувствуют логику
рассуждения. Из недостатков можно выделить самый
распространенный: есть доказательство
выдвинутого тезиса, но ученик не чувствует, что
нарушена последовательность в рассуждении.
Некоторые схемы выполняются на эмоциональном
уровне и не отражают основную мысль. А вот что
говорят сами ребята:
«Сразу представляю скелет своего сочинения.
Так легче».
«Я так радуюсь, что мой логограф съезжает в
сторону – сразу видно, что ушла от темы».
«С помощью логографа мне проще держать
основную мысль текста и внутри головы и снаружи».
«Мне, например, очень трудно его составлять,
сразу пугаюсь: а вдруг неправильно!»
«Иногда он получается кривобоким, но это
недостатки только моего ума».
«Конечно, пусть логограф используют те, кому он
помогает, мне все равно»
«В любом случае, о логографе надо говорить,
объяснять, как с ним работать».
Итак, мои учащиеся включились в работу по
построению логографа. Впереди еще много побед и
поражений, но главное, я считаю, ребята по
достоинству оценили данную форму обучения
сочинению. Такая работа оказывает положительное
влияние и на учебно-воспитательный процесс: свои
знания по составлению связного текста учащиеся
применяют и на других уроках, что позволяет снять
некоторые проблемы при подготовке к занятиям.
В качестве примера приведу логограф,
составленный по теме сочинения «Допрос во дворце
Ирода Великого». Цель данной работы: показать,
что, по мнению М.А. Булгакова, невозможно
торжество справедливости, пока есть
человеческие пороки: подлость, гордыня,
чинопочитание.(Приложение 2)
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
Задание 5. Прочитайте предвыборную листовку. Кто является ее потенциальным адресатом? Расширьте текст, включив в него предполагаемую позицию С. Никифорова по отношению к православию. Почему включение этой позиции является уместным и даже необходимым? Какие элементы текста, в свою очередь, можно сократить, чтобы его объем остался на уровне среднего объема листовки?
Текст листовки
Мы заслужили право получить лучшего депутата! И ЭТОТ ДЕПУТАТ
– СЕРГЕЙ НИКИФОРОВ! Вы все его хорошо знаете, он уже оправдал наше доверие. Это человек дела, чести и совести. Без его внимания и заботы не остается ни один человек, который хотя бы раз обратился к нему за помощью. Он не чурается людей, он не прячется от нас за ордами охраны и высокими дверями кабинетов.
Благодаря ему в нашем районе работает наша организация «Старая гвардия». Именно благодаря ему у нас появилась возможность встречаться и общаться, делиться своими проблемами и радостями, воплощать в жизнь наши идеи.
Мы устали от равнодушия! Мы устали от повседневных проблем! Многие из нас уже и не верили, что в этом жестоком мире люди старшего поколения нужны и востребованы, что нам бескорыстно кто-то может помогать, что нас готовы слушать.
Веру в себя, веру в свои силы нам вернули СЕРГЕЙ НИКИФОРОВ и наша организация «СТАРАЯ ГВАРДИЯ».
Задание 6. Прочитайте краткую биографию кандидата в депутаты И. Овчинниковой. Как редактору вам нужна переделка этой краткой биографии в биографию расширенную, имиджевую. Какой имидж, на ваш взгляд, более всего подходит И. Овчинниковой? Напишите автору краткой биографии рабочую рецензию с просьбой предоставить дополнительную информацию, уточняющую важные для создания имиджа И. Овчинниковой моменты.
Краткая биография
ИРА ОВЧИННИКОВА – начальник Управления Пенсионного Фонда по Верх-Исетскому району.
Родилась в 1960 году в поселке Владимировка Кустанайской области в рабочей семье.
Закончив в 1977 году среднюю школу, поступила на математикомеханический факультет Уральского госуниверситета.
В1982 году, завершив учебу в вузе, была распределена на производственное объединение «Турбомоторный завод» и начала трудовую деятельность инженером-конструктором в специально-конструкторском бюро газотурбостроения. Работая на заводе, без отрыва от производства закончила курсы бухгалтеров.
С 1993 года начинает работать в Отделении Пенсионного фонда Свердловской области, где проходит путь от рядового уполномоченного до начальника Пенсионного фонда по Верх-Исетскому району.
10 лет возглавляет Управление Пенсионного фонда по Верх-Исет- скому району, руководит коллективом из 119 человек.
В2001 году избиратели округа № 2 Верх-Исетского района выбирают Иру Овчинникову своим депутатом в городскую Думу Екатеринбурга. Награждена Почетной грамотой губернатора Свердловской области, Почетным Знаком Пенсионного Фонда России.
81
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
Ира Овчинникова – инициатор разработки уникального для России Положения о муниципальной компенсационной выплате.
Пенсионеры нашего города называют эту выплату просто – «городская прибавка к пенсии».
82
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
7.2. Логограф текста и его корректировка
Понятие «логограф» в широком смысле термина означает логическую схему текста, и в первую очередь – текста с убеждающей интенцией. Схема включает: а) основную мысль (основной тезис) текста (т. е. авторскую позицию); б) систему констатирующих тезисов, продвигающих рассуждение; в) в ряде случаев – систему развивающих тезисов, разъясняющих тезисы констатирующие; г) вывод – аналитическую оценку ситуации. Эти основные элементы логической структуры текста часто дополняются второстепенными элементами – иллюстративным материалом и фоном. Набор перечисленных выше компонентов смысловой структуры текста является нежестким, вариативным, зависящим от жанрового решения, однако основной тезис (авторская позиция) и доказательная или убеждающая части в рекламных и PR-текстах присутствуют всегда. Основной тезис может быть эксплицитным или имплицитным (скрытым, подтекстовым), вывод может не эксплицироваться автором, а навязываться читателю с помощью различных манипуля-тивных тактик, аргументация может быть логической или паралогической, однако внутренняя структура доказа- тельно-убеждающе-го типа – это неотъемлемая составляющая организации текстов, направленных на формирование или изменение внутреннего мира адресата. Приведем пример предвыборной листовки, в которой текст соотносится со структурой «чистого» рассужде- ния-доказательства с эксплицированной схемой и «прямой логической композицией» (Май-
данова, 1998).
(Основной тезис, представленный в заголовке)
Мы будем голосовать за Константина Цыбко
1.(Констатирующий тезис). Государственная Дума – это орган законодательной власти. Ее основная задача – подготовка и принятие законов. Хорошие законы могут писать только люди с юридическим образованием.
(Первый предварительный вывод). Константин Цыбко не просто хороший юрист, он кандидат юридических наук.
2.(Констатирующий тезис). Екатеринбург – промышленный город. Жизнь граждан зависит от эффективной работы предприятий. Помочь развитию промышленности может только человек, знающий ее проблемы изнутри.
(Второй предварительный вывод). Константин Цыбко с 1997 года работает на одном из крупнейших заводов Свердловской области.
3.(Констатирующий тезис). Золотовалютный резерв России – 87 миллиардов долларов. Для экономической стабильности достаточно резерва 40 миллиардов, а остальные деньги необходимо направить в социальную сферу: на увеличение пенсий, заработной платы врачам, педагогам, работникам культуры. В этом случае минимальная заработная плата может быть повышена до 6 тысяч рублей, а минимальная пенсия – до 4 тысяч.
(Третий предварительный вывод). Константин Цыбко уже разработал законопроект, позволяющий осуществить это.
4.(Констатирующий тезис). По-прежнему одной из основных проблем нашей страны является невыполнение социальных обязательств перед незащищенными слоями населения: ветеранами, пенсионерами, инвалидами, чернобыльцами.
83
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
(Четвертый предварительный вывод). Константин Цыбко более двух лет в рамках «Фонда законодательных инициатив» помогает тем, о ком забыло государство. Он знает и решает их проблемы.
(Общий вывод). Константин Цыбко – отзывчивый, честный и образованный человек в расцвете сил. Ему по плечу любые задачи. Призываем вас поддержать Константина Цыбко.
Выберем нового депутата! Инициативная группа
Дефекты подобных текстов часто сводятся к подмене в текстовой ткани основного тезиса, несоответствии констатирующих тезисов основному, а развивающих – констатирующему, к недостаточности аргументации, смысловому противоречию между тезисом и выводом. Однако главной ошибкой в структуре логографа является невыраженность авторской позиции. По этому поводу С.И. Сметанина пишет: «Если авторской концепции нет, если она неясная, расплывчатая, если она логически не соотносится с остальным изложением, то текст признается дефектным и требует или переделки, или редактирования» (Сметанина, 2003).
Задание 1. Составьте логограф приведенных ниже рекламных текстов по следующей схеме:
–номинация товара;
–основной тезис (ведущее качество товара);
–аргументы ЗА (блага, которые может поучить потенциальный покупатель);
–апелляция к потенциальному покупателю (идея текста – призыв приобрести товар). Предложите свой вариант этих рекламных объявлений.
1. Доска по цене паркета Только с 1 апреля по 30 июля ценителям натуральных материалов
«Паркет Холл» предоставляет прекрасную возможность приобрести массивную доску из клена и бука – по цене штучного паркета! Целиком изготовленная из массива древесины, высокопрочная, надежная и долговечная, массивная доска по праву считается сегодня самым элитным напольным покрытием.
Купив однажды, вы не пожалеете никогда! 2. У качества нет обратной стороны
Стиральная машина ИНДЕЗИТ – это техническое совершенство с любой точки зрения. А ее главные черты – надежность и долговечность. Каждая деталь этой машины, даже самая маленькая и незаметная, сделана по новейшим технологиям из сверхпрочных материалов. В новой стиральной машине Индезит от 15 до 18 программ, и она удивительно проста и удобна в управлении. Купив стиральную машину Индезит, вы сразу поймете: с какой стороны ни посмотри – качество очевидно.
Задание 2. В виде плана составьте логограф письма-обращения общественной организации к массовому адресату (основной тезис, констатирующие тезисы, аргументы, вывод). Какой вид аргументов преобладает в тексте: ад рем (к делу) или ад хоминем (к человеку)?
Обращение к избирателям
Мы, представители общественных организаций инвалидов, обращаемся ко всем представителям столицы Среднего Урала со своей просьбой – поддержать Юрия Осинцева.
В нынешнем Екатеринбурге особенно сложно и трудно приходится людям с ограниченными физическими возможностями. Мы ощущаем
84
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
острый дефицит заботы и сочувствия со стороны городской администрации. Инвалиды фактически брошены городскими чиновниками на произвол судьбы. Мэрия выталкивает нас на обочину жизни.
Нам остается надеяться только на то, что главой Екатеринбурга станет Юрий Осинцев. Мы знаем, что он прислушивается к нашим проблемам и поможет возродить предприятия бытового обслуживания организаций инвалидов, обеспечив их производственными помещениями по льготным условиям. Это поможет нам зарабатывать и, значит, более уверенно адаптироваться к сегодняшним условиям жизни.
Мы тоже хотим жить и работать. Нам тоже нужно полноценное человеческое бытие.
Поэтому перед решающим голосованием по выборам главы Екатеринбурга, от исхода которого зависит наша судьба, мы просим всех екатеринбуржцев не забыть о нашей просьбе – поддержать Юрия Осинцева.
Уважаемые земляки! Наша судьба – в вашем выборе. (Подписи)
Задание 3. Составьте логограф приведенного предвыборного обращения. Какие дефекты текста вы отметили? Напишите автору обращения письмо, в котором охарактеризуйте ошибки в логической структуре текста и дадите указания по его доработке.
Уважаемые земляки! Мы – великий народ и должны жить достойно! Сплотимся, отстоим и защитим свои права на реальную заработную плату, доступное образование, лечение, жилье и спокойную старость; установим контроль за распределением результатов труда, за ценообразованием продовольственных, промышленных товаров и в сфере услуг ЖКХ; сохраним и укрепим уральскую промышленность и сельское хозяйство.
Власть принадлежит народу. На выборах, отдавая голоса за кандидата, граждане доверяют ему свою власть. Практика показывает, что голосуют менее половины избирателей. Избранный меньшинством не чувствует ответственности перед избирателем! Именно поэтому каждый гражданин, сознающий ответственность за судьбу своей родины и страны, обязан принять участие в голосовании и опустить свой бюллетень за того, с кем готов поднимать нашу Родину, за того, кто ответственен перед трудовым народом.
Призываю Вас: ВСЕ НА ВЫБОРЫ!!!
(Обращение Нязипа Сарварова к жителям Свердловской области)
Задание 4. Соотнесите объем основной, концептуальной информации письма в поддержку кандидата в депутаты и объем фоновой информации. Почему неудачное соотношение информационных блоков затрудняет реализацию авторского замысла? Перепишите письмо, оптимизировав это соотношение, выстроив более четкую смысловую структуру текста и устранив имеющиеся ошибки.
Человек познается в беде
Не зря говорят в нашем народе – друг познается в беде. Нигде так полно не познается характер человека, как в трудностях, когда от него требуется проявить силу воли, готовность жертвовать своими интересами ради товарищей.
Так случилось, что я познакомился с Сергеем Ланцовым именно в ситуации, когда нам обоим пришлось выполнять боевые задачи в
85
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
зоне азербайджано-армянского конфликта близ города Шеки, в тогдашней Азербайджанской Союзной Советской Республике.
Сейчас об этом тяжелом времени, когда жестокая война за Карабах разделила два некогда братских народа и доставила неисчислимые беды тысячам семей, помнят не все, но из истории правды не вычеркнешь. Подразделения армии и МВД были использованы для того, чтобы остановить насилие, спасти людей и подвести врагов к переговорам. Тогда еще не было понятия «миротворец», но кроме нас в Карабахе эти функции выполнять было некому. Никого тому и не учили.
Да и разве могла прийти в голову, что в Союзе, который справедливо называли семьей народов, может вспухнуть кровопролитие на национальной почве! Теперь же единственная надежда – ты, советский офицер. Приходилось действовать быстро, решения принимать без права на ошибку – ответственность висела на каждом огромная. Измученные войной жители смотрели на военных с большой надеждой. К тому же от нас требовалась поистине дипломатическая выдержка, россияне не могли проявлять симпатий к той, либо другой стороне конфликта.
В этой исключительно сложной обстановке Сергей Ланцов проявил свои самые лучшие качества. Работал он точно, решительно, но вместе с тем максимально деликатно. По полной программе использовал свои знания и навыки офицера-спасателя, там они были очень актуальны, имелись значительные разрушения. На Востоке ценят мудрость, и Ланцов, несмотря на относительно зрелый возраст, пользовался большим уважением как в офицерском коллективе, так и среди местного населения. Простота и доступность, готовность помочь товарищу сделали его человеком популярным, к нему тянулись люди, от него исходил оптимизм, без которого в зонах боевых действий существовать трудно.
Таким же открытым и добрым человеком Сергей Константинович остается и сегодня, уже в мирной жизни помогая людям в обеспечении их безопасности. И пусть работа его далеко не всегда заметна и остается «за кадром», а рассказ о ней вряд ли часто попадает на страницы газет, это непринципиально. Он настоящий профессионал, доказавший свое мастерство в критических ситуациях и в мирной жизни.
(Общественно-политическая газета «Огонь души». 15.08.2003)
Задание 5. Работая с заголовком, редактор должен уметь соотнести его с содержанием текста и с подзаголовками. Заглавие может быть номинативного, информативного, рекламного и иного типов, но система, включающая заголовок и подзаголовки, должна читаться как один целостный мини-текст, например:
«Ах, эта свадьба, свадьба…», или главное событие в жизни египтян
Знакомство Приготовления к свадьбе
Официальная регистрация брака
Медовый месяц («Комсомольская правда в Египте», 10.07.2008)
Задание 6. Проанализируйте текст с точки зрения дефектов логографа:
–соотношение темы и микротем текста;
–соотношение заголовка и подзаголовков;
–соотношение основного тезиса текста и развивающих тезисов.
86
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
Напишите письмо автору текста с критическими замечаниями и предложениями по доработке.
Темы классов
Класс по уходу за кожей лица «Основа», «Таймвайз» и «Велосити». Сияющая. Свежая. Гладкая. Бархатистая. Вы хотите, чтобы именно
так выглядела ваша кожа? Система по уходу за кожей «Основа» может материализовать ваше желание. Ведь это именно тот комплексный подход, который позволяет достигать наилучших результатов. И очень скоро вы увидите в зеркале вашу мечту: свежая, сияющая, гладкая кожа.
Система по уходу за кожей лица «Таймвайз», благодаря революционным разработкам, подходит для всех типов кожи и позволяет за ней ухаживать, используя основные этапы.
Напоите кожу живой водой
Мы уверены, что с «Мэри Кэй» вы сможете иметь прекрасную кожу в любом возрасте. Вы только должны знать, в чем больше всего нуждается ваша кожа и когда. Благодаря специализированным средствам ваша кожа будет замечательно выглядеть, потому что формула каждого средства оказывает ежедневный дополнительный уход за вашей кожей.
Новый взгляд на жизнь
Некоторые участки кожи требуют особого внимания. Воспользуйтесь косметическими средствами, специально разработанными для ухода за кожей в области глаз, которые позволят вам всегда прекрасно выглядеть.
Искушение цветом
Техника нанесения макияжа – это важный фактор при создании красивого образа. Вас научат использовать различные техники нанесения макияжа, подбирать гармоничную цветовую гамму, умело корректировать природные недостатки основных черт лица и выгодно подчеркивать их достоинства.
Аромат совершенства
Аромат – макияж души. «Частная коллекция СПА» подарит вам настоящее блаженство и аромат.
Задание 7. Найдите публикацию, в которой система «заголовок – подзаголовки» НЕ читается как один мини-текст, не отражает развитие темы и/или ход авторской мысли. Отредактируйте мини-текст, включающий заголовок и подзаголовки.
Задание 8. Заглавия PR-текстов, по сути, всегда выполняют воздействующую функцию. Именно в заглавиях часто манифестируется авторская позиция, направленная на формирование или корректировку модели мира читателя. Прочитайте текст, взятый из газеты «Добрые дела – людям» (предвыборный материал кандидата в депутата городской Думы г. Екатеринбурга А. Никифорова). Соотнесите авторскую целеустановку (зачем написан текст?), заголовок (о чем текст?) и содержание текста (что именно сообщается в тексте?). Какие несоответствия вы отметили? Напишите рецензию автору текста с указаниями по его доработке. Предложите вариант финала, отражающий тему, основную мысль и цель автора текста.
За здоровьем едем в Тарасково
Здешнему однопрестольному каменному храму уже без малого сто лет. Он был освящен в 1906 году. Закрыли храм в 1934-м. После 60 лет пребывания в поругании святыня была возвращена верующим. С 1994 года церковь в Тарасково вновь открыта для прихожан.
87
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
В храм, возрожденный из забытья, сегодня устремляются не только православные жители Тарасково и окрестных деревень – сюда едут паломники со всей области. На всю округу село Тарасково известно тем, что в нем есть источники, вода из которых приносит исцеление от многих недугов. За это источники прозвали «живоносными».
Депутатский центр Анатолия Никофорова уже много лет организует бесплатные автобусные экскурсии в Тарасково для всех желающих жителей Верх-Исетского района. Особенно радуются таким путешествиям ветераны и инвалиды, не имеющие практически никакой другой возможности выезжать за пределы города. По словам участников поездок, путешествия к живоносным источникам позволяют и подлечить организм, и набраться новых сил. Кроме всего прочего, Тарасково входит в перечень паломнических мест, указанных Епархиальным паломническим отделом Екатеринбургской епархии. «Путешествие в Тарасково дало нам возможность насладиться истинно русской природой, прикоснуться к Святыне и ощутить чудодейственную силу источников» – эти слова чаще всего можно услышать от тех, кому посчастливилось побывать в поездках, организованных депутатским центром.
О путешествиях в село Тарасково, состоявшихся 30 сентября и 5 ноября, нам рассказали сами жители Верх-Исетского района.
Нона Махнева:
–Съездив на святое место, я как будто побывала в доброй сказке. Очень приятно, что путешествие было душевное, спокойное, даже умиротворяющее. После посещения таких духовно-исторических мест задаешься вопросом: зачем люди едут за границу, когда рядом, в трех часах езды есть такие великолепные места?!
Анна Осинцева:
–На одном из источников я не побоялась и облилась! Всем-всем советую поехать в Тарасково, насладиться красотой, зарядиться энергией, почувствовать необычайную активность всего организма! Я как будто бы помолодела, а все болячки как рукой сняло!
Нина Дьякова:
–Решение о поездке у меня возникло случайно. В Вашей газете я увидела объявление: «Желающие посетить с. Тарасково могут обращаться
вдепутатский центр А.В. Никифорова». Я сначала даже не поверила, что любой желающий может бесплатно поехать на такую экскурсию. Очень много политиков дают разные обещания о помощи, поддержке, о содействии, а в реальности, как Жириновский, совершенно ничего не делают. Каково же было мое удивление, когда без проволочек, бесплатно для нас был выделен автобус, предоставленный депутатским центром. И сама поездка была прекрасно организована.
Задание 9. Логограф текста может быть выстроен и в форме вопросов, например, в таком жанре, как интервью. Прочитайте интервью из газеты «Студенческая жизнь на Урале». Почему неудачны заголовок и подзаголовок текста? Почему неудачен порядок вопросов? Отредактируйте интервью, предложив свои варианты заголовка и подзаголовка, изменив порядок вопросов и исправив ошибки в тексте.
5-4еловек
88
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
Сага о том, как плохо быть одному, о том, почему это происходит, о том, куда идти и кто тебя может там ждать.
Сергеев Илья и Ивашкин Сергей, студенты УрАГС сняли новое уральское кино в духе Феллини. «5-4еловек» история о том, как можно сойти с ума, потеряв самое дорогое и к какому «выходу» можно придти в результате. СПИД – кого это касается? Касается каждого? Основная ли эта идея фильма, в чем проблема главного героя? Чтобы выяснить это, мы задали несколько вопросов авторам:
–Как родилась идея, и как проходили подготовки к съемкам?
–На самом деле, основательно мы не готовились, пришла идея, стренировали ее, написали сценарий и стали снимать. Проблема же возникла неожиданно: началось все с мусорных баков, замеченных на улице. А потом
вголове родился образ пишущей руки. А когда задумались о том, что она пишет, появилась мысль об объявлении, в котором герой призывает людей, таких же как и он. Уже перед съемкой решили, что на самом деле оно должно быть пустым, каким оно и предстает в фильме.
–Понравились ли сами съемки и планируется ли дальнейшее творчество?
–Ну, конечно, какое кино без трудностей. Тем более студенческое, но наши проблемы решились легко. Весь фильм мы сняли за 3 дня, и, конечно же, планируются еще съемки, но, к сожалению, только в следующем году.
–Какова же основная идея фильма?
–СПИД, естественно, играет основополагающую роль в сценарии, но не центральную. Он просто должен был стать именно той проблемой, из-за которой от главного героя отвернулись люди, хотелось, чтоб зритель задумался над этим. Герой же хотел доказать самому себе, что проблема не такая уж и ужасная, поэтому посредством объявления искал людей, тоже сломленных жизненными перипетиями. Но, к сожалению, он просто не выдержал и сошел с ума.
–Злободневна ли тема СПИДа в целом?
–Тема СПИДа всегда актуальна!
Вот так коротко и просто. Этот фильм заявлен в два конкурса: Студенческая весна УПИ и TVLive, будем держать за них кулаки. Ну а на последок хотелось бы сказать: смотрите хорошее студенческое кино и просто качественное кино.
(Студенческая Жизнь на Урале. 24.02.2008)
89
Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»
7.3.Коммуникативные стратегии
вPR– и рекламных текстах
При работе с PR– и рекламными текстами нужно учитывать их высокую прагматическую направленность. Большая часть PR– и рекламных развернутых текстов генетически восходит к тем или иным первичным жанрам. Например, жанр предвыборного отчета развивался по следующей схеме: отчет в официально-деловой речи – газетный отчет – предвыборный отчет как текст, обладающий, однако же, соответствующими предвыборным задачам характеристиками. Такие жанры официально-делового стиля, как автобиография, биография и характеристика, трансформировались в предвыборном дискурсе в PR-автобиографию, PR-биографию и PR-характеристику. Г азетный информационный жанр заметки, в свою очередь, приобрел в политическом пиаре черты, которые позволяют считать предвыборные заметки особой PR-разновидностью жанра, и т. д.
То же самое наблюдается и при порождении рекламных текстов. В качестве жанровисточников для них могут выступать небольшие речевые жанры. Это, например, речевые жанры совета или инструкции, трансформированные в рекламные объявления. В качестве матрицы для рекламных текстов авторы широко используют и традиционные газетные жанры: заметку, статью, очерк, интервью и т. д.
Редактор может быть поставлен перед необходимостью усилить рекламную или PRнаправленность представленного автором текста посредством трансформации исходных канонических жанровых форм в их рекламные или PR-разновидности, за счет расстановки в тексте системы рекламных и PR-акцентов, отличающих традиционные деловую, разговорную, художественную формы и публицистический газетный текст от их PR– и рекламных вариантов.
В связи с этим редактор PR– и рекламных текстов должен иметь четкое представление об основных коммуникативных стратегиях, реализующих прагматическую интенцию текста. Основные стратегии в этих видах дискурса мы классифицируем по такому основанию, как направленность речевого воздействия.
Первая стратегия развернута в направлении читателя-адресата текста. Ее цель – установить с последним максимальный контакт, чтобы авторская точка зрения легче воспринималась читателем. Речевыми средствами реализации этой стратегии являются многочисленные апеллятивы (обращения) и многообразные формы логической и паралогической аргументации. Этот самый общий способ реализации авторского замысла можно назвать ТРАНСЛЯТИВНОЙ ДИАЛОГИЗИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИЕЙ (частным случаем последней является стратегия солидаризации с читателем).
Вторая стратегия также развернута в направлении адресата текста. Это стратегия РЕДУКЦИОНИЗМА, самый общий смысл которой заключается в сведении сложного к простому. Речевое поведение авторов публикаций стратегически нацелено на упрощение высказывания с целью сделать текст легко воспринимаемым и запоминающимся.
Третья, четвертая и пятая стратегии развернуты как в направлении референта (предмета речи), так и в направлении адресата. Это стратегия ДИСКРЕДИТАЦИИ конкурента («игра на понижение»), и стратегии ПРЕЗЕНТАЦИИ и САМОПРЕЗЕНТАЦИИ («игра на повышение»). Их реализация и сочетание в конкретном тексте может быть различным. Так, политический пиар активно использует все три стратегические разновидности. В рекламном дискурсе чаще всего используется одна ведущая стратегия презентации товара или услуги, хотя возможна и стратегия дискредитации конкурентов, использование которой, однако же, резко ограничено рекламным законодательством.
90
Соседние файлы в папке ПЗ-3
- #
- #
- #
Слайды презентации
Слайд 1
Построение логографов.
Подготовка к итоговому сочинению.
Консультация № 4.
«Работа над
экзаменационным сочинением
по литературе в 11 классе».
Слайд 2
Что такое логограф?
Логограф –
логическая
схема
доказательств
основной мысли.
Слайд 3
Структура логографа
сочинения – рассуждения.
Тезис
1 аргумент
2 аргумент
пример
мини –
вывод
пример
мини – вывод
Общий вывод
Слайд 4
Тезис
Тезис – это основная мысль, требующая доказательств.
Тезис
– утверждение, истинность которого, надо доказать.
В тезисе все слова
должны быть понятны, в прямом значении, однозначные.
Тезис лучше формулировать простым предложением.
Слайд 5
Аргументы
Аргументы – суждения, используемые для доказательства истинности тезиса
/ основной мысли.
Доводы – это такие суждения, которые считаем
верными. Они должны убеждать нас в истинности тезиса.
Слайд 8
Логограф – помощник
в написании сочинения
Слайд 9
Подготовка к сочинению.
Составляем логограф и пишем сочинения по
всем направлениям.
Желательно с выбором темы (направлением) определиться заранее.
Как выбирать
тему?
Нравится, понятна, могу легко подобрать примеры.
Выбираем два направления, которые больше нравятся и проще писать. Детально к ним готовимся.
Слайд 10
Работа над выбранной темой (направлением)
«Любовь» – направление дает
возможность посмотреть на любовь с различных позиций
Родителей и детей
Мужчины
и женщины
Человека и окружающего его мира.
Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах.
Слайд 11
Что такое ЛЮБОВЬ?
Это чувство глубокой привязанности к другому
человеку, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать
свои силы общему делу, человеку.
Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности. (А. С. Макаренко)
Слайд 13
P.S. Помните, что вам надо раскрыть
светлые и
трагические стороны.
Слайд 14
Самая сильная любовь – любовь матери к ребенку
Слайд 15
О любви к родителям
Цените своих родителей – они
единственные, кто не оставит вас в любой сложившейся ситуации.
(Омар Хайям)
Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми. Любовь предполагает взаимную доверенность, и отец должен быть столько же отцом, сколько и другом своего сына.
(В. Г. Белинский)
Любовь к родителям – основа всех добродетелей.
(Цицерон)
Слайд 16
Если ты с детства не научился смотреть в
глаза матери и видеть в них тревогу или покой,
мир или смятение, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред.
(В. А. Сухомлинский)
О любви к родителям.
Слайд 18
О любви
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует,
любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (Первое послание ап. Павла к Коринфянам гл. 13).
Слайд 19
О любви
Земная жизнь дана человеку для того, чтобы
он принес ее в жертву любви. Если же человек
не смог при жизни на земле испытать счастье любви, которая вся строится на самоотдаче, то в своем посмертном бытии ему остается только мука от невозможности любить.
(Ф.М. Достоевский)
Слайд 20
Алгоритм работы
над сочинением
Напишите тему, поразмышляйте над формулировкой.
Сформулируйте основную мысль (тезис), которую впоследствии будете раскрывать.
Подберите аргументы
к тезису.
Подберите примеры к аргументам из литературы.
Сформулируйте мини – выводы.
Составьте логограф, запишите в него.
Сформулируйте вывод и запишите.
Посмотрите полученный логограф. Проверьте, получилось ли логично раскрыть выбранную тему.
Приступите к написанию сочинения в черновике (придайте каждой части художественную форму).
Прочитайте свой черновой вариант. Дополните, исправьте.
Переписывайте на чистовик.
Слайд 21
Помните
Всё формулируйте предложениями.
Логограф отражает абзацы.
Второй и третий абзацы
(основная часть) оформляются как мини – сочинения (вступление, основная
часть, заключение).
Аргументы и примеры относятся к тезису, раскрывают основную мысль сочинения.
Слайд 22
Домашнее задание
Составьте логограф по направлению «ДОМ».
Какие трудности возникли
при составлении логографа?
Нужны ли логографы для подготовки к сочинению?
Слайд 23
Связана ли судьба человека с его воспитанием?
Значит судьба
человека тесно связана с его воспитанием и данным ему
обществом, а это в большинстве зависит от родителей или учителей, наставников. Клочихин Павел
Слайд 24
Как отношения в отчем доме влияют на человека?
Научиться
уважать человека и любить близких можно только в дружной
семье.
В романе Л. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых добрые отношения между членами семьи. Всё семейство Ростовых-это воплощенная любовь. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети чувствуют родительскую нежность и ласку.
Если ребенка не любят в отчем доме, он не может вырасти счастливым.
Совсем другая атмосфера в семье Курагиных. Вся семья Курагиных – индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Между членами семьи нет духовных связей, только кровные. Курагин воспитанием своих детей не занимается .Здесь царит одиночество, каждый живет своей жизнью.
Значит, в хорошей и дружной семье человек вырастет добрым, с хорошими качествами. В плохой же семье , наоборот, он будет несчастным, не познавший любви и радости.
Шмелёвой А.
Слайд 25
Как отношения в отчем доме влияют на человека?
Холодные
семейные отношения формируют в человеке отрицательные черты характера. Например
в произведении Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» каждый член семьи существует обособленно, каждый руководствуется своими интересами, каждый занят лишь собой. Это приводит к семейному разладу, что в свою очередь развивает в людях такие отрицательные качества как злость, наглость, лицемерие, эгоизм, жестокость. Вспомним Настю, те ужасные, жуткие эпизоды произведения, где она безжалостно и жестоко ругала своих кукол , корчила рожи перед зеркалом, как она относилась к семье и родителям.
Светлая, добрая домашняя атмосфера положительно влияет на характер человека. Если в семье царит понимание, спокойствие, радость, то это качества обязательно найдут отражение в душах людей. Ярким примером является семья Ростовых из произведения Л. Н. Толстого «Война и Мир». Родители безгранично любят своих детей, уделяют им внимание, заботятся о них. Дети отвечают им взаимностью. Они поддерживают своих родителей, в трудные жизненные периоды поддерживают их, помогают справится с трудностями.
Значит, можно смело утверждать, что отношения в отчем доме очень сильно влияют на характер человека, формируют его личность. Справедливо говорят: « Что посеешь, то и пожнешь».
Коновалова Е.
Слайд 26
Потеря дома – большое несчастье в жизни человека.
Теряя
родной дом, человек разрывает связь с прошлым, теряет опору.
Любовь
Раневская, героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», из-за собственного безволия и неприспособленности к жизни оказалась не в состоянии отстоять свой родной дом, бывший ее крепостью и гаванью, дом, в котором жили ее предки. После потери вишневого сада ее ожидает неопределенное, смутное будущее.
Что делать человеку, которого не ждут дома?
Васька, главный герой повести В.Г Короленко «В дурном обществе», имея родной дом, чувствовал себя чужим – после смерти матери он рос, как сорная трава, – отец не смог найти в своем сердце любви к сыну(любил он лишь дочь, похожую на его покойную жену). Мальчик был лишен домашней, семейной атмосферы – дома его никто не ждал.
Значит, в жизни человека огромное значение имеет не только дом в материальном смысле, но и в духовном – семья, тепло, ощущение преемственности поколений. Потеря всего этого делает человека несчастным.
Бельды В.
Слайд 27
Ресурсы
Вебинар Д. И. Архаровой на сайте «Могу писать»
Слайд 28
МКОУ СОШ им. Героя Российской Федерации М. Пассара
Найхинского с/п
Учитель русского языка и литературы Мироненко Е.П.
Октябрь 2015
Логограмма, или логограф, — это графема (минимальная единица письменной речи), которой обозначено некое явление. Пожалуй, лучшей иллюстрацией логограммы будет иероглиф или элементы клинописи. То есть логограмма обозначает не какое-то конкретное слово, а скорее его суть, смысловое наполнение.
Логограммы в истории языка
Самые яркие примеры логограмм — это древнеегипетское письмо и китайские иероглифы, которые можно явно визуально соотнести с явлениями, которые они обозначают (например, рука, птица, дом, лодка и т.д.).
Логограмматическая система письма считается самой древней среди известных. Ею пользовались множество цивилизаций, включая Латинскую Америку, Ближний Восток, Китай и Индию. Интересно, что, в отличие от других известных нам письменных систем, популярных сегодня, логограммы не связаны с фонетикой, то есть с произношением слов, которыми они обозначаются. Но с развитием межкультурных связей стало понятно, что система логограмм не универсальна, громоздка и требует отдельного обучения письму и произношению.
Примеры современных логограмм
В настоящее время наиболее известная система логограмм — это китайские иероглифы, которые используют также языки Японии и Южной Кореи. Если говорить о привычных для западного обывателя логографах, то это знаки процента (%), валют ($, €, ₽ и др.), «собаки» (@) и др.