Как составить малую группу

Составляем схему малой группы в нашем классе.

Нам необходимо выделить несколько малых групп:

1) Артёмы в нашем классе: есть три Артёма.

2) Флористы в нашем классе: любят и увлекаются цветами четыре девочки.

3) У нас есть любители кошек, их восемь человек и я в том числе.

4) В нашем классе есть футболисты, их пять человек мальчиков и одна девочка.

5) Брюнеты: у нас в классе четыре брюнета и пять брюнеток, я также вхожу в это число.

6) Рэперы в классе : два мальчика которые увлекаются рэпом.

7) Друзья: У Иры четыре друга, из них три девочки и один мальчик.

8) Группа которая носит серёжки: серёжки в классе носят 12 человек, я в их числе.

В шестом классе несколько малых групп, я вхожу в три малые группы. Ниже будет схема малых групп там где есть красные точки туда вхожу я.

Почему люди объединяются в группы? Целый ряд потребностей могут быть удовлетворены только посредством принадлежности к группе. Эффективность группы и динамика групповых процессов зависят от ее численности, целеполагания, совместной деятельности и пр. Группообразование — это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.

Существует несколько подходов к объяснению образования групп:

  • Функциональный подход рассматривает образование групп в аспекте тех функций, которые выполняет группа для человека. Выделяют целый ряд потребностей, которые могут быть удовлетворены только посредством принадлежности к группе: потребности в выживании (физического и психологического плана) и социальные потребности.
  • Ситуационный подход описывает ситуационные характеристики, наиболее важными из которых являются: сходство окружающих людей с нами, географическая близость, физическая привлекательность человека.

Группообразование — это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий. Условия же таковы:

  1. Наличие общей территории. Территория, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи, необходима. Для этого часто требуется специальное помещение.
  2. Непосредственный контакт. Непосредственный контакт необходим для знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений между людьми. Общение людей друг с другом — это непременное условие их совместной деятельности.
  3. Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Для развертывания динамики группового взаимодействия необходимо время.
  4. Численность группы. Количество людей в группе.
  5. Целеполагание. Задачи, поставленные перед трудовыми, учебными, игровыми группами, определяют их деятельность.
  6. Совместная деятельность. Деятельность, ради которой и образуется группа.

Численность

Эффективность группы и динамика групповых процессов зависят от ее численности. Группа может быть слишком маленькой или слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы — 2-3 человека, максимальная — от 25 до 40 человек. Группа, состоящая из четырех человек, будет иметь иную динамику, чем группа из двадцати.

Сложность вызывает вычисление оптимального количества членов группы. Задание, которое выполняет группа, индивидуальные особенности ее членов, характер ситуации также влияют на эффективность групповой деятельности. Эмпирическим путем были определены три критических момента.

Первый критический момент составляет количество 7 ± 2 члена группы. Это связано с такими групповыми явлениями, как, во-первых, конформизм и конфликтность, во-вторых, принятие группового решения и, в-третьих, целостность или раздробленность на группировки. Так, например, в экспериментах Соломона Эша было обнаружено, что конформизм, то есть подчинение отдельного члена группы мнению и решению всех остальных, с наибольшей вероятностью (в 70% случаев) проявляется в группе, состоящей именно из 7 человек. Другой американский исследователь К. Хайер обнаружил, что конфликта скорее можно ожидать в группе, состоящей из 3-4 человек, чем в группе из 5 человек, так как уменьшение взаимодействия в группе снижает ее эффективность. Было установлено, что вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы. Особенно резко конформизм растет при составе группы из 5 человек и намного медленнее, когда число членов группы превышает 8 человек. Феномен конформизма и конфликтности, в свою очередь, влияет на процесс принятия группового решения, поэтому группа, состоящая из 7 человек, легче приходит к согласованному решению, чем группа с меньшим или большим количеством членов.

Второй критический момент определяется количеством 14 ± 2 человека. Такой группе присущи свои особенности. В ней представлен большой спектр индивидуальных интересов, мнений, оценок, предложений, возможностей для функционального распределения ролей. Группа из 14 человек добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения. Исследования показывают, что оптимальная численность группы зависит от характера поставленной задачи. Например, эффективность обучения в группе, состоящей из 14 человек, выше, чем в большей или меньшей группе.

Третий критический момент определяется количеством 21 ± 2. Во-первых, это предел функционирования группы как единого целого. При большем количестве членов группа обязательно распадется на подгруппы. Во-вторых, при взаимодействии людей в такой группе возможно разделение на две-три подгруппы, которые сопоставляют свои мнения и позиции по широкому кругу вопросов. Однако такое деление может быть довольно кратковременным и ситуативным, поскольку обычно 20 человек вполне способны выступить как единое целое. В-третьих, в таких группах больше возможностей для взаимозамены. Например, результаты нашего исследования, проведенного в 1990-х гг. среди рабочих бригад на нескольких предприятиях Санкт-Петербурга, показали, что при прочих равных условиях бригады, состоящие из 21 человека, добиваются большей производительности труда и имеют более благоприятный психологический климат, характеризующийся взаимовыручкой и дружескими отношениями, чем бригады, в которые входит большее количество работников.

Американский психолог С. Паркинсон также задался вопросом, какой численности должна быть группа, чтобы эффективно работать. Проанализировав состав кабинетов министров Европы в течение последних столетий, он отметил, что кабинеты министров, как специфическая малая группа, в среднем состояли из 15-16 человек, но если число министров превышало 21, то эти кабинеты оказывались неэффективными и терпели политическое фиаско.

Целеполагание

Обычно малая группа не возникает спонтанно, а создается целенаправленно. Например, администрацией фирмы создается специализированный отдел для выполнения определенных функций. Эта создающая малую группу инстанция ставит перед ней официальную задачу и определяет ее функции, формулируя их в виде приказа. Необходимо разделять понятия «задача группы» и «цель группы».

Задача группы — это всегда внешний, объективный фактор, это проблемная ситуация, поставленная перед членами группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Задача может быть поставлена перед группой двумя путями: во-первых, извне, то есть другими группами; во-вторых, изнутри, то есть самой группой. Тип и содержание задачи зависят от вида групповой деятельности. Задачи могут быть трудовыми, учебными, игровыми и т. д. Отметим, что в ходе деятельности задача решается не всегда.

Цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность. Последнюю можно определить как степень субъективного принятия людьми задачи и их желания решить ее. Реакции членов группы на задачу могут варьироваться от полного отрицания, что чаще бывает при задаче, навязанной извне, до активного принятия и инициативы, что чаще бывает в том случае, когда группа самостоятельно ставит задачи и разрабатывает план их решения. Целеустремленность членов группы в решении задачи определяют следующие факторы:

  • характеристики задачи (знания и опыт членов группы в решении подобного типа задач определяют ее трудность для группы);
  • соответствие новой задачи предыдущим целям группы;
  • функциональная взаимосвязанность членов группы (в условиях взаимосвязанной деятельности задача решается на основе «эффекта синергии», то есть интеграции индивидуальных усилий; в условиях невзаимосвязанной деятельности — на основе простого суммирования индивидуальных усилий);
  • особенности взаимоотношений в группе (от степени сплоченности членов группы зависят единство их внутренних целей и активность при решении задачи);
  • количество членов группы.

Для того чтобы каждый член группы воспринял внешнюю задачу как внутреннюю личную цель, процесс целеполагания должен пройти несколько этапов.

  1. Поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.
  2. В процессе общения членов группы идет уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.
  3. Согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризуется каждым как его личная цель участия в работе данной группы.

Это довольно простая схема перевода внешней задачи группы во внутреннюю цель каждого ее члена. Таким образом достигается конвергенция, совпадение индивидуальных целей участников группового взаимодействия с целями общества.

Совместная деятельность

Достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. Выделяют три типа совместной деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимосвязанную.

  • Совместно-индивидуальная деятельность — это деятельность, которая предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Примером группы, организованной на основе совместно-индивидуальной деятельности, может быть бригада, где каждый выполняет свое индивидуальное плановое задание, или коллектив преподавателей школы, где каждый преподаватель в определенные часы обучает учеников своему предмету. Фактором, объединяющим людей в такую группу, является толькообщий предмет труда — сырье и заготовки, как в первом случае, или класс учеников — как во втором. Каждый член группы прилагает индивидуальные усилия для преобразования общего предмета из одного состояния в другое. Если учителя школы займутся своей деятельностью совместно-взаимосвязанно, то есть одновременно все войдут в класс и начнут обучать каждый своему предмету, то несложно представить, насколько плачевным будет результат их деятельности. То же самое и в отношении производства. Таким образом, совместно-индивидуальная деятельность состоит из независимых действий участников с единым для них предметом труда.
  • Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Примером такой деятельности может служить конвейерное производство. Здесь для преобразования общего предмета из одного состояния в другое (конечный продукт) требуется серия последовательных операций, производимых разными людьми с одним и тем же предметом. Только в результате жесткой организации процесса деятельности можно добиться решения поставленной группой задачи.
  • Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет и жесткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля требует одновременных действий нескольких работников. Группа людей потому и называется группой, что люди не просто имеют общие, единые цели, но и действуют для достижения этих целей. Их совместная деятельность строится на основе разработанной программы, в которой расписывается технология деятельности.

Методические
рекомендации

для воспитателей по
организации детей  в малых группах

В 
повседневной жизни и играх детей спон­танно возникают разнообразные
объединения, которые психологи называют малыми (или мик­ро-) группами. Общение
в таких группах имеет неформальный характер, и воспитатель должен уметь видеть
их и поддерживать, поскольку это очень важная часть приобретаемого каждым
ребенком социального опыта.

Внутри,
группы у ребенка особенно активно формируется необходимый багаж для оценки
своих возможностей, знаний и умений. Соб­ственные решения ему надо испробовать
и мнократно перепробовать на практике, и об их целесообразности он сможет
судить, лишь срав­нивая себя с другими, а результаты своих дей­ствий — с
успехами или неудачами других детей. Такая оценка, «отработанная» собствен­ными
усилиями, гораздо точнее и для разви­тия ребенка намного полезнее, чем оценка,
педагога.

Я
организую детей в малые группы, осно­вываясь на их спонтанных объединениях, и
использую свои приемы деления детей на группы.

Выбор
способа деления детей на группы за­висит от умения детей общаться и
договаривать­ся друг с другом, уровня сформированности произвольного поведения,
содержания занятий, количества детей и малых групп, опыта работы воспитателя в
этом направлении.

При
делении детей на малые группы они могут стоять или сидеть на стульчиках (на
ковре) по кругу.

Необходимый
материал можно разложить на подносе (в коробке, мешочке, сундучке), разбро­сать
на столе или на полу и т.д.

Деление детей на малые группы по сходству или жизненным ситуациям

Дети объединяются в
малые группы (по 3—6 человек):

*   по количеству
стульев, расставленных за каж­дым столом;

* по  количеству
наглядного  материала,  разло­женного на столах для  каждой  группы.

Собраться в группу
можно:

*   с тем, с кем
живешь рядом;

*   с кем спишь рядом
в детском саду;

*  с кем вместе сидишь
за обеденным столом.

Деление на подгруппы по слову, движению, действию

Детям можно
предложить  рассчитаться на 1—4 (в зависимости от нужного количества групп) и
собраться в группы по порядковому номеру:

*   назвать дни
недели, части суток, месяца, вре­мена  года и  разделиться  на  микрогруппы;

*  
называть  по  цепочке  3—4  цвета  (повторяя только  их,  например:  красный, 
синий, зеле­ный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

*  назвать по цепочке
3—4 животных,  растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в
соответствующие  группы;

 вспомнить по цепочке 3—4 разных движения
(действия), повторяя их в том же порядке.

Деление на подгруппы по разрез­ному материалу

Можно
предложить  каждому взять по одной частичке материала, приготовленного
заранее.  Дети должны найти, у кого есть под­ходящая часть, собраться в группы
или пару и составить из элементов целое.

Можно
предложить детям потренироваться в составлении целого из его частей.

Например,
я разбрасываю на полу несколько разрезанных на небольшие части открыток. Каж­дый
из детей берет по одной части. Нужно найти, у кого еще есть части той же
открытки, собраться в малые группы и сложить открытки из их частей.

При
этом количество открыток (или другого материала) должно соответствовать числу
обра­зуемых малых групп, а количество нарезанных элементов — числу детей в
малой группе.

В
качестве материала можно также использо­вать:

* небольшие картинки с
несколькими повторя­ющимися сюжетами;

* заранее 
изготовленные  контуры  знакомых детям предметов,  разрезанные на части;

* лоскутки ткани
разной (или одинаковой) фор­мы и разной (или одинаковой) расцветки (ри­сунка);

* ленточки, тесьму;

* разрезанные  на части 
геометрические фигу­ры  (разные по  названию,   но  одинаковые по имеющимися 
сюжетами;

* заранее  
изготовленные   контуры   знакомых детям   предметов,   разрезанные   на 
части;

* лоскутки ткани
разной (или одинаковой)  фор­мы и разной (или одинаковой) расцветки (ри­сунка);

* ленточки, тесьму;

* разрезанные на части
геометрические фигу­ры (разные по названию, но одинаковые по цвету и
размеру;     одинаковые по названию, но разного цвета и размера;  но
разрезанные на разное количество частей; одинаковые по названию, по размеру, но
разного цвета).

Деление на
подгруппы по предме­там, объединенным одним названием (признаком)

Детям
предлагается  взять по одно­му предмету и найти у других предмет, подходя­щий
ему.

Дети
собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе.

Например,
я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну
картин­ку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, живот­ные). Таким образом,
получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему со­брались
вместе (или остальные должны это угадать).

В
качестве материала можно использовать:

*  отдельные  мелкие
предметы,  которые  можно объединить по названию или какому-либо при­знаку в
одну группу;

* геометрические
фигуры, одинаковые по цве­ту и размеру, но разные по названию (напри­мер, 6
красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);

*  геометрические
фигуры, одинаковые по на­званию и цвету, но разные по размеру (на­пример, 6
больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеле­ных
квадратов);

* мелкие игрушки или
картинки с изображени­ем животных, птиц, рыб, насекомых, транспор­тных средств
и т.п.;

*  муляжи  или 
силуэтные  изображения  овощей, фруктов,  деревьев;

*  предметы быта: одежда,
обувь, посуда, ткань.

При
этом общее количество предметов должно  соответствовать  числу детей  в 
группе,   и  они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по
признакам на несколько — в зависимости от количества детей — неболь­ших групп.

Объединение
путем образования пар (троек, четверок, шестерок)

Детям
предлагается  какое-либо ин­дивидуальное задание, и после его выполне­ния
каждый ребенок  должен найти себе товарища, с которым можно объединить
результаты заданий.

Затем
каждая пара находит себе еще пару или две, и таким образом создается малая
группа, ко­торая способна продолжать дальнейшую работу.

Например,
каждый ребенок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо
из группы, выслушивая ответный рассказ.

Воспитатель
может предложить соединить два рассказа в один.

Затем
каждая пара соединяет свой рассказ еще с одной (или двумя парами) и
представляет его для всех.

Возможные 
варианты  заданий: ;

·       
составить
рассказы про свою любимую игруш­ку, книгу, кошку, собаку и т.п.;

·       
 нарисовать 
рисунок  на  определенную  тему (или  без  нее),  сделать аппликацию  или  по­делку, 
слепить;

·       
составить
предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

Возможные варианты заданий

Аппликация в
младшей группе

1)   «Густой лес для
зайки». Дети должны дого­вориться, в каком лесу будет жить их зайчик: в
еловом или березовом.

2)   «Осенний ковер». Дети учатся
работать в паре, используя один лист на двоих (можно пред­ложить им выбрать
лист желаемого размера).

Развитие речи в
средней группе

1)  Дети попарно
рассматривают пейзажную кар­тину.  Каждой  паре нужно договориться  меж­ду
собой, в каком месте «внутри» этой карти­ны они хотели бы побывать.

2)  Дети делятся на пары и
рассказывают друг другу о своей любимой игрушке. (Вариант за­дания: рассказать
друг другу потешку, стихо­творение, загадку, скороговорку.)

3)   Игра «Найди двойняшку» — дети
делятся  на пары  по  «похожести»  и  должны  объяснить всем, чем они похожи,
предварительно обго­ворив это в своей паре.

Ознакомление с
буквами в старшей группе
Дети должны построить из своего «хоровода» букву, предварительно
выбрав «отгадчика»,  ко­торый сможет проверить правильность построе­ния и
сказать, что это за буква.

Развитие речи и
рисования в подготовитель­ной группе (командные соревнования)

1)   Дети делятся  на небольшие
команды,  кото­рым дается задание нарисовать все то,  что нужно для  жизни  и 
роста растения.  Каждая команда должна вначале обсудить задание и
распределить,  кто что станет рисовать.

2)   Задание:  «Составить и нарисовать
математи­ческую задачу».

Дети должны
договориться, какое условие или вопрос можно нарисовать; они также могут дого­вориться
о том, какой команде предложат отга­дать и решить свою задачу.

 

Структуры малой группы

По мнению отечественного исследователя Г.М. Андреевой, в случае исследования группы в качестве субъекта деятельности к ее структуре стоит подойти соответствующим образом. Исследование структуры групповой деятельности состоит из описания функций каждого участника группы в ходе совместной деятельности. 

Тем не менее, достаточно значительной характеристикой стоит считать эмоциональную структура группы, то есть структуру взаимоотношений между личностями, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур зачастую характеризуется в качестве соотношения «неформальных» и «формальных» взаимоотношений.

Имеет место перечень формальных признаков структуры группы, выявленных при анализе малых групп. Например, ряд исследователей определяет три ключевые структуры:

  • структуру предпочтений, или социометрическую структуру;
  • структуру коммуникаций, или коммуникативную структуру;
  • структуру власти.

Далее в рамках данной статьи они будут изучены нами более подробно. 

Социометрическая структура

Своим названием структура обязана основным методиками ее диагностирования – социометрической и аутосоциометрической.

Определение 1

Таким образом, структура предпочтений либо социометрическая структура – это сумма соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Другими словами, она представляет собой систему предпочтений и отвержении, эмоциональных симпатий и антипатий во взаимоотношении членов группы.

Имеют место определенные характеристики, посредством которых описывается система внутригрупповых предпочтений – это социометрические статусы членов группы. Согласно итогам социометрии, статус стоит рассматривать в качестве суммы отвержений и предпочтений, которые получает член группы. 

Статусы наделены различным «весом», исходя из процентного показателя в них положительных выборов, а общая сумма статусов всех членов группы создает статусную иерархию, в рамках которой можно выделить:

  • социометрические «звезды» (самые желанные члены группы, которые находятся на пике иерархической пирамиды);
  • высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные (их определяют по числу положительных выборов, они не обладают большим числом отвержений);
  • изолированные (участники группы, которые не имеют никакого выбора, как положительного, так и отрицательного);
  • пренебрегаемые (члены группы, которые имеют большое число отрицательных выборов и малое число предпочтений);
  • отверженные (либо «изгои») (участники группы, которые по данным социометрии владеют лишь отрицательными выборами).

Характеристики системы

Тем не менее, для более точного представления о системе эмоциональных взаимоотношений в группе лишь знание величины социометрического статуса недостаточно. Помимо статуса, характеристиками системы принято считать такие показатели как:

Взаимный характер эмоциональных предпочтений участников группы. К примеру, у члена в группе может быть единственный положительный выбор, однако, если он взаимен, то данный субъект будет ощущать себя в группе гораздо более уверенным, нежели в той ситуации, когда его предпочитают несколько коллег, однако, он сам предпочитает им других, которые не замечают или, хуже того, отвергают его. Стоит отметить, что даже для статуса «звезды» важно не только обладать большим числом выборов, но и значительным количеством выборов взаимного характера, которые бы обеспечивали устойчивость ее положения в группе и комфортность состояния.

Присутствие устойчивых групп межличностного предпочтения. Довольно важно произвести анализ не только самого наличия либо отсутствия данных мини-групп, но и исследовать взаимоотношения друг с другом, осознать, по какому из принципов они были созданы. Довольно важно, на какие группы ориентируются отверженные и изолированные участники, каким образом соотносятся в данных группах члены с разными статусами. Появляющиеся в группе мини-объединения способны довольно сильно отличаться в соответствии со своим внутренним строением, сплоченностью; они могут иметь или не иметь в своих рамках участников, которые отвергают друг друга, что также является важным для совокупной групповой характеристики.

Система отвержений в группе. Социометрическая матрица предоставляет возможность усвоить, каким именно образом в группе распределены отвержения. К примеру, в группе возможно присутствие «козлы отпущения», которых недолюбливает практически вся группа, или, напротив, практически у всех могут быть в наличии отвержения, которые, однако, не преобладают в значительной мере над предпочтениями.

В случае изучения социометрической структуры, важно отметить, что социометрический статус члена группы является довольно устойчивой величиной. Она не только обладает тенденцией закрепляться в этой конкретной группе, но зачастую «переходит» вместе с человеком в иную группу. 

Это довольно легко поддается объяснению: при переходе из группы в группу, сам человек не меняется, то есть за ним остаются одни и те же наборы поведенческих признаков в каждой из групп. Несмотря на то, что статус является категорией, не существующей вне группы, человек оставляет за собой привычку выполнять роли, которые предписаны его перманентным положением статуса. 

Замечание 1

В поведении остаются неизменными некоторые привычные формы реакции на слова и поступки других. Мимика, позы и иные невербальные реакции также «адаптируются» под конкретную роль. При переходе в иную группу, человек продолжает отыгрывать привычные роли либо его роль транслируется определенными элементами поведения, зачастую самим человеком не осознанными. 

Помимо этого, члены группы трактуют предлагаемый им имидж и на уровне подсознания начинают ему подыгрывать. в связи с этим перевод не адаптировавшегося студента в иную группу (либо работника – в иной отдел, цех, бригаду) можно считать неэффективным.

Существуют факторы, которые оказывают влияние на величину статуса:

  • внешний вид;
  • успехи в ведущей деятельности (учеба, общение, личностные либо профессиональные качества и пр.);
  • интеллектуальные данные;
  • характеристики темперамента (коммуникабельность, низкая тревожность, стабильность, устойчивость нервной системы и проч.);
  • совокупность своих качеств, которые ценны для той или иной группы.

При этом необходимо учитывать, что статус человека в труппе зачастую зависит от его положения в других группах, успехов его внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может за счет этого улучшить свои позиции в группе. С этой точки зрения бо́льшими преимуществами в достижении высокого устойчивого места в системе групповых предпочтений обладают члены, имеющие богатый опыт социального общения в различных сферах, с различными людьми.

Динамика статуса

Для того, чтобы человек мог эффективно развиваться как личность, крайне необходимой является позитивная динамика его статуса. Для этого применяются такие приемы как создание различных форм групповой деятельности, требующие от своих исполнителей перераспределения функций и обязанностей, разнообразных форм управления, раскрытия и реализации возможностей личности и ресурсов участников группы. Данные действия предоставили бы всем участникам группы хорошую возможность выявить ту деятельность, которая бы повышала их групповую роль и меняла отношение к ним со стороны иных участников группового общения.

Для того, чтобы повысить статус отверженного либо изолированного члена группы, отечественный исследователь А.В. Морозов в своих трудах предложил воспользоваться приемом, который имеет условное название «отсвет от звезды». 

Замечание 2

Суть данного приема заключается в том, что члену группы с высоким статусом под благовидным предлогом дается поручение сотрудничать с другим членом, более низкого статуса, к примеру, выполнить значимый для группы проект. Бесспорная, большая часть успеха по итогам достанется «звезде», однако, отсвет ее славы упадет и на ее помощника, роль которого в группе после этих событий может измениться в положительную сторону.

Повысить статус члена группы можно еще и посредством его успешности в какой-либо внепрофессиональной деятельности, где задача руководителя заключается в активном информировании всей группы о данных случаях успеха одного из ее членов.

Практический интерес представляет также вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своей объективной позиции в системе предпочтений группы. Обычно с меньшей адекватностью воспринимают и дают оценку своей групповой роли крайние категории статуса («звезды» – с одной стороны, «изгои» и изолированные – с другой). 

Неадекватное восприятие можно объяснить защитой, которая выставляется этими членами группы на пути негативной информации, а также низкой социальной рефлексией тех, кто устойчивым образом пребывает в крайних категориях. Высоко- и среднестатусные члены группы обычно не имеют затруднений при ответах на вопросы аутосоциометрии о том, кто, на их взгляд, их выбрал, а кто отверг.

Интересным также является вопрос касательно отношения человека к своему статусу. Далеко не всегда члену группы, который имеет низкий статус, неуютно находиться в данной группе и хочется его повысить. В разных группах можно увидеть примеры «звезд», которые оценивают свое положение в группе в качестве неудовлетворительного (имеющегося внимания им представляется недостаточным), и «изгоев», которые в полной мере удовлетворены своим положением. Этот факт может иметь под собой различные основания.

Пример 1

К примеру, «изгой» может не иметь интереса к группе, состоять в другой группе, где его ценят и принимают, либо же у него вошло в привычку занимать в группах это место, о другом для себя он не знает и не хочет заниматься тратой сил на его завоевание. 

Так или иначе, нужно являться крайне осторожным при принятии решения о необходимости оказать влияние на статус того или иного члена группы в любом из направлений.

Вышеназванный отечественный автор Андреева придерживается мнения, что место человека в группе обусловлено не только его социометрическим статусом и тем, как он использует привязанность членов группы. Не менее важным является и то, каким образом он воспринимается в структуре деятельностных социальных взаимоотношений группы. 

К сожалению, у социометрической методики нет ответа на данный вопрос. Нужно также принимать во внимание, что статус всегда присутствуют некоторая совокупность характеристик индивида, определяющих его место в группе, но также и создающих предпосылки для субъективного восприятия его иными членами группы.

В социометрической методике предпринимается попытка принять во внимание коммуникативный и гностический компоненты статуса, но при этом снова предполагаются только составные эмоциональных взаимоотношений (тех, которые индивид испытывает к остальным членам группы, и тех, которые к нему питают другие). 

При этом объективные характеристики статуса отсутствуют. Также, давая оценку статусу индивида в группе, нужно принимать во внимание и отношения более широкой общественной системы, в которую включена данная группа, то есть статус самой группы. Это обстоятельство является важным для положения члена группы. В то же время, социометрическая методика теряет из виду и этот значимый признак. Данные тонкости нужно принимать во внимание при осуществлении оценок статуса человека.

Еще одной важной характеристикой человека в группе является его роль, представляющая собой динамический аспект статуса. Это раскрывается посредством перечня реальных функций, которые заданы личности группой, а также содержанием групповой деятельности. 

Пример 2

Взаимное отношение между статусом, либо позицией, и ролью можно изучить с помощью примера семьи. В семье выделяются статусные характеристики, существующие для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, деда, младшей дочери, старшего брата и так далее. Если же предоставить описание набора функций, «предписанных» группой каждой позиции, то получится характеристика каждого члена семьи.

Роль невозможно представлять в качестве чего-то неизменного, так как в случае сохранения самого статуса соответствующий ему перечень функций может иметь сильные отличия в разнообразных однотипных группах, а главное – в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей наглядно показывает данную закономерность: изменение роли супружеской пары в ходе исторического развития.

Почему люди объединяются в группы? Целый ряд потребностей могут быть удовлетворены только посредством принадлежности к группе. Эффективность группы и динамика групповых процессов зависят от ее численности, целеполагания, совместной деятельности и пр. Группообразование — это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий.

Автор:

Людмила Гeopгиевна Пoчeбyт, доктор психологических наук, профеccop кафeдры социальной пcиxoлогии CПбГУ.

Почему люди объединяются в группы? Отвечая на него, ученые принимают во внимание множество факторов. Существует несколько подходов к объяснению образования групп:

  • Функциональный подход рассматривает образование групп в аспекте тех функций, которые выполняет группа для человека. Выделяют целый ряд потребностей, которые могут быть удовлетворены только посредством принадлежности к группе: потребности в выживании (физического и психологического плана) и социальные потребности.

  • Ситуационный подход описывает ситуационные характеристики, наиболее важными из которых являются: сходство окружающих людей с нами, географическая близость, физическая привлекательность человека.

Группообразование — это процесс превращения случайной общности людей в трудоспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий. Условия же таковы:

  1. Наличие общей территории. Территория, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи, необходима. Для этого часто требуется специальное помещение.

  2. Непосредственный контакт. Непосредственный контакт необходим для знакомства, установления официальных и неофициальных взаимоотношений между людьми. Общение людей друг с другом — это непременное условие их совместной деятельности.

  3. Время взаимодействия. Установление прочных контактов и трудовых связей не происходит мгновенно. Для развертывания динамики группового взаимодействия необходимо время.

  4. Численность группы. Количество людей в группе.

  5. Целеполагание. Задачи, поставленные перед трудовыми, учебными, игровыми группами, определяют их деятельность.

  6. Совместная деятельность. Деятельность, ради которой и образуется группа.

Численность

Эффективность группы и динамика групповых процессов зависят от ее численности. Группа может быть слишком маленькой или слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы — 2-3 человека, максимальная — от 25 до 40 человек. Группа, состоящая из четырех человек, будет иметь иную динамику, чем группа из двадцати.

Сложность вызывает вычисление оптимального количества членов группы. Задание, которое выполняет группа, индивидуальные особенности ее членов, характер ситуации также влияют на эффективность групповой деятельности. Эмпирическим путем были определены три критических момента.

Первый критический момент составляет количество 7 ± 2 члена группы. Это связано с такими групповыми явлениями, как, во-первых, конформизм и конфликтность, во-вторых, принятие группового решения и, в-третьих, целостность или раздробленность на группировки. Так, например, в экспериментах Соломона Эша было обнаружено, что конформизм, то есть подчинение отдельного члена группы мнению и решению всех остальных, с наибольшей вероятностью (в 70% случаев) проявляется в группе, состоящей именно из 7 человек. Другой американский исследователь К. Хайер обнаружил, что конфликта скорее можно ожидать в группе, состоящей из 3-4 человек, чем в группе из 5 человек, так как уменьшение взаимодействия в группе снижает ее эффективность. Было установлено, что вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы. Особенно резко конформизм растет при составе группы из 5 человек и намного медленнее, когда число членов группы превышает 8 человек. Феномен конформизма и конфликтности, в свою очередь, влияет на процесс принятия группового решения, поэтому группа, состоящая из 7 человек, легче приходит к согласованному решению, чем группа с меньшим или большим количеством членов.

Второй критический момент определяется количеством 14 ± 2 человека. Такой группе присущи свои особенности. В ней представлен большой спектр индивидуальных интересов, мнений, оценок, предложений, возможностей для функционального распределения ролей. Группа из 14 человек добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате

группового обсуждения. Исследования показывают, что оптимальная численность группы зависит от характера поставленной задачи. Например, эффективность обучения в группе, состоящей из 14 человек, выше, чем в большей или меньшей группе.

Третий критический момент определяется количеством 21 ± 2. Во-первых, это предел функционирования группы как единого целого. При большем количестве членов группа обязательно распадется на подгруппы. Во-вторых, при взаимодействии людей в такой группе возможно разделение на две-три подгруппы, которые сопоставляют свои мнения и позиции по широкому кругу вопросов. Однако такое деление может быть довольно кратковременным и ситуативным, поскольку обычно 20 человек вполне способны выступить как единое целое. В-третьих, в таких группах больше возможностей для взаимозамены. Например, результаты нашего исследования, проведенного в 1990-х гг. среди рабочих бригад на нескольких предприятиях Санкт-Петербурга, показали, что при прочих равных условиях бригады, состоящие из 21 человека, добиваются большей производительности труда и имеют более благоприятный психологический климат, характеризующийся взаимовыручкой и дружескими отношениями, чем бригады, в которые входит большее количество работников.

Американский психолог С. Паркинсон также задался вопросом, какой численности должна быть группа, чтобы эффективно работать. Проанализировав состав кабинетов министров Европы в течение последних столетий, он отметил, что кабинеты министров, как специфическая малая группа, в среднем состояли из 15-16 человек, но если число министров превышало 21, то эти кабинеты оказывались неэффективными и терпели политическое фиаско.

Целеполагание

Обычно малая группа не возникает спонтанно, а создается целенаправленно. Например, администрацией фирмы создается специализированный отдел для выполнения определенных функций. Эта создающая малую группу инстанция ставит перед ней официальную задачу и определяет ее функции, формулируя их в виде приказа. Необходимо разделять понятия «задача группы» и «цель группы».

Задача группы — это всегда внешний, объективный фактор, это проблемная ситуация, поставленная перед членами группы, или трудности, с которыми они столкнулись. Задача может быть поставлена перед группой двумя путями: во-первых, извне, то есть другими группами; во-вторых, изнутри, то есть самой группой. Тип и содержание задачи зависят от вида групповой деятельности. Задачи могут быть трудовыми, учебными, игровыми и т. д. Отметим, что в ходе деятельности задача решается не всегда.

Цель группы представлена степенью мотивации решения задачи и порождает целеустремленность. Последнюю можно определить как степень субъективного принятия людьми задачи и их желания решить ее. Реакции членов группы на задачу могут варьироваться от полного отрицания, что чаще бывает при задаче, навязанной извне, до активного принятия и инициативы, что чаще бывает в том случае, когда группа самостоятельно ставит задачи и разрабатывает план их решения. Целеустремленность членов группы в решении задачи определяют следующие факторы:

  • характеристики задачи (знания и опыт членов группы в решении подобного типа задач определяют ее трудность для группы);
  • соответствие новой задачи предыдущим целям группы;
  • функциональная взаимосвязанность членов группы (в условиях взаимосвязанной деятельности задача решается на основе «эффекта синергии», то есть интеграции индивидуальных усилий; в условиях невзаимосвязанной деятельности — на основе простого суммирования индивидуальных усилий);
  • особенности взаимоотношений в группе (от степени сплоченности членов группы зависят единство их внутренних целей и активность при решении задачи);
  • количество членов группы.

Для того чтобы каждый член группы воспринял внешнюю задачу как внутреннюю личную цель,

процесс целеполагания должен пройти несколько этапов.

  1. Поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.
  2. В процессе общения членов группы идет уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.
  3. Согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризуется каждым как его личная цель участия в работе данной группы.

Это довольно простая схема перевода внешней задачи группы во внутреннюю цель каждого ее члена. Таким образом достигается конвергенция, совпадение индивидуальных целей участников группового взаимодействия с целями общества.

Совместная деятельность

Достижение общих групповых целей возможно только в процессе совместной деятельности членов группы. Выделяют три типа совместной деятельности: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимосвязанную.

  • Совместно-индивидуальная деятельность — это деятельность, которая предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Примером группы, организованной на основе совместно-индивидуальной деятельности, может быть бригада, где каждый выполняет свое индивидуальное плановое задание, или коллектив преподавателей школы, где каждый преподаватель в определенные часы обучает учеников своему предмету. Фактором, объединяющим людей в такую группу, является только

    общий предмет труда — сырье и заготовки, как в первом случае, или класс учеников — как во втором. Каждый член группы прилагает индивидуальные усилия для преобразования общего предмета из одного состояния в другое. Если учителя школы займутся своей деятельностью совместно-взаимосвязанно, то есть одновременно все войдут в класс и начнут обучать каждый своему предмету, то несложно представить, насколько плачевным будет результат их деятельности. То же самое и в отношении производства. Таким образом, совместно-индивидуальная деятельность состоит из независимых действий участников с единым для них предметом труда.

  • Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Примером такой деятельности может служить конвейерное производство. Здесь для преобразования общего предмета из одного состояния в другое (конечный продукт) требуется серия последовательных операций, производимых разными людьми с одним и тем же предметом. Только в результате жесткой организации процесса деятельности можно добиться решения поставленной группой задачи.

  • Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет и жесткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. Например, сборка корпуса автомобиля требует одновременных действий нескольких работников. Группа людей потому и называется группой, что люди не просто имеют общие, единые цели, но и действуют для достижения этих целей. Их совместная деятельность строится на основе разработанной программы, в которой расписывается технология деятельности.

Изучить навыки формирования команды и управления взаимоотношениями внутри рабочей группы вы можете с помощью учебных курсов «Лидерство» и «Управление проектами» при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себе темпе, месте и времени, продолжая свою профессиональную деятельность.

Добавить комментарий