Как составить марийскую сказку

Скачать материал

без ожидания

Волшебный мир марийских сказокУправление образования Администрации городског...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 60 человек из 28 регионов

  • Сейчас обучается 59 человек из 20 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Волшебный мир марийских сказокУправление образования Администрации городског...

    1 слайд

    Волшебный мир марийских сказок
    Управление образования Администрации городского округа « Город Йошкар-Ола»
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
    Детский сад № 6 г. Йошкар-Олы «Аленький цветочек»
    424032, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, 36а
    тел. 64-23-81
    Выполнила педагог-психолог Вараксина Ирина Юрьевна

  • Проект Краткосрочный;Групповой;Познавательно-тв...

    2 слайд

    Проект
    Краткосрочный;
    Групповой;
    Познавательно-творческий.
    Участники проекта
    Дети;
    Родители;
    Педагоги.

  • Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека...

    3 слайд

    Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. Марийские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
    Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

    Актуальность

  • Прививать любовь к родному краю, приобщать к музыкально-поэтической куль...

    4 слайд

    Прививать любовь к родному краю, приобщать к музыкально-поэтической культуре марийского народа.
    Цель проекта
    1. Формировать у детей яркие, эмоциональные представления о национальной поэзии, музыке, играх и сказках.
    2. Развивать любознательность, познавательный интерес к истории и культуре марийского народа.
    3. Воспитывать любовь и уважение к людям разных национальностей.
    Задачи:

  • Гипотеза
     Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способно...

    5 слайд

    Гипотеза
    Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

  • Марийские народные сказки можно разделить на: 
•Сказки о животных  
•Волшебны...

    6 слайд

    Марийские народные сказки можно разделить на:
    •Сказки о животных
    •Волшебные сказки
    •Мифологические сказки
    •Бытовые сказки

  • Особенности марийских народных сказок о животных    В них  чаще, чем в русски...

    7 слайд

    Особенности марийских народных сказок о животных
    В них чаще, чем в русских сказках встречаются дикие звери, реже домашние животные.
    Это связано с тем, что издавна марийцы занимались охотой, рыболовством, бортничеством.

    Особенности волшебных марийских сказок
    Цари и царевичи в них живут и разговаривают как простые люди. Это хорошо видно в сказках «Девушка-лягушка», «Лиса женит марийца на царской дочери».

  • Особенности марийских мифологических сказок     Марийские сказки-легенды не п...

    8 слайд

    Особенности марийских мифологических сказок
    Марийские сказки-легенды не похожи ни на какие другие сказки. Сказки о Чоткаре, Онаре и Кокше – это сказки о богатырях, которые всегда защищают родной народ. Эти сказки учат нас любить свою родину, свой народ.
    Особенности марийских бытовых сказок
    Большинство марийских бытовых сказок сатирического направления. Любимый герой бедняк, сирота, обездоленный человек. И побеждает он своей ловкостью и умом, а не волшебством и чудесами.

  • Ожидаемые результаты:
     Устойчивый интерес к культуре марийского народа.
З...

    9 слайд

    Ожидаемые результаты:
    Устойчивый интерес к культуре марийского народа.
    Знание детьми устного народного творчества, песен, стихов, потешек, сказок, декоративно-прикладного искусства народа.
    Создание стендов, состоящего из детских работ.
    Инсценировка сказки

  • Чтение марийских народных сказок
     Слушать и читать марийские народные ска...

    10 слайд

    Чтение марийских народных сказок

    Слушать и читать марийские народные сказки одно удовольствие.
    Прочитав сказку беседуем о прочитанном, рисуем героев сказок.

  • Инсценировка сказки
«Собака и дятел»

    15 слайд

    Инсценировка сказки
    «Собака и дятел»

  • Будка для собачки

    16 слайд

    Будка для собачки

  • Вывод

• Особенности марийских сказок связаны с жизнью марийцев в давние врем...

    17 слайд

    Вывод

    • Особенности марийских сказок связаны с жизнью марийцев в давние времена. Их занятия охотой, близость к природе нашли отражение в сказках.
    • Но так как русские и марийцы всегда жили рядом, то и в сказках у них часто встречаются похожие сюжеты.
    • И в русских и в марийских сказках сильный помогает слабому, ум побеждает хитрость, а добро всегда побеждает зло.

  • Александр ЮзыкайнЙомакна ден тыланда ме
Тыгерак ойлынена…Сказка – выдумка, но...

    18 слайд

    Александр Юзыкайн
    Йомакна ден тыланда ме
    Тыгерак ойлынена…
    Сказка – выдумка, но в ней
    Поученье для людей…

  • Спасибо за внимание!

    19 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 250 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.05.2022
  • 1467
  • 5
  • 10.05.2022
  • 79
  • 1
  • 10.05.2022
  • 112
  • 0
  • 10.05.2022
  • 63
  • 0
  • 10.05.2022
  • 280
  • 7
  • 10.05.2022
  • 84
  • 1
  • 10.05.2022
  • 73
  • 1
  • 10.05.2022
  • 129
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

Автор: Смирнова Валерия Степановна

Место работы/учебы (аффилиация): МАОУ школа №33 ГО Балашиха, 2 класс

С самого детства мы привыкаем читать и слушать сказки на родном языке, и на полках у всех деток в России можно найти сборник народных сказок. Моя малая Родина – это Республика Марий Эл. Я родилась в её столице, городе Йошкар-Ола. В Йошкар-Оле дружно живут русские и марийцы – это коренной народ, который чтит свои национальные традиции, язык, кухню, костюмы, праздники и культуру. Сейчас наша семья живёт в Подмосковье, но часто на каникулы мы ездим в Марий Эл в гости к бабушкам и дедушкам. Наша семейная традиция – читать книги перед сном, а в гостях у бабушек мы часто берём с полки именно марийские сказки, переведённые на русский язык. Так, я стала замечать, что марийские герои сказок зачастую похожи на русских. Например, «Сереброзубая Пампалче» похожа на «Василису Премудрую», а русский «Колобок» похож на марийскую «Лепёшку». Я решила сравнить героев сказок и проиллюстрировать их, так и появился мой проект «Сказки русские и марийские».

Цель моего проекта: сравнить сказки русские и марийские, найти отличия и сходства.

Предмет исследования: русские и марийские сказки.

Объект исследования: культурологический образ жизни русского и марийского народа.

Гипотеза 1: Русские и марийские сказки похожи, они про добро и зло.

Гипотеза 2: Сказки не устаревают, они интересны современным детям так же, как когда-то были интересны нашим родителям, нашим бабушкам и дедушкам. Сказки связывают поколения.

Я поставила себе следующие задачи:

  • выявить схожесть и различия сказок марийских и русских;
  • посетить Музей марийской сказки в Марий Эл;
  • посмотреть онлайн-экскурсию в Третьяковской галерее под названием «Русская сказка. От Васнецова до сих пор.6»;
  • провести опрос-угадайку среди учащихся начальной школы, насколько они знают русские народные сказки и слышали ли когда-либо о марийских сказках;
  • провести сравнительную характеристику национальных костюмов, нарисовать их характерные элементы;
  • сделать большую книгу с иллюстрациями сказок.

Авторизация

Войдите через социальные сети

Или воспользуйтесь формой авторизации

Логин или E-mail

Пароль

Забыли пароль?

Нет учетной записи? — Перейдите к Регистрации

Библиотека мудрости

Добро пожаловать! Воспользуйтесь
формой авторизации или зарегистрируйтесь.

Марийские народные сказки

Истории, с давних времён передававшиеся от отца к сыну в народе мари, отличаются от других сказок Поволжья своеобразной «правдой жизни», натуралистичностью. Их темы разнообразны – от семейных отношений до попыток объяснить, «почему заяц печален». Приятного чтения!

Раскрыть
Скрыть

Марийские сказки читать онлайн

ГЛУПЫЙ МУЖ

Если в доме вашем – мир и согласие, берегите их и не дайте злым силам их разрушить. Иначе вы – глупый муж.

Девушка-сиротка и дочь мачехи

Хитрость и злоба помогут в жизни, но такой успех продлится недолго. Добрым и честным придётся нелегко, но в конце их ждёт заслуженная награда.

Добро лечит

Тот, кто в жизни делает добро, у того все болезни быстро проходят.

Ёж и заяц

Чтобы достичь цели, можно не только бежать, но и стоять на месте.

С зёрнышка до коня

Добрые люди никогда не оставят несчастного в беде. Удача сопутствует ему, и обретёт он заслуженное счастье.

Человеческий опыт во многом основан на самых ранних, детских впечатлениях, и сказки способны заложить прочный фундамент в психологическом развитии человека. Марийские сказки вобрали в себя наблюдения народа мари за природой и её детьми: животными и людьми. Не всегда эти истории имеют счастливый конец: ведь слово «сказка» происходит от слова «сказ», что значит рассказ, повествование. Первоначальной целью сказочных сюжетов было поделиться со своими соседями виденным или слышанным, а иногда и предостеречь их от совершения неблагоразумных поступков или приободрить, если дела их шли не совсем гладко. Марийские сказки для детей используют образы животных, чтобы рассказать о качествах человеческого характера, а герои-люди на своём примере учат юного читателя ответственному обращению с живой природой. Сказки на марийском языке, как и на языках других народов, населяющих Российскую Федерацию, – своего рода жемчужины в нашем общем наследии, не теряющие блеск с годами. Чтобы лучше понять характер народа мари, оценить его мудрость, глубокое понимание природных явлений и отношений между людьми, а также чувство самоиронии, читайте и слушайте марийские народные сказки.

ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»

Разработала: Александрова Татьяна Анатольевна воспитатель.

Сценарий сценки п мотивам марийской народной сказки «Медведь барской породы»

Герои:

Мужик

Жена

Липа

Автор

Мужик-Медведь

 ( мелодия 1)
Автор: В старые времена жил в одной деревне мужик. Люди работали, а он все больше на печке ле­жал да завидовал чужому достатку. Однажды утром стала его жена печку рас­топлять — глядь, а дров-то ни полена.
 

Жена: Эй, муженек! — У ме­ня опара для блинов поднялась, а дров даже на растопку нет. Вставай-ка да отправляйся в лес!
 

(Тянется, будто не хочется ленивому мужику с теплой печки слезать)
 
Мужик: Разбери сараюшку, все равно скотины нет!

Жена: Опомнился! Сарай-то мы сожгли на прошлой не­деле.
 

(Делать нечего. Слез мужик с печки, сунул за пояс то­пор и пошел в лес. Видит липа стоит перед ним.)

( мелодия 2)
 

Мужик: О, какая сухая липа, вот она как раз и на дрова пойдет.
Липа: Мужичок, не руби меня!
Мужик: Недосуг мне с тобой разговаривать!  У меня дома опара скисает.
Липа: Не руби! Иди домой. У тебя во дворе уже лежат готовые дрова.
Мужик: Ну что ж, если лежат, так пойду. Невелика ра­дость топором махать.

 (Заткнул мужик топор за пояс и идет, будто домой. На скамейке лежат дрова. Считает дровишки)

Мужик: Ну, вот, ра­з, два-три хватит печку истопить.

Автор: Прошло несколько дней, дрова кончились.

Жена: Дров нет, а ты все на печке лежишь! На, возьми толстую палку, да выпроси у липы дров побольше.

(Пришел к липе и стал по липе стучать.)

 Липа: Что тебе нужно, добрый человек?
Мужик: Опять за дровами пришел, — Да чтобы не охапка была, а стояли бы на дворе поленницы.
Липа: Иди домой, будут у тебя дрова, сколько просишь.

Автор: Возвратился мужик домой, а на дворе стоят поленни­цы, и дрова в них сухие, чистые — полено к полену. (Лежит мужик на сундуке и ворочается.) Проспал мужик спокойно одну ночь, другую, а на третью никак не заснет.

Жена: «Куда это го­дится такая жизнь! Дров — за три года не сожжешь. А хлеба в доме нет.

Мужик: Да и скотины тоже нет».
(И пошел мужик снова к липе.)
 
Липа: Что тебе нужно, добрый человек?
Мужик: Нет у меня ни хлеба, ни ско­тины. Хочу, чтобы были у меня полные хлева скотины и кладухи хлеба вокруг гумна!
Липа: Иди домой и спи спокойно: будет у тебя все, что просишь.
 

(Лег на сундук и будто просыпается мужик, потягивается,и удивленным видом говорит)

Мужик: О, большие сараи и хлева! А скотины сколь! А, хлеба! Жена, я богач!

(танцевальная мелодия 3)

(Довольные мужик и жена пляшут под веселую мелодию)

Автор: Вовсе обленился мужик: только отдыхает, да блины ест.
И захотелось ему стать начальником. Пришел он к липе, стукнул о ствол палкой.
 

Мужик: Сделай меня начальником!

Липа: А каким же начальником хочешь ты стать?
Мужик: Сельским старостой.

Липа: Иди домой — будешь сельским старостой.

Автор: На сходе выбрали его сельским старостой.

Жена: Ходишь теперь по деревне — все тебе кланяются. А не надоело ли тебе пешком ходить?
Мужик: Надоело мне пешком ходить.

(Опять пришел он к липе: тук! тук!)

Липа: Что тебе нужно?
Мужик: Надоело мне пешком ходить, хочу на лошади ез­дить, сделай меня волостным ста­ростой!
 

Автор: Стал мужик волостным старостой, пешком не ходит, ездит по волости на паре лошадей с колокольцами.

( мелодия 4)(Мужик на имитированной лошади изображает путь под звон колокольцев)

Жена: Ой, а не хочешь ли ты стать муженек, важным барином?

Подъехал он на своей паре лошадей к липе, стукнул: трах, трах!)
 
Мужик: Эй, липа! Я хочу важным барином стать!
Липа: Поезжай домой и ложись спать, — Завтра твое желание исполнится.
 

Автор: Вернулся мужик домой, завалился спать.

(Звучит громкая сказочная марийская мелодия 4)

Автор: Просыпается утром и чувствует, словно лежит он на пуховой перине, покрыт мягким одеялом. Обрадовался мужик.

Мужик: «Вот теперь я большой барин!»

(Вылез на волю, огляделся, а вокруг. Глянул на себя мужик, и видит, что он превратился в медведя. Заревел по-медвежьи)

(мелодия «медвежий рев»)

Автор: С тех пор и пошла среди марийцев поговорка:
«Медведь — барской породы: он когда-то важным ба­рином был».

мелодии к сказке
RAR / 11.57 Мб

Добавить комментарий