Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 60 человек из 28 регионов
- Сейчас обучается 59 человек из 20 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Волшебный мир марийских сказок
Управление образования Администрации городского округа « Город Йошкар-Ола»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 6 г. Йошкар-Олы «Аленький цветочек»
424032, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Героев Сталинградской битвы, 36а
тел. 64-23-81
Выполнила педагог-психолог Вараксина Ирина Юрьевна -
2 слайд
Проект
Краткосрочный;
Групповой;
Познавательно-творческий.
Участники проекта
Дети;
Родители;
Педагоги. -
3 слайд
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. Марийские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.Актуальность
-
4 слайд
Прививать любовь к родному краю, приобщать к музыкально-поэтической культуре марийского народа.
Цель проекта
1. Формировать у детей яркие, эмоциональные представления о национальной поэзии, музыке, играх и сказках.
2. Развивать любознательность, познавательный интерес к истории и культуре марийского народа.
3. Воспитывать любовь и уважение к людям разных национальностей.
Задачи: -
5 слайд
Гипотеза
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. -
6 слайд
Марийские народные сказки можно разделить на:
•Сказки о животных
•Волшебные сказки
•Мифологические сказки
•Бытовые сказки -
7 слайд
Особенности марийских народных сказок о животных
В них чаще, чем в русских сказках встречаются дикие звери, реже домашние животные.
Это связано с тем, что издавна марийцы занимались охотой, рыболовством, бортничеством.Особенности волшебных марийских сказок
Цари и царевичи в них живут и разговаривают как простые люди. Это хорошо видно в сказках «Девушка-лягушка», «Лиса женит марийца на царской дочери». -
8 слайд
Особенности марийских мифологических сказок
Марийские сказки-легенды не похожи ни на какие другие сказки. Сказки о Чоткаре, Онаре и Кокше – это сказки о богатырях, которые всегда защищают родной народ. Эти сказки учат нас любить свою родину, свой народ.
Особенности марийских бытовых сказок
Большинство марийских бытовых сказок сатирического направления. Любимый герой бедняк, сирота, обездоленный человек. И побеждает он своей ловкостью и умом, а не волшебством и чудесами. -
9 слайд
Ожидаемые результаты:
Устойчивый интерес к культуре марийского народа.
Знание детьми устного народного творчества, песен, стихов, потешек, сказок, декоративно-прикладного искусства народа.
Создание стендов, состоящего из детских работ.
Инсценировка сказки -
10 слайд
Чтение марийских народных сказок
Слушать и читать марийские народные сказки одно удовольствие.
Прочитав сказку беседуем о прочитанном, рисуем героев сказок. -
-
-
-
-
15 слайд
Инсценировка сказки
«Собака и дятел» -
16 слайд
Будка для собачки
-
17 слайд
Вывод
• Особенности марийских сказок связаны с жизнью марийцев в давние времена. Их занятия охотой, близость к природе нашли отражение в сказках.
• Но так как русские и марийцы всегда жили рядом, то и в сказках у них часто встречаются похожие сюжеты.
• И в русских и в марийских сказках сильный помогает слабому, ум побеждает хитрость, а добро всегда побеждает зло. -
18 слайд
Александр Юзыкайн
Йомакна ден тыланда ме
Тыгерак ойлынена…
Сказка – выдумка, но в ней
Поученье для людей… -
19 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 257 250 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.05.2022
- 1467
- 5
- 10.05.2022
- 79
- 1
- 10.05.2022
- 112
- 0
- 10.05.2022
- 63
- 0
- 10.05.2022
- 280
- 7
- 10.05.2022
- 84
- 1
- 10.05.2022
- 73
- 1
- 10.05.2022
- 129
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
-
Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
-
Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
Автор: Смирнова Валерия Степановна
Место работы/учебы (аффилиация): МАОУ школа №33 ГО Балашиха, 2 класс
С самого детства мы привыкаем читать и слушать сказки на родном языке, и на полках у всех деток в России можно найти сборник народных сказок. Моя малая Родина – это Республика Марий Эл. Я родилась в её столице, городе Йошкар-Ола. В Йошкар-Оле дружно живут русские и марийцы – это коренной народ, который чтит свои национальные традиции, язык, кухню, костюмы, праздники и культуру. Сейчас наша семья живёт в Подмосковье, но часто на каникулы мы ездим в Марий Эл в гости к бабушкам и дедушкам. Наша семейная традиция – читать книги перед сном, а в гостях у бабушек мы часто берём с полки именно марийские сказки, переведённые на русский язык. Так, я стала замечать, что марийские герои сказок зачастую похожи на русских. Например, «Сереброзубая Пампалче» похожа на «Василису Премудрую», а русский «Колобок» похож на марийскую «Лепёшку». Я решила сравнить героев сказок и проиллюстрировать их, так и появился мой проект «Сказки русские и марийские».
Цель моего проекта: сравнить сказки русские и марийские, найти отличия и сходства.
Предмет исследования: русские и марийские сказки.
Объект исследования: культурологический образ жизни русского и марийского народа.
Гипотеза 1: Русские и марийские сказки похожи, они про добро и зло.
Гипотеза 2: Сказки не устаревают, они интересны современным детям так же, как когда-то были интересны нашим родителям, нашим бабушкам и дедушкам. Сказки связывают поколения.
Я поставила себе следующие задачи:
- выявить схожесть и различия сказок марийских и русских;
- посетить Музей марийской сказки в Марий Эл;
- посмотреть онлайн-экскурсию в Третьяковской галерее под названием «Русская сказка. От Васнецова до сих пор.6»;
- провести опрос-угадайку среди учащихся начальной школы, насколько они знают русские народные сказки и слышали ли когда-либо о марийских сказках;
- провести сравнительную характеристику национальных костюмов, нарисовать их характерные элементы;
- сделать большую книгу с иллюстрациями сказок.
Авторизация
Войдите через социальные сети
Или воспользуйтесь формой авторизации
Логин или E-mail
Пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи? — Перейдите к Регистрации
Добро пожаловать! Воспользуйтесь
формой авторизации или зарегистрируйтесь.
Марийские народные сказки
Истории, с давних времён передававшиеся от отца к сыну в народе мари, отличаются от других сказок Поволжья своеобразной «правдой жизни», натуралистичностью. Их темы разнообразны – от семейных отношений до попыток объяснить, «почему заяц печален». Приятного чтения!
Раскрыть
Скрыть
Марийские сказки читать онлайн
ГЛУПЫЙ МУЖ
Если в доме вашем – мир и согласие, берегите их и не дайте злым силам их разрушить. Иначе вы – глупый муж.
Девушка-сиротка и дочь мачехи
Хитрость и злоба помогут в жизни, но такой успех продлится недолго. Добрым и честным придётся нелегко, но в конце их ждёт заслуженная награда.
Добро лечит
Тот, кто в жизни делает добро, у того все болезни быстро проходят.
Ёж и заяц
Чтобы достичь цели, можно не только бежать, но и стоять на месте.
С зёрнышка до коня
Добрые люди никогда не оставят несчастного в беде. Удача сопутствует ему, и обретёт он заслуженное счастье.
Человеческий опыт во многом основан на самых ранних, детских впечатлениях, и сказки способны заложить прочный фундамент в психологическом развитии человека. Марийские сказки вобрали в себя наблюдения народа мари за природой и её детьми: животными и людьми. Не всегда эти истории имеют счастливый конец: ведь слово «сказка» происходит от слова «сказ», что значит рассказ, повествование. Первоначальной целью сказочных сюжетов было поделиться со своими соседями виденным или слышанным, а иногда и предостеречь их от совершения неблагоразумных поступков или приободрить, если дела их шли не совсем гладко. Марийские сказки для детей используют образы животных, чтобы рассказать о качествах человеческого характера, а герои-люди на своём примере учат юного читателя ответственному обращению с живой природой. Сказки на марийском языке, как и на языках других народов, населяющих Российскую Федерацию, – своего рода жемчужины в нашем общем наследии, не теряющие блеск с годами. Чтобы лучше понять характер народа мари, оценить его мудрость, глубокое понимание природных явлений и отношений между людьми, а также чувство самоиронии, читайте и слушайте марийские народные сказки.
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»
Разработала: Александрова Татьяна Анатольевна воспитатель.
Сценарий сценки п мотивам марийской народной сказки «Медведь барской породы»
Герои:
Мужик
Жена
Липа
Автор
Мужик-Медведь
( мелодия 1)
Автор: В старые времена жил в одной деревне мужик. Люди работали, а он все больше на печке лежал да завидовал чужому достатку. Однажды утром стала его жена печку растоплять — глядь, а дров-то ни полена.
Жена: Эй, муженек! — У меня опара для блинов поднялась, а дров даже на растопку нет. Вставай-ка да отправляйся в лес!
(Тянется, будто не хочется ленивому мужику с теплой печки слезать)
Мужик: Разбери сараюшку, все равно скотины нет!
Жена: Опомнился! Сарай-то мы сожгли на прошлой неделе.
(Делать нечего. Слез мужик с печки, сунул за пояс топор и пошел в лес. Видит липа стоит перед ним.)
( мелодия 2)
Мужик: О, какая сухая липа, вот она как раз и на дрова пойдет.
Липа: Мужичок, не руби меня!
Мужик: Недосуг мне с тобой разговаривать! У меня дома опара скисает.
Липа: Не руби! Иди домой. У тебя во дворе уже лежат готовые дрова.
Мужик: Ну что ж, если лежат, так пойду. Невелика радость топором махать.
(Заткнул мужик топор за пояс и идет, будто домой. На скамейке лежат дрова. Считает дровишки)
Мужик: Ну, вот, раз, два-три хватит печку истопить.
Автор: Прошло несколько дней, дрова кончились.
Жена: Дров нет, а ты все на печке лежишь! На, возьми толстую палку, да выпроси у липы дров побольше.
(Пришел к липе и стал по липе стучать.)
Липа: Что тебе нужно, добрый человек?
Мужик: Опять за дровами пришел, — Да чтобы не охапка была, а стояли бы на дворе поленницы.
Липа: Иди домой, будут у тебя дрова, сколько просишь.
Автор: Возвратился мужик домой, а на дворе стоят поленницы, и дрова в них сухие, чистые — полено к полену. (Лежит мужик на сундуке и ворочается.) Проспал мужик спокойно одну ночь, другую, а на третью никак не заснет.
Жена: «Куда это годится такая жизнь! Дров — за три года не сожжешь. А хлеба в доме нет.
Мужик: Да и скотины тоже нет».
(И пошел мужик снова к липе.)
Липа: Что тебе нужно, добрый человек?
Мужик: Нет у меня ни хлеба, ни скотины. Хочу, чтобы были у меня полные хлева скотины и кладухи хлеба вокруг гумна!
Липа: Иди домой и спи спокойно: будет у тебя все, что просишь.
(Лег на сундук и будто просыпается мужик, потягивается,и удивленным видом говорит)
Мужик: О, большие сараи и хлева! А скотины сколь! А, хлеба! Жена, я богач!
(танцевальная мелодия 3)
(Довольные мужик и жена пляшут под веселую мелодию)
Автор: Вовсе обленился мужик: только отдыхает, да блины ест.
И захотелось ему стать начальником. Пришел он к липе, стукнул о ствол палкой.
Мужик: Сделай меня начальником!
Липа: А каким же начальником хочешь ты стать?
Мужик: Сельским старостой.
Липа: Иди домой — будешь сельским старостой.
Автор: На сходе выбрали его сельским старостой.
Жена: Ходишь теперь по деревне — все тебе кланяются. А не надоело ли тебе пешком ходить?
Мужик: Надоело мне пешком ходить.
(Опять пришел он к липе: тук! тук!)
Липа: Что тебе нужно?
Мужик: Надоело мне пешком ходить, хочу на лошади ездить, сделай меня волостным старостой!
Автор: Стал мужик волостным старостой, пешком не ходит, ездит по волости на паре лошадей с колокольцами.
( мелодия 4)(Мужик на имитированной лошади изображает путь под звон колокольцев)
Жена: Ой, а не хочешь ли ты стать муженек, важным барином?
Подъехал он на своей паре лошадей к липе, стукнул: трах, трах!)
Мужик: Эй, липа! Я хочу важным барином стать!
Липа: Поезжай домой и ложись спать, — Завтра твое желание исполнится.
Автор: Вернулся мужик домой, завалился спать.
(Звучит громкая сказочная марийская мелодия 4)
Автор: Просыпается утром и чувствует, словно лежит он на пуховой перине, покрыт мягким одеялом. Обрадовался мужик.
Мужик: «Вот теперь я большой барин!»
(Вылез на волю, огляделся, а вокруг. Глянул на себя мужик, и видит, что он превратился в медведя. Заревел по-медвежьи)
(мелодия «медвежий рев»)
Автор: С тех пор и пошла среди марийцев поговорка:
«Медведь — барской породы: он когда-то важным барином был».
мелодии к сказке
RAR / 11.57 Мб