Маршруты – дело очень важное. От того, куда и как мы поедем, зависит всё удовольствие от катания на велосипеде. Раньше маршруты планировались на бумажной карте карандашом, с курвиметром и офицерской линейкой. Сейчас нам на помощь приходят десятки приложений, сервисов и мобильных решений, от которых некуда деваться.
Велосипедный мир достаточно небольшой, поэтому специализированных сервисов и программ мало. Большинство серьёзных наработок универсальные – как продукция мировых гигантов Google, Yandex и Baidu или карты Navitel для автомобилистов.
Тем не менее, разные предложения удобны по-разному, для этого мы сделаем обзор нескольких сервисов, выявим их плюсы и минусы и отметим, стоит ли велосипедисту ими пользоваться. Сначала рассмотрим, что же такое веломаршрут и как его используют, а далее пойдём по разным типам сервисов.
Веломаршруты
Для начала – зачем мы прокладываем маршрут? Несколько направлений:
- Велотуризм – когда путь и есть самоцель, его следует преодолеть и насладиться и нагрузкой, и красотами. Здесь в первую очередь помогает опыт, а не приложения. Очень важно участие человека в планировании.
- Прогулки – здесь, наоборот, маршрут следует планировать автоматически, указав точки, которые хочется посетить. Сервис автоматически построит оптимальный путь с минимальными затратами сил.
- Передвижение – требования двояки, с одной стороны, велосипедист, скорее всего, знает местность лучше любого сервиса, а с другой, возможно, место назначения новое и понадобится автоматическая прокладка.
Кроме планирования веломаршрута, существует и часть накопления опыта. Раньше, опять же, любители велотуризма обменивались атласами с отмеченными интересными картами, теперь этим проще всего заниматься с помощью онлайн-сервисов.
Вторая интереснейшая задача – это запись GPS-треков для последующего анализа своего передвижения. Речь, скорее, о спортсменах и туристах, ведь им важно знать, какие элементы пути оказались простыми, а на каких возникли проблемы. Никто не отменял и соревновательной части. Многие отрезки измеряются, и по ним проходят настоящие самоорганизованные соревнования в том, кто быстрее преодолеет участок.
Онлайн-карты
Самый популярный и доступный, пожалуй, большинству тип сервиса – это онлайн-карты. Раньше существовала программа «Google Планета земля» и несколько более старых альтернатив, которые не получили широкого распространения. В настоящее время карты от мировых гигантов стали частью нашей жизни, и вот почему:
- всегда доступная карта любой местности;
- актуальная информация об инфраструктуре и возможностях передвижения;
- быстрые измерения и изменения в собственных картах;
- обсуждение и отправка нарисованного маршрута.
Да, в онлайн картах главное – это «рисование». Т.е. сервисы становятся заменой бумажной карты, по которой мы чертим свой маршрут, используя собственную голову. Стоит отметить, что многие сервисы развиваются в сторону социальности и навигации, но отстают от своих специализированных конкурентов. Однако большинство из «конкурентов» в итоге используют OSM, Google или Yandex как основу для отрисовки карт.
OpenStreetMap
http://www.openstreetmap.org/
Первый сервис, о котором стоит рассказать, – это OpenStreetMap. Немного перегруженные карты – квинтэссенция свободы в современном мире. Все карты этого ресурса составляются и проверяются пользователями. Тысячи людей по всему миру отмечают объекты, их изменения и свойства, следят за актуальностью информации.
Для велосипедистов OSM будет полезен в том плане, что на этих картах отражаются не только дороги и жилые массивы, но и многие достопримечательности, и, что самое главное, велодорожки и инфраструктура для велосипедистов. Среди активистов их достаточно много, потому карты так полезны для нас.
К минусам сервиса можно отнести слабую социальную составляющую (никаких «поделиться» и «отправить другу») и перегруженность самих карт (что не всегда плохо). Кроме того, данный сервис, являясь в первую очередь картографическим, не предлагает дополнительных функций, как другие участники этого раздела.
Google Maps
https://www.google.ru/maps
Популярность «Google Планета Земля» понемногу падает, а вот карты от Гугл становятся всё популярнее. Спутниковые снимки, базы заведений, быстрая работа и широкие социальные возможности – всё привлекает велосипедистов к всемирной корпорации. На картах Google рисовать свой путь удобно, а хранить его и делиться им – ещё проще.
Дополнительным, и очень весомым, плюсом становится возможность прокладки маршрута, как пешеходного, так и дорожного, между любыми точками. Не так давно была обнародована новая функция. Теперь Гугл.Карты могут прокладывать маршрут для велосипедистов с учётом неудобных поворотов и велодорожек.
Однако навигация от Google всё равно уступает специализированным сервисам и даже своему русскому конкуренту – Яндексу.
Яндекс.Карты
http://maps.yandex.ru/
«Наш ответ Гуглу» – Яндекс.Карты на деле даже немного превосходят глобальную корпорацию. И хороши карты от Яндекса по двум причинам:
- Полнота данных о России и СНГ – любые другие сервисы, включая Ovi и китайцев, не говоря о Google, плохо знают российские деревни и просёлки. Они просто отсутствуют на картах. Яндекс же скрупулёзно демонстрирует все грунтовки и даже тропинки, уступая лишь OSM по полносте.
- Действительно, хорошая навигация. Хоть и автомобильная, не учитывающая перепады высот, но строящая навигационные маршруты логика в Яндексе разработана великолепно.
Кроме того, карты Яндекса могут использоваться в качестве источника для Яндекс.Навигатора с голосовыми подсказками по ходу движения. В Google для этого придётся использовать дополнительные приложения от сторонних разработчиков.
Большой привет от профессиональных спортсменов и автолюбителей – это GPS треки и сервисы для их хранения. Навигация, используемая в автомобилях, – достаточно старый продукт, и уже двадцать лет назад в ходу были записи поездок – так называемые GPS треки.
Сейчас сервисы ушли далеко вперёд от простого хранения информации с GPS-навигатора. Они предлагают целый набор услуг:
- построение статистики по записи поездки;
- планирование поездки (т.е. проложение маршрута, что нам и нужно);
- обмен и катологизацию различных маршрутов.
Как видим, кроме картографической функции, сервисы треков предлагают нам много интересного, потому особенно интересны. Так как мы рассматриваем построение путей для велосипедистов, рассмотрим соответствующие сервисы.
Bikemap.Net
http://www.bikemap.net
Пожалуй, крупнейший сайт для хранения и обсуждения различных треков велосипедистов. Огромное количество загрузок в Европе и Америке, хорошее покрытие по России и большое число русскоязычных пользователей. Часть ассоциации из нескольких трек-сайтов, включающих любителей велосипедов, бега, мопедов и даже роликовых коньков.
Прокладывание маршрута очень удобно для велосипедиста. Автоматически строится график высот, по которому можно определить грядущую нагрузку.
С социальной составляющей тоже нет проблем – все маршруты могут быть публичными, обсуждаемыми. Сам каталог удобен и позволяет подобрать себе трек по нужным параметрам – стиль катания, общая продолжительность пути.
Для записи и следования по маршруту существует одноимённое приложение – практически полноценный навигатор. Пожалуй, из раздела хранилищ треков Bikemap.Net – лидер на сегодняшний день.
OpenCycleMap
http://www.opencyclemap.org
«Дочернее» предприятие от OpenStreetMap использует карту OSM, дополняя слоями реальных GPS-треков велосипедистов. Красивая карта Европы даёт нам понять, где этот сервис особенно популярен. К сожалению, в России его поклонников практически нет, несмотря на очень насыщенный функционал и возможность прокладывать маршруты с учётом карты высот и велосипедных дорожек.
Следует отметить, что в системе огромное количество междугородних треков, т.е. используется он с вполне практическими целями – узнать, как наиболее эффективно путешествовать между городами на велосипеде. Собственно, для интересного путешествия на двух колёсах по Европе лучшего сервиса не сыскать.
GPSies
http://www.gpsies.com
Очень старый и надёжный сервис хранения треков из Германии. Огромная база треков с покрытием по всей России может понравиться многим велотуристам «старой школы», но в наши дни слабое собственное приложение, устаревший дизайн и не очень понятная логика работы отпугивают больше пользователей, чем привлекают.
MyTracks
Если GPSies – это сервис без приложения, то MyTracks – отличное приложение без навязчивого сервиса. Записываем, анализируем маршруты. Понятное дело, ни о каком построении маршрута речь не идёт.
Спортивные трекеры
Для спортивных трекеров карты – далеко не самое главное. Но, понимая, что большинство заботящихся о своём здоровье пользователей будут ездить на велосипеде, бегать или совершать прогулки по горам – производители приложений включают в их состав маршрутную составляющую. Обычно это контракт с Google или OSM, и дальнейшее использование функционала, аналогичного хранилищам GPS-треков.
К сожалению, выделенного трекера с прокладкой маршрутов для велосипедистов пока сделано не было, и треки прокладываются по автомобильным или пешеходным правилам, изредка – с приоритетом велодорожек, но не более.
Спортивных приложений огромное количество. Разберём лишь те из них, которыми довелось пользоваться автору данной статьи.
Endomondo
https://www.endomondo.com/
Один из наиболее серьёзных и комплексных сервисов для спорта. Огромное количество вводимых данных, интересные расчёты и подведение статистики. Универсальное приложение и универсальный веб-сервис позволяет удобно использовать одно приложение для всех типов активностей, а сильная социальная составляющая позволяет привлечь и друзей.
К минусам можно отнести тяжеловесность приложения – с каждым обновлением требования к «железу» растут (особенно к доступной оперативной памяти), и быстрое поглощение батарейки.
Маршруты приложение прокладывает быстро и хорошо, навигация с голосовым помощником работает на отлично, но маршрут прокладывает автомобильный.
MapMyRide
http://www.mapmyride.com/
Аналог Endomondo, но с раздельными приложениями для каждой активности. Особо они не отличаются, но на смартфонах использовать немного удобнее. Приложение так же, как и конкурент, очень любит дорогое «железо» и работает, полностью используя его возможности. Навигационные функции вполне стандартные.
Радует же сервис. Он не только показывает максимально подробную аналитику, но и позволяет планировать маршрут с учётом высот, других маршрутов, результатов велосипедиста и других велосипедистов на разных отрезках. Данный сервис – отличный менеджер записей и маршрутов с неплохими социальными возможностями.
Пожалуй, для требовательного велосипедиста MapMyRide – лучший выбор.
Strava
https://www.strava.com/
Strava не выглядят лидерами рынка, но приложение очень и очень неплохое. Обычная Google-навигация, простой интерфейс и безотказная работа даже на слабых смартфонах – вот фишка Strava. Достойный трекер без ненужных функций, который популярен у сотен тысяч пользователей.
Последние релизы Strava добавляют социальной составляющей для обсуждения маршрутов и конкурирования по отрезкам, что не может не радовать.
Заключение
Современные приложения для прокладки маршрутов вышли из автомобильного мира и всё ещё максимально сильно связаны с ним. В велосипедной же части самые интересные наработки – в части спортивных трекеров. По сути обзора можно сказать, что, если вы велосипедист «старой школы» и вам нужна хорошая карта без лишней интерактивности, OpenStreetMap, Bikemap и Google будут лучшими помощниками. Современным профессионалам поможет Bikemap и OpenCycleMap, а простым любителям лучше всего остановиться на одном из спортивных приложений.
Возможности прокладывания маршрутов во всех этих программах очень схожи и достаточно стары. Это прокладка по карте с учётом дорог. Появляющиеся доработки в связи с высотами и велодорожками – пока скорее НИОКР, чем эффективно используемые функции. Тренд последних лет – социальность, соревнования и обсуждения маршрутов. Этими новинками стоит пользоваться, хотя к эффективному планированию они имеют весьма косвенное отношение.
загрузка…
Есть множество вариантов найти интересный маршрут для велосипедной поездки: специализированные сайты и форумы, друзья, метод тыка (с последующей проработкой деталей).
Безусловно, можно планировать на ходу и порой это даже более интересно. В статье мы рассмотрим, где брать маршруты и зачем вообще заниматься планированием.
Готовые маршруты
Bikemap
https://www.bikemap.net
Замечательный сайт (и приложение), объединяющий в себе маршруты любой точки Земли. Позволяет выбрать маршрут оптимальной протяженности, подходящий именно для вашего типа велосипеда и настроения.
Вы можете завести аккаунт и делиться маршрутами с другими пользователями.
Bikemap в курсе рельефа местности и поможет вам не ввязаться в маршрут, состоящий из одних лишь подъемов.
GPSies
http://www.gpsies.com/
Огромное количество параметров поиска — сложно будет не найти подходящий для себя маршрут. Не самый современный интерфейс, но при этом все очень наглядно и удобно. Есть приложения для iOS и Android.
Форумы
Конкретных форумов называть не будем — их огромное количество, можно найти себе компанию для ПВД или же просто послушать мнение участников по поводу того или иного маршрута.
В каждом регионе наверняка есть собственная группа Vkontakte или местечковый форум, на котором участники во всех подробностях расскажут вам о нюансах.
Приложения
Множество мобильных приложений (в том числе и тех, о которых мы рассказывали в отдельной статье) имеют функционал построения маршрутов, а также просмотра маршрутов других участников.
Помимо просто маршрутов вы также можете соревноваться с другими участниками в прохождении одного и того же участка. К примеру, в мощнейшей Strava.
В качестве примера забавного приложения рекомендуем Routezoom — все что нужно это выбрать вид активности и задать желаемую длину маршрута. Приложение почти мигом предложит варианты.
Самостоятельное построение веломаршрута
Нет ничего сложного в том, чтобы подготовить для себя велосипедный маршрут. Мы убедим вас в этом.
Первое, с чем стоит определиться это:
-
Сколько времени вы готовы потратить на маршрут;
-
Чего вы хотите от маршрута: спорта, достопримечательностей или чего-то еще.
-
Уровень подготовки и оборудования.
Время и расстояние
Сколько вы проезжаете в среднем? Какой у вас рекорд? Если, к примеру, в среднем вы проезжаете 15 км раз в неделю, то не стоит сразу строить маршрут протяженностью 100 и более километров. Скорей всего, при достаточном усердии вы его преодолеете, но лучше все же постепенно наращивать обороты. Поэтому маршрут 30-40 км будет оптимальным.
Такое расстояние легко преодолеваются за полдня с учетом остановок и вероятного дополнительного трансфера до места маршрута.
Куда ехать
Прокрутите в голове все места, находясь рядом с которыми, вы думали “о, надо будет сюда еще разок съездить”. Или наоборот места, в которых вы никогда не бывали.
Наверняка, таких наберется много. Прикиньте, сколько ехать до этих мест по карте.
Для “примерки” маршрута хорошо подойдет Google Maps (не обо всех велосипедных маршрутах он знает, поэтому используйте функционал построения пешеходных маршрутов), а также MAPS.ME (как мы уже писали, эти карты хорошо знают рельеф местности и покажут перепады высот).
Если ваша цель накрутить как можно больше километров и красивые виды не так важны, то вполне можно подобрать близкий к идеальному участок и проехать по нему “нужное” количество раз. Важно, чтобы на этом участке было как можно меньше других участников — это позволит пройти маршрут на оптимальной скорости.
Для таких целей хорошо подходят парки и набережные ранним утром или поздним вечером.
Как ехать
В зависимости от типа велосипеда (горный, шоссер, сингспид, прогулочный) вы привыкли к тому или иному виду поверхности и стилю езды.
До любой точки, выбранной в предыдущем пункте, можно добраться разными путями (безусловно, каждый из них будет отличаться по расстоянию).
Если вы любитель MTB и асфальт не уважаете, то ищете пути через грунтовые дорожки или вовсе стройте маршруты прям по ходу движения.
Если же вы обладатель шоссейного велосипеда, имеет смысл искать наиболее асфальтированный маршрут. Это справедливо для синглспидов и других городских велосипедов, с тем лишь отличием, что для шоссейного велосипеда не так важно учитывать подъемы/спуски.
Что брать с собой
Опять же зависит от длины маршрута и близости к цивилизации.
На наш взгляд, минимальный набор для небольшого маршрута следующий:
-
Заряженный телефон;
-
Вода;
-
Минимальный инструмент для мелких регулировок.
При возрастании длины маршрута и удаленности от цивилизации рекомендуем также добавить:
-
Еда (к примеру, энергетические батончики);
-
Запасная камера и инструмент для ее замены (можно заменить на ремкомплект);
-
Насос;
-
Некоторое количество запасной одежды (зависит от времени года);
-
Минимальная аптечка.
Что делать с маршрутом
Как минимум запомнить в общих чертах — каждый поворот вы все равно вряд ли запомните, но какие-то ключевые точки (озеро, водопад, храм) определенно стоит.
Если вы едете не в одиночку, то было бы неплохо, чтобы все участники имели представление о маршруте и были готовы к нему. А также, чтобы их уровень подготовки хотя бы примерно совпадал с вашим — кому нужен нытик, которого приходится ждать на каждом подъеме.
Не будет лишним сказать друзьям или близким о своих планах (в случае с приложениями и сайтами просто поделитесь ссылкой на маршрут).
Сохраните маршрут в телефон или даже распечатайте. По возможности сохраните оффлайн-версию маршрута — мобильный интернет, к сожалению, ловит не на 100% поверхности Земли.
Прикиньте, какие на вашем маршруте есть важные точки: кафе, остановки общественного транспорта, крупные населенные пункты. Это мы к тому, что без запасного плана никуда.
А если хотите немного подурачиться, то вдохновитесь https://gpsdoodles.com/ и создайте свой неповторимый арт-маршрут.
Как, куда и сколько ехать решать вам. Мы лишь хотим подтолкнуть вас к тому, что прогулка на велосипеде не должна ограничиваться ближайшим парком — вокруг полно интересных мест, которые готовы раскрыться с новой стороны тем, кто путешествует на велосипеде и ценит каждый километр маршрута.
Для начала давайте разберёмся зачем. (Кому лень читать пролистайте чуть ниже к списку инструментов.) Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от путешествия, соберу тут то, что я получаю благодаря планированию.
1. Мотивация.
Во время планирования я уже начинаю представлять как буду преодолевать свой путь, как буду любоваться и вдыхать этот новый, окружающий меня мир. Желание поскорее туда попасть растет с геометрической прогрессией.
2. Безопасность.
Практически каждое мое планирование проходит под девизом “Ну не сдохнем же”. И все же я бы сказал, что это основное почему нужно планировать маршруты. Я должен хоть немного быть готов к предстоящему, понимать рельеф, температуру, наличие магазинов, кемпингов и т. п. Безопасность превыше всего.
3. Сборы.
Планируя маршрут и представляя в картинках куда я попаду я могу грамотно подготовить велосипед и собрать вещи в путешествие. Не взять лишнего и не забыть нужное.
4. Насыщенность.
В 100% случаев я переделываю первичную нитку маршрута, потому что она кажется слишком скучной. Стараюсь по максимуму убрать асфальт, побольше природы, обязательно сложный участок. Тут главное не переусердствовать и не забыть про интересующие достопримечательности
5. График движения.
Вот это я бы и в минус записал. Я не люблю графики и дедлайны. И не хочу каждый день просто следовать плану. Приступая к планированию маршрута волей неволей расписываю его по дням, иногда для получения визы нужен маршрутный лист, или чтобы понимать сколько примерно времени я буду вне циливизации. Но уже во время путешествия не стараюсь придерживаться какого-то четкого графика. Я точно знаю, что мне нужно добраться из пункта А в пункт B за N +- 1 дней. Знаю где примерно есть магазины и ночлег. Этого мне вполне достаточно. Все остальное воля случая и моего настроения.
А теперь погнали по инструментам.
Основные приложения/сайты для планирования
1. Komoot
Приложение для построения маршрутов. Строит маршрут на основе ОСМ. Может проложить путь по пешеходным тропам, показывает всю инфу по высотам дорожному покрытию ит.п. Есть настройки по типу велосипеда (мтб, туринг, шоссер и т. п.)
Можно выгрузить файл трека или скачать трек для оффлайн использования. В нем я прокладываю первичную нить маршрута, затем выгружаю трек и иду дальше.
2. Nakarte.me.
Сочетает в себе кучу разных карт между которыми можно переключаться или накладывать одну на другую. Можно загрузить туда свой трек, подключить фотки и панорамы с Google maps или статьи с wikimaps. Супер удобно для знакомства с местностью, по которой вы собираетесь поехать. Сюда я загружаю первичный трек и изучаю его. Смотрю спутниковые карты, фото и панорамы. Если что то не устраивает возвращаюсь в komoot и рисую маршрут по другим дорогам.
3. Mapsme и Google maps .
Это и так всем знакомо. Их постоянно использую во время путешествия для точной навигации на месте. Во время планирования отмечаю магазины, кемпинги и достопримечательности.
4. Bikepacking.com.
Топ сайт о байкпакинге. Тут регулярно выкладывают отчеты о уже пройденных маршрутах с фотками и треками. В основном это конечно США, Великобритания и западная Европа, но и другие направления тоже есть. Например Грузия. Часть своего путешествия по Грузии я планировал с помощью их отчета. Всегда проверяю нет ли инфы о местности, куда я хочу поехать на этом сайте.
Вот 4 столпа, на которых держится мое планирование.
Естественно параллельно идёт поиск разных отчётов и статей других путешественников, но это мелочь.
Я не сильно угораю при составлении маршрутов и искренне верю, что любое приключение начинается с плохого планирования 😁
Удачных вам путешествий 🌄
Поделитесь в комментариях своими инструментами для планирования, вместе мы соберём неповторимый набор.
Время на прочтение
5 мин
Количество просмотров 71K
Вступление
Представьте, что сейчас лето, солнце светит, у вас отпуск, и вы с друзьями — заядлые велосипедисты. Возникает мысль о велосипедном походе куда-нибудь далеко. В этой статье я расскажу о том, как OpenStreetMap-технологии и некоторые другие сервисы упрощают жизнь в такой ситуации, решают проблемы планирования и позволяют быстро и просто поделиться впечатлениями. Упор делается на online, я упоминаю ресурсы:
- OpenStreetMap
- OpenCycleMap
- OpenRouteService
- ShowYourJourney
- Проект Карты России
- MapOSMatic
- Веб интерфейс к GPSBabel
- CourseMapper
- GPS Visualizer
Планирование поездки
Итак, на каком-нибудь велофоруме или от знакомых вы узнаете, что место X — просто супер, каждый уважающий себя велосипедист обязан там побывать и вообще непонятно, почему вы там до сих пор не были. Если X вам абсолютно незнакомо, то возникают вопросы:
Где находится X?
Официальный сайт OpenStreetMap, не смотря на спартанскую аскетичность, позволяет «из коробки» искать населенные пункты, места и т.д. Также будет полезен Nominatim, который «заточен» специально под поиск.
Как лучше всего туда добраться?
Первое место, куда стоит заглянуть, в случае, если вы проживаете не в России — OpenCycleMap. Это специальная карта для велосипедистов с велосипедными маршрутами. Маршруты, я бы сказал, глобальные и не рассчитаны на местные легкие 8-часовые прогулки.
Карта OpenCycleMap. В России пока совсем не популярна. |
В остальных случаях, маршрут таки придется прокладывать самим. Как правило, автоматически проложенный маршрут не идеален и требует ручного «допиливания». Поэтому я рекомендую связку из OpenRouteService и ShowYourJourney, они оба используют данные OpenStreetMap.
OpenRouteService
Отличный немецкий сайт, по умолчанию открывается на немецком, однако справа сверху у него есть заветный английский флаг. Кликаем на строку Start, потом на пункт отправления на карте, потом на строку End, потом на пункт назначения на карте, и, наконец, по кнопке Calculate. Довольно быстро появится результат, в т.ч. суммарное расстояние и указания типа «через 200 метров поверните направо». Можно находить маршруты для машины, пешеходов и велосипедистов. Для первого и последнего вариантов доступны уникальные опции, смысл которых понятен из названия, но на всякий случай многократно проверен эмпирически. Для машины возможен выбор между самым быстрым и самым коротким путем, ведь самый короткий может быть извилистым или с кучей светофоров и прочими неприятностями. Для пешеходов ищется кратчайший путь, при этом используются дорожки, тропинки, тротуары и т.п., заботливо нанесенные картографами OpenStreetMap.
Для велосипедистов настройки особенно богатые: кратчайший путь/shortest track, самый безопасный путь/safest track (избегать большие дороги), для шоссейного велосипеда/racer (наоборот, стараться прокладывать маршрут по автомобильным дорогам), для горного велосипеда/mountain bike (режим похож на самый безопасный, видимо, добавляется извилистость). Помимо перечисленных опций, алгоритм можно дополнительно настраивать (more options), в частности, вручную включать опцию избегания автомобильных дорог и трамвайных путей, а также выделять полигоны на карте, через которые нельзя проезжать/проходить. Результат можно экспортировать в ссылку с параметрами внутри или в стандартный GPX. В общем, немецкие разработчики заслуживают уважения, тем более что по OpenRouteService доступен внушительный список научных публикаций (в разделе INFO&CONTACT).
|
|
Настройки OpenRouteService. | Избегание автомобильных дорог в велосипедном маршруте OpenRouteService. |
ShowYourJourney
Чем длиннее маршрут от OpenRouteService, тем больше вероятность, что где-то он проложен не очень хорошо, и человек это сделал бы лучше. ShowYourJourney позволяет загрузить к себе GPX маршрут и поправить его руками. Впрочем, можно и создать маршрут с нуля. Удачно реализована работа с треком — каждое звено всегда можно посередине поделить пополам. Для того, чтобы начать, нажмите на «start a route» справа снизу. Разумеется, результат можно вновь экспортировать в GPX.
На ShowYourJourney похож сервис GPS Visualizer Freehand Drawing Utility, но там нельзя импортировать данные.
Интерфейс Show your journey. |
Где взять карты для навигатора?
Теперь хочется сохранить карту с маршрутом в навигаторе (если он у вас есть). Скачать карты OpenStreetMap можно на вики проекта Карты России, а с загрузкой GPX в навигатор, думаю, проблем не возникнет.
Как подготовить печатный вариант карты?
Навигаторы бывают ненадежные (например, батарейка быстро садится), да и экран у них маленький из-за портативности. Хорошая практика брать с собой карту, напечатанную на бумаге. Официальный сайт OpenStreetMap хоть и позволяет печатать, выйдет у вас, мягко говоря, мелковато. Для целей высококачественной печати существует MapOSMatic. Просто задаем прямоугольник мышью, зажимая Control, и вперед. Сервис поддерживает экспорт в SVG и растр, удобно разбивает карту на квадраты и создает индекс. Как автоматизировать печать карты с нашим маршрутом с помощью OpenStreetMap — вопрос открытый. Думаю, в оффлайне с этим справится Maperitive. Также ничего не мешает использовать GPSVisualizer.
|
MapOSMatic в работе. |
Визуализация поездки
Вы удачно съездили в X и благополучно вернулись обратно. Все время поездки ваш навигатор или трекер старательно записывал ваш путь. Где-то дороги были перекрыты и вы поехали в объезд, где-то сообщество OpenStreetMap облажалось и поместило тропинку через непроходимое болото и опять пришлось ориентироваться на месте, где-то сделали крюк ради POI, в общем — полученный трек не совпадает с «эталонным». А так хочется поделиться впечатлениями с друзьями, коллегами и родственниками! Необходимо визуализировать трек. Снова по порядку:
Как перегнать мой трек из «родного» формата ??? в удобоваримый GPX?
Многие интересующиеся знают про замечательную gpsbabel, которая знает про форматы треков абсолютно все. Доступна online версия этой программы, делающая ровным счетом то же самое. Загружаем свой трек в веб-интерфейс, качаем GPX (можно даже в zip-архиве).
|
Веб-интерфейс к GPSBabel от GPS Visualizer |
Чем оптимизировать трек?
Не секрет, что функция записи трека у навигаторов реализована одинаково — бездумная машина просто запоминает ваше положение с заданным временным интервалом. Как следствие, треки через 12 часов записи занимают мегабайты, и сервисы, работающие с ними, не по-детски напрягаются. Информация в «сырых» треках избыточна: если вы ехали все время по прямой, внутренние точки можно с чистой совестью выкинуть. Также, на стоянках, GPS «колбасит» и происходит «броуновское движение» вокруг истинного положения.
Для решения этой проблемы существует CourseMapper. К сожалению, он построен на основе Google Maps и подложку OpenStreetMap сделать в нем нельзя, зато способен загружать трек напрямую из устройств Garmin, ну и, разумеется, дружит с GPX. В его настройках можно выбрать минимальную точность в метрах и версию алгоритма (скорость против качества). Сервис бывает задумчивым на больших объемах данных. Если ваш трек очень большой, то остается либо резать на куски и потом склеивать оптимизированные, либо использовать offline-решения. Оптимизация очень сильно уменьшает размер трека, в зависимости от настроек и данных до 1000 раз.
Commander-оподобный CourseMapper. |
Как круче и красивее всего показать трек?
Речь идет о «чистовой» визуализации, качественнее, чем у ShowYourJourney. Если вам лень самому изобретать велосипед, мой вам совет — используйте GPS Visualizer. Это просто ну очень навороченный и бесплатный сервис визуализации, мощный и гибкий, со своим сообществом и вики. Я только перечислю особенно «вкусные» функции:
- Одновременное отображение сразу нескольких треков. Удобно, если ваш попутчик встречается с вами на полпути, и ваши треки разные.
- Импорт из GPX.
- Экспорт в растр и вектор. Экспорт интерактивной карты в HTML (с помощью Google Maps).
- В интерактивной карте можно настраивать подложку по умолчанию, будь то OpenStreetMap или спутниковые снимки Google.
|
Обилие настроек GPS Vizualizer. |
|
Отображение сразу двух треков на интерактивной карте. |
В качестве заключения
Не зря на конференции State of the Map (SotM) 2011 OpenStreetMap сравнивали с Linux — наблюдается тотальный Linux way в работе с картами и треками. Ни один сайт не делает всю работу полностью, и добиваешься цели, собирая решение из независимых кусочков. Может быть, когда-нибудь, появится стартап, который избавит от описанного выше зоопарка из онлайн-сервисов, но пока что все гораздо интереснее. Я очень надеюсь, что вы вынесли для себя что-то интересное и полезное из этой статьи.
P.S.
И да прощен я буду за табличную верстку картинок.
Как самостоятельно организовать своё первое велопутешествие
Велопутешествия помогают убежать от шума пыльного города, увидеть много интересных мест и попробовать свои силы. Лайфхакер подскажет, как новичку собраться в путь и отправиться в велопоход.
Как подготовиться к велопутешествию
1. Спланируйте маршрут и время
При самостоятельной организации велопохода придётся начинать с планирования нитки маршрута. Можно воспользоваться уже готовыми маршрутами, выложенными в Сети, либо выбрать интересующее направление и определить, что именно вы хотите увидеть.
Можно сочетать оба способа планирования: взять несколько готовых маршрутов, скомбинировать их и протянуть нитку в сторону интересующего вас объекта.
После того как вы определились с маршрутом и отметили необходимые точки на Google Maps или в «Яндекс.Картах», воспользуйтесь линейкой и измерьте длину пути.
Онлайн-карты зачастую не учитывают особенностей рельефа, поэтому к конечной длине можно смело добавлять 20%.
Чем более гористая или холмистая местность, тем длиннее будет реальное расстояние.
После постройки маршрута нужно разбить его по дням. Новичкам не стоит закладывать более 60 километров в день. На день заезда и выезда планируйте не больше 40 километров. Цифра покажется фантастической, но на деле она достижима, ведь в походе вас не будут отвлекать пешеходы, собаки, дети, машины и бесконечные бордюры.
2. Соберите все необходимые вещи
Если вы собираетесь в поход впервые, то, скорее всего, удивитесь тому, сколько вещей нужно купить и взять с собой. На самом деле всё просто: самое затратное, при условии, что велосипед у вас уже есть, — это палатка, спальник и оборудование для разведения костра. Спросите эти вещи у друзей, знакомых и родственников. Возможно, вам повезёт.
В поездке вам понадобятся:
Личные вещи
- Документы и деньги в непромокаемом пакете. Если планируется заграничная поездка, то обратите внимание на срок окончания действия паспорта: он должен превышать 3 месяца, в противном случае вам откажут в визе. Передвижение на велосипеде часть страховых компаний относит к опасным видам спорта, поэтому убедитесь до поездки, что ваша страховка покрывает все травмы. Для поездок по России возьмите медицинский полис.
- Мобильный телефон, который умеет определять геолокацию, и зарядное устройство.
- Чашка, ложка, вилка, тарелка.
- Солнечные очки. Отлично спасают от солнца и назойливых мух, которые так и норовят на скорости влететь в глаза.
Одежда
- Предметы личной гигиены и смена белья. Обратите особое внимание на полотенца из микрофибры — они занимают минимум места, быстро сохнут и моментально впитывают воду. После похода они отлично послужат вам в фитнес-зале.
- Термобельё и тёплые носки. Как бы ни было жарко летом, вы не застрахованы от дождливых дней и холодных ночей.
- Удобная одежда. Штаны должны быть облегающие или обычные. Если едете в широких брюках, обязательно закрепите правую штанину светоотражателем или любой другой лентой, чтобы она случайно не попала в цепь.
- Непромокаемая одежда.
- Обувь с твёрдой подошвой и крупным протектором, чтобы нога не проскальзывала на педалях.
- Запасная обувь на случай дождя.
- Приличная одежда, если планируется посещение культурных мест.
- Купальник.
Велосипед и аксессуары к нему
- Шлем — обязательная вещь.
- Велорюкзак «штаны» — специальный рюкзак на багажник велосипеда. Лучше взять его, чем обычный заплечный рюкзак. Можно также захватить накидку из непромокаемой ткани.
- Велошорты со специальной вставкой — опциональная вещь, призванная защитить самое дорогое от натирания.
- Велокомпьютер — всегда приятно знать, сколько ты проехал за день.
- Чехол на велосипед, если предстоит поездка на транспорте до места старта. Многие компании требуют от пассажиров упаковки пачкающего багажа. Например, это правило распространяется на перевозку велосипеда в метро, на поезде, самолёте и в некоторых междугородних и международных автобусах.
Личное туристическое снаряжение
- Спальник.
- Компрессионный влагозащитный мешок. В нём спальник займёт минимум места и точно не промокнет.
- Пенка.
Оборудование для всех участников похода
- Аптечка. В ней должны быть бинты, набор для остановки кровотечений, обезболивающие, препараты, необходимые при пищевых отравлениях, согревающая спортивная мазь.
- Репелленты от комаров и клещей.
- Защитный спрей от солнца.
- Питание на всех участников. Если вы будете путешествовать по удалённым от цивилизации местам, то придётся запастись продуктами на всё время пути. Если же вы будете проезжать мимо жилых районов, где точно есть магазины, то не нагружайтесь лишним, а покупайте необходимое во время путешествия.
- Влажные салфетки.
- Мусорные пакеты.
- Палатка.
- Котелок и поварёшка.
- Газовая горелка с баллоном газа. Она выручит в местах, где разведение костров затруднительно или запрещено.
- Спички.
- Пила-цепочка и топор.
Оборудование для обслуживания велосипедов
- WD-40 или любые аналоги спреев-смазок.
- Трос с замком.
- Насос.
- Ремонтный набор для велосипеда: мультитул, запасные спицы и камеры для велосипеда, комплект для заклейки камер.
3. Приготовьте велосипед
Удовольствие от поездки может быть испорчено поломкой велосипеда. Обратитесь в мастерскую, чтобы до похода вам провели его техосмотр, даже если вы абсолютно уверены, что велосипед исправен. Человеку свойственно привыкать к неудобствам.
Замена тормозных колодок или настройка переключателя передач займёт пару минут, но разницу вы ощутите сразу после выхода из мастерской. В случае серьёзных технических проблем вы избавитесь от поиска срочного решения в дороге.
Потренируйтесь дома и научитесь самостоятельно менять камеру, подтягивать тормозные тросы и регулировать высоту сиденья велосипеда.
4. Приведите себя в форму перед путешествием
Сделайте несколько тренировочных заездов на 10–20 километров рядом со своим домом или в пригороде. Если вы в состоянии преодолеть 20 километров в условиях города, то и в велопоходе на 40–60 километров в день проблем не возникнет.
В идеале надо регулярно кататься в течение месяца до начала похода или как минимум несколько недель. За это время вы вернётесь в форму и притрётесь к своему велосипеду.
Если у вас есть травмы коленей, то добавьте в личную аптечку эластичные бинты или специальные наколенники для фиксации коленного сустава.
5. Установите приложения, облегчающие жизнь путешественника
Приложение OsmAnd или другие аналоги навигаторов, построенные по принципу Open Street Map, — верные помощники в велопоходах. Вы всегда будете видеть, где находитесь и какое расстояние осталось до следующей точки.
Приложение не найдено
В приложении вы можете отметить все достопримечательности и поделиться маршрутом с другими участниками. Это поможет всегда иметь как минимум один телефон с навигатором, а в случае болезни или травмы одного из участников группа сможет продолжить идти по маршруту, а часть путешественников вернётся с пострадавшим.
Бесплатная версия OsmAnd позволяет загрузить до семи карт.
Вы можете использовать и другие навигаторы, даже Google Maps пригодятся. В некоторых случаях они превосходят OsmAnd по точности. OsmAnd же правильно показывает дороги и объекты в местах рядом с населёнными пунктами, но может наврать в менее людных областях.
Лучше заранее установить несколько навигаторов и протестировать их в окрестностях своего дома. Так вы привыкните к приложению и выберете наиболее удобный вариант. В походе хорошо иметь несколько приложений со скачанными картами, чтобы сориентироваться в ситуации, когда на карте дорога есть, а на деле её нет.
Что делать, если нет времени и желания на организацию путешествия
Если же вы не хотите рисковать и тратить время на организацию самостоятельной поездки, то можете воспользоваться услугами специализированных фирм. От вас потребуется только умение кататься на велосипеде и оплата всех расходов. Зачастую даже велосипед иметь не нужно: вам выдадут всё необходимое оборудование.
Компания берёт на себя планирование маршрута, питание, бронирование номеров в хостелах или домиков в кемпингах. С группой едет машина сопровождения, которая перевозит личные вещи участников и может подобрать тех, кто устал в пути.
Вы наслаждаетесь катанием на велосипеде по интересным местам и полностью избавлены от оргвопросов.
Место приключениям в таком походе тоже есть, но они, как правило, запланированные.
Кроме плюсов, есть и минусы: нужно отдать деньги за организацию, вы жёстко привязаны к группе и конкретным датам выезда, не можете по своему усмотрению остановиться в пути или свернуть с маршрута.
Этот способ путешествий подойдёт новичкам, сомневающимся и тем, у кого среди друзей нет ярых велолюбителей.
И бывалый турист, и новичок найдут в походе что-то своё. Для одних велопоходы — это шанс выложиться, впечатляющие цифры пробега на велокомпьютере и скорость, для других — возможность без спешки и тяжёлого рюкзака за плечами посмотреть места, куда не дойдёшь пешком, а на машине проскочишь и не заметишь.
Особая радость — прожить в дороге несколько дней или даже неделю, а потом вернуться в цивилизацию и первое время удивляться горячей воде из крана, удобной кухне с плитой и продуманной инфраструктуре города.
Любите ли вы кататься на велосипеде? Участвовали ли в велопоходах? Расскажите об этом в комментариях.