Как составить маршрут доставок

Планирование маршрутов доставки. Алгоритм автоматической маршрутизации

Содержание

Поделимся с вами:
1.  Важность планирования оптимальных маршрутов доставки
2.  Как можно планировать маршруты?
3.  Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?
4.  Кому полезно решение?
5.  Как планируют маршруты наши клиенты?

Важность планирования оптимальных маршрутов доставки

Логистику «последней мили» сложно недооценить. Она является заключительным шагом на пути клиента к сделке. Покупатель может найти у вас привлекательную цену и качественный продукт, подходящие условия оплаты, положительные отзывы и хорошую репутация вашей компании, но…отказаться от сделки, потому что его не устроили условия доставки.
Главную роль в выборе клиента играет стоимость доставки. Но высококонкурентных условиях, когда снижать цену отправления нерационально, игроки стараются повышать качество.

Клиент ориентируется на скорость доставки: 19% всех заказов в 2021 году отправлены доставкой, заявленной как срочная (Источник: Data Insight, январь 2022).

Чтобы удовлетворять условиям, которые диктует покупатель и рынок, современный сервис доставки должен быть оптимизирован:
• Использовать минимум транспорта для закрытия потребности в ежедневных доставках;
• Равномерно распределять нагрузку на водителей во избежание срывов поставок, переносов и текучки кадров;
• Иметь актуальную картину транспортных расходов и инструменты для их сокращения
• Соблюдать окна доставки, требуемые клиентом.

Выполнение каждой из этих задач связано с процессом планированием маршрутов.

Как планировать маршруты?

Планировать маршруты можно вручную. Опытный логист учитывает самые тонкие особенности бизнеса, порядок следования по маршруту в случае специфических требований.

Планирование маршрутов вручную имеет обратную сторону: оно может занимать весь рабочий день сотрудника даже при малом объеме ежедневных заказов. Логист перебирает ограниченное количество вариантов маршрутов, а для оптимального может потребоваться перебрать сотни и тысячи. Человек не способен это сделать.

В работе логиста не исключены ошибки по причине человеческого фактора: одновременный учет временных окон, грузоподъемности машин, распределение заказов по зонам и оперативный контроль водителей на маршрутах через звонки. Это нагрузка, с которой невозможно всегда справляться на 100%.

Планировать маршруты можно с помощью запрограммированных алгоритмов. Планировщики, так же, как и логисты, учитывают параметры доставки и ограничения транспортных средств, ориентируются на пробки и сокращают протяженность маршрута.

Современные системы интуитивно понятны. Требования к квалификации человека, управляющего процессом доставки, снижаются, так как система помогает оптимизировать процесс и логисту не нужно учитывать параметры доставки у себя в голове. Планировщик облегчает процесс работы.

«За» и «против» двух способов планирования мы разбирали в статье «Опытный логист или алгоритм маршрутизации?».

Как работает алгоритм автоматического планирования маршрутов?

Алгоритм представляет собой математическую модель, которая решает комбинаторную задачу – перебор множества возможных вариантов маршрута доставки.
В общем виде, алгоритм планирования решает одну из самых известных задач комбинаторной оптимизации – задачу коммивояжера.

При переборе вариантов маршрута алгоритм учитывает изначально заданные условия (количество автомобилей, грузовместимость, временное окно доставки и др.) и их приоритетность (например, важнее использовать наименьшее количество транспорта или максимально загрузить все автомобили).


Вы можете попробовать распределить свои заявки с помощью планировщика Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Распределение заявок, и мы предоставим форму для заполнения.

Определение приоритетности параметров важная часть настройки алгоритма.


Например, логист службы доставки интернет-магазина ставит в приоритет сокращение протяженности маршрутов. И его водители действительно проехали за день 290км вместо ожидаемых 310км. Но алгоритм для сокращения дистанции потребовал выхода в рейсы пяти водителей вместо четырех. Обоснована ли экономия ГСМ и ресурса транспорта при сокращении дистанции на 20км? Покрывает ли она выплаты водителю, который дополнительно вышел на маршрут?


Приоритетность параметров оценивается задачами бизнеса.

Увеличение заявок на распределение и добавление новых параметров увеличивает время работы планировщика, так как количество возможных комбинаций маршрутов возрастает.

Алгоритм настроен таким образом, что останавливает свою работу и выдает решение при достижении 89–92% от «эталонного» варианта.

На опыте наших клиентов доказано, что это самый сбалансированный вариант. Дальнейший прогон комбинаций алгоритмом занимает длительное время, а результаты не улучшаются значительно, если вы не работаете в масштабе сотен машин и тысяч ежедневных заявок.

Простыми словами, алгоритм представляет собой Доктора Стрэнджа из области логистики. Он, как и супергерой из вселенной Marvel, перебирает тысячи вариантов и находит наилучший сценарий.

Кому полезно решение?

Планировщик маршрутов подходит компаниям, которые:
• Имеют автопарк от 3–5 автомобилей или собираются масштабироваться в объеме работы службы доставки
• Имеют доставку, которая требует учета сразу нескольких факторов: точного времени, характерных особенностей товара (вес, объем и др.), несколько волн доставки и т. д.
• Хотят достичь прозрачности в управлении бизнес-процессами службы доставки: получать аналитику по запланированному километражу и фактическому пробегу. Настраивать приоритеты в построении маршрутов.

Например, региональный интернет-магазин мебели столкнулся с наплывом клиентов после ухода известного зарубежного производителя. Логисты перестали справляться с распределением заявок по маршрутам, сроки доставки растянулись, и клиенты стремительно уходят к конкурентам.

Или дистрибьютор снековой продукции подсчитал, что к лету сеть сбыта расширится до 80 розничных точек, а найм и обучение второго логиста не укладывается в сроки и обойдется на 30% дороже.


И в той, и в другой ситуации планировщик маршрутов позволит бизнесу масштабироваться, не потеряв в качестве доставки. При этом инвестиция в автоматизацию окажется выгоднее, чем расширение штата логистического отдела.

Как планируют маршруты наши клиенты?

Маппа имеет собственный планировщик маршрутов и имеет интеграцию со сторонними планировщиками.

В кейсе «Мир Света» руководитель отдела логистики и склада сети гипермаркетов рассказал, как использование автоматического планировщика увеличило бизнес-показатели.


Читайте кейс на сайте: https://mappa-logistics.ru/cases/lightworld

Демонстрация работы планировщика

Попробуйте поработать в планировщике Маппы бесплатно! Напишите на info@mappa-logistics.ru с запросом Демодоступ к планировщику маршрутов, и получите пробную версию алгоритма.

Установка, поддержка, демонстрация Telegram | WhatsApp | info@mappa-logistics.ru | 8 (812) 309-29-03
Telegram-канал логиста – https://t.me/mappalogistics

У вас есть своя доставка? Разбираемся с тем, как ее оптимизировать.

Не так важно, что вы продаете – оберточную бумагу для производства, телефоны для покупателей, хлеб ритейлерам или зеленую петрушку в рестораны. Так или иначе, вы всегда столкнетесь с вопросом доставки, по которой 71% покупателей выбирают того или иного продавца.

Всегда можно отдать доставку на аутсорс специальным компаниям и надеяться, что вам попадется транспортный партнер, который не подведет. Однако, если вы решили держать качество и стоимость доставки под своим контролем, то перед вами встанет один из самых главных вопросов – как правильно планировать маршруты?

Как задачи по планированию меняются с ростом бизнеса?

Самый простой вариант на старте бизнеса, когда объёмы еще недостаточно большие, а заказы доставляют один-два курьера – зайти на Яндекс.Карты, отметить точки доставки и построить маршрут. В прошлом году мы добавили в них бесплатную автоматическую маршрутизацию. Теперь там можно указать до 50 адресов, выбрать дату и время старта маршрута, а затем нажать на кнопку “оптимизировать”.

Алгоритм построит маршрут так, чтобы он был оптимален с точки зрения последовательности посещения точек. Если вы не знаете, как работает система, то подробности можно почитать по ссылке, а попробовать прямо на Яндекс.Картах: кнопка оптимизации появится после добавления четвертой точки.

Однако все самое интересное начинается, когда бизнес вырастает и приходится учитывать не только последовательность посещения точек, но и другие нюансы, которые нужно учитывать:

  • Курьеров становится больше чем один;
  • Заказ “обретает” физические габариты и вес, которые нужно учесть при его размещении в машине, где уже лежит 10-15 заказов;
  • Точка доставки превращается во временной интервал с 9-11 часов утра или с 6-8 вечера;
  • Неоплаченный заказ может ехать только с курьером у которого есть платежный терминал, а замороженное мясо – только в машине с холодильником.

Таких аспектов можно выписать много, но их суть не изменится – с каждым новым параметром, который приходится учитывать, сложность задачи возрастает, а удержать все данные в голове и получить выполнимые маршруты становится все сложнее.

Мы проанализировали, какие параметры планирования являются самыми популярными для малого и среднего бизнеса и то, как они влияют на итоговые логистические показатели.

Сегодня мы расскажем про один из самых популярных параметров – интервалы доставки.

Как интервалы доставки влияют на планирование маршрутов

Интервалы доставки – это один из самых часто используемых параметров планирования. Интервалом обозначается промежуток времени, в который будет осуществляться доставка. Интервалы могут быть как широкими, так и узкими.

В качестве примера возьмем компанию, которая предлагает клиентам широкие интервалы: доставку в течение всего дня.

Предположим, руководство компании решило повысить уровень сервиса и предложить своим клиентам узкие временные интервалы: двухчасовые промежутки, в которые к ним приедет курьер. Смоделируем, как будет отличаться стоимость логистики в случае широких и узких интервалов. Для этого возьмем модельную задачу.

Так будут выглядеть маршруты компании в случае широких интервалов доставки. Потребуется пять машин, чтобы доставить все заказы.

А так будут выглядеть маршруты в случае узких двухчасовых интервалов. Для этого понадобится уже 7 машин.

Разница в две машины – это, безусловно дополнительные издержки. В среднем, один день коммерческого транспорта стоит от 3 до 6 000 руб, а значит, что обещание клиентам двухчасовых интервалов, как минимум, увеличит стоимость всей логистики на 10 тысяч рублей в день.

Давайте посмотрим на другие логистические метрики – как изменятся они.

Сравним два решения.

В результате того, что на один адрес приходилось ездить несколько раз, на 75% увеличился общий пробег машин с 393 км до 686 км. Также увеличилось и общее время выполнения маршрутов. Поэтому планируя улучшить клиентский сервис, лучше сначала прикинуть, как это повлияет на стоимость вашей логистики.

Что хорошо в этой ситуации:

  • Вы сами можете решить, какие интервалы вам нужны. Это не обязательный параметр, а скорее улучшение, которое поможет выигрывать конкуренцию.
  • Алгоритм позволяет быстро моделировать разные ситуации и вы можете понять, как это будет влиять на вашу доставку и сколько дополнительных ресурсов для этого потребуется.
  • Вы можете подобрать оптимальный вариант, который не сильно увеличит стоимость логистики, но покажет хороший результат в части улучшения клиентского сервиса.

Как курьерам выбрать оптимальный маршрут доставки?

  • Что важно учесть при создании маршрута?
  • Оптимизация маршрута
  • Метод зонирования
  • Метод экономической целесообразности
  • Оптимизация по типу груза
  • Как реализовать сценарий
  • Решение проблем с осуществлением доставки
  • Подводя итоги

Чтобы быстрее доставить товар клиенту, курьерская служба доставки должна постараться оптимизировать свои маршруты. Это позволит работать более продуктивно. Правильное планирование маршрута обеспечивает возможность найти наиболее эффективные пути осуществления доставки, уменьшив время нахождения в пути. 
Организация доставки является достаточно сложным и трудоемким процессом. Его качество определяет итоговые траты на доставку грузов как пешими курьерами, так и при осуществлении перевозок транспортом. Если требуется, необходимо создать подходящий альтернативный маршрут.

 Что важно учесть при создании маршрута?

Дорожный трафик постоянно меняется, в том числе в зависимости от сезона и времени суток. Автоматизация процессов может отчасти решить проблему. При этом наиболее важным является все же человеческий фактор. Опытный курьер сумеет достаточно быстро самостоятельно решить возникшую проблему в пути, найти подходящий обходной путь в случае возникновения форс-мажора. 
Каких-либо универсальных логистических решений нет. Но чем более точно будет проработан план доставки, тем лучше получаемый результат. 

Оптимизация маршрута

Инструменты маршрутизации на практике могут применяться самые разные. Как правило, их используют не по одному, а в комплексе. Какие методы самые эффективные?

Метод зонирования

В больших городах можно разделить всю территорию на отдельные зоны. Это позволяет значительно ускорить доставку заказов. Ее осуществление в пределах одной зоны производят, как правило, на одном виде транспорта. Это могут быть автомобили или велосипеды. Может применяться также пешеходная доставка.

Метод экономической целесообразности

Маршруты выстраиваются так, чтобы уменьшить время осуществления доставки, а также снизить транспортные расходы. В этом случае выигрывают и сами курьеры, так как повышается их заработок, так и служба доставки. С целью снижения себестоимости транспортировки грузов важен ряд факторов: 
● Условия хранения – если нет своих складов, то расходы растут за счет обращения к посредникам. 
● Траты на топливо – если маршрут будет составлен верно, это позволит в итоге снизить километраж, а также избежать пробок. В итоге можно сэкономить на топливе. 
● Расходы, идущие на осуществление погрузо-разгрузочных работ в случае крупногабаритной доставки. Необходимо исключить по возможности порожний пробег.

Оптимизация по типу груза

С учетом особенностей того или иного груза можно выбрать подходящий транспорт и построить маршрут. К числу наиболее важных параметров при этом относят: 
● вес перевозимого груза и его объем – чтобы перевезти тяжелое отправление, нужен соответствующий транспорт и проведение погрузки и последующей разгрузки; 
● тип груза – в частности, при перемещении корреспонденции требуется учесть срочность и конфиденциальность доставки. В данном случае можно задействовать пешего курьера.

Как реализовать сценарий

Можно построить маршрут через приложение. Например, для этой цели можно использовать Яндекс Маршрутизацию. Необходимо выполнить разделение по заказам. В частности, пешим курьерам можно раздавать заказы на близкие расстояния. Курьерам на авто лучше передавать заказы на дальние расстояния, а тем, кто перемещается общественным транспортом – на средние. Заказы нужно разделить по приоритетам. Одни из них – срочные, которые требуется доставить сегодня, другие могут имеют определенный запас времени. 
Такой раннее планирование в итоге обеспечивает возможность предотвратить ряд проблем, таких как: 
● поздняя доставка груза; 
● холостые пробеги; 
● большой километраж; 
● проблемы сохранности перевозимого груза.

Много сложностей появляется на практике с доставкой. У каждого из указанных здесь вариантов, разумеется, есть и плюсы, и минусы. Так, курьеру, осуществляющему доставку пешком, платить приходится меньше. Но при этом, если пункт доставки расположен далеко, существует достаточно большой риск опоздания. Доставка на машине осуществляется быстрее, но при этом есть риск провести много времени в автомобильных пробках. 
Построение маршрута самостоятельно, то есть вручную, нередко бывает ошибочным. Так, специалисты иногда используют для этой цели устаревшие карты. Они также могут выбрать маршрут в объезд, что в результате увеличивает общее время, затрачиваемое на доставку, и денежные расходы. Нужно учесть, что если тот или иной маршрут построен неправильно, в итоге товар может утратить во время поездки первоначальный вид. 

Решение проблем с осуществлением доставки

С целью успешного решения часто встречающихся проблем в данной сфере нужно выполнить ряд важных действий: 
● выявить все имеющиеся сложности; 
● определить текущие задачи для эффективного решения имеющихся проблем; 
● получить программу маршрутизации и ведения работы с заказами; 
● выстроить по ней планы маршрутов; 
● уменьшить потери из-за вероятности холостого пробега автотранспорта; 
● ускорить процесс доставки товара до клиента.

Подводя итоги

Благодаря применению программы вся нужная информация будет на виду. Это позволит правильно и главное эффективно выполнить работу. 

Мы составили шорт-лист десяти облачных сервисов для оптимизации городской логистики, которые вызвали самый большой интерес бизнеса. В качестве источника данных использовали статистику wordstat.yandex.ru, собирали ее в течение года. При чем выбирали только те программы, запросы по которым в поисковике Яндекс растут (выражаются четырех и трехзначными цифрами), что дает основания прогнозировать их популярность в 2023 году.

1. «Яндекс.Маршрутизация» – сервис автоматического построения оптимальных маршрутов для городской доставки. Учитывает большое количество параметров, среди которых габарит грузов, вместимость транспорта, время доставки, работа склада и другие. Состоит из двух сервисов: автоматическое планирование доставки и мониторинг выполнения заказов.

Программа подходит:

  • дистрибьюторам;
  • ретейлерам;
  • e-commerce;
  • курьерским службам;
  • финансовым организациям;
  • сервисным компаниям.

Функционал:

  • быстро построение маршрутов для большого количества точек;
  • учет прогноза пробок при маршрутизации и данных «Яндекс. Карты»;
  • расчет времени приезда водителя на каждую точку;
  • отслеживание в реальном времени движения водителей по построенным маршрутам;
  • получатели видят статусы исполнения заказов;
  • сокращение расходов компаний на логистику.

«Яндекс. Карты», которые используются в программе для маршрутизации, обновляются каждую неделю. Для мониторинга используется приложения «Яндекс.Курьер» или популярные GPS-трекеры. Стоимость зависит от количества машин, выбранной периодичности платежа и набора сервисов.

2. RELOG – облачный сервис для совершенствования внутригородской логистики. Алгоритмы системы выстраивают маршруты, используя машинное обучение. Кроме того, они учитывают большое 40 параметров доставки, среди которых временные окна, объемно-массовые характеристики товара, грузоподъемность машин, платные дороги, график работы водителей и т.д. У сервиса есть всесторонняя аналитика Relog BI, а так же модуль аналитики Relog Census, который помогает дистрибьюторам увеличивать их долю на рынке.

Программа подходит:

  • FMCG-компаниям;
  • ретейлерам;
  • дистрибьюторам фармацевтики;
  • компаниям e-commerce;
  • мебельным компаниям;
  • производителям хлебобулочных изделий;
  • компаниям по доставке воды.

Функционал:

  • автоматическое создание эффективных маршрутов (радиальные, линейные) с помощью искусственного интеллекта
  • алгоритмы программы создают маршруты в соответствии с конкретными транспортными задачами компаний;
  • оптимальная загрузка авто товарами для доставки с учетом 40+ параметров;
  • сиюминутный мониторинг движения водителей, а так же их пребывания в разных точках;
  • снижение транспортных расходов до 50%;
  • количество опозданий водителей сокращается в 6-7 раз;
  • сокращение численности автопарка для доставки до 20%;
  • уменьшение числа отказов клиентов от заказов до 75%;
  • повышение утилизации транспорта до 30%;
  • оповещение клиентов о приезде водителей;
  • сохранение истории передвижения курьеров;
  • модуль аналитики app.relog помогает понять, как работают водители, какие клиенты являются выгодными, правильно ли осуществляется доставка;
  • аналитика Relog BI помогает сравнить работу каждого водителя/торгового представителя/филиала за разные периоды.

Сервис использует для работы 6 видов карт: 2ГИС, Google Maps, «Яндекс.Карты», Relog Maps, OSM и Here WeGo. Так же программа работает с векторными картами

3. Maxoptra – система транспортного планирования полного цикла, позволяет оптимально распределять заказы между водителями в автоматическом режиме. Сервис использует ГЛОНАСС/GPS-мониторинг и учитывает пробки.

Программа подходит:

  • дистрибьюторским компаниям;
  • курьерским службам;
  • сервисам, работающим в доставке готовых блюд;
  • ретейлерам;
  • мебельными компаниям;
  • транспортным компаниям;
  • производителям алкоголя.

Функционал:

  • автоматическое планирование маршрутов, можно вручную их корректировать;
  • планирование затрат на топливо;
  • контроль работы водителей, что позволяет видеть, когда они отклоняются от сформированных маршрутов;
  • сокращение суммарного пробега автопарка и рабочего времени сотрудников;
  • оповещение получателей о статусах заказов с помощью автоматических SMS/Email;
  • сбор отзывов клиентов о работе курьеров.

Сервис предоставляет пользователям аналитические отчеты в Excel файле. Для работы сервис использует Google Maps, «Яндекс.Карты», OSM, Here WeGo.

4. «1С:Предприятие 8. TMS Логистика. Управление перевозками» – программа для планирования грузоперевозок с использованием собственного и привлеченного транспорта. Помимо автоматической маршрутизации в системе можно делать ручное планирование доставок.

Программа подходит:

  • компаниям, занимающимся мультимодальными перевозками;
  • компаниям с доставкой по регионам и внутри городов.

Функционал:

  • автоматическое планирование региональной/местной доставки для большого количества заявок;
  • выбор исполнителя перевозки по каждому звену перевозки;
  • контроль за выполнением рейсов;
  • управление тарифной политикой компании;
  • аналитика эффективности доставок.

5. SAP TM – система управления логистикой с учетом различных сценариев транспортировки. Позволяет планировать доставку автоматически и вручную, контролировать выполнение маршрутов, снижать транспортные расходы. Программу можно использовать как компонент SAP S/4HANA или как отдельное решение.

Программа подходит:

  • компаниям внутригородской доставки;
  • компаниям, которые занимаются региональными перевозками.

Функционал:

  • автоматическое планирование доставки и выбор экспедиторов;
  • мониторинг движения водителей по маршрутам;
  • бронирование транспорта (морской, авиа) и грузов;
  • интеллектуальная перепланировка маршрутов;
  • контроль за доставкой грузов на каждом этапе;
  • расчет транспортных расходов.

6. ANTOR LogisticsMasterсервис для автоматического построения оптимальных маршрутов. Может рассчитать точные дистанции между точками доставки с учетом дорог (матрица расстояний), а логист имеет возможность визуально оценить оптимальность распределения заявок.

Программа подходит:

  • торговым компаниям, доставляющим товары покупателям и партнерам (прямая дистрибуция);
  • транспортным и логистическим компаниям;
  • сервисным компаниям;
  • фармдистрибьюторам:
  • компаниям FMCG;
  • интернет-магазинам.

Функционал:

  • планирование маршрутов с учетом дорожной сети и временных окон доставки;
  • автоматическая фиксация времени, когда водитель приехал на каждую точку;
  • онлайн-мониторинг движения транспорта и мобильных сотрудников;
  • снижение затрат на доставку на 30%;
  • повышение загруженности автопарка на 15%;
  • формирование аналитических отчетов;
  • sms-рассылка клиентам о времени приезда водителя, переносе/отмене.

7. ITOBпрограмма для формирования оптимальных маршрутов с учетом типа авто, графика работы водителей, веса и объема грузов, временных окон. Входит в сеть «1С:Франчайзи». Система состоит из модулей, каждый из которых решает определенный набор задач.

Программа подходит:

  • транспортно-экспедиторским компаниям;
  • игрокам в сфере мультимодальных перевозок;
  • компаниям с городской и межрегиональной доставкой.

Функционал:

  • оптимизация городской логистики,
  • рациональная загрузка транспорта;
  • оперативный контроль выполнения маршрутов;
  • сокращение простоев автомобилей;
  • экономия затрат на топливо;
  • контроль затрат на содержание автопарка;
  • спутниковый мониторинг транспорта через систему ГЛОНАСС.

Система умеет формировать оперативные план-фактные отчеты о разных показателях доставки.

8. «Мегалогист» – система автоматического планирования маршрутов, а так же вручную их корректировать в случае необходимости, позволяет контролировать доставку в режиме реального времени. Программа учитывает множество параметров, такие как временные окна, трудозатраты водителей, грузоподъемность автопарка и вместимость каждой отдельной машины, протяженность маршрутов и прочие.

Программа подходит:

  • FMCG-компаниям;
  • ретейлерам;
  • дистрибьюторам;
  • интернет-магазинам;
  • курьерским службам;
  • мебельным компаниям;
  • компаниям в сфере доставки воды.

Функционал:

  • оптимизация маршрутов;
  • эффективная загрузка машин;
  • учет затрат на каждый рейс и сокращение общих расходов на ГСМ;
  • аналитические отчеты по ключевым показателям доставки;
  • sms-уведомления для заказчиков о статусе доставки;
  • своевременное уведомление об опозданиях курьеров.

9. Axelot TMS – программа предназначена для комплексной автоматизации управления транспортом и перевозками. Axelot TMS можно внедрять отдельно и совместно с другими компонентами платформы Axelot SCM.

Программа подходит:

  • дистрибьюторским компаниям;
  • курьерским службам;
  • ретейлерам;
  • FMCG-компаниям;
  • производителям хлебобулочной продукции.

Функционал:

  • автоматическое массовое планирование маршрутов, учитывает большое количество параметров;
  • учет затрат на ГСМ, ремонт машин, зарплату водителей и прочих прямых, косвенных затрат;
  • контроль состояния документов на ТС и водителей (страховка, водительские удостоверения и т.д.)
  • расчет стоимости перевозок;
  • управления работой водителей и экспедиторов в реальном времени;
  • формирование аналитических отчетов по различным показателям доставки;
  • спутниковый мониторинг автопарка с помощью ГЛОНАСС/GPS-трекеров.

Система работает с картографическими сервисами Axelot Maps, OSM, «Яндекс.Карты», Google Maps.

10. «ЯКурьер» – программа, позволяющая эффективно решать задачи внешней и внутренней логистики. Работает в связке с личным кабинетом компании-пользователя и мобильным приложением для водителей, либо с GPS/ГЛОНАСС-трекером, установленным в машине. Система аукционов, создание заявок и назначение водителей, учет ремонта и запчастей, а также модуль финансовой отчетности позволит сократить издержки.

Программа подходит:

  • ретейлерам;
  • курьерам;
  • компаниям FMCG;
  • интернет-магазинам; ● поставщикам различного оборудования.

Функционал:

  • автоматическое формирование маршрутов таким образом, что заявки распределяются между штатными водителями, исходя из веса, грузоподъемности и временного интервала, в рамках которого нужно доставить товар клиенту;
  • мониторинг перемещения автомобилей на карте с помощью GPS/ГЛОНАСС-трекера или установленного приложения «ЯКурьер Исполнитель» у водителя;
  • снижение транспортных затрат;
  • сокращение суммарного километража, пройденного автопарком при доставке.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В логистике разработка маршрутов перевозки грузов является одним из важнейших задач, так как правильное составление маршрута способствует быстрой доставки с минимальным риском повреждения груза. В этой задаче ключевую роль выполняет транспорт, связывая между собой отдельные экономические районы, компании, предприятия и фирмы. Перемещая материальные ресурсы и готовую продукцию из сферы производства в сферу производственного или личного потребления, транспорт участвует в процессе воспроизводства материальных благ.

Актуальность темы объясняется множеством факторов, влияющих на скорость и качество перевозки.

Разработка маршрута перевозки груза – это сложный процесс, в ходе которого необходимо принимать во внимание такие параметры:

-пути движения транспорта должны проходить по направлениям общих грузовых потоков;

-повторные и встречные перевозки должны быть сведены к минимуму;

-каждая следующая перевозка в идеале происходит без предварительной подготовки транспорта.

-маршрут прокладывается исходя из наименьшего расстояния, выбирают наименее загруженные дороги, имеющие твердое покрытие;

-подвижный состав должен двигаться со скоростью, которая не подвергает безопасность движения угрозе, но при этом находится на максимальном уровне;

-стоимость грузоперевозок должна быть наименьшей, а производительность – наибольшей.

Выделяют следующие виды маршрутов перевозки грузов: кольцевые; маятниковые; развозочные; сборные; развозочно-сборные. Критерии, которые используются для определения эффективности, зависят от разновидности. Так, эффективность маршрутов маятникового и кольцевого типа определяется по величине пробега. Чем он больше, тем экономичнее проводятся грузоперевозки. Поэтому расчет маршрута перевозок грузов идет с учетом данных показателей.

Маятниковый маршрут представляет собой такое движение, при которой автомобили передвигаются между двумя пунктами несколько раз в прямом и обратном направлениях. При этом пробег обратно может быть груженым, не груженым или груженым не полностью.

При кольцевом маршруте транспорт передвигается по замкнутому пути, который соединяет несколько погрузочных и разгрузочных пунктов. Кольцевые маршруты бывают двух типов:

за один оборот автомобиль проезжает по маршруту несколько раз;

за один оборот автомобиль преодолевает маршрут лишь однажды.

В последнем случае маршрут может быть сборным, развозочным или смешанным. Для определения эффективности в этом случае используется коэффициент на наиболее загруженном участке пути.

В логистике выделяют четыре вида транспорта. Грузоперевозки водным видом транспорта Транспортные услуги в сфере морских и речных грузоперевозок – это наиболее экологически чистый вариант доставки грузов. Такой вид грузовых перевозок является приоритетным при обмене сырьём и товарами на международном уровне. Внутри страны развитию водной транспортировки грузов способствует природное богатство большими реками и каналами.

Важно отметить, что этот вид транспортных перевозок является наиболее сложным в организации. В этом случае необходимо четкое выполнение определенных требований, как от клиента, так и от транспортной компании. Этот вид транспортных услуг требует немалого количества энергетических и трудозатрат. Кроме того, он является самым медленным из всех возможных вариантов доставки грузов. Но основной компенсацией такого рода сложностей является обширность географии перевозок и очень низкая их стоимость. Такие преимущества могли бы сделать водный вид перевозки грузов приоритетным среди отправителей, но, к сожалению, он возможен только для регионов с хорошо развитой морской и речной промышленностью, коих в стране немного.

Перевозка грузов воздушным видом транспорта У грузоотправителей часто возникают ситуации, когда необходимо выполнить доставку за предельно короткий срок на дальние расстояния. В этом случае незаменим авиатранспорт: самолеты, вертолёты. Данный вид грузоперевозки является самым дорогостоящим, но если сроки, как говорится, «поджимают», то лучше воспользоваться им. Минусом такого варианта транспортных услуг являются ограничения по типу и габаритам груза, которые строго прописаны в правилах авиационных перевозок.

Доставка грузов железнодорожным видом транспорта Неоспоримым преимуществом данного вида транспортных перевозок грузов является возможность доставки крупногабаритных, негабаритных, массовых и особорежимных грузов. Состав поезда может включать любое количество контейнеров, цистерн, вагонов. Этот вид грузоперевозок доступен в любое время года.

К минусам железнодорожных транспортных услуг относятся: требование знания огромной базы нормативной документации и некоторая ограниченность пунктов назначения, которая обусловлена наличием железнодорожных путей и станции в конкретном городе, поселке и т.п.

Автотранспортные услуги В автоперевозках к «плюсам» следует отнести возможность перемещения вещей и предметов практически в любую точку страны, поскольку имеется некоторая гибкость при составлении маршрута. При этом погрузка может быть выполнена в любом месте, указанном отправителем. Ещё одним достоинством является возможность постоянного контроля груза, например, его может сопровождать представитель заказчика. Именно вид грузовых перевозок автотранспортом наиболее оптимально сочетает стоимость и сроки выполнения заказа.

Отрицательные стороны заключаются в ряде сложностей: ограничение по размерам груза, невозможность выполнения перевозки в условиях бездорожья, сезонная зависимость (осенью и весной состояние дорожного полотна в ряде регионов ограничивает географию автомобильных маршрутов).

Логистическое предприятие должно обеспечивать соблюдение правил, предусмотренных нормативами техники безопасности, на всех этапах пути. Погрузочно-разгрузочная организация отвечает за соответствие рабочего процесса правилам, требованиям и нормам техники безопасности и охраны труда при выполнении погрузки и выгрузки. В свою очередь, водители, такелажники, грузчики и другие сотрудники, которые связаны с погрузкой, выгрузкой, подготовкой и перевозкой груза должны все этапы работы осуществлять строго по инструкции.

Перевозка грузов должна осуществляться в определённой оснастке, которую разрешается использовать для данной транспортируемой продукции. В кузове автомобиля, который осуществляет грузоперевозки, разрешается проезд только лицам, которые сопровождают грузы и только в том случае, если предусмотрено место для сидения, расположенное ниже уровня борта. В холодное время года в открытых кузовах запрещается перевозить сопровождающих и грузчиков. Также при транспортировке опасных горючих, пылящих, горячих и длинномерных грузов нахождение людей в кузове недопустимо.

Груз необходимо закреплять и размещать так, чтобы он не мешал водителю, не закрывал номерные знаки, сигнальные и световые приборы. Он не должен нарушать устойчивость автотранспорта, создавать шум, пылить и загрязнять окружающую среду.

Длинномерные грузы разрешается транспортировать на транспортных средствах, оснащённых прицепом-роспуском, к которому они надёжно прикрепляются. Открытые кузовы, оборудованные уплотнениями и пологами, разрешается использовать для пылящихся грузов. Водитель и грузчики, которые работают с пылящим грузом, должны пользоваться респираторами и пыленепроницаемыми очками, при транспортировке ядовитых веществ обязаны иметь противогазы.

В логистике очень важно учитывать риски, которые могут быть проявлены в ходе выполнения работы, далее приведены наиболее частые способы снизить риски на минимум: Современные технические решения располагают рядом технических средств и приемов, которые помогают обеспечить безопасность и качество перевозки грузов и свести риски к минимуму. Одним из самых популярных является использование систем GPS, ГЛОНАСС и электронных регистраторов событий, позволяющих контролировать транспорт с перевозимым грузом или товаром в реальном времени. Такие системы фиксируют всю историю перемещения транспортного средства – километраж, маршрут, остановки, время работы, а также выдают отчеты о состоянии транспорта (скорость, зажигание, связь), расходовании ГСМ, регистрируют происходящие события по геозонам и по IPO. Электронные регистраторы позволяют записать кадры вскрытия контейнеров и проникновения в фургон, что впоследствии может стать основанием для возбуждения судебного разбирательства. Другие способы, так же называемые «Недорогими» являются опломбирование. Пломбы должны иметь специальную маркировку навешиваться на дверях, фургонах, секциях автомобиля, на контейнерах, цистернах или у грузового места. Факт пломбирования обязательно указывается в транспортной накладной.

Среди новшеств на российском рынке грузоперевозок – сюрвейерские услуги, которые сегодня становятся все более востребованными. Сюрвейеры – независимые инспекторы, контролирующие перевозку груза, сохранение его количественных и качественных характеристик на всем пути следования. Сюрвейер следит за всеми этапами, начиная от погрузки и заканчивая разгрузочными работами. Это очень серьезно дисциплинирует и водителей, и грузчиков, а также исключает возникновение спорных вопросов между отправителями грузов и их получателями.

Но следует помнить, что вышеперечисленные средства не могут гарантировать полной безопасности груза, они только фиксируют доказательства. А потому обязательно следует позаботиться о страховке груза, ведь только в этом случае можно будет полностью или частично возместить понесенные потери.

Таким образом, было анализированы все тонкости в разработке маршрутов и их методов. Планировать путь поставки нужно с учетом погодных условий. Важно учесть, где будет проходить маршрут, что бы исключить попадание в болотные местности и водоемы, случайные возможные аварии в ходе неровной дороги или непригодности транспорта к условиям погоды. А так же обеспечить клиенту гарантию в качестве транспортировке. Рекомендуется при расчете рейса использовать современные технологии, карты с последними изменениями и отметками.

Список литературы:

1. Носов А. Л. Логистика: Учебное пособие/. Носов А. Л. Издательство «Магистр», т-1, 2018 – 184 с.

2. Стапран Д. А. Аутсорсинг в логистике. Как максимизировать выгоду и оптимизировать затраты. Монография/ Стапран Д. А. Издательство Вузовский учебник, т-1, 2017 – 114 с.

3. Логистика. Интегрированная цепь поставок/ Бауэрсокс Доналд Дж. – 2е изд., Издательство «Олимп-Бизнес», 1-т, 2017 – 640 с.

4. Основы логистики. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика/ Аникин Б. А., Родкина Т. А. издательство «Проспект» т-1, 2017 – 344 с.

5. Логистика: искусство управления цепочками поставок/ Шехтер Д., Сандер Г., издательство «Pretext», т-1, 2017 – 230 с.

Добавить комментарий