Как составить маршрут индивидуального развития ребенка

«Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

Управление образования администрации г. Хабаровска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 208»

Доклад на методическом объединении

 для педагогов ДОУ

«Разработка индивидуального

образовательного маршрута дошкольника»

Воспитатель

Серикова Е.А.

г. Хабаровск

2015 г.

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

Под индивидуальным образовательным маршрутом  понимается система дидактических  мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности,  применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной  деятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально – личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Сущность ИОМ заключается в следующем:

  1. ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как

его индивидуальная образовательная программа;

  1. в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

–       как субъекты выбора дифференцированного образования,

предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;

–       как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному

образовательному учреждению образовательные потребности и

индивидуальные особенности ребенка;

  1. на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления

обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными

особенностями.

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

  1. государственным заказом;
  2. потребностями и запросами родителей;
  3. индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
  4. возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

– для одарённых детей;

– для детей из социально неблагополучных семей;

– для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

  1. – принцип опоры на обучаемость ребенка,
  2. – принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития
  3. – принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет “на стороне ребенка”. Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка! Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  4. – принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
  5. – принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
  6. – принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.Реализация данного принципа – это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
  7. – принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.  Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с  обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто  фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для  каждого ребенка.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Одна из главных задач совершенствования системы дошкольного образования является выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей.

Не редко в группе выявляются дети, опережающие в развитии своих сверстников, проявляющие таланты в различных областях. Одаренный ребёнок обладает одним или несколькими качествами: хорошей памятью, особенно долговременной; хорошим словарным запасом; способностью сосредоточится на долгое время; лёгким усвоением информации; наблюдательностью и любознательностью; устойчивым интересом к широкому кругу вопросов;раним проявлением способности сопереживать другим; любовью к книгам; энергичностью; предпочтением играть с детьми  старшего возраста; нетрадиционными способами использования привычных предметов; задатками лидера и социальными навыками.

Для выявления одаренности воспитанников провожу диагностику, используя методы: наблюдения, беседы, анкетирования родителей. Главным условием для мониторинга является, конечно, личный контакт с ребёнком. Это позволяет узнать увлечения и интересы детей, что в дальнейшем помогает стимулировать ребенка и направлять его развитие.

МОНИТОРИНГ, НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДЫ
Б
Наблюдение за ребенком на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности
Беседы с родителями
Выявление видов одаренности
Интеллектуальная
Творческая
Коммуникативная
Спортивная

После того, как выявила вид одарённости с помощью диагностики, разрабатываю индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённых воспитанников. Результатом  работы является: активное участие ребёнка в жизни группы и детского сада, участие в конкурсах, выставках разного уровня.

Наблюдая за девочкой, обратила внимание, что Андросюк Настя опережает в развитии своих сверстников в продуктивной деятельности, с  удовольствием выполняет поделки в нетрадиционной технике, все время что-то рисует, лепит, вырезает, выполняет аппликации. Работы Насти демонстрировались на выставках и  участвовали в конкурсах, организованных в детском саду. Проведённая с родителями беседа и анкетирование подтвердили наличие у ребёнка творческих способностей и изобразительной одарённости. Данные наблюдений позволили мне сделать вывод, что у Насти творческая (изобразительная) одарённость.

Для развития изобразительной одарённости Андросюк Насти, исходя из интересов и наклонностей девочки, разработала и реализовала индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения по обучению рисованию и лепке. Данная система  развивает творческие способности ребёнка, совершенствует их изобразительные умения. Результатом работы стало участие Насти во всероссийском пластилиновом конкурсе «Уши, ноги и хвосты», конкурсный тур «Ребятам о зверятах» .

Внутренняя познавательная мотивация- это естественное стремление ребенка к познанию: любознательность, активность, любопытство, познавательная деятельность, творчество. И большинство дошкольников ею обладают: это возраст почемучек, активных исследователей, любознаек. Наблюдая за деятельностью своих детей второй младшей группы в начале 2013-2014 учебного года,увидела, что в группе есть дети – Шапин Никита и Ясевич Софья, которые малоактивны на занятиях, не проявляют познавательного интереса, не усваивают программный материал, плохо мыслят, испытывают трудности в восприятие цвета, формы и величины предметов. Причина затруднений в обучении и развитии этих детей в том, что оничасто болеют и пропускают детский сад или просто не ходят, а родителям некогда уделять ребенку внимание. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, спроектировала индивидуальный маршрут по усвоению сенсорных эталонов.

Материал подаю по принципу – от простого к сложному, с опорой на активность и самостоятельность ребенка. Использую объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный методы. Образовательный процесс строю на  педагогических технологиях: личностно-ориентированного подхода, развивающего, игрового обучения.

Спрогнозировала результаты освоения ребенком образовательного материала: он научится определять форму предметов, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться на плоскости.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька в социализации и самосознании личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладываются нравственный облик и профессиональное самоопределение. Семья становится важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребёнка. В сентябре 2014 года в среднюю группу поступил мальчик Парамонов Максим, которого взяла под опеку его бабушка. Мальчик из неблагополучной семьи – ранее воспитывался в неполной семье мамой с алкогольной зависимостью, часто были семейные конфликты. В августе бабушка оформила опеку над Максимом и привела его в детский сад.

Определила главные цели и задачи взаимодействия с данной семьёй:

– оказание помощи семье в воспитании детей;

– психолого-педагогическое просвещение бабушки.

Основные направления деятельности:

– изучение семьи и условий семейного воспитания;

– коррекция детско-родительских отношений;

– дифференцированная и индивидуальная помощь бабушке.

Работу с семьёй начинала с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Для изучения семьи использовала беседы, анализировала творческие работы мальчика и наблюдала за взаимоотношениями ребенка и бабушки  во время посещения детского сада. Данные наблюдения позволили мне сделать вывод, что бабушка придерживается неконструктивного стиля воспитания, требует от ребенка послушания и дисциплины. Под влиянием всех этих факторов у Максима формируются отклонения в поведении, которые подлежат педагогической коррекции, а именно упрямство, агрессивность. Эти качества бабушка понимает как непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, она чрезмерно ограничивает активность ребенка. Обычно упрямство возникает в тех семьях, где родители постоянно конфликтуют между собой, а в их семье бабушка конфликтует с мамой Максима. Для работы с выявленным отклонением в поведении ребенка – дошкольника составила индивидуальный маршрут по коррекции поведенческих отклонений мальчика, обусловленных неблагополучием семейного воспитания. Маршрут включает проведение системы игр – занятий с элементами изо-деятельности, направленных на коррекцию выявленных отклонений в поведении Максима, преодоление негативные переживаний и страхов, усиление  «Я» ребёнка и повышение уверенности в себе.

Ожидаю, что к концу учебного года Максим научится говорить о своих недостатках в поведении, страхах, замкнутости, научится контролировать себя, станет более организованным, дисциплинированным, научится слушать другого, стать более выдержанным.

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

  • незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

  • истощаемость психических функций;

  • отставание в развитии психомоторных функций;

  • низкая интеллектуальная продуктивность;

  • недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

  • низкая прочность запоминания;

  • неумение применять дополнительные средства запоминания;

  • эмоциональная неустойчивость;

  • низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

  • недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

  • инертность мыслительной деятельности;

  • длительный период приема и переработки информации;

  • нарушения пространственной ориентировки;

  • стремление избегать трудности;

  • отсутствие самоконтроля.

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

  • способность пользоваться оказанной помощью;
  • способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

  • способность понимать условие простой задачи;

  • способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

  • способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

  • активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

  • заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

  • способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

  • интерес театральному и изобразительному искусству;

  • стремление к творческому самовыражению;

  • любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

Диагностические карты индивидуального развития ребенка. Вторая младшая группа

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

1. Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

2. Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Задачи Методы Содержание работы
Развить диалогическую речь Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх

Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Сформировать речевую инициативу и самостоятельность Игра «Зоологический музей»

Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Сформировать умение говорить от лица другого персонажа «Игровой диалог» Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами
Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения Игра «Телефонный разговор» Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●социально-коммуникативное развитие

●познавательное развитие

●речевое развитие

●художественно-эстетическое развитие

●физическое развитие

●сенсорное развитие

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Задачи Метод Содержание
Развить мелкую моторику Упражнение «Катание карандаша» Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями

Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений.

Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить , что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены.
Оптимизировать речевую моторику

Различные виды массажа рук.

Самомассаж рук с использованием массажных мячиков.

Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка.

Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки».

Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку».
Восстановить вестибулярно-моторный аппарат Упражнения «Прыжки»

Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать.

Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7.1 или 7.2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.1.

  • Т. Н. Ситникова. Математика. 1 класс.
  • С. С. Минаева, Л.О. Рослова, Л. И. Федорова, В.А. Булычева Математика. 1 класс. Часть1.
  • Т. Н. Максимова. Литературное чтение.1 класс.
  • И. Ф. Яценко. Обучение грамоте. 1 класс.
  • Сборник интернативных тестов по русскому языку. Интерактивный тренжер

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7.2. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

1. Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

2. Перечень использованных нормативных документов.

3. Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

4. Цели учителя.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

5. Задачи, которые ставит перед учителем индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР, изложены в «АООП НОО для ЗПР» вариант 7.1

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

6. Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 7.1 или 7.2

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

1. Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

2. Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7.1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов , составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

«Математика».

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Т.Н. Максимова. Математика. 1 класс.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

 на Педагогическом совете

Протокол от« __» ________2018 №___

Согласовано

старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»

___________ М.В.Ерошкина

               .

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. МАДОУ Детский сад № 57

Приказ № _____ от                               «______»___________2018____г.

_______________/О.В.Каргальская /

Индивидуальный образовательный маршрут

воспитанника ДОУ

Составила: Пысина Светлана Александровна

                                                             Воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»  

Энгельс 2018 г.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Ф.И. ребенка Родион С.

на 2018 – 2019 учебный год.

Возрастная группа старшая № 5      Дата рождения 28.12. 2012 год

Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

Образовательная область

Начало года

(сентябрь)

Середина года

(декабрь)

Конец года

(май)

  1. Речевое развитие

1, +

  1. Познавательное развитие

1+

  1. Художественно – эстетическое развитие

1,2+

  1. Социально – коммуникативное развитие

1,45+

  1. Физическое развитие

1,2+

Критерии:

От 1 до 1,5 – не сформировано;

от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;

от 2,6 до 3– сформировано

Условные обозначения:

+ – сформировано;    + – частично сформировано;   + – не сформировано.

Реализация образовательного маршрута:

Образовательная область «Речевое развитие»

Проблема: Словарный запас беден. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании  (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.). Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Не составляет рассказ из 3-х, 4-х предложений по наводящим вопросам.

Задача: обогащать, расширять и активизировать словарный запас  на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом ;  Составлять простые распространённые предложения. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в понедельник. утро

Месяц/

Дата

Содержание работы(названия игр, упражнений и прочее):

Цель

Ответствен-ный

Взаимодейс-твие с родителями

8.10

Д/и «Подбери словечко»

Цель: продолжать развивать навыки словообразования, подбор родственных слов.

Воспи

татели

Консультация «Артикуляционная гимнастика – первый и необходимый этап на пути к четкому произношению»

22.10

«Кто что умеет делать».  

подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ

Воспи

татели

12..11

. Дид. игра «Измени слово»

Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Воспи

татели

Консультация “Каков язычок?”

26.11

Упражнение «Повторяй за мной»

Цель: побуждать заучивать строки стихотворений наизусть.

Воспи

татели

10..12

Дид. игра «Закончи слово»

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Воспи

татели

Консультация «Развиваем речь с помощью скороговорок»

24..12

Дидактическая игра «Какого звука не хватает?» 

Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Воспи

татели

29.12

Упражнение «Назови первый звук слова»

учить называть слово, выделяя первый звук, и звук изолированно

Воспи

татели

12.01

Игровое упражнение “Один-много”

упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия

Воспи

татели

 консультация «особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи»

19.01

                                      Д/И «А я бы…»                                                           .

 развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию

Воспи

татели

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Ф.И. ребенка Настя О.

на 2018 – 2019 учебный год.

Возрастная группа старшая № 5      Дата рождения 17.04. 2013 год

Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

Образовательная область

Начало года

(сентябрь)

Середина года

(декабрь)

Конец года

(май)

  1. Речевое развитие

1, +

  1. Познавательное развитие

1,09+

  1. Художественно – эстетическое развитие

+1,6

  1. Социально – коммуникативное развитие

1,55+

  1. Физическое развитие

1,9+

Критерии:

От 1 до 1,5 – не сформировано;

от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;

от 2,6 до 3– сформировано

Условные обозначения:

+ – сформировано;    + – частично сформировано;   + – не сформировано

Реализация образовательного маршрута:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Проблема: Затрудняется в порядковом счёте в пределах 8; затрудняется в называние фигур:, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. не проводит их сравнения; неуверенно ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги; не использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время, затрудняется в определении последовательности месяцев, затрудняется в определении временных отношений (день, неделя, месяц). Не имеет представления о

предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, с помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно –следственные связи.

Задача: Показывать образование чисел в пределах 6. Знакомить с цифрами от 1 до 6. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа. • Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнении. •Формировать понимание количественного и порядкового значения числа. • Обогащать представления о геометрических фигурах прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал и их свойствах (углы, стороны). . • Развивать элементарные пространственные ориентировки. Способствовать пониманию пространственных характеристик. • Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга • Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года, частях суток. Учить выделять особые признаки геометрических фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.Дать представления о предметах, выделять свойства и качество предметов, называть профессии взрослых

Периодичность занятий: 2 раза в неделю во вторник

Месяц/

Дата

Содержание работы

(названия игр, упражнений и прочее):

Цель

Ответст

венный

Взаимодейст-вие с родителями

9.10

ФЭМП

Д/и «У кого столько же»

напомнить детям способ образования чисел 4 и 5; закрепить навыки счета в пределах 5

Воспи

татели

Памятка «Своеобразие обучения элементам математики дома»

9.10

«Найди пару»

Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам

Воспи

татели

16.10

Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

 развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции

Воспи

татели

23.10

ФЭМП

Д/и «Не ошибись» с мячом

формировать умение считать от 1 до 6 на слух; развивать внимание, выдержку, умение выслушивать воспитателя

Воспи

татели

30.10

Дидактическая игра «Умные машины»

закреплять умение детей ориентироваться в видах транспорта с помощью описания его признаков. Развивать наблюдательность, внимание.

Воспи

татели

6.11

ФЭМП

«Части суток»

упражнять девочку в различении частей суток

Воспи

татели

Поиграть в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» взрослый или ребенок. Предложить поиграть в игру «Какое число пропущено?»

6.11

Д/и «Кто что любит»

_

развивать и закреплять представления детей о диких и домашних животных и уходе за ними

Воспи

татели

20.11

ФЭМП

Д/И «Найди предмет»

учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами

Воспи

татели

27.11

Угадай, что в руке?» 

: закреплять умение детей называть овощи и фрукты на ощупь; развивать тактильную память, внимание

Воспи

татели

4.12

«Раздели предметы на группы»

совершенствовать умение определять  цвет, форму, величину, вес предметов. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим  признакам.

Воспи

татели

Консультация «Математические игры в домашних условиях»

11.12

ФЭМП

Дидактическая игра: «Подбери фигуру»

закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Воспи

татели

18.12

Дидактическая игра «У кого кто»

закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Воспи

татели

Консультация

«Формирование временных представлений у детей»

25.12

ФЭМП

Д/И Раздели фигуры

Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Воспи

татели

8.01

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

закрепить знание детей о частях суток,  развивать речь, память

Воспи

татели

Консультация»

Обучение детей дошкольников счёту»

15.01

ФЭМП

Найди лишнюю фигуру

Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других

Воспи

татели

22.01

ФЭМП

Назови одним словом

 Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом

Воспи

татели

Беседа «Учите различать правую и левую руки»

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ

Ф.И. ребенка Миша Е.

на 2018 – 2019  учебный год.

Возрастная группа старшая № 5      Дата рождения 18.10.2013 год

Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018г., январь 2019 г.

Воспитатели:

Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:

Образовательная область

Начало года

(сентябрь)

Середина года

(декабрь)

Конец года

(май)

  1. Речевое развитие

            1,8 +

  1. Познавательное развитие

1,63+

  1. Художественно – эстетическое развитие

1,5+

  1. Социально – коммуникативное развитие

2,0+

  1. Физическое развитие

1,9+

Критерии:

От 1 до 1,5 – не сформировано;

от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;

от 2,6 до 3– сформировано

Условные обозначения:

+ – сформировано;    + – частично сформировано;   + – не сформировано.

Реализация образовательного маршрута:

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие

Проблема: При раскрашивании сильно  нажимает на карандаш и выходит за контур рисунка. Не умеет располагать изображения по всему листу. Имеются затруднения:  в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество. Испытывает трудности при передачи в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, лепить мелкие детали. 

Задача: Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Помогать ребёнку при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов  и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Поощрять проявления активности и творчества. 

Периодичность занятий: 1 раз в неделю – среда,

Месяц/

Дата

Содержание работы

(названия игр, упражнений и прочее):

Цель

Ответст

венный

Взаимодейст-вие с родителями

10.10

Кошечка

закреплять умение лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Учить передавать простые движения фигуры. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность

Воспи

татели

Консультация “Пальчиковые игры и упражнения”

17.10

«Вырежи овал»

закреплять умение вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением уголков.

Воспи

татели

Беседа «Учите ребенка вырезать»

7.11

«Зайчик»
   

Закреплять умение ребёнка лепить животных, передавая форму, строение и величину частей. Упражнять в применении разнообразных способов лепки. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных, отмечать их выразительность

Воспи

татели

14.11

«Морковка для зайчишки».

учить вырезать морковку из четырёхугольника срезая углы.

Воспи

татели

Памятка для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш и кисть»

28.11

« Кого Емеля поймал в проруби?»

учить рисовать овальную форму красками

Воспи

татели

Консультация «Рисование с детьми»

5.12

Рис-е

Дидактическая игра « Составь пейзаж».                                           

Формировать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связь, располагать изображение в пространстве.

Воспи

татели

19.12

Апп-я

« Поможем белке заготовить грибы на зиму».

Учить детей срезать ножницами уголки, закругляя их

Воспи

татели

9.01

Рис-е

Д/и  « Узнай и дорисуй».  

 развивать чувство симметрии; обнаружить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей его  заштриховки

Воспи

татели

23.01

Апп-я

Аппликация « Узор на чашке».

Развивать чувство цвета, желание украсить форму узором, уметь аккуратно наклеивать на готовую форму круги.

Воспи

татели

Начнём с основы, а именно — что же такое индивидуальный образовательный маршрут. Итак, ИОМ — система обучения, которая подстроена под цели и нужды ребёнка. Это могут быть как особые потребности по состоянию здоровья, так и целый набор дисциплин, которые ребёнок выбирает для углублённого изучения.

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут «заточен» под ребёнка, и выбрать его можно как в классической общеобразовательной школе, так и в рамках альтернативного обучения. При учёбе на экстернате или семейном обучении осуществлять индивидуальный подход легче, но в школе это также возможно (право на индивидуальный подход в обучении закреплено во ФГОС).

Обучение по ИОМ предполагает не только особый набор предметов, которые нужны конкретному ребёнку, оно также может быть направлено на улучшение успеваемости — например, если у ребёнка есть академическая задолженность или ему не подходит стандартное расписание по причине профессиональных занятий спортом или творчеством.

При этом ИОМ может быть как по всем предметам, так и по отдельной дисциплине. Также индивидуальный маршрут обучения может составляться для ребёнка на период подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по любому предмету — например, если родитель чувствует, что ребёнку нужно усиленно заниматься математикой, он может сообщить об этом учителю и обговорить ИОМ.

Кому подойдёт индивидуальный образовательный маршрут?

Каждый случай рассматривается индивидуально, но в целом можно выделить несколько групп учеников, которым рекомендован ИОМ:

  • Одарённым детям, чтобы лучше раскрыть их потенциал и способности в разных дисциплинах.
  • Детям, у которых есть академическая задолженность и которым нужен особый темп освоения дисциплин.
  • Ученикам, которые по состоянию здоровья не могут осваивать программу так же, как другие учащиеся.
  • Тем, кто усиленно готовится к поступлению в вуз, участвует в перечневых олимпиадах и делает упор на подготовку к ним.

ИОМ в школе и на семейном обучении

Семейное обучение — форма образования, где ответственность за освоение программы полностью берёт на себя семья. Ребёнок может учиться в любой точке мира, в удобное ему время и в своём темпе. Также на семейном обучении процесс построения индивидуального маршрута проще и быстрее — родители и ребёнок сами решают, что и в каком объёме изучать (конечно же, в рамках образовательной программы).

Что касается ИОМ в классической общеобразовательной школе, организация происходит по договорённости с педагогами и руководством учебного заведения. Однако для этого не всегда есть ресурсы — школа обязана учесть индивидуальные потребности и пожелания ребёнка, но в рамках тех возможностей, которые у неё имеются.

Как построить индивидуальный образовательный маршрут

Чтобы построить образовательный маршрут, нужно определиться с целями, которые вы перед собой ставите. Где-то будет достаточно дополнительных занятий по предмету после уроков, а где-то нужно перестроить обучение или задуматься об альтернативных формах образования — например, о семейном обучении.

Чтобы сформулировать цели и определиться со списком предметов, не лишним будет побеседовать с педагогами или наставниками. Также учителя могут сориентировать родителей по дополнительным опциям — например, если запрос связан не с образованием, а с социализацией ребёнка, и ему трудно общаться со сверстниками, — в рамках индивидуального маршрута ученику может может быть рекомендовано посещение педагога-психолога.

Если у ребёнка есть ограничения по состоянию здоровья, то индивидуальный маршрут составляется с учётом его диагноза и рекомендаций специалистов. Обычно это ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия, или другие структуры. Тогда к работе подключаются не только учителя-предметники, но и дефектологи, психологи, тьюторы. В общем, те специалисты, которые нужны ребёнку для хорошего освоения программы.

В целом же то, как будет строиться ИОМ, зависит от потребностей ребёнка. В классических учебных заведениях в этом вопросе могут помочь педагоги и администрация, а в онлайн-школах — менторы и наставники.

Например, в «ИнтернетУроке» составить собственный маршрут можно вместе с наставником. Он проводит беседы с родителями и ребёнком, мониторит успеваемость, напоминает о дедлайнах. А ещё — делает так, чтобы обучение соответствовало вашим целям и строилось на основе возможностей и приоритетов ребёнка. А если пока не знаете, какие цели перед обучением поставить, наставник поможет определиться.

Чек-лист для перехода на индивидуальный образовательный маршрут

Определитесь с целями. Обсудите с ребёнком, чего хотите достичь и куда планируете двигаться. От того, насколько чётко поставлены цели, зависит эффективность ИОМ и личностное развитие учащегося.

Важно! Если на данном этапе вы можете сформулировать цель лишь абстрактно, например «хотелось бы углублённо изучать математику», этого достаточно. ИОМ может меняться, ведь ребёнок и его развитие тоже не стоят на месте.

Пройдите профориентацию. Эта рекомендация актуальна для средней и старшей школы и может пригодиться, если вы пока не знаете, какой путь развития выбрать. С профориентацией могут помочь тесты или специалисты. В ходе беседы или теста нужно будет ответить на вопросы о любимых предметах и увлечениях. Так получится понять, в каком направлении стоит двигаться, и как разделить предметы на «важные» и «второстепенные».

Поговорите с учителями и руководством школы. На основании вашей беседы педагоги могут составить маршрутный лист, по которому будет строиться работа с ребёнком. Это документ, в котором содержится методическое обоснование программы, описан процесс работы, расписаны темы и порядок их прохождения.

По результатам составления ИОМ выстраивается дифференцированная образовательная программа, и в маршруте ребёнка появляются особые педагогические технологии, которые помогают ему в освоении предметов.

Какие бывают индивидуальные образовательные маршруты

Каждый ИОМ подстраивается под конкретного ребёнка, а значит, маршруты уникальны, но существует обобщённая классификация, по которой их можно разделить.

Технические, математические, социально-гуманитарные и естественно-научные маршруты

Наиболее классическое разделение индивидуальных программ — по предметам. Такие ИОМы выбирают многие, и они часто соответствуют программам профильных классов. Например, на техническом направлении углублённо изучают информатику, физику, программирование. Могут быть дополнительные предметы — робототехника, инженерия или биотехнологии. Но часто у школы нет ресурсов на преподавателей, которые обучали бы детей таким предметам на профильном уровне.

На математическом направлении упор делается на алгебру и геометрию. В старших классах (особенно у олимпиадников) затрагивается университетская программа и сложные олимпиадные задачи. Социально-гуманитарные дисциплины — обществознание, экономика и право; русский, иностранные языки и литература. Естественно-научный профиль — биология и химия и, возможно, физика.

Всё чаще появляются направления на стыке дисциплин, поскольку классические профильные классы школ — химбио, соцгум или физмат — не могут удовлетворить требованиям современных профессий. Поэтому ученики всё чаще переходят на ИОМ, чтобы охватить дисциплины из разных направлений.

Программы для тех, кто часто в разъездах

Бывает, что семья часто переезжает. Или ребёнок — талантливый спортсмен, художник, музыкант, и его высокий темп жизни и увлечённость делом не позволяют ему ходить в школу так же, как остальным.

В этом случае рекомендован ИОМ, а также переход на семейное обучение, чтобы не отрываться от своих дел, учиться по собственному расписанию и из любой точки мира.

ИОМ для подготовки к экзаменам и олимпиадам

Это два похожих маршрута, но на самом деле они в корне отличаются. Поясним, в чём же разница.

Индивидуальная программа для подготовки к экзаменам чаще охватывает один предмет. Например, ребёнок хочет сдать обществознание на 80+ баллов, но обычных занятий и элективов после уроков ему недостаточно. Он может перейти на ИОМ, чтобы педагог составил особую программу в соответствии с его целями.

ИОМы олимпиадников отличаются. Они разрабатываются для учеников, которые усиленно готовятся к одному-двум предметам, чтобы без вступительных испытаний попасть в университет. Они часто пропускают школу, чтобы готовиться, и ИОМ нужен им не для того, чтобы дополнительно заниматься с учителем в их школе, а для того, чтобы освободить время от «ненужных» дисциплин, составить собственное расписание аттестаций или даже установить свободное посещение.

Маршрут для закрытия академической задолженности

Некоторым ученикам необходимо особое внимание и помощь, чтобы сдать аттестации — для них тоже составляется ИОМ. По нему дети догоняют программу и постепенно возвращаются к тому темпу обучения, по которому учится остальной класс. Такие маршруты рассчитаны на определённые сроки.

ИОМы для детей с особыми образовательными потребностями

Учебная программа школьников с особенностями здоровья или состоящих на учёте в социальных службах может не отличаться от того, что изучают сверстники. Но по ИОМ с ними часто работают социальные педагоги, психологи, тьюторы и другие специалисты, которые помогают учиться и социализироваться.

Подводим итоги

  • Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — система обучения, которая подстроена под цели и потребности ребёнка.

  • Перейти на собственную программу может любой ребёнок. Главное — грамотно поставить цели, для которых вам нужна такая программа.

  • Чтобы перейти на ИОМ, поговорите с преподавателями или наставниками. Они объяснят непонятные моменты и согласуют с вами программу.
  • Индивидуальные маршруты помогают изучать то, что интересно, закрывать задолженности, свободно посещать школу и достигать собственных целей.

Редакция

Добавить комментарий