Как составить маршрутную съемку 6 класс

Маршрутная съёмка — съёмка местности, которая проводится при движении по какому-либо маршруту.

Маршрутный способ съёмки удобен при составлении плана участка, вытянутого в длину. Его можно использовать и для изображения пути, пройденного в походе или на экскурсии.

Маршрутная съёмка.png

Расстояния по маршруту составители плана определяют шагами. На всех поворотах маршрута делаются остановки. На каждой остановке нужно отмечать её место на плане, ориентировать планшет, определять и прочерчивать направление на следующий объект.

Следуя по маршруту, необходимо отмечать условными знаками всё, что встречается по обеим сторонам движения. Можно описывать изменения характера рельефа, особенности растительного покрова, отдельные объекты природы и хозяйственной деятельности людей.

Схема маршрута 2.png

Источники:

Дронов, В. П. География. Землеведение. 5–6 кл.: учебник / В. П. Дронов, Л. Е, Савельева. — М.: Дрофа, 2015. — 283 с.

План урока:

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

Что такое план местности и условные знаки

Составление простейшего плана местности по описанию

Градусная сеть

Географические координаты и их определение по карте

Способы изображения земной поверхности, их отличия друг от друга

В настоящее время мы можем встретить большое множество различных изображений земной поверхности. Съемка может производиться не только на поверхности суши, также может происходить в океане, воздухе и из космоса. Для обозначения всего множества изображений местности используется такое понятие как «геоизображение». Под ним подразумеваются любые модели земных объектов, представленные в графической форме.

Остановимся на видах изображения земной поверхности:

  1. Глобус – это объемная модель нашей планеты, уменьшенная во много раз. Это изображение земной поверхности отражает действительное соотношение размеров и взаимное расположение различных географических объектов. Также рассматривая глобус, мы можем понять форму и размеры Земли.

1ghfgh

В чем же отличие глобуса от планеты Земли? Самое главное отличие в размере – он намного меньше. Объекты показаны с помощью специальных обозначений получивших название условных знаков.

  1. Карты и планы считаются еще одним способом изображения земной поверхности и отображены на плоскости.

На плане чаще всего представлено изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости. Карта несет в себе изображение значительного участка земной поверхности, всегда уменьшенное в масштабе. Здесь представлены отдельные материки, океаны, страны и даже вся планета. Однако во всех случаях географические объекты отмечаются с помощью условных знаков.

2hjghj

  1. Большое количество карт по определенной тематике объединяются в сборник, получивший название атласа. Они могут различаться в зависимости от разных параметров, познакомимся с ними на рисунке.

3hfgh

  1. Одним из способов изображения местности считаются аэрофотоснимки и космические снимки. С помощью снимков получают подробное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Сходство всех фотографических изображений то, что они отображают земную поверхность чаще всего в цвете, однако есть и отличия. Например, если выполнять съемку с самолета, то можно получить изображение всех неровностей земной поверхности. Такое изображение получило название аэрофотосъемка.

4gdffgh
Аэрофотоснимок местности

С помощью спутников из космоса делают наглядные снимки с изображением земной поверхности на плоскости. В данных снимках все зависит от высоты, на которой находится спутник – чем выше, тем менее детальным будет изображение. Такие снимки называются космические.

5fghfgh
Космический снимок Земли 

Мы познакомились с различными способами изображения земли. Чем же отличаются все представленные изображения земной поверхности? Представим данный материал в таблице.

6hfhj

Что такое план местности и условные знаки

Чертеж небольшого участка, выполненный в масштабе, получил название плана. Для того, чтобы разобраться, как составить план местности, нужно познакомиться с понятием «масштаб».

Масштаб – величина, показывающая, во сколько раз уменьшено действительное расстояние. Масштабом пользуются при изображении земной поверхности.

Наличие масштаба считается главным отличием от обычного рисунка. Также участок показан как бы сверху и с помощью условных обозначений. Ниже перечислены условные знаки для изображения объектов. Цветная картинка представляет вид местности, а черно-белая – это условное обозначение.

7hgjk
Условные знаки Источник

Зная обозначения легко понять, что находится на данном месте: шоссе или полевая дорога, овраг или река, лиственный или смешанный лес. На плане обязательно указываются стороны горизонта в виде стрелки: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта.

Часто в жизни бывает необходимо прочитать план местности или составить его описание. Потренироваться в чтении плана можно используя рисунок ниже. Обратите внимание на стороны горизонта и условные обозначения.

8jghhj

По данному описанию можно не только совершать воображаемый поход, но и можно самостоятельно осуществить составление плана местности.

Как составить простейший план какого-либо участка местности, если нет его описания? В таких случаях пользуются несколькими способами. Сходство их в том, что вы должны обязательно находиться на том участке, где будете составлять план. Познакомимся с основными съемками местности.

  1. Глазомерная съемка может быть освоена любым человеком, так как установление расстояния между предметами производится на глаз. Для этого понадобятся инструменты: планшет, лист бумаги, компас, карандаш, ластик. На бумаге указываем стороны горизонта, предварительно определенные по компасу, и определяем масштаб. Объекты, находящиеся в пределах нашей видимости, вычерчиваем на план условными знаками.

9jjhkk

  1. Составление плана местности методом маршрутной съемки наиболее простое. Необходимо выбрать маршрут, по которому будем двигаться. Для того, чтобы составить план местности методом маршрутной съемки мы проходим по маршруту и отмечаем объекты, встреченные по пути. Отмечаем их условными обозначениями на листе, обязательно указываем стороны горизонта.

10khjk

  1. Полярная съемка считается еще одним способом составления плана местности. Для этого выбирается точка на местности, из которой хорошо видны все объекты. Из данной точки или полюса, производят составление плана. Отмечают стороны горизонта на бумаге, определяют масштаб. Затем кладут линейку и вычерчивают направления на объекты, которые потом измеряют шагами. Измеренные расстояния отмечаются на бумаге.

11bgfh

Составление простейшего плана местности по описанию

Остановимся на составлении плана местности по описанию. Если есть описание маршрута движения или небольшого участка местности, то мы, используя условные знаки, можем составить план.

Рассмотрим на примере движения геологов:

12ghhj

Поэтапно составим алгоритм действий для составления рисунка плана местности.

  1. На бумаге необходимо провести стрелку, обозначающую стороны горизонта. Это необходимо для ориентирования по плану местности.
  2. Выберем оптимальный масштаб и обозначим на плане местности. В данном случае приемлем, будет масштаб в 1 см – 100 м.
  3. Так как геологи двигались в северном и северо-восточном направлении, начальную точку отметим ближе к югу. Началом пути считается родник, поэтому нанесем его условным обозначением на план местности.
  4. От родника они двигались в северо-восточном направлении 400 м, значит, отмеряем с помощью линейки 4 см. Путь они проходили по грунтовой дороге, обозначаем ее условным знаком на плане местности.
  5. Достигли они реки, которая протекала с востока на запад. Отмечаем на плане реку и направление ее течения. Через реку обозначаем мост.
  6. Путь они продолжили по дороге и через 600 м увидели озеро. Линейкой отмеряем 6 см на север и рисуем озеро. Обращаем внимание, что озеро имеет определенные размеры.
  7. По всей дороге слева от них рос смешанный лес, а справа – хвойный. С помощью условных знаков обозначаем на плане местности.
  8. От озера отмеряем 5 см на северо-восток и по обеим сторонам тропинки обозначаем луг.
  9. Затем они вошли в хвойный лес и увидели домик лесника.

В результате проделанной работы у нас должен получиться географический план местности с условными знаками, схожий с представленным ниже рисунком.

13htyu

Чем же отличается карта от плана местности?

  1. Масштаб плана более крупный, а на карте более мелкий.
  2. На плане местности и географической карте объекты изображаются в масштабе, однако на карте это происходит не всегда. Например, города на карте обозначены кружочком, а на плане города есть отдельные улицы и дома.
  3. Направление на плане определяется по прямой стрелке, а на карте по линиям градусной сети.

Несмотря на все эти различия,они изображают земную поверхность в масштабе с помощью условных знаков.

Градусная сеть

На глобусе и всех географических картах есть сетка из тонких линий, получившая название градусная сеть. Каково же понятие и значение градусной сети?

Градусная сеть Земли состоит из условных линий, пересекающихся друг с другом. Линии эти крайне необходимы для нахождения объектов.

Мы уже знакомы с двумя точками – Северным и Южным полюсом. На равнозначном расстоянии от полюсов проведена линия градусной сети в виде окружности – экватор. Параллельно этой окружности проходят линии, получившие название параллели. Протягиваются они с запада на восток. Через полюса проведены окружности, пересекающие параллели, получившие название меридианы и составляющие градусную сеть. Протяженность меридианов определяется с севера на юг.

14fgh
Градусная сеть на глобусе Источник

Зная направление протяженности линий градусной сети, можем определить по сторонам горизонта, где находится участок на карте.

15hfg

Длина параллелей по градусной сети может различаться. Длина по градусной сети меридианов везде одинаковая. В результате главной линией градусной сети считается нулевой или начальный меридиан. Эта главная линия градусной сети простирается по пригороду Лондона и ее легко найти на карте. Этот меридиан разбивает планету на 2 полушария: Западное и Восточное.

16hgfhf

Важнейшие линии градусной сети изображены в виде окружности на карте. Поэтому длина параллелей и меридианов по градусной сети измеряется в километрах и градусах. Чтобы понять принцип определения расстояния в градусах, давайте разберемся, как устроена градусная сеть.

Возьмем любую окружность и разделим на 360 частей.

17hfghf

Точки деления соединим с центром окружности, в результате круг будет разбит на 360 углов. Каждый угол будет равен 10. На рисунке каждый угол равен 100, если бы мы провели через 10, то они бы слились друг с другом. Градусную сеть на карте обозначают так же, через определенное число градусов. Чаще всего линии проведены через 100. Очень хорошо видно градусную сеть на контурной карте.

18jghj
Контурная карта 

Отсчет градусов по параллелям ведется от экватора, а по меридианам от начального или Гринвичского меридиана. На градусной сети экватор и начальный меридиан имеют обозначение 00.

По градусной сети карты можно определять расстояние между объектами в градусах и километрах. Рассмотрим на примере.

19jghj

1) Выявим географические координаты: долгота самой западной точки на параллели 10° с.ш будет соответствовать 15° з.д.; долгота самой восточной точки на этой же параллели будет 52° в.д.

2) Рассчитаем протяженность материка в градусах по 10°с.ш., для этого найдем сумму полученных градусов 15° + 52° = 67°

3) Определим протяженность в километрах по 10° с.ш. Нам необходимо узнать длину параллели. Однако все параллели различны по длине. Можно воспользоваться таблицей, приведенной ниже для ее определения.

20dfdhgg

В таблице находим длину параллели 100, она составляет 109,6 км. Умножаем ее на выявленные градусы

109,6км • 67 = 7014 км

Получаем длину материка с запада на восток в километрах.

21gfgh

  • Выявим географические координаты: широта северной точки на этом меридиане будет равна 32° с.ш., а южной – 37° ю.ш.
  • Рассчитаем протяженность в градусах по 20° в.д., для этого сложим выявленные данные 32° + 37° = 69°
  • Найдем протяженность в километрах по 20° в.д. Для этого длину 1° меридиана умножаем на полученные градусы

111,3 км • 69 = 7659 км

Величина 1° по меридиану всегда соответствует 111,3 км, так как все меридианы равны друг другу.

По градусной сети можно найти расположение любого участка на планете, их называют географические координаты.

Географические координаты и их определение по карте

В 1960 году с территории СССР запущена ракета, которая, пролетела определенное расстояние и опустилась в заданном районе. Географические координаты данного района равны 100с.ш. и 1700з.д., зная это, можно определить участок приземления ракеты. Однако для определения координат необходимо познакомиться с географической широтой и долготой.

Широта всех участков Земли проявляется в градусах, которые ведут отсчет от экватора (00) к полюсам (900). Санкт-Петербург расположен на 600 северной широты (с.ш.), а Якутск на 640с.ш. Поэтому, чтобы определить географические координаты места на карте, нужно выявить параллель его местонахождения.

22hgfhf

На карте полушарий в атласе параллели проведены через 200. Все точки с географическими координатами, находящимися севернее экватора, имеют северную широту. Город Кейптаун имеет географические координаты, лежащие южнее экватора. В данном случае широта будет южная (ю.ш.) и может изменяться от 00 до 900. Таким образом можно составить алгоритм определения широты на карте.

23gfgh

Чтобы определить на карте какое-либо место нужно знать не только географическую широту, но и долготу. Например, на одной широте могут располагаться несколько городов, но географические координаты их будут различные.

Как и широта, долгота выражается в градусах, которые отсчитываются от нулевого меридиана. Географические координаты места на карте расположенного к востоку от меридиана будут иметь восточную долготу (в.д.), а к западу – западную (з.д.). Градусы долготы на глобусе и карте обозначаются на экваторе. 

24gjhj

Получив широту и долготу можно указать полные географические координаты. Например, Санкт-Петербург расположен на 600с.ш. и 300в.д. Какие географические координаты имеет столица России – Москва? Ее можно найти между 400с.ш. и 600с.ш., точнее широта 550. Долгота расположена между 400 и 300, приблизительно будем считать 380в.д. Тогда получаем координаты Москвы 550с.ш. и 380в.д.

Рассмотрев различные способы изображения поверхности земного шара, можно сказать, что каждый из них важен не только для ученых, но и простых людей. В настоящее время их применяют во многих областях человеческой деятельности.

Технологическая карта урока географии 6 класс

Урок №7. Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПЛАНОВ МЕСТНОСТИ.

Практическая
работа №3.Составление плана местности методом маршрутной съемки.

Тип
урока

Урок комплексного применения
знаний и умений. Практикум

Цели
деятельности учителя

Способствовать формированию
представлений о глазомерной съемке местности; создать условия для
формирования умения составлять простейший план небольшого участка местности
методом глазомерной маршрутной съемки

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к
учебнику: Понятие о плане местности

План урока

1.     Способы
глазомерной съемки местности.

2.    
Знакомство
с оборудованием для глазомерной съемки местности и способами его применения.

3.     Практикум
«Составление плана местности методом маршрутной съемки»

Методы и формы обучения

Методы:
наглядный, практический.

Формы:
индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Глазомерная съемка: полярная,
маршрутная

Планируемые
результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся называть и показывать
полярный и маршрутный методы глазомерной съемки.

Получат возможность научиться
составлять простейший план небольшого участка местности методом маршрутной
съемки

Познавательные:
оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения.

Коммуникативные: умеют
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.

Регулятивные: владеют
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Сохраняют мотивацию к учебной
деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное
отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/
неуспешности учебной деятельности

Организационная
структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Формы

контроля

I.
Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение
темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока

Создаёт
условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в
учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают
и обсуждают тему урока, определяют цели урока и пытаются самостоятельно их
формулировать

Фронтальная
работа и индивидуальная работа

II.
Актуализация знаний

Беседа,
работа с рисунками на доске

1.
Организует беседу по вопросам:

1)
Сравните планы с аэрофотоснимками и рисунками одной местности, используя
материал электронного приложения.

2) Во
сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность
изображена в масштабах

1 :
35000; в 1 см – 6 км?

3) Как
определяется относительная высота? Что называют рельефом?

4) Что такое
абсолютная высота? Для чего используют горизонтали?

2.
Организует беседу по вопросам к рисунку на доске (Приложение 1)

Аргументированно отвечают на
вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение
нового материала

Работа с
текстом учебника

Организует
работу с текстом учебника, с. 24-26, по составлению плана глазомерной съемки
(Приложение 2)

Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, систематизируют и обобщают
знания

Индивидуальная
и фронтальная работа с текстом учебника

Устные
ответы, запись плана в тетрадь

Беседа
по рисункам 14, 15, 16, 17, с. 24-26

Организует
беседу с целью проверки усвоения нового материала:

– Что
общего и в чем различия у полярной и маршрутной съемок?

– В
каких случаях нужно использовать каждую из съемок?

IV.
Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Практикум «Составление плана
местности методом маршрутной съемки»

Составляют план местности

Работа в группах

Проверка выполнения заданий

V. Итоги
урока. Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений

Определяет
задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют
задания

Индивидуальная
работа

Оценивание
работы учащихся на уроке

Домашнее
задание

§ 7

Конкретизирует
домашнее задание

Записывают
домашнее задание

Индивидуальная
работа

Приложение
1

Беседа

Вопросы к рисунку 1:

1) Покажите СП и ЮП,
экватор, ось.

2) Как в каждом
направлении вращается Земля?

3) Как освещен СП 22
июня, 22 декабря?

http://compendium.su/geographic/6klas_3/6klas_3.files/image004.jpg

Вопросы к рисунку 2:

1) Укажите стороны
горизонта.

2) Определите азимут.

3) Назовите условные
знаки.

http://compendium.su/geographic/6klas_3/6klas_3.files/image005.jpg

Приложение
2

Составление
плана-памятки глазомерной съёмки

– Вы знаете, что такое
масштаб и для чего он необходим, умеете определять стороны горизонта и азимут.
Знаете, как изображаются предметы и рельеф на бумаге. Как использовать
имеющиеся знания и умения для построения планов местности?

Для составления
топографических планов необходимо знать, как выполняются съемки местности.

Задание.
Используя текст учебника, с. 24-25, составьте план для всех типов глазомерной
съемки (полярная, маршрутная). (Можно использовать следующий метод работы:
ученики читают по очереди текст учебника, отмечают пункты плана устно.По
завершении работы учитель предлагает сравнить составленный коллективно план с
планом практикума на местности, с. 26 в учебнике; обращает внимание детей на
самые важные пункты плана.)

Например:

План
глазомерной съемки

Полярная

Маршрутная

1.
Съемка проводится с использованием планшета, компаса, визирной линейки,
циркуля-измерителя, карандаша.

2.
Выберите масштаб, учитывая размер участка местности и величины листа.

3.
Произведите ориентирование планшета, чтобы С (север) на компасе совпал с
северным концом его магнитной стрелки, которая должна быть параллельна краю
планшета.

4.
При помощи визирной линейки измерьте направления и расстояния на окружности
объекта.

5.
Выбрать и отметить точку наблюдения на бумаге.

6.
Нанести на бумагу линии направления на объекты.

7.
Отметить расстояние.

8.
Географические объекты обозначить условными знаками

1.
Съемка проводится с использованием планшета, компаса, визирной линейки,
циркуля-измерителя, карандаша.

2.
Выберите масштаб, учитывая размер участка местности и величины листа.

3.
Произведите ориентирование планшета, чтобы С (север) на компасе совпал с
северным концом его магнитной стрелки, которая должна быть параллельна краю
планшета.

4.
При помощи визирной линейки измерьте направления и расстояния на окружности
объекта.

5.
Отметить точку отправления.

6.
Разбить весь путь на участки, учитывая все повороты.

7.
Каждый участок пути отметить на планшете, как при полярной съемке.

8.
Все видимые объекты обозначить условными знаками

ГБОУ НАО «СШ с. Тельвиска

Съемка  местности

Практическая работа по географии             в
6 классе

Загудалова
Татьяна Владиимровна

  учитель географии   высшей
квалификационной категории

 

    География – предмет, при освоении которого
ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий
ученика  – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать,
систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Эти умения формируются,
главным образом, при выполнении  практических работ. Таким образом,   практические
работы
– неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение
практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические
знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение,
анализ, сопоставление  карт, и др. +  практическая направленность – одно из
приоритетных направлений современного  географического образования.

Организация же и проведение
практических работ — «головная боль» учителей географии: количество работ,
примерное содержание работ, поиск времени на их проведение .

Сегодня
я хочу познакомить вас с проведением практической работы по географии  «Съёмка
местности»

Изучение
темы “План местности” в курсе географии имеет ряд особенностей. Одна
из них состоит в том, что данная тема, изучаемая в 6 классе, не имеет
продолжения в следующих классах. Это принижает ее значимость в глазах учителей,
что незаслуженно, ведь знания и умения учащихся по ориентированию и топографии
имеют большое прикладное значение. Ведь любая практическая работа на местности
связана с умениями наносить изучаемые объекты на план.

      
Не надо забывать и об огромном воспитательном значении данной темы. Первые
уроки по географии в 6 классе могут оказать значительное влияние на отношении к
предмету на все последующие годы.

       
Изучение данной темы предполагает наличие в кабинете географии компаса – одного
из немногих приборов, которые используются на уроках географии. Как показывает
практика, чаще всего, увы, компасы отсутствуют, или имеется один в руках
учителя. И, как правило, это компас Адрианова, а с жидкостным компасом и
преимуществами работы с ним многие незнакомы вовсе

Внеклассная
работа по предмету (я веду кружок «Географический») помогает мне отработать многие
приемы работы с  компасом и использовать его при изучении данной темы.

Начинаю
работать по данной теме с планирования:

1.    
Тематическое планирование 3 часа

1 урок. Топографический план и условные знаки.
Ориентирование на местности и по плану.

2 урок. Масштаб. Измерение расстояний по лану

3 урок. Изображение на плане неровностей земной
поверхности.

4 урок. Основные виды съёмки местности. составление
простейших планов местности.

      2.Практическая
работа по географии в 6 классе

Съёмка  местности.

(3 часа)

1. Цель работы

2. Средства обучения

3. Виды съёмок (1 урок)

4. Что нужно вспомнить

5. Работы на местности (2 урок)

6. Работа в классе (3 урок)

7. Дополнительный материал

8. Методические рекомендации

1.                
Цель работы: научиться
составлять  план местности                                                                                                                   

    
Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит
изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных
знаков.

2.                
Средства обучения

Для
составления плана местности вам потребуется:
 компас, карандаш, ластик, цветные карандаши, булавка.

Таблица 1

Имя ученика

№ точки

расстояние
п. ш.

то же расстояние

на плане в см

Азимут

3. Виды
съёмок (1 урок)

Полярная
съёмка производится из одной точки, с которой виден весь участок.

PICT0184

Маршрутная
съёмка производится по ходовой линии.

По пути
обозначаются предметы, угодья, находящиеся слева и справа от дороги, насколько
видно на открытой местности.  

PICT0183

4.    
Что нужно вспомнить?

1.    
Как измерить азимут на местности
до объекта?
(см Приложение 1)

     2. Как измерить расстояние на местности?
Как перенести на план   расстояния,
измеренные на местности? (см Приложение 2)

     3. Как
нанести азимут на план? (см Приложение 3)

5.    
Работы на местности (2
урок)

2.    
Измерьте расстояние до объектов
шагами

3.    
Определите азимут до объектов (см
Приложение 1)

4.    
Запишите данные в таблицу 1,2,3 и
5 колонки

Таблица 1

Имя ученика


точки

Расстояние
      п. ш.

То же расстояние на плане  в см

Азимут

Дима

1

110 

1,2 м  х 110 :20=6,6 

(см Приложение 2)

30 градусов

6. Работа в классе
(оформление плана 3 урок)

1. Обозначьте на плане произвольно точку, с
которой производилась съемка (полюс).

2. Нанесите тонкой линией линии север-юг

3. Подпишите, кто выполнял съёмку

Чтобы
перенести любую другую точку местности на план, необходимо отметить направление
на нее и расстояние до нее от полюса.

Для этого
возьмите данные из таблицы 1

4. С помощью
компаса на плане отложите соответствующий азимут

( из таблицы
1 колонка 5 – 30 градусов) проведите в данном направлении сплошную
вспомогательную линию (см приложение 3);

5.    
На этой линии отложите длину
отрезка от «полюса» съемки до искомой точки.

Данные
возьмите из таблицы 1 колонка 4         =  6,6 см

6.
Обозначьте в полученной точке объект   условным знаком.

7.
Вспомогательную линию, указывающую азимут, сотрите.

Оформление
работы

1.    
Возьмите чистый лист бумаги

2.    
Отметьте на нём стрелочку СЮ,
можно несколько стрелочек как показано на рисунке, масштаб съёмки и свои Ф.И.

3.    
Положите свою работу, выполненную
на местности, на чистый лист бумаги так, чтобы линии СЮ совпадали по
направлению.

4.    
Булавкой проткните нанесённые
точки.

5.    
Нанесите условные знак

Инструкция 1.

                       
Как измерить азимут на местности?

1.    
Направьте линию прицела на объект,
азимут которого надо определить.

2.  Вращайте шкалу на компасе с делениями до совмещения
северного конца магнитной стрелки с буквой
N (С или 00).

3.  Напротив линии прицела на градусной шкале определите
азимут, для этого возьмите на шкале ближайшее число слева и прибавьте
количество рисок (штрихов),  умноженное на цену деления

  Например,      90 + 2 х 2 =94

               Первые годы работы в
классе то, что выделено курсивом, я ученикам в инструкции не давала. В итоге –
не могла понять, почему многие дети не могут правильно определить азимут.
Обратите внимание, что я сознательно не даю   вариантов поиска ближайшего числа
на шкале слева-справа, а только слева, так как ученики
быстрее усваивают один вариант и, к тому же, прибавляют устно лучше, чем отнимают.
Ученики с более высокими учебными возможностями сами догадываются, что можно
взять и ближайшее число справа, но тогда нужно будет произвести действие
вычитания.

·       
Обучая приему измерения расстояний
на местности с помощью пар шагов лучше взять среднюю длину пар шагов – 1
м. Ребятам можно объяснить, что это удобнее при расчетах. Тем, кто выше
ростом, можно посоветовать делать небольшие шаги при измерении расстояний.

               Ученики с высокими
учебными возможностями могут вычислить  свою величину пар шагов, но для этого
предварительно следует обучить их приему определения средней длины своих пар
шагов (у учеников 6 класса она может быть от 1м до 1,5
м)

Инструкция 2

Как измерять расстояния на местности?

1. Вспомните среднюю длину своих пар шагов (например, 1
м).

2. Измерьте указанное расстояние парами шагов   –    например,
110 п.ш.

3. Умножьте среднюю длину пары шагов на число пар
шагов                         

                              1
м  х 110 п.ш. = 110 м

·       
Выбирая масштаб для съёмки плана
местности, лучше самому учителю предложить масштаб 1:1000 (в 1
см 10м) по двум причинам:

1.    
Появляется
возможность взять небольшой участок местности для съемки (как показывает практика,
большие участки ученики не успевают снять за 1 урок).

2.    
У учеников со слабыми учебными
возможностями будет меньше ошибок при расчетах по следующей инструкции:

Инструкция 3

Как перенести на план расстояния,
измеренные на местности?

Произведите расчеты и заполните колонку 4 в следующей
таблице:

Имя ученика


точки

Расстояние
п. ш.

То же расстояние на плане в см

Азимут

Дима

1

110

1 м х 110 : 10 =11см

 30

2

3

Для этого
следует

1) среднюю длину своих пар шагов (1м) умножить на количество
пар шагов (110 п.ш.);

2) разделить на величину масштаба (в 1
см 10 м).

               /Может кому-то показаться, что это уже слишком
умножить на 1, разделить на 10. Но когда у вас в классе из 15 человек   только
треть занимаются на 4 и 5, а треть учеников по математике имеют пробелы, то
хочется оградить результат работы от лишних проблем./

1. По направлению, проведенному
методом визирования, и расстоянию.

2. По расстоянию и азимуту.

3. Способом засечек.

4. Методом обхода.

Знание всех этих способов необходимо,
так как за ограниченное время соревнований приходится снимать довольно большие
участки, а самый трудоёмкий прием – это измерение расстояний на местности.

При съёмке, в основном, используют 1
способ, главным здесь является умение работать планшетом и визирной линейкой.

Способ засечек обычно применяется при
съемке подробностей на открытой местности, а также при определении
труднодоступных точек.

Метод обхода удобно использовать для
нанесения на план площадных объектов: контур снимаемого участка, озера, леса и
т.п.

 Мы же на уроках имеем возможность
выбрать участки для съемки небольшие и попроще, поэтому можно ограничиться
одним способом.   Имея жидкостные компасы, лучше остановиться на 2 приеме, так
как он основывается на умении работать с компасом, и мы можем проверить, как
наши ученики усвоили эти навыки.

Для повторения

Общее правило составления плана местности

Составить план местности (или, иначе говоря,
произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном
масштабе с помощью условных знаков.
1.     Выберите точку, с которой будет производиться полярная съемка (от этой
точки должен быть хорошо виден весь участок местности, который будет наноситься
на план).                                                                                                                
2.       Выберите масштаб для вашего плана.

3.       Сориентируйте планшет. Для этого
положите компас на планшет и определите направление на север. После этого
поверните планшет так, чтобы стрелка была параллельна его правому (или левому)
краю. Нарисуйте в верхнем углу плана стрелку, направленную наверх, и подпишите
букву «С» возле нее. Эта стрелка будет показывать направление с юга на север.

4.                
Обозначьте на плане точку, с которой
производится съемка.

5.                
Нанесите на план с помощью
визирной линейки направление на объекты
основные
ориентиры местности (отдельно стоящее дерево, поворот дороги, мост через реку и
т. п.).

Для этого для
каждой точки выполните следующие действия: – с помощью компаса измерьте
азимут искомой точки;– с помощью транспортира на плане отложите соответствующий
угол и проведите в данном направлении сплошную вспомогательную линию
(Здесь ошибка! Если использовать планшет, то компас и
транспортир не требуется, направление на план наносится  визирной линейкой,
всё, что подчеркнуто,  считаю лишним, нужное дополнено курсивом
);
– на этой линии отложите длину отрезка от «полюса» съемки до искомой точки. Для
этого вам потребуется измеренное на местности расстояние перевести в сантиметры

– в соответствии с избранным масштабом;
– подпишите отмеченную точку.

6.      Используя нанесенные ориентиры,
обозначьте контуры главных объектов местности (реки, овраги, дороги, озеро и т.
п.).
7.      С помощью условных знаков обозначьте, чем занята местность (лес, луг,
болото, сад, пашня и т. п.).
8.      Сотрите вспомогательные линии. Подпишите необходимые названия.
Дайте заголовок плану и обозначьте его масштаб.

Нажмите, чтобы узнать подробности

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика – умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении практических работ. Таким образом, практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ, сопоставление карт, и др. + практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного географического образования.Изучение темы “План местности” в курсе географии имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что данная тема, изучаемая в 6 классе, не имеет продолжения в следующих классах. Это принижает ее значимость в глазах учителей, что незаслуженно, ведь знания и умения учащихся по ориентированию и топографии имеют большое прикладное значение. Ведь любая практическая работа на местности связана с умениями наносить изучаемые объекты на план.

Съемка местности части территории гимназии методом маршрутной съемки. 6абвг классы.

Маршрутная съёмка производится по ходовой линии. По пути обозначаются предметы, насколько видно на открытой местности.

Цель работы:составить план части территории гимназии. Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков.

Оборудование:компас, линейка, простой карандаш, планшет.

6в класс- выполняли работу первыми, им повезло на улице было солнечно.

6а выполняли работу в хорошем настроении.

6г тоже молодцы, особенно активны были мальчики.

А вот 6в, были последними и на улице темнело (все таки 6 урок 17.15), но все справились с заданием.

Добавить комментарий