Как составить матрицу занятия

Матричная модель анализа урока

        Матричная модель анализа урока основана на авторской разработке Е. Коротаевой, кандидата педагогических наук, доцента Уральского государственного педагогического университета.


        Анализ урока носит аналитический характер, который помогает выявить качество знаний преподавания предмета, наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования.

Уровни и параметры

        Матрица составлена с учетом актуальных потребностей образовательного процесса.

        Матрица представляет собой прямоугольную таблицу (с набором строк и столбцов). Для матричной модели педагогического анализа урока была принята следующая схема: в столбцах отражаются основные параметры наблюдения урока, а строки характеризуют уровень овладения профессиональными знаниями и умениями.

        В ходе работы нами выделено четыре основных профессиональных уровня:

1. Пассивный, выявляемый чаще всего у начинающих педагогов, которые еще не владеют преподавательскими умениями и навыками, а также у людей, просто не увлеченных профессией учителя.

2. Ситуативный отличается интересными приемами, находками. Но весь этот педагогический потенциал зачастую используется стихийно или от случая к случаю. Не хватает стабильности, мастерства в ежедневной подготовке и проведении занятий.

3. Активный, присущий, как правило, учителям со стажем, но бывает и так, что молодые специалисты демонстрируют высокий уровень профессионализма по тем или другим критериям. Уроки педагогов данного уровня и стиля отличаются четкостью требований, стабильностью, что облегчает работу обучающимся.

4. Творческий, характерный для педагогов с яркой индивидуальностью, имеющих особые находки в технологии обучения.

Шаги разработки матричной модели:

1. Определение параметров наблюдения за организацией образовательного процесса на уроке:

  • Основным показателем служит умение педагога создать на уроке учебно-познавательную атмосферу.
  • Далее встает вопрос: какими методами учитель создает в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу.
  • Достигают ли усилия педагога поставленной цели? Как реагируют учащиеся на предлагаемые им задания? Ответить на эти вопросы помогает третий критерий, который фиксирует деятельность учащихся на уроке.
  • Говоря о субъектно-субъектной направленности обучения, нельзя обойти вниманием культуру взаимодействия учителя и учащихся в учебной ситуации.
  • Необходимо обратить внимание на речь учителя; способствует она оптимальному ведению урока или затрудняет учебную деятельность (этот критерий важен для всех педагогов, но особую значимость он приобретает для учителей гуманитарных дисциплин).
  • Особого внимания заслуживает наблюдение за воспитывающей стороной занятия (к сожалению, многие учителя не ставят перед собой такой цели при подготовке к уроку);
  • Требуют фиксации и профессиональные умения педагога осуществлять контроль знаний обучающихся, а также коррекцию педагогического процесса;
  • Последний критерий – результативность занятия – позволяет подвести общий итог (исходя из основных целей урока: образовательная, развивающая, воспитывающая).

        В итоге матричная модель педагогического анализа урока выглядела следующим образом:

Матричная таблица

Каждый из предложенных параметров наполнен не только  содержанием, но и условно разделен по содержанию на четыре уровня по возрастающей. При этом нельзя забывать о том, что во время чтения должна прослеживаться логическая цепочка не только по вертикалям (т.е. по параметрам), но и по параллелям (т.е. по профессиональным уровням).

 Уровень

Параметры наблюдения

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция знаний уч-ся

Результативность занятия

1

2

3

4

        Среди достоинств этой модели следует отметить:

• Дифференцированный подход к оцениванию урока. Как показывает практика, за один и тот же урок можно получить всю палитру баллов – от одного до четырех – в зависимости от критерия. Так, например, при невысоком уровне учебно-познавательной атмосферы в классе (1-2 балла) учитель-словесник обычно получает 3, 4 балла за умение пользоваться речью, голосом как инструментом оптимизации учебного процесса. Таким образом, учитель может видеть действительно сильные стороны своей деятельности и те, которые еще предстоит совершенствовать.

• Возможность не только определить профессиональный уровень учителя на сегодняшний день, но и показать перспективу профессионального роста. Матричный анализ дает достаточно наглядное преставление о том, что еще можно сделать педагогу в том или ином направлении.

• Вариативность параметров наблюдения в зависимости от выбранной образовательной области.

• Матричный анализ становится действенным учебным пособием для развития аналитической деятельности каждого педагога. На основании выделенных параметров учитель способен сделать обоснованный самоанализ урока, подключиться к обсуждению урока своего коллеги. (Такая форма позволяет выявлять и готовить резерв для административной работы.)

• Если придерживаться стабильности выбранных параметров, то в течение года руководители учебных заведений получают объективную информацию о динамике профессионального становления конкретного педагога и даже целого методического объединения учителей.

        В конце учебного года руководитель методического объединения на основании этих баллов дает краткую характеристику профессиональной деятельности каждого учителя. Например, вот как выглядит матричная таблица учителя-стажера:

Параметры наблюдения

Дата, место проведения урока

№ п/п

21.09 5 “А” р/я

20.11 5 “А” лит.

14.12 6 “А” р/я

15.04 5 “А” р/я

1

Создание познавательной атмосферы урока

1

2

3

2

2

Применяемые методы обуч.

1

2

2

2

3

Организац. деятельности уч-ся

2

2

3

3

4

Учебное взаимодействие учителя и учеников

2

2

2

3

5

Речь педагога и ее значение на уроке

2

3

3

4

6

Воспитывающая сторона занятия

2

3

3

3

7

Контроль и коррекция знаний учащихся

1

2

2

2

8

Результативность занятия

2

2

3

3

Итого:

1,6

2,2

2,6

2,7

        Эти данные могут быть представлены и в виде соответствующего графика (берутся данные по первому и последнему уроку), который дает более наглядное представление о динамике профессионального роста данного учителя.

        Матричная модель педагогического анализа позволяет по-новому использовать традиционные формы педагогического наблюдения. Информация, полученная в результате систематического посещения уроков, позволяет обобщить данные:

• об уровне познавательной активности учащихся (нулевой, ситуативный, активный, творческий) в данный период обучения;

• о наиболее предпочитаемых педагогами методах обучения (со всеми вытекающими отсюда последствиями);

• о соблюдении единства педагогических требований в процессе контроля и коррекции ЗУНов учащихся;

• о технологии создания активной познавательной среды и т.д.

        Данные матричного анализа дают информацию для мониторинга педагогической деятельности учителей в аттестационный и межаттестационный периоды.

Приложение. Матрица педагогического анализа урока

Уро-вень

Параметры наблюдения

Балл

Создание познавательной атмосфера урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция деятельности

Результативность занятия

П

 А

С

С

И

В

Н

Ы

Й

• Не прослеживается содержательная логика урока;  • Темп урока невысок; • Учитель “привязан” к конспекту, избегает импровизаций на уроке; • Атмосфера не настраивает на активную учебную работу

• На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы обучения, основанные на восприятии и воспроизведении информации; • Урок проходит в режиме обычной трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и учащихся

• Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись под диктовку и т.д.); • Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

• Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать; • Учитель не настроен на учебное сотрудничество, взаимодействие с учащимися основано на дисциплинарных ролях

• Монологи учителя не отличаются образностью, богатством интонаций, примеров; • Вопросы, задаваемые педагогом, носят репродуктивный характер; • Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции

• Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей, не выделяет в конспекте занятия; • Не принимает во внимание эстетика помещения; • Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений

• Контролирующая функция не выполняется в системе; • У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУН; • Ответы учащихся не комментируются; • Контроль носит формальный, а не содержательный характер

• Изучаемый материал не усвоен большей частью учащихся; • Школьники не приобрели и/или не закрепили имеющиеся ЗУН; • Занятия оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся

С

 И

Т

У

А

Т

И

В

Н

Ы

Й

• Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью; • Темп занятия неоднороден: то напряженный, то, наоборот, излишне расслабляющий; • Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке

• Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практичес-кие методы; • Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения

• Активность уч-ся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока); • Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому; • Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий

• Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом; • Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога;  • Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности; • В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся

• Педагог “зациклен“ на привычном тексте; • Монологи часто не логичны, носят стихийный характер; • Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся

• Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока; • Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.

• Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока; • Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени. А не поиска нового решения проблемы

• Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой (продвинутых) учащихся; • На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУН; • Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере

А

 К

 Т

 И

 В

 Н

 Ы

 Й

• Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом; • Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы; • Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций

• Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию

• Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса; • Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя; • Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с уче-том способностей

• Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися; • Ученики охотно вступают в диалог; • Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей; • Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога

• Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму; • Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу; • Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока

• Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе; • Учащимися и педагогом выработаны определенные нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу; • Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе

• Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока; • Ответам учащихся дается краткая характеристика, обосновывается та или иная оценка; • Коррекция учебного процесса проводится в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала

• Основной материал усвоен учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения; • Ученики осваивали применение имеющихся ЗУН в новых ситуациях; • Закреплен позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока

Т 

В

 О

 Р

 Ч

 Е

 С

 К

 И

Й

• Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме; • В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех

• Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей; • Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания;  • Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся

• Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах); • Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками

• Педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия; • Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности

• Речь учителя обогащает учебный материал; • В монологах педагог продуманно использует паузы. Риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации; • Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к самостоятельному творчеству

• Учитель (манера поведения, речь, профессиональные умения) служат позитивным примером для подражания; • Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения; • Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот

• В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность уч-ся; • Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля; • Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, на знании критериев выставлении оценок, на навыках самоанализа и рефлексии

• Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУН, дана перспектива дальнейшее обучения; • Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности; • Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)

Уровень

Параметры наблюдения

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция знаний уч-ся

Результативность занятия

1

2

3

4

Анализ урока

Учитель:________________________________________________________________

Предмет:________________________________________________________________

Дата:____________    По списку обучающихся______, из них присутствовало:_____

Выводы, рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок посетил:  __________________________________________________________________________________________

Обновлено: 20.05.2023

I. Определение темы и ведущих понятий
1. Четко определить и сформулировать тему (придумать соответствующее название).
2.Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данная НОД (интеграция, виды деятельности, вид, форма).

II. Определение целей и задач
Определить целевую установку НОД— для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД (триединство задач).

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала
Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей
Продумать:
• что контролировать,
• как контролировать,
• как использовать результаты контроля.
Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования
Составить список необходимых учебно – наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.

После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД.

Технологическая карта, как новая форма написания НОД
Технологическая карта НОД – это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.
Для чего нужна технологическая карта? При ежедневной работе нереально составлять технологическую карту занятия, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Также при представлении воспитателем открытого занятия должна конструироваться технологическая карта.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа. Всё это происходит при составлении технологической карты.

Разработка технологической карты.
Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. (Предлагаю рассмотреть пример технологической кары)
Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Представляю вам для образца “Технологическую карту НОД” Быстровой А. Г., воспитателя, I квалификационная категория, стаж 13 лет, МБДОУ №33, г. Ангарск, Иркутская область.

Представленная вам технологическая карта не содержит конспект.

1 Карта-матрица воспитателя для самоанализа и анализа образовательной в форме занятий в группах старшего дошкольного возраста (5 7 лет) Параметры НОД Организация начала ОД, постановка образовательных задач, в том числе, частных и промежуточных Уровни Репродуктивный уровень Активный уровень Интерактивный уровень Цель и задачи образовательной сформулированы самим педагогом, они не измеримы, недостаточно конкретизированы, не понятны воспитанникам. Педагог начинает ОД без организации внимания детей или организационный этап длится продолжительное время и носит только дидактический характер. Цель и задачи образовательной формулирует сам педагог, но проверяет её понимание воспитанниками. Педагог начинает ОД с создания ситуации принятия и мотивирует к достижению цели; создает психологическую ситуацию быстрой настройки на работу, использует игровые формы и методы. В определении цели и задач образовательной прослеживается создание проблемной ситуации с учетом детской инициативы и самостоятельности. Педагог начинает ОД с создания ситуации принятия и мотивирует к достижению цели; создает психологическую ситуацию быстрой настройки на работу, использует игровые формы и методы, обеспечивая включение каждого ребенка. Требования СанПин к организации НОД выполнены не в полном объеме. Требования СанПин к организации НОД выполнены в полном объеме. Требования СанПин к организации НОД выполнены в полном объеме. Организация развивающей предметноразвивающей среды (РППС), необходимой для реализации ОД РППС не предусматривает создание проблемной ситуации, при этом содержательно насыщена и способствует активизации познавательной и творческой РППС обеспечивает создание проблемной ситуации, содержательно насыщена, способствует активизации познавательной, исследовательской и творческой РППС обеспечивает высокий уровень активности воспитанников используется в процессе игровой, познавательной, исследовательской и творческой.

3 Создание познавательноигровой атмосферы ОД, стимулирование развития познавательной активности реализует поставленные перед собой задачи образовательной ). Педагог использует объяснитель-ные, репродуктивные, инструктив-нопрактические методы, формируя необходимые начальные знания, представления, предпосылки учебной. Новые знания педагог предлагает в готовом виде. Отдельные фрагменты ОД отличаются наличием заданий развивающего характера. Элементы поисково-исследовательской используются фрагментарно (применяются формы, не требующие особых интеллектуальных, волевых усилий). Познавательно-игровая атмосфера ОД нестабильна. Темп занятия неоднороден: то напряжённый, то излишне расслабляющий. детей, спрогнозированный педагогом. Педагог использует частично-поисковые, продуктивно-практические, объяснительно-побуждающие методы, применяет творческие задания, которые применяются адекватно содержанию ОД. Новые знания в готовом виде педагог не предлагает инициирует познавательную активность, с учетом индивидуальных особенностей детей. Воспитанники не принимают собственных решений, а используют готовые модели и схемы решения проблемной ситуации. Педагог ориентируется на владение устной речью и на умение детей ориентироваться на заданную систему требований. Разнообразие видов детской обеспечивается стабильностью познавательно-игровой атмосферы. Темп ОД оптимален. (незапланированные) результаты детей, отрефлексированные педагогом для построения зоны ближайшего развития для каждого ребенка. Педагог использует проблемные, проектные, исследовательские методы; инновационные образовательные технологии, нацеливает на поиск новых творческих решений. Новыми знаниями воспитанники овладевают в различных видах через проявление инициативы в принятии собственных решений. Педагог при необходимости вносит изменения в запланированные формы для уточнения и/или коррекции полученного способа уточнения знаний. Познавательно-игровая атмосфера ориентирована на зону ближайшего развития, с участием каждого ребенка в решении заданной проблемной ситуации. Высокий темп ОД.

8 Матричная таблица анализа непосредственно образовательной Порядковый номер посещённого НОД Дата Группа Образовательная область (НОД) Тема Параметры наблюдения Оценка педагога Оценка эксперта Примечание Организация начала НОД, постановка образовательных задач, в том числе, частных и промежуточных Организация предметно-развивающей среды НОД Логика построения НОД, обоснованное соотношение его частей Создание познавательно-игровой атмосферы НОД, стимулирование развития познавательной активности. Формирование мотивации и развитие предпосылок детской инициативы к решению проблемной ситуации Реализация воспитательного потенциала НОД Реализация личностно-ориентированного подхода в организации НОД Роль педагога; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества Контроль и коррекция воспитанников в ходе НОД Совпадение поставленных целей и задач НОД и их содержательной реализации; результативность подведения итогов Средний балл/уровень проведения НОД

9 Фамилия эксперта/должность Воспитатель учебный год 1 балл -репродуктивный уровень 2 балла -активный уровень 3 балла интерактивный уровень

Суть метода матриц состоит в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие- либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц

Оценить 905 0

Что такое матрицы?

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение матрицы:

Матрица в математике – это прямоугольная таблица каких- либо элементов (чисел, математических выражений), состоящая из строк и столбцов. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры.

Толковый словарь Ожегова сообщает, что

Матрица – это таблица каких-нибудь математических элементов, состоящая из строк и столбцов.

Автор морфологического анализа, частью которого является метод матриц – швейцарский астрофизик Фриц Цвикки.

Суть метода матриц состоит в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие- либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц.

Работу с матрицами можно начинать с 3- летнего возраста, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков

Работа основана на зрительном восприятии волшебной дорожки (дорожек). Для обозначения показателей используются картинки – схемы объектов. Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как малыши еще не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.

К середине средней группы детям предлагаются морфологические таблицы без готового объекта: в верхней строке указываются несколько признаков, в столбцах располагаются их значения. Работа над такой таблицей разделена на несколько этапов.

На первом этапе детям предлагается незаполненная матрица с заданными признаками – форма, количество, цвет и нарисованный объект из геометрических фигур.

Дети раскрашивают свой шаблон любыми выбранными цветами (либо выкладывают из геом.фигур), затем заполняют прилагаемую к нему таблицу выбранными цветами для каждой геометрической фигуры, анализируя свою работу.

Навтором этапе детям предлагается одна из заполненных матриц и нераскрашенный объект из геометрических фигур. Дети анализируют предлагаемую таблицу и раскрашивают свой объект уже по заданным параметрам.

На третьем этапе таблица предлагается детям без шаблона для раскрашивания. Дети создают свой объект, используя только описанные в таблице данные и своё воображение. При создании готового объекта можно использовать аппликацию, конструирование или рисование.

Дети 5 – 7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей и строить воображаемые ситуации их взаимодействия, основываясь на зрительном восприятии морфологической таблицы и словесном обозначении этих показателей.

При объединении предметов (или отдельных признаков), расположенных на осях при их пересечении получаются новые реальные или фантастические объекты.

Заполнение матриц как раз способствует активизации работы двух полушарий.

Данный метод развивает умение систематизировать материал по нескольким параметрам, развивает аналитическое мышление, конструктивные умения, способности к моделированию и воображение.

Воспитательницы впятером сидят за столом, делают пометки

Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного урока. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает. При этом проведение анализа требует также учёта определённых методических тонкостей.

Определяем цели анализа

Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.

    Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов. Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.

Мальчик в костюме доктора фонендоскопом слушает другого мальчика

Каждый этап урока, особенно игровой, должен сопровождаться подходящим оборудованием, тогда занятие будет ярким, запоминающимся

Трое детей в бескозырках за столиками рисуют

Словесные, наглядные, игровые и творческие приёмы должны грамотно сочетаться

Виды анализа с разных точек зрения: самоанализ и анализ коллег

Кроме того, открытое занятие подразумевает присутствие гостей: методистов детского сада, коллег, представителей городского и/или регионального методического объединения работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), а также родителей. В связи с этим анализ показательного урока проводится присутствующими на нём педагогами:

  • коллегами — для обмена опытом;
  • учителями курирующих школ — для оценки готовности детей к школе;
  • начальством — для оценки качества работы воспитателя.

Это интересно. В последние годы методисты отстаивают мнение, что на открытые занятия необходимо приглашать мам и пап, чтобы они могли увидеть своего ребёнка в рабочем процессе, во взаимодействии с педагогом и со сверстниками. А также такие визиты позволят привлечь семью в образовательный процесс.

Воспитательница сидит вместе с детьми за круглым столом, взрослые сидят по периметру комнаты

Родители обычно с удовольствием по возможности посещают открытые занятия, оказывая моральную поддержку своим чадам

Итак, анализ открытого занятия может быть двух видов в зависимости от того, кто его делает:

  • самоанализ;
  • анализ присутствующими (в том числе и групповой разбор).

Как проводится самоанализ

Безусловно, алгоритм двух видов разбора будет немного отличаться. Если говорить в целом, то самоанализ будет более субъективным, ведь не зря же бытует мнение, что хороший урок для педагога — это родной ребёнок, которого и ругать-то жалко.

Воспитательница стоит с карточкой в руках на фоне бумажного дерева с цифрами и домиков из цветной бумаги на стене

Самоанализ — это своеобразный жанр разбора, который отличается субъективным подходом

Разбор занятия автором призван:

  • обозначить успешные этапы;
  • соотнести полученные результаты с тем, что планировалось достичь;
  • оценить настрой детей (эта позиция очень важна, так как для малышей работа на публику непривычна, а, значит, могли возникнуть эмоциональные блоки).

Воспитательница и четверо детей с ладошками в красках

Эмоциональный фон — один из самых важных параметров оценки, ведь от него зависит продуктивность работы и детей, и воспитателя

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Указываем возраст детей и их количество на занятии.
  2. Обозначаем тему, цели и задачи.
  3. Описываем структуру занятия.
  4. Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
  5. Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).
  6. Перечисляем недостатки, указываем пути их разрешения.

Воспитательница стоит улыбается, на заднем фоне игрушка-ёжик

Самоанализ проводится по определённой схеме

Примеры самоанализа открытых занятий

Даже при наличии алгоритма анализа на практике некоторые разборы более эмоциональны, субъективны, что зачастую выражается в отсутствии недостатков.

Самоанализ требует детального рассмотрения каждого из использованных приёмов в рамках того или иного метода на конкретном этапе занятия.

Воспитательница показывает девочке, что и где писать на листе

Презентуя самоанализ, не стоит забывать об оценке использования приёмов индивидуализации заданий

Читайте также:

      

  • Организация работы прививочного кабинета поликлиники кратко
  •   

  • Социально политическая ситуация в россии во второй половине 19 века литература кратко
  •   

  • Классификация законов в философии кратко
  •   

  • Характеристика windows 11 кратко
  •   

  • График приема детей в детском саду образец

 Методическая
разработка «Матрица планирования организованного

 вида
деятельности детей дошкольного возраста в ДОО».

Матрица
планирования организованного  вида деятельности

Тема:
«Новый год », возраст детей__6-7___

форма
организации деятельности: изобразительная деятельность в форме «Творческой
Мастерской»

Структурные
компоненты матрицы

1.
Целеобразование.

Цель деятельности:

Развивать
индивидуальное творчество через объединение разных видов изобразительной
деятельности (аппликация + рисование)

Задачи:

1)Совершенствовать
мелкую моторику;

2)Составлять
декоративные композиции на листах бумаги разной формы;

3)Декорировать
готовые работы разными  материалами.

Планируемые
результаты:

1)Ребенок
свободно пользуется ножницами;

2)Воплощает
задуманный замысел в своей работе;

3)Красиво
располагает фигуры на листах бумаги.

2. Образовательная среда.

Предметно-практическая среда:__(описание оборудования и других
средств) листы бумаги разного формата, текстуры, клей, ножницы простые и
фигурные, фломастеры, цветные карандаши, фигурные дыроколы, трафареты.

Среда взаимодействия «взрослый-ребенок»:_(способы общения)
внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное

Среда взаимодействия «ребенок-ребенок»:__(формы работы)
самостоятельно, по предпочтениям

Среда отношения к миру, другим людям, к себе:_(способы
актуализации опыта ребенка) Вопросы к детям: -Маша, что тебе понравилось в
работе Даниила?; -Как можно улучшить эту работу? –Ты хочешь ему помочь? – Чем
бы ты могла ему помочь?

3. Мотивация: (методы
и приемы социальной  и познавательной мотивации, описание игровых и проблемных
ситуаций): -Ребята, я потеряла телефон. Теперь не знаю, как пригласить ваших
родителей на Новогодний праздник. Так хочется, чтобы они пришли и увидели ваше
выступление. Что делать, не знаю?

4. Постановка цели деятельности
(совместно со взрослым)__(методы и приемы) 1 вариант Инициатива детей: – А
давайте сделаем пригласительные билеты. Взрослый: -Хорошая идея Маша!
Взрослый:- Ребята, а из чего будут наши пригласительные? Дети перечисляют:
нарисовать можно, или приклеить, а потом украсить. Взрослый: А еще, кто хочет,
можно сделать в форме новогодней игрушки.

2 вариант Детская инициатива: -Можно
попросить телефон у нашей няни. Взрослый: -А у нее нет денег на счету. Дети: –
Давайте просто скажем родителям, что у нас праздник будет. Взрослый: – Так не
очень красиво как-то. Что же сделать, чтобы было красивое приглашение? Дети: –
Давайте сделаем пригласительные билеты. Взрослый: -Очень хорошая идея Машенька!

1.     Организация
поиска способа решения проблемы, достижения цели:

(условия для самореализации ребенка)

Варианты детских инициатив, возможных способов достижения цели:

1)Я сделаю в виде новогодней открытки;

2)А мы с Колей сделаем в виде самолетиков;

3) Я вырежу елочку и приклею ее, а потом нарисую игрушки.

Варианты, которые можно предложить ребенку, если он сам ничего не
предлагает:

1)Сережа, ты хорошо пишешь, давай ты красиво напишешь приглашение
и свернешь ее в виде конфеты;

2)Маша, очень красивая елочка, можно украсить ее стразами и
получится как будто на ней висят новогодние игрушки

6. Помощь и поддержка. _(способы
помощи и поддержки)

Возможные трудности, в том числе индивидуальные затруднения
конкретных детей, при выполнении деятельности:

1)ребенку сложно вырезать задуманную фигуру в форме шара;

2)затруднения  с расположением композиции

3) затруднения с выбором цвета фломастеров или цветных карандашей;

4) затруднения  в работе с фигурными дыроколами.

Варианты помощи и поддержки детей при возможных трудностях:

1)предложить ребенку использовать трафарет и ножницы с
закругленными краями;

2)предложить рассмотреть несколько новогодних открыток, найти
решение проблемы (передвинуть композицию на середину, вверх, вниз, сложить
правильно лист)

3) предложить на черновике рассмотреть варианты сочетания цветов;

4) положить свою руку поверх детской руки на фигурный дырокол и
вместе надавить на него.

 7. Организация контроля и самоконтроля __(способы
контроля процесса деятельности) Контроль процесса- воспитатель и дети; Контроль
результата – дети. Дети обмениваются мнениями: – Какое у тебя интересное
приглашение! – Какие красивые стразы! Какая рамочка интересная!

8. Практическое применение результата  (способы
организации результата) Вручение приглашений родителям, сотрудникам детского
сада.

9. Мониторинг индивидуального развитие__(оценка
эффективности взаимодействия взрослых и детей, определение уровня актуального и
зоны ближайшего развития, уровня развития того или иного вида деятельности) Результат
достигнут: дети уверенно пользуются ножницами; владеют умением компоновать
различные материалы; используют разные виды изобразительной
деятельности(аппликация, рисование, декупаж);  самооценка повысилась(гордость
за свою работу).

Перспективный
план организации различных видов детской деятельности на неделю

Группа 6-7 лет

Тема недели «Новый год»

Задачи на неделю (в соответствии с
комплексно-тематическим планом)

Привлекать к активному разнообразному
участию в подготовке к празднику, его проведении. Воспитывать чувство
удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.
Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное
отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его
подготовке. Познакомить с традициями празднования нового года в различных
странах.

День
недели

Вид
детской

деятельности

Форма
организации

Целеполагание

Способы
поддержки детской инициативы

понедельник

Речевая

 деятельность

Игра «Сочиняем синквейны (загадки) на
тему «Новый год»

Расширять
и активизировать словарь, учить детей использовать обобщающие понятия,
уточняющие эпитеты, синонимы и антонимы. Развивать интерес к словотворчеству.

Проблема– Изготовление книжек-малышек»
для младшей группы; сочинение загадок подгруппой(3 ребенка); загадывание
синквейнов одной группы другим группам

вторник

Эксперимен-

тальная деятель-

ность

Эксперимент

«Образование

инея»

Подвести
детей к пониманию механизма образования инея; развивать  умение обобщать и
анализировать увиденное.

Термос с горячей водой
вынести на улицу, подержать над паром тарелку, затем дать ей остыть. На
тарелке образуется иней, также покрываются инеем волосы и воротники в
морозный день. Предложить детям рассказать о проведенном эксперименте и его
результатах

среда

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», сюжет «
Покупка новогодних игрушек»

Уточнить представления
детей об истории появления новогодней игрушки; систематизировать знания детей
о вариативных материалах, необходимых для изготовления новогодней игрушки

Проблема – «У зверюшек в лесу нет
новогодних игрушек, надо пойти в магазин и купит игрушки». Дополнение С/Р
игры новыми атрибутами: новогодние игрушки из разнообразных материалов.

четверг

Познавательно-исследовательская
деятельность

Презентация «Как празднуют Новый год в
других странах»

Познакомить  детей с новогодними традициями других
народов, развивать воображение, умение анализировать, сравнивать, воспитывать
умение обосновать свое мнение, интерес к жизни других народов.

Ситуативная беседа «Как в вашей семье
справляют Новый год?»; Просмотр презентации;  общее обсуждение увиденного с
воспитателем и  другими детьми

пятница

Художественно-изобразительная
деятельность

«Мастерская Деда Мороза»

Оригами «Елочка»

Продолжать
учить детей складывать базовый квадрат и из него складывать елочку, используя
образец-чертёж.

Проблема – «Изготовление поздравительных
открыток для сотрудников детского сада»;

Индивидуальная помощь детям при
затруднениях; Общее обсуждение, как украсить

Елочки для большей презентабельности
открыток.

Самсонова Кристина Викторовна

МБОУ СОШ№20, г. Абакан, Республика Хакасия

Учитель английского языка

Матричная модель анализа урока

Матричная модель анализа урока основана на авторской разработке Е. Коротаевой, кандидата педагогических наук, доцента Уральского государственного педагогического университета.

Анализ урока носит аналитический характер, который помогает выявить качество знаний преподавания предмета, наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования.

Уровни и параметры

Матрица составлена с учетом актуальных потребностей образовательного процесса.

Матрица представляет собой прямоугольную таблицу (с набором строк и столбцов). Для матричной модели педагогического анализа урока была принята следующая схема: в столбцах отражаются основные параметры наблюдения урока, а строки характеризуют уровень овладения профессиональными знаниями и умениями.

В ходе работы нами выделено четыре основных профессиональных уровня:

1. Пассивный, выявляемый чаще всего у начинающих педагогов, которые еще не владеют преподавательскими умениями и навыками, а также у людей, просто не увлеченных профессией учителя.

2. Ситуативный отличается интересными приемами, находками. Но весь этот педагогический потенциал зачастую используется стихийно или от случая к случаю. Не хватает стабильности, мастерства в ежедневной подготовке и проведении занятий.

3. Активный, присущий, как правило, учителям со стажем, но бывает и так, что молодые специалисты демонстрируют высокий уровень профессионализма по тем или другим критериям. Уроки педагогов данного уровня и стиля отличаются четкостью требований, стабильностью, что облегчает работу обучающимся.

4. Творческий, характерный для педагогов с яркой индивидуальностью, имеющих особые находки в технологии обучения.

Шаги разработки матричной модели:

1. Определение параметров наблюдения за организацией образовательного процесса на уроке:

Основным показателем служит умение педагога создать на уроке учебно-познавательную атмосферу.

Далее встает вопрос: какими методами учитель создает в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу.

Достигают ли усилия педагога поставленной цели? Как реагируют учащиеся на предлагаемые им задания? Ответить на эти вопросы помогает третий критерий, который фиксирует деятельность учащихся на уроке.

Говоря о субъектно-субъектной направленности обучения, нельзя обойти вниманием культуру взаимодействия учителя и учащихся в учебной ситуации.

Необходимо обратить внимание на речь учителя; способствует она оптимальному ведению урока или затрудняет учебную деятельность (этот критерий важен для всех педагогов, но особую значимость он приобретает для учителей гуманитарных дисциплин).

Особого внимания заслуживает наблюдение за воспитывающей стороной занятия (к сожалению, многие учителя не ставят перед собой такой цели при подготовке к уроку);

Требуют фиксации и профессиональные умения педагога осуществлять контроль знаний обучающихся, а также коррекцию педагогического процесса;

Последний критерий – результативность занятия – позволяет подвести общий итог (исходя из основных целей урока: образовательная, развивающая, воспитывающая).

В итоге матричная модель педагогического анализа урока выглядела следующим образом:

Матричная таблица

Каждый из предложенных параметров наполнен не только содержанием, но и условно разделен по содержанию на четыре уровня по возрастающей. При этом нельзя забывать о том, что во время чтения должна прослеживаться логическая цепочка не только по вертикалям (т.е. по параметрам), но и по параллелям (т.е. по профессиональным уровням).

Уровень

Параметры наблюдения

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция знаний уч-ся

Результативность занятия

1

2

3

4

Среди достоинств этой модели следует отметить:

• Дифференцированный подход к оцениванию урока. Как показывает практика, за один и тот же урок можно получить всю палитру баллов – от одного до четырех – в зависимости от критерия. Так, например, при невысоком уровне учебно-познавательной атмосферы в классе (1-2 балла) учитель-словесник обычно получает 3, 4 балла за умение пользоваться речью, голосом как инструментом оптимизации учебного процесса. Таким образом, учитель может видеть действительно сильные стороны своей деятельности и те, которые еще предстоит совершенствовать.

• Возможность не только определить профессиональный уровень учителя на сегодняшний день, но и показать перспективу профессионального роста. Матричный анализ дает достаточно наглядное преставление о том, что еще можно сделать педагогу в том или ином направлении.

• Вариативность параметров наблюдения в зависимости от выбранной образовательной области.

• Матричный анализ становится действенным учебным пособием для развития аналитической деятельности каждого педагога. На основании выделенных параметров учитель способен сделать обоснованный самоанализ урока, подключиться к обсуждению урока своего коллеги. (Такая форма позволяет выявлять и готовить резерв для административной работы.)

• Если придерживаться стабильности выбранных параметров, то в течение года руководители учебных заведений получают объективную информацию о динамике профессионального становления конкретного педагога и даже целого методического объединения учителей.

В конце учебного года руководитель методического объединения на основании этих баллов дает краткую характеристику профессиональной деятельности каждого учителя. Например, вот как выглядит матричная таблица учителя-стажера:

Параметры наблюдения

Дата, место проведения урока

№ п/п

21.09 5 “А” р/я

20.11 5 “А” лит.

14.12 6 “А” р/я

15.04 5 “А” р/я

1

Создание познавательной атмосферы урока

1

2

3

2

2

Применяемые методы обуч.

1

2

2

2

3

Организац. деятельности уч-ся

2

2

3

3

4

Учебное взаимодействие учителя и учеников

2

2

2

3

5

Речь педагога и ее значение на уроке

2

3

3

4

6

Воспитывающая сторона занятия

2

3

3

3

7

Контроль и коррекция знаний учащихся

1

2

2

2

8

Результативность занятия

2

2

3

3

Итого:

1,6

2,2

2,6

2,7

Эти данные могут быть представлены и в виде соответствующего графика (берутся данные по первому и последнему уроку), который дает более наглядное представление о динамике профессионального роста данного учителя.

Матричная модель педагогического анализа позволяет по-новому использовать традиционные формы педагогического наблюдения. Информация, полученная в результате систематического посещения уроков, позволяет обобщить данные:

• об уровне познавательной активности учащихся (нулевой, ситуативный, активный, творческий) в данный период обучения;

• о наиболее предпочитаемых педагогами методах обучения (со всеми вытекающими отсюда последствиями);

• о соблюдении единства педагогических требований в процессе контроля и коррекции ЗУНов учащихся;

• о технологии создания активной познавательной среды и т.д.

Данные матричного анализа дают информацию для мониторинга педагогической деятельности учителей в аттестационный и межаттестационный периоды.

Приложение. Матрица педагогического анализа урока

Уро-вень

Параметры наблюдения

Балл

Создание познавательной атмосфера урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция деятельности

Результативность занятия

П

А

С

С

И

В

Н

Ы

Й

• Не прослеживается содержательная логика урока; • Темп урока невысок; • Учитель “привязан” к конспекту, избегает импровизаций на уроке; • Атмосфера не настраивает на активную учебную работу

• На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы обучения, основанные на восприятии и воспроизведении информации; • Урок проходит в режиме обычной трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и учащихся

• Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись под диктовку и т.д.); • Учащиеся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

• Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать; • Учитель не настроен на учебное сотрудничество, взаимодействие с учащимися основано на дисциплинарных ролях

• Монологи учителя не отличаются образностью, богатством интонаций, примеров; • Вопросы, задаваемые педагогом, носят репродуктивный характер; • речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции

• Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей, не выделяет в конспекте занятия; • Не принимает во внимание эстетика помещения; • не заостряет внимание на культуре взаимоотношений

• Контролирующая функция не выполняется в системе; • У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУН; • Ответы учащихся не комментируются; • Контроль носит формальный, а не содержательный характер

• Изучаемый материал не усвоен большей частью учащихся; • Школьники не приобрели и/или не закрепили имеющиеся ЗУН; • Занятия оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся

С

И

Т

У

А

Т

И

В

Н

Ы

Й

• Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью; • Темп занятия неоднороден: то напряженный, то, наоборот, излишне расслабляющий; • Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке

• Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практичес-кие методы; • Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения

• Активность уч-ся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока); • Учащиеся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому; • Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий

• Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом; • Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога; • Слабо развиты умения совместной поисковой деятельности; • В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся

• педагог “зациклен“ на привычном тексте; • монологи часто не логичны, носят стихийный характер; • иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся

• Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока; • Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.

• Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока; • Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени. А не поиска нового решения проблемы

• Материал усвоен фрагментарно и/или только отдельной группой (продвинутых) учащихся; • На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУН; • Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере

А

К

Т

И

В

Н

Ы

Й

• Урок идет в оптимальном темпе, части логически связаны друг с другом; • Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы; • Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций

• Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, продуктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию

• Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса; • Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя; • Разнообразные виды задания обеспечивают занятость всех школьников с уче-том способностей

• Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися; • Ученики охотно вступают в диалог; • Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей; • Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога

• Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную и доступную для освоения форму; • речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу;• речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока

• Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе; • Учащимися и педагогом выработаны определенные нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу; • Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе

• Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока; • Ответам учащихся дается краткая характеристика, обосновывается та или иная оценка; • Коррекция учебного процесса проводится в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала

• Основной материал усвоен учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения; • Ученики осваивали применение имеющихся ЗУН в новых ситуациях; • Закреплен позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока

Т

В

О

Р

Ч

Е

С

К

И

Й

• Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме; • В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех

• Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей; • Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания; • Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся

• Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах); • Ученики принимают творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками

• Педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия; • Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности

• Речь учителя обогащает учебный материал; • В монологах педагог продуманно использует паузы. Риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации; • Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к самостоятельному творчеству

• Учитель (манера поведения, речь, профессиональные умения) служат позитивным примером для подражания; • Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения; • Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот

• В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность уч-ся; • Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля; • Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, на знании критериев выставлении оценок, на навыках самоанализа и рефлексии

• Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУН, дана перспектива дальнейшее обучения; • Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности; • Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире)

Уровень

Параметры наблюдения

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога и ее значение на уроке

Воспитывающая сторона занятия

Контроль и коррекция знаний уч-ся

Результативность занятия

1

2

3

4

Анализ урока

Учитель:________________________________________________________________

Предмет:________________________________________________________________

Дата:____________ По списку обучающихся______, из них присутствовало:_____

Выводы, рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок посетил: __________________________________________________________________________________________

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/153200-matrichnaja-model-analiza-uroka

Применение технологии педагогического мониторинга: матричный самоанализ урока

Практическая работа

 «Получит значок Аналитика»

1. Индивидуальная матрица анализа уроков

Ф.И.О. учителя: Лысенко Ольга Александровна

Учебная дисциплина: природоведение

Параметры наблюдения

Дата проведения урока, класс

22.09

01.10

06.10

Средний балл

1

Создание познавательной атмосферы урока

3

4

3

3

2

Применяемые методы обучения

3

3

4

3

3

Организация деятельности учащихся

4

3

4

4

4

Учебное взаимодействие учителя и учеников

3

3

4

3

5

Речь педагога и ее значение на уроке

4

3

4

4

6

Воспитательная составляющая занятия

3

4

4

4

7

Контроль и коррекция знаний, умений, навыков

3

4

3

3

8

Результативность занятия

3

3

4

3

Вместе (средний балл)

3

3

4

3

2. Вывод об уровне качества обучения предмета природоведения:

основной материал усвоен учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения; ученики осваивали применение имеющихся ЗУН в новых ситуациях; закреплен позитивный воспитывающий эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока.

3. Перспективный план профессионального саморазвития:

  • применять современные приемы повышения мотивации учения;

  • реализовывать технологию системно-деятельностного подхода в образовательном процессе;

  • при планировании уроков использовать алгоритм построения эффективного урока;

  • применять методы повышения эффективности обучения;

  • продолжить применение современных подходов к преподаванию предметов: природоведения, биологии, химии ;

  • применять знания, полученные на курсах «Инновационные технологии на уроках химии и биологии»;

  • планировать и проводить уроки творческого уровня.

Добавить комментарий