Как составить маятниковый маршрут

Планирование маятниковых маршрутов

Необходимость
рационального планирования маятниковых
маршрутов вызвана тем, что, как показывает
практика, по кольцевым маршрутам
выполняется не более 20 % перевозок
грузов, остальные – по маятниковым.

При
планировании маятниковых маршрутов
следует учитывать ряд факторов:

разная продолжительность
рейсов на разных маршрутах;

ограничение
продолжительности работы подвижного
состава рабочим временем водителя
(временем наряда);

ограничения
по фронту и времени загрузки у
грузовладельцев;

требования
грузовладельцев по регулярности, времени
отправки и доставки грузов (доставка
«точно в срок») и другие.

Несмотря
на кажущуюся простоту, планирование
маятниковых маршрутов имеет ряд скрытых
(на первый взгляд) возможностей по их
оптимизации. К таким возможностям
относят:

достижение
максимальной производительности за
счет полного использования рабочего
времени;

сокращение
холостых и нулевых пробегов при увязке
маятниковых маршрутов.

Для
взаимной увязки маршрутов используют
так называемый уровневый
способ
,
когда
рациональный план составляется
последовательным подбором маршрутов
и проверкой их на минимум непроизводительных
потерь рабочего времени.

Методику
согласования маршрутов удобно пояснить
непосредственно на примере. Исходные
данные приведены в табл. 13.30.

Исходя из лимита
рабочего времени за смену в 480 мин на
выполнение данных перевозок потребуется
как минимум 4 автомобиля, причем запас
времени

Т
з
=
4 ·
480 – 1884
=
36 мин.

Выбор лучшего
варианта проводят последовательным
подбором маршрутов. Первый, наиболее
простой,
вариант можно составить методом уже
упоминавшегося ранее (в транспортной
задаче) северо-западного угла (табл.13.31).

При
таком сочетании маршрутов для выполнения
заданного объема работы потребуется
выделить 5 автомобилей с расходом
рабочего времени

Т
р
= 5 ·
480 = 2400 мин,

при
полезном использовании Т
п
= 1884 мин; из пяти выделяемых автомобилей
один (№ 3) недогружен заданием на 60 мин,
один (№ 4) – на 120 мин, последний же из
выделяемых автомобилей загружен менее
чем на 40 % рабочего времени.

Поиск рациональных
вариантов производят последовательным
перебором возможных вариантов совмещения
маршрутов с таким расчетом, чтобы
суммарное время совмещаемых маршрутов
максимально соответствовало лимиту
рабочего времени водителя или
продолжительности смены.

В нашем примере
целесообразно вначале попытаться
совместить маршруты, время выполнения
которых кратно продолжительности смены.
Очевидно, это маршруты продолжительностью
240 и 222 мин. Совмещение таких маршрутов
целесообразно также по той причине, что
водителю удобнее выполнять задание
одному заказчику.

Остаются
маршруты продолжительностью 120 мин –
2 ездки и 180 мин – 4 ездки. Их целесообразно
совмещать с расчетом:

Тн
=
120
+
2
· 180
=
480,

то
есть одна
ездка продолжительностью 120 мин и две
ездки продолжительностью 180 мин.

При таком совмещении
маршрутов план выполнения заказов
клиентов будет выглядеть, как показано
в табл.
13.32.

Таким образом,
удалось получить план, который может
быть выполнен четырьмя автомобилями,
что соответствует условию

А
э
= 4
(min).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Движение автотранспорта происходит по маршрутам.

Маршрут движения – путь следования автомобиля при выполнении перевозок.

Маршруты движения могут быть двух типов:

  1. Маятниковые маршруты. При маятниковом маршруте путь следования автомобиля между двумя грузопунктами неоднократно повторяется.

  2. Кольцевые маршруты. Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков). Разновидностями кольцевых маршрутах являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.

    • Развозочным называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям.

    • Сборный маршрут — это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю.

    • Сборно-развозочный маршрут – это сочетания развозочного и сборного маршрутов.

Маршрутизация перевозок – наиболее совершенный способ организации материала потока грузов со склада потребителя. Создание маршрута позволяет точно определить оптимальный объем перевозок грузов со склада, количества автомобилей, осуществляющих эти перевозки, что способствуют сокращению простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных потребителей. Вместе с тем маршрутизация перевозок позволяет повысить производительность автомобиля при одновременном сокращении количества транспортных средств, поступающих на склад. В условиях, когда созданы маршруты, определены сроки поставки и они соблюдаются, производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5 – 2 раза.

Роль маршрутизации заключается также в том, что по­требители, производители и торговые посредники получают возможность составления реальных проектов по текущим планам и обеспечить эффективную организацию работы с оперативными заявками на транспорт общего пользования.

Правильная маршрутизация грузопотоков не только укрепляет взаимодействие всех участников логистических процессов, но и способствует более тесной интеграции производственно-хозяйственной деятельности всех звеньев логистических цепей.

Основные элементы маршрута:

  1. длина маршрута – путь, проходимый автомобилям от начального до конечного пункта маршрута;

  2. оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движения от начального до конечного пункта.

Одной из задач в логистической системе является разработка стратегии и логистической концепции, построение модели транспортного обслуживания потребителей и фирм. Это стратегия основывается на расчете рациональных маршрутов перевозки и составления оптимальных графиков (расписаний) доставки продукции потребителю, т.е. отвечает на вопросы, когда, сколько и в какое время должны быть доставлены грузы. Вариантами организации движения автомобиля могут быть: маятниковый маршрут с обратным порожним пробегом или развозочный маршрут при перевозки мелкопартионных грузов потребителям.

На практике при планировании работы автомобилей по маятниковым маршрутам с обратным холостым пробегом руководствуются единственным правилам: последний пункт разгрузки автомобилей должен быть как можно ближе к автохозяйству. Считается, что при соблюдении этой основанной на здравом смысле рекомендации обеспечивается минимум пробега без груза.

Логистическая система может заниматься и прикреплением поставщиков к потребителю. Это может быть при наличии у поставщика региональных складов, находящихся в различных экономических районах, и определенного количества потребителей

Разработка оптимального маршрута грузоперевозки — это важная задача при оказании качественных транспортно-экспедиторских услуг, на основе которой строится вся логистическая цепочка. Оптимальный маршрут позволяет не только гарантировать своевременную доставку груза получателю, но и существенно снизить затраты на его доставку, сделав её при этом максимально быстрой и надёжной. Он создаётся в результате сравнительного анализа всех возможных маршрутов.

При разработке оптимального маршрута учитываются:

  • Пункты отправки и назначения.

  • Условия в пункте отгрузки и в пункте назначения.

  • Требуемые сроки доставки.

  • Ограничения по стоимости перевозки.

  • Габариты и вес перевозимого груза.

  • Доступность перевозки груза различными видами транспорта.

  • Наличие договорных отношений с компаниями-перевозчиками.

  • Собранная и проанализированная информации.

  • Требования по сопровождению груза.

При разработке оптимального маршрута необходимо собрать и проанализировать множество показателей, таких как:

  • Груз.

  • Дорога.

  • Выбор транспортного средства.

  • Список государственных организаций, согласующих и контролирующим маршрут.

  • Требования по таможенному оформлению и др.

Лабораторная работа

«Планирование маятникового
маршрута»

Схема маятникового маршрута с указанием расстояний ( в км.) приведена на рис. 1.

Рисунок 1. маятниковый маршрут

Предположим, что в каждое ОПС( и  )необходимо совершить 2 поездки, чтобы доставить почту из почтамта.

При выполнении маятниковых маршрутов с обратным пробегом без почты возникает несколько вариантов движения автомобилей:

В любом варианте автомобилю придется совершить по 2 поездки с грузом как в , так и в .Также в любом варианте автомобилю придется ехать из Гаража в Почтамт. Поэтому необходимо разработать такой маршрут, при котором порожний пробег был бы минимальным. В варианте 1 нам придется проехать из  в  Гараж – расстояние  однако не надо 2-й раз возвращаться в Почтамт – расстояние .

В варианте 2 нам придется проехать из  в  Гараж – расстояние , однако не надо 2-ой раз возвращаться в Почтамт – расстояние ().

В общем случае при нескольких   (, заканчивая работу в , мы вынуждены дополнительно проехать расстояние , но сокращаем расстояние пустого пробега.

Наилучшее решение получается при такой системе маршрутов, когда автомобиль заканчивает работу в , для которого расстояние  минимально.

Для решения задачи удобно исходные данные записать в таблицу (Таблица 3).

Таблица 1 

«Маршрут транспортного средства»

Минимальное значение имеет место для , которое принимается конечным пунктом составляемых маршрутов.

Цель работы: Составить оптимальный маятниковый маршрут (найти конечный пункт) по данным таблицы по вариантам (Таблица 4)

Таблица 2

«Варианты задания»

1

15

20

13

21

16

2

21

23

21

17

10

3

18

16

10

3

9

4

7

15

16

22

34

5

20

10

17

11

5

6

6

1

3

4

5

7

10

12

14

17

4

8

14

17

19

22

10

9

24

26

17

19

22

10

27

26

10

14

12

11

17

16

20

23

24

12

32

10

11

11

20

13

10

5

7

9

8

14

7

6

4

5

2

15

10

16

17

17

20

16

2

4

7

8

7

17

6

2

4

7

9

18

12

15

7

5

3

19

10

12

24

22

29

20

30

15

14

29

22

21

33

20

15

20

21

22

10

14

19

21

20

23

13

17

14

20

19

24

27

20

10

19

5

25

28

21

12

27

7

26

38

22

16

24

13

27

17

2

21

20

19

28

19

5

29

14

1

29

31

7

17

17

6

30

16

16

20

15

5

В отчёте необходимо представить

  • структурную схему вариантов маршрута с указанием расстояния между ними;
  • расчёт вариантов движения почтового транспортного средства;
  • сравнение полученных вариантов и выбор оптимального маршрута.

Сделать выводы по работе.

Лабораторная работа

Определение места расположения сортировочного центра»

В некотором районе имеется 8 почтовых отделений. Объём перевозок почтовой корреспонденции приведён в таблице. Условные обозначения: (координата x, координата y, грузооборот).

Цель работы: Методом определения центра тяжести грузопотоков найти место расположения сортировочного центра.

Таблица 3

«Расположение почтовых отделений»

1

2

3

4

5

6

7

1

(2,24,146)

(25,30,80)

(10,40,51)

(15,2,300)

(3,23,45)

(17,35,4)

(9,40,381)

2

(9,32,279)

(3,38,2)

(24,21,150)

(19,28,41)

(9,38,250)

(1,38,357)

(1,29,354)

3

(5,24,187)

(25,31,106)

(11,21,202)

(16,11,59)

(19,30,53)

(11,2,393)

(6,8,73)

4

(14,40,378)

(7,8,170)

(8,33,195)

(18,36,179)

(1,5,200)

(5,35,359)

(9,4,260)

5

(7,30,89)

(17,28,53)

(7,19,207)

(7,21,35)

(10,34,96)

(20,34,80)

(23,2,362)

6

(14,33,274)

(25,17,30)

(10,23,177)

(19,9,314)

(20,3,240)

(3,25,392)

(1,31,344)

7

(25,40,334)

(6,35,185)

(25,21,227)

(25,18,201)

(18,2,160)

(19,15,366)

(20,12,116)

8

(12,23,303)

(11,21,301)

(5,12,192)

(6,4,361)

(16,30,11)

(9,21,278)

(13,28,366)

9

(21,34,276)

(1,21,294)

(21,36,130)

(14,2,241)

(21,18,54)

(12,3,376)

(20,5,93)

10

(21,8,339)

(21,32,184)

(3,11,85)

(7,33,48)

(4,17,366)

(14,31,368)

(4,30,309)

11

(6,16,17)

(20,23,308)

(8,29,349)

(21,5,136)

(24,15,162)

(17,14,335)

(9,18,158)

12

(4,29,203)

(20,12,109)

(13,8,362)

(3,1,282)

(8,36,310)

(24,27,267)

(4,22,48)

13

(2,24,163)

(20,32,63)

(8,38,150)

(5,8,353)

(22,18,58)

(7,23,336)

(24,1,100)

14

(6,28,325)

(2,28,351)

(22,38,307)

(1,2,111)

(17,15,313)

(13,33,136)

(8,4,67)

15

(12,20,30)

(14,29,302)

(21,35,256)

(25,39,172)

(4,25,141)

(6,34,324)

(17,38,237)

16

(5,6,380)

(19,5,367)

(9,10,97)

(25,27,254)

(25,23,165)

(4,24,101)

(14,21,34)

17

(3,1,43)

(13,25,61)

(2,36,145)

(8,26,186)

(8,10,301)

(2,39,387)

(3,9,369)

18

(11,32,387)

(23,39,314)

(18,28,56)

(24,27,76)

(1,20,264)

(10,34,170)

(15,14,1)

19

(3,10,356)

(4,8,249)

(14,23,145)

(24,36,254)

(4,13,304)

(1,27,157)

(20,1,32)

20

(14,19,305)

(13,35,113)

(13,32,326)

(10,18,240)

(11,23,228)

(19,25,363)

(7,7,64)

21

(21,5,229)

(24,22,57)

(22,36,221)

(17,28,137)

(1,22,7)

(4,30,23)

(10,20,32)

22

(5,36,181)

(16,12,211)

(3,30,372)

(9,21,309)

(14,24,232)

(16,16,336)

(25,9,37)

23

(6,31,201)

(11,29,147)

(7,34,117)

(2,31,59)

(18,39,274)

(25,35,59)

(9,28,22)

24

(23,29,231)

(13,10,325)

(20,19,322)

(15,26,132)

(10,7,362)

(18,19,41)

(19,27,6)

25

(22,4,194)

(13,35,37)

(17,34,65)

(3,10,261)

(18,26,220)

(6,6,158)

(12,22,41)

26

(14,8,239)

(5,21,130)

(4,37,347)

(21,11,148)

(24,37,139)

(24,27,76)

(1,20,26)

27

(12,33,155)

(21,25,353)

(15,19,339)

(5,19,228)

(17,7,392)

(20,33,24)

(4,13,30)

28

(21,37,123)

(23,40,147)

(7,28,333)

(13,16,186)

(25,34,105)

(10,18,20)

(11,23,2)

29

(6,9,34)

(24,40,325)

(24,4,261)

(1,17,277)

(9,36,304)

(17,28,17)

(1,22,7)

30

(3,5,348)

(2,35,338)

(14,5,246)

(6,36,347)

(22,10,266)

(9,21,309)

(14,24,232)

Координаты центра тяжести определяются по формулам:

где

 – грузооборот i-го потребителя

 – координаты i-го потребителя

 – число потребителей

В отчете необходимо представить:

  • расчёт координат местоположения сортировочного центра методом центра тяжести;
  • графическую иллюстрацию (в необходимом масштабе), отражающую взаимное расположение отделений почтовой связи и сортировочного центра с указанием координат и грузопотоков.

Сделать выводы по полученным результатам.

Лабораторная работа

 Выбор поставщика запасных частей для оборудования

Руководство отдела закупок предприятия должно выбрать одного поставщика комплектующих изделий из двух возможных. В момент принятия решения исходная информация не определенна: объем закупки комплектующих изделий точно не известен, т. к. он зависит от неустойчивого рыночного спроса на готовую продукцию предприятия. По прогнозам вероятность возникновения у предприятия потребности в 40000 шт. комплектующих изделий составляет 50%, в 70000 шт. – 40%, в 100000 шт. – 10%.

Поставщики предлагают  комплектующие по следующим ценам (с учетом дисконтных скидок при увеличении объема закупки):

Таблица 4

«Цены и объём закупок»

Объем закупки

Цена (руб./шт.) у поставщика:

А (крупного)

В (мелкого)

n

200

170

175

145

150

120

Крупный поставщик гарантирует поставку любого количества комплектующих. Мелкий – предлагает более низкие цены, но он гарантирует на 100% поставку лишь 40000 шт. При потребности в 70000 шт. вероятность полного выполнения им заказа на поставку составляет 60%, при потребности в 100000 шт. эта вероятность – 40%. В случае же недопоставки закупать недостающие 30000 или 60000 комплектующих придется у крупного поставщика. Штрафные санкции к мелкому поставщику в этих случаях договором не предусмотрены.

Рисунок 2. Дерево решений.

EMV2  < EMV1 , следовательно, второй поставщик предпочтительнее.

По прогнозам, вероятность возникновения у предприятия потребности в 250* шт. комплектующих изделий составляет 50%, в 350* шт. – 40%, в 500* шт. – 10%.

Крупный поставщик гарантирует поставку любого количества комплектующих. Мелкий – предлагает более низкие цены, но он гарантирует на 100% поставку лишь 250* шт. При потребности в 350* шт. вероятность полного выполнения им заказа на поставку составляет 60%, при потребности в 500* шт. эта вероятность – 40%.

Задание: в лабораторной работе необходимо произвести расчёт выбора поставщика продукции с учётом возможных срывов поставки в соответствии с вариантом задания.  – номер студента в журнале посещений занятий.

Таблица 5

«Варианты задания»

Объем закупки

Цена (руб./шт.) у поставщика:

А (крупного)

В (мелкого)

n 250*

17*

15.5*

14*

13.5*

12*

10*

Добавить комментарий