Слайд 1
МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (от лат. mens—ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное
Слайд 2
Как называют
Слайд 3
Создатель технологии Тони Бьюзен (англ. Tony Buzan , род. 2 июня 1943, Лондон) — психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления — «карты ума (памяти)» (mind maps). Автор и соавтор более 100 книг.
Слайд 4
Из книги Тони Бьюзена «Супермышление» «Каждый бит информации, поступающей в мозг, ― каждое ощущение, воспоминание или мысль— может быть представлен в ваиде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей».
Слайд 5
Виды ментальных карт
Слайд 6
Примерное создание карты
Слайд 7
Примерное создание карты
Слайд 8
Примерное создание карты
Слайд 9
Примерное создание карты
Слайд 10
Примеры ментальных карт
Слайд 11
Составление ментальной карты на уроке географии по теме «Численность населения» 1. Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём будет ментальная карта. 2. Рисуем или пишем объёмный, цветной образ темы в середине листа бумаги. Численность Населения мира
Слайд 12
3. Ассоциируем – записываем на отдельном листке всё, что приходит в голову в связи с образом темы, даже чепуху, например: Численность,рост, оценка, рождаемость, смертность Учет, перепись, динамика, воспроизводство, I тип, II тип,промилле, теории , Мальтус, К.Маркс Контроль, демографическая политика, кризис, взрыв
Слайд 13
4. Наводим порядок в словах – ассоциациях- группируем по смыслу Рост, оценка, рождаемость, смертность, динамика, воспроизводство I тип, II тип кризис, взрыв учет, перепись, история теории , Мальтус, законы, промилле, Контроль, демографическая политика,
Слайд 14
5. Намечаем структуру карты – подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам – ассоциациям: Численность Учет Теории Контроль
Слайд 15
6. К нарисованному образу предмета добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Соблюдаем размеры ветвей и расстояния между ними. Численность населения Рост Учет Теории Контроль
Слайд 16
7. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток
Слайд 17
Численность населения Рост Учет Теории Контроль перепись текущий У. Петти Последняя-2010 Оценка рождаем смертность Воспроизводство Мальтус К.Маркс Демограф политика взрыв кризис сдержив Увелич. рожд
Слайд 18
Преимущества ментальных карт
Слайд 19
Использование Как используют Новая техника мышления Фиксация новых идей Принятие решений Упорядочение информации Где используют Повторение изученного материала Составление плана своего ответа Анализ и запоминание событий, географ явлений
Слайд 20
В основе кластера – научный подход к систематизации и классификации информации В основе ментальной карты – ассоциативное мышление.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Учитель географии МКОУ СОШ с.Мичуринское
Суходольская К.С.
Актуальность.
- Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
- Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей .
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Формирование личностных универсальных учебных действий средствами разных предметов
- ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний.
Ментальные карты, карты ума, карты мыслей
(в оригинале Mind maps)
«Создавая интеллект –карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которыми мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации»
Тони Бьюзен
Бершадская Е.А.
к. п. н., доцент кафедры развития
образования АПК и ППРО
Законы построения интеллект-карт
С помощью стрелок, соединяющих понятий на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи.
Сплав по реке Ай с радиальными выходами
Пороги
На берегу
Демы
Посещение Аскинской и Карламановской пещер сентябрь 2014
Бал: «Танцы. Любовь. Цветы»
20 мая 2014г.
Экология «Души»
март 2014г.
Результаты по тесту П.Торранса Контрольный класс Экспериментальный класс
Анкета «Мое отношение к географии»
Мое отношение к домашним заданиям по географии
Качество и успеваемость
- 2012-2013 уч.год
- 2013-2014 уч.год
Акция «Птицы родного края» – 2 этап «Скворец»
8 апреля 2014г. обучающиеся 6 А класса вывешивают в парке Победы скворечники
8 класс: введение – что мы будем изучать
Акция «Птицы родного края» – 2 этап «Скворец»
8 апреля 2014г. обучающиеся 6 А класса вывешивают в парке Победы скворечники
Выводы по теме «Зарубежная Европа»
Пример обобщения материала темы
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю».
Китайская мудрость.
Спасибо за внимание!
Использование интеллект-карт на уроках географии
Что такое
интеллект-карта
Интеллект карта, или
карты мышления (mind-maps) — это отображение на бумаге эффективного способа
думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность
представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации,
вносить в них изменения, совершенствовать.
Большую часть
информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект карта – это
хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.
Интеллект-карты (в
оригинале Mind maps®) – разработка Тони Бьюзена, известного
писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и
проблем мышления.
Буквально слово
“mind” означает “ум”, а слово “maps” —
“карты”. В итоге получаются “карты ума”. В переводах книг
Т. Бьюзена чаще всего используется термин “интеллект-карты”, хотя по
способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их
уместнее было бы называть картами ассоциаций. Иногда в русских переводах термин
может переводиться как «карты ума», «карты разума», «карты памяти» или
«ментальные карты». Наиболее удобный перевод — «карты мышления».
Метод интеллект-карт
является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant –
испускающий свет, лучи (лучистый).
Центральную
идею этой теории лучше всего представить словами её автора: ” Каждый бит
информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может
быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого
расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет
собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически
бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем
памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой
многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент
времени содержит “информационные карты”, сложности которых
позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти
карты увидеть”.
Тони Бьюзен провел
параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством
человеческого мозга: во–первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта,
во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических”
импульсов.
Интеллект-карты
“представляют собой внешнюю “фотографию” сложных взаимоотношений
наших мыслей в конкретный момент времени”. Она отражает связи (смысловые,
ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями,
составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные
Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”. С основными
правилами я вас сегодня познакомлю.
Правила
создания интеллект-карт:
·
Для создания карт
используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
·
Основная идея, проблема или
слово располагается в центре.
·
Для изображения центральной
идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой
цвет.
·
Главные ветви соединяются с
центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с
главными ветвями.
·
Ветви должны быть
изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
·
Над каждой линией – ветвью
пишется только одно ключевое слово.
·
Для лучшего запоминания и
усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
·
Разросшиеся ветви можно
заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
·
Лучше, если на интеллект
карте будет не более 5-7 элементов. Если элементов больше – постарайтесь
сгруппировать между собой.
Использование Интеллект-карт в школе
С введением
Федерального Государственного Образовательного Стандарта на смену знаниевому
подходу пришёл системно-деятельностный подход, поэтому учитель должен не просто
давать ребенку нужную информацию, а научить добывать и применять её. В наше
время мы имеем доступ к огромному потоку информации и детям необходимо
ориентироваться в ней, выбирать, запоминать и уметь правильно воспроизвести
полученные данные. Чтобы это сделать правильно, нужно научить ребенка работать
с этой информацией.
Цели, решаемые с помощью
мыслительных карт:
·
развитие творческих и
аналитических способностей учащихся;
·
формирование познавательной
мотивации в процессе обучения;
·
получение навыка
самостоятельной организации познавательного процесса;
·
умение поиска информации в
книгах, словарях, справочниках, интернете;
·
умения рассуждать, делать
выводы, принимать решения;
·
развитие
критического и рефлексивного мышления.
Ученики, применяющие
майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои
мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и
объектами, подходят к проблеме творчески.
Как использовать прием интеллект-карт на уроках?
Этапы создания
интеллектуальной карты:
·
Используют доску, лист
бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки,
фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
·
В центральный круг помещают изучаемое
понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
·
От него рисуют расходящиеся
лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них
вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
·
Рисуют ветви второго
порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
·
Можно и нужно рисовать
картинки, использовать наклейки.
·
Смысловые блоки (ветви,
образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.
Интеллект-карта должна
отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и
полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться
макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После
того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить
действия:
·
выбрать ключевые моменты
темы (основные изучаемые на уроке понятия);
·
расставить приоритеты между
ветвями (выделить главное и второстепенное);
·
определить основные задачи и
действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).
Что дает ученикам и учителю интеллект-карта?
Постоянный поток информации,
получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся
находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие
майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью
мыслительных карт:
·
развитие творческих и
аналитических способностей учащихся;
·
формирование познавательной
мотивации в процессе обучения;
·
получение навыка
самостоятельной организации познавательного процесса;
·
умение поиска информации в
книгах, словарях, справочниках, интернете;
·
умения рассуждать, делать
выводы, принимать решения;
·
развитие
критического и рефлексивного мышления.
Ученики, применяющие
майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои
мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и
объектами, подходят к проблеме творчески.
Интеллект-карты
на уроках географии
Разнообразие видов
деятельности на уроках с использованием метода интеллект – карт позволяет
формировать метапредметные компетенции на уроках географии:
Когнитивные (самостоятельная работа с разными источниками информации,
создание центрального образа, определение ассоциаций (тем, подтем),
установление логических связей).
Оргдеятельностные (самостоятельная работа с разными источниками информации, защита
интеллект-карты, контроль выполнения интеллект-карты, анализ сформированности
навыков построения интеллект-карт).
Креативные (создание центрального образа; работа с графикой, символикой,
цветом; защита интеллект-карты).
Коммуникативные (защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект- карты).
Мировоззренческие (создание
центрального образа, защита интеллект- карты, анализ по сформированности
навыков работы по построению интеллект- карт).
Навыки, приобретенные обучающимися при
работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов
школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется
личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать
объективно постоянно меняющийся мир.
Примеры
использования интеллектуальных карт на уроках географии
При изучении темы
«Гидросфера» на уроке географии лучиками станут такие понятия, как мировой
океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды
(ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные,
артезианские, грунтовые).
При изучении темы «Рельеф Земли» в 5 классе ученикам необходимо рассмотреть схему и заполнить пропуски
используя физическую карту мира в атласе. Необходимо вписать названия
географических объектов (примеры гор и равнин), которые соответствуют данным
характеристикам
Используя интеллект-карту «Зарубежная Европа» в качестве
логического опорного конспекта, ученик может построить свой ответ на уроке,
расширить содержание карты с помощью тем третьего порядка (в карте реализовано
два уровня), дополнить примерами из учебника. Создание такой интеллект-карты
учащимися на основе параграфа учебника позволяет выделить основные смысловые
блоки, главные понятия, выявить взаимосвязь между ними.
При изучении темы материков в 5-7 классах можно создать интеллектуальные
карты, которые будут показывать характеристику материка, так же подобную
методику можно применять при изучении России в 8-9 классах.
Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту,
так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою
интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы.
Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ,
которых большое количество в интернете.
Вывод
Метод
интеллект-карт помогает обучающимся реализовывать себя, положительно влияет на
развитие их личности, дает возможность раскрыть свои творческие способности.
Работа с интеллект – картами формирует умение поиска информации в различных
источниках, ребята учатся работать в группе, наглядно видят продукт своего
труда, анализируют его, каждый оценивают свой вклад в проделанную работу,
обобщение содержания темы приобщают учащихся к самообразованию. Программа
обучения географии включает в себя знания из нескольких учебных дисциплин.
Поэтому важно использовать интеллект-карт на уроках, так как она реализует
межпредметные связи. С помощью интеллект карт реализуется системно-
деятельностный подход, знания становятся более прочными, формируются умения и
навыки, что очень важно.
Интернет-ресурсы
по составлению интеллектуальных карт:
http://www.mind-map.ru/
https://www.spiderscribe.net/
Список
литературы:
1.
Асмолов, А. Г. Формирование универсальных
учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителей /
А. Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2013. – С. 12-24.
2.
Баранский В.П. Средства обучения географии
и условия их
эффективного
использования: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов по спец. № 2107
“География”. — М.: Просвещение, 1987 г.
3.
Беловолова, Е. А. Формирование универсальных
учебных действий – М. Вентана Граф, 2014. –С. 29–68.
4.
Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою
память на 100 % – РосмэнПресс, 2007 г., 96 стр.,
5.
Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к
экзаменам [Текст]: – Минск: Росмэн-Пресс, 2007. -120 с.
6.
Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО
«Попурри», 2005. – 400с.
7.
Вестицкий М. Б. и др. интеллект –карты —
новое средство обучения Географии в школе. — 1984.
Мастер-класс
Ментальные карты как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках географии
Цель: Познакомить с технологией создания ментальных карт, показать их преимущества, сферы применения, возможности использования на уроках географии.
Задачи:
- Показать практическое значение ментальных карт для организации работы на уроке
- Формировать навыки информационно-поисковой деятельности и пошагового проектирования урока.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, бумага, маркеры
І Презентация педагогического опыта
Учителю географии каждый день приходится использовать на своих уроках различные географические карты (физические, политические, комплексные, контурные), учебник, обязательно дополнительную литературу. На данном мастер-классе речь пойдет о современной технологии интенсификации обучения на основе интеллект-карт.
Основная гипотеза инновации – это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному.
Ментальная карта – это логический рисунок, заполняемый с помощью условных знаков, символов и слов. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре карты располагается ключевое понятие, от которого идут связанные понятия из текста, либо дополнительная информация, которую знает ученик из прошлых уроков, или дополнительных источников.
Понятие «интеллект-карта» ввел английский психолог Тони Бьюзен. Первоначально она создавалась как карта памяти, дающая возможность запоминать большой объем информации. Но предназначение наших ментальных карт иное – изображение в виде логического рисунка, состоящего из ключевых понятий, образов и явлений, большого объема информации.
ІІ Проведение занятия
Знакомство с алгоритмом составления ментальной карты (проводится с помощью мультимедийной презентации)
- Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
- От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
- По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
- Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
- При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
- Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.
С помощью интеллект – рисунка решаются многие задачи:
• Развитие логического мышления
• Развитие творческого потенциала
• Формирование критического мышления
• Рост уровня обученности
• Повышение мотивации
• Сохранение здоровья
Практическое применение карт памяти
Практический результат проявляется в запоминании и хранении изучаемого материала в процессе создания карты памяти, и самое главное то, что приобретенные знания легко восстанавливаются через неопределенный промежуток времени при прочтении данной карты, а на прочтение карты понадобится не более 10 минут. При создании очередной карты памяти время работы сокращается. Поэтому главное практическое применение интеллект-рисунок – подготовка к экзаменам или контрольным работам. Времени для подготовки потребуется намного меньше, чем при традиционном способе.
Интеллект-карты удобно использовать при написании научных работ и рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Интеллект-карта может служить наглядным пособием для выражения своих мыслей, на уроках при объяснении нового материала, при подготовке домашних заданий, выступлении на конференциях и собраниях. Данную технологию можно использовать в любой сфере жизни в любой профессии она может помочь логически выстроить свою деятельность.
Заключение
Результаты диагностики показывают, что изучение предмета с помощью карт памяти дает более высокие результаты, чем традиционный способ. Изучаемый материал запоминается в большем объеме, и качество знаний повышается, так как весь материал темы прорабатывается учащимися в полном объеме и самостоятельно. Значит, решается еще одна задача, повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.
По опросам детей, на подготовку к итоговому контролю по теме им потребовалось в среднем 25 минут. Следовательно, можно сделать вывод, что данная технология действительно экономит время и способствует более качественному усвоению изучаемого материала. Есть еще одно преимущество: процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.
ІІІ Моделирование
Теперь предлагаю вам попробовать построить ментальную карту к изучаемой теме. Представьте, что Вы – ученик 7 класса. Итак, изучение новой темы “Австралия – страна наоборот”.
ОСОБЕННОСТИ АВСТРАЛИИ:
– Австралия – самый маленький материк Земли
– материк полностью расположен в южном полушарии
– здесь нет действующих вулканов
– Австралия – самый засушливый материк. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка и в 8 раз меньше, чем Южная Америка
– около половины ее площади занимают пустыни и полупустыни
– в окраске континента преобладают красновато-бурые тона
– весь материк занимает одно государство
– Австралия позже других была заселена и освоена европейцами
– Австралия расположена в 3-х климатических поясах (субэкваториальный, тропический, субтропический)
– Австралия – материк, через который проходит южный тропик
– самая высокая гора материка – гора Косцюшко – 2230м.
– Австралия – материк реликтов-животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.
Сейчас мы проверяем, что у Вас получилось.
Все демонстрируют интеллект-карты.
ІV Рефлексия
Предлагается обсудить следующие вопросы:
- Показалась ли интересной вам данная технология?
- Были ли трудности в овладении технологией создания ментальной карты?
- Считаете ли вы эту технологию перспективной в работе с учениками?
Заключительное слово
В интернете есть масса программ для построения ментальных карт, большинство из них нужно устанавливать на свой компьютер, но есть и специальные интернет-ресурсы, которые можно использовать для построения mind maps, с любого компьютера, имеющего доступ к интернету (Mindomo, MindMeister, Mind42, Bubbl.us и другие). Преимущества on-line программ значительны:
1. Везде, где есть интернет, есть возможность пользоваться программой.
Заходя с любого компьютера в интернет, вы можете создавать карты, необходимые вам в работе или личной жизни.
2. Использование в качестве источника для информирования, обучения.
Если вы педагог или консультант, то вы можете передавать информацию в удобном для обучающихся виде (в виде ментальных карт), добавлять к ним комментарии и пересылать ссылку на карту, к определенному занятию. Ведь созданные карты можно сохранять на том же сайте и делать их доступными для множества людей.
3. Возможность сохранения карты на носителе в различных форматах.
Если же вы боитесь, что Вам понадобится карта для дальнейшего редактирования на другом компьютере, или Вы будете пользоваться картой в условиях, где Интернета нет, существует возможность сохранять карту на любой носитель в различных ферматах (pdf, doc, html), и даже в формате программ MindManager, Freemind и др.
Возможно, вы откроете для себя и другие преимущества построения ментальных карт через Интернет. Главное не бояться нового, ведь это новое зачастую основывается на длительном успешном опыте других людей.
Ментальные карты как способ формирования географической картины мира
Автор: Васильченко Алеся Петровна
Организация: МОУ Пролетарская СОШ № 2
Населенный пункт: Белгородская область, п. Пролетарский
Вы умнее, чем думаете, и креативнее, чем можете себе представить.
Картирование мышления может помочь обнаружить ваш скрытый потенциал.
Джойс Викофф
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения. В связи с этим перед учителями школы стоит задача поиска новых эффективных образовательных технологий, способных ответить на вопрос: как научить учиться, как эффективно фиксировать и запоминать информацию [1].
Современное образование вбирает в себя новые образовательные практики и концепции, становится более гибким, открытым, динамичным. Для учеников постоянно возрастает объём и количество передаваемой информации. Становится важным самостоятельно находить способы отбора, преобразования, воспроизведения учебной информации. Включение в процесс обучения технологии создания ментальных карт открывает возможность собрать воедино все теоретические понятия, позволяет быстро, целостно, обобщённо воспроизвести материал, применить теоретическую информацию в практической работе.
Ментальные карты представляют собой определенную технику визуализации мышления и альтернативной записи. Ментальные карты как средство активизации мыслительного процесса рассматриваются в работах Т. Бьюзена [2], X. Мюллера [3].
Ментальные карты – это ассоциативный метод активизации мышления. Все, наверное, неоднократно замечали, как случайно названный учителем на уроке объект (например, на уроке географии страна или материк) дают толчок мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение учащихся [4]. Например, на вопрос “Как вы представляете Австралию?”, ученики седьмого класса наперебой называют разные ассоциации “кенгуру”, “кораллы”, “пустыни”, “эвкалипт”, “крики”, “страус эму” и другие). Так работает ассоциативное мышление.
Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, которые мы, учителя должны развивать, так как установление причинно-следственных связей – одна из значимых задач образования. Ассоциативное мышление – исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.
Безусловно, с интеллект-картами (синонимы “ментальная карта”, “mind map”, карты памяти) воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс усвоения материала идет быстрее. Нечасто учителя задумываются, что рисуя на доске схему (например, классификация природных ресурсов), они изображают прототип этой самой ментальной карты.
Незаменимы они и при закреплении материала. В своем опыте я использую ментальные карты для обобщения тем по разным материкам в 7 классе, экономическим районам России в 9 класса и изучении регионов мира в 11 классе.
Преимущество использования данного метода в географии состоит в том, что в рамках нашего предмета все объекты можно изобразить рисунком, схемой, так как географические объекты наиболее поддаются визуализации., супротив изучаемым фактам и терминам (представляемым, как правило, в виде слова или словосочетания) в гуманитарных науках.
Предлагаемый спектр объектов, изображаемый моими учениками, неисчерпаем. Никогда дети по одной заданной теме не приносили одинаковых карт. Просматривая интеллект-карты как учитель, сама для себя черпаю что-то новое по предложенной теме и интересное. Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть».
Как правило, ментальные карты учащимся проще выполнять дома. где их ничего не отвлекает и можно найти и черпать информацию из различных интернет-источников. Несколько деталей, на которые советую обращать внимание при выполнении карты: яркие цвета (психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы), особенные стили и тематика,. система обозначений (например, условные знаки полезных ископаемых), иллюстрации и изображения (в том числе вырезанные фрагменты карт, фотографий и др.), дополнительные заметки, однозначность (чётко излагать материал). Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом.
Следуя этим правилам, можно создавать красивые, легко запоминающиеся ментальные карты и учиться с удовольствием. Эта технология для реализации географических задач является довольно удачной, так как:
1. Эта форма позволяет изучить тему более глубоко и разносторонне, позволяет создать образ изучаемого географического объекта;
2. Приучает детей к самостоятельной целенаправленной деятельности с различными источниками информации;
3. Развивает художественно – творческие способности, воображение, эстетические чувства, навыки грамотного и свободного владения речью;
4. Учит сотрудничеству. При организации работы с ментальной картой использую коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с учащимися. Это дает им возможность приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разном качестве, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему.
Таким образом, с ментальными картами изучаемый материал на уроках географии запоминается в большем объеме. В целом, качество знаний повышается, так как весь материал темы прорабатывается учащимися в полном объеме и самостоятельно. Значит, решается еще одна задача – повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, а также умение выделять главное, обобщать.
Список использованных источников:
1. Маркова Н. И. Техника ментальных карт как основа эффективной фиксации знаний. // Агропродовольственная политика России. -2012. -№ 4. -С. 82–83.
2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство Издательство: Попурри, Серия: Супермышление. Суперпамять 2010г., 352с.
3. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М.: Омега-Л, 2007г, 126 с.
4. Казагачев В. Н., Горбань Л. Г., Толочко Я. И. Ментальные карты как средство повышения творческого мышления // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 766-769. — URL https://moluch.ru/archive/87/16893/ (дата обращения: 04.02.2019).
Приложения:
- file0.doc.. 44,5 КБ
- file1.ppt.zip.. 2,3 МБ