Как составить ментальную карту по произведению

Слайд 1

Интеллект-карты на уроках литературы

Слайд 2

Современное общество живет в век огромных потоков информации. Востребованность и успешность человека в обществе определяется мобильностью, умением ориентироваться в массивах информации, владением навыками анализа и синтеза, способностью учиться и развиваться на протяжении всей жизни.

Слайд 3

Огромное значение сегодня уделяется развитию действий целеполагания, планирования, оценки, рефлексии.

Слайд 4

Ментальная карта (карта мышления, интеллект-карта, карта ума) – продуктивная техника для формирования и развития мыслительных операций. Интеллект-карта – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме . Карта ума – отражение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации. Определения

Слайд 5

Идея создания ментальных карт принадлежит британскому психологу Тони Бьюзену . Исследовав научную литературу об эффективном использовании способностей мозга, он обосновал важность рисунка в процессе мышления и разработал интеллект-карту.

Слайд 6

Правила построения интеллект-карты: Шаг 1: По середине листа, расположенного горизонтально, в центре помещаем ключевое слово или рисунок. Дуэль – поединок чести (кульминационный момент в произведении)

Слайд 7

Шаг 2: Проводим от центра основные ветви, подписывая их ключевыми словами (существительными или глаголами) Дуэль – поединок чести (кульминационный момент в произведении) А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов И.С. Тургенев В. Шукшин А. Битов

Слайд 8

Шаг 3: Проводим от основных линий другие с производными понятиями. Варьируя при этом ширину и цвет линий. Шаг 4: Вносим разнообразие и акценты в интеллект-карту путем варьирования прописных и строчных букв, использования различных цветов, рисунков, символов Дуэль – поединок чести (кульминационный момент в произведении) М. Лермонтов И.С. Тургенев В. Шукшин А. Битов А.С. Пушкин Защита чести любовь Капитанская дочка Евгений Онегин Гринёв Швабрин Онегин Ленский м нение общества

Слайд 9

Шаг 5: Вспоминаем, обобщаем, структурируем информацию Дуэль – поединок чести (кульминационный момент в произведении) М. Лермонтов И.С. Тургенев В. Шукшин А. Битов А.С. Пушкин Защита чести любовь Капитанская дочка Евгений Онегин Гринёв Швабрин Онегин Ленский м нение общества Защита чести любовь + мнение общества Герой нашего времени Печорин Грушницкий

Слайд 10

Шаг 6: Творческий подход даст возможность наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации Дуэль – поединок чести (кульминационный момент в произведении) М. Лермонтов И.С. Тургенев А. И. Куприн А. Битов А.С. Пушкин Защита чести любовь Капитанская дочка Евгений Онегин Гринёв Швабрин Онегин Ленский м нение общества Защита чести любовь + мнение общества Герой нашего времени Печорин Грушницкий Защита чести «Отцы и дети» конфликт поколений Базаров Кирсанов Поединок Противостояние честности и коварства сострадание цинизм Ромашов Николаев Дуэль как сатира и абсурд обида насмешка друга Пушкинский дом Одоевцев Митишатьев

Слайд 11

Сферы использования ментальных карт при подготовке к урокам литературы: Создание опорных конспектов Общество Главный конфликт Жанровая система: Романтический герой: Личность сложная, страстная, бесконечная, как вселенная, с внутренним миром, полным противоречий. Жизнь духа, яркие сильные чувства, всепоглощающие страсти, тайные движения души Этапы развития Начальный 1801-1815 Период развития 1816-1825 Расцвет романтизма I треть XIX В.А. Жуковский К.Н. Батюшков Жалобы на несовершенные надежды, грусть по утраченному счастью, прелесть воспоминаний, жизнь сердца Стремление к утонченным удовольствиям, ощущение радости бытия ОВ 1812 г. подъем национального сознания, патриотизма интерес к отечественной истории и жизни народа. Исследования фольклора(Южные поэмы Пушкина К.Ф Рылеев, Б.К. Кюхельбекер, А.И Одоевский, Ф.И. Тютчев, Е.А. Баратынский, А.С Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В Гоголь Предельное развитие романтического конфликта. Взаимосвязь противоположных начал – добра и зла, проблемы человеческого существования В области языка -приближение к народному «Беспощадно требовательные к обществу, личности, миру, они безудержны в своем отрицание, в своих мечтах» А. Блок Влияние английских романтиков Д.Т. Байрон Б.П.Шелли Мироощущение Утверждение свободы личности, стремление помочь обездоленным Индивидуализм Трагическая обреченность Романтизм исторический роман, фантастическая повесть, элегия, лиро-эпическая поэма, баллада

Слайд 12

Преимущества построения интеллект-карт Экономия 50% времени на конспект; Концентрация информации на важных моментах; Визуально четкие ассоциации; Улучшение запоминания; Стимуляция креативности.

Слайд 13

Веб-сервисы для разработки ментальных карт Возможности MS Office (Microsoft Office, PowerPoint) ; Mindmeister.com – один из самых популярных онлайн-сервисов по созданию и управлению такими вещами Mindmeister.com выложил сегодня на Android – маркете своё официальное приложение. Cacoo.com – удобный онлайн инструмент рисования, который позволяет создавать различные диаграммы, такие как карты сайта, каркасные схемы, UML и сетевые графики.

ак нарисовать ментальную карту для детей О ментальных (интеллектуальных) картах речь уже шла на нашем сайте. Сегодня поговорим о применении их в школе. 

Обычными в школе являются линейные схемы работы с материалом. Но было бы полезно научить школьников другим способам анализа и запоминания материала. Таким способом являются карты памяти (метальные карты), mind map по английски.

Научить школьника составлять ментальные карты – это, как минимум сэкономить его время на домашние задания. Хорошо работает метод на учениках с проблемами памяти и логики, то есть детях с ЗПР. Материал будет полезен психологам и дефектологам, а так же неравнодушным родителям.

Как составить ментальную карту

Для обучения выбираем простой для понимания небольшой текст. Пример ниже. Автор педагог-психолог Галина Обнорская.

На рыбалке

Рано утром до восхода солнца папа накопал свежих червей. Миша закрыл коробочку с червями крышкой. Они взяли удочки, складные стулья, ведро и отправились на речку. Рыбаки и не заметили, что за ними на рыбалку отправилась кошка Машка.

Расположившись на берегу, они наживили на крючки червей, закинули удочки и стали ждать клёва. С вечера на этом месте папа посыпал в воду корму. Это приманка для рыбы. Рыбалка должна быть удачной.

Кругом стояла удивительная тишина. Только комары звенели. Над речкой полз негустой туман.

Поплавок на Мишиной удочке слегка качался на поверхности воды. Вдруг он нырнул один раз, другой… Миша растерялся. Он шёпотом позвал папу. Поплавок нырял. Папа велел тянуть. Миша выдернул удочку из воды. На крючке изгибалась небольшая серебристая рыбёшка. Папа показал, как снимать рыбку с крючка и опустил её с ведро с водой.

Миша снова насадил червячка на крючок и забросил удочку. Так поймались ещё две рыбки побольше.

Пока рыбаки внимательно следили за поплавками, Машка осторожно подцепила коготками самую маленькую рыбёшку и вытащила её из ведра на траву. Схватив добычу зубами, кошка отнесла её подальше к кустам ракиты и с аппетитом съела. Так же она вытащила и вторую рыбку.

Миша оглянулся на шорох. В ведре плавала только одна рыбка.

– Папа, где же рыбки? – удивился он.

Папа показал пальцем на кусты. Оттуда выглядывала довольная Машкина мордочка.

Рыбаки просидели на речке до восьми часов и поймали ещё пять рыбок. Все ловились на Мишину удочку. На папину не попалось ничего.

Ментальная карта к рассказу

Анализ текста и рисование интеллект-карты

Делается это достаточно просто..

  1. На листе бумаги в середине пишем главное понятие. О чём наш рассказ? О рыбалке. В центре будет слово «рыбалка».
  2. От главного понятия нарисуем три линии рассказа – это рыбаки. Кто пошёл на рыбалку? Папа, Миша, кошка Машка.
  3. А дальше уточняем действия каждого героя.
  4. Наводится красота: дорисовываются картинки. Как рыбалку изобразить? Ребята решили, что это будет речка и удочка с рыбкой. Рисуем и подписываем. Рыбаков тоже изображаем схематически. На первом этапе тренировки сочетаем рисунок и письменное слово. На подробностях рисунка зацикливаться не стоит. Если ученик хочет нарисовать подробно всех героев, пусть он это сделает потом, как дополнение. Если в дальнейшем школьник не желает отказываться от рисунка, не настаивайте. Значит такой его личный стиль интеллект-карты.

Обычно учащиеся начальной школы (и даже среднего звена) пересказывают тексты подробно. Научившись анализировать и запоминать материал с помощью ментальных карт, ученику будет несложно сформулировать краткое содержание текста. В нашем случае это выглядит так.

1 вариант

Папа и Миша пошли на рыбалку. За ними увязалась кошка Машка. На речке рыбаки закинули удочки и ждали клёва. Первую рыбку поймал Миша. Пока рыбаки наблюдали за поплавками, кошка утащила две рыбки по очереди в кусты и там съела. Миша поймал ещё пять рыбок. А папе не повезло. Он ничего не поймал.

2 вариант (ещё более сокращённый)

Папа и Миша пошли на рыбалку. За ними увязалась кошка Машка. Первые три рыбки поймались на Мишину удочку. Пока рыбаки следили за поплавками, Машка утащила двух рыбок. Миша поймал ещё пять рыбок, а папа ничего.

Учебный год закончился. Но многие родители занимаются с ребятами и на каникулах.  По разным причинам. Было бы полезно научить школьников создавать ментальные карты. Они развивают многие полезные способности. Учителя будут удивлены подъёмом успеваемости ребёнка.

Библиографическое описание:


Пахтусова, А. А. Опыт создания ментальных карт на уроках литературы / А. А. Пахтусова, А. Н. Прель, М. В. Погорелова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1118/ (дата обращения: 17.05.2023).

1.                  Организация, на базе которой шла работа над проектом

Проект «Опыт создания ментальных карт на уроках литературы» создан на базе ГБОУ г. Москва «Школа № 152». Здесь проводились

–                    занятия в рамках проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время,

–                    консультации для участников проекта и обучающихся 11б класса,

–                    мастер-классы для учащихся 5в и 7а классов.

2.                  Команда проекта

ФИО

ОУ, класс/

организация, должность

Функция в проекте

Задачи в проекте

Погорелова

Марина Валерьевна

Учитель литературы ГБОУ Школа № 152

Научный руководитель

Организация работы проектной команды;

научное сопровождение

Пахтусова Александра

ГБОУ Школа № 152,

8 «А» класс

Разработчик интеллект-карт, дизайнер

Разработка интеллект-карт

Прель Анастасия

ГБОУ Школа № 152,

8 «А» класс

Литературовед, разработчик презентации

Составление описания проекта, подготовка презентации

3.                  Формулировка проблемы, обоснование актуальности проекта.

Сегодня на человека обрушивается поток информации.

–                    Было подсчитано, что выпуски Нью Йорк Таймс за одну неделю содержат больше информации, чем человек 18 века получал за всю жизнь.

–                    90 % данных о мире были сформированы за последние два года.

–                    В 1900 годах знания человека увеличивались вдвое каждые сто лет. В 1950 — каждые 25 лет. В 2014 году — каждые13 месяцев. К 2020 году знания человека предположительно будут увеличиваться вдвое каждые 12 часов.

Как справиться с этим потоком? Как современному школьнику научиться обрабатывать большие объемы информации и развивать академическую карьеру, несмотря на трудности в учебе, нежелание запоминать? Как организовывать смысловое чтение, чтобы улучшить результаты тестов, развить критическое мышление? В условиях, когда поколение учащихся не испытывает радости от процесса добывания знаний, необходимо найти такие инструменты, которые помогали бы учиться более эффективно, раскрывать творческий потенциал и добиваться успеха. Актуальность нашей работы мы увидели в освоении инструмента, способного структурировать огромное количество полученной информации.

В поисках разработки решения обозначенной проблемы мы мы обратились к материалам сайта «TexTerra — агентство интернет-маркетинга» https://texterra.ru/, познакомились с программами для создания интеллект-карт (MindMeister, MindMup, XMind, MingManager — их существует более 15). Проанализировав представленные на сайте материалы, мы узнали, что слово Mind переводится как «разум». Майндмэппинг — это схематическое изображение ключевых мыслей книги, основных пунктов выступления или наиважнейшего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе. Интеллект-карты имеют много названий: ментальная карта, майндмэппинг, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта. Карта отдаленно напоминает дерево, или паука, или осьминога — что-то такое, у чего есть центр и ответвления. В центре — основная идея. От нее отходят ключевые пункты. Каждый пункт тоже при необходимости дробится на несколько пунктов поменьше. И так, пока вся проблема не будет четко проработана.

Мы поняли, что ментальные карты — это мощные инструменты, которые помогают нашему мозгу понимать и запоминать понятия, информацию, делать меньше заметок, минимально пересматривать их и все равно запоминать больше фактов, чем с обычными заметками. Так как в ментальных картах в основном используются ключевые слова, изображения и короткие фразы, это помогает записывать мысли намного быстрее обычного. Свободный поток идей может помочь при написании творческих заданий, при создании проекта, научной статьи.

Нам осталось выбрать удобную для работы программу и создать проектный продукт на основе полученных знаний.

4.                  Развернутая формулировка цели и задач, решение которых поможет эту цель достичь.

Основная цель работы — создать ментальные карты для использования их на уроках литературы как в ходе изучения художественных произведений, так и при подготовке к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.                Освоение методики работы с программой «XMind»;
  2.                Разработка интеллект-карты «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта»…;
  3.                Отбор программных произведений, используемых при аргументации в итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ;
  4.                Построение интеллект-карт по основным проблемам, предлагаемым на ЕГЭ;
  5.                Внедрение ментальных карт в школьную практику.

5.                  Определение критериев результативности.

На стадии замысла мы планировали судить об успешности результата по следующим критериям:

–                    осведомленность участников работы во всех областях проекта, в том числе в области вмененных функциональных обязанностей в зависимости от способностей и возможностей;

–                    содержание и композиция созданных интеллект-карт способствует расширению кругозора обучающихся.

6.                  План выполнения проекта был стандартным:

Этап работы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Обсуждение различных тем проекта и выбор

самой актуальной (сентябрь)

2

Обсуждение цели, задач и гипотезы проекта

Обсуждение цели и задач, направленных на

выполнение проекта (сентябрь)

3

Изучение источников

Знакомство с критической и научно-популярной

литературой, Интернет-источниками

(сентябрь-октябрь)

4

Подбор и освоение методов исследования

Наблюдение; анализ изученных материалов; сравнение различных точек зрения, концепций, трактовок; моделирование и построение (сентябрь-октябрь)

5

Выполнение практической части проекта

Составление плана мероприятий и выполнение их в соответствии с этим планом (октябрь-ноябрь)

6

Обработка результатов и их обсуждение

Оценка результативности выполненной работы (декабрь)

7

Оформление работы

Оформление пояснительной записки и создание (декабрь)

8

Разработка стратегии

развития проекта

Составление плана развития проекта в соответствии с полученными результатами (январь)

7.                  Подробное описание решения. Реализация плана, корректировка

Отправной точкой в работе над проектом стал возникший после летнего отдыха интерес к личности и творчеству испанского поэта Федерико Гарсиа Лорка. Некоторые даты привлекли наше внимание. Поэт родился в 1898 году. Летом 1928 года он опубликовал «Цыганское романсеро» — самое успешное произведение, которое ему самому нравилось больше всего и которое очень быстро принесло ему оглушительную славу. Так что 2018 год дважды юбилейный: 120 лет со дня рождения писателя и 90 — его знаменитой книги. Кроме того, в 2017 году Испания неоднократно была в поле зрения мировой общественности в связи с вопросами политического самоопределения. И творчество поэта показалось нам интересным для того, чтобы лучше понять суть испанцев, причины их настоятельных требований. Ведь Федерико Гарсиа Лорка рожден духом и судьбой Испании, её страстью и кровью, её обычаями, музыкой, верой в будущее. «Эта верность стихии своего народа и его лучшим глашатаям дает опору бессмертию Федерико Гарсиа Лорки… — вспоминал современник и друг поэта Хуан Маринельо. — Как всякий классик, он выходит за рамки своего времени, он составляет эпоху и её детище. Эта сама традиция и сама история, идущая вперёд. Именно поэтому его новизна поражает, но не раздражает, и его непривычный голос воспринимается как смелое новшество, к которому мы все в какой-то мере причастны!»

В ходе знакомства с личностью и творчеством поэта мы увидели, что один из самых известных поэтических циклов Лорки «Цыганское романсеро» неоднократно становился объектом литературоведческих и лингвистических исследований: досконально изучены стиховые структуры этой книги, исследованы приемы их воспроизведения в традиции русского поэтического перевода. От нас не требовалось сказать новое слово в филологии — это блестяще сделали ученые. Мы хотели структурировать большой объем добытого материала, чтобы его легче было осмыслить и применить. Так была создана наша первая интеллект-карта «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…»

Рис. 1. Интеллект-карта «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…»

Мы убедились, что карты мыслей отображают иерархию и отношения между отдельными темами и дают возможность увидеть общую картину. И решили пойти дальше — создать ментальные карты по художественным произведениям, изучаемым на уроках литературы, которые оказываются востребованными при подготовке к Государственной итоговой аттестации. Были разработаны и созданы карты по произведениям М. Ю. Лермонтова «Мцыри», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и «Ревизор». В данный момент команда проекта работает над разработкой новых карт.

Рис. 2. Интеллект-карта «Остап и Андрий. Сравнительная характеристика»

Рис. 3. Интеллект-карта «Романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Наша проектная деятельность опирается на комплекс дополняющих друг друга методов исследования, таких как

–                    метод анализа и обработки полученных данных,

–                    сопоставительный и компонентный анализ,

–                    метод моделирования,

–                    опрос информантов.

В работе было использовано следующее оборудование:

Название

Назначение

Кем предоставлено

Условия предназначения

Компьютер

Для знакомства с информацией и ее обработки

школа

Использование в учебном процессе

Мультимедийный проектор

Для трансляции результатов

школа

Использование в учебном процессе

8.                  Оценка эффективности проекта осуществлялась на основании анкетирования, проведенного среди обучающихся, и отзывов педагогов школы.

Транслируя приобретенный опыт, мы провели мастер-класс для учащихся 5 «В» и 7 «А» класса, во время которого познакомили ребят с сайтом «TexTerra — агентство интернет-маркетинга», рассказали о возможностях программы XMind и работе с ней, показали удобство использования. О заинтересованности пятиклассников в предложенном контенте мы узнали из ответов на вопросы, заданные в ходе анкетирования:

  1.                Пользовались ли вы этой программой раньше?

–                    Нет — 100 %;

–                    да — 0 %.

  1.                Что вам показалось наиболее интересным?

–                    Возможности дизайна — 25 %;

–                    большой объем информации в простой форме — 35 %;

–                    простота в использовании — 40 %.

3. Для чего вы можете создавать собственные интеллект-карты?

–                    Для подготовки к докладам, сообщениям — 30 %;

–                    для создания проектов — 20 %;

–                    для организации дня — 5 %;

–                    для подготовки к тестам, контрольным работа — 35 %;

–                    для подготовки к сочинениям — 10 %.

Также мы предложили разработанные нами ментальные карты выпускникам 2017–18 года для подготовки к итоговому сочинению. Наше предложение оказалось востребованным, о чем говорят устные отзывы одиннадцатиклассников и их ответы на вопросы анкеты:

  1.                Использовали ли вы при подготовке к итоговому сочинению материалы нашего проекта?

–                    Да — 75 %;

–                    нет — 25 %.

  1.                Пригодятся ли вам ментальные карты для подготовки к ЕГЭ?

–                    Да — 85 %;

–                    нет — 10 %;

–                    Затрудняюсь ответить — 5 %.

  1.                Что вас привлекло в интеллект-картах?

–                    Возможности дизайна — 15 %;

–                    большой объем информации в простой форме — 55 % %;

–                    простота в использовании — 30 %.

Учителя, познакомившиеся с результатами нашего проекта, давали положительную оценку и говорили о широких возможностях ментальных карт в осуществлении метапредметных связей, а также для построения интересных уроков в МЭШ.

9.                  Оценка полученного в ходе работы результата и перспективы дальнейшей работы над проектом.

Результатом работы считаем реализацию поставленных задач:

  1.               Освоили методику работы с программой «Xmind»;
  2.               Разработали интеллект-карту «Федерико Гарсиа Лорка. Открыть для себя поэта…;
  3.               Осуществили отбор программных произведений, используемых при аргументации в итоговом сочинении и в сочинении формата ЕГЭ;
  4.               Создали несколько интеллект-карт по проблемам, актуальным на итоговом сочинении и ЕГЭ по русскому языку;
  5.               Успешно осуществляем внедрение ментальных карт в школьную практику.

Практическая ценность проектной работы состоит в выявлении оптимальных приемов обработки и структурирования больших информационных потоков. Ментальные карты помогают эффективно осваивать объемные темы школьной программы и структурировать материал, облегчают запоминание при подготовке к контрольным работам и Государственной итоговой аттестации. Ментальные карты повышают читательскую грамотность, так как способствуют организации смыслового чтения и развитию критического мышления. Обучающийся, освоивший майндмэппинг, будет иметь преимущества на рынке труда по сравнению со сверстниками, заблудившимися в необъятном информационном поле. Учитель, построивший урок для МЭШ с использованием Mindmap, поможет не только своим ученикам, но и коллегам.

Дальнейшие шаги по работе над проектом

  1.                Создание интеллектуальных карт по программным темам курса “Литература 8–9 класс”;
  2.                создание ментальных карт по обобщающим темам курса «Русский язык» (например, Правописание НЕ с различными частями речи, Правописание Н-Н в суффиксах различных частей речи;)
  3.                Подготовка материалов для МЭШ;
  4.                Подготовка и проведение литературного вечера по творчеству Федерико Гарсиа Лорки с использованием майндмеппинга.

 

Литература:

  1.                Сайт https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html (выбор программ, создание и объяснение значимости интеллект — карт)
  2.                Федерико Гарсиа Лорка “Цыганское романсеро” — сборник стихов
  3.                Л. С. Осповат. Статья «Гарсиа Лорка» — М.: Мол. гвардия, 1965. — 432 с. Тираж 115 000 экз. (Жизнь замечательных людей. Вып. 16 (410).).
  4.                Сайт http://www.garcia-lorca.ru/
  5.                М. Ю. Лермонтов «Мцыри» — Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Правда, 1988.
  6.                Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» — М., Детская литература, 2017. Серия «Школьная библиотека»

Основные термины (генерируются автоматически): итоговое сочинение, проект, урок литературы, Подготовка, работа, Государственная итоговая аттестация, критическое мышление, проектная деятельность, простая форма, смысловое чтение.

Как использовать интеллект-карты в работе над художественным произведением

Разбираем, что такое интеллект-карта и как применять её в работе над художественным произведением. В статье представлены примеры интеллект-карт, составленных на основе романа Фрэнка Герберта «Дюна», а также подборка программ для разработки интеллект-карт.

  1. Интеллект-карта — инструмент для структурирования информации
  2. Этапы составления интеллект-карты
  3. Способы использования интеллект-карт в работе над книгой
  4. Разработка идеи с помощью интеллект-карты
  5. Построение сюжета с помощью интеллект-карты
  6. Создание системы персонажей с помощью интеллект-карты
  7. Проработка персонажа с помощью интеллект-карты
  8. Программы для составления интеллект-карт
  9. Подведём итоги: как работать с интеллект-картами

Интеллект-карта — инструмент
для структурирования информации

Интеллект-карта (карта мыслей, ментальная карта, ассоциативная карта, диаграмма связей, mind map) — это способ структурировать и визуализировать информацию так, чтобы увидеть, из каких частей может состоять нечто целое. Образы и ключевые слова об одном событии, идее или задаче не всегда составляются в единую систему сразу. В такие моменты помогает интеллект-карта.

Британский психолог Тони Бьюзен одним из первых подробно описал методику работы с интеллект-картами в книге «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления». Методика встречается и раньше. Например, прообразами интеллект-карт пользовались мыслители Древней Греции, Средневековья, эпохи Возрождения, а затем и Просвещения. Тони Бьюзен
не первооткрыватель, но популяризовал метод именно он.

Интеллект-карты применяются во многих областях жизни: в обучении, бизнесе, науке, творчестве и саморазвитии. При помощи них человек работает
с ассоциациями, находит связи между идеями и создаёт новые подходы
к решению задач любого характера.

    Этапы составления интеллект-карты

    Тони Бьюзен писал, что в хорошей интеллект-карте есть три важных компонента:

    • центральный образ,
    • толстые основные ветви разных цветов и
    • единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви (лучше — и то, и другое).

    Чтобы создать интеллект-карту нужно много пространства, поэтому лучше взять лист бумаги побольше — А3, А2 или А1. Интеллект-карта рисуется разноцветными фломастерами или карандашами. Так, её отдельные области становятся ярче, что подстёгивает воображение. Создать интеллект-карту можно также при помощи программ, приложений и сервисов.

    Интеллект-карта составляется в несколько этапов:

      В центре располагается кратко подписанный образ. Это ядро интеллект-карты, поэтому образ должен отражать всю суть вопроса, проекта или задачи. Необходимо, чтобы он был ярким, простым и понятным. Можно дополнить его изображением.

      От центрального образа рисуются ветви ― ассоциации первого порядка. Лучше делать это разными цветами, чтобы каждая ветвь выделялась. Каждую ветвь необходимо подписать и по возможности изобразить образ, который с ней ассоциируется.

      От ассоциаций первого порядка рисуются новые ветви. Эти ассоциации второго порядка подписываются и тоже по возможности обозначаются изображениями. В свою очередь, от них могут отходить ветви, создавая ассоциации третьего порядка.

      Получившиеся образы можно соединять стрелками или объединять в группы, даже если они изначально отходят от разных ветвей. Важно, чтобы автор интеллект-карты понимал, для чего он это делает и что хочет показать.

      Этапы, начиная со второго, повторяются до тех пор, пока не закончатся все возможные ассоциации. Вымучивать образы не нужно. Если они не появляются сразу, лучше оставить место и двигаться дальше, а потом снова вернуться, как только придёт нужная мысль. Если кажется, что все образы выгружены, можно взять отдых на несколько часов или даже дней. Свежий взгляд на интеллект-карту поможет понять, как сделать её более цельной и полезной.

        Способы использования
        интеллект-карт в работе над книгой

        Каждый писатель придумывает свои способы и алгоритмы создания интеллект-карт и адаптирует их для себя. Всё зависит от потребности автора и цели, которую он перед собой ставит.

        С помощью интеллект-карты писатели в том числе могут:

          • Продумать идею произведения до начала работы над рукописью.

          • Обрести вдохновение и войти
            в состояние потока.

          • Собрать и структурировать фактуру.

          • Создать персонажа, описать его внутренний и внешний портрет.

          • Спланировать сюжет произведения и работу
            над рукописью.

          • Смоделировать сюжетные ситуации и систему персонажей.

          • Запомнить все необходимые для произведения художественные детали.

          • Провести мозговой штурм, например, чтобы найти свежие идеи для сюжета.

          В статье рассмотрим несколько случаев использования интеллект-карт, согласно основным писательским задачам:

          1. Разработка идеи.
          2. Построение сюжета.
          3. Создание системы персонажей.
          4. Проработка персонажа.

          В качестве примера возьмём роман Фрэнка Герберта «Дюна».

            Разработка идеи
            с помощью интеллект-карты

            Представим, что Фрэнк Герберт разрабатывал идею романа «Дюна», отталкиваясь от образа планеты Арракис.

            Ассоциациями первого порядка будут общие темы, которые поднимаются на протяжении всего произведения:

            • атмосфера планеты,
            • война за неё,
            • специя и
            • жизнь на планете.

            Каждую ассоциацию первого порядка можно уточнить и сделать понятными при помощи ассоциаций второго порядка. Каким-то словам необходимо дать определения — тут задействуются ассоциации третьего порядка. Основным источником конфликта на Арракисе становится специя, поэтому образ связан с войной за планету стрелкой.

              Оттолкнуться при разработке идеи можно от любого образа, который будет усложняться с каждым новым уровнем ассоциаций. Например, в качестве центрального образа «Дюны» можно было взять специю. От неё были бы построены свои связи и ассоциативные ряды. У каждого автора интеллект-карта будет оригинальна.

                Построение сюжета
                с помощью интеллект-карты

                Роман «Дюна» состоит из трёх частей: «Дюна», «Муад’Диб» и «Пророк». Представим, что планирование сюжета и событий произведения будет разбито на эти части. Иными словами: сюжетное построение будет идти от общего к частному. В таком случае, от каждой части пойдут отдельные главы или ключевые события.

                  Можно было составить интеллект-карту иначе. От центрального образа романа отошли бы ветви: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, сюжетные повороты, развязка, финал. Такой алгоритм позволил бы увидеть
                  не только подборку последовательных событий, но и их динамику.

                    Создание системы персонажей
                    с помощью интеллект-карты

                    «Дюна», как и многие эпические произведения, наполнена персонажами, которые объединяются в группы, враждуют или помогают друг другу, а может и вовсе остаются независимыми. Удержать их всех в голове непросто, поэтому для составления системы персонажей подойдёт интеллект-карта.

                    Основные ветви представляют главные фракции в романе, которые в свою очередь разбиваются на действующих лиц. В интеллект-карте можно группировать персонажей и объединять в ассоциациях второго порядка. Это помогает систематизировать отношения персонажей, их взаимосвязи.

                      Можно группировать персонажей и по другим принципам. Например,
                      не по фракциям, а по тому, кто в истории является протагонистом, а кто — антагонистом. От каждого будут идти ответвления с персонажами, которые занимают соответствующую сторону.

                        Проработка персонажа
                        с помощью интеллект-карты

                        Главный герой «Дюны» ― Пол Атрейдес, сын главы дома Атрейдесов герцога Лето. Чтобы разработать личность персонажа необходимо знать, как он выглядит, какой у него характер, какими способностями он обладает, из какой он семьи, кто его союзники и враги. Эти характеристики и будут ветвями в интеллект-карте. Каждая ветвь поясняется ассоциациями второго порядка, благодаря чему образ Пола Атрейдеса постепенно усложняется.

                          Можно использовать другой набор характеристик. Всё зависит от видения автора, жанра произведения и места персонажа в истории.

                            Программы для составления
                            интеллект-карт

                            Для составления интеллект-карт существует множество программ, сервисов и приложений. Предлагаем несколько вариантов:

                              Бесплатная программа, которую можно установить, как десктопную версию, или воспользоваться веб-приложением.
                              В программе есть разные формы фигур и стили схем. При необходимости можно добавлять гиперссылки и изображения. Полная история изменений позволит взглянуть на предыдущие версии карты. Сохранить проекты можно во всех базовых форматах.

                              Сервис доступен на всех платформах. Главное преимущество — работа над интеллект-картами командой. Подойдёт тем писателям, которые работают над произведением в соавторстве. Есть бесплатный тариф. Подписка ($10 в месяц) открывает возможность сохранять проекты
                              в необходимых форматах и добавляет ещё несколько полезных функций для совместной работы.

                              Относительно бесплатная программа. Сочетает в себе много вариантов схем, цветов
                              и комбинаций. Помимо интеллект-карт можно создать логические, организационные, древовидные и хронологические схемы, диаграммы Исикавы. Результат работы можно либо сохранить как проект в формате XMind Workbook, либо экспортировать в формате PDF, SVG или PNG с водяным знаком. Для использования программы без ограничений, можно купить стандартную подписку за $59,99
                              в год.

                              Это простая и бесплатная программа представлена только в виде мобильного приложения для Android. Проекты можно сохранять в виде списка или в форматах PNG, SVG, PDF и OPML.

                              Относительно бесплатный сервис, которым можно воспользоваться как через
                              веб-приложение, так и на смартфоне на Android или iOS. В бесплатной версии доступны три карты, режим презентации. Есть доступ
                              к значкам и картинкам из библиотеки сервиса. Экспортировать проекты можно в формате RTF или как проект MindMeister. В платной версии доступно больше карт и экспорт в большее количество форматов. Личная подписка стоит $4,99 в месяц. По мере увеличения цены
                              за подписку, открывается всё больше функций.

                              Подведём итоги:
                              как работать с интеллект-картами

                              • К созданию интеллект-карты нужно подготовиться. Потребуется большой лист и разноцветные фломастеры или карандаши. Можно воспользоваться одним из сервисов по созданию
                                интеллект-карт.

                              • Прежде, чем начать, следует сформулировать цель. Необходимо понимать, для чего интеллект-карта создаётся, какую проблему
                                нужно решить.

                              • Центральный образ — это ядро карты. От него зависит вся работа. Удачно подобранный образ поможет составить такую интеллект-карту, к которой можно будет возвращаться не один раз.

                              • Важно не ограничивать себя и фиксировать все ассоциации, которые приходят в голову. Ассоциации могут быть странными, нелогичными, пугающими или смешными. Позднее можно оценить качество ассоциаций и удалить неподходящие, но на первом этапе лучше «выгрузить» все возможные варианты.

                              • Правильной схемы или алгоритма нет. Каждый автор думает
                                по-своему и обладает своим оригинальным воображением и подходом.

                              • Интеллект-карта — гибкий инструмент, который можно использовать для любой творческой задачи и любого эксперимента.

                              • На создание интеллект-карты может потребоваться много времени. Ассоциации не всегда приходят в голову сразу и в полном объёме.
                                Для некоторых мыслей нужно время, чтобы они созрели.

                              • К готовой интеллект-карте следует возвращаться. Это нужно, чтобы дополнить её или получить заряд вдохновения. Порой в старых мозговых штурмах можно найти новые решения творческих задач.
                                А порой там обнаруживаются и новые сюжеты для произведений.

                              1. Бахрах Э. Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно / Пер. с исп. Е. Куприянова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
                              2. Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт / Под ред. Глеба Архангельского. М.: Альпина Паблишер, 2009.
                              3. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Пер. с англ. Ю. Константинова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
                              4. Герберт Ф. Дюна / Пер. с англ. Ю. Соколов. М.: Издательство АСТ, 2021.
                              5. Роулинг С. Я хочу больше идей. Более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления / Пер. с англ. Е. Куприянова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021.
                              6. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы / Пер. с англ. П. Ракитин. М.: Альпина Паблишер, 2016.

                              Автор материала: Артур Ахметшин
                              Редактор: Мария Мальки

                              Дата публикации: 14.12.2022

                                 Тип проекта: исследовательский   Ментальные карты как эффективная техника ведения читательского дневника   Выполнила: Шумакова Елена Алексеевна, обучающаяся 7д класса Руководитель: Ахметова Н.Н., учитель русского языка и литературы

                              Тип проекта: исследовательский Ментальные карты как эффективная техника ведения читательского дневника

                              Выполнила:

                              Шумакова Елена Алексеевна,

                              обучающаяся 7д класса

                              Руководитель:

                              Ахметова Н.Н.,

                              учитель русского языка

                              и литературы

                              Цель проекта Освоить технику составления ментальных  карт для подробного изучения художественных произведений Задачи: изучить информацию о понятии ментальных карт как способе систематизации знаний и технике составления ментальных карт; составить схемы ментальной карты; создать ментальные карты по художественным произведениям русской литературы, изучаемой по программе 5 класса. провести социологический опрос среди обучающихся 5-х и 6-х классов; провести апробацию метода ментальных карт в 6-х классах и беседу с обучающимися об использования этого метода.

                              Цель проекта

                              Освоить технику составления ментальных

                              карт для подробного изучения художественных произведений

                              Задачи:

                              • изучить информацию о понятии ментальных карт как способе систематизации знаний и технике составления ментальных карт;
                              • составить схемы ментальной карты;
                              • создать ментальные карты по художественным произведениям русской литературы, изучаемой по программе 5 класса.
                              • провести социологический опрос среди обучающихся 5-х и 6-х классов;
                              • провести апробацию метода ментальных карт в 6-х классах и беседу с обучающимися об использования этого метода.

                              Методы исследования социологический опрос среди обучающихся 5д и 6ав классов; анализ результатов опроса; беседа с ребятами Гипотеза Если освоить составление ментальных карт как эффективная техника ведения читательского дневника, то они помогут лучше понять и проанализировать произведение

                              Методы исследования

                              • социологический опрос среди обучающихся 5д и 6ав классов;
                              • анализ результатов опроса;
                              • беседа с ребятами

                              Гипотеза

                              Если освоить составление ментальных карт как эффективная техника ведения читательского дневника, то они помогут лучше понять и проанализировать произведение

                              Значимость ментальных карт  Ментальные карты - удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. Преимущества метода в том, что он применим при решении самых разных задач из самых различных областей человеческой деятельности.

                              Значимость ментальных карт Ментальные карты – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. Преимущества метода в том, что он применим при решении самых разных задач из самых различных областей человеческой деятельности.

                              Автор техники ментальных карт Тони Бьюзен  Тони Бьюзен - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)». Автор и соавтор более 100 книг. Концепцию карт начал разрабатывать еще в 1970-х годах. Написал 82 книги, посвященных этой тематике.

                              Автор техники ментальных карт

                              Тони Бьюзен

                              Тони Бьюзен – психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)». Автор и соавтор более 100 книг.

                              Концепцию карт начал разрабатывать еще в 1970-х годах.

                              Написал 82 книги, посвященных этой тематике.

                              Плюсы ментальных карт Информация предоставляется в сжатом виде Наглядность Творческий подход Коллективная работа Развитие памяти Способствуют организации умственной деятельности

                              Плюсы ментальных карт

                              • Информация предоставляется в сжатом виде
                              • Наглядность
                              • Творческий подход
                              • Коллективная работа
                              • Развитие памяти
                              • Способствуют организации умственной деятельности

                              Способы создания ментальных карт создаются своими руками создаются своими руками «Hand made» при использовании компьютерных программ при использовании компьютерных программ Программный

                              Способы создания ментальных карт

                              • создаются своими руками
                              • создаются своими руками

                              «Hand made»

                              • при использовании компьютерных программ
                              • при использовании компьютерных программ

                              Программный

                              Схема создания ментальных карт в виде читательского дневника

                              Схема создания ментальных карт в виде читательского дневника

                              Образец ментальных карт

                              Образец ментальных карт

                              Результаты социологического опроса

                              Результаты социологического опроса

                              Выводы:  Ментальные карты действительно являются эффективной техникой ведения читательского дневника для изучения художественной литературы. Схемы ментальных карт легко создать, как и детям, так и взрослым. Программный способ составления ментальных карт более удобный и практичный. При составлении ментальной карты на уроке литературы, ученики быстро справились с этой задачей и хорошо проанализировали художественное произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»; Метод составления читательского дневника оказался понятен шестиклассникам, они бы хотели его использовать на уроках литературы.

                              Выводы:

                              • Ментальные карты действительно являются эффективной техникой ведения читательского дневника для изучения художественной литературы.
                              • Схемы ментальных карт легко создать, как и детям, так и взрослым.
                              • Программный способ составления ментальных карт более удобный и практичный.
                              • При составлении ментальной карты на уроке литературы, ученики быстро справились с этой задачей и хорошо проанализировали художественное произведение В.Г. Распутина «Уроки французского»;
                              • Метод составления читательского дневника оказался понятен шестиклассникам, они бы хотели его использовать на уроках литературы.

                              Список использованных источников Статья «Использование ментальных карт на уроках литературы» [Электронный ресурс]. ­– Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_mentalnih_kart_na_urokah_literaturi_054704.html - Заглавие с экрана. – (Дата обращения 21.01.2019) Опыт создания ментальных карт на уроках литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=f6cj&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2090.9mPHfG4xFok1A- - Заглавие с экрана. – (Дата обращения 22.01.2019) Опыт создания ментальных карт на уроках литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=12mm&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2090.uXdiOWfmfqRo6f6Z372FpQik9VCw3LXyE0uvK0_ - Заглавие с экрана. - (Дата обращения 22.01.2019) Пять практик дневниковедения на разные случаи жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://interesno.co/myself/44ddc75cdcaf – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 26.01.2019). Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/mentalniekarti/ - Заглавие с экрана. – (Дата обращения 26.01.2019).

                              Список использованных источников

                              • Статья «Использование ментальных карт на уроках литературы» [Электронный ресурс]. ­– Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_mentalnih_kart_na_urokah_literaturi_054704.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 21.01.2019)
                              • Опыт создания ментальных карт на уроках литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=f6cj&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2090.9mPHfG4xFok1A- – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 22.01.2019)
                              • Опыт создания ментальных карт на уроках литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=12mm&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2090.uXdiOWfmfqRo6f6Z372FpQik9VCw3LXyE0uvK0_ – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 22.01.2019)
                              • Пять практик дневниковедения на разные случаи жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://interesno.co/myself/44ddc75cdcaf – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 26.01.2019).
                              • Ментальные карты Бьюзена – ассоциативный метод активизации мышления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/mentalniekarti/ – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 26.01.2019).

                                 Тип проекта: исследовательский   Ментальные карты как эффективная техника ведения читательского дневника   Выполнила: Шумакова Елена Алексеевна, обучающаяся 7д класса Руководитель: Ахметова Н.Н., учитель русского языка и литературы

                              Тип проекта: исследовательский Ментальные карты как эффективная техника ведения читательского дневника

                              Выполнила:

                              Шумакова Елена Алексеевна,

                              обучающаяся 7д класса

                              Руководитель:

                              Ахметова Н.Н.,

                              учитель русского языка

                              и литературы

                              Добавить комментарий