Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Создание ментальных карт как способ формирования функциональной грамотности.
Автор: учитель математики Баженова Н.И. -
2 слайд
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.Н. Рылеева
-
3 слайд
Задание.
Определите тип текста.
Прочитайте его. -
4 слайд
Кто знает, как называется такой способ отображения информации?
-
5 слайд
Ментальные карты
( Интеллект-карты)
Ментальные карты – это особая техника визуализации мышления, построенная на создании эффективных альтернативных записей. Этот метод позволяет отобразить процесс общего системного мышления.
Создатель Тони Бьюзен конец 50 г. XX века. психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления — «карты ума (памяти)» (mind maps). Автор и соавтор более 100 книг. -
6 слайд
Советы по созданию ментальных карт:
Пространство должно быть заполнено,
на карте не должно быть пустых мест,
однако она не должна быть перегружена
Карту можно считать законченной,
если она выглядит цельной и крепкой.
Размеры и толщина букв и линий
должна варьироваться
в зависимости от важности.
Используются разные цвета.
Каждая ветвь может
иметь свой цвет.
Если ветви чересчур разрослись, их можно заключить в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Слова пишутся печатными буквами.
Они должны быть четкие, легки в прочтении.
Размещаем
в центре главную идею (её образ). -
7 слайд
Ускорять процесс памяти
Сжимать информацию
Преобразовывать текст
Развивать креативность
Улучшать все виды памяти
Интерпретировать текст
Метод
Интеллект-
Карт
позволяет -
8 слайд
Практическое применение
конспектирования материала
графического отображения изучаемых концепций
выполнение рабочих или бытовых задач
планирование поездки, отдыха, мероприятия, переезда
планирование своего бюджета
развивать мысли, ассоциации и новые идеи
планирование развития бизнеса
составления плана своего ответа
достижение цели
-
Слайд 1
Ментальные карты-создание и использование для обобщения и систематизации знаний Малышева И.Н. учитель математики высшей категории МБОУ СОШ №3 г.Вязьмы Смоленской обл. 2015 г.
Слайд 2
Ментальные карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал . Иначе ментальные карты называют « Интеллект-карты », «Мыслительные карты», «Карты ума», «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта».
Слайд 3
Интеллект-карты – это разработка Тони Бьюзена – известного английского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. «… по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать … Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой . Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!» Т.Бьюзен
Слайд 4
Назначение ментальных (интеллектуальных) карт Обучение · создание ясных и понятных конспектов лекций; · максимальная отдача от прочтения книг/учебников; · написание рефератов, курсовых проектов, дипломов. Запоминание · подготовка к экзаменам; · запоминание списков: что сделать/кому позвонить/… Презентации · вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; · проведение деловых встреч и переговоров. Планирование · управление временем: план на день, неделю, месяц, год… Мозговой штурм · генерация новых идей, творчество; · коллективное решение сложных задач. Принятие решений · четкое видение всех «за» и «против»; · более взвешенное и продуманное решение.
Слайд 5
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Развитие умений работы с информацией
Слайд 6
Современное общество заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности.
Слайд 7
Использование интеллект-карт как метода при организации обобщения и систематизации знаний позволяет эффективнее решать образовательные задачи, связанные 1) информационной компетентностью учеников: выделение познавательной цели; поиск информации; формирование понятий и установление связей между ними; структурирование знаний; синтез, анализ; классификация, систематизация и обобщение; 2) коммуникативной компетентностью учеников: общение и взаимодействие; учебное сотрудничество; умение дискутировать; 3) личностным развитием учеников: самопознание; самопонимание ; развитие креативности .
Слайд 8
Когда идет мыслительный процесс… Наш мозг выполняет сложную работу Прослеживается явная аналогия в структуре интеллект-карты
Слайд 9
Интеллектуальные (ментальные) карты можно создавать На бумаге (рисовать от руки); Применяя различные доступные программы и онлайн сервисы: FreeMind Vym View Your Psycho Xmind
Слайд 10
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ (на бумаге) Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Слайд 12
Интеллект-карта «Логарифмы»
Слайд 13
Интеллект-карта «Обыкновенные дроби» , созданная в программе XMind
Слайд 17
Примеры https://www.mindmeister.com/85753862/_
Слайд 18
Преимущества метода интеллект-карт в виде интеллект-карты
Слайд 19
Метод интеллект-карт «заставляет» работать оба полушария мозга. Использование методики позволит сделать мышление более организованным , четким, логичным.
Слайд 20
Спасибо за внимание Применяя современные технологии, педагог развивается сам. Пожелаем себе успехов в саморазвитии!
1. Тема: Ментальные карты.
Рисуй и все
станет понятно,
рисуй и тебе
откроется тайна,
главное рисуй…
2.
• Проекты, задачи, идеи, все они состоят из
каких-то деталей и частей. Чтобы удержать
это многообразие в одной голове, нужно как
минимум заказать еще пару голов. Ученые
предлагают идеи оформлять графически:
рисунки, надписи.
3. Ментальная карта
• Ментальная карта (или mind map) – это
простая и эффективная техника
визуализации мышления. Применяется для
создания, развития и анализа идей. Очень
удобный инструмент управления мыслями.
4.
• Кот это некая сущность, которая интересуется
мышами, дает нам с вами любовь, любит молоко
и валяется в кресле.
5.
• Mind map карта появилась
еще в 70-х годах прошлого
столетия, ее изобрел Тони
Бьюзен. Психолог, который
посвятил свою жизнь
проблемам восприятия и
запоминания информации.
Он понимал, что обычная
текстовая информация
гораздо тяжелее ложиться в
нашу память, поэтому и
предложил свой способ ее
организации.
6. Потенциал ментальной карты в форме… ментальной карты.
7. Пробуем пошагово создавать ментальную карту. Шаг 1.
Ментальная карта позволяет решить конкретную задачу.
Мы создаем задачу понять , что из себя представляет
такой предмет как стул. Поместите ключевую идею вашей
карты в центр рабочей области и выделите ее цветом.
8. Шаг 2.
• Начните рисовать ветви в стороны от центра. Как
правило это составляющие вашей идеи. Из чего
состоит стул? Используйте разные цвета для
выделения составляющих. Задача – создать контраст,
чтобы информация легче считывалась.
9. Шаг 3.
• Переходите на следующий уровень, рисуйте ветви для
уже добавленных частей карты.
10. И так далее…
• И так далее пока сами не остановитесь и не поймете,
что полученной детализации достаточно для решения
вашей задачи.
11.
12. Рекомендации.
• Начинаем всегда с центра карты. Выделяем главную
идею цветом и крупными буквами.
• Строим связи (ветки) от главной идеи к составляющим
частям. Выделяем их другими цветами. Для усиления
контраста используем более мелкий шрифт (по
желанию).
• Можно использовать картинки и образы для отдельных
частей, если это улучшит восприятие карты.
• Не переигрывайте в цвета, многие пишут, чем больше,
тем лучше, но вы не в раскраску играете, а решаете
задачу. Моя рекомендация, не более 4-х цветов в карте
• Фиксируйте на карте все, что приходит в голову и
связано с полученными частями карты. Лучше потом
отрезать ненужное, чем упустить что-то.
13.
Чем построить ментальную карту?
В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы
желание. Изначально так они и строились. В 70-х кроме
цветных карандашей специальных программ не было.
14.
15. Компьютерные программы.
• Realtimeboard Приятный интерфейс и
экспорт в разных форматах.
• Mindmeister
Ментальные карты
Федосова Светлана Сергеевна
КГУ «Средняя школа имени Безродных с ДМЦ»
Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышат ь (под услышать тут еще подразумевается и прочитать).
Одна картинка стоит 1000 слов .
Ментальные карты это как раз такой способ восприятия и организации информации. Карты ума представляют информацию, а главное – ее структуру – визуально :
создатель метода Тони Бьюзен
- Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
- Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память . Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны . Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия : разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Принципы создания ментальных карт
- Ментальная карта должна активировать восприятие и память.
- Стремление к большей четкости и удобочитаемости карты дает больше осознанности в мышлении.
- Анализ уже нарисованной вами карты дает подсказки к «устройству» вашего мышления по теме.
Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:
- запоминание (подготовка ко всевозможным экзаменам, заучивание списков, таблиц и т.д.);
- обучение (оптимизация конспектов, написание творческих заданий и лучшее усвоение учебников);
- мозговой штурм (коллективная работа, новые идеи);
- презентация (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли);
- планирование (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время);
Правила работы с ментальными картами
Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.
Какая бумага подходит для создания ментальных карт?
Какой должен быть стиль ментальной карты?
Разнообразие
Структура ментальной карты
Коды
Используем картинки везде, где только можно.
Слова
Цвета
Линии и связи в ментальной карте.
Ошибки при построении ментальных карт
- Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными).
- Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
- Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее).
- Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).
Чем Майнд Карта лучше Конспекта?
- Нагляднее (за счет рисунков, стрелок и цветов)
- Быстрее (вы быстрее бежите глазами по карте)
- Структурированнее (видны связи и иерархия)
- Приятнее (Поверьте рисовать карту гораздо веселее, чем писать нудный конспект!)
Презентация на тему: ” Ментальная карта как способ визуализации мышления.” — Транскрипт:
1
Ментальная карта как способ визуализации мышления
2
Что такое ментальная карта? Зачем нужна ментальная карта? Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга.
3
Тони Бьюзен – известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Разработал правила и принципы конструкции ментальных карт; Систематизировал использование ментальных карт; Приложил массу усилий для популяризации и распространения данной технологии; Создал собственное программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт под названием iMindMap в декабре 2006 года
4
Отражает естественный способ мышления человеческого мозга Помогает навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации
5
6
Область применения
7
Правила составления ментальных карт (Тони Бьюзен)
8
Используйте эмфазу Всегда используйте центральный образ. Для центрального образа используйте три и более цветов. Как можно чаще используйте графические образы. Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия). Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.
9
Ассоциируйте Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт. Используйте цвета. Используйте кодирование информации.
10
Стремитесь к ясности в выражении мыслей Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова. Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом. Делайте главные линии плавными и более жирными. Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий. Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными. Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт». Старайтесь все слова располагать горизонтально.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ В ДОУ
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30