Как составить меню для школьного питания

Питание в школе.Питание в школе.

Требования и нормы СанПиН

Организация питания школьников производится с учетом правил санитарно-гигиенических документов, установленных на законодательном уровне.

Старые стандарты

До 1 января 2020 г. действовали нормы СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные 23.07.2008 г. Их срок действия распространялся до 2023 г. Однако быстрое развитие общества привело к тому, что эти нормы устарели: появились новые продукты, были дополнены и изменены рекомендации ВОЗ.

В марте 2019 г. появилась новая редакция санитарных норм. Она вступила в силу с начала следующего года и действует до его окончания.

Последние изменения

С 01.01.2021 г. в России начинают действовать нормативы, утвержденные СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Глава 8 документа регламентирует правила организации питания учащихся. Новый документ включает дополнения к списку запрещенных продуктов, уточнения ранее существовавших требований.



Принципы питания

Питание учащихся организуют с учетом особенностей их организма: быстрого роста, подвижности, усиленного обмена веществ, повышенных умственных нагрузок

Основные правила организации рациона:

  1. Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
  2. При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
  3. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
  4. Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.

Для учреждений профессионального образования

Питание подростков осуществляется по тем же принципам. Дополнительно учитывают усиленный рост и половое созревание:

  • включают в рацион молоко и продукты из него, т.к. это источник кальция, необходимого для роста костей;
  • также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
  • важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
  • необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.

Для общеобразовательных учреждений

Организация рациона школьников требует соблюдения следующих правил:

  1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
  2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
  3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
  4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
  5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
  6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
  7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.

Обед в школе.Обед в школе.

Для кадетских корпусов и интернатов



Необходимая норма ежедневного употребления пищи детьми, потерявшими родителей и находящимися в домах-интернатах, увеличивается, т.к. они пребывают в учебно-воспитательных учреждениях круглосуточно.

В новом документе представлена таблица потребности в продуктах питания для детей, находящихся в домах-интернатах. Для тех, кто живет вне дома, нужно организовать 5-6-разовое питание.

В усиленном питании нуждаются учащиеся, подвергающиеся повышенной физической нагрузке. В связи с этим нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 предусмотрены отдельные нормы для кадетских корпусов.

Обеспечение контроля и безопасности

Школы и другие образовательные учреждения несут ответственность за организацию и качество питания учащихся: следят за соблюдением норм законодательства, сроками годности продуктов.

Учреждения должны регулярно контролировать качество пищи. Перечень и периодичность исследований безопасности блюд указана в приложении к методическим рекомендациям МР 2.4.0179-20. Бланк для оформления результатов испытаний предлагается в нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20.



Формирование меню

Приготовление пищи для учащихся производится в соответствии с меню. Его разрабатывают не менее чем на 2 недели. Образец приведен в новых санитарно-гигиенических нормативах. Только в палаточных лагерях школьников разрешается разрабатывать меню на 1 неделю.

При формировании состава блюд нужно учитывать необходимую калорийность и содержание БЖУ, указанные в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Завтрак должен составлять 25%, а обед – 35% суточной потребности.

Допускается замена блюд на равноценные по составу элементов и калорийности в соответствии с таблицей, указанной в приложении к новому документу.

Меню составляется на две недели.Меню составляется на две недели.

Кто отвечает за составление

Меню утверждается руководителем организации, обучающей детей. Если к обеспечению питания привлекается стороннее предприятие, документ подписывает глава этой организации после согласования с директором образовательного учреждения.

Индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевую продукцию для учащихся, тоже составляют меню в соответствии с требованиями руководства учебной организации.

Технология приготовления



В ТР 2.4.0179-20 приводится примерный расчет оснащения кухни учебного учреждения.

Готовые блюда и продукты для их приготовления должны храниться в холодильнике отдельно друг от друга. Для контроля за температурным режимом внутрь агрегата встраивают термометр. Мясо, рыбу и овощи располагают на нижних полках, а готовую еду – на верхних.

Для реализации принципов здорового питания идеальной является установка пароконвекционного автомата, в котором возможно одновременное приготовление основных блюд на всех учащихся.

Технология приготовления блюд должна использовать щадящие методы (запекание, паровую обработку, тушение, припускание). Для этого кухню оборудуют электрической духовкой и сковородой.

Приготовленную пищу разрешается употреблять в течение 2 часов. Подогрев ранее сделанных блюд не допускается.

Витаминный состав блюд

Для обеспечения блюд витаминами в новом документе рекомендуют максимально использовать фрукты и овощи. В районах, неблагополучных по наличию полезных веществ, используют продукты промышленного производства, обогащенные микронутриентами. Вводить в пищу детей аптечные препараты, содержащие витамины, нельзя.

Потребность в калориях и БЖУ

Идеальное соотношение белков, жиров и углеводов в блюде составляет 1:1:4 соответственно. Калорийность блюд школьников в зависимости от возраста должна быть 2370-2520 ккал в сутки (приложение 10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Содержание белков в пище должно находиться в пределах 77-92 мг/сут, причем не менее 60% из них – животного происхождения.

Допускается снижение или увеличение калорийности блюд не более чем на 5% при условии, что общая питательная ценность блюд, предлагаемых в течение недели, будет сохранена.



Питьевой режим школьников

В школах установлены следующие требования к обеспечению учащихся питьевой водой:

  1. Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
  2. Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
  3. Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
  4. Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
  5. Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
  6. Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть – не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца – дезинфицировать.
  7. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.

Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.

Замена белковых и углеводных продуктов

Замену продуктов нужно производить так, чтобы сохранить энергетическую ценность блюд: калорийность, содержание белков, жиров и углеводов.

В новых санитарно-гигиенических нормах усовершенствована таблица замены: рекомендовано, какие из продуктов и в каком количестве содержат одинаковое количество белков, жиров и углеводов. Например, 100 г говядины соответствует 97 г баранины или 104 г оленины.



Запрещенные продукты

В новом документе в питании детей по-прежнему запрещены сырокопченые колбасы, уксус и маринованные овощи, пирожные с кремом. Все так же не разрешены грибы, острые соусы: кетчуп, майонез, горчица. В пище детей запрещено употреблять макароны по-флотски, яичницу-глазунью, блинчики с мясом и творогом, жевательную резинку и леденцы.

В новые нормативы включены некоторые уточнения: например, печень, язык и сердце допускается применять только говяжьи, нельзя использовать не только уксус, но и маринованные овощи и фрукты и др.

В дополнение к ранее существовавшему перечню запрещенных продуктов новый СанПиН 2.3/2.4.3590-20 включает:

  • картофельные и кукурузные чипсы и снеки;
  • масло растительное пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое;
  • творожные сырки;
  • молоко ниже 2,5% и выше 3,5% жирности;
  • творог более 9% жирности;
  • изделия из рубленого мяса и рыбы, салаты, блины и оладьи, приготовленные в походных условиях.

Чипсы запрещены новыми СанПиН.Чипсы запрещены новыми СанПиН.

Примерное меню на две недели при одноразовом питании

Одноразовое питание допускается, если учащиеся находятся в учреждении образования не более 6 часов. Это может быть плотный завтрак (1 смена) или обед (2 смена).



1 неделя 2 неделя
Понедельник Молочная гречневая каша, бутерброд с маслом и сыром, чай Творожная запеканка, яйцо, напиток из шиповника
Вторник Плов с сухофруктами, батон, масло, какао Молочная лапша, бутерброд с сыром, кофе-суррогат
Среда Сырники со сметаной, яйцо, какао Пшенная каша, сосиска, чай
Четверг Омлет, булка с маслом, чай Каша геркулесовая молочная, бутерброд с маслом и сыром
Пятница Каша рисовая с изюмом, какао, хлеб с маслом Ленивые вареники с маслом и сметаной, кофе-суррогат

Дополнительно у учащихся на столе находится хлеб.

Меню на 14 дней при 2- и 4-разовом питании

Если учащиеся находятся в учреждении образования более 6 часов, им предлагают завтрак и обед (1 смена) либо обед и полдник (2 смена).

Примерное меню на 2 недели для тех, кто 2 раза питается в школе:

День недели 1 неделя 2 неделя
Завтрак Обед Завтрак Обед
Понедельник Каша геркулесовая молочная, яйцо, хлеб с маслом, чай Суп рассольник, тефтели, картофельное пюре, салат из капусты и моркови, компот из сухофруктов Морковно-творожная запеканка, манная каша, чай Суп рассольник, рис, тефтели, овощное ассорти, сок ягодный
Вторник Сырники, манная каша, чай Суп свекольник, макароны, паровая котлета, салат из моркови и яблок, сок Макароны с сыром, яйцо, какао Куриный суп с вермишелью, картофельное пюре, мясные фрикадельки, огурец, яблочный компот
Среда Омлет, бутерброд с маслом и сыром, какао Куриная лапша, тушенная капуста с мясом, кисель клюквенный Каша пшенная молочная, йогурт, вафля Салат из помидоров, овощной суп с говядиной и сметаной, гуляш с рисом, компот из сухофруктов
Четверг Ленивые вареники, жидкая геркулесовая каша, чай Винегрет, суп с фрикадельками, сосиски, гречневая каша, компот из мандаринов Омлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогат Морковный салат, рисовый суп с говядиной, кнели куриные, картофельное пюре, помидор, ягодный компот
Пятница Молочная рисовая каша с изюмом, яйцо, кофе-суррогат Борщ, картофельное пюре, рыбные паровые тефтели, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновый Каша овсяная, сырник, чай Салат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, котлеты припущенные, макароны, кисель плодово-ягодный

При 4-разовом питании к завтраку и обеду добавляется полдник и ужин:

День недели 1 неделя 2 неделя
Полдник Ужин Полдник Ужин
Понедельник Кефир, булочка, яблоко Картофельная запеканка Сок, булочка, яблоко Рыба, припущенная в сметане, пюре картофельное, кисель
Вторник Молоко, вафли Рыбные котлеты с творогом, рис, кисель Ватрушка, молоко, банан Мясные фрикадельки, овощное рагу
Среда Банан, зефир Тушеная капуста, сосиски, чай Кефир, оладьи с яблоками Плов, чай, вафля
Четверг Какао, булочка, яблоко Овощная запеканка, яйцо, чай Какао, печенье, ягоды Зразы с луком и яйцом, макароны, сок
Пятница Вафли, йогурт, банан Рыбные тефтели, картофельное пюре, огурец, сок Йогурт, вафли, зефир Тушенная капуста с мясом, чай

Скачать полное меню на неделю

В документе 62 страницы школьного меню на 12 дней. Прописаны блюда, их белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Меню распределено на категории: для учеников 1-4 классов, 5-11 классов.

Скачать PDF документ (прямая ссылка)

Меню по новым требованиям СанПин

Согласно новым требованиям, в меню обязательно должны быть горячие блюда. Его допускается составлять с учетом климатических, национальных и других особенностей.

При этом необходимо сохранить пищевую и энергетическую ценность блюд, соотношение БЖУ. Допускается незначительное изменение этих показателей при условии их компенсации в течение недели.

Продукты для дополнительного питания

Дополнительное питание осуществляет буфет.

При этом нужно соблюдать следующие требования:

  1. Набор продукции, предлагаемой школьным буфетом, должен состоять только из продуктов, разрешенных СанПин 2.3/2.4.35.
  2. Соки, питьевую воду и другие напитки можно продавать только в промышленной упаковке. Их нельзя разливать непосредственно в буфете.

Разрешается продавать дополнительное питание через автоматические устройства. Там можно приобрести соки, молоко, питьевую воду, орехи, сухофрукты, печенье.

Разрешается устанавливать автоматы для продажи пищевой продукции в обеденном зале при условии достаточной площади столовой. Их нужно обрабатывать дезинфицирующими растворами не реже 2 раз в месяц.

Рецепты для питания школьника

Школьное питание восполняет только часть энергозатрат ребенка, а остальное дети получают дома. Ниже приведены несколько рецептов блюд, которые можно приготовить родителям.

Рыбные котлеты с творогом

Ингредиенты:

  • филе хека – 400 г;
  • творог – 100 г;
  • яйцо – 1 шт.;
  • 1 небольшая луковица;
  • крупа манная – 1,5 ст.л.;
  • масло растительное – 1 ч.л. для смазки формы;
  • укроп, соль – по вкусу.

Измельчить рыбное филе на мясорубке и смешать фарш с остальными ингредиентами. Оставить массу для набухания манки на 20 минут. Затем сформировать котлеты и уложить в форму для запекания, предварительно смазав ее растительным маслом. Подлить чуть-чуть воды и отправить в духовку на 25 минут при температуре 200°C.

Питательные рыбные котлеты с творогом.Питательные рыбные котлеты с творогом.

Суп рассольник

Цена этого блюда невелика.

Ингредиенты:

  • куриный бульон – 3 л;
  • крупа перловая -100 г;
  • соленые огурцы – 2 шт.;
  • картофель – 350 г;
  • луковица – 1 шт.;
  • морковь – 1 шт.;
  • масло подсолнечное – 1 ст.л.;
  • зелень петрушки, соль – по вкусу.

Замочить перловку в тройном объеме воды на 3 часа. Вскипятить бульон, добавить крупу. Через 30 минут всыпать измельченный картофель. Лук и морковь мелко порезать, пассеровать на сковороде с подсолнечным маслом, добавив огурцы. Полученную массу ввести в суп и проварить в течение 10 минут. Выключить огонь, закрыть кастрюлю крышкой и дать настояться.

Пикантный суп рассольник.Пикантный суп рассольник.

Мясные фрикадельки

Ингредиенты:

  • фарш мясной – 0,5 кг;
  • яйцо – 1 шт.;
  • соль – по вкусу.

Смешать фарш с яйцом и солью. Сформировать небольшие фрикадельки размером с грецкий орех, уложить их в сковороду и наполовину залить водой. Закрыть крышкой, поставить на медленный огонь и готовить в течение 30 минут.

Вкуснейшие мясные фрикадельки.Вкуснейшие мясные фрикадельки.

Кто разрабатывает? Школьное меню составляется не произвольно, а в строгом соответствии с принятыми нормативными актами. Итоговый вариант утверждается директором школы и местным отделением Роспотребнадзора.

На что обратить внимание? Несмотря на многочисленные нормативные, акты не всегда питание в школе организовано удовлетворительно. Причем порой не нужно сложных действий, чтобы посещение школьной столовой у учеников вызывало радость и желание вернуться.

Оглавление:

  1. Нормативные основы школьного меню
  2. Принципы питания детей в школе
  3. Количество приемов пищи в школе
  4. Запрещенные продукты в меню школы
  5. Примерное меню в школе на 2 недели
  6. Контроль со стороны родителей за неудовлетворительным питанием в школе
  7. Проверка качества школьного меню
  8. Льготы на питание в школе
  9. Полезные рекомендации по сбалансированному питанию школьника
  10. 4 совета, как улучшить отношение к школьному питанию

Нормативные основы школьного меню

Образовательное учреждение несет ответственность за организацию школьного питания согласно ст. 37 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Нормативные основы школьного меню

Оно должно удовлетворять требованиям, указанным в «Методических рекомендациях по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»:

  • благоприятный режим принятия пищи;
  • соотношение питательной ценности, сбалансированность и разнообразие (витамины, аминокислоты и др.);
  • еда должна быть вкусной и сохранять первоначальную пищевую ценность;
  • учет персональных особенностей обучающихся (необходимость диетического питания, наличие пищевой аллергии и др.);
  • обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.

Нововведением является документ — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», в котором прописаны такие критерии, как список неразрешенных продуктов, размер и масса порций, алгоритм составления меню, условия эксплуатации столового оборудования, требования к гигиене пищевых помещений, сохранности блюд и продуктов питания.

СанПиН, регулирующий школьное меню, представляет собой нормы, правила, гигиенические нормативы, выполнение которых должно быть неукоснительным при организации школьного питания.

Нормативные основы школьного меню

Кроме того, существует следующий перечень федеральных документов, регулирующих работу столовых в школах:

  • № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
  • № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Технические регламенты на молоко и молочную продукцию, на соковую продукцию из фруктов и овощей.
  • Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» TP ТС 021/2011.
  • СП 2.3.2.1078-01 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
  • СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
  • МР 2.4.0179-20. 2.4 «Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации».

Посещаемость в школе: требования, причины пропусков, меры по предотвращению

Кроме того, правила и нормы обеспечения обучающихся питанием в школах прописаны в региональных законах.

Принципы питания детей в школе

Существенный вклад в здоровье детей и всей нации в целом вносит правильная организация школьного питания.

Соблюдение сбалансированного рациона – главный принцип, который учитывается при организации работы столовой в учебном учреждении.

К нему относится:

  • соотношение калорийности пищи и суточных затрат энергии;
  • химический состав пищи, ее питательность и объем должны удовлетворять возрастным потребностям ребенка и особенностям его организма;
  • рациональное соотношение энергетической ценности (белков, жиров, углеводов);
  • качественная обработка продуктов питания с сохранением их биологической и пищевой ценности, внешнего вида, консистенции, цвета, запаха, вкуса и перевариваемости;
  • большое разнообразие продуктов питания: включение овощей, фруктов, ягод, зелени в состав блюд;
  • выдерживание правильного режима питания;
  • гарантия качества пищи;
  • совместимость продуктов, их взаимозаменяемость.

При организации питания необходимо акцентировать внимание на следующем критерии: количество поступающих в организм калорий должно соответствовать их расходу, таким образом обеспечивается энергетический баланс.

Даже при отсутствии активных действий организм ребенка тратит энергию. При двигательной и умственной деятельности скорость обмена веществ возрастает. Если сравнить с состоянием бездействия, то затраты энергии усиливаются при сидении на 12 %, при движении – на 80-100 %, при беге – на 400 %.

Принципы питания детей в школе

Затраты энергии варьируются с учетом возраста обучающихся. Восстановлению сил способствует только питание, поэтому так важно, чтобы оно было сбалансированным, содержало все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины, воду.

Детям необходимо гораздо большее количество воды, нежели взрослым, потому что рост клеток организма осуществляется только при условии наличия жидкости. Старшему поколению на один килограмм массы тела нужно до 40 мл H₂O, а ребенку в возрасте 6-7 лет – 60 мл.

Часто во время приема пищи дети просят пить. Употребление воды перед трапезой оказывает различное влияние, исходя от того, мучает ли ребенка жажда или нет. Если малыш очень хочет пить, усиливается секреция слюнных желез, благодаря чему появляется аппетит.

В противном случае вода лишь снижает их активность, и желание поесть притупляется. И дефицит, и переизбыток жидкости отрицательно влияют на организм. Превышение допустимого количества выпитой воды способствует увеличению нагрузки на сердечно-сосудистую систему, почки и кожу.

Количество приемов пищи в школе

Поговорим о приемах пищи в школе.

Завтрак

Школьный завтрак предусматривает включение в меню горячих блюд. Чаще всего это каша на основе молока, запеканка из творога или омлет с овощами. В перечень блюд для утреннего приема пищи школьников некоторые образовательные организации включают мучные изделия: блины с джемом или сметаной, оладьи, сырники. Важно, чтобы размер порции правильно соотносился с физическими потребностями детей.

Завтрак должен быть комплексным, то есть обязательно наличие закуски:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • салат из овощей или фруктов;
  • сладости.

В качестве напитка подойдут какао с молоком, черный чай, кисель или компот.

Обед

Меню школьных обедов весьма разнообразно и содержит множество блюд. Сначала обучающимся предлагается закуска, сюда лучше подойдет легкий салат из овощей для повышения аппетита.

Традиционно обед в школе представляет собой два блюда. В качестве первого идеально подходят супы (борщ, щи, рассольник), на второе – мясо (в том числе птица) или рыба. Для гарнира используются каши из риса, гречки, кукурузы, разные сорта макаронных изделий, картофель или пюре из него, рагу из свежих овощей. Иногда в готовое блюдо добавляют подливку. Кроме того, обязательным компонентом обеда являются горячие или холодные напитки: компот, кисель, чай. К супам подают по кусочку белого или черного хлеба.

Полдник

Детям, чье пребывание в школе после завершения уроков необходимо вследствие посещения различных факультативов, спортивных секций, кружкам по интересам, предлагается полдник. В качестве него подойдет кондитерское изделие без крема и напиток (молоко, кефир, питьевой йогурт, сок из овощей и фруктов, кисель).

Запрещенные продукты в меню школы

Продукты и блюда, категорически запрещенные для внесения в школьное меню для детей, прописаны Роспотребнадзором.

Запрещенные продукты в меню школы

Это касается того продовольствия, которое может негативно сказаться на здоровье школьников. Сюда относится:

  • продукты без маркировки, с истекшим сроком хранения и признаками непригодности в пищу;
  • продукты с большим количеством соли, сахара, жиров животного происхождения в составе;
  • кондитерские изделия с кремом (пирожные и торты);
  • грибы и блюда из них;
  • квас;
  • макароны по-флотски (с фаршем), макароны с рубленым яйцом;
  • яичница-глазунья;
  • сырокопченые мясные изделия и колбасы;
  • жаренные во фритюре продукты и мучные изделия (беляши, чебуреки, картофель фри);
  • окрошка;
  • паштеты;
  • блинчики с мясом и творогом;
  • изделия из рубленого мяса говядины и рыбы;
  • блюда из внутренних органов животных, кроме говяжьей печени, языка и сердца;
  • творожные сырки и изделия из творога с жирностью более 9 %;
  • консервированные овощи и фрукты, в составе которых есть уксус;
  • арахис, ядра абрикосовой косточки;
  • жевательная резинка, картофельные и кукурузные снеки;
  • карамель, в том числе леденцовая;
  • острые соусы и приправы, кетчупы, майонез, горчица и хрен;
  • натуральный кофе;
  • тонизирующие напитки, энергетики и газировки;
  • продукты из молока и мороженое на основе растительных жиров;
  • молоко и молочные напитки, подвергавшиеся стерилизации, кисломолочные напитки менее 2,5 % и более 3,5 % жирности;
  • пальмовое, рапсовое, кокосовое, хлопковое масла.

Чем опасны макароны по-флотски? Представители Роспотребнадзора посчитали, что данное блюдо является продуктом повышенного эпидемиологического риска, как и остальной провиант из вышеизложенного перечня.

продукты в меню школы

В связи с особенностями приготовления термическая обработка данных продуктов является недостаточной для создания условий безопасности их потребления в течение двух часов от времени варки и реализации их без вторичного подогревания. Сырокопченые колбасы содержат в составе большое количество соли и жиров животного происхождения, поэтому тяжело перевариваются детским организмом.

Эти продукты являются источником размножения и местом обитания болезнетворных бактерий при несоблюдении технологий кулинарной обработки или температурного режима. Это уже давно известный научный факт.

Как пояснил Роспотребнадзор, собственно, сами макароны или в качестве гарнира под сыром могут быть включены в школьное меню.

Примерное меню в школе на 2 недели

Каким должно быть питание в школе в зависимости от количества приемов пищи школьниками в стенах учебного заведения.

Примерное школьное меню на две недели при одноразовом питании

Одноразовое питание считается возможным, если пребывание обучающихся в стенах образовательного учреждения не превышает 6 часов. Здесь два варианта – либо плотный завтрак (1 смена), либо обед (2 смена).

1 неделя 2 неделя
Понедельник Молочная каша из гречки, бутерброд со сливочным маслом и сыром, чай Запеканка из творога, яйцо, шиповниковый чай
Вторник Плов с изюмом и курагой, батон, масло, какао Молочная лапша, бутерброд с сыром, кофе-суррогат
Среда Сырники со сметаной, яйцо, какао Отварная сосиска с гарниром из пшена, чай
Четверг Омлет, булка с маслом, чай Каша овсяная молочная, бутерброд с маслом и сыром
Пятница Каша из риса с изюмом, какао, хлеб с маслом Ленивые вареники с маслом и сметаной, кофе-суррогат

Дополнением к блюдам является нарезной хлеб.

Меню школьной столовой на 2 недели при 2- и 4-разовом питании

Если пребывание обучающихся в образовательной организации превышает шесть часов, то необходимо предоставить им завтрак и обед (1 смена), либо обед и полдник (2 смена).

Школьное меню на две недели при двухразовом питании:

День недели 1 неделя 2 неделя
Завтрак Обед Завтрак Обед
Понедельник Каша овсяная молочная, яйцо, хлеб с маслом, чай Суп-рассольник, тефтели с гарниром из картофельного пюре, салат из свежей капусты и моркови, компот из сухофруктов Запеканка из творога и моркови, каша из манки, чай Суп рассольник, рис, тефтели с гарниром из овощного рагу, сок ягодный
Вторник Сырники, каша из манки, чай Борщ, паровая котлета с гарниром из макарон, салат из моркови и яблок, сок Макароны с сыром, яйцо, какао Суп из курицы с вермишелью, мясные фрикадельки с гарниром из картофельного пюре, огурец, яблочный компот
Среда Омлет, бутерброд с маслом и сыром, какао Куриная лапша, тушеная капуста с фаршем, кисель клюквенный Каша молочная из пшенки, йогурт, вафля Салат из помидоров, суп на говяжьем бульоне с овощами и сметаной, гуляш с гарниром из риса, компот из сухофруктов
Четверг Ленивые вареники, жидкая овсяная каша, чай Винегрет, суп с фрикадельками, отварные сосиски с гарниром из гречки, компот из мандаринов Омлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогат Морковный салат, суп из риса с говядиной, кнели куриные с гарниром из картофельного пюре, помидор, ягодный компот
Пятница Молочная каша из риса с изюмом, яйцо, кофе-суррогат Свекольник, рыбные тефтели на пару с гарниром из картофельного пюре, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновый Каша геркулесовая, сырник, чай Салат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, паровые котлеты с гарниром из макарон, кисель плодово-ягодный

При четырехразовом приеме пищи

В таком случае к завтраку и обеду добавляется полдник и ужин

День недели 1 неделя 2 неделя
Полдник Ужин Полдник Ужин
Понедельник Кефир, булочка, яблоко Запеканка из картофеля Сок, булочка, яблоко Рыба, припущенная в сметане, с гарниром из картофельного пюре, кисель
Вторник Молоко, вафли Рыбные котлеты с творогом, рис, кисель Ватрушка, молоко, банан Мясные фрикадельки с гарниром из овощного ассорти
Среда Банан, зефир Тушеная капуста, сосиски, чай Кефир, оладьи с яблоками Плов, чай, вафля
Четверг Какао, булочка, яблоко Запеканка из овощей, яйцо, чай Какао, печенье, ягоды Зразы с луком и яйцом с гарниром из макаронных изделий, сок
Пятница Вафли, йогурт, банан Рыбные тефтели с гарниром из картофельного пюре, огурец, сок Йогурт, вафли, зефир Тушеная капуста с мясом, чай

Контроль со стороны родителей за неудовлетворительным питанием в школе

В рекомендациях Роспотребнадзора прописаны способы и приемы контроля родителей за качеством и ассортиментом школьного меню. Для желающих создаются специальные комиссии, состав которых закреплен соответствующим приказом.

С целью предотвращения пропуска ребенком завтрака или обеда, при желании родителей кормить сына или дочь только домашней едой, качество которой не вызывает сомнений, следует осуществить переход на семейное обучение.

Никаких препятствий, способствующих невозможности перехода на домашнее обучение, нет. При наличии у родителей желания забрать ребенка из стен образовательного учреждения это вполне возможно. Обучение на дому является эффективным в силу экономии времени. Режим приема пищи соблюдается, ребенок питается вкусной, качественной едой.

Проверка качества школьного меню

Рассмотрим основные направления работы комиссии по производственному контролю. Это орган, задачей которого является осуществление надзора за организацией школьного питания и составление меню на постоянной основе.

Проверка качества школьного меню

  • Контроль проводится специальными лицами, которые занимают должности по санитарно-эпидемиологическому регулированию питания.
  • Уполномоченные лица контролируют соблюдение санитарных требований и заблаговременное осуществление профилактических мероприятий.
  • Контроль за организацией питания в образовательных учреждениях проводится согласно плану в рамках утвержденных программ.
  • Уполномоченные лица правомочны проверять школьные документы и юридически оформленные итоги лабораторных испытаний.
  • Необходимым является контроль за следованием гигиеническим санитарным нормам работников столовой (использование ими медицинских шапочек, перчаток, спецформы).
  • Итоги проведенной проверки предъявляются директору образовательной организации, и при необходимости информация доводится до родителей обучающихся.

Льготы на питание в школе

Одним из вопросов, интересующих родителей, является необходимость оплаты за питание в школе. Эта тема вызывает множество дискуссий, так как в настоящее время на уровне федерального законодательства не утвержден список категорий детей, которые могут бесплатно есть в школьной столовой. Перечень обучающихся, имеющих льготы, установлен на региональном уровне, а конкретную информацию о том, кто может безвозмездно питаться в школе, можно получить у администрации учебного заведения. Но имеются отдельные категории школьников, которые вправе получить льготы, взятые за основу во всех регионах России. Сюда включены:

  • дети из многодетных семей (семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными);
  • дети из малоимущих семей (семьи, в которых доход не превышает установленного законодательством прожиточного минимума);
  • дети из неполных семей (находящиеся под опекой только одного из родителей);
  • дети-сироты;
  • дети, получающие пособие по потере кормильца;
  • дети с инвалидностью;
  • дети, один из родителей которых является инвалидом I или II группы;
  • дети, чьи родители являются участниками СВО;
  • дети из семей, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, и дети ликвидаторов этого события.

Льготы на питание в школе

Иногда льготы на питание в школе выдаются в индивидуальном порядке. При возникновении в семье острых финансовых проблем родители должны сообщить об этом классному руководителю своего ребенка. Учитель, в свою очередь, узнав причины сложившихся жизненных обстоятельств, передает информацию в органы опеки и попечительства, которые выносят вердикт о необходимости включения детей данной семьи в число льготников.

В иных ситуациях в адрес администрации школы предоставляется пакет документов, в состав которого входят:

  • заявление на имя директора образовательной организации;
  • копии документов, удостоверяющих личность родителей или опекунов;
  • копии свидетельства о рождении детей;
  • справки с полной информацией о составе семьи.

В целях получения льгот нужно принести удостоверение, которое доказывает статус многодетной семьи, а также документы, подтверждающее наличие инвалидности обучающегося или его родителей. Право на бесплатное питание предоставляется сроком на один учебный год.

Выделяется особая категория детей, для которых актуальна тема питания в стенах образовательного учреждения. Это школьники, которые имеют определенные проблемы со здоровьем. Хотя в школьное меню включаются блюда из продуктов, которые соответствуют ГОСТу и не предполагают наличие в них вредных веществ, тем не менее для некоторых обучающихся по медицинским показаниям предлагается отдельный рацион.

При данных обстоятельствах родители могут корректировать пищу ребенка, включая или всецело заменяя его домашней едой.

Полезные рекомендации по сбалансированному питанию школьника

Подразумевая питание своего ребенка в образовательном учреждении и за его пределами, родитель должен осознавать, что школьный обед компенсирует 35 % суточной потребности детей в пищевых веществах, а завтрак – 25 %. Школы обязаны придерживаться данных показателей.

Если родителям покажется, что порции малы и дети остаются голодными, они начинают их усиленно кормить дома, а в результате школьники станут переедать. В противоположных обстоятельствах, когда питание в школьной столовой явно недостаточно или не отвечает всем требованиям по качеству, у родителей есть возможность вмешаться для решения данной ситуации.

Сбалансированное питание – это тот рацион, который включает в себя все необходимые для организма ребенка вещества.

Сбалансированное питание

Домашний завтрак

При планировании меню детей школьного возраста необходимо акцентировать внимание на полноценности завтрака. Утренний прием пищи является одним из компонентов здорового образа жизни, поэтому игнорировать его нельзя. Завтрак должен быть питательным, легким, преимущественно состоять из сложных углеводов (например, каши). Они способствуют насыщению, обеспечивают заряд энергии для школьников.

Если ребенок не ест в школе, то его надо хорошо накормить дома, в качестве завтрака можно предложить также запеченную белую рыбу или омлет, дополненные свежими овощами. Кроме этого, для утреннего приема пищи подойдут творог и горячий чай или какао.

Еда с собой

Не питаясь в школьной столовой, дети могут почувствовать слабость, вызванную чувством голода. При подобных обстоятельствах необходимо давать им с собой сытный и полезный перекус. Блюдо должно иметь относительно длительный срок хранения вне холодильника и способность не терять свои вкусовые качества в течение нескольких часов.

Сюда можно отнести: сырники, блинчики, бутерброды с твердым сыром или отварным мясом, йогурты, выпечку с малым содержанием сахара, свежие овощи и фрукты. Такие продукты, как сосиски и колбаса, не должны входить в рацион питания детей, так как они могут вызвать тяжелое отравление.

Организация горячего обеда

Климатические особенности нашей страны способствуют тому, что горячее питание в образовательных учреждениях является обязательным практически во всех регионах России. Однако меню школьных столовых зачастую не соотносится с вкусовыми пристрастиями детей.

Если ученик не посещает продленные занятия, этот вопрос решается легко: он обедает дома после завершения школьных занятий. В обратном случае создается необходимость уговорить его поесть горячую пищи в стенах образовательной организации. В исключительных обстоятельствах возможно приносить домашнюю еду в термосах или теплосберегающих контейнерах.

Диета в детском возрасте

Значительную часть дня дети проводят в школе. В таких обстоятельствах сложно проследить за питанием детей, поэтому крайне важно прививать ребятам правильные пищевые привычки с раннего детства.

Посадить ребенка на диету могут только врачи, поэтому если он испытывает дискомфорт от наличия прыщей на лице, излишней полноты или, наоборот, худобы, то самостоятельное применение каких-либо лечебных мер недопустимо. Особенно это касается девочек-подростков, так как они способны воздерживаться от приема пищи для достижения эталонов красоты, пропагандируемых в средствах массовой информации.

4 совета, как улучшить отношение к школьному питанию

  • Вкусная пища

Несмотря на то что большинство обучающихся все же питается в школьных столовых, тем не менее остается значительный контингент детей, которым не нравится ни меню, ни внешний вид, ни запах приготовленных блюд. «В столовой чаще всего витает этот отвратительный запах вареного лука», – говорит мать второклассницы Светлана.

Согласно установленным СанПиН, в стенах школы не занимаются приготовлением пищи. Эта деятельность возложена на комбинаты питания, которые доставляют готовую еду в несколько школ, детских садов района или округа. Задача работников школьной столовой – лишь разогреть ее и разложить.

  • Давать право выбора детям и родителям

Поставщики питания самостоятельно продумываю меню, а администрация учебного учреждения его утверждает. Повторы одного и того же блюда на протяжении двух-трех дней недопустимы. Однако обучающиеся не вправе выбирать варианты меню. Например, на обед сегодня картофельное пюре с котлетой на пару, которую ученик не любит, он бы предпочел съесть суп с овощами и с курицей, но выбора нет – не хочешь есть что дают, оставайся голодным.

  • Создать атмосферу

Интерьер школьных столовых совсем не поменялся с эпохи, когда здесь получали знания родители теперешних учеников: длинные очереди, некомфортное расположение столов и стульев, однотонные скучные стены. Необходимо кардинально разнообразить внешний вид: удобный стол, рассчитанный на четверых учеников, красочная мебель, наличие веселых и ярких изображений на стенах. Таким образом, стоит создать приятную, уютную атмосферу для приема пищи и общения.

  • Не превращать обед в гонку на выживание

Как правило, школьникам положено двухразовое питание: после второго или третьего урока дети завтракают, а через еще два-три занятия – обедают. За положенные двадцать минут перемены обучающиеся должны дойти до столовой, простоять в очереди и поесть. Некоторым ребятам этого времени недостаточно. А если обед для среднего и младшего звена организован в одинаковое время, то малыши зачастую не успевают поесть.

Сбалансированный рацион подразумевает собой источник энергии, гарантию отличного расположения духа, основу крепкого здоровья. Обеспечение детей горячим питанием должно быть под тщательным контролем администрации школы, иначе ученики рискуют остаться голодными в стенах образовательного учреждения.

Рекомендации по формированию меню для школьного питания

Роспотребнадзор напоминает, что для организованных коллективов (например, обучающихся в образовательных организациях) существуют блюда и продукты повышенного эпидемиологического риска.

Такие блюда как макароны по-флотски с фаршем, сырокопченые колбасы, яичница, макароны с яйцом, фаршированные блинчики, форшмак запрещены для питания в организованных коллективах уже более 30 лет.

В соответствии с технологией приготовления эти блюда не проходят необходимую термическую обработку, которая может обеспечить нужный уровень безопасности в течение двух часов с момента приготовления блюд и реализации их без повторного подогрева. Сырокопченые колбасы также являются источником дополнительного поступления в организм соли и тяжёлых для переваривания детским организмом жиров животного происхождения.

Исключение потенциально опасных для здоровья детей продуктов определяет безопасность меню школьного питания, а также обеспечивает реализацию на практике принципов здорового питания и создает популяционный уровень профилактики нарушений здоровья детей.

Важно помнить, что ассортимент продуктов для питания детей достаточно широкий и позволяет обеспечить вкусное и разнообразное меню, даже при наличии списка запрещенных продуктов и блюд. Например, макароны, как самостоятельный гарнир, или как гарнир с сыром не запрещены.

Что есть сегодня в школьном меню:

1) Продукты и блюда, которые отвечают принципам здорового питания. Продукты, которые обеспечивают организм энергией, витаминами и микроэлементами, необходимыми для гармоничного роста и развития ребенка; богатые незаменимыми аминокислотами и полиненасыщенными жирными кислотами, клетчаткой.

2) Блюда, соответствующие завтраку (каши, творожные и яичные блюда, овощи и фрукты, горячие напитки, в том числе с добавлением ягод и меда, могут включаться гарниры с основными мясными и рыбными блюдами), обеду (овощные закуски, первые блюда, гарниры, основные мясные и рыбные блюда, мясные запеканки, компоты или кисели, фрукты).

3) Блюда, в рецептуре которых использованы щадящие методы кулинарной обработки (отваривание, тушение, запекание).

Продукты и блюда, которых нет и не должно быть в школьном меню:

1) Продукты и блюда, определяющие эпидемиологические риски здоровью детей.

2) Продукты и блюда, обладающие раздражающим эффектом на слизистую желудочно-кишечного тракта.

3) Продукты, характеризующихся повышенным содержанием соли и сахара, жиров животного происхождения.

4) Блюда, в рецептуре которых используется жарение в качестве способа кулинарной обработки.

Таким образом, с помощью формирования здорового и разнообразного меню школьного питания создаются условия для гармоничного роста и развития детей, профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений, формирования здоровых пищевых стереотипов поведения, здоровых вкусовых пристрастий, сокращаются риски избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета, анемий, гиповитаминозов, болезней системы кровообращения.

Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 “Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций”

Об организации питания обучающихся начальных классов в общеобразовательных организациях

Пособие «Сборник рецептур блюд и типовых меню для организации питания обучающихся 1-4-х классов в общеобразовательных организациях»

Берегите детей и будьте здоровы!

Добавить комментарий