Как составить метапредметные задания

Стендовый доклад

Метапредметные задания – важная составляющая современного урока. ФГОС

                                                                    Т.А. Буш – учитель истории и обществознания

                                                        ГБОУ СОШ № 349 с углубленным изучением

         английского языка              

Санкт – Петербург

2018

Метапредметные задания – важная составляющая современного урока. ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) в сравнении с аналогичным нормативным документом 2004 года пополнились новым компонентом – требованиями к метапредметным результатам образовательных программ. В структуру метапредметных результатов вошли освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и межпредметные понятия.

Само понятие метапредметности и производные от него термины (метапредметный подход, метапредмет, принцип метапредметности и пр.) начали активно использоваться применительно к образовательной деятельности в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Основные вопросы сущности метапредметности и реализации метапредметного подхода в обучении были рассмотрены в трудах Ю.В. Громыко и А.В. Хуторского. Оба автора исходили из того, что в условиях новых вызовов и возможностей школьное образование должно выйтиза рамки предметного обучения. Общим в их позиции можно считать и то, что они не сводили метапредметность лишь к «техникам работы со знанием». Предполагалось, что не меньшее значение имеет и приобретение некоего нового знания, которое непосредственно выводит к овладению определенными универсальными способами познавательной деятельности. Оба исследователя предлагали включить в школьное образование новые предметы, однако содержательно наполняли их по-разному (Под руководством Ю.В. Громыко были разработаны и апробированы в образовательной практике метапредметы «Знание», «Проблема» и «Задача». А.В. Хуторский в свою очередь предложил метапредметы «Культура» (5 класс), «Естествознание» (5, 10-11 классы) и др.). Их деятельностная сторона была в дальнейшем существенно усилена и обогащена разработанными в психологии операциями мыслительной деятельности, представленными как универсальные учебные действия. По-разному трактовался вопрос о связи традиционных предметов и метапредметов. Ю.В. Громыко исходил из того, что принцип метапредметности предполагает обучение школьников приемам мыслительной деятельности, которые лежат над предметами, не включены в них. А.В. Хуторский помещал метапредмет в основу учебных предметов.

Сегодня исследователи и практики больше склоняются к выявлению и реализации возможностей отдельных учебных предметов формировать метапредметные знания и общие способы познания. К метапредметным результатам образовательной деятельности ФГОС относит способность обучающихся использовать в познавательной и социальной практике два компонента: межпредметные понятия и универсальные предметные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные).

Условно говоря, содержательный аспект метапредметности представлен межпредметными понятиями, а деятельностный – УУД.

А.Г. Асмолов пишет: «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Сам набор содержащихся умений и навыков, в которых отражаются метапредметные результаты, весьма разнопланов. Так, к познавательным УУД «относится владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания». Еще один упоминаемый вид деятельности – информационно-познавательная, включающая умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Переход школ на новые образовательные стандарты поставил проблему выявления методических средств достижения метапредметных результатов освоения учебных программ. Наибольшее распространение в опыте обучения получили разработка и использование специальных заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности. Сейчас существует разнообразие  и многообразие моделей таких заданий.

По характеру требований эти задания нацеливают преимущественно на формирование (или выявление) определенных видов познавательных операций и способов деятельности (обобщение, конкретизация, сравнение, выявление логических, структурных, функциональных и иных видов связи и др.). Условия заданий могут быть разнообразны – фрагмент исторического или современного документа, конкретная социальная ситуация, видеоряд связанных объектов или отдельное изображение, схема, диаграмма и пр.

Помимо этой разновидности заданий значительным педагогическим потенциалом обладают задания, содержащие в условиях исчерпывающую информацию для выполнения необходимых действий. Такие задания можно использовать как на этапе обучения, так и при диагностике его результативности. Их невыполнение учеником выявляют дефициты именно в овладении способами деятельности, а не пробелы в знаниях.

Задания, направленные на формирование УУД, становятся более эффективными в том случае, когда требование представлено в виде постепенного усложнения используемой операции (уровневый подход), например, сравнение по признакам сходства (или различия); сравнение и по сходству и по различию; выявление линий сопоставления объектов и проведение по ним сравнения.

 И, наконец, группа заданий, которые включают ориентировочную основу познавательной деятельности. Этот компонент условия может содержать как краткую характеристику требуемой познавательной операции, так и некий алгоритм действий. Такие задания особенно важны на начальном этапе формирования УУД.

Использование метапредметных заданий на уроке меняет его структуру, организацию познавательной деятельности школьников, требует новых подходов к контролю и оценке знаний.

Ниже представлены примеры заданий по истории и обществознанию с одним видом УУД – познавательными действиями для 5 – 9 классов.

Задания по истории

Организация власти в Древнем Египте (5 класс)

Прочитайте фрагмент учебного текста и выполните задания.

Пятиклассники изучали организацию власти в Древнем Египте. Каждый ученик получил четыре карточки, на которых были слова «вельможа», «воин», «писец», «фараон». Из карточек нужно было составить пирамиду и подписать ее. Через несколько минут задание было выполнено. Как вы думаете, в каком порядке были расставлены карточки?

  1. Расположите названные в условии категории населения на ступенях пирамиды сверху вниз. Поясните свое решение.
  2. Подпишите схему, используя особый термин, обозначающий организацию власти.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Фараон, вельможа, писец, воин (перечисление в порядке убывания власти).
  2. Подпись – государство (пятиклассники также могут использовать термины «власть», «организация власти», «управление» и пр.).

Комментарии

Данный блок заданий может быть использован на уроках истории в 5 классе при изучении древнеегипетского общества и формирования межпредметного понятия «государство». Перед выполнением задания следует обсудить, почему ученики не получили карточки со словами «крестьянин» и «ремесленник». Задание имеет обучающий характер: устанавливая карточку на ту или иную «ступеньку», ученики должны обосновать свой выбор.

Формируемые познавательные умения 

определять понятия (объединять предметы и явления в группы по определенным признакам);

– применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (создавать абстрактный образ явления);

– определять логические связи между явлениями;

– строить индуктивное логическое мышление и делать выводы (выявлять связи и отношения между предметами / явлениями).

Ледовое побоище (6 класс)

Изучите рисунок и выполните задания.

На рисунке изображены немецкий рыцарь и русский воин, принимавшие участие в Ледовом побоище (1242 г.) и дано описание их вооружения и доспехов. Внизу указан общий вес вооружения и доспехов. Этот вес, как считают исследователи, сыграл большую роль в исходе сражения.

Вес вооружения и доспехов немецкого рыцаря больше, чем у русского воина.

Укажите, за счет чего, по вашему мнению, доспехи рыцаря могли весить больше, и запишите  все возможные версии.

Ответы и комментарии

Ответы

В качестве версий может быть указано:

  • Больше длина меча
  • Металлический щит (в отличие от деревянного)
  • Кольчуга с капюшоном (в отличие кольчуги без капюшона)
  • Кольчуга из чешуек (в отличие от кольчуги из колец)
  • Больше шлем
  • Больше копье
  • Другие верные версии

Комментарии

Задание может быть использовано в 6 классе при изучении темы «Русские земли в середине XIII – XIV вв.» на разных этапах урока в зависимости от поставленной цели, например, для мотивации обучающихся, формирования познавательного интереса. Можно предложить это задание в качестве домашнего или для организации команд или учеников на уроке.

Обучающиеся могут затрудниться в ответе на вопрос в связи с недостаточной сформированностью умения извлекать информацию из рисунка. В этом случае можно организовать беседу о способах организации информации, используемых на рисунке, или предложить ребятам самим объяснить, как и что изображено на рисунке.

Задание можно использовать для формирования умения сравнивать на интересном для учащихся историческом материале, который не требует знаний о истории. Возможна организация групповой работы, обсуждение материалов.

Формируемые познавательные умения 

сравнивать с заданной целью;

– определять логические связи между предметами;

– переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое.

Задание по обществознанию

О власти и свободе (8 класс)

Прочитайте фрагмент из работы философа Ш.Л. Монтескье «О духе законов» и выполните задания.

«…Когда в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, – свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.

Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя…»

Вопросы и задания:

  1. О каких проблемах идет речь в тексте? Выберите два верных ответа.

А) опасности соединения ветвей власти в одних руках

Б) необходимости соблюдения принципа разделения властей

В) законности власти в глазах граждан

 Г) показателях легитимности власти

2. Автор называет ситуации, которые, по его мнению, нарушают свободу, Укажите эти ситуации. Проиллюстрируйте их известными из курса истории примерами.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. А, Б
  2. По мнению автора, нарушение свободы может быть в следующих случаях:

– соединение в одном правительственном органе законодательной и исполнительной власти

– свобода нарушена, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной

Обучающийся может привести аргументы, используя знания из курса истории России (существование абсолютной монархии в России на протяжении нескольких веков), всеобщей истории (абсолютная монархия во Франции и Австрии) и др.

Комментарии

Можно использовать задания при изучении темы «Правовое государство» в курсе обществознания, а также в 8 классе на уроке истории России (тема «Внутренняя политика Екатерины II»), Новой истории (тема «Эпоха Просвещения»). Выполнение заданий способствует развитию у школьников такого важного умения, проверяемого и в ходе итоговой аттестации, как умение иллюстрировать общие положения конкретными фактами, примерами.

Формируемые познавательные умения 

– анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, содержавшуюся в источнике

– актуализировать необходимые знания из смежных курсов и осуществлять синтез этих курсов

– осуществлять множественный выбор из предложенного перечня по заданным параметрам

– связывать частные проявления с общими характеристиками

– связывать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации

–  использовать межпредметные и предметные понятия.

Метапредметные задания

Математика

Тип задания: учебно-познавательное.

Предметное умение: анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между величинами, условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим методом.

Метапредметное умение: умение действовать в недоопределенной ситуации, осуществлять поиск необходимой информации (число лапок у жука и паука) из различных источников (познавательные УУД).

Петя поймал 4 жука и 7 пауков и посчитал количество лапок. Сколько всего лапок получилось?

Тип задания: учебно-практическое.

Предметное умение: представление о периметре квадрата, делении суммы на число.

Метапредметное умение: видеть вариативность решения задачи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачей коммуникации (коммуникативные УУД); умение выбирать решения задач в зависимости от конкретных условий (познавательные УУД).

Мама купила 20 дм красивой тесьмы и обшила скатерть квадратной формы. Сколько сантиметров тесьмы осталось у мамы, если известно, что длина стороны скатерти более 45 см? Могло ли у мамы остаться 3 см тесьмы? Объясни почему.

Предметное умение: уметь решать текстовые задачи.

Метапредметное умение: Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.

Выбери модель, которая не подходит к условию задачи.

У Толи было 6 машинок, а у Сани на 2 машинки больше.

Толя – 6 м.

Саня – ?, на 2 м. больше

6 м. 2 м.

6 м.

2 м.

Русский язык

Раздел русского языка: Фонетика.

Предметное умение: уметь выделять звуки, соотносить звуки и буквы в словах.

Метапредметное умение:  умение использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; определять существенный признак для классификации; объединять части объекта.

Раздели слова на две группы и придумай каждой группе название.

ЯМА, КОНЬ, ВАЗА, РОТ, УЛЕЙ, МАЙ, КУСТ, МАЯК, ЕЛЬ

Познавательные УУД: общеучебные; знаково-символические:

Метапредметное умение:  действие сопоставления слова с соответствующей ему схемой, запись слова в нужный столбик таблицы.

Задание. Запиши слова в нужный столбик таблицы. Дополни каждый столбик таблицы одним своим примером.

лесник, окно, ветер, кораблики, дошкольники

Окружающий мир

Раздел окружающего мира: Растения.

Предметное умение: Работа с текстом.

Метапредметное умение: Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.

На какие вопросы ты можешь найти ответ в энциклопедии «Мир растений»?

  • Когда появились первые паровозы?

  • Из каких частей состоит цветковое растение?

  • Какой мох использовали для перевязок вместо ваты?

  • Какие желания девочки Жени выполнил цветик-семицветик?

Познавательные УУД: Логические.

Метапредметное умение: Проверяются логические действия анализа, сопоставления имеющихся знаний с высказанными суждениями, сформированность умения отличать истинные и ложные суждения.

Задание. Отметь ложные высказывания.

1. Все птицы летают.

2. Все звери – млекопитающие.

3. У всех пресмыкающихся четыре конечности.

4. Рыбам помогает хорошо плавать обтекаемая форма тела.

5. Грибы это животные.

В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве главного итога обучения в школе

Что такое метапредметность

Метапредметность обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни.

Например, на уроке математики дети учатся решать задачи, но одновременно они получают навыки познавательного процесса, анализа, поиска информации, учатся ставить задачи и отвечать на вопросы, выстраивать алгоритмы и просчитывать последовательность действий. Эти способности ученики оттачивают и на других уроках, а затем применяют в жизненных ситуациях. 

Закономерным результатом обучения становится не только освоение предметов школьной программы, но и формирование личности в метапредметном аспекте. Происходит синтез педагогических и психологических целей воспитания учащихся, предметные, личностные и метапредметные задачи объединяются в одно целое, которое лежит в основе воспитания современной личности на всех ступенях обучения.  

Что такое метапредметные результаты обучения

Метапредметные результаты освоения школьной программы напрямую связаны с универсальными учебными действиями. Именно они делают работу учеников осознанной и приносят желаемый результат.

Результаты освоения общеобразовательных программ включают в себя:

  • предметные,
  • личностные,
  • метапредметные категории.

Предметные результаты проверяются в ходе контрольных работ и аттестаций. К личностным относятся определение жизненной позиции, моральных норм и принципов, развитие этических чувств. Метапредметные образовательные результаты не только объединяют все полученные знания, но и трансформируют их в жизненно важные и необходимые навыки.     

Актуальные темы, горячие вопросы, изменения законодательства

Вебинары для педагогов

Бесплатно

Метапредметный подход к процессу обучения заменяет традицию дифференцирования знаний на активную деятельность по изучению целостной картины мира. Это стимулирует формирование всесторонне развитой личности, объединяет умственное, социальное и культурное развитие обучающихся. Заслуга метапредметного подхода в системе образования — преемственность начальной и основной школы.      

Основные понятия метапредметности

В основе метапредметности лежат следующие понятия:

  • Метадеятельность — способность ученика осознанно использовать окружающие предметы и применять их в процессе обучения для усвоения новых знаний и навыков.
  • Метазнания — способность оперировать методами и приемами познания. Это помогает ученику легко и быстро усваивать новую информацию по любому предмету, повышает эффективность обучения.
  • Метаспособы — освоение методик и схем, при помощи которых ученик находит новые способы решения задач, вырабатывает нестандартные планы достижения цели, оптимизирует ресурсы.
  • Метаумения — универсальные навыки и умения, например навыки теоретического мышления, систематизации и обобщения, анализа информации, критическое мышление и умение отличать недостоверную информацию, творческое мышление и поиск альтернативных вариантов.

Требования к метапредметным результатам обучения

Согласно ФГОС метапредметные результаты освоения программы общеобразовательной школы должны соответствовать определенным критериям. Результаты объединены в группы общей направленности метакомпетенций учеников.

Планировать и осуществлять учебную деятельность

  • Ставить цель обучения, определять учебные и познавательные задачи, формировать познавательные интересы. 
  • Проводить анализ задач и условий, в которых они реализуются.
  • Соотносить содержание поставленных задач с теми знаниями и навыками, которыми ученик обладает.
  • Планировать способы реализации задачи и пополнения знаний при необходимости.
  • Определять наиболее эффективные пути достижения результата, находить нестандартные способы решения познавательных задач, если они быстрее приводят к запланированной цели.
  • Сопоставлять свои действия с прогнозируемым результатом, контролировать познавательную деятельность, давать оценку ее организации.
  • Сравнивать разные точки зрения и выбирать оптимальную, которая соотносится с личностными результатами обучения и приводит к намеченной цели.
  • Давать оценку своим действиям и вносить необходимые корректировки, если она недостаточно высокая.
  • На протяжении всей учебной деятельности осуществлять самоконтроль, самооценку и осознанный выбор плана действий.

Взаимодействовать в коллективе

  • Организовывать совместную учебную деятельность, уметь наладить сотрудничество с одноклассниками и педагогом.
  • Демонстрировать одинаковую эффективность работы как в группе, так и индивидуально.
  • Соотносить личные интересы с общими интересами коллектива и каждого отдельного ученика в нем.
  • Находить общее решение, которое будет приемлемым для каждого.
  • Разрешать спорные и конфликтные ситуации, избегать их создания. 
  • Аргументированно отстаивать свою точку зрения без ущерба для других.

Вести познавательную деятельность

  • Оперировать основными понятиями и определять суть предметов и явлений.
  • Выстраивать цепочки аналогий и взаимосвязей.
  • Определять критерии для систематизации явлений и систематизировать их.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Строить четкие логические рассуждения, формулировать выводы.
  • Создавать модели и схемы, при помощи которых можно выполнять познавательные задачи.
  • Грамотно работать с текстовой информацией, понимать содержание и смысл, определять главную мысль и уровень достоверности.     

Использовать современные интерактивные технологии

  • Пользоваться различными источниками получения информации при помощи компьютерной техники и онлайн-ресурсов.
  • Знать и использовать критерии определения достоверности источника.
  • Выбирать необходимую информацию и систематизировать ее.
  • Давать оценку новизне и важности информации для познавательного процесса.
  • Знать и использовать основные способы хранения, передачи и копирования информации.
  • Применять интерактивные инструменты для наглядной демонстрации подтверждения гипотез.
  • Использовать онлайн-ресурсы для общения и командной работы.

Применять навыки коммуникации

  • Полноценно владеть грамотной устной и письменной речью.
  • Выстраивать диалог и продуктивное общение.
  • Уметь правильно выражать собственную точку зрения и формулировать мысли.
  • Применять речевые средства для достижения определенных коммуникативных целей.
  • Безошибочно передавать свои чувства и эмоции, не допускать злоупотребления ими в ущерб другим ученикам и педагогу.
  • Умело поддерживать беседу, следовать ее логике, слушать собеседников, доходчиво выражать свои мысли.
  • Демонстрировать высокую культуру речи.

Как достичь метапредметных результатов

Как развивать на уроке универсальные учебные действия

Курсы для педагогов

Современные методы преподавания в условиях реализации ФГОС 2021

Расписание

Метапредметные результаты в начальной и основной школе демонстрируют ученики, которые успешно освоили универсальные учебные действия (УУД). Важно создать определенные педагогические условия, в которых дети смогут практиковаться в формировании УУД. Развивать и применять все познавательные навыки и компетенции на уроке школьникам помогают правильно поставленные педагогом задачи. Каждая задача должна быть понятной, достижимой, с четко оцениваемым результатом. Например, найти наименьшую по площади страну мира и обосновать свой выбор.

Уроки должны быть разнообразны и интересны. Если педагог просто зачитывает информацию из учебника, ученики научатся только составлять конспекты. Выделите для начала несколько УУД и придумайте для своего урока задачи, которые будут их формировать и развивать.  

В этом поможет проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой школьники учатся планировать свою работу и распределять задачи, собирать и анализировать информацию по предмету, делать выводы и аргументировать свою точку зрения.

Как применить метапредметные результаты к своему предмету

Метапредметный урок по любому предмету включает следующие составляющие:

  • мотивацию к действию;
  • анализ знаний, которые помогут правильно действовать;
  • поиск и применение конкретных способов действия.

Урок начинают с обобщения ранее известной информации и создания ситуации, в которой ученики понимают, что им недостаточно этих знаний. Например, в начальной школе можно предложить детям распределить предметы, понятия или геометрические фигуры в группы. Недостаток знаний дает детям понять, что они не могут выполнить задание с абсолютной точностью: у всех будут разные результаты. Прийти к единственному верному решению помогут новые знания и навыки, которые детям необходимо получить на уроке.

Правильно построенная метапредметная форма подачи материала на уроках способствует развитию самостоятельных действий учеников. Чтобы проверить, соответствует ли урок этому требованию, проанализируйте, отвечает ли он на три вопроса:

  1. Для чего нужны конкретные знания и навыки? Это мотивация к познавательным действиям и формирование критического мышления.
  2. Каких именно знаний недостаточно и что нужно узнать? Это анализ и систематизация материала.
  3. Как получить недостающие знания и правильно их применить? Это развитие практико-ориентированности обучающихся, навыков поиска новой информации и отработка методов применения полученных знаний.  

Как проверить метапредметные результаты

Работу над достижением метапредметных результатов проводят на каждом уроке. Как правильно оценить результаты? Существуют четкие критерии, благодаря которым педагог может понять, насколько хорошо сформированы метапредметные навыки у учеников класса:

  • успешное выполнение конкретной диагностической задачи, направленной на выработку определенного учебного действия;
  • высокий уровень освоения новых знаний и дисциплин, для чего необходимы развитые метаумения ученика;
  • выполнение интегративных, комплексно-познавательных задач, которые демонстрируют уровень владения метаспособами.

Простым и доступным способом оценки метаумений школьников считают регулярные опросы и тестирования по предмету или направлению, объединяющему несколько дисциплин. Также необходимо вести индивидуальные карты продвижения учащихся, оценочные листы и списки проектно-исследовательских работ с оценками. Наглядно демонстрируют результаты таблицы, в которых данные дифференцированы по классам и показаны в динамике.   

Метапредметные результаты помогают контролировать образовательный процесс, направленный на усвоение школьниками разных способов познания. Ученики получают возможность оперировать информацией из максимального набора областей знаний. В современном образовании это наиболее прогрессивный способ обучения в условиях динамичной реальности.  

Сегодня государство заинтересовано в
гражданине, который может проявлять гибкость,
мобильность и креативность мышления. Поэтому
перед школой сейчас стоит задача не просто дать
выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив
его общекультурное, личностное и познавательное
развитие, вооружить его крайне важным умением –
умением учиться.

Учитель сегодня должен стать конструктом новых
педагогических ситуаций, новых заданий,
направленных на использование обобщенных
способов деятельности и создание учащимися
собственных продуктов в освоении знаний. Уже
сегодня мы можем идти на опережение, готовить
наших учеников и самих себя  к данной новой
системе работы, применяя на своих уроках
элементы метапредметного подхода. Содержание
предмета позволяет формировать на уроках
метапредметные связи. Например, предлагать
учащимся выполнять на уроках метапредметные
задания.

Метапредметное задание – задание,
предусматривающее овладение системой знаний и
операций, обеспечивающих понимание информации,
включая умение структурирования, выделение
 главного и второстепенного, основной идеи,
выстраивание последовательность действий;
овладение основами ознакомительного,
изучающего, усваивающего и поискового чтения,
рефлексии.

В практике своей работы в течение всех лет
применяю обобщенные планы. На основе обобщенных
планов, приведенных в методическом справочнике
учителя физики [2] и старых программ физики
сделала карточки для индивидуальной работы
учащимися. Каждый раз на уроке изучения нового
материала, практической работы и урока обобщения
знания обращаю внимание детей на обобщенные
планы ответов и предлагаю их использование при
ответах. Использование планов повышает качество
обучения учащихся, дети лучше понимают предмет,
создается экономия времени на уроке. Приведу
один из планов.

План рассказа об устройствах, механизмах,
машинах[2].

1. Назначение устройства.

2. Схема устройства.

3. Принцип действия устройства.4. Правила
пользования и применения устройства, механизма,
машины.

Применяю игры, провожу соревнования, предлагаю
упражнения на развитие памяти, внимания и
логического мышления. Так, например:

1. Упражнения для тренировки и развития
восприятия.
[1]

1. Игра “Измеряем на глазок”. Все участники
игры делятся на 3 команды (по рядам). Задание: учитель
предлагает учащимся внимательно посмотреть на
какой – либо предмет (линейка, динамометр,
термометр, пробирка и т.п). Затем представитель из
каждой команды зарисовывают данный предмет на
доске в полную величину. Сравниваем рисунки с
предметом. За почти точное воспроизведение – 5
баллов. За увеличение или уменьшение предмета
почти вдвoe очки не начисляется. Если ведущий
отмечает небольшую разницу между предметом и
рисунком, команда получает 3 балла.

2. Игра “Определи длину отрезка”. Участники
делятся на 3 команды. Условия игры: каждая
команда чертит для другой на доске отрезок
любой длины. Получив, таким образом, задание
каждая команда должна дать ответ: “Какой длины
отрезок изображен на доске?”. Ведущий определяет
правильность ответов с помощью линейки. За
полное совпадение команда получает 5 баллов. За
небольшое отклонение – 2 балла.

3. Игра “Определи размер на ощупь”. Участники
игры делятся на 3 команды. Условия игры: одному
из членов каждой команды завязывают глаза и
просят на ощупь определить размер какого-либо
предмета. Для проведения игр можно попросить
несколько членов каждой команд попробовать
определить размер предмета. Побеждает тот игрок
и та команда, которые дают более правильный
ответ. За правильное определение размеров
предмета – 5 баллов.

4. Игра “Развиваем глазомер”. Участники игры
делятся на команды. Условия игры: ведущий
предлагает одному и членов каждой команды
отметить на доске рост своего товарища от пола, а
также размах его рук. После этого ведущий,
проведя измерение, отмечает действительные
размеры роста и размаха рук школьников. При почти
полном совпадении результатов команде дается 5
баллов. Если выявлено значительное отклонение
отмеченных размеров от истинных, очко команда не
получает.

5. Игра “Развиваем чувство времени”. Участники
игры располагаются в кругу. Условия игры: ведущий
просит участников игр закрыть глаза,
расслабиться. Ведущий говорит следующее: “Когда
я скажу “начали”, вы начинаете чувствовать
время. Когда скажу “достаточно”, вы по очереди
мне скажете, сколько времени прошло. Обычно
засекается 1, 1.5 или 2 минуты. Побеждает тот, кто
назвал время более точно.

2. Развитие внимания.

Игры:

1. Игра “Исправляем ошибки”. Участники игры
расположены в кругу. Условия игры: ведущий
называет предложения, в которых допущены самые
разные ошибки. Предложения предлагаются по
очереди каждому участнику игры. Тот, кто в
предложении не находит ошибки, выбывает из игры.
В этом случае то же самое задание предлагается
следующему игроку. Побеждает тот, кто остается
последним.

3. Развитие мышления.

1. “Что лишнее”. Можно предложить любые 3
слова:

а) скорость, путь, автомобиль;

б) плотность, масса, куб;

в) инерция, диффузия, тело и т.п.

Задание: из предложенных трех
слов надо оставить только два, которые имеют в
чем-то сходные свойства. Одно слово, не
обладающее этим свойством, окажется “лишним”.
Следует найти как можно больше признаков,
объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не
свойственных исключенному лишнему слову. Ответы
могут быть таковыми: а) автомобиль – это тело,
скорость и путь – физические величины.

2. “Поиск предметов, обладающих сходными
свойствами
”. Называется какой-либо предмет
или явление, например: стрекоза, пылесос,
поезд, вертолет, вентилятор, арбуз, кукла, душ и т.
д. Время выполнения задания ограничено: 5 минут на
1 слово. Задание: необходимо написать как можно
больше предметов, сходных с названным, по
каким-либо свойствам, т. е. предметов, являющихся
аналогами данного предмета. Называя тот или иной
предмет, подросток должен указать, по какому
именно свойству он имеет сходство с названным
предметом. Пример: слово стрекоза. Могут быть
названы бабочка, птица, самолет – у них также есть
крылья, у них есть хвост, они, также летают, они
также поднимаются и садятся. В игре побеждает
тот, кто назвал наибольшее количество групп
аналогов, т. е. выделил наибольшее количество
существенных признаков данного предмета и нашел
другие предметы, обладающие этими же признаками.

3. “Построение сообщения по алгоритму”. Учащимся
предлагается построить сообщение по алгоритму:
Факт (что произошло?) Причины Повод
Сопутствующее событие Аналоги и
сравнения-Последствия

4. Развитие памяти.

1.“Кто больше запомнит”. Задание: первый
ученик называет любое слово, например, вещество,
следующий должен повторить это слово и должен
назвать любое свое, и так далее. Таким образом, в
конце игры остается победитель, который обладает
выдающейся памятью. Игру можно начинать
несколько раз.[1]

Игры-тренинги способствуют развитию
личностных качеств подростков. Они получают
навыки групповой работы, где так важна
способность услышать другого, понять его
замысел, то есть происходит развитие
коммуникативных и познавательных способностей,
что позволит более успешно осваивать материал
программы средней школы. Данный подход
предполагает, что ученик не только овладевает
системой знаний, но и осваивает универсальные
(надпредметные) способы действий, и уже с их
помощью сможет самостоятельно получать
информацию об окружающем мире.

Литература.

1. Л.Ф Тихомирова “Развитие интеллектуальных
способностей школьника. [1]

2. Методический справочник учителя физики. – М.:
Мнемозина, 2003. 209 с. [2].

3. Хуторской А.В. Метапредметный подход в
обучении. – М. : Издательство “Эйдос”;
Издательство Института образования человека, 2012.

4. Хуторской А.В. Эвристический тип образования:
результаты научно-практического исследования //
Педагогика. – 1999. №7.

5. Федеральный государственный стандарт
основного общего образования от “17” декабря 2010
г. № 1897

автор: Ильина Неля Николаевна

учитель математики МАОУ “Лицей № 3” г. Пермь

Метапредметные задания способствующие формированию регулятивных УУД

Метапредметные задания

способствующие формированию регулятивных УУД.

Обобщение опыта преподавания математики и обзор литературы показывает то, что в учебниках математики не достаточное количество метапредметных заданий, способствующих формированию регулятивных УУД. Поэтому мы предлагаем задания на формирование регулятивных УУД. На уроках возможно использование таких приемов, как: работа с учебником (Интернет-ресурсами, справочниками), составление плана выполнения задания, составление плана ответа по математике, организация домашней работы, выполнение письменной работы по математике. При работе с книгой нужно добиваться того, чтобы учащийся оценивал знание материала не потому, сколько он раз прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного.

Приведем некоторые из этих приемов.

Работа с учебником математики:

  1. Найти задание по оглавлению
  2. Прочитав заголовок, обдумать о чем пойдет речь? что мне предстоит узнать? что я уже знаю об этом?;
  3. Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике, словаре);
  4. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно применить?)
  5. Выделить основные понятия в тексте;
  6. Выделить основные свойства или правила;
  7. Изучить определения понятий;
  8. Изучить правила, свойства;
  9. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;
  10. Самостоятельно провести доказательство свойств;
  11. Составить схемы, рисунки, чертежи по имеющейся информации;
  12. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест);
  13. Ответить на вопросы в тексте;
  14. Придумать и задать себе или одноклассникам вопросы.

Составление плана ответа по математике:

  1. Выделить понятия, которым нужно дать определение;
  2. Выделить свойства, правила, которые нужно сформулировать;
  3. Выделить определения, на которые нужно сослаться при доказательстве;
  4. Составить доказательство свойства или правила;
  5. Продумать записи на доске во время ответа;
  6. Показать, где и как применяется свойство (правило);
  7. Сделать вывод.

При решении задач необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации. Например, количество человек должно быть выражено натуральным числом, скорость пешехода не может равняться 70км/ч; температура воздуха не может равняться 1000 градусам; скорость течения реки не может быть больше собственной скорости теплохода; масса товара в упаковке должна быть больше его массы без упаковки. Следует учить учащихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении. Также при решении задач не стоит пренебрегать «прикидкой» полученного результата. 

Приведем пример некоторых заданий, которые используем в качестве приемов формирования регулятивных УУД.

Задание «Составь план решения задачи».

Цель: формирование умения планировать свою деятельность при решении задач.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа или работа в группах, парах.

Описание задания: учащимся предлагается составить план своих действий для решения задачи, а затем выполнить задачу, следуя составленному плану. По ходу выполнения задачи внести корректировки в план.

Задание проводить систематически для отработки навыков планирования. Можно применить для более длительных этапов (решение самостоятельной или  контрольной работы, учебный день и т.д.)

Задание «Выбери цели из предложенного списка».

Цель: научить учащихся ставить цели урока, выбирая нужные для данной темы из предложенного списка.

Форма выполнения задания: индивидуальная или групповая работа.

Описание работы: после выведения темы урока (учебного занятия) на доску (слайд) записываются всевозможные цели. Учащиеся должны определить, какие цели подходят для данного урока, смогут ли они их выполнить сегодня или перенести на следующее занятие.

Задание «Получи урожай»

Цель: сформировать умение правильно и четко формулировать цели урока, сравнивая их потом с полученным результатом, прогнозировать, делать выводы.

Форма выполнения задания: индивидуальная или групповая работа.

Описание задания: после выведения темы урока учащимся предлагается записать цели на трафаретах ростков (семян) растений закрепить их на доске. В конце урока в качестве рефлексии вернуться к этим целям и напротив тех из них, которые были достигнуты, закрепить цветок (плод).

Задание при применении в системе формирует у учащихся умение более четко формулировать цели урока, чтобы как можно больше собрать урожай.

Задание «Оцени свою работу».

Цель: освоение критериев оценки письменной работы.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: учащимся предлагается оценить свою письменную работу (домашнюю, классную или контрольную) в соответствии с критериями, приведёнными в ориентировочной карточке. В завершение оценивания каждый учащийся должен дать развёрнутую письменную оценку своей работы и выставить себе отметку. Задания включают проверку собственной работы и взаимную проверку работ с оцениванием и последующим обсуждением.

Таблица 1

Ориентировочная карточка оценивания письменных работ по математике

Выполнение задач. Все ли поставленные задачи выполнены Выполнены все Выполнены частично Не выполнены
Есть ли графическая схема задачи? Соответствует ли она условиям задачи есть  есть, но с неточностями нет, неверная
Правильно ли составлена математическая формула. Соответствует ли она графической схеме? Правильно Частично правильно Неверно
Правильно ли сделаны вычисления? Правильно 1 ошибка 2 и более ошибки
Выполнена ли проверка результатов? Да, верно Да, с 1-2 ошибками проверка выполнена неверно

Критерии оценивания:

  • адекватность использования предложенных критериев для оценивания своей работы;
  • умение дать развёрнутую оценку своей работы;
  • умение соотнести оценку и отметку.

Задание «Проверь соседа» (по эталону).

Цель: формирование навыков оценки и коррекции деятельности.

Форма выполнения работы: работа в парах.

Описание задания: После выполнения письменного задания самостоятельно, поменяться работами с соседом по парте и проверить работу по эталону. Эталоном может служить работа сильного ученика у доски или выведенное решение задания на слайд и т.д. При обнаружении ошибок поставить галочку на полях в тетради, подсчитать количество галочек и записать в маршрутный лист урока соседа по парте

Задание «Учебные цели».

Цель: формирование умения адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: учащимся предлагается на основе выполненной проверки и оценки своей домашней (контрольной) работы ответить на вопросы, заполнив представленную ниже таблицу. Задание выполняется повторно через две недели, и путём сравнения этих двух таблиц анализируется успешность реализации учебных задач, поставленных ранее (какими знаниями и умениями овладел, что для этого было сделано, каково продвижение вперёд в овладении учебным содержанием).

Проверка и оценка домашней (контрольной) работы

Таблица 2

Учебный предмет  Моя оценка что я знаю что я умею Что я должен узнать Какую тему для этого надо повторить Какими умениями я должен овладеть Какие задачи и упражнения для этого надо сделать
Математика

Критерии оценивания:

-адекватность оценивания своих знаний и умений;

– умение поставить учебную задачу;

– умение оценить прогресс в усвоении знаний и умений.

Метапредметные задания на уроках математики служат крепким фундаментом для развития всех универсальных учебных действий и в  частности регулятивных. Задача и процесс ее решения,  является одной из основных составляющих математики, именно она – основа при развитии регулятивных универсальных учебных действий. 

Нами были составлен комплекс метапредметных задач способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий. Приведем примеры некоторых из них. Остальные изложены в приложении 2.

Задание 1. Составьте план своих действий для решения задачи

К новогодним праздникам  тебе нужно купить 6 шоколадных фигурок Деда Мороза, 4 шоколадки «Аленка» и 3 коробки конфет «Toffifee». Шоколадные фигурки Деда Мороза на 10 рублей дешевле шоколадки «Аленка»  и в 2 раза дешевле коробки конфет «Toffifee». Стоимость всей покупки составляет 824 рубля. Мама дала 1000 рублей. Хватит ли тебе денег еще купить коробку конфет трюфели «Florentino», если ее стоимость на 151  руб. дороже шоколадки «Аленка»? 

Ответы детей могут быть отражены в таком плане:

  • 1) Принять стоимость одной шоколадной фигурки Деда Мороза за x;
  • 2) Выразить стоимость одной шоколадки «Аленка» и одной коробки конфет «Toffifee» через x;
  • 3) Выразить стоимость 6 шоколадных фигурок Деда Мороза, 4 шоколадок «Аленка» и 3 коробок конфет «Toffifee» через x;
  • 4) Составить уравнение на основании того, что стоимость всей покупки составила 824 рубля;
  • 5) Решив составленное уравнение, найти стоимость одной шоколадной фигурки Деда Мороза;
  • 6) Найти стоимость одной шоколадки «Аленка»;
  • 7) Найти стоимость набора коробки конфет трюфели «Florentino», с учетом того, что он дороже одной шоколадки «Аленка» на 151 рубль;
  • 8) Найти стоимость всей покупки с учетом набора линеек;
  • 9) Сравнить количество имеющихся денег со стоимостью покупки с учетом коробки конфет трюфели «Florentino»;
  • 10) Сделать вывод, хватит ли денег на коробку конфет трюфели «Florentino», или нет.

Задание 2. Выбери цели из предложенного списка

Изучение новой темы начинается с постановки вопроса. На доске записаны выражения: 

78 + 37;             17 – а;          23 + с;     127 – 63;      а + в;      71 – 18;

– Ребята, внимательно посмотрите, на какие две группы можно разделить эти выражения? Попросить записать их в два столбика:

78 + 37;                                  17 – а;

127 – 63;                                 23 + с;

71 – 18;                                    а + в;

– почему вы пришли к такому разделению?

– дайте название каждому столбику (числовые и буквенные).

– сформулируйте тему сегодняшнего урока (Числовые и буквенные выражения)

Какие задания, действия можно выполнять с числовыми и буквенными выражениями?

1) 1 вариант выполнения задания: на слайде список целей урока, ребятам необходимо выбрать нужные цели для урока:

– научиться читать числовые и  буквенные выражения,

– научиться записывать буквенные выражения

– находить значение буквенного выражения

– находить значение буквенного выражения при заданных значениях переменной

2) 2 вариант выполнения задания: прочитать текст, выделить цели сегодняшнего урока:

НАУЧИТЬСЯЧИТАТЬИЗАПИСЫВАТЬЧИСЛОВЫЕИБУКВЕННЫЕВЫРАЖЕНИЯ.НАХОДИТЬЗНАЧЕНИЕБУКВЕННОГОВЫРАЖЕНИЯПРИЗАДАННЫХЗНАЧЕНИЯХПЕРЕМЕННОЙ

Такая работа требует логического анализа материала, активизирует внимание и мыслительную деятельность, делает восприятие материала более целенаправленным.

Задание 3. Выполните действия, проверьте правильность выполнения заданий с ответами на доске

1) 21,6 : 9 = 

2) 251,2 :8 = 

3) 88,305 : 7 = 

4) 772,8 : 12 = 

5) 93,38 : 23 = 

6) 0,552 : 92 = 

При решении таких заданий, обучающиеся могут развивать регулятивное действие «контроль», делая проверку.

Ответы: 

1)  21,6 : 9 = 2,4

2) 251,2 :8 = 31,4

3) 88,305 : 7 = 12,615

4) 772,8 : 12 = 64,4

5) 93,38 : 23 = 4,06

6) 0,552 : 92 = 0,006

Задание 5: выберите из чисел 14, 21, 31, 42, 51, 63 68, 75 те, которые:

  1. Кратны 7;
  2. Кратны 17;
  3. Не кратны 8;
  4. Не кратны 2;

Задания, подобные этому, могут помочь развить у обучающихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как, контроль и коррекция. При решении таких заданий учащиеся допускают такую ошибку, как распределение чисел лишь в одну из предложенных категорий, это последствия неправильно спланированной работы. Поэтому для исправления такой ошибки обучающемуся придется спланировать свою деятельность так чтобы не повторить ошибку и в последствии проверить правильно ли на этот раз было выполнено задание.

Задание 8: Лупа дает четырехкратное увеличение. Каким будет отрезок длиной 6 см, рассматриваемый через эту лупу?

В условии задачи явно напрашивается неверный путь решения, поэтому для нахождения верного ответа нужно опираться на собственный жизненный опыт. При правильном понимании задачи, становится, видно, что при рассмотрении в лупу отрезка его длина не изменится.

Такие задачи помогают учащемуся развивать не только математические знания, но и учат основаться на своем жизненном опыте, применять различные знания и рассматривать процесс решения задачи не как набор математических действий, а жизненную «загадку». (РУУД – прогнозирование, контроль).

Задание 9: Поездка на поезде из Перми в Екатеринбург – длится 5 часов 15 минут, а из Екатеринбурга в Пермь – 315 минут. Какая из поездок длится дольше?

При беседе с обучающимися, можно развивать такие РУУД, как контроль, коррекция и оценка. Это поможет сделать корректировка намеченного плана решения задачи, воспроизведение ранее полученных знаний и их оценка.

Задание 13: Игра «Вопрос-ответ»

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.

Форма выполнения задания: фронтальная работа.

Материалы: карточки с заданиями и карточки с ответами.

Описание задания: каждый обучающийся получает несколько карточек с ответами, у учителя остаются карточки с вопросами, примерами. Учитель зачитывает вопрос, обучающиеся, у кого правильный ответ, его зачитывают. В этом задание можно оставить одного или двух обучающихся без карточек, они будут выступать экспертами, которые будут следить за правильностью ответа и оценивать ответ обучающихся. В дальнейшем это задание исключает присутствие учителя.

Задание 14: «Вспомним историю математики».

Цель: формирование умений выделять проблему в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Самоконтроль.

Описание задания: «Если дроби расположить в порядке возрастания, то получится имя древнегреческого ученого, основателя библиотеки в городе Александрии, жившего в Древнем Египте во 2м веке до н.э. Он впервые высказал предположение о том, что Земля имеет круглую форму.

13/24 21/24 6/24 3/24 8/24 23/24 22/24 19/24 4/24
о ф А Э Т Н Е С Р

Ответ для самопроверки: Эратосфен. 

Для формирования навыков самоконтроля и коррекции задание проверяется в классе. Выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который записан на доске. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и планируют действия для достижения более высокого результата.

Задание 15: Решите задачу и представьте её обоснованное решение:

В продаже имеются два вида тканей одного качества. Одна ткань – шириной 1,4 метра по цене 400 рублей за метр, другая – шириной 80 сантиметров по цене 220 рублей за метр. Нужно сшить из ткани юбку. Фасон  «полусолнце» без пояса при обхвате талии 80 сантиметров, длиной 40 сантиметров. Какую ткань выгоднее купить?

Разработанные задания можно выполнять как индивидуально, так и в форме групповой работы, что дает возможность учащимся формулировать гипотезу и приводить аргументы для ее принятия или опровержения и отстаивать свою позицию в ходе дискуссии. 

Кроме того, данные задания можно использовать на любом этапе урока в цикле уроков по теме в зависимости от поставленных целей.  Задание может быть подано в форме проблемного при столкновении  знания и незнания или как задача на обобщение и закрепление знаний.

Добавить комментарий