Как составить методические рекомендации для учителей

Памятка
для методистов и педагогов

 «Как
составить методические рекомендации»

Методические рекомендации представляют собой особым образом
структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения
какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические   рекомендации содержат в себе раскрытие одной или
нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их
задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы
действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе —
мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по
организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих
методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то,
кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам,
классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется
терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

                  
титульный лист;

                  
аннотацию;

                  
сведения об авторе (авторах);

                  
пояснительную записку;

                  
содержание;

                  
список рекомендуемой литературы по данной теме;

                  
приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным элементам структуры методических рекомендаций

1.         На титульном листе должны быть обозначены:

                  
название учреждения (в порядке нисходящей
подчиненности);

                  
фамилия, имя, отчество автора;

                   
название (с пометкой о виде методической продукции
— методические          рекомендации);

                  
название города;

                  
год разработки.

2.      На 2-ом листе вверху приводится аннотация, включающая
лаконичные сведения о:

                  
сути рассматриваемых вопросов (например,
указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации
Интернет-олимпиады для школьников в системе ДОД);

                  
предназначении данных методических рекомендаций
(какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа — школьным учителям,
зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного
образования);

                  
источнике практического опыта, положенного в основу
рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные
методрекомендации);

                  
возможных сферах приложения предлагаемого вида
методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть
использованы настоящие рекомендации).

3. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О.,
должность, место работы, квалификационная категория или научная степень,
контактный телефон.

4. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

 обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций
(здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу:
уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются,
например, Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки;
охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации
соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую
помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

определение цели составления методических рекомендаций (например,
оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной
работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного
уровня — школьных, городских, региональных — с использованием современных
информационных технологий и т.п.);

краткое описание ожидаемого результата от использования данных
методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей
(например, овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать
основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного
цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению
конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);

обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с
другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми
разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы,
проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением
учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы
и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо
регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной
форме.

Например, его можно структурировать в следующей логике:

описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно
рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких
форм и методов — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);

дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана
работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков
информирования ее потенциальных участников, распределение поручений,
обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому (Интернет в школах и
УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады),
кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам);
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида
деятельности (исходя из имеющегося опыта); предостеречь от типичных ошибок.

6.         Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется
в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления
литературных источников.

7.         Приложения включают материалы, необходимые для организации
рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических
рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут
быть:

                  
планы проведения конкретных дел, мероприятий;

                  
тестовые задания;

                  
методики создания практических заданий,
адресованных обучающимся;

                  
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

                  
методики определения результатов по конкретным
видам деятельности;

                  
схемы, диаграммы, фотографии, карты;

                  
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий
и т.д.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 3 «Колобок» г.Медногорска»

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Алгоритм написания методических рекомендаций»

Подготовил:старший воспитатель МБДОУ

высшей квалификационной категории

Курсакова Е.А.

Медногорск,

Март, 2020

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляютсябез титульного листа по следующей схеме:

1. Памятка

2. «Название»

3. Основной текст, который начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием.

4. Автор (ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

5. Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации.

Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист:

1.1. Полное название учреждения

1.2. «Название»

1.3. Вид методической продукции (методические рекомендации)

1.4. Автор (ы) ( ФИО полностью)

1.5. Должность

1.6. Место написания

1.7. Год написания

2. Второй лист:

2.1. Аннотация – краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории.

2.2. Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Третий лист:

3.1. Пояснительная записка – вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.

3.2. Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с воспитанниками могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя.

3.3. Заключение – выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием.

3.4. Список использованной литературы. При необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме. Список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформлениялитературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы.

3.5. Приложение. Оно включается, если содержатся материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Методические рекомендации – это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный материал, даются конкретные советы по организации учебно-воспитательного процесса учебного занятия, воспитательного мероприятия или к решению той или иной проблемы. Это издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.

Методические рекомендации могут быть составлены по разнообразным аспектам образовательной и научной деятельности преподавателей:

  • методические рекомендации по изучению темы, раздела учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля;
  • методические рекомендации для подготовки к семинарским (практическим) занятиям;
  • методические рекомендации по выполнению контрольных работ;
  • методические рекомендации по выполнению курсовых работ, выпускных квалификационных работ;
  • методические рекомендации по практике;
  • методические рекомендации по изучению отдельных разделов (тем) учебной дисциплины;
  • методические рекомендации (методические материалы) по организации какой-либо конкретной деятельности обучающихся и т.п.

Методические рекомендации составляются как для преподавателей, так и для обучающихся.

Методические рекомендации раскрывают порядок, логику и акценты изучения какой-либо дисциплины, темы, проведения занятия, мероприятия, практики. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.

Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе – мероприятию).

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим работникам и обучающихся в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Что такое методические рекомендации и как их писать

методические рекомендации Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта учителей, школ или проведенного исследования.

Методические рекомендации раскрывают порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий, сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.
Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе – мероприятию).
Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим работникам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Выделяют методические рекомендации по изучению курса, выполнению контрольных работ и др.
Методические рекомендации по изучению курса – разновидность учебно-методического издания, содержащего материалы по методике самостоятельного изучения учащимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ – разновидность учебно-методического издания, включающего тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы.
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:
1. Выбор актуальной темы.
2. Изучение литературных источников по избранной теме.
3. Составление плана.
4. Накопление фактического материала.
5.Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
6. Распределение содержания работы по разделам.
7. Составление методических рекомендаций в соответствии с требованиями.
Примерная структура методических рекомендаций.

В методических рекомендациях, как правило, выделяется 3 части.
Введение или пояснительная записка – до 15% текста, где обосновывается актуальность разработки данных методических рекомендаций: краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу, достоинства и недостатки рассматриваемого вопроса, значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы, разъяснение, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации. Прописывается цель составления методических рекомендаций (например; оказание методической помощи педагогам, организаторам воспитательной работы с детьми; составление алгоритма подготовки и проведения олимпиад разного уровня – школьных, городских, региональных – с использованием современных информационных технологий и т.п.). Дается краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например: овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла, способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.). Идёт обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Основная часть – до 75% текста. Основная часть не называется, здесь детально раскрываются предполагаемые методики, пути и средства достижения наибольше значимых результатов того или иного вида деятельности.
Основная часть методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, её можно структурировать в следующей логике:
-описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов – например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
-дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению описываемого вида деятельности;
-вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта), предостеречь от типичных ошибок.
Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций, представляются результаты.
Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе¬мого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть планы про¬ведения конкретных мероприятий, тестовые задания, методики создания практи¬ческих заданий, примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам, методики определения результативности работы, схемы, диаграммы, карты, фотографии, примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий, рефератов и др. Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).
Методические рекомендации должны содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.
На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.
Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.
На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.
Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:
-указывается, чему посвящены данные рекомендации;
-предназначение данных методических рекомендаций, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – учителям, заместителям директоров ОУ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования и т.д.;
-источник практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);
возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где могут быть использованы настоящие рекомендации).
Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с.
Технические требования к оформлению методических рекомендаций
Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт – Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов – разделов – следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев – отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.
Поля постоянные:
Верхнее поле – 2 см.
Нижнее поле – 2,5 см.
Левое поле – 3 см.
Правое поле – 1 см.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Источник

Обратная связь

Методические рекомендации по написанию контрольных работ

Контрольную работу выполняют студенты заочной формы обучения. Выполнение контрольной работы — одна из важнейших форм самостоятельных занятий студентов, способствующая подготовке к сдаче экзамена, углубленному изучению соответствующей науки и учебной дисциплины. Подготовка и написание контрольной работе приучает студента к творческому труду, формирует навыки анализа литературы и обобщения материала, практики, помогает овладеть элементами исследовательского подхода в работе. Контрольная работа как самостоятельное учебно-научное исследование может выявить уровень общенаучной и специальной подготовки студента, его способность применять полученные знания для решения конкретных проблем, склонность к анализу и самостоятельному обобщению материала по вопросам исследования.

Основные требования к контрольной работе

Выполнение контрольных работ призвано решить следующие задачи:

  • изучить определённый минимум литературы по вопросам исследования, отечественный и зарубежный опыт, и зафиксировать необходимую информацию;
  • обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать и грамотно изложить состояние изучаемого вопроса.

В соответствии с учебным планом и программой курса студент должен написать контрольную работу по предложенному кафедрой варианту.

Выполняя контрольную работу, необходимо внимательно ознакомиться с условиями заданий и написать развернутый и аргументированный ссылками на научную и учебную литературу ответ. При написании контрольной работы необходимо проанализировать научную и учебную специальную литературу, публикации в периодической печати.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ. Контрольная работа обязательно должна иметь титульный лист, список использованной литературы, оформленный в соответствии с требованиями стандарта. Контрольная работа оформляется в отдельной тетради или на стандартных листах (формат А4). В последнем случае работа должна быть скреплена или должна находиться в папке для контрольных работ. Текст должен быть написан (напечатан) грамотно, разборчивым почерком.

Контрольная работа должна быть представлена не позднее срока, установленного учебным планом. Студенты, не представившие работу к указанному сроку и не получившие “зачтено” по ней, к экзамену по дисциплине не допускаются.

Оформление контрольной работы

Контрольная работы должна иметь титульный лист с указанием необходимых сведений о работе, ее авторе.

Структура работы определяется заданиями к ее выполнению. Работа должна содержать список использованной литературы.

При оформлении списка литературы необходимо ориентироваться на Государственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Список использованной литературы составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов федерального уровня, индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

  • международные законодательные акты – по хронологии;
  • Конституция РФ;
  • кодексы – по алфавиту;
  • законы РФ – по хронологии;
  • указы Президента РФ – по хронологии;
  • акты Правительства РФ – по хронологии;
  • акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а так же официальный источник опубликования. Например:

Федеральный закон от 26 февраля 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. — №1, ст.1.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Источник

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
учебно-методический материал

Икаева Татьяна Викторовна

Учебным планом специальности, предусматривается написание контрольной работы по дисциплине. Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается преподавателем.

Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
met_rek_kontrolnaya_rab.docx 29.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО – АЛАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

на заседании отделения

от «____» _______________ 2020 г.

по выполнению контрольной работы

1. Общие указания

Учебным планом специальности, предусматривается написание контрольной работы по дисциплине. Этот вид письменной работы выполняется каждый год, по темам выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается преподавателем.

Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

Цель выполняемой работы:

— получить специальные знания по выбранной теме;

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка тем.

Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.

2. Требования к содержанию контрольной работы

В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, страницы.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписки абзацев, цитат, относящихся к избранной теме. При изучении специальной юридической литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на его приводимую аргументацию и выводы, которыми опровергаются иные концепции.

Кроме рекомендованной специальной литературы, можно использовать любую дополнительную литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы. Если в период написания контрольной работы были приняты новые нормативно-правовые акты, относящиеся к излагаемой теме, их необходимо изучить и использовать при её выполнении.

В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы. Данный список условно можно подразделить на следующие части:

1. Нормативно-правовые акты (даются по их юридической силе).

2. Учебники, учебные пособия.

3. Монографии, учебные, учебно-практические пособия.

4. Периодическая печать.

Первоисточники 2,3,4 даются по алфавиту.

Оформление библиографических ссылок осуществляется в следующем порядке:

1. Фамилия и инициалы автора (коллектив авторов) в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилии и инициалы первых двух и добавить «и др.». Если книга написана авторским коллективом, то ссылка делается на название книги и её редактора. Фамилию и инициалы редактора помещают после названия книги.

2. Полное название первоисточника в именительном падеже.

3. Место издания.

5. Общее количество страниц в работе.

Ссылки на журнальную или газетную статью должны содержать кроме указанных выше данных, сведения о названии журнала или газеты.

Ссылки на нормативный акт делаются с указанием Собрания законодательства РФ, исключение могут составлять ссылки на Российскую газету в том случае, если данный нормативный акт еще не опубликован в СЗ РФ.

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник.

Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы, либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице.

Структурно контрольная работа состоит только из нескольких вопросов (3-6), без глав. Она обязательно должна содержать теорию и практику рассматриваемой темы.

3. Порядок выполнения контрольной работы

Контрольная работа излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Она обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, учёное звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы.

На следующем листе приводится содержание контрольной работы. Оно включает в себя: введение, название вопросов, заключение, список литературы.

Введение должно быть кратким, не более 1 страницы. В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, соответствующему оглавлению, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остаётся место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

Изложение содержания всей контрольной работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.

Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (сквозной). Номер страницы ставится вверху в правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём контрольной работы 10-15 страниц машинописного текста (размер шрифта 12-14) через полуторный интервал на стандартных листах формата А-4, поля: верхнее –15 мм, нижнее –15мм, левое –25мм, правое –10мм.

В тексте контрольной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией преподавателю. Срок выполнения контрольной работы определяется преподавателем и она должна быть сдана не позднее, чем за неделю до экзамена. По результатам проверки контрольная работа оценивается на 2-5 баллов. В случае отрицательной оценки, студент должен ознакомиться с замечаниями и, устранив недостатки, повторно сдать работу на проверку.

Источник

Методические рекомендации по подготовке контрольных заданий

Контрольное задание – это специальная форма самостоятельной работы студентов. Целью выполнения такого вида задания является изучение студентами предложенных теоретических вопросов, выработка умения связывать теоретический материал с практикой применения. Содержание контрольных заданий включает теоретический вопрос и тестовое задание. Кроме этого, выполнение контрольной работы позволяет обучающемуся не только всесторонне и глубоко изучить ту проблему, над которой он непосредственно работает, но и помогает ему приобрести навыки творческого подхода к решению множества проблем.

Выполнение контрольной работы также помогает выработать навыки логического анализа монографий, нормативного материала, учебной литературы, развивает умение правильно и кратко формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению юридической терминологией, дает возможность лаконично высказать практические рекомендации, предложения, сделать краткие самостоятельные выводы.

Контрольная работа представляет собой также важную форму контроля со стороны преподавателя за успеваемостью студента, его самостоятельной деятельностью по изучению дисциплины.

Выполнение контрольной работы рекомендуется проводить в определенной последовательности. Сначала студенту необходимо определить из нижепредлагаемой тематики вариант контрольной работы.

Выполнение письменной работы осуществляется строго по указанным в заданиях вариантам (предложено 30 вариантов теоретических вопросов). Вариант теоретического вопроса определяется порядковым номером в журнале учета учебных занятий (например: студент Яковлев В. И. в журнале под № 28, он должен ответить на теоретический вопрос № 28). При невыполнении данного требования контрольная работа оценивается как не зачтенная.

Далее необходимо ознакомиться с литературой, рекомендованной по каждой теме, с каталогами библиотек по интересующей проблематике, а также с различными библиографическими справочными изданиями, сносками и ссылками в различных учебниках и монографиях.

В процессе работы над литературой целесообразно вести конспектирование (нужно указывать источник, откуда почерпнута информация и его полные выходные данные (Ф.И.О.) автора, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц в книге), записывать страницы, откуда производится выписка).

Систематизация изученных источников позволяет повысить качество, эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Далее из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, которые затем анализируются, подкрепляются аргументами, примерами, и как итог – вырабатывается собственная позиция, делаются обобщающие выводы. Завершающий этап написания контрольной работы – решение задачи.

К контрольным заданиям предъявляется ряд требований:

1. Контрольная работа должна быть написана в виде логически связанного текста объемом (вместе с решением задачи) от 7-10 страниц (шрифт – «Times» New Roman», кегль – 14, через 1,5 интервала; поля: верхнее 20 мм, нижнее 20 мм, левое 30 мм, правое 15 мм.). В рекомендуемый объем работы не входят титульный лист, содержание, список использованной литературы. К основному тексту (по желанию студента) могут быть добавлены различные приложения в виде таблиц, графиков, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. При наличии приложений объем работы может быть увеличен.

2. На титульном листе указывается полное наименование учебного заведения, название дисциплины, фамилия и инициалы автора, курс, группа, тема по которой выполняется работа, Ф.И.О. ученая степень, ученое звание либо должность проверяющего преподавателя, место и год написания работы (см. приложение № 1).

3. Контрольная работа должна иметь содержание. Оно оформляется на отдельной странице и располагается вслед за титульным листом. Вопросы в содержании обозначаются цифрами и наименованием вопроса (см. приложение № 2). Введение и заключение в содержании не нумеруется. Следует обратить внимание на то, что в тексте контрольной работы каждый ее раздел излагается с новой страницы и выделяется заголовком, который должен точно соответствовать разделам содержания.

4. Страницы текста должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа, но номер страницы на нем не ставится. Сокращения слов, кроме общепринятых, не допускаются.

5. В кратком введении обосновывается актуальность темы, обозначается цель и задачи работы, сжато дается обзор предмета исследования;

6. В основной части следует продемонстрировать умение использовать знания теории для объективного и всестороннего анализа проблемы. Студент должен уметь правильно выражать отношение к исследуемому вопросу, выделять положительное, определять недостатки, формулировать соответствующие выводы и предложения. При этом излагаемые положения должны подкрепляться ссылками на использованные источники;

7. Если в работе приводится цитата из какого-либо источника, то ее необходимо заключить в кавычки, а над ними поставить цифру, обозначающую номер сноски. Этот же номер указывается под текстом внизу страницы и рядом с ним пишется источник, откуда произведено цитирование (Ф.И.О. автора, название работы, год издания, издательство, том, страница). Заимствование текста из чужих литературных произведений без ссылок не разрешается и является основанием для возвращения работы на доработку. В ссылках на нормы права должен указываться полностью нормативный правовой акт, дата его издания, номер нужной статьи и полные сведения об источнике, в котором акт опубликован.

Цитирование нормативного правового акта со ссылкой на различные компьютерные правовые системы, без указания источника официального опубликования не допускается;

8. Решение тестового задания. В контрольной работе решение тестового задания представляется в виде таблицы состоящей из двух колонок и 15 строк. В левом столбце указывается номер вопроса с 1 по 15, а в правом напротив номера вопроса указывается вариант ответа.

9. В заключении необходимо подвести итоги проведенного анализа, предложить рекомендации (если они уместны), кратко сформулировать личное отношение к теме.

10. Список использованных источников составляется в следующей последовательности: нормативные правовые акты (по юридической силе и с учетом даты издания (от наиболее долго действующих – к недавно принятым)); другие источники в алфавитном порядке.

Структура контрольной работы:

· основной текст, в точном соответствии с пунктами плана;

· ответ на тестовое задание;

· список использованных источников;

При написании контрольной работы необходимо помнить следующее: работа возвращается студенту для устранения недостатков в следующих случаях:

− работа, оформленная без учета выше перечисленных требований;

− работа, не имеющая самостоятельного характера и представляющая собой механически списанные куски из различных источников;

− небрежная и безграмотно написанная работа;

− работа, не содержащая в себе ссылки на источники;

− работа, не содержащая в себе решение теста, или с неправильным (или недостаточно правильным) решением теста.

Если работа студента зачтена не будет, он должен подготовить полностью новую работу, в которой должны быть устранены все недостатки, которые повлекли за собой признание работы неудовлетворительной.

Студентам необходимо обратить внимание и на то, что контрольная работа должна быть представлена в установленный срок для ее приема кафедрой.

В целом контрольная работа должна представлять самостоятельное творческое изложение изученного материала в соответствии с избранной темой.

Источник

Автор статьи

Нина Петровна Добренко

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 8 лет

Задать вопрос автору статьи

Сущность и предназначение методических рекомендаций

Определение 1

Методические рекомендации – это совокупность предложений и указаний, которые помогают внедрить наиболее эффективные методы и формы работы для решения какой-либо педагогической проблемы.

Методические рекомендации в общем виде представляют собой организованную особым способом информацию, которая раскрывает порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях особый акцент ставится не на последовательности осуществляемых действий, а на раскрытие одной или нескольких частных методик, которые были выработаны на основании позитивного опыта. Их задача – представить наиболее эффективные и рациональные варианты, применительно к определенному типу деятельности, базирующихся на достижениях науки и передового опыта, учитывая конкретные условия и особенности деятельности.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Методические рекомендации должны иметь точный адрес, то есть должны указывать на то, кому они адресованы: для педагогов дополнительного образования, родителей, методистов, педагогов-организаторов, классных руководителей и пр. В соответствии с этим определяют терминологию, стиль, объем методических рекомендаций.

Работая над методическими рекомендациями, автор должен четко определить цель работы, подчиняя ей все содержание деятельности, представить рекомендации о том, какие передовые педагогические технологии должны быть использованы.

Если говорить об обобщении передового опыта, то необходимо раскрыть методические приемы и способы достижения успехов в образовательной деятельности.

Этапы написания методических рекомендаций и их структура

Подготовка к написанию методических рекомендаций состоит из следующих этапов:

  • выбор актуальной темы;
  • изучение источников по выбранной теме;
  • составление плана;
  • накопление фактических материалов;
  • подбор наиболее ярких и характерных фактов, чтобы обосновать приведенные положения и рекомендации;
  • распределение содержания работы по разделам.

«Создание методических рекомендаций» 👇

Замечание 1

Методические рекомендации в качестве одного из типов методической продукции состоят из следующих структурных элементов: титульного листа, аннотации, сведений об авторе, содержания, пояснительной записки, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

На титульном листе обязательно обозначают полное название учреждения, ФИО автора, название, город, год разработки.

На обратной стороне титульного листа сверху приводят аннотацию, которая включает:

  • суть рассматриваемых вопросов, например, указывают, что данные рекомендации посвящены проблеме организации и проведения занятий в системе дополнительного образования и пр.;
  • предназначение данных методических рекомендаций;
  • источник практического опыта, который лежит в основе рекомендаций;
  • возможные сферы приложения рассматриваемых методических рекомендаций.

Внизу листа указывают сведения об авторах: ФИО, должность, место работы, квалификационную категорию или научную степень, контактные телефоны.

Содержание состоит из упорядоченного перечня наименований всех структурных элементов, исключая обложку, титульный лист и его оборотную сторону, с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в рассматриваемых методических рекомендациях.

Пояснительная записка обязательно включает следующую информацию:

  • степень актуальности разрабатываемых методических рекомендаций, с кратким анализом степени разработанности изучаемого вопроса, разъяснением того, какая помощь и кому может быть оказана настоящими методическими рекомендациями;
  • цель разработки методических рекомендаций, например, оказать методическую помощь молодым специалистам в сфере дополнительного образования и пр.;
  • характеристика ожидаемого результата после применения на практике рассматриваемых методических рекомендаций в системе дополнительного образования;
  • особенности и новизна предлагаемой работы по сравнению с другими похожими разработками, которые существуют в данной образовательной области.

Основная часть методических рекомендаций может быть связана с разными вопросами: решением определенных педагогических проблем, проведением массовых мероприятий, организацией летних лагерей, проведением учебно-исследовательских работ, изучением отдельных тем образовательной деятельности и пр.

Основная часть методических рекомендаций может быть структурирована следующим образом:

  • описать, что именно необходимо делать в рамках исследуемого вопроса и как это должно быть реализовано, то есть в каких формах, какими методами, способами и приемами;
  • дать советы по решению организационных вопросов материально-технического, финансового, кадрового обеспечения описываемого типа деятельности;
  • выделить наиболее затруднительные моменты при организации и проведении характеризуемого типа деятельности, основываясь на имеющемся опыте;
  • предостерегать от типичных ошибок, то есть описывать методы, способы и приемы деятельности, которые позволяют достичь желаемый результат.

Заключение предполагает изложение кратких и четких выводов, логически вытекающих из содержания методических рекомендаций.

Список используемой литературы по рассматриваемой теме, составляют в алфавитном порядке, в соответствии с актуальными требованиями к оформлению литературных источников и в соответствии с действующим ГОСТом.

Приложения состоят из материалов, необходимых, чтобы организовать рекомендуемый тип деятельности с применением рассматриваемых методических рекомендаций, но не вошедших в основную часть. В приложения могут быть включены:

  • планы проведения конкретных мероприятий;
  • тесты;
  • методики по созданию практических заданий для учеников;
  • примеры вопросов для игр, конкурсов и викторин;
  • методики определения результатов по каждому конкретному типу деятельности;
  • схемы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, карты, планы-конспекты занятий;
  • примерные темы для открытых уроков, экскурсий и пр.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий