Любовь
Владимировна Гребенникова,
преподаватель
русского языка и литературы,
методист
Бахчисарайского
колледжа
строительства,
архитектуры и дизайна
(филиал)
ФГАОУ ВО
«Крымский
федеральный университет
имени В.И.
Вернадского»,
г. Бахчисарай,
Республика Крым
СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Главной
задачей среднего профессионального образования
является подготовка компетентных специалистов. В процессе формирования
профессиональных и общих компетенций лабораторные и практические занятия
занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важнейших средств
осуществления связи теории и практики. В седьмом разделе ФГОС «Требования к
условиям реализации основной профессиональной образовательной программы»
указывается, что, образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу, должно
обеспечивать обязательное
выполнение обучающимся
лабораторных и практических работ. В соответствии с новыми ФГОС лабораторные и практические
занятия должны планироваться и проводиться как самостоятельный вид занятий.
Эффективность лабораторных работ и практических занятий
зависит в значительной степени от четкой постановки познавательной задачи, а
также инструктажа, в процессе которого обучающиеся
осмысливают сущность задания, последовательность выполнения
его отдельных элементов. Поэтому возрастает роль методических указаний данного вида работ для обучающихся, которые должны быть составлены так, чтобы избавить
преподавателя от мелочной опеки и высвободить время на руководство наиболее
сложными исполнительскими действиями обучающихся.
При разработке методических указаний должен соблюдаться принцип самостоятельности и управляемости самостоятельной
работой. Следует
заметить, что принцип самостоятельности содержит в себе в качестве исходного
принцип сознательности и активности обучения.
Основные задачи методических указаний для обучающихся –
определение содержания, формы и порядка проведения лабораторных и практических работ по
конкретной учебной дисциплине/профессиональному модулю, а также требований к результатам работы обучающихся.
Функции методических
указаний для обучающихся по выполнению лабораторных работ и практических занятий:
– стимулирование познавательного интереса к учебной
дисциплине;
– закрепление знаний, умений и навыков;
– обеспечение работы по
индивидуальным заданиям;
– развитие творческого подхода к решению задач
профессиональной деятельности;
– контроль и самоконтроль.
Содержание лабораторных и практических работ
фиксируется в рабочих программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины», в рабочих программах профессиональных
модулей в разделе «Содержание обучения по профессиональному модулю».
Формы и методы организации работы студентов
Формы организации работы обучающихся на лабораторных и
практических занятиях могут быть разнообразные:
Фронтальная форма –
одна и та же работа выполняется всеми обучающимися.
Групповая форма –
одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек (парная, микрогруппа).
Индивидуальная форма – каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.
При данных формах организации работы можно использовать:
– упражнения
– тренинги
– решение типовых задач
– занятия с решением ситуационных задач
– занятия по моделированию реальных задач
– деловые игры
– ролевые игры
– занятия-конкурсы.
Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию требований к знаниям и
умениям, практическому опыту, определенных ФГОС. Выполнение практических работ
позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции при освоении основной профессиональной образовательной
программы. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными
профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и
совершенствуются в процессе учебной и производственной практики. При разработке содержания практических занятий следует
учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине и междисциплинарному
курсу они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым
ориентирована данная дисциплина и междисциплинарный
курс, а| в совокупности по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям
охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
Руководство
практической работой преподаватель осуществляет в форме инструктирования:
вводного, текущего и заключительного.
Ведущей
дидактической целью
практических занятий является формирование практических умений –
профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые
в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать задачи по математике, физике, химии, информатике и
др.), необходимых в последующей учебной деятельности. По таким
дисциплинам, как физическая культура, иностранный язык, инженерная графика,
другим общетехническим дисциплинам с применением персональных
компьютеров, все учебные занятия или большинство из них проводятся как
практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на
формирование практических умений и их совершенствование.
Практические
занятия отражают освоение умений и должны это указывать при
формулировках цели занятия (например: выполнение, ремонт, диагностика и т. д.).
При отборе содержания практических занятий руководствуются
перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у
специалиста в процессе изучения данной дисциплины,
профессионального модуля.
Таким образом,
содержание практических занятий составляют:
–
изучение нормативных документов и
справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий
с их использованием;
–
анализ производственных
ситуаций, решение конкретных производственных, экономических и других заданий,
принятие управленческих решений;
–
решение задач разного рода,
расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений,
реакций; обработка результатов многократных
измерений;
–
изучение устройств машин,
приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных
схем;
–
ознакомление с технологическим
процессом, разработка технической документации;
–
работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными
инструментами; подготовка к работе, обслуживание техники;
–
конструирование по заданной
схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;
– диагностика качества различных веществ, изделий.
Если
содержание лабораторных и практических работ
является принципиально различным, то методика их проведения в основном сводится
к следующему:
– сообщение темы и цели работы;
–
актуализация теоретических
знаний, которые необходимы для рациональной работы с
оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;
–
разработка алгоритма проведения
эксперимента или другой практической деятельности;
– инструктаж по технике безопасности (по необходимости);
– ознакомление со способами
фиксации полученных результатов;
– непосредственное проведение экспериментов или практических
работ;
– обобщение и систематизация полученных результатов (в виде
таблиц, графиков;
– подведение итогов занятия.
Но если
лабораторная работа носит поисковый,
исследовательский характер, ее структура может быть иной, например:
– постановка проблемы и поиск путей ее решения (в ходе
обсуждения и самостоятельной работы с книгой);
– подготовка и отбор необходимого оборудования и материалов.
– выполнение лабораторного
эксперимента;
– обсуждение этапов эксперимента.
Лабораторные и практические занятия могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы,
носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование,
аппаратура, материалы и их характеристика, порядок выполнения работы, таблицы,
выводы (без формулировок), контрольные вопросы и
специальная литература.
Работы,
носящие частично-поисковый
характер, отличаются тем, что при
их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок
выполнения необходимых действий, от них
требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор
способов выполнения работы с помощью инструктивной и справочной литературы.
Работы, носящие поисковый характер,
отличаются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании лабораторных и
практических занятий преподавателю необходимо находить оптимальное соотношение
репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий
уровень интеллектуальной деятельности обучающихся.
Структура методических указаний
по выполнению лабораторной работы по одной и той же теме может отличаться в
зависимости от ее характера (репродуктивного, частично-поискового и
поискового), т.е. от степени самостоятельности при ее выполнении, уровня
сложности и проблемности задания.
Педагогическое руководство и контроль
качества выполнения заданий
Важную
роль в процессе проведения лабораторных и практических занятий играет
педагогическое руководство, которое позволяет наблюдать за работой,
регулировать ее темп, дает возможность развивать
самостоятельность и творческую активность обучающихся.
Контроль
усвоения знаний, умений обучающихся проводится с целью установления соответствия достигнутых
результатов требованиям ФГОС СПО, которые в рабочей программе
приводятся в формулировках: обучающийся должен
знать, уметь, иметь практический опыт.
К формулировкам вопросов предъявляются следующие
требования:
– вопросы должны быть четкими, ясными по смыслу, краткими по
форме;
– вопросы должны предполагать
строго определенный ответ, т.е. должны пониматься
обучающимися однозначно и не допускать «двусмысленности»;
– не должно быть вопросов, предполагающих односложные ответы;
– не следует формулировать вопросы с подсказкой ответа;
– не следует формулировать вопросы так, как они изложены в рабочей
программе или учебнике. Вопросы должны способствовать развитию мышления и
носить проблемный характер.
Контрольные вопросы призваны обеспечить самопроверку
надежности знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения лабораторной
(практической) работы. В их состав должны включаться
контрольные вопросы как репродуктивного, так и творческого характера.
Оценки за лабораторную работу или практическое занятие
выставляются с учетом текущих наблюдений и качества представленного обучающимися отчета.
Основные модели вопросов приведены ниже.
Примерный перечень оборотов речи,
используемых при формулировке вопросов
Тип вопроса |
Стандартный оборот речи |
1. Вопросы нейтрального характера |
Дайте определение Перечислите виды (типы, Опишите метод (назначение, состояние…) Дайте характеристику. Как называется… Каково назначение… |
2. Вопросы активизирующего характера: 2.1 Предполагающие аргументацию |
Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место, В чем заключается сущность. Чем вызвана необходимость… От чего зависит… Оцените надежность |
2.2. Характеризующие состав, структуру, отличительные |
Укажите состав… Выделите |
3. Вопросы практического характера |
Приведите пример. Составьте перечень. Сравните… Пользуясь таблицей (схемой, рисунком), определите… |
Содержание и оформление
Если обучающемуся трудно
понять цель практической работы или ему не интересна сама практическая работа,
то в этом не всегда только его вина. Сборник методических указаний для обучающихся по
выполнению лабораторных и практических занятий должен быть
составлен умело, т.е. быть не слишком сложным и не слишком простым, а
интересным, доступным по содержанию. Путь от понимания цели работы до
выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.
В ходе
выполнения обучающимися лабораторной работы (практического
занятия) исследовательским методом преподавателю необходимо:
– проверить знания обучающимися теоретических
основ для постановки опыта, наблюдения, эксперимента;
– четко сформулировать задачу исследования;
– сформулировать гипотезу, разработать
план и программу опыта;
– определить методы исследования (наблюдение, эксперимент);
– определить результаты выводов и
проверить запись выводов (таблица, схема, ответ на контрольные вопросы,
рисунок).
При проведении лабораторных работ (практических занятий) не должны повторяться вопросы, которые уже изучались
на теоретических занятиях, так как это резко снижает интерес обучающихся.
Целесообразно включать те вопросы, которые с точки зрения подготовки
специалиста имеют практическое значение в развитии его
умений и навыков.
Текст методических указаний должен быть кратким и
лаконичным. Удобные формы: алгоритм, обучающие программы. Терминология и
обозначения должны соответствовать установленным стандартам, а при отсутствии
стандартов – общепринятым в научно-технической
литературе нормам.
К содержанию методических указаний для обучающихся по
выполнению лабораторных и практических работ
предъявляются следующие требования:
– четкость, ясность и краткость изложения;
– доступность изложения информации;
– структурированность описания
работы;
– отсутствие
готовых решений (схем, указаний и т.д.), допускающих механическое выполнение
учебных заданий;
– минимизация затрат времени обучающегося на
выполнение рутинных операций;
– оптимальность объема заданий
лабораторной работы или практического занятия.
Содержание
должно быть технически грамотным, включать необходимы иллюстративный материал, поясняющий текст, и предоставлять
обучающемуся возможности для обдумывания, анализа и выполнения
самостоятельных действий.
Для проведений лабораторных и практических занятий
преподаватели разрабатывают и утверждают в установленном порядке
учебно-методическую документацию (методические указания для обучающихся,
инструкции, задания и указания по их выполнению, практикумы,
тестовые задания, сборники упражнений и заданий для лабораторных и практических
работ). Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по
дисциплине, профессиональному модулю в приложении.
Основные структурные элементы
Методические указания для обучающихся по
выполнению лабораторных и практических работ разрабатываются по схеме в виде сборника для конкретной
дисциплины:
1. Титульный лист.
2. Оборотная сторона титульного листа.
3. Содержание.
4. Предисловие – 1-2 страницы.
5. Методические рекомендации по подготовке и правила выполнения
лабораторных работ (практических) – 1-2 страницы.
6. Описание установки или рабочего места обучающегося для
выполнения лабораторных работ (практических) – 3-5 страниц.
7.
Основная часть для каждой лабораторной работы
(каждого практического занятия) – 3-7 страниц.
8. Вопросы
для подготовки к зачету.
9. Приложения
(если они есть).
Пояснения к содержанию
и оформлению основных структурных элементов.
Титульный лист методических указаний по выполнению
лабораторных и практических работ должен
содержать следующие элементы:
– полное наименование учебного заведения;
– наименование учебной дисциплины, профессионального модуля;
– наименование вида издания;
– сведения о специальности (код и наименование) и специализации обучения обучающихся;
– место и год издания сборника;
– дата утверждения директором учебного заведения.
Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:
– сведения о составителе(лях): инициалы, фамилия, должность;
– сведения о рассмотрении методических указаний по выполнению
лабораторных работ и практических занятий цикловой методической комиссией
за подписью председателя с указанием даты и номера протокола;
–
дата и номер протокола
рассмотрения методическим советом;
–
дата и номер приказа по
утверждению;
–
аннотация к
методическим указаниям по выполнению лабораторных и практических работ.
Содержание включает
упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов сборника
методических указаний по выполнению лабораторных и
практических работ с
указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в сборнике.
Содержание размещается после титульного листа, с этого раздела начинается
нумерация страниц в сборнике.
Предисловие к
сборнику методических указаний по выполнению
лабораторных и практических работ должно
содержать сведения, характеризующие:
– назначение методических указаний;
– роль и место лабораторных и практических работ в
изучении курса в подготовке кадров по данной специальности (специализации);
– роль и место в структуре учебного плана;
– общую цель и задачи выполнения лабораторных работ и
практических занятий;
– формы организации учебного процесса;
– роль самостоятельной работы обучающихся в
изучении курса;
– укрупненные требования к знаниям
и умениям, приобретаемым при выполнении лабораторных и практических работ в
соответствии с квалификационной характеристикой выпускника конкретной
специальности (специализации);
– объем и сроки изучения;
– структуру и реферативное содержание
сборника;
– условия и особенности выполнения лабораторных
(практических) работ;
– виды контроля знаний обучающихся и форму
их отчетности.
Требования
ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины/ профессионального модуля из рабочей программы дисциплины,
ПМ специальности.
Тематический план учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой учебной
дисциплины/профессионального модуля.
Перечень лабораторных и практических работ с указанием номера и темы работы.
В разделе «Общие методические указания по организации и выполнению лабораторных и
практических работ» следует
включить:
– общую установку на активную самостоятельную работу обучающихся в ходе
выполнения лабораторных и практических занятий;
– общую характеристику требований к теоретическим знаниям, необходимым для выполнения комплекса лабораторных и
практических занятий;
– рекомендации по подготовке технических средств и
оборудования к работе;
– указания по технике безопасности (общие по всему курсу, но
можно включать их в пояснения к каждой работе внутри
основной части методических указаний);
– знать, что после выполнения работы должен быть представлен отчет о
проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.
В
разделе указываются также требования и процедура выставления окончательной оценки обучающемуся по
работе и порядок выполнения пропущенных работ по уважительным и неуважительным
причинам.
Описание установки или рабочего места обучающегося вводится в сборник указаний в том случае, если лабораторная
установка или рабочее место носит комплексный характер
и используется для проведения всех или нескольких работ по данной дисциплине.
В описании следует указать конструктивные особенности
установки; наименования работ, которые могут быть на ней выполнены; порядок
изменения видов работ, настройки, регулировки.
В основной части методических указаний описание каждой лабораторной и практической работы определяет содержание, объем и порядок ее выполнения. Оно
включает заголовочную и основную части.
Заголовочная
часть состоит из следующих элементов:
– указание на организационную форму обучения (лабораторная
работа или практическое занятие);
– порядковый номер;
– формулировку темы;
–
цель и задачи (приобретаемые
умения, навыки и практический опыт) лабораторной работы или практического занятия;
– перечень обеспечивающих средств, используемых при
выполнении работы.
– количество часов, отводимых на выполнение;
– указания по технике безопасности на рабочем месте (если они
не даны ранее в разделе методических рекомендациях по подготовке и правилах выполнения работ).
Порядковый номер лабораторной работы (практического
занятия) и количество часов, отведенных на ее выполнение, должны
соответствовать рабочей программе и КТП.
Тема лабораторной работы (практического занятия) должна отражать ее преимущественную познавательно-практическую
направленность.
Определение цели работы является наиболее трудным и
ответственным этапом в разработке методических указаний. В
конечном итоге, цель работы определяет в известной степени требования к умениям обучающимся применять полученные знания на практике, которые должны
соответствовать требованиям федерального государственного образовательного
стандарта на уровне выпускника.
При
невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных логической направленностью.
Формулировка
цели работы не должна повторять ее название.
Задачи лабораторной работы (практического занятия) должны
указывать на умения, навыки и практический опыт, которые должны быть освоены
студентом при ее выполнении.
Обеспечивающие средства должны характеризовать используемые
в ходе выполнения работы учебные материалы, технические средства, оборудование.
Основная часть методических указаний по выполнению лабораторной работы
(практического занятия) включает:
– пояснения к работе (общие теоретические сведения);
– контрольные вопросы (при допуске к работе);
– содержание работы, порядок выполнения лабораторной работы
(практического занятия);
– методические указания по выполнению;
– требования к отчету;
– вопросы для самоконтроля, контрольные вопросы (после
выполнения работы);
– домашнее задание;
– список рекомендуемой литературы.
В
пояснениях к работе следует
отразить краткие теоретические сведения по предлагаемой обучающемуся
лабораторной работе (практическому занятию) на основе
минимума содержания по заданному разделу дисциплины и с учетом требований к
итогам его усвоения, определяемых ФГОС СПО. Теоретические сведения
формируют представление о содержании лабораторной работы (практического занятия); устанавливают требования к уровню знаний и
умений, практического опыта необходимого для
выполнения заданий лабораторной работы (практического занятия); раскрывают ее
особенности, логику мыслительных и практических операций; могут содержать
основы теоретической части при отсутствии учебников и
учебных пособий.
Краткие теоретические сведения должны обязательно
сопровождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами, рисунками и т.п.;
необходимыми закономерностями (без вывода), а также конкретным числовым
примером.
При необходимости можно ввести описание конкретной
индивидуальной установки и ее технических параметров, а также измерительных
приборов.
Контрольные
вопросы при допуске к
работе призваны проверить усвоение обучающимися
необходимого теоретического материала, контрольные
вопросы после окончания работы призваны обеспечить самопроверку надежности
знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения лабораторной и практической работы. Формируются
вопросы, позволяющие оценить выполнение требований
федерального государственного образовательного стандарта к уровню знаний обучающихся по
заданному разделу дисциплины. Количество и содержание вопросов определяется
составителем и должно быть достаточным для проверки знаний, в том числе и на
этапе допуска к работе.
Порядок
выполнения лабораторной и практического
работы должен быть представлен перечнем видов работы (операций),
которые необходимо выполнить в ходе занятия для реализации его цели и задач.
Методические
указания по выполнению
раскрывают последовательность приемов и методов,
обеспечивающих выполнение заданий по получению, обработке и представлению
заданного эмпирического материала в форме, пригодной для проведения его
анализа. Можно сформулировать конкретные задания для обучающегося,
которые он обязан выполнять при домашней подготовке к
лабораторной работе. В этом случае в задание в обязательном порядке вводятся
следующие вопросы предварительной подготовки:
– самостоятельное изучение
методических рекомендаций по выполнению конкретной лабораторной работы;
– выполнение соответствующих расчетов. Задания для расчетов
формируются на основе параметров элементов и комплектующих изделий исследуемого
устройства;
– подготовка формы отчета;
– подготовка ответов на контрольные вопросы.
В
зависимости от целей работы приводятся конкретные
инструкции по проведению исследований устройства с указанием уровней или
параметров входных или возмущающих воздействий различной физической природы.
В
заключении обучающемуся предлагается заполнить предварительно подготовленные таблицы, произвести дополнительные расчеты, построить
графики и т.п. по результатам исследований.
Требования к отчету должны содержать сведения о форме представления
результатов работы (рекомендации по их оценке и выработке самостоятельно
аргументированных выводов, указывается состав и форма
отчета о проделанной работе).
Список рекомендуемой литературы должен содержать сведения о документах, из которых обучающийся может
получить информацию, необходимую для самостоятельной подготовки к выполнению
работы.
Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Колледж строительной индустрии и городского хозяйства
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе
___________________________
«06» ноября 2014 г.
ПАМЯТКА ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ/ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ/МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ/ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
Санкт – Петербург
2014 г.
ОДОБРЕНА
Методическим советом
«КСИ и ГХ»
Протокол № 3
от «06» ноября 2014 г.
Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей СПб ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства» с целью более эффективной организации учебного процесса и соответствия требованиям ФГОС.
Разработчик:
Смирнова В.А., методист дневного отделения СПб ГБОУ СПО «КСИ и ГХ».
ВВЕДЕНИЕ
Состав и содержание лабораторных работ и практических занятий (ЛПЗ) для обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, определяются требованиями к результатам обучения по учебным дисциплинам, по профессиональным модулям в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
ЛПЗ должны, как правило, тематически следовать за определенными темами теоретического материала учебной дисциплины/междисциплинарного курса/профессионального модуля. При планировании состава и содержания следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей и закономерностей) и поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, математического и естественнонаучного цикла.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных (выполнять определенные действия, операции, предписания, необходимые в последующей профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по математике, физике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям. Практические занятия занимают преимущественное место при изучении учебных дисциплин профессионального цикла и профессиональных модулей.
- В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть:
- экспериментальная проверка формул, методик расчета;
- установление и подтверждение закономерностей;
- ознакомление с методиками проведения экспериментов;
- установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик;
- знакомство с новой техникой, оборудованием, измерительными приборами, методами измерений, автоматизацией производственных процессов;
- наблюдений развития явлений, процессов и др.
При выборе содержания и объема лабораторных работ, следует исходить из сложности учебного материала для усвоения внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины / ПМ.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что, наряду с ведущей дидактической целью – подтверждением теоретических положений, в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки. Например, навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
При выполнении лабораторных работ студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практик.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются:
- формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной деятельности;
- решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
- выполнение вычислений, расчётов, чертежей;
- работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
- работа с нормативами, инструкциями, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.
При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что в совокупности по учебной дисциплине или ПМ они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина / ПМ, а в совокупности по всем учебным дисциплинам и модулям охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практик, а также при выполнении курсовых работ (проектов).
Наряду с формированием умений и навыков, в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в рабочих программах дисциплин/профессиональных модулей в разделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины» и «Содержание обучения по профессиональному модулю».
Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован так, чтобы за отведённое время их выполнили качественно большинство студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируются в рабочих учебных планах и тематических планах рабочих программ.
Перечень ЛПЗ в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также количество часов на их проведение должны способствовать формированию профессиональных и общих компетенций выпускника, определенных во ФГОС СПО по соответствующей специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки обучающегося, установленными самой образовательной организацией.
ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Примерная структура методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ
- Титульный лист и оборотная сторона титульного листа (Приложение 1).
- Содержание.
- Пояснительная записка: цели методических указаний, значимость для профессиональной деятельности студентов, межпредметные связи, методы/формы/виды использования в образовательном процессе, направленность на формирование компетенций (ОК и/или ПК), показать значимость оценки за лабораторные/практические работы при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине/МДК/ПМ. Обращение во введении должно быть кратким, вызывать интерес, создавать мотивацию к выполнению лабораторных/практических работ.
- Перечень лабораторных/практических работ.
- Содержание, структурированное согласно тематическому плану. Каждая л/п работа может иметь следующее содержание:
- заглавие, котором указывается вид работы (лабораторная или практическая), ее порядковый номер, объем в часах и наименование;
- цели работы;
- формируемые компетенции (ОК и/или ПК);
- время выполнения;
- оборудование, технические средства, инструменты;
- задание для выполнения;
- рекомендации по выполнению: порядок, последовательность выполнения, общие методические рекомендации. Общие методические рекомендации могут содержать краткое пояснение, которое способствует уяснению поставленных целей и задач, путей их реализации, могут быть предложены альтернативные варианты, блоки учебной информации;
- правила техники безопасности и охраны труда по данной работе (при необходимости);
- общие правила и требования к оформлению работы;
- контрольные вопросы (при необходимости);
- список литературы;
- приложения (при необходимости), в которые могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.
Требования к оформлению текста:
- Формат А 4.
- Ориентация – книжная.
- Поля: верхнее, нижнее, 20 мм, правое 1, 5 мм, левое – 30 мм.
- Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист не включается в общую нумерацию.
- Шрифт – Times New Roman.
- Размер шрифта – 14 через 1,5 интервал;
- Расстановка переносов автоматически, абзац – 1, 27, выравнивание по ширине, без отступов.
- Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА», «ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ/ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» пишут прописными буквами.
Остальные заголовки пишут с прописной буквы строчными по центру, выделяется жирным шрифтом. При автоматическом формировании содержания в текстовом редакторе WORD необходимо выбрать соответствующий стиль, обеспечивающий указанные выше требования. Заголовок должен иметь длину строки не более 40 знаков. Переносы слов в заголовке не разрешаются. Если заголовок большой он делится (по смыслу) на несколько строк.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа методических указаний по ЛПЗ
Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Колледж строительной индустрии и городского хозяйства
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-методической работе
_________________ (ФИО)
«_____»_________201_г.
Методические указания по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/профессиональному модулю/междисциплинарному курсу[1]
_____________________________
(название)
для специальности (код и название специальности)
(базовой подготовки)
Санкт – Петербург
201_ г.
Приложение 1 (продолжение)
Оборотная сторона титульного листа
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией (указать наименование) Протокол №_______ от «___» ______ 201_ г. Председатель ЦК __________________ (ФИО) |
ОДОБРЕНА Методическим советом КСИ и ГХ Протокол №_______ от «___» _______ 201_ г. |
Методические указания по выполнению лабораторных/практических работ по (наименование учебной дисциплины/МДК/ПМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (код и наименование специальности) среднего профессионального образования и рабочей программы.
Разработчики:
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Приложение 2
Пример оформления методических указаний
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по проведению практических работ по учебной дисциплине Экономика организации является одной из составляющих при подготовке специалистов по ряду специальностей СПО.
Важность изучения учебной дисциплины Экономика организации объясняется следующими факторами: дисциплина является основой для формирования у студентов целостного представления о бизнес-планировании, о возможностях его применения в своей профессиональной деятельности, расширяет кругозор.
Данная разработка содержат методические указания для выполнения практических работ студентами.
Целью методических указаний является формирование у студентов знаний, умений и навыков по овладению основами бизнес-планирования.
Деятельностная составляющая указаний направлена на формирование у студентов профессиональных и общих компетенций в области расчета экономических показателей.
Методические рекомендации по каждой практической работе содержат: наименование практической работы, её цель, предмет и содержание работы, необходимое оборудование, технические средства и инструменты, общие методические рекомендации к выполнению практической работы, общие правила и требования к оформлению работы.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Тема 1. Предприятие в экономической системе общества
1.1 Практическая работа № 1: Проектирование Устава фирмы и учредительного договора
1.2 Практическая работа № 2: Решение задач на расчет Уставного капитала и дивидендов
2. Тема 2. Основной и оборотный капитал
Практическая работа № 3: Расчет стоимости основных фондов. Расчет амортизации
3. Тема 3. Кадры предприятия и производительность труда
Практическая работа № 4: Расчет нормы времени, нормы выработки, планового объема производства.
4. Тема 4. Организация зарплаты на предприятии
Практическая работа № 5: Решение задач на расчет заработной платы.
5. Тема 5. Издержки производства и реализации
Практическая работа № 6: Расчет себестоимости продукции и цены на товары и услуги.
6. Тема 6. Основные показатели эффективности производства
Практическая работа № 7: Расчет плановых показателей эффективности работы фирмы
7. Тема 7. Финансы предприятия
Практическая работа № 8: Расчет требуемого Уставного капитала
8. Тема 8. Цены и ценообразование
Практическая работа № 9: Расчет цены параметрическим способом
9. Тема 9. Структура бизнес-плана
Практическая работа № 10: Разработка проекта бизнес-плана фирмы
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экономика организации»
Практическая работа № 1: Проектирование Устава фирмы и заявления на регистрацию.
Цель: Овладение способами и приемами применения норм ГК РФ.
Задачи: 1.Создание ситуации, в ходе которой демонстрируются знания студентов, полученные в ходе аудиторных занятий.
- Развитие коммуникативных умений в процессе групповой работы.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Время на выполнение работы: 1 час 30 минут.
Оборудование, технические средства и инструменты:
- Лист бумаги А4.
- Бланк заявления на регистрацию.
- ПК с доступом в Интернет
- Ручка.
- ГК РФ.
Задание для выполнения практической работы:
Продумать сферу деятельности предприятия с производством 2-х видов товаров, работ, услуг. Оформить заявление на регистрацию предприятия согласно исходным данным.
Ход выполнения
- найти в интернете в классификаторе ОКВЭД соответствующий профилю деятельности код ОКВЭД
- найти в интернете соответствующий адресу код ОКАТО
- найти по адресу соответствующий адресу № и код ИФНС
- занести данные об организации и учредителях в бланк заявления на регистрацию
Данные фирмы: ООО «Радуга», директор Ларин Сергей Петрович
Вид деятельности: продажа мебели
Адрес: СПб Трамвайный пр д 12
Уставный капитал 1500 000 рублей
1 Учредитель Петров Василий Васильевич (Доля 1/3)
2 Учредитель Сидоров Алексей Иванович (Доля 2/3)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Правильный выбор ОКВЭД – 5 баллов
Правильный выбор ОКАТО – 5 баллов
Правильный выбор кода ИФНС – 5 баллов
Правильное оформление заявления – 5 баллов
Максимум – 20 баллов – 5 Отлично
15 баллов – 4 Хорошо
10 баллов – Удовлетворительно
Перечень используемой литературы:
- Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). – М. Кнорус, 2011, 30/1 – Электронное издание (IBOOKS) – МОРФ
- Самойлович В.Г., Тёлушкина Е.К. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
Практическая работа № 2: Решение задач на расчет Уставного капитала и дивидендов
Цель: Овладение способами и приемами расчета УК и дивидендов.
Задачи: Решение задачи, в ходе которой демонстрируются знания студентов, полученные в ходе аудиторных занятий.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Время на выполнение работы: 1 час 30 минут.
Оборудование, технические средства и инструменты:
- Лист бумаги А4.
- Ручка.
- Калькулятор
Задание для выполнения практической работы:
Данные об Уставном капитале АО, акционерах и видах акций занесены в таблицу. Требуется рассчитать дивиденд, полученный на руки каждым акционером. Полученные данные занести в таблицу
Уставный капитал |
200000 |
||||
Кол-во акций |
200 |
||||
в т.ч. Привилегированных |
50 |
||||
Номинальная стоимость акций |
1000 |
кол-во обыкн акц |
|||
1 учредитель привилегир. акции |
10 |
50 |
|||
2 учредитель привилегир. акции |
40 |
30 |
|||
3 учредитель привилегир. акции |
0 |
70 |
|||
Дивиденд по привилегир. акциям |
600 |
||||
Выручка за год |
160000 |
||||
Затраты за год |
48000 |
||||
Прибыль |
|||||
Налог на прибыль |
|||||
Чистая прибыль |
|||||
Сумма на дивиденды 50% чистой прибыли |
|||||
привил акц |
обыкн акц |
всего |
НДФЛ |
На руки |
|
1 учредитель дивиденд |
|||||
2 учредитель дивиденд |
|||||
3 учредитель дивиденд |
Рекомендации по выполнению:
- Рассчитайте дивиденд по именным акциям
- Рассчитайте дивиденд по обыкновенным акциям
- Рассчитайте сумму на руки по каждому акционеру
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если допущена 1 ошибка
Оценка «хорошо» ставится, если допущены 2-3 ошибки
Оценка «удовлетворительно» ставится, если допущены 4-5 ошибок.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если допущено 6 и более ошибок
Пример выполнения (заполненная таблица)
Уставный капитал |
200000 |
||||
Кол-во акций |
200 |
||||
в т.ч. Привилегированных |
50 |
||||
Номинальная стоимость акций |
1000 |
кол-во обыкн акц |
|||
1 учредитель привилегир. акции |
10 |
50 |
|||
2 учредитель привилегир. акции |
40 |
30 |
|||
3 учредитель привилегир. акции |
0 |
70 |
|||
Дивиденд по привилегир. акциям |
600 |
150 |
|||
Выручка за год |
160000 |
||||
Затраты за год |
48000 |
||||
Прибыль |
112000 |
||||
Налог на прибыль |
22400 |
||||
Чистая прибыль |
89600 |
||||
Сумма на дивиденды |
44800 |
||||
Выплаченный дивиденд по прив. акц. |
30000 |
||||
Сумма дивиденда по обыкновенным акц. |
14800 |
||||
Дивиденд по 1 обыкнов. акции |
99 |
||||
привил акц |
обыкн акц |
всего |
НДФЛ |
На руки |
|
1 учредитель дивиденд |
6000 |
4933 |
10933 |
984 |
9949 |
2 учредитель дивиденд |
24000 |
2960 |
26960 |
2426 |
24534 |
3 учредитель дивиденд |
0 |
6907 |
6907 |
622 |
6285 |
30000 |
14800 |
44800 |
4032 |
40768 |
Перечень используемой литературы:
1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). – М. Кнорус, 2011, 30/1 – Электронное издание (IBOOKS) – МОРФ
2. Самойлович В.Г., Тёлушкина Е.К. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
И т.д.
[1] Выделенное красным цветом является примером. Необходимо ввести свои данные
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Аркадакский политехнический лицей»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Аркадак, 2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи студентам при выполнении практических работ.
Практическая работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления студента, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим студентом. Практическая работа – это метод, который очень помогает выявить способности студентов. Работая практически, студент должен постепенно овладеть такими общими приёмами практической работы как ясное представление цели работы, её выполнение, проверка, исправление ошибок. Выполнение практических работ студентами влияет на формирование и развитие информационных компетенций. Студенты овладевают способами работы с информацией:
– поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
– извлечение информации с различных носителей;
– систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
– технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. –
– преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)
Основными задачами практических работ являются: формирование умений подбирать материалы по их назначению, условиям эксплуатации, применять их при выполнении работ.
Содержание практической работы составляют:
– номер и тема практической работы;
– цель практической работы;
– рекомендации для выполнения практической работы;
– порядок выполнения работы;
– вывод о проделанной работе.
Перед тем как приступить к выполнению практической работы, студент должен пройти инструктаж по технике безопасности, усвоить краткие теоретические сведения по теме, методику выполнения работы, а также способы представления полученных данных.
Порядок выполнения работы:
-
Записать в тетради тему и цели практического занятия;
-
Ознакомиться с содержанием работы;
-
Выполнить каждое задание работы;
-
Заполнить в тетради приведенную в работе таблицу (если имеется);
-
Отчитаться перед преподавателем, ответить на вопросы.
Правила по технике безопасности для студентов
при проведении практических работ
Общие правила:
1. Практические работы проводятся под наблюдением преподавателя. К выполнению практических работ студенты допускаются только после прослушивания инструктажа по технике безопасности и противопожарным мерам. После инструктажа каждый студент расписывается в журнале
2. Строго выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе в кабинете.
3. Все практические работы проводятся за компьютерными столами учебного кабинета. Студентам не разрешается без уважительной причины отлучаться из кабинета до полного окончания практических работ.
4. На рабочем месте должны находиться только необходимые для работы оборудование и материалы. Класть сумки необходимо на специально отведенный для этого стол.
5. Бережно обращаться оргтехникой. Входить в класс разрешается только после звонка на урок, спокойно, не торопясь, не задевая столы.
6. Занимать места в кабинете необходимо согласно «Схеме посадочных мест», начиная с первых парт.
7. Студент отвечает за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
8. Соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций по организации учебного процесса с использованием компьютеров и технических средств обучения должно способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма, на протяжении всех учебных занятий в колледже и полной безопасности для их жизни и здоровья.
Перед началом работы:
-
Проверить порядок на рабочем месте;
-
Отрегулировать положение монитора так, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло не менее 50 см.
Во время работы:
1. Во время работы монитор является источником электромагнитного излучения, которое неблагоприятно действует на зрение. Поэтому надо работать на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную осанку (вертикально прямая спина, плечи опущены и расслаблены, ноги на полу не скрещены, стоят на подставке для ног, локти, запястья и кисти рук на одном уровне).
2. Непрерывное занятие студента за компьютером не должно превышать 30 минут. По истечении данного времени необходим перерыв длительностью 5 минут для снятия напряжения глаз. Для снятия усталости мышц используйте комплекс упражнений по профилактике зрительного утомления, упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
3. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и др. прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
4. Обо всех неисправностях немедленно сообщать преподавателю;
5. В случае аварийной ситуации выключить компьютер.
По окончании работы:
1. Собрать методические указания к практическим работам и сдать их преподавателю;
2. Выключить ЭВМ после разрешения преподавателя;
3. Навести порядок на рабочем месте.
При работе в компьютерном классе строго запрещается:
1. Находиться в верхней одежде и грязной обуви;
2. Принимать пищу на рабочем месте и в компьютерном кабинете.
3. Удалять и перемещать чужие файлы;
4. Приносить и запускать свое программное обеспечение (программы);
5. Работать на ЭВМ грязными или мокрыми руками;
6. Прикасаться пальцами к мониторам, стучать по ним;
7. Включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя;
8. Класть диски, книги, тетради на составляющие компьютера;
9. Подключать к компьютеру свои устройства (сот. телефоны, плееры).
10. Работать на не исправном компьютере;
-
Оставлять вычислительную технику на длительное время без присмотра;
-
Прикасаться к электрическим вилкам, розеткам, проводам, разъемам, задним стенкам системного блока и монитора;
-
Вскрывать корпуса, вынимать и вставлять разъемы, платы
Правила выполнения практических работ
При домашней подготовке к выполнению практических работ студент должен повторить изученную тему.
Практическая работа выполняется каждым студентом самостоятельно.
Студенты, пропустившие занятия, выполняют практические работы во внеурочное время.
После выполнения каждой практической работы студент демонстрирует результат выполнения преподавателю, отвечает на вопросы. Преподаватель на уроке оценивает работу и выставляет оценку в журнал.
Критерии оценки практических работ
Практическая работа считается выполненной, если студент набрал проходной балл, который составляет половину максимального количества баллов.
Для оценивания работы прилагается эталон и шкала оценок.
Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.
Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.
Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.
Во всех случаях оценка снижается, если студент не соблюдает требования безопасности труда.
Методические рекомендации по проведению практических занятий направлены на оказание методической помощи студентам при выполнении практических работ.
Практическая работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления студента, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим студентом. Практическая работа – это метод, который очень помогает выяснить способности студентов. Работая практически, студент должен постепенно овладеть такими общими приёмами практической работы как ясное представление цели работы её выполнение, проверка, исправление ошибок. Выполнение практических работ студентами влияет на формирование и развитие информационных компетенций. Студенты овладевают способами работы с информацией:
– поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
– извлечение информации с различных носителей;
– систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
– технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. –
-преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)
Основными задачами практических работ являются: формирование умений подбирать материалы по их назначению, условиям эксплуатации, применять их при выполнении работ.
Содержание практической работы составляют:
– номер и тема практической работы;
– цель практической работы;
– рекомендации для выполнения практической работы;
– перечень используемых материалов, инструментов, оборудования;
– порядок выполнения работы;
– вывод о проделанной работе.
Перед тем как приступить к выполнению практической работы, студент должен пройти инструктаж по технике безопасности, усвоить краткие теоретические сведения по теме, методику выполнения работы, а также способы представления полученных данных.
Правила по технике безопасности для студентов
при проведении практических работ
Общие правила:
1. Практические работы проводятся под наблюдением преподавателя. К выполнению практических работ студенты допускаются только после прослушивания инструктажа по технике безопасности и противопожарным мерам. После инструктажа каждый студент расписывается в журнале
2. Строго выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе в кабинете.
3. Все практические работы проводятся за компьютерными столами учебного кабинета. Студентам не разрешается без уважительной причины отлучаться из кабинета до полного окончания практических работ.
4. На рабочем месте должны находиться только необходимые для работы оборудование и материалы. Класть сумки необходимо на специально отведенный для этого стол.
5. Бережно обращаться оргтехникой. Входить в класс разрешается только после звонка на урок, спокойно, не торопясь, не задевая столы.
6. Занимать места в кабинете необходимо согласно «Схеме посадочных мест», начиная с первых парт.
7. Студент отвечает за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
8. Соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций по организации учебного процесса с использованием компьютеров и технических средств обучения должно способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма, на протяжении всех учебных занятий в колледже и полной безопасности для их жизни и здоровья.
Перед началом работы:
- Проверить порядок на рабочем месте;
- Отрегулировать положение монитора так, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло не менее 50 см.
Во время работы:
1. Во время работы монитор является источником электромагнитного излучения, которое неблагоприятно действует на зрение. Поэтому надо работать на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную осанку (вертикально прямая спина, плечи опущены и расслаблены, ноги на полу не скрещены, стоят на подставке для ног, локти, запястья и кисти рук на одном уровне).
2. Непрерывное занятие студента за компьютером не должно превышать 30 минут. По истечении данного времени необходим перерыв длительностью 5 минут для снятия напряжения глаз. Для снятия усталости мышц используйте комплекс упражнений по профилактике зрительного утомления, упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
3. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и др. прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
4. Обо всех неисправностях немедленно сообщать преподавателю.
5. В случае аварийной ситуации выключить компьютер.
По окончании работы:
1. Собрать методические указания к практическим работам и сдать их преподавателю.
2. Выключить ЭВМ после разрешения преподавателя.
3. Навести порядок на рабочем месте.
При работе в компьютерном классе строго запрещается:
1. Находиться в верхней одежде и грязной обуви.
2. Принимать пищу на рабочем месте и в компьютерном кабинете.
3. Удалять и перемещать чужие файлы;
4. Приносить и запускать свое программное обеспечение (программы).
5. Работать на ЭВМ грязными или мокрыми руками.
6. Прикасаться пальцами к мониторам, стучать по ним.
7. Включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя.
8. Класть диски, книги, тетради на составляющие компьютера.
9. Подключать к компьютеру свои устройства (сот. телефоны, плееры).
10. Работать на не исправном компьютере.
- Оставлять вычислительную технику на длительное время без присмотра.
- Прикасаться к электрическим вилкам, розеткам, проводам, разъемам, задним стенкам системного блока и монитора.
- Вскрывать корпуса, вынимать и вставлять разъемы, платы.
Правила выполнения практических работ
При домашней подготовке к выполнению практических работ студент должен повторить изученную тему.
Практическая работа выполняется каждым студентом самостоятельно.
Студенты, пропустившие занятия, выполняют практические работы во внеурочное время.
После выполнения каждой практической работы студент демонстрирует результат выполнения преподавателю, отвечает на вопросы. Преподаватель на уроке оценивает работу и выставляет оценку в журнал.
Критерии оценки практических работ
Практическая работа считается выполненной, если студент набрал проходной балл, который составляет половину максимального количества баллов.
Для оценивания работы прилагается эталон и шкала оценок.
Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.
Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.
Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.
Во всех случаях оценка снижается, если студент не соблюдает требования безопасности труда.