Как составить методические указания к выполнению практической работы

Любовь
Владимировна Гребенникова,

преподаватель
русского языка и литературы,

методист

Бахчисарайского
колледжа

строительства,
архитектуры и дизайна

(филиал)
ФГАОУ ВО

«Крымский
федеральный университет

имени В.И.
Вернадского»,

г. Бахчисарай,
Республика Крым

СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Главной
задачей среднего профессионального образования
является подготовка компетентных специалистов. В процессе формирования
профессиональных и общих компетенций лабораторные и практические занятия
занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важнейших средств
осуществления связи теории и практики. В седьмом разделе ФГОС «Требования к
условиям реализации основной профессиональной образовательной программы»
указывается, что, образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу, должно
обеспечивать
обязательное
выполнение обучающимся
лабораторных и практических
работ. В соответствии с новыми ФГОС лабораторные и практические
занятия должны планироваться и проводиться как самостоятельный вид занятий
.

Эффективность лабораторных работ и практических занятий
зависит в значительной степени от четкой постановки познавательной задачи, а
также инструктажа, в процессе которого
обучающиеся
осмысливают сущность задания, последовательность выполнения
его отдельных элементов. Поэтому возрастает роль методических указаний
данного вида работ для обучающихся, которые должны быть составлены так, чтобы избавить
преподавателя от мелочной опеки и высвободить время на руководство наиболее
сложными исполнительскими действиями обуча
ющихся.

При разработке методических указаний должен соблюдаться принцип самостоятельности и управляемости самостоятельной
работой.
Следует
заметить, что принцип самостоятельности содержит в себе в качестве исходного
принцип сознательности и активности обучения.

Основные задачи методических указаний для обучающихся
определение содержания, формы и порядка проведения лабораторных и практических
работ  по
конкретной учебной дисциплине/профессиональному модулю, а также требований к результатам работы
обучающихся.

Функции методических
указаний для
обучающихся по выполнению лабораторных работ и практических занятий:

стимулирование познавательного интереса к учебной
дисциплине;

закрепление знаний, умений и навыков;

обеспечение работы по
индивидуальным заданиям;

развитие творческого подхода к решению задач
профессиональной деятельности;

контроль и самоконтроль.

Содержание лабораторных и практических работ
фиксируется в рабочих программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины», в рабочих программах
профессиональных
модулей в разделе «Содержание обучения по профессиональному модулю».

Формы и методы организации работы студентов

Формы организации работы обучающихся на лабораторных и
практических занятиях могут быть разнообразные:

Фронтальная форма –
одна и та же работа выполняется всеми
обучающимися.

Групповая форма –
одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек (парная, микрогруппа).

Индивидуальная форма – каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.

При данных формах организации работы можно использовать:

упражнения

тренинги

решение типовых задач

занятия с решением ситуационных задач

занятия по моделированию реальных задач

деловые игры

ролевые игры

занятия-конкурсы.

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию требований к знаниям и
умениям, практическому опыту, определенных ФГОС. Выполнение практических работ
позволяет сформировать общие и профессиональные компетенции при освоении основной профессиональной обра­зовательной
программы. На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными
профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и
совершенствуются в процессе учебной и производственной практики. При разработке содержания практических занятий следует
учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине и междисциплинарному
курсу они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым
ориентирована данная дисциплина и междисциплинарный
курс, а| в совокупности по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям
охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

Руководство
практической работой преподаватель осуществляет в форме инструктирования:
вводного, текущего и заключительного.

Ведущей
дидактической
целью
практических занятий
является формирование практических умений –
профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые
в профессиональной деятельности) или учебных
(умений решать задачи по математике, физике, химии, информатике и
др.
), необходимых в последующей учебной деятельности. По таким
дисциплинам, как физическая культура, иностранный язык, инженерная графика,
другим общетехническим дисциплинам
  с применением персональных
компьютеров, все учебные занятия или большинство из них проводятся как
практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на
формирование практических умений и их совершенствование.

Практические
занятия отражают освоение умений и должны это
указывать при
формулировках цели занятия (например: выполнение, ремонт, диагностика и т. д.).

При отборе содержания практических занятий руководствуются
перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у
специалиста в процессе изучения данной дисциплины,
профессионального модуля.

Таким образом,
содержание практических занятий составляют:

       
изучение нормативных документов и
справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий
с их использованием;

    
анализ производственных
ситуаций, решение конкретных производственных, экономических и других заданий,
принятие управленческих решений;

    
решение задач разного рода,
расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений,
реакций; обработка результатов многократных
измерений;

    
изучение устройств машин,
приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных
схем;

    
ознакомление с технологическим
процессом, разработка технической документации;

    
работа на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными
инструментами; подготовка к работе, обслуживание техники;

       
конструирование по заданной
схеме; сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок;

  диагностика качества различных веществ, изделий.

Если
содержание лабораторных и практических
работ
является принципиально различным, то методика их проведения в основном сводится
к следующему:

  сообщение темы и цели работы;

    
актуализация теоретических
знаний, которые необходимы для рациональной работы с
оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;

    
разработка алгоритма проведения
эксперимента или другой практической деятельности;

  инструктаж по технике безопасности (по необходимости);

  ознакомление со способами
фиксации полученных результатов;

  непосредственное проведение экспериментов или практических
работ;

  обобщение и систематизация полученных результатов (в виде
таблиц, графиков;

  подведение итогов занятия.

Но если
лабораторная работа носит поисковый,
исследовательский характер, ее структура может быть иной, например:

      постановка проблемы и поиск путей ее решения (в ходе
обсуждения и самостоятельной работы с книгой);

  подготовка и отбор необходимого оборудования и материалов.

  выполнение лабораторного
эксперимента;

  обсуждение этапов эксперимента.

Лабораторные и практические занятия могут носить
репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы,
носящие
репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование,
аппаратура, материалы и их характеристика, порядок выполнения работы, таблицы,
выводы (без формулировок), контрольные вопросы и
специальная литература.

Работы,
носящие
частично-поисковый
характер, отличаются тем, что при
их проведении
обучающиеся  не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок
выполнения необходимых действий, от
них
требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор
способов выполнения работы с помощью инструктивной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер,
отличаются тем, что
обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на
имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных и
практических занятий преподавателю необходимо находить оптимальное соотношение
репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий
уровень интеллектуальной деятельности
обучающихся.

Структура методических указаний
по выполнению лабораторной работы по одной и той же теме может отличаться в
зависимости от ее характера (репродуктивного, частично-поискового и
поискового), т.е. от степени самостоятельности при ее выполнении, уровня
сложности и проблемности задания.

Педагогическое руководство и контроль
качества выполнения заданий

Важную
роль в процессе проведения лабораторных и практических занятий играет
педагогическое руководство, которое позволяет наблюдать за работой,
регулировать ее темп, дает возможность развивать
самостоятельность и творческую активность
обучающихся.

Контроль
усвоения знаний, умений обуча
ющихся  проводится с целью установления соответствия достигнутых
результатов требованиям ФГОС СПО, которые в
рабочей программе
приводятся в формулировках:
обучающийся должен
знать, уметь, иметь практический опыт.

К формулировкам вопросов предъявляются следующие
требования:

  вопросы должны быть четкими, ясными по смыслу, краткими по
форме;

–   вопросы должны предполагать
строго определенный ответ, т.е. должны пониматься
обуча
ющимися однозначно и не допускать «двусмысленности»;

   не должно быть вопросов, предполагающих односложные ответы;

   не следует формулировать вопросы с подсказкой ответа;

   не следует формулировать вопросы так, как они изложены в рабочей
программе или учебнике. Вопросы должны способствовать развитию мышления и
носить проблемный характер.

Контрольные вопросы призваны обеспечить самопроверку
надежности знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения лабораторной
(практической) работы. В их состав должны включаться
контрольные вопросы как репродуктивного, так и творческого характера.

Оценки за лабораторную работу или практическое занятие
выставляются с учетом текущих наблюдений и качества представленного
обучающимися отчета.
Основные модели вопросов приведены ниже.

Примерный перечень оборотов речи,
используемых при формулировке вопросов

Тип вопроса

Стандартный оборот речи
(маркер)

1. Вопросы нейтрального характера

Дайте определение
понятия «…»…

Перечислите виды (типы,
приемы…)

     Опишите метод (назначение, состояние…)

Дайте характеристику.

Как называется…

Каково назначение…

2. Вопросы активизирующего характера:

2.1 Предполагающие аргументацию

Обоснуйте необходимость (актуальность, роль, место,
значение…)

В чем заключается сущность.

Чем вызвана необходимость…

От чего зависит… Оцените надежность
(вероятность, способность, перспективы…)

2.2. Характеризующие состав, структуру, отличительные
особенности

Укажите состав… Выделите
составные элементы. Объясните, в чем разница
между… Укажите принципиальные различия. Каковы существенные особенности…

3. Вопросы практического характера

Приведите пример. Составьте перечень. Сравните…

Пользуясь   таблицей    (схемой, рисунком), определите…

Содержание и оформление

Если обучающемуся трудно
понять цель практической работы или ему не интересна сама практическая работа,
то в этом не всегда только его вина. Сборник методических указаний для
обучающихся по
выполнению лабораторных и практических занятий должен быть
составлен умело, т.е. быть не слишком сложным и не слишком простым, а
интересным, доступным по содержанию. Путь от понимания цели работы до
выполнения самого задания не должен быть долгим и сложным.

В ходе
выполнения
обучающимися  лабораторной работы (практического
занятия) исследовательским методом преподавателю необходимо:

–  проверить знания обучающимися  теоретических
основ для постановки опыта, наблюдения, эксперимента;

  четко сформулировать задачу исследования;

  сформулировать гипотезу, разработать
план и программу опыта;

  определить методы исследования (наблюдение, эксперимент);

определить результаты выводов и
проверить запись выводов (таблица, схема, ответ на контрольные вопросы,
рисунок).

При проведении лабораторных работ (практических занятий) не должны повторяться вопросы, которые уже изучались
на теоретических занятиях, так как это резко снижает интерес
обучающихся.
Целесообразно включать те вопросы, которые с точки зрения подготовки
специалиста имеют практическое значение в развитии его
умений и навыков.

Текст методических указаний должен быть кратким и
лаконичным. Удобные формы: алгоритм, обучающие программы. Терминология и
обозначения должны соответствовать установленным стандартам, а при отсутствии
стандартов –
общепринятым в научно-технической
литературе нормам.

К содержанию методических указаний для обучающихся по
выполнению лабораторных и практических
работ
предъявляются следующие требования:

  четкость, ясность и краткость изложения;

  доступность изложения информации;

  структурированность описания
работы;

отсутствие
готовых решений (схем, указаний и т.д.), допускающих механическое выполнение
учебных заданий;

  минимизация затрат времени обучающегося  на
выполнение рутинных операций;

оптимальность объема заданий
лабораторной работы или практического занятия.

Содержание  
должно   быть   технически   грамотным
,   включать необходимы      иллюстративный материал, поясняющий текст, и предоставлять
обучающемуся возможности для обдумывания, анализа и выполнения
самостоятельных действий.

Для проведений лабораторных и практических занятий
преподаватели разрабатывают и утверждают в установленном порядке
учебно-методическую документацию (методические указания для обучающихся,
инструкции, задания и указания по их выполнению, практикумы,
тестовые задания, сборники упражнений и заданий для лабораторных и практических
работ). Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по
дисциплине, профессиональному модулю в приложении.

Основные структурные элементы

Методические указания для обучающихся по
выполнению лабораторных
и практических работ разрабатываются по схеме в виде сборника для конкретной
дисциплины:

1. Титульный лист.

2. Оборотная сторона титульного листа.

3. Содержание.

4. Предисловие – 1-2 страницы.

5.   Методические рекомендации по подготовке и правила выполнения
лабораторных работ (практических) – 1-2 страницы.

6.  Описание установки или рабочего места обучающегося для
выполнения лабораторных работ (практических) – 3-5 страниц.

7.    
Основная часть для каждой лабораторной работы
(каждого практическ
ого занятия) – 3-7 страниц.

8.  Вопросы
для подготовки к зачету.

9.  Приложения
(если они есть).

Пояснения к содержанию
и оформлению основных структурных
  элементов.

Титульный лист методических указаний по выполнению
лабораторных и практических
работ должен
содержать следующие элементы:

  полное наименование учебного заведения;

  наименование учебной дисциплины, профессионального модуля;

  наименование вида издания;

     сведения о специальности (код и наименование) и специализации обучения обучающихся;

  место и год издания сборника;

    дата утверждения директором учебного заведения.

Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

  сведения о составителе(лях): инициалы, фамилия, должность;

  сведения о рассмотрении методических указаний по выполнению
лабораторных работ и практических занятий цикловой
методической комиссией
за подписью председателя с указанием даты и номера протокола;

       
дата и номер  протокола
рассмотрения методическим советом;

       
дата и номер приказа по
утверждению;

       
аннотация к
методическим указаниям по выполнению лабораторных и практических
работ.

Содержание включает
упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов сборника
методических указаний по выполнению лабораторных
 и
практических
работ с
указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в сборнике.
Содержание размещается после титульного листа, с этого раздела начинается
нумерация страниц в сборнике.

Предисловие к
сборнику методических указаний по выполнению
лабораторных и практических
работ должно
содержать сведения, характеризующие:

  назначение методических указаний;

  роль и место лабораторных и практических работ в
изучении курса в подготовке кадров по данной специальности (специализации);

  роль и место в структуре учебного плана;

  общую цель и задачи выполнения лабораторных работ и
практических занятий;

  формы организации учебного процесса;

  роль самостоятельной работы обучающихся в
изучении курса;

  укрупненные требования к знаниям
и умениям, приобретаемым при выполнении лабораторных и практических
работ в
соответствии с квалификационной характеристикой выпускника конкретной
специальности (специализации);

  объем и сроки изучения;

  структуру и реферативное содержание
сборника;

  условия и особенности выполнения лабораторных
(практических) работ;

  виды контроля знаний обучающихся и форму
их отчетности.

Требования
ФГОС к результатам освоения учебной дисциплины/ профессионального модуля
из рабочей программы дисциплины,
ПМ специальности
.

Тематический план учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой учебной
дисциплины/профессионального модуля
.

Перечень лабораторных и практических работ с указанием номера и темы работы.

В разделе «Общие методические указания по организации и выполнению лабораторных и
практических
работ» следует
включить:

  общую установку на активную самостоятельную работу обучающихся в ходе
выполнения лабораторных
и практических занятий;

  общую характеристику требований к теоретическим знаниям, необходимым для выполнения комплекса лабораторных и
практических занятий;

  рекомендации по подготовке технических средств и
оборудования к работе;

  указания по технике безопасности (общие по всему курсу, но
можно включать их в пояснения к каждой работе внутри
основной части методических указаний);

      знать, что после выполнения работы должен быть представлен отчет о
проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

В
разделе указываются также требования и процедура выставления окончательной оценки
обучающемуся по
работе и порядок выполнения пропущенных работ по уважительным и неуважительным
причинам.

Описание установки или рабочего места обучающегося вводится в сборник указаний в том случае, если лабораторная
установка или
рабочее место носит комплексный характер
и используется для проведения всех или нескольких работ по данной дисциплине.

В описании следует указать конструктивные особенности
установки; наименования работ, которые могут быть на ней выполнены; порядок
изменения видов работ, настройки, регулировки.

В основной части методических указаний описание каждой лабораторной и практической работы  определяет содержание, объем и порядок ее выполненияОно
включает заголовочную и основную части.

Заголовочная
часть
состоит из следующих элементов:

      указание на организационную форму обучения (лабораторная
работа или практическое занятие);
 

      порядковый номер;

  формулировку темы;

      
цель и задачи (приобретаемые
умения, навыки и практический опыт) лабораторной работы или практического занятия;

перечень обеспечивающих средств, используемых при
выполнении работы.

количество часов, отводимых на выполнение;

указания по технике безопасности на рабочем месте (если они
не даны ранее в разделе методических рекомендациях по подготовке и правилах выполнения работ).

Порядковый номер лабораторной работы (практического
занятия) и количество часов, отведенных на ее выполнение, должны
соответствовать рабочей программе и КТП.

Тема лабораторной работы (практического занятия) должна отражать ее преимущественную познавательно-практическую
направленность.

Определение цели работы является наиболее трудным и
ответственным этапом в разработке методических указаний.
 В
конечном итоге, цель работы определяет в известной степени требования к умениям
обучающимся применять полученные знания на практике, которые должны
соответствовать требованиям федерального государственного образовательного
стандарта на уровне выпускника.

При
невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных логической направленностью.

Формулировка
цели работы не должна повторять ее название.

Задачи лабораторной работы (практического занятия) должны
указывать на умения, навыки и практический опыт, которые должны быть освоены
студентом при ее выполнении.

Обеспечивающие средства должны характеризовать используемые
в ходе выполнения работы учебные материалы, технические средства, оборудование.

Основная часть методических указаний по выполнению лабораторной работы
(практического занятия) включает:

пояснения к работе (общие теоретические сведения);

контрольные вопросы (при допуске к работе);

содержание работы, порядок выполнения лабораторной работы
(практического занятия);

методические указания по выполнению;

требования к отчету;

вопросы для самоконтроля, контрольные вопросы (после
выполнения работы);

домашнее задание;

список рекомендуемой литературы.

В
пояснениях к работе
следует
отразить краткие теоретические сведения по предлагаемой
обучающемуся
лабораторной работе (практическому занятию) на основе
минимума содержания по заданному разделу дисциплины и с учетом требований к
итогам
его усвоения, определяемых ФГОС СПО. Теоретические сведения
формируют представление о содержании лабораторной работы (практического занятия); устанавливают требования к уровню знаний и
умений, практического опыта необходим
ого для
выполнения заданий лабораторной работы (практического занятия); раскрывают ее
особенности, логику мыслительных и практических операций; могут содержать
основы теоретической части при отсутствии учебников и
учебных пособий.

Краткие теоретические сведения должны обязательно
сопровождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами, рисунками и т.п.
;
необходимы
ми  закономерностями (без вывода), а также конкретным числовым
примером.

При необходимости можно ввести описание конкретной
индивидуальной установки и ее технических параметров, а также измерительных
приборов.

Контрольные
вопросы
при допуске к
работе призваны проверить усвоение
обучающимися
необходимого теоретического материала, контрольные
вопросы после окончания работы призваны обеспечить самопроверку надежности
знаний и умений, приобретенных в ходе выполнения лабораторной
и практической работы.  Формируются
вопросы, позволяющие оценить выполнение требований
федерального государственного образовательного стандарта к уровню знаний
обучающихся  по
заданному разделу дисциплины. Количество и содержание вопросов определяется
составителем и должно быть достаточным для проверки знаний, в том числе и на
этапе допуска к работе.

Порядок
выполнения
лабораторной и практического
работы должен быть представлен перечнем видов работы (операций),
которые необходимо выполнить в ходе занятия для реализации его цели и задач.

Методические
указания по выполнению

раскрывают последовательность приемов и методов,
обеспечивающих выполнение заданий по получению, обработке и представлению
заданного эмпирического материала в форме, пригодной для проведения его
анализа. Можно сформулировать конкретные задания для
обучающегося,
которые он обязан выполнять при домашней подготовке к
лабораторной работе. В этом случае в задание в обязательном порядке вводятся
следующие вопросы предварительной подготовки:

–   самостоятельное изучение
методических рекомендаций по выполнению конкретной лабораторной работы;

  выполнение соответствующих расчетов. Задания для расчетов
формируются на основе параметров элементов и комплектующих изделий исследуемого
устройства;

  подготовка формы отчета;

  подготовка ответов на контрольные вопросы.

В
зависимости от целей работы приводятся конкретные
инструкции по проведению исследований устройства с указанием уровней или
параметров входных или возмущающих воздействий различной физической природы.

В
заключении
обучающемуся  предлагается заполнить предварительно подготовленные  таблицы, произвести дополнительные расчеты, построить
графики и т.п. по результатам исследований.

Требования к отчету должны содержать сведения о форме представления
результатов работы
 (рекомендации по их оценке и выработке самостоятельно
аргументированных выводов, указывается состав и форма
отчета о проделанной работе
).

Список рекомендуемой литературы  должен содержать сведения о документах, из которых обучающийся может
получить информацию, необходимую для самостоятельной подготовки к выполнению
работы.

Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

___________________________

«06» ноября 2014 г.

ПАМЯТКА ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ/ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ/МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ/ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

Санкт – Петербург

2014 г.

ОДОБРЕНА

Методическим советом

«КСИ и ГХ»

Протокол № 3

от «06» ноября  2014 г.

Памятка по разработке методических указаний по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей СПб ГБОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства» с целью более эффективной организации учебного процесса и соответствия требованиям ФГОС.

Разработчик:

Смирнова В.А., методист дневного отделения СПб ГБОУ СПО «КСИ и ГХ».

ВВЕДЕНИЕ

Состав и содержание лабораторных работ и практических занятий (ЛПЗ) для обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства, определяются требованиями к результатам обучения по учебным дисциплинам, по профессиональным модулям в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

ЛПЗ должны, как правило, тематически следовать за определенными темами теоретического материала учебной дисциплины/междисциплинарного курса/профессионального модуля. При планировании состава и содержания следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей и закономерностей) и поэтому они занимают преимущественное место при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, математического и естественнонаучного цикла.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных (выполнять определенные действия, операции, предписания, необходимые в последующей профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по математике, физике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям. Практические занятия занимают преимущественное место при изучении учебных дисциплин профессионального цикла и профессиональных модулей.

  1. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть:
  • экспериментальная проверка формул, методик расчета;
  • установление и подтверждение закономерностей;
  • ознакомление с методиками проведения экспериментов;
  • установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик;
  • знакомство с новой техникой, оборудованием, измерительными приборами, методами измерений, автоматизацией производственных процессов;
  • наблюдений развития явлений, процессов и др.

При выборе содержания и объема лабораторных работ,  следует исходить из сложности учебного материала для усвоения внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины / ПМ.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что, наряду с ведущей дидактической целью – подтверждением теоретических положений, в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки. Например, навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

При выполнении лабораторных работ студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практик.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются:

  • формирование практических умений, необходимых в последующей профессиональной деятельности;
  • решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);
  • выполнение вычислений, расчётов, чертежей;
  •  работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;
  •  работа с нормативами, инструкциями, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что в совокупности по учебной дисциплине или ПМ они должны охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина / ПМ, а в совокупности по всем учебным дисциплинам и модулям охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и  производственной практик, а также при выполнении курсовых работ (проектов).

Наряду с формированием умений и навыков, в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в рабочих программах дисциплин/профессиональных модулей в разделе «Тематический план  и содержание учебной дисциплины» и «Содержание обучения по профессиональному модулю».

Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован так, чтобы за отведённое время их выполнили качественно большинство студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируются в рабочих учебных планах и тематических планах рабочих программ.

                Перечень ЛПЗ в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также количество часов на их проведение должны способствовать формированию профессиональных и общих компетенций выпускника, определенных во ФГОС СПО по соответствующей специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки обучающегося, установленными самой образовательной организацией.

ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Примерная структура методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ

  1. Титульный лист и оборотная сторона титульного листа (Приложение 1).
  2. Содержание.
  3. Пояснительная записка: цели методических указаний, значимость для профессиональной деятельности студентов, межпредметные связи, методы/формы/виды использования в образовательном процессе, направленность на формирование компетенций (ОК и/или ПК), показать значимость оценки за лабораторные/практические работы при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине/МДК/ПМ. Обращение во введении должно быть кратким, вызывать интерес, создавать мотивацию к выполнению лабораторных/практических работ.
  4. Перечень лабораторных/практических работ.
  5. Содержание, структурированное согласно тематическому плану. Каждая л/п работа может иметь следующее содержание:
  • заглавие,  котором указывается вид работы (лабораторная или практическая), ее порядковый номер, объем в часах и наименование;
  • цели работы;
  • формируемые компетенции (ОК и/или ПК);
  • время выполнения;
  • оборудование, технические средства, инструменты;
  • задание для выполнения;
  • рекомендации по выполнению: порядок, последовательность выполнения, общие методические рекомендации. Общие методические рекомендации могут содержать краткое пояснение, которое способствует уяснению поставленных целей и задач, путей их реализации, могут быть предложены альтернативные варианты, блоки учебной  информации;
  • правила техники безопасности и охраны труда по данной работе (при необходимости);
  • общие правила и требования к оформлению работы;
  • контрольные вопросы (при необходимости);
  • список литературы;
  • приложения (при необходимости), в которые  могут входить диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и др. Обычно информация, содержащаяся в «Приложении», является дополнением или пояснением к ряду структурных элементов текста.

Требования к оформлению текста:

  • Формат А 4.
  • Ориентация – книжная.
  • Поля: верхнее, нижнее, 20 мм, правое 1, 5 мм, левое – 30 мм.
  • Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист не включается в общую нумерацию.
  • Шрифт – Times New Roman.
  • Размер  шрифта –  14 через 1,5 интервал;
  • Расстановка переносов автоматически, абзац – 1, 27, выравнивание по ширине, без отступов.
  • Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА», «ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ/ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» пишут прописными буквами.

Остальные заголовки пишут с прописной буквы строчными по центру, выделяется жирным шрифтом. При автоматическом формировании содержания в текстовом  редакторе WORD необходимо выбрать соответствующий стиль, обеспечивающий указанные выше требования. Заголовок должен иметь длину строки не более 40 знаков. Переносы слов в заголовке не разрешаются. Если заголовок большой он делится (по смыслу) на несколько строк.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа методических указаний по ЛПЗ

Санкт – Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Колледж строительной индустрии и городского хозяйства

Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_________________ (ФИО)

«_____»_________201_г.

Методические указания по выполнению лабораторных/практических работ по учебной дисциплине/профессиональному модулю/междисциплинарному курсу[1]

_____________________________

(название)

для специальности (код и название специальности)

(базовой подготовки)

Санкт – Петербург

201_ г.

Приложение 1 (продолжение)

Оборотная сторона титульного листа

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

(указать наименование) 

Протокол №_______

от «___» ______ 201_ г.

Председатель ЦК __________________  (ФИО)

ОДОБРЕНА

Методическим советом

КСИ и ГХ

Протокол №_______

от «___» _______ 201_ г.

        Методические указания по выполнению лабораторных/практических работ по (наименование учебной дисциплины/МДК/ПМ) разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (код и наименование специальности) среднего профессионального образования  и рабочей  программы.  

Разработчики:

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Приложение 2

Пример оформления методических указаний

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Методические рекомендации по проведению практических работ по  учебной дисциплине Экономика организации является одной из составляющих при подготовке специалистов по ряду специальностей СПО.

    Важность изучения учебной дисциплины Экономика организации объясняется следующими факторами: дисциплина является основой для формирования у студентов целостного представления о бизнес-планировании, о возможностях его применения в своей профессиональной деятельности, расширяет кругозор.

     Данная  разработка содержат методические указания для выполнения практических  работ студентами.

     Целью методических указаний  является формирование у студентов знаний, умений и навыков по овладению основами бизнес-планирования.

     Деятельностная составляющая указаний направлена на формирование  у студентов  профессиональных и общих компетенций в области расчета экономических показателей.

     Методические рекомендации по каждой практической работе содержат: наименование практической работы, её цель, предмет и содержание работы, необходимое оборудование, технические средства и инструменты, общие методические рекомендации к выполнению практической работы, общие правила и требования к оформлению работы.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1.        Тема 1. Предприятие  в экономической системе общества 

1.1 Практическая работа № 1: Проектирование Устава фирмы и учредительного договора

1.2 Практическая работа № 2: Решение задач на расчет Уставного капитала и дивидендов

2.        Тема 2. Основной и оборотный   капитал

Практическая работа № 3: Расчет стоимости основных фондов. Расчет амортизации

3.        Тема 3. Кадры предприятия и производительность труда

Практическая работа № 4: Расчет нормы времени, нормы выработки, планового объема производства.

4.        Тема 4. Организация зарплаты на предприятии

Практическая работа № 5: Решение задач на расчет заработной платы.

5.        Тема 5. Издержки производства и реализации

Практическая работа № 6: Расчет себестоимости продукции и цены на товары и услуги.

6.        Тема 6. Основные показатели эффективности производства

Практическая работа № 7: Расчет плановых показателей эффективности работы фирмы

7.        Тема 7. Финансы предприятия

Практическая работа № 8: Расчет требуемого Уставного капитала

8.        Тема 8. Цены и ценообразование

Практическая работа № 9: Расчет цены параметрическим способом

9.        Тема 9. Структура бизнес-плана

Практическая работа № 10: Разработка проекта бизнес-плана фирмы

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Экономика организации»

                Практическая работа № 1: Проектирование Устава фирмы и заявления на регистрацию.

Цель: Овладение способами и приемами применения норм ГК РФ.

Задачи: 1.Создание ситуации, в ходе которой демонстрируются знания студентов, полученные в ходе аудиторных  занятий.

  1. Развитие коммуникативных умений в процессе групповой работы.

Формируемые  компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Время на выполнение работы: 1 час 30 минут.

Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Лист бумаги А4.
  2. Бланк заявления на регистрацию.
  3. ПК с доступом в Интернет
  4. Ручка.
  5. ГК РФ.

Задание для выполнения практической работы: 

Продумать сферу деятельности предприятия с производством 2-х видов товаров, работ, услуг. Оформить заявление на регистрацию предприятия согласно исходным данным.

Ход выполнения

  1. найти в интернете в классификаторе ОКВЭД соответствующий профилю деятельности код ОКВЭД
  2. найти в интернете соответствующий адресу код ОКАТО
  3. найти по адресу соответствующий адресу № и код ИФНС
  4. занести данные об организации и учредителях в бланк заявления на регистрацию

Данные фирмы: ООО «Радуга», директор Ларин Сергей Петрович

Вид деятельности: продажа мебели

Адрес: СПб Трамвайный пр д 12

Уставный капитал 1500 000 рублей

1 Учредитель Петров Василий Васильевич (Доля 1/3)

2 Учредитель Сидоров Алексей Иванович (Доля 2/3)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Правильный выбор ОКВЭД – 5 баллов

Правильный выбор ОКАТО – 5 баллов

Правильный выбор кода ИФНС – 5 баллов

Правильное оформление заявления – 5 баллов

Максимум – 20 баллов – 5 Отлично

15 баллов – 4 Хорошо

10 баллов – Удовлетворительно

Перечень используемой литературы:

  1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). – М. Кнорус, 2011, 30/1 – Электронное издание (IBOOKS) – МОРФ
  2. Самойлович В.Г., Тёлушкина Е.К. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012

Практическая работа № 2: Решение задач на расчет Уставного капитала и дивидендов

Цель: Овладение способами и приемами расчета УК и дивидендов.

Задачи: Решение задачи, в ходе которой демонстрируются знания студентов, полученные в ходе аудиторных  занятий.

 Формируемые  компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Время на выполнение работы: 1 час 30 минут.

Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Лист бумаги А4.
  2. Ручка.
  3. Калькулятор

Задание для выполнения практической работы: 

     Данные об Уставном капитале АО, акционерах и видах акций занесены в таблицу. Требуется рассчитать дивиденд, полученный на руки каждым акционером. Полученные данные занести в таблицу

Уставный капитал

200000

Кол-во акций

200

в т.ч. Привилегированных

50

Номинальная стоимость акций

1000

кол-во обыкн акц

1 учредитель привилегир. акции

10

50

2 учредитель привилегир. акции

40

30

3 учредитель привилегир. акции

0

70

Дивиденд по привилегир. акциям

600

Выручка за год

160000

Затраты за год

48000

Прибыль

Налог на прибыль

Чистая прибыль

Сумма на дивиденды 50% чистой прибыли

привил акц

обыкн акц

всего

НДФЛ

На руки

1 учредитель дивиденд

2 учредитель дивиденд

3 учредитель дивиденд

Рекомендации по выполнению:

  1. Рассчитайте дивиденд по именным акциям
  2. Рассчитайте дивиденд по обыкновенным акциям
  3. Рассчитайте сумму на руки по каждому акционеру

Критерии оценки:

     Оценка «отлично» выставляется студенту, если допущена 1 ошибка

     Оценка «хорошо» ставится, если допущены 2-3 ошибки

     Оценка «удовлетворительно» ставится, если допущены 4-5 ошибок.

     Оценка «неудовлетворительно» ставится, если допущено 6 и более ошибок

Пример выполнения (заполненная таблица)

Уставный капитал

200000

Кол-во акций

200

в т.ч. Привилегированных

50

Номинальная стоимость акций

1000

кол-во обыкн акц

1 учредитель привилегир. акции

10

50

2 учредитель привилегир. акции

40

30

3 учредитель привилегир. акции

0

70

Дивиденд по привилегир. акциям

600

150

Выручка за год

160000

Затраты за год

48000

Прибыль

112000

Налог на прибыль

22400

Чистая прибыль

89600

Сумма на дивиденды

44800

Выплаченный дивиденд по прив. акц.

30000

Сумма дивиденда по обыкновенным акц.

14800

Дивиденд по 1 обыкнов. акции

99

привил акц

обыкн акц

всего

НДФЛ

На руки

1 учредитель дивиденд

6000

4933

10933

984

9949

2 учредитель дивиденд

24000

2960

26960

2426

24534

3 учредитель дивиденд

0

6907

6907

622

6285

30000

14800

44800

4032

40768

Перечень используемой литературы:

1.        Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). – М. Кнорус, 2011, 30/1 – Электронное издание (IBOOKS) – МОРФ

2.        Самойлович В.Г., Тёлушкина Е.К. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

И т.д.


[1]  Выделенное красным цветом является примером. Необходимо ввести свои данные

Методические рекомендации по проведению практических занятий направлены на оказание методической помощи студентам при выполнении практических работ.

Практическая работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления студента, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим студентом. Практическая работа – это метод, который очень помогает выяснить способности студентов. Работая практически, студент должен постепенно овладеть такими общими приёмами практической работы как ясное представление цели работы её выполнение, проверка, исправление ошибок.  Выполнение практических работ студентами влияет на формирование и развитие информационных компетенций. Студенты овладевают способами работы с информацией:

– поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;

– извлечение информации с различных носителей;

– систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);

– технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. –

-преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.) 

 Основными задачами  практических работ являются: формирование умений  подбирать материалы по их назначению, условиям эксплуатации, применять их при выполнении работ.

Содержание практической работы  составляют:

– номер и тема практической  работы;

– цель практической  работы;

– рекомендации для выполнения практической  работы;

– перечень используемых материалов, инструментов,  оборудования;

– порядок  выполнения работы;

– вывод о проделанной работе.

 Перед тем как приступить к выполнению  практической работы,  студент должен пройти инструктаж по технике безопасности, усвоить краткие теоретические сведения по теме, методику выполнения работы, а также способы представления  полученных  данных.

Правила по технике безопасности для студентов

 при проведении практических работ

Общие правила:

1. Практические работы проводятся под наблюдением преподавателя. К выполнению практических работ студенты допускаются только после прослушивания инструктажа по технике безопасности и противопожарным мерам. После инструктажа каждый студент расписывается в  журнале

2. Строго выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе в кабинете.

3. Все практические  работы  проводятся за компьютерными столами  учебного кабинета. Студентам  не разрешается без уважительной причины отлучаться из кабинета до полного окончания практических работ.

     4. На рабочем месте должны находиться только необходимые для работы оборудование и материалы. Класть сумки необходимо на специально отведенный для этого стол.

5. Бережно обращаться оргтехникой. Входить в класс разрешается только после звонка на урок, спокойно, не торопясь, не задевая столы.

6. Занимать места в кабинете необходимо согласно «Схеме посадочных мест», начиная с первых парт.

7. Студент отвечает  за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

8. Соблюдение всех вышеперечисленных рекомендаций по организации учебного процесса с использованием компьютеров и технических средств обучения должно способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма, на протяжении всех учебных занятий в колледже и полной безопасности для их жизни и здоровья.

Перед началом работы:

  1. Проверить порядок на рабочем месте;
  2. Отрегулировать положение монитора так, чтобы расстояние от глаз до экрана составляло не менее 50 см.

Во время работы:

1. Во время работы монитор является источником электромагнитного излучения, которое неблагоприятно действует на зрение. Поэтому надо работать на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную осанку (вертикально прямая спина, плечи опущены и расслаблены, ноги на полу не скрещены, стоят на подставке для ног, локти, запястья и кисти рук на одном уровне).

2. Непрерывное занятие студента за компьютером не должно превышать 30 минут.  По истечении данного времени необходим перерыв длительностью 5 минут для снятия напряжения глаз. Для снятия усталости мышц используйте комплекс упражнений по профилактике зрительного утомления, упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

3. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и др. прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.

4. Обо всех неисправностях немедленно сообщать преподавателю.

5. В случае аварийной ситуации выключить компьютер.

По окончании работы:

1.  Собрать методические указания к практическим работам и сдать их преподавателю.

2. Выключить ЭВМ после разрешения преподавателя.

3. Навести порядок на рабочем месте.

При работе в компьютерном классе строго запрещается:

1. Находиться в верхней одежде и грязной обуви.

2. Принимать пищу на рабочем месте и в компьютерном кабинете.

3. Удалять и перемещать чужие файлы;

4. Приносить и запускать свое программное обеспечение (программы).

5. Работать на ЭВМ грязными или мокрыми руками.

6. Прикасаться пальцами к мониторам, стучать по ним.

7. Включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя.

8. Класть диски, книги, тетради на составляющие компьютера.

9.  Подключать к компьютеру свои устройства (сот. телефоны, плееры).

10. Работать на не исправном компьютере.

  1. Оставлять вычислительную технику на длительное время без присмотра.
  2. Прикасаться к электрическим вилкам, розеткам, проводам, разъемам, задним стенкам системного блока и монитора.
  3. Вскрывать корпуса, вынимать и вставлять разъемы, платы.

Правила выполнения практических работ

При домашней подготовке к выполнению практических работ студент должен повторить изученную тему.

Практическая работа выполняется каждым студентом самостоятельно.

Студенты, пропустившие занятия, выполняют практические работы во внеурочное время.

После выполнения каждой практической работы студент демонстрирует результат выполнения преподавателю, отвечает на вопросы. Преподаватель на уроке оценивает работу и выставляет оценку в журнал.

 Критерии оценки практических работ

Практическая работа считается выполненной, если студент набрал проходной балл, который составляет половину максимального количества баллов.

Для оценивания работы прилагается эталон и шкала оценок.

Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.

Во всех случаях оценка снижается, если студент не соблюдает требования безопасности труда.

Просмотр содержимого документа

«Методические рекомендации по выполнению практических работ »

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов по выполнению самостоятельной работы

дисциплина:

ОГСЭ.ВР.05.Введение в профессию: общие компетенции профессионала

специальность СПО:

22.02.06 Сварочное производство

Тольятти 2017

ОДОБРЕНО

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Предметной (цикловой) комиссией

ГАПОУ КТиХО

Председатель

Автор (составитель):

Киселева Елена Евгеньевна-

Ф.И.О., должность

Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ 06. Введение в профессию: общие компетенции профессионала (для студентов специальности) ОГСЭ 06. Введение в профессию: общие компетенции профессионала

Рецензенты:

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальности предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Введение в профессию: общие компетенции профессионала». Специальность СПО 22.02.06 Сварочное производство

В методическом пособии описаны обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы студентов, изучающих данную дисциплину, а также даны подробные инструкции по их выполнению.

Содержание

Введение

4

Составление плана деятельности с выделением фрагмента известной (заданной) технологии.

7

Подготовка к зачету.

7

Требования к выполнению устного доклада.

8

Требования к оформлению реферата.

9

Библиографический список.

11

Введение

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ 06. Введение в профессию: общие компетенции профессионала.

Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство

Согласно учебному плану и в соответствии с рабочей программой на изучение данной дисциплины отводится 120 часа максимальной нагрузки, в том числе 72 часа обязательной аудиторной учебной нагрузки и 48 часов самостоятельной работы обучающегося.

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся в ходе выполнения заданий различного рода и структуры.

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

– активизация самостоятельной работы студентов;

– содействие развитию творческого отношения к данной дисциплине;

– выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

– управление познавательной деятельностью студентов.

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

– определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;

– установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.

Освоения учебного материала данной темы способствует формированию общих (ОК) компетенций:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов включает в себя задания различного рода, среди которых:

– работа с интернет-ресурсами;

– работа со специальной литературой;

– самостоятельный поиск информации;

– составление реферата;

– подготовка устного доклада;

– составление и выборочное чтение таблиц, извлечение из них информации;

– осуществление аргументации и анализа информации;

– выполнение письменных заданий различного рода;

– планирование собственной деятельности;

– выполнение практико-ориентированного задания;

– составление причинно-следственной диаграммы.

Вид самостоятельной работы:

Продолжительность

выполнения:

Форма отчетности:

1. Поиск источника информации по каталогу.

4 часа

Устный доклад на аудиторном занятии; реферат.

2. Составление таблицы для извлечения информации. Полное и выборочное чтение таблиц.

4часа

Письменная самостоятельная работа.

3. Аргументация выбранного тезиса на основе заданных источников информации. Анализ аргументации, приводимой в СМИ. Проведение сравнительного анализа на основе самостоятельно-определяемых критериев.

4 часа

Устное выступление во время аудиторного занятия.

4. Перевод содержания газетной статьи в формат устного высказывания. Подготовка выступления на совещании.

4 часа

Устное выступление во время аудиторного занятия.

5. Оформление продукта письменной коммуникации сложной структуры, содержащего различные позиции.

2 час

Письменная самостоятельная работа.

6. Подготовка к коммуникативной игре «Есть идея».

2час

Коммуникативная игра «Есть идея».

7. Подготовка выступления на основе представленной наглядности.

2час

Выступление на основе представленной наглядности.

8. Подготовка выступления в модельной ситуации.

2час

Выступление в модельной ситуации.

9. Составление плана деятельности с выделением фрагмента известной (заданной) технологии.

2 час

Составление плана деятельности с выделением фрагмента известной (заданной) технологии.

10. Составление своей характеристики в качестве ресурса.

2 час

Письменное домашнее задание.

11. Выполнение комплексного ситуативного задания на планирование деятельности, ресурсов и текущего контроля.

2 часа

Круглый стол во время аудиторного занятия, представление результатов.

12. Анализ ситуации. Определение проблемы в модельной ситуации.

2 часа

Круглый стол во время аудиторного занятия, представление результатов.

13. Структура профессиональной деятельности в рамках специальности: возможности горизонтальной и вертикальной карьеры (комплексное задание на различные формы коммуникации).

4часа

Круглый стол во время аудиторного занятия.

14. Социальная значимость специальности.

4часа

Круглый стол во время аудиторного занятия.

15. Индивидуальное задание: Использование причинно-следственной диаграммы в процессе принятия решения.

4час

Составление причинно-следственной диаграммы.

16. Подготовка к зачёту.

4часа

Выполнение практико-ориентированного задания.

Итого:

48 часов

Составление плана деятельности с выделением фрагмента известной (заданной) технологии

1. Цель работы: овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями в составлении плана деятельность с выделением фрагмента известной (заданной) технологии.

2. Алгоритм работы:

– изучить принципы работы известной (заданной) технологии;

– применить полученные знания в составлении плана деятельности.

3. Результат деятельности:

– знать: принципы работы известной (заданной) технологии.

– уметь: составлять план деятельности с выделением фрагмента известной (заданной) технологии.

Подготовка к зачету.

1. Цель работы: подготовиться к зачёту (выполнению практико-ориентированного задания).

2. Алгоритм работы:

– повторить пройденный в течение учебного года материал.

3. Результат деятельности:

– знать: пройденный в течение учебного года материал.

– уметь: применять на практике знания, полученные в течение учебного года.

Требования к выполнению устного доклада.

Устный доклад – это публичное сообщение в виде развернутого изложения определенной научной темы. В устном докладе обычно выделяют три крупных раздела: введение, основную и финальную части.

Во введении докладчик не только информирует публику отеме выступления, освещает цель и задачи исследования, но и овладевает вниманием слушателей, старается расположить их в свою пользу.

В основной части доклада приводится сжатое обобщение материалов, методов и результатов исследования, излагаются наиболее важные и необходимые факты, подтверждающие выводы.

В финале обсуждаются дискуссионные вопросы и подводятся итоги исследования.

Перед тем, как начать подготовку к докладу, необходимо:

– определить цель доклада;

– составить письменный или устный план доклада, подкрепленный основными тезисами;

– получить представление об условиях доклада: время и продолжительность выступления, размер аудитории, ее акустика, оборудование.

Продолжительность доклада должна составлять 8 – 10 минут. Доклад может сопровождаться компьютерной презентацией (файл ppt). На освещение одного слайда презентации должно отводиться не менее 30 секунд. Рекомендуемый объем презентации — 10-12 слайдов.

В устном докладе должны быть освещены имеющиеся предпосылки по теме исследования, цели и задачи, поставленные в исследовательской работе, использованные методы, основные результаты и выводы.

Во время доклада можно пользоваться написанным планом и любой другой информацией (например, числовыми данными), но доклад не должен полностью читаться по бумаге.

В устном докладе следует избегать чрезмерного количества узкоспециальных терминов. В случае, если это невозможно, нужно пояснять их значение (при необходимости использовать для этого рисунки и схемы).

Критерии оценки:

– оценка «5» – тема устного доклада полностью раскрыта, в выступлении использовалась презентация.

– оценка «4» – тема раскрыта не полностью, в выступлении использовалась презентация/тема раскрыта полностью, но выступление не сопровождалось презентацией.

– оценка «3» – тема раскрыта не полностью, презентация во время выступления не использовалась.

Требования к оформлению реферата.

Реферат – это высшая форма письменной работы, требующая сведения всех знаний вокруг одной проблемы (или вопроса) на основе нескольких источников. Реферат (от лат. refere – сообщать, докладывать) является одним из самых распространенных письменных сообщений как вторичный источник информации, соединяющий в себе аннотацию и резюме, и состоящий из трех частей – аннотационной, основной и резюмирующей (заключение). Главный вопрос, на который отвечает реферат – что содержится по данной теме в различных публикациях.

Подготовка реферата требует от обучающихся умения отобрать необходимые источники информации, проанализировать их, выбрав главное, и грамотно изложить полученные сведения. Смысл работы над рефератом состоит не только в его написании, но и в умении доложить результаты.

Титульный лист является первой страницей реферата, и заполняется по строго определенным правилам:

  • в верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения;

  • в среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова «Тема» и в кавычки не заключается;

  • ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа;

  • ниже указываются название специальности, фамилия и инициалы преподавателя (руководителя) работы;

  • в нижнем поле указывается год написания реферата.

Содержание реферата помещают после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументированно излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

Заключение предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

В работах можно использовать следующие способы построения библиографических списков:

  • по алфавиту фамилий авторов или заглавий;

  • по тематике;

  • по видам изданий;

  • по характеру содержания;

  • списки смешанного построения.

Литература в списке указывается в алфавитном порядке. После фамилии и инициалов авторов указываются полное название, место издания (пишется сокращенно, например, Москва – М., Санкт – Петербург – СПб и т.д.), название издательства (например, «Мир»), год издания (например, 2006г.). Можно указать страницы (например, с. 54…67).

Критерии оценки:

– оценка «5» – тема раскрыта полностью, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ, сообщение содержательно и сопровождается электронной презентацией;

– оценка «4» – тема раскрыта не полностью, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ, сообщение сопровождается электронной презентацией;

– оценка «3» – тема раскрыта не полностью, реферат оформлен в соответствии с ГОСТ.

Библиографический список

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: Учебные материалы.- Самара:ЦПО.-2011.-120с.

2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей.- Самара:ЦПО.-2011.-120с.

3. Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина; под ред. Л.М.Митиной. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений.- М. Издательский центр «Академия».

Лабораторные и практические работы составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО). Эффективная организация вышеперечисленных форм учебной деятельности в преподавании учебных дисциплин (УД) и профессиональных модулей (ПМ) способствует формированию требуемых ФГОС СПО результатов обучения – профессиональных и общих компетенций, основанных на практическом опыте, умениях, знаниях.

Выполнение студентами лабораторных и практических работ направлено на достижение следующих целей:

  • обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
  • формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, профессионального модуля. Освоенные на практических и лабораторных занятиях умения в совокупности с усвоенными знаниями и полученным практическим опытом при прохождении учебной и производственной практики формируют профессиональные компетенции;
  • совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
  • выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность работать в команде и брать на себя ответственность за работу всех членов команды, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям, перечисленным в ФГОС СПО.

В соответствии с ФГОС СПО (п.7.15) образовательная программа по профессии или специальности «должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям» [1].

Отсутствует современная нормативная база, регламентирующая планирование, организацию и проведение лабораторных работ, практических занятий в условиях действия ФГОС СПО. Однако имеется не утратившее силу Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 №16-52-58ин/16-13 “О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования” [2].

В соответствие с Письмом Минобразования РФ [2]:

«3.4. По каждой лабораторной работе и практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий определяется предметными (цикловыми) комиссиями».

Таким образом, требования к оформлению методических рекомендаций (указаний) и отчетов по практическим и лабораторным работам студентов для комиссии гуманитарных дисциплин и дисциплин профессионального цикла могут отличаться.

Разница в формулировке названия методического обеспечения проведения лабораторных, практических работ студентов – указания или рекомендации, состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, являются максимально конкретными и обязательными к выполнению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер.

В Письме Минобразования РФ [2] используется термин методические указания по выполнению лабораторных/практических работ.

Далее приведены основополагающие положения письма Минобрнауки [2], которые могут являться ориентиром при разработке методического обеспечения лабораторных и практических работ.

При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели:

  • Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей).
  • Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений и приобретение практического опыта, направленных на формирование профессиональных компетенций (способности выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или общих компетенций (общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах).

Содержание лабораторных работ и практических занятий формируется, исходя из ведущей дидактической цели и требований к результатам обучения:

Содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др. В ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и другое.

В совокупности лабораторные работы и практические занятия по УД должны охватывать весь круг умений, перечисленных во ФГОС СПО и рабочей программе УД. Освоение отдельных умений (или всего перечня) по МДК  можно организовать при прохождении учебной практики.  В соответствии с  Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования” (п.6): «Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта» [3].

Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (мастерских, полигонах и т.п.). Список лабораторий, мастерских, полигонов, которые обязательно должны использоваться при обучении на профессию или специальность, указан в седьмом разделе  ФГОС СПО.

Необходимыми структурными элементами лабораторной работы или практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка результатов выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично – поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично – поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературы и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично – поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

 При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

 При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 – 5 человек.

 При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.

Авторами данной статьи предлагается следующая структура методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ:

  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Введение. Введение отражает: цели проведения лабораторных (практических) работ; результаты обучения, формируемые при выполнении работ (знания, умения, практический опыт, компетенции); описание общей структуры методических рекомендаций по выполнению работы; объем времени на выполнение каждой работы, согласно учебного плана и рабочей программы дисциплины или модуля.
  • Общие требования для студентов по выполнению работы и оформлению отчета; критерии оценивания работ.
  • Требования к технике безопасности при выполнении работ. Требования к технике безопасности могут отсутствовать для практических работ, проводимых в аудитории без использования специального оборудования (например, расчетные работы, работы с технической, справочной литературой и другие).
  • Описание лабораторных (практических) работ. Для каждой работы указывается:
    • номер и название работы;
    • цель работы;
    • используемое оборудование;
    • порядок выполнения работы;
    • теоретическая часть (общие теоретические сведения по работе, порядок работы с оборудованием, методика выполнения лабораторных исследований или расчетов и другое);
    • требования к содержанию отчета по работе (перечисление расчетов, таблиц, схем, которые требуется привести в отчете, содержание выводов по работе);
    • контрольные вопросы или задания для самопроверки качества освоенных результатов обучения и подготовки к защите работы.
  • Приложения (индивидуальные задания на работу, справочный материал).
  • Список используемой литературы.

Алгоритм разработки методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ  представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Алгоритм разработки методических указаний по выполнению лабораторных и практических работ по УД/МДК

Первым шагом является анализ результатов обучения (умений, практического опыта и компетенций). Знания могут приобретаться и на лекционных, семинарских занятиях, а умения только при самостоятельном выполнении лабораторных и практических работ, самостоятельной работы студентов.

Основная задача охватить лабораторными и практическими работами весь перечень умений по УД и МДК (если отсутствует в составе ПМ учебная практика, также направленная на освоение умений). Освоение отдельных умений по МДК можно предусмотреть при проведении учебной практики. При выполнении практических работ по МДК профессионального модуля возможно приобретение студентами отдельных видов практического опыта (приобретение полного перечня практического опыта является главной  задачей при прохождении практики по модулю). Например: практический опыт расчета каких либо параметров или величин, практический опыт пользования нормативной документацией и т.д.

Структура методических указаний формируется исходя из требований локальных актов ПОО.

Прохождение внешней экспертизы методических указаний по лабораторным и практическим работам у преподавателей смежных дисциплин (курсов) или у работодателя не является обязательным требованием ФГОС СПО и других нормативных документов. Достаточно рассмотрение методических указаний на заседании цикловой методической комиссии.

В заключении можно отметить, что при разработке тем и содержания лабораторных и практических работ по  УД и МДК необходимо ориентироваться на конечные цели проведения данных видов учебных занятий – формирование, контроль и оценка освоения результатов обучения образовательной программы СПО.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности
  2. Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 № 16-52-58ин/16-13 “О Рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования”.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования”.

Добавить комментарий