Как составить методический план курса

Как составить методический план

Методический план – это некий алгоритм, схема, пошаговые действия, выполнение последовательных задач для достижения цели. Это один из этапов управления каким-либо процессом, например, учебным или воспитательным. Разновидностей методических планов довольно много. Но схема примерно одинаковая. Один из самых востребованных – план методической работы школы на учебный год.

Как составить методический план

Инструкция

Помните, что методическая деятельность школы – это система мер, основанная на современных достижениях образовательной науки и практики. Методическая работа должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся и педагогов.

В учебном заведении необходимо организовать соответствующее методическое объединение учителей и через него осуществлять работу. Например, методическое объединение учителей начальных классов. Как правило, в школе 6-8 МО.

Составьте план методической работы на учебный год в соответствии с направлениями учебного заведения. Исходя из этого годового плана, МО должны составить свои планы методической работы.

Используйте при составлении методического плана нормативные документы: закон о правах ребенка, закон об образовании, Положение об образовательном учреждении, Федеральный государственный стандарт второго поколения, устав вашего учебного заведения, перспективный план развития школы и локальные акты.

Определите основные направления методической работы. Например, работа с молодыми специалистами, повышение квалификации и аттестация учителей, участие учеников в различных конкурсах, внеурочная и внеклассная деятельность, олимпиадах, разработка методических пособий и материалов и т.п.

Сформулируйте основные цели методической работы школы. Это может быть и одна наиболее важная цель. Помните, что цели должны быть реальными, достижимыми и важными конкретно для вашей школы. Например, цель: создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Продумайте и сформулируйте задачи методической работы. Они должны быть направлены на достижение поставленной цели или целей. Например, задача: повысить заинтересованность учащихся в изучении предметов, предоставить возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.

Представьте годовой методический план в виде таблицы, состоящей, например, из 5 колонок: номер по порядку, мероприятие, направления работы, срок, ответственный.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

На чтение 7 мин. Просмотров 4k. Опубликовано 20/08/2020

Вы изучили свой опыт, проверили свою тему, и в конце концов  нашли идеальный план для вашего следующего онлайн-курса. Пришло время применить эти знания для построения нового курса, но вы знаете этот материал как свои пять пальцев –  действительно ли нужен план курса?

Содержание

  1. Почему планы курсов являются ключом к успеху
  2. План курса важен по двум причинам:
  3. Построение плана вашего курса
  4. Какой у вас пункт назначения?
  5. Определите ваши действия
  6. Сделай так, чтобы информация запоминалась
  7. Поставьте знания на проверку
  8. Создайте содержание своего курса

Простой ответ – «‎да»‎. В то время как эта информация аккуратно хранится в вашем мозгу, изложение ее для непосвященных – это совсем другая история. То, что кристально ясно для вас, может быть непонятным и запутанным для других, которые не разделяют преимущества ваших прозрений и личного опыта. Если вы хотите помочь своим студентам достичь тех высоких обещаний, которые  изложили в своем рекламном предложении, вам нужно предоставить дорожную карту, чтобы помочь им в этом путешествии.

Дорожная карта

Дорожная карта

В этом контексте  дорожная карта является наброском курса. План не только является дорожной картой для вашего курса, но и поможет донести содержание до  студентов структурированным, упорядоченным образом, наслаивая навык на навык, пока они не закончат  курс, почувствовав себя экспертом (и с нетерпением ожидая вашего следующего курса).

Почему планы курсов являются ключом к успеху

План курса важен по двум причинам:

Определите пункт назначения. Если вы знаете, куда идете, это помогает  думать о том, какие шаги  студентов должны помочь  им достичь этой конечной точки. Какие навыки им нужно развивать на этом пути? Какие основы  нужно заложить с самого начала? Подобно путешествию по пересеченной местности, если вы начинаете путешествие без четкого представления о том, куда вы идете и как собираетесь туда попасть, велика вероятность, что вы заблудитесь по пути. Вы не научите ребенка определять время до того, как он научится считать; точно так же вы не можете научить кого-то быть отличным шеф-поваром, прежде чем вы не научите его ингредиентам, жарке и приправам.

Установите ожидания. Составление дорожной карты устанавливает ожидания для ваших студентов. Там, где вы собираетесь подавать пазлы головоломки из совершенно новых фактов и навыков, ваш план курса – это их изображение на коробке. Это помогает понять, куда идти, на какие важные фрагменты обратить пристальное внимание и как поместить их в контекст друг с другом. Показывая вашим студентам  их назначение, можно помочь им ощутить важность образования вместе с вами.

Построение плана вашего курса

План курса – это бесценный инструмент, который поможет вам реализовать обещанные студентам решения. Не знаете, с чего начать? Давайте разберемся.

Какой у вас пункт назначения?

Лучше всего  начать с конца. Чтобы построить четкий план курса, определитесь со своей конечной целью и работайте в обратном направлении.

Какова цель вашего курса? Что должны уметь делать студенты к концу обучения? Вы учите их рисовать, готовить или танцевать лезгинку? Наконец, какие навыки и знания вы должны передать своим ученикам, чтобы довести их до конечного пункта назначения?

Определите ваши действия

При рассмотрении этих вопросов составьте список и не делайте его сложным. Начните с самого основного фундамента, который, как вы ожидаете, будет у всех студентов, и стройте оттуда. Ваши ученики не станут следующим Билом Гейтсом, прежде чем вы не убедитесь, что они знают разницу между dos и windows, и ни один великий танцор свинга не пропустил урок темпа. Думайте об этих навыках как о строительных блоках: вы должны сложить их один на другой, чтобы построить прочную структуру.

Подумайте о том, чтобы начать с ознакомительной главы, где вы познакомите всех с лексикой и базовым содержанием, которые вы будете использовать для остальной части курса. Это полезно для установления ожиданий и передачи вашим студентам представления о дорожной карте, но это также отличный способ убедиться, что все начинают с одного уровня. Вы никогда не знаете, когда студент присоединяется к вашему курсу, если он знаком с терминами, которые вы используете ежедневно; этот модуль ориентации – возможность убедиться, что все знают одни и те же вещи и начинают курс с одного и того же набора идей. Сделайте его простым – нет необходимости изобретать колесо – это важно, потому что  лежит в основе того, как студенты будут понимать все остальное в вашем курсе.

Как только вы выяснили, какие строительные блоки вам нужны, пришло время привести их в порядок – они сформируют ваши модули курса или главы (или как бы вы их ни называли!).

Организуйте свои шаги последовательно, чтобы каждый из них опирался на следующий. Это означает, что вы должны поместить свой самый простой контент в Модуль 1, построить на нем Модуль 2 и так далее. Если возможно, вы должны иметь некоторое перекрытие между модулями, чтобы помочь студентам, создавать связи с тем, что они узнали в предыдущем разделе.

В образовании это называется «‎строительные леса»‎, и оно включает в себя различные методы обучения, чтобы помочь вашим студентам постепенно продвигаться к прочному пониманию предмета и способности самостоятельно применять эти знания в различных ситуациях.

Сделай так, чтобы информация запоминалась

Образовательные ресурсы. Обеспечьте дополнительные чтения, инфографику, видео и другой образовательный контент в различных форматах. Это создает возможности для ваших студентов усваивать информацию в различных форматах, чтобы помочь им сохранить знания и создать контекст между темами. Это также гарантирует, что вы охватываете студентов, которые учатся по-разному – одни учатся через чтение, другие – слушая, третьи – через картинки или инфографику. Используя конструктор курсов АнтиТренинги, вы можете добавить в свой курс целый ряд учебных материалов, включая аудио -, видео -, мультимедийные уроки, PDF-файлы и презентации. Предоставляя широкий спектр учебных ресурсов для резервного копирования вашего контента, вы обеспечиваете разнообразный опыт обучения для каждого студента, который проходит ваш курс.

Практические занятия. Мы все знаем, что практика делает  наш опыт совершенным, не так ли? Дайте вашим студентам возможность проверить свои недавно отточенные навыки, прежде чем переходить к следующей партии новой информации. Практические занятия способствуют сохранению знаний и помогают студентам закрепить навыки до того, как вы научите их чему-то новому. Вы можете создать тест в конструкторе курсов или назначить упражнение групповой беседы в Zoom для обсуждения полученных знаний.

Важно помнить, что практика это не тест. Она нужна  для ваших студентов, чтобы освоить определенный навык, прежде чем они столкнутся с ситуацией, когда им придется использовать эти навыки самостоятельно! Вы можете предложить викторину с несколькими вариантами ответов или проявить творческий подход придумав что то свое, просто дайте студентам возможность практиковать то, чему вы их научили!

Поставьте знания на проверку

Наконец, вы должны включить в свой курс какие-то оценки. Легко добавить оценки в свой курс с помощью инструментов геймификации в конструкторе курсов платформы Антитренинги. Вы можете сделать одну оценку каждого модуля или урока.  Пусть ваш график оценок будет ориентирован на содержание вашего курса.

Это может быть задание, которое они сдают, тест или более углубленная викторина – все зависит от вас и вашего материала курса! Регулярно оценивайте знания на протяжении всего курса и подумайте о том, чтобы основывать их на ключевых навыках или темах.

Хорошим руководством для оценки является вопрос «‎если они не освоили информацию из модулей 1-3, то могут ли они преуспеть в модуле 4?»‎ Если ответ будет твердым «‎НЕТ»‎, вы должны установить оценочную деятельность между модулем 3 и модулем 4, чтобы студенты имели возможность проверить свои   ключевые знания. Исходя из оценок, они смогут пересмотреть нужный раздел, прежде чем погружаться в информацию 4 модуля с новой темой, иначе это похоже на попытку научиться умножению, прежде чем вы освоите сложение!

Планируя свое тестирование, не забудьте включать информацию из предыдущих модулей. Тест – это хороший способ практиковать навыки, но вам также нужны оценки, где студенты проверяют себя на более широком спектре знаний и имеют возможность объединить общие знания модуля, прежде чем двигаться вперед.

Создайте содержание своего курса

Теперь, когда у вас есть все части, пришло время собрать их вместе.  Вы уже на пути к созданию отличного курса с твердыми принципами, которые помогут вам дать отличное образование вашим студентам!

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №

Преподаватель______________________________________________________

Дисциплина________________________________________________________

Специальность_____________________________________________________

Тема
занятия_______________________________________________________

Формируемые
компетенции_________________________________________

Цели
занятия:

1.Учебные

Содержание учебного материала (теор – знать, практ – уметь, ПК)

__________________________________________________________________

2.Воспитательные

__________________________________________________________________3.
Развивающие

__________________________________________________________________

Оснащение
занятия: __________________________________________________________________

Литература:________________________________________________________

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Вре-мя

1.    

Организационный
момент

2.

Целевая
установка. Мотивация учебной деятельности

3.

Актуализация
опорных знаний

4.

Методические
указания к проведению самостоятельной работы

5.

Самостоятельная
работа студентов

6.

Осмысление и
систематизация полученных знаний и умений

7.

Подведение
итогов занятия

8.

Домашнее задание:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИИ №

Преподаватель______________________________________________________

Дисциплина_______________________________________________________

Специальность_____________________________________________________

Тема
занятия______________________________________________________

Формируемые
компетенции_________________________________________

Цели
занятия:

1.    
Учебная

Содержание учебного материала:

__________________________________________________________________

2.    
Воспитательные

__________________________________________________________________

3.    
Развивающие

_________________________________________________________________

Оснащение
занятия__________________________________________________

Литература:________________________________________________________

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Вре-мя

1.    

Организационный
момент

2.

Целевая
установка. Мотивация учебной деятельности

3.

Актуализация
опорных знаний

4.

Изучение
нового материала

План лекции

5.

Осмысление и
систематизация полученных знаний

6.

Подведение
итогов занятия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель______________________________________________________

Дисциплина________________________________________________________

Специальность_____________________________________________________

Тема
занятия_______________________________________________________

Формируемые
компетенции__________________________________________

Цели
занятия:

1. Учебные

Содержание учебного материала

__________________________________________________________________2.
Воспитательные

__________________________________________________________________

3. Развивающие

__________________________________________________________________

Оснащение
занятия: __________________________________________________________________

Литература:________________________________________________________СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Вре-мя

1.    

Организационный
момент

2.

Целевая
установка. Мотивация учебной деятельности

3.

Актуализация
опорных знаний

4.

Изучение
нового материала

5.

Методические
указания к проведению самостоятельной работы

6.

Самостоятельная
работа студентов

7.

Осмысление и
систематизация полученных знаний и умений

8.

Подведение
итогов занятия

9.

Домашнее задание:

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенцииПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.

В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Содержание:

  • Коротко о планировании в обучении
  • Создание плана обучения: этапы и задачи
  • Создание плана
  • Следование плану обучения: да или нет?
  • Как не уйти от плана?
  • Когда можно отойти от плана?
  • Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
  • Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
  • Проверочный тест

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

1 Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
2 Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
3 Интерактивный метод.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.

В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.

Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.

А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.

Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее побеседуем о самоорганизации.

2 Поиск информации4 Самоорганизация →

Учебно-методический план занятия №4

Тема занятия: Подготовка оборудования к ремонту

 УП.02

   Тип занятия: практическое занятие

   Цель занятия: формирование компетенций.

    1.Общих

ОК1

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК6

ОК7

ОК8

ОК9

ОК10

2.Профессиональных

ПК2.4

Учебная: Закрепление и углубление знаний полученных на теоретических занятиях, формировать умения.

воспитательная: Привить  навыки по пользованию слесарными и слесарно-измерительными инструментами при ремонте нефтепромыслового оборудования .

Обеспечение занятия:

      1. Наглядные пособия: плакаты, щиты, интерактивная доска

      2. Раздаточный материал: слесарно-измерительные        инструменты, инструктивные карты.

      3. Литература:

№ п/п

Автор

Наименование

Издательство, год издания

1

Макиенко Н.И

Практические работы по слесарному делу.

1982, Москва «Высшая школа»

2

Покровский Б.С.

Производственное обучение слесарей

2007 г. «Академия»

3

Покровский Б.С., Скакун В.А.

Сборник заданий по специальной технологии для слесарей

2007 г. «Академия»

4

Покровский Б.С., Скакун В.А.

Слесарное дело

2007 г. «Академия»

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие: Освоение и закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях.

Обеспечиваемые: Опорными знаниями по физике, химии, теор.механике.

                                            Ход урока

Элементы занятия, виды работ на занятие, учебные вопросы,

Содержание изучаемого материала

          1.  Оргмомент:

– взаимное приветствие;

             -проверка наличия и готовности обучающегося к занятиям ;учащиеся должны быть в спецовке  на рабочем месте.

          2.Подготовка к практическим занятиям:

              –включение технических средств обучения, раздача слесарно-измерительных инструментов, ,инструктивных карт. 

          3. Вводный инструктаж, сообщение темы занятий: «Подготовка оборудования к ремонту»

            –  Мотивация темы занятия,  актуализация  опорных знаний и умений  по ранее пройденным темам;

             -инструктаж по технике безопасности, показ безопасных приемов работы ;

          4. Теущий инструктаж,изложение учебного материала:

 -ознакомление с измерительными инструментами, устройством, правилами измерения                   просмотр фильмов по правилам пользования измерительными инструментами;

-показ приемов работы с измерительным инструментом;

– ознакомление с инструментами для ремонта, сборки-разборки оборудования;                                                          -показ  приемов работы с  инструментами для ремонта ,сборки разборки оборудования

                5.Самостоятельная работа обучающегося  по пользованию измерительными инструментами.

                5.1 Проверка ,порядок и правила выполнения задания.

                   Задание 1  -упражнение в измерении   деталей различными измерительными инструментами, штангенциркулем, щупами, слесарным угольником, калибрами, микрометрами ;

                      Задание 2 -измерение размеров нефтяного ассортимента  труб , ремонтных размеров запорной арматуры, крепежных деталей узлов механизмов применяемых при монтаже станка качалки контрольно-измерительным инструментом(штангенциркулем и микрометром),контроль отверстий НКТ цилиндрической пробкой.

                     Задание3 – упражнение по правилам пользования инструментом для разборки сборки.

                 6.Закрепление нового материала;

                  –опрос ,тестирование  обучающихся  по правилам пользования измерительным инструментом;

                 -оценка упражнений.

                     7.Уборка рабочих мест:

               -подготовка материалов и рабочих мест ко следующему занятию.

              8.  Заключительный инструктаж,подведение итогов  занятий:

              –анализ работы;

                 -сообщение указаний на следующие занятие.

Номер раздела урока.

Время

Применяемые наглядные пособия, технические средства.

Формы и методы обучения.

Деятельность учащихся на уроке.

1

5

Журнал классный

Беседа

2

5

 Оборудованное рабочее место учащегося, спецодежда.

Выполнение

3

15

Набор слесарно – измерительных инструментов.

Беседа ,опрос

4

25

Плакаты, инструкции, планшеты, программа по слесарному делу

Объяснение

      5

   15

Набор слесарно- измерительных инструментов

Самостоятельная работа

6

15

Журнал классный

Опрос ,

тестирование

      7

   5

Уборочно-моющие средства

Выполнение

8

5

Информация о полученных оценках.

Поурочный план на следующее занятие

Обобщение

Домашние задание с учетом индивидуальных способностей учащихся:

      1.  Для учащихся, имеющих подготовку на уровне понимания.

Конспектировать:

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

2. Для учащихся, имеющих подготовку на уровне алгоритминизированных умений и навыков.

Конспектировать

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

3.Для учащихся, имеющих подготовку на уровне переноса.

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

Учебно-методический план занятия №5

Тема занятия: Подготовка оборудования к ремонту

 УП.02

   Тип занятия: практическое занятие

   Цель занятия: формирование компетенций.

    1.Общих

ОК1

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК6

ОК7

ОК8

ОК9

ОК10

2.Профессиональных

ПК2.4

Учебная: Закрепление и углубление знаний полученных на теоретических занятиях, формировать умения.

воспитательная: Привить  навыки по  подготовке нефтепромыслового оборудования к ремонту .

Обеспечение занятия:

      1. Наглядные пособия: плакаты, щиты, интерактивная доска

      2. Раздаточный материал: слесарно-измерительные        инструменты, инструктивные карты.

      3. Литература:

№ п/п

Автор

Наименование

Издательство, год издания

1

Макиенко Н.И

Практические работы по слесарному делу.

1982, Москва «Высшая школа»

2

Покровский Б.С.

Производственное обучение слесарей

2007 г. «Академия»

3

Покровский Б.С., Скакун В.А.

Сборник заданий по специальной технологии для слесарей

2007 г. «Академия»

4

Покровский Б.С., Скакун В.А.

Слесарное дело

2007 г. «Академия»

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие: Освоение и закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях.

Обеспечиваемые: Опорными знаниями по физике, химии, теор.механике.

                                            Ход урока

Элементы занятия, виды работ на занятие, учебные вопросы,

Содержание изучаемого материала

          1.  Оргмомент:

– взаимное приветствие;

             -проверка  наличия и готовности обучающегося к занятиям ;учащиеся должны быть в спецовке  на рабочем месте.

          2.Подготовка к практическим занятиям:

              –включение технических средств обучения, раздача ,инструментов ,

инструктивных карт. 

          3. Вводный инструктаж,сообщение темы занятий: «Подготовка оборудования к ремонту»

            –  Мотивация темы занятия,  актуализация  опорных знаний и умений  по ранее пройденным темам;

             -инструктаж по технике безопасности, показ безопасных приемов работы при ремонте нефтепромыслового оборудования ;

          4.Текущий инструктаж изложение учебного материала.

                      4.1Изучение порядка и правил выполнения задания согласно  инструктивных карт.

                  Задание1 -на подготовку инструментов для ремонта ,сборки разборки оборудования;

                    Задание 2 -на  отключение станка качалки ;

                     Задание3-на демонтаж оборудования;

                     Задание 4-на разборку, оборудования;

                     Задание5-на мойку оборудования;

                5.Самостоятельная работа обучающегося  

                –выполнение задания на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования.

                 6.Закрепление нового материала;

                  -опрос ,тестирование  обучающихся  по порядку , правилам выполнения задания по подготовке оборудования к ремонту.

                 -оценка упражнений.

                     7.Уборка рабочих мест:

-подготовка материалов и рабочих мест ко следующему занятию.

              8.  Заключительный инструктаж,подведение итогов  занятий:

              –анализ работы;

                 -сообщение указаний на следующие занятие.

Номер раздела урока.

Время

Применяемые наглядные пособия, технические средства.

Формы и методы обучения.

Деятельность учащихся на уроке.

1

5

Журнал классный

Беседа

2

5

 Оборудованное рабочее место учащегося, спецодежда.

Выполнение

3

15

Набор слесарно – измерительных инструментов.

Беседа ,опрос

4

25

Плакаты, инструкции, планшеты, программа по слесарному делу

Объяснение

      5

   15

Набор слесарно- измерительных инструментов

Самостоятельная работа

6

15

Журнал классный

Опрос ,

тестирование

       7

   5

Уборочно-моющие средства

Выполнение

8

5

Информация о полученных оценках.

Поурочный план на следующее занятие

Обобщение

Домашние задание с учетом индивидуальных способностей учащихся:

      1.  Для учащихся, имеющих подготовку на уровне понимания.

Конспектировать:

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

2. Для учащихся, имеющих подготовку на уровне алгоритминизированных умений и навыков.

Конспектировать

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

3.Для учащихся, имеющих подготовку на уровне переноса.

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

Учебно-методический план занятия №6

Тема занятия: Подготовка оборудования к ремонту

 УП.02

   Тип занятия: практическое занятие

   Цель занятия: формирование компетенций.

    1.Общих

ОК1

ОК2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК6

ОК7

ОК8

ОК9

ОК10

2.Профессиональных

ПК2.4

Учебная: Закрепление и углубление знаний полученных на теоретических занятиях, формировать умения.

воспитательная Привить  навыки по  подготовке нефтепромыслового оборудования к ремонту.

Обеспечение занятия:

      1. Наглядные пособия: плакаты, щиты, интерактивная доска

      2. Раздаточный материал: слесарно-измерительные        инструменты, инструктивные карты.

      3. Литература:

№ п/п

Автор

Наименование

Издательство, год издания

1

Макиенко Н.И

Практические работы по слесарному делу.

1982, Москва «Высшая школа»

2

Покровский Б.С.

Производственное обучение слесарей

2007 г. «Академия»

3

Покровский Б.С., Скакун В.А.

Сборник заданий по специальной технологии для слесарей

2007 г. «Академия»

4

Покровский Б.С., Скакун В.А.

Слесарное дело

2007 г. «Академия»

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие: Освоение и закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях.

Обеспечиваемые: Опорными знаниями по физике, химии, теор.механике.

                                            Ход урока

Элементы занятия, виды работ на занятие, учебные вопросы,

Содержание изучаемого материала

          1.  Оргмомент:

– взаимное приветствие;

            -перекличка;

             -проверка готовности обучающегося к занятиям ;учащиеся должны быть в спецовке  на рабочем месте.

          2.Подготовка к практическим занятиям:

              –включение технических средств обучения, раздача , слесарных инструментов ,инструктивных карт. 

          3.Вводный инструктаж,сообщение темы занятий: «Подготовка оборудования к ремонту»

            –  Мотивация темы занятия,  актуализация  опорных знаний и умений  по ранее пройденным темам;

             -инструктаж по технике безопасности, показ безопасных приемов работы   ;

          4 Текущий инструктаж,изложение учебного материала.

 изучение технической и эксплуатационной документации;

 – чтение сборочных чертежей нефтепромыслового оборудования

– использование диагностических приборов и технического оборудования;

– проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами применяемыми  при выполнении ремонта деталей ,узлов нефтепромыслового оборудования ;

 – выбор эксплуатационных материалов, способов восстановления деталей ,узлов оборудования;                  

– оформление  акта осмотра, учетной документации ремонта нефтепромыслового оборудования.

                5.Самостоятельная работа обучающегося  

                5.1 Порядок и правила выполнения задания:

     Задание 1  изучение технической и эксплуатационной документации;
     
    Задание 2- визуальный осмотр составных частей станка-качалки;
     
    Задание 3- измерительный контроль в местах вероятного появления дефектов;
     
    Задание4 – неразрушающий контроль сварных швов и основного металла;
     
    Задание5 – составление дефектной ведомости;
     
    Задание6 – оценка остаточного ресурса по результатам анализа полученных данных;
     
   Задание  7- оформление заключения по дальнейшему использованию станка-качалки

                 6.Закрепление нового материала;

                  -опрос ,тестирование  обучающихся  по порядку , правилам выполнения задания по подготовке оборудования к ремонту.

                 -оценка упражнений.

                     7.Уборка рабочих мест:

               -подготовка материалов и рабочих мест ко следующему занятию.

              8.Заключительный инсруктаж,подведение итогов  занятий:

              –анализ работы;

                 -сообщение указаний на следующие занятие.

Номер раздела урока.

Время

Применяемые наглядные пособия, технические средства.

Формы и методы обучения.

Деятельность учащихся на уроке.

1

5

Журнал классный

Беседа

2

5

 Оборудованное рабочее место учащегося, спецодежда.

Выполнение

3

15

Набор слесарно – измерительных инструментов.

Беседа ,опрос

4

25

Плакаты, инструкции, планшеты, программа по слесарному делу

Объяснение

      5

   15

Набор слесарно- измерительных инструментов

Самостоятельная работа

6

15

Журнал классный

Опрос ,

тестирование

       7

    5

Уборочно-моющие средства

Выполнение

8

5

Информация о полученных оценках.

Поурочный план на следующее занятие

Обобщение

Домашние задание с учетом индивидуальных способностей учащихся:

      1.  Для учащихся, имеющих подготовку на уровне понимания.

Конспектировать:

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

2. Для учащихся, имеющих подготовку на уровне алгоритминизированных умений и навыков.

Конспектировать

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

3.Для учащихся, имеющих подготовку на уровне переноса.

«Инструктивные  карты  на отключение, демонтаж, разборку, мойку, оборудования»

Добавить комментарий